Внутренние войска пересядут на "медведь" с устаревших бтр. Броневики "медведь" поступят на вооружение вв со сдвижкой на год

Специальная бронированная полицейская машина ВПК-3924 СПМ-3 «Медведь» с усиленной противоминной защитой (российский аналог машин типа MRAP, англ. mine resistant ambush protected - защищенные от мин и нападения из засады) предназначена для использования в качестве транспортного средства и оперативно-служебной машины Внутренних войск при проведении контртеррористических операций, операций по пресечению массовых беспорядков, выполнении задач территориальной обороны, оказании содействия пограничным органам, для транспортирования личного состава при совершении маршей с возможностью защиты экипажа от огнестрельного оружия и поражающих факторов взрывных устройств, отравляющих и специальных веществ.

Бронемашины с повышенной защищенностью от подрывов на противотранспортных минах впервые появились в конце 70-х годов прошлого столетия в ЮАР. Первой такой моделью стал БТР Casper, предназначенный для ведения противопартизанских действий в Намибии. Позже, уже в начале XXI века, когда американские войска и их союзники столкнулись в Афганистане и в Ираке с проблемой широкомасштабной партизанской войны, пришла пора перенять опыт африканеров. Великобритания, наступившая второй раз на «афганские грабли», и США начали лихорадочно скупать лицензии на южноафриканские броневики, чтобы выпускать их обновленные версии. Так появилась аббревиатура MRAP (Mine Resistant Ambush Protected - минная стойкость и защита от действий из засад), обозначавшая программу бронированных автомобилей с высоким уровнем баллистической защиты и защитой экипажа от подрыва на противотранспортных минах и фугасах.



У нас о подобных машинах задумались уже в ходе второй чеченской войны. Опытно-конструкторские работы инициированы в 2004 г. командованием Внутренних войск МВД РФ. Решение было принято после анализа действий силовых структур на Кавказе: в условиях «вялотекущего» военного конфликта основная масса потерь личного состава происходит е результате нападений бандформирований на автомобильные колонны. Использование БТРов, БМП и даже танков для сопровождения колонн - мера вынужденная и весьма затратная. Ведь ресурс штатной бронетехники ограничен и несопоставим с ресурсом автомобилей. Из-за этого началось одевание в броню «УРАЛ-ов» и «КАМАЗ-ов», что дало положительный эффект. Но минирование дорог бандитами все равно приводило к жертвам среди личного состава и на таких автомобилях, особенно на «КАМАЗах». Попытка создания бронетранспортера сопровождения БПМ-97 (он же КАМАЗ-43269 «Выстрел») с колесной формулой 4x4 тоже не привела к успеху. Противоминная стойкость такой БПМ позволяет выдержать подрыв под машиной ручной гранаты типа Ф-1 с мощностью заряда всего лишь в 60 г в тротиловом эквиваленте. Есть проблемы с размещением экипажа и десанта, с обслуживанием и надежностью узлов ходовой части и трансмиссии.


Поэтому за дело взялись конструкторы ООО «Военно-инженерный центр» (ООО «ВИЦ») - специализированного холдинга ООО «Военно-промышленная компания» и специалисты кафедры «Колесные машины» МГТУ им. Н.Э.Баумана. В рамках ОКР «БТР-ВВ» ими разработана бронированная машина СПМ-3 «Медведь» (ВПК-3924 «Медведь»). Ведущим конструктором от ООО «ВИЦ» первоначально был Станислав Валерьевич Анисимов, а затем работу продолжил Михаил Юрьевич Киреев (руководитель программы модернизации БРДМ-2 - БРДМ-2А), Коллектив конструкторов с кафедры «Колесные машины» МГТУ возглавил Александр Анатольевич Смирнов. Одной из основных целей ОКР стало достижение уровня защиты машин, создаваемых за рубежом в рамках программы MRAP. Специальная бронированная полицейская машина СПМ-3 «Медведь» не является какой-либо дальнейшей модернизацией уже хорошо известных машин СПМ-1 и СПМ-2 «Тигр», а представляет собой принципиально новую машину. Она предназначена для использования в качестве транспортного средства и оперативно-служебной машины Внутренних войск при проведении контртеррористических операций, операций по пресечению массовых беспорядков, выполнении задач территориальной обороны, оказании содействия пограничным органам, для транспортирования личного состава при совершении маршей с возможностью защиты экипажа от огнестрельного оружия и поражающих факторов взрывных устройств, отравляющих и специальных веществ.


