Знак спуска и подъема как отличить. Проценты на дорожном знаке - важное предупреждение

В ПДД предусмотрена масса различных знаков, которые помогают автомобилистам вовремя сориентироваться на малознакомой местности. Крайне важными и смысловыми значками считаются таблички, информирующие о наличии на дороге резких спусков и .

Предупреждающее обозначение, предусматривающее поднятие дороги

Если рассматривать такой предупреждающий знак, как 1.14 («Крутой подъём»), автовладельцу следует запомнить то, что впереди его ждёт относительно опасная и крутая дорога, поднимающаяся на определённое расстояние вверх. Движение на крутых спусках и подъёмах, как правило, отягощено, и водитель должен быть предупреждённым относительно приближающегося . Главное, что требуется от каждого автомобилиста - соблюсти безопасность, стараясь уменьшить до разумных пределов скорость и подобрать более приемлемую передачу, на которой будет проще преодолеть существующий подъём.

Обозначение 1.14, как правило, можно встретить в нескольких случаях:

  • вблизи (около 70 м) опасного участка пути, который находится недалеко от посёлка или города;
  • неподалёку (около 200 м) от резко идущей вверх дороги, расположенной вдалеке от населенного пункта.

Дорожный знак «Крутой подъём»

Знак «Крутой подъём» владельцы машин чаще всего встречают вкупе со специальными табличками, в частности с обозначениями 8.1.1 и 8.2.1. Первая из табличек, как правило, указывает водителю на точное расстояние до того участка, где дорога начнёт подниматься в гору, а вторая - сообщает о том, насколько длительным будет такой участок пути.

Кроме всего перечисленного, водитель, собирающийся проехать по опасному участку дороги, должен помнить о том, что автомобиль, который будет продвигаться вверх, будет обладать преимуществом для передвижения.

Предупреждающее обозначение, информирующее о снижении дороги

Что касается такого опасного участка дороги, как резкое её снижение, автовладелец должен быть предупреждён, и обеспечить призван знак «Крутой спуск».

Некоторые автомобилисты не могут отличить этот значок от ранее описанного, в помощь им может прийти их левая рука - её следует расположить так, чтобы она была направлена к наклонной черте, вверху над которой указано какое-либо число с процентами. В том случае, когда пальцы ладошки наклонены вниз, перед глазами автомобилиста относительно резкий спуск, в противном случае - езда в гору.


Движение может помочь автовладельцу разобраться в том, какой же значок перед ним и что ждёт его впереди. Однако это сделать удаётся далеко не всегда. Иногда низкая или высокая дорога становится ещё более сложной из-за плотного снегопада, ливневого дождя или . В такой ситуации ориентироваться исключительно по дорожному полотну крайне сложно, у автовладельца может возникать непонятное чувство, ему может казаться, что движение идёт попросту через поле, которое лишено как снижений, так и поднятия вверх. В такой ситуации на помощь придут исключительно дорожные знаки.

Что касается спуска, следует не забывать об одной крайне важной детали - поднимающееся навстречу авто имеет преимущество движения.

Например, автовладелец спускается с гористой местности, перед ним возникает , при этом на встречной полосе может быть незначительное разрушение (обвал). Естественно, обойти его встречное авто может только проехав по смежной полосе. Поднимающееся транспортное средство имеет преимущество, для него необходимо освободить путь.

Заключение

Обозначения предупреждающего характера, к которым относятся рассматриваемые значки 1.13 и 1.14, как правило, располагаются на определённой удалённости от этого места в зависимости от того, как далеко находятся близлежащие города и посёлки. При относительном удалении населенного пункта обозначения встречаются приблизительно за 200 м до неровностей покрытия, а рядом с городами - за 70-80 м. Чаще всего эти знаки дополняют таблички, которые информируют о точном расстоянии до неровностей. Их отсутствие возникает только тогда, когда спуски и подъёмы практически беспрерывны, в частности идут один за другим.

