Всё самое интересное в одном журнале. Советские "Хетцеры"

РККА к началу Великой Отечественной войны располагала более чем 23 тысячами танков разных типов. Техническое состояние этих машин также было различным. Катастрофическое для СССР начало войны и череда поражений лета-осени 1941 года серьезно выкосили советский танковый парк. К началу контрнаступления под Москвой Красной Армии удалось собрать всего лишь 774 танка, из которых всего 222 были тяжелыми и средними.

Легкий танк Т-60, на основе которого затем и постарались создать модернизированную версию Т-45, появился не от хорошей жизни. В планах военных был запуск в серийное производство легкого танка Т-50, который по набору тактико-технических характеристик был очень достойной боевой машиной, однако в условиях войны советская промышленность не смогла освоить его выпуск. В мирное время, потратив некоторое время, танк бы обязательно запустили в серию, но мирного времени у страны больше не было.


В такой обстановке, когда Т-50 в серию так и не пошел, а советские танковые части понесли огромные потери в боях с агрессором, родился легкий танк Т-60. Этот легкий танк был разработан уже после начала Великой Отечественной войны. Он представлял собой результат глубокой модернизации легкого танка Т-40, которая была проведена КБ под руководством Н. А. Астрова. Танк отличался от своего «донора» лучшей бронезащитой и более мощным вооружением - 20 автоматической пушкой (ТНШ-20 или ШВАК). Впервые на танке было использовано устройство для подогрева в зимнее время охлаждающей жидкости двигателя.

Легкий танк Т-40

В условиях острой нехватки танков основным достоинством легкого танка Т-60 стала его простота производства на советских автомобильных заводах с широким использованием автомобильных механизмов и узлов. Танк выпускался одновременно на четырех заводах. Помимо этого, на его базе была создана и серийно выпускалась реактивная система залпового огня БМ-8-24 с 24 направляющими для запуска реактивных снарядов калибра 82 мм. За короткое время советской промышленностью было выпущено почти 6 тысяч данных танков, которые сыграли очень важную роль в сражениях начального периода войны и в битве за Москву, когда на счету была каждая бронеединица.

В ходе серийного производства легкого танка Т-60 неоднократно предпринимались попытки улучшить характеристики боевой машины - все прекрасно понимали, что боевая ценность танка весьма невысока. Советские танкисты часто называли эти машины БМ-2 (братская могила на двух человек), «смертниками» и даже «гробами». Танкисты не жаловали их за слабое бронирование и вооружение, считая легкой добычей для немецких танкистов и противотанковой артиллерии. Так уже в августе 1941 года конструкторское бюро завода № 92 в городе Горьком по собственной инициативе приступило к проектированию новой пушки ЗИС-19, которая была предназначена для вооружения легкого танка Т-60. Новое орудие представляло собой 37-мм пушку со стволом длиной 66,7 калибра, с начальной скоростью полета снаряда - 915 м/с и баллистикой от 37-мм зенитки образца 1939 года. При этом боеприпасы использовались те же, что и с зенитным орудием. В октябре 1941 года здесь же приступили к разработке варианта орудия ЗИС-19БМ - 45-мм пушки с длиной ствола 46 калибров с начальной скоростью полета снаряда 757 м/с. Это орудие представляло собой дальнейшую модернизацию 45-мм танковой пушки 20К.

Уже в декабре 1941 года завод № 92 получил в свое распоряжение легкий танк Т-60. В кратчайшие сроки - с 20 декабря 1941 года по 13 января 1942 года на предприятии разработали окончательные чертежи установки, и всего за неделю - с 12 по 19 января 37-мм орудие ЗИС-19 было изготовлено в металле и установлено в башне танка Т-60. После доработки данного орудия в апреле 1942 года прошли сравнительные полигонные испытания второго варианта 37-мм пушки ЗИС-19 в танке Т-60 и 45-мм танковой пушки образца 1938 года, установленной в серийном легком танке Т-70.

Танки Т-60 во время парада на Красной площади

По результатам проведенных испытаний (из орудия ЗИС-19 было сделано 826 выстрелов) отмечалось, что кучность боя пушки на дистанции 2000 метров была неудовлетворительной, на дистанции 1000 и 500 метров она была лучше табличных значений для 37-мм зенитного орудия. Также была получена неплохая скорострельность - до 10 выстрелов в минуту без исправления наводки орудия и 6-7 выстрелов в минуту с корректировкой наводки. Наряду с этим у орудия ЗИС-19 была выявлена низкая живучесть ствола, а также ряд недостатков в работе накатника и ударного механизма. Помимо этого, вести огонь из 37-мм орудия, размещенного в стандартной башне танка Т-60, было очень затруднительно из-за тесноты башни и неудачного расположения механизмов наводки. В заключение отмечалось, что орудие ЗИС-19 не смогло выдержать серию испытаний.

Попытки усилить вооружение танка Т-60 предпринимались и на других советских заводах. К примеру, на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ) изготовили легкий танк Т-60, вооруженный 45-мм орудием, установленным в новой башне, однако на старом погоне. В конце 1941 года макетный образец танка изготовили и испытали стрельбой, после чего был выдан заказ на постройку аналогичного танка, но уже из броневой стали. Однако в связи с работами по созданию легкого танка Т-70 дальнейшие работы по размещению 45-мм орудия в танке Т-60 на ГАЗе были прекращены.

Работали над своим проектом более совершенного танка и в конструкторском бюро завода №37. Здесь одновременно с проведением испытаний двигателя ЗИС-16 (форсированный двигатель ЗИС-5 с алюминиевым поршнем и алюминиевой головкой) в кратчайшие сроки смогли подготовить проект нового легкого танка, который получил обозначение Т-45. Боевая машина, выполненная на основе танка Т-60, предлагалась в качестве альтернативы другому легкому танку Т-70 завода ГАЗ. В пояснительной записке к проекту танка Т-45, направленной директором завода № 37 Фрезеровым и главным инженером Мартиросовым в ГАБТУ КА от 20 мая 1942 года, содержалась следующая информация:

Опытный образец танка Т-45, вид слева сверху. Свердловск май 1942 года

«С целью существенного улучшения боевых характеристик танка Т-60, сохранения массового выпуска этого танка, облегчающего немедленный переход на его производство без уменьшения объемов выпуска, заводом № 37 на базе легкого танка Т-60 был спроектирован и построен опытный образец под названием Т-45. В результате предприятию удалось создать одномоторный танк с более мощной силовой установкой и разрешением вопроса установки усиленного варианта вооружения при практически равных тактико-технических характеристиках с танком Т-70 и экономией расхода металла на 2500 кг».

Новый танк обладал таким же боекомплектом, как и Т-70. На нем была установлена новая башня увеличенного размера с 45-мм пушкой и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом ДТ. Башня устанавливалась на существующем погоне легкого танка Т-60. Хотя башня была увеличенного размера, она по-прежнему оставалась одноместной. Разместить двухместную башню на корпусе танка Т-60, даже с использованием более мощного двигателя ЗИС-16, не представлялось возможным. При этом в установке вооружения был применен упрощенный поворотный механизм башни танка Т-60 и штатный подъемный механизм пушки со спусковым устройством. Удачное расположение органов управления и механизмов новой башни на танке Т-45, как продемонстрировали испытания, позволило существенно увеличить скорострельность 45-мм орудия, доведя показатель до 7-8 выстрелов в минуту, против 4-5 выстрелов в минуту у танка Т-70 (стрельба велась с места). Одновременно с этим упрощениям подверглась и конструкция башни: вместо 233 деталей, из которых состояла башня легкого танка Т-60, в башне танка Т-45 их количество сократилось до 141, а новых деталей было всего 46. При этом толщина броневых листов башни выросла с 25 до 35 мм.

Конструкция корпуса легкого танка Т-45 почти не менялась по сравнению с танком Т-60. Проводилось лишь увеличение толщины верхнего лобового листа корпуса с 15 мм до 25 мм, а также изменялась конструкция люка мехвода. Измененный люк позволял механику-водителю покинуть боевую машину при любом положении башни. При этом ходовая часть легкого танка Т-45 перекочевала на него с танка Т-60 без изменений. Она состояла из 4-х опорных и 3-х поддерживающих катков, направляющего колеса и ведущего колеса переднего расположения (на каждый борт).