В обитаемом отсеке машины могут разместиться 7-8 полностью экипированных бойцов, не считая водителя и командира машины. Широкие распашные двери в корме обеспечивают удобство посадки и быстрое спешивание перевозимого личного состава под прикрытием машины. В отличие от обычных бронетранспортеров, СПМ-3 «Медведь» является полноправным участником дорожного движения не требующим специального сопровождения ГИБДД. В трансмиссии машины использованы серийные узлы и агрегаты автомобиля «УРАЛ», что обеспечивает высокую надежность, большой ресурс автомобиля (250 000 км) и двигателя (800 ООО км), простоту и удешевление эксплуатации и ремонта. Благодаря использованию в СПМ-3 «Медведь» мощного (330 лс) серийно выпускающегося дизеля ЯМЗ-7601 и независимой торсионной подвески с гидравлическими телескопическими амортизаторами, позаимствованной у БТР-90 (ход колеса 300 мм), машина обладает высокой скоростью движения по бездорожью. проходимостью и плавностью хода. бетонные балки, ямы, непроходимая грязь, крутые подъемы и косогоры - только кажется, что эти препятствия для 12-тонного «Медведя» непреодолимы - он оставляет их позади.



Прежде чем представить новую разработку на суд боевых офицеров, инженеры почти год проверяли ее на прочность, подвергали самым серьезным испытаниям, в том числе буквально расстреливая в упор из автоматического оружия и снайперских винтовок СВД. Броня выдержала - и это качество едва ли не самое главное. Провели отстрел из 12.7-мм снайперской винтовки ОСВ-96 с дальности 100 м. В этом случае борт был пробит, но сердечники бронебойных пуль либо застряли в спинках сидений, либо так и остались торчать в броне. Результаты испытаний подтолкнули к идее поднять в перспективе баллистическую защиту машины на еще более высокий уровень. О защищенности СПМ-3 «Медведь» (ВПК-3924 «Медведь») стоит сказать особо. На машине применена оригинальная разнесенная дифференцированная защита. Применительно к отечественному ГОСТ 50963 по баллистической защите машина соответствует 6 классу (или 3 STANAG), а по противоминной защите - 2а STANAG. Другими словами корпус и бронестекла «держат» попадание 7,62-мм бронебойной пули Б-32, выпущенной с расстояния 100 м из винтовки СВД, а также подрыв под колесом или днищем взрывного устройства эквивалентного 6 кг тротила. При этом все члены экипажа, находящиеся внутри машины, не получат каких-либо серьезных травм или ранений.


Высокий уровень противоминной защиты обеспечен использованием в конструкции машины несущего корпуса капотной компоновки с большой высотой размещения обитаемого отсека и V-образным днищем. Клиренс составляет 500 мм, это больше, чем даже на танках, БМП и БТРах. Именно поэтому конструкторы «Медведя» уверяют, что прочнее только танки. Система мгновенной постановки дымовых завес, способная в считанные секунды скрыть машину от прицельного огня противника, помогает быстро выйти из-под обстрела. Образующаяся завеса скрывает не только от обычных оптических приборов прицеливания и наблюдения, но и оптико-электронных, в том числе и тепловизионных.


В качестве основного вооружения СПМ-3 «Медведь» (ВПК-3924 «Медведь» ) конструкторы предлагают использовать дистанционно управляемую пулеметную установку с 12,7-мм пулеметом 6П50 «КОРД». В составе системы управления огнем имеются обычная и низкоуровневая телевизионные камеры, лазерный дальномер, бортовой компьютер и жидкокристаллический цветной монитор, на который выводится изображение. Наводчик осуществляет прицеливание не выходя из-под бронированной защиты. В качестве основного оружия, в зависимости от решаемых задач, на установке вместо пулемета можно использовать либо 30-мм автоматический гранатомет, либо 7,62-мм пулемет ПКТМ. Подобная универсальная установка в нашей стране применена впервые.


СПМ-3 «Медведь» (ВПК-3924 «Медведь») может оборудоваться различными комплектами специального оборудования. Это могут быть дистанционно-управляемые системы вооружения, блокиратор радиоуправляемых взрывных устройств типа «Пелена», прибор радиационной и химической разведки, комплект модулей мгновенной постановки дымовых завес БТД, фильтровентиляционная установка ФВУ-100, периметровая нелетальная защита «Рулет ВВ», ксеноновый дистанционно управляемый прожектор ОУ-5М с переменным расстоянием фокусировки луча и с функцией работы в режиме стробоскопа, система пожаротушения колес «Допинг», кондиционер, радиостанция «Эрика-201». специальное громкоговорящее устройаво СГУ-500, проблесковые маячки и другие системы. Все до мельчайших деталей машины - продукция российских предприятий.


