Автомобильные дороги в швеции. Правила дорожного движения в швеции. Ограничение скорости в Швеции

В Швеции достаточно трудно найти свободное место для парковки. Парковаться на улицах города можно только с правой стороны (нельзя парковаться против движения). Но если Вам это удалось, будьте внимательны, ведь оставлять машину можно только на строго определенный период времени. Длина временного отрезка для каждой парковочной зоны назначена своя. Вам также надо будет приобрести парковочный талон и оставить его на панели автомобиля под лобовым стеклом. Стоимость охраняемой стоянки значительно больше, но машину можно оставить на неограниченный период времени. Наиболее выгодно оставлять автомобиль на перехватывающей стоянке подальше от центра города. А потом к нужному месту можно добраться на общественном транспорте.

Стоимость парковки в Швеции:
  • Пон. – Суб. (улица) с 8:00 до 18:00 - 1,1-3,5 EUR/час,
  • Воскр. круглосуточно - бесплатно,
  • Ежедневно (общественная стоянка) круглосуточно - 3,5-7,0 EUR/час,
  • Ежедневно (перехватывающая парковка) круглосуточно - 1,1-2,3 EUR/час.
Если паркуетесь на улице на ночь обратите внимание на знаки, чтобы убедиться, что эта улица не будет убираться этой ночью. Парковка в гаражах и паркингах стоит в среднем SEK 30-60 в час (3,5-7,0 Евро). Самый дешёвый вариант это пользоваться парковками системы Park & Ride, расположенных на окраинах городов. Стоимость такой парковки SEK 15-20 (1,7-2,5 Евро) в день. Вокруг Стокгольма находится 21 парковка системы Park & Ride. Их легко найти и они относительно не дороги. Средняя стоимость составляет SEK 20 (2,5 Евро) в день.

Город получения
Укажите город получения

Город возврата
Укажите город возврата

Дата получения
!

Время получения

Дата возврата
!

Время возврата

00:00 01:00 02:00 03:00 04:00 05:00 06:00 07:00 08:00 09:00 10:00 11:00 12:00 13:00 14:00 15:00 16:00 17:00 18:00 19:00 20:00 21:00 22:00 23:00

Найти авто

Общая информация

Аренда автомобиля в Швеции со страховкой и навигатором обойдется примерно в 80 € в день (Ford Focus) при заключении контракта на неделю. Дороги в Швеции отличные и живописные, кроме того, почти всегда пустые, поэтому ездить одно удовольствие.

Управлять автомобилем в городе непросто из-за многочисленных ограничений, поэтому лучше пользоваться общественным транспортом или велосипедом.

Прокат авто в Швеции подойдет тем, кто хочет путешествовать по стране или посетить соседние государства: Норвегию, Данию, Финляндию. Карту дорог Швеции и приблизительные расстояния можно посмотреть здесь.

Аренда авто в Швеции

Арендовать авто в Швеции можно на месте (в аэропорте или в городе), пункты проката по-шведски называются Hyra bil. Однако лучше позаботиться об этом заранее, забронировав автомобиль по интернету.

В Швеции есть представительства известных европейских компаний по прокату автомобиля: Avis, Hertz, Europcar, Budget, Sixt, Budgetbil и др. Подобрать недорогой вариант и сравнить цены можно .

Условия аренды автомобиля в Швеции

Для аренды автомобиля в Швеции понадобится загранпаспорт, кредитная карта, страховка Green Card, водительские права международного образца. Водитель должен быть старше 21 года.

Цена бензина в Швеции

Бензин в Швеции стоит примерно 15 крон (80 руб.) за литр. Встречается 95 и 98 неэтилированный бензин и дизель. На всех заправках можно расплатиться карточкой, и почти везде установлена система самообслуживания.

Платные дороги в Швеции

Все дороги в Швеции бесплатные. Оплачивать нужно только участки пути на границах с Норвегией и Данией. Например, проезд по Эресуннскому мосту, соединяющему Мальме и Копенгаген стоит 45 €.

Большинство платных дорог в Норвегии оборудованы автоматическими камерами, которые сканируют номер машины и списывают сумму со счета. Для этого нужно зарегистрировать свою карту на сайте системы AutoPass . Примерная плата: около 25 крон. (130 руб.)

