Toyota Land Cruiser, UAZ Hunter и другие армейские машины, ставшие гражданскими. Toyota Land Cruiser: мечта охотника Почти что БТР

В то время как на массовом рынке внедорожников появляется большое число разнообразных новинок со всевозможными электронными функциями, большинство ценителей автомобилей с полным приводом отдают предпочтение классическим моделям. Тысячи поклонников внедорожников за всю историю их существования на своём опыте убедились, что такие автомобили, как Land Rover Defender, а также семейство Toyota Land Cruiser отличаются надёжностью в любой ситуации при любых дорожных условиях. Производители этих машин уделяют большое внимание пожеланиям своих потенциальных покупателей, которые отрицательно относятся к современным полноприводным автомобилям и потому в настоящее время небольшими партиями выпускают знакомые многим внедорожники. В данном тест-драйве мы подробно расскажем вам о 5-дверном Land Cruiser HZJ76, оснащённом дизельным двигателем и механической трансмиссией.


Начало истории

Начало истории семейства Land Cruiser произошло немного раньше 1984 года, когда с конвейра японского промышленного цента Toyota City начали сходить самые первые автомобили данной серии. Внедорожник полностью соответствует всем принципам, которые были заложены ещё в самые первые автомобили марки Toyota BJ, который появился почти 30 лет назад. Он, до сих пор, является очень надёжным и имеет хорошую проходимость. С течением времени внедорожник из обычных покорителей бездорожья превратился в настоящий символ успеха с превосходными способностями по преодолению труднопроходимых дорог. И даже знаменитый Land Cruiser Prado, который долгое время являлся самым успешным у любителей классических внедорожников, постепенно стал «раздутым» кроссовером.



И всё же время классических внедорожников ещё не закончилось. Для тех рынков, где они по-прежнему пользуются спросом, производится легендарный «Охотник». Современная версия данной машины, разумеется, имеет существенные отличия по сравнению с автомобилем прошлых лет, однако необходимо заметить, что каждое из этих изменений делает автомобиль только лучше его предшественника.

Давайте рассмотрим, какие именно произошли изменения. В конструкции модели используется всё та же надёжная и мощная рама. Мосты, приводящиеся раздаточной коробкой, «опираются» на кузов автомобиля, используя для этого заднюю рессорную подвеску и независимую переднюю подвеску. Основа кузова тоже в большинстве своём напоминает предыдущие модели, однако определённые новшества в ней всё же присутствуют. Наиболее заметным новшеством является новая передняя часть кузова, а также определённые изменения в салоне внедорожника.



Всем привычная уже передняя часть автомобиля, благодаря которой «семидесятая» серия заметно отличалась от предыдущих версий, впервые появилась в 2007 году, заметно омолодив внешний облик классического джипа. Крупная радиаторная решётка и «хрустальная» оптика автомобиля в сочетании с противотуманными фарами и современными бамперами делают автомобиль похожим на современный флагман 200, а также на всем известный немецкий «Gelandewagen», превратившийся из брутального внедорожника в авто для различных светских вечеринок.

Салон достаточно эргономичен, сочетает в себе простоту и строгость настоящего автомобиля для мужчин. Посадка в машине несколько схожа с посадкой в небольшой грузовой автомобиль, однако при этом внедорожник вовсе не является аскетичной машиной, он выглядит вполне приятным и комфортным. В версии автомобиля, ставшего героем данного тест-драйва, установлено немало функций для обеспечения комфорта водителей и пассажиров. К таким функциям можно отнести:

  • электропривод наружных зеркал
  • бортовой компьютер
  • кондиционер
  • электрические стеклоподъёмники
  • складная антенна аудиосистемы
  • центральный замок
  • CD/MP3-проигрыватель
  • цветной дисплей большого размера.

Немало внимания разработчики уделили и вопросу безопасности автомобиля. Помимо стандартной аниблокировочной системы торможения, в новой версии были установлены фронтальные подушки безопасности.



Технические особенности

Теперь обсудим «начинку» данного внедорожника. Помимо моторов, которые применяются в первых версиях этого автомобиля, уже давно применяются новые силовые агрегаты. Под капотом тестируемого внедорожника находится шестицилиндровый двигатель, мощность которого составляет 129 л.с., а объём - 4,2 литра. В данном внедорожнике используется пятискоростная механическая коробка передач.

Теперь давайте рассмотрим, как будет вести себя внедорожник при езде по бездорожью: на дорогах с большим количеством камней и небольших водных препятствиях, на песке и так далее. Первым делом хочется отметить, что, не смотря на то, что автомобиль считается внедорожником, большая колёсная база делает машину не настолько универсальной, какими были все её предыдущие версии. При этом автомобиль идеально подходит для длительных поездок в большой компании: помимо двух обязательных рядов сидений имеются ещё две раскладные скамейки, которые находятся вдоль бортов кузова. Большинство вещей пассажиров можно сложить во внешний багажник, который находится на крыше автомобиля. Дополнительную брутальность образу автомобиля придаёт лебёдка, которая находится в переднем бампере.