Впервые официальное представление СПМ-3 «Медведь» состоялось на выставке средств обеспечения безопасности государства INTERPOLITEX в конце октября 2008 г. Затем состоялся показ Министру обороны РФ А.Э. Сердюкову и высшему руководству Министерства внутренних дел России. Руководитель военного ведомства высказал пожелание о быстрейшем завершении испытаний этой уникальной машины. Министр внутренних дел РФ генерал армии Р.Г. Нургалиев выразил уверенность в том, что СПМ-3 «Медведь» в скором времени займет место в строю техники МВД. Машина также была продемонстрирована на территории Отдельной дивизии особого назначения (ОДОН) Внутренних войск. Главнокомандующий ВВ МВД РФ генерал армии Н.Е. Рогожкин лично проверил ходовые качества СПМ-3, провел ее по всем препятствиям, безукоризненно выписывая «восьмерки» в ограниченных проходах, преодолел вертикальную стенку и «гребенку». После главком отметил, что в целом доволен результатами работ по специальным транспортным средствам. На июнь 2011 года был проведен обстрел машины, однако испытания на подрыв ещё не проводились.


Тактико-технические характеристики СПМ-3 «Медведь» (ВПК-3924 «Медведь»)
Страна-производитель: Россия
Боевая масса, т 12
Экипаж, чел. 2
Десант, чел. 8
Длина корпуса, мм 5900
Ширина корпуса, мм 2500
Высота, мм 2600
Клиренс, мм 500
Двигатель: ЯМЗ-7601, V-образный дизельный жидкостного охлаждения с турбонаддувом
Мощность двигателя, л. с. 300
Скорость по шоссе, км/ч 90
Скорость по пересечённой местности, км/ч 35
Запас хода по шоссе, км 1400
Удельная мощность, л. с./т 25
Колёсная формула 4x4
Тип подвески независимая торсионная с гидравлическими амортизаторами
Тип брони разнесённая дифференцированная
Вооружение
Пулемёты 12,7-мм крупнокалиберный пулемёт «Корд», 7,62-мм пулемёт ПКТ, или ПКМ «Печенег»


В ближайшее время планируется заменить значительную часть парка БТР внутренних войск новыми спец. полицейскими машинами СПМ-3 "Медведь". Д. Галкин, генеральный директор ООО "Военно-промышленная компания" (ВПК), рассказал об этом в интервью РИА " ".

Гендиректор отметил, что на данный момент непонятно, на сколько "Медведей" сделают заказ. Галкин, однако, подчеркнул, что некоторое количество бронетранспортеров на вооружении данного рода войск все же останется, поскольку именно сочетание БТР и СПМ-3 позволит командованию решать оперативные и боевые задачи.


СПМ-3 "Медведь" является бронемашиной, имеющей усиленную противоминную защиту. Данное транспортное средство было разработано по заказу командования внутренних войск входящим в ВПК "Военно-инженерным центром" совместно со специалистами кафедры колесных машин МГТУ имени Баумана. "Медведь" обеспечивает защиту от поражающих факторов взрывных устройств под колесом и под днищем мощностью до 7 килограмм в тротиловом эквиваленте и баллистическую защиту.

СПМ-3 может применяться как транспортное средство и оперативная служебная машина во время проведения контртеррористических акций, выполнения задач территориальной обороны, а также операций по пресечению беспорядков.

Дмитрий Галкин ранее отмечал, что при создании "Медведя" были учтены и успешно реализованы два основных фактора – новый автомобиль может передвигаться по дорогам общего пользования и при этом не пугать своим военизированным видом население. Российской полиции серийные поставки "Медведей", по расчетам ВПК, начнутся с 2013 г.

Кроме "Медведей", основной производитель бронетехники для армии ВПК выпускает и другую легкую колесную технику данного класса – БТР-82А, БТР-80 и бронированные автомобили "Тигр".

На БТР-82А также делается ставка

Дмитрий Галкин не исключил, что в некоторых из округов Внутренних войск имеющиеся боевые машины пехоты (БМП-2) будут заменены новыми бронетранспортерами БТР-82А. Несомненным преимуществом данной машины перед БМП является их возможность передвигаться по трассам общего пользования.

В этом году в армию уже поступили новые БТР-82А. Башня данных бронемашин в отличие от старой модели БТР-80 оснащается системой электронного наведения, значительно улучшающей точность стрельбы. Машина теперь может прицельно стрелять на полном ходу. Также БТР-82А оснащен более мощным двигателем, имеющим мощность 300 лошадиных сил.

