Технические характеристики двиготеля 1.4 52л ваз 2111


Двигатель ВАЗ 2111i -1000260. Характеристика двигателя ВАЗ 2111i .

Цикл работы двигателя предусматривает работу в четыре такта. Подача топлива в цилиндры осуществляется форсунками. Все цилиндры в блоке расположены в один ряд. Конструкцией двигателя предусмотрено верхнее положение распределительного вала. Система охлаждения ДВС - жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости. Комбинированная система смазки предусматривает: смазку узлов путем подачи масла под давлением и смазку механизмов за счет разбрызгивания масла, вращающимися механизмами.

Цилиндров: 4
Рабочий объем цилиндров, л: 1,49
Степень сжатия: 9,8
Номинальная мощность двигателя при частоте
вращения коленчатого вала 5000 об/мин:
56,4 кВт.- (77 л.с.)
Диаметр цилиндра, мм: 82
Ход поршня, мм: 71
Число клапанов: 8
Минимальная частота вращения коленчатого вала, об/мин: 750-800
Максимальный крутящий момент при 4100 об/мин., Н*м: 115,7
Порядок работы цилиндров: 1-3-4-2
Октановое число бензина: 95 (неэтилирован.)
Система подачи топлива: Распределенный впрыск с электронным управлением
Свечи зажигания: А17ДВРМ, BPR6ES(NGK)
Вес, кг: 127.30

Особенности двигателя.

Двигатель ВАЗ 2111 может применяться для установки на автомобили ВАЗ 2108, 21083, 2109, 21093, 21099, 2113, 2114, 2115, 2110, 2111, 2112 и их модификациях.

Двигатель 2111-80 можно рассматривать, как дальнейшую модернизацию моделей 21083 и 2110. На двигателе применяется блок цилиндров мод. 2110-1002011. Он отличается от блока 21083 наличием дополнительных крепежных отверстий под кронштейн генератора, модуль зажигания и датчик детонации. Крепежные отверстия для крепления головки блока выполнены с резьбой М12 x 1,25 мм. Высота от оси коленчатого вала до верхней поверхности блока - 194,8мм. Номинальный диаметр цилиндров – 82 мм. Для цилиндров определены ремонтные размеры 82,4 и 82,8 мм. Классы цилиндров маркируются латинскими буквами и соответствуют классам, принятым для цилиндров блока 21083. Допустимый износ цилиндра составляет не более - 0,15 мм на диаметр.

На двигателе 2111 используется коленчатый вал мод. 2112-1005015 с ходом поршня – 71мм. По посадочным местам он соответствует коленчатому валу 2108, но увеличены противовесы. Противовесы подвергнуты дополнительной механической обработке по диаметру и по боковым поверхностям. Это позволило снизить вибрации и повысить надежность вала.

Поршень 2110-1004015. По размерам он соответствует поршню 21083 и имеет на днище овальную выемку. Отличие заключается только в наличии канавок в бобышках под стопорные кольца. Для поршневого пальца применяется плавающая посадка. Поэтому для ограничения осевого смещения пальца устанавливаются стопорные кольца. Стопорные кольца мод. 21213.

Поршневой палец отличается от модели пальца 2108. При сохранении наружного диаметра в 22мм., уменьшена длина пальца с 61 до 60,5 мм и уменьшен внутренний диаметр с 15 до 13,5 мм.

Поршневые кольца нормального размера 82 мм с обозначением комплекта - 21083-1000100-10.

Шатун 2110-1004045 отличается от шатуна 2108. Длина шатуна - 121 мм. Шатун имеет более массивную нижнюю головку. Изменен профиль шатуна и использован материал с улучшенными механическими свойствами.

Головка блока цилиндров 21083-1003011. Различие только в длине болтов крепления головки к блоку цилиндров.

На двигателе ВАЗ 2111-80(в комплектации Евро II) установлен распределительный вал 2110. Посадочные размеры вала совпадают с посадочными размерами вала 2108, но изменен профиль кулачков. По сравнению с двигателем 2108 увеличилась высота подъема клапанов. Для впускного клапана подъем составляет 9,6 мм (2108 - 9,0мм.). Для выпускного клапана – 9,3 мм(2108- 9,0мм). Изменилось и угловое положение кулачков, относительно шпоночного паза. Эти изменения улучшили рабочие характеристики двигателя. Отличить распределительный вал 2110 от вала 2108 можно по увеличенному диаметру шейки около второго впускного кулачка на длине 5 мм.

Конструктивно привод ГРМ соответствует двигателю ВАЗ 21083. Распределительный вал приводятся во вращение от коленчатого вала зубчатым ремнем 2108-1006040-10 имеющим 111 зубцов. Зубцы ремня имеют эвольвентный профиль, а ширина ремня составляет 19,0мм. Натяжение ремня регулируется натяжным роликом.

Маховик 2110-1005115. Увеличение крутящего момента двигателя повлекло изменение конструкции маховика. Увеличен диаметр поверхности под сцепление с 196 до 208 мм. Изменилась форма и ширина зубьев венца маховика. Ширина венца маховика увеличена с 20,9 до 27,5 мм.

На двигателе 2111 установлен стартер мод. 2110. Ведущая шестерня стартера имеет 9 зубьев вместо 11-ти.

Шкив коленчатого вала мод.2110-1005058 совмещен с демпфером. Для привода генератора используется поликлиновый ремень. Это повлекло изменение профиля шкива коленчатого вала и шкива генератора. Зубчатый венец, который присутствует на демпфере, позволяет датчику отслеживать положение коленчатого вала. Выбор размера поликлинового ремня определяется моделью автомобиля на которую устанавливается двигатель и наличием дополнительных навесных агрегатов.

Для двигателей ВАЗ 2111 установленных на автомобилях "9-го семейства" применяется поликлиновый ремень 6РК698(698мм.). В этом случае размер ремня определяется размещением кронштейна для установки генератора.

На двигатели 2111 для автомобилей "10-го семейства" устанавливается поликлиновый ремень 6РК742(742мм.).

Если дополнительно установлен насос ГУР - поликлиновый ремень 2110-1041020 6РК1115(1115мм).

На двигателях с установленным компрессором кондиционера применяется ремень 2110-8114096 6РК1125(1125мм).

В системе впуска установлен оригинальной конструкции ресивер 2111-1008027.

В модификации ВАЗ 2111-80(в комплектации Евро II) осуществляется попарно-параллельный впрыск топлива. На двигателе ВАЗ 2111-75 (в комплектации Евро III.) установлена система фазированного впрыска. На таких ДВС устанавливается распределительный вал с индексом 2111. В этой модификации в торцевой части вала устанавливается штифт, позволяющий датчику фазы отслеживать моменты открытия/закрытия клапанов.

