Дорожные правила для мотоциклистов. Существуют ли специальные ПДД для мотоциклистов? Что такое мопед пдд

В весенне-летний период на отечественных дорогах появляются скутеры. За рулем этих транспортных средств находятся люди различных возрастов, с опытом и без опыта вождения. Последнее чаще всего становится причиной серьезных ДТП, и нередко с летальными исходами. Основная причина аварий - незнание или игнорирование ПДД.

Сегодня Авто-Гурман.ру хочет подробно разобрать правила дорожного движения для скутеров и тем самым ответить на ряд животрепещущих вопросов.

Возрастные ограничения на управление скутером

В настоящее время законом предусмотрена отдельная категория ВУ для управления скутером. Речь идет о категории AM, о которой мы уже упоминали в статье .

Так вот, самостоятельно управлять данным видом ТС можно только с 16-летнего возраста.

Поведение на дороге

Согласно действующим ПДД в большинстве стран СНГ и не только, движение скутера возможно лишь по крайней правой полосе, держась правее (ближе к бордюру). В некоторых случаях предусматривается движение по обочине - главное не создавать препятствий для пешеходов.

Если обратить внимание на отечественные дороги, то можно заметить, что не все водители скутеров придерживаются выше приведенного правила. Они могут двигаться практически в любой полосе движения и не осознавать риск, которому они себя подвергают.

Поэтому правила дорожного движения для скутеров гласят: «Движение скутера (мопеда) допустимо только по крайней правой полосе движения или по тротуару, если это не создаст препятствий пешеходу.

Приоритеты

Если скутер находится на нерегулируемом пересечении велодорожки с проезжей частью, которое располагается вне перекрестка, водитель скутера обязан пропустить все транспортные средства, проезжающие по дороге.

Водитель скутера не должен быть причиной помех и препятствий для автомобилей и пешеходов.

Водителю скутера разрешается:

  • Управлять скутером с 16 лет;
  • Передвигаться по обочинам, не создавая неудобств для пешеходов;
  • Перевозить детей до семи лет (скутер обязательно должен быть оборудован подножкой и специальным сидением).

Водителю скутера запрещается

Водителям скутеров (в том числе мопедов и велосипедов) запрещается:

  • Двигаться по дороге при наличии велодорожки;
  • Ездить без мотошлема;
  • Превышать предельно допустимую скорость (50 км/ч);
  • Совершать маневры (разворот, поворот налево) на проезжей части с трамвайным или односторонним движением;
  • Обгонять, маневрировать в пробках;
  • Перевозить пассажиров на необорудованном для этих целей скутере;
  • Выезжать на скоростную полосу движения;
  • Перевозить крупногабаритные грузы или грузы, препятствующие управлению ТС;
  • Ездить, отпустив руль;
  • Выполнять трюки при движении скутера;
  • Буксировать другой скутер или свой с использованием автомобиля.

Все перечисленные выше запреты применимы как к скутерам, так и к мопедам с велосипедами.

Резюмируем все выше сказанное в общем своде ПДД для скутеров.

Основные правила дорожного движения для скутеров

Управляя скутером (мопедом) необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Ездить только в специальном шлеме.
  2. Во время движения держаться за руль хотя бы одной рукой.
  3. Перевозить пассажиров можно только на скутерах, конструктивная особенность которых предусматривает дополнительное место. Дети до семи лет перевозятся в специальных креслах.
  4. Нельзя осуществлять буксировку другого скутера, мопеда или велосипеда, а также буксировать скутер при помощи автомобиля и иных ТС.
  5. Водитель скутера не должен перевозить крупногабаритные грузы, которые превышают габариты самого транспортного средства.
  6. Движение должно осуществляться только с краю правой полосы движения или по тротуару.
  7. Маневрировать и совершать обгоны на проезжей части скутерам запрещено.
  8. 8. Водитель скутера обязан останавливаться на остановках общественного транспорта, если на ней стоит автобус, троллейбус и т.д. Совершать обгон в данном случае запрещено.
  9. Водитель может слезть со скутера и перейти дорогу как пешеход. При этом свое транспортное средство он должен катить рядом. Пересекать дорогу в качестве пешехода сидя за рулем скутера запрещено.
  10. При движении днем водитель должен включить ближний свет.
  11. Поздним вечером или ночью можно ездить только на скутере, оборудованном светоотражающими элементами, передней фарой и задними огнями (стоп-сигналами в том числе).

