Знак пересечение с велосипедной дорожкой. “Движение мотоциклов запрещено”. “Ограничение минимальной дистанции”

В данном сообщении сознательно не приводится детальная классификация велодорожек (за исключением особо оговоренных случаев), поэтому под термином «велодорожка» для настоящей статьи предлагается понимать любые специально выделенные для движения велосипедистов в городских условиях участки.
Естественно, краткая статья не может детально осветить все проблемы, связанные с движением велосипедистов на перекрестках, поэтому в новом, 2010 году, мы планируем разместить серию статей по проектированию городской среды, если не благоприятной, то хотя бы учитывающей потребности велосипеда как вида транспорта.

1. Проблема обоснования выбора

Всякое новое предложение, особенно в части обеспечения безопасности дорожного движения и удобства пользователей требует обоснованных доказательств, а не общих логических заключений. Развитие дорожной инфраструктуры, особенно в городских условиях - крайне дорогостоящее и технически сложное дело. Дорожная сеть в конечном итоге устраивается за счет всего общества и, следовательно, должна сочетать ряд компромиссных решений, учитывающих интересы всех пользователей.
Поэтому утверждение, что велосипедные дорожки обеспечивают для велосипедистов большую безопасность, чем применение принятых сегодня правил и норм проектирования, должно быть доказано теми, кто делает это утверждение. Несмотря на то, что в развитых странах велодорожки развиваются в течении нескольких десятилетий, гипотеза о большей их безопасности никогда не обосновывалась цифрами. Да, именно так: никакое исследование никогда не демонстрировало, что выделенные полосы, велодорожки или велосипедные маршруты делают езду на велосипеде значительно более безопасной. Естественно, утверждение, что велосипедные дорожки являются опасными, тоже должно быть обосновано цифрами.
Европейские страны с развитой сетью велодорожек всех типов только недавно начали изучать безопасность этих систем. Но уже сейчас статистически доказано, системы велодорожек уменьшают опасность столкновения велосипеда и автомобиля между пересечениями, но увеличивают их на самих перекрестках.
Очевидно, что большинство велодорожек, вне зависимости от того, размещены они на проезжей части или вдоль (но практически всегда параллельно ей), отделены они от автомобильного потока и пешеходов, или нет, в городских условиях обычно проложены параллельно существующим транспортным потокам и, для любой данной поездки, велосипедист должен пересечь как минимум то же самое количество перекрестков, что и автомобилист.
Анализ противоречий на пересечениях при наличии специальных велодорожек, особенно выделенных на крайней правой полосе проезжей части, показывает, что такие велодорожки создают больше конфликтных ситуаций. Это требует от водителей и велосипедистов перерабатывать больший объем информации в единицу времени, и поэтому эти конфликты более опасны. Единственный путь повышения безопасности для перекрестков в одном уровне, если вдоль проезжей части выделена велополоса, состоит в том, чтобы сократить время проезда (за счет изменения продолжительности, например, зеленого сигнала светофора) для каждого класса пользователя, создавая при этом задержки всех пользователей. Однако учитывая неравномерность транспортных потоков по времени суток и низкую дисциплину водителей, пешеходов и велосипедистов, такой путь для существующей улично-дорожной сети не приведет к решению проблемы.
Невозможно решить все проблемы путем изменения нескольких строк в одном-двух технических или нормативных правовых документах. Поэтому для крупных городов с развитой транспортной инфраструктурой, нельзя рекомендовать «Амстердамский» путь развития велотранспорта (рис. 1, 2). Он работает в Амстердаме и других компактных населенных пунктах потому, что поездки там совершаются, как правило, на небольшие расстояния, и использование автомобиля просто неудобно. Современные крупные города с их расстояниями, требуют, чтобы велосипедисты двигались быстрее для того, чтобы покрыть расстояние в приемлемое время.

Рисунок 1 . Движение автотранспорта полностью исключено

Рисунок 2 . Оптимальное размещение велодорожки:

а - отдельная полоса для движения велосипедистов;

б - Германия, полоса выделена на тротуаре.

