У чего лучше теплоотдача тосол или антифриз. Тосол или антифриз – какая разница и что лучше? Какая разница между тосолом и антифризом

В Советском Союзе использовалась охлаждающая жидкость под названием тосол. Спустя годы, запатентовать ее никто не догадался, поэтому сегодня это названия является больше обобщающим для определенного класса охлаждающих жидкостей, которые производятся различными отечественными производителями. На рынке можно найти тосол двух видов: синего цвета (с предельной температурой до -40 градусов) и красного цвета (с точкой замерзания в -65 градусов Цельсия).
В состав тосола входят следующие вещества:

  • этиленгликоль;
  • вода;
  • различные присадки для предотвращения коррозии;
  • фосфаты и бураты.

Тосол, как и любая другая охлаждающая жидкость, имеет несколько обязательных характеристик: не замерзает при низких температурах и не воспламеняется, не пенится и не кипит, а также не оказывает пагубного воздействия на компоненты системы охлаждения.
В процессе эксплуатации тосол, конечно же, теряет свои качества, что делает невозможным его использование в системе охлаждения. Выработка состава и испарение естественные процессы, поэтому данную жидкость следует менять раз в 2-3 года или после 80 тысяч километров пробега. При покупке тосола водитель может руководствоваться только его температурными показателями. Также в техническом руководстве автомобиля всегда прописано, какую ОЖ рекомендуется использовать для данной модели.

Антифриз и его разновидности

Чтобы понять что лучше тосол или антифриз, нужно понять что собой представляет последний и каких видов бывает. Давайте разберемся! Антифриз – это обобщенное название охлаждающей жидкости, которая пришла на территорию стран СНГ из-за границы. Согласно спецификации и маркировкам, существует несколько классов этой жидкости, каждая из которых имеет свои характеристики и состав. Определенный класс используется для конкретных автомобилей, поэтому при выборе антифриза необходимо обязательно ориентироваться в его разновидностях.
Для упрощения покупки компания «Фольксваген» разработала универсальную систему классификации, по которой большинство производителей и покупателей ориентируются. Согласно ей, все антифризы разделены на классы G11, G12 и G13. За последние годы появились также промежуточные классы, например, G12+ и G12++. Давайте рассмотрим каждый из видов продукции отдельно.

Антифриз G11

Подобная продукция создается по традиционной (силикатной) технологии, при этом содержит в себе неорганические вещества и их комбинации в качестве защитных присадок. Такой хладагент рекомендуется заливать в транспортные средства, произведенные до 1996 года. Если говорить о составе, то большую часть (около 90 процентов) занимает этиленгликоль. Остальная доля приходится на дистиллированную воду и присадки. Срок службы подобных изделий составляет до 3 лет.
Данная ОЖ создает на всей поверхности деталей защитную пленку, которая предотвращает коррозию. Конечно же, это имеет и отрицательный эффект, ведь сплошная пленка неблагоприятно сказывается на теплоотдаче. Эта пленка от вибраций осыпается, и осадок скапливается в системе охлаждения.

Антифризы линейки G12

Следующим шагом в развитии охлаждающих жидкостей стало появление состава G12. У него появилось принципиальное отличие от предшественника – разработчики использовали технологию органических кислот. В основе также остается этиленгликоль, но в качестве присадок добавляются карбоновые кислоты. Благодаря этому, антифриз создает защитную оболочку только в тех местах, которые подвергаются коррозии.
Он имеет следующие преимущества по сравнению с предшественником:

  • повышенная теплоотдача;
  • отсутствие осадка после эксплуатации, поскольку нечему осыпаться;
  • увеличен срок службы до 5 лет (при соблюдении правил эксплуатации).

Продукцию рекомендуют использовать в автомобилях, выпущенных после 2001 года. Классы G12+ и G12++ являются доработкой, в которых органические присадки объединили с другими (неорганическими и минеральными). Принципиальных отличий от основного G12 нет. Здесь улучшена только экологическая безопасность состава.

Изделия класса G13

Это новейшая разработка, созданная в 2012 году. Главное отличие от всех других антифризов – основа на пропиленгликоле. В отличие от этиленгликоля, который является ядовитым, данный антифриз практически полностью безопасен для окружающей среды. На этом отличия заканчиваются. По своим характеристикам продукция идентична классу G12++.
Все представленные классы отличаются визуально по цвету жидкости, однако общепринятого правила окрашивания для всех стран не существует. Покупая антифриз, обязательно читайте его маркировку и не ориентируйтесь только по цвету. Теперь, когда вы знаете состав тосола и антифриза, можно перейти к самому главному вопросу.

Тосол или антифриз: что лучше выбрать

Учитывая несколько классов иностранных охлаждающих жидкостей, выявлять отличие тосола от антифриза обобщенно было бы не совсем корректно. Выполним сравнение тосола с конкретными классами антифриза.

Тосол против G11

Это практически близнецы, так как вещества имеют общую основу (этиленгликоль) и практически идентичные присадки (неорганические). Тосол в большинстве случаев используется в автомобилях ВАЗ, которые как раз выпушены до 1996 года. Выбор между тосолом и антифризом G11 только условный. Здесь можно ориентироваться на производителя, насколько вы ему доверяете и каковы отзывы других водителей о продукции.

Тосол в сравнении с линейкой G12

Здесь уже заметны отличия продукции. Основа этих двух ОЖ осталась (этиленгликоль и вода), но присадки в G12 уже используются органические. Благодаря этому, класс G12 имеет преимущества над тосолом, аналогичные преимуществам над G11:

  • создание защитной пленки непосредственно в очагах возникновения коррозии;
  • более продолжительный срок эксплуатации;
  • лучшая теплоотдача;
  • не оказывает неблагоприятного воздействия на алюминиевые детали и не образовывает конденсат.