Парковки в Швеции

Следует ориентироваться на электронные табло, указывающие свободные парковочные места. Уличные парковки оснащены автоматами, которые принимают кредитные карты и мелочь. После оплата парковки автомат выдает талон с указанием времени парковки, его необходимо положить на лобовое стекло автомобиля.

Парковка с 08:00 до 18:00 обойдется примерно в 10 крон в час (50 руб.) Парковка в подземном гараже обойдется в 30-60 крон (150-300 руб.) в час. Вечером и в выходные во многих местах парковка бесплатна.

Запрещено парковать машину против движения, в 10 м от переходов и перекрестках, в местах остановки транспорта и на местах для инвалидов.

Правила и ограничения

Швеция - страна, где любовь к безопасности является национальной чертой, и все на дорогах подчинено этому правилу. Поэтому нарушать здесь категорически не следует.

  • Ближний свет должен быть включен всегда.
  • Все пассажиры должны быть пристегнуты ремнями безопасности.
  • Дети до семи лет должны находиться в детском кресле.

Допустимая концентрация алкоголя в крови 0,2 промилле. В зависимости от степени опьянения могут назначить штраф, запретить управлять автомобилем в Швеции, заключить под стражу.

Довольно серьезную опасность представляют выбегающие на дорогу олени и лоси. Сбив животное, водитель обязан сообщить об этом в полицию.

Автомобильное движение в Швеции правостороннее. Правила на дороге хорошо соблюдаются всеми водителями, агрессивное вождение не принято.

Скоростные ограничения

  • На автомагистралях: 110 км/ч
  • За городом: 90-100 км/ч
  • В черте города: 30-60 км/ч

Примерные штрафы

  • Превышение скорости: от 1500 до 4000 крон (от 7500 до 20 000 руб.)
  • Непристегнутый ремень безопасности: 600 крон (3000 руб.)
  • Неправильная парковка: до 1400 крон (7000 руб.)
    Использование антирадара: до 2000 крон (10 000 руб.)
  • Невключенный ближний свет: 400 крон (200 руб.)

Правила дорожного движения в Швеции в основном не отличаются от правил большинства стран Европейского Союза, но имеются и некоторые нюансы. Также хочется отметить отличное состояние дорог, особую вежливость и дисциплинированность водителей этой страны. Так что приготовьтесь к спокойной поездке по прекрасной стране Швеции. Но чтобы стать полноправным участником дорожного движения в этой стране, досконально изучите правила дорожного движения в Швеции.

Водительские права в Швеции

Тип водительских прав:

В Швеции действительны права образца ЕС. Другие права действительны только на английском, французском и немецком языках. Права на других языках действительны только с Международным водительским удостоверением (МВУ).

Водитель:

Минимальный возраст водителя 18 лет, а так же он обязан иметь действующие водительские права.
Если Вы не являетесь владельцем прав образца ЕС или Ваши права не на немецком, французском или английском языках, Вам необходимо приобрести Международное водительское удостоверение. Данную информацию можно уточнить в посольстве Швеции Вашей страны.

Ограничение скорости в Швеции

Автомагистрали:

Скоростные дороги:

За городом:

Жилая зона:

Шведская полиция весьма строго следит за соблюдением установленных правил дорожного движения, и скоростные ограничения не являются исключением. Поэтому очень важно соблюдать скоростной режим. В Швеции, кроме обычных знаков ограничения скорости, также используют электронные знаки ограничения скорости. В случае плохой видимости или сложных погодных условиях, рекомендуется ехать медленнее.

Движение на дороге в Швеции

Движение транспорта:

В Швеции движение правостороннее;
Если Вас пытаются обогнать, снизьте скорость и прижмитесь к правой стороне автодороги;
Въезжающие на круговое движение транспортные средства пропускают тех, кто уже движется по нему;
Обгон разрешен только с левой стороны.

Водитель:

Допустимый уровень алкоголя в крови 0.2%;
Во время движения транспортного средства запрещено использование моб. телефона, не оборудованного техническим устройством "bluetooth" или "Hands Free";
Во время движения должен быть включен ближний свет фар.