Напомним, об отказе Министерства обороны от новых БТР-90 стало известно осенью. На данные машины возлагались большие надежды, а на их разработку были потрачены огромные бюджетные средства. Как пояснил Дмитрий Галкин РИА "Новости", главной причиной данного решения стали изменившиеся взгляды на методы ведения вооруженной борьбы. Как следствие, к данному классу боевых автомобилей выдвинуты новые требования.

Разработкой БТР-90 занимался Арзамасский машиностроительный завод, входящий в "ВПК". Ранее Сергей Суворов, представитель ВПК, сообщал, что основной претензией Министерства к БТР-90 стало невозможность выхода на корму десанта.

Однако в ВПК отмечается, что, несмотря ни на что, средства, потраченные на БТР-90, не пропали даром. При создании данной машины компанией были отработаны инновации, не применявшиеся ранее для создания легкой бронетехники. Это обеспечивает предпосылки для создания новейших машин данного класса.

В ВПК разрабатывается унифицированная бронеплатформа

В интервью РИА "Новости" Д. Галкин рассказал, что по заданию Минобороны России ВПК проводит работы над разработкой колесной унифицированной бронеплатформы для семейства новых машин. "Это не один конкретный автомобиль, а будет целая линейка, семейство машин, различных по своему назначению, на одной универсальной базе", - сказал он.

Гендиректор, сказав, что работы ведутся согласно графику, отказался сообщать, на какой стадии они находятся, в связи с секретностью данной информации.

О разработке новейшей боевой платформы среднего типа (бронетранспортер), носящей условное название "Бумеранг", заявлял в начале октября подполковник Сергей Власов, официальный представитель Сухопутных войск.

Минобороны с "ВПК" в рамках ГОЗ контракты уже заключило

В "ВПК" заинтересованность Министерства обороны в сотрудничестве с предприятием отмечают особо. Как сообщил Дмитрий Галкин РИА "Новости", военное ведомство уже заключило с "ВПК" договоры в рамках гособоронзаказа-2012.

Ранее Анатолий Сердюков, глава Минобороны России, сообщил, что большая часть контрактов в рамках государственного оборонзаказа на 2012 г. военным ведомством будет заключена в этом году. О конкретных суммах и условиях договоров генеральный директор не распространялся. Другие силовые структуры России, по его словам, еще не определились. Ими проводятся тендеры.

Необходимо отметить, что в текущем году Минобороны с договорами в рамках ГОЗ тянуло до последнего. Военное ведомство яростно сражалось с ВПК за снижение стоимости продукции. Лишь после вмешательства правительства и премьер-министра ситуация наконец была разрешена. Последние крупные договоры на АПЛ типа "Ясень" и "Борей" были подписаны в Северодвинске 9 ноября в присутствии В. Путина.

Говоря об этой проблеме, Галкин отметил, что вопрос ценообразования на продукцию военного характера до сих пор остается открытым. Главной причиной этого, по его словам, является то, что Министерство обороны договаривается об окончательной стоимости только с головным производителем.

В этом случае поставщиками комплектующих может повышаться стоимость на продукцию при сохранении цены финального изделия. Конечно, головному производителю поставлять заказчику продукцию по утвержденным ранее ценам становится невыгодно, пояснил Галкин. Выход из данной ситуации – утверждение стоимости комплектующих изделий второго и третьего порядков.

Опытная партия новых бронированных машин СПМ-3 (БТР ВВ, "Медведь") поступит во внутренние войска (ВВ) в рамках гособоронзаказа 2013 года, сообщил 18 сентября 2012 года заместитель главнокомандующего внутренними войсками МВД РФ по вооружению Сергей Ерыгин. 1 В начале 2012 года разработчик и производитель бронированных автомобилей Военно-промышленная компания (ВПК, Москва) сообщала о планах поставки во внутренние войска опытной партии таких автомобилей до конца 2012 года.

"В ходе испытаний какие-то недостатки вылезают, их приходится устранять, а за этим - время. Так получилось, что машина вместо двух лет (разработки) перешла уже на третий (год). Мы включили в гособоронзаказ опытную партию", - сказал С. Ерыгин, не уточнив количество единиц техники, которые планируется закупить.

По его словам, до конца текущего года будет вестись доработка автомобиля совместно специалистами ВПК и внутренних войск.



Ранее гендиректор ВПК Дмитрий Галкин заявил, что большую часть парка бронетранспортеров внутренних войск (ВВ) РФ планируется перевооружить на новые специальные полицейские машины СПМ-3 "Медведь".