В сравнении с G13

Данный класс антифризов является пиком эволюции. Здесь используется иная основа (пропиленгликоль), за счет чего продукт неопасен для экологии, а также гибридные присадки, гарантирующие эффективность ОЖ. По всем параметрам антифризы G13 лучше тосола . Единственный недостаток – высокая стоимость. При этом не стоит экономить на покупке, так как капитальный ремонт двигателя новой иномарки будет стоить несоизмеримо много по сравнению с бутылкой даже самого дорогого антифриза.

Класс G11 и тосол имеют практически идентичный состав, поэтому теоретически смешивание допускается. Но будьте осторожны, так как отечественные и иностранные производители могут использовать разные присадки. За счет этого небольшого отличия жидкости могут вступать в конфликт. Рекомендует доливать только идентичную ОЖ, чтобы избежать неблагоприятных последствий.
Смешивать тосол с классами G12 и выше нельзя, так как продукты имеют отличные составы, не говоря уже о разных производителях, каждый из которых применяет свою методику. Аналогично не допускается смешивание составов G11 и G12. В худшем случае при смешении в системе охлаждения появится осадок. Удалить его вы сможете только полной промывкой системы.

Как отличить тосол от антифриза

Среди водителей ходит миф, что отличить жидкости можно по цвету. Напоминаем, что цветовое обозначение условное, соответственно, у каждого производителя разное. Полагаться на цвет никогда нельзя. Вкус, вязкость и прозрачность водителям также ничего не скажут. Единственный идентификатор состава – это название и маркировка на канистре. На практике можно проверить температуру замерзания и определить тип тосола. Различить, например, классы G12 от G12+/++ водитель без специализированного оборудования и навыков никогда не сможет.
Автовладельцам рекомендуется записывать, какой тип охлаждающей жидкости используется в машине. Если вы забыли, не рискуйте со смешиванием. Выполните полный слив, а затем залейте ОЖ, которую рекомендует производитель автомобиля или более доступный аналог. При покупке любой охлаждающей жидкости следует ориентироваться на ряд параметров:

  • температура кипения и замерзания;
  • антикоррозионные и смазывающие свойства;
  • цена продукции;
  • популярность и востребованность товаров данного бренда.

Итоги

В ходе статьи выяснилось, что тосол практически никак не отличается от класса антифриза G11. При сравнении тосола с G12/13 отечественный продукт проигрывает, так как в антифризе используются неорганические присадки, а в самом совершенном продукте сменилась даже основа. Владельцам иномарок последних годов выпуска необходимо использовать только антифриз. Для владельцев отечественных машин с годом выпуска до 1996 можно заливать как тосол, так и антифриз G11. Здесь решать, что лучше тосол или антифриз , придется только вам.

400 063 88

Чем «Тосол» отличается от антифриза? Тем же, чем селедка отличается от рыбы! Это — название древней жидкости, со временем ставшее именем нарицательным.Сравнивать тосолы и антифризы – то же самое, что рассуждать о различиях между «жигулями» и автомобилями! Потому что «Тосол» – это тоже антифриз .

Откуда же пошла путаница в терминах?
Давным-давно в радиаторы автомобилей заливали воду. На морозе ее разбавляли этиленгликолем, что позволяло избегать замерзания жидкости. Такая смесь не угрожала разрывом блока цилиндров и радиатора, поскольку превращалась в вязкую шугу с мелкими кристалликами льда. Для древних автомобилей с чугунными моторами и латунными радиаторами такая жидкость была, к тому же, безопасна в отношении коррозии, а потому решение казалось идеальным. Именно так появился на свет первый антифриз. Потому что в переводе антифриз означает: «против мороза»!
Проблемы начались с приходом более современных авто. Циркулируя по новеньким системам охлаждения, нагретый антифриз буквально пожирал металл, выгрызая куски крыльчатки и стенок каналов головки блока… Поэтому в институте «ГосНИИОХТ» создали оригинальный состав охлаждающей жидкости, способный обуздать коррозионную активность «обычного» антифриза. В его состав стали вводить добавки на основе неорганических солей – они образовывали на металлических поверхностях слой, устойчивый к этиленгликолю.
Название новинки возникло так. Первые три буквы взяли с таблички над дверью отдела: «Технология органического синтеза». Окончание «ол» пришло из химической терминологии. В итоге на свет появился «Тосол»!
Название показалось настолько удачным, что из аббревиатуры поти-хоньку превратилось в имя нарицательное . А поскольку «жигули» в семидесятые годы были у нас символом жизненного успеха, то и «Тосол» попал в разряд элитных жидкостей для избранных. Именно тогда в головах и сформировался стереотип: мол, «Тосол» – это жидкость, пригодная только для «жигулей»!
Спустя несколько десятков лет ситуация в стране резко изменилась: термин «жигули» стал чуть ли ни ругательством, а любой «жигулевский» компонент – синонимом низкопробной халтуры. В итоге «Тосол» в устах продавцов по инерции стал считаться некой жидкостью для отечественных – читай, «плохих» – автомобилей! Более того – этим именем почему-то начали называть любые антифризы для «нашенских» машин! Так же, как джипом обыватель уверенно называет любой вседорожник, а не только американский «Джип»….
Напомним еще раз: любая охлаждающая жидкость – это антифриз! Точно так же, как «Мерседес», «Калина» и ЗИЛ – это все автомобили! А «Тосол» – это тоже антифриз! Другое дело, что современные антифризы так же отличаются от смеси воды с этиленгликолем, как автомобиль третьего тысячелетия от первых самодвижущихся экипажей. Но –увы: «тосол» и «антифриз» уверенно стали именами нарицательными, а также чуть ли не синонимами терминов «плохой « и «хороший»!
К сожалению, данное разделение охлаждающих жидкостей охотно поддержала вся «цепочка» посредников, начиная от оптовиков и заканчивая розничными торговцами. В то, что сегодня называют «Тосол», производители чаще всего добавляют присадки, обеспечивающие разве что минимальные антикоррозионные свойства – и это вполне объяснимо! Во-первых – дешево, во-вторых – чаще будут покупать, в-третьих – для «жигулей» и так сойдет. А вот многочисленным жидкостям с надписью типа «АНТИФРИЗ» повезло куда меньше. Некоторые, даже крупные производители не утруждают себя новыми разработками и внедрениями, а льют в такие канистры все тот же «тосол» 70-х – 80-х годов прошлого столетия. А что там внутри – какой он, этот антифриз? Силикатный, карбоксилатный, лобридный? Таких слов многие продавцы даже не знают.
Так что же покупать? Ответ один: для «серьезных» современных машин подходят исключительно антифризы продвинутых производителей! Лучшее подтверждение такой «продвинутости» – ссылка на одобрение продукта серьезным автопроизводителем, будь то «Мерседес», «Фольксваген» и т.п. Поэтому любые неизвестные бренды лучше сразу обходить стороной – хуже не будет. Конечно, подделать можно любую «фирму», а на канистре написать любую чушь, но тут может помочь… Интернет. На сайте любого серьезного автопроизводителя точно указано, кому он выдавал свое одобрение.

