Вождение колёсного трактора на автотрактородроме при подготовке тракториста категории "А". «Вождение колесного трактора


К атегория:

Тракторы-2

Общие правила управления трактором и автомобилем


Во время движения машины надо постоянно наблюдать за показаниями контрольных приборов. Без надобности не следует держать ноги на педалях или тянуть рычаги управления.

Через препятствия нужно переезжать только на малой скорости и пониженной передаче. Когда гусеница трактора окажется на гребне, частично выключить сцепление, чтобы передняя часть машины опустилась без удара. Небольшие рвы и канавы необходимо переезжать под острым углом к ним.

Вниз по крутому склону надо двигаться на пониженной передаче и с уменьшенной частотой вращения вала.



-

Во время движения нельзя допускать резких торможений и рывков.

По скользкой дороге нужно ехать с небольшой скоростью, тормозить плавно, постепенно увеличивая нажатие на педаль. Сильное и резкое торможение может привести к заносу машины.

При обучении вождению трактора необходимо соблюдать следующие меры предосторожности.
1. Все операции, связанные с техническим обслуживанием, устранением неисправностей, очисткой трактора, нужно выполнять только при неработающем дизеле.
2. Нельзя работать на тракторе, если неисправны тормоза или рулевое управление, неисправны или плохо отрегулированы механизмы.
3. Перед пуском дизеля следует убедиться, что рычаг коробки передач стоит в нейтральном положении.
4. Подъезжать к машине для ее агрегатирования нужно на малой скорости и без рывков, при этом между трактором и машиной не должно быть людей. Соединяя трактор с прицепной машиной, в момент соединения надо проверять совпадение отверстий только шкворнем или ломиком, но ни в коем случае не пальцем руки.
5. Нельзя на ходу трактора входить в его кабину или выходить из нее.
6. Перед поворотом необходимо убедиться, что нет препятствий в зоне поворота. Повороты совершать на замедленной скорости движения.
7. Перед длительной остановкой трактора, заглушив дизель, нужно убедиться, что трактор не передвинется накатом.
8. Снимать крышку радиатора неохлажденного дизеля разрешается только в рукавицах или тряпкой. Снимая ее и доливая воду, нельзя стоять против ветра или наклоняться над горловиной, чтобы не обжечься паром. Сливая горячую воду из радиатора, нужно соблюдать осторожность.
9. При езде по скользкой дороге на колесном тракторе надо пользоваться тормозами осторожно, чтобы избежать заноса или опрокидывания. При резком торможении нельзя выключать сцепление, а частоту вращения вала дизеля нужно уменьшить, но так, чтобы он не заглох. Торможение двигателем эффективно при движении по горным, обледенелым, заснеженным или грязным дорогам, где использование одних только тормозов может привести к аварии. При экстренном торможении на скользкой дороге нужно вначале тормозить, не выключая сцепления, а после того, как скорость значительно снизилась, выключить его.
10. Подъехав к подъему (спуску), следует включить I или II передачу и на ней преодолеть его. Переключать передачи во время движения по склону нельзя.
11. Подъезжая к месту остановки трактора, надо снизить скорость движения.
12. В целях противопожарной безопасности на тракторе нужно иметь исправный и заправленный огнетушитель. Нельзя носить промасленную, пропитанную топливом одежду, пользоваться открытым пламенем для обогрева трубопроводов или подогрева масла в поддоне картера дизеля.

Многие из перечисленных правил безопасной работы на тракторе нужно соблюдать и при работе на грузовых автомобилях.

Пояснительная записка

Данная рабочая Программа практического обучения вождению трактора категории B , C , E , F разработана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.07.1999 №796 «Об утверждении Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста - машиниста на основе Государственного образовательного стандарта Российской Федерации ОСТ 9 ПО 03(1.1, 1.6, 11.2, 11.8, 22.5, 23.1, 37.3, 37.4, 37.7) - 2000г., утвержденного Министерством образования Российской Федерации.

Программа разработана в соответствии с требованиями Федеральных законов «О безопасности дорожного движе-ния», «Об образовании».

Структура и содержание Программы представлены учебным планом, тематическим планом по практическому обучению вождению.

В тематическом плане по учебному предмету раскрывается последовательность изучения разделов и тем, указывается распределение учебных часов по разделам и темам.

В Программе предмета приводится содержание предмета с учетом требований к результатам освоения в целом программы подготовки водителей тракторов категории B , C , E , F .

требования к результатам освоения программы

    безопасно управлять трактором в различных дорожных и метеорологических условиях, соблюдать Правила дорожного движения;

    управлять своим эмоциональным состоянием, уважать права других участников дорожного движения, конструктивно разрешать межличностные конфликты, возникшие между участниками дорожного движения;

    выполнять контрольный осмотр трактора перед выездом и при выполнении поездки;

    заправлять трактор горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями с соблюдением современных экологических требований;

    обеспечивать безопасную посадку и высадку пассажиров, их перевозку, либо прием, размещение и перевозку грузов;

    уверенно действовать в нештатных ситуациях;

    принимать возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, соблюдать требования по их транспортировке;

    устранять возникшие во время эксплуатации трактора мелкие неисправности, не требующие разборки узлов и агрегатов, с соблюдением требований техники безопасности;

    своевременно обращаться к специалистам за устранением выявленных технических неисправностей;

    совершенствовать свои навыки управления трактором.

