Техническое описание бтр 70

После развала Советского Союза армиям России и получивших независимость молодых республик досталось богатое наследие. Одним из экземпляров боевой техники, созданным советскими оружейными конструкторами, стал БТР-70. Эта как и в годы СССР, так и сегодня используется мотострелковыми подразделениями в качестве средства для транспортирования солдат во время военных действий. Описание, устройство и тактико-технические характеристики БТР-70 содержатся в статье.

Знакомство с транспортной единицей

БТР-70 (фото армейской техники представлено ниже) является советским бронетранспортером, созданным в 70-х гг. в Нижнем Новгороде на Горьковском заводе. Сотрудники конструкторского бюро разработали колесную плавающую бронемашину, в задачи которой входило оказывать огневую поддержку мотострелковым подразделениям и осуществлять транспортировку бойцов.

БТР-70 - это плавающая боевая техника, для которой предусмотрено круговое бронирование. В ходовой части бронетранспортера имеется независимая подвеска - все восемь колес в машине ведущие. Характеристики БТР-70 позволяют ему не отставать от танков и успешно преодолевать водные преграды, траншеи и окопы.

Об истории создания

В 60-х гг. для нужд советских мотострелковых войск была предоставлена 60-я модель бронетранспортера. В то время на вооружении советской армии состояла БМП-1. также доказала свою высокую эффективность. С целью повысить общие боевые и эксплуатационные параметры бронетранспортера было решено создать новую бронированную машину, использующую более мощный двигатель и вооружение. Некоторыми военными был предложен альтернативный вариант: не усовершенствовать бронетранспортеры и полностью отказаться от этого вида транспорта, а использовать исключительно БМП. В результате советскими конструкторами было решено спроектировать для армии технику, в которой удалось бы объединить лучшие характеристики бронетранспортеров и боевых пехотных машин. Для этого с БМП-1 были демонтированы гладкоствольная пушка и и установлены на 60-ю модель бронетранспортера. В технической документации транспортное средство значится как БМП ГАЗ-60. Однако по причине неудовлетворительной скорости и маневренности, обусловленных слишком большим весом, с серийным производством данной машины возникли трудности. Тем не менее, как утверждают эксперты, конструкторские наработки не пропали и были применены при создании БТР-70.

О доработках

С целью повысить скоростные характеристики машины советские оружейные инженеры под руководством И. С. Мухина оснастили БТР двумя бензиновыми двигателями по 120 л. с. каждый. Такое конструкторское решение позволило повысить удельную мощность силовой системы. Функцию основного вооружения в БТР-70 выполняет танковый крупнокалиберный пулемет конструкции Владимирова (КПВТ). Местом его установки стала вращающаяся башенка.

Результат

Для корпуса БТР-70 (фото бронетранспортера представлено в статье), в отличие от 60-й модели, характерна сниженная на 18,5 см высота, благодаря чему новая машина менее уязвима для вражеского огня. Однако бронетранспортер не лишен и некоторых недостатков. Как утверждают специалисты, по причине наличия двух двигателей ремонтировать и обслуживать силовую установку стало труднее. Кроме того, не очень удачным получился водометный двигатель БТР. После преодоления водных преград конструкцию приходится чистить от ила и водорослей. Тем не менее военными бронированная машина была одобрена.

О серийном изготовлении

В 1971 году Минобороны СССР издало указ №0141, согласно которому БТР-70 может быть принят на вооружение советской армией. Начало серийного производства пришлось на 1976 год. Изначально местом изготовления бронетранспортера был Горьковский автомобильный завод. С 1981 г. эту задачу выполняют работники Арзамасского завода автомобильных частей. Кроме того, лицензия на изготовление БТР-70 была выдана Советским Союзом Румынии. До развала СССР румынская промышленность выпустила 154 единицы бронированной техники.

О конструкции

Проектируя компоновку новой машины, разработчики использовали 60-ю модель бронетранспортера. Местом управленческого отдела в БТР-70 стала передняя часть машины. Тут же расположены рабочие места механика и капитана. Солдаты размещены в средней части бронетранспортера - десантном отделении. Для моторно-трансмиссионного отсека отведена задняя часть машины. Лобовая часть БТР оборудована специальными ветровыми стеклами для обзора. С целью сделать видимость достаточно хорошей в любую погоду и время года для окон предусмотрен обогрев и стеклоочистители. Защиту командира и механика от пулевых попаданий обеспечивают специальные бронированные заслонки, которые устанавливаются на окна. В боевой обстановке осмотр местности командиром осуществляется при помощи прибора ТНПКУ-2Б и трех перископических приспособлений. Механик может пользоваться четырьмя перископическими механизмами. Управленческое отделение бронетранспортера для загрузки и выгрузки оборудовано верхними люками. Для изготовления кузова использованы бронированные стальные листы, соединенные при помощи сварки. Лобовая часть бронетранспортера имеет толщину 1 см. Толщина листа, используемого для башни, составляет 0,6 см. Скрытая от противника высадка и посадка мотострелков возможна благодаря наличию специальных люков в нижней части борта машины.