Обратите внимание на то, что в любом случае потоки велосипедистов и пешеходов разделены.





2. Перекресток и велодорожка

Большинство конфликтов между пользователями дорог происходит на пересечениях, переходах и перекрестках. Грамотно устроенное пересечение минимизирует риск для автомобилистов, велосипедистов и пешеходов и поощряет всех пользователей двигаться согласно общепринятым правилам. Движения велосипедистов должны быть предсказуемы. Только в редких случаях велосипедисты должны переходить через пересечения как пешеходы.
Специальные велодорожки («велосипедная дорожка») - участок улично-дорожной сети с исключительным правом проезда велосипедистов, при минимальном пересечении транспортных потоков. Существует мнение, что такие велодорожки можно устраивать на тротуарах. Однако существующий в США опыт показывает, что при значительном количестве пешеходов для них следует устраивать отдельную полосу для минимизации конфликтов с велосипедистами. Совестное использование одной дорожки пешеходами и велосипедистами неудобно, поэтому эти категории по возможности следует разделять. Велосипеды могут использовать сигнал по длительности, рассчитанный для автомашин. Коротких зеленых интервалов нужно избегать, так как велосипедисту требуется больше времени, чтобы проехать или пройти опасный участок. В принципе можно допустить специальные сигналы светофора для велосипедистов, но это вызывает проблемы синхронизации движения и увеличивает интервалы простоя автомобилей на светофорах, что провоцирует водителей на нарушение правил.
Тротуар не должен рассматриваться как велодорожка, так как он изначально предназначен для пешеходов, кроме того, тротуары не уменьшают числа пересечений.
Пересечение (рис. 3) - одна из основных частей проекта велосипедной дорожки на участке вдоль правой полосы проезжей части.




Рисунок 3. Варианты совмещенного пересечения проезжей части

Если пересекается транспортный поток с высокой интенсивностью движения, необходимо обустроить отдельные проезды для велосипедов, чтобы устранить конфликты на пересечении. Если это технически невозможно, следует предусмотреть определение приоритета проезда при помощи дорожных знаков. Если интенсивность движения транспорта невысока, бывает достаточно нанесения разметки - линии «Стоп» и обозначения перехода для велосипедистов.

Устройство пересечений в виде разрывов в разделительном барьере не на перекрестках на улицах с оживленным движением не рекомендуется, так как автомобилисты в данном случае не готовы к появлению велосипедиста, пересекающего улицу в середине квартала. Для того, чтобы велосипедисты не могли пересекать такие улицы без остановки, необходимо устройство для них горизонтальных препятствий (барьеров на обочинах) и вертикальных искусственных неровностей. Для пересечения проезжей части требуется надлежащее расстояние видимости (табл. 1, рис. 4).

Расчет производится по формуле:

D = :4,32L,

Где D - минимальное расстояние видимости для пересечения проезжей части, м;

V - проектная скорость движения автомобилей по проезжей части, км/ч;

W - ширина проезжей части, м;

L - длина велосипеда с учетом возможного маневра или груза, 2 м.

Таблица 1

Минимальное расстояние видимости для пересечения проезжей части

Минимальное расстояние видимости (D ) приближающегося автомобиля, м

Ширина проезжей части (W ), м

Проектная скорость автомобилей, км/ч

10,5

14,0

17,5

Пересечение магистральной улицы рекомендуется устраивать на пешеходном переходе, где водители могут ожидать появления людей и вовремя остановиться. При этом следует учитывать, что велосипедисты также должны своевременно заметить приближающийся автомобиль. При устройстве островка безопасности приоритет проезда должен быть обозначен знаками или светофорами (рис. 5), которые могут быть активизированы велосипедистами. Пересечение проезжей части в пределах или рядом с пешеходным переходом должно быть оборудовано соответствующими знаками, чтобы минимизировать возможность возникновения аварийных ситуаций. Если при пересечении улицы устраивается островок безопасности, он должен иметь ограждения (рис. 6).