    назначение, расположение, принцип действия основных механизмов и приборов трактора;

    Правила дорожного движения, основы законодательства в сфере дорожного движения;

    виды ответственности за нарушение Правил дорожного движения, правил эксплуатации трактора и норм по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    основы безопасного управления трактором;

    о влиянии алкоголя, медикаментов и наркотических веществ, а также состояния здоровья и усталости на безопасное управление трактором;

    перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация трактора или его дальнейшее движение;

    приемы и последовательность действий при оказании доврачебной медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях;

    порядок выполнения контрольного осмотра трактора перед поездкой и работ по его техническому обслуживанию;

    правила техники безопасности при проверке технического состояния трактора, приемы устранения неисправностей и выполнения работ по техническому обслуживанию, правила обращения с эксплуатационными материалами.

Основная форма учебных занятий - практическое обучение вождению.

Для проверки навыков управления трактора предусматривается проведение контрольного занятия.

Контрольное занятие проводится на площадке для учебной езды. В ходе за-нятия проверяется качество приобретенных навыков управления трактором путем выполнения соответствующих упражнений.

Лица, получившие по итогам контрольного занятия неудовлетворительную оценку, не допускаются к выполнению последующих заданий.

Итоговый контроль знаний - экзамен по вождению. Экзамен проводится в два этапа. Первый этап проводится на закрытой площадке или автодроме, второй этап - на контрольном маршруте в условиях реального дорожного движения.

ОБУЧЕНИЕ ВОЖДЕНИЮ ТРАКТОРА

Раздел 1.ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ВОЖДЕНИЮ ТРАКТОРА

Тема 1. Упражнения в приёмах пользования органами управ- ления трактора

Объяснение назначения рычагов и педалей трактора и приёмов пользования ими.

Показ правильной посадки тракториста в кабине.

Выполнение упражнения пользования рычагами и педалями.

Объяснение показаний контрольных приборов.

Тема 2. Пуск двигателя

Инструктаж по технике безопасности.

Объяснение порядка проверки готовности двигателей к запуску. Показ приёмов запуска пускового и дизельного двигателей. Объяснение особенностей запуска двигателей в холодное время. Выполнение упражнения по запуску пускового и основного двигателей. Выполнение упражнения по приемам трогания с места и оста-новки трактора с работающим двигателем.

Тема 3. Вождение трактора по прямой и с поворотами

Инструктаж по технике безопасности.

Выполнение упражнения по троганию трактора с места до до-стижения плавности начала движения; упражнения по вожде-нию трактора по прямой, с отлогими и крутыми поворотами вправо и влево до достижения уверенности в приёмах поль-зования всеми органами управления трактора.

Тема 4. Вождение трактора в трудных дорожных условиях на малых и на повышенных скоростях

Проверка знаний обучающихся по правилам техники безопас-ности при пуске двигателя и при вождении трактора. Инструктаж по технике безопасности при вождении тракторов в трудных дорожных условиях и на повышенных скоростях.

Выполнение упражнения по вождению тракторов по твёрдой каме-нистой или неровной дороге, скользкой или грязной дороге, по вождению трактора на подъёмах и спусках, по остановке трактора и троганию его с места при спуске с горы и подъёме на гору, соблюдая при этом правила дорожного движения, вождение трактора через неглубокие рвы, мелкие ручьи, вброд и по мосту.

Выполнение упражнения по вождению трактора на малых, а затем на повышенных скоростях (до 10 км/ч) по прямой и с поворота-ми.

Тема 5. Вождение трактора задним ходом. Проезд через воро та. Подъезд трактора к навесу или прицепному ору- дию

Выполнение упражнения по троганию трактора с места задним ходом до достижения плавности хода; по подъезду задним хо-дом к прицепному или навесному орудию; по въезду в условные ворота сначала передним, а затем задним ходом до достижения точности движения.

Тема 6. Вождение трактора в агрегате с сельскохозяйствен- ной машиной по провешенной и маркерной линиям

Инструктаж по технике безопасности, особенностям вождения трактора по провешенной и маркерной линиям.

Выполнение упражнения по вождению трактора в агрегате с сельскохозяйственной машиной по провешенной и маркерной линиям.

Тема 7. Вождение трактора в ночное время

Инструктаж по технике безопасности

Проверка готовности двигателя к пуску, запуск двигателя трактора (в ночное время), проверка работы электроосвещения и сигнализации.

Вождение трактора по заданному маршруту и ориентирам, расставленным на ровном месте.

Раздел 2. ОБУЧЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОМУ ВОЖДЕНИЮ В УСЛОВИЯХ РЕАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Тема 1. Вождение по маршрутам с малой интенсивностью движения

Отработка навыка движения глаз. Выезд на улицы города (населенного пункта). Движение в транспортном потоке. Остановка и начало движения. Движение на поворотах с ограниченной видимостью. Движение на подъемах и спусках с остановками и началом движения. Проезд обозначенного места остановки общественного транспорта, пешеходных переходов. Встречный разъезд в узких проездах. Объезд препятствия. Проезд железнодорожных переездов.