"Военно-промышленная компания" - единственный в России разработчик и производитель легкой колесной бронетехники. Это бронетранспортеры БТР-80 и БТР-82А и созданные на их базе машины, а также семейство многоцелевых бронированных автомобилей "Тигр".

"В перспективе планируется большую часть парка бронетранспортеров внутренних войск МВД РФ перевооружить на новые СПМ-3 "Медведь"" ,- сообщил он.

По его словам, какое количество "Медведей" придет на замену бронетранспортерам, будет решать командование внутренних войск. В то же время он отметил, что оптимальное сочетание СПМ-3 и БТР позволит ВВ РФ успешно решать самые сложные боевые и оперативные задачи по обеспечению правопорядка. 2



Напомним, что первые лица государства Президент РФ и Председатель Правительства 4 ноября 2011 года посетили Горьковский автозавод «Группы «ГАЗ», где в рамках визита на автозавод они ознакомились с новыми проектами и перспективными моделями автомобилей «Группы «ГАЗ», а также с новыми разработками в области колесных бронированных машин, которые представили на площадке спецтехники «Военно-промышленная компания». 3

В ходе демонстрационного показа колесной бронированной техники пояснения Президенту РФ и Председателю Правительства РФ давали генеральный директор компании «Базовый элемент» Олег Дерипаска и генеральный директор «Военно-промышленной компании» Дмитрий Галкин.

По окончании демонстрации ходовых возможностей техники, руководители страны не удержались и захотели сами попробовать на ходу одну из бронемашин. Выбор пал на СПМ-3 «Медведь», разработанной и построенной в «Военно-промышленной компании».



Д. Медведев и В. Путин заняли места в кабине 13-тонного броневика. Первым за руль машины сел Д. Медведев. Он уверенно провел машину по маршруту трассы, легко маневрируя на ночной трассе.

После завершения вождения и остановки машины, место за рулем занял В. Путин, а Д. Медведев занял место в отсеке для десанта, чтобы лично оценить эргономику машины, созданную конструкторами для транспортировки личного состава.



В. Путин резво тронул машину с места, уверенно преодолел несколько препятствий, включая горку с 30-градусным подъемом и каменистый участок, где были навалены огромные валуны. Было любопытно смотреть, как легко это сделал человек, впервые севший за руль «Медведя».

После остановки машины, спустившись из кабины «Медведя» Д. Медведев и В. Путин поделились с руководителями предприятий «Группы «ГАЗ» и «Военно-промышленной компании», а также с представителями некоторых СМИ, приглашенных на мероприятие, своими впечатлениями. Д. Медведев отметил, что «13 тонн совсем не чувствуется».

«Молодцы, хорошую машину создали!» - резюмировал Д. Медведев.



"Медведь" является первым образцом машины в РФ, разработанной по так называемой на Западе технологии MRAP (бронемашины с усиленной противоминной защитой). Благодаря ряду новшеств, значительно снижена трудоемкость обслуживания и ремонта машины. Сейчас опытный образец СПМ-3 "Медведь" находится на завершающей стадии государственных испытаний.

После череды пробеговых и других специальных испытаний, проходивших в пустынях и горах, машина отправлена в районы российского Крайнего Севера. Там "Медведь" больше месяца будут подвергать проверке в условиях низких температур и труднопроходимой местности. В прошлом году СПМ-3 подтвердила заявленные характеристики в условиях высокогорья, а также высоких температур на Кавказе и в астраханских степях, где температура достигала +45 градусов по Цельсию в тени.

В общей сложности, машина преодолела более 25 тысяч километров. СПМ-3 "Медведь" разработали инженеры ВПК совместно со специалистами ФКУ НПО "Спецтехника и связь" МВД РФ по заказу внутренних войск. ООО "ВПК" является управляющей компанией для входящих в состав холдинга "Русские машины" предприятий, полностью или частично специализирующихся на выпуске военной техники, в том числе ОАО "Арзамасский машиностроительный завод" (Нижегородская область, Арзамас), ОАО "Завод Корпусов" (Нижегородская область, Выкса) и ООО "Военно-инженерный центр" (Нижний Новгород).

ВПК - единственный в России разработчик и производитель легкой колесной бронетехники. Это бронетранспортеры БТР-80 и БТР-82А и созданные на их базе машины, а также семейство многоцелевых бронированных автомобилей "Тигр". Кроме того ВПК изготавливает бронированные корпуса для различной бронетанковой, автомобильной военной техники и зенитных ракетных комплексов, а также модули для бронирования автомобильной техники как отечественного, так и иностранного производства.

