Август хорьх фото история и биография. История автомобиля Horch

Марка Horch для Германии — это очень значимая вещь, её имя известно во всём мире. Ретро автомобиль Horch 951A изготавливался только для привилегированных граждан, и только по специальному заказу. Шасси этой машины собиралось на заводе Horch и затем поступало в берлинское авто ателье. Собранный и полностью укомплектованный автомобиль Horch 951A в то время (1939 год) стоил просто сумасшедших денег – 20.850 рейхсмарок. К примеру, на эти деньги можно было купить не один благоустроенный дом, или даже целое поместье.

Комфортабельный и роскошный ретро предназначался, в первую очередь, для пассажира, и его владелец вряд ли когда-нибудь сам управлял им. А его владельцем были только высокопоставленные чиновники и государственные служащие, а также первые лица государственного аппарата.

Создатель и основоположник марки Август Хорьх родился в далеком 1868 году. Всё своё детство мальчик тянулся к технике, и, повзрослев, стал учеником основоположника всего автомобилестроения Карла Бенца. В 1898 году Август решает создать свою фирму, и в конце 1899 года даёт ей собственное имя.

Самые Horch имели мощность всего в 4,5 л. с. Они имели литой блок цилиндров, и для того времени это был поистине уникальный ретро автомобиль. Это были ещё открытые автомобили со свечными фонарями вместо фар. В отличие от более поздних моделей, первые автомобили едва достигали скорости 30-ти км/ч.

Со временем фирме потребовалось расширить технологические площади, и она переехала в Цвиккау. В 1901 году Август Хорьх создаёт концерн с названием «Horch», но уже в 1909 году на фоне возникших разногласий с компаньонами, он вынужден покинуть своё детище.

Выйдя из состава владельцев концерна «Horch», Август Хорьх строит новый завод, но уже под брендом Audi. В 1932 году компания Audi слилась с Horch, DKV и Wanderer. Все вместе эти компании образовали единый авто союз, получивший логотип в виде четырёх колец (знакомый нам логотип Audi). Подробнее об можете прочитать здесь.

История рождения бренда Audi довольно интересна. Младший сын Августа увлекался изучением латыни, и когда, во время дискуссии, между будущими компаньонами встал вопрос о названии нового автомобиля, он заметил, что фамилия Хорьх и слово Audi на разных языках (немецкий и латинский) означают одно и то же (слушать, слышать). Вот так, с его подачи, родился этот всемирно известный бренд.

Но на этом история фирмы Horch не закончилась. Она продолжила своё существование и после Великой Отечественной Войны, оказавшись на восточной стороне Германии. Немцы решили сохранить своё достояние, свою национальную гордость, и до середины 50-ых годов прошлого века выпускали-таки машины под брендом Horch, но затем, вернувшись к своему создателю и основоположнику Августу Хорху, бренд постепенно сошел на нет, перейдя в название «Trabant» (Трабант).

Сидя за рулём ретро автомобиля Horch, этой вершины изобретательских способностей мастера, чувствуешь себя превосходно! Удобное и мягкое кресло обшито кожей, и сделано это неспроста. Всё дело в том, что должность шофёра подразумевала под собой грязные условия работы, будь то масло или бензин, и чтобы обивка меньше пачкалась, кресло водителя обтягивали кожей. На панели приборов, довольно много всевозможных ручек, кнопок, переключателей, имеется, кстати, и ламповый радиоприёмник.

Практически каждый агрегат ретро автомобиля Horch отслеживается прибором. Ко всему прочему, на панели имеются часы, спидометр, температуры масла и температуры двигателя, указатель уровня топлива, ручки управления освещением (резистор), кнопки стеклоочистителя, даже прикуриватель.

Для указания поворота в ретро автомобиле Horch использовались красные флажки, выскакивающие из ниш в случае включения их водителем. Для управления дроссельной заслонкой из салона приспособлена специальная ручка, сейчас бы это назвали круиз-контролем. Поставив нужную частоту оборотов , водитель мог несколько расслабиться и отпустить педаль акселератора. Но, что характерно, в ретро автомобиле Horch 951A нет печки, видимо конструкторы рассчитывали на мягкий климат Германии и на тёплый воздух, поступающий из двигательного отсека.

Пассажирский салон ретро автомобиля Horch в корне отличается от водительской части по качеству отделки. Здесь применялись только самые дорогие материалы из велюра, и диван и двери были обиты этой тканью. Ещё в пассажирском салоне для повышения комфорта имеются пепельницы, размещается бар со спиртными напитками, и высокопоставленные пассажиры могли в любое время обслужить себя, наслаждаясь поездкой в полной мере.

Даже вопреки указам Гитлера «Об экономии редких металлов», во всём внешнем виде автомобиля Horch прослеживается наличие большого количества блестящих хромированных деталей. Это и обрамление решётки радиатора, зеркала, залицовки, фары и ещё много всевозможных мест, где применяется хром. Подобные элементы дизайна, как бы, намекали на статус хозяина автомобиля Horch 951A. Для этой машины было сделано исключение.

