Выбор электролебедки. Выбор лебедки для внедорожника

Дорога полна неожиданностей для любого автомобиля. Внедорожники не исключение, несмотря на мощный мотор и высокую проходимость. Как выбраться из плена, если машина увязла в болоте или намертво застряла в песке? В таких случаях поможет специальное устройство – автомобильная лебедка.

Вытащить с помощью лебедки тяжелый внедорожник на твердый и ровный грунт не доставит особых хлопот. Достаточно найти ближайшую неподвижную опору, зацепиться за нее тросом, который наматываясь на барабан лебедки, вытащит застрявший автомобиль из плена. В качестве опоры используется крепкое дерево или пень, большой валун, а при их отсутствии применяется специальный якорь – металлический лом со скобами, забиваемый в землю.

Важно! После крепления к «якорю», когда трос уже натянут, то обязательно отойти на безопасное расстояние из-за возможного обрыва троса.


Помимо самой лебедки, в экстремальной ситуации потребуются дополнительные аксессуары:

  • «Якорь». Если автомобиль застрял на открытой местности, и поблизости нет деревьев и больших камней, то в этом случае используют специальный якорь. Он представляет собой устройство похожее на большую штыковую лопату или лом с металлической скобой.

  • Сделать якорь для лебедки можно своими руками (пример смотрите в видео выше), а иногда используют подручные средства – закапывают в грунт бревно или запасное колесо.

  • Защитная стропа, предотвращающая перетирание и обрыв троса, а также защищающая кору деревьев от повреждений при якорении.
  • Двухслойные перчатки для защиты рук при работе с металлическим или синтетическим тросом.
  • Дополнительный (запасной) крюк.
  • Такелажные скобы (шаклы) для надежного крепления троса.

Классификация автомобильных лебедок

1.По типу крепления.

Стационарные. Устанавливаются спереди под бампером на специальную усиленную площадку, приваренную к раме внедорожника. Работа электрической лебедки осуществляется из кабины или с отдельного выносного пульта. Недостаток – для большинства внедорожников требуется вносить изменения в конструкцию автомобиля.

Переносные . Достоинство переносных лебедок это компактность, малый вес, но тягового усилия хватает только для обычных нужд. Для спорта и тяжелых экстремальных условий эксплуатации не подходят. Монтируются на специальной площадке автомобиля при необходимости.

2.По виду привода.

Механические. Вращение передается от двигателя автомобиля на барабан лебедки через дополнительный вал, соединенный с раздаточным механизмом. Переключая кулису коробки передач внедорожника, регулируется скорость наматывания троса на барабан лебедки.

Электрические. Двигатель лебедки работает от аккумулятора машины и сильно его разряжает. Поэтому используется для внедорожников с АКБ емкостью более 90 А/ч. Для переносных электрических лебедок особые требования предъявляются к креплению. Отрыв лебедки от площадки приводит к повреждениям корпуса и редуктора и другим неприятным последствиям. Плохая гидроизоляция чревата опасностью перегорания электролебедки.

Гидравлические. Считается более надежной, чем электрическая лебедка. Рабочей средой является масло. Лебедка работает от насоса гидроусилителя руля, к которому она подсоединяется с помощью системы переходников и шлангов высокого давления.

Ручные механические. Приводятся в действие мускульной силой человека. Выпускаются двух типов: барабанные и ручные лебедки механические рычажного типа. Недостаток: маленькая грузоподъемность 800 – 2000 кг. Некоторые модели выдают тяговое усилие достаточное, чтобы вытащить средний по весу внедорожник, но не более 2800 кг.

3.По величине тягового усилия.

Тяговое усилие, указанное в паспорте устройства, показывает с каким весом автомобиля, справится данный тип лебедки.

Важно! Для расчета тягового усилия для вашей марки внедорожника берется полная снаряженная масса автомобиля и умножается на два.

  • Для легких автомобилей марок Daihatsu, Niva, Isuzu и аналогичных моделей тяговое усилие в фунтах 6000 (10 кг=22,05 фунта).
  • Для средних внедорожников типа UAZPatriot, IsuzuTrooper, LandRoverDiscovery, MitsubishiPajero, JeepWranglerсоответственно 8000-9500.
  • Для тяжелых автотаких как Nissan Patrol, Toyota Land Cruiser, Land Rover Defender значение будет 9500-12000.
  • Тяговое усилие можно увеличить вдвое, если использовать полиспаст. Как это работает можно узнать, посмотрев видео.

Какую лебедку для внедорожника купить

Наиболее востребованными среди владельцев внедорожников считаются электрические автолебедки. Для автотуризма, путешествий и отдыха, включая рыбалку и охоту, подойдет лебедка среднего класса с индексом 6000 – 8000. Предпочтительные марки: T-MAX 6500, WARN 8000, Come-Up 8000. Цена – от 30 до 70 тысяч рублей.

Для участия в ралли лучше приобрести более мощные варианты: Come-Up 9000, T-MAX 9500 и WARN 9500 по цене от 100 тысяч рублей.

Для спортивных соревнований подойдут те же бренды, но с увеличенным индексом тягового усилия 12000 и 15000. (Цена: 150 – 250 тысяч рублей).

На квадроциклы устанавливаются WARN 2500 по цене 30 – 40 тысяч рублей, а для бытовых нужд (буксировка катера или яхты к берегу или необходимо подтащить строительные материалы) потребуется лебедка WARN 4500 стоимостью 50 – 60 тысяч рублей.

При оказании помощи другому застрявшему автомобилю необходимо якорить свой внедорожник, чтобы вас не стаскивало навстречу.
Преодолевая яму, канаву или ров следует предварительно подложить саундтреки и пересекать препятствие под углом.
Не преодолевайте брод с разгона. Порядок прохождения реки такой же, как и при самовытаскивании.
Если тягового усилия имеющейся лебедки не хватает, то используйте полиспаст, а при наличии длинного основного троса – два. Это увеличит тяговое усилие в четыре раза и попутно разгрузит обвязку и платформу лебедки.

Итог

Автомобильных лебедок для внедорожников сегодня большое количество. Выбирайте модель в зависимости от того, на каком автомобиле вы передвигаетесь, куда поедете и какой суммой располагаете. Не забудьте также и о дополнительных аксессуарах, которые пригодятся при езде по бездорожью.

Данной статьей хотелось бы начать цикл обзоров, посвященных нюансам и особенностям выбора , постараться взять в учет максимум технических характеристик и особенностей транспортного средства, при этом не упустив возможных индивидуальных нюансов.
Итак, что нужно знать, как выбирать и как пользоваться?

Вступление

На сегодняшний день автомобильная лебедка перестала быть экзотикой и труднодоступной диковинкой, носящей декоративный характер. Вместо этого она стала неотъемлемым атрибутом и практической необходимостью для любого автомобилиста, предпочитающего активное времяпровождение, тихому и спокойному отдыху. Комплектация автомобиля электролебедкой (или гидравлической, механической) не будет лишней, если вы любитель рыбалки, охоты или даже не прочь забраться подальше в лес по грибы. А уж если вашим увлечением или профессиональным занятием является офф-роуд и прочие приключения в труднопроходимых местах, то внедорожник без лебедки вообще сложно представить.