Знак 1.1 "Железнодорожный переезд со шлагбаумом"

На дорожном знаке 1.14 изображен подъем дороги в виде черного треугольника, над которым в процентах указан угол наклона. Как и со знаком 1.13 крутой спуск стоит пояснить, что единица измерения углов - это градусы, а не проценты! Так что же за проценты указаны на дорожных знаках крутой спуск и крутой подъем? За 100% стоит считать уклон в 45 градусов, а тангенс 45 градусов равен 1. Если уклон дороги составляет 7 градусов, то тангенс 7 градусов - это 0,12, вот поэтому 12% и пишут на знаке. Второй вопрос - это зачем так все усложнять? Оказывается тангенс угла наклона равен коэффициенту сцепления с дорожным покрытием. Для примера коэффициент сцепления колес автомобиля с мокрым льдом составляет менее 0,1. Если Вы видите на подъеме 10%, то Вы должны понимать, что никакой опыт вождения, никакая шипованная резина и даже попутный ветер не поможет Вам въехать в эту горку без достаточного разгона! Тронуться с места на таком подъеме у Вас не получится и даже наоборот Вы можете скатиться с такого спуска вниз!

В первую очередь, увидев данный дорожный знак, водителю следует набрать скорость перед подъемом. Стоит понимать и помнить:

1) От погодных условий меняется сцепление с дорогой.
2) Сцепление с мокрым льдом меньше 0,1, а значит спуски и подъемы со знаками, на которых больше 10% - могут быть крайне опасными и непреодолимыми.
3) Запрещен обгон транспортных средств в конце подъема согласно пункту 11.4 ПДД.
4) Согласно пункту правил 11.7, при затрудненном разъезде на подъеме вы имеете преимущество проезда препятствия первым. Следовательно, транспортные средства следующие на спуск должны уступить Вам дорогу.

Когда на знаках крутого спуска или крутого подъема указан небольшой процент, многие считают его лишним. Это не так! Часто бывает, что в условиях плохой видимости (ночь, туман, снегопад...) водитель просто не замечает небольшие, но затяжные спуски или подъемы

Знак 1.14 устанавливается

В населенном пункте: на расстоянии 50-100 метров до начала подъема.

Вне населенного пункта: на расстоянии 150-300 метров до начала подъема.

Вне населенного пункта данный знак может устанавливаться совместно со знаками:

Запрещается

1. Запрещен обгон транспортных средств в конце подъема согласно пункту 11.4 ПДД.
2. Согласно пункту правил 11.7, при затрудненном разъезде на подъеме вы имеете преимущество проезда препятствия первым. Следовательно, транспортные средства следующие на спуск должны уступить Вам дорогу.

Вы уже обращали внимание на предупреждающие дорожные знаки, обозначающие крутизну спуска или подъема, и, возможно, задавали себе вопрос – а, например, 12% – это сколько? И почему бы крутизну уклона не обозначать в градусах?

На знаках 1.13 (Крутой спуск) и 1.14 (Крутой подъём) обозначен тангенс угла наклона, выраженный в процентах. Чтобы понять наглядно, что это такое, вспомним геометрию. Итак, прислоните лыжную палку под углом к стене напротив яркой лампы. Вы увидите две тени – одну на стене, другую на полу. Это проекции, соответственно, на вертикальную и горизонтальную плоскости. Та тень, что на стене, называется «синус», та, что на полу – «косинус». Чем ближе к стене вы придвинете низ палки, тем короче будет «косинус». Наоборот, отодвигая низ палки от стены, вы увидите, что «синус» становится все меньше, а «косинус» – больше. Отношение синуса к косинусу называется тангенсом. Если вы установите палку под углом 45 градусов от пола, синус и косинус будут совершенно одинаковы. В таком случае тангенс будет равен 1. Или, как говорили ваши учителя, тангенс 45 градусов равен 1. Если мы посмотрим сбоку на дорогу, в том месте, где она имеет уклон, то увидим, что угол этого уклона находится в пределах 8 градусов от горизонта. Высота подъема, или «синус», гораздо меньше, чем длина проекции дороги на горизонтальную плоскость – «косинус». Разделив высоту подъема на длину горизонтальной проекции, обнаружим, что тангенс угла такого уклона не превышает 0,12. Его удобно выражать в процентах – например, 12 %. В таком случае тангенс угла 45 градусов равен 100 %.

Теперь вы уже смело можете использовать эту информацию. Так, проехав 1 километр по дороге с уклоном 12 %, вы подниметесь (или спуститесь) на 120 метров. (При таких небольших углах уклона длину горизонтальной проекции дороги можно считать равной длине дороги).

