Обсуждаем кпп камаз. Технические характеристики КПП ZF

Назначение и устройство КПП на КАМАЗ

Коробка переключения передач — необходимый для автомобиля агрегат, с помощью которого осуществляется изменение крутящего момента двигателя и передачи его на ведущие мосты. КПП на КАМАЗе позволяет в достаточно широких пределах регулировать скоростные и тяговые характеристики автомобиля и использовать двигатель с наибольшей эффективностью.

Устройство коробок, используемых на автомобилях КАМАЗ, не слишком отличается от аналогичных агрегатов других грузовых автомобилей, хотя и имеют свои конструктивные особенности.

Устройство наиболее распространенных (модели 14 и 15) сводится к следующему. В общем картере установлены ведущий, ведомый и промежуточный валы с шестернями и синхронизаторами. Шестерни задней передачи выполнены в виде отдельного блока. Также в виде отдельного блока, установленного в верхней части коробки, выполнен механизм переключения скоростей передач.

Коробки передач, используемые на автомобилях КАМАЗ, отличаются простой конструкцией, высокой надежностью и эффективностью. При грамотном уходе и нормальной эксплуатации КПП на КАМАЗе может служить многие годы, не доставляя проблем.


Типы и характеристики КПП КАМАЗ

В настоящее время автомобили КАМАЗ комплектуются несколькими моделями коробок передач отечественного и зарубежного производства:

Модель 14;
- Модель 15;
- Модель 161;
- Модели ZF (Германия).

Модель 14

Модификации 141, 142, 144. Пятиступенчатая механическая коробка передач с трехходовым механизмом переключения. Переключение передач осуществляется дистанционно с помощью качающегося рычага. Находит применение в самосвалах и других одиночных автомобилях КАМАЗ.

Модель 15

Модификации 152, 154. Десятиступенчатая механическая коробка передач, объединяющая в себе пятиступенчатую КПП и передний двухступенчатый делитель. Благодаря делителю количество скоростей в коробке передач увеличивается до 12: 10 вперед и 2 назад. Переключение скоростей дистанционное, с помощью качающегося рычага, переключение скоростей делителя - пневмомеханическое, осуществляется с помощью переключателя на рычаге. Получили широкое распространение на автомобилях-тягачах, работающих в составе автопоездов.

Модификации КПП на КАМАЗ моделей 14 и 15 имеют различные передаточные числа передач, а поэтому находят применение на автомобилях самого разного назначения. Передаточные отношения отображены в таблице:


Также данные модели коробок отличаются отдельными деталями, характеристиками зубчатых передач, наличием или отсутствием тех или иных компонентов и т.д.

Модель 161

Восьмиступенчатая механическая коробка передач, объединяющая в себе четырехступенчатую КПП и расположенный сзади планетарный двухступенчатый (пониженная и прямая передачи) демультипликатор. Продукция совместного предприятия ZF-KAMA, производится в Набережных Челнах.

Передаточные отношения КПП на КАМАЗ модели 161 отображены в таблице.



16 ступенчатая коробка передач МАЗ МАН. Система сервопривода Servoshift для комфортного переключения передач.

Коробка передач серии «ECOSPLIT» для автомобилей большой грузоподъемности

С полной загрузкой быстро, надежно и экономично достичь конечного пункта назначения, с гарантией выполнить необходимую работу в сложных топографических условиях: для этого достаточно иметь к мощному двигателю коробку передач серии «ECOSPLIT», позволяющую обеспечить точное регулирование передаваемой на колеса мощности двигателя. Легкая по весу конструкция 16- ступенчатой коробки с алюминиевым исполнением картера постоянно предоставляет водителю возможность использования оптимальной мощности при всех моделях используемых двигателей как в начальный момент трогания с места, так и при ускорениях и в процессе движения. Благодаря рационально построенному диапазону передач, такая коробка демонстрирует свои преимущества и на автомобилях для строительных работ и полноприводных автомобилях.