Что же такое лебедка?

По-видимому, лебедка берет свое начало из довольно давних времен от устройства колодезного ворота. Бревна с рукоятью, на который при кручении наматывалась веревка или канат, и тем больше была его сила, чем длиннее была эта самая рукоять. Но в сегодняшний день электрификации и научного прогресса, роль силового элемента взяло на себя электричество.. ну и прочие хитрые приспособления.
По большому счету лебедка – это преобразователь силы – физической, электрической, гидравлической и т.д. – в силу тяговую. А уже найти область применения для нее – дело не такое уж и хитрое: промышленность, строительство, автомобиль, эвакуаторы и т.д.
Суть автомобильной лебедки в том, чтобы прикрепив свободный конец троса к неподвижному, хорошо зафиксированному предмету, вытащить застрявший автомобиль из непреодолимой «ловушки» в виде непролазного бездорожья, грязи, трясины, снега, воды и других препятствий, найти которые бывалому экстремалу и любителю активного отдыха не представится сложным.

Виды автомобильных лебедок.

При всей внешней простоте, выбор лебедки оказывается совсем не легкой задачей, особенно когда дело доходит к покупке. Вот тогда и возникает множество вопросов и сомнений – начиная от разновидностей приводов, производителей, качества, заканчивая передаточным числом редуктора.

Начнем с того, что лебедки бывают ручные, механические, гидравлические и электрические.

Ручная лебедка.
Простейший вариант со своими плюсами, но и с большими минусами. Из плюсов – относительная простота конструкции, неприхотливость, небольшой вес и отсутствие необходимости в электропитании. При этом всем она обладает огромным минусом, который если не перекрывает ее достоинства, то, по крайней мере, значительно их приуменьшает. И минус этот в том, что приводом к ней являетесь вы и ваша физическая сила. И ладно, придется воспользоваться лебедкой, если автомобиль застрял в небольшой канаве или неглубокой луже – здесь не придется особо пачкаться, да и усилия не нужно прикладывать на все 100%. Другое дело, если ваш внедорожник увяз в глубокой трясине, уперся в непреодолимое препятствие, да еще и в зимнее время. В таких условиях, стоя по пояс в грязной жиже, промокшие и замерзшие, при каждом следующем витке рукоятки, ваше мнение будет меняться в сторону противоположную симпатии к ручной лебедке. Но как бы там ни было, про ее достоинства забывать не следует. Тем более, если использовать с умом, то ручная лебедка в нужный момент может оказаться прекрасным помощником.


Механическая лебедка.

Довольно часто понятие «механическая» употребляют в смысле «ручная». В этом, естественно, есть некоторая логика, но в контексте лебедок она не совсем подходит, так как это совершенно разные виды устройств с различными принципами действия. Главное достоинство механической лебедки в том, что для ее работы не нужна электроэнергия, она имеет достаточно простую конструкцию и неприхотлива в уходе. За неимением собственного двигателя она напрямую подсоединена к валу отбора мощности автомобильного двигателя. Как следствие, механическая лебедка имеет довольно высокие показатели тягового усилия. Временной ресурс работы ограничен временем работы двигателя. Скорость намотки троса можно регулировать оборотами двигателя. Надежность. Из минусов – неудобная установка, тем более многие автомобили должны быть изначально предусмотрены для использования лебедки. В случае отказа двигателя автомобиля, лебедка работать не будет. Кроме того, лезть под капот автомобиля в условиях повышенного экстрима дело не самое благодарное, тем не менее, если возникнет необходимость, сделать это придется, тем более если это связано с какой-нибудь поломкой, то веселое времяпровождение в метровом слое грязи обеспечено.

Гидравлическая лебедка.
Имеет преимущества механической лебедки, а в некоторых показателях даже их превосходит. Прежде всего, гидравлическая лебедка имеет собственный мотор, вследствие чего может быть установлена практически на любой автомобиль, имеющий гидронасос необходимой мощности. Это хорошая альтернатива для тех автолюбителей, которые не имеют на своем ТС вала отбора мощности для установки механической лебедки. Мощность вырабатывается значительно большая, чем мощность механической, при этом гидравлика ничем не уступает ей по надежности. Кроме того, будучи герметичной и имея в своей конструкции минимум электрических элементов, такая лебедка практически не боится воды и всех последствий с ним связанных. Кроме того из плюсов: меньший вес, чем у механической, простота, неприхотливость, плавность и бесшумность. Не смотря на вышеперечисленные преимущества, не лишена гидролебедка и недостатков. В первую очередь – это тот факт, что питает ее тот же насос гидроусилителя, что работает и на двигатель автомобиля. И если мощности насоса недостаточно для обеспечения необходимого давления и для лебедки и для двигателя, то придется или ставить более мощный насос, или ставить дополнительный, предназначенный для обслуживания одной лишь гидравлической лебедки или вообще отказаться от ее использования. Кроме того, имея хоть и небольшое количество примитивной электроники, устройство все же имеет шанс получить повреждения при контакте с водой.
Гидравлическая лебедка, как правило, устанавливается тогда, когда нужен запас мощности, а скорость намотки не очень важна.


Электрическая лебедка.

Ну и электрическая лебедка. На сегодняшний день среди автомобилистов всего мира это самая распространенная разновидность лебедок. При сравнительно небольших размерах, они способны развивать приличное усилие и достаточно высокую скорость. Работа электролебедки не зависит от работоспособности двигателя автомобиля и может тянуть заглохший автомобиль. Так же электролебедка легко устанавливается и не требует никаких дополнительных опций для этого. Ей свойственны все преимущества, связанные с использованием электричества. Ставятся датчики перегрева, устанавливаются системы беспроводного управления, датчики заряда-разряда аккумуляторной батареи. Кроме того производители могут довольно эффективно изолировать электрическую часть устройства от попадания влаги, воды, грязи, песка и пыли. Но все равно недостаточная герметичность – одна из актуальных проблем в конструкции таких лебедок. Так как электрическая лебедка работает от бортовой сети автомобиля, есть вероятность ее перегрузки и повреждений. При интенсивном использовании рано или поздно может возникнуть вопрос об установке второй аккумуляторной батарее специально для лебедки, а это может быть не всегда удобным. Лучшим вариантом для использования электролебедки является работа с непродолжительными и не частыми нагрузками. Например, на эвакуаторах, на автомобилях для рыбалки, охоты и т.п. При длительных экстремальных нагрузках электролебедка может себя проявить не самым лучшим образом. Хотя снова же это вопрос качества самой лебедки и умения ее использовать.

Обновлено: 25.01.2018 17:26:19

Подготовка к автомобильной экспедиции и поездкам по пересеченной местности на внедорожниках требует соответствующего уровня подготовки и наличия специальных инструментов, позволяющих автомобилю выбраться из сложной ситуации даже в одиночку. Таковым инструментом выступает лебедка, с помощью которой можно не только преодолеть любое, даже самое непроходимое бездорожье, но также и вытащить товарища при необходимости. Все, что требуется автолюбителю – определиться к критериями и правильно подобрать лебедку под собственные нужды.