Как иногда умиляют отдельные блоги, сообщения, статьи. Вот в сети появилась статья о новом российском бронеавтомобиле «Медведь» . «Минобороны готовит броню от террористов», «Медведь на страже» - это только некоторые заголовки сообщений. И если в первом конкретно сказано от кого эта броня, то во втором состорожничали и скромно умолчали. Давайте попробуем разобраться, для кого все же предназначен этот бронеавтомобиль.

Обе статьи начинаются словами: «Опыт боевых действий на Кавказе определяет потребности Минобороны. На полигонах завершаются испытания бронированных грузовиков, способных выдержать и обстрелы, и подрывы. Броневики семейства «Медведь» должны составить основу парка спецподразделений. » Давайте посмотрим на фото, насколько пригоден этот «броневик» для участия в боевых действиях. Броня, установленная строго вертикально, категорически не позволяет пуле уйти рикошетом, а примет всю ее энергию на себя. Колеса, открытые для обстрела, пусть даже и пуленепробиваемые, сделанные из кевлара, применяемого в бронежелетах, вряд ли устоят против обыкновенного гранатомета. Ведь даже гусеницы танка достаточно легко повреждаются. В общем, это «живая» мишень из тира.

Примечательно, что «Медведь» обладает высокой защитой. Он бронирован по классу 6А. Корпус машины не пробьет даже бронебойная пуля калибра 7,62 мм. Защищена не только кабина, но и топливный бак. Стекла также пуленепробиваемы ». Заметьте, ни слова о гранотамете. Не думаю, что террорист, имеющий автомат стоимостью 1-3 тысячи долларов, «пожлобится» на гранатомет, который по слухам стоит 100-200 тех же американских денежных знаков.

Радует, что в новинке есть и «непривычный для российской и советской техники комфорт для водителя и десанта. В кабине и транспортном модуле установлены кондиционеры, печки, радиосвязь, вентиляционные фильтры для прохождения зараженной местности. Стекла – с подогревом, зеркала управляются автоматически ». Если все это перечисленное верно так же, как и зеркала, управляемые автоматически, то… Присмотритесь к фотографиям. Никогда не видел, чтобы на наших Газонах они автоматически управлялись. А ведь именно обыкновенные Газоновские зеркала установлены на «Медведе». Поэтому управлять ими можно только силой мысли (возможно, в тайных лабораториях нашей «оборонки» уже дошли до этого). Впрочем, в экспортном варианте весь этот «фарш» конечно же, будет. Ведь музыку заказывает тот, кто платит.

Но, как говорится «ларчик просто открывался». Достаточно обратить внимание на маркировку этого автомобиля, чтобы окончательно понять, против кого направлен этот бронемобиль. Ведь перед словом «Медведь» есть еще СПМ-3, означающее Специальная полицейская машина. Изначально эта техника действительно создавалась для армии, но на практике ее закупают только МВД и страны Ближнего Востока (в виду их демпинговых цен). «Медведь» - это последняя разработка российских конструкторов. До него были «Водник», «Тигр» и «Каратель». Их производство налажено на Арзамасском машиностроительном заводе (АМЗ), входящем в группу «ГАЗ».

Создание «Медведя» было инициировано в 2004 году руководством войск МВД России. Привлекли к разработкам лучшие инженерные умы МГТУ им. Баумана и военно-инженерный центр ООО «Военно-промышленная компания» (входит в группу «ГАЗ»). Пресс-секретарь ООО «ВПК» Сергей Суворов не скрывал гордости, когда рассказывал журналистам, что «Медведь» может передвигаться по городу без сопровождения ГИБДД, непосредственно в потоке автомобилей. Это значит, что в отличие от обычных бронетранспортеров, СПМ-3 «Медведь» является сертифицированным транспортным средством и полноправным участником дорожного движения, не требующим специального сопровождения ГИБДД.

Сразу стоит пояснить, что специальная бронированная полицейская машина СПМ-3 «Медведь» не является какой-либо дальнейшей модернизацией уже хорошо известных машин СПМ-1 и СПМ-2 «Тигр», а представляет собой принципиально новую машину. Она предназначена для использования в качестве транспортного средства и оперативно-служебной машины МВД России или полицейских структур при проведении контртеррористических операций, операций по пресечению массовых беспорядков , выполнения задач территориальной обороны, оказания содействия пограничным органам, включая транспортирование личного состава при совершении марша, защиту экипажа от огнестрельного оружия и поражающих факторов взрывных устройств, отравляющих и специальных веществ.

