Жизнь на колесах: за что американцы любят передвижные дома. Суровая жизнь на колесах

Жизнь в доме на колёсах: маленькие семейные радости

Жизнь в доме на колёсах одновременно и манящая, и пугающая. С одной стороны – ощущение бесконечной свободы, с другой – отсутствие стабильности и масса неудобств. Да и многим не понятно, зачем отказываться от комфортного существования в теплой уютной квартире ради кочевого образа жизни. Но всё больше людей предпочитают жить именно так.

Супруги Mat и Danielle уволились с работы, продали дом и два года путешествовали в фургоне по Канаде и США. Они считают, что в жизни главное не богатство, а новые впечатления.

Всегда налегке

Mat и Danielle с самого начала хотели жить просто и без затей. Но потом закрутились в бешеном ритме современной жизни, погоне за лучшей должностью на работе и долгах по ипотеке. В конце концов, супруги решили, что не могут выдержать такой стресс, и нашли для себя дом, подходящий к их философии жизни.

Теперь они живут в фургоне на колёсах, который стоит как дешевая квартира в пригороде. Недавно они сделали там ремонт своими силами, а на сэкономленные деньги путешествовали примерно год.

На кухне для экономии места есть складной стол, оригинальные кармашки для кухонной утвари и маленький контейнер для грязного белья.

Складной столик для скромных трапез

Все на своих местах: кармашки для кухонной утвари

Корзинка для белья

Через год семья вернулась в Отаву. Danielle нашла работу на дому, а Mat стал дизайнером. Они используют солнечные панели для бесперебойной работы компьютера. Таким образом, супруги всегда на связи, хотя уже три года не пользовались мобильным телефоном.

Солнечные панели для получения электроэнергии

Не все любят кочевой образ жизни, но Danielle говорит, что они не всегда в движении. Иногда несколько месяцев сидят дома, а иногда навещают друзей и семью, но, несомненно, ребята стали гораздо активнее и мобильнее, чем когда жили в обыкновенном доме.

Планируя новые маршруты

Романтический вечер дома

Супруги говорят, что у кочевой жизни свои минусы, но они сами ее выбрали, чтобы сочетать работу и путешествия. В последнее время их примеру следуют многие. А вы бы рискнули сделать такой шаг?

Путешествие в автодомах чрезвычайно популярно на Западе. В нашей стране этот вид туризма пока находится в зачаточном состоянии, но, учитывая уникальные возможности для создания мест «мобильного» отдыха на просторах нашей родины, в ближайшее десятилетие это направление автотуризма обречено на успех.

В Европе основные покупатели домов на колесах — пенсионеры: на их долю приходится почти две трети продаж в данном сегменте рынка, притом что средняя стоимость нового автодома составляет 60—70 тыс. евро. В нашей стране позволить себе такую «игрушку» могут немногие, но даже среди этих немногих отваживаются на покупку автодома, как правило, только самые закоренелые автопутешественники. Таких людей не испугаешь тем, что в России нет абсолютно никаких условий для комфортной эксплуатации подобной техники.

Национальные особенности

Отсутствие развитой сети кемпингов, без которой жизнь в автодоме превращается в настоящий экстрим, — это наименьшая из проблем, и при определенном опыте она решается. Так, например, запитать автодом электричеством на стоянке можно от переносного бензогенератора, а если есть опасность, что его украдут, — генератор можно разместить в санузле, сделав отвод для выхлопных газов в форточку. Пополнить запасы воды можно на АЗС — там, где автомобилисты доливают воду в бочок омывателя, либо на общественных колонках в сельской местности (только нужно запастись подходящим шлангом). А опорожнить бак с грязной водой можно у любой придорожной канавы — цивилизованным европейцам такое и не снилось: на Западе за это светит солидный штраф.

