Автомобильный счетчик топлива. Самодельный расходомер для автомобиля

Отечественной разработки.

Почему именно проточные датчики расхода топлива?
Ответ прост – только они дают точный реальный расход топлива, а не расчёты по косвенным измерениям (уровень топлива в баке, время открытия форсунок и прочие), которые легко фальсифицируются и часто дают только оценочные, а не точные значения.

Как подобрать счётчик расхода топлива или систему учёта топлива?

Для автотехники (легковых автомобилей, грузовиков, автобусов, тракторов, спецтехники и т.д.) наиболее успешно зарекомендовали себя счётчики расхода топлива швейцарского производства серии VZP и VZD и DFM , чешские расходомеры дизельного топлива DWF , а также Eurosens Direct и Eurosens Delta . Для тракторов, спецтехники не редко используются механические счетчики топлива VZO4 и VZO8. А специализированные системы учета топлива ПОРТ-1 получили заслуженное признание в деле контроля за фактическим расходом горючего и многими другими параметрами уже много лет назад.

Непосредственный выбор счётчика или системы учёта для определения расхода топлива техники в первую очередь основывается на величине максимального потока топлива, который идёт в топливной магистрали. Нельзя основывать выбор расходомера дизельного топлива на присоединительном размере или диаметре трубопровода! Нельзя выбирать расходомер на основе паспортных данных о расходе топлива двигателем, особенно это касается двухтрубных топливных систем (с обраткой), а они составляют подавляющее большинство. Важен именно поток топлива в топливопроводе, определяемый, как правило, производительностью подкачивающего насоса.

Вторым критерием для выбора датчика расхода топлива является необходимый функционал прибора.

Если удобно снимать показания расхода вручную , следует остановиться на счётчиках топлива с цифровым (механическим или ЖКД) индикатором на приборе — VZO4 (механический циферблат), VZO8 (механический циферблат), VZD4 (ЖКД на счётчике), VZD8 (ЖКД на счётчике), Eurosens Direct (ЖКД на счетчике), DFM c DFM-BC (ЖКД), Eurosens Delta (ЖКД на корпусе), Eurosens Delta c отдельным дисплеем для монтажа в кабине Display F1, с присоединяемым выносным ЖК-монитором (устанавливается в кабине или временно подключается к контроллеру для снятия показаний).

Если же требуется автоматизированная система учёта с выводом данных на компьютер , необходимо убедиться в наличии импульсного выхода на расходомере топлива — VZO4 OEM, VZO8 OEM, VZD4, VZP4, VZD8, VZP8, DFM8, DWF, Eurosens Delta, DFM20, DFM25, различные модификации системы ПОРТ-1. Более подробную информацию по этому оборудованию можно найти в или воспользоваться поиском. Наши обзорные статьи можно посмотреть в разделе ЭТО ИНТЕРЕСНО: и .

Чтобы получить высокоточные данные в условиях российского климата , мы рекомендуем использовать систему DFM8D с DFM-BC (датчик расхода дизельного топлива с бортовым компьютером) или DWF с контроллером ПОРТ. Учет расхода топлива системой dfm производится высокоточным расходомером специально адаптированным для работы в условиях тряски и суровых условий эксплуатации, позволяющим даже компенсировать ошибку из-за разницы температур подводимого и отводимого от двигателя горючего.

В большинстве же случаев нет необходимости в получении высокоточных данных и ошибка от 1 до 3% вполне приемлема, что позволяет с успехом применять указанные выше системы учёта ПОРТ и счётчики топлива.

Следует отметить, что наиболее часто учет дизельного топлива на транспорте нашей компанией осуществляется с помощью счетчиков VZP8, dfm8eco, Eurosens Delta PN 250 (КАМАЗ, МАЗ, практически все импортные грузовики и спецтехника, судовые двигатели и генераторы). Пройдя процедуру калибровки, а иногда даже и без нее, учёт дизельного топлива превращается в простую процедуру фиксации использования горючего на каждом потребителе. Реже мы используем счетчики учета топлива VZP4 и Eurosens Direct PN 100(трактора, сельхозтехника, двигатели без обратной магистрали).

Оценку типоразмера счётчика дизельного топлива производства компании “Aquametro AG” можно сделать на основе ниже приведённой таблицы:

Двигатель Счетчик топлива
Мощность Расход топлива Пропускная способность Номинальный диаметр DN
л.с. кВт л/ч л/ч мм
250 184 50 1…80 4
680 500 135 4…200 8
2 000 1 470 400 10…600 15
5 000 3 680 1 000 30…1 500 20
10 000 7 360 2 000 75…3 000 25
30 000 22 000 6 000 225…9 000 40
100 000 73 600 20 000 750…30 000 50

Следует учитывать, что приведённые в таблице данные — оценочные. Основной показатель для выбора расходомера топлива для автомобиля — знание величины минимального и максимального потока в топливопроводе. Если вы затрудняетесь в выборе счётчика, пожалуйста, заполните и вышлите нам опросный лист, представленный на сайте или обратитесь по контактным телефонам, наши специалисты обязательно ответят вам на все интересующие вас вопросы.

Расходомер топлива для автомобиля. Контроль расхода топлива на грузовиках

Решение о том, какой же расходомер дизельного топлива для автомобиля или систему использовать также зависит от конкретной системы организации питания двигателя. Иногда для двигателей с ТНВД мы используем только один счётчик топлива, несколько видоизменяя систему питания (примеры в разделе « »). Для топливных систем с насос-форсункой, электронным впрыском или CommonRail всегда используются два однокамерных расходомера: на прямой и обратной топливной магистрали или один двухкамерный (DFM, Eurosens Delta, DWF).