В завершении этой статьи Авто-Гурман.ру хочет напомнить водителям скутеров, которые считают, что можно безнаказанно маневрировать между автомобилями в пробках и что другие обязаны уступать им дорогу. Скутеры совершенно не имеют никаких приоритетов. Каждый водитель придерживается определенных правил, и если их игнорировать, то по собственной же вине можно навредить своему здоровью и чужому имуществу, за которое, кстати, придется заплатить.

ПДД п. 20.4. Запрещает любые виды буксировок на мотоцикле без коляски, а также таких мотоциклов;

Наказание из КОАП: Статья 12.21. Нарушение правил перевозки грузов, правил буксировки 1. Нарушение правил перевозки грузов, а равно правил буксировки - влечет предупреждение пятисот рублей .

ПДД п. 21.4. Обучаемому на автомобиле должно быть не менее 16 лет, а на мотоцикле - не менее 14 лет.

Наказание из КОАП: Статья 12.22. Нарушение правил учебной езды Нарушение правил учебной езды водителем, обучающим вождению транспортного средства, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей .

ПДД п. 22.2.1 Перевозка людей на мотоцикле должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории "A" или подкатегории "A1" в течение 2 и более лет , перевозка людей на мопеде должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами любой категории или подкатегории в течение 2 и более лет.

ПДД п. 22.9. Запрещается перевозить детей до 12-летнего возраста на заднем сиденье мотоцикла.

Наказание из КОАП: Статья 12.23. Нарушение правил перевозки людей 1. Нарушение правил перевозки людей, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей .

ПДД п. 22.8. Запрещается перевозить людей: - вне кабины автомобиля (кроме случаев перевозки людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или в кузове-фургоне), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче, в кузове грузового мотоцикла и вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения ; - сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства.

Наказание из КОАП: Статья 12.23. часть. 2. Перевозка людей вне кабины автомобиля (за исключением случаев, разрешенных Правилами дорожного движения), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче, в кузове грузового мотоцикла или вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения - влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей .

ПДД п.11. Запрещается эксплуатация: автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов , мопедов, тракторов и других самоходных машин, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (согласно приложению);

Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств общий для всех, но есть несколько пунктов только для мотоциклов, а именно:

  • 2.3. Неисправен или отсутствует предусмотренный конструкцией рулевой демпфер.
  • 7.6. Имеются люфты в соединениях рамы мотоцикла с рамой бокового прицепа.
  • 7.7. Отсутствуют на мотоцикле с боковым прицепом - медицинская аптечка, знак аварийной остановки по ГОСТу Р 41.27-2001.
  • 7.16. На мотоциклах нет предусмотренных конструкцией дуг безопасности.
  • 7.17. На мотоциклах и мопедах нет предусмотренных конструкцией подножек, поперечных рукояток для пассажиров на седле.

Наказание из КОАП: Статья 12.5. В общем случае - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей. (примечание. При совершении данного правонарушения применяется задержание транспортного средства, помещение его на специализированную стоянку, а лицо, управляющее транспортным средством, подлежит отстранению от управления ).

Знаки в ПДД.

Новички, которые впервые садятся за руль мотоцикла, часто пытаются узнать, существуют ли специальные ПДД для мотоциклистов. Ответ, конечно же, будет отрицательным, поскольку Правила — это универсальный и всеобъемлющий документ, который касается абсолютно всех участников дорожного движения. Представьте себе, как выглядели бы наши дороги, если мотоциклисты, водители автомобилей, троллейбусов и автобусов, а также пешеходы пользовались своими редакциями ПДД. Однако в действующих Правилах есть некоторые положения, действия которых . Рассмотрим, какими привилегиями пользуются водители мотоциклов, и какие ограничения накладываются на них.

Послабления

Главное преимущество мотоциклиста согласно ПДД заключается в том, что он может пользоваться некоторыми правами пешехода. В частности, Правила не запрещают проезд двухколёсного транспорта по пешеходным дорожкам и парковку на тротуаре при условии, что мотоцикл не будет создавать помех для прочих участников движения. Также мотоциклисты могут проезжать под знаки, ограничивающие движение автомобилей — однако нужно быть внимательным, поскольку езда в направлении, противоположном регламентированному разметкой и знаками, карается согласно действующему законодательству без малейших послаблений. Это означает, что мотоциклистам можно пребывать в тех местах, где запрещается сквозной проезд, но строго запрещается отправляться под «кирпич» улицы с односторонним движением и на встречную полосу шоссе с разделителем.