Пассажиры:

Пассажир обязан быть пристегнутым ремнем безопасности;
Перевозку детей младше 7 лет необходимо осуществлять с использованием специальных детских удерживающих устройств.

Вождение автомобиля в нетрезвом виде, в Швеции считается очень серьезным нарушением. Допустимый уровень алкоголя в крови всего 0.2% - это один из самых низких показателей в ЕС. Следовательно, если Вы знаете, что в скором времени сядете за руль, старайтесь вообще не употреблять алкогольных напитков. Лишний раз не рискуйте, полиция Швеции имеет право остановить любой автомобиль для проверки. Следуйте установленным правилам дорожного движения, и ничто Вашу поездку по Швеции не сможет омрачить.

Стоянка

Понедельник-Суббота:

8:00 – 18:00 (улица) 10 – 30 SEK/ч
19:00 – 24:00 ок. 2.50 EUR (за все время);
Воскресение круглосуточно - 1.50 EUR/ч; 2.50 EUR/4 часа; в некоторых городах бесплатно.

Воскресение:

Круглосуточно - бесплатно

Ежедневно (общественная стоянка)

Круглосуточно 30 – 60 SEK/ч

Ежедневно (перехватывающая парковка)

Круглосуточно 10 – 20 SEK/ч

(10.00 SEK = 0.95 EUR, 0.85 GBP, 1.35 USD) В Швеции найти свободное место для парковки достаточно трудно. Но если Вам это все же удалось, будьте внимательны, так как оставлять автомобиль можно только на строго определенный период времени. У каждой паковочной зоны длина временного отрезка назначена своя. Также Вам нужно будет приобрести парковочный талон и оставить его на панели авто под лобовым стеклом. Стоимость охраняемой стоянки гораздо больше, но автомобиль можно оставить на неограниченный период времени. Более выгодно оставлять машину на перехватывающей стоянке дальше от центра города. А после, к нужному месту можно добраться на общественном транспорте. Стоимость такой парковки за целый день может равняться всего 2 часам стоянки в центре города. Так что выгода очевидна!

Штраф за грубые нарушения ПДД Нарушение правил парковки – от 40 EUR Нарушение правил обгона – от 150 EUR Проезд на красный сигнал светофора – от 130 EUR Превышение допустимой скорости на 20 км/ч – от 260 EUR Вождение автомобиля в пьяном виде – от 30 дневных окладов


В последние десятилетия количество транспорта на дорогах Швеции, как и во многих других странах, значительно увеличилось. В связи с этим возросли и требования к водителям, направленные на предотвращение дорожно-транспортных происшествий и защиту окружающей среды. В этой главе рассказывается о правилах дорожного движения и условиях получения водительского удостоверения в Швеции, о требованиях к владельцам машин, а также о других видах транспорта.

Правила дорожного движения Правила дорожного движения в Швеции во многом сходны с правилами других стран. Важнейший принцип вождения – соблюдение осторожности и внимание к другим участникам дорожного движения во избежание дорожно-транспортных происшествий. Важно так- же знать правила дорожного движения, что является в Швеции обязанностью каждого автомобилиста. Таким образом, незнание правил не освобождает от ответственности за их нарушение. Ниже приведены несколько особых правил, действующих в Швеции:

Все машины должны ездить с включенными фарами, даже в дневное время.

Водитель и все пассажиры машины, как на переднем, так и на заднем сиденье, должны пользоваться ремнями безопасности. Это правило распространяется и на детей. Дети до шести лет должны сидеть на специальной подушке или на детском сиденье. Подержанные детские сиденья для машин можно купить недорого.

Вождение машины после употребления водителем вина, пива или водки, запрещено. Нарушитель может получить наказание в виде штрафа или тюремного заключения и лишиться водительского удостоверения. Запрещено водить машину также после принятия наркотиков и некоторых лекарственных препаратов. Многие, но не все лекарства, воздействующие на способность вести машину, обозначены красным треугольником на упаковке. На всякий случай проконсультируйтесь в аптеке.

На всех дорогах Швеции действуют ограничения скорости, hastighetsbegränsningar , устанавливающие скоростной предел. Как правило, в черте города ограничение скорости составляет 50 км/ч. На загородных дорогах могут действовать следующие ограничения скорости: 70, 90 или 110 км/ч.