Выбор оборудования определяется также вашими требованиями к нему. Нужно получать данные так, чтобы об этом не знал водитель — используется система учёта топлива без монитора и индикации на счётчиках. Если же требуется, чтобы водитель контролировал и моточасы и расход (общий, за рейс, суточный, моментальный) — в кабине устанавливается бортовой компьютер (система dfm8 + dfm-bc) или монитор (системы ПОРТ с функцией просмотра и управления). Хочется отслеживать все действия водителя, а именно: маршрут движения, скорость, время и место остановок, расход на каждом этапе пути и другие данные — следует установить систему мониторинга ПОРТ-1 с функцией GPS/Глонасс. Необходимо получать эти данные в режиме реального времени — контроллер с функцией GSM позволяет передавать данные в режиме on-line. На сегодняшний день мониторинг автотранспорта с фактическим расходом горючего — не дорогой, быстро окупаемый функционал.

Выбор оборудования сделан. Что же дальше?

Решения по монтажу датчиков расхода топлива или систем для учета расхода топлива, как правило, не вызывают затруднений и легко просматриваются непосредственно на месте. Монтаж производится или нашими специалистами или обслуживающим технику персоналом в соответствии со схемами, указанными в прилагаемых нами к приборам инструкциях по монтажу и эксплуатации.

Чтобы установить в топливопровод счетчик расходомер топлива DFM или DWF, Eurosens Delta/Direct или VZO обычно используются монтажные комплекты или просто штуцеры типа «резьба-ёлочка», шланги же крепятся обычными хомутами. Монтажный материал не всегда идёт в комплекте с прибором, но может быть приобретён отдельно. Счётчики топлива VZD и VZP имеют адаптированный вход M14х1,5. Для установки систем учета топлива серии ПОРТ-1 весь монтажный материал прилагается с изделием.

Любой датчик расхода топлива и даже vzp, vzo, vzd с внутренней предохранительной сеточкой, всегда устанавливается после фильтра (с соответствующим фильтрующим элементом) для предотвращения попадания посторонней грязи в механизм прибора. Грязь может вызвать не просто нарушение работы прибора, но и вывести его из строя, что в свою очередь приведёт к закупориванию топливопровода и ухудшению работы двигателя на больших нагрузках.

Счетчик расхода дизельного топлива (а счетчики dwf, Eurosens Direct, Eurosens Delta лучше горизонтально) должен быть закреплён на раме (не на двигателе!), все соединения рекомендуется защитить от вмешательства посторонних лиц (мы пломбируем съёмные соединения). Нельзя устанавливать расходомер топлива в непосредственной близости от ТНВД, если же этой ситуации нельзя миновать, то во избежание гидравлических ударов используйте гибкий шланг длиной не менее 2 метров, свёрнутый кольцом для уменьшения занимаемого им пространства.

Для измерения расхода топлива на локомотивах, судах, мощных дизельных генераторах используются расходомеры топлива как и для автомобиля различных конструкций, но основное распространение получили расходомеры большего типоразмера серии VZO (VZO15, VZO20, VZO25 даже VZO40) и DFM (DFM8S, DFM8D, DFM8ECO, DFM12eco, DFM20S, DFM25S) компании “Aquametro”, Eurosens Direct PN 250, Eurosens Direct PN 500, Eurosens Delta PN 250, Eurosens Delta PN 500 компании “Mechatronics”. Также в последнее время нами устанавливаются расходомеры серии OGM (OGM25 разных модификаций) шанхайской компании “Maide Machine”, погрешность измерения которых составляет всего 0,5% или 0,25%.

Основные схемы установки система контроля расхода топлива для учета расхода топлива в топливной системе автотранспорта прилагаются в «инструкциях по монтажу и эксплуатации» предлагаемого нами оборудования. На этой странице мы представим только общее решение. Базовая схема построения комплекса учёта расхода топлива двигателем представлена на следующем ниже рисунке и включает два датчика расхода горючего, установленные на прямой и обратной магистрали. Разница показаний датчиков расхода является реальной величиной потребляемого двигателем горючего.

Наилучших, точнее сказать, самых точных измерений с помощью швейцарских расходомеров можно добиться используя счетчик топлива DFM (датчики DFM8D и DFM8S с бортовым компьютером DFM-BC):

Счетчик дизельного топлива dfm подключается к вычислителю DFM-BC

Счетчик топлива DFM (Difference Flow Meter — счётчик разницы потоков) позволяет получать точные данные благодаря в первую очередь взаимной калибровке датчиков прямого и обратного потоков, а также возможности введения температурной поправки. Ведь не секрет, что горючее в обратной магистрали (после двигателя) имеет более высокую температуру, чем в магистрали подачи, а следовательно, датчик обратного потока представит завышенные результаты. Особенно температурная погрешность проявляется в холодное время года на стадии прогрева и первого часа работы машины. Система dfm позволяет производить вычисления с погрешностью до 1%.

На машинах, оснащённых рядным ТНВД, как правило можно использовать схему закольцовки обратной магистрали. Это позволяет проводить прямые измерения расхода топлива и экономить на покупке оборудования, приобретая и устанавливая только один счетчик топлива dfm (dfm8s) или vzo/vzd/ДРТ ПОРТ. Пример такой схемы установки изображён на следующем ниже рисунке:

Один из вариантов монтажа счетчика топлива dfm или vzo, или OGM на корабельный двигатель для учета расхода топлива:

Другие, более конкретные схемы установки счетчиков топлива для учета расхода можно посмотреть на страницах раздела «ЭТО ИНТЕРЕСНО».