Уровню защищенности «Медведя» было уделено первоочередное внимание. Баллистическая защита выполнена по 6-му классу (ГОСТ 50963) или классу 3 (STANAG). На практике это означает способность выдержать попадание бронебойной пули Б-32, выпущенной из снайперской винтовки СВД с дистанции всего в 100 метров. На машине применена оригинальная разнесенная дифференцированная защита (два слоя металла с воздушным зазором), плюс внутреннее противоосколочное покрытие. При этом, как говорят на заводе, ходовая часть имеет запас по грузоподъемности, что позволяет повысить уровень защиты за счет специального наполнителя между двумя слоями брони. В перспективе, эта доработка позволит СПМ-3 выдерживать попадание пули калибра 12,7 мм.

Оснащение СПМ-3 осуществляется по желанию заказчика. В комплексе имеются как «полицейские», так и «армейские» образцы оборудования и вооружения. Наиболее интересной для армии представляется дистанционно-управляемая турель, на которую может быть установлен пулемет 6П50 «Корд» калибра 12,7 мм, либо ПКТМ/ПКП «Печенег» (7,62 мм), либо автоматический гранатомет АГ-17/АГ-30М, либо ПТРК - главное чтобы в бортовой компьютер (цифровой вычислитель) были введены соответствующие баллистические данные того или иного оружия, остальное он сделает все сам. СУО (система управления оружием) дистанционно управляемой турели построена на основе ТВ-камеры, работающей при низком уровне освещенности (НУТ), и лазерного дальномера. В нее также входят цифровой вычислитель и цветной жидкокристаллический монитор, на который выводится изображение и через который наводчик осуществляет наведение пулемета, не выходя из-под бронированной защиты.

В перечне образцов специального оборудования СПМ-3 есть «Пелена» (система блокировки радиоуправления взрывных устройств), модули постановки дымовых завес БТД, система нелетальной защиты периметра «Рулет ВВ», что позволяет говорить о «Медведе» как о системе коллективной защиты всех транспортных средств, находящихся рядом с ним на определенном расстоянии, причем это может быть применено, как при сопровождении колонн, так и на «привале». Перечень спецоборудования внушительный, можно упомянуть еще, например, фильтровентиляционную установку ФВУ-100 и систему пожаротушения колес «Допинг», а также ксеноновый управляемый прожектор ОУ-5М (при работе «на улице» он может работать в стробоскопическом режиме – специалисты говорят, что это весьма эффективно).


БРОНИРОВАННАЯ МАШИНА СПМ-3 «МЕДВЕДЬ» (ВПК-3924)
ARMOURED VEHICLE SPM-3 «BEAR» (VPK-3924)

19.09.2012
Спецавтомобиль СПМ-3, получивший название «Медведь», будет включен в гособоронзаказ на 2013 г. для МВД России, об этом сообщил в Нижнем Новгороде замглавкома сухопутных войск МВД по вооружению, начальник вооружения генерал-майор Сергей Ерыгин.

04.10.2012
«Военно-промышленная компания» выпустит установочную партию полицейских бронемашин СПМ-3 «Медведь» в 2013 году по завершении испытаний, об этом «Интерфаксу» рассказали в пресс-службе «ВПК».
По словам главы пресс-службы компании Сергея Суворова, зимой 2011-2012 года «Медведь» испытали в условиях низких температур российского Севера. Предстоящей зимой подобные испытания продолжатся.
Бронемашину «Медведь» разработали специально для спецподразделений МВД России. По словам главы «ВПК» Сергея Галкина, машина обладает шестым классом защиты и пока не имеет аналогов.
«Медведь» весит 12,8 тонны и имеет грузоподъемность 1200 килограммов. Полноприводный четырехколесный автомобиль рассчитан на двух человек экипажа и десант из семи человек. Максимальная скорость машины по шоссе – 110 километров в час, запас хода – 1000 километров.
По словам Галкина, в случае принятия «Медведя» на вооружение «ВПК» готова ежегодно производить 300 таких машин. Общую потребность МВД в бронеавтомобилях нового типа глава компании оценил в «сотни, если не тысячи» единиц.
По информации газеты «Известия», в покупке «Медведей» заинтересовалось и Министерство обороны России. По словам представителя «ВПК», которого цитирует издание, бронемашину можно переоборудовать для ведения радиоэлектронной борьбы или инженерной разведки. (Lenta.ru)

21.11.2012
Государственные испытания модульного бронеавтомобиля ВПК-3927 «Волк» завершатся во второй половине 2013 года, ранее сообщалось о планах «ВПК» испытать в интересах Минобороны три модификации «Волка», в первой половине 2013 года «ВПК» завершит испытания бронемашины СПМ-3 «Медведь».