Ходовые характеристики Land Cruiser на асфальтированном покрытии напоминают характеристики грузовика небольшого размера. Это можно объяснить массой машины, её аэродинамическими показателями и некоторыми другими моментами, которые имеют тесную связь с внедорожными функциями автомобиля.

С целью дополнительной экономии топлива полный привод можно вообще отключить. Для этого нужно просто повернуть рычаг «раздатки» и поворотов хабов в переднем мосту. Традиционная конструкция внедорожника создаёт ощущение уверенности, так как всё в автомобиле контролируется механикой, а не электронными системами, которые в любой момент могут отказать или начать работать непредсказуемо.

Дорожный просвет автомобиля составляет 230 миллиметров, что предоставляет возможность преодолевать крупные ямы и прочие препятствия без опасения повредить днище автомобиля.

В заключении можно сказать, что «Охотник » уже давно смог зарекомендовать себя в качестве надёжного и качественного внедорожника, поэтому на многих авторынках имеется большой ассортимент различного тюнинга для этого автомобиля.

По причине перехода с массового на более ограниченный выпуск в настоящее время «Охотник» производится не на заводе Toyota City, а на заводе Тойота Авто Боди, который находится в Йошиваре. Когда автомобиль был более популярен, его производили в Венесуэле.

Помимо дизельной версии автомобиля в настоящее время в нашей стране можно приобрести Land Cruiser «семидесятой» серии, который оснащён 6-целиндровым бензиновым мотором 1GR-FE с объёмом в 4 литра. Его мощность составляет 236 лошадиных сил, а наибольший крутящий момент - 337 Нм. На нашем авторынке существует версия только с механической коробкой передач.

С того момента, как начался выпуск данной серии внедорожников и до 1999 года компания Тойота сделала некоторое количество кузовных индексов для разных версий Toyota Land Cruiser. 70 и 71 версии были оснащены более короткой колёсной базой, версии 73 и 74 - средней, а версии 75 и 77 были наиболее длинными. В 1980 году была выпущена версия пикапа Land Cruiser 79 , а также длиннообразная двухдверная версия, имеющая съёмный верх, которая давала возможность перевозить большее число пассажиров.

После того, как в 2007 году провели изменения и завершили производство среднебазных и коротких внедорожников, на прежнем производстве сохранились только четырёхдверная модель версии 76, двухдверная модель Troop Carriet, а также обновлённый пикап.

Технические характеристики

  • Дизельный шестицилиндровый двигатель с 12 клапанами
  • Максимальная мощность - 129 л.с.
  • Пятиступенчатая механическая КП
  • Полный привод с возможностью отключения
  • Размеры кузова - 4685x1690x1910 миллиметров
  • Дорожный просвет - 230 миллиметров
  • Колёсная база - 2730 миллиметров.
  • Снаряжённая масса - 2430 килограмм

Построить себе экспедиционный автомобиль Николай мечтал давно. И перспектива тюнинга серьезно его увлекала, поскольку заниматься авто- и мототехникой он начал еще в детстве. Сейчас в его гараже стоят кроссовый мотоцикл и квадроцикл, оба на гусеничном ходу (!), Audi со спортивным тюнингом и даже «копейка» с наддувным 16-клапанным двигателем. Кстати, весной Николай обещал познакомить нас и с этим автомобилем.

На роль «охотничьего» автомобиля было множество вариантов, включая отечественный UAZ Hunter. Но в числе требований были комфорт и надежность, поэтому выбор пал на японский внедорожник. Проезжая мимо дилерского центра, Николай увидел Toyota Land Cruiser 105 GX 2005 года с пробегом 50 тысяч километров. Безупречный по техническому состоянию автомобиль с тяговитым атмосферным дизелем 1HZ объемом 4,2 л, с полным набором блокировок и механической коробкой передач, неразрезными мостами… Плюс минимум электроники, которая может пострадать в суровых условиях, простота отделки, а также распашные двери багажного отсека (в более дорогой версии VX - одна дверь, открывающаяся вверх).

Исходный автомобиль оказался настолько хорош, что решиться начать доработки было непросто: рука не поднималась! Основные переделки Николай доверил специалистам технического центра TuningPro.

ОХОТНИЧИЙ АВТОМОБИЛЬ - НЕ ВСЕГДА ТРЯСКИЙ И ШУМНЫЙ «УАЗИК». ОН МОЖЕТ БЫТЬ И ТАКИМ, КАК TOYOTA

На охоту мы не поехали, но и заваленного снегом подмосковного леса с узкими тропами хватило, чтобы Николай продемонстрировал удивительную проходимость внедорожника.