На пешеходных переходах, снабженных особой разметкой, водитель обязан остановиться и пропустить пешехода.

В большинстве городов запрещена остановка с работающим вхолостую, tomgång , двигателем более чем на минуту или несколько минут. Это правило введено с целью защиты окружающей среды и здоровья людей.

Водительское удостоверение

Право на вождение легкового автомобиля, мотоцикла или грузового автомобиля имеют лица, достигшие 18 лет (для вождения автобуса – 21 г.) и имеющие действующее водительское удостоверение. Вождение мопеда 1-й категории разрешается с 15 лет при наличии водительского удостоверения или особого разрешения на вождение. Такие мопеды могут развивать скорость до 45 км/ч и должны быть зарегистрированы.О регистрации читайте подробнее в разделе «Реги- страция, налоги и техосмотр».

Школы вождения ведут подготовку к сдаче экзаменов для получения водительского удостоверения.

Мопеды 1-й категории часто называют «евромопедами». Существуют также автомобили очень маленького размера, относящиеся к категории евромопедов. Для вождения мопедов 2-й категории, которые могут развивать скорость не более 25–30 км/ч, водителю должно быть не менее 15 лет. Владельцы водительских удостоверений других стран Европейского экономического сообщества (Дания, Финляндия, Норвегия, Исландия, Германия, Франция, Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Лихтенштейн, Испания, Италия, Греция, Португалия, Ирландия и Австрия) могут пользоваться ими до истечения срока действия, указанного на удостоверении. Можно также поменять его на шведское водительское удостоверение, не сдавая экзамены.

Обмен производит- ся Управлением лена. В некоторых случаях по тем же правилам производится обмен водительских удостоверений из Швейцарии и Японии. В отношении лиц из стран, не входящих в вышеперечисленные, действуют следующие правила. Владелец водительского удостоверения может пользоваться им в течение года со дня регистрации в реестре актов гражданского состояния по месту жительства, folkbokförd . По истечении года необходимо сдать экзамены на получение шведского водительского удостоверения, körkort. Для получения водительского удостоверения необходимо сдать письменный экзамен, в который входят вопросы о правилах дорожного движения, а также практический экзамен (вождение).

Если материалы письменного экзамена отсутствуют на языке, которым Вы владеете, Государственное автодорожное управление может предоставить Вам переводчика. Государственное автодорожное управление организует экзамены в своих отделениях по приему экзаменов для получения водительского удостоверения, которые есть во многих городах Швеции. Подготовку к сдаче экзаменов для получения водительского удостоверения можно пройти в школах вождения, trafikskolor , которые Вы найдете на желтых страницах телефонного каталога. Для того чтобы брать уроки вождения, необходимо получить разрешение на обучение вождению, körkortstillstånd . Учиться водить машину можно как в школах вождения, так и в частном порядке. В последнем случае человек, выступающий в роли инструктора, должен получить специальное разрешение. Более подробную информацию по этому вопросу можно получить в полиции или в Управлении лена.

registreras : регистрация чеголибо, в данном случае автомобиля и ее владельца, в базе данных государственных учреждений.

Техосмотр автомобилей. Все автомобили ежегодно проходят техосмотр в Шведском бюро по техосмотру автотранспорта. Техосмотр состоит из ряда тестов, которые должен успешно пройти автомобиль, чтобы им можно было пользоваться в Швеции. При обнаружении серьезных неполадок Бюро по техосмотру автотранспорта имеет право запретить использование автомобиля. Тесты проводятся с целью повышения безопасности на дорогах.

miljökrav : правила, ограничивающие выбросы опасных для окружающей среды веществ.

Регистрация, налоги и техосмотр

Если Вы ввезли в Швецию машину из другой страны, она должна быть зарегистрирована, registreras *, в Швеции. Если машина ввозится из страны за пределами ЕС, регистрация осуществляется таможней, а в остальных случаях Шведским бюро по техосмотру автотранспорта, Bilprovningen . Шведское бюро по техосмотру автотранспорта занимается регистрацией и контролем автомобилей и других транспортных средств. Адрес и телефон имеется на розовых страницах телефонного каталога. Машина, ввезенная из другой страны, должна перед регистрацией пройти техосмотр в Шведском бюро по техосмотру автотранспорта. Если Вы купили машину в Швеции, необходимо сообщить о том, что Вы являетесь ее новым владельцем, в реестр автотранспортных средств Государственного автодорожного управления.