На этой модели используется масляный насос 2112. Конструктивно он отличается от насоса моторов 2108 только алюминиевой ышкой корпуса с крепежным отверстием для датчика положения коленчатого вала.

В системе охлаждения двигателя 2111 установлен водяной насос 2108.

Установлен генератор 9402.3701 (80 А).

Для управления режимами работы двигателя ВАЗ 2111 используется электронный блок управления (ЭБУ)- контроллер (Bosch, "Январь" или GM). Могут устанавливаться топливные форсунки(2111-1132010-03) фирмы SIEMENS 6238 (серая, 2отв. сопла), с контроллерами МР7.0 или ЯНВАРЬ 5 . С переходом на контроллер М 7.9.7 или ЯНВАРЬ 7.2 применяются форсунки SIEMENS VAZ 6393(желтые, 4 отв. сопла).

Двигатель 16 клапанный Ваз 2110, Ваз 2111, Ваз 2112, Лада Десятка

Бензиновый, четырехтактный, четырехцилиндровый, рядный, с поперечным расположением, шестнадцатиклапанный, с двумя распределительными валами. Порядок работы цилиндров: 1-3-4-2, отсчет – от шкива коленчатого вала. Система питания – фазированный распределенный впрыск. Управление двигателем – контроллер (Bosch, "Январь" или GM). Большинство двигателей оснащается нейтрализатором отработавших газов.

Двигатель с коробкой передач и сцеплением образуют силовой агрегат, закрепленный в моторном отсеке на четырех эластичных резинометаллических опорах. Правая и левая опоры такие же, как и на двигателях ваз 2110 и 2111. Передняя и задняя опоры – одинаковые, представляющие собой штанги. Одним концом штанга крепится к кронштейну на двигателе, другим – к кронштейну на кузове.

Справа на двигателе (по ходу автомобиля) расположены: приводы распределительных валов ваз 2112 и насоса охлаждающей жидкости (зубчатым ремнем) и генератора (поликлиновым ремнем). Слева расположены: термостат, датчики температуры охлаждающей жидкости, датчик давления масла, стартер (на картере сцепления). Спереди: впускной коллектор, топливная рампа с форсунками, датчик детонации, масляный щуп, шланг вентиляции картера, генератор (внизу справа), датчик фаз (вверху справа). Сзади: выпускной коллектор, масляный фильтр, датчик положения коленчатого вала (внизу справа). Сверху (под пластиковой крышкой) расположены ресивер, свечи (в направляющих трубах, уплотненных резиновыми кольцами) и высоковольтные провода.

Блок цилиндров отлит из чугуна и имеет индекс "21083" – как и у двигателей 2110 и 2111, однако они невзаимозаменяемы: отверстия под винты головки цилиндров имеют резьбу М10х1,25 (в отличие от М12х1,25 для блоков двигателей 2110 и 2111) и меньшую глубину. Другое отличие связано с более напряженным тепловым режимом двигателя 2112 по сравнению с двигателями 2110 и 2111. Для охлаждения поршней во время работы двигателя их днища омываются снизу маслом через специальные форсунки, запрессованные во вторую, третью, четвертую и пятую опоры коренных подшипников.

Цилиндры расточены непосредственно в блоке. Номинальный диаметр 82 мм при ремонте может быть увеличен на 0,4 или 0,8 мм. Класс цилиндра маркируется на нижней плоскости блока латинскими буквами в соответствии с диаметром цилиндра в мм: А – 82,00-82,01, В – 82,01-82,02,
С – 82,02-82,03, D – 82,03-82,04,
Е – 82,04-82,05. Максимально допустимый износ цилиндра составляет 0,15 мм на диаметр.

В нижней части блока цилиндров имеется пять опор коренных подшипников со съемными крышками, которые крепятся к блоку специальными болтами. Крышки невзаимозаменяемы (отверстия под подшипники обрабатываются в сборе с крышками) и маркированы для отличия рисками на наружной поверхности (см. рисунок в разделе Разборка и сборка двигателя). В средней опоре имеются гнезда для упорных полуколец, препятствующих осевому перемещению коленчатого вала. Спереди (со стороны шкива коленчатого вала) ставится сталеалюминиевое полукольцо, сзади – металлокерамическое. Кольца изготовляются с номинальной и увеличенной на 0,127 мм толщиной. При превышении осевого зазора коленчатого вала 0,35 мм меняются одно или оба полукольца (номинальный зазор – 0,06-0,26 мм).
Вкладыши коренных и шатунных подшипников – тонкостенные сталеалюминиевые. Верхние коренные вкладыши первой, второй, четвертой и пятой опор, устанавливаемые в блоке цилиндров, снабжены канавкой на внутренней поверхности. У нижних коренных вкладышей, верхнего вкладыша третьей опоры и шатунных вкладышей канавки отсутствуют. Ремонтные вкладыши выпускаются под шейки коленчатого вала, уменьшенные на 0,25, 0,50, 0,75 и 1,00 мм.

Коленчатый вал изготовлен из высокопрочного чугуна. Он имеет пять коренных и четыре шатунных шейки и снабжен восемью противовесами, отлитыми заодно с валом. Коленчатый вал двигателя 2112 отличается от коленчатого вала двигателей 2110 и 2111 формой противовесов и повышенной прочностью. Поэтому не допускается установка коленчатого вала от двигателей 2110 и 2111 в двигатель 2112. Для подачи масла от коренных шеек к шатунным в коленчатом вале просверлены каналы, выходные отверстия которых закрыты запрессованными заглушками.
На переднем конце коленчатого вала на сегментной шпонке установлен зубчатый шкив привода распределительного вала, к нему крепится шкив привода генератора, который также является демпфером крутильных колебаний коленчатого вала. На зубчатом венце шкива два зуба из 60 отсутствуют – впадины служат для работы датчика положения коленчатого вала.

К заднему концу коленчатого вала шестью самоконтрящимися болтами через общую шайбу крепится маховик (индекс 2110), отлитый из чугуна, с напрессованным стальным зубчатым венцом, служащим для пуска двигателя стартером. Конусообразная лунка около венца маховика должна находиться напротив шатунной шейки четвертого цилиндра (это необходимо для определения ВМТ после сборки двигателя ваз 2112).