В качестве силовой установки на танке Т-45 планировалось использовать двигатель ЗИС-16, развивавший мощность 85 л.с. Этот мотор представлял собой форсированный вариант двигателя ЗИС-5. В пояснительной записке, которая была направлена в ГАБТУ КА, отмечалось: «Двигатель ЗИС-16 является более надежным в эксплуатации, чем двигатель ГАЗ-202, и в состоянии работать на втором сорте бензина вместо авиационного, который потребляет ГАЗ-202. В перспективе существует возможность дальнейшего повышения мощности двигателя ЗИС-16. Дальнейшее форсирование по мощности силовой установки позволит наращивать боевые качества танка Т-45 против Т-70. Поставка двигателей ЗИС-16 с Миасского автомоторозавода имени Сталина возможна в ближайшее время». Однако в действительности производство двигателя ЗИС-16 в Миассе, куда было эвакуировано моторное производство ЗИСа, так и не удалось освоить.

Переход на серийный выпуск легкого танка Т-45, который отличался улучшенными по сравнению с Т-60 характеристиками и мало в чем уступал танку Т-70, можно было осуществить на заводе №37 в сжатые сроки, без уменьшения программы выпуска танков, так как технологическая оснастка производства танка Т-60 сохранялась практически в полном объеме. Однако в результате танк Т-45 так и остался проектом. Сказывалось и отсутствие двигателя ЗИС-16, и невозможность установки на танк двухместной башни. В то же время, по заверению конструкторов ГАЗа, они как раз завершали разработку проекта танка Т-70 с двухместной башней, которому военные отдавали свое предпочтение. А сам легкий танк Т-70 уже находился в серийном производстве и был хорошо освоен промышленностью.

Тактико-технические характеристики танка Т-45:

Габаритные размеры: длина - 4,1 м, ширина - 2,39 м.
Боевая масса - 6800-7000 кг.
Бронирование: лоб башни - 35 мм, лоб корпуса - 25 мм.
Вооружение - 45-мм орудие и 7,62-мм пулемет ДТ.
Боекомплект - 90 выстрелов.
Силовая установка - карбюраторный 6-цилиндровый двигатель ЗИС-16 мощностью 85 л.с.
Максимальная скорость - до 45 км/ч (по шоссе).
Запас хода - 300 км.
Экипаж - 2 человека.

Источники информации:
Коломиец М. В. Танки-«смертники» Великой Отечественной Т-30, Т-60, Т-70. Москва: Эксмо, 2010. 160 с.
http://strangernn.livejournal.com/1375990.html
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/ussr/t-45.htm
http://tank.uw.ru/articles/sowetskie/sovet1/lite
http://wowar.ru/tank-t-60

Танк - бронированная боевая машина на гусеничном ходу, как правило, с пушечным вооружением в качестве основного.

В самом начале, когда танкостроение только появилось и развивалось, танки производились с исключительно пулемётным вооружением, а после того, как закончилась Вторая мировая война начали проводить эксперименты по созданию танков с ракетным вооружением. Существуют даже танки с огнемётом. Точного определения танка нет, поскольку его задумка постоянно менялась и различалась в разных армиях. Танки времён Первой мировой войны при знакомстве с ними в первый раз можно сначала и не узнать,кажется, что это вовсе не танки (например, Сен-Шамон), или же, возьмём, к примеру, шведскую машину Strv-103, которая классифицируется не как танк, а как истребитель танков. Некоторые машины (например, Тип 94), которые в отечественной литературе встречаются под названием «малые танки», в западной литературе называются танкетками. Несмотря на то, что тяжёлый штурмовой танк Tortoise (A39) называется танком, у него нет поворотной башни, и поэтому некоторые специалисты относят его к сверхтяжёлой САУ.


Танки отличаются от других гусеничных боевых машин с пушечным вооружением в основном возможностью быстро переносить огонь в широких пределах углов возвышения и горизонтальных углов. В большинстве случаев у них это получается за счёт установки пушки во вращающейся в горизонтальной плоскости башне, хотя существуют и немногочисленные исключения. Вот, например, самоходная артиллерийская установка, она похожа на танк своей конструкцией, однако предназначена для решения совершенно других задач: уничтожения танков противника из засад или огневой поддержки войск с закрытой огневой позиции, поэтому у нее есть некоторые отличия, и в первую очередь это касается баланса «огневая мощь/защищённость».Состав бронетанковых войск специально делят на танки и «специализированные боевые машины» с целью выделения «специализированных боевых машин» в специальные подразделения в соответствие с применяемой военной доктриной. Например, во время ВМВ американская армия пользовалась доктриной генерала Макнейра, которая возлагала роль борьбы с танками противника на «истребители танков» (M10 Wolverine, M18 Hellcat) - как назвали боевые машины, конструктивно аналогичные лёгким или средним танкам с эффективным противотанковым вооружением, в то время как у собственно танков была другая задача - поддерживать пехоту в бою. В отечественной же литературе те же машины называются противотанковыми САУ.

Откуда появилось само название

Слово «танк» происходит от английского слова tank, и переводится как «бак» или «цистерна». Его название происходит отсюда: когда пришло время отправлять на фронт первые танки, британская контрразведка пустила слух о том, что российское правительство заказало партию топливных цистерн из Англии. И танки были отправлены по железной дороге под видом цистерн (повезло, что гигантские размеры и форма первых танков вполне соответствовали этой версии). На них даже написали по-русски «Осторожно. Петроград». Так у них название это и прижилось. Любопытно, что в России новая боевая машина с самого начала называлась «лохань» (ещё один вариант перевода слова tank).


История развития конструкции и боевого применения танков

Появление танков
Появились танки во время Первой мировой войны. После незамедлительного начального маневренного этапа боевых действий на фронтах наладилось равновесие (т.н. «окопная война»). Было практически невозможно пробиться через глубоко-эшелонированные линии обороны противников. Единственный способ, по которому можно было подготовить наступление и ворваться в оборону противника, заключался в мощном использовании артиллерии с целью разрушить оборонительные сооружения и уничтожить живые силы, а затем ввести в прорыв свои войска. Но оказалось, что в участок «чистого» прорыва не получится ввести войска достаточно быстро из-за перепаханных и разрушенных взрывами дорог, да и к тому же враги по действующим железнодорожным и грунтовым дорогам в глубине своей обороны успевали подтягивать резервы и блокировать прорыв.Построить танки решили в 1915 году практически одновременно Великобритания, Франция и Россия. Первая английская модель танка полностью была готова в 1916 году, а когда танк прошел испытания, производство получило первый заказ на 100 машин. Это был танк Mark I - довольно несовершенная боевая машина, которая выпускалась в двух модификациях - «самец» (с пушечным вооружением в боковых спонсонах) и «самка» (только с пулемётным вооружением). Вскоре стало известно, что у пулемётных «самок» довольно низкая эффективность. Они не могли бороться с бронетехникой противника и с большим трудом уничтожали огневые точки. После этого выпустили ограниченную серию «самок», у которых в левом спонсоне по-прежнему был пулемёт, а в правом - пушка. Солдаты тут же метко назвали их «гермафродитами».
Впервые танки (модели Mk.1) использовала английская армия против немецкой армии 15 сентября 1916 года во Франции, на реке Сомме. В ходе этого сражения было определено, что конструкция танка недостаточно отработана - из 49 танков, которые англичане подготовили для атаки, на исходные позиции выдвинулось только 32 (а 17 танков сломались), а из этих тридцати двух, начавших атаку, 5 застряло в болоте и 9 вышли из строя по техническим причинам. Однако, даже эти оставшиеся 18 танков сумели продвинуться вглубь обороны на 5 км, причём потерь в этой наступательной операции оказалось в 20 раз меньше обычных.

Несмотря на то, что из-за малого количества танков, фронт полностью так не удалось прорвать, новый вид боевой техники все же показал свои возможности и оказалось, что у танков большое будущее. В первое время появления танков на фронте немецкие солдаты их безумно боялись.
Главные союзники англичан на западном фронте, французы, разработали и выпустили очень удачный (настолько удачный, что его ещё использовали в начале Второй мировой войны в армиях Польши и Франции) лёгкий танк Рено FT-17. В то время, как конструировали этот танк, впервые применили многие решения, которые в дальнейшем стали классическими. У него была вращающаяся башня с установленной в ней лёгкой пушкой или пулемётом (в отличие от «спонсонного», то есть в выступах по бокам корпуса, расположения вооружения в Mk.1), низкое удельное давление на грунт (и, как следствие, высокую проходимость), относительно высокая скорость и хорошая маневренность.