Наш пункт назначения - живописная средневековая деревня, построенная кинематографистами для съемок какого-то исторического фильма. Летом сюда еще можно пробраться на обычном автомобиле, но с осени площадка доступна только для серьезно подготовленных вездеходов, что вдохновляет джиперов. Время от времени они собираются здесь на мини-слеты. Николаю, живущему неподалеку, непросто удержаться от соблазна поучаствовать в тусовке. И каждый раз он поражает даже видавших виды возможностями своей машины. Мне тоже пришлось убедиться, что непреодолимых преград для этого внедорожника здесь нет. В случае чего он и через чащу проберется - на то и силовые бамперы «по кругу». А если вдруг застрянет, выручит мощная лебедка. Вдобавок на крыше приторочен громадный домкрат Hi-Jack, а в багажнике лежат топор и лопата. Но все это лишь для подстраховки…

При столь невероятной проходимости автомобиль еще и комфортабельный. Здесь просторно, тепло, мягко, да еще и музыка играет (владелец позаботился и о приличной аудиосистеме). Едешь просто по-королевски.

Естественно, тюнинг занял немало времени и потребовал солидных денежных вложений. Но Николай не жалеет о потраченном: «За все время владения не разочаровался ни капли!»

В планах одна, но серьезная доработка двигателя - установка наддува для повышения мощности: «Здесь великолепный крутящий момент, 285 Н.м при 2000 об/мин, но всего лишь 135 сил. Для езды по шоссе этого мало. Поэтому я и решил установить наддув».

Машина получилась действительно незаурядной. Как признается владелец, он влюблен в нее и старается выезжать на 105-ке как можно чаще - если не на охоту, то хотя бы на прогулку с собаками в соседний лес или на тусовку с джиперами, каждый раз получая огромное удовольствие.

Список доработок

Передний силовой бампер ARB

Задний силовой бампер ARB

Силовые пороги с защитой крыльев ARB

Экспедиционный багажник ARB, сэнд-траки, Hi-Jack

Дополнительная оптика Hella

Стальные тросы-веткоотбойники

Шноркель (внешний воздухозаборник) Safari

Передняя лебедка Come-Up Winch 12000 с кевларовым тросом

Стационарный компрессор Viair

Подвеска OME c лифтом 75 мм

Колесные диски Pro.Comp Alloys, шины Pro.Comp Xtreme M/T 35 дюймов

Предпусковой подогреватель Webasto

Топливный фильтр Separ с подогревом, подогрев топливной магистрали и бака

Потолочная консоль с выключателями наружного освещения

CB-радиостанция

Головное устройство с сенсорным диспеем Prology 2650T

Компонентная передняя акустика Hertz HSK

Компонентная задняя акустика Morel

Усилитель Crunch 1800.4

Сабвуфер Vibe Active 10 дюймов

На мой взгляд...

Этот автомобиль иллюстрирует правильный, цивилизованный подход к тюнингу. Владелец точно знал, что именно он хочет получить, и все доработки были направлены на достижение конкретной цели. Здесь нет практически ничего лишнего, за исключением разве что наклеек. Но зато они отражают настроение Николая, который посчитал, что солидный черный Land Cruiser стоит чуть-чуть «развеселить». Что особенно важно, тюнинг имеет абсолютно легальный статус: автор не побоялся сложностей и получил одобрение специалистов НАМИ. Важно и то, что все дополнительное оборудование можно демонтировать, вернув автомобилю первоначальный вид. Хотя вряд ли Николай когда-нибудь использует эту возможность.

Пока на массовом рынке внедорожников продолжает появляться большое количество новинок с разнообразными современными электронными функциями, многие ценители полноприводных автомобилей выбирают классические модели. Тысячи поклонников внедорожников за много лет убедились, что такие автомобили, как Land Rover Defender, Y61 и семейство Toyota Land Cruiser надежны в любой ситуации и на любой дороге. Производители таких машин внимательно прислушиваются к пожеланиям своих потенциальных клиентов, которым не по душе большинство современных полноприводных автомобилей, и потому и по сей день небольшими партиями выпускаются знакомые многим внедорожники. В этом тест-драйве мы поговорим о пятидверном Land Cruiser HZJ76 с и дзельным двигателем, тремя рядами сидений и механической трансмиссией.

История этой серии семейства Land Cruiser началась даже раньше 1984 года, когда в японском промышленном центре Toyota City с конвейра начали сходить первые автомобили этой серии. Этот внедорожник в полной мере отражает все принципы, которые заложены еще в самый первый автомобиль этой марки Toyota BJ, который появился три десятка лет назад. Он и до сих пор считается очень надежным и отличается хорошей проходимостью. Со временем внедорожник из простых покорителей бездорожья превратился в своего рода символ успеха с хорошими способностями по преодолению труднопроходимых дорог. И даже знаменитый , который длительное время пользовался успехом у любителей классических внедорожников, теперь постепенно превратился в "раздуты" кроссовер.