Экипаж бронетранспортера рассчитан на восемь человек. Для них предусмотрены специальные лавочки. Внутреннее устройство БТР-70 конструкторы проектировали так, чтобы у солдат была возможность осуществлять стрельбу из салона. Для этого с обеих бортов машины разместили лавочки, на которые садится экипаж лицом к шести небольшим амбразурам.

Как и для окон в управленческом отделе, для амбразур предусмотрены специальные бронированные крышки. В боевой обстановке обзор солдатами производится при помощи двух перископических приборов.

О вооружении

Огонь по противнику осуществляется из танкового крупнокалиберного пулемета (14,5 мм) и ПКТ калибра 7,62 мм. КПВТ является основным вооружением бронетранспортера. Дальность прицельной стрельбы из данного орудия составляет 2000 м. На одну транспортную единицу прилагается 500 боеприпасов. Танковый крупнокалиберный пулемет используется в качестве дополнительного оружия. Показатель прицельной дальности из этого орудия немного ниже и составляет 1500 м. Боевой комплект для ПКТ состоит из 2000 патронов.

О силовом агрегате

Бронетранспортер оборудован двумя восьмицилиндровыми двигателями ГАЗ-49Б. Местом их крепления стала общая рама. Машинное масло охлаждается теплообменниками и радиаторами. Емкость топливных баков составляет 145 л. С целью снизить их пожароопасность в конструкции бронетранспортера предусмотрены специальные герметичные отсеки. Кроме того, для устройства БТР-70 характерно наличие автоматизированной противопожарной системы. Как утверждают специалисты, нередки случаи, когда один из силовых агрегатов выходит из строя. Бронетранспортер сможет продолжить свое движение, если будет исправным второй мотор. Поэтому разработчики проектировали силовую установку таким образом, чтобы отключение силовой передачи от мотора механик смог выполнять дистанционно.

О ходовой части

Ходовка бронетранспортера состоит из четырех осей. Высокий показатель проходимости машины обеспечен наличием полного привода. Первые две оси являются управляемыми. Для того чтобы развернуть транспорт, механику требуется 12,5 м.

Подвеска торсионного типа. Обод в колесе разъемный. Шины бескамерные с низким уровнем давления, поддерживаемым специальной регулировочной системой. Благодаря ей бронетранспортер может продолжать движение на пробитых колесах. Компрессорам в таком случае для поддержания необходимого уровня давления приходится работать на полную мощность. На асфальтированной поверхности техника может двигаться со скоростью 80 км/ч. Трансмиссия замкнутая с демпферным сцеплением. Машина оборудована механической коробкой передач с четырьмя передними и одной задней передачей. Третья и четвертая оснащены синхронизаторами.

ТТХ

Особенности:

  1. БТР-70 относится к классу бронетранспортеров.
  2. Весит техника 11,5 т.
  3. Экипаж управления состоит из 2 человек. В десантном отделении 8 солдат.
  4. Показатель максимальной скорости составляет 80 км/ч.
  5. Вплавь БТР-70 в течение часа может преодолеть 10 км.
  6. Техника обладает запасом хода 400 км.
  7. Общий показатель мощности силового агрегата составляет 240 лошадиных сил.
  8. Внешняя связь командира осуществляется при помощи радиостанции Р-123М. Для внутренних переговоров предназначено устройство Р-124.

Мнение экспертов

Как утверждают специалисты, неоспоримым достоинством БТР-70 является возможность его использовать в среде с высоким уровнем радиации. Бронетранспортер оборудован специальной системой, которая определяет повышенный радиационный фон. Кроме того, изнутри салон оснащен эффективной вентиляционной системой. Благодаря специальным фильтрам экипаж надежно защищен от химического и радиационного воздействия.

О модификациях

Стандартная версия БТР-70 стала базой для следующих вариантов бронированной техники:

  1. КШМ. Представляет собой командно-штабной передвижной пункт.
  2. МС. При помощи данной техники осуществляется связь. Транспортное средство с упраздненной башней и содержит дополнительные радиостанции.
  3. БТР-70М. Технические характеристики в сравнении с классической версией улучшены. В новой модели вместо двух бензиновых двигателей используется один дизельный КамАЗ-7403. Мощность силового агрегата увеличена до 260 л. с.
  4. 70М-А1. Производят данную модель в Белоруссии. Мощность двух дизельных силовых агрегатов составляет по 136 л. с. Техника оборудована кондиционером.
  5. 70М-Б1. Машина белорусского производства. В технике используется дизельный двигатель. Мощность силового агрегата - 260 лошадиных сил.
  6. "Кобра-К". Транспортное средство разработано совместно российскими, белорусскими и словацкими специалистами. Бронетранспортер вооружен улучшенным модулем Cobra. Кроме того, для БТР предусмотрен кондиционер.
  7. 70М-Д. Машина казахстанского производства. Оснащена мотором мощностью 270 л. с. Дополнительно в БТР используются турецкие тепловизоры.