Но, помимо бытовых вопросов, владельцу автодома в нашей стране приходится сталкиваться и с куда более сложными вопросами, главный из которых — это вопрос сервисного обслуживания. На СТО официальных дистрибьюторов домов на колесах ценники на ремонт зашкаливают. Так, за разбитый фонарь (это самая распространенная статья расходов новичков) с вас могут попросить 200 евро, в то время как, к примеру, в Финляндии за такой же фонарь вы заплатите в десять раз меньше. Ну а в ремонте таких специфических узлов, как работающий на газу (!) холодильник, вам вообще могут отказать, сославшись на отсутствие специалистов, либо заломят такую цену, что проще будет купить новый агрегат. При этом нужно быть готовым к тому, что любая деталь будет поставляться втридорога и под заказ, ждать выполнения которого можно по несколько месяцев. Неудивительно, что многие российские владельцы автодомов предпочитают ремонтироваться в той же Финляндии — здесь все сделают быстрее, дешевле и качественнее.

Дорогой дом на колесах — предмет зависти в глазах российского «пролетариата», а посему автодом необходимо застраховать. Но и тут появляются проблемы: из-за того, что у нас еще не сформировался рынок подобной техники, страховщики не могут дать точную оценку, как автодом будет терять в цене с годами и каковы риски его повреждения или угона. Из-за этого стоимость страховки может оказаться чрезмерно высокой или включать такие немыслимые при «кочевом» образе жизни требования, как ночная парковка на охраняемой стоянке. Из вышесказанного может сложиться впечатление, что на голову владельца дома на колесах проблемы сыпятся как из рога изобилия, но это не так. Мы лишь рассмотрели возможные «подводные камни», стоящие на пути того, кто захочет купить автодом. Ну а уж если русский человек чего-то очень сильно захочет, ему плевать на любые трудности.

Заграница нам поможет

Если вы задались целью купить автодом для того, чтобы путешествовать по Европе, лучше всего осуществить свою мечту в одной из стран ЕС, например у нашего северного соседа — в Финляндии. В Суоми имеются десятки дилеров, предлагающих широкий спектр моделей и модификаций автодомов — как новых, так и подержанных. Цены — значительно ниже, чем в России. Конечно, если такой дом на колесах ввезти в нашу страну и растаможить, то его стоимость уже не будет столь привлекательной. Однако смысл приобретения автодома «за бугром» как раз и заключается в том, чтобы не ввозить его в Россию! Зарегистрировав свою покупку на месте (в этом вам поможет сам продавец, а обойдется регистрация примерно в 700 евро), вы экономите солидную сумму на таможенных платежах, при этом получаете машину с европейским номером и с европейской страховкой, которые дают вам возможность путешествовать по Старому Свету, не привлекая лишнего внимания полиции триколором на номерном знаке. Одновременно решается вопрос с обслуживанием и хранением автодома — и то и другое можно осуществлять по месту покупки, и за весьма умеренную, по российским меркам, плату. Например, охраняемая стоянка на полгода обойдется в 300—400 евро, причем в эту сумму уже включена услуга по хранению и подзарядке аккумуляторов. Так что в любое время года в вашем распоряжении будет готовый «к бою» автомобиль, на котором, кстати, можно беспрепятственно путешествовать и по России, оформив его временный ввоз. Вопрос с последующей продажей автодома также решается «на месте». Дилер возьмет его на комиссию или предложит поменять на другую модель по схеме trade-in.

Эх, прокачу!

Если вы материально не созрели до покупки автодома, пусть даже б/у, получить представление о «мобильном» туризме можно, воспользовавшись услугами проката. В сутки стоимость аренды автодома в Европе зависит от модели автомобиля и «аппетитов» дилера и варьируется от 100 до 150 евро. По нашим меркам — просто даром: в России стоимость аналогичных услуг вдове выше. Если вы решитесь отдыхать с компанией, то, путешествуя в арендуемом автодоме, сможете сэкономить немало средств на гостинице и еде.

Одноместный номер в средненьком европейском отеле обойдется минимум в 50 евро. Столько же уйдет на одного человека в день на еду, если питаться в кафе. Путешествуя в автодоме, вы платите за стоянку в кемпинге 5—15 евро с машины, получая за эти деньги не только место под солнцем, но также электричество, воду, душ, туалет и — частенько — прачечную. А закупив продукты в супермаркете, вы за те же 50 евро сможете питаться пару дней компанией из трех-четырех человек. При этом учтите, что автодом сдается в аренду «пустым», и, если вы не хотите платить лишних денег дилеру, загодя запаситесь столовыми приборами, посудой и постельным бельем.