И все же время классических внедорожников никуда не ушло. Для тех рынков, где востребованы подобные машины, производиться и легендарный "Охотник". Современная версия этого джипа конечно же, существенно отличается от автомобилей прошлых лет., но стоит заметить, что все эти изменения сделали автомобиль только лучше своего предшественника.

Давайте поговорим о каких именно изменениях идет речью В конструкции модели используется все та же надежная и мощная рама, а мосты, которые приводятся раздаточной коробкой, "опираяются" на кузов используя независимую переднюю подвеску и рессорную заднюю подвеску. Основа кузова тоже во многом похожа на предыдущие модели, но при этом определенные новшества в ней все же имеются. Наиболее заметная среди них - новая передняя часть кузова и некоторые изменения в интерьере автомобиля. Характерная передняя часть автомобиля, благодаря которой Land Cruiser "семидесятой" серии заметно отличается от более старых версий, появился в 2007 году и сильно омолодил внешний вид классического джипа. Крупная радиаторная решетка и "хрустальная" оптика автомобиля Тойота Ленд Крузер 76 охотник, а также противотуманные фары и современные бампера немного напоминают современный флагман Land Cruiser 200 и легендарный немецкий "Гелендваген", который превратился из брутального внедорожника в звезду светских вечеринок.

Салон автомобиля отличается отличной эргономикой, сочетающейся с простотой и строгостью мужского автомобиля. Посадка в машине напоминает посадку в небольшом грузовом автомобиле, но при этом внедорожник не создает ощущение аскетичной машины и выглядит вполне приятным для длительных поездок. В версии автомобиля, который стал героем этого тест-драйва, установлено множество функций для обеспечения комфорта водителя и пассажиров, таких как электропривод наружных зеркал, бортовой компьютер, полный комплект электрических стеклоподъемников, кондиционер, центральный замок, складную антенну аудиосистемы, CD/MP3-проигрыватель и большой цветной дисплей. При этом большое внимание разработчики уделили безопасности автомобиля. Кроме штатной ABS в приводе тормозов, в новй версии установлены фронтальные подушки безопасности, для переднего пассажира и водителя.

Теперь поговорим о "начинке" этого внедорожника. Вместо моторов, которые использовались в первых версиях этого автомобиля, уже давно используются новые силовые агрегаты. Под капотом тестируемого автомобиля располагается шестицилиндровый двигатель мощностью 129 лошадиных сил и объемом 4,2 литра. Коробка передач в этом внедорожнике - пятискоростная механическая.

А теперь оценим как ведет себя новый внедорожник при и езде по бездорожью: на песке, на дрогах с множеством камней и небольших водных препятствиях. Сразу можно заметить, что хотя автомобиль и рассчитан для езды по бездорожью, большая колесная база делает машину не такой универсальной, какими были предыдущие более короткие версии этого внедорожника. Но при этом, такой автомобиль прекрасно подойдет для длительных поездок большой компанией: кроме двух стандартных рядов сидений, есть еще две раскладных скамейки, находящиеся вдоль бортов кузова, которыми можно воспользоваться при необходимости. А все личные вещи пассажиров можно переместить во внешний багажник, который установлен на крыше. Дополнительную брутальность образу внедорожника придает лебедка, находящаяся в переднем бампере, а также шноркель моторного отсека и фаркоп.

По своим ходовым характеристикам на асфальтированном покрытии, Land Cruiser немного напоминает небольшой грузовик. Это обусловлено массой машины, аэродинамическими показателями и другими моментами, которые связаны с внедорожными функциями автомобиля.

Видео Toyota Land Cruiser HZJ76 тест драйв

В целях экономии топлива, полный привод можно отключить, для этого используется рычаг «раздатки» и поворот хабов в переднем мосту. Классическая конструкция автомобиля создает ощущение уверенности, потому что все контролируется механикой, а не электроникой, которая в любой момент может повести себя не предсказуемо. Дорожный просвет автомобиля 230 мм, это дает возможность преодолевать крупные ямы и другие препятствия, не боясь повредить днище автомобиля.

В качестве заключения можно сказать, что «Охотник» уже давно зарекомендовал себя как надежный и качественный внедорожник, и поэтому на многих рынках предлагается большой ассортимент различного тюнинга для этой машины.

Это интересно.

Из-за перехода с массового не более ограниченный выпуск, сейчас «Охотники» производятся не на заводе Toyota City, а в Йошиваре на заводе Toyota Auto Body. В годы сомай большой популярности этого автомобиля, его собирали в Венесуэле.

Это интересно.

