Американский военный тягач. Жизнь в тылу. Жёлтый автобус в Европу: T16 Special

Сегмент тяжелых военных грузовиков развивается довольно-таки размеренными темпами: время революций в этом сегменте уже закончилось или пока не настало. И все же европейские производители из года в год привозят на главную отраслевую выставку Eurosatory новинки, некоторые из которых засекречены – например, перспективные итальянские IVECO. А еще в этом году на армейском салоне дебютировали белорусские грузовики Волат производства Минского завода колесных тягачей.

Боевой триумвират на взлете: грузовики Renault и Volvo

Самую обширную экспозицию представила хозяйка салона - французская военно-промышленная компания Renault Trucks Defense, созданная несколько лет назад под эгидой шведского концерна Volvo AB. Теперь в нее входят местные филиалы АСМАТ и Panhard, а также американская фирма Mack. На Eurosatory-2016 ее выставочная площадь была заполнена в основном колесными бронемашинами прежних выпусков, и обнаружить там образцы новой автотехники оказалось нелегко.

Главной автомобильной новинкой группы Renault стал военизированный седельный тягач К520Т (6х4) для буксировки полуприцепов с тяжелой боевой техникой, унифицированный с коммерческим семейством К для строительства. Машина, выполненная по нормам НАТО и приспособленная для переброски транспортными самолетами, оснащена 520-сильным дизелем, автоматизированной 12-позиционной коробкой передач, передним толкающим брусом, системой радиосвязи, легким бронированием кабины и моторного отсека.

Тяжелый военизированный трехосный дорожный тягач Renault К520Т

Седельный тягач К520Т способен работать в составе 120-тонных автопоездов

Самым крупным автомобилем в экспозиции Renault традиционно было 460-сильное шасси Kerax (8×8) с бронекабиной и защитой днища от пехотных мин, пулеметом на крыше и видеокамерами. Машина служит для доставки топливной цистерны вместимостью 15,2 тыс. л, смонтированной в контейнере со сдвижными бронированными шторками.

Грузовик Renault Kerax с контейнером для перевозки топливных цистерн

После краткого перерыва на салоне появилась шведская компания Volvo со своим новым 500-сильным автомобилем FMX (8×8) со всеми односкатными колесами. Он унифицирован с тяжелыми серийными грузовиками и также предназначен для перевозки и перегрузки армейских контейнеров и военных систем массой до 26,5 т.

Четырехосный контейнерный перегружатель на автомобиле Volvo FMX

Mercedes не всегда впереди: замедление на марше

Так уж повелось, что каждые два года самым притягательным местом Eurosatory являлась экспозиция корпорации Daimler AG, где всегда можно было познакомиться с новыми и исключительно лучшими в мире образцами военной автотехники. Но на этот раз что-то сбилось в этой традиции: новых военных грузовиков здесь практически не было. Главную визуальную нагрузку приняли на себя стоявшие рядом друг с другом несущественно модернизированные седельные тягачи, привлекавшие публику своей ярко переливавшейся на солнце серебристой окраской, за что журналисты прозвали их серебряными мальчиками.

Серебристый капотный седельный тягач Mercedes-Benz Zetros-3643AS

Обновленный капотный тягач Mercedes-Benz Zetros-3643AS (6х6) с 428-сильным силовым агрегатом, широкими односкатными колесами и увеличенной полной массой являлся развитием прежней модели 3343AS, дополненной новым кондиционером в удлиненной кабине и электронными системами блокировки дифференциалов и изменения давления воздуха в шинах.

Бескапотный седельный тягач Mercedes-Benz Actros-4661AS из серебряной серии

Оснащение машины Actros-4661AS сродни сложнейшему космическому аппарату

Очень эффектно смотрелся вседорожный тягач Actros -4661 AS (8 8) полной массой 33,5 т с усиленной рамой, односкатными колесами и стандартной удлиненной кабиной. В его комплектацию вошли дизель V 8 мощностью 612 л. с., механическая 16-ступенчатая коробка передач, два бака на 1 200 л топлива и два типа лебедок с тяговым усилием по 25 тс. К «серебряному семейству» относился также обычный многоцелевой пятитонный вездеход Unimog U 5000.

Специальное шасси Unimog U4023 для установки санитарных кузовов

Внутреннее оснащение типовой армейской машины медицинской службы

Новинкой поколения Unimog стало спецшасси U4023 с 231-сильным дизелем, восьмиступенчатой коробкой с шестью передачами заднего хода, валами отбора мощности и лебедкой, предназначенное для монтажа армейских санитарных кузовов. Семейство Arocs представлял 428-сильный дорожный седельный тягач 2643LS (6х4) с автоматической коробкой передач и легкобронированной кабиной.

Военизированный дорожный седельный тягач Mercedes-Benz Arocs-2643LS

Раскрытые секреты IVECO: три мировых новинки!

В этом году вся огромная выставочная площадь военного отделения IVECO Defence Vehicles опять была обнесена табличками с перечеркнутым фотоаппаратом, а за всеми движениями посетителей зорко следил верзила, упрямо сопровождавший каждого подозрительного типа до выхода. Правда, в этом году фирме IVECO было что скрывать: наверстывая упущенное, она представила сразу три мировых премьеры и свои перспективные разработки, о которых на пресс-конференции подробно рассказала журналистам.
Первой новинкой была длиннобазная четырехместная бронемашина LMV-2 с повышенной до 1,5 т полезной нагрузкой. Это модернизированный вариант известной версии LMV, наделенный 220-сильным двигателем, автоматической трансмиссией, новой электроникой и усиленной защитой экипажа.

Первая презентация бронемашины IVECO LMV второго поколения

Для перспективной замены легких машин Daily впервые были показаны многоцелевые военные авто M70.20WM (4х4) с откровенно «хищным» дизайном. Он воплотился в необычном облике грузовика с двойной кабиной и фургона с полезной нагрузкой 3,65 и 3,25 т соответственно. В качестве силовых агрегатов на них будут применять разные двигатели мощностью 146–197 л. с., автоматическую или механическую коробки передач. Их максимальная скорость - 110 км/ч.

Базовый грузовик IVECO новой серии M70.20WM с двойной кабиной

Фургон из гаммы M70.20WM с силовым агрегатом мощностью 175 л. с.

Во второй раз на Eurosatory присутствовал перспективный армейский грузовик Trakker AT380T-WM (6х6) со стандартной кабиной, односкатной ошиновкой, экологически более чистым дизелем Cursor (Евро-6) мощностью 500 л. с. и новой автоматической 16-позиционной коробкой передач ZF Eurotronic с электронной системой слежения за работой трансмиссии.

Перспективный грузовик IVECO Trakker AT380T-WM с новыми агрегатами

Третьей премьерой стал танковый седельный тягач M1250.70T-WM (8х8) с задними двускатными колесами, рассчитанный на букировку по дорогам общего пользования полуприцепов с бронетехникой и воинскими грузами, общая масса которых достигает 125 т. Он оснащен 680-сильным двигателем Cursor, автоматической 12-позиционной коробкой ZF, австрийскими мостами Steyr, типовой кабиной с бронезащитой и лебедкой с тяговым усилием 25 тс.

Мировая премьера тяжелого седельного тягача IVECO M1250.70T-WM

Танковый 680-сильный тягач М1250 с задними двускатными колесами

Автомобильные сенсации из Беларуси

Впервые за годы существования Eurosatory в ряд наиболее крупных изготовителей военной автотехники вошла Беларусь, представившая новинки Минского завода колесных тягачей (МЗКТ) в экспортном исполнении. Это целое семейство унифицированных армейских грузовиков марки «Волат» мощностью от 215 до 520 л. с. с колесными формулами 4х4, 6х6, 8х8, дополненное легкой бронемашиной. Новый малый тактический автомобиль МЗКТ-500200 (4х4), оснащенный дизелем ЯАЗ-53452 от нашего «Тигра» и механической пятиступенчатой коробкой передач, внешне чем-то напоминал былой ГАЗ-66.

Новый трехтонный военный грузовик МЗКТ-500200 с ярославским мотором

В отличие от него на грузовиках МЗКТ-600103 (6х6) и МЗКТ-600123 (8х8) применяются американские дизели Caterpillar C13 мощностью 440 и 520 л. с. и автоматические шестипозиционные коробки передач. Эти машины оборудованы независимой гидропневматической подвеской, бортовыми редукторами, блокируемыми дифференциалами, антиблокировочной системой и достигают скорости 105 км/ч.

Экспортный 10-тонный вариант МЗКТ-600103 с иностранными агрегатами

Новый 520-сильный 17-тонный тактический автомобиль МЗКТ-600123

Самый мощный автомобиль принимал участие в демонстрационных заездах по декоративной пересеченной местности. Два раза с небольшого расстояния он не смог преодолеть 40-процентный подъем по мокрому грунту, вызвав свист, топанье ногами и улюлюканье западноевропейской толпы, но в третий раз с ходу преодолел это препятствие под аплодисменты с трибун.



Фрагменты показательного выступления четырехосного грузовика Волат

Новая профессия Scania - топливоразливной автопоезд

После короткого отсутствия на салоне вновь появилась шведская фирма Scania, показавшая новый седельный тягач Р440 (8х6) с 13-литровым дизелем мощностью 440 л. с., автоматической трансмиссией, тормозом-замедлителем Allison, противопульным бронированием и противоминной защитой кабиной, а также собственной пулеметной точкой. На демонстрационном показе в составе автопоезда Carapace он с легкостью буксировал по бездорожью армейскую топливозаправочную цистерну вместимостью 22 тыс. л.

Новый односкатный военный седельный тягач Scania P440 CA8х6HHZ

Демонстрация автопоезда с тягачом Scania и полуприцепной цистерной

Топтание на месте: есть ли будущее у военных грузовиков?

Прошло несколько лет, как мы задались этим вопросом, и нынешний салон вновь доказал, что время классических армейских грузовых машин сочтено. Сегодня западные военные грузовики стали напоминать ощетинившихся ископаемых существ на многочисленных колесах с массивными бронекабинами, сложной электроникой и видеокамерами, сверхдорогими средствами навигации, ориентирования и защиты экипажа буквально от всех видов оружия и даже с собственными боевыми системами. При этом большинство фирм склоняются к прямо противоположному направлению с применением наиболее дешевых серийных агрегатов от коммерческих машин. Примером решения этих проблем является продукция немецкой компании MAN.

С переходом отделения армейских автомобилей MAN в состав военно-промышленной группы Rheinmetall MAN его активность существенно снизилась в пользу бронетехники марки Rheinmetall. Единственной и запоздалой новинкой стал армейский грузовик НХ-40М (4×4), созданный на коммерческом шасси TGА с армейской кабиной нового образца. Он оборудован 340-сильным дизелем, автоматизированной 12-позиционной коробкой передач ZF и планетарными колесными редукторами.

Военный грузовик MAN НХ-40М на шасси TGА с обновленной кабиной

Эта модель является эволюцией классического для фирмы MAN типового военного семейства с разными агрегатами и колесными формулами. Входящий в него и представленный на Eurosatory-2016 многоцелевой 440-сильный автомобиль НХ (8×8) полной массой 38 т оснащен автоматической трансмиссией и прежней модульной кабиной с интегрированной бронезащитой.

Типичная продукция компании MAN - тактический автомобиль серии НХ

Чешский завод Tatra, постоянный участник салонов Eurosatory, давно исчерпал силы и фантазию в процессе долгой модернизации и расширения своей известной гаммы многоосных военных машин Т815-7, составляющих семейство Force. В этом году впервые его единственными представителями на салоне стали два одинаковых шасси T815-7T3RC1 (8×8) с 408-сильными дизелями с традиционным «татровским» воздушным охлаждением, механическими 14-ступенчатыми коробками передач и традиционной трубчатой хребтовой рамой. Их отличия состояли лишь в конструкции двойных шестиместных кабин - упрощенная более комфортная и полностью бронированная, что отразилось на величине полезной нагрузки.

Универсальное 24-тонное шасси T815-7T3RC1 с упрощенной кабиной

Помимо упомянутых здесь новинок, особенностью Eurosatory-2016 стали экзотические военные аэромобили, машины-роботы, аэродромные пожарные, автопушки и быстро разрастающееся семейство полицейских машин и водометов, а огромное количество колесных бронемашин заставляет посвятить им следующую статью.

Компании Oshkosh потребовался целый век, чтобы стать основным поставщиком для армии США.

На заре автомобилестроения США отставали от Европы на полшага: первое производство запущено в 1888 году Бенцом, первый грузовик собран в мастерской Даймлера в году 1896. Подобное положение дел сохранялось до тех пор, пока история не перешла от изобретений к производству, и предприимчивость американцев не привела к созданию настоящего конвейера истории в общем смысле слова и автомобиля в частности. От начала и до конца американские военные грузовики – результат делового подхода собственно к войне и к производству.

Толчком к развитию военной техники должна быть война, а на рубеже столетий из экспансий США можно вспомнить разве что «Банановые войны», где американские военные, не стесняясь, использовали повозки Studebaker, предназначенные, в общем-то, для совершенно утилитарных целей. Первый грузовик США был построен в 1900-м году братьями энтузиастами – Максом и Моррисом Грабовски. Их «небольшая мастерская» продержалась до 1908 года, когда произошло её поглощение новообразованной GM. Производство сразу же привлекло внимание военных: только за 1917-19 гг компания поставила армии 10 тыс. грузовиков.

Жёлтый автобус в Европу: T16 Special

Настоящее осмысление возможностей колёсной техники началось после Первой мировой войны, когда по всему миру создаются моторизованные части, бронеавтомобили и собственно танки. Не отставал от своего главного конкурента и Генри Форд, поставлявший армии штатов всё, начиная от машин и заканчивая противогазами. К сожалению для правительства США, знаменитый промышленник со временем начал выказывать откровенные симпатии к Гитлеру не только на словах, но и на деле. Странное положение дел сохранялось до середины 30-х годов, когда GM прикупило пакет акций автобусного производства «The Yellow Cab Mfg.» и смогло полностью удовлетворить растущие аппетиты военных. После этого года правительство начинает планомерный отказ от работы с Фордом, а разработки его компании всплывают то в виде грузовиков ГАЗ-ААА или Фордзон-Путиловец, то в виде грузовиков и двигателей для танков рейха.

Настоящим прорывом в строительстве военных грузовиков стало создание первого многоосного автомобиля Renault MN. Грузовики с несколькими осями начинают производиться в штатах. Переименованная GM дочерняя компания «Yellow Coach Mfg.» собирает T16 Special, представляющий собой переделанный автобус. Этот армейский грузовик имел колёсную формулу «6х4» и приводился в движением двигателем Оldsmobile (53 л.с. на 3758 см³) с шестью цилиндрами. Грузоподъёмность на трассе – 5 тонн, пересечённой местности – 2.5 тонны.

Полугусеничный грузовик B6, собранный Allis-Chalmers, не приглянулся фермерам, но пришёлся по нраву военным, правда не США, а Российской Империи.

Наводнение GM

Настоящая история военных грузовиков США стартует с французского заказа, правда не Renault, а от правительства Франции, решившей, что трёхосной модели грузовиков Laffly требуется доработка. Справиться с поставкой нескольких тысяч грузовиков «6×6» могли только несколько компаний в мире, но GM долго тянул с подписанием соглашения, и, в конце концов, «Yellow Coach Mfg.» предложили Франции собственную разработку – ACKWX 353. Первая буква в зависимости от года выпуска будет меняться (D – 1942 г выпуска). Второй индекс означал тип кабины, третий – привод (K – передний), четвёртый – ведущие оси (W – обе задние), цифры – базу (353 – длинная, 352 – короткая).

Поскольку договорённость была достигнута в 1939-м, поставка машин во Францию скоро утратила смысл и военные грузовики США поехали в Англию. «Yellow Coach» к тому времени полностью переключилась на трёхосные грузовые автомобили и в 1941 году сконструировала собственное детище – CCKWX с базами 352 и 353. Индексы в этой линейке расшифровываются так же, как и во французском заказе. Благодаря знаменитому договору ленд-лиза GMC CCKW доехали до многих европейских стран.

CCKW 353 производился компанией General Motors и для армии США, и на экспорт.

Всего за время Второй мировой войны было произведено 60 тыс. таких грузовиков, а со временем часть GMC добралась и до СССР. Как повествует об этом выпущенная Союзе брошюра: ACKWX и CCKW имеют 3 ведущих моста, а в конструкции модели AFWX три оси, но ведущие две задние. Сами американцы ставили на шасси CCKW всё что угодно, вплоть до ремонтной станции ST-6, бетономешалок и пр. Грузоподъёмность машин – 3 тонны, но Управление Красной Армии рекомендует грузить 4. На 100 км грузовик расходует 38 литров солярки, при максимальной скорости в 72 км/ч; мощность двигателя в районе 50 л.с. Другие интересные модели американских военных грузовиков того времени: проекты Chevrolet 4409 и G-71071, неприжившиеся модели Dodge WF-32 и T-203-B, скоростные Willys MB (до 104 км/ч) и Ford 2G8T (82 км/ч), International M-5H-6.

Трёхосник International не сразу попал на вооружение амtриканской армии, но проданные по ленд-лизу M-5H до сих пор можно увидеть в Китае и странах бывшего СССР.

Studebaker US 6

Особняком от вышеперечисленных моделей стоит Studebaker US6 – настоящий символ американский Второй мировой. Дело в том, что на внутренней арене эта машина проиграла проекту GMC и никогда не стояла на вооружении армии штатов, однако по договору ленд-лиза эти грузовики стали попадать в Европу и со временем неплохо здесь прижились, особенно в СССР. Плечевые тягачи Studebaker тянули свою лямку на самых сложных трассах США, выделяясь повышенной надёжность и неприхотливостью, так что выбор не случаен. ГАУ Красной Армии обошлось с ними ещё жёстче, чем с машинами GMC: вместо положенных 2.5 тонн рекомендовалось грузить на них до 4, а реально перевозилось и до 5 тонн груза.

Студебекер с креплениями под установку «Катюша».

«Студебекер» скучал по качественному американскому топливу и смазке, но советские инженеры экспериментировали над ним до тех пор, пока грузовик не стал в СССР чуть ли не родным: перевозились на нём даже установки «Катюша». Колёсная формула «Студебекеров» того времени – «6×6» и «6×4». Максимальная мощность мотора достигала 95 л.с. (максимум – 2.5 тыс. оборотов). Для военных грузовиков США двигатель имел не самую высокую степень сжатия – 5.82, но даже это становилось препятствием для побитой войной советской реальности.

БМ-13-16 — колёса демократии

После Второй мировой начинается другая история и совсем другая война. Военные грузовики США перестают попадать в СССР, и загнивший капитализм больше не становится почвой для таких замечательных машин как БМ-13-16. Однако изменения назрели и в самих штатах. Трёхосные грузовики для военных нужд производились сразу 5-6 компаниями, что не совсем удовлетворяло возведённый пару лет назад Пентагон. В 1949 году был проведён конкурс на лучший проект грузового транспорта для армии США, который выиграла компания REO Motor Car.

На всех осях модель REO имела односкатные колеса, но главное новшество – подключаемый автоматикой передний мост. Простая конструкция кабины и двигатель, работающий на трёх видах горючего, склонили военных к подписанию контракта. M34 – первая модель – покинул завод в 1950-м, однако правительство США вновь нашло заказчика в Европе. Модель потребовали модифицировать, добавив к ней двускатную ошинковку, а производство M34 поручили Studebaker. Параллельно этой линии грузовики армии поставляли небольшие компании вроде Kenworth (знаменитые «пустынники» 552 или «ремонтники» M1).

Всеядный M 35

Автомобиль простоял на вооружении США добрых четыре десятка лет, и не последнюю роль в этой эпопее сыграл всеядный двигатель White LDT427. В основном режиме этот силовой агрегат работает на родном для тягачей дизельном топливе, но залить в него можно бензин и топливо реактивного двигателя, включая авиационный керосин любой степени горючести. Единственное условие – бензин требовалось разводить моторным маслом, из-за того что смазочная система двигателя проектировалась под дизельное топливо.

M35 разрабатывался GMC, но выпускался REO, Kaiser, GMC и даже KIA. Боевое крещение грузовик получил в Корее.

Принцип работы агрегата основан на медленном сгорании слоёв топлива, что становится возможным благодаря его разбрызгиванию по стенкам интегрированной прямо в поршень шароообразной камеры. Факел впрыска ориентирован так, чтобы капли не отражались от стенки, а равномерно растекались по ней, образуя тончайшие слои толщиной 0.013 мм. Холодный запуск в таком раскладе представляет проблему, так как за воспламенение отвечает только 5% впрыснутого в камеру топлива, а со стенок его испаряется минимум – предпусковой прогрев обычно совмещался с мощной печкой. Максимум момента – 461 Н˙м (1400 мин -1), максимальная мощность достигается на 2.5 тыс. мин -1 – 134 л.с. На последние модификации M35 (A2) ставились 140-сильные Continental D-465-1C и 5-ступенчатся КПП.

На 100 км мотор расходовал до 38 л солярки, развивая без груза 77 км/ч. Жёсткая зависимая подвеска рессорного типа позволяла передвигаться с комфортом только при нагрузке более тонны (максимум – 2.3 тонны груза). Стандартный комплект включал лебёдку на 10 тонн и централизованную подкачку шин. Габариты стандарта – 7×2.8×2.4 метров (ДxВxШ).

M 939

Ещё до прекращения выпуска M35 в 1989 году AM General построило на его базе невероятное количество грузовиков (серии «600» и «700»), пока не добралось до 5-титонников M54. На основе этого грузовика проектируется серия «800». M809 съехавший с конвейера заводов Саут-Бенда передвигался по дорогам за счёт табуна из 243-х лошадей заключённого в 14 литров двигателя Cimmins NHC250. Отличие серии – тормоза на гидропневматике, гидроусилитель руля и двойная главная передача.

Крановое шасси Centaur послужило основой для серии «900», среди моделей которой можно увидеть автопоезда массой до 61 тонны: эвакуаторы, бетоносмесители и прочие коммерческие машины. Однако в истории военных грузовиков США наиболее заметный след оставили пятитонники M939, стоявшие на вооружении штатов до 1998 года. Разработка была завершена в 75-м, а первый заказ от правительства поступил в 1981-м. Надёжные мосты Rockwell и 5-тиступенчатая КПП Allison на пару с двухскоростной «раздаткой» позволяют M939 штурмовать серьёзное бездорожье.

В индексации грузовиков США M — Military, цифры косвенно указывают на серию и грузоподъёмность.

Мотор Cummins 6CTA8.3 (модификация M939 A2) развивает до 250 л.с. и тянет грузовик даже в подъёмы круче 45˚. Максимальная скорость – 84 км/ч. Машина имеет систему диагностики, позволяющую определять неисправность без деконструкции по деталям.

FMTV

С конца прошлого века из списка военных грузовиков США исчезает серия M939, вытесняемая семейством военных автомобилей на едином шасси – FMTV. Колёсная база этих машин фактически взята из автомобиля Steyr 12M18. Лёгкие грузовики серии (M1078, 1079 и 1081) перевозят до 2.5 тонн груза, тяжёлые – до 5 тонн. На некоторые из FMTV устанавливаются пулёметы аналогичные БТР M113.

Oshkosh Defense

Колёсная техника современной армии штатов связана с множеством компаний, но карт-бланш в отношении военных грузовиков США предоставлен компании Oshkosh, занимавшейся до момента плотного контакта с Транспортным корпусом США подъёмным и пожарно-спасательным оборудованием. Основные грузовики, поставляемые американским военным, – семейство HEMTT. Первые экземпляры поступили на вооружение ещё в 1982 году, но позже значительно модернизированы.

Один из представителей Heavy Expanded Mobility Tactical Truck — модель A4.

Большинство Mobility Tactical Truck (MTT) в версии Oshkosh снабжаются двигателями Caterpillar. К примеру, на A4 ставится 600-сильная версия этого мотора – C15. А гигант американской военной грузовой техники – HEMTT A3, обладающий грузоподъемностью до 13 тонн при максимальной скорости на шоссе в 105 км/час, способен без особых трудностей одолеть 60% возвышенность с нагрузкой в 10 тонн.

Всего в семействе насчитывается 8 дизельных грузовиков с полным приводом и разной степенью роботизации. Колёсная формула HEMTT – «8×8», средняя грузоподъёмность – 10 тонн. Аналогичные транспортные средства LVS использует грузоперевозка морской пехоты США.

Oshkosh PLS

Особняком стоит собственная разработка Oshkosh – PLS. Этот универсальный внедорожник «10×10» сконструирован так, чтобы перевозить унифицированные контейнеры (Flatrack), стыкующиеся с шасси несколькими видами креплений. Погрузочно-разгрузочный механизм позволяет в считанные секунды отцеплять и подгружать контейнеры. Двигатель Caterpillar C15 (второй вариант – MTU Detroit Diesel) позволяет перевозить до 16.5 тонн с прицепом M1076. Машина может выступать как тягач, прицеп и грузовик.

Привод PLS работает на все 10 колёс, так что проблемы с отсутствием дороги, а то и вовсе земли, грузовику не страшны. В паре с 7-ступенчатой КПП (гидромеханика) работает 2-хскоростной раздаточный механизм с ручной блокировкой дифференциалов. Движение грузовика может приостановить ретардер мощностью в 450 л.с. Интересно, что управляемыми являются только 1, 2 и 5-й мосты, причём 4-й и 5-й подвешены, а средний поднимается пневмоподвеской.

PLS — унифицированный транспортёр, способный стыковаться с несколькими видами контейнеров.

Новейшие системы PLS и LVS, включают в себя поддонные стеллажи, пульты дистанционного управления, краны, мультифлит системы и другие, повышающие логистическую эффективность комплексы. К примеру, PLS A1 оснащён кабиной, защищенной термостойкой броней, двигателем мощностью 600 л.с., шестискоростной трансмиссией,независимой подвеской на передних положениях оси, что увеличивает маневренность и устойчивость на пространстве бездорожья.

Ездят PLS может быть и не быстрее «Гавайского орла», но обеспечены таким количеством цифровой техники, что от её излучения чахнет даже трава на пустынных равнинах Афганистана. Электроника Oshkosh диагностирует автомобиль, прокладывает дорогу и способна поддерживать связь с центром управления даже в режиме планетарной битвы. А в ближайшие годы американские военные грузовики могут начать оснащаться беспилотной электроникой Oshkosh TerraMax UGV.

Военная автомобильная техника – это огромная категория транспортных средств с различными целями назначения. Основными их отличиями является повышенная функциональность, иногда специфической направленности, доступность перемещения по наиболее сложным для проходимости местностям и наличие дополнительного оборудования. Отдельным подвидом такой автомобильной техники выделяют военные грузовики. Существуют два вида грузовых авто военного назначения:

  • Машины общего назначения, используемые для транспортировки различных твердых грузов. Преимущественно такие транспортные средства дополнительно оснащены скамейками и тентами, что позволяет помимо грузов перевозить и людей. Военные грузовики общего назначения нередко используют для буксировки прицепов и других видов военной техники.
  • Специализированные грузовики предназначены для транспортировки специфических грузов. К данному подвиду военной автомобильной техники относятся автоцистерны, самосвалы и т.д.
Грузовые машины военного назначения обеспечивают высокую мобильность войск. Среди их основных задач отмечается транспортировка людей на поле боя и из его пределов, быстрая доставка раненных в медицинские учреждения, перевозка боеприпасов и различных видов вооружения, буксировка высокомощных средств артиллерии и т.д. Помимо визуального отличия от обычных грузовых автомобилей, представленного защитным окрасом, в военных грузовиках отмечается их расширенный функционал и наличие дополнительного оборудования. Каждая страна, имеющая свою армию, содержит на вооружении специализированный автопарк. Содержание таких машин довольно недешевое, поэтому уровень их мощности зависит от развития самой страны. В истории известны случаи, когда при внезапном начале войны в качестве военной автомобильной техники использовались устаревшие машины, что заметно снижало степень боеспособности целого государства.

Военные грузовики США

Уже более века американские военные грузовики стремительно совершенствуются и на сегодняшний день позиционируются, как одни из наиболее мощных представителей современного технического прогресса. К созданию такой техники американцы используют особый подход, ориентируясь на военную тактику и возможности своего производства. Военные машины высокоразвитой страны представляют собой тяжеловесные грузовики, массой не менее восьми тонн. Среди настоящих гигантов американских транспортных средств данной категории следует отметить:

Oshkosh PLS – внедорожник 10х10, предназначенный для транспортировки унифицированных контейнеров, объединяющихся с шасси различными типами креплений. Используется Oshkosh PLS в качестве тягача, грузового авто или прицепа. Бездорожье данному автомобилю не страшно, поэтому уровню его проходимости может позавидовать любой производитель. Ультрасовременные американские системы Oshkosh PLS и LVS оснащены поддонами, пультами ДУ, мультилифтами и другими девайсами, делающими такую военную технику многофункционально и, соответственно, применимой для решения любых боевых задач.

НЕМТТ – категория автомобилей, которой располагает американская армия еще с 1982 года. За годы своего использования автомобили прошли не один этап модернизации и сегодня по праву считаются гигантами американской военной авто техники. К примеру, модель НЕМТТ-А3 может перевозить грузы, общим объемом в 13 тонн. При этом она способна развивать скорость до 105км/час. Эффективность использования данной модели в качестве тягача обусловлена ее возможностью транспортировать десятитонные грузы, преодолевая подъемы с наклоном в 60°. Другие модели данного семейства автомобильной военной техники находят свое применение в транспортировке воды, противоракетных и ракетных установок и других крупногабаритных грузов.

Возможности и мощь вооружения американской армии сегодня неуклонно совершенствуются. В разработках находятся военные автомобили, оснащенные лазерными установками, дистанционным управлением, броней наилучших образцов, системой распознавания пешеходов и находящегося в определенном радиусе транспорта и т.д.

Военные грузовики российской армии

Не менее насыщенной является история военного автопарка грузовых машин российской армии. Ярким представителем отечественной техники можно назвать «Урал». Военный грузовик «Урал-375» – настоящая легенда отечественной военной автомобильной техники, сошедшая с конвейера в 1961 году. Спустя 16 лет были выпущены другие не менее популярные модели данного производителя – Урал-4320 и Урал-5323. В наше время автомобили семейства Урал представляют основную часть отечественного армейского автопарка. Это машины с колесной формулой 4х4, 6х6 и 8х8. Их грузоподъемность колеблется от 4,2 до 10 тонн. Используются «уралы» для буксировки, транспортировки людей и грузов. Среди основных их преимуществ отмечаются максимальная проходимость, достаточно высокая скорость и многофункциональность.

«Изюминкой» отечественного вооружения является Урал-3А-Тайфун, получивший немалое количество наград и признание всего мира. Его максимальная скорость – 105 км/час в обычных условиях, и 50 км/час в условиях повышенной сложности (пробитые колеса, труднопроходимая местность и т.д.). Объем его бака составляет 300 литров, причем бак оснащен дополнительной защитой, препятствующей возгораниям и другим повреждениям. Запас хода «Тайфуна» – 1800 км. Стоит также отметить, что его вес достигает 24 тонн. Данная модель военных автомобилей «Урал» оснащена электронной системой управления, что заметно повышает ее эффективность и функциональность.

Военную технику большинство людей видит на парадах или в телерепортажах. Как правило, это транспортные средства высокой проходимости с формированными двигателями. В нашем обзоре 25 самых "крутых" военных машин, прокатиться на которых уж точно не отказались бы любители экстрима, да и просто любители техники.

1. Desert Patrol Vehicle


Desert Patrol Vehicle - высокоскоростной легкобронированный багги, который может развивать максимальную скорость почти в 100 км / ч. Его впервые применили во время войны в Персидском заливе в 1991 году, а затем массово использовали во время операции "Буря в пустыне".

2. Warrior


Warrior - британская 25-тонная боевая машина пехоты. Более 250 БМП модели FV510 были модифицированы для войны в пустыне и проданы кувейтской армии.

3. Volkswagen Schwimmwagen


Schwimmwagen, что переводится как "Плавающий автомобиль", представляет собой амфибию-внедорожник с приводом на четыре колеса, который широко использовался вермахтом и войсками СС во время Второй мировой войны.

4. Willys MB


Изготавливаемый с 1941 по 1945 годы, Willys MB - небольшой внедорожник, который стал одним из символов техники Второй мировой войны. Этот легендарный автомобиль, который мог развивать максимальную скорость в 105 км / ч и проехать на одной заправке почти 500 км, использовался в ряде стран во время Второй мировой войны, в том числе в США, Великобритании, Франции и Советском Союзе.

5. Tatra 813


Тяжелый армейский грузовик с мощным движком V12 выпускался в бывшей Чехословакии с 1967 по 1982 года. Его преемник, Tatra 815, используется во всем мире и поныне, как в военных, так и в гражданских целях.

6. Ferret


Ferret - боевая бронированная машина, которая была спроектирована и построена в Великобритании в разведывательных целях. Более 4400 экземпляров Ferret, оснащенных двигателями Rolls-Royce, были выпущены с 1952 по 1971 год. Этот автомобиль до сих пор используется во многих азиатских и африканских странах.

7. ULTRA AP

В 2005 году научно-исследовательским институтом Джорджии была представлена концепция боевой машины ULTRA AP, которая может похвастаться пуленепробиваемым стеклом, новейшими технологиями легкого бронирования и отличной экономностью (машине нужно в шесть раз меньше бензина, чем Humvee).

8. TPz Fuchs


Бронетранспортер-амфибия TPz Fuchs, который выпускается с 1979 в Германии, используется немецкой армией и армиями ряда других стран, включая Саудовскую Аравию, Нидерланды, США и Венесуэлу. Автомобиль предназначен для переброски войск, обезвреживания мин, радиологической, биологической и химической разведки, а также в качестве радиолокационной техники.

9. Combat Tactical Vehicle


Combat Tactical Vehicle, который прошел испытания Корпусом морской пехоты США, был построен Автомобильным испытательным центром Невады, чтобы стать заменой знаменитого Humvee.

10. Транспортер 9T29 Луна-М


Изготовленный в СССР транспортер 9T29 Луна-М является бронированным тяжелым грузовиком для транспортировки ракет ближнего радиуса действия. Этот большой 8-колесный грузовик был широко распространен в некоторых коммунистических странах во время холодной войны.

11. Tiger II


Тяжелый немецкий танк Tiger II, также известный как "Королевский Тигр" был построен во время Второй мировой войны. Танк весом почти 70 тонн, обладающий бронированием во лбу 120-180 мм, использовался исключительно в составе тяжелых танковых батальонов, как правило, состоящих из 45 танков.

12. M3 Half-track


M3 Half-track - американский бронированный автомобиль, который использовался в США, и Великобритании во время Второй мировой войны и в годы холодной войны. Автомобиль мог развить максимальную скорость в 72 км / ч, а заправки хватало на 280 км пробега.

13. Volvo TP21 Sugga


Volvo - всемирно известный автопроизводитель. Однако, лишь немногие фанаты техники знают, что под этой маркой также производились автомобили для использования в военных целях. Внедорожник Volvo Sugga TP-21, который выпускался с 1953 по 1958 годы, является одним из самых известных военных транспортных средств, которые были сделаны Volvo.

14. SdKfz 2


Также известный как Kleines Kettenkraftrad HK 101 или Kettenkrad, мотоцикл на гусеницах SdKfz 2 производился и использовался нацистской Германией во время Великой Отечественной войны. Мотоцикл, который мог вместить водителя и двух пассажиров, развивал максимальную скорость в 70 км / ч.

15. Сверхтяжелый немецкий танк Maus


Сверхтяжелый немецкий танк времен Второй мировой имел огромные размеры (10,2 м в длину, 3,71 м в ширину и 3,63 м в высоту), а также весил колоссальные 188 тонн. Было построено всего два экземпляра этого танка.

16. Humvee


Этот армейский внедорожник выпускается с 1984 года компанией AM General. Полноприводный Humvee, который был разработан, чтобы заменить Jeep, используется американскими военными, а также нашел применение во множестве других стран по всему миру.

17. Heavy Expanded Mobility Tactical Truck


HEMTT - восьмиколесный дизельный грузовик-внедорожник, который используется в американской армии. Существует также полноприводная десятиколесная версия грузовика.

18. Buffalo - автомобиль с противоминной защитой


Построенный компанией Force Protection Inc, Buffalo представляет из себя бронированный автомобиль, оснащенный противоминной защитой. На авто установлен 10-метровый манипулятор, которым можно управлять дистанционно.

19. M1 Abrams

Многоцелевой военный грузовик Unimog.

Unimog - многоцелевой полноприводный военный грузовик производства Mercedes-Benz, который используется войсками многих стран по всему миру.

23. БТР-60

Восьмиколесный амфибия-бронетранспортер БТР-60 был выпущен в СССР в 1959 году. Бронированный автомобиль может развивать скорость до 80 км / ч на суше и 10 км / ч в воде, при этом перевозя 17 пассажиров.

24. Denel D6

Изготовленная Denel SOC Ltd, южноафриканским государственным конгломератом в аэрокосмической и оборонной отраслях, Denel D6 является бронированной самоходной артиллерийской машиной.

25. Бронетранспортер ЗИЛ


Изготовленная на заказ российской армии, последняя версия бронетранспортера ЗИЛ представляет собой футуристический на вид полноприводный бронированный автомобиль с дизельным двигателем мощностью 183 л.с., который может перевозить до 10 солдат.

Стоит отметить, что военная техника стоит порой не дешевле, чем элитные авто. Например, если речь идёт про , то даже их аренда стоит миллионы долларов.

Как известно, автопарк американской армии и морской пехоты времен Второй мировой войны был весьма далек от единообразия

На вооружении американской армии только 2,5-тонных трехосок (здесь и далее грузоподъемность на грунте) было три основных варианта, слабо унифицированных между собой (и это не считая полукапотных версий). С остальной техникой, грузоподъемностью 5 и 10 т, дело обстояло чуть лучше, однако все равно далеко неидеально. Самое время было объявлять новый конкурс и навести порядок в этом хаосе.

Доброе утро, Вьетнам! Еще бензиновый М35 в типичном южном
исполнении со снятым брезентовым верхом и лобовым стеклом

Победителями конкурса в 1949 году стали фирма REO (2,5 т), International (5 т) и Mack (10 т). Впрочем, про Mack и его наследников я расскажу в другой раз. А пока отметим, что для полной унификации все три семейства получили почти одинаковые кабины с легко демонтируемым жестким верхом, который без проблем заменялся тентом. А крылья, капот и радиаторные решетки выглядели если не идентично, то очень похоже. Все это, по мудрому замыслу командования, должно было упростить ремонт в полевых условиях и в придачу здорово осложнить жизнь разведке противника. Ведь четко отличить новую американскую пятитонку от десятитонки можно было, только поставив их рядом! А если вражеский шпион наблюдает за колонной издали, да еще и в темноте, сумерках, в дождь или в туман? Пойди догадайся, какая именно техника передвигается!

Забегая немного вперед, отмечу, что верность первоначальной идее одинакового дизайна сохранялась только до 1970-х годов. Далее начались различные метаморфозы, метания, поиски наилучшего производителя для всей гаммы армейских грузовиков и в конце концов переход на совершенно другие машины. Но обо всем по порядку.

В красном мундире. Аэродромный пожарный автомобиль 530В на шасси М34А1

СЕМЕЙКА БОБРОВ

Разработанная фирмой REO 2,5-тонная машина пошла в серию в 1951 году. Основные модели были стандартизированы как М34 (с односкатной ошиновкой задних мостов) и М35 (со сдвоенными колесами). Проигравший конкурс Studebaker при этом получил приятный утешительный приз – долю заказа на производство конструкции REO. В общем, история времен Второй мировой, когда REO выпускало Studebaker US6, повторилась с точностью до наоборот.

С точки зрения конструкции машина получилась намного совершеннее того, что обе фирмы делали во время войны. Двигатель ставили бензиновый верхнеклапанный шестицилиндровый Continental или REO (5,4 л, 127 л. с.), КПП – пятиступенчатую синхронизированную, раздаточную коробку – двухступенчатую с автоматически подключаемым передним мостом. Тормоза – гидравлические с усилителем. Максимальная скорость составляла 90 км/ч.

Вестник апокалипсиса. Два пятитонных грузовика
в процессе перезарядки атомной ракеты Honest John. Справа –
пусковая установка М289 с открытой кабиной, слева – машина заряжания М62

Грузовик отличался герметизированным электрооборудованием и возможностью установки шноркелей, за что получил прозвище «бобер» (beaver). А после того, как он зарекомендовал себя исключительно надежным и выносливым автомобилем, его стали называть eager beaver, «энергичный бобер» – идиома, которая означает «работяга» или даже «трудоголик».

В 1962 году на смену бензиновому мотору пришел многотопливный дизель с возможностью работы на бензине с маслом, разработанный Continental совместно с MAN. В варианте с турбонаддувом он развивал мощность 134 л. с. (113 л. с. на бензине) при рабочем объеме 7,8 л. Так появилась модификация M35/M34A1, которая внешне отличалась главным образом высокой выхлопной трубой с правой стороны.

К 1971 году производственные мощности по выпуску 2,5-тонок, как бывшего Studebaker (выкупленного в 60-х Kaiser), так и бывшего REO (на некоторое время вошел в состав White), перешли в собственность корпорации American Motors. Опять-таки забегая немного вперед, отмечу, что там же начали производство пятитонного семейства. Для удобства было основано особое отделение по выпуску военной техники – небезызвестное AM General.

Круглый передок. Последняя модификация М34А3 отличалась
характерным дизайном радиаторной решетки и центральной подкачкой шин

В дальнейшем специалисты American Motors занимались неторопливой «шлифовкой» удачного автомобиля, попутно запуская в серию новые модификации вроде двухосного M600, предназначенного специально для Европы. Серьезно переработанная версия М34/М35А3 появилась только в 1993 году. Она отличалась новым дизайном решетки радиатора, центральной подкачкой шин, гидроусилителем руля, автоматической 4-ступенчатой КПП, новыми мостами и раздаточной коробкой, а также дизелем Cummins (6,6 л, 170 л. с.). Выпускалась она до 1999 года. Кроме того, М34/М35 по лицензии производили канадская компания Bombardier (модель MLVW) и корейская KIA.

АВТОМАТИЧЕСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА

В 1950 году на Корейском полуострове вспыхнула серьезная война. Отношения выясняли с одной стороны Корейская Народная да еще и Демократическая Республика во главе с товарищем Ким Ир Сеном, с другой – просто Республика Корея, где правил ставленник американского империализма Ли Сын Ман. Вот только этот самый империализм к серьезной схватке был готов лишь отчасти. Гигантский автопарк, построенный во время Второй мировой, был уменьшен до размеров мирного времени, причем излишки либо раздали союзникам за спасибо, либо распродали всем желающим чуть ли не по цене металлолома.

Найди 10 отличий.
Канадская копия М34 – Bombardier MLVW внешне
трудно отличима от оригинала

Тем временем война разгоралась, техники требовалось все больше. Дошло до того, что пришлось даже подключать японцев, что было логично – везти-то совсем недалеко. В этот критический момент военные вспомнили о проигравшем конкурс творении General Motors той же грузоподъемности – 2,5 т. Одной из причин, по которым данное творение было забраковано, стала четырехступенчатая автоматическая коробка передач GM Hydra-matic, слишком уж необычная для того времени. В остальном полноприводный армейский GMC был похож на REO M35, разве что раздаточная коробка была одноступенчатой.

Двигатель, естественно, использовали свой: рядный шестицилиндровый бензиновый рабочим объемом 4,9 л и мощностью 130 л. с. Скорость – 90 км/ч. Основные модификации были стандартизированы как М135 (с односкатной ошиновкой задних мостов) и М211 (с двухскатной). Выпускалась «автоматическая альтернатива» всего пять лет, с 1952 по 1957 год, а затем стала потихоньку уходить к все тем же союзникам и передаваться в Национальную гвардию, которая, как известно, всегда «донашивает» за американской армией устаревшее вооружение.

Судьба машины исторически достоверно (по голливудским меркам, конечно) отображена в культовых фильмах «Колдун» (Sorcerer) 1977 года и «Рэмбо. Первая Кровь» (1982 год). В первом два грузовика М211 «добивает» нефтедобывающая компания где-то в джунглях Южной Америки. Сюжет вертится вокруг судьбы четырех негодяев, решивших заработать на перевозке нитроглицерина, для чего GMC с его плавным «автоматом» подошел просто идеально. Во-втором фильме М135 перевозит грузы для Национальной гвардии, которая охотится на главного героя – Джона Рембо.

Киногерой с «автоматом». GMC М211 очень любят режиссеры
за выразительную внешность и легкость в управлении

ЧЕСТНЫЙ ДЖОН

Пятитонное семейство пошло на конвейер с некоторым опозданием – только в 1954 году. Производство почти равномерно распределили на три фирмы: собственно International, Diamond и Mack. Основные модификации, как и в случае с 2,5-тонными, отличались сдвоенными колесами на задних мостах (М54) или односкатными (М39). Двигатель сначала был также бензиновый Continental солидного рабочего объема в 10 л и мощностью 196–224 л. с. Конструкция ходовой и трансмиссии повторяла 2,5-тонное семейство. Даже тормоза были гидравлические с вакуумным усилителем. Вариант А1 получил турбодизель Mack (11 л, 210 л. с.), вариант А2 – многотопливный Continental (7,8 л, 205 л. с.). Скорость составляла 85 км/ч.

В советской литературе к пятитонкам проявляли повышенный интерес, ведь на длиннобазной модификации М139С устанавливались пусковые установки ракет малой дальности Honest John («честный Джон»), в основном с ядерными боеголовками. Во Вьетнаме же пятитонные грузовики часто переделывали в «гантраки» для охраны колон от партизан. Это были частично или полностью бронированные автомобили, вооруженные пулеметами и в некоторых случаях 20-миллиметровыми автоматическими пушками.

Безумный Макс отдыхает. Максимальный гантрак The Colonel («Полковник»)
времен Вьетнамской войны, созданный при помощи
слияния неисправного БТР М113 и пятитонки М54

В 1971 году производство пятитонок было передано AM General. Семейство сразу же обновили и стандартизировали как М809. По этому случаю наконец-то появился гидроусилитель руля, а дизель заменили на Cummins (14 л, 240 л. с.). Внешне машина отличалась слегка скругленной передней частью.

В 1982 году заслуженного ветерана опять всерьез модернизировали. Теперь капот, крылья и радиаторная решетка объединили в блок, который можно было легко откинуть вперед для лучшего доступа к двигателю. Новый-старый М939 (с односкатной ошиновкой) получил пятиступенчатый «автомат», пневматические тормоза, центральную систему подкачки шин и… модный угловато-тяжеловесный дизайн радиаторной решетки. Со временем появился и новый дизель Cummins той же мощности, что и старый, но объемом 8,3 л. Кроме того, те же самые машины некоторое время параллельно производила фирма BMY.

Новый дизайн. Пятитонник – транспортер катеров М821
от AM General (1971 год) отличался характерной радиаторной решеткой

Грузовики получились скоростные – 101 км/ч, но при этом крайне опасные в управлении. Дошло до того, что в трети всех аварий со смертельным исходом обязательно участвовал именно переработанный пятитонник AM General. Трагедия была в том, что при резком торможении с блокировкой тормозов гидротрансформатор часто блокировался на второй передаче. Естественно, двигатель сразу же глох и, соответственно, отключался гидроусилитель руля. Рулевое при этом «закусывало». Проблему частично решили установкой ограничителя скорости до 65 км/ч. А в 1999 году все «вредные» грузовики получили ABS. Впрочем, к тому времени их репутация была подпорчена, да и конструкция за 50 лет устарела.

В итоге ветерана отправили на пенсию, а основными поставщиками армии и флота становятся International и Oshkosh. Интересно, что последний в настоящее время, кроме всего прочего, занимается еще и капитальным ремонтом, модернизацией и доработкой всех грузовиков AM General. К примеру, специалисты компании оснащают восстановленные машины антиблокировочной системой тормозов (там, где она не была установлена ранее). Похоже, что служить почтенное семейство будет еще долго.

Минус один мост.
Двухосный вариант М34 – М600 выпускался специально для Европы

Удобный в обслуживании. Последнее обновление пятитонного
семейства М939 (1982 год) могло похвастаться отличным доступом к двигателю