Лучшие производители автомобильных лебедок

Выпуск автоаксессуаров осуществляют многие именитые производители. Их продукция не только продается в свободном доступе, но также и устанавливается на внедорожники «с завода», являясь при этом элементом конструкции. Подобное положение вещей существенно упрощает подбор и покупку лебедки – функциональность, технические параметры и даже штатные точки крепления зачастую определены производителем. Порекомендовать к покупке можно продукцию следующих брендов:

Продукцию вышеперечисленных брендов многие «джиперы» по праву считают достойной, ей отдают предпочтение при подготовке автомобилей для профессионального офф-роуда. При выборе конкретной модели вне зависимости от цели, которую преследует покупатель, следует руководствоваться не только техническими характеристиками, но также и отзывами реальных покупателей, которые представлены в сети интернет.

Принцип работы лебедок и их виды

Основной функцией лебедки является перемещение грузов в вертикальной плоскости. Механизм такого устройства состоит из следующих элементов:

    Барабан, на который намотан прочный стальной трос;

    Каркас, предназначенный для крепления лебедки к автомобилю;

    Механизм, приводящий в движение барабан;

Принцип действия лебедки бывает как механическим, так более продвинутым – гидравлическим и электрическим, не требующим особых затрат и физических усилий. В зависимости от того, каким типом привода оснащается та либо иная лебедка, и происходит деление их на виды.

Наиболее простой и неприхотливый в эксплуатации тип устройства. Приводится в движение при помощи мышечной силы, а потому всяческие управляющие элементы и сложные механизмы отсутствуют как класс. Показывает эффективность в сложных полевых условиях и там, где эксплуатация иных типов лебедок ограничена. Ввиду простоты конструкции, допускает установку практически на любой тип современных авто.

Достоинства

Недостатки

  • Требуют физической подготовки для выполнения функций;

Гидравлические лебедки по своим функциональным особенностям гораздо производительнее механических аналогов. Обладают высокой мощностью и прекрасно справляются с возложенными на них задачами. Интегрируются в штатную гидравлическую систему автомобиля и не требуют никаких физических усилий при выполнении механических операций.

Достоинства

    Высокая тяговитость;

    Возможность выполнения различных технологических операций;

    Приемлемая для многих стоимость;

    Широкий диапазон работы и его плавная регулировка;

Недостатки

    Трудоемкость монтажа и установки ввиду необходимости внедрения в штатную гидравлику автомобиля;

    Не работают на заглушенном двигателе;

Наиболее распространенные устройства, обладающие достойными функциональными возможностями и мощной тягой. Встраиваются в бортовую сеть автомобиля и работают от электричества, вырабатываемого генератором. Тяговый электродвигатель, лежащий в ее основе, создает усилие вплоть до 4 киловатт, позволяя вытаскивать даже полноразмерные внедорожники и грузовики. Еще одним неотъемлемым преимуществом является наличие пульта дистанционного управления, позволяющего управлять устройством и его работой на расстоянии.

Достоинства

    Высокая тяга;

    Наличие пульта ДУ позволяет управлять устройством на расстоянии;

    Работа от штатной бортовой сети автомобиля;

    Относительная простота монтажа и подключения;

Недостатки

    Дорогостоящие устройства;

    Выступают причиной утечки тока и разрядки аккумулятора как следствие;

    Наводки в бортовой сети;

Главные критерии выбора лебедки

Конструкция лебедки

Современные модели данного класса выпускаются в двух типах исполнений. Данный параметр кореллирует с типом привода, однако несколько отличается по своим особенностям.

    Барабанные лебедки включают в себя все виды устройств. Как отмечалось выше, трос наматывается на специальный барабан, который и приводится в движение посредством того либо иного механизма;

    Рычажный тип лебедки – частный тип подобных механизмов, компактный и простой в установке. Небольшой барабан с тросом приводится в действие и здесь, однако основным элементом является храповый механизм, приводимый в движение исключительно посредством ручной силы.

Тяговое усилие

Здесь все достаточно просто – чем выше тяга той либо иной лебедки – тем мощнее данное устройство и тем с большими весами оно способно справиться. Как правило, большинство любительских моделей имеет тяговое усилие в районе 3-5 тонн. Профессиональные же модели, гидравлические либо электрические, могут развивать тягу в 10-15 и даже более тонн, позволяя таким образом справиться даже с мощной и крупногабаритной техникой, наподобие ГАЗ-66 либо УРАЛ.

Здесь же следует отметить и такое понятие, как индекс грузоподъемности. Данный параметр обозначает максимальное статическое усилие, которое конкретная модель лебедки способна сдвинуть с точки. Измеряется данный параметр в фунтах (1 фунт – 0.45 килограмма) и чем данный параметр больше, тем, соответственно мощнее и подготовленнее является та либо иная лебедка. Однако для большинства любительских задач, а также для полупрофессиональных джип-триалов излишне мощные лебедки не требуются, вполне достаточно моделей с индексом грузоподъемности на уровне 6000-8000.

Не следует забывать, что чем мощнее устройство, тем выше его надежность и износостойкость, а также больше габаритные размеры и толще трос. Все это напрямую сказывается на общем весе лебедки и напрямую влияет на функционирование гидравлики либо электрики автомобиля. Кроме того, переплата в такой ситуации- удовольствие весьма сомнительно, поскольку чем мощнее устройство – тем выше его цена.

Материал, из которого выполнен трос, а также его длина

Современные тросы для автомобилей делятся на две условные категории:

    Металлические тросы всем хорошо известны. Мощный и выносливый, он позволяет справляться с тяжелыми и габаритными грузами. Недостатками такого груза являются склонность к заломам, чрезмерная жесткость и очень большой вес;

    Синтетический трос – современный аналог стали, представляет собой переплетение из тысяч нейлоновых волокон. Такой трос отлично подходит для повседневной эксплуатации, он не боится влаги и коррозии, гораздо мягче и гибче, не склонен к образованию заломов и не утяжеляет вес механизма. «Наградой» за подобные преимущества становится невысокая динамическая прочность;

Что же касается длины троса, оптимальным значением считается 20-40 метров. Лишь у рычажных моделей длина весьма часто может превышать 50-метровую отметку, существенно расширяя тем самым функциональные возможности.


Внимание! Данный материал носит субъективное мнение авторов проекта и не является руководством к покупке. 3 4 Лучшая цена

При эксплуатации внедорожника в условиях пересеченной местности можно так застрять в грязи или песках, что без посторонней помощи выбраться не получится Эвакуатор вызывать бессмысленно – все равно не приедет, и если поблизости не окажется трактора, поездка может затянуться на неопределенное время. Также позволит выйти из затруднительного положения автомобильная лебедка, которая в путешествии по пересеченной местности просто обязана быть у каждого уважающего себя водителя.