Помимо дизельных версий, на сегодняшний день в России можно купить Land Cruiser «семидесятой» серии, оснащенный бензиновым двигателем 1GR-FE. Это 6-цилиндровый агрегат объемом 4 литра представлен также на таких моделях как Land Cruiser Prado, Tundra, Fortuner, Tacoma и Hilux. Мощность этого двигателя 239 лошадиных сил, а наибольший крутящий момент 337 Нм. На нашем рынке можно приобрести только версию с механической коробкой передач.

Это интересно.

С момента начала выпуска этой серии внедорожников и до 1999 года, компания Toyota создала несколько кузовных индексов для различных версий такой Toyota Land Cruiser. Версии 70 и 71 оснащались более короткой колесной базой, а версии 73 и 74 – средней, версии 75 и 77 были самыми длинными. В 1980 году появилась версия пикапа Land Cruiser 79, а также длиннобазная двухдверная версия со съемным верхом для возможности перевозки большого количества пассажиров.

После изменений 2007 года и завершению производства коротких и среднебазных внедорожников, на конвейерном производстве остались лишь четырехдверная модель «76», а также двухдверная модель Troop Carrier и обновленный пикап.

Тойота Ленд Крузер 76 охотник видео по внедорожью

Технические характеристики внедорожника Toyota Land Cruiser HZJ76 4.2 LX

6-цилиндровый дизельный двигатель с 12 клапанами, 4163 куб. см

Наибольший крутящий момент 284 НМ

Максимальная мощность 129 лошадиных сил

5-ступенчатая механическая коробка передач

Подключаемый полный привод

Габариты кузова 4685х1690х1910 мм

Емкость топливного бака – 90 литров

Дорожный просвет – 230 мм

Колесная база 2730 мм

Снаряженная масса 2430 кг

Почему и поныне диктующая моду, да и в какой-то степени направление технического развития, компания продолжает выпуск морально устаревших архаичных внедорожников? Ладно, в Колумбии, где "семидесятка" сходит с конвейера тойотовского завода Sofasa. Там и дорог-то, наверное, нет. Но в Японии?! Видимо, и в Стране восходящего солнца не перевелись еще джиперы, больше ценящие тракторную тягу и неразрезные мосты, нежели комфорт и управляемость. Нам, иркутянам, от этого только хорошо. Потому как нет-нет да попадают на наш рынок эти автомобили.

Во всем многообразии внедорожников, созданных в последние 10-15 лет, пожалуй, вряд ли найдется хотя бы пяток экземпляров, чьи off-road качества окажутся на уровне тех бескомпромиссных "проходимцев", что выпускались на заре джипостроения. Времена сейчас не те. Подавай покупателям, понимаешь, комфорт да плавность хода, динамику и управляемость. А о настоящих бездорожных качествах мало кто из поклонников полного привода теперь задумывается. Тем не менее, некоторые мировые производители все-таки оставили в своих модельных рядах честных борцов с бездорожьем. Среди таковых, конечно же, Toyota, которая до сих пор выпускает семидесятую серию Land Cruiser. А в ее рамках, ей-Богу, настоящее украшение всего тойотовского джипосемейства - трехдверный среднебазный HZJ 73 по прозвищу Hunter. Автомобиль этот более чем редкий, в диковинку он даже в самой Японии. Что уж говорить про Сибирь. Хотя с десяток "охотников" в наших краях все же найдется. С одним из них удалось познакомиться.

Жизнь продолжается

В октябре 2003 года серии 70 исполнится 14 лет. Целых 14 лет безостановочного производства, за которые машину не единожды модернизировали. Например, пересаживали под капот различные двигатели. Сначала в качестве агрегата использовался дохленький 2L-T в разных своих модификациях. Потом появился трехлитровый KZ. И уж совсем недавно Land Cruiser 70 получил от старшего брата серии 80 4,2-литровую атмосферную дизельную "шестерку" и 4,5-литровый бензиновый также R6. Изменяли "семидесятке" и внешность. Когда-то джип выпускался с квадратной головной оптикой. Теперь же на передке расположились круглые фары, которые придают машине сходство с "сороковой".

Это что касается Land Cruiser 70 в длиннобазной пятидверной и короткобазной трехдверной версиях. Средний по размеру Hunter с увеличенной на 29 см, по сравнению с "коротышом", базой всегда был отщепенцем. Даром что появился лишь год спустя после дебюта всего семейства. Так еще и отличался от своих родственников конкретно. Он изначально стилизовался под "сороковые" BJ/FJ. И при этом сразу же обзавелся большеобъемными 4,2- и 4,5-литровым агрегатами. В таком виде и дожил Hunter до наших дней.

Без альтернативы

"Охотник", о котором пойдет речь, был куплен в ноябре 2001 года. Куплен после долгого штудирования любой попадавшейся под руку внедорожной литературы. Ведь опыт эксплуатации японского second-hand на тот момент полностью отсутствовал. Имелась лишь "Нива"-пятидверка, которая на бездорожье мало устраивала из-за длинной базы и слабенького мотора. Итогом сбора информации стало огромное желание приобрести именно Hunter. Поэтому обнаружив таковой на рынке, особо не раздумывая, купил. Тем более, что за несколько месяцев поисков "Охотник" нашелся в единственном экземпляре. Прямо эксклюзив какой-то.