При монтаже приборов учета расхода топлива необходимо учитывать, что счётчики и дополнительное оборудование следует устанавливать в местах, удобных и доступных для монтажа, обслуживания и снятия показаний. Установка счетчика топлива dfm, vzo и других проводится с соблюдением направления стрелки, имеющейся на корпусе расходомера, если такая имеется.

Автомобильный измеритель расхода топлива.

Машина не роскошь, – а средство передвижения, именно этими словами хотелось бы открыть эту тему. Любое транспортное средство не может двигаться без топлива, которое, как известно, стоит денег. А кто из нас точно знает, сколько литров на единицу времени или пути сжигает автомобиль. А ведь зная текущий расход топлива можно легко выбирать стиль езды, экономящий понапрасну сжигаемое топливо. Удобно выявить оптимальные режимы с точки зрения рационального компромисса между экономией и достаточной приемистостью, именно для вашего двигателя. Многие авто уже оборудованы штатными индикаторами, да, именно индикаторами (не измерителями) расхода с названиями ECONOMY или тому подобными. Данный прибор скорее отображает качество усвоения топлива двигателем, нежели расход. Он измеряет разряжение под дроссельной заслонкой, – а это не есть точный параметр расхода топлива…

Многие контроллеры управления впрыском, имеют внешнюю цифровую шину, с которой можно считывать информацию о расходе, но описания протоколов обмена по этой шине не являются свободно доступными, и проще с этой шиной не работать.

Разработанная мною конструкция является достаточно точным прибором для отображения реального, текущего расхода топлива Вашего авто.

Единственным ограничением на использование этого прибора является то, что двигатель должен быть инжекторным (mono или multi point), а если дизельный, то впрыск должен быть электронным. Современные автомобили в основной своей массе именно таковыми и являются.

Это связано с тем, что исходный сигнал снимается непосредственно с клеммы электромагнита форсунки. Измерение расхода основано на измерении времени открытия форсунок за единицу времени измерения, учитывая то, что давление топлива в магистрали - константно.

Расход отображается в литрах в час с точностью 0.1 литра в час. Для подключения требуется всего 4-е провода: масса, +12в постоянно, +12в при включении зажигания и сигнал от форсунки (если их больше одной, то от любой одной). Существуют два основных режима работы - измерение и калибровка. Для чего нужна калибровка. У разных моделей авто различный объём двигателей, разное давление в топливной магистрали и т.п. Для процесса калибровки необходимо только одно - знать точное количество топлива сгоревшее за какое то время. Начало и окончание этого времени отмечается пользователем. При этом, в режиме калибровки, можно запускать и глушить двигатель и ехать на любых скоростях и режимах. Важно лишь отметить контроллеру начало и окончание отсчёта времени, за которое сгорело точно известное количество топлива. После этой процедуры прибор будет откалиброван именно для вашего авто. Процедура калибровки, работающая с 32-х битными числами - достаточно сложна и подробного описания её работы не будет.

Измеритель может быть выполнен на любом процессоре с структурой команд 8051, например 1816ве51,80с31,89s52…, с внутренней или внешней памятью программ не менее 4К.

Измеритель состоит из блока индикации на 1-2-х рядном индикаторе с контроллером HD44780, блока клавиатуры и самого процессорного модуля. В качестве индикатора лучше применить двухрядный 2х16 знаков или полуторорядный, в котором второй ряд имеет матрицу символа 4х5 точек. Можно использовать и однорядный индикатор, но в этом случае не будет работать пиковый индикатор расхода, реализованный именно в втором ряду знакомест.

Клавиатура состоит из пяти кнопок, работающих на замыкание, обозначим их цифрами 1..5 для простоты упоминания о них в дальнейшем описании. Блок индикатора и блок клавиатуры могут быть удалены от процессора практически любым кабелем на расстояние более двух метров. Это сделано для удобства установки прибора в авто, например: индикатор на приборный щиток, клавиатуру рядом с ручкой ручного тормоза, а процессор в любое другое место, но обязательно в салоне. Для обеспечения этой возможности выбраны достаточно низкие скорости обмена процессора с индикатором и клавиатурой, а также реализован программный контроль дребезга клавиатуры.

Функционально кнопки имеют сл. Значения:

1 уменьшения значения переменной

2 увеличение значения переменной

3 предыдущая переменная

4 следующая переменная

5 мастер-кнопка

Включение контроллера происходит при включении зажигания, путём формирования сигнала сброса процессора, а выключение происходит автоматически при отсутствии сигнала с форсунки более 15-ти сек. После выключения процессор и индикатор переводятся в режим микропотребления, основное питание при этом не прерывается.

При включении могут быть три варианта запуска

Холодный старт для первого включения или разрушенной информации в пзу

Тёплый старт, значения всех параметров берутся при этом из пзу и озу процессора

Тёплый старт, но с очисткой только озу процессора для запуска откалиброванного измерителя после отключений аккумулятора или иных сбоев в системе электропроводки.

А теперь, собственно, инструкция по эксплуатации.