В нашем обзоре представлены лучшие модели этих устройств, имеющихся на отечественном рынке. Рейтинг основан на характеристиках лебедок и положительном опыте эксплуатации разных владельцев. Для удобства читателя созданы категории по типам этого оборудования

Лучшие гидравлические лебедки

Автомобильные лебедки, работающие от гидравлического редуктора, обладают прекрасной выносливостью, практичны и не перегружают бортовую электросеть внедорожника. В категории представлены лучшие модели этого типа, которые можно приобрести в России.

4 Runva 10000 lbs

Доступная цена. Тормозная система с нулевым сопротивлением
Страна: Китай
Средняя цена: 54370 руб.
Рейтинг (2018): 4.4

Крупнейший поставщик лебедочного оборудования в КНР Runva выпускает качественную продукцию, как для активного автомобильного отдыха, так и для профессиональной деятельности эвакуаторов. Имея свой исследовательский отдел, компания выпускает современные и востребованные на мировом рынке устройства. Данная модель кроме конкурентоспособной цены отличается высокой надежностью – даже под водой она продолжает выполнять поставленные задачи.

Гидравлическая система оборудована защитным контуром и обеспечивает барабанную намотку троса с одинаковой скоростью, не зависящую от величины прилагаемых усилий. Это стало возможным благодаря тормозу с нулевым сопротивлением и скоростному редуктору. Установленная на внедорожник лебедка Runva 10000 lbs сможет вытащить автомобиль из любого грязевого или песчаного плена, не прибегая к посторонней помощи. Высокая эффективность подтверждена многими владельцами, которые на практике убедились в надежности оборудования этой фирмы.

3 Автоспас ЛЧГ54И «БУЙВОЛ» 12000

Лучший выбор покупателя
Страна: Россия
Средняя цена: 67999 руб.
Рейтинг (2018): 4.7

Одна из самых популярных на отечественном рынке автомобильных лебедок производится в соответствии с объективной реальностью и лучше всего адаптирована для эксплуатации на территории России. Доступная цена и отличное качество определяют выбор любителей внедорожных путешествий. Барабанная лебедка с червячным механизмом ЛЧГ54И "БУЙВОЛ" отличается высокой надежностью и также успешно используется на автомобильных эвакуаторах.

Особенностью этого агрегата является лучшая эффективность тормозной системы, которая сохраняет свою рабочую функцию при любых нагрузках. Барабанная намотка оборудована роликовыми направляющими и может использовать стальной трос толщиной в 1 см. Гидравлический привод имеет защиту и при пиковых перегрузках просто останавливается, сохраняя свою работоспособность. В качестве и надежности этой лебедки можно не сомневаться – 12 месяцев гарантийных обязательств со стороны производителя и положительный опыт эксплуатации в разных условиях это подтверждают.

2 COMEUP HV-10

Скоростная лебедка с длинным тросом
Страна: Тайвань
Средняя цена: 77380 руб.
Рейтинг (2018): 4.9

Мощная автомобильная лебедка рассчитана для работы в тяжелых условиях отсутствия дорог. Вне зависимости от нагрузки (а ее вполне хватит даже для эвакуатора – тяговая сила способна сдвинуть с места автомобили с весом до 4535 кг!), скорость намотки сохраняется без изменений. Гидравлическая система снабжена клапанными предохранителями, которые предотвращают перегрузку оборудования. Для легкой размотки троса с барабанной катушки применяется муфта – ее управление расположено в левой части лебедки.

Кроме того, устройство имеет надежный тормоз и полностью соответствует современным требованиям безопасности. Установив COMEUP HV-10 на внедорожник, владелец значительно расширит возможности своего транспортного средства по преодолению самых сложных препятствий.

Тяговое усилие, кг

Длина троса, м

Вес лебедки, кг

Цена, руб.

COME UP Bison 20

Автоспас ЛЧГ54И "БУЙВОЛ" 12000

COMEUP Seal Gen2 9.5s (12В)

Master Winch MW X8288

Сорокин 1,1т на ATV

ЗУБР "ПРОФЕССИОНАЛ" 43105-2

Stayer MAXPull 4310-4

EURO-LIFT RX-5.4 MTM 00012427

Tundra, 1400 кг, трос-ремень 10 м

1 COME UP Bison 20

Самая мощная
Страна: Тайвань
Средняя цена: 302500 руб.
Рейтинг (2018): 5.0

Лучшей гидравлической лебедкой в нашем обзоре стала модель из Тайваня Bison 20. Она оснащена барабаном стандартной длины, а линейное усилие первого слоя составляет 9070 кг. Такая мощь позволяет извлекать из грязи не только УАЗы и Лэнд Крузеры, но грузовые машины и тракторы. Изделие имеет новую механическую систему торможения и особую конструкцию уравновешивающего клапана. Применение этих новшеств позволило надежно контролировать работу лебедки. Отличительной особенностью модели является высокая скорость намотки, что делает процесс перемещения тяжести быстрым и эффективным. Мощный двигатель способен работать в самых экстремальных условиях. В стандартную комплектацию входят направляющие ролики, укладчик троса, клапан уравновешивающий.

Владельцы гидравлической лебедки Bison 20 с восхищением отзываются о тяговом усилии, надежности и дизайне. Среди отрицательных моментов следует выделить высокую цену и большой вес изделия.

Лучшие электрические лебедки

Данный вид оборудования успешно применяется не только в промышленных целях, но и устанавливается на эвакуаторы, грузовую технику и внедорожники. В категории представлены самые лучшие модели рынка.

4 Сорокин 1,1т на ATV

Лучшая цена
Страна: Россия
Средняя цена: 7999 руб.
Рейтинг (2018): 4.5

Лучшее ценовое предложение среди электрических лебедок у модели Сорокин 1,1т на ATV. Она предназначена для вытаскивания застрявших квадроциклов. Тяговое усилие устройства ограничивается отметкой 1100 кг. Устройство монтируется на специальной платформе. К электролебедке дополнительно идет роликовая протяжка, алюминиевый клюз, плоский блок усиления (не более 4,5 т). Изделие может использоваться в качестве подъемного механизма. В этом случае максимальный вес груза снижается до 550 кг. Лебедка отличается компактностью и небольшой массой (7,8 кг).

Владельцы квадроциклов отмечают доступность, функциональность и надежность электролебёдки Сорокин 1,1т на ATV. Она проста в установке и эксплуатации, занимает мало места при транспортировке. Недостатком модели является высокая шумность при работе, отсутствие направляющих роликов.

3 Спрут-9000

Устойчивость к продолжительным нагрузкам
Страна: Россия
Средняя цена: 43000 руб.
Рейтинг (2018): 4.8

Российскому производителю удалось создать самую выносливую лебедку с электрическим приводом Спрут-9000. Добиться долговечности в условиях высокой влажности и грязи удалось за счет применения качественных материалов и продуманной конструкции. Отличительной чертой этой модели является легкое разматывание троса. Мощности электродвигателя (1,5 кВт) хватает, чтобы создать тяговое усилие более 4000 кг. Этого будет достаточно для вытаскивания из грязи автомобилей типа Нива и УАЗ. Для фиксации троса сделан специальный канал, а в боковинах барабана имеются герметизирующие манжеты. Управлять устройством можно с помощью пульта, длина кабеля составляет 4,5 м.