Все основные политические деятели Германии ценили эту марку, что положительно сказывалось на её развитии, ежегодно в фирму вкладывалось колоссальное количество денежных средств. Именно таких ретро автомобилей Horch было выпущено всего 4 штуки, теперешняя цена на эти раритеты весьма и весьма высока. Если обратиться к европейским каталогам, то начальная стоимость такой машины составляет от 700 тыс. евро.

Ко всем своим талантам, Август Хорьх был ещё и пионером многих конструкторских новшеств. Ему принадлежит идея карданной передачи, а также левостороннего расположения руля и многие другие решения, кардинально изменившие представления изобретателей и конструкторов об автомобилестроении.

Под капотом этого ретро автомобиля находится мощностью 120 л. с., разгоняющий машину до скорости 160 км/ч. Размещённая за двигателем система передач (коробка перемены передач и карданный вал), обеспечивает машине безупречную плавность хода. И двигатель, и система передач сбалансированы на столько, что практически исключают вибрацию, всё это было достигнуто благодаря величайшему мастерству изобретателя.

Коробка ретро автомобиля Horch 951A имеет функцию «OverDrive». Планировалось, что ретро автомобили, помимо неспешной и размеренной езды, будут эксплуатироваться и в спортивном режиме. Такие КПП ставились как на 951-е, так и на 853-е (кабриолет) Хорхи, правда, выпускались они не долго, и в не большом количестве.

В принципе, в те давние годы было уже всё придумано и продумано, и сейчас изобретения прошлых лет широко применяются в современном автомобилестроении, только уже с учётом современных технологий и современных технических возможностей.

Крепкие руки нужны везде. Будь то переезд, перевозка мебели, погрузочно-разгрузочные работы и т.д и т.п., без услуг грузчиков не обойтись. Услуги грузчиков в Москве теперь предоставляются специализированными фирмами. Например, на сайте http://utilizatsiya-mebeli.ru/uslugi-gruzchikov вы можете заказать сильных и крепких ребят, которые справятся с любой поставленной задачей в максимально короткие сроки и на высочайшем профессиональном уровне.

Хорьх-850. Автомобиль Вальтера Шелленберга January 27th, 2013

Шелленберг в исполнении Олега Табакова прибывает на аэродром Темпельхоф. В роли его автомобиля - настоящий автомобиль Шелленберга Хорьх-853А. На заднем плане стоит АН-2 с нанесёнными на него немецкими опознавательными знаками.




Вальтер Шелленберг


Август Хорьх


На рубеже XIX и XX столетий создание и производство автомобилей стало престижным делом, приносящим деньги и славу. Автомобильные фирмы появлялись сотнями, но сотнями же и разорялись. Их названия, как и имена владельцев, теперь почти всеми забыты, и лишь совсем немногим удалось оставить заметный след в истории автомобиля. Одним из этих немногих был Август Хорьх .
Родился он 12 октября 1868 года в Виннингене, на Мозеле, в семье кузнеца. В шестнадцать он устроился на вагоностроительный завод в Гейдельберге, где занимался более чем прозаическим делом - ударами кувалды напрессовывал стальные бандажи на колеса. Однако уже в 1900 году он был владельцем собственной автомобильной фирмы, которая, видоизменяясь и преименовываяс, превратилась в ныне существующий бренд Audi. Но сегодня наш рассказ не о нем, а об автомобиле, названном его именем.

Венцом творчества Хорьх а принято считать автомобиль Хорьх-850 . Этот автомобиль создавался как автомобиль для Гитлера. Но Гитлер предпочел 770-й Мерседес. Однако, несмотря на это, всё остальное германское руководство - и Геринг, и Борман, и Гиммлер, и Риббентроп, пользовалось именно этим автомобилем. Более того, если вы не только смотрели фильм «Семнадцать мгновений весны», но и читали одноименную книгу Юлиана Семёновича Ляндреса, более известного под псевдонимом «Семёнов», то вы помните, что книжный Штирлиц, в отличие от киношного, ездил не на Мерседесе-230, а именно на Хорьх е. Действительно, Хорьх в те годы стоил от 13 тысяч 900 до 20 тысяч 850 рейхсмарок, в зависимости от типа кузова, а зарплата штандартенфюрера составляла от полутора до четырёх тысяч, в зависимости от места службы. Тогдашняя рейхсмарка равна нынешним 10,39 долларам. Так что Штирлиц, если бы он не был скрягой, который из скупости не заводил даже любовниц, вполне мог бы себе позволить не ширпотребный «мерин», а роскошный Хорьх , правда, скорее всего, лишь в базовой комплектации. Иначе на него стал бы косо смотреть его шеф Вальтр Фридрих Шелленберг , который сам тогда - в конце 1930-х годов - был еще не бригаде-, а штандартенфюрером. В момент же выхода в свет первого Хорьх а 25-летний Шелленберг был всего-навсего регирунгсратом, что в Германии примерно соответствовало дореволюционному русскому чину коллежского асесора. А Хорьх Шелленберг приобрел в апреле 1939 года за 18250 рейхсмарок.