В России одними из первых были созданы танк Пороховщикова («Русский вездеход») и колёсный танк Лебеденко, каждый из которых сделали лишь в одном (опытном) экземпляре. Конструкторы объясняют это либо непрактичностью конструкции, либо «косностью царского правительства». Русская армия в Первой мировой войне не имела ни отечественных, ни импортных танков. Уже во время гражданской войны Белая армия пользовалась теми танками, которые она получала от стран Антанты в небольших количествах. Один из захваченных красноармейцами танков Рено FT-17 весной 1919 года отправили в Москву, где его разобрали и исследовали. Таким образом, проблема создания отечественного танка была решена созданием танков типа М на базе конструкции французского Рено FT-17. Первый из танков типа М назвали «Борец за Свободу тов. Ленин». В период с 1920-1921 годов изготовили 15 танков, однако весной 1921 года в связи с окончанием гражданской войны и интервенции проект закрыли. В боях эти танки не участвовали, их использовали только в сельхозработах (как тракторы) и на военных парадах.

Танки межвоенного периода (1919-1938)

В период между мировыми войнами разрабатывать танки решили и другие государства, помимо Великобритании, Франции и Германии. В это же время, когда генеральные штабы и правительства крупных мировых держав, рассуждали об итогах Первой мировой войны, и понимали неизбежность будущей, ещё более кровавой войны, они разрабатывали и глобальные стратегии боевых действий. Генштабы приняли стратегию, которая придавала большое значение танковым войскам и ставила соответствующие задачи перед конструкторами вооружений и заводами, выпускающие танки.
В межвоенный период у танкостроителей и военных ещё не было единого мнения об оптимальной тактике применения танков и их конструкции. В результате чего выпустили танки таких конструкций, которые впоследствии доказали свою нежизнеспособность, из-за своей узкой специализированности, и из-за того, что их не всегда использовали по назначению. Таким образом, лёгкие танки были сравнительно слабо бронированными, хотя довольно часто и высокоскоростными (например, советский БТ-7 ).

Их броня служила защитой только от пуль стрелкового оружия и снарядных осколков, и в то же время ее легко можно было пробить пулями противотанковых ружей и снарядами противотанковых пушек, начиная с калибра 37 мм. Вооружение у этих танков этого периода было также слишком слабым (калибры артиллерии 25-37 мм), численность его экипажа была недостаточной (2-3 человека), а условия существования - на пределе физиологических возможностей танкистов. В то же время, в начале 1930-х годов, талантливым американским танковым конструктором Дж. Кристи была создана оригинальная схема независимой подвески. В то время достаточно активно разрабатывались конструкции амфибийных и даже авиатранспортабельных танков.
Малоперспективными оказались и малоподвижные многобашенные гиганты, которые носили несколько разнокалиберных пушек и пулемётов как, например, французский
70-тонный Char 2C

и советский 50-тонный

Эта схема включала в себя также и большего количества экипажа (до 10-12 человек), что вело к затруднённости централизованного управления огнём в боевой обстановке и немного усложнило конструкцию. Большие размеры (особенно длина и высота) могли разоблачить его и, как следствие, повышали уязвимость на поле боя. Тогдашние адаптированные карбюраторные двигатели авиационного типа решили низкие тягово-динамические качества таких «супертанков», особенно при их разворотах. В межвоенный период были разработаны и первые танки с дизельными двигателями, например, в Японии в 1932 году (дизель Мицубиси, 52 л. с.). В СССР уже в середине 1930-х годов разработали программу широкой дизелизации танков всех классов, но реально оснастить такими моторами (дизель В-2, 500 л. с.) удалось только средние и тяжёлые машины. В остальных странах дизельные моторы на танки ставились сравнительно ограниченно до 1950-х годов.

Танки военного периода (1939-1945)

Вторая мировая война стала поводом увеличить и улучшить производство танков. Всего за 6 лет танки совершили огромный рывок, чем за предыдущие двадцать. В это время уже многие танки имели противоснарядное бронирование, мощные длинноствольные пушки (калибром до 152 мм), а в конце войны у них появились уже и первые ночные (инфракрасные) прицелы (хотя опыты по их постановке на танк проводились в СССР ещё до войны), а радиофикация танков стала считаться необходимой их частью. Тактика применения танков также значительно усовершенствовалась. Уже в первый период войны (1939-1941) немецкие военачальники показали всему миру, как применение танковых соединений позволяет провести операции по оперативному и стратегическому окружению и быстро выиграть войну (т. н. «блицкриг»). Тем не менее и другие государства (Великобритания, Франция, Польша, СССР и т. д.) создавали собственные теории тактики применения танков, во многом схожие с немецкой. В ходе Второй мировой войны немецкая школа улучшила увеличение бронирования и длины орудий, приборы наблюдения (включая инфракрасные приборы ночного видения), обитаемости, а советская школа брала преимущественно технологичностью и массовостью производства, внося серьёзные изменения в конструкцию базовых типов танков только при крайней необходимости.
Т-34

ИС

Советской танковой школой были созданы также достаточно удачные модели других типов бронетанковой техники, самоходные артиллерийские установки и истребители танков. Американская школа с самого начала отставала в плане компоновки и технологичности, но ей все же удалось наверстать упущенное к концу войны за счёт развёртывания массового производства нескольких избранных моделей, хорошего качества стали и порохов, а также радиофикации (минимум по две рации на танк). Самыми удачными немецкими танками стали:
PzKpfw IV

«Тигр»

«Пантера»

и «Королевский тигр» .

А вот самыми лучшими советскими танками, принимавшими участие во Второй мировой войне, были признаны средний танк Т-34 (в разных вариантах, в том числе его поздний вариант Т-34-85

с разными модификациями 85-мм пушек) и тяжёлый танк ИС-2.

А самым лучшим американским танком стал M4 «Шерман» , который широко поставлялся в СССР по ленд-лизу.

Танки послевоенного периода

Танки послевоенного периода разделяют на три поколения.
Первое поколение послевоенных танков начало создаваться ещё непосредственно во время Второй мировой войны, хотя и не приняло участия в боевых действиях: это советские средние Т-44

Т-54

и тяжёлые танки:
ИС-3

ИС-4


ИС-7


Т-10

американские:
M26 «Першинг»

M46 «Паттон»

M47

английский A41 «Центурион» и другие.

Лёгкие танки окончательно превращаются в специализированные боевые машины: плавающие (советский ПТ-76), разведывательные (американский M41 «Уокер Бульдог») и позже авиатранспортабельные (американский M551 «Шеридан»). С середины 1950-х гг. средний и тяжёлый типы танков уступают место т. н. «стандартному» или «основному боевому танку». Характерными особенностями этих танков служат усиленное противоснарядное бронирование, пушки большого калибра (минимум 90 мм), включая гладкоствольные орудия, пригодные для запуска реактивных снарядов, мощные дизельные моторы, а позже и первые средства защиты экипажа от ОМП. К этому типу танков (но всё ещё первого поколения) относятся советские:
Т-55


Т-62


американский M48

английский Чифтен

французский AMX-30 и другие.

Второе поколение послевоенных танков создавалось в 1960-1970-х гг. для действий в условиях применения противником оружия массового поражения (ОМП) и с учётом появления новых мощных противотанковых средств. Эти танки получают улучшенное бронирование, полный комплекс защиты экипажа от ОМП, насыщаются электроникой (лазерные дальномеры, баллистические вычислители и т. п.), повышается их огневая мощь за счёт использования пушек большего калибра, начинают применяться высокомощные многотопливные двигатели. Советские танки этого периода оснащаются автоматом заряжания. К танкам второго поколения относятся советские:
Т-64

американские M60

западногерманский Леопард-1

В это время также был предпринят ряд обширных программ по модернизации танков первого поколения до уровня танков второго поколения, например, модернизация до уровня танка M60 танка M48A5 (в армии США) и M48A2G (в бундесвере).