Из любопытства вы можете перевести угол уклона обратно в градусы с помощью калькулятора на сотовом телефоне, настроив его на «научный» режим, например: TAN-1(0,12)=7 градусов. В некоторых калькуляторах: ATAN(0,12)=7. Впрочем, для автолюбителей главное не это.

Отношение двух сил – силы, необходимой для сдвига машины с заблокированными колесами, и силы тяжести, прижимающей машину к дороге, называется коэффициентом сцепления . Так мы легко можем получить коэффициенты сцепления для сухого асфальта – 7000/10000 = 0,7, для грязной дороги – 3000/10000 = 0,3, и для льда – 1000/10000 = 0,1. Эти значения приблизительно такие же и в том случае, если машину тянуть вбок. Зачем вам это знать?! Недостаточное внимание к коэффициенту сцепления или его неправильная оценка является основной причиной аварий на дорогах, особенно весной и осенью, когда из-за этого происходит до 70% аварий.

Оказывается, тангенс угла наклона равен коэффициенту сцепления . Например, автомобиль, стоящий на сухом асфальтированном уклоне с коэффициентом сцепления 0,7, начнет сползать вниз, если тангенс угла наклона при этом будет равен 70% (Это уклон около 35 градусов, вряд ли вы когда-нибудь встретите такой.) Но, кроме дорог, существуют улочки старых городов, особенно приморских, с углами наклона, существенно превышающими всевозможные нормативы.

Так, при движении в сырую погоду вниз по асфальтированному уклону крутизной 20% эффективность торможения падает наполовину. И очень часто вам придется двигаться по мокрому льду с коэффициентом сцепления 0,1 и менее. А это значит, что вы должны внимательно отслеживать предупреждающие дорожные знаки 1.13 и 1.14. Их устанавливают, когда тангенс угла уклона приближается к 10%. Если вы пренебрежете этими знаками и остановитесь на подъеме, то в лучшем случае – не сможете сдвинуться с места. А уж если затормозите на спуске, машину может занести. Старайтесь тормозить двигателем на длительных спусках.

Знак 1.13 "Крутой спуск"

На дорожном знаке 1.13 изображен уклон дороги в виде черного треугольника, над которым в процентах указан угол наклона. Сразу же стоит пояснить, что единица измерения углов - это градусы, а не проценты! Так что же за проценты указаны на дорожных знаках крутой спуск и крутой подъем? За 100% стоит считать уклон в 45 градусов, а тангенс 45 градусов равен 1. Если уклон дороги составляет 7 градусов, то тангенс 7 градусов - это 0,12, вот поэтому 12% и пишут на знаке. Второй вопрос - это зачем так все усложнять? Оказывается тангенс угла наклона равен коэффициенту сцепления с дорожным покрытием. Для примера коэффициент сцепления колес автомобиля с мокрым льдом составляет менее 0,1. Если Вы видите на спуске 10%, то Вы должны понимать, что никакой опыт вождения, никакая шипованная резина и даже встречный ветер не поможет Вам затормозить на таком спуске! Даже припарковав автомобиль на таком спуске на сухом асфальте, после чего по спуску потечет вода, а потом она начнет подмерзать то автомобиль может скатиться с такого спуска!
Если Вы думаете, что это абсурд, то посмотрите множество видео как автомобили на гололеде скатываются вниз...
В первую очередь, увидев данный дорожный знак, водителю следует снизить скорость и приготовиться к спуску.

Стоит понимать и помнить:

1) От погодных условий меняется сцепление с дорогой.
2) Сцепление с мокрым льдом меньше 0,1, а значит спуски и подъемы со знаками, на которых больше 10% - могут быть крайне опасными и непреодолимыми.
3) При длительном спуске самым эффективным торможением является торможение двигателем! Чем круче спуск, тем ниже должна быть передача.
4) При спуске, водители на подъеме (на встречной полосе) имеют преимущество и Вы должны уступить ему дорогу, в случае выезда его на Вашу полосу! Согласно пункту правил 11.7 при затрудненном разъезде на спуске, вы должны уступить дорогу транспортным средствам, следующим на подъем.