В ХХI веке уже без лишнего пафоса можно утверждать - свобода стала одной из главнейших ценностей. И пусть даже не в трагическом понимании этого слова, но в философском: динамичнейший образ жизни, работа, интернет, коммуникации, перманентная вовлеченность в информационную систему планеты - все это заставляет чувствовать себя под постоянным контролем и приводит, порой, к весьма печальным последствиям для психики.

А уж если человек в социальном плане состоялся - то нагрузки на него зачастую возрастают многократно! Спасают лишь редкие моменты, когда бешеная река жизни отпускает - праздники, редкие выходные, дни отпуска. И тут встает вопрос: как наиболее эффективно для себя потратить такие драгоценные моменты свободы? , некоторые предпочтут проваляться все это время на диване перед телевизором, кто-то закрутится в чреде встреч с друзьями, а кто-то вообще предпочтет утонуть в мире грез с бутылкой... Но большинство состоявшихся людей, все же, предпочтут праздному безделью активный отдых. И об одном из его видов и пойдет сегодня речь.

Пожалуй, исторические лавры понятия "дом на колесах" можно отдать США. Первыми были так называемые караваны - жилые прицепы, перевозимые с помощью автомобиля. Помните, сколько раз мы видели эти символические полувросшие в землю вагончики посреди Аризоны в американских фильмах? Затем стали развиваться и самодвижущиеся дома на колесах. Однако, оставим этот момент автоисторикам, сами же попытаемся разобраться в наиболее, наверное, интересном сегменте автокэмпинга- полноприводных шасси.

Число продаж "грузовых" автодомов составляет ничтожную долю от общего количества реализованных домов на колесах, что обуславливается, в первую очередь, высокой стоимостью первых. Однако, в них, без сомнения, есть несколько моментов, которые заслуживают отдельного внимания. Итак, по-порядку.

1) Эксклюзивность. 9 из 10 автодомов на полноприводных шасси грузовых автомобилей делаются под заказ конкретного покупателя, и это объяснимо. Выкладывая несколько сотен тысяч долларов, клиент желает получить товар "заточенный" именно под него - например, с кроватью такой-то ширины, с окнами такой-то конструкции, да чтобы еще и ножки стола были не деревянные, как в типовых проектах, а алюминиевые. Соответственно, конечная стоимость такого автомобиля может растянуться практически до бесконечности - все зависит от пристрастий и капризов покупателя, для которого цена, как правило, не является камнем преткновения.

3) Проходимость и надежность. Это одна из главных причин, по которой выбор отдается полноприводным грузовым шасси, а не в пользу, например, жилых прицепов. Типичные мобильные жилища подразумевают исключительно дорожную эксплуатацию, а большие многоместные прицепы - к тому же еще и по-большей части стационарную. Но что делать, если путешествовать с домашним комфортом хочется, а география маршрута никак не позволяет таскать за собой не проходимый и тяжелый прицеп?.. В этом случае, идеальным вариантом будет именно полноприводное грузовое шасси. Пожалуй, будет лишним доказывать, что утилитарная конструкция этого класса машин подразумевает исключительную приспособленность ко всем тяготам жизни вдали от дорог. Полный привод, межосевые и межколесные блокировки, централизованная подкачка шин, лебедка, высокий клиренс, отличная геометрическая проходимость и неприхотливость конструкции в целом- все это обуславливает высочайшую степень адаптации грузовиков 4х4 или 6х6 к внедорожным путешествиям. Здесь, как и в случае с кунгом, все зависит от конкретного шасси и конкретного плана доработок- список дополнительного технического оборудования автомобиля может занимать не один лист.