Интересное преимущество касается владельцев малокубатурной техники, представленной мопедами и скутерами. Оказывается, им разрешено движение по велосипедным дорожкам. Но преимущество моторизованному транспорту всё же не предоставляется — им приходится уступать дорогу движущимся быстрее велосипедам и ждать, пока не представится возможность обогнать их, не нарушая действующих Правил в области использования велосипедных дорожек. Владельцы упомянутой малокубатурной техники даже не обязаны подчиняться знакам, запрещающим , поскольку на них распространяются разделы Правил для велосипедистов. Также ПДД разрешают мотоциклистам парковаться в два ряда, если иное не предписывается дорожными знаками либо разметкой вблизи бордюра.

Мотоциклисты могут длительное время двигаться по обочине — однако стоит знать, что Правила дают им такую возможность вовсе не в качестве привилегии, о чём будет сказано далее. Кроме того, владельцам двухколёсного транспорта ПДД позволяют переходить через закрытые железнодорожные переезды и рядом со шлагбаумами, установленными в других местах. Но глагол употреблён правильно — именно переходить, удерживая транспортное средство в руках.

Ограничения

Однако Правила дорожного движения для мотоциклистов предусматривают гораздо больше запретов, нежели преимуществ. Основное ограничение касается невозможности ездить на мотоцикле со скоростью, превышающей 90 км/ч при любых обстоятельствах. Если автомобили могут развивать до 110 км/ч на магистральных дорогах, не нарушая нормы законодательства, то у мотоциклистов подобной возможности нет. Если речь идёт о водителях мопедов либо , то выезд на автомагистрали им категорически запрещён, хотя ничто не запрещает вести транспортное средство по обочине такой дороги, если водитель не создаёт существенных помех для пешеходного движения. На загородных трассах, лишённых статуса автомагистрали, ПДД разрешают движение маломощной двухколёсной техники исключительно по крайней правой полосе.

Правило, регламентирующее использование ремней безопасности, распространяется и на мотоциклистов. Остаётся спросить, где, кроме старомодных прицепов-колясок, используются подобные защитные средства? Однако далее в ПДД следует замечание, что полноценной заменой пристёгнутому ремню служит надетый мотоциклетный шлем с прочно зафиксированной застёжкой. ПДД распространяют подобное требование и на владельцев скутеров — езда без специализированного шлема считается серьёзным нарушением. Также Правила требуют, чтобы все пассажиры имели застёгнутые шлемы, за исключением тех, что располагаются в боковом прицепе и пристёгнуты ремнями безопасности.

Следующее ограничение, которое приготовили для мотоциклистов ПДД, заключается в запрете на движение без включённого ближнего света — интересно, что это касается и старой техники с маломощными генераторами, которые попросту не рассчитаны на длительную езду в подобном режиме. Заезжая на заправку, не забудьте заглушить свой транспорт за 25 метров до колонки, поскольку противоположное действие трактуется Правилами, как грубое нарушение. Несмотря на откровенную бесполезность правила, заставляющего людей вести тяжёлую технику в руках, оно продолжает действовать. Корни подобного требования ПДД находятся в истории развития мотоциклов — ранние образцы двухтактной техники нередко выбрасывали искры из выхлопной трубы на малых оборотах, что могло воспламенить пары бензина. Однако современные мотоциклы оснащаются пламегасителями, хотя законодателей это, похоже, мало интересует.

Обширная группа запретов касается перевозки пассажиров с помощью мотоцикла. Кроме указания на всех, кто пользуется мотоциклом, стоит знать, что садиться в грузовой прицеп или в коляску, лишённую средств безопасности, запрещается. В отношении детей следует знать следующее:

  • Сажать на бак либо раму транспортного средства ребёнка в любом возрасте запрещено;
  • Дети до 12 лет могут располагаться исключительно в коляске;
  • Детям до 7 лет необходимо пользоваться специальными подставками для ног и прочими средствами обеспечения безопасности.

В отношении грузов правила также строги — нелегальным считается любой предмет, который мешает управлению транспортом либо выступает за корпус мотоцикла на 0,5 метра и больше. Наконец, не стоит бравировать, пытаясь управлять мотоциклом одной рукой, поскольку ПДД запрещают и подобное опасное поведение.

Мифы

Несмотря на многочисленные разъяснения ГИБДД, ежегодно находятся люди, которые не слышали о необходимости иметь удостоверение для управления любой моторизованной техникой. Даже мопеды и скутеры, согласно новой классификации, попадают в группу «М» — это означает, что их водители обязаны проходить утверждённую государством подготовку. Управлять малокубатурными транспортными средствами разрешается с 16 лет, тогда как проходить обучение вождению любого мотоцикла — с 14 лет.