Специалисты утверждают, что одной из частых причин выхода из строя двигателя является недостаточно эффективная работа системы охлаждения. За эту работу во многом отвечает специальная жидкость, которая циркулирует по системе двигателя и не позволяет температуре подниматься выше допустимых значений. Потому недооценивать роль (ОЖ) нельзя. Иначе вы рискуете столкнуться с достаточно серьёзными проблемами, которые могут обернуться преждевременным износом компонентов двигателя и его полным выходом из строя. В настоящее время продолжается упорная борьба между двумя жидкостями охлаждения. И автомобилисты хотят знать, что лучше выбрать – тосол или антифриз. Для этого нужно детально разобраться в особенностях двух жидкостей, в их составе, преимуществах и недостатках на фоне конкурента.

Сравнение эффективности использования тосола и антифриза.

Основные характеристики ОЖ

Жидкости охлаждения основаны на смешивании воды, этиленгликоля и специальных добавок, основной задачей которых является предотвращение коррозии металла в двигателе и его системах. Каждый производитель ОЖ использует собственную рецептуру и уникальный состав, который может заметно отличаться по технологии и используемым присадкам. При этом присадки всегда обязательно входят в состав охладителя. Прежде чем заливать в мотор своего автомобиля тот или иной состав, нужно ознакомиться с инструкцией по применению и изучить рекомендации, которые даёт ваш автопроизводитель. Каждая ситуация рассматривается в индивидуальном порядке. В руководстве по эксплуатации, которое идёт в комплекте к машине, прописывается перечень тестов с жидкостями, их наименование и класс. Так, автопроизводитель даёт чёткие инструкции касательно того, с какой именно ОЖ лучше всего взаимодействует этот конкретный двигатель. Потому рекомендации завода-производителя вашего автомобиля должны быть первоочередным источником корректной информации. Существует несколько технологий производства ОЖ, которые применяются в настоящее время:

  1. Классическая. Она подразумевает использование в составе охлаждающей жидкости специальных присадок, которые относятся к солям неорганических кислот.
  2. Карбоксилатная. Здесь ключевыми компонентами выступают карбонаты. Это органические кислоты, которые позволяют эффективно защищать металл двигателя от процессов коррозии.
  3. Гибридная. Технология появилась вслед за карбоксилатной. Здесь также на основе солей карбоновых кислот. Но сюда дополнительно добавляют фосфаты и силикаты.

Теперь нужно более детально разобраться в особенностях каждого из составов. Это позволит вам понять, какую ОЖ лучше выбирать между тосолом и антифризом.

Антифриз

Чтобы предотвратить перегрев силового агрегата, множество автомобилистов выбирают антифриз. Его температура кипения, в зависимости от состава и производителя, составляет до 150 градусов Цельсия. При отрицательных температурах структура жидкости не меняется в условиях -38 градусов. Специальные присадки, которые входят в состав антифриза, надёжно защищают двигатель от возможных процессов коррозии. Для автомобиля это свойство играет ключевую роль. При отсутствии специальных присадок антифриз имел бы очень агрессивный состав. В результате начался бы процесс разрушения радиаторных стенок, патрубков, резиновых трубок и самого мотора. Современные разработчики придумывают новые добавки, которые смогут повысить эффективность работы антифриза, при этом негативное воздействие на мотор станет намного мягче. Чтобы потребители могли понимать, какой именно антифриз они покупают, производители начали использовать специальные красители. Они придают составу , тем самым помогают отличать разные составы.