Шатуны – стальные, двутаврового сечения, обрабатываются вместе с крышками. На крышках, как и на шатунах, клеймится номер цилиндра (он должен находиться по одну сторону шатуна и крышки). Шатуны по диаметру сталебронзовой втулки, запрессованной в верхнюю головку, подразделяются на три класса с шагом 0,004 мм. Номер класса клеймится на крышке шатуна. Также шатуны подразделяются на классы по массе – они маркируются краской или буквой на крышке шатуна.

Поршневой палец – стальной, трубчатого сечения, плавающего типа (свободно вращается в верхней головке шатуна и в бобышках поршня). От выпадения он зафиксирован двумя стопорными пружинными кольцами, которые располагаются в проточках бобышек поршня. Различают три класса пальцев по наружному диаметру (через 0,004 мм): 1 – с синей, 2 – зеленой, 3 – красной (наименьшего диаметра) метками.

Поршень - из алюминиевого сплава. Юбка поршня в продольном сечении – коническая, в поперечном – овальная. В верхней части поршня проточены три канавки под поршневые кольца. Канавка маслосъемного кольца имеет выходящие в бобышки сверления, по которым масло, собранное кольцом со стенок цилиндра, поступает к поршневому пальцу. Отверстие под поршневой палец смещено от диаметральной плоскости поршня на 1 мм. При установке поршня необходимо ориентироваться по стрелке, выбитой на днище (она должна быть направлена в сторону шкива коленчатого вала). У поршней двигателя 2112 днище плоское, с четырьмя углублениями под клапаны (у поршней двигателей 2110 и 2111 днище имеет овальную выемку).

Поршни по наружному диаметру (измеряется в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу, на расстоянии 51,5 мм от днища поршня), как и цилиндры, подразделяются на пять классов (маркировка – на днище). Диаметр поршня (для номинального размера, мм): А – 81,965-81,975; В – 81,975-81,985; С – 81,985-81,995; D – 81,995-82,005; Е – 82,005-82,015. В продажу поступают поршни классов А, С и Е (номинального и ремонтных размеров): расчетный зазор между ними - 0,025-0,045 мм, а максимально допустимый зазор при износе - 0,15 мм. Не рекомендуется устанавливать новый поршень в изношенный цилиндр без его расточки: проточка под верхнее поршневое кольцо в новом поршне может оказаться чуть выше, чем в старом, и кольцо может сломаться о "ступеньку", образующуюся в верхней части цилиндра при его износе. У поршней ваз 2112 ремонтных размеров на днище выбивается треугольник (+ 0,4 мм) или квадрат (+ 0,8 мм).

По диаметру отверстия под поршневой палец поршни подразделяются на три класса: 1 – 21,978-21,982; 2 – 21,982-21,986; 3 – 21,986-21,990. Класс поршня также выбивается на его днище. Поршень и палец должны быть одного класса.
Поршни одного двигателя подбирают по массе (разброс не должен превышать 5 г) – это делается для уменьшения дисбаланса кривошипно-шатунного механизма.

Верхние два поршневых кольца – компрессионные, препятствующие прорыву газов в картер двигателя. Также они способствуют отводу тепла от поршня к цилиндру. Нижнее кольцо – маслосъемное.

Головка цилиндров – общая для всех четырех цилиндров – из алюминиевого сплава. Центрируется на блоке двумя втулками и крепится десятью винтами. Между блоком и головкой (их поверхности должны быть сухими) устанавливается безусадочная металлоармированная прокладка (ее повторное использование не допускается). Порядок и момент затяжки винтов головки блока указаны в приложении.

В верхней части головки цилиндров расположены опоры распределительных валов – по пять с каждой стороны головки. Отверстия в опорах, выполненных разъемными, обрабатываются в сборе с корпусом подшипников. Заменять корпус необходимо в сборе с головкой цилиндров. На поверхности головки цилиндров, сопрягающиеся с корпусом подшипников, наносят герметик Локтайт № 574. Порядок и момент затяжки гаек корпуса подшипников указаны в приложении.

Распределительные валы – литые, чугунные, пятиопорные, у каждого – восемь кулачков (пара соседних кулачков открывает одновременно два клапана в цилиндре). Распределительные валы приводятся во вращение зубчатым ремнем от коленчатого вала. В связи с повышенными нагрузками на зубчатый ремень его ширина в двигателе 2112, по сравнению с 2110 и 2111, увеличена с 19,0 до 25,4 мм (соответственно, увеличена ширина зубчатых шкивов и роликов). Под шкивом впускного распределительного вала находится опорный ролик, под выпускным – натяжной. Для работы датчика фаз к зубчатому шкиву впускного распределительного вала приварен диск. На приводных шестернях имеются установочные метки: если метка на шкиве коленчатого вала совпадает с меткой на корпусе масляного насоса (метка на маховике находится против среднего деления шкалы на картере сцепления), то метки на шкивах распределительных валов должны совпадать с метками на задней крышке привода распределительных валов.

Седла (изготовленные из металлокерамики) и направляющие втулки клапанов (латунные) запрессованы в головку цилиндров. Отверстия во втулках обрабатываются после запрессовки. Внутренний диаметр втулок уменьшен, по сравнению с двигателями 2110 и 2111, с 8 до 7 мм. В комплекте запасных частей поставляются также ремонтные втулки с наружным диаметром 12,279-12,290 мм (увеличенным на 0,2 мм по сравнению с номинальным). На внутренней поверхности втулок для смазки выполнены канавки, похожие на резьбу: у втулок впускных клапанов – на всю длину, у выпускных – до половины длины отверстия. Сверху на втулки надеты маслоотражательные колпачки, изготовленные из маслостойкой резины.

Клапаны – стальные, выпускной – с головкой из жаропрочной стали с наплавленной фаской. Площадь тарелки впускного клапана больше, чем выпускного. По размерам они меньше, чем клапаны двигателей 2110 и 2111. Клапаны расположены в два ряда, V-образно. Приводятся в действие от кулачков распределительных валов через гидротолкатели. Ось кулачка смещена относительно оси гидротолкателя на 1 мм. За счет этого при работе двигателя корпус толкателя поворачивается вокруг своей оси, что способствует его более равномерному износу. Гидротолкатели выбирают зазор между кулачком и корпусом толкателя при работе двигателя ваз 2112, что уменьшает шум газораспределительного механизма, а также исключает его обслуживание (регулировка зазора не требуется). Для работы гидротолкателей необходима постоянная подача масла под давлением. Для этого в головке цилиндров имеется канал с обратным шариковым клапаном (он предотвращает слив масла из каналов после остановки двигателя), а также каналы на нижней плоскости корпуса подшипников (они же подводят масло и к шейкам распределительных валов).