Проезд перекрестка. Действия тракториста при проезде перекрестка. Выбор скорости движения. Пользование контрольно-измерительными приборами.

Тема 2. Вождение по маршрутам с большой интенсивностью движения

Совершенствование навыков движения глаз. Формирование безопасного пространства вокруг транспортного средства. Выезд на дорогу. Движение в транспортном потоке. Остановка и начало движения. Движение на поворотах с ограниченной видимостью. Движение на подъемах и спусках с остановками и началом движения. Проезд обозначенного места остановки общественного транспорта, пешеходных переходов. Отработка приемов парковки. Встречный разъезд в узких проездах. Объезд препятствия. Движение по мостам и путепроводам. Проезд железнодорожных переездов.

Проезд перекрестка. Действия тракториста при проезде перекрестка. Определение расстояния до приближающегося транспортного средства. Определение скорости приближающегося транспортного средства. Выбор траектории движения. Выезд на перекресток. Проезд нерегулируемых перекрестков равнозначных и неравнозначных дорог в прямом направлении, с поворотом направо и налево, разворотами для движения в обратном направлении. Выбор скорости движения. Пользование контрольно-измерительными приборами.

Тема 3. Совершенствование навыков вождения в различных дорожных условиях

Данное задание проводится по индивидуальному плану для каждого обучаемого, в том числе с целью устранения выявленных недостатков.

Министерство образования Российской Федерации

МОУ Заливинская СОШ

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

Л.Г. Янущик

200_ г.

Календарно-тематический план

Мастера производственного обучения Кошев Василий Никалаевич

Дисциплина практическое обучение вождению трактора категории B , C , E , F

Общее количество часов на дисциплину по уч.плану 32 час.

В план включено проведение:

контрольных занятий, в т.ч. предусмотренных учебным планом 2 час.

Календарно-тематический план составлен в соответствии с учебным планом и программой, утвержденной ______ ___________ 200___г

Мастер производственного обучения:

Рассмотрен на заседании предметной цикловой комиссии_________________

Протокол №___________________ _____ ____________ 200____г.

Председатель ПЦК _____________________

    Контрольно-измерительные материалы

Контрольное занятие №1

На автодроме (площадке для учебной езды) проверяются: упражнения по вожде-нию трактора по прямой, с отлогими и крутыми поворотами вправо и влево;

по вождению трактора на подъёмах и спусках, по остановке трактора и троганию его с места при спуске с горы и подъёме на гору;

по троганию трактора с места задним ходом;

по въезду в условные ворота сначала передним, а затем задним ходом до достижения точности движения;

по вождению трактора в агрегате с сельскохозяйственной машиной по провешенной и маркерной линиям.

Контрольное занятие №2

На контрольном маршруте проверяются начало движения, расположение на проезжей части, перестроение с одной полосы движения на другую, проезд перекрестка в прямомнаправлении, с поворотами налево и направо (или разворотом), движение в транспортном потоке, проезд остановок общественного транспорта, торможение, проезд железнодорожного переезда (при наличии).

Многие думают, что управление трактором можно сравнить с управлением автомобилем и что, получив права на машину, можно садиться за руль любой техники. Это большое заблуждение! Сегодня мы узнаем, что представляют собой права на трактор, как получить их, и почему важно делать все по закону.

Чем отличаются права на трактор от прав автомобилиста?

Для начала узнаем, какие права нужны на трактор. Пожалуй, это первый вопрос, возникающий у будущих трактористов. Права автомобилиста представляют собой стандартизированную пластиковую карточку. На ней в обязательном порядке указывается краткая информация о водителе и категория авто, которой он имеет право управлять. На карточке всегда присутствует название государственного органа, выдавшего ее автомобилисту.

Трактора относятся к строительной технике и не считаются автотранспортным средством. Поэтому, чтобы законно ими управлять, недостаточно предъявить удостоверение водителя. Здесь необходимо иметь удостоверение тракториста. Прежде чем его получить, водителю нужно пройти специальные курсы и сдать итоговый экзамен.

Еще один важный момент. Получив вы имеет право управлять автомобильным транспортом не только в своей стране, но и за ее пределами. Со спецтехникой дела обстоят по-другому. Удостоверение тракториста-машиниста позволяет управлять техникой только в том государстве, где оно было выдано. За границей оно попросту недействительно.

Что представляют собой права тракториста?

Форма прав регламентируется Гостехнадзором, поэтому где бы вы ни получали удостоверение, оно будет выглядеть одинаково. Права на вождение трактора представляют собой карточку, заполненную с двух сторон. На первой стороне указываются основные сведения о владельце, его фото и подпись. На второй стороне находится информация о категории техники, к которой он допущен. Таким образом, с точки зрения информации, удостоверение тракториста похоже на водительские права, только здесь категории другие, и цвет карточки может отличаться. Основанием для его выдачи служит свидетельство о прохождении курса специального обучения, которое выдается по факту окончания теоретических и практических занятий.