Когда на знаках крутого спуска или крутого подъема указан небольшой процент, многие считают его лишним. Это не так! Часто бывает, что в условиях плохой видимости (ночь, туман, снегопад...) водитель просто не замечает небольшие, но затяжные спуски или подъемы.

Знак 1.13 устанавливается

В населенном пункте: на расстоянии 50-100 метров до начала спуска.

Вне населенного пункта: на расстоянии 150-300 метров до начала спуска.

Вне населенного пункта данный знак может устанавливается совместно со знаками:

8.1.1 - "Расстояние до объекта".
Указывает расстояние от знака до начала опасного участка, в данном случае до крутого спуска.

8.2.1 - "Зона действия".

Указывает протяженность опасного участка дороги, в данном случае крутого пуска.

1.14 - "Крутой подъем"

Если после крутого спуска сразу начинается крутой подъем, то знак 1.14 устанавливается непосредственно у начала подъема.

Дорога с крутым спуском представляет опасность для безопасного движения. Водителю необходимо контролировать скорость, а именно снизить и держать дистанцию до ближайшего автомобиля.

Ситуация может усугубляться во время дождя и гололеда. Если водитель не будет игнорировать предписания дорожных знаков, может оказаться в кювете или совершить наезд на других участников дорожного движения.

А резкое торможение может привести к нерегулируемому заносу, после которого водитель может оказаться на встречной полосе.

В этой статье:

Требование дорожного знака 1.13

Знак 1.13 крутой спуск дает четко понять водителю, что на спуске автомобиль может вести себя по другому, а именно самопроизвольно катиться.

Поэтому водитель должен быть бдительным, контролировать скоростной режим, так как на спуске тормозной путь будет увеличенным.

На любом уклоне машина может скатиться, если водитель не будет использовать стояночный тормоз или передачу КПП для постановки автомобиля на стоянку.

Актуальным будет использование торможения двигателем при проезде крутого спуска, это позволит снизить усилия на тормозные диски и процесс их износа.

Следует иметь в виду, что при наличии неисправности тормозной системы положение на крутом спуске может оказаться катастрофическим. Поэтому нужно выбирать как можно низшую передачу и небольшую скорость, либо если есть возможность объехать этот участок дороги.

В гололед вообще не стоит рисковать, если Вы не уверены в дорожном сцеплении зимней резины и работоспособности тормозной системы, так как остановить автомобиль на крутом спуске не будет представляться возможным.

Правила установки знака 1.13

Знак «Крутой спуск» имеет свои особенности установки.

В городском или сельском поселении расположение знака 1.13 будет находиться на расстоянии 50-100 метров до начала спуска, а вне города на расстоянии 150-300 метров. Если используется иное расстояние, то оно должно быть указано на табличке 8.1.1.

В соответствии с положениями ГОСТ, установка знака производится при наличии следующих характеристик дороги:

  • если присутствует недостаточная видимость впереди идущего автомобиля, который может неожиданно оказаться впереди, при подъезде к спуску;
  • учитывается длина участка дороги, на котором замеряется процент отклонения вниз;
  • и конечно, способность стоящего транспортного средства, самопроизвольно скатываться вниз.

В зависимости от угла уклона на знаке 1.13 содержится информация о проценте уклона. Соответственно чем выше уклон, тем меньше скорость нужно выбирать водителю для безопасного движения.

Если спуски и подъемы имеют периодичный характер, например, в горной местности, то допускается установка дорожного знака непосредственно перед их началом.

Ответственность за нарушение знака 1.13

Как такового наказания за нарушение знака 1.13 не предусмотрено. Однако, спуск представляет сложный участок дороги, для водителей обоих направлений. Соответственно, если впереди спуска присутствует объезд, у водителя, двигающегося по встречной полосе, имеется преимущество в проезде.

За нарушение преимущественного проезда другим водителем, нарушитель может быть оштрафован на 500 рублей, либо вынесение письменного предупреждения по ч. 3 ст. 12.14 КоАП РФ.

Также на участке спуска из-за невнимательности водителя или плохой видимости дорожной разметки, водитель может оказаться на встречной полосе.

В этом случае наступает ответственность в виде штрафа 1000-1500 рублей по ч. 3 ст. 12.16 КоАП РФ или 5000 рублей, либо лишение прав на 4-6 месяцев по ч. 4 ст. 12.16 КоАП РФ.