  1. Выпускаются также с обозначениями G11+ и G11++. Такие охлаждающие жидкости можно отличить по зелёному цвету. Они предназначены для работы в температурном диапазоне от -40 до +130 градусов Цельсия. Этим такой антифриз существенно превосходит традиционный тосол. Если в двигателе присутствуют следы коррозии, активируется присадка на основе карбоновой кислоты, которая входит в состав ОЖ. Она начинает разрушать коррозию и улучшает работу мотора.
  2. G12 (G12+ и G12++). Эти антифризы имеют красный цвет. Считаются более современными и улучшенными жидкостями, которые хорошо работают на требовательных и довольно деликатных системах охлаждения иномарок. Здесь отсутствуют химические присадки. Вместо них производители используют органические добавки. Причём такой подход считается существенным преимуществом, поскольку показатели теплоотдачи заметно улучшаются.

Считается, что красные антифризы лучше применять для радиаторов, которые выполнены из меди. А вот зелёный антифриз оптимально подходит для алюминиевых радиаторов охлаждения. Это многие водители подтвердили на практике.

Тосол

Тосолом называют разные жидкости охлаждения, которые производятся на основе классической или традиционной технологии. Чаще всего предлагается на рынке в виде жидкости синего цвета. В действительности никакого существенного отличия между ним и антифризом нет. Тосол – это тот же антифриз. Только своё название состав получил ещё в советские времена. Тогда тосол был ответом импортному антифризу, являлся его полноценным аналогом. То есть полноценным тосолом можно считать только те ОЖ, которые выпускались в СССР по специальному рецепту. Сейчас подобным уже никто не занимается, поскольку антифриз уверенно вытеснил менее эффективный тосол. Но всё равно на рынке продолжается реализация этого вида охладителя. В действительности перед вами может оказаться и достаточно качественный антифриз, и откровенная подделка, либо ОЖ низкого качества. Не существует ни одной современной компании, которая бы использовала классический советский рецепт.

Акция: Распродажа новых авто 2018-2019 года выпуска В Московском Автомобильном Доме

Распродажа новых автомобилей 2018-2019 года выпуска
Распродажа автомобилей с пробегом Трейд-ин
Кредит от 9.9%

В чём разница между ОЖ

Когда автомобили комплектовались чугунными и практически бессмертными моторами, для их охлаждения использовали простую смесь, куда входили вода и этиленгликоль. Никакого ущерба мотору такой состав не наносил. Но на современных автомобилях при нагреве жидкости, которая протекает по системам, появляется существенная угроза целостности радиатора, блока цилиндров и других компонентов. Традиционная смесь уже не подходила, пришлось искать альтернативное решение. Так в СССР создали тосол. Потому для россиян и жителей постсоветского пространства все охлаждающие жидкости ассоциируются именно с понятием тосол. В действительности же разницы между двумя жидкостями практически нет. Тосол является тем же антифризом, только

Потому на рынке его можно встретить в разных формах и цвете. Но есть некоторые отличия в плане технических характеристик между всеми ОЖ. Они отличаются между собой по:

  • защитным свойствам против коррозии;
  • температуре замерзания и закипания.

Всё зависит от технологии, которую использует производитель. То есть отечественный тосол, по факту являющийся антифризом, может иметь состав более качественный, чем импортная жидкость, названная антифризом. И наоборот. Сравнивать их практически невозможно, поскольку настоящего тосола уже не существует, а все выпускаемые ОЖ являются антифризами, вне зависимости от страны производителя и состава. Чтобы понять, какая жидкость предпочтительнее и что лучше заливать, рассмотрим ключевое отличие тосола от антифриза. Поскольку состав всё же отличается, многие смогут сделать для себя окончательный выбор.

Что заливать

Разобравшись в соперничестве между тосолом и антифризом, делаем правильный выбор и покупаем для своей машины наиболее подходящую жидкость охлаждения. На практике сделать грамотную покупку не сложно. Тут нужно определить, какой из составов вам подходит лучше остальных. Далее следует подобрать хорошего производителя, поскольку от него во многом зависит качество и эффективность работы охладителя. Сравнивать будем три основные позиции:

Будем воспринимать тосол как отечественную альтернативу импортному антифризу. Хотя и наши компании выпускают ОЖ, называя их антифризами.

Тосол

На рынке жидкостей охлаждения встречаются тосолы красного и синего цветов. Это не просто решение производителя добавить тот или иной краситель. Цвет указывает потребителю, на какую температуру рассчитан этот состав. Подобные жидкости могут функционировать в течение 2 – 3 лет. То есть их срок службы составляет не более 36 месяцев. Затем состав утрачивает свои свойства. Заливать просроченный тосол категорически нельзя. Температура закипания колеблется в пределах 110 – 115 градусов Цельсия. Но также нужно смотреть на температуру замерзания. Здесь делайте акцент на цвете жидкости. Если у вас в распоряжении классический синий тосол, то его предельная температура будет -40 градусов Цельсия. Проживая в регионах с суровыми зимами, лучше выбирать жидкость красного цвета. Она может выдержать нагрузку до -60 градусов Цельсия.

Если говорить о том, что же лучше – антифриз или тосол, то здесь перевес на стороне охладителя зелёного цвета. Он имеет улучшенный состав и более качественные технические характеристики. Хорошо функционирует зимой. Хотя без недостатков и тут не обошлось. Эта охлаждающая жидкость состоит из органических присадок и специальных химических добавок. Они обеспечивают необходимый уровень работоспособности двигателя, поддерживают нужный температурный режим и предотвращают процессы разрушения силового агрегата. Основой для защитных свойств выступают бораты, фосфаты и карбоновая кислота. Жидкость охлаждения контактирует с внутренними поверхностями системы, дополнительно укрепляя их защиту. Этот состав создаёт дополнительный защитный барьер. Эта реакция способствует уменьшению рисков разрушения металла. Но зелёные антифризы имеют свои недостатки, на которые автомобилистам обязательно нужно обращать внимание. Эти смеси несколько ограничивают показатели теплоотдачи. Также рекомендуется менять охладитель не реже 1 раза в 2 года.