Многие владельцы двухколёсной техники серьёзно утверждают, будто представители ГИБДД не имеют права продолжать погоню за мотоциклистом, который снял шлем. Однако дорожные правила для мотоциклистов не содержат никакого указания на этот факт. Кроме того, должностные инструкции патрульных инспекторов напрямую указывают, что сотрудник ГИБДД может преследовать опасного нарушителя в любом случае, а если он представляет собой угрозу для остальных участников движения — даже применить табельное оружие. Поэтому уходить от преследования путём снятия шлема будет крайне неразумно — это снизит вашу безопасность, но не прибавит шансов уйти от справедливости.

Никаких особых правил

Если вы сдавали экзамены на удостоверение для управления автомобилем, то наверняка изучали положения, которые распространяются на мотоциклистов. Поэтому ничего нового для себя в специальной редакции Правил, которая нередко поступает в продажу, вы не найдёте. Однако повторить нормативы, действующие для двухколёсного транспорта, никогда не помешает. Кроме того, следует всегда помнить, что даже в сфере ПДД для двухколёсной техники есть свои различия. В некоторых ситуациях водители мотоциклов и мопедов могут пользоваться различными правилами.

Казалось бы, что может быть особенного в вождении мотоцикла? Сел - и поехал. Это же вам не грузовой автомобиль - никаких неудобств и ограничений в выборе маршрута. Да и скорость щекочет нервы.

На самом деле, все не так просто, как кажется. При вождении мотоцикла нужно соблюдать столько же правил дорожного движения, сколько и при вождении любого другого транспортного средства. Однако, особого свода правил для этого не существует - они включены в общие ПДД.

Прежде всего, нужно знать, что к категории «мотоциклов» с 1994 года относятся не только двухколесные механические транспортные средства с или без бокового прицепа, но и трех-, а также и четырёхколёсные с массой в снаряженном состоянии до 400 кг.

Что касается скорости и объема двигателя - транспорт с конструктивной максимальной скоростью 50 км/ч и выше считается мотоциклом, ниже - мопедом. Похожая ситуация и с объемом двигателя - даже скутер с объемом двигателя выше 50 см3 относится к категории «мотоцикл».

Управлять мотоциклом можно по достижении 16 лет и получении водительских прав категории «А». Возраст обучающего вождению на мотоцикле - не меньше 14 лет.

Садясь за мотоцикл, даже имея права, очень важно знать общие правила движения, чтобы не создавать ЧП на дороге.

  • Пешеход — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. Согласно п. 1.2 человек, ведущий мотоцикл, относится к пешеходам. Не стоит путать с человеком, управляющим мотоцикл. Это положение помогает избежать многих штрафов при парковке на тротуаре, переходе через переход и т. д.
  • П. 2. 1. 2 гласит, что и мотоциклист, и люди, которых он перевозит, обязательно должны быть в застегнутых мотошлемах . Никакие строительные, велосипедные и другие шлемы и каски не соответствуют правилу и считаются нарушением ПДД.
  • Скорость для мотоциклов на любой дороге ограничена п. 10.3 - до 90 км/ч.
  • Парковки и стоянки - абсолютный плюс для мотоциклистов. Если двухколесное транспортное средство без бокового прицепа, то его разрешается ставить в два ряда (п. 12.2).

Стоянка же на краю тротуара допускается только нескольким категориям транспорта, в число которых входят и мотоциклы.

  • П. 19.5 касается всех транспортных средств. Согласно этому пункту в дневное время должны включаться фары или дневные ходовые огни для обозначения транспортного средства.
  • Мотоциклам с боковым прицепом и без него запрещается буксировка (п. 20.4).

Запрещается:

  • Перевозить людей в грузовом кузове мотоцикла.
  • Ездить, не держась хотя бы одной рукой за руль.
  • Двигаться по дороге, если рядом расположена велосипедная дорожка.

Для ограничения движения мотоциклов обычно устанавливается знак «Движение мотоциклов запрещено», который на мопеды не распространяется.

Эти правила содержат немало положительных моментов для мотоциклистов. Изучив их, вы поможете и себе и другим водителям на дороге: не создадите лишних аварий, избежите нежелательных штрафов и узнаете легкие правила парковки для мотоциклиста.

В рамках правил дорожного движения понятие мопед включает в себя и понятие скутер, т.е. ПДД для скутеров 2014 - 2013 года аналогичны правилам для мопедов.

Для того, чтобы еще раз подчеркнуть халатность водителей в отношении правил дорожного движения, опишу одну ситуацию, которую видел совсем недавно. Кстати, попытайтесь сейчас определить, сколько пунктов пдд нарушено в этой ситуации, а потом, после прочтения этой статьи, сделайте это еще раз. Возможно результаты будут отличаться.