Первый серийный Хорьх-850 вышел из заводских ворот Хорьх-Верке в Цвикау (том самом Цвикау, в котором потом будут делать Трабанты) 18 июня 1935 года, и первая его серия сразу же была раскуплена германскими богачами, ждавшими его появления почни полгода, ведь еще 11 февраля его предсерийный образец был представлен на Берлинском автосалоне. Кстати, потом этот предсерийный экземпляр побывал в аварии, после чего был переделан в пожарный автомобиль.
Представительский автомобиль, оснащенный кабриолетным кузовом фирмы «Глезер» со смелой линией крыльев и фарами размером с человеческую голову выглядел весьма величественно. Хорьх-850 имел в длину 5 метров 35 сантиметров, а его радштанд, как называют немцы колёсную базу, составлял 3450 мм. Ширина же автомобиля достигала 183 сантиметров, что в те времена было редкостью.
Плотный тент, мощная печка и плафон освещения салона создавали в кабриолете комфорт, вполне приемлемый даже по современным меркам. Комфот же в лимузине от кузовной фирмы «Эрдманн и Росси» вполне мог бы посоперничать с таковым в автомобилях нашего времени. Конечно, в нем не было тех наворотов, которые присутствуют сейчас, но мягкость сидений и плавность хода делали поездку приятной и неутомительной.
В комплектацию автомобиля были включены радиоприемник, бар, откидной столик, а также комплект из нескольких дорожных чемоданов и зонт с выгравированным на рукоятке фирменным логотипом из четырех колец, как у Ауди. От логотипа Ауди он отличался лишь надписью «Auto Union».
Автомобиль был оснащен рядным восьмицилиндровым двигателем рабочим объемом 4944 куб. см. Диаметр его цилиндров равнялся 87 мм. Ход поршня - 104 мм. Первоначально мощность его составляла 100 л.с., но в 1937 году ее довели до 120. Эта модификация называлась Хорьх-853А . Именно такой автомобиль и приобрел Шелленберг .

Хорьх одного из питерских коллекционеров

По иронии судьбы именно этот автомобиль сыграл в кино самого себя. Помните кадр, когда Шелленберг встречает прилетевшего из Германии СС-обергруппенфюрера Карла Фридриха Отто Вольфа? Это событие действительно имело место 16 марта 1945 года. На аэродроме Темпельхоф Вольфа одновременно ждали две машины: одна - тюремная, с бронированными дверцами и с тремя головорезами из охраны подземной тюрьмы гестапо. Роль этой машины исполнил советский УАЗ-452 . В другом же автомобиле сидел бригадефюрер СС, начальник политической разведки рейха Вальтер Шелленберг . И к трапу самолета шли трое головорезов в черном, с дегенеративными лицами и интеллигентный, красивый, одетый для этого случая в щегольскую генеральскую форму Шелленберг . К дверце приземлившегося "Дорнье" подкатили трап, и вместо наручников руки Вольфа сжали пальцы Шелленберг а. Тюремщики в этой ситуации не рискнули арестовывать Вольфа - они лишь проследили за машиной Шелленберг а. Бригадефюрер СС отвез Вольфа на квартиру генерала Фегеляйна - мужа сестры Евы Браун и личного представителя Гиммлера в ставке фюрера.

Так вот, этим самым автомобилем и был Хорьх-853А , ранее действительно принадлежавший Шелленберг у. Вскоре после вышеописанного события советские войска взяли 1 мая Берлин, а 3 мая Шелленберг прилетел в Копенгаген для ведения переговоров о мире при посредничестве главы Красного Креста герцога Вестерботтенского Густава Адольфа Бернадота. Шестого мая он вылетел в Стокгольм, имея официальные полномочия на заключение перемирия в Скандинавии. Однако английское командование отклонило посредничество шведского Красного Креста, и последняя миссия Шеленберга провалилась.

После капитуляции Германии Шеленберг некоторое время жил на вилле Бернадота в Швеции. Однако уже в июне 1945 союзное командование добилось его выдачи как военного преступника. В ходе судебного разбирательства с него были сняты все обвинения, кроме членства в преступных организациях, а также причастности к расстрелам военнопленных. 11 апреля 1949 приговорён к шести годам тюремного заключения. В декабре 1950 по состоянию здоровья досрочно освобождён. После этого Шелленберг жил в Швейцарии, а затем был вынужден переехать в Италию для проведения операции на печени. Однако накануне операции 31 марта 1952 года он внезапно умер, так и не закончив свои мемуары.
Автомобиль же надолго пережил своего хозяина: оказавшись среди трофеев советских войск. Вскоре его владельцем стал знаменитый советский ас Александр Иванович Покрышкин. Однако для Покрышкина он оказался не единственным автомобилем. В 1950 ему выделили ЗиМ, а в 1959 он пересел на Волгу ГАЗ-21. Неиспользуемый Хорьх долго стоял в гараже, пока в 1968 году Покрышкин не подарил его киностудии «Мосфильм». И вот, во время съемок «Семнадцати мгновений весны» этот автомобиль сыграл сам себя.
Производство Хорьх ов прекратили в феврале 1940 года. Всего было выпущено 768 экземпляров. До наших дней дожили единицы, и одна из этих единиц это автомобиль Шелленберга .

