Какие признаки перегрева двигателя. Причины и последствия перегрева двигателя. Перегрев двигателя: причины

Ситуация, когда температура охлаждающей жидкости в двигателе автомобиля становится критической и превышает рабочую называется перегревом. В такой ситуации главный блок цилиндров деформируется, начинают прогорать клапаны, могут вылететь клапанные гнёзда, меняется рабочий звук мотора.

Если продолжать движение дальше, то есть два сценария развития ситуации. Первый. После проворачивания вкладыша на коленчатом валу образовывается трещина и он ломается пополам. Второй. Поршень, не выдерживая нагрузку, клинит в стакане. Затем разваливается на кусочки. Шатунно-поршневая группа, свободно болтаясь в стакане цилиндра, ломает стенку блока. Финал. Сердце машины свалку.

Радиатор отвечает за рассеивание тепла через охлаждение воды. Иногда, во время использования транспортного средства и факторов окружающей среды, грязь накапливается снаружи, ограничивая ее работу. Решение? Вы можете вымыть его шлангом изнутри, заботясь о том, чтобы накрыть мотор водонепроницаемой тканью.

Неисправность термостата

Небольшой элемент, но имеющий жизненно важное значение в холодильной системе. Регулирует прохождение охлаждающей жидкости к двигателю, чтобы поглотить его тепло. Через клапан, который постоянно открывается и закрывается, он позволяет вводить холодную воду и выход горячей воды в радиатор. Если он работает плохо, существует большая вероятность перегрева.

Виды перегрева

Слабый. Работа мотора с запрещённой температурной нормой не более десяти минут. Последствия минимальные. Из-за оплавившихся цилиндров может появиться чёрный дым и ощущение работы авто с повышенной нагрузкой.

Заметный. Причины те же, но время работы до двадцати минут. Последствия, как и в первом случае. Но ещё может прогореть прокладка, и деформироваться площадка установки ГБЦ. Подгорят и будут пускать масло сальники и манжеты.

Двигатель перегрелся — что делать, чтобы не ухудшить ситуацию?

Это может быть вызвано некоторой перфорацией в радиаторе или шлангах системы охлаждения. Поэтому всегда полезно просматривать эти элементы и обеспечивать их надлежащее обслуживание. Ваша задача - поддерживать необходимую циркуляцию воды или охлаждающей жидкости. Его очень трудно уничтожить, но не невозможно. Будет хорошо дать пересмотренный вид крышки радиатора и проверить, что вода циркулирует при включенном двигателе.

Из-за механического незнания, отсутствия правильной инструкции или простой лени, многие автомобилисты используют неправильные методы вождения, которые в конечном итоге преждевременно носят жизненно важные части автомобиля, которые дороги для ремонта или замены.

Сильный. Происходит при длительной работе в запрещённых условиях. Последствия. Может застучать или заклинить двигатель.

Итог: дорогостоящий ремонт или полная замена двигателя.

Как обнаружить перегрев

Вот несколько способов обнаружения в порядке их проявления.

  1. Чтобы не перегреть двигатель в первую очередь нужен постоянный контроль за стрелкой датчика температуры. Если стрелка находится в красной зоне, у вас проблемы. Кроме того, во многих моделях авто есть аварийная лампочка сигнала превышения рабочей нормы.
  2. В случае неисправности датчика или недосмотра водителя появляется характерный запах от выкипания антифриза или тосола.
  3. Появление пара из-под капота.
  4. Изменение звука работы мотора из-за увеличения объёма камеры сгорания и увеличения зазоров в цилиндрах. В этой ситуации можно заметить снижение мощности или приёмистости движка.
  5. Слабая работа печки. Так как радиатор обогревающего прибора находится в верхней точке системы, антифриз туда не поступает и температура обогрева салона падает.

Действия при обнаружении перегрева

Однозначно: остановиться и выключить двигатель. Для безопасности включить аварийные огни и выставить знак вынужденной остановки. Открыть капот и подождать пока не прекратится процесс кипения в системе. После этого открыть крышку расширительного бачка или радиатора. Убедиться в снижении давления воздуха в патрубках.