По ТТХ танков первого и второго поколений СССР смог опередить своих вероятных противников, но необходимость ограничения массы и размеров основного типа танка (из-за необходимости вписывания в железнодорожный стандартный габарит) и некоторое отставание в оснащении электроникой привели к быстрому моральному старению советских танков первого и второго послевоенных поколений, что нашло подтверждение в войнах 1960-1990-х гг. на Ближнем Востоке.
Танки третьего поколения создавались в 1970-1980-х гг., а в войска начали поступать в 1980-х годах. Для танков этого поколения характерно использование новых, высокотехнологичных средств защиты (активная защита, динамическая защита), насыщенность совершенной электроникой, на некоторые модели танков начинают устанавливаться сверхмощные и компактные газотурбинные двигатели.
К танкам этого поколения относятся советские и российские:
Т-72Б

американский M1A2 «Абрамс»

западногерманский «Леопард-2»

французский «Леклерк»

Конструкция танка

Компоновка
В настоящее время подавляющее большинство танков создано по так называемой классической компоновочной схеме, основными признаками которой являются установка основного вооружения (пушки) во вращающейся на 360° башне и заднее расположение моторно-трансмиссионного отделения. Исключениями здесь являются шведский танк Strv-103

(безбашенная схема) и израильские танки «Меркава»

модели 1, 2, 3 и 4 с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения.

Двигатель танка

На ранних этапах развития танкостроения обычно использовался бензиновый карбюраторный двигатель автомобильного, а позже авиационного типа (включая моторы звездообразной компоновки). Непосредственно перед Второй мировой войной, а также в ходе её, получили распространение (преимущественно в СССР и США) дизельные двигатели, ставшие основным типом танковых моторов во всем мире со второй половины 1950-х гг., позже заменённые многотопливными двигателями, а в последние два-три десятилетия и газотурбинными двигателями (ГТД). Первым серийным танком с ГТД в качестве основного двигателя стал советский Т-80

В 1930-1950-х гг. велись споры между сторонниками и противниками применения в качестве силовой установки танков двух типов двигателей внутреннего сгорания - карбюраторных и дизельных. Этот спор завершился окончательной победой сторонников дизельных двигателей. В наше время основной спор ведётся между сторонниками и противниками использования на танках дизельных двигателей и ГТД. Оба типа двигателей отличаются собственными преимуществами и недостатками. В годы Первой мировой войны был построен паровой танк, а в 1950-х годах в США был разработан ряд проектов атомных танков, но все эти типы силовой установки распространения в итоге не получили.

Преимущества ГТД над дизельным двигателем:
Меньше расход смазочных жидкостей.
Меньше время подготовки к запуску, особенно на морозе.
Выхлопные газы ГТД гораздо менее токсичны, их можно напрямую использовать для обогрева танка, в то время как на танках с дизельными двигателями требуется специальный теплообменник.
Более благоприятное для транспортной машины применение крутящего момента, коэффициент приспособляемости составляет 2,6. Этим коэффициентом определяется уменьшение количества переключений при движении по пересечённой местности.
Более простая система трансмиссии.
Лучшая «незаглохаемость», то есть способность двигателя к продолжению работы, даже если танк упрётся в препятствие или застрянет в глубокой грязи.
В 1,75-2 раза ниже уровень демаскирующих шумов.
Ресурс ГТД в 2-3 раза выше, чем у поршневых двигателей, за счёт уравновешенности и сведения к минимуму трущихся поверхностей в моторе.
Большая компактность.
Большая мощность при том же размере (массе)

Преимущества дизельного двигателя над ГТД:

Большая надёжность в условиях высокой запылённости. В отличие от авиационных турбин, танковая работает у самой земли и за минуту пропускает через себя несколько кубометров воздуха, часто содержащего большие количества поднятой танком пыли. Отсюда намного выше требования к системе очистки поступающего воздуха.
Незначительное падение мощности при высоких температурах окружающей среды.
Меньший в 1,8-2 раза расход топлива, то есть, с одной стороны, более дешёвая эксплуатация, с другой - больший запас хода при том же количестве возимого топлива
Стоимость дизельного двигателя до десяти раз меньше.
Лучшая пожаробезопасность вследствие использования плохо воспламеняющегося дизельного топлива.
Возможность ремонта в полевых условиях.
Ещё одним немаловажным преимуществом является возможность запуска дизельного двигателя танка с буксира, т. е. «с толкача», поэтому танк с таким двигателем имеет большую вероятность продолжить выполнение своей задачи при помощи другого танка
Дизельные двигатели слабее нагреваются, поэтому менее заметны для тепловизоров.
Для преодоления водных преград по дну танку с ГТД требуется вытяжная труба - выхлоп в воду для него невозможен.Сравнительные войсковые испытания танков Т-64А и Т-72 с дизельными двигателями 5ТДФ и В-46 соответственно и Т-80 с газотурбинным двигателем ГТД-1000Т, проведённые правительственной комиссией, показали
Танки Т-80, номинальная удельная мощность которых превышала показатели Т-64А и Т-72 соответственно на 30 и 25 %, имеют преимущество по тактическим скоростям в европейских условиях лишь на 9-10 %, а в условиях Средней Азии - не более 2 %.
Часовой расход топлива газотурбинных танков был выше дизельных на 65-68 %, километровый расход - на 40-50 %, а запас хода по топливу меньше на 26-31 %; это приводило к необходимости при организации маршей предусматривать возможность дозаправки танков Т-80 в ходе суточных переходов.
На высоте 3 км над уровнем моря потеря мощности у двигателя 5ТДФ достигала 9 %, у В-46 - 5 %, у ГТД-1000Т - 15,5 %.

Дизельные танки в настоящее время находятся в танковых парках 111 стран мира, а газотурбинные - в танковых парках 9 стран мира. Разработчиками, производителями и поставщиками газотурбинных танков являются США и Россия (Советский Союз). Дизельные танки составляют основу танковых парков армий всех стран мира, за исключением США. Развитие мировых танкостроения и танкового рынка в 2003-2012 гг. определяют 25 специальных программ, из которых 23 относятся к дизельным танкам, только 2 - к газотурбинным. В Германии фирма MTU Friedrichshafen в настоящее время разрабатывает новые высокотехнологичные дизельные двигатели серии 890 четвёртого поколения для будущих бронированных боевых машин. Многие страны, покупающие танки, предпочитают модели с дизельным двигателем и даже требуют замены ГТД на дизели в качестве условия к допуску на тендер. Так, в 2004 году Австралия в качестве своего будущего танка выбрала танк M1A2 «Абрамс», но при условии, что ГТД танка в нём будет заменён на дизельный двигатель. В США даже конкретно в экспортных целях был разработан танк M1A2 «Абрамс» с дизельным двигателем.

Существуют конструктивные решения, позволяющие значительно улучшить характеристики дизельных двигателей. В целом, несмотря на утверждения сторонников каждого из типов двигателей, в настоящее время нельзя говорить о безусловном превосходстве одного из них.
Современные дизельные двигатели, как правило, многотопливные, могут работать на всём спектре топлив: бензинах всех типов, включая высокооктановый авиационный бензин, реактивном топливе, дизельном топливе с любым цетановым числом, но номинальным топливом в мирное время для них служит авиационный керосин. Подавляющее большинство дизельных двигателей снабжено системой турбонаддува, а в последние годы и промежуточными охладителями наддувочного воздуха (интеркулерами).

Ходовая часть

Все танки имеют гусеничный движитель, прототип которого был запатентован ещё в 1818 году французом Дюбоше. Такая конструкция ходовой части позволяет танку без труда передвигаться в условиях бездорожья, по различным типам грунтов. Гусеницы современных танков стальные, с металлическим или резинометаллическим шарниром (РМШ), по которым танк едет на опорных катках (как правило, обрезиненных; в современных танках их количество от пяти до семи). В некоторых моделях верхняя часть гусеницы, провисая, опирается на опорные катки, в других используются специальные поддерживающие катки малого диаметра. Как правило, в передней части находятся направляющие колёса, которые совместно с механизмом натяжения обеспечивают требуемое натяжение гусеницы. Гусеницы приводятся в движение посредством зацепления их ведущим колесом, крутящий момент на которое подаётся от двигателя через трансмиссию. Путём изменения скорости перематывания одной или обеих гусениц танк может совершать поворот, в том числе и разворот на месте.

Важным параметром является площадь той части гусеницы, которая контактирует с землёй (опорная поверхность гусеницы), точнее, отношение массы танка к этой площади - удельное давление на грунт. Чем оно меньше, тем по более мягким грунтам может двигаться танк, т. е. тем выше его опорная проходимость.