Характерными особенностями применяемой на автомобилях МАЗ-МАН с двигателями серии D2066 коробки передач производства фирмы «Zahnradfabrik» ZF 16S 2220 TO является:

  • полная синхронизация всех передач (за исключением заднего хода)
  • интегрированные делитель, демультипликатор и картер сцепления
  • компактная конструкция, высокие весовые удельные показатели: ~7,9 Нм/кг
  • тихое и быстрое включение без значительных усилий благодаря применению пневмоусилителя переключения передач «Servoshift»
  • пониженная шумность работы, благодаря косозубому зацеплению
  • возможность применения встроенного ретардера и различных вариантов коробок отбора мощности
  • конструкция рассчитана для тяжелых условий эксплуатации
  • коробка заправляется маслом, специально разработанным фирмой ZF для всесезонного использования, непосредственно на заводе изготовителе. Оптимально подобранный состав масла позволяет увеличить интервал замены масла до 300 000км при эксплуатации на дальних перевозках и до 100 000км в тяжелых дорожных и климатических условиях. Применение такого масла позволяет дополнительно экономить до 1% топлива.

Конструктивно коробка ZF- Ecosplit состоит из основной части с четырьмя передачами, демультипликатора и переднего делителя. Переключение в основной части осуществляется по 5 «дорожкам» (рядам). На «дорожках» 3↔4 и 5↔6 имеется подпружиненное нейтральное положение. Пневматическое переключение демультипликатора осуществляется автоматически при переходе из ряда 3↔4 на ряд 5↔6 и наоборот. Переключение переднего делителя производится с помощью переключателя, расположенного на рычаге переключения передач. С помощью этого переключателя водитель может выбирать медленную и быструю группу переднего делителя, которая предварительно выбирается водителем с помощью переключателя и которая активируется при нажатии на педаль сцепления.

Схема переключения двойное Н


Переключение передач по схеме "двойное Н"

Коробки передач ZF Ecomid и ZF Ecosplit имеют возможность присоединения различных коробок отбора мощности, как с непосредственной установкой гидронасоса, так и под последующее фланцевое присоединение промежуточного вала.

Задний ход
ОСТОРОЖНО
Устанавливайте задний ход лишь в том случае, если автомобиль стоит.

  • Выключение сцепления должно осуществляться лишь при скорости вращения, соответствующей холостому ходу двигателя.
  • Включайте задний ход лишь после остановки промежуточного вала. Не остановившийся промежуточный вал приводит к скрежету при установлении заднего хода.
УКАЗАНИЕ Времена выбега отличаются в зависимости от рабочего состояния и могут быть сокращены за счет короткой синхронизации (короткого включения 1-ой скорости), прежде всего 1-ой скорости.
  • Включить или выключить задний ход. Скрежет при включении заднего хода недопустим. При необходимости увеличить время ожидания перед включением или проверить сцепление на полноту разъединения (смотрите раздел 4.5).
  • Медленно отпустить сцепление.
3.3.3 Переключение передач с сервомеханизмом Servoshift

Переключение передач с сервомеханизмом Servoshift осуществляется также, как описано в разделе 3.3.2.

ОСТОРОЖНО
Постоянное переключение с большим усилием руки может привести к более сильному износу деталей синхронизатора.
Переключения должны всегда осуществляться при полностью нажатом сцеплении.

УКАЗАНИЕ
При выходе сервомеханизма Servoshift из строя переключение коробки передач возможно при значительно большем усилии.

3.4 Переключение механизмов отбора мощности

3.4.1 Механизмы отбора мощности, зависящие от сцепления

Работа при стоящем и едущем автомобиле

Включение/выключение

  • Механизм отбора мощности должен включаться или выключаться лишь при нажатом сцеплении!
  • Разъединение сцепления должно осуществляться только, если двигатель работает на холостом ходу.
  • Включайте механизм отбора мощности лишь после полной остановки промежуточного вала. Не остановившийся промежуточный вал приводит к скрежету при включении механизма отбора мощности.
УКАЗАНИЕ
Время выбега зависит от рабочего состояния и может быть сокращено путем короткой асинхронизации, преимущественно 1-ой передачи.
  • Включить или выключить механизм отбора мощности. Скрежет при включении механизма отбора мощности недопустим. При необходимости увеличить время ожидания перед включением или проверить сцепление на полноту разъединения (смотрите раздел 4.5).
  • Медленно отпустить сцепление и перейти на рабочую частоту вращения двигателя.
ОСТОРОЖНО
  • При работе механизма отбора мощности смена передачи недопустима.
  • При длительной остановке автомобиля (например, на ночь) механизм отбора мощности всегда должен выключаться.
Блокировка передач (опция)

Блокировка передач необходима, если

  • автомобиль при подключенном механизме отбора мощности не в коем случае не должен перемещаться,
  • должно предотвращаться включение механизмов отбора мощности во время езды.
3.4.2 Механизмы отбора мощности, зависящие от двигателя

Включение осуществляется независимо от сцепления автомобиля.