О модели БТР-70 "Звезда"

Судя по многочисленным отзывам потребителей, российская компания «Звезда» сегодня считается одной из крупнейших, выпускающих настольные игры и сборные модели. В каталогах производителя вниманию покупателей представлены пластиковые самолеты, вертолеты, автомобили, корабли и парусники. Большим спросом пользуются сборные наборы БТР-70 "Звезда".

Комплектуется товар 201 деталью, которые закреплены на пяти литниках. Общий размер изделия составляет 210 мм. Для набора предусмотрен масштаб 1:35. Набор комплектуется 9 колесами для БТР-70 и инструкцией.

В заключение

Боевое крещение бронетранспортера состоялось в Афганистане. Позже БТР-70 использовался в многочисленных вооруженных конфликтах на территории Приднестровья, Абхазии, Чечни и восточной Украины. Несмотря на то, что конструкторами создаются новые варианты бронированных машин, как утверждают эксперты, 70-я модель будет востребована еще долгое время.

БТР-70- это бронетранспортер производства СССР, представляющий из себя боевую плавающую колесную бронированную машину, функционал которой заключается в обеспечении огневой поддержки служащих мотострелковых подразделений и их транспортировки, в том числе, когда противник применяет оружие массового поражения. 8-колесный, плавающий, с круговым бронированием, с независимой подвеской, БТР-70 способен легко переезжать через траншеи, окопы и броды, а также следовать за танками.

1. Фотографии

2. Видео

3. История

Для того, чтобы усовершенствовать эксплуатационные и боевые характеристики БТР-60 в КБ ГАЗа на основе БТР-60ПБ состоялась разработка новой модели бронетранспортера. Летом 1971 года, машина, которой присвоилось наименование БТР-70, была принята на вооружение.

4. Серийное производство

Через пять лет БТР-70 начали серийно выпускать. Сначала производство велось на ГАЗе. В 1981 году эта миссия была возложена на Арзамасский завод автомобильных запчастей.

5. Конструкция

Корпус БТР герметичен, делится на три отделения, выполнен из броневой стали и представляет собой несущую конструкцию, на которой базируются все механизмы и агрегаты бронетранспортера.

В кормовой части находится отделение силовой установки, в котором располагаются два двигателя, коробка передач и сцепление, прикрепленные к одной раме. От других частей корпуса силовое отделение отграничивается перегородкой. В ней есть люки, через которые можно добраться до двигателей. Кроме этого в этой части находятся топливные баки, отгороженные от других ее элементов.

Впереди корпуса располагается отделение управления, где находятся приборы наблюдения, органы управления БТР, радиостанция, лебедка. А также места командира и механика-водителя.

Посередине находится боевое отделение, где есть укладки с боекомплектом, башенная установка, приборы наблюдения и так далее. Также в нем транспортируются десантники.

6. Тактико-технические характеристики

6.1 Размеры

  • Длина, см: 753,5
  • Ширина, см: 280
  • Высота, см: 223,5..232
  • База, см: 440
  • Колея, см: 238
  • Клиренс, см: 47,5.

6.2 Бронирование

  • Тип брони: катаная стальная
  • Лоб корпуса, см/град.: 0,8..1
  • Борт корпуса, см/град.: 0,6
  • Корма корпуса, см/град.: 0,6
  • Лоб башни, см/град.: 0,6
  • Борт башни, см/град.: 0,6
  • Корма башни, см/град.: 0,6.

6.3 Вооружение

  • Углы ВН, град.: −5..+30
  • Углы ГН, град.: 360
  • Дальность стрельбы, км: 1,5 (ПКТ); 1..2 (КПВТ)
  • Прицелы: ПП-61АМ
  • Пулемёты: 1 × 7,62-мм ПКТ; 1 × 14,5-мм КПВТ.

6.4 Подвижность

  • Тип двигателя: 2 ЗМЗ-4905
  • Мощность двигателя, л. с.: 2 × 120
  • Скорость по шоссе, км/ч: 80
  • Скорость по пересечённой местности, км/ч: 9..10, плавая
  • Запас хода по шоссе, км: 400..600
  • Запас хода по пересечённой местности, км: 250..375 по грунтовому покрытию
  • Удельная мощность, л. с./т: 20
  • Колёсная формула: 8×8/4
  • Тип подвески: торсионная индивидуальная с гидравлическими амортизаторами
  • Преодолеваемый подъём, град.: 30
  • Преодолеваемая стенка, см: 50
  • Преодолеваемый ров, см: 200
  • Преодолеваемый брод: плавает.