Для установки в авто необходимо установить индикатор, клавиатуру и процессорный модуль в удобные места. Подключить массу к корпусу авто,+12в к постоянно присутствующему питанию, например к клемме аккумулятора, зажигание к проводу, на котором +12в присутствует только при включенном зажигании и последний провод к форсуне, если форсунок более одной, то к любой из них. Подключаться нужно через резистор 10кОм к тому проводу электромагнита форсунки, на котором напряжение пульсирует в момент открытия последней. В целях безопасности, этот резистор следует установить непосредственно у форсунки. Напряжение с форсунки должно быть близком к нулю при открытии форсунки и близким к 12в при закрытии, в противном случае необходимо самостоятельно установить дополнительный инвертор для смены фазы сигнала с форсунки, в схеме контроллера.

При первом включении перед включением зажигания необходимо нажать кнопки 1,2 и 5 одновременно и потом включить зажигание. После включения зажигания, отпустить кнопки и дождаться запуска контроллера. Далее следует нажать кнопку 5, и после появления в самом правом знакоместе символа * ,нажать кнопки 1 и 2 до появления надписиSETUP, далее отпустить все кнопки.

На экране появится название первой переменной системного меня и её значение. Выбор переменной производится кнопками 3 и 4,а значение меняется кнопками 1 и 2.Для первого случая не следует ничего менять и следует нажать кнопку 5 до появления обычного дисплея. При этом начальные значения пропишутся в пзу и в дальнейшем контроллер будет нормально стартовать при включении. Следует отметить, что при выполнении вышеописанной процедуры инициализации, калибровочный коэффициент останется ошибочным, он пропишется только после удачного цикла калибровки на автомобиле. Это вызовет тольо лишь ошибочную индикацию рахода! Поэтому удобнее пзу 24с02 заранее запрограммировать значениями: 5,100,10,10,32,0,197,0,0,10. Эти данные следет прописать с нулевого адреса пзу.

Системное меню имеет следующие переменные:

Mass time время измерения, которое следует выбрать для получения оптимальной для вас динамики смены показаний измерителя

Mass offs введение постоянной корректировки в показание измерителя в диапазоне от –100 до +100, что будет соответствовать корректировке показаний от – 10.0 л/ч до + 10.0 л/ч.

Mass /div эти параметры позволяют умножить и потом разделить результат измерения расхода на число от 1 до 10-ти для пропорциональной корректировки показаний. Иными словами можно умножить или разделить показания на 0.1….10.

*-displ /div коэффицент деления входного сигнала для пикового индикатора,служит для выбора усиления пикового индикатора.

*-displ mode режим пикового индикатора

0-одно движущееся знакоместо

1-обычный пиковый индикатор с меняющейся по длине полосой знакомест

*-работает только с двухрядным индикатором.

Tank calibr эта переменная влияет на результат калибровки, при её уменьшении показания реального расхода после калибровки увеличиваются и аналогично в обратном направлении.

О последней переменной подробнее. Измеритель спроектирован но работу процессора с кварцем 11мГц, но могут использоваться и другие частоты. Для простоты адоптации к другой частоте кварца и используется данная переменная. Для установки последней в правильное положение лучше всего собрать и подключить калибровочный генератор. Выход генератора подключается вместо сигнала от форсунки. Включив измеритель с генератором следует выбрать частоту и скважность импульсов генератора такими, чтоб показания не были нулевыми и максимальными(70л в час). Далее запустить калибровку скажем на 10 минут и сказать контроллеру, что сгорело 2литра после этого показания должны стать 6 литров в час, если этого не произошло, то следует подобрать переменную tank calibr ,повторяя режим калибровки до получения требуемого показания расхода.

После этой процедуры измеритель готов к калибровки на автомобиле.

Калибровка запускается нажатием кнопок 5 и 3 до появления надписи calibr stsrt, для окончания нажать кнопки 5 и 4 , появится надпись calibr stop, после отжатия кнопок контроллер попросит ввести реально сгоревшее количество топлива (real tank), если ввести 0, то калибровка продолжится. Это сделано для предотвращения ошибочной отмены режима. Если при калибровочных вычислениях возникнут грубые математические ошибки, например деление на ноль, то контроллер выдаст сообщениие calibr error и вернётся к прежним значениям. В режиме калибровки нельзя входить в системное меню, при попытке возникнет сообщение setup not run.Это связано с значением временем измерения, которое нельзя менять в режиме калибровки.

При возможно кажущейся сложности при инсталляции, измеритель обладает высокой гибкостью в адаптации к конкретным условиям работы. При установке кварца на частоту, отличную от 11мГц необходима двойная калибровка, хотя и с требуемым значением частоты (11мГц) кварца может потребоваться первичная калибровка для повышения точности измерений. В любом случае лучше выполнить оба этапа калибровки.

Тёплый старт с очисткой озу процессора отменяет только все незаконченные калибровочные процедуры на случай сбоя.

Технические данные

Измеряемый расход 0.1-70.0 л. на час

Калибровочный объём топлива 1-99 литров

Время измерения 0.2 – 1.5сек

Схема контроллера с внешней ПЗУ

Схема контроллера с внутренней ПЗУ

Схема калибровочного генератора

Фото индикатора работающего измерителя

Фото индикатора со стороны контроллер hd44780

Программы для прошивки пзу в hex и bin форматах

Схемы в формате sPlan . Файлы для прошивки приводятся в bin hex форматах. Прилагается две версии контроллера:

0…для однорядного индикатора

1…для двухрядного индикатора, хотя эта версия может работать с однорядными индикаторами, имеющими непрерывные адреса знакомест, конечно без пикового индикатора.