Автомобиль попался дебютного 1990 года выпуска, без пробега, с тем самым 4,2-литровым 1HZ, без турбины, мощностью 130 л. с. Вот только трансмиссия оказалась автоматической. Такая для джипа, которому по бездорожью лазить, вроде как не совсем подходит. Однако последующий опыт показал, что АКП в грязи вполне дееспособна. К тому же весьма и весьма надежна даже при долгой пробуксовке колес. А вот сцепление при неправильном обращении приходится часто менять.

В общем, всем устроил Hunter. И движком, и коробкой, и обеими цельными балками, и рессорной подвеской, и уж тем более системой полного привода. Последняя, не имея межосевого дифференциала, не являлась также и "классикой". Дело в том, что 4WD на "Охотнике" включается двумя кнопками - Н4 и Hub Lock. Первая соединяет "раздатку" с передним карданным валом. Вторая включает электромоторчики в ступицах, блокирующие полуоси. Чем не самая передовая схема, обеспечивающая полное отсоединение всех передних составляющих трансмиссии от раздаточной коробки. И таким образом существенно увеличивающая их ресурс. Кроме того, удобные хабы-автоматы исключают необходимость вылезать наружу для ручной их блокировки. Плюс имеется пониженная. Одним словом, полный привод у HZJ 73 с первого взгляда не то чтобы понравился, но, скажем так, не внушал никаких опасений. Впрочем, через некоторое время это мнение сменилось на диаметрально противоположное. Поскольку отказали хабы. Точнее, накрылся электромоторчик лишь у одной обгонной муфты. Тем не менее это потребовало разборки ступицы, ампутации этого самого моторчика и глушения хаба намертво. Конечно, можно было оставить только задний привод, но подобное решение проблемы, по меньшей мере, несерьезно. Как по бездорожью-то ездить? Однако и блокировка наглухо - мера временная. Все-таки теперь полуоси крутятся постоянно, отключается лишь муфта в "раздатке". А ведь трансмиссия у Hunter на это, должно быть, не рассчитана.

Поэтому решено было хабы поменять. Причем не на автоматические, а на ручные. Больно электроника в наших условиях ненадежна. Но... "Охотник" вообще гость в Иркутске редкий. Тем более на разборках. При этом от других тойотовских джипов (например, от Surf) обгонные муфты к нему не подходят. Да и переделать их, к примеру, из УАЗовских, как часто поступают владельцы Safari, не представляется возможным. В итоге пришлось заказывать детали не где-нибудь, а в Москве.

Сердце тепловоза

В материале о BJ43 ("А+С" N13/2003) я говорил, что трехлитровый 3В развивает поистине тепловозную тягу. Пожалуй, я несколько преувеличивал. Нет, момент у 3В и правда хорош, но у 1HZ он лучше, то есть выше! Причем максимум его достигается тоже на предельно низких оборотах. Подобное обстоятельство здорово выручает в глубокой грязи или снегу, в которых приходится двигаться внатяг. А также на подъемах и спусках.

В то же время в процессе почти полутора лет эксплуатации выявились некоторые проблемы, не характерные для "грузового" и архаичного 3B (видимо, чем дальше двигается прогресс, тем больше возникает трудностей с его воплощениями). Так, в какой-то момент после моторной диагностики хозяин был вынужден поменять плунжерную пару. Видать, не по нраву 1HZ пришлась наша соляра. То ли в ней воды много, то ли серы, то ли чего другого, а может, и всего сразу. Так или иначе, но плунжер "накрылся".

Кроме него серьезно копался владелец со стартером. Тот не хотел после пуска двигателя отключаться. В конце концов, естественно, сгорел. Сняли, разобрали и за неимением продающегося аналога отремонтировали. Перемотали катушку да вставили пятаки от камазовского стартера. В остальном особого отношения к себе атмосферная "шестерка" не требует. Распредвал находится в блоке - возня с ремнем или цепью исключена в принципе. Напряжение в бортовой сети 24 В - пара аккумуляторов провернет все, что угодно. Даже застывшее до монолита масло. Поэтому если летом мотор получает "минералку" Agip 15W40, то зимой всего лишь "полусинтетику" BP с вязкостью 10W30. Правда, и стоит Hunter в теплом гараже. Так что меняй масло с фильтрами, заливай солярку и без проблем езди. Что владелец "Охотника", собственно говоря, и делает.