Данное свидетельство не дает права на управление техникой. Оно лишь является своеобразным допуском к экзамену в органах Гостехнадзора. Если учебный центр, выдавший водителю это свидетельство, не имеет аккредитации в технадзоре, оно не обладает силой. Но здесь есть исключение. Управлять спецтехникой с мощностью мотора менее 4 кВт можно без удостоверения тракториста, с одним лишь документом из учебного центра. В наличие полноценных прав обычно заинтересован как тракторист, так и его работодатель. Ведь в случае нарушения закона именно фирма должна будет выплатить штраф.

Категории

Итак, мы узнали, что такое права на трактор. Как получить этот документ - следующий вопрос. Для начала нужно определиться, на какой технике вы хотите работать. В зависимости от этого учебное заведение подберет для вас соответствующий курс. Важно, чтобы обучение проходило именно на том виде техники, которой вы собираетесь управлять. Права на трактор и прочую самоходную технику бывают нескольких категорий:

  1. Категория А . Дает право на управление внедорожными автотранспортными средствами, непредназначенными для общих дорог. Сюда входят: снегоходы, квадроциклы, складская техника и прочие аппараты мощностью менее 4 кВт.
  2. Категория В . Позволяет работать на колесной и гусеничной технике, мощность мотора которой попадет под диапазон 4-25,7 кВт (или до 34 лошадиных сил).
  3. Категория С . Разрешает управлять колесными машинами мощностью 25,7-110,3 кВт (от 34 до 150 л. с.).
  4. Категория D . Дает право на «вождение» колесных аппаратов с силовой установкой мощностью от 110,3 кВт (от 150 л. с.).
  5. Категория Е . Позволяет управлять гусеничными машинами мощностью более 24,7 кВт.
  6. Категория F . Разрешает управлять самоходными сельскохозяйственными машинами.

Разряды

Кроме категории транспортного средства, на удостоверении тракториста указывается его разряд. Он присваивается инспектором, который принимает экзамен. На всех дальнейших документах разряд указывается рядом со специальностью, например «машинист погрузчика 3-го разряда». Рассмотрим каждый из разрядов:

  • 2-й разряд. Свидетельствует о том, что водитель имеет право управлять техникой под присмотром более опытного напарника. Машинист этого разряда также допускается к ремонту погрузочных или грузозахватных механизмов и приспособлений.
  • 3-й разряд. Дает машинисту право на управление аккумуляторными погрузчиками и прочими грузозахватными механизмами, погружать и выкладывать грузы штабелями, ремонтировать и обслуживать механизмы трактора.
  • 4-й разряд. Подразумевает, что машинист может работать на погрузчиках мощностью до 100 лошадиных сил и любых других механизмах, применяемых для перемещения или укладки груза. В обязанности обладателя 4-го разряда входит самостоятельный ремонт и облуживание техники.
  • 5-й разряд. Допускает машиниста к управлению тракторами мощностью более 100 лошадиных сил или меньше, если они используются в качестве скреперов, экскаваторов, бульдозеров и прочих машин.
  • 6-й разряд . Нужен тем, кто хочет управлять трактором мощностью более 200 лошадиных сил, когда тот используется в качестве бульдозера или экскаватора.

Документы

Удостоверение («тракторист-машинист» - так называется указанная в нем специальность) может быть выдано любому гражданину возрастом более 18 лет. Чтобы записаться на курсы, нужно иметь паспорт, 6 фотографий 3 х 4 см и медицинскую справку.

Процесс обучения

В большинстве школ обучение трактористов длится до полутора месяцев (в зависимости от категории). Программа курса утверждается Гостехнадзором и Министерством образования. Она условно делится на две части: теоретическую и практическую.

В теоретическую часть входит изучение конструкции спецтехники и правил работы с грузами. Если у вас нет водительских прав, то в этот курс войдут также правила дорожного движения. Знание теории по окончании обучения проверяется на экзамене.

Практическая часть курса проходит на полигоне. Здесь учатся водить трактор, маневрировать на нем и обращаться с грузами. В обязательном порядке обучающийся машинист должен попробовать себя в реальной работе, на грунте и асфальте. Тракторист, обучение которого включало малое количество практики (такое бывает в мелких школах), рискует не сдать экзамен. Поэтому нужно искать хороший учебный центр с добросовестным подходом к работе. Узнать, где на трактор в своем городе, довольно просто.

Экзамен

Аттестация происходит в два этапа. Сначала водители сдают теорию, в устной форме или на компьютере. В случае успешной сдачи они допускаются к практическим экзаменам.

На экзамене по практической части оценивается способность водителя управлять спецсредством. Условно испытание делится на два этапа. Первый - езда на полигоне в идеальных условиях. Происходит это обычно на том же полигоне, где человек обучался. Второй этап - работа на реальном объекте. На экзамене в обязательном порядке присутствует инспектор Гостехнадзора, именно он выносит окончательный вердикт. Если с первого раза не получилось сдать ту или иную часть, придется прийти на пересдачу минимум через неделю. Те, кто справился со всеми задачами, получают удостоверение. Ну а остальные ученики готовятся к пересдаче. После трех неудачных попыток несостоявшегося машиниста отправляют на повторное обучение.