При покупке машины в автосалоне его персонал,как правило,оказывает покупателю помощь по регистрации. После регистрации Вы получите регистрационное свидетельство, подтверждающее, что Вы являетесь владельцем машины. Правила регистрации транспортных средств относятся не только к автомобилям, но и к другим видам транспорта, таким как мотоциклы и евромопеды. Все владельцы зарегистрированных автотранспортных средств уплачивают налог на автотранспортное средство, fordonsskatt . После поступления платежа выдается специальная этикетка, которая приклеивается на задний регистрационный номер машины. Этикетка показывает, что владелец машины уплатил налог на автотранспортное средство. Все автотранспортные средства с двигателем, включая мопеды, подлежат обязательному дорожному страхованию, trafikförsäkring . При наезде на другую машину страховка покроет повреждения, нанесенные машине и ее пассажирам. Дорожное страхование оформляется в страховом агентстве.

Там же можно дополнительно застраховать автомобиль на случай различных повреждений или кражи автомобиля. Автомобили и другие транспортные средства с двигателем старше трех лет должны регулярно проходить техосмотр, besiktigas , на котором контролируется безопасность машины в эксплуатации и ее соответствие действующим экологическим нормам, miljökrav *. Техосмотры проводятся Шведским бюро по техосмотру автотранспорта, которое при приближении техосмотра высылает владельцу автомобиля уведомление об этом. Техосмотр должен состояться в сроки, указанные в письме, в противном случае дальнейшее пользование автомобилем будет запрещено. Следует позвонить в Бюро по техосмотру автотранспорта и заказать техосмотр не менее чем за месяц, поскольку в Бюро обычно длинная очередь.

Другие виды транспорта

Помимо машины, существует много других средств передвижения. Во многих шведских городах есть велоси- педные дорожки, отделенные от проезжей части. Кроме того, в большинстве городов хорошее автобусное сообщение. Тем, кто часто ездит на автобусе, выгоднее купить месячный проездной или другую карточку со скидкой, чем покупать билет на каждую поездку. Поездки в другие города можно совершить на самолете, поезде или автобусе. Существует большое количество билетов со скидкой, которые помогут сэкономить на стоимости проезда. Поинтересуйтесь насчет скидок в билетных кассах вокзала, автовокзала или в турбюро или загляните в Интернет!

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Государственное автодорожное управление занимается вопросами дорожного движения, выдачи водительских удостоверений и реестра автотранспортных средств. На сайте управления www.vv.se имеется информация на многих языках.

На сайте Шведского бюро по техосмотру автотранспорта www.bilprovningen.se можно узнать, в каких городах имеются его отделения. Время для проведения техосмотра можно забронировать также по Интернету.

Расписание междугородних поездов и автобусов имеется на сайте www.tagplus.se . Щелкнув по ссылке «andra trafikföretag », Вы попадете на страницу со множеством ссылок на автобусные и пароходные компании, международные железнодорожные линии и т.д.

Досуг – это то время, когда Вы свободны от учебы или работы. Это то время, когда можно заняться чем-то интересным или просто отдохнуть.

В России многие хотели бы жить, как в Европе. При этом часто россияне имеют слабое представление о том, как устроена жизнь в стране, с которой хотят брать пример. Постараемся исправить это и расскажем о том, чем живет среднестатистический автомобилист в Стокгольме.

Зачем ехать в Швецию на авто?

Если вы едете в одиночестве или парой, то выгода не слишком очевидна. Но если вас целая семья или компания друзей из четырех-пяти человек, то путешествие на своей машине не кажется таким уж расточительством. Особенно если знать цены на местный общественный транспорт.

Примерно 1 300 рублей в день (в пересчете со шведских крон) стоит дневной билет на все виды ОТ, включая пригородные поезда. Недельный билет – это чуть более 3 000 руб., а месячный – чуть более 10 000 руб. Жилье в центре Стокгольма при этом тоже будет достаточно дорогим, и размещение в пригороде станет неплохой экономией без потери в комфорте. Тем более что шведская природа так хороша, что ограничивать себя рамками города неразумно. В целом, поездка на машине и организация тура с умом дает возможность получить комплексные впечатления от Швеции, не сильно переплачивая.