Гидротолкатели весьма чувствительны к качеству масла и его чистоте. При наличии в масле механических примесей возможен быстрый выход из строя плунжерной пары гидротолкателя, что сопровождается повышенным шумом в газораспределительном механизме и интенсивным износом кулачков распределительного вала лада 2112. Неисправный гидротолкатель ремонту не подлежит, его следует заменить.

Клапан закрывается под действием одной пружины. Нижним концом она опирается на шайбу, а верхним - на тарелку, удерживаемую двумя сухарями. Сложенные сухари снаружи имеют форму усеченного конуса, а на внутренней поверхности – три упорных буртика, входящие в проточки на стержне клапана.

Смазка двигателя ваз 2112 – комбинированная. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники, пары "опора – шейка распредвала", гидротолкатели. Разбрызгиванием масло подается на стенки цилиндров (далее к поршневым кольцам и пальцам), на днище поршней, к паре "кулачок распределительного вала – толкатель" и стержням клапанов. Остальные узлы смазываются самотеком.

Масляный насос ваз 2112 – с шестернями внутреннего зацепления и редукционным клапаном – установлен на передней стенке блока цилиндров. Ведущая шестерня установлена на двух лысках на переднем конце коленчатого вала. Предельный диаметр гнезда под ведомую (большую) шестерню при износе не должен превышать 75,10 мм, минимальная ширина сегмента на корпусе, разделяющего ведущую и ведомую шестерни, – 3,40 мм. Осевой зазор для ведущей шестерни не должен превышать 0,12 мм, для ведомой – 0,15 мм.

К крышке второго коренного подшипника и корпусу насоса болтами крепится маслоприемник.

Масляный фильтр – полнопоточный, неразборный, снабжен перепускным и противодренажным клапанами.

Система вентиляции картера – закрытая, принудительная, отсосом газов через маслоотделитель, расположенный в крышке головки цилиндров.

Системы питания ваз 2112, охлаждения, выпуска отработавших газов и управления двигателями описаны в соответствующих разделах.
Операции по разборке двигателей, одинаковые для всех трех моделей, приведены на примере одного из двигателей без указания его модели. Для операций, отличающихся у разных двигателей, модель двигателя указана в названии работ.

Двигатель ВАЗ 2112

1 – поддон картера
2 – передний сальник коленчатого вала
3 – коленчатый вал
4 – зубчатый шкив коленчатого вала
5 – масляный насос
6 – шкив привода генератора
7 – зубчатый ремень
8 – передняя крышка привода механизма газораспределения
9 – зубчатый шкив насоса охлаждающей жидкости
10 – натяжной ролик
11 – зубчатый шкив распределительного вала
12 – задняя крышка привода механизма газораспределения
13 – сальник распределительного вала
14 – выпускной распределительный вал
15 – гидротолкатель
16 – пружина клапана
17 – направляющая втулка клапана
18 – выпускной клапан
19 – ресивер
20 – крышка подшипников распределительного вала
21 – направляющая труба
22 – крышка головки блока цилиндров
23 – пластиковая крышка
24 – свеча зажигания
25 – впускной распределительный вал
26 – впускной клапан
27 – головка блока цилиндров
28 – соединительная муфта
29 – топливная рампа
30 – шланг вентиляции картера
31 – форсунка
32 – впускной коллектор
33 – маховик
34 – держатель заднего сальника коленчатого вала
35 – задний сальник коленчатого вала
36 – блок цилиндров
37 – масляный щуп
38 – поршень
39 – шатун
40 – крышка шатуна
41 – крышка коренного подшипника коленчатого вала

1 – пробка сливного отверстия поддона картера
2 – поддон картера
3 – масляный фильтр
4 – насос охлаждающей жидкости
5 – выпускной коллектор
6 – выпускной клапан
7 – пружина клапана
8 – выпускной распределительный вал
9 – ресивер
10 – крышка головки блока цилиндров
11 – впускной распределительный вал
12 – гидротолкатель
13 – топливная рампа
14 – форсунка
15 – впускной коллектор
16 – направляющая втулка клапана
17 – впускной клапан
18 – головка блока цилиндров
19 – поршень
20 – компрессионные кольца
21 – маслосъемное кольцо
22 – поршневой палец
23 – шатун
24 – блок цилиндров
25 – крышка шатуна
26 – коленчатый вал
27 – приемник масляного насоса

http://vazclub.com

Двигатель ВАЗ 2111 (продольный разрез) 1 - шкив привода генератора (демпфер); 2 - масляный насос; 3 - зубчатый шкив насоса охлаждающей жидкости; 4 - шатун; 5 - поршневой палец; 6 - натяжной ролик; 7 - зубчатый шкив распределительного вала; 8 - передняя крышка привода механизма газораспределения: 9 - ремень привода механизма газораспределения; 10 - задняя крышка привода распределительного вала: 11 - сальник распределительного вала; 12 - крышка головки блока цилиндров; 13 - распределительный вал: 14 - передняя крышка подшипников распределительного вала; 15 - ресивер; 16 - сетка маслоотделителя системы вентиляции картера; 17 - задняя крышка подшипников распределительного вала; 18 - крышка маслозаливной горловины; 19 - крепление крышки головки цилиндров; 20 - заглушка; 21 - отводящий патрубок рубашки охлаждения; 22 - толкатель; 23 - пружина клапана; 24 - датчик температуры охлаждающей жидкости; 25 - клапан; 26 - головка блока цилиндров; 27 - блок цилиндров; 28 - поршень; 29 - маховик; 30 - держатель заднего сальника коленчатого вала; 31 - задний сальник коленчатого вала; 32 - коленчатый вал; 33 - крышка коренного подшипника; 34 - поддон картера; 35 - приемник масляного насоса; 36 - крышка шатуна; 37 - передний сальник коленчатого вала; 38 - зубчатый шкив коленчатого вала; 39 - пробка сливного отверстия поддона картера; 40 - масляный фильтр; 41 - насос охлаждающей жидкости; 42 - выпускной коллектор; 43 - впускной коллектор; 44 - форсунка; 45 - регулировочная шайба клапана; 46 - шланг вентиляции картера; 47 - сухарь клапана; 48 - направляющая втулка клапана; 49 - масляный щуп.