Индикаторы на основе hd44780 имеют не менее трёх, известных мне, разновидностей адресации внутреннего озу и совет прост, Попробовать обе прилагаемые версии, если это не помогает, то использовать другой индикатор При несовместимости индикатора, в любом случае, левые 8 знакомест будут отображаться корректно!

Как уже отмечалось -процессор любой, совместимый с системой команд 8051,с внешним или внутренним пзу объёмом 4кбайта. В случае использования внутреннего пзу порты Р0 и Р2 не используются.

И в заключение хочу отметить:

Данный прибор является частью моей разработки маршрутно-бортового компьютера. Разработка в целом будет коммерческой и по завершении будет отдельная статья с описанием конструкции и условий реализации прибора.

Данная версия (beta) является бесплатной в связи с тем, что я заинтересован в результатах испытаний на разных моделях авто.

Буду очень признателен за такую информацию.

С вопросами приобретения или заказа просьба пока не обращаться. Дополнительных функциональных возможностей в бесплатной версии также не будет.

Желаю удачи и безаварийной езды!!!

В данной статье перечислены и подробно описаны большинство современных решений обеспечения контроля расхода топлива на транспортных средствах. Эта информация позволит Вам расширить познания в видах применяемого оборудования, позволит более взвешенно и рационально подойти с выбору методики контроля и закупаемых средств измерений. Используя данный материал Вы наверняка сможете избежать необоснованных затрат на эксперименты.

Современные способы контроля расхода топлива и иных параметров на транспорте.

Для начала давайте ответим на несколько вопросов, решение которых в индивидуальном порядке будем рассматривать ниже.

На каких объектах обычно требуется применение средств контроля расхода топлива?

  • легковой автотранспорт
  • грузовой автотранспорт
  • специальная техника
  • сельскохозяйственная техника
  • стационарные цистерны для хранения и отпуска ГСМ

Контроль каких видов топлива обычно хотят производить?

  • дизельное топливо
  • бензин
  • ГАЗ (пропан, бутан)

Какие современные способы и методы контроля расхода топлива существуют?

  • подключиться к штатному аналоговому датчику уровня топлива транспортного средства
  • подключиться к форсунке транспортного средства
  • подключиться к CAN шине транспортного средства
  • установить датчик уровня топлива в бак транспортного средства
  • установить проточный счетчик топлива на двигатель транспортного средства
  • установить Ультразвуковой датчик уровня топлива (УЗИ) на бак транспортного средства или балон ГБО
  • установить датчик уровня топлива на балон ГБО для контроля уровня газа

Теперь рассмотрим каждый метод контроля отдельно....

Контроль уровня и расхода топлива при помощи штатного аналогового датчика.

Вот еще один пример как устанавливается счетчик топлива на двигатель. Времени это занимает не много.

Если заказчик против закольцовки (изменения) топливной системы можно устанавливать дифференциальные счетчики топлива - сразу на обе топливные магистрали (подающую и обратную). Установить дифференциальный счетчик можно например после ТННД (топливного насоса низкого давления), там удобно рядом расположены оба топливных потока транспортного средства. В данном случае стоит не забывать, что счетчики боятся грязи поэтому желательно для дифференциального счетчика контроля расхода топлива устанавливать дополнительный фильтр перед счетчиком в подающей магистрали, чтобы грязь со дна бака в него не попадала.

Если счетчик топлива засорился - страшного ничего нет. Чистятся они элементарно в течении 15 минут. Пример того как это делается можно посмотреть в "справочнике" "инфоцентра" на нашем сайте. Независимо от типа счетчика и его производителя технология одинакова. Для примера "Чистка (промывка) проточного счётчика топлива VZO 8 (OEM)" или "Чистка (промывка) проточного счётчика топлива VZO 4 (OEM)" .

Какой бы счетчик Вы не выбрали для обеспечения контроля расхода топлива транспортного средства необходимо учитывать, что счетчики топлива восприимчивы к гидроударам от ТНВД. Эти гидроудары могут создавать погрешность в измерениях, чтобы этого избежать, после счетчика надо устанавливать дополнительный обратный клапан или кольцо из шланга не менее 2 метров длинны.

Еще один нюанс применения дифференцированных счетчиков контроля расхода топлива - подходят не для всех транспортных средств. На некоторый ТС на выходе из ТНВД из дизельного топлива образуется пена от перепада давления, и эта пена считается топливным счетчиком неправильно. Бороться с ней можно пеногасителями или диаэраторами, но не всегда помогает. Лучше в данном случае подобрать иной способ контроля.

Счетчик топлива контролирует только фактически потребленное двигателем топливо, бак ТС остается бесконтрольным. Расчитывать на контроль заправок и сливов топлива в данном случае не приходится.

Схема установки счетчика топлива на давление:

Схема установки счетчика топлива на разряжение:

Схема установки дифференциального счетчика топлива:

Контроль уровня топлива при помощи ультразвуковых датчиков (УЗИ).