Дорога

Чем хорошо путешествие из Санкт-Петербурга в Стокгольм, так это тем, что праздник начинается уже в дороге. Да, конечно, для начала вас ждет 300-километровый перегон до Хельсинки, но если грамотно выбрать время поездки, то очередей на границе не будет, а дорога в основном ровная и комфортная. Особенно – в Финляндии. Российская «Скандинавия» ощутимо хуже, потому как узкая и извилистая. Но в целом, если никуда не торопиться, выставить на круиз-контроле комфортную скорость «90» и включить аудиокнингу, то неудобств вы не ощутите.

Паром Viking Line из Хельсинки в Стокгольм отправляется в 5 вечера, поэтому если выбраться из Санкт-Петербурга с утра, то останется время погулять по финской столице. Отправление – прямо из самого центра, с живописной набережной, а приезжать стоит, конечно же, заранее. Небольшая очередь – и машины уже загружены в трюм. Лично для меня было открытием то, что их никак не фиксируют на палубе – в силу размера судна качка на нем практически нулевая, и достаточно поставить машину на ручник.


На пароме – бары, рестораны и, конечно же, огромный Duty free с выбором скандинавских товаров. Каждому свое, а мы подметили отличную коллекцию сортов крафтового пива из Швеции и Аландских островов. Включая, скажем, почти неохмеленный сорт, сваренный по рецепту 19 века. На вкус так себе, но опыт интересный.


Но не стоит усердствовать с алкоголем, если вы за рулем! Ведь при разгрузке парома в Стокгольме первые, кого вы увидите – это вежливые, но строгие полицейские, протягивающие вам трубочку алкотестера. Что происходит с теми, кто не проходит тест, я спросить постеснялся. Уверен, что ничего хорошего.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Автопарк

Думаю, вас не удивит тот факт, что в Швеции очень много Volvo. Как правило – вполне современных, 2000-х годов: S60 и S80 обоих поколений, вся линейка кроссоверов, малыши C30… Ожидаемо больше, чем в России, практичных и солидных бизнес-универсалов V70. «Чемоданов» из 80-х и 90-х в окрестностях столицы практически не наблюдалось – есть подозрение, что их гораздо больше в дальней провинции, но мы туда не добрались.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

Практически нет Саабов, хотя еще 12 лет назад в Стокгольме едва ли не на каждом углу стояли старенькие, но ухоженные классические 900-ки. Теперь тут не встретишь не то что «классику», но даже 900 второго поколения или 9000. Пожалуй, что в Санкт-Петербурге они встречаются в потоке куда чаще. Относительно свежие 9-3 и 9-5 попадаются регулярно, но в целом Saab в родной Швеции уже практически «ушедшая натура».

По остальным маркам ситуация вполне типичная для Европы. «Немцы», «французы», «итальянцы»… Ощутимо меньше, чем , заметны следы азиатской экспансии – и японские, и корейские машины в Стокгольме увидишь нечасто.

Дороги

Впечатления от организации дорожного движения в шведской столице остались двойственные. Местным жителям, хорошо знакомым с реалиями, тут наверняка весьма комфортно. Водителю оставляют минимум пространства для самостоятельной трактовки дорожной обстановки: для поворотов налево обычно есть выделенные полосы, все идеально размечено, отмечено знаками, в изобилии имеются эстакады, мосты, тоннели и развязки… Но новичку выживать в этих условиях непросто.


Допустим, привыкнуть к упорядоченности движения можно, и со временем это начинает нравиться. Но вот постоянный ремонт дорог в центре города – это беда. Дороги содержатся в идеальном порядке, а транспортная система непрерывно совершенствуется. Поэтому даже зимой несколько важных дорог в Стокгольме были перекрыты. Гугл-навигатор, разумеется, об этом не имел ни малейшего представления и сходил с ума, прокладывая маршруты объезда. Вывод прост: для езды в Стокгольме остро необходима качественная платная навигация с постоянным доступом в Интернет через сим-карту местного оператора. Правда, даже они, по отзывам обитателей шведской столицы, бывают не в курсе внезапных перекрытий. Вероятно, наилучшим вариантом будет два или более навигатора с разными программами – благо смартфон сейчас есть у каждого.