Двигатель ВАЗ-2111 Бензиновый, четырехтактный, четырехцилиндровый, рядный с поперечным расположением, восьмиклапанный, с верхним расположением распределительного вала. Порядок работы цилиндров: 1-3-4-2, отсчет - от шкива коленчатого вала. Система питания - распределенный впрыск. Управление двигателем - контроллер (Bosch, "Январь" или GM). Большинство двигателей оснащается нейтрализатором отработавших газов. Часть двигателей для выполнения требований по максимальной мощности (58,3 кВт по DIN) комплектуются ресивером с укороченными каналами и распределительным валом 2110. На части двигателей установлена система фазированного впрыска. В этом случае на распределительном вале имеется штифт для датчика фазы (индекс распредвала -2111).

Двигатель с коробкой передач и сцеплением образуют силовой агрегат - единый блок, закрепленный в моторном отсеке на трех эластичных резинометаллических опорах. Правая опора крепится к кронштейну двигателя, а левая и задняя - к кронштейнам картера коробки передач. Правая и левая опоры аналогичны по конструкции.

Справа на двигателе (по ходу автомобиля) расположены: приводы распределительного вала и насоса охлаждающей жидкости (зубчатым ремнем) и генератора (поликлиновым ремнем). Слева расположены: термостат, датчики температуры охлаждающей жидкости, стартер (на картере сцепления). Спереди: свечи и провода высокого напряжения, датчик детонации, масляный щуп, шланг вентиляции картера, генератор (внизу справа). Сзади: ресивер, топливная рампа, форсунки, впускной и выпускной коллекторы, масляный фильтр, датчик давления масла.

Блок цилиндров отлит из чугуна и не отличается от блока двигателей 21083 и 2110. Цилиндры расточены непосредственно в блоке. Номинальный диаметр - 82 мм, при ремонте он может быть увеличен на 0,4 или 0,8 мм. Класс цилиндра маркируется латинскими буквами на нижней плоскости блока в соответствии с диаметром цилиндра в мм: А - 82,00-82,01, 5 - 82.01-82,02, С - 82,02-82,03, 2 - 62.03-82,04, Е - 82,04-82,05. Максимально допустимый износ цилиндра - 0,15 мм на диаметр.

В нижней части блока цилиндров расположены пять опор коренных подшипников со съемными крышками, которые крепятся к блоку специальными болтами. Отверстия под подшипники обрабатываются в сборе с крышками, поэтому крышки невзаимозаменяемы и для отличия маркированы рисками на наружной поверхности (см. рис. в разделе «Разборка и сборка двигателя»). В средней опоре имеются гнезда для упорных полуколец, препятствующих осевому перемещению коленчатого вала. Сталеалюминевое полукольцо (белого цвета) должно быть обращено к шкиву коленчатого вала, а металлокерамическое (желтое) - к маховику. При этом канавки на них должны быть обращены к поверхностям коленчатого вала. Кольца поставляются номинального и увеличенного на 0,127 мм размеров. Если осевой зазор (люфт) коленчатого вала превышает 0,35 мм, то замените одно или оба полукольца (номинальный зазор 0,06-0,26 мм).

Вкладыши коренных и шатунных подшипников - тонкостенные сталеалюминевые. Верхние коренные вкладыши (устанавливаемые в блоке цилиндров) первой, второй, четвертой и пятой опор - с канавкой на внутренней поверхности. Нижние коренные вкладыши и верхний вкладыш третьей опоры - без канавки, так же как и шатунные вкладыши. Ремонтные вкладыши выпускаются под шейки коленчатого вала, уменьшенные на 0,25, 0,50, 0,75 и 1,00 мм.

Коленчатый вал - из высокопрочного чугуна, с пятью коренными и четырьмя шатунными шейками. Вал снабжен восемью противовесами, отлитыми заодно с ним. Для подачи масла от коренных шеек к шатунным служат каналы, выходные отверстия которых закрыты запрессованными заглушками. Одновременно каналы участвуют и в очистке масла: под действием центробежной силы твердые частицы и смолы, прошедшие через фильтр, отбрасываются к заглушкам. Поэтому при любом демонтаже вала желательно (а при балансировке вала - обязательно) очищать каналы от скопившихся отложений. Заглушки повторно использовать нельзя - их заменяют новыми.

На переднем конце (носке) коленчатого вала на сегментной шпонке установлен зубчатый шкив привода распределительного вала. К нему на штифте крепится шкив привода генератора, одновременно служащий демпфером крутильных колебаний коленчатого вала (за счет упругого элемента между центральной и наружной частями шкива). На нем имеется зубчатый венец для работы датчика положения коленчатого вала. Два зуба из 60 отсутствуют (образуя впадину) - это необходимо для определения датчиком ВМТ.

На заднем конце коленчатого вала шестью самоконтрящимися болтами через общую шайбу закреплен маховик. Он отлит из чугуна и имеет напрессованный стальной зубчатый венец, служащий для пуска двигателя стартером. Маховик устанавливают так, чтобы конусообразная лунка около его венца находилась напротив шатунной шейки 4-го цилиндра - это необходимо для определения ВМТ после сборки двигателя.

Шатуны - стальные, двутаврового сечения, обрабатываются вместе с крышками. Чтобы при сборке не перепутать крышки, на них, как и на шатунах, клеймится номер цилиндра (он должен находиться по одну сторону шатуна и крышки). В верхнюю головку шатуна запрессована стале-бронзовая втулка. По ее внутреннему диаметру шатуны подразделяются на три класса с шагом 0,004 мм. Номер класса клеймится на крышке шатуна. Также шатуны подразделяются на классы по массе, которая маркируется краской или буквой на крышке шатуна. Все шатуны двигателя должны быть одного класса по массе.

Поршневой палец - стальной, трубчатого сечения, плавающего типа (свободно вращается в бобышках поршня), от выпадения зафиксирован двумя стопорными пружинными кольцами, расположенными в проточках бобышек поршня. На части двигателей поршневой палец за прессован в верхнюю головку шатуна и свободно вращается лишь в бобышках поршня (как на ВАЗ-2108). У таких двигателей другая вся шатунно-поршневая группа. По наружному диаметру различают три класса пальцев (через 0,004 мм): 1 - с синей меткой (наименьшего диаметра), 2 - зеленой, 3 - красной.