Удельное давление на грунт некоторых современных танков



Все танки имеют систему подрессоривания (подвеску) - совокупность деталей, узлов и механизмов, связывающих корпус машины с осями опорных катков. Система подрессоривания предназначена для передачи силы веса танка через опорные катки и гусеницу на грунт, для смягчения толчков и ударов, действующих на корпус танка, и для быстрого гашения колебаний корпуса. От качества системы подрессоривания в большой степени зависят средние скорости движения танков по местности, меткость огня с ходу, работоспособность экипажа, надёжность и долговечность работы оборудования танка.

Речь пойдет о советских "истребителях танков", практически неизвестных широкому кругу любителей истории БТТ.

На самом деле работы по советским противотанковым САУ, которые в СССР тогда назывались “танками-истребителями”, начались почти одновременно с их немецкими аналогами. Ещё до начала войны, в апреле 1941 г., в частности, обсуждался вопрос о перевооружении танка Т-50 57-мм пушкой ЗиС-2, способной бороться с любыми танками противника. Работу по такой САУ поручили заводу №174, специалисты которого разработали проект с использованием шасси легкого танка при несколько видоизмененном корпусе и просторной рубкой вместо башни. Эта разработка вызвала интерес у военных, но из-за начала войны до практической реализации дело не дошло.

Пока разворачивалось производство Т-50 поступило предложение выпускать на шасси легких танков Т-26 (которые поступали на ремонт в больших количествах) аналогичную САУ, вооруженную 76,2-мм пушкой Ф-32, установленной в бронированной надстройке. Таким образом предполагалось получить аналог немецкого “Marder”, однако эвакуация предприятий, занятых выпуском орудий не позволила выполнить и этот план. Потом о “танках-истребителях” на время забыли.

К данному вопросу вернулись только весной 1942 г. По всей видимости, удачное использование немецких противотанковых САУ, вооруженных даже 47-мм пушками, приняло к сведению и советское командование. Для новой самоходки предлагалось использовать доработанное шасси легкого танка Т-60, с применением автомобильных агрегатов.
В апреле 1942 года с инициативой организации производства специальных противотанковых САУ выступил уже НКВ. Интересно отметить, что в задании па разработку эти САУ назывались "штурмовые противотанковые орудия", причем особо оговаривались следующие их особенности:

"1. Иметь возможно более низкий силуэт (желательно на уровне среднего роста человека)
2. Использовать наиболее дешевые узлы массово производимых легких танков, грузовых автомобилей и тракторов.
3. В качестве силовой установки иметь возможность установки серийно производимых автомобильных моторов, из числа хорошо освоенных промышленностью.
4. Иметь возможно меньшую численность экипажа, не свыше 3 человек.
5. Иметь вооружение, способное на дистанции 500 м пробивать броню толщиной 50 мм и более.
6. Броневая защита САУ должна обеспечивать надежную защиту машины от 37-мм противотанковых пушек с лобовых ракурсов на всех дистанциях действительного огня. Борта и корма САУ должны предохранять экипаж от пуль крупнокалиберных пулеметов, легких ПТР, а также осколков снарядов, бомб и мин."

К работе над проектом САУ подключились конструкторские коллективы НИИ-13, МВТУ им. Баумана, НАТИ, ЦАКБ, Уралмашзавода, а также родственные предприятия из НКТП: завод № 592, ГАЗ, ОКБ 38 и ряд других.
Первым справилось КБ НИИ-13. Бронирование самоходки состояло из 15-35 мм бронелистов, размещенных под большими углами наклона, двигатель и КП заимствовали у автомобиля ЗиС-5. Было предложено три варианта вооружения:
- с 45-мм пушкой М-42 (И.13.73-СУ)
- с двумя спаренными 45-мм пушками М-42 (И.13.75-СУ)
- с 76-мм “самоходной” пушкой, являвшейся доработанной Ф-22 (И.13.76-СУ)
В декабре 1942 г. поступило распоряжение собрать САУ первого и третьего вариантов, присвоив им обозначения СУ-ИТ-45 и СУ-ИТ-76. Постройку обеих самоходок завершить не успели, поскольку испытания трофейных образцов танков Pz.IV и Pz.VI “Tiger” показали, что выбранные орудия не будут эффективными против этих немецких машин. С осени 1943 года НИИ-13 больше не возвращался к работам по созданию противотанковой самоходной артиллерии, хотя еще несколько раз в течение года пытался протолкнуть свое детище на вооружение РККА.

И.13.73-СУ она же СУ-ИТ-45



И.13.76-СУ она же СУ-ИТ-76 продольный разрез


Весной-летом 1943 г. на скользкий путь создания специального легкого истребителя танков ступили конструкторы ГАЗ во главе с H.A. Астровым. Летом 1943 года они совместно с КБ НАТИ подготовили два проекта бронированных САУ, фигурировавших в переписке по наркомату танковой промышленности, как "безбашенные танки-истребители ГАЗ-74". Между собой эти две САУ отличались расположением боевого отделения. В первой машине - ГАЗ-74а - боевое отделение должно было располагаться в корме машины по типу ГАЗ-71 и уже принятых на вооружение СУ-12 (более известных как СУ-76), что улучшало распределение массы САУ на опорные катки, поднимало маневренность, правда, за это приходилось платить сравнительно большим силуэтом и массой машины.

Второй вариант (ГАЗ-74б ) очень напоминал СУ-ИТ-76, предложенный НИИ-13. Машина имела низкий силуэт, хорошее бронирование (в лобовой части - 45 мм) с наклонным расположением броневых листов и вооружалась 76-мм пушкой С-1 (такая же пушка стояла на серийной СУ-76и). Новый истребитель должен был получить также дизельмотор GMC-71.

ГАЗ-74б была построена, прошла заводские испытания, в целом была одобрена военными и даже под индексом СУ-76-И (не путайте с СУ-76и) или СУ-74 допущена до государственных испытаний. Однако в 1943 году вооружение таких машин 76-мм пушкой с длиной ствола 41 калибр считалось уже недостаточным для борьбы с немецкими тяжелыми танками, а стоимость этой САУ значительно превышала стоимость серийной СУ-76, которая уже выпускалась массово. Поэтому участь ГАЗ-74б в тот момент была решена.
Противотанковая САУ ГАЗ-74б, она же СУ-76-И, она же СУ-74






Летом 1943 года горьковский артиллерийский завод №92 с подачи начальника ЦАКБ В.Грабина при поддержке Д.Устинова возобновил производство 57-мм противотанковых пушек ЗИС-2, а также их танковых вариантов ЗИС-4, прекращенное в конце 1941 года. Эти орудия имели очень хорошие показатели бронепробиваемости. Это обстоятельство вновь подстегнуло проектировщиков к созданию противотанковых САУ. Уже в начале августа 1943 года из ворот завода №38 на заводские испытания вышла машина СУ-57 , представлявшая собой серийную СУ-76M с установленным 57-мм противотанковым орудием СУ-15-57 вместо штатной 76-мм пушки. Но испытания показали, что усилие отката 57-мм орудия выходит за пределы, оговоренные заказчиком. Кроме того, военные мотивировали отказ от САУ тем, что истребители танков должны были, по их мнению, иметь закрытый бронекорпус противоснарядного бронирования и дизельный двигатель, как менее пожароопасный в замкнутом объеме.

Тем временем ГАЗ упорно продолжал работы над истребителем танков. Причем шло как создание новой машины ГАЗ-74б с 57-мм длинноствольной пушкой С-1-57, так и совершенствование машины, оснащенной 76-мм пушкой (для нее из ЦАКБ ждали 76-мм пушку большой мощности С-54 с длиной ствола около 60 калибров).
Чтобы отличить изделие ГАЗ, вооруженное 57-мм пушкой от САУ, выпущенной заводом № 38, первой дали условный индекс СУ-57б , в то время как прошедшая испытания машина завода № 38 (СУ-76М, перевооруженная пушкой ЗИС-2) именовалась в переписке по НКТП как СУ-57а.
Несмотря на то, что СУ-57б выдержала почти все предложенные испытания, на вооружение она не принималась. К числу причин непринятия на вооружение назывались высокая стоимость САУ, необходимость производить новый дизель, не освоенного отечественной промышленностью (зависеть от зарубежных поставок в условиях войны было бы верхом неблагоразумия).