Ультразвуковые датчики контроля расхода топлива работают по принципу ДУТ (измеряют уровень топлива в баке ТС), только для их установки не надо сверлить бак. Установка данного оборудования производится снизу топливного бака путем крепления УЗИ излучателя. Стоят эти системы на сегодняшний день не дешево. Из плюсов только отсутствие необходимости делать отверстие в баке. Из минусов можно перечислить следующее: ультразвуковой датчик контроля топлива (УЗИ) чувствителен к грязи на дне бака и к наличию воды. Причина кроется в методике проведения измерения уровня топлива в баке транспортного средства при помощи УЗИ датчика. Дело в том, что сигнал от излучателя отражается от разницы среды прохождения волны УЗИ. Иными словами датчик проходит сквозь уровень дизельного топлива в баке и отражается о верхней границы (воздуха), а электроника фиксируя эти показания определяет высоту уровня топлива в баке. Если на пути излучателя возникнут иные среды (вода на дне бака или проплывающая частица мусора вдоль дна бака) отражение произойдет раньше и проведет к получению ложного значения уровня топлива. Разово это не страшно, программа спутникового мониторинга ГЛОНАСС эти показания отфильтрует, но если мусора много и баки засоряются часто, это может привести к получению серьезной погрешности. После установки ультразвукового датчика контроля расхода топлива бак транспортного средства также необходимо тарировать.

Принцип работы выглядит примерно так:

Или на этом видео можно посмотреть как производится подобная работа на месте.

Контроль уровня газа в балоне ГБО при помощи внешнего датчика.

Очень много наших клиентов интересует вопрос контроля расхода газа на коммерческих транспортных средствах. Понятно, что слить ГАЗ технологически для водителей не реально. Воруют тут просто "недозаправляя" или параллельно заправляют свой автомобиль. Плюс приписка пробега, плюс завышение норм расхода, в итоге - несмотря на значительную разницу в цене от иных видов топлива, ГАЗ прочно занял место в списке топливных махинаций.

Как правило, контроль расхода газа на транспортном средстве осуществляется водителем по пройденным километрам и механическому датчику расположенному сверху на баллоне ГБО. Крайне, конечно, не удобно, но выбора нет. В последнее время появилось газобаллонное оборудование с электронными датчиками, показания от которых, выводятся на различные индикаторы уровня газа в баллоне, либо напрямую в штатные системы ТС. Работают эти датчики крайне не точно, с рывками, скачками и т.д.

Обычный механический датчик уровня газа на баллоне ГБО выглядит обычно так:

Его можно заменить на аналог, также с индикацией и с аналоговым выходом для системы мониторинга ГЛОНАСС. После установки газовый баллон необходимо также оттарировать, в результате в системе мониторинга транспорта ГЛОНАСС можно будет отслеживать состояние уровня газа в баллоне ГБО, как следствие фактический расход топлива и заправки. Теперь варианты махинаций будут пресечены. Выглядит после установки так:

Также для обеспечения контроля расхода ГАЗа на транспортных средствах можно использовать контроль по форсунке ТС, или установить ультразвуковой датчик (УЗИ) - эти способы были описаны выше, поэтому повторно тратить время на это не будем.

При внедрении оборудования контроля учета расхода топлива, независимо от типа контроля и производителя оборудования, стоит понимать главное - нормально будет работать только правильно установленное оборудование! Системы контроля расхода топлива ведут к значительной экономии и отличаются очень короткими сроками окупаемости (не более трех месяцев, а зачастую это месяц)! В результате установки подобного оборудования погрешность расхода можно будет свести к минимально возможному показателю - 1%-3% не более. А до установки систем контроля расхода топлива на предприятиях эта погрешность составляет не менее 10%, а зачастую доходит и до 30% (иногда и выше). Также не надо забывать, что и на заправках топливо недоливают и бензовозы, которые привозят ГСМ на предприятие - тоже хитрят! Используя системы контроля топлива Вы сможете пресечь воровство топлива со стороны водителей, определять и контролировать поставщиков ГСМ, а также смотреть какие заправки работают честно и какие обманывают. Все это в комплексе ведет к наведению порядка и колоссальной экономии денежных средств.

Это данные исходя из нашего 10 летнего опыта внедрения подобных систем. Не верите? Возьмите оборудование на БЕСПЛАТНЫЙ тест драйв!

Современных способов контроля расхода топлива на транспортных средствах достаточно много. Какое решение выбрать? Взвесьте все за и против сами или воспользуйтесь нашим советом. За консультации мы денег не берем. Специалисты компании "СТАВИНТЕХ" подберут для Вас оптимальное решение осуществления контроля работы транспортного средства, по цене и необходимой точности измерений. Большинство оборудования доступно для пробного БЕСПЛАТНОГО использования! Хотите проверить как это работает? Обращайтесь в

Сразу же после покупки автомобиля (Mitsubishi Lancer, 2003) озадачился установкой индикатора расхода топлива. Японцы сильно сэкономили на этом авто и не установили некоторые полезные функции — пришлось исправлять ситуацию.
Первой мыслью было или покупка готового — существуют множество промышленных устройств, в том числе заточенных под Lancer 9, или самостоятельная сборка какой-нибуть любительской конструкции — и таких немало. Поизучав немного тему выяснил, что все предложенные девайсы обладают избыточностью функций — а мне-то всего навсего нужен расходомер. Поэтому и было решено делать самому. Единственное место на панели куда-бы приборчик вписывался — на место штатных часов, поэтому хочешь-не хочешь он должен и время показывать. Ну и так как при применении 2-х строчного ЖК в этом случае остается незаполненный угол — значит и туда надо что-нибуть более-менее полезное вставить, например индикацию температуры. Кстати говоря, поначалу задумывалась индикация и некоторых других параметров — зарядка аккумулятора, расход на 100 км, мгновенный расход в цифрах и т.д. уже и не припомню — и почти все задумки были реализованы в первой версии индикатора.