Август Хорьх относится к первым инженерам, чьи имена прославились конструированием автомобилей. Он родился в 1868 году и уже в двадцать семь лет работал в должности руководителя производства фирмы Веnz & Со в Мангейме, где подробно познакомился со спецификой производства автомобилей. Хорьх удивил профессионалов множеством конструктивных новинок. Он изобрел бесшумную коробку передач с постоянным зацеплением шестерен, для изготовления которых впервые была использована хромо-никелевая сталь. Между двигателем и коробкой передач он разместил убранное в кожух сцепление, а между коробкой передач и задней ведущей осью впервые появился карданный вал.

К 30-м годам прошлого века немецкая компания «Хорьх» прочно утвердилась на рынке роскошных автомобилей. Одним из главных преимуществ моделей, помимо надёжности и солидности, была низкая по сравнению с конкурентами цена. Тем не менее, марке требовалась машина, которая окончательно бы закрепила статус «Хорьха» на рынке автомобилей высшего класса. В качестве базы под тогдашнюю новинку выбрали 850-ую серию. И уже в 1935 году «Хорьх» представил спорт-кабриолет 853.
Изначально машина создавалась для элиты Третьего Рейха. В отличие от «Мерседеса» 500К, пользовавшегося популярностью у высшей администрации, военного командования и кинозвёзд, а также «Майбаха», предпочитаемого промышленниками, «Хорьх» благосклонно приняли в аристократических домах, владельцами которых были князья, графы и бароны. Что, конечно, не означало отсутствия среди заказчиков этих машин крупных коммерсантов, а также высших военных и гражданских чиновников.
И это неудивительно, ведь роскошный автомобиль был вершиной развития конструкторской и дизайнерской мысли специалистов «Хорьха». Так, например, 853-я ознаменовала переход «Хорьха» на подвеску с качающимися полуосями. Передняя была выполнена на продольных рычагах - инженеры фирмы позаимствовали конструкцию у швабских конкурентов, «Мерседеса» и «Майбаха». К сожалению, рама была недостаточно жёсткой, из-за чего шины передних колёс быстро изнашивались. К тому же рулевое управление отличалось люфтом, что затрудняло управление в целом, и в скором времени большинство «Хорьхов» вернулось на завод - для «доводки».
Инженерам пришлось изрядно попотеть над доработкой. Переднюю часть рамы усилили Х-образной поперечиной, были приняты меры для устранения люфта. Правда, в итоге несколько заказчиков не стали забирать переделанные автомобили с завода. Руководство марки не растерялось: три экземпляра были переделаны в пожарные машины. Один такой «Хорьх» дежурил на гоночной трассе Заксенринг вплоть до объединения Германии, после чего отправился на покой в «музей Хорьха Цвиккау». Второй пожарный «Хорьх» стоял на боевом посту в Чехословакии и сейчас экспонируется в одном из тамошних музеев. Несколько лет назад мелькала информация и о третьем пожарном «Хорьхе». Ему повезло меньше всех - автомобиль нашли на территории Чехии в очень плохом состоянии.
Об управляемости 853-й модели можно судить по строкам из романа Ю.Семёнова «17 мгновений весны»: «Штирлиц знал, что крутые повороты сильно изнашивают резину, но всё равно любил ездить быстро, так, чтобы она пищала и пела». К сожалению, в фильме все книжные подробности, касающиеся транспортных средств персонажей, были опущены - для съёмок использовали то, что удалось найти через двадцать лет после описываемых событий. Поэтому советский разведчик ездил на рядовом «Мерседесе» 230, а не на великолепном «Хорьхе».
В отличие от 930-й серии, которая оснащалась V-образным двигателем, на 850-й, 851-й и 853-й моделях использовался рядный восьмицилиндровый мотор. Инженерам не удалось разработать для него достаточно надёжный и производительный компрессор, но 120 лошадиных сил «Хорьху» хватило, чтобы заслужить репутацию машины для автобанов. У Семёнова упоминается «усиленный» мотор - видимо, речь идёт о варианте 853А с немного форсированным двигателем и укороченной базой. Внешние отличия особенно заметны, если присмотреться к кузову между укреплённым в нише переднего крыла запасным колесом и кромкой двери. Что касается мотора - он был вполне традиционен для «Хорьха» и имел некоторые особенности, присущие фирменным разработкам. Например, распредвал приводился вертикальным валиком через конусные пары. Подобное решение использовалось на моторах «Бентли» в начале 20-х, но у «Хорьхов» привод распредвала находился в задней части мотора.
"Хорьхи" моделей 853 и 853А комплектовались кузовами заводского изготовления и имели несколько старомодный вид. Боковины длинного капота украшал ряд вентиляционных лючков, облицовке радиатора была придана форма рыцарского щита. Фирменная эмблема напоминала зубчатую крепостную башню, а накапотным украшением служил крылатый шар, известный как «Летящее Совершенство». Эта композиция была создана профессором Бёмом, стилистом «Хорьха». Выразительности облику автомобиля придавали огромные фары, в верхнюю часть которых были вставлены огранённые камешки.
Багажник у спорт-кабриолетов был небольшим, поэтому сзади имелись откидные кронштейны для установки дорожного кофра на случай дальней поездки. Крыша автомобиля в сложенном виде сильно выступала над кузовом, но основную массу клиентов это устраивало. Многие из них ездили с закрытыми окнами и опущенным верхом. Таким образом, встречный ветер не беспокоил их в пути даже осенью. Зимой от непогоды защищал двухслойный тент: его внутренняя обивка полностью скрывала механизм складывания, и в неё был вмонтирован плафон освещения.
Помимо стандартных кабриолетов, «Хорьхи» заказывали и в уникальных кузовах производства берлинской «Эрдманн унд Росси». Это были как четырёхдверные туренвагены и спорт-кабриолеты, так и приземистые родстеры с вырезами в бортах, напоминающие изготовленный в трёх экземплярах «Хорьх» 855. На подобном 853-ем ездил легендарный гонщик команды «Ауто-Унион» - Берндт Роземайер. Также в единичных экземплярах изготавливались трёхместные спорт-кабриолеты. В них водитель и оба пассажира сидели в один ряд. Такие машины предназначались для езды с шофёром, а не для самостоятельной поездки, поэтому водительское место было тесным и неудобным.
Приборная доска 853-й модели отделана ясенем. Большие циферблаты приборов имеют цвет старой слоновой кости. Минимальная отметка у них находится вверху справа, максимальная - вверху слева, а стрелка движется в нижней части циферблата. Про такие приборы в нашей стране говорили «с обратным отсчётом». Обивка сидений простёгана «батонами», в канты вложены калиброванные тропические лианы. Начинкой «батонов» служили конский волос и морская трава, под которыми были слои войлока и джута, лежащие на плоских пружинах. На тыльной стороне кресел были укреплены поручни в виде плетёных кожаных шнуров. Двери в открытом положении удерживались кожаными ремешками, а для облегчения их закрытия использовались петли из ремней.
Появившись на свет, «Хорьхи» сразу же стали олицетворением имперского стиля предвоенной Германии. В них было выражено не презрение арийцев к «низшим», а гордость за нацию, без которой не выстоять ни одному народу.
В своё время «Хорьхи» продавались в комиссионных магазинах Советского Союза, по цене приравниваясь к «Волге» или ЗиМу с учётом степени износа. После «перестройки» обрусевшие автомобили приобретались отечественными коллекционерами, а также переправлялись за рубеж. Причем цены на них отличались довольно широким разбросом - от 30 до 200 тысяч долларов. Сейчас же нереставрированный, но комплектный образец «Хорьха» 853-й модели стоит не менее ста тысяч евро, а полностью готовый - от трёхсот тысяч. Встречаются и варианты за полмиллиона евро. Цена может повышаться в зависимости от исполнения, а также от истории данного конкретного экземпляра.
Стоит развеять распространённое у нас заблуждение: упоминание о связи автомобиля с лидерами Третьего Рейха не может облегчить сделку. В Германии до сих пор действует запрет на продажу любых связанных с ними предметов. Впрочем, спрос на машины диктаторов практически нулевой...