САУ СУ-57б



Внесло свою лепту в создание отечественного "Хетцера" и КБ НАТИ. Видимо, учтя опыт работ над ГАЗ-74, здесь разработали свой вариант безбашенного истребителя, причем проект в переписке шел под грифом "охотник" (интересно, что "Хетцер" с немецкого "егерь" – охотник, приваживающий животных). По готовности этот истребитель танков, вооруженный 57-мм пушкой, прошел испытания. Но эта машина, не получив требуемый двигатель, была спешно переработана под параллельную спарку двигателей ГАЗ-M1 суммарной мощностью 100 л.с, которая испытывала многочисленные поломки на испытаниях. Таким образом, машина по комплексу боевых характеристик и цене мало отличалась от образцов завода ГАЗ, которые активно продвигались на всех уровнях. Для увеличения мощности выстрела САУ в конце 1943 г. была перевооружена 76,2-мм орудием С-54-2, имевшим баллистику зенитного орудия обр. 1931 г. (3К), но и это не изменило отношения к машине представителей ГБТУ.
Истребитель танков конструкции ЦАКБ-НАТИ. 1943 г.


Работы по совершенствованию ГАЗ-74 в 1944 году привели к созданию улучшенной САУ, получившей индекс ГАЗ-76д, или СУ-76д ("дизельная"). Правда, пушку С-54 для нее так и не получили, но броню в лобовой части довели до толщины 60 мм и в таком виде с 76-мм пушкой С-1 допустили до государственных испытаний под индексом СУ-80. Но на вооружение она принята не была опять же ввиду отсутствия явных преимуществ перед серийной СУ-76 и из-за наличия импортного дизеля, производство которого не было освоено ни в Ярославле, ни в Миасе, ни на подвергшемся в 1943 году повторной бомбежке, Горьковском автозаводе.
СУ-76д

Интересно отметить, что в начале 1945 года, захваченную в Венгрии САУ "Хетцер" испытывали совместно с СУ-57б, причем в заключении говорилось:

"Таким образом, немецкий опыт танкостроения показывает, что применение малоразмерных безбашенных танков в современной войне полностью себя оправдало... Сравнение немецкого безбашенного танка типа "оса" с машиной СУ-57б горьковского завода, имеющими сходную массу, показывает некоторые преимущества отечественной машины, связанные с применением дизель-мотора... Весьма удачным следует считать установку на крыше немецкого танка оборонительного пулемета с возможностью ведения огня из-за брони... К недостаткам СУ-57б можно отнести отсутствие в ее боекомплекте мощного осколочного или осколочно-фугасного снаряда..."

В течение 1943-44 годах работы над отечественными "гробиками" подошли к своему логическому концу. Это понятно, так как на вооружении уже стояли танки с 85-мм пушкой, снаряды которой обладали и большой бронепробиваемостью и более мощным фугасным действием. Но главное - потребность в таких ярко выраженных машинах оборонительного назначения уже не стояла столь остро, как в 1941-42 годах.

Под занавес этой истории горьковчане все же создали еще одну противотанковую САУ ГАЗ-75 , ставшую как бы последним аккордом - венцом среди советских "Хетцеров". Интересно было то, что при боевой массе не более 18 тонн ГАЗ-75 несла лобовую броню толщиной в 75-90 миллиметров (тогда как серийная СУ-85 - всего 45 мм) и была вооружена тем же 85-мм орудием, как Т-34-85 и СУ-85. Расположение боевого отделения в середине САУ улучшало распределение массы на опорные катки и улучшало проходимость на пересеченной местности. При этом удачная коробка передач САУ делала ее чрезвычайно подвижной как на шоссе, так и на пересеченной местности. Но на вооружение и эта САУ все-таки не попала...
САУ ГАЗ-75






Источники:
Свирин М. "Самоходки Сталина.История советской САУ 1919-1945". Москва. "Яуза"\"ЭКСМО". 2008
Карпенко А.В. "Лёгкие самоходные артиллерийские установки. Отечественные самоходные артиллерийские и зенитные установки. Часть 1", Санкт-Петербург, Бастион, 2000
Солянкин А.Г., Павлов М.В., Павлов И.В., Желтов И.Т. "Лёгкие самоходно-артиллерийские установки. Отечественные бронированные машины 1941-1945. Том 2". Экспринт, 2005

Как известно, в СССР бензиновых моторов М-17 было произведено 27.534 штуки, и это при том, что в производстве моторы были с 1931 г. по 1934 г. - всего 4 года. Промышленности СССР в том виде, какой она была в начале 40-х годов, было под силу производить этот мотор десятками тысяч штук в год. Сходных по конструкции моторов М-105 было произведено около 91 тысячи, 10 тысяч АМ-34, не менее 50 тысяч АМ-38, ну и так далее.

Ничего не мешало и улучшить его технологичность применительно к танкостроению - перейти на цельнолитой блок цилиндров и так далее.

Можно было на основе этого мотора сделать и специальный танковый двигатель. Скажем, Форд разработал для танка Шерман отличный 8-цилиндровый мотор Ford GAA мощностью - да, те же самые 500 кобыл (даже 525 при двух карбюраторах).

В своё время фордовцы создали этот мотор для авиации, и первоначально он существовал в 12-цилиндровом варианте. Однако авиация США перешла на звездообразные воздушники, и двигатель оказался невостребованным. Тогда фордовские конструкторы и предложили его танкистам, но тем 12 цилиндров показалось многовато, и двигатель был переделан в 8-цилиндровый вариант. При этом угол развала цилиндров остался 60-градусным, что более характерно для 12-цилиндровых агрегатов. Этот мотор потом ставили на Першинги и много еще на что.

Обращает внимание его компактность в сравнении с монстрообразным советским дизелем V12 (В-2).

The GAA was used in the M4A3 (1,690), M4A3(75)W (3,071), M4A3(76)W (1,400), M4A3 (105) (500), M4A3E2 (254), M4A3(76)W HVSS (3,142), M4A3(105) HVSS (2,539), M10A1 (1,413), and M7B1 (826).
The GAF powered the M26 (2,222), M26A1, T95, and M45 (185).
The GAN powered the T23 (248) and M4A3E2 (254).
In order to meet the need for a larger engine, Ford resurrected the V-12 as the GAC, which produced 770 hp (570 kW) and powered the T29

Мотор имеет объем 18 литров при степени сжатия 7.5

Для сравнения — дизель В-2 имеет объем почти 39 литров, ну и соответствующие размеры. Грубо говоря — он ВДВОЕ больше размером (объемом, занимаемым в двигательном отсеке), чем равной мощности Ford GAA.

Чтобы оценить разницу в размерах — вот легковой Форд Мустанг с мотором Ford GAA от танка:

Для сравнения — дизель В-2 вы не всунете даже в КАМАЗ, настолько он огромный.

Весит Ford GAA 708 кг против 874 кг у дизеля В-2 — разница в 166 кг не кажется существенной, а вот разница в размере приводит к куда более драматическому росту массы конструкции танка из-за увеличения забронированного объема.

Кстати, Форд на этом моторе применил оригинальный привод распредвалов:

В головки идут вертикальные валы с червяком, вращающим зубчатые колеса распредвалов. Решение довольно элегантное на фоне косячных наборов зубчатых колес на В-2, с которыми мучались изготовители.

Бензиновый Ford GAA был настолько удачен, что производился до 1950 года включительно, пока авиация не перешла полностью на реактивные двигатели, и танковые моторы потребовалось адаптировать к работе на авиакеросине, из соображений гибкости логистики. Только тогда всю армейскую технику в США стали переводить на дизеля и турбины.

Но ладно — США нам не указ. Однако же есть абсолютные технические и технологические ограничения.

В производстве бензиновый двигатель в разы дешевле дизельного той же мощности и габаритов. При всех усилиях снизить себестоимость массовых автомобильных дизелей, даже сейчас они обходятся примерно вдвое дороже, чем бензиновые моторы с распределенным впрыском той же мощности. Понятно, что на технологиях 40-х годов разрыв в себестоимости был гораздо большим. Утверждается, что мотор М-17 обходился в производстве в 3.5 раза дешевле, чем дизель В-2, при этом не требовал столько дефицитных материалов и высококвалифицированного труда.

Авиационные бензиновые моторы успешно делают более 100 лет, авиационный дизель - начали пытаться делать лишь в 40-х годах, и он не отлажен до сих пор, несмотря на все успехи. Что доходчиво показывает разницу в необходимом уровне технологий между моторами на легком и тяжелом топливе.