Почти что БТР

Надежные все-таки когда-то создавали машины. Я имею в виду по части "ходовки". Это сейчас, когда даже крутые внедорожники порой полностью переходят на независимые подвески, преимущества неразрезных мостов с легкостью обращают в недостатки. Тогда же, в 1990 году, производители джипов только переходили на независимые схемы, да и то лишь спереди. Оплотом же большого ресурса и надежного передвижения по бездорожью служили как раз цельные балки. Притом принципиально конструкция их у Toyota не изменялась с самого 1954 года - времени появления серии 40. То есть все то, что я видел у BJ, нашел и у Hunter - редукторы сдвинуты в сторону, балка крепится к поворотному кулаку с помощью конических подшипников, рессоры находятся под мостом. Мощная и практически неубиваемая схема. Кроме того, есть у нее и еще одно достоинство - простота. Никаких шаровых или сайлент-блоков. К тому же задние амортизаторы подходят от "Волги". Ну а рессоры... С рессорами, которые владелец Hunter решил как-то поменять, вышла заминка. Захотелось просевшую машину слегка приподнять. Но найдя предложения о продаже рессор (да не простых, а увеличивающих расстояние от земли до кузова на целых 7,5 см), хозяин был сильно удивлен. За комплект предлагалось заплатить $860. Не слабо! В общем, пока от этой затеи отказался. Заказал в одной из фирм стандартные рессоры, которые, правда, тоже обошлись в копеечку, но все-таки подешевле тех, что подразумевают лифтинг.

По подвеске больше решительно никаких трат. И это при том, что Hunter постоянно вылезает на бездорожье, на котором не место всем этим цивильным джипчикам типа "паркетник".

Дело в резине

Без сомнения, на бездорожье "Охотник" в своей среде. Тепловозный момент на низах, жесткий полный привод, высокий клиренс определяют неплохие внедорожные качества. Единственное, чего, пожалуй, не хватает автомобилю - это самоблокирующегося заднего дифференциала. С подобной, кстати, проблемой сталкиваются многие джиперы.

А еще в грязях и снегах весьма остро стоит "резиновый" вопрос. В этом мы лишний раз убедились в той самой "песочнице", где за месяц до того проходил джип-триал. Раскисшее за четыре недели некое подобие дорог совсем не захотело принимать покрышки Falken размерности 265/75R15 со слегка истертым протектором. И хотя в грязевые ванны Hunter окунался с удовольствием, но подъем, на который во время триала забирался без проблем, не взял. Чуть-чуть ему не хватило до верха - задергался, забился в конвульсиях и скатился вниз. Лишь водитель отрицательно махнул головой. Так что "резина" всему голова.

Подводя итог, я не буду романтизировать образ Hunter. За меня это сделают его поклонники. Лучше коснусь прагматичного аспекта эксплуатации столь бескомпромиссного джипа. Ведь многие почитатели внедорожников отказываются от покупки оных именно по причине дороговизны обслуживания. А что мы видим в случае с "Охотником"? Практически никакого ремонта за почти полтора года использования. Стартер не в счет - собственными силами справились. Сальник "раздатки" - с кем не бывает, да и, наверняка, в копейки все обойдется. Рессоры? Кто-то, я уверен, от замены бы отказался или начал бы мудрить с УАЗовскими запчастями. Все какая-то экономия. Остается плунжерная пара. Ну так в России живем. Так что, выходит, ремонт в отношении "Охотника" не слишком в финансовом плане обременителен.

Другое дело - обслуживание. Прикиньте, в двигатель надо залить ведро масла, поменять фильтры. И это через 5 тысяч км. Далее, ведро тосола входит в систему охлаждения. По два литра трансмиссионного в редукторы, а есть еще "раздатка" и коробка передач. Вспомните в конце концов о покрышках совершено дикой внедорожной размерности, каждая из которых вытянет на неплохую сумму. Одним словом, дорого вытягивает обслуживание Hunter (да и вообще любого другого крупного джипа). Но, черт побери, хорошая это машина.

Конечно же, в первую очередь речь пойдет о легендарном участнике Второй мировой войны, чье имя стало нарицательным. 17 июля 1940 года мистер Карл Пробст представил автомобильной компании American Bantam чертеж под именем BRC (Bantam Reconnaissance Car).

Первые партии внедорожников, разработанных на заказ для вооруженных сил США, сошли конвейеров сразу трех заводов: Willys Overland, Ford Motor Co. и American Bantam. Каждый производитель выпустил свою модификацию - Willys MA, Ford GP и Bantam BRC-40. В народе стали называть по аббревиатуре версии Ford GP (джи пи), но официально бренд был зарегистрирован только в 1950 году компанией Willys Overland после долгих судебных тяжб с конкурирующей фирмой American Bantam.

До конца Второй мировой для армии США и ее союзников было выпущено в общей сложности более 600 000 военных внедорожников, из которых партия в 51 000 машин поступила в Советский Союз по программе «ленд-лиз». В середине сороковых компания Willys Overland адаптировала военный под гражданские нужды и выпустила прототип под индексом CJ, то есть - Civilian Jeep (гражданский джип).