2.03.2013
Государственные испытания новейшей бронированной машины СПМ-3 «Медведь» планируется завершить к лету 2013 года, сообщили РИА Новости в Военно-промышленной компании (ВПК).
«МВД России в рамках госиспытаний планирует подорвать «Медведя» в апреле-мае, после чего последует официальное заявление о завершении испытаний», - пресс-секретарь Военно-промышленной компании (ВПК) Сергей Суворов.
Отвечая на вопрос, будут ли при подрыве «Медведей» использоваться животные, в частности свиньи, собеседник агентства сказал, что данный вопрос полностью зависит от решения МВД. «Наша компания использует в подобных случаях манекены с датчиками», - добавил Суворов.
РИА Новости

12.06.2013


Бронеавтомобиль СПМ-3, получивший название “Медведь” успешно прошел тест по шестому классу защиты экипажа от поражающих факторов. Спецавтомобиль СПМ-3 имеет бронирование, которое позволяет бронемашине выдерживать прямое попадание из любых видов стрелкового оружия, в т.ч. и специальную 7,62-мм пулю с термоупрочненным сердечником (ТУС) из автомата Калашникова.
По результатам испытания Спецавтомобиль СПМ-3, будет включен в гособоронзаказ на 2013 год для МВД России. Об этом сообщил 10 июня 2013 года в Нижнем Новгороде замглавкома сухопутных войск МВД по вооружению, начальник вооружения генерал-майор Сергей Ерыгин.

10.06.2014


Бронеавтомобиль «Медведь» с усиленной бронезащитой, разработанный Военно-промышленной компанией, успешно завершает госиспытания и планируется для снабжения во Внутренние войска МВД России, сообщает Интерфакс-АВН со ссылкой на советника генерального директора компании Сергея Бекетова.
«Полицейский бронеавтомобиль «Медведь» сейчас завершает госиспытания на все виды внешних воздействий, в том числе на подрыв. Поскольку этот тип бронеавтомобиля создавался по заказу Внутренних войск МВД России, он будет поступать туда на вооружение», – сказал С.Бекетов.
Он подчеркнул, что новый главнокомандующий Внутренними войсками МВД РФ генерал-полковник Виктор Золотов уже ознакомился с этим типом бронеавтомобиля и его тактико-техническими данными.
«Первая партия этих бронемашин, как ожидается, поступит во Внутренние войска уже в этом году», – уточнил С.Бекетов. Ежегодно планируется выпускать не менее 300 таких бронеавтомобилей.
Военно-промышленный курьер

28.07.2016


Серийные поставки специальной полицейской машины СПМ-3 «Медведь» для МВД России начнутся в следующем году, сообщил в среду ТАСС руководитель направления по работе со СМИ и рекламе Военно-промышленной компании Сергей Суворов.
«В феврале этого года был подписан приказ о принятии на снабжение МВД РФ этой машины, поставки начнутся в 2017 году», – сказал собеседник агентства.
СПМ-3 «Медведь» предназначена для использования в качестве транспортного средства и оперативно-служебной машины, может оснащаться различным специальным оборудованием и вооружением. Баллистическая защита корпуса и бронестекол соответствует классу 6А.
ТАСС

17.04.2017
ФОТОРЕПОРТАЖ: БРОНЕАВТОМОБИЛЬ СПМ-3 «МЕДВЕДЬ» НА ФОРУМЕ АРМИЯ-2016

На Международном форуме «Армия-2016″ в Кубинке «Военно-промышленная компания» (ВПК) представила полицейский миннозащищённый бронеавтомобиль СПМ-3 «Медведь», предназначенный для проведения подразделениями Росгвардии антитеррористических операций в ходе выполнения задач территориальной обороны.
СПМ-3 имеет полную массу в 14 т. Особенностью конструкции является примененное в защите разнесенное бронирование. Машина может выдерживать взрыв 7 кг тротила под колесами или днищем, которое имеет V-образную форму. Экипаж и десант располагаются в специальных антитравматических креслах, имеются также специальные противоминные панели и коврики. Полная вместимость – 8 чел.
Автомобиль оснащён отечественным многотопливным дизелем ЯМЗ-536 мощностью в 312 л.с. В дальнейшем ожидается форсирование его мощности до 400 л.с.
Максимальная скорость – до 110 км/час, запас хода – до 1 тыс. км, ресурс двигателя – до 800 тыс. км.
ВТС «БАСТИОН», 17.04.2017