Отличительной особенностью охладителей красного цвета является большое количество карбоновой кислоты, а также применение практически всегда только органических видов присадок. Если вы думаете о том, что лучше использовать – антифриз или тосол, в этом соперничестве также преимущества на стороне антифриза. Состав изготавливается по специальной технологии, которая способствует обеспечению надёжной защиты патрубков, трубок, внутренних стенок и металла от разрушения. Также жидкость способствует увеличению теплоотдачи, что положительно сказывается на работе двигателя. Состав взаимодействует с участками в системе, где появились следы коррозии. Антифриз покрывает их защитной плёнкой, которая с течением времени не разрушается. При этом дополнительно предотвращается забивание системы охлаждения силового агрегата. Ещё одним неоспоримым преимуществом антифризов красного цвета является их длительный срок службы. При эксплуатации до 5 – 6 лет жидкость не теряет своих изначальных свойств. Потому часто менять состав нет необходимости. Что же касается недостатков, то к минусам красного охлаждающего антифриза для двигателя можно отнести только более высокую стоимость. Но с учётом всех объективных преимуществ и длительного срока службы, затраты на такую жидкость охлаждения полностью себя оправдывают.

Важные выводы

Учитывая все озвученные особенности, преимущества и недостатки, характеризующие разные виды жидкостей охлаждения, можно сделать соответствующие выводы касательно их применения. Сказать объективно, какая из охладительных жидкостей лучше, нельзя. Всё зависит от конкретной ситуации. Потому их следует рассматривать индивидуально. Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:

  1. Тосол рекомендуется и допускается к использованию в тех случаях, когда у вас в распоряжении автомобиль отечественного производителя. Либо у вас старая иномарка, которая использует двигатели устаревшего образца. Тут нет необходимости переплачивать за дорогой антифриз. Тосол прекрасно справляется с поставленными задачами, поскольку мотор не такой требовательный к защитным функциям. А потому состав тосола не будет агрессивно воздействовать и разрушать элементы двигателя или системы охлаждения.
  2. Зелёный антифриз специалисты советуют заливать в иномарки и новые отечественные автомобили, если в их системах охлаждения применяется большое количество алюминия. То есть такая охлаждающая жидкость лучше взаимодействует с автомобилями, где устанавливаются алюминиевые радиаторы, а также применяются разные патрубки из алюминия.
  3. Наличие жёлтого радиатора ещё не говорит о том, что он полностью медный. Это может также быть смесь разных металлов с добавлением большого количества мед или латуни. Для таких ситуаций оптимальным выбором станет антифриз красного цвета. Он надёжно защищает компоненты охлаждающей системы от износа и разрушения. Подобные автомобили более требовательные и «нежные», потому объективно лучшим выбором станет красный антифриз.

У каждой жидкости есть свои предназначение и область применения. Не забывайте, что наиболее точные рекомендации даёт автопроизводитель. Потому для начала загляните в официальное руководство по эксплуатации, почитайте инструкцию и сделайте соответствующие выводы. Не всегда есть смысл переплачивать за более дорогой и сложный по составу антифриз, если ваш мотор отлично функционирует с традиционным отечественным тосолом. Но наоборот поступать категорически не рекомендуется. Если производитель требует использовать высококачественный антифриз, то заменять его дешёвыми охлаждающими жидкостями крайне опасно. Это может повлечь за собой серьёзные последствия, включая выход из строя двигателя.

Допускается ли смешивание разных ОЖ

Согласно действующим государственным стандартам, ни один из видов охлаждающих жидкостей не должен содержать в своём составе любых примесей механического типа. К ним относятся мелкие кусочки материалов, грязь, пыль, зола и пр. То есть при покупке смеси вы должны внимательно изучить жидкость. Если она прозрачная и однородная, перед вами качественный охладитель, который можно заливать в двигатель своего автомобиля. Это напрямую касается вопроса о смешивании разных по составу охлаждающих жидкостей. На этот счёт специалисты дают несколько рекомендаций:

  1. Если используемые антифризы имеют одинаковый цвет, но жидкости относятся к разным классам, то их смешивание настоятельно не рекомендуется. В противном случае увеличивается риск образования твёрдых компонентов, присутствие которых в системе охлаждения силового агрегата приведут к проблемам и возможным поломкам.
  2. Аналогично запрещено смешивать разные по составу антифризы, то есть органические и минеральные. При их сочетании обязательно появляется мутный осадок. Если осадок окажется на дне системы охлаждения, вас ожидают крайне неприятные последствия. Через некоторое время осадок начнёт закупоривать радиаторные протоки. Затем заблокируется насос, в результате чего двигатель закипит. О последствиях закипания мотора не стоит говорить, поскольку это ведёт к крайне дорогому ремонту.
  3. Касательно смешивания разных жидкостей охлаждения, относящихся к одной из той же группе. При таком сочетании составов характеристики не меняются. Но в результате нагрева, который будет происходить из-за работы двигателя, есть вероятность образования взвеси из тяжёлых частиц. Последствия могут быть самыми разнообразными. Иногда двигатель выходит из строя. Но бывали случаи, когда охлаждение продолжало нормально функционировать без каких-либо изменений. Поскольку никаких гарантий нет, и точных итогов смешивания таких ОЖ никто озвучить не может, рисковать в такой ситуации не стоит.