На новую, более комфортную версию установили улучшенную трансмиссию, дворники, откидной задний борт, модернизированные фары, а также оснастили автомобиль крышкой бензобака на заднем крыле и запасным колесом. CJ стал прототипом последующих серийных модификаций, которые продержались несколько десятилетий. Современным наследником, сохранившим традиционные внешние черты CJ, можно считать знаменитый Jeep Wrangler.

Humvee

В 1979 году Пентагон объявил конкурс на создание «высокомобильного многоцелевого колесного транспортного средства» - HMMWV (High Mobility Mulipurpose Wheeled Vehicle). Боевую машину под названием Humvee разработала компания AM General, и в 1981 году она поступила на вооружение США. Это был простой в управлении, легкобронированный , на который легко устанавливалось различное вооружение. Боевое крещение он получил в начале 1990-ых во время военной операции против Ирака в Персидском заливе «Буря в пустыне».

С учетом полученного опыта в 1992 году американцы создали модернизированную версию М-1097 с усиленной подвеской и увеличенной грузоподъемностью. В это же время компания General Motors запустила в производство гражданскую версию «Хамви» под названием Hummer H1. Через десять лет стартовало производство модернизированного варианта H2, а в 2005-ом модельный ряд пополнился новым H3. Поначалу брутальные внедорожники имели успех, который совсем скоро сошел на нет, и у подразделеония GM возникли финансовые трудности.

Две последних модели собирались в России на калининградском в течение трех лет, в результате чего на наш рынок поступило 5000 американских внедорожников. Однако в 2010-ом GM ликвидировал подразделение Hummer в связи с нерентабельностью.

Merceds-Benz Gelandewagen

Первые попытки создать Gelandewagen, что в переводе с немецкого означает «внедорожник», предпринимались еще в 1926 году, когда на свет появился Mercedes-Benz G1 с вторым задним мостом для улучшения проходимости. А спустя одиннадцать лет с конвейера сошел маневренный малогабаритный внедорожник G5 с уникальной системой поворота передних и задних колес.

Возрождение Gelandewagen началось в 1975 году, когда один из акционеров , а по совместительству иранский шейх Мохаммед Реза Пехлеви, заказал у Mercedes-Benz 20 000 внедорожников для своей армии. К тому времени немецкий производитель вместе с австрийской компанией Steyr-Daimler-Puch AG разработал проект универсального автомобиля под кодовым названием Н2, который и приглянулся царственной особе. Однако в связи с разразившейся в Иране революцией шейх поспешно сбежал в США, а новое правительство напрочь отказалось выполнять условия контракта с немцами. Те в свою очередь к тому времени уже успели потратить огромные суммы на подготовку внедорожника к серийному производству.

В результате автомобиль все-таки сошел с конвейера и пригодился вооруженным силам Германии, Аргентины, Норвегии и других стран. Со временем объем производства гражданских версий Gelandewagen превысил тираж военных вариантов, и глянцевые журналы стали писать о немецком внедорожнике, как об «иконе стиля». К сожалению, в российской столице в последнее время немецкая модель часто фигурирует в сводках происшествий с участием .

Toyota Land Cruiser

Jeep в середине XX века так покорил сердца японских военных, что в начале 1950-х они в буквальном смысле клонировали «американского солдата» и назвали его просто и честно - Toyota Jeep. Перавый прототип был копией Willys MA, и начальная партия внедорожников также предназначалась для военных целей. Запуск серийной модели Toyota BJ стартовал в 1953-м, а когда еще через три года японцы решили продавать ее за рубежом, то появилось новое название - Land Cruiser, что можно перевести, как «сухопутный крейсер».

Адаптированная под гражданского потребителя 20-я серия включала несколько модификаций с разными типами кузова и колесными базами, а слизанный у американцев дизайн с незначительными изменениями так же пользовался успехом еще в течение тридцати лет. Напомним, что в настоящее время на мировом рынке предлагается 200 девятого поколения.

УАЗ-460

Два прототипа будущего долгожителя, известного сейчас как , проектировались в конце 1950-х группой инженеров под руководством П. И. Музюкина по заказу вооруженных сил Советского Союза. Один из них - УАЗ-460 - позаимствовал зависимую подвеску от известной «Буханки», а другой - УАЗ-470 - получил независимую, ранее разработанную для концептуального автомобиля-амфибии. Испытания и доработки нового внедорожника в общей сложности продолжались до 1972 года, когда УАЗ-469Б сменил на конвейере знаменитого ГАЗ-69.

Первым делом распределялся по воинским частям и пограничным заставам союзных республик, а также стран Варшавского договора. Модель выпускалась в нескольких военных, гражданских, медицинских и милицейских модификациях и отличалась неплохим внедорожным потенциалом, но при этом спартанскими условиями