Двигатель ВАЗ 2111 (поперечный разрез) 1 - шкив привода генератора (демпфер); 2 - масляный насос; 3 - зубчатый шкив насоса охлаждающей жидкости; 4 - шатун; 5 - поршневой палец; 6 - натяжной ролик; 7 - зубчатый шкив распределительного вала; 8 - передняя крышка привода механизма газораспределения: 9 ~ ремень привода механизма газораспределения; 10 - задняя крышка привода распределительного вала: 11 - сальник распределительного вала; 12 - крышка головки блока цилиндров; 13 - распределительный вал: 14 - передняя крышка подшипников распределительного вала; 15 - ресивер; 16 - сетка маслоотделителя системы вентиляции картера; 17 - задняя крышка подшипников распределительного вала; 18 - крышка маслозаливной горловины; 19 - крепление крышки головки цилиндров; 20 - заглушка; 21 - отводящий патрубок рубашки охлаждения; 22 - толкатель; 23 - пружина клапана; 24 - датчик температуры охлаждающей жидкости; 25 - клапан; 26 - головка блока цилиндров; 27 - блок цилиндров; 28 - поршень; 29 - маховик; 30 - держатель заднего сальника коленчатого вала; 31 - задний сальник коленчатого вала; 32 - коленчатый вал; 33 - крышка коренного подшипника; 34 - поддон картера; 35 - приемник масляного насоса; 36 - крышка шатуна; 37 - передний сальник коленчатого вала; 38 - зубчатый шкив коленчатого вала; 39 - пробка сливного отверстия поддона картера; 40 - масляный фильтр; 41 - насос охлаждающей жидкости; 42 - выпускной коллектор; 43 - впускной коллектор; 44 - форсунка; 45 - регулировочная шайба клапана; 46 - шланг вентиляции картера; 47 - сухарь клапана; 48 - направляющая втулка клапана; 49 - масляный щуп.

Поршень - из алюминиевого сплава. Юбка поршня имеет сложную форму: в продольном сечении - конусообразная, в поперечном - овальная. В верхней части поршня проточены три канавки под поршневые кольца. Канавка маслосъемного кольца имеет сверления, выходящие в бобышки. По этим отверстиям масло, собранное кольцом со стенок цилиндра, поступает к поршневому пальцу. Отверстие под поршневой палец смещено на 1 мм от диаметральной плоскости поршня, поэтому при его установке необходимо ориентироваться по стрелке, выбитой на днище: она должна быть направлена в сторону шкива коленчатого вала. У поршней 8-клапанных двигателей (2111 и 2110) днище имеет овальную выемку, а днище поршней двигателя 2112 - плоское, с четырьмя углублениями под клапаны (не перепутайте детали).

Поршни по наружному диаметру (измеряется в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу, на расстоянии 51,5 мм от днища поршня), как и цилиндры, подразделяются на пять классов (маркировка - на днище). Диаметр поршня (для номинального размера, мм): А - 81,965-81,975, В - 81,975-81,985, С - 81,985-81,995, D - 81,995-82,005, Е - 82,005-82,015. В запасные части поставляются поршни классов А, С и Е (номинального и ремонтных размеров), что вполне достаточно для подбора поршня к цилиндру: расчетный зазор между ними - 0,025-0,045 мм, а максимально допустимый зазор при износе - 0,15 мм. При этом не рекомендуется устанавливать новый поршень в изношенный цилиндр без его расточки: проточка под верхнее поршневое кольцо в новом поршне может оказаться чуть выше, чем в старом, и кольцо может сломаться о "ступеньку", образующуюся в верхней части цилиндра при его износе. У поршней ремонтных размеров на днище выбивается треугольник (+ 0,4 мм) или квадрат (+ 0,8 мм).

По диаметру отверстия под поршневой палец поршни подразделяются на три класса: 1 - 21,978-21,982, 2-21,982-21,986, 3-21,986-21,990. Класс поршня также выбивается на его днище. Поршень и палец должны быть одного класса.

Для уменьшения дисбаланса кривошипно-шатунного механизма поршни одного двигателя подбирают по массе: разброс не должен превышать 5 г.

Поршневые кольца расположены в канавках поршня. Верхние два кольца - компрессионные. Они препятствуют прорыву газов в картер двигателя и способствуют отводу тепла от ~поршня к цилиндру. Нижнее кольцо - маслосъемное.

Головка цилиндров - из алюминиевого сплава, общая для всех четырех _цилиндров. Она центрируется на блоке двумя втулками и крепится десятью винтами. Между блоком и головкой (на сухие поверхности) устанавливается безусадочная металлоармированная прокладка. Повторное ее использование не допускается. Если длина винтов превышает 135,5 мм, то их также следует заменить новыми. Порядок и момент затяжки винтов головки блока указаны в приложении.

В верхней части головки цилиндров расположены, пять опор распределительного вала. Опоры выполнены разъемными, а отверстия в них обрабатываются в сборе с корпусами подшипников (передним и задним), поэтому заменять последние следует в сборе с головкой цилиндров. При сборке на поверхности головки цилиндров, сопрягающиеся с корпусами подшипников, в зоне крайних опор распределительного вала наносят герметик типа КЛТ-75М или Локтайт № 574. Порядок и момент затяжки гаек корпусов подшипников указаны в приложении.

Распределительный вал - литой, чугунный, пяти-опорный. Приводится во вращение зубчатым ремнем от коленчатого вала. Для правильной установки распределительного вала относительно коленчатого, на приводных шестернях имеются метки (риски). Если метка на шкиве коленчатого вала совпадает с меткой на корпусе масляного насоса (метка на маховике находится против среднего деления шкалы на картере сцепления), то метка на шкиве распределительного вала должна совпадать с отогнутым усиком на крышке зубчатого ремня.

Седла и направляющие втулки клапанов запрессованы в головку цилиндров. Отверстия во втулках окончательно обрабатываются после запрессовки. На внутренней поверхности втулок для смазки сделаны канавки, напоминающие резьбу: у втулок впускных клапанов - на всю длину, у выпускных - до половины длины отверстия. Сверху на втулки надеты маслоотражательные колпачки из маслостойкой резины.

Клапаны - стальные, выпускной - с головкой из жаропрочной стали с наплавленной фаской. Они расположены в ряд, наклонно к плоскости, проходящей через оси цилиндров. Площадь тарелки впускного клапана больше, чем выпускного. Зазор в приводе клапана регулируется подбором толщины специальной регулировочной шайбы, устанавливаемой в гнездо толкателя (маркировкой вниз). В комплекте запасных частей поставляются шайбы толщиной от 3,00 до 4,50 мм с шагом 0,05 мм. Шайбы изготовлены из стали 20Х, для повышения износостойкости их поверхность нитроцементирована. Толкатели - цилиндрические стаканчики, перемещающиеся в отверстиях головки цилиндров и опирающиеся на торцы стержней клапанов. Для повышения износостойкости поверхность толкателя, соприкасающаяся с клапаном, цементируется. При работе двигателя толкатели поворачиваются за счет смещения оси кулачка относительно оси толкателя на 1 мм, что способствует их более равномерному износу. Клапан закрывается под действием двух пружин. Нижними концами они опираются на шайбу, а верхняя тарелка удерживается двумя сухарями. Сложенные сухари снаружи имеют форму усеченного конуса, а изнутри снабжены тремя упорными буртиками, входящими в проточки на стержне клапана. Смазка двигателя - комбинированная. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники, пары "опора - шейка распредвала". Разбрызгиванием масло подается на стенки цилиндров (далее к поршневым кольцам и пальцам), к паре "кулачок распределительного вала - толкатель" и стержням клапанов. Остальные узлы смазываются самотеком.