Важно помнить, что срок службы любого вида охлаждающей жидкости также исчисляется в километрах. Потому каждый автомобилист должен следить за пробегом или сроком службы антифриза, либо тосола. Что наступит раньше, от того и нужно отталкиваться. Ведь один водитель эксплуатирует машину редко, потому ОЖ легко выдерживает 2 – 4 года. Другой автомобилист накатывает десятки тысяч километров, в результате чего износ охладителя происходит быстрее, а потому менять его придётся раньше. Всё же основным руководством по выбору жидкости охлаждения для двигателя выступает официальная инструкция от автопроизводителя. Не стоит экономить на ОЖ, но и тратить слишком много на то, что по факту можно заменить на более доступную альтернативную жидкость, тоже необязательно.

Лучшие цены и условия на покупку новых авто

Кредит 9.9% / Рассрочка / Trade-in / 98% одобрений / Подарки в салоне

Мас Моторс

Статья об антифризе и тосоле - в чем сходства и различия этих жидкостей, советы и рекомендации по выбору. В конце статьи - интересное видео о том, что будет, если смешать тосол с антифризом.

Содержание статьи:

При проведении технического обслуживания автомобиля, можно услышать от мастеров СТО 2 названия охладителя - «тосол» и «антифриз». Но в чем их отличия, знают немногие владельцы автомобилей. Также нет четкого понимания, можно ли смешивать эти жидкости и какая из них лучше. Разобраться во всем поможет обстоятельное, глубокое исследование этих вопросов.


Оба слова означают одно и то же – охлаждающую жидкость, отличия кроются в составе, характеристиках и происхождении:
  • антифриз – общее название охладителей, используемое в международном обиходе;
  • тосол в действительности является аббревиатурой, которая расшифровывается как «Технология органического синтеза», ОЛ указывает на принадлежность жидкости к группе спиртов. Этот продукт разработан отечественным НИИ.
Эта аббревиатура появилась в начале 70-х годов прошлого столетия и так как не была запатентована, то сегодня множество производителей охладителей используют ее. Это делается в маркетинговых целях для привлечения покупателей на раскрученное название.

Но это не является критичным критерием при выборе охладителя. Все дело в том, что со временем поменялись производственные технологии, требования к подобным жидкостям.

Антифризы по определению западных специалистов – охлаждающая жидкость, которая представляет собой смесь присадок, спиртовой основы и воды, циркулирующей в системе автомобиля для регулирования температуры. Она предотвращает его замерзание зимой и перегрев в теплое время года.


Фактически, производители антифриза разных стран имеют собственные стандарты производства жидкостей по примеру отечественного ГОСТа.

Чтобы упорядочить эту систему, было принято решение использовать классификацию охладителей концерна Volkswagen, согласно которой жидкости делятся на такие классы:

  1. G11 – для производства используется традиционная или силикатная технология. Такие антифризы включают комбинации органических соединений, таких как нитраты, нитриты, фосфаты, амины. Они препятствуют возникновению коррозии, эффективно защищают систему от негативного воздействия и разрушения. Этот класс обозначается: Traditional coolants, G11, Conventional coolants, IAT (Inorganic Acid Technology).
  2. G12 – в производстве применяются органические кислоты – карбоновые соединения. Их отличие от предыдущего класса – очаговое действие на отдельные участки. Данная технология считается более прогрессивной. Этот класс жидкостей имеет увеличенный срок эксплуатации 3–5 лет, обозначаются G12, Carboxilate coolants, OAT (Organic Acid Technology).
  3. G12+ – гибридные составы, содержащие органические и неорганические соединения. Причем для разных рынков присуща определенная специфика. Например, европейские производители используют силикаты, японские применяют фосфаты, а американцы - нитриты. На емкостях этот класс обозначается Hybrid coolants, HOAT (Hybrid Organic Acid Technology).
  4. G12++ – этот класс антифризов начал выпускаться в 2008 году. Он отличается составом, в который входят органические элементы (основа) и минеральные соединения, обозначается Lobrid coolants, SOAT coolants.
  5. G13 – наиболее продвинутая технология, исключающая использование агрессивных химических соединений. Им на смену пришли экологически чистые и безопасные пропиленгликогеновые составы. Этот класс появился на рынке в 2012 году.
Исходя из вышеописанного, антифризы можно разделить на минеральные G11 (к ним относится тосол), органические G12, G12+, лобридные G12++, G13 – экологичные составы нового поколения.

Также составы подразделяются по таким параметрам:

  • температура кипения и замерзания;
  • смазывающие характеристики;
  • степень антикоррозийной защиты.
Тосол относится к классу минеральных охладителей, его средний срок эксплуатации составляет 2 года или 50 000 км пробега. Он разработан для автомобилей отечественного производства.

Внимание! Градации охладителей по цветам не существует, от этого не зависят их защитные характеристики.

Изначально все классы жидкостей прозрачные, красители в них добавляют для того, чтобы люди, работающие на СТО, а также владельцы автомобилей могли их отличать от других составов и определять рабочий температурный диапазон.

Также нужно знать, что основа у всех охладителей одна. Она состоит из:

  • этиленгликогеля – 90%;
  • дистиллированная вода до 5–7%;
  • улучшающие присадки – 3–5%.
Этиленгликогель – это двухсоставный спирт, имеющий маслянистую структуру и температуру кипения +200 и замерзания -12 градусов по Цельсию. То есть, отличаются составы только присадками.