Еще немного о выборе учебного заведения

Теперь вы знаете, что такое права на трактор, как получить их и на что обратить внимание. Выше уже говорилось, что учебный центр должен быть в обязательном порядке аккредитован. Еще один важный момент - он должен находиться в том регионе, в котором вы живете. Если человек проживает в одной области, а права получает в другой, у него ничего не получится. Однако есть некоторые исключения. Ряд престижных учебных заведений имеет право обучать как иногородних людей, так и иностранцев. Прежде чем относить документы в учебный центр, убедитесь в том, что здесь вас действительно научат, а по итогу выдадут настоящие права.

Почему мне просто не купить права на трактор?

Как получить права? Вопрос, который многих трактористов приводит в панику. А все потому, что они их попросту купили. В Интернете можно найти массу предложений, продающих фальшивые свидетельства об обучении. Как вы уже поняли, приобретя этот документ у неаккредитованной организации, вы не будете допущены к экзамену. Поэтому «продавцы» этих свидетельств, просто наживаются на ленивых «трактористах», а сами свидетельства ничего не стоят. Но это еще полбеды. За удостоверение («тракторист-машинист» - такая специальность должна быть указана в нем) нужно заплатить Технадзору, так же как и за права автомобилиста органам ГАИ.

В общем, тот, кто не способен сам получить права на трактор и спецтехнику, без проблем найдет способ их купить. Но что будет дальше? Что случится, если управлять тяжелой машиной будет несведущий человек? Сколько ему придется заплатить за испорченный груз или поломку дорогостоящего оборудования? Грамотный человек, который хочет стать профессионалом, никогда не будет обходить закон при получении документа, налагающего столько ответственности на своего обладателя! Так что не рекомендуем вам покупать удостоверение тракториста. Тем более что вы уже знаете, где получить права на трактор и на что стоит обратить внимание.

Водительские права по категории «машинист-тракторист» необходимы не только чтобы иметь право управлять экскаватором или трактором. Такое удостоверение пригодится также и любителям экстрима, которые не прочь погонять на квадроциклах или снегоходах. В нашей статье Вы сможете узнать, как и где получить, и какие документы нужны для получения удостоверения «машиниста-тракториста».

Для чего нужна категория машинист-тракторист?

Приказ Министерства сельского хозяйства РФ № 796 от 12.07.99 устанавливает Инструкцию по порядку применения Правил допуска для управления самоходными машинами. Так вот, согласно этой инструкции выдача удостоверения тракториста-машиниста является единственным основанием, которое дает допуск к управлению самоходной машиной.

Водительские права машиниста-тракториста подразумевают целый ряд категорий, который зависят от типа самоходного транспорта.

  • «А»: авто/мотовнедорожник для езды по территории вне дорог или автомагистралей;
    • «А I» – мототранспорт, развивающий скорость не более 50 км/час (квадроциклы, мотосани, снегоходы);
    • «А II» – автовнедорожник с массой не более 3,5 тонн и который оборудован не более 8 сидячими местами (к примеру УАЗ Трэкол или схожий вездеход с шинами низкого давления);
    • «А III» – автовнедорожник с массой более 3,5 тонн, не включая пассажирские машины (к примеру, снегоболотоход «Кержак» или схожие вездеходы на пневмошинах);
    • «А IV» – автовнедорожник пассажирский, оборудованный более чем 8 сидячими местами, не включая водительское сиденье (к примеру, аэродромный автобус и схожий транспорт).
  • «В»: колесный/гусеничный агрегат с мощностью двигателя менее 25,7 киловатт (к примеру, миниэкскаватор);
  • «С»: колесная машина, у которой мощность двигателя находится в пределах 27,5 – 110,3 киловатт (трактор, экскаватор, погрузчик);
  • «D»: колесная машина, у которой мощность двигателя составляет уже более 110,4 киловатт (пневмоколесный кран и т.п.);
  • «Е»: гусеничный транспорт с двигателем, мощность которого превышает 27,5 киловатт (экскаватор, бульдозер);
  • «F»: самоходная машина, применяемая в сельском хозяйстве (уборочный комбайн).

Во сколько лет можно открыть категорию машинист-тракторист?

Получить удостоверение машиниста-тракториста и, соответственно, право управлять самоходными машинами можно в возрасте от 16 до 22 лет. Конкретный минимальный возраст для получения таких прав в зависит от категории самого транспортного средства:

  • «А I» – начиная с 16 лет;
  • «В», «С», «Е», «F» – в 17 лет;
  • «D» – в 18 лет.
  • «А II» / «А III» – с 19 лет;
  • «А IV» – в 22 года.

Обратите внимание : чтобы открыть категории «А II» / «А III» / «А IV» в удостоверении машиниста-тракториста нужно будет иметь на руках действующие права в которых уже открыты категории «B» / «С» / «С1», соответственно по общей классификации. Даже в таком случае водительский стаж должен будет составлять более 1 года.

Обучение управлению самоходными машинами

Как и в других случаях, чтобы получить допуск к экзамену на право управления самоходными машинами, кандидат должен пройти профильную подготовку. Такие курсы обучения имеют право организовывать только специализированные учебные учреждения, имеющие государственную лицензию.

Наличие такой лицензии следует не стесняясь уточнять непосредственно в заинтересовавшей кандидата автошколе. При этом верить просто на слово, что такой документ есть – не стоит. Если необходимая лицензия есть – руководство автошколы обязательно предоставит его для ознакомления. В этом заинтересована каждая сторона.

После обучения кандидат должен будет пройти два экзаменационных комплекса: первый комплекс принимает комиссия самого учебного учреждения, второй комплекс экзаменов нужно будет сдать в региональном подразделении Гостехнадзора.

Обратите внимание : получение удостоверения машинист-тракторист по категориям «А I» / «В» возможно также и на основании самостоятельной подготовки. В таком случае нужно будет сдать только один экзамен в Гостехнадзоре.

Необходимые документы для экзамена в Гостехнадзоре

После того как обучение в автошколе или самоподготовка закончены – нужно будет предъявить в региональном подразделении Спецгостехнадзора пакет документов. На основании таких документов и будет принято решение о допуске к экзаменации:

  • паспорт гражданина Российской Федерации;
  • медицинское заключение по отсутствию противопоказаний для управления транспортным средством;
  • документ, подтверждающий прохождение профильной подготовки. Такое свидетельство не нужно, если кандидат проходил самостоятельное обучение;
  • в описанных выше случаях – предъявить удостоверение с необходимыми открытыми категориями.

Параллельно с подачей такого пакета документов, будущий машинист-тракторист заполняет индивидуальный бланк-карточку, в которой прописываются личные данные, желаемая категория самоходной машины, реквизиты автошколы и т.д. Получить такую карточку можно непосредственно перед экзаменом.

Сдача экзамена

Процедура сдачи экзаменов, которые ведут к выдаче удостоверения машиниста-тракториста, происходит в 3 этапа:

1 этап. Знание теории

Экзамен нацелен на проверку кандидатом знаний ПДД, а также теорию безопасной эксплуатации самоходных машин.

Если по любой из установленных дисциплин кандидат получает неудовлетворительную оценку – это приводит к пересдаче, которую возможно пройти на протяжении 7 дней.

Обратите внимание : наличие водительских прав освобождает человека от обязанности сдавать экзамен по теории ПДД.

2 этап. Практический этап

На этой стадии человек должен показать практические навыки по вождению. Также как и при получении водительского удостоверения, практика проходит в два захода: на специально оборудованной площадке – автодром/трактородром, второй – в условиях спецмаршрута, то есть такой реальной обстановке, которая предназначена для самоходных машин.

Обратите внимание : если кандидат трижды не сдает экзамен – следующие попытки он сможет осуществить только после дополнительной подготовки и предъявления соответствующего документа.

3 этап. Первая медицинская помощь

Это относительно новое испытание, но все же такое же важное, как и первые два: обычно на таком экзамене используются манекены, при помощи которых как в теории, так и на практике кандидат должен показать навыки доврачебной помощи пострадавшим в ДТП.

Документы при получении прав машиниста-тракториста

Водительское удостоверение машиниста-тракториста выдают в органах Гостехнадзора, как только успешно сданы все экзамены. Чтобы получить удостоверение на руки уполномоченный сотрудник Гостехнадзора попросит предъявить такие документы:

  • оформленное заявление на выдачу прав (бланк обычно присутствует возле окошка выдачи);
  • квитанция, подтверждающая уплату госпошлины (за бумажное удостоверение – 500 рублей, за пластиковое – 2000 рублей);
  • две фотокарточки 3×4;
  • карточка кандидата с отметкой о сдаче всех экзаменов;
  • паспорт гражданина России.

Где можно получить права на трактор?

После успешного прохождения экзаменационных испытаний с 28 ноября 2015 года получить права тракториста-машиниста можно теперь в двух местах. В отделении Гостехнадзора по месту вашего жительства (при наличие регистрации) или по месту прохождения обучения.

Когда нужно менять права тракториста-машиниста?

Время приводит к тому, что у водителя может появиться необходимость замены прав по той или иной причине. Права на трактор нужны всем без исключения обладателям или просто водителям такого транспортного средства, тем, кто в ближайшем будущем планирует начать работу на тракторе, осуществлять различные строительные работы и т.д.

Замена прав тракториста-машиниста проходит без сдачи экзаменов. Исключение составляют случаи, указанные 39-ом пункте настоящих Правил:

В ситуации, когда срок действия удостоверения тракториста закончился, следует обратиться в орган, который изначально выдавал такой документ. Получение прав и их замену производят территориальные органы Гостехнадзора.

Если управлять транспортом с просроченными правами или вообще при их отсутствии – это будет считаться безусловным нарушением правил ПДД, которое приведет к административному штрафу. Поэтому логично, что необходимо наличие действующих прав на любую сцецтехнику, и в том числе на трактор.

Тема «Вождение колесного трактора»

Урок № 1. Упражнения в приемах пользования органами управления трактора МТЗ-82.

Цель урока:

Обучающая:

1. Ознакомить обучающихся с рычагами управления и педалями колесного трактора МТЗ-82, правилами пользования рычагами управления и педалями и их назначением.

2. Ознакомить обучающихся с контрольными приборами, их назначением и показаниями при работе трактора МТЗ-82.