Учитывая, что многие водители не знают об ущербе, вызванном плохими привычками вождения, Эль Паис выбрал семь основных причин сбоев, вызванных неправильным использованием транспортного средства. Подреволюционируйте двигатель. В некотором роде некоторые водители считают, что они экономят топливо, управляя двигателем при низких оборотах. То, что они не знают, кто использует эту плохую практику, состоит в том, что, делая это, они подвергли машину чрезмерному напряжению, которое оплачивается чрезмерной расходованием топлива и ускоренным ухудшением ценных частей двигателя, которые резко сократили его полезный срок службы.

Оно появляется в процессе кипения охлаждающей жидкости. Для этого надо потрогать шланги, они должны быть мягкими. И только после этого начать доливать жидкость в систему охлаждения. Если под рукой не оказалось требуемой по техническим характеристикам автомобиля, то можно добавлять и воду. Настоятельно рекомендуется максимально охладить двигатель, чтобы не было большой разницы в температуре заливаемой и оставшейся в системе жидкости.

Как уберечь мотор от перегрева

О революциях. Многие автомобилисты ускоряются и оставляют двигатель на вершине поворотов, игнорируя ущерб, который они наносят машине, разработанной и построенной так, чтобы выдерживать эти максимальные обороты для мгновений, а не в течение длительных периодов времени. Эта плохая привычка еще более вредна, когда это делается с двигателем и его маслом, и машина остановилась с коробкой в ​​нейтральном положении.

Основные причины - что важно знать и учитывать

Пусть топливо истечет. Автомобилисты, которые имеют плохую привычку пропускать топливный бак, пока они не застряли, или со свидетелем, сияющим на многие километры, нанесут серьезный ущерб топливному насосу, который работает вынужденно вызывая преждевременную «старость».

Контроль можно осуществлять, включив зажигание и посмотрев на датчик. Залив холодную смесь, и вызвав резкое снижение температуры, можно повредить узлы и агрегаты мотора даже больше, чем перегревом. После этого закрываем пробки и запускаем двигатель. Если нигде не подтекает и не поднимается резко температура, можно продолжать движение.

Плохой нагрев автомобильных систем. Не осознавая тех водителей, которые нагревают двигатель в гараже, а затем требуют от него максимальной причины преждевременного износа важных элементов силовой установки, таких как оси, подшипники и детали коробки, на которые воздействует работа, не достигнув своей температуры идеал операции.

Нарушение тормозов. Водители, которые применяют тормоз постоянно без всякой причины или мало занимаются. давление на соответствующую педаль вызывает чрезмерный износ прокладок. Это связано с тем, что диски или колокола продолжают поворачиваться, становясь «файлом» для подушек или полос, которые уменьшают продолжительность их жизни.

Желательно сразу проконсультироваться у специалиста, и устранить причины неполадки. Бывают ситуации, когда нет возможности остановиться и необходимо продолжать движение дальше. В таком случае поможет включение салонной печки на максимальную мощность. Она будет отбирать температуру в системе и на какое-то время сдержит появление процесса кипения или, по крайней мере, его отрицательное воздействие.

Сильный перегрев – «сердечный удар» автомобиля

Нечто похожее происходит с теми автолюбителями, которые не используют коробку передач в качестве тормозов двигателя в спуске и «рекустируют» в тормозной системе, чтобы остановить вес автомобиля, умноженный на эффекты наклона. Следует помнить, что шины с небольшим износом воздуха ускоряли концы протекторов и завышали центральную часть этих полос. Кроме того, они становятся опасной «хромой ногой» этого четырехногий стола, называемого автомобилем.

Не контролируйте приборную панель. Автомобилисты, которые не постоянно проверяют приборную панель, подвергаются скручиванию, которое может быть дорогостоящим, если это перегрев или потеря давления масла в двигателе, например. Следует отметить, что эти и другие соответствующие ошибки, возникающие в автомобиле, вовремя объявляются на приборной панели с помощью индикаторных ламп или рук соответствующих контрольных часов.

Одновременно рекомендуется использовать приём езды накатом. Разгоните автомобиль и продолжайте двигаться выключив передачу. В случае, если этот способ малоэффективен, во время движения накатом выключите двигатель. Эти методы на некоторое время помогут удержать рабочую температуру в пределах допустимой нормы.
Теперь о там, какие действия запрещены.

Характерные признаки перегрева

По всем этим важным и дорогостоящим причинам обязательным является принятие хороших привычек вождения, которые приводят к спокойствию владельца и большой экономии за ваш карман. Однако, если вы заметите, что двигатель начинает нагреваться больше обычного, это будет означать, что у автомобиля есть проблема, которая важна для решения как можно скорее. Эта общая проблема может быть вызвана многочисленными причинами, поэтому важно выполнить систему охлаждения, которая поможет нам предотвратить такие проблемы, которые могут поставить под угрозу двигатель нашего автомобиля.

Нельзя сразу после остановки открывать крышку расширительного бачка или радиатора. Кипящая жидкость с паром вырвется наружу и может нанести травмы водителю. Также запрещено охлаждать двигатель, поливая его снаружи холодной водой. Перепад температур негативно отразится на сердце автомобиля и вызовет очередную поломку.

Среди возможных причин, один из самых распространенных - иметь грязный автомобильный радиатор. Когда автомобиль накапливается много километров и лет, это нормально, что радиатор грязный. В этих случаях ситуация проста, так как достаточно очистить радиатор автомобиля.

С другой стороны, если обнаружено, что радиатор находится в идеальном состоянии, проблема может быть в термостате. Поврежденный термостат может предотвратить прохождение антифриза в радиатор, и в результате автомобиль будет нагреваться больше, чем необходимо. Чтобы увидеть состояние термостата, просто взгляните на верхний шланг радиатора. Если этот шланг находится при комнатной температуре, это будет означать, что он поврежден.

Причины вызывающие перегрев

Сейчас подробно рассмотрим причины, вызывающие кипение, и способы их устранения. Их много.

  1. Недостаток охлаждающей жидкости в системе. Необходимо перед каждым выездом проверять уровень тосола или антифриза и в случае необходимости доливать. Если его нет, можно долить воды. При проверке уровня, обязательно убедиться в отсутствии подтёков на трубках, стенках двигателя, на полу под автомобилем. В случае их появления поджать соединения или заменить испорченные патрубки.
  2. Неисправен водяной насос. Плохо работающая, или вообще неисправная помпа не создаёт необходимой для охлаждения циркуляции. Проблемы могут быть в ней самой. В таком случае требуется замена. Причинами плохо работающего узла могут быть обрыв приводных ремней или слабое их натяжение. Рекомендуется замена или регулировка. Бывают случаи появления воздушных пробок в патрубках возле насоса. Они появляются во время подтекания жидкостей в местах негерметичного соединения трубок. Устраняется поджиманием хомутов.
  3. Неисправность термостата. При поломке в результате долгой эксплуатации или приобретении некачественной запчасти этот прибор не открывает большой круг охлаждения. Жидкость двигается по малому, не проходя через радиатор и не снижая температуру. Проверяется на работоспособность опусканием в кипящую воду или масло. Срабатывание происходит после ста градусов. Не ремонтируется. Требуется замена. В таком случае приобретайте качественную продукцию фирм-производителей. Как и в случае с водяным насосом, бывают случаи завоздушивания трубок. Способ исправления тот же: надо устранить течь и поджать хомутики.
  4. Радиатор не охлаждает. Причин несколько. Забиты трубки внутри радиатора. Эта проблема возникает в случае использования некачественных антифризов или тосолов, а также жёсткой воды. В результате образуется накипь из солей, значительно сокращая пропускную способность радиатора и степень охлаждения жидкости. Устраняется добавлением очищающих присадок, промывкой радиатора и заменой тосола. Так же создать проблему может засорение наружных стенок листвой, насекомыми, различным мусором. Надо просто тщательно прочистить и промыть снаружи радиатор.
  5. Не работает крыльчатка. При определённых температурах она должна включаться и принудительно снижать температуру в радиаторе и, следовательно, во всём двигателе. Недостаток в работе заключается в поломке или значительном износе самих крыльев, что исправляется только их заменой. Также она может не срабатывать из-за неисправного датчика или электромотора. В таком случае сначала необходима диагностика. Проблема заключается в проводке или неисправном предохранителе. Контакты также могут обгореть или окислиться. Необходима консультация специалиста.
  6. Режим движения. При езде на низких оборотах, при перевозке больших грузов, в жаркое время года двигатель работает с большей нагрузкой. Это тоже может привести к перегреву. Поэтому рекомендуется соблюдать установленный режим движения во время поездок, наблюдать за датчиком количества оборотов. Сократить время стоянок с работающим двигателем.
  7. Пробой или прогорание прокладки головки блока цилиндров. В этой ситуации нарушается герметичность камеры сгорания, растут изъяны ГБЦ и гильз. Определить поломку можно по эмульсионным образованиям в масле, быстрому росту давления в трубках, уменьшению количества антифриза в расширительном бачке. Придётся разбирать двигатель и менять прокладку. Возможно, потребуется шлифовка посадочной поверхности головки БЦ.
    Это так называемые внешние причины, которые можно увидеть невооружённым глазом и по мере возможности устранить самостоятельно. Есть ещё и внутренние.
  8. Неверно отрегулирована система зажигания. Сдвигаются моменты начала и окончания сгорания бензина. В итоге резко поднимается температура, в полости для тосола начинается процесс кипения, появляются воздушные пробки. Система охлаждения не справляется, получаем очень тяжёлый перегрев. Устраняется на станциях техобслуживания после диагностики.
  9. Прогорел выпускающий клапан. Образовавшееся в нём отверстие пускает газы с высокой температурой в момент сгорания топлива. В этот момент наблюдается значительный нагрев отработанных результатов горения и, как следствие, всей охлаждающей системы и мотора целиком.
  10. Множество отложившихся солей в емкостях системы охлаждения. Часто это минеральные соли, выделившиеся в результате отработки антифризов, тосолов или жёсткой воды, находящиеся на стенках в блоке цилиндров. Они значительно сокращают объём полостей и, соответственно, тепловой поток, который должен отбирать температуру внутри двигателя. Опасность заключается в том, что датчик температуры не реагирует на такие изменения и внешне всё выглядит нормально. Но внутри – перегрев. Устраняется диагностикой у специалиста и использованием качественных смесей охлаждения.
  11. Нагар в камерах сгорания. Возникает в результате длительной эксплуатации и износа поршневой. Через увеличившиеся зазоры в цилиндры попадает в больших количествах масло. Сгорая с топливом, оно оседает на стенках и создаёт теплоизолирующий слой камеры. И опять же, показания температурного датчика будут в норме. А на самом деле это не так. Требуется консультация специалиста, своевременный ремонт поршневой системы авто и применение качественных масел.
  12. Использование присадок моторных масел. Проблема заключена в том, что принципом их работы стало покрытие цилиндров керамическим слоем. А керамика обладает огромной теплоизоляцией. Что тоже может привести к внутреннему перегреву. Выбор между выигрышем в трении и износе поршней и возможными проблемами с испорченным двигателем делать водителю.

Не забывайте весной и во время сильных оттепелей в зимний период снимать утепление двигателя и открывать радиатор.

Проблемы с радиатором

Другой возможной причиной может быть вентилятор радиатора. Если автомобиль достигает 90 градусов Цельсия, и вентилятор все еще не активирован, проблема может заключаться в тепловом контакте, который должен активировать этот. Если ваш автомобиль перегревается, очень важно немедленно его принять, чтобы найти проблему и решить ее до того, как двигатель сгорит, и, кроме того, мы можем спокойно ездить с автомобилем.

Что делать, если автомобиль становится настолько горячим, что дым начинает выходить из капота?

Если мы не будем осторожны или если мы не сможем остановить транспортное средство вовремя, возможно, что игла индикатора температуры достигнет предельной точки, и в результате дым начинает вытекать из двигателя, а жидкость для замораживания исчезает. Если это произойдет, первое, что нужно сделать, это немедленно выключить автомобиль. Затем мы можем открыть капюшон, чтобы тепло не накапливалось там слишком долго и прохладно. Если у нас закончится антифриз, чтобы вернуть машину, когда она полностью холодная, мы, скорее всего, заберем нашу машину и отправим ее в нашу доверенную мастерскую.

Перегрев по тяжести последствий, является одной из самых больших неприятностей, которые могут произойти с двигателем. Особенно эта проблема обостряется с наступлением летней жары.

Всё коварство данной проблемы состоит в несколько запоздалой реакции систем контроля. Это не является каким-либо конструктивным недостатком определённого автомобиля или модели. Инертность – это особенность системы, характерная для любой машины, вне зависимости от марки, класса и фирмы-производителя. Поэтому реальная температура двигателя всегда будет на несколько градусов отличаться от той, что может видеть водитель на панели приборов.

Есть небольшие признаки, которые могут указывать на серьезные сбои, которые наносят серьезный ущерб вашему автомобилю и, как следствие, чрезвычайно высокие затраты. Таким образом, важно контролировать странные звуки и реакции в двигателе, шасси и шинах, избегая обострения ситуаций, которые могут иметь простое разрешение. Вот список наиболее серьезных проблем, которые могут возникнуть в вашем автомобиле.

Вы должны периодически проверять охлаждающую сетку, соединение шланга и блок двигателя. Если какой-либо из этих элементов имеет зеленоватый оттенок, в холодильной системе очень вероятно потеря воды, что может привести к перегреву двигателя, который не готов выдерживать чрезмерно высокие температуры в течение длительных периодов времени.

Показания датчика

Второй недостаток двигателя внутреннего сгорания состоит в довольно узком диапазоне оптимальных температур нагрева. Недостаточно прогретый мотор не может выдать всей мощи, заложенной в его конструкцию. Если температура не превышает 60 – 70оС, он будет работать вполсилы, пока не разогреется до оптимальных 85 – 95оС. Это – рабочий тот рабочий диапазон для автомобильного мотора, при котором он может показать максимум, на что он способен. При перегрузках мотор может нагреваться до 105оС, что ещё не столь опасно, но уже является красной чертой и продолжать движение в прежнем режиме не допустимо. Температура около 110оС – уже критическая точка закипания со всеми негативными для двигателя последствиями.

В более затруднительном положении находятся владельцы автомобилей эконом-класса. В них отсутствует указатель нагрева охлаждающей жидкости с температурной шкалой. Она на них заменяется двумя датчиками-индикаторами: синим и красным. Если на приборной панели светится синяя пиктограмма, изображающая градусник, значит температура мотора ниже допустимого уровня – менее 60оС. При его разогреве до рабочих показателей синий индикатор гаснет. Когда же двигателю грозит перегрев, загорается красная лампочка, которая должна предупреждать об угрозе закипания охлаждающей жидкости. На деле же, по причине слегка запоздалой реакции приборов контроля, красная пиктограмма буквально ставит водителя перед фактом закипания, и времени для ответной реакции у водителя остаётся в обрез.

Последствия перегрева для двигателя

Но это не только двигатель, который страдает от этой ситуации, но и уплотнения и прокладки могут пострадать от непоправимого ущерба после воздействия таких температур. Наконец, если все предупредительные знаки остались незамеченными, и из капота выйдет белый дым, немедленно остановите автомобиль и обратитесь за помощью к специалисту.

Это один из самых простых недостатков, который следует идентифицировать: нефть, пролитая под автомобиль, является симптомом механической проблемы. Масло вытекает из-за дефектной изоляции или соединений и может указывать на очень серьезную ситуацию. Например, если масло попадает в воздушный фильтр и достигает системы охлаждения двигателя, это может привести к тому, что он перестанет работать быстро.

Косвенные признаки

Вследствие инертности датчиков, а также из-за существующей вероятности выхода из строя контрольной электроники, важно уметь распознавать косвенные признаки перегрева автомобильного двигателя. К ним относятся:

  • Нагрев стенки, отделяющей салон от капота. Этот нагрев можно почувствовать ногами: температура в передней части салона явственно повышается;
  • Внезапное снижение тяги авто. При переходе через «красную черту», двигатель резко теряет мощность;
  • Продолжительная работа вентилятора обдува радиатора. Датчик, регулирующий их работу, не успевает охлаждаться, и вентилятор работает не останавливаясь. Звук его работы водитель может легко различить на слух;
  • Пар, идущий из под капота. Это крайний признак, когда жидкость в охлаждающей магистрали уже закипела и начала превращаться в пар. При этом излишки давления сбрасываются через клапан расширительного бака, а патрубки будут раздуты;
  • Стук в двигателе. Часто, среди первых симптомов чрезмерного нагрева, появляется равномерный стук в моторе, который с повышением температуры только усиливается.

Причин, по которым автомобиль перегревается, может быть несколько. Все они настолько разные, что требуется разобрать каждый из них в отдельности.

Сплит-ремень

Это одна из самых страшных неисправностей, потому что, когда ремень газораспределения ломается, единственной альтернативой является вызов трейлера, чтобы отвезти автомобиль в гараж. По мнению экспертов, это очень распространенная ситуация и влечет за собой дорогостоящий ремонт, так как часто необходимо заменить головку цилиндра двигателя. К сожалению, нет эффективного способа оценить состояние ремня, при этом периодическая замена является наилучшим способом избежать дальнейшего повреждения.

Ошибка, более распространенная, чем вы думаете, и это может иметь очень серьезные последствия. Что делать, что делать? Если вы заправляете газойль в бензиновом двигателе, обман быстро начинает наносить ущерб. Сказав это, как только вы осознаете ошибку, вы должны немедленно выключить машину и вызвать специализированную помощь для утечки бака.

Проблемы с радиатором

Частой причиной перегрева авто является засорение части трубок радиатора. Охлаждающая жидкость (ОЖ) не может пройти по ним, и длина её пути внутри радиатора резко сокращается. В результате жидкость попросту не успевает охлаждаться до необходимого показателя. Похожая проблема может возникнуть, при засорении воздухозаборников, радиаторной решётки и самого радиатора дорожной грязью, насекомыми, листвой и прочим мусором. Как следствие, вокруг радиаторных пластинок и трубок образовывается теплоизоляционная прослойка, и ОЖ не остывает под действием под действием набегающего потока воздуха. Часто автолюбители в зимнее время сами перекрывают доступ воздуха к радиатору, закрывая решётку воздухозаборника. При работе автомобиля на высоких оборотах это может вызвать перегрев из-за отсутствия обдува воздухом.

Когда амортизаторы изношены, автомобиль становится намного более чувствительным к зазорам и боковым колебаниям, а передние раковины более нормальны для торможения. Но, вопреки тому, что вы ожидаете, обнаружить эти симптомы непросто. Только со специальной машиной можно тщательно диагностировать проблемы с амортизаторами.

Тем не менее, ранняя диагностика может быть сделана пользователем. Когда вы заметите аномалию, энергично балансируйте автомобиль вверх и вниз, нажимая на каждое колесо; если тело дрожит два или более раз после остановки, чтобы встряхнуть, это может быть признаком того, что амортизаторы нуждаются в замене.

Неисправность вентиляторов обдува может привести к перегреву радиатора при езде на малой скорости или при долгом стоянии в пробках. В отсутствие набегающего потока и искусственного обдува температура в системе может очень быстро повыситься, особенно в летний зной. Иногда в тёплое время года в качестве жидкости для охлаждения применяется обычная вода. Содержащиеся в ней неорганические примеси – соли и другие минеральные включения, — постепенно оседают на внутренних стенках радиаторных трубок. Со временем накипь делает внутренний просвет настолько узким, что объём потока значительно снижается, а теплоотдача ухудшается.

Поломка термостата

Данный прибор регулирует обращение охлаждающей жидкости, в зависимости от необходимости запуская её циркуляцию по малому или большому кругу. Малый круг обращения проходит непосредственно вокруг цилиндров, а в большой круг включается и радиатор. При запуске машины жидкость начинает перемещаться, по малому кругу, постепенно нагреваясь. По достижению ею определённой температуры (80 – 90оС), термостат открывает клапан большого круга и ОЖ начинает циркулировать через радиаторные трубки, отдавая ему излишнее тепло. При неисправности прибора ОЖ может обращаться только по малому кругу, не заходя в радиатор. Как результат – повышение температуры двигателя и закипание жидкости в системе.

Неисправность помпы

Помпа, или водяной насос отвечает за циркуляцию ОЖ по внутреннему трубопроводу. При поломке помпы она перестаёт качать жидкость и охлаждение мотора прекращается. Причин поломки водяного насоса может быть две:

  • Поломка самой помпы. В этом случае потребуется замена или ремонт механизма;
  • Обрыв приводного ремня помпы. В этом случае достаточно просто заменить ремень.

Негерметичность шланга помпы также может стать причиной прекращения циркуляции жидкости в охлаждающей магистрали. Через отверстие в шланге воздух будет попадать внутрь насоса, в результате чего в системе будут появляться воздушные пробки и резко снижаться давление, вплоть до полной остановки циркуляции. В этом случае может помочь либо замена шланга, либо замена хомутов. По причине негерметичности трубопровода может произойти утечка ОЖ из системы, что можно установить по её отсутствию в расширительном бачке.

Низкое октановое число топлива

Если в бензобак регулярно заливать топливо с октановым числом ниже рекомендованного производителем, это также может привести к перегреву двигателя. В этом случае бензин не успевает полностью сгореть в цилиндрах, и его догорание происходит уже в системе отвода выхлопных газов. При длительной работе это неизбежно приведёт к перегреву мотора. Причиной горения топлива в системе выхлопа мотора также может стать неправильно отрегулированное зажигание.

Последствия перегрева двигателя

Превышение температуры кипения двигателя влечёт за собой целый ряд неприятных последствий. Всё коварство здесь состоит в том, что перегрев мотора имеет накопительный эффект. Поэтому даже лёгкая его степень, повторяющаяся периодически, может привести к выходу двигателя из строя. Тяжесть последствий зависит от степени перегрева мотора, которых бывает три:

  • Лёгкая степень. Возникает, если автомобиль работает при температуре ОЖ, превышающей 110оС, не более 10 минут. Среди последствий лёгкой степени перегрева можно назвать оплавление поршней. Это не столь серьёзная неполадка, и незамедлительного ремонта в данном случае не требуется.
  • Средняя степень перегрева возникает, когда авто работает при повышенной температуре свыше 10 – 20 минут. Самым тяжким последствием в данном случае может являться искривление или растрескивание головки блока. А это потребует значительных финансовых расходов на расточку головки блока или её замену.
  • Тяжёлая степень. Характеризуется выходом мотора из строя. Первым признаком сильного перегрева становится сильный стук в моторе, вызванный преждевременной и хаотичной детонацией бензиново-воздушной смеси. Возникает она при соприкосновении топлива с раскалёнными стенками камеры сгорания. Следующим этапом будет поломка двигателя. Из-за возникающего при перегреве сухого трения поршней, возникают задиры в цилиндрах, разрушение и загибы поршней. Может произойти пробитие прокладки головки, и антифриз попадает в блок, в результате может выйти из строя датчик кислорода. Среди прочих неприятностей может произойти разрушение поршневых колец, выход из строя коренных и шатунных вкладышей, и т.д. В данном случае, без капитального ремонта или полной замены двигателя уже будет не обойтись.

Был ли перегрет двигатель?

Но не всегда закипание ОЖ означает перегрев двигателя. Если водитель успел вовремя заметить опасность и принять меры к её устранению, мотор может не пострадать. Визуально установить перегрев можно по деформированной плоскости прилегания головки блока цилиндров, по наличию трещин на её поверхности и по следам прогорания на окантовках прокладки. Обследовав расширительный бак с тосолом, также можно найти признаки внутренних повреждений. Если прогорела головка блока, внутри бачка имеется белый налёт или светлые хлопья – остатки масла, попавшего в систему охлаждения из цилиндров. Сам тосол имеет мутный цвет из-за наличия солей алюминия, выделяющихся при его нагреве выше точки кипения.

При покупке машины на авторынке следует обратить внимание на плоскость прилегания головки к блоку цилиндров. Она должна быть ровной на всём протяжении. Наличие искривлений или установленная вторая прокладка явно свидетельствует о том, что автомобиль был когда-то перегрет, и это, по всей вероятности, и является причиной его продажи. Подтёки ОЖ и масла на стыках резиновых патрубков также могут говорить о перегреве: в этом случае патрубки теряют свою эластичность, становятся твёрдыми и не могут обеспечить герметичного прилегания.

Как уберечь мотор от перегрева

Как известно, всегда проще предотвратить проблему, чем устранять её последствия. Поэтому так важна систематическая профилактика систем охлаждения автомобиля. Чтобы избежать возможного закипания двигателя, автомобилист должен:

  • Следить за состоянием шлангов и патрубков охлаждающей системы. При обнаружении протечек постоянно подтягивать хомуты или заменять трубки на новые;
  • Следить за уровнем ОЖ в расширительном бачке и вовремя подливать тосол или антифриз;
  • Во избежание закупорки трубок радиатора не пользоваться для охлаждения мотора водой с высоким показателем жёсткости. Для смягчения воды следует добавлять в систему кальцинированную соду;
  • Время от времени прочищать охлаждающие магистрали с помощью специализированного оборудования или присадок;
  • Следить за исправностью моторов вентилятора, помпы, термостата и прочих узлов и механизмов;
  • Периодически очищать воздухозаборники и рёбра радиатора от загрязнений.

Если же уберечь мотор не удалось и он закипел, следует соблюдать следующие правила, чтобы не усугубить ситуацию.

  1. После обнаружения критического нагрева следует немедленно уменьшить нагрузку на мотор – сбавить обороты, либо остановиться. В движении уменьшить температуру ОЖ можно включив печку в салоне на полную мощность.
  2. После остановки следует открыть капот для улучшения обдува мотора воздухом. При этом нельзя открывать крышку расширителя или пробку радиатора. За этим может последовать выброс под давлением перегретой охлаждающей жидкости и пара, что может повлечь ожоги рук и лица.
  3. Глушить мотор сразу же после обнаружения закипания нельзя. Это следует делать только после снижения температуры до приемлемых показателей. Немедленно глушить двигатель нужно, если обнаружена утечка охлаждающей жидкости, и температура в системе не падает после снижения оборотов. Также глушить мотор любыми способами необходимо, когда он начинает после перегрева неконтролируемо набирать обороты – это явный признак надвигающихся больших проблем, вплоть до разрушения двигателя.
  4. Для охлаждения двигателя, в магистрали ни в коем случае нельзя доливать холодную жидкость. Это приведёт к ещё большей деформации головки блока и выходу из строя прочих деталей. По этой же причине нельзя обливать мотор холодной водой.
  5. После того, как двигатель достаточно охладился, следует завести его и двигаться на малых оборотах до ближайшей СТО для диагностики и устранения проблемы. Если температура ОЖ продолжает расти даже при малых нагрузках, лучше не рисковать и доставить автомобиль в мастерскую на буксире или эвакуаторе.