6.5 Остальные параметры

  • Классификация: БТР
  • Боевая масса, кг: 11500
  • Экипаж, чел.: 2
  • Десант, чел.: 8

7. Модификации

  • БТР-70КШМ — командно-штабная машина
  • БТР-70МС — машина радиосвязи. Снята башня, оборудованы дополнительные радиостанции
  • БТР-70М – модернизация БТР-70. Бензиновые двигатели сменил дизель КамАЗ-7403 (260 л.с.). Установлены агрегаты трансмиссии от БТР-80
  • ТАВ-77 — модифицированный БТР-70. Создан в Румынии
  • БТР-70М — модифицированный БТР-70. Создан в Украине, для миротворцев. Бензиновые двигатели сменил многотопливный дизель. Вооружен спаренным пулеметом ПКТ, калибра 7,62 мм и пулеметом КПВТ, калибра 14,5 мм
  • БТР-70Т – модернизированный БТР-70. Создан в Украине. Оборудован радиостанцией Р-173, задними и передними габаритными фонарями БТР-80, боковыми люками десанта БТР-80, усовершенствованными колесами с бескамерными шинами и двумя новыми дизелями Д245.30Е2, общей мощностью 312 л.с. Возможно дополнение остальными боевыми модулями
  • БТР-70 КБА-2 – модернизированный БТР-70. Создан в Украине. Бензиновые двигатели сменил дизель УТД-20 (300 л.с.), а пулемет КПВТ – пушка КБА-2, калибра 30 мм
  • БТР-70ДИ (БТР-7) – модернизированный БТР-70. Создан в Украине. Оборудован двумя дизелями FPT “Iveco” Тектор, автоматической системой пожаротушения, 6-ступенчатой механической коробкой передач, кондиционером, комплексом активной защиты «Заслон», системой панорамного обзора «Панорама», телевизионным, комбинированным ночным и дневным прицелом с лазерным дальномером, ПТРК «Барьер» (четыре ПТУР) и автоматическим гранатометом АГС-17, калибра 30 мм. Возможно оборудование летательным беспилотным аппаратом, с радиусом действия 20 км. и автоматической пушкой ЗТМ-2, калибра 30 мм. Проведена модернизация боевого отделения и усиление противоминной защиты до уровней 3А и 3В (NATO)
  • БТР-70М-А1 – модификация, созданная в Белоруссии. Установлены два дизеля (136 л.с.), управляемые электронно. Возможна замена кондиционера и стандартной башни боевым модулем БМ-30
  • Кобра-К – модификация, созданная совместно Белоруссией и Словакией. Установлены дымовая система «Туча», боевой модуль Cobra (улучшенная система управления огнем, автоматическая пушка 2А42, калибра 30 мм и спаренный пулемет ПКТ) и система кондиционирования DATO-V. Возможна замена двигателей на дизель КамАЗ-7403 (260 л.с.). Экипаж – 3 человека + 8 служащих пехоты
  • БТР-70М — модификация, принадлежащая Азербайджану. Установлен боевой модуль «Шимшек», оборудованный автоматической пушкой 2А42, калибра 30 мм либо Зу-23, калибра 23 мм. Произведено усиление противоосколочного и противоминного бронирования.
  • БТР-70МД — модифицированный БТР-70, принадлежащий Казахстану. Установлены 7.62 и 14,5 мм пулеметы, тепловизоры ATS-10 и двигатель Д-235.9Е2, мощностью 270 л.с.

8. Машины на базе

  • «Отсек» — экспериментальная самоходная артустановка 120 мм, производства СССР
  • 2С14 «Жало-С» — экспериментальная противотанковая самоходная артустановка 85 мм, производства СССР
  • 1Л29 «Ртуть-Б» — СПР-2.
  • 15Я56 — машина боевого поста.
  • «БТР-Космос» — создана для съемок фильма «Обитаемый остров»
  • БТР-70Ді-02 «Світязь» (КШМ «Свитязь») — командно-штабная машина, создана в Украине
  • БММ «Ковчег» — бронированная медицинская машина, создана в Украине
  • БРЭМ-2000 (БРЭМ-7К) — бронированная ремонтно-эвакуационная машина, создана в Украине
  • УДС-70 — учебно-действующий стенд, создан в Украине
  • КМ-70 (БТР-МК) — командная машина, на основе БТР-70М, создана в Белоруссии. Снята башня. Установлены навигационная аппаратура, радиостанции Р-123М и Р-130М. Экипаж состоит из шести человек
  • МТП-70 (МТП-К) — машина технической помощи, на основе БТР-70М, создана в Белоруссии. Установлены грузоподъемное устройство грузоподъемностью 1500 кг., пулемет ПКТ (7,62 мм), тяговая лебедка, оборудование электросварки. Экипаж состоит из четырех человек.

9. Служба и боевое применение

  • Афганская война
  • Вооружённый конфликт в Приднестровье
  • Грузино-абхазский конфликт
  • Чеченские войны
  • Грузино-южноосетинский конфликт
  • Югославские войны
  • Также использовала Турция в боях с повстанцами-курдами.