Масляный насос - шестеренчатый, с шестернями внутреннего зацепления, редукционным клапаном. Смонтирован на передней стенке блока цилиндров (со стороны коленчатого вала). Ведущая шестерня (меньшего диаметра) установлена на двух лысках на переднем конце коленчатого вала. Предельный диаметр гнезда под ведомую (большую) шестерню при износе не должен превышать 75,10 мм, минимальная ширина сегмента на корпусе, разделяющего ведущую и ведомую шестерни, -3,40 мм. Осевой зазор не должен превышать 0,12 мм для ведущей шестерни и 0,15 мм - для ведомой.

Маслоприемник крепится болтами к крышке второго коренного подшипника и корпусу насоса.

Масляный фильтр - полнопоточный, неразборный, с перепускным и противодренажным клапанами. Система вентиляции картера - закрытая, принудительная, с отсосом газов через маслоотделитель (в крышке головки цилиндров).


Двигатель ВАЗ-2111: 1 - подводящая труба насоса охлаждающей жидкости; 2 - блок цилиндров; 3 - термостат; 4 - датчик температуры охлаждающей жидкости системы управления двигателя; 5 - выпускной патрубок; 6 - заглушка головки блока цилиндров; 7 - крышка головки блока цилиндров; 8 - регулятор давления топлива; 9 - крышка маслозаливной горловины; 10 - трос привода дроссельной заслонки; 11 - дроссельный узел; 12 - регулятор холостого хода; 13-датчик положения дроссельной заслонки; 14-ресивер; 15-задняя крышка привода распределительного вала; 16 - передняя крышка привода распределительного вала; 17 - форсунка; 18 - пробка штуцера топливной рампы; 19 - топливная рампа; 20 - впускной коллектор; 21 - правый опорный кронштейн впускного коллектора; 22 - шкив привода генератора; 23 - масляный фильтр; 24 - датчик положения коленчатого вала; 25 - поддон картера; 26 - выпускной коллектор; 27 - шатун; 28 - коленчатый вал; 29 - левый опорный кронштейн выпускного коллектора; 30 - маховик.

Поперечный разрез двигателя ВАЗ-2111: 1 - пробка сливного отверстия поддона картера; 2 - поддон картера; 3 - масляный фильтр; 4 - насос охлаждающей жидкости; 5 - выпускной коллектор; 6 - впускной коллектор; 7 - форсунка; 8 - топливная рампа; 9 - ресивер; 10- крышка головки блока цилиндров; 11 - крышка подшипников распределительного вала; 12 - распределительный вал; 13 - шланг вентиляции картера; 14 - регулировочная шайба клапана; 15 - сухари клапана; 16 - толкатель; 17 - пружины клапана; 18 - маслосъемный колпачок; 19 - направляющая втулка клапана; 20 - клапан; 21 - свеча зажигания; 22 - головка блока цилиндров; 23 - поршень; 24 - компрессионные кольца; 25 - маслосъемное кольцо; 26 - поршневой палец; 27 - блок цилиндров; 28 - шатун; 29 - коленчатый вал; 30 - крышка шатуна; 31 - указатель уровня масла; 32 - приемник масляного насоса

Рис.1. Двигатель ВАЗ-2111

1-подводящая труба насоса охлаждающей жидкости, 2 — блок цилиндров, 3 – термостат, 4 — датчик температуры охлаждающей жидкости системы управления двигателя, 5 — выпускной патрубок, 6 — заглушка головки блока цилиндров, 7 — крышка головки блока цилиндров, 8 — регулятор давления топлива, 9 — крышка маслозаливной горловины, 10 – трос привода дроссельной заслонки, 11 – дроссельный узел, 12 – регулятор холостого хода, 13 – датчик положения дроссельной заслонки, 14 – ресивер, 15 – задняя крышка привода газораспределительного механизма, 16- передняя крышка привода газораспределительного механизма, 17 – форсунка, 18 – пробка штуцера топливной рампы, 19 – топливная рампа, 20 – впускной коллектор, 21 – правый опорный кронштейн впускного коллектора, 22 – шкив привода генератора, 23 – масляный фильтр, 24 – датчик положения коленчатого вала, 25 – поддон картера, 26 – впускной коллектор, 27 – , 28 – коленчатый вал, 29 – левый опорный кронштейн впускного коллектора, 30 – маховик.


Рис.2. Поперечный разрез двигателя ВАЗ – 2111

1-пробка сливного отверстия поддона картера, 2 – поддон картера, 3 – масляный фильтр, 4 – насос охлаждающей жидкости, 5 – выпускной коллектор , 6 – впускной коллектор, 7 – форсунка, 8 – топливная рампа, 9 – ресивер, 10 – крышка головки блока цилиндров, 11 – крышка подшипников, 12 – распределительный вал, 13 – шланг вентиляции картера, 14 — регулировочная шайба клапана, 15 – сухари клапана, 16 – , 17 – пружины клапана, 18 – маслосъемный колпачок, 19 – направляющая втулка клапана, 20 – клапан, 21 – свеча зажигания, 22 – головка блока цилиндров, 23 – поршень, 24 – компрессионные кольца, 25 – маслосъемное кольцо, 26 – поршневой палец, 27 – блок цилиндров, 28 – шатун, 29 – коленчатый вал, 30 – крышка шатуна, 31 – указатель уровня масла, 32 – маслоприемник.

Двигатель – бензиновый, четырехцилиндровый, четырехтактный, рядный, восьмиклапанный, с верхним расположением распределительного вала. Система питания двигателя имеет распределенный впрыск топлива с электронным управлением.

Вместе с коробкой передач и сцеплением, двигатель образует силовой агрегат. В моторном отсеке он закреплен на трех эластичных резиновых опорах.

Чугунный блок цилиндров , в котором выполнены непосредственно цилиндры. Диаметр цилиндра номинальный – 82мм. Этот диаметр может быть увеличен при ремонте на 0,4 или 0,8 мм. На нижней плоскости блока маркируется класс цилиндра латинскими буквами в соответствии с диаметром цилиндра в мм: А – 82,00 – 82,01, В – 82,01 – 82,02, С – 82,02 – 82,03, D – 82,03 – 82,04, Е – 82,04 – 82,05 . Допускается максимальный износ цилиндра – 0,15 мм на диаметр.