Собственно, поэтому легковые автомобили до сих пор ездят на бензиновых моторах, а дорогие дизеля прочно обосновались на коммерческом транспорте — то есть там, где их более высокая топливная экономичность может понемногу «отбить» затраты на более дорогой мотор, а увеличенная масса и размеры не слишком существенны.

Двигатель – важнейшая часть любой машины, в т.ч. танка. Без двигателя, скажем, когда кончилось горючее, танк превращается в неподвижную огневую точку. Боевая ценность такой единицы резко снижается. Ведь подвижность танка – одно из важнейших боевых свойств грозной машины. Статью, посвящённую двигателям танков, пришлось разделить на две части. Первая часть посвящена карбюраторным двигателям и газовым турбинам. Во второй расскажу о танковых дизелях.
1.Карбюраторные двигатели.
Первым советским танковым двигателем стал мотор от грузовичка АМО, т.е лицензионный мотор от итальянского грузовика Фиат, выпускавшегося на автозаводе, который ныне носит название ЗИЛ. Его ставили не только на первые танки КС, но и на крупносерийный танк МС-1 в несколько модернизированном виде (первоначальную мощность в 34 л.с. довели до 40 «лошадок»), а также на бронеавтомобиль БА-27. Этот карбюраторный движок имел одну особенность – воздушное охлаждение. Такой способ охлаждения применяется редко, хотя он и имеет ряд преимуществ: такой двигатель проще, т.к. не имеет сложной системы водяного охлаждения, однако, он менее надёжен, особенно в жаркую погоду. Впоследствии, после модернизации на танк МС-1 (менее известный под обозначением Т-18), ставили автомобильный двигатель от М-1.
Вторым двигателем, который стоит упомянуть был М-6. Это вариант авиационного двигателя Испано-Сюиза 8FB водяного охлаждения. Он применялся на первом советском среднем танке Т-24, а также на опытном танке Гротте. Танк Т-24 был выпущен в количестве 26 экземпляров, был не очень удачным и не оставил заметного следа в советском танкостроении. Известен он только потому, что это первый советский средний танк. Более известен танк Гротте, хотя он и был построен в одном экземпляре, прежде всего из-за того, что в нём было применено много новшеств. На танк планировалось установить двигатель конструкции самого Гротте, но он не был ещё достроен. Пришлось временно установить то, что было под рукой. Аккурат, это был М-6. Двигатель, увы, не умещался в моторном отсеке и головки блоков цилиндров высовывались наружу. Этот танк имел ряд оригинальных технических решений, однако оказался непомерно дорогим, а также сложным в производстве. В массовое производство вместо него запустили танки БТ. Двигатель М-6 в советском танкостроении больше не применялся, да и в советской авиации имел довольно ограниченное применение. М-6 имел V-образную конструкцию и 8 цилиндров. На танках он был отрегулирован на максимальную мощность до 250 л.с., хотя на самолётах развивал до 300 л. с.
На рубеже 30 х годов, в СССР стала бурно развиваться промышленность, в частности танкостроение. По моде того времени в СССР стали выпускать «танкетки» - сверхлёгкие танки, оснащённые пулемётом. Первым образцом такой танкетки стала машина, выпущенная английской фирмой «Карден – Ллойд». Она имела ряд положительных качеств: простота, малая заметность, сносная проходимость, а главное невысокая стоимость. Немало было и недостатков. Малая боевая ценность, низкая стойкость тонкой брони, ненадёжность, слабое вооружение. Наши военные закупили двадцать образцов и подобную танкетку стали выпускать и у нас, хотя она претерпела ряд крупных изменений. В частности, лишилась башни. Она имела обозначение Т-27. Танкетка имела слабую броню и невысокую боевую ценность, однако, относительно успешно применялась против… басмачей. Двигатель в 40 л. с. и трансмиссия у неё, были позаимствованы у грузовика ГАЗ-АА, впоследствии – знаменитой полуторки, производимой по фордовской лицензии. Кстати, Нижний Новгород переименовали в Горький лишь в конце 1932 г, а машины начали выпускать в январе того же года, и сначала назывались они НАЗ! Карбюраторный четырёхцилиндровый двигатель от полуторки был очень неприхотлив, имел рабочий объём 3,28 л и очень маленькую степень сжатия 4,25: 1, что позволяло полуторкам в очень жаркую погоду работать на… керосине! С этим же движком выпускали и более поздние плавающие танкетки Т-37А и Т-38. Позже, когда на ГАЗе стали выпускать знаменитые Эмки М-1, с форсированным на четверть, до 50 л.с. вариантом двигателя, этот движок стали ставить на плавающие танкетки Т-38. В тридцатых годах у нас было около двух десятков вариантов новых лёгких танков, в том числе маленьких танкеток, многие из которых не были даже построены. Порой на них применялись самые экзотические моторы. Так, не пошедшая в серию, лёгкая танкетка ППГ (подвижное пулемётное гнездо) имела мотоциклетный двигатель мощностью в 16 л.с. Кстати, это последняя танкетка, созданная в СССР. Испытывали её в 1940г, уже после завершения войны с Финляндией.
Самым распространённым предвоенным танком у нас был Т-26. Этот довольно удачный лёгкий танк сопровождения пехоты был закуплен в Англии в 1930г. Там он носил обозначение МК. Е шеститонный фирмы Виккерс-Армстронг. Как правило, закупленные на Западе машины при производстве в СССР проходили ту или иную доработку. Неожиданно оказалось, что Польша, которую мы числили в наиболее вероятных противниках, закупила тот же танк и готовится к его производству. Пришлось срочно налаживать производство нового танка и у нас без особых доработок. Однако двигатель нового танка и без доработок поначалу оказался слишком сложным для изготовления в нашей стране. В это трудно поверить, но брак при производстве нового танка по двигателям сначала достигал 65 процентов! Постепенно производство наладили, количество брака резко уменьшилось. Впоследствии, из-за значительного роста массы танка, мощность двигателя оказалась недостаточной. В результате модернизации удалось поднять её с 90 до 95 л. с., что было явно маловато. Существовали планы по замене двигателя на более мощный, но кончилось тем, что создали новый танк! О нём рассказывается в статье «Нелёгкая судьба лёгкого танка». Двигатель Т-26 был рядным, восьмицилиндровым, имел рабочий объём 6,6 л, но самое интересное, имел воздушное охлаждение. В целом мотор был относительно удачным, как и весь танк, но больше нигде не применялся и поэтому его след в истории нашей техники довольно неприметен.
Другое дело двигатель М-5, который ставили на танки серии БТ-2 и БТ-5. Это вариант мощного (по тем временам) авиационного двигателя «Либерти». Пожалуй, этот американский двигатель был самым лучшим авиадвигателем Первой Мировой войны. Интересна история его создания. Американцы долго не вступали в войну, надеясь отсидеться за широкой гладью океана. Хотя сочувствовали странам Антанты и помогали, чем могли. Грянула Февральская революция в России и важнейший союзник стал ненадёжен. В апреле 1917г американцы, наконец, вступили в Войну. Говорят, что они узнали, будто немцы пытались замутить революцию в Мексике, но, скорее всего, не обошлось без происков англичан. Соединённые Штаты тогда ещё считались отнюдь не главным, а второстепенным периферийным, хотя и перспективным быстрорастущим государством. Американцы не думали, что придётся воевать. В ту пору у них не было авиадвигателей достаточной мощности, да и по авиации и по некоторым другим видам военной техники они значительно отставали от больших европейских государств. Пришлось ударными темпами развивать оборонную промышленность. Кстати в ту пору в СаСШ, так раньше у нас называли США, был построен опытный танк с, паровым двигателем! Двигатель «Либерти» был создан в кратчайшие сроки. Почти сразу после вступления СаСШ в войну. Конструкторов, его создававших, держали в гостинице… на казарменном положении. Когда Кристи создавал свои танки, война давно уже кончилась, но удачный двигатель пришёлся впору.