Колесный четырехосный бронетранспортер. Представляет собой модернизированный вариант БТР-60ПБ с повышенными боевыми и эсплуатационными характеристиками. Принят на вооружение приказом МО N9 0141 от 21 августа 1972 года. Серийное производство осуществлялось на ГАЗе с 1976 года.

СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ:

БТР-70 - основная серийная модель. Главные отличия от БТР-60ПБ: установлены новые, более современные и мощные двигатели; изменено размещение десантников, которые сидят лицом к бортам, что позволяет им вести огонь со своих мест; оборудованы нижние боковые люки для посадки десанта; бензобаки размещены в изолированных отсеках; введены автоматические системы ПАЗ и ППО; введен раздельный привод тормозов, обеспечивающий независимое торможение первых и третьих пар колес от вторых и четвертых; смонтирована система отключения силовой передачи от двигателя с места водителя, которая позволяет при выходе из строя одного двигателя отключить его и работать только на втором - исправном; установлены два генератора; высота машины уменьшена на 185 мм. Вооружение - такое же, как на БТР-60ПБ. На машинах последних выпусков устанавливалась башенная пулеметная установка БПУ-1 с вертикальным углом наведения 60° и оптическим прицелом 1ПЗ-2, обеспечивавшим возможность зенитной стрельбы. Кроме основного вооружения и штатного оружия мотострелкового отделения, внутри БТР в укладках перевозятся: два автомата Калашникова, два ПЗРК 9К34 «Стрела-3», один гранатомет РПГ-7 и пять выстрелов к нему, два автоматических гранатомета АГС-17 «Пламя».


БТР-70


БТР-70МС - машина радиосвязи. Отсутствует башня, установлены дополнительные радиостанции.

БТР-70КШМ - командно-штабная машина.

Бронетранспортеры БТР-70, как и их предшественники, поступали в мотострелковые соединения. Ими укомплектовывались два мотострелковых полка из трех (третий вооружался БМП) в мотострелковых дивизиях первого эшелона.

БТР-70 использовались советскими войсками в Афганистане. Для этой машины был разработан и выпускался комплект навесной брони, хорошо зарекомендовавший себя в боевых действиях. С целью увеличения огневой мощи на башнях некоторых БТР в войсках крепился автоматический гранатомет АГС-17 «Пламя».

В конце 70-х годов на базе БТР-70 была создана боевая колесная машина 2С14, вооруженная 85-мм пушкой «Жало-С». Она успешно прошла полигонные испытания, но на вооружение принята не была.

Помимо Советской Армии в 80-е годы БТР-70 состояли только на вооружении Национальной народной армии ГДР. По советской лицензии эта машина под индексом ТАВ-77 выпускалась в Румынии.

По состоянию на 1995 год, кроме стран СНГ, БТР-70 состояли на вооружении в Эстонии (5 единиц), Афганистане, Непале (135) и Пакистане (120, получены из Германии).


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БТР-70

БОЕВАЯ МАССА, т: 11,5. ЭКИПАЖ, чел.: 2.

ДЕСАНТ, чел.: 8 (с укладкой гранатометов АГС-17 - 6 чел.).

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 7535, ширина - 2800, высота - 2235, база -4400, колея -2380, дорожный просвет - 475.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 пулемет КПВТ калибра 14,5 мм, 1 пулемет ПКТ калибра 7,62 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ: 500 патронов калибра 14,5 мм, 2000 патронов калибра 7,62 мм.

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: перископический прицел ПП-61АМ.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса - 8…10, борт-6, башня -6.

ДВИГАТЕЛЬ: два ЗМЗ-4905, 8-цилиндровых, карбюраторных, V-образных, жидкостного охлаждения; суммарная мощность 240 (2x120) л.с. при 3400 об/мин, рабочий объем 8500 (4 250x2) см 3 .

ТРАНСМИССИЯ: два сухих однодисковых демпферных сцепления, две четырехскоростных коробки передач с коробками отбора мощности на водометный движитель, две двухступенчатые раздаточные коробки (на правой смонтирована коробка отбора мощности на лебедку), карданная передача, четыре главные передачи, четыре дифференциала, восемь колесных редукторов.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: колесная формула 8x8, размер шин 13,00-18", давление воздуха в шинах регулируется от 0,5 до 2,8 кг/см 2 , подвеска рычажно-торсионная независимая, амортизаторы гидравлические, телескопические, двойного действия, по два у колес 1-й и 4-й осей и по одному у колес 2-й и 3-й осей, колеса 1-й и 2-й осей управляемые.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: по суше - 80, на плаву- 10.

ЗАПАС ХОДА: по суше -400 км, на плаву-12 часов.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 30; ширина рва, м - 2; высота стенки, м - 0,5.

СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Р-123М и переговорное устройство Р-124.