Двигатель заглушен, поэтому прогрессбар отсутствует.
Плюсом первой версии считаю то, что при установке на автомобиль не пришлось абсолютно ничего сверлить, точить и т.д. Просто отщелкнуть штатные часы и на их место защелкнуть прибор. Кнопки управления (3 шт.) располагались справа от дисплея.
Но покатавшись некоторое время понял, что из всех функций мне нужны всего 3 (остальными за все это время я ни разу не воспользовался). И тут как раз попался новый дисплей, более симпатичный — решил поставить его ну и заодно переписать все заново — выкинуть ненужные функции. Просто переставить дисплей не получилось-бы во-первых из-за разных габаритов и во-вторых — новый дисплей негативный, надо менять систему диммирования.
Из-за больших размеров дисплея кнопки сбоку не поместились, пришлось высверливать 2 отверстия в подиуме, но это никак не повлияло на внешний вид а пользоваться стало удобнее. Вот фото нового индикатора


И вид сзади


Устройство показывает (повторюсь)

  • 1. Мгновенный расход в виде прогрессбара
  • 2. Время
  • 3. Температуру за бортом или в салоне — по выбору (переключается кнопкой)

Схема
Ничего особенного — микроконтроллер PIC16F876 считывает данные с датчиков температуры (DS18B20), с микросхемы часов (DS1307) и с ЭБУ, обрабатывает все это и выводит на дисплей (LCD 2×16). Сигнал с ЭБУ (Fuel) — один из тех, что идут на инжектор, можно использовать любой. Для формирования (скорее даже согласования) сигнала применен узел на n-p-n транзисторе. Питание устройства — через стабилизатор на 7805. Отдельного питания для микросхемы часов при заглушенном двигателе не предусмотрено т.к. backup батарейки согласно даташиту должно хватить лет на 10.
Управляется устройство 2-мя кнопками, одна из которых — «Mode» — переключает индикацию внутренней и внешней температуры, вторая — «Set» — в зависимости от того какая из температур выбрана устанавливает или часы или минуты.
Дисплей — любой подходящий по размерам двухстрочник, главное чтоб он был с расширенным температурным диапазоном.
Датчики температуры установлены — один в салоне, другой выведен под передний бампер.
Диммер — котакты реле размыкаясь просто подключают добавочный резистор в цепь питания светодиодов подсветки тем самым приглушая их. Реле включается от габаритов. Диммер, как уже указывалось, для негативного дисплея, разница между негативным и позитивным в том, что в первом случае днем дисплей должен подсвечиваться ярче чем в темноте. Второй же наоборот — днем подсветка вообще не нужна, включается только с габаритами.

МК кстати можно использовать и другой, послабее. Надо только перекомпиллировать программу под новый. Просто этот остался от предыдующего варианта…

Схема и разводка также выложены в архиве в форматах Splan и SprintLayout соответственно:

Управляющая программа
Прошивка написана на одном из самых простых для изучения и понимания компиляторов — PicBasic Pro.
Состоит из главной программы — mmc.pbp и 3-х подключаемых модулей

  • LCD.inc — описание подключения ЖК дисплея к выводам МК
  • LCDchar.inc — доп. символы ЖК дисплея
  • LCDbar.inc — функция прогрессбара, в этом же модуле содержится переменная, определяющая «чувствительность» прогрессбара BAR_range VAR WORD: BAR_range = 6000

Исходники достаточно подробно прокомментированы, так, что думаю не составит труда разобраться и при необходимости подправить ко-что «под себя». Например, изменить или вообще отключить заставку-анимацию при включении — сейчас пишет «Mitsubishi LANCER IX».

Сама прошивка (hex) и исходники.

Доп. информация по компилятору
Программа написана на PicBasic Pro, v2.5b (обязательно пропатчить до 2.5b, версия 2.5 насколько я понял некорректно отрабатывает OneWare команды, я намучился с температурными датчиками пока не поставил соотв. патч)
Сайт PicBasic
Надо скачать также Microcode Studio, чтобы не заморачиваться с командной строкой
Сергей — SSh

Сфера применения наших счетчиков – ведомственные мини АЗС, а так же индивидуальное использование. Мы поможем Вам организовать систему учета расхода дизельного топлива, бензина, керосина и машинного масла. Контролируя количество отпускаемых нефтепродуктов, ведя статистику их потребления на своем предприятии, Вы сможете существенно сэкономить.

Классификация счетчиков расхода топлива

Счетчики жидкого топлива имеют определенные конструктивные особенности в зависимости от продукта, расход которого они замеряют. С учетом степени вязкости, химического состава и наличия взвешенных примесей прибор может быть изготовлен из различных материалов и иметь разную конструкцию. Так, например, счетчики для бензина и керосина оснащены специальными витоновыми прокладками.

Существуют следующие варианты счетчиков- расходомеров:

    Счетчик учета дизельного топлива (солярки).

    Счетчик учета масла.

    Счетчик учета бензина.

    Счетчик учета керосина.

    Пистолет заправочный со счетчиком.

    Топливный насос со счетчиком.

Наши приборы учета могут быть установлены на подающую топливо трубу мини автозаправочной станции или котельной, а так же на горелку или вмонтированы в заправочный пистолет.

На сегодняшний день промышленность выпускает два основных типа счетчиков перекачки топлива:

    Механический счетчик.

    Электронный счетчик.