  • Включение или выключение лишь при работающем двигателе: мин. скорость вращения двигателя 600 об/мин макс. скорость вращения двигателя 2 000 об/мин
  • Возможна работа механизмов отбора мощности при стоящем и едущем автомобиле.
УКАЗАНИЕ
При включении механизма отбора мощности следующие скорости вращения двигателя не должны превышаться: 2 000 об/мин при передаче типа NMV 0,98 1 300 об/мин при передаче типа NMV 1,55 в зависимости от подключаемых момента инерции масс и момента ведения.

УКАЗАНИЕ
Смотрите Руководство по эксплуатации 1315 758 150.

3.5 Парковка

  • Переключите коробку передач на медленную группу демультипликатора (1 – 4 передачи).
  • Закройте стояночную тормозную систему. В качестве дополнительного предохранения при стоянке установите передачу:
  • Если автомобиль стоит на склоне по направлению вверх: передачу переднего хода!
  • Если автомобиль стоит на склоне по направлению вниз: передачу заднего хода!
  • Нагруженные автомобили должны дополнительно предохраняться противооткатными упорами для колес.
3.6 Буксировка с целью пуска двигателя

Запустить двигатель путем буксировки при включении быстрой группы демультипликатора.

ОСТОРОЖНО
Для предотвращения повреждения коробки передач можно буксировать автомобиль для пуска двигателя лишь при включении быстрой группы демультипликатора (5 – 8 передача). Также нельзя буксировать автомобиль с установленной задней скоростью.
3.7 Буксировка неисправного автомобиля

Буксировка неисправного автомобиля возможна лишь при выполнении следующих условий:

  • при встроенном запасном насосе рулевого управления,
  • при включенной быстрой группе демультипликатора, рычаг переключения в нейтральном положении,
  • на расстояние не более 100 км,
  • максимально допустимая скорость буксировки должна определяться в зависимости от передачи осей и размера шин согласно приведенной диаграмме (рис. 10).

Особенности коробки передач для КамАЗ 5320

Автомобили марки КамАЗ, имеющие двигатели 740 51-320 или 740.50-360, оснащены коробкой передач модели 161 или ZF-16S151 немецкого производителя "ZAHNRADFABRIK", а КамАЗ с двигателем 740 14-300 комплектуется коробкой передач модели ZF-9S109 немецкой фирмы "ZAHNRADFABRIK".

Основные характеристики коробки передач КамАЗ (модель 161): механическая, 8 ступеней, состоит из основного 4-х ступенчатого редуктора и планетарного демультипликатора, который расположен за основной коробкой.

Передаточные числа передач:

Тип коробки передач

Условные обозначения:

L – замедляющая передача в делителе;

S – ускоряющая передача в делителе;

R – задний ход;

С – пониженная передача.

Опора рычага переключения передач расположена на крышке коробки передач и включает в себя:

· рычаг контроля редуктора;

· систему защиты от случайного включения реверса;

· клапаны управления демультипликатора на пневматике.

Основные характеристики коробки передач для КамАЗ (модель ZF- 9S109): механическая, 9 ступеней, имеет добавочную пониженную передачу, которой нет у модели 161.

Основные характеристики коробки передач для КамАЗ (модель ZF-16S151) : механическая, 16 ступеней, состоит из основной 4-х ступенчатой коробки КамАЗа с встроенным 2-х ступенчатым делителем, который находится впереди основной коробки, а также 2-х ступенчатым планетарным демультипликатором, находящимся позади основной коробки.

Как отрегулировать дистанционный привод контроля механизма переключения передач для моделей ZF-16S151 и 161? Следуйте инструкции, а также смотрите рис. 1.

· зафиксируйте рычаг переключения передач в нейтральном положении;

· с помощью технологического стержня 4 (d=4мм, l=100мм) зафиксируйте тягу 4 в опоре 2;

· хвостовик 9 поставьте в отверстие рычага 5, гайка 10 при этом затягивается моментом 40...50 Нм и шплинтуется;

· уберите технологический стержень;

· отклоните от вертикальной общую плоскость симметрии рычага 1 и тяги 3 на 2 мм максимум, изменив длину тяги 7.