Рисунок 5. Амстердам. Светофор для велосипедистов на пересечении улицы. Кнопка расположена на высоте, удобной для нажатия, не покидая велосипед.

Рисунок 6. Пересечение нерегулируемого перекрестка

При наличии бортового камня должны быть устроены скаты на всю ширину велосипедной дорожки.

Скаты для велосипедов и разрывы в ограждениях обычно устанавливаются, чтобы помочь переходу через проезжую часть. Разрыв в ограждении должен всегда иметь ширину, равную ширине велодорожки.

Для перехода улицы светофоры оснащаются кнопками, которые служат также и пешеходам.

Запрещающие знаки вводят или отменяют определенные ограничения движения.

3.1 “Въезд запрещен”.

Запрещается въезд всех транспортных средств в данном направлении.

3.2 “Движение запрещено”.

Запрещается движение всех транспортных средств.

3.3 “Движение механических транспортных средств запрещено”.

3.4 “Движение грузовых автомобилей запрещено”.

Запрещается движение грузовых автомобилей и составов транспортных средств с разрешенной максимальной массой более 3,5 т (если на знаке не указана масса) или с разрешенной максимальной массой более указанной на знаке, а также тракторов и самоходных машин.

Знак 3.4 не запрещает движение грузовых автомобилей, предназначенных для перевозки людей, транспортных средств организаций федеральной почтовой связи, имеющих на боковой поверхности белую диагональную полосу на синем фоне, а также грузовых автомобилей без прицепа с разрешенной максимальной массой не более 26 тонн, которые обслуживают предприятия, находящиеся в обозначенной зоне. В этих случаях транспортные средства должны въезжать в обозначенную зону и выезжать из нее на ближайшем к месту назначения перекрестке.

3.5 “Движение мотоциклов запрещено”.

3.6 “Движение тракторов запрещено”.

Запрещается движение тракторов и самоходных машин.

3.7 “Движение с прицепом запрещено”.

Запрещается движение грузовых автомобилей и тракторов с прицепами любого типа, а также буксировка механических транспортных средств.

3.8 “Движение гужевых повозок запрещено”.

Запрещается движение гужевых повозок (саней), верховых и вьючных животных, а также прогон скота.

3.9 “Движение на велосипедах запрещено”.

Запрещается движение велосипедов и мопедов.

3.10 “Движение пешеходов запрещено”.

3.11 “Ограничение массы”.

Запрещается движение транспортных средств, в том числе составов транспортных средств, общая фактическая масса которых больше указанной на знаке.

3.12 “Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства”.

Запрещается движение транспортных средств, у которых фактическая масса, приходящаяся на какую-либо ось, превышает указанную на знаке.

3.13 “Ограничение высоты”.

Запрещается движение транспортных средств, габаритная высота которых (с грузом или без груза) больше указанной на знаке.

3.14 “Ограничение ширины”.

Запрещается движение транспортных средств, габаритная ширина которых (с грузом или без груза) больше указанной на знаке.

3.15 “Ограничение длины”.

Запрещается движение транспортных средств (составов транспортных средств), габаритная длина которых (с грузом или без груза) больше указанной на знаке.

3.16 “Ограничение минимальной дистанции”.

Запрещается движение транспортных средств с дистанцией между ними меньше указанной на знаке.

3.17.1 “Таможня”.

Запрещается проезд без остановки у таможни (контрольного пункта).

3.17.2 “Опасность”.

Запрещается дальнейшее движение всех без исключения транспортных средств в связи с дорожно-транспортным происшествием, аварией, пожаром или другой опасностью.

3.17.3 “Контроль”.

Запрещается проезд без остановки через контрольные пункты.

3.18.1 “Поворот направо запрещен”.

3.18.2 “Поворот налево запрещен”.

3.19 “Разворот запрещен”.

3.20 “Обгон запрещен”.

Запрещается обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, велосипедов, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски.

3.21 “Конец зоны запрещения обгона”.

3.22 “Обгон грузовым автомобилям запрещен”.

Запрещается грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т обгон всех транспортных средств.