Владельцы отечественных внедорожников отмечают выносливость лебедки, доступную цену, удобство пользования. Спрут-9000 не боится грязи и воды, модель можно отремонтировать в полевых условиях. К недостаткам можно отнести только скромный внешний вид.

2 COMEUP Seal Gen2 9.5s (12В)

Лучшая лебедка с синтетическим тросом
Страна: Тайвань
Средняя цена: 81290 руб.
Рейтинг (2018): 4.9

Лебедки COMEUP Seal Gen2 9.5s (12В) с синтетическим тросом давно известны отечественным автомобилистам. Тайваньский производитель неоднократно доказывал эффективность и надежность своей продукции на таких автомобильных мероприятиях, как "Тверской Offroadfest" и "Весенняя распутица". Поставки лебедок ведутся на отечественные автогиганты УАЗ и КАМАЗ. Эта модель обладает тяговым усилием в 4300 кг, а мотор выполнен в герметичном исполнении. Благодаря алюминиевому корпусу изделие выдерживает двукратную максимальную нагрузку. Эргономично выполнена Т-образная рукоять, которая позволяет быстро разматывать трос. Лебедку можно использовать на автомобилях с разными бамперами за счет возможности поворота корпуса редуктора на угол до 90 градусов. Устройство способно работать под водой глубиной более 1 м.

Автомобилисты хвалят лебедку за водонепроницаемость, прочность и универсальность. Недостатком является плохое вращение барабана при разматывании троса.

1 Master Winch MW X8288

Самая быстрая в категории
Страна: Китай
Средняя цена: 37800 руб.
Рейтинг (2018): 4.9

Максимально скоростной лебедкой является модель Master Winch MW X8288. Мощный силовой агрегат (6,8 л. с.) дополняется скоростным редуктором с передаточным числом 138. Изделие комплектуется длинным стальным тросом 32 м, что делает лебедку настоящей палочкой-выручалочкой. Она способна вызволить из грязевого плена небольшие машины типа Нива, т. к. тяговое усилие ограничивается пределом 3760 кг. Модель обладает высокими потребительскими качествами. Устройство выдерживает самые суровые температурные условия эксплуатации (-40...+45°С). Электрический двигатель работает от бортовой сети 12 В. В комплекте идет съемный блок управления, лебедка может включаться и выключаться с помощью беспроводного пульта ДУ.

Автомобилисты положительно отзываются о рабочих параметрах лебедки Master Winch MW X8288. Это скорость подмотки, длинный надежный трос, простота управления. Явным недостатком становится тяжесть ручной намотки.

Лучшие механические лебедки

Главным отличием этого оборудования является мобильность и низкая стоимость по сравнению с другими видами этого оборудования. Лучшие рычажные и барабанные лебедки механического типа представлены в этой категории.

4 Tundra, 1400 кг

Самая компактная лебедка барабанного типа
Страна: Китай
Средняя цена: 2590 руб.
Рейтинг (2018): 4.2

Основное преимущество барабанной лебедки с ручным приводом – малые размеры и возможность использования ее как в строительстве, так и в случае непредвиденных осложнений на бездорожье. Усилие в 1,4 тонны поможет преодолеть тяжелые участки таким автомобилям, как УАЗ или НИВА, не говоря уже за обычные легковые авто, которые также могут оказаться в западне где-нибудь на лесной дороге или по пути на рыбалку.

Автомобильная лебедка использует в качестве троса буксировочный ремень – его вполне достаточно для максимально возможного усилия. Применяя устройство в бытовых целях, владельцу следует помнить, что безопасная работа может вестись лишь в горизонтальной плоскости. Для поднятия грузов на высоту использовать лебедку Tundra категорически запрещается.

3 EURO-LIFT RX-5.4 MTM 00012427

Большая длина троса. Штифтовый предохранитель от перегрузок
Страна:
Средняя цена: 46857 руб.
Рейтинг (2018): 4.6

Единственная причина, по которой самая мощная ручная лебедка не стала лидером в этой категории­ – слишком высокая цена. Тем не менее она полностью оправдана, т. к. производительность этого оборудования превосходит многие гидравлические и электрические лебедочные системы. С ее помощью, что там внедорожник – даже небольшой коммерческий транспорт может освободиться, попав на бездорожье в трясину или полностью сев на «брюхо» и вывесив колеса. Длины троса (его толщина составляет 20 мм), входящего в комплект, хватает с избытком, а наличие штифтового предохранителя (ломается при перегрузке в 25% и может быть заменен в процессе работы) в экстренных ситуациях нисколько не ослабит хватку рычажной лебедки.

Из-за большого веса у EURO-LIFT RX-5.4 MTM предусмотрена рукоятка для переноски. Как правило, чаще всего используют ее в промышленных целях и на стройплощадках – любители активного отдыха в числе ее владельцев также имеются, хоть они и не так многочисленны, как у моделей, занимающих верхние позиции в этой категории.

2 Stayer MAXPull 4310-4

Самый надежный храповик
Страна: Китай
Средняя цена: 2732 руб.
Рейтинг (2018): 4.6

Эта механическая лебедка отличается высокой надежностью храпового механизма и способна генерировать тяговое усилие в 4 тонны, что позволяет «спасти» большинство моделей внедорожников, которым посчастливится застрять на пересеченной местности. Для эффективной работы рычажной лебедки владельцу может понадобиться использовать и буксировочную ленту, т. к. имеющегося в устройстве стального троса длиной в 3 метра (барабанная катушка больше не вмещает) может быть недостаточно для надежного зацепления с точкой опоры.

Кроме использования в качестве эвакуатора на бездорожье, данное оборудование может успешно применяться при проведении ремонтных и строительных работ для самостоятельного перемещения тяжелых грузов. Простая конструкция и высокие параметры прочности используемой стали обеспечивают надежность лебедки Stayer MAXPull 4310-4, демонстрирующую лучшее сочетание качества и рабочих характеристик.

1 ЗУБР "ПРОФЕССИОНАЛ" 43105-2

Лучшее соотношение цены и качества
Страна: Россия (производится в Китае)
Средняя цена: 2109 руб.
Рейтинг (2018): 4.8

Одна из самых доступных рычажных лебедок отлично справляется с вытягиванием автомобиля из непроходимых дорожных ловушек. Безусловно, она требует определенных физических усилий со стороны владельца, однако это с лихвой компенсируется ценой и мобильностью устройства, что значительно расширяет область применения.

Простота и надежность механической лебедки была не единожды проверена на практике многими владельцами легких внедорожников. Она выполняет свою функцию не так быстро, как модели из предыдущих категорий, но и подключения, а также специальной установки с привязкой к автомобильной раме она не требует. Достаточно иметь у себя в багажнике это оборудование, чтобы в случае необходимости самостоятельно выбраться из затруднительного положения.