Относительно цвета тосола стоит сделать поправку - он определяет рабочий температурный режим. Состав отечественного производства бывает синего или красного цвета. В первом случае жидкость обеспечивает работоспособность автомобиля до -40, а во втором, – до -65 градусов по Цельсию.

Зарубежные производители, как правило, используют зеленые красители для охладителей класса G11. Составы других поколений окрашены в красный, розоватый цвет. Это делается для того, чтобы фактически отличать силикатные антифризы от остальных.

Так, ориентироваться при выборе охладителя можно на его цвет:

  • красный полностью совместим с медью и латунью;
  • зеленый антифриз рекомендуется заливать в радиаторы на алюминиевые сплавы.
При этом тосол не дает достаточную защиту алюминию при работе на высоких температурах. Рациональной альтернативой тут станут карбонокислатные составы. Это классы: G12, G12+, G12++. Они также увеличивают на 50% эксплуатационный ресурс водяного насоса (помпы).


Зарубежные и отечественные эксперты утверждают, что выбор «правильного» антифриза так же важен, как и моторного масла. Правильный выбор поможет надолго сохранить технические характеристики автомобиля на высоком уровне, уберечь двигатель от поломок.

Тосол отлично подходит под двигатели с чугунными элементами.

Еще одним важным моментом при выборе охладителя являются рекомендации производителя. Минус тосола – относительно низкая теплопроводность. Причина – защитный слой, образующийся на поверхности металла, который сокращает теплоотдачу.


Еще один недостаток – снижение защитных свойств при температурах, превышающих +100 градусов по Цельсию. В результате этого на поверхности гильз цилиндров и в помпе образуется коксующийся налет. Этот процесс называется гидродинамическая кавитация. От нее лучше защищают антифризы. В то же время составы, содержащие фосфор, способствуют образованию осадка, который забивает радиатор, снижая теплообмен, и препятствует штатной работе термостата.


Сразу нужно отметить, что цвет не является индикатором совместимости, и по этому признаку охладители смешивать нельзя. Согласно рекомендациям производителей автомобилей и охладителей, они не должны содержать твердых частиц. Смешение разных классов антифризов с тосолом может спровоцировать их образование.

Совместимы составы одних классов, но разных производителей и цветов. Их характеристики не меняются, но тут существует риск образования суспензии высокой вязкости при нагреве, приближающего к температуре +100 градусов по Цельсию.

Чтобы исключить возможные риски, желательно использовать один класс охладителей определенного производителя. При смене антифриза рекомендуется промывать систему специальными составами. Практика показывает, что относительно безопасно смешивать класс G12++ с G11 и G12.


Если нет уверенности в том, какая жидкость залита в автомобиль, доливать следует только составы G12++ или G13, которые совместимы с остальными классами, являются универсальными.

Важно! Для определения плотности тосола и антифриза используются различные ареометры.

Выводы


В вопросе выбора охлаждающей жидкости не стоит руководствоваться домыслами или мифами, а учитывать практику и фактические характеристики. Так, отечественной классике отлично подойдет тосол. Не стоит переплачивать и покупать более дорогие зарубежные антифризы класса G11, так как они идентичны составу отечественного производства.

В иномарки лучше заливать жидкости классом выше. Они обеспечивают лучший теплообмен и длительный срок эксплуатации. Производители составов G13 обещают промежутки между заменами до 650 000 км пробега, что составляет в среднем более 5 лет.


Не стоит полагать, что тщательная промывка системы ВАЗ или другой марки автомобиля отечественного производства и заливка дорого антифриза существенно улучшит ходовые характеристики и динамические показатели. Тосол и зарубежные аналоги не дают прироста мощности, а только обеспечивают стабильную работу автомобиля при различных температурных режимах.

Дорогие зарубежные охладители обеспечат устойчивость к температурному воздействию, более надежную защиту и длительный срок эксплуатации. Вывод – антифриз все же лучше тосола.

Видео о том, можно ли смешивать тосол и антифриз:

Вот уже много лет автолюбители задаются одним и тем же вопросом — тосол или антифриз, что лучше залить в расширительный бачок автомобиля? Чем они отличаются, можно ли их смешивать между собой, составы этих жидкостей — ответы на эти вопросы тоже интересуют многих автовладельцев. Обычно это вызвано незнанием истории и свойств данных жидкостей. Часто этими вопросами задаются для экономии денежных средств, когда например нет возможности купить дорогой антифриз, но есть возможность купить тосол. Но ведь нужно быть увененным, что с машиной ничего не случится, тем более если это хорошая иномарка, ведь ремонт любого авто (отечественного или импортного — неважно) в случае чего может вылиться в кругленькую сумму.

Что лучше- тосол или антифриз?

Антифриз — это название охлаждающих жидкостей, которые циркулируют внутри охлаждающих систем автомобилей, не замерзают при отрицательных температурах, следовательно не создают опасности расширения и повреждения агрегатов.

Тосол — это антифриз. Название произошло от аббревиатуры названия отдела «Технология органического синтеза» института «ГосНИИОХТ», в котором в СССР создали «более современный» состав охлаждающей жидкости для того времени.

Но так уж получилось, что в настоящее время их разделили на 2 разных понятия. Антифризами считаются обычно охлаждающие жидкости импортных производителей для иномарок и современных отечественных автомобилей.

Тосолом называют сейчас дешёвые антифризы, которые можно заливать в отечественные авто прошлых годов, не опасаясь за последствия, а вот в новые и импортные автомобили его заливать не стоит, всё-таки новые, современные машины, поэтому и антифриз нужно заливать современный, качественный («а то вдруг чего»).