4) Автономность. Трудно представить себе искателя приключений, который не позаботился о выживании вдали от цивилизации. И здесь "полноприводные дома" тоже на высоте. Электрическая схема предполагает несколько видов бортовых напряжений- например, 12, 24 и 230 вольт; автономный дизельный отопитель не даст замерзнуть суровыми зимними ночами, кондиционер же, наоборот, обдаст уставшего путника живительной прохладой. Запас чистой питьевой воды в сотен литров позволит без опасений штурмовать самые отдаленные уголки континента, а музыкальная весь экипаж "сухопутного корабля" на пикнике, или поможет создать праздничную атмосферу. Кроме того, несколько топливных баков автомобиля без проблем позволят передвигаться многие сотни километров без заправки, а пара запасных колес укрепит уверенность в путешествии. Одним словом, конструкция подобных автомобилей максимально ориентирована на комфортное, безопасное, а главное - продолжительное существование даже в самых отдаленных местах земного шара.

Итак, подводя итог нашего небольшого анализа, можно сделать вполне однозначный вывод: мобильные дома на полноприводных грузовых шасси являются наиболее комфортными, проходимыми, надежными, и самое важное - универсальными решениями в мире автокэмпинга.

Американцы обожают аббревиатуры. Скажем, «RV» - Recreational Vehicle или «Транспорт для восстановления сил». Как нелепо и выспренно звучит. «АрВи» – всего лишь трейлер, только для американца в этом слове куда больше смысла и багажа. У нас никогда не существовало такой культурной единицы. Были прицепы, и вспомните, что в них перевозили? Древесину, скот или солдат. Прицепы типа «Скиф» или «Зубренок» были такой же роскошью, как и «Жигули». Да и чего ждать от нации, которая автомобилями начала обзаводиться лет двадцать назад?

Вы хорошо знаете, что Америка живёт с колес и крыльев. Однажды сделав ставку на шоссе и аэропорты, они так и не изменили себе, продолжая рулить и летать. А так как американцы – люди с шилом в заднице, то путешествуют они куда больше нашего. Я уже не говорю о том, насколько чаще в течение жизни они переезжают с места на место - в итоге у нас выходит портрет человека, успевающего за шестьдесят лет сменить с полдюжины городов, купить и продать столько же домов или квартир. Кроме того, Америка – страна просторная и живописная, объехать хотя бы главные её достопримечательности считается едва ли не долгом развитого человека. Если не в юности, то на пенсии точно – так думает, я уверен, большинство американского среднего класса. Как это сделать? Купить или взять напрокат RV.

Идея о том, что в трейлере можно не только странствовать, но и жить, родилась вместе с самим RV и процветает с того самого дня. Трейлер стал частью американской культуры, существует целый феномен под названием «Нация Winnebago » (по названию знаменитого бренда). В прицепах жили герои кино – Риггз из «Смертельного оружия», в фильме «От заката до рассвета» герой Харви Кейтеля вёз в трейлере бандитов Тарантино и Клуни, а Де Ниро в «Знакомстве с Факерами» жил в настоящем дредноуте, а не RV. Ну а самый известный трейлер современности – конечно, варочная амфетамина из шоу «Во все тяжкие».

Я видал RV, похожие на яхту Абрамовича и старые корыта, от бампера до бампера выкрашенные в психоделические цвета или оклеенные ракушками, трейлеры с цитатами Матери Терезы. Трейлеры с самодельными ростовыми куклами, заменявшими водителю подругу, трейлеры, играющие христианские гимны на семидесяти децибелах, и с дискотеками на крыше. RV настолько слился с американским ландшафтом, что я попросту перестал его замечать - разве что на глаза мне продолжают попадаться громадные парковки, заставленные RV в аренду.

Три года я жил в месте под названием Santa Vida RV Park , на парковке трейлеров. Снимал комнату в хозяйском доме. Таких парковок в Штатах тысячи, это очень популярный бизнес и населяет их своеобразная публика - обычно двух типов: путешественники и оседлые. Путешественники приезжают и исчезают, «свои» задерживаются, порой на годы.