Эти лебедки совершенно ручные...

Текст: Евгений Константинов
Фото: Андрей Хорьков, Александр Давидюк, Ирина Королёва

Мощная лебедка на бампере расслабляет. Она в большинстве случаев позволяет ехать, не включая головы и не разбирая дороги. Плюх в жижу «по стекла», размотал трос, нажал на кнопку и дальше... Но рано или поздно наступает момент, когда электричество заканчивается. Или перегорает обмотка. Или лопается вал. И тогда приходит пора простых движений: толкать, копать, пилить, поднимать, работать домкратом, запускать сигнальные ракеты или, на худой конец, околачивать груши. Каким же подарком судьбы в этот момент кажется откопанная где-то на дне багажника ручная лебедка ! Но справится ли счастливая находка с возложенной на нее миссией?

Чем меньше подготовлен внедорожник, тем важнее для него наличие ручной лебедки. И если для трофийного монстра она не более чем спасительная соломинка), то для стандартного автомобиля это практически единственный инструмент преодоления заведомо «засадного» участка. Ну, или эвакуации из оного. Неспроста этот «инструмент» с особой активностью расхватывают по весне наши сограждане: близится дачный сезон, а дорога к поселку... стала еще хуже. Дачники приобретают ручные лебедки не только на внедорожники. Ну, скажите, какой другой офф-роудный атрибут с такой легкостью подойдет для спасения «Жигулей»? Да и в хозяйстве такая вещь полезна: и забор поправить, и бельевую веревку через участок натянуть... Не зря всего за одну мартовскую неделю рыночные цены на ручные лебедки заметно подросли, а их выбор у продавцов и на складах, наоборот, уменьшился. По словам торговцев авторынка в Южном порту, в это время года лебедки расходятся лучше всего – покупатели сметают все без разбора.

«Спутник» (500 кг). Россия. 3500 руб.

Jun Kaung 4ton Cable Puller (4т). Тайвань. 1500 руб.

Jun Kaung 2ton Web Hand Puller (2т).Тайвань. 850 руб.

4ton Hand Puller (4т).Китай. 550 руб.

«Сорокинструмент» (3т). Россия-США. 1499 руб.

Упаковки нет

ЛР-1,6 (1600 кг). Россия. 4050 руб.

МТТМ-1,6 (1600 кг). Россия. 5640 руб.

Естественный отбор

Исследование торговых точек показало, что на рынках подавляющее большинство ручных лебедок имеет китайское и (в меньшей степени) тайваньское происхождение. Российские изделия представлены скудно: в основном это строительные тали и подъемные шестеренчатые механизмы, не особенно удобные для вытаскивания машины. Зато в специализированных фирмах, занимающихся строительным оборудованием, нам попались очень интересные отечественные экземпляры.

Критерии отбора претендентов максимально просты: удобство работы с автомобилем, заявленное тяговое усилие не меньше тонны и цена не более 6000 рублей (за большую сумму любитель езды по бездорожью может приобрести подержанную электролебедку, а дачника просто задушит жаба). Единственное исключение мы сделали для лебедки «Спутник» московского завода имени Чернышева. Несмотря на паспортную нагрузку всего в 500 кгс, сделана она на вид очень достойно, с запасом. А главное, это единственная лебедка , созданная для вытаскивания автомобиля в чистом поле – у нее есть собственный якорь.

Бестселлер московских рынков этой весной – тайваньская автомобильная лебедка Jun Kaung грузоподъемностью 4 тонны (достигается через штатный блок). Под этой же маркой продается и двухтонная рычажная лебедка , где вместо троса используется матерчатая стропа. Судя по описанию, этот механизм предназначен и для закрепления груза, и для вытаскивания автомобиля.

Из безымянных китайских лебедок я поначалу думал выбрать самую дешевую – за 250 рублей, тем более что продавец обещал две тонны тяги! Присмотревшись, действительно обнаружил наклейку с цифрами 2000. Только не килограммов, а ньютонов. Невинное надувательство, в каких-то 10 раз. Поэтому выбор пал на более дорогой и крепкий с виду «девайс», с заявленной тягой в 4000 кгс.

Без колебаний мы включили в число испытуемых трехтонную лебедку известной марки «Сорокинструмент». По словам продавцов фирменного магазина, эта лебедка разработана их собственными конструкторами и произведена в США.

Самой мощной и предельно простой из рычажных лебедок традиционной конструкции нам показалась строительная ЛР-1,6 производства ЗАО «Энерпред-гидравлик». Но еще увесистее и дороже железнодорожная протяжная лебедка МТТМ ульяновской «Средневолжской промышленной компании». Кстати, последнее устройство примечательно загадочным принципом действия и «бесконечной» длиной используемого троса.

Увы, ни одна из лебедок, где требовалось бы крутить ручку, нам не подошла. Одни модели требуют жесткой опоры, другие слишком слабы, третьи – дороги и громоздки. Таким образом, у всех испытуемых ручку мы будем качать. Вот она, склонность к простым движениям...

Уроки физкультуры

Как «засадить» Wrangler в снегу? Легко! Машина съезжает с асфальта, переваливает через бруствер – и все, готово. Можно начинать. Разница с реальной ситуацией состоит в следующем: мы будем не вытаскивать автомобиль на ровную дорогу, а наоборот, попытаемся затащить его дальше в снежную целину. Так нагляднее...

4-ton Hand Puller. Из-за неудобного фиксатора барабана и острых краев корпуса, чтобы размотать трос, надо, точно прицелившись, попасть фиксатором ручки в фиксатор барабана и вывести его из зацепления. Важно лишь правильно дозировать усилие на ручке и равномерно тянуть. Все получается легко даже в одиночку. Только трос слишком короток, придется возить с собой удлинитель. Можно, конечно, снять блок и увеличить длину троса, но тогда передаточное отношение совсем упадет. К тому же это не просто: надо раскрутить держатель троса, расшплинтовать ось блока и переставить крюк.

Начинаем натягивать... Несколько простых движений, трос звенит как струна, машина по сантиметру сдвигается, а полиспаст разворачивает параллельно земле. И тут хлипкую направляющую для троса этим же тросом и перекосило. Результат – трос начал наматываться на одну сторону барабана и попадать на зубцы, мешая работе...

Jun Kaung, ленточная. Слегка продвинув Jeep , мы вывели на поле тайваньскую ленточную лебедку. Внешне она понравилась аккуратностью изготовления и удобными фиксаторами. Правда, оказалось, что вся лента на барабан не входит и потому рабочий ход все равно составляет всего метр с четвертью. Зато, больше или меньше вытягивая хвост из барабана, перед тем как давать нагрузку, нет необходимости точно подгонять размер удлинителя. Попутно открылось и неприятное свойство: если плотно наматывать ленту до упора, ее зажимает корпусом лебедки. Вытащить ее после этого удается с очень большим трудом. И еще во время работы мне показалось, что лента тянется сильнее стального троса, и оттого скорость работы получается меньше, а усилие больше. С каждым движением ручки оно растет. На последних витках оказалось, что лента наматывается не очень ровно и стремится сползти на один край, попадая в зубья. Кроме того, размотать ленту под нагрузкой оказалось сложнее, чем представлялось сначала, и для безопасной работы потребовалось два человека.

«Сорокинструмент». Эта лебедка наиболее универсальна в том, что касается работы с блоком. У нее на тросе два крюка, один из которых крепится на блоке, а второй зацеплен за рамку. Стоит его отцепить, и можно работать на полную длину. Я так и поступил. Качать ручку стало ощутимо тяжелее, чем в предыдущих случаях. Но со стороны работа смотрелась веселее. Лебедочный трос быстро выбрал слабину веревочного удлинителя и бодро тащил Wrangler в сторону одинокой березки. Намотав больше половины троса, я умаялся и передал дело соратникам. Честно говоря, еще до начала работы у меня закрались сомнения в американском происхождении этой лебедки. Очень уж она похожа по корпусу и многим деталям с тайваньской «четырехтонкой», только менее аккуратно изготовлена. А пластик ручки оказался и вовсе одинаковым с «ленточной». Правда, «Сорокин» отличился самым сложным механизмом фиксаторов. Вот только работают они недостаточно легко и четко. Американцы так не делают. Хотя, если на экспорт и из отходов, да еще за копейки... Когда же во время работы я заметил нечеткое попадание зубьев и перекос барабана, сомнения мои лишь усилились.

Jun Kaung, тросовая. Наиболее добротно из импортных изделий выполнена четырехтонная Jun Kaung. Качество видно даже в мелочах: у нее самая приятная на ощупь обрезиненная ручка, очень грамотно закрепленный трос на барабане, простые и не тугие фиксаторы. Правда, для того чтобы использовать устройство без блока, надо потратить время: открутить болт на корпусе, расшплинтовать крюк и переставить его. Поэтому будем работать через блок . Четкость и удобство работы тут на высоте, усилие, как и ожидалось, требуется небольшое. Единственное, что раздражает – почему-то все время перекручиваются между собой две ветки троса, идущие к блоку. Их трение друг о друга заметно повышает сопротивление работе, поэтому приходится то и дело вращать лебедку вокруг продольной оси.

«Спутник». Несмотря на малую заявленную грузоподъемность, лебедка смотрится на порядок прочнее предыдущих. Раздражает лишь норовящий все перепачкать густо промасленный трос (единственный из всех неоцинкованный). Также вызывает вопрос отсутствие крюка или хотя бы скобы на корпусе: лебедку нельзя зацепить, скажем, за дерево. Можно только вкрутить в землю. А это не в любой ситуации удобно и возможно. С другой стороны, ни один из конкурентов в чистом поле вообще работать не сможет. Еще один положительный момент – длинный трос, позволяющий достаточно свободно выбирать «точку опоры». И вот я ставлю бур лебедки в первом попавшемся месте перед автомобилем и начинаю вкручивать его в снег. Он входит туда легко, по самый барабан. Но только я начинаю тянуть, как лебедка вылезает. Что делать? Ждать тепла, чтоб вкрутить в землю. Или усовершенствовать конструкцию самостоятельно.

ЛР-1,6. Металла тут явно не пожалели, а раздвигающаяся ручка с удобным резиновым наконечником и вовсе убеждает во всемогуществе этого устройства. Но у нее смещен от центральной оси крюк на корпусе, поэтому в любом положении, кроме верного, систему под нагрузкой начинает перекашивать. А при достаточно большой нагрузке лебедку из-за этого вообще клинит, причем настолько серьезно, что становится сложно просто ослабить трос. В общем ЛР-1,6 работает как надо, только если она повернута на бок и трос с крюком на корпусе составляют прямую линию, строго параллельную боковинам барабана. При этом качать ручку придется в горизонтальной плоскости.

МТТМ 1,6. Россия. Дольше всех мы готовили к работе МТТМ. Даже инструкцию пришлось читать! Сложность состояла в том, чтобы правильно заправить в лебедку трос. Действо это потребовало столько физической силы, а главное ловкости, что проделывать его во второй раз никому не хотелось, и устройство было решено отныне возить только в собранном виде. Загружать в багажник от этого ее стало совсем неудобно, да и носить в руках от машины к дереву расхотелось. Зато когда все было зацеплено, и я начал качать ручку, все волшебным образом переменилось. Лебедка работала, да еще как! Легко и в то же время быстро она тянула Wrangler , ломая им крепкий апрельский наст. Кстати, в отличие от других рычажных лебедок, у МТТМ нет холостого хода ручки. Движение в любую сторону вызывает протяжку троса, и это заметно увеличивает скорость работы. Механизм оказался и наиболее удобным и для плавного опускания груза. Достаточно переставить ручку с бокового на верхний рычаг – и вот трос уже послушно идет в другую сторону.

В поисках предела

В инструкциях к «коротким» лебедкам указывалось, что их нельзя использовать для подъема грузов. Плюс во всех случаях прямо запрещалось удлинять ручку подручными предметами. Но, во-первых, кто будет соблюдать подобные запреты, когда «припрет»? А во-вторых, надо понять, к чему в действительности может привести нарушение вышеозначенных заповедей.

Для импортных изделий специалисты Дмитровского автополигона, куда мы обратились, придумали вот какой метод. На поднятые вилы погрузчика цепляется динамометр, к нему – трос испытуемой лебедки, а сама она крепится к бетонным кубам, стоящим на полу. Для проверки каждого из механизмов в целом и одновременного сокращения общей длины, лебедки, укомплектованные блоком, мы нагружали через этот самый блок , а стало быть, развивали на крюке максимальную тягу. Если бы мы обошлись без блока, то при той же нагрузке на ручке тяга на крюке составила бы только половину полученного значения.

«Четырехтонный китаец» достиг лишь 1200 кгс, после чего его ручка согнулась. Когда нагрузку сняли, оказалось, что согнулся еще и барабан, а всю лебедку перекосило. Ленточная система оказалась крепче. До 1500 кгс нагрузка равномерно росла, а затем на протяжении нескольких качков рукоятки «плавала» в пределах 1750–1500. Что-то тянулось. Наконец, ручка необратимо согнулась, а на ленте обнаружились явные следы истирания и растяжения. «Сорокинструмент» споро взялся за дело, но очень быстро его механизм начало перекашивать. В таком виде лебедка работала до 2250 кгс (после чего зубья не выдержали нагрузки, и их «слизало»). Лишь тросовый Jun Kaung смог поднять блоки. Его механизм работал без перекосов, а после снятия я не обнаружил никаких следов деформации.

Запретный плод

Теперь я отвлекусь и поразмышляю о запретах. Очевидно, требование «не поднимать» обусловлено соображениями безопасности. Из-за очень коротких ручек лебедок поднимающий оказывается слишком близко к грузу. Если что-нибудь оторвется, то ненароком может и задавить. Если же лебедку подвесить вверху, то возникает вопрос, как до нее добраться и принять там устойчивое положение. Ну а если лебедку заякорить горизонтально и спустить трос вниз, то он начнет тереться о направляющие. Следовательно, требуется еще один блок . В общем, поднимать лебедки могут, но использовать их для этой цели надо с умом.