Нижняя часть блока цилиндров имеет 5 опор коренных подшипников со съемными крышками. Крышки крепятся к блоку специальными болтами. Крышки невзаимозаменяемы, так как отверстия под подшипники обрабатываются в сборе с крышками. Для их отличия они промаркированы рисками на наружной поверхности. Во избежание осевого перемещения коленчатого вала, в средней опоре имеются гнезда для упорных полуколец. Спереди устанавливается полукольцо сталеалюминиевое. Оно имеет белый цвет. Сзади устанавливается металлокерамическое, имеющее желтый цвет. Канавки на полукольцах должны быть обращены к коленчатому валу.

Поставляются кольца номинального и увеличенного на 0,127 мм размеров. При осевом зазоре свыше 0,35 мм необходимо заменить одно или два полукольца. Номинальный зазор составляет 0,06 – 0,26 мм.

Коренные и шатунные подшипники имеют тонкостенные сталеалюминиевые вкладыши. Верхние коренные вкладыши, которые установлены в блоке цилиндров, первой, второй, четвертой и пятой опор выполнены с канавкой на внутренней поверхности, а нижние коренные вкладыши и верхний вкладыш третьей опоры – без канавки, также как и шатунные вкладыши.

Выпускаются ремонтные вкладыши под шейки коленчатого вала, уменьшенные по своему диаметру на 0,25мм, 0,5мм, 0,75мм и 1,00мм.

Коленчатый вал отлит из высокопрочного чугуна. Он имеет 5 коренных и 4 шатунных шейки. Вал имеет восемь противовесов, которые отлиты заодно с валом. Коленчатый вал имеет просверлены каналы для подачи масла от коренных шеек к шатунным. Выходы каналов в “щеки” коленчатого вала закрыты заглушками. Под действием центробежной силы, во время вращения коленчатого вала, смолы и твердые частицы, которые прошли через масляный фильтр, отбрасываются к заглушкам. Так что эти каналы служат и для очистки масла.

При любом демонтаже коленчатого вала или перед его балансировкой, необходимо очистить каналы от скопившихся отложений. Заглушки повторно нельзя использовать. Их необходимо заменить.

На передней части коленчатого вала на шпонке установлен зубчатый шкив привода распределительного вала. К нему прикреплен шкив привода генератора, который одновременно служит и демпфером крутильных колебаний коленчатого вала. Это происходит за счет упругого элемента между центральной и наружной частями шкива. На некоторых двигателях устанавливается чугунный шкив без демпфера.

К задней части коленчатого вала шестью болтами через общую шайбу закреплен маховик, изготовленный из чугуна и имеющий напрессованный зубчатый стальной венец, который служит для пуска двигателя стартером. Маховик установлен таким образом, чтобы конусная лунка возле его венца находилась напротив шатунной шейки 4-го цилиндра. Это необходимо для того, чтобы определить ВМТ после сборки двигателя.

Шатуны изготовлены из стали, двутаврового сечения. Они обрабатываются вместе с крышками. Для того, чтобы не перепутать при сборке, на крышках и шатунах выбито клеймом номера цилиндров, которые должны находится по одну сторону шатуна и крышки. В верхней головке шатуна запрессована втулка стале-бронзовая. По внутреннему диаметру втулки, шатуны подразделяются на три класса с шагом 0,004 мм. Номер класса клеймится на крышке шатуна. В свою очередь шатуны по массе подразделяются на классы, которые маркируются краской или буквой на крышке шатуна. У двигателя все его шатуны должны быть одного класса по массе.

Поршневые пальцы изготовлены из стали, имеют трубчатое сечение, плавающего типа (свободно вращаются в бобышках поршня). Поршневой палец фиксируется двумя стопорными пружинными кольцами. Они располагаются в проточках бобышек поршня. Пальцы по наружному диаметру делятся на три класса – через 0,004 мм. Класс маркируется краской на торце пальца следующим образом: 1- синий(самый тонкий), 2 – зеленый, 3 – красный.

Поршень двигателя отлит из алюминиевого сплава. Юбка поршня в продольном сечении – коническая а в поперечном – овальная. В верхней части поршня проточены три канавки под поршневые кольца. В канавке маслосъемного кольца имеется сверление, которые служат для подвода масла, которое собирается кольцом со стенок цилиндра, к поршневому пальцу. Отверстие под поршневой палец смещено на 1 мм от диаметральной плоскости поршня. При установке поршня необходимо ориентироваться по выбитой стрелке на его днище. Стрелка должна быть направлена в сторону шкива коленчатого вала.

По наружному диаметру поршни, как и цилиндры, подразделяются на 5 классов. Маркируется на днище. Диаметр измеряется в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу, на расстоянии 51,5 мм от днища поршня. Диаметр поршня, в мм (для номинального размера): А – 81,965 – 81,975; В – 81,975 – 81,985; С – 81,985 – 81,995; D – 81,995 – 82,005; Е – 82,005 – 82,015. В запасные части поставляются поршни классов А, С и Е (номинального и ремонтных размеров). Этого вполне достаточно для подбора поршня к цилиндру. Расчетный зазор между ними составляет 0,025 – 0,045 мм. Максимально допустимый зазор при износе составляет 0,15 мм.

Не рекомендуется устанавливать новый поршень в изношенный цилиндр без предварительной его расточки. От части это связано с тем, что проточка под верхнее поршневое кольцо в новом поршне может оказаться немного выше, чем в старом. В таком случае кольцо может сломаться о “ступеньку” , образовавшейся в верхней части цилиндра при его износе.

У поршней ремонтных размеров на днище выбивается треугольник (+0,4 мм) или квадрат (+0,8 мм).

Поршни подразделяются на 3 класса по диаметру отверстия под поршневой палец, в мм: 1 – 21,978 – 21,982; 2 – 21,982 – 21,986; 3 – 21,986 – 21,990. Класс поршня выбит на его днище. Палец и поршень должны быть одного класса.

Для того, чтобы уменьшить дисбаланс кривошипно – шатунного механизма, поршни одного двигателя подбираются по массе. Разброс не должен превышать 5 г.

Головки блока цилиндров изготовлена из алюминиевого сплава. На блоке она центрируется на двух втулках и крепится десятью винтами. Между головкой и блоком установлена безусадочная металлоармированная прокладка. Прокладку повторно применять запрещается. