Зачем нужен двойной выжим сцепления. Как освоить двойной выжим сцепления

Техника двойного выжима сцепления, по сути, мало знакома простым обывателям и возможна только на автомобилях с механической коробкой передач. Суть её заключается в том, чтобы водитель набрал такое количество оборотов силового агрегата в нейтральном положении коробки, чтобы произошло оптимальное переключение вниз на одну ступень. Это обеспечит наиболее плавное движение и снизит нагрузку синхронизаторов. Правильно применяемая техника двойного выжима сцепления увеличивает их эксплуатационный срок.

Что такое двойной выжим сцепления?

Когда водитель понижает передачу, один раз выжимая , то все присутствующие в автомобиле во время движения испытывают своеобразное ощущение, будто бы автомобиль натягивается. С двойным сцеплением водитель выжимает сцепление левой ногой, но на пониженную передачу переключается не сразу, а на доли секунды попадает на нейтраль. Далее педаль сцепления слегка отпускается и немного нажимается , чтобы набрались оптимальные обороты двигателя, а затем уже включается низшая ступень как можно быстрее. Проще говоря, обороты при переключении на пониженную передачу не падают, а значит, сила напряжения не ощущается. Чем быстрее происходит разгон до понижения передачи, тем больше нужно выжимать газ на нейтралке, чтобы силовой агрегат набрал необходимое количество оборотов.

Методика двойного выжима сцепления

1. Разгоните автомобиль на первой передаче до 3 000 об./мин.

2. Нажмите педаль сцепления и отпустите педаль газа.

3. Включите нейтральную передачу.

4. Уберите ногу с педали сцепления.

5. Выдерживайте маленькую паузу для синхронизации. Обороты мотора упадут до 2 000, то есть как если бы вы ехали на второй передаче.

6. Повторно выжмите педаль сцепления.

7. Включите следующую передачу – вторую в данном примере.

8. Отпустите педаль сцепления.

9. Увеличьте обороты мотора путём нажатия на педаль газа.

10. Таким же образом происходит переключение на другие передачи.

Как освоить двойной выжим сцепления?

Освоить технику двойного выжима сцепления можно только практическим путём, проводя ежедневные тренировки и запасшись определённым усердием. Проявляйте осторожность при выжиме сцепления и переключении скоростей, так как в случае грубого обращения вы можете повредить трансмиссионную систему автомобиля. Запомните одно: всё нужно делать максимально уверенно и мягко. После достаточного объёма проведённых практических занятий, переключение передач станет лёгким и естественным. Когда техника двойного выжима сцепления станет уже обыденной, вряд ли вы захотите использовать обычную технику переключения передач.

Основной проблемой в освоении этой техники, как правило, становится момент, когда необходимо регулировать обороты двигателя вверх или вниз, чтобы синхронизироваться с коробкой передач. Но так же, как и другие водительские навыки, эти приёмы сложны только в обучении. Со временем вы всё будете выполнять на «автомате». Пусть на механических коробках передач современных автомобилей и стоят автоматические синхронизаторы, но применение такой техники значительно продлит эксплуатационный срок вашей МКПП, ведь нагрузка на шестерни и на синхронизаторы будет абсолютно незначительной. Главное не сдаваться! Техника двойного выжима сцепления – превосходна, даже если по началу и выглядит несколько неуклюже.

Подписывайтесь на наши ленты в

Поколение, выученные в советских автошколах или шоферов работавших на старом отечественном автопроме, подобный вопрос не поставит в тупик. Они прекрасно знают что такое двойной выжим, что такое перегазовка и как тормозить двигателем. Это основные вопросы, которые должен был освоить водитель на первых ступенях обучения.

В современном мире эти вопросы не актуальны, так как машин, работающих на таких принципах, становится все меньше и меньше. До сих пор они функционируют у деревенских фермеров, в наших общеобразовательных школах в качестве наглядного примера на уроках труда, училищах, техникумах и конечно в армии.

Однако, данные вопросы необходимо знать любому водителю, так как это была основа основ и в случае, не дай бог, катаклизмов вселенского масштаба и если земля превратится в безлюдную пустыню, аля «Безумный макс», то они будут актуальны. Почему? Потому что единственная техника, которая будет функционировать - старые зилки с газонами, полуторки, армейский броневики и прочие монстры эпохи холодной войны. Ультрасовременные машины с коробками типтроник, вариаторами и роботизированной трансмиссией канут в лету как сладкий сон, которому не суждено будет сбыться и товарищи, которые привыкли ездить в положении «D», либо переучатся, либо будут бегать пешком. Подойдем ближе к сути.

Что такое двойной выжим и перегазовка?

Двойной выжим и перегазовка обязательная процедура балета с педалями для автомобилей, коробка передач которых лишена синхронизаторов. Нужно отметить, что раньше на коробки они не устанавливались, но позже, когда инженерная мысль дошла до того момента, что автомобиль не только должен быть полезным, но и удобным в управлении, появились синхронизаторы.

Что такое синхронизаторы?

Синхронизаторы - это механизмы, которые синхронизируют вращательное число вала и шестерен. Это облегчает переключение передач, делает переключения плавными и быстрыми, а также уменьшает износ и повреждение. Да, и избавляет от характерного скрежета, который каждому доводилось слышать, особенно при поездках на старых автобусах.

Двойной выжим требуется не только, когда отсутствуют синхронизаторы, но и когда они неисправны или коробка откровенно мертва.

Сам процесс двойного выжима, это переключение на повышенную передачу путем двойного нажатия на педаль сцепления. Зачем это нужно? Поясняю. Это нужно для того, что бы обороты двигателя уровнялись с валами и шестернями, в противном случает вторые разлетятся или заклинят, кому как повезет. Как это происходит? Вы едите на первой скорости, раскручиваете двигатель до 3000 оборотов и планируете перейти на вторую, вам необходимо бросить газ, нажать на сцепление и перевести рычаг на нейтраль, опустить сцепление и ждать, пока упадут обороты двигателя до 2000 и вновь нажать сцепление, что переключится на вторую. Тем самым вы уравниваете обороты первичного и вторичного вала. Коробка в порядке и можно двигаться дальше.

Перегазовка - это обратный процесс, при котором вы стараетесь понизить передачу не умертвив КПП. Происходит это следующим образом. Вы приближаетесь к повороту, на котором вам не удастся пройти на четвертой передаче. Вы притормаживаете и если вы не понизите передачу, то рискуете заглохнуть, так как не хватит оборотов, чтоб раскрутить коробку двигателем. Вы плавно бросаете газ и выжимаете сцепление, снимете со скорости и переводите в нейтральное положение. Далее происходит следующее, вам необходимо набрать оборотов, так как у шестерни пониженной передачи передаточное число выше. Вам необходимо поработать педалью газа или как говорят сделать перегазовку, чтоб поднять обороты двигателя. Обороты поднялись, они синхронизировались с валом и можно нажать на сцепление и переключится на пониженную передачу и дальше продолжать на ней движение.

Главное в процессе соблюсти паузу перегазовки, при нейтральной передаче. Это как новичок, который садится впервые за руль авто и не понимает как можно поймать правильный момент сцепления при троганье, чтоб машина не клевала и не заглохла. Особых секретов тут нет, умение появляется с опытом.

Зачем это нужно, если современные машины с МКПП снабжены синхронизаторами? На это есть простой ответ. Представьте, что у вас пикап или небольшой грузовичок, типа Газель и Валдай и вы перевозите какой-либо груз. Дорога ведь не всегда ровная и прямая, встречаются спуски и подъемы или участки пересеченной местности с гравийной дорогой, а там ухабы, овраги, через которые она проходит. Ну так вот, что эти самые синхронизаторы не приказали долго жить после первого же подъема, нужно использовать перегазовку. Идете вы в подъем и понимаете, что на данной передаче авто не вытянет, не хватит оборотов, вы делаете перегазовку, переходя на пониженную и машине под уклоном не составляет труда переключится, не потеряв необходимой инерции.

Существует еще один момент, которые должен знать каждый водитель - торможение двигателем. Зачем же он ужен, если у меня есть четыре бравых колеса, которые все сделают. Нужен, особенно когда тормоза отказали, гололед или крутой спуск в горной местности. В этих случаях умение тормозить двигателем просто необходимо. Как же это происходит? Заподозрив, что ваши тормоза не справляются, переключитесь на пониженную передачу, обороты двигателя возрастут, а скорость на трансмиссии упадет, так как вы переключитесь на пониженную. Машина начнет замедляться. Далее таким же способом переключаетесь до момента, пока опасность минует и можете либо продолжать движение, либо использовать тормозную систему, чтобы остановиться. Но это на МКПП, а как тормозить с автоматом? Необходимо перевести коробку в овердрайв и постепенно снижать скорость, когда скорость упадет до 90 км/ч перевести на вторую и ждать кода скорость упадет до 50 км/ч потом переключит на L. Все просто. Однако, большинство современных автоматов не требуют таких телодвижений и сами подстраиваются под вашу манеру, если вы в определенный момент бросили газ, то из-за нехватки оборотов, она сама будет снижать передачу, тормозя всю конструкцию.

Многие современные водители даже не слышали о таком понятии, как «двойной выжим сцепления» при переключении передач в механических КПП. Тем не менее, знать о таком методе будет полезно всем водителям. Начать рассмотрение этого вопроса нужно с истории автомобилестроения. На старых автомобилях в , вообще отсутствовали какие бы то ни было синхронизаторы.

Синхронизаторы представляют собой устройства, которые уравнивают окружную скорость и не дают заблокироваться шестерне, пока скорости шестерни первичного вала и вторичного не сравняются. Чтобы избежать поломок КПП и продлить срок ее службы применялся так называемый двойным выжимом сцепления (при переключении передач вверх), и перегазовка при переключении вниз. Другими словами, без таких ухищрений без синхронизаторов было практически невозможно (скрежет был бы).

Рассмотрим подробнее эти способы переключения. Итак, двойной выжим, применяется при переключении передач с нижних на верхние. Для примера возьмем переключение с первой передачи на вторую.

Методика двойного выжима сцепления

  • разгоняем на первой передаче (до 3000 об./мин);
  • нажимаем педаль сцепления и отпускание педаль газа;
  • включаем «нейтраль»;
  • полностью отпускаем сцепление;
  • делаем небольшую паузу, во время которой и происходит синхронизация (обороты двигателя упадут примерно до 2000) т.е. если бы выехали на второй передаче;
  • снова выжимаем педаль сцепления;
  • включаем передачу (в данном примере – вторую);
  • отпускаем педаль сцепления;
  • увеличиваем обороты двигателя, нажимая педаль газа.

По такому же алгоритму переключаются со второй скорости на третью и т.д.

Как выполнить перегазовку

Теперь о перегазовке . Применяют ее при переключении с верхних передач на нижние. Для примера рассмотрим переключение со второй передачи на первую.

  • отпускаем педаль газа, и тормозим двигателем на второй передаче. При необходимости притормаживаем, нажимая педаль тормоза;
  • выжимаем педаль сцепления и полностью отпускаем педаль газа;
  • включаем «нейтраль»;
  • полностью отпускаем педаль сцепления;
  • немного добавляем оборотов двигателю, нажимая на педаль газа, в этот момент происходит синхронизация (поднимаются обороты двигателя, если бы вы ехали на первой передаче);
  • полностью выжимаем педаль сцепления;
  • включаем первую передачу;
  • отпускаем педаль сцепления;
  • двигаемся на первой передаче.

Главные моменты здесь – соблюдение паузы или перегазовки, при включенной нейтральной передаче. Основная сложность заключается в правильном выборе продолжительности паузы и правильной перегазовке, но с опытом все оказывается намного проще, чем, кажется в начале. С появлением навыка все будет происходить, как говорится «на автомате».

Конечно, современные КПП, оснащенные синхронизаторами (которые как раз и призваны избавить водителей от всех этих «двойных выжимов»), не требуют применения вышеописанных методов переключения передач, тем не менее, если вы их освоите, то сможете заметно продлить жизнь КПП. Во всяком случае, такой навык лишним не будет, особенно при переключен с верхних передач вниз. Хочу отметить, что перегазовка вниз поможет продлить жизнь синхронизаторам (уменьшится на них нагрузка), а так же если машина не тянет в горку, поможет без потерь тяги переключиться, вниз увеличив крутящий момент.

Узнайте, в каких ситуациях имеет смысл применять двойной выжим сцепления. В дни, когда среди автомобилей царили несинхронизированные коробки передач, владение этой техникой было обязательным для всех водителей, потому что без данного навыка можно было легко вывести из строя трансмиссию. На любом современном автомобиле можно переключаться и вверх, и вниз, выжав сцепление всего один раз, но понижение передачи выходит всё же не таким гладким, да и обороты возрастают. В любом случае, существует, по крайней мере, две цели, для достижения которых вам на машине с механической коробкой может понадобиться двойной выжим сцепления.

  • Для достижения плавности переключения, особенно, когда вы перескакиваете через передачу. Например, если вы огибаете шпильку поворота и не хотите злоупотреблять тормозами, то вы можете переключиться с четвёртой сразу на вторую. При таком понижении с однократным выжимом сцепления передача обычно втыкается с некоторым хрустом.
  • Для продления срока службы синхронизаторов коробки передач. Когда происходит переключение, скажем, с третьей на вторую, то до окончательного срабатывания синхронизаторов второй передачи должно пройти некоторое время, да и шестерни зацепятся не самым лучшим образом. Но если грамотно переключиться с двойным жимом, то и передача включится плавно, и синхронизаторы будут целее.

Найдите пустую площадку достаточного размера. Практиковаться лучше всего в таких местах, где движение очень слабое или отсутствует вообще. Несмотря на то, что двойной выжим сцепления - не бог весть какая наука, стоит, однако, подумать о безопасности и минимизировать риск возможных происшествий, пока вы ещё осваиваетесь.

Начните с невысоких передач. Разгонитесь, например, до третьей и выжмите сцепление, как перед обычной сменой передачи. Пока вы ещё не сделали ничего для себя нового.

Выжав сцепление, включите нейтраль, а затем отпустите сцепление. Теперь вы катитесь со скоростью около 40 км/ч, коробка - на нейтрали.

Нажмите на газ, чтобы увеличить обороты двигателя; коробка всё ещё стоит на нейтрали. Вам нужно достичь оборотов, которые бы слегка превышали значение, до которого раскрутился бы двигатель на пониженной передаче, которую вы собираетесь включить. Так вы поможете трансмиссии, уравняв её обороты с оборотами двигателя.

  • Чтобы понять эту мысль, представьте, что случится, если вы переключитесь с третьей на вторую как обычно, с однократным жимом сцепления. Обороты резко взлетят, так? А идея вот в чём: надо, чтобы двигатель раскрутился почти до таких же высоких оборотов, какие станут после переключения, ещё до этого переключения . Это сильно уменьшит напряжение элементов трансмиссии и удлинит ей жизнь.
  • Отпустив газ, ещё раз выжмите сцепление. Вот отсюда и пошло название «двойной выжим»: перед тем, как включить пониженную, вы жмёте на сцепление второй раз.

    Помнится, не так давно довелось читать весёлый фантастический рассказ на очень популярную ныне тему «попаданцев». В нём главный герой - «офисный хомячок», попавший «в лапы бериевских чекистов», пытается привлечь к своей персоне внимание вышестоящих особ, но получает отповедь, из коей значится, что он тут не первый такой. По ходу повествования выясняется, что «попаданец» не обладает никакими полезными для предвоенного СССР сведениями и умениями, и единственная стезя, на которой он может себя проявить – это труд водителя. Поскольку в будущем главный герой управлял своей легковушкой «Шевроле», ему дают возможность проявить себя в качестве водителя полуторки. На этом рассказ и заканчивается. Однако если вспомнить историю автомобилизма, станет ясно, что проблемы бедолаги ещё не завершились…

    Оставим на время неудачливого попаданца и попробуем разобраться, за счёт каких приспособлений автомобиль движется. Главным, несомненно, мы назовём двигатель – «пламенное сердце» машины. Оно посредством передаточных механизмов крутит колёса, и машина едет. Но напрямую вал двигателя с колёсами соединять нежелательно – ещё на заре автомобилизма стало ясно, что в конструкцию необходимо ввести некое устройство, позволяющее менять так называемое передаточное число трансмиссии, иначе не получалось полноценно использовать мощность двигателя.

    Устройство придумали и назвали коробкой перемены передач, внутри сего агрегата находились валы с надетыми на них шестернями. Один или несколько из этих валов являются подвижными и по мановению руки водителя могут перемещать свои шестерни в нужное положение для обеспечения того или иного передаточного числа. Но вот беда – шестерни чаще всего крутятся с разными угловыми скоростями и при взаимозацеплении испытывают нешуточные нагрузки, могущие привести к их повреждению и разрушению.

    К счастью, нынешнему автолюбителю о таких тонкостях задумываться, как правило, не приходится. В современной коробке передач установлены специальные приспособления – синхронизаторы. Упрощённо говоря, они так уравнивают скорости вращения шестерён, что переключение происходит без хруста и ударов, зубья шестерёнок входят друг в друга, как «к себе домой». Это позволяет набирать скорость или замедляться плавно, практически без рывков, и намного продлевает жизнь коробки. Но в первой половине прошлого века таких полезных устройств на автомобилях массового производства не было, и водителям приходилось переключать передачи более сложным способом, чем сейчас.

    Чтобы осуществить переключение «вверх», с низшей передачи на высшую, применялся так называемый двойной выжим. Суть его заключалась в следующем – по достижении необходимой для переключения скорости выжималась педаль сцепления (двигатель отсоединялся от трансмиссии), а педаль «газа» отпускалась. Потом рукоятка коробки передач ставилась в нейтральное положение и отпускалось сцепление. Двигатель начинал вращать входящий в КПП первичный вал, в это время происходило уравнивание скорости вращения капризных шестерёнок. После чего сцепление выжимали опять и только вслед за этим включали более высокую передачу. Далее уже, как и ныне, сцепление отпускали и начинали поддавать газу. Следующую передачу включали аналогично.

    В случае, если необходимо было обеспечить переключение «вниз», к вышеописанным действиям добавлялась «перегазовка» - в тот момент, когда рукоятка КПП стояла в «нейтрали», а сцепление было отпущено, водитель чуть нажимал акселератор, добавляя оборотов мотору. Это опять-таки позволяло уравнять угловые скорости шестерён. Далее все действия производились, как и в первом случае. И так в течение всей поездки...

    Главная сложность описываемых процедур заключалась в том, что необходимо было правильно подобрать паузу между отпусканием и нажатием сцепления, когда и происходила синхронизация шестерён. Газу при перегазовке тоже надо было давать в меру. Всё это водитель определял интуитивно, руководствуясь звуком двигателя, ощущением ускорения или замедления автомобиля, да и вообще «шестым чувством», навык приходил с опытом. А если учесть, что и во многом другом старинные машины были далеки от совершенства, то становится понятным, почему труд водителя любого автомобиля тогда справедливо считался весьма нелёгким. Так что упомянутый в начале статьи современный «ездюк» из фантастического рассказа, скорее всего, испытал немалый шок при попытке освоить полуторку.

    Казалось бы, а для чего в наше время непрофессионалу знать обо всех этих хитрых приёмах наших предков? Техника постоянно совершенствуется, и даже те автолюбители, у которых в машинах стоит механическая коробка передач, легко и быстро переключаются двумя пальцами на рычаге да парой нажатий на педали и не задумываются о каких-то там угловых скоростях и перегазовках. В автошколах об этом если и рассказывают, то мельком – по опыту автора, даже четверть века назад инструктор показывал двойной выжим пару раз и более о нём не заикался. Тем не менее, подобный навык вполне может пригодиться, если в коробке автомобиля вышли из строя синхронизаторы, а ехать надо. Кроме того, экономные автовладельцы утверждают, что такие приёмы позволяют продлить жизнь КПП, а ещё ими любят пользоваться в автоспорте. Так что можете освоить их при случае – авось пригодятся…