Компания «Ауди» была основана в 1909 Августом Хорьхом. Ее корни уходят к несуществующей ныне, но не менее знаменитой фирме Horch («Хорьх»), блиставшей на немецком небосклоне во времена третьего Рейха. В 1899 талантливый изобретатель Август Хорьх основал в Мангейме фирму «Хорьх и Компания», которая через 4 года перебралась в Цвиккау. В 1909 он построил новый весьма неудачный 6-цилиндровый мотор, который чуть было не привел фирму на грань банкротства, что очень возмутило его компаньонов, решивших расправиться с ретивым изобретателем и изгнать его из собственной же фирмы. Но Хорьх тут же неподалеку основал другую компанию, которая, естественно, тоже носила название «Хорьх». Его бывшие компаньоны, почувствовав в молодой фирме сильного конкурента, подали на Хорьха в суд с требованием изменить название фирмы. Согласно решению суда, новое предприятие по выпуску автомобилей не могло носить название Horch, и Август Хорьх обратился к латинизированному варианту прежнего названия: слово horch, по-немецки значащее «послушай», стало audi. Так в 1909 родилась знаменитая торговая марка и не менее знаменитая компания «Ауди».

    Только 3 модели Horch 853 фаэтоны были произведены. Двое из них были разрушены во время Второй мировой войны. Это единственный оставшийся в живых. 853 модель создана в 1938 году. Август Хорьх основал позже Audi, которая является латинское слово, слышать или слушать. Этот автомобиль был построен для Люфтваффе (немецкое министерство авиации) для использования в качестве парадных автомобилей. Он имеет 8 скоростей (4 скорости передачи и 2 скорости на заднюю ось).