БТР-70

БТР-70












Прежде всего эта боевая предназначена для транспортировки личного состава мотострелковых подразделений и их огневой поддержки. Видите, насколько изменились функции броневика. БТР-70 не только самоходная огневая точка, но и быстроходное транспортное средство высокой проходимости и надежное подвижное укрытие для мотострелков, хорошо приспособленное для ведения боевых действий в условиях применения ядерного оружия.
Обратимся теперь к достаточно строгому тактико-техническому определению данной боевой машины. Бронетранспортер БТР-70 - плавающий, с круговым бронированием, четырехосный, восьмиколесный, со всеми ведущими колесами, обладающий высокими динамическими качествами, проходимостью и плавностью хода, способный следовать за танками, с ходу преодолевать окопы, траншеи и водные преграды. Вот какой суммой боевых качеств обладает современный «броневик».
Основные части бронетранспортера - броневой корпус, с вооружением, приборы наблюдения, трансмиссия, рулевое управление, тормозные системы, ходовая часть, электрооборудование, средства связи, специальное оборудование.
Самое серьезное внимание при разработка и компоновке этой машины уделялось повышению ее живучести, то есть возможности сохранять или быстро восстанавливать свою боеспособность в сражении.
Например, при создании бронетранспортера в его системах широко применялось . Это будет проиллюстрировано ниже на примерах тех конструктивных решений, которые использовались при проектировании корпуса, силовой установки, ходовой части и вооружения.
На корпусе машины крепятся все агрегаты и механизмы. Он изготовлен из броневых листов, закрытый, водонепроницаемый, герметизированный, по форме он напоминает лодку и обеспечивает БТР хорошую плавучесть. Здесь размещается экипаж и десант. Корпус защищает личный состав от огня стрелкового оружия, а также от непосредственного воздействия светового излучения, радиоактивных и отравляющих веществ. В нем три отделения: управления, силовой установки и десантное.
Силовая установка расположена в кормовой части корпуса. Причем термин «силовая установка» использован не случайно: здесь смонтированы два двигателя в сборе со сцеплениями, коробками передач и другими узлами и механизмами. Так на практике реализуется одно из слагаемых живучести источника механической энергии. У карбюраторных восьмицилиндровых Двигателей мощностью по 120 л. с. трансмиссия раздельная, крутящий момент от правого двигателя подводится к колесам первого и третьего мостов, от левого - к колесам второго и четвертого. При этом двигатели и агрегаты трансмиссии не сблокированы между собой, соединены лишь приводы управления ими.
Десантное отделение занимает всю среднюю часть корпуса. Здесь размещены башенная пулеметная установка, сиденья для восьми человек десанта, укладки боекомплектов, различные приборы.
Отделение управления расположено в передней части корпуса. В нем находятся машиной, приборы наблюдения, сиденья командира и водителя, контрольно-измерительные приборы, радиостанция, лебедка, другие механизмы и приборы.
Ходовая часть обеспечивает высокую проходимость машины, позволяет успешно действовать в любых географических регионах и различных климатических зонах. Машина имеет одинарные съемные колеса с разъемным ободом. Шины - пневматические с регулируемым давлением в широких пределах, от 2,8 до 0,5 кгс/см2.
Нельзя не упомянуть о системе централизованного регулирования давления воздуха в шинах. Она дает машине . Система не только контролирует, но и изменяет давление в шинах, регулировать его можно прямо с места водителя на стоянке и даже на ходу. Расчет здесь верный: если водитель снизит давление воздуха в шинах, то тем самым уменьшается удельное давление бронетранспортера на грунт и, следовательно, повышается проходимость машины при движении в тяжелых дорожных условиях - по грязи, заболоченной местности, снегу, песку. А как же обстоит дело с живучестью! Заметим, что система централизованного регулирования давления воздуха в шинах всегда «начеку». Если в бою какие-то шикы будут повреждены, она автоматически поддерживает в них заданное давление и позволяет продолжать движение машины.
Другая оригинальная особенность ходовой части: колеса не только первого моста, но и второго - управляемые, для этого служит рулевой . Минимальный радиус поворота по колее переднего наружного колеса составляет 12.6 м.
Теперь о вооружении.. Главное здесь - башеняая пулеметная установка, в которой смонтированы два пулемета. Один марки КПВТ (крупнокалиберный пулемет Владимирова танковый), калибра 14,5 мм, другой - 7,62-мм, меркм ПКТ (пулемет Калашникова танковый). Оба они служат для поражения живой силы и огневых средств противника, а крупнокалиберный, кроме того, - для стрельбы по легкобронированным, целям. У него отличные тактико-технические характеристики: наибольшая прицельная дальность - 2000 м, а - 600 выстрелов в минуту. Представляете, до противника еще два километра, а его уже можно «взять на мушку» и вести прицевьный огонь с высоким темпом стрельбы. Питание такого пулемета ленточное, в каждой ленте по 50 патронов, а весь 500 патронов. У пулемета ПКТ наибольшая прицельная дальность 1500 м, скорострельность 653-790 выстрелов в минуту, лента снаряжена 250 патронами, боекомплект - 2000 патронов.
Когда одновременно начинают стрельбу оба пулемета, на противника обрушивается буквально шквал огня. А когда дело доходит до ближнего боя, может пойти в ход также оружие экипажа и десанта. Надо сказать, дополнение это весьма ощутимое. Десант ведет огонь из автоматов через овальные лючки в бортовых листах корпуса машины. Кроме того, в бронетранспортере предусмотрены укладки для одного ручного противотанкового гранатомета РПГ-7 и двух автоматических гранатометов АГС-17. При необходимости личный состав может применить и «карманную» артиллерию - в боекомплекте машины есть 9 ручных гранат.
Верно говорят командиры: маневр - душа атаки. Но маневр предполагает стремительные рывки, резкие выпады в сторону, охваты и обходы. И притом местность не парадный плац: бой в степи или пустыне- одна обстановка, бой в лесу или населенном пункте - совсем другая. И если бронетранспортер, имея первоклассное вооружение, тихоходный и малоподвижный, то пользы от него будет мало.