Мы же, не озаботившись навигацией, поначалу совершенно запутались, а выручил нас… русскоязычный таксист. Заметив грустно моргающий «аварийкой» автомобиль с питерскими номерами, он остановился рядом и помог быстро разобраться, куда ехать. Примечательно, что шофер, судя по внешности и акценту, был то ли азербайджанцем, то ли турком. Но при этом – безукоризненно вежливым, опрятным и доброжелательным. Что ж, как видите, мигранты бывают очень разными.

В Швеции есть платные дороги. В частности, платить нужно за въезд в стокгольмский центр. Система оплаты – удобная. Заводишь аккаунт на сайте, вводишь номер машины и номер банковской карты… Деньги за каждый въезд списываются автоматически.


Правда, судя по всему, российские номера система читать не умеет – во всяком случае, денег с моей карты так и не списали. Аборигены подтверждают: система относительно новая, и работает так себе. То, что не читает наши номера – еще полбеды. Больше неприятностей доставляют финны – если буквенно-цифровая комбинация номера финского водителя совпадает со шведским и отличается только «регионом» (FIN вместо S), то квитанция может прийти шведу. Такая вот несправедливость.

Про уборку улиц от снега, к сожалению, сказать можно мало чего, потому что во время нашего пребывания в Швеции снег почти не шел, и температура была околонулевой. Правда, по отзывам местных, основные дороги шведы предпочитают поливать реагентами. Гранитная крошка, любимая финнами, используется только на маленьких дорожках в поселках. Центр Стокгольма обычно очищен до асфальта, в отличие от Хельсинки с его укатанным снегом. Все это отражается на состоянии машин – в Швеции они в среднем гораздо грязнее, чем в Финляндии.

Нравы

Сказать про шведский водительский менталитет, что он «спокойный» – не сказать ничего. Шведы – просто чемпионы по выдержке, и им можно только позавидовать. Прочувствовать полностью это удалось сразу же по прибытии. Попав с парома прямо в центр Стокгольма, неместный водитель неминуемо тупит. Схемы организации движения, как было уже сказано выше, весьма мудреные. Знаки по большей части знакомые, а вот со светофорами вышла заминка.

Подъехав к очередному перекрестку, я увидел привычную российскому глазу дополнительную секцию слева от основного светофора. «Ага, придется подождать, пока она не загорится, чтобы повернуть налево», — подумал я. Но вот зеленый сменился на красный, и снова на зеленый, а дополнительная секция так и осталась темной. За это время сзади скопилась целая очередь – хоть кто-нибудь бы погудел, поморгал или высунулся из окна! Нет, сидят, невозмутимо ждут. Что ж, повернул налево безо всякой секции, и лишь потом от местного жителя узнал, что она вообще предназначена для велосипедистов.

Шведы в среднем кажутся даже еще более уравновешенными, чем их нордические соседи финны. Во всяком случае, в Хельсинки я удостоился и бибиканья, и недовольных размахиваний руками, когда запутался на парковке.


Впрочем, нельзя сказать, что безгрешны абсолютно все. Доводилось видеть пару лихачей, и даже на больших внедорожниках. На номера специально смотрел – нет-нет, не русские, а самые что ни на есть шведские. Возможно, что за рулем сидели соотечественники – многие иммигранты из России продолжают жить по традициям Родины, покупая дорогущие машины в кредит, едва накопив на минимальный первоначальный взнос.

Если перевести местные зарплаты в рубли по курсу, то получится, что уборщица вполне может рассчитывать на 150 000 рублей после уплаты налогов, а квалифицированный инженер или программист – на 300 000 и более. При всей дороговизне жизни (аренда скромной однушки в 30 км от Стокгольма – 60 000 в месяц) автомобили все же более доступны, чем в России.