Основное отличие тосола от антифриза заключается в качестве и свойствах этих жидкостей. Конечно бывают случаи, что и в ёмкости дорогого антифриза может оказаться некачественная жидкость, но это скорее частные случаи обмана продавцов. Свойства современных антифризов позволяют не замерзать этим жидкостям до очень низких температур без образования кристаллов. При использовании тосола больше вероятности, что в жидкости на морозе начнут появляться кристаллики льда.

Поэтому на вопрос что лучше — антифриз или тосол? Я отвечу, что лучше антифриз . Есть известная поговорка: «скупой платит дважды». Лучше отдать свои деньги за качественный антифриз и быть уверенным, что со стенками в двигателе и охлаждающей системе будет всё в порядке. Конечно если у вас нет утечки охлаждающей жидкости (ОЖ). Если где-то течь и приходится часто доливать, чтобы например доехать до сервиса, то конечно лучше временно залить тосол (только из экономических соображений), но затем поменять всю ОЖ обратно на антифриз.

Если вы владеете подержанным отчествененным автомобилем до 2000 года выпуска, вроде ВАЗ, ГАЗ, УАЗ, ИЖ, Москвич, то в него можно смело заливать тосол. Даже в руководстве по эксплуатации этих авто написано про применение тосола. Поправьте меня, если я не прав. Резко выраженного негативного влияния на охлаждающую систему в этом случае быть не должно. Можно заливать и антифриз, но стоит ли тратиться? В этом случае думаю, что нет.

Состав и свойства охлаждающих жидкостей


Температура замерзания является важным свойством антифризов. При понижении температуры окружающей среды до этой температуры и ниже, антифриз не превращается в лёд, как вода, а становится кашеобразной массой. Эта масса способна дальше циркулировать по охлаждающей системе автомобиля, не вызывая повреждения деталей, но в таком состоянии уже двигатель будет работать с перебоями.

Многие антифризы делаются на основе вещества под названием этиленгликоль. Давайте рассмотрим свойства этого вещества.

Этиленгликоль — это простейший двухатомный спирт, бесцветная, прозрачная, вязкая, сладковатая на вкус жидкость без запаха. Коррозионно активен. Токсичен.

  • Химическая формула — C2H4(OH)2
  • Температура кипения этиленгликоля — 197,3°С
  • Плотность (при 20°С) — 113 г/см3
  • Температура вспышки паров — 120°С
  • Температура начала замерзания — минус 12-13°С

При смешивании 60% этиленгликоля с 40% воды получается жидкость, которая замерзает при температуре минус -45°С. Такая жидкость при замерзании не расширяется и не превращается в лёд. При замерзании она становится кашеобразной рыхлой массой. Её объём увеличивается примерно на 0,25% — 0,30% от начального.

Самое главное свойство этиленгликоля — он может понижать температуру замерзания водных растворов. При смешивании в разных пропорциях с водой можно добиться температуры замерзания полученного раствора впределах до -70°С.

Кроме этиленгликоля, для изготовления антифризов также могут использоваться вещества пропиленгликоль , глицерин , одноатомные спирты и другие. Помимо основного вещества добавляют и другие для использования в автомобильных системах охлаждения двигателей.

Например, красители . Бывают синие, зелёные и красные антифризы. Нет определённого деления, как тосол, так и антифриз могут быть абсолютно разных цветов и по нему сложно точно определить, что это за жидкость.

Производители и химики смешивать разные жидкости не рекомендуют. В результате смешивания может образоваться жидкость, свойства которой отрицательно повлияют на охлаждающую систему. Но в каких обычно случаях смешивают тосол с антифризом или антифризы разных цветов?

  • неизвестно, какая жидкость залита (например, при покупке подержанного автомобиля)
  • забыли, какую ОЖ заливали раньше
  • срочно требуется доливка, упал уровень

В этих и других случаях для временного использования можно долить антифриз или тосол другого цвета. Но учтите, что после смешивания разных антифризов нужно будет полностью поменять охлаждающую жидкость — слить старую и залить новую. Иначе вы просто рискуете охлаждающей системой в целом. Поэтому не советую лениться и заменить охлаждающую жидкость на новую по возможности как можно скорее. Это можно сделать самостоятельно, слив старую жидкость через сливной шланг радиатора, а также через сливной шланг с блока цилиндров. Подробный процесс полной замены ОЖ опишу в других статьях.

Всегда приятно, когда залит качественный антифриз одного типа и вы знаете как он точно называется.

Поломки из-за перегрева

Если у вас вдруг произошла поломка и весь тосол или антифриз вытек на землю, первым делом заглушите двигатель, чтобы избежать его перегрева. Затем определите причину поломки и если её устранить на месте не получается возможным, лучше не заводите автомобиль, кроме крайних экстренных случаев, потому что его просто может заклинить или провернуть вкладыши. Самый оптимальный способ в таком случае — это .

Так вы убережёте двигатель от дорогостоящего ремонта, а на месте (в автосервисе или гараже) уже не спеша устраните причину и зальёте новый антифриз или тосол. Кстати, очень часто тосол вытекает при поломке водяного насоса или при повреждении его прокладки или болтов крепления. Также тосол может вытечь при неисправности или повреждения термостата или образования трещин в патрубках радиатора и других патрубках охлаждающей системы. Чтобы определить точно, смотрите на места подтекания, на мокрые следы соединений, хомутов и деталей системы.