1 - включения лебедки, 2 - рычаг включения передних (первого и второго) мостов, 3 - рычаг переключения передач раздаточных коробок, 4 - рычаг переключения передач, 5 - рычаг переключения передач коробок отбора мощности на водомет. 6 - педаль акселератора, 7 - рычаг привода стояночной ТОРМОЗНОЙ системы. 8 - педаль рабочей тормозной системы, 9 - педаль сцеплений. 10 - передний отопитель, 11 - воздушный , 12 - шинных кранов, 13 - кнопка сигнала, 14 - рулевое , 15 БТР-70 рукоятка крышки смотрового люка водителя, 16 - ручной рычаг привода стеклоочистителя, 17 - выключатель стеклоочистителя, 18 - рукоятка крышки смотрового люка командира, 19 - рентгенметр. 20 - № 1 переговорного устройства. 21 - розетка переносной лампы, 22 - щиток предохранителей, 23 - радиостанция, 24 - блок питания радиостанции, 25 - выносной блок рентгенметра.
Проходимость у БТР-70 просто удивительная. Машина уверенно берет подъем по твердому грунту до 30°, а допустимый угол крена составляет 25°. На приличной скорости бронетранспортер идет по бездорожью, его не остановят даже траншеи, окопы и рвы. Представьте такую ситуацию; на пути бронетранспортера попался ров шириной 2 м, ни вправо, ни влево объезда нет. Препятствие весьма серьезное. И если нет подручных материалов, задержать сможет любой . БТР-70 преодолевает это препятствие, как говорится, «шутя». Ведь база машины равна 4400 мм. Напомним, у нее 8 колес, и все они ведущие. Так что боевая машина, подобно гусенице, способна переползать через рвы, траншеи. окопы, канавы шириной до 2 м.
БТР очень подвижен, ведь его силовая установка развивает мощность 240 л. с. Поэтому он может двигаться с достаточно высокими скоростями по грунтовым дорогам, а на шоссе развивает до 80 км/ч. За счет применения оригинальной торсионной подвески, работающей совместно с мощными телескопическими амортизаторами двухстороннего действия, машина движется плавно, легко. Даже при езде по грунтовой дороге с большой скоростью экипаж и десант не утомляются, что особенно важно при длительных маршах. Запас хода по топливу у БТР-70 внушительный: на основных баках по шоссе - 400 км, а с дополнительными емкостями - до 660 км, что дает мотострелкам невиданные доселе преимущества. Как было в годы минувшей войны! Марши нередко совершались пешком. Если пехота прошла за сутки несколько десятков километров - это уже достижение. А сейчас можно сделать бросок сразу более чем на полтысячи километров.
Во все времена военные специалисты сходились во мнении, что водная преграда - препятствие серьезное. Прежде пехота форсировала реки сплошь и рядом на подручных средствах. Меткость этого термина общеизвестна: воины плывут на другой , используя все, что попадает под руку, - бревно, доску, охапку соломы, завернутую в плащ-палатку, и т. п. Бронетранспортер форсирует водные преграды без усилий. В этом отношении советские конструкторы постарались сделать максимум возможного. Они установили на машине водометный или водомет, который относится к типу реактивных гидравлических. Скорость на плаву достигает 9-10 км/ч, а запас хода - 12 ч.
БТР-70 отлично «видит» днем и ночью. Его «глаза» - это совершенные приборы наблюдения и прицеливания. К слову сказать, их в машина установлено 13, причем для командира и водителя по 5, в том числе по одному ночному, 2 - для десанта и 1 - в бешенной установке - для стрелка. Там же размещен для наблюдения за местностью и наведения пулеметов в цель.
Есть у бронетранспортера и средства связи; УКВ-радиостаиция марки Р-123М (внешняя ) м танковое переговорное устройство из три абонента (внутренняя связь). Кроме того, на БТР имеется фильтровентиляционная установка в составе нагнетателя-сепаратора и фильтра-поглотителя, система противопожарного оборудования с автоматическим и полуавтоматическим способами включения, рентгенметр ДП-3Б, войсковой прибор химической разведки ВПХР, комплект для специальной обработки, буксирные приспособления, спасательные жилеты, лебедка для самовытаскивания с тяговым усилием до шести тонн (длина троса 50 м) и многое другое.
Словом, советским специалистам удалось создать совершенную боевую машину, пользующуюся заслуженным уважением солдат и офицеров сухопутных войск, обладающую широким комплексом высоких тактико-технических характеристик, надежную и живучую и в силу этого способную выполнять широкий круг боевых задач.