Теперь об удлинении ручки. Поднимая груз, мы специально использовали трехметровую трубу, чтобы в решающий момент оказаться подальше от падающих блоков. Плюс с ее помощью мы гарантированно достигали предела прочности механизма. Хотя, например, в случае с китайской лебедкой в удлинителе не было необходимости. Ее ручка согнулась на первом витке троса при приложении всего 32 кгс.

Тем временем была придумана новая методика: мы стали стягивать два неподвижных объекта. В качестве одного выступил огромный бетонный монолит, в качестве другого – два (!) сцепленных между собой и заторможенных всеми мыслимыми способами ЗиЛ-131. А чтобы «силач», стремящийся подтвердить заявленные 4000 кгс, не порвал трехтонный динамометр, в систему включили двукратный «обратный» полиспаст. В общем, чтобы совсем не запутать читателей, полученную нагрузку я буду приводить уже с поправкой. Итак, работая тайваньским четырехтонником без удлинителя, я смог развить 1800 кгс. Дальше в дело вступила труба. При нагрузке 3800 кгс раздался мощный удар и трос опал. Оказалось, не выдержали зубья.

С ЛР-1,6 я стал расправляться постепенно. Сначала развил 900 кгс на короткой ручке, потом выдвинул штатный удлинитель и практически удвоил результат на крюке. Применив трубу, я дожал до 2600 кгс. В итоге выгнулось основание ручки и лопнул трос, но в целом лебедка осталась рабочей. Что же касается «Спутника» и МТТМ, то для них не потребовалась даже труба. Зацепив модернизированную после неудачи в снегу «якорную» лебедку за новую скобу, я уступил настойчивым просьбам хрупкой девушки-фотографа и поменялся с ней рабочими инструментами. И что вы думаете? Накачав 1100 кгс, она, немного передохнув, дожала до 1400 кгс и... порвала трос. За исключением этого, лебедка осталась в идеальном состоянии. А вот механизм МТТМ, видимо, специально защищен особого рода предохранителем. При достижении 2200 кгс (без применения трубы) сломалась одна из двух заклепок, держащих подъемную ручку на оси.

Итог

Так какую же лебедку выбрать? У нас снова нет стопроцентного победителя. Если говорить об однотипных импортных изделиях, то лучший выбор, безусловно, 4-тонный Jun Kaung. Пусть «тайванец» и не дотянул 200 кгс до своих паспортных данных, он все равно лидирует и по максимальной тяге, и по передаточному отношению, и по длине троса. С его конкурентами все просто. Дешевый «китай» – откровенное барахло, «Сорокинструмент» явно уступает лидеру (при той же цене), а «пеструю ленту» все-таки лучше оставить для утяжки груза на багажнике. Пожалуй, для владельца легковой машины, который не будет стремиться преодолеть на лебедке длительную «засаду», Jun Kaung – наиболее подходящий вариант. Но для настоящего бездорожья у него слишком короток трос. Чтобы пройти тяжелый участок достаточной протяженности (хотя бы выбраться из болота, после того как сгорела электролебедка), нужно будет очень часто перецепляться. Если же потребуется зацепиться еще через один блок , эффективный рабочий ход и вовсе сократится до нескольких сантиметров.

Российские лебедки, благодаря более длинным тросам, подходят для офф-роуда больше. Особенно МТТМ, в которой можно использовать практически бесконечный трос. Но, полагаю, далеко не всякий любитель бездорожья (особенно на небольшом автомобиле), согласится возить в багажнике такую громоздкую штуку. К тому же она самая неудобная во всем кроме... рабочего процесса. Другой ее, чисто внедорожный, недостаток указан в инструкции: механизм не терпит попадания грязи внутрь. Из-за этого возможно проскальзывание троса в зажимах и ускоренный износ рабочих поверхностей. И даже если лебедка и не упадет ненароком в грязевую ванну, то грязный трос наверняка затащит внутрь достаточно природного абразива и влаги...

Лично я, пожалуй, остановил бы свой выбор на ЛР-1,6, если бы она не требовала такой строгой ориентации в пространстве. К сожалению, в лесу далеко не всегда получается разместить лебедку требуемым образом, да еще и на удобной для пользования высоте. Если же натянутый трос окажется на уровне земли (обычно так и бывает), то ЛР-1,6 и вовсе будет бесполезна. Возможно, ситуацию исправит специально сделанная направляющая и измененное крепление крюка на корпусе, но такая модернизация потребует немало работы и последующих испытаний.

После долгих раздумий наиболее практичной из лебедок я все-таки признал модернизированный нами «Спутник». Если в заводском варианте он оказался аутсайдером из-за беспомощности во многих внедорожных передрягах, то с дополнительным кольцом данный механизм, как мне кажется, способен творить чудеса. Тем более что, будучи вкрученным в землю, якорь должен начать работать как надо. Если же еще и трос заменить более толстым и оцинкованным, то и вовсе получится Вещь (уверен, что тяговый потенциал механизма гораздо выше тех 1400 кгс, на которых лопнул штатный трос). С этими рацпредложениями я и обратился на завод имени Чернышева, но тут выяснилось, что они (мои рацпредложения) никому в данный момент не нужны – из-за резкого подорожания металла выпуск лебедок только что прекращен на неопределенное время. А то, что лежит на складе, распродадут и так. Такая вот трава-лебеда...

6,3
6,4 3,0 30,2
Диаметр троса, мм 8,5 5,0 5,0 5,8 6,0 27 х 2,2 (лента) 12,0
Длина троса, м 8,7 11,5 2,5 2,9 3,3 6,1 12,0
Расстояние между крюками, м 0,5-9,0 0,25-11,6 4000 (через штатный блок) 0,6 – 1,9 (3,2 без блока) 0,65 – 2,05 (3,55 без блока) 0,35-3,35 1-12
Рабочий ход, м 8,45 11,35 1,16 (2,26 без блока) 1,3 (2,6 без блока) 1,4 (2,9 без блока) 1,25 11
Длина ручки, мм 750-1150 800 430 520 520 450 900-1280
Передаточное отношение
на первом слое
1:31,60 – 1:49,66 1:47,77 1:37,53 (1:18,77 без блока) 1:39,17 (1:19,58 без блока) 1:43,72 (1:21,86 без блока) 1:38,10 1:40,63 (постоянное)
Передаточное отношение
на втором слое
1:22,84 – 1:35,89 1:36,23 1:30,10 (1:15,05 без блока) 1:31,54 (1:15,77 без блока) 1:31,54 (1:15,77 без блока) 1:34,48 -
Передаточное отношение
на последнем слое
1:11,86 – 1:18,64 1:13,89 1:25,12 (1:12,56 без блока) - (всего два слоя
троса на барабане)
1:28,06 (1:14,03 без блока) 1:18,16 -
Средняя розничная цена, руб. 4050 3500 550 1499 1500 850 5640