История Horch 853

    Легендарный Horch 853 был представлен широкой публике на Парижском автосалоне в 1935 году. Там его и приметил Герман Геринг, приехавший в столицу Франции по делам Третьего Рейха. Министр питал слабость ко всему красивому, так что роскошный автомобиль быстро перекочевал в его гараж. Предшественником Horch 853 был двухдверный Horch 853 Cabriolet Sport, выпускавшийся с 1927 года. Первоначальная версия была тесновата - всего два боковых окна и два небольших задних сиденья, поэтому через несколько лет пространство в салоне было увеличено за счет заднего дивана. В 1932 году модель переименовали в Type 780, а в 1935 вышел герой статьи - Horch 853, по праву считающийся одной из самых шикарных машин в мире. Он получил Гран-при Парижского автосалона и был признан автомобилем года. В подтверждение этому профессор кафедры дизайна Кельнского университета создал значок в виде крылатого шара - «Летящее совершенство». В месяц на заводе в Цвиккау выпускалось всего по 15-20 «Хорьхов», каждого владельца и его номерной знак записывали в книгу продаж. Обычно это были военные, промышленники или политики. Среди них были Розенберг, Гиммлер, посол Германии в СССР Шуленбург, маршал Финляндии Маннергейм. К сожалению, архив завода был уничтожен при пожаре во время бомбежки под конец войны. После войны производство Horch было остановлено, так как завод в Цвиккау находился в зоне советской оккупации и после раздела страны достался ГДР, а впоследствии был национализирован. В 1956 году Horch 853 снова появился в производстве под названием «Sachsenring», но очень быстро исчез.

Технические характеристики Horch 853

    Изначально Horch 853 оснащался восьмицилиндровым рядным 0,5-литровым мотором мощностью 100 л. с., затем его сменил шестицилиндровый V12 мощностью 120 л. с. На двигатель устанавливалась система принудительной смазки под давлением и масляным насосом с шестеренчатым приводом. Силовой агрегат работал совместно с четырехступенчатой коробкой передач, оборудовался двумя карбюраторами «Солекс» с падающим потоком и многодисковым сцеплением. Деревянный каркас кузова был выполнен из бука, покрытого олифой, а салон был отделан сафьяном и несколькими породами дерева. 17-дюймовые покрышки были обуты на колесные диски с 84 спицами. Корпус оснащался независимой подвеской, однако это не придавало особенной устойчивости на больших скоростях. Автомобиль был довольно тяжелый, более 2,5 т, это мешало ему быстро разгоняться. Максимальная скорость этого мастодонта составляла 135 км/ч. Внешние габариты «Хорьха» и не располагали к гонкам - в длину он почти достигал 6 м, а в ширину - 1,8 м. О хорошей маневренности можно было только мечтать, радиус разворота составлял от 14 до 16 м.

Horch 853 A

Спортивная модель Horch 853 A, выпускавшаяся в 1936 - 1939 годах имела пятилитровый мотор типа «T850», мощностью 120 лошадиных сил

    Август Хорьх — один из пионеров немецкой автомобильной промышленности, основал свою фабрику в 1899 году, а уже в 1907, разойдясь во мнениях с руководством, покинул ее и открыл в там же, в Цвиккау компанию «Ауди». Оставшись без своего основателя, компания Хорьх выпускала широкую гамму четырехцилиндровых автомобилей, но с приходом на должность главного конструктора Пауля Даймлера, сына знаменитого Готлиба Даймлера, приступила к производству серии престижных автомобилей. В 1932 году фирмы Хорьх, Ауди, а также Вандерер и ДКВ объединились в концерн с громким названием «Auto Union», продолжая выпускать различные по стоимости и характеристикам автомобили. Специализация Хорьх — престижные автомобили с восьми- и двенадцатицилиндровыми двигателями. После ухода Пауля Даймлера, компания Хорьх отказалась от дальнейших работ над, сконструированной им, рядной восьмеркой с двумя верхними распределительными валами и обратила свое внимание на обычный рядный восьмицилиндровый двигатель конструкции нового главного инженера Фрица Фидлера. Спортивная модель Horch 853 A , выпускавшаяся в 1936 — 1939 годах имела пятилитровый мотор типа «T850», мощностью 120 лошадиных сил с верхним распредвалом и верхними клапанами. Коленчатый вал вращался в десяти коренных подшипниках. Силовой агрегат был оборудован системой принудительной смазки под давлением и масляным насосом с шестеренчатым приводом. На двигателе устанавливались два карбюратора «Солекс» с падающим потоком, многодисковое сцепление и четырехступенчатая коробка передач.Шасси имело прочную раму с Х-образной поперечиной в центральной части и независимую подвеску всех колес: спереди на радиальных рычагах и поперечной листовой рессоре, сзади на качающихся шарнирах и полуэллиптических рессорах. Подвеска оборудована гидравлическими амортизаторами двустороннего действия фирмы «Комет». Привод ножного тормоза — гидравлический с вакуумным усилителем, ручной тормоз задействует колодки задних тормозов. Кроме готовых автомобилей с различными типами кузовов компания Хорьх выпускала шасси для установки заказных кузовов различными кузовными фирмами. Horch 853 A обладает кузовом спортивный кабриолет, изготовленным берлинским кузовостроительным предприятием Эрдман и Росси.

Техническая характеристика автомобиля Horch 853 A

    Годы выпуска: 1937-1939 гг.
    Тип кузова: кабриолет
    Вес: 1900 кг
    Мощность двигателя: 120 л.с.
    Число цилиндров: 8
    Рабочий объем: 4944 куб. см.
    Скорость: 140 км/ч
    Расход топлива: 22 л/100 км

Прекращение существования Horch-853

    Марка "Horch" прекратила свое существование в 1957 году, когда предприятие было национализировано и получило другое название. Но имя Августа Хорьха до сих пор проносят по дорогам мира его прекрасные автомобили. Венцом творчества Хорьха принято считать автомобиль Horch 853 и его модификации. Изготовленные по специальному заказу и очень малым количеством эти красавцы находились в пользовании у высших чинов рейха и очень состоятельных людей. В настоящее время один из немногих сохранившихся Horch 853 A реставрируется в "Автомобильном клубе родстеров и кабриолетов".

    Во время войны и в послевоенные годы обладателями Horch 853 хотели иметь многие, но осуществить свою мечту удалось некоторым. Роскошная немецкая машина покоилась в гараже у Василия Сталина, архитектора Алексея Щусева, летчика Александра Покрышкина. Мимо столь примечательного автомобиля не могли пройти и деятели культуры, в частности кинематографа. Horch сыграл более чем в 25 советских фильмах - таких, как «Здравствуйте, я ваша тетя!», «Бархатный сезон», «Вариант Омега» и т. д.
    А вот в титры «Семнадцать мгновений весны» этой модели было не суждено попасть. Следуя историческим фактам, режиссер фильма Татьяна Лиознова хотела посадить Штирлица за руль «Хорьха» с дипломатическими трехзначными номерными знаками. Но найти «актера» оказалось невозможно - война закончилась 26 лет назад, все трофейные автомобили разъехались кто куда, большинство находилось в Прибалтике. В 1971 году, когда начали снимать фильм, в Москве был один-единственный Horch, но и он был занят - в киностудии «Мосфильм» тоже снимали фильм о советском разведчике. Военные консультанты ленты «Семнадцать мгновений весны» пришли к выводу, что такая машина привлекла бы внимание дорожной полиции к Штирлицу, и решили пересадить его на Mercedes-Benz 230. Замену нашли довольно быстро, в одном из московских гаражей, но до Берлина машина не доехала. Так, в съемках участвовал личный автомобиль Августа Клибенштейна, любителя старинных автомобилей и владельца ресторана, в который ходила съемочная группа.

Закрыть

В середине 1930-х руководство Вермахта создало концепцию оснащения армии тремя типами полноприводных автомобилей — легким, средним и тяжелым. Они должны были унифицироваться и производиться сразу несколькими автозаводами. Так возникла своеобразная школа конструирования военных внедорожников, которую иногда называют немецкой. Концепция предполагала конструировать все модели армейских вездеходов по одной схеме: в основе — лонжеронная рама, обе подвески - независимые, обязательное наличие блокируемого межосевого дифференциала, ширина передней и задней колеи одинаковая, кузов простых форм с тентованным верхом. Силовой агрегат каждой производителю разрешалось использовать свой, унифицированный с легковыми и грузовыми моделями.

К концу 1930-х годов фирма Horch, с 1932 года входящая в концерн Auto Union, имела немалый опыт создания военных машин, поэтому назначение ее головным разработчиком среднего и тяжелого семейств внедорожников было вполне логичным шагом. Приняв за основу свои первые опытные полноприводные штабные машины моделей «740» и «770» образца 1932-1934 годов, фирма представила в 1937 году свой первый образец нового среднего семейства и быстро приступила к его производству. Новая машина получила индекс «901».

Если сравнивать этот вездеход с аналогами того времени, то, скорее всего, на эту роль подойдет американский тяжелый внедорожник Dodge WC.

Выпускался «901-й» сразу в трех местах — на входивших в концерн Auto Union заводах Horch и «Wanderer», а также на производственных площадях фирмы «Opel», которую немцы с началом войны национализировали у американской корпорации «General Motors». Продукция марок Horch и «Wanderer» носила индекс 901, а вот «Opel» обозначался литерами «MPI». Еще одним отличием «опелевского» варианта стал более слабый 6-цилиндровый мотор мощностью 68 л.с. при 2800 об/мин, унифицированный с другими моделями фирмы. Он устанавливался и на легковой «Admiral», и на грузовой «Blitz».

Новый многоцелевой вездеход Horch-901 был выполнен на типовом рамном шасси с постоянным полным приводом колес. В качестве силового агрегата был выбран V-образный 8-цилиндровый мотор с горизонтальными клапанами объемом 3.5 литра, развивавший мощность 80 л.с. – подобные моторы использовались и на легковых гражданских моделях «Horch-830BL» и «930V». Электрооборудование внедорожника было 6-вольтовым – как у большинства автомобилей конца 1930-х годов. Автомобиль комплектовался синхронизированной механической 4-ступенчатой коробкой передач, 2-ступенчатой раздаточной коробкой, а также блокируемым межосевым дифференциалом.