Итак, ситуация. Движения на дороге достаточно плотное, и в нем спокойно так едет скутер. Помню, что именно он привлек меня в том момент, т.к. у него был включен ближний свет фары. «Ух ты, - подумал я тогда. - А ведь кто-то знает правила дорожного движения». По мере приближения скутера мое удивление только нарастало.

Скутер тот ехал прямо по середине 6 полосной дороги, причем прямо по двойной сплошной линии разметки. Тут уже я улыбнулся: «Неужели водитель думает, что двойная сплошная - это дорожка для скутеров?». Хотя для меня до сих пор остается загадкой, что там думал водитель, и оба его пассажира (всем лет по 12-13) при такой удивительной езде…

Думаю, что Вы правильно оценили количество нарушенных пунктов правил дорожного движения. Теперь перейдем непосредственно к правилам для водителей скутеров.

Включение ближнего света на скутере

19.5.
В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.

Минимальный возраст для управления скутером

24.1. Управлять велосипедом, гужевой повозкой (санями), быть погонщиком вьючных, верховых животных или стада при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом – не моложе 16 лет.

Все просто и понятно. На скутер можно садиться только с 16 лет и ни днем раньше. Кроме того, начиная с 5 ноября 2013 года водитель скутера должен иметь права категории М , либо любой другой категории.

Расположение скутера на проезжей части

24.2. Велосипеды, мопеды, гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные должны двигаться только в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.

Движение скутеров разрешено только в один ряд возможно правее.

Обратите внимание, что скутер не обязательно должен ехать в пределах крайней правой полосы. Например, ПДД для скутера разрешают объехать остановившийся на остановке троллейбус или автобус.

Кроме того скутерист может перестроиться во второй ряд перед перекрестком, если разметка запрещает ему проехать прямо из крайнего правого ряда и т.п.

Что запрещается делать водителям скутеров?

24.3. Водителям велосипеда и мопеда запрещается:

  • ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;
  • перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками;
  • перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
  • двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;
  • поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
  • двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов).

Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.

Рассмотрим все по порядку.

1. Необходимо держаться хотя бы одной рукой за руль при движении на скутере. Некоторые почему-то пренебрегают этим, а потом жалуются на то, что сильно ударились при падении на скорости всего лишь 40 км/ч. Уверен, что Вы-то требованиями безопасности уж точно не пренебрегаете.

2. Любой скутер - одноместное транспортное средство . И даже если на нем есть 2 места для сидения (в чем я сильно сомневаюсь), то перевозить на втором месте можно только маленького ребенка.

Пьяного соседа в любом случае перевозить запрещается (даже от лавочки до его подъезда). Если такой пассажир упадет при движении и ушибется, то это будет ДТП, виноват в котором водитель.

3. Скутер - не грузотакси, перевозить на нем рулоны линолеума не получится. Это же касается и других длинных предметов, например, нескладывающихся удочек.

4. Есть такое понятие в правилах дорожного движения, как велосипедная дорожка. Встречаются такие дорожки нечасто (в основном в южных городах страны), но уж если такая дорожка Вам попалась, то придется ехать исключительно по ней, а не по проезжей части. На такой дорожке нет автомобилей, поэтому ездить по ней безопаснее.

5. Скутерам запрещается поворачивать налево и разворачиваться, если на дороге в данном направлении есть 2 или более полос, или на дороге есть трамвайные пути. Причем абсолютно неважно, где расположены трамвайные пути (в середине проезжей части или сбоку за тротуаром). Поворачивать и разворачиваться запрещается в любом случае.

Тем не менее у водителя скутера всегда есть возможность остановиться, слезть с транспортного средства и превратиться на время в пешехода. После этого перейти широкую проезжую часть в нужном направлении и вновь превратиться в водителя.

6. Водителю скутера в обязательном порядке нужен специальный шлем . Об этом я подробно рассказывал в статье «Нужен ли на скутер шлем».

7. Скутер - не тягач, буксировать сломавшееся такси не должен. Да и вообще, скутер не должен участвовать в процессе буксировки.

Приоритет скутеров на дороге

24.4. На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой, расположенном вне перекрестка, водители велосипедов и мопедов должны уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.

Последний пункт правил для скутеров рассматривает ситуацию пересечения вне перекрестка велосипедной дорожки и автомобильной дороги. В данном случае водитель скутера должен ждать, пока по дороге не проедут все автомобили.