На каждой парковочной ячейке можно подключиться к электричеству, с отдельным счётчиком киловатт. «Санта Вида» – стоянка маленькая, и на всех там был единственный домик с туалетами и душевыми кабинками; приезжие получали от него ключи у хозяина. Ещё был небольшой бассейн.
Если туристы исчезали без следа, то оседлые жители трейлеров были куда более любопытной публикой. Сняв колёса со своих RV, они ставили их на деревянные основания, кое-кто надевал на покрышки чехлы, чтобы резина не пересыхала – и поселялись на месяцы, а то и годы. Многие из постояльцев за время стоянки менялись внешне и внутренне - отращивали волосы на шеях, на глазах превращаясь в канонических «реднеков» с масляными от накурки глазами и горами хлама вокруг стоянки. Другие сохраняли облик и привычки людей опрятных – разве что обменявших комфорт на слегка цыганский образ жизни. Тем не менее, все без исключения были людьми безобидными и дружелюбными.

«Передвижной дом для тех, кто упустил в жизни что-то важное», пишет «Блог Колумбийского Университета»; если в середине прошлого века мото-дом считали убежищем для потерянных и разочарованных мужчин среднего возраста, эскапистов с вечной «осенью в сердце», то сегодня это, скорее, способ ампутации. Инструмент, которым нонконформисты удаляют себя из урбанистического мира. Идея жизни, как говорят американцы, off the grid - «вне зоны покрытия», становится все более интересной для молодых людей, в первую очередь. Во-первых, они здоровее и не боятся жить без медицинской страховки (американская фобия номер один), не имеют пока детей и обязательств (фобия номер два) и не выплачивают ипотеку (фобия номер три). Ограничений, с которыми приходилось считаться раньше, всё меньше: мобильная связь в США очень улучшилась за последние пять лет, и мобильный интернет без кабальных контрактов стал куда доступнее - люди могут работать из любой точки Штатов. Человеку, не привязанному к одной точке, в Америке есть на что посмотреть.

В сети сейчас полно статей о том, как жизнь на колесах позволяет экономить на всем, начиная с проклятой квартплаты, и адресуются они выпускникам колледжей, а вовсе не пенсионерам, вроде Шмидта из одноименного кино. Америка потихоньку начинает понимать, что реалии постиндустриального общества уже здесь – диплом вовсе не гарантирует работы. Реальность такова, что многим молодым людям придется выбирать из нескольких не самых приятных вариантов: микрожильё, самая дешевая аренда или членство в «Нации Winnebago ». У меня предчувствие, что нация эта сильно помолодеет.

ForumDaily не несет ответственности за содержание блогов и может не разделять точку зрения автора. Если вы хотите стать автором колонки, присылайте свои материалы на

Ребята, привет! Прошло два месяца с того момента, как мы живем в нашем доме на колесах. Конечно, срок небольшой, но даже за это время у меня появились кое-какие выводы о жизни в таком необычном жилище. О некоторых вещах я догадывалась, судя по предыдущему опыту отдыха в такого рода домиках, но о многом и не знала.

Итак, плюсы и минусы жизни в доме на колесах

Плюсы:

  1. Жизнь без ипотеки и аренды. Уверена, что для многих этот плюс может перевесить все минусы, если только вам бабушка не оставила в наследство квартиру:).
  2. Мобильность — домик можно поставить в любое место, а можно уехать путешествовать. Многие говорили мне, что это их мечта — поколесить в таком доме, но мы изначально купили его исключительно для стационарного использования. Я лично не вижу большого смысла таскать такую махину за собой, для чего нужно сначала купить мощный пикап и специальное крепление, а потом платить экстра за бензин (потому что, поверьте, чтобы тянуть такой прицеп, пикап потребует гораздо больше бензина, чем обычно). Кроме того, ехать придется гораздо медленнее и аккуратнее, уступая дорогу более быстрым (то есть всем остальным) машинам, так что, чтобы добраться куда-то вместо, например, трех часов займет 5! А потом еще нужно будет заплатить за ночевки в специальных кемпингах! Мне кажется, проще и дешевле просто поехать на машине и останавливаться в палатке. Хотя, конечно, уровень комфорта будет другой, с этим не поспоришь.
  3. Вся мебель уже была в доме при покупке. Мебель в доме на колесах не самая современная и часто стандартная и однотипная, с одной и той же фабрики, так как она должна быть легкой и миниатюрной. Если путешествовать не планируете, то можно заменить мебель на свой вкус. И, так как места в доме своем мало, то много покупать не придется. Это значит, что можно позволить себе вещи более дорогие и более высокого качества. Разве это не плюс?
  4. Маленькое пространство быстро обогревается и быстро охлаждается.
  5. Из-за ограниченного пространства приходится чаще быть на улице. Кстати, на мое удивление и сожаление дети предпочитают сидеть внутри ((. Даже с горками, качелями и велосипедами во дворе на улицу их приходится выгонять! Наверно, если бы была компания друзей, то им было бы интереснее играть на улице.
  6. Каждая вещь имеет свое место, поэтому убираться в маленьком доме быстро и легко. Помню, когда мы жили 4 месяца у свекрови в ее большом доме, то мне приходилось постоянно убираться, так как мне было очень неудобно, что мы всей семьей разводим бардак. Но так как комнат в доме было много и они были большие, да и вещей (особенно игрушек) было много, то у меня было ощущение, что я просто постоянно убираюсь! Да и планировка дома была такая, что расстояния приходилось наматывать приличные. Например, стиральная машина стояла в одном конце дома, а постиранные вещи надо было относить в комнату на другом конце дома. Так вот несколько раз приходилось сходить туда-обратно, только чтобы разнести одежду ее владельцам (мне, мужу, свекрови). В маленьком же доме все под рукой. Кроме того, мы стали придерживаться правила «3х минут» — когда все члены семьи прибираются в течение трех минут. Не нужно никого заставлять, потому что это не генеральная уборка, а всего 3 минуты. Обычно за это время мы убираем весь беспорядок!
  7. Меньше места для хранения вещей и следовательно меньше вещей. Для кого-то, возможно, это не плюс, а минус, но лично для меня это большой плюс! После жизни в путешествии, когда все, что нам было нужно, умещалось в два чемодана, я панически боюсь заполнять шкафы и кладовки барахлом. Если мы решим куда-то снова поехать, я хочу быть в состоянии снова собрать те самые два чемодана и поехать, а не избавляться от накопленных вещей или придумывать где их хранить.

Как видите, плюсов предостаточно, но мне хочется быть честной и не описывать исключительно положительные стороны, а рассказать еще и о минусах.

Минусы:

  1. Нет адреса. В США вот такое правило — если нет дома, то нет и адреса. Участок земли, а также любые строения для временного проживания домом не считаются. И здесь, также, как и в России — “без бумажки ты букашка” совершенно ничего нельзя сделать. Ведь везде, куда бы ты ни пошел, требуется домашний адрес. Телефон, банковские счета и прочие бытовые мелочи у нас уже сделаны на адрес свекрови, но такая большая вещь, как отправить ребенка в школу например, без адреса никак не получается.
  2. Нет сервиса вывоза мусора. В США в частных домах еженедельный вывоз мусора можно заказать только при наличии адреса. Без дома и без адреса свой мусор приходится выбрасывать самим. В принципе, дело это несложное и мы уже приноровились. Внутри у нас маленькое мусорное ведро с маленьким пакетом, который мы выносим на улицу примерно раз в день. Отдельно сортируем ресайкл (стекло, пластик, картон). И периодически (примерно раз в неделю) мы все это вывозим на помойку. Мусор в маленьких пакетах выбрасываем в мусорные баки везде, где придется — в парке, магазине, библиотеке:). А ресайкл отвозим в большой контейнер от какого-то офиса, который очень удобно расположен на другом конце нашей улицы.
  3. Маленькое пространство, нет возможности побыть одному. Жили бы мы с мужем одни, я, может, об этом даже и не написала бы — разошлись по разным комнатам и все, каждый занимается тем, что хочет. Но у нас есть двое детей, которые играют, шумят, ссорятся, прибегают к тебе по любой мелочи. Все, как у нормальных детей:). И от этого никуда не скрыться, ведь ты сидишь прямо у них под носом. Думаю, когда наши птенчики вылетят из гнезда, вполне возможно, что мы будем счастливы в таком маленьком доме, но пока отношу это в минус.
  4. Из-за часто открытой двери, в домике пыльно и приходится часто убираться. Конечно, можно держать дверь закрытой, но мне нравится, когда она открыта — дети могут бегать туда-сюда, больше света и свежего воздуха. Сетка на двери спасает от мух и комаров, но пыль все равно залетает.
  5. Убираться приходится чаще еще и из-за того, что даже пара вещей, оставленных не на своем месте, выглядят, как беспорядок. К моему огромному счастью, поверхностей, куда можно наложить вещей, очень мало, поэтому убраться ничего не стоит.
  6. Нет стиральной машины! Те, у кого есть дети, меня поймут. Стирать приходится часто! Пока свекровь еще не переехала, мы ездим к ней и стираемся у нее, но уже на следующей неделе лавочка прикрывается и она переезжает в новый дом в 1,5 часах езды от нас. Придется ходить в прачечную.
  7. Маленькая кухня. Особенно меня это не напрягает, но когда готовишь что-то чуть более сложное, чем салат, замечаешь, что места мало. Рабочая поверхность быстро заполняется продуктами, а раковина — грязной посудой. Естественно, посудомоечной машинки в трейлере нет:). Для меня лично большим минусом стало еще и отсутствие возможности печь. В начале года, пока мы жили у свекрови, я начала свой бизнес по выпечке хлеба и десертов, но в доме на колесах делать это нет ну никакой возможности.
  8. Маленький холодильник. Я долго думала писать ли об этом, потому что по сути это не такой уж и маленький холодильник, а по европейским меркам так даже самого обычного размера. Но вся засада от размера американских упаковок (об этом я писала )! Вот молоко, например, мы покупаем в 3,8-литровых контейнерах. Так одна такая бутыль занимает половину полки в холодильнике. Ну и все остальное также. Конечно, можно было бы покупать все в маленькой упаковке, но тогда получается экономически невыгодно, да и в магазин надо чаще ездить. Это касается исключительно продуктов, которые нужно хранить в холодильнике, потому что места в шкафах для другой еды предостаточно.
  9. Тяжело жить в экстремальных температурах (слишком холодно или слишком жарко). Во-первых, из-за плохой теплоизоляции. Когда холодно, придется постоянно гонять обогреватель, а когда жарко — кондиционер. А во-вторых, многие детали в доме на колесах не рассчитаны на такие температуры, особенно минусовые — зимой трейлер надо утеплять (утеплять шланг и трубы). Конечно, во многих частях Калифорнии это совершенно не проблема, но мы живем чуть выше в горах, и зимой ночью температура может опускаться ниже нуля.
  10. Дома на колесах построены для коротких путешествий, а не для длительного проживания. Например, те вещи, которые в обычных домах сделаны из дерева или металла, в караване сделаны из пластика. Поэтому при постоянном использовании они начинают ломаться. Обычно люди пользуются своим домом на колесах всего несколько дней в году, а при постоянном их использовании месяц идет за год! :)
  11. Для того, чтобы переехать и уместить все добро в маленький дом, нужно избавиться от многих, многих вещей. И, если от чего-то ненужного избавиться легко, то некоторые вещи (которые может на самом деле и не нужны) очень сложно оторвать от сердца из-за личной привязанности или какой-то истории, с ними связанной. У кого-то это коллекция комиксов из детства, у кого-то подарок от родителей или близких друзей. Положить эти вещи будет некуда, но и избавиться от них будет довольно травматично.
  12. Не пригласить гостей. В таком маленьком доме будет сложно устроить какую-нибудь вечеринку или даже просто пригласить гостей. И уж однозначно, в дом на колесах не возможно пригласить друзей с ночевкой! Единственное, что реально — пригласить пару человек, да и то, лучше организовать это так, чтобы больше времени провести на улице, чтобы не толкаться в маленьком пространстве.
  13. Не самый привлекательный внешний вид самого дома, хотя это дело вкуса, наверно:).

Как видите, минусов получилось в два раза больше, чем плюсов. Хотя, если присмотреться, то самый первый плюс может стоить перевесить несколько минусов;).