Независимая подвеска 18-дюймовых колес была выполнена на двойных поперечных рычагах и пружинах, барабанные колесные тормоза диаметром 350 мм снабжались гидроприводом. Обе независимые подвески с рычагами и пружинами, примененные для наилучшего восприятия автомобилем неровностей грунта, вынудили конструкторов использовать карданные шарниры. Защита их (шарниров) от пыли и грязи возлагалась на специальные резиновые пыльники – гармошки, но в условиях бездорожья они очень часто рвались и терялись, что приводило к преждевременному выходу из строя карданов.

В подвеске Horch-901 использовалась сложная система централизованной смазки, состоявшая из большого количества масленок и медных трубок, при помощи которых масло поступало к нескольким десяткам точек подвески машины.

Интересной деталью автомобилей серии Horch-901 являлись два запасных вспомогательных вращающихся колеса, играющих роль опорных катков. Располагаясь в специальных полукруглых нишах, они помогали преодолевать сложный рельеф пересеченной местности, а также брустверы и окопы.

Horch 901 и «его близнецы» являлись одними из самых популярных германских внедорожников времен Второй Мировой войны. Они участвовали во всех кампаниях Вермахта с самого начала военных действий Германии и до ее капитуляции. Автомобиль выпускался в различных модификациях и имел очень широкую сферу применения: транспортировка орудий, разведка, перевозка раненых, использовался также как носитель тяжелых пулеметов и радиостанций…

В зависимости от назначения различные модификации «901-х» имели некоторые отличия, порой даже заметные, как в конструкции кузова, так и в трансмиссии. Итак, в соответствии с автомобильной классификацией Вермахта, Horch-901поставлялся для армии в следующих вариантах: Kfz.12 – исполнение с тентованным кузовом без дверей – использовался как многоцелевой тягач; Kfz.15 и Kfz.16 – тентованные варианты с дверями (со съемными стеклами) – использовались для разведки; Kfz.17 – полевая радиостанция, прокладчик телефонных линий, саперная, санитарная. В зависимости от исполнения и года выпуска автомобили Horch-901 имели полезную нагрузку 600-980 кг и полную массу 3300-3680 кг.

В 1940-1942 годах на базе модернизированных «901-х» (Horch-901 Typ 40) была собрана партия из 50 элитных 5-местных полноприводных штабных, представительских или парадных автомобилей «Тип 40 Кабриолет» или Kfz.21 для высших военных чинов. Внешне они почти не отличались от обычных гражданских престижных кабриолетов с открытыми 4- дверными кузовами, но их военное предназначение выдавали высокая посадка, 18-дюймовые вездеходные шины, светомаскировочные фары, специальные звуковые сигналы, запасные канистры на подножках, дополнительные багажники, сцепные крюки для буксировки прицепов или орудий.

При модернизации модели в 1940 году решили отказаться от вспомогательных колес. Опыт эксплуатации автомобиля показал, что армии необходима более просторная машина. Так появился модернизированный вариант Horch 901 Typ 40. Избавившись от третьей пары навесных колес, появилась возможность расширить кузов. Запаску оставили только одну — закрепленную в салоне с левой стороны. Последнее диктовалось уже экономией резины, поскольку Германия во время войны постоянно испытывала дефицит каучука. Теперь в салоне могли разместиться продольно в ряд сразу три бойца, что повысило общую вместимость автомобиля до восьми человек.

Кроме того, была изменена форма самих дверей, благодаря чему, в салон стало проще забираться — важный фактор в условиях боевых действий. Модернизация коснулась также и силовой установки - под капотом установили более мощный мотор объемом 3.8 литра, развивавший мощность 90 л.с. при 3600 об./мин. С ним тяжелый автомобиль мог разгоняться до 95 км/ч. Также Typ 40 получил 12-вольтовое электрооборудование.

Всего до 1943 года было изготовлено около 31 тыс. автомобилей серии «901» и «MPI» различных модификаций, из них на долю «Хорьха» пришлось чуть менее 15 тысяч. После войны они исчезли довольно быстро – сказались сложность конструкции, отсутствие запчастей и должного ухода. Тем не менее. это были вторые по распространенности легковые немецкие армейские автомобили после VW-82.

Тип кузова открытый с тентом
Число дверей 4
Число мест 5
Длина, мм 4 740
Ширина, мм 1 850
Высота, мм 2 050
Колесная база, мм 3 100
Колея передняя, мм 1 532
Колея задняя, мм 1 532
Дорожный просвет, мм 250
Масса снаряженная, кг 2 600
Полезная нагрузка, кг 700
Тип привода полный (постоянный)
Коробка передач 4-ст. мех.)
Раздатка 2-ст.
Тип двигателя карб.
Система охлаждения жидкостная
Объем двигателя, л. 3.517
Число цилиндров V8
Мощность двигателя, л.с. (об./мин.) 80 (3500)
Макс. скорость, км/ч 90