3.23 “Конец зоны запрещения обгона грузовым автомобилям”.

3.24 “Ограничение максимальной скорости”.

Запрещается движение со скоростью (км/ч), превышающей указанную на знаке.

3.25 “Конец зоны ограничения максимальной скорости”.

3.26 “Подача звукового сигнала запрещена”.

Запрещается пользоваться звуковыми сигналами, кроме тех случаев, когда сигнал подается для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.

3.27 “Остановка запрещена”.

Запрещаются остановка и стоянка транспортных средств.

3.28 “Стоянка запрещена”.

Запрещается стоянка транспортных средств.

3.29 “Стоянка запрещена по нечетным числам месяца”.

3.30 “Стоянка запрещена по четным числам месяца”.

При одновременном применении знаков 3.29 и 3.30 на противоположных сторонах проезжей части разрешается стоянка на обеих сторонах проезжей части с 19 часов до 21 часа (время перестановки).

3.31 “Конец зоны всех ограничений”.

Обозначение конца зоны действия одновременно нескольких знаков из следующих: 3.16, 3.20, 3.22, 3.24, 3.26 – 3.30.

3.32 “Движение транспортных средств с опасными грузами запрещено”.

Запрещается движение транспортных средств, оборудованных опознавательными знаками (информационными табличками) “Опасный груз”.

3.33 “Движение транспортных средств с взрывчатыми и легковоспламеняющимися грузами запрещено”.

Запрещается движение транспортных средств, осуществляющих перевозку взрывчатых веществ и изделий, а также других опасных грузов, подлежащих маркировке как легковоспламеняющиеся, кроме случаев перевозки указанных опасных веществ и изделий в ограниченном количестве, определяемом в порядке, установленном специальными правилами перевозки.

Знаки 3.2 – 3.9, 3.32 и 3.33 запрещают движение соответствующих видов транспортных средств в обоих направлениях.

Действие знаков не распространяется:

3.1 – 3.3, 3.18.1, 3.18.2, 3.19 – на маршрутные транспортные средства;

3.27 – на маршрутные транспортные средства и транспортные средства, используемые в качестве легкового такси, в местах остановки маршрутных транспортных средств или стоянки транспортных средств, используемых в качестве легкового такси, обозначенных разметкой 1.17 и (или) знаками 5.16 – 5.18 соответственно.

3.2, 3.3, 3.5 – 3.8 – на транспортные средства организаций федеральной почтовой связи, имеющие на боковой поверхности белую диагональную полосу на синем фоне, и транспортные средства, которые обслуживают предприятия, находящиеся в обозначенной зоне, а также обслуживают граждан или принадлежат гражданам, проживающим или работающим в обозначенной зоне. В этих случаях транспортные средства должны въезжать в обозначенную зону и выезжать из нее на ближайшем к месту назначения перекрестку;

3.28 – 3.30 – на транспортные средства, управляемые инвалидами, перевозящие инвалидов, в том числе детей-инвалидов, если на указанных транспортных средствах установлен опознавательный знак “Инвалид”, а также на транспортные средства организаций федеральной почтовой связи, имеющие на боковой поверхности белую диагональную полосу на синем фоне, и на такси с включенным таксометром;

3.2, 3.3 – на транспортные средства, управляемые инвалидами I и II групп, перевозящие таких инвалидов или детей-инвалидов, если на указанных транспортных средствах установлен опознавательный знак “Инвалид”;

Зона действия знаков 3.16, 3.20, 3.22, 3.24, 3.26-3.30 распространяется от места установки знака до ближайшего перекрестка за ним, а в населенных пунктах при отсутствии перекрестка – до конца населенного пункта. Действие знаков не прерывается в местах выезда с прилегающих к дороге территорий и в местах пересечения (примыкания) с полевыми, лесными и другими второстепенными дорогами, перед которыми не установлены соответствующие знаки.

Действие знака 3.24, установленного перед населенным пунктом, обозначенным знаком 5.23.1 или 5.23.2, распространяется до этого знака.