Танк Кристи начали выпускать у нас под маркой БТ-2, позже появились варианты БТ-5 и БТ-7. На танки из соображений экономии ставили отнюдь не новые движки, а двигатели, отработавшие в авиации установленный срок и прошедшие капремонт. В авиации основным потребителем этих двигателей был первый советский самолет, выпускавшийся у нас большой серией. Это Р-1, представлявший собой лицензионный английский DH-9. Один из лучших самолётов Первой Мировой войны к тому времени уже изрядно устарел и у нас заменялся на Р-5. Ставили этот двигатель и на другие самолёты. Двигатель «Либерти» был двенадцатицилиндровым V-образным. У нас его содрали с трофейного образца, ещё в 1923г. Особенностью этого двигателя была система зажигания по автомобильному типу без магнето. Это потребовало применения двух свечей на цилиндр.
Тогда же в Германии мы приобрели лицензию на более мощный и высотный двигатель БМВ-6. Под маркой М-17 у нас развернулось его массовое производство. V- образный 12 цилиндровый двигатель в танковом варианте развивал мощность до 500 л.с. и имел рабочий объём 46, 8 л. его ставили не только на БТ-7, но и на более тяжёлые средний танк Т-28 и тяжёлый танк Т-35. Мало того из-за нехватки дизелей В-2, его иногда ставили и на новые танки Т-34 и КВ. На танке БТ-7 с этим двигателем удельная мощность достигала рекордного и ныне показателя свыше 35 л.с. на т. Именно благодаря использованию этого двигателя танки БТ показывали чудеса подвижности. Всего было произведено 27,5 тыс. этих удачных двигателей. Двигатель М-17 оказался самым мощным карбюраторным двигателем, применяемым когда-либо на наших танках.
О двигателе ГАЗ-202 уже шла речь в рассказе «Ратник танковой рати». Его, и его модификацию ГАЗ-203 ставили на лёгкие танки Т-40, Т-60, Т-70, Т-80 и самоходки Су-76 и СУ-76М., причём на последних машинах использовались спаренная установка из двух двигателей, т.к. подходящего двигателя соответствующей мощности тогда не было. Шестицилиндровый двигатель имел рабочий объём 3,48л. Причём прототип этого двигателя Додж д5 имел рабочий объём 3,56л. «Лишние» кубические сантиметры исчезли при переводе дюймовых мер движка в метрические. Мощность двигателя в разных вариантах была от70 до 85 л.с. . На, выпущенном после войны автомобиле ЗИМ ГАЗ-12, использовался вариант того же двигателя, форсированный до 90л.с. На грузовике ГАЗ-51А, а позднее ГАЗ-52 этот двигатель дожил почти до наших дней. На базе того же двигателя был создан четырёхцилиндровый вариант с рабочим объёмом 2,12 литра, который использовался на автомобилях Победа М-20 и ГАЗ-69. Как ни странно, этому маломощному двигателю нашлось применение и на бронетанковой технике, а именно на лёгкой авиадесантной АСУ-57, но это было уже после Войны. В дальнейшем карбюраторные двигатели на советских танках не использовались, хотя на бронетранспортёрах применялись ещё довольно долго.
2.Газовые турбины.
Газовые турбины в качестве двигателей самолётов появились во Второй Мировой войне, а для вертолётов стали применяться в середине пятидесятых. Первый газотурбинный вертолёт МИ-6 появился у нас в конце 50х годов (Его испытания начались 5 июля 1957г). Позднее, на рубеже 60-х появились новые газотурбинные вертолёты МИ-2, МИ-8 и КА-25. Газовая турбина прочно заняла место главного вертолётного двигателя, поршневые движки остались только на самых маленьких вертолётах. Пытались применить её и на других видах техники. Появились они на судах, небольшой серией у нас был выпущен железнодорожный газотурбовоз. Не обошла эта мода и танки. Первый газотурбинный танк Т 96 испытывался в США ещё в 1954 году. Первый газотурбинный танк - объект 278 в СССР стал строиться ещё в 1957 году, на базе серийного Т-10, но так и не был достроен. Аналогичный ему объект 277 с дизельным двигателем был построен, испытывался, но в серию не пошёл. Недалёкий Хрущёв считал, что в эру ракет танки себя изжили. Однако конструкторы танков в газовой турбине видели перспективный двигатель для танков. Опытные танки с газотурбинным двигателями появились сразу в нескольких КБ. Ещё в 1963г в Харькове Морозов поставил на новый танк Т-64 газотурбинный двигатель ГТД-3ТЛ мощностью 700 л.с. Танк получил обозначение Т-64Т. На Урале в КБ нижнетагильского завода в 1964г был построен опытный танк объект 167Т с газотурбинным двигателем ГТД - 3Л. По моде тех времён был построен и т. н. ракетный танк объект 288 с двумя вертолётными двигателями ГТД - 350. В качестве основного вооружения на ракетных танках применяются ПТУРСы. Было построено и испытывалось несколько образцов ракетных танков. Такое оружие считалось перспективнымю Увы, такие танки не обладали достаточной эффективностью. На танк с газотурбинными двигателями ПТУРСы даже не поставили. Единственным ракетным танком стал ИТ-1, созданный на базе Т-62, но тираж составил 104 штук! Для наших машин цифра смешная. Танки с газотурбинными двигателями проходившие в нашей стране испытания, увы, оказались недостаточно надёжными.
Тем временем в Швеции ещё в 1961 году был создан танк, который резко отличался от всех остальных танков в мире. Во - первых он был безбашенным, т.е. не имеющим башни (!), во-вторых имел гидравлическую подвеску – редкость для танков, имел два двигателя, что тоже редкость, но один двигатель был обычный дизель, а второй газовая турбина! Но, самое необычное, чудной танк пошёл в серию! Более известен поздний вариант этого танка STRV – 103B, имевший более мощный вариант турбины в 490 л.с., основной дизель был в два раза слабее 240 л.с. Увы! Новый танк не стал законодателем танковой моды. Аналогичных машин нигде в мире больше не строили.
В рассказе «Самый противоречивый танк» мы уже писали про очень ненадёжный и капризный двигатель танка Т – 64, из-за которого возникли проблемы после принятия его на вооружение. Из-за этого у нас были созданы два танка с более надёжными двигателями. На Урале построили дизельный Т-72, а в Ленинграде создали газотурбинный Т-80. Последний танк стал первым в мире серийным танком с единым газотурбинным двигателем. Он был создан чуть позже в 1976г,а в 1980 г в США был появился танк «Абрамс» с газотурбинным двигателем. Сегодня только эти два танка имеют газотурбинные двигатели, все остальные- дизельные, обычно многотопливные. Если газотурбинные танки ныне находятся на вооружении 9 стран, то дизельные в 111! Газовая турбина имеет некоторые преимущества перед дизельным двигателем. Прежде всего, это запуск в сильный мороз. Для дизельных танков это представляет определённую проблему. Те, кто служил в танковых войсках, не любят вспоминать об этом. Когда мороз больше 30, боксы не отапливаются, нет горячей воды, нет тягачей и других танков с работающими двигателями, проблема становится почти неразрешимой. Газовая турбина запускается на морозе без больших проблем. Причём при работе на морозе её мощность выше, чем в жару. Газовая турбина гораздо компактнее дизеля. Её можно приспособить на разные виды жидкого топлива, но и дизельные танки стали нынче многотопливными. Еще преимущество - на Т-80 двигатель меняется очень быстро и без проблем. Газовая турбина долговечнее дизеля. Однако все эти преимущества меркнут по сравнении с недостатками. Во-первых, газовая турбина значительно дороже дизеля. В конце семидесятых годов газотурбинный двигатель танка Т-80 стоил 104тыс. руб. (тех полноценных советских рублей!), а танковый дизель В-46 всего 9,6 тыс. руб. Разница почти в одиннадцать раз! Во-вторых её труднее ремонтировать, чем дизель. Однако самым главным препятствием к широкому применению газовых турбин на танках стала её чувствительность к чистоте воздуха. Для газовых турбин, которые потребляют воздуха в несколько раз больше, чем дизели, даже незначительное содержание в нём пыли губительно, и приводит к их быстрому выходу из строя, если не применять специальные методы очистки. Для вертолётов эта проблема проще. Двигатели у них расположены высоко, да и у земли они работают недолго - на взлёте и при посадке. Однако, на фотографиях Ми-8 (ему скоро стукнет 50 лет) нетрудно заметить ПЗУ – пылезащитные устройства на двигателях. Возможно, газовые турбины найдут на танках более широкое применение в будущем, а сейчас главным танковым двигателем остаётся дизель, о котором мы расскажем в следующей статье.