3. Выработать первоначальные умения пользования рычагами и педалями трактора МТЗ-82 при запуске стартером двигателя.

4. Научить правильной посадки обучающегося в кабине трактора МТЗ-82.

5. Ознакомить с правилами техники безопасности при запуске двигателя трактора МТЗ-82.

Воспитательная:

1. Воспитать у учащихся бережное отношение к технике, инструменту и материалам.

2. Воспитывать аккуратность и внимательность в работе, бдительности в соблюдении требований безопасности труда.

Развивающая:

1. Побуждать обучающихся к мышлению во время работы.

2. Развивать их творческие способности, сообразительность, производственную смекалку.

Материально-техническое оснащение: трактор МТЗ-82, комплект инструмента, заправочные материалы (ГСМ), обтирочный материал, медицинская аптечка.

Учебно-производственные работы:

1. Пользование рычагами управления и педалями при запуске двигателя.

2. Пользование рычагами и педалями при троганье трактора с места и его остановки.

3. Пользование рычагами и педалями при управлении трактором в процессе работы.

4. Пользование дополнительными рычагами.

5. Пользование контрольными приборами в процессе работы трактора.

Место проведения: Гараж, учебный полигон.

Время проведения: 1час.

Ход урока.

I . Организационная часть:

Проверить наличие учащихся, форму одежды.

II . Вводный инструктаж:

1. Сообщить тему и цель урока:

тема урока: «Упражнения в приемах пользования органами управления трактора МТЗ-82»;

цель урока: ознакомить обучающихся с рычагами управления и педалями колесного трактора МТЗ-82, правилами пользования рычагами управления и педалями и их назначением, контрольными приборами, их назначением и показаниями при работе трактора, выработать первоначальные умения пользования рычагами трактора МТЗ-82 при запуске двигателя, научить правильной посадки учащегося в кабине трактора МТЗ-82.

2. Проверка знаний обучающихся:

Схема переключения скоростей:

Редукторы" href="/text/category/reduktori/" rel="bookmark">редуктора .

Рычаг ручного тормоза.

3. Дополнительное оборудование.

4. Контрольные приборы.

5. Демонстрация запуска двигателя.

6. Демонстрация троганья и остановки трактора.

7. Демонстрация включения и выключения 1 передачи.

8. Демонстрация посадки в тракторе и положения рук на рулевом колесе.

4. Закрепление нового материала.

· В какой последовательности осуществляют запуск двигателя?

· В какой последовательности останавливают двигатель?

· Какие меры техники безопасности следует соблюдать при запуске двигателя?

· Какие контрольные приборы установлены на щитке приборов и что контролирует каждый из них?

· Назначение муфты сцепления?

· В какой последовательности осуществляется троганье трактора с места?

· Как остановить трактор?

· Как произвести экстренную остановку трактора?

· Показать посадку в тракторе и положение рук на рулевом колесе.

Сообщить типичные ошибки при выполнении задания и способы их устранения:

· торопливость при выполнении запуска двигателя,

· нарушение техники безопасности при запуске двигателя,

· быстрое включение муфты сцепления.

Объяснить, как работать с инструкционными картами .

5. Объяснить критерий оценок проверки работ.

Организация рабочего места

Запуск двигателя

Пользование рычагами и педалями при троганье и остановке трактора

Пользование рычагами и педалями при переключении передач

выполнил

не выпол.

выполнил

не выпол.

выполнил

не выпол.

выполнил

не выпол.

выполнил

не выпол.

выполнил

не выпол.

III . Тренировочные упражнения.

1. Запуск двигателя.

2. Троганье и остановка трактора.

3. Включение и выключение 1 передачи.

4. Посадка в тракторе и положение рук на рулевом колесе.

IV . Упражнения обучающихся и текущее инструктирование.

1. Организация рабочего места и начало работы.

2. Контроль и правильность рабочей позы, и положение рук на рулевом колесе.

3. Пользование рычагами при запуске двигателя.

4. Пользование рычагами и педалями при троганье и остановки трактора.

5. Пользование рычагами и педалями при включении и выключении передач.

6. Пользование рычагами и педалями при экстренной остановке трактора.

7. Соблюдение правил техники безопасности на всем протяжении занятия.

8. Исправление не точностей при выполнении задания.

V . Заключительный инструктаж.

1. Объявить о достижении цели урока.

2. Выполнение нормы времени задания.

3. Организация рабочего места.

4. Соблюдения правил ТБ.

5. Самостоятельный разбор ошибок.

6. Характерные ошибки на уроке.

7. Экономическое обоснование урока.

8. Объявление оценок по таблице критерия оценок.

Домашнее задание: Повторить ЕТО, ТБ при запуске, ТБ при вождении трактора, схему переключения коробки передач трактора МТЗ-82.

ИНСТРУКЦИОННО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 1.

ТЕМА: Вождение колесного трактора МТЗ-82 .

ТЕМА УРОКА № 1 Упражнения в приемах пользования органами управления трактора МТЗ-82.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ : Выработать первоначальные умения в пользовании рычагами управления и педалями трактора МТЗ-82 при запуске двигателя, дополнительными рычагами, контрольно-измерительными приборами при троганье и остановке трактора МТЗ-82.

МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УРОКА:

трактор МТЗ-82 , ГСМ, комплект инструмента, обтирочный материал.

Последовательность выполнение заданий.

Технологические условия и указание к выполнению задания.

Оборудование, инструменты, материалы.

Контрольно-измерительные приборы.

Указатель температуры воды в системе охлаждения . Поз. 13

Температура воды в системе охлаждения должна быть80-95С.

Указатель давления масла в системе смазки. Поз. 18

Нормальное давление масла 3-5 кг/см.

Минимальное давление масла 1кг/см.

Указатель уровня дизельного топлива в баке. Поз. 25

Тахоспидометр указывает обороты коленчатого вала и моточасы. Поз. 23

Индикатор степени засоренности воздухоочистителя дизеля. Поз. 10

Контрольная лампа включения «массы» поз. 12

Контрольная лампа указателей поворотов поз.14

Контрольная лампа дальнего света поз. 17

Переключатель поворотов поз. 14

Переключатель ближнего и дальнего света поз. 19

Кнопка звукового сигнала поз. 11

Блок плавких предохранителей поз. 1

Панель приборов трактора МТЗ-82

Рычаги для запуска двигателя

Рычаг подачи топлива. Поз. 5

Рычаг шестерни автомата. Поз.

Рычаг муфты сцепления поз. 3

Панель приборов трактора МТЗ-82,

Рычаги и педали для троганья трактора с места и его остановки.

Педаль муфты сцепления поз. 50

Рычаг коробки перемены передач поз. 43

Рычаг переключения понижающего редуктора поз.

Рычаг управления подачей топлива

Педаль управления подачей топлива поз.47

Педали левого и правого тормозов

Рычаг стояночного тормоза

Кабина трактора МТЗ-82

Дополнительные рычаги.

Маховик шторки водяного радиатора

Маховик ГСВ, поз. 49

Рычаг ГСВ поз. 30

Рычаги управления навесной гидросистемой поз.48

Рычаг ВОМ, поз. 32

Рычаг блокировки навесного устройства, поз. 35

Рукоятка силового (позиционного) регулятора, поз. 41

Включатель массы, поз. 37

Включатель задних фар поз. 38

Кабина трактора МТЗ-82

Ежесменное техническое обслуживание

Очистить трактор от пыли и грязи.

Произвести наружный осмотр креплений и узлов.

Проверить и при необходимость долить:

· уровень диз. масла в картере двигателя.

· наличия охлаждающей жидкости в системе охлаждения.

· наличия дизельного топлива в баке для дизельного топоплива.

Трактор МТЗ-82 , ГСМ,

Обтирочный материал

Запустить двигатель

При необходимости, ручным насосом для подкачки топлива, создать давление в топливной системе.

При помощи кнопки включения массы, включить массу (загорится контрольная лампочка)

Ручной рычаг газа в положение запуска двигателя.

Рычаг КПП поставить в нейтральное положение.

Повернуть флажок в положение пуск двигателя.

Проверить давление масла по датчику

Проверить работу двигателя

Троганье трактор МТЗ-82

Снизить частоту вращения коленчатого вала дизеля

Выжать педаль сцепления до отказа и удерживать ее в таком положении

включить первую передачу

Выключить стояночный тормоз

Увеличить подачу дизтоплива педалью и плавно отпустить педаль сцепления

Трактор МТЗ-82

Остановить трактор МТЗ-82

Выжать педаль сцепления до отказа

Выключить передачу и поставить рычаг КПП в нейтральное положение

Отпустить педаль сцепления

Уменьшить подачу дизельного топлива.

Включить стояночный тормоз

Техника безопасности при ремонте и организации рабочего места .

Техника безопасности при запуске двигателя.

1. Поставить рычаг коробки перемены передач в нейтральное положение.

2. Поставить рычаг тормоза в положение «включено».

3. Нельзя ставить ногу под колесо.

4. Нельзя доверять запуск посторонним лицам.

5. При запуске двигателя не должно находится посторонних лиц в кабине трактора.

6. Нельзя заводить перегретый двигатель.

7. При запуске не стоять спереди и сзади трактора.

Техника безопасности при вождении трактора.

1. При троганье трактора с места следует убедиться, что нет людей впереди и сзади трактора и дать предупредительный сигнал.

2. Кабина оборудована одноместным сидением, поэтому при движении в тракторе должен находиться один водитель.

3. Подъезжать к агрегатируемой машине для ее сцепки нужно задним ходом на малой скорости и без рывков, между трактором и машиной не должно быть людей.

4. Сцепку выполнять только при остановке трактора.

5. После остановки трактора нельзя от него уходить, не заглушив трактор.

6. Нельзя находиться под навесной машиной (или на ней), поднятой в транспортное положение.

7. При стоянке навешенную машину нужно опустить на землю.

8. Перед подъемом и опусканием навесной машины, а также при поворотах необходимо убедиться, что нет людей или каких-нибудь препятствий в зоне досягаемости агрегата.

9. Скорость трактора на поворотах не должна превышать 5км/час.

10. При работе трактора в транспортной колонне интервал между тракторами должен быть 30-40м.