Зона действия знаков может быть уменьшена:

для знаков 3.16 и 3.26 применением таблички 8.2.1;

для знаков 3.20, 3.22, 3.24 установкой в конце зоны их действия соответственно знаков 3.21, 3.23, 3.25 или применением таблички 8.2.1. Зона действия знака 3.24 может быть уменьшена установкой знака 3.24 с другим значением максимальной скорости движения;

для знаков 3.27-3.30 установкой в конце их действия повторных знаков 3.27-3.30 с табличкой 8.2.3 или применением таблички 8.2.2. Знак 3.27 может быть применен совместно с разметкой 1.4, а знак 3.28 – с разметкой 1.10, при этом зона действия знаков определяется протяженностью линии разметки.

Подобными заголовками уже не первый день блестают различные издания, в том числе и официальное издание РФ “Российская Газета” На нашем сайте мы публикуем информацию не ради публикации и рейтингов, а для того, чтобы эта информация была подана в том виде, в котором она опубликована в законах и других нормативно правовых актах.

Откуда же пошло мнение, что водителей обязали уступать дорогу велосипедистам? С этим вопросом мы разберемся в этом материале.

Началось все с и изложения в новой редакции п.13.1 правил.

13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, а также велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке.

13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

Исключения пункта 24.4 Правил орожного движения.

24.4. На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой, расположенном вне перекрестка, водители велосипедов и мопедов должны уступить дорогу транспортным средством, движущимся по этой дороге.

Все просто, добавлено “водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам” исключено “водители велосипедов и мопедов должны уступить дорогу транспортным средством” – заголовок для сенсационной статьи готов, и даже наш сайте не стал исключением для его использования.

Теперь разберем эти изменения, что изменилось и для чего они нужны.

Изменение п.13.1 ПДД

Новая редакция п.13.1 не несет в себе никаких изменений. Это лишь поправки, в связи с введением новых терминов.

Ранее при повороте была единственная возможность пересечения траекторий автомобиля и велосипеда это при движении по велосипедиста по велосипедной дорожке. Велосипед мог двигаться либо по проезжей части, либо по велосипедной дорожке. В случае движения по проезжей части траектории автомобиля и велосипеда не могли пересечься, так как перед поворотом в соответсвии с требованиями п.8.5 ПДД все водители занимают крайнее положение. А при движении по велосипедной дорожке велосипед всегда имел преимущество перед поворачивающими автомобилями .

В новой редакции Правил дорожного движения введены новые термины, и значительно расширился список возможных пересечений траекторий автомобиля и велосипеда при совершении поворота. Поэтому фраза “велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке” изменена на просто “велосипедистам”. Никаких изменений в приоритете .

Исключение п.24.4 ПДД

Да, действительно не стало обязанности уступать дорогу при пересечении велосипедной дорожки с дорогой. В этом случае ключевую роль играет новое определение ПДД “Велосипедная дорожка”.

“Велосипедная дорожка” – конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный знаком 4.4.1.

Однозначно определено, велосипедная дорожка это либо элемент существующей дороги, либо отдельная дорога. Как элеменет дороги пересекать эту же дорогу велосипедная дорожка не может, а если велосипедная дорожка выполнена в виде отдельной дороги, то такое пересечение уже будет пересечением дорог, то есть перекрестком.

“Перекресток” – место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

Соответственно приоритет будет определяться по правилам проезда перекстков.

Водители всегда были обязаны уступать дорогу велосипедистам при повороте .

Пересечение с велосипедной дорожкой выполненой в виде отдельной дороги в новой редакции Правил дорожного движения является обычным перекрестком.

Будьте внимательны на дорогах, доверяйте только первоисточникам. Если первоисточник сложен для восприятия на заходите на наш сайт, мы его разложим по полочками и поможем в нем разобраться.

На этом материал статьи закончен. Благодарю за интерес.
Но не спешите уходить! Далее вы найдете, подобранные специально для Вас интересные материалы наших партнеров и ссылки на другие статьи нашего сайта.