Как видно из названия, конструкция первого типа полностью механическая. Второй тип счетчиков использует цифровой, электронный способ расчета и индикации расходуемого объема топлива. Как механические, так и электронные счетчики имеют свои плюсы и минусы. Механическая конструкция дает большую погрешность измерений (около 1%), но безотказно работает в условиях суровой Русской зимы. Электронные счетчики более точны (погрешность около 0,5%), однако плохо работают на морозе, так как рассчитаны на Европейские зимы с морозами не более -5ºС. Порог отключения электронной начинки у отдельных производителей колеблется от -10ºС до -30ºС.

Поэтому, если заправка транспортных средств на Вашем предприятии происходит на открытом воздухе, то предпочтительнее будет применять механические счетчики заправки топлива, особенно в зимний период. Для того чтобы повысить точность измерения счетчиков их часто устанавливают вместе с топливным насосом. За счет такой связки топливо в счетчик подается с постоянным давлением, что обеспечивает минимальную погрешность.

Надежные производители счетчиков расхода топлива, с которыми мы работаем

Не первый год работая на рынке поставок топливного оборудования, наша компания установила долгосрочные партнерские отношения с тремя известными фирмами-производителями. Это - Gespasa (Испания), Petroll (Китай) и Piusi (Италия). Продукция данных брендов имеет только положительные отзывы от клиентов и оптимальное сочетание цены, качества и надежности. Если сравнить поставляемые нами счетчики с представленными на рынке аналогами от компаний Fill-Rite и Adam Pumps, то последние будут менее эффективны по целому ряду показателей, а так же значительно дороже.

Приведем краткие характеристики топливных счетчиков, выпускаемых нашими партнерами.

Механические счетчики. Испанские счетчики расхода топлива Gespasa экономичны и просты в эксплуатации. Они предназначены для контроля объемов перекачиваемых нефтепродуктов в некоммерческой сфере. Точность измерений составляет около 1% (может меняться в зависимости от количества перекачиваемого топлива). Данные механические счетчики имеют два индикатора. Первая шкала отображает информацию текущего измерения (может сбрасываться на 0), а вторая – суммарный объем всех замеров с момента установки счетчика (не сбрасывается). С помощью калибровочного винта можно восстанавливать точность измерений. Счетчик снабжен фильтром, предотвращающим попадание взвешенных примесей в механизм. Все отверстия резьбовые с диаметром 25 мм.

Основные преимущества:

    Конструкция позволяет устанавливать данные счетчики в разных положениях.

    Прочный материал корпуса.

    Компактность и небольшая масса.

    Высокая надежность.

Электронные счетчики. Данные счетчики имеют то же назначение, что и механические. Однако они более точны. Погрешность измерения составляет 0,5%. Питаются приборы от электрических батареек, ресурса которых хватает на несколько лет. По аналогии с механическими, электронные счетчики имеют две шкалы – обнуляемую текущую и не обнуляемую общую. Цифровой индикатор способен работать в зимних условиях при температурах до -30ºС!

Механические счетчики. Это некоммерческие, экономичные топливные счетчики с точностью измерения до 1%. Конструкция снабжена калибровочным винтом, двумя индикаторами показаний (сбрасываемым текущим и не обнуляемым суммарным) и резьбовыми отверстиями диаметром 25 мм. Индикатор прибора можно развернуть в любую удобную сторону.

Конструктивные преимущества:

    Неприхотливость к условиям эксплуатации позволяет данным счетчикам успешно работать в температурном диапазоне +50 ºС -30 ºС.

    Ударопрочный корпус надежно защищает конструкцию от механических воздействий.

    Использование фитингов позволяют устанавливать данные приборы не только с насосами, но и на топливные рукава.

Электронные счетчики топлива Petroll предназначены для гаражей, мастерских и малых автохозяйств. Предполагают некоммерческое использование. Имеют небольшие габариты. Счетчики снабжены двумя индикаторами – для отображения текущих и суммарных измерений. Измерительный элемент имеет турбинную конструкцию. Элемент питания – батарейка с многолетним ресурсом. Диаметр резьбовых отверстий – 25 мм.

Механические счетчики от компании Piusi имеют овальные шестерни, за счет чего увеличивается точность измерений. Они надежны, экономичны и просты в эксплуатации. Механическая прочность корпуса и отсутствие электроники позволяет применять эти приборы даже в самых суровых условиях. Имеется две шкалы индикации показаний. Погрешность измерений – 1%.

Электронные счетчики. Так же, как и механические счетчики, электронные приборы от Piusi имеют овальные шестерни (точность измерений 0,5%). Алюминиевый корпус обладает повышенной прочностью. Электропитание от батареек. Две шкалы отображают текущий и суммарный расход нефтепродуктов.

Все, поставляемые нами, топливные счетчики имеют широкий диапазон измерений:

    20 – 120 литров в минуту для моделей малой и средней производительности.

    30 – 800 литров в минуту для промышленных счетчиков.

Качество предлагаемого нами оборудования подтверждено гарантией производителей. Приборы предварительно откалиброваны, испытаны и полностью готовы к использованию. Каталог продукции нашего сайта даст Вам возможность выбрать и купить любой счетчик расхода топлива с учетом индивидуальных потребностей.

Имея собственный сервисный центр, компания ООО «Технорд» готова осуществить гарантийное и сервисное обслуживание всего модельного ряда продукции. Менеджеры компании всегда рады предоставить клиентам необходимые технические консультации и помочь в выборе оборудования. При необходимости нашими специалистами будет выполнена установка, калибровка и поверка счетчика.