1 - волноотражательный щит, 2 - подфарник, 3 - ограждение, фар, 4 - фары, 5 - приборы наблюдения, 6 - осветитель ночного командирского прибора, 7 - амортизаторы 8 - крышки стрелковых амбразур, 9 - крышки десантных люков, 10 - , 11 - колпак вентилятора ФВУ, 12 - крышка люка ФВУ, 13 - патрубок водооткачивающего насоса, 14 - кожух глушителя, 15 - стоп-сигнал, 16 - подвески, 17 - крышка люка лебедки, 18 - крышка люка водителя, 19 - крышка люка командира, 20 БТР-70 пулемет ПКТ 22 - колпаки воздухозаборников, 23 - крышки лючков заливки радиаторов, 24 - жалюзи воздухе отвода, 25 - крышки лючков горловин бензобаков, 26 - рычаг подвески, 27 - буксирный крюк, 28 - крышка люка выдачи троса лебедки. 29 - заслонка водомета.
Дополнительное оборудование (буксирные трос и блок , шанцевый инструмент и канистры с запасом топлива) условно не показано.
Корпус БТР-70 полностью закрытый, с гладким днищем, изготовлен из катаных броневых листов, снабжен фильтровентиляционной установкой (ФВУ). Он является основанием, на котором крепятся все агрегаты и механизмы машины. На верхнем лобовом листе расположены два смотровых люка, закрываемые стеклами с резиновыми уплотнителями, а в боевом положении - броневыми крышками. Для очистки стекол от грязи и воды установлены стеклоочистители.
В стыке верхнего лобового листа в крышей корпуса вварены 6 гнезд для приборов наблюдения командира машинь) и водителя. Еще по одному гнезду вварено на скуловых частях бортов корпуса. На среднем листе носовой части корпуса размещены люки для доступа к лебедке, к главным тормозным цилиндрам и к главным цилиндрам приводов сцеплений. Справа и слева на стыке боковых листов носовой части корпуса вварены опоры волноотражательного щита. На нижнем лобовом листе приварены два буксирных крюка и расположен для выдачи троса лебедки. имеет крышку, открывающуюся вниз.
В передней части крыши корпуса над отделением управления расположены посадочные люки командира и водителя. В средней ее части над десантным отделением размещены два люка для входа и выхода десанта и два гнезда для приборов наблюдения.
Крыша корпуса состоит из двух листов, крепящихся болтами. В листах имеются люки для входа и выхода воздуха системы охлаждения, лючки заправки радиаторов и топливных баков. В конце кормового листа по оси машины приварена буксирная скоба для буксировки на плаву. По обе стороны от скобы установлены фонари стоп-сигналов.
На левом верхнем бортовом листе корпуса размещены три лючка для стрельбы из личного оружия десанта, три поручня, колпак и люк доступа и ФВУ, а также выходной патрубок водооткачивающего насоса. На правом верхнем бортовом листе - четыре лючка для стрельбы и два поручня. В задней части бортовых листов размещены глушители. На скуловых частях бортов приварены ограждения фар и установлены два подфарника, две фары со светомаскировочными насадками и фара-осветитель ночного прибора водителя (только слева).
Подвеска всех колес независимая, торсионная на поперечных рычагах, в бортовых нишах корпуса.
Шины пневматические с регулируемым давлением, с направленным рисунком протектора, размером 13,00-18, «Елочка» протектора в передней части шины направлена вниз.
Снаружи на корпусе бронетранспортера размещены буксирный трос и блок, шанцевый инструмент и канистры с запасом топлива. Буксирный трос зацеплен за левый передний крюк и уложен вдоль левого борта на полке. Буксирный блок укладывается на крыше корпуса перед кожухом выхлопных труб между заправочными лючками системы охлаждения. На левом борту корпуса под глушителем закреплена лопата, под правым глушителем - двуручная . На левом борту между люком ФВУ и глушителем находится одна канистра, на правом борту перед глушителем - три.
Общие характеристики:
Название - БТР-70
Код - объект 750
Разработчик - КБ Горьковского автомобильного завода
Изготовитель - Горьковский автомобильный завод
Дата принятия на вооружение - 21 августа 1972 г.
Производство - серия с 1976 г.
Колёсная формула - 8 х 8
Экипаж, чел. - 3
Десант, чел. - 7
Бронирование – противопульное
Массо-габаритные характеристики:
Масса, т - 11.5
Удельное