Правда, очень высокие налоги на содержание мощных авто часто приводят к совершенно трагикомическим ситуациям. Например, когда семья русских, купив себе Audi A8 и получив первую квитанцию за транспортный налог, приходит в ужас и начинает посменно таксовать (!) после работы, поступив на работу в Uber. А затем приходит в еще больший ужас, когда узнает, сколько нужно заплатить налогов за предпринимательскую деятельность… В самых запущенных случаях роскошные машины по полмесяца стоят во дворе без движения, потому что после оплаты кредитов и налогов не хватает на бензин, но гордость не позволяет избавиться от непосильной покупки.

Парковка

Как и в случае с дорогами, организация парковочного пространства в Стокгольме и окрестностях не оставляет водителю много выбора. В России, как правило, разрешено стоять везде, где это не запрещено. В Швеции – все наоборот. Запрещено оставлять машину везде, где это не разрешено специальными знаками и разметкой.

Стоит ли говорить, что парковка в Стокгольме платная? Правда, она совсем недорогая по местным меркам, в переводе на нашу валюту – около 140 рублей в час. То есть менее одной тысячной достаточно скромной зарплаты. Паркоматы в основной массе принимают банковские карты, что достаточно удобно. Правда, интерфейс на некоторых аппаратах – строго на шведском, а кнопочек много. Пришлось воспользоваться методом научного тыка и, после нескольких бесплодных попыток, получить-таки желаемое. Удобно и то, что можно оплатить не ровный час, а просто внести определенную сумму и получить «некруглое» количество парковочных минут.

Все это позволяет шведам достаточно жестко регламентировать правила парковки. В местечке Туллинге, где мы провели несколько январских дней, по мнению местных жителей, парковочная ситуация близка к катастрофической. Катастрофа по-шведски выглядит так, что все ранее выделенные под машины места в «часы пик» заняты почти на 100%. Местные думают, как бы расширить пространство, чтобы всегда хватало гостям. Идею строительства многоэтажного паркинга уже отвергли – испортится шикарный вид на лес.

При этом никакие «парковочные войны» с драками и «бронированием» мест блокираторами или пустыми коробками в Туллинге невозможны по определению. Пришлый автомобилист не может занять место резидента. Количество мест для владельцев или арендаторов квартир четко рассчитано исходя из числа жильцов, и хотя места не персональные, они отмечены знаком «Аренда». Естественно, места платные. Для дополнительного удобства в домах на первых этажах оборудованы гаражи, используемые частенько для хранения велосипедов, колясок и прочего инвентаря.

Специальные гостевые места имеются: они соответствующим образом обозначены, и также являются платными (тариф значительно меньше, чем в центре Стокгольма). Но не все так плохо! Если ты гость и приехал ненадолго, то первые 24 часа можешь стоять бесплатно на обочине. Если стоишь дольше, то жди штрафную квитанцию примерно на 4 000, если пересчитать в рубли по курсу.

Нарушителей здесь почти нет – шведы давно поняли, что в законопослушном обществе жить значительно проще. Впрочем, среди приезжих встречаются настоящие «беспредельщики». Как вспоминают старожилы, был один автомобилист с праворульной машиной на британских номерах – он нарушал покой обитателей Туллинге в течение трех месяцев. Ставил свой спортивный автомобиль где попало и штрафов не платил. Штрафы уходили куда-то в Британию.


Полицейские, поняв, что квитанции не действуют, несколько раз обклеивали нарушителя «позорными» желтыми стикерами (почти как наши «стопхамовцы»). Но в конце концов приехал эвакуатор и достаточно варварски затащил машину на платформу лебедкой. Больше нарушителя с Туманного Альбиона в этих краях не видывали.

***

Вместо заключения хочется слегка расстроить наших «зеленых» фантазеров-урбанистов, которые стремятся наладить в российских мегаполисах жизнь «как в Европе». Чтобы жить, как в Европе, желательно для начала купить машину времени, отмотать примерно на период хрущевской оттепели, уже тогда открыть границы, сменить командную экономику на рыночную, впустить западный капитал и начать автомобилизацию населения. Ну а еще – не допустить массовой застройки городских окраин, расселив горожан в малоэтажных пригородах.

С тем же городским ландшафтом, что мы имеем в Москве или Петербурге, жить по-европейски мы не сможем никогда. Даже если в одночасье поменяем свой менталитет на уравновешенный шведский и перестанем нарушать ПДД.