Рис. 1 Привод контроля механизма переключения передач коробки ZF-9S109

Особенности коробки передач для КамАЗ ZF-9S109

Как работать с коробкой передач для КамАЗ ZF-9S109:

· рычаг переключения передач устанавливается под углом Е к вертикали;

· затем рычаг устанавливается под углом Ж к вертикали;

· коническая ось совмещается с осью отверстия путем вращения хвостовика в рычаге;

· общая плоскость симметрии рычага отклоняется на 2 мм максимум от вертикальной плоскости;

· прорезные гайки затягиваются и шплинтуются;

· гайка затягивается.

Для определения уровня масла в картере коробки передач (модель 161) используйте указатель в пробке маслозаливной горловины. Если уровень масла в порядке, он доходит до верхней метки на указателе. Обратите внимание на то, что при проверке уровня пробка вставляется в отверстие до уровня резьбы.

Для коробок передач КамАЗа моделей ZF- 16S151 и ZF- 9S109 оптимальный уровень масла должен находиться на нижней кромке заливного отверстия.

Как заменить масло в картере коробки передач КамАЗ?

Масло необходимо сливать теплым от рабочего нагрева. При работе с моделью 161 необходимо вывернуть масляный фильтр 1, который находится на задней части торца картера демультипликатора, пробки картера 2 и 3 также выворачиваются (см. рис. 2) При работе с моделями ZF- 9S109 и ZF- 16S151 выворачиваются пробки сливных и заливного отверстий. Магнитные пробки очищаются от грязи после слива масла, после чего устанавливаются на место.


Как устранить возможные неисправности автомобиля КамАЗ?

Если включение передач в коробке затруднено , то это может быть обусловлено неполным включением сцепления. В этом случае необходимо отрегулировать привод сцепления.

Случаи, когда коробки передач не включаются или самопроизвольно выключаются на ходу , говорят о том, что регулировка дистанционного привода нарушена, либо вышло из строя крепление рычагов тяг привода. Для исправления проблемы необходимо привести в порядок привод или подтянуть крепление рычагов.

Закажите бесплатный звонок

Заказать звонок

Универсальная 16-ти ступенчатая КПП ZF 16S151 отличается высокой надежностью и удобством и в эксплуатации. В нашей стране они зачастую, вместо заводских коробок, устанавливаются на автомобили КАМАЗ. В свою очередь ими могут оборудоваться грузовики, относящиеся к тяжелому классу Ман, Даф, Ивеко и Рено.

В зависимости от назначения КПП ZF 16S151 могут иметь модификации, незначительно отличающиеся по конструкции.

Схема устройства

Конструкция КПП состоит из следующих узлов:

  • главный 4-х ступенчатый редуктор,
  • передний 2-ух ступенчатый делитель передач,
  • демультипликатор.


Передние скорости в основном редукторе включаются при помощи синхронизаторов, задняя включается зубчатой муфтой. Демультипликатор имеет планетарную конструкцию, переключение происходит автоматически при помощи пневмоклапана. Масса КПП ZF 16S151 — 290 килограмм. Предельный вращающий момент — 1850 Н·м.

Делитель скоростей имеет механическую конструкцию, в его состав включена пара цилиндрических шестеренок и синхронизатора.

Передачи включаются механически, посредством двойного Н-включения, которое делится на пять расположенных рядом.

Рычаг к нейтральному положению прижимается с помощью пружинных фиксаторов. Пневмопереключение демультипликатора происходит в автоматическом режиме во время перемещения рычага в нейтрали.

Выбор скорости в делителе происходит вследствие перемещения переключателя пневмокрана, который находится в рукоятке рычага переключения в положение В либо Н. Переключение происходит после выжима педали сцепления. В зависимости от условий использования автомобиля, можно на любой скорости использовать делитель.



В состав сервоусилителя входит управляющий блок и 2-ух позиционный цилиндр. Включение скорости в КПП ZF 16S151 производится в результате пневматического усиления.

Основным преимуществом данного типа трансмиссии можно назвать уменьшение усилия переключения скоростей.

Многие водители, использующие подобные трансмиссии, отмечают не только значительную экономию топлива, но и непритязательность в обслуживании. Также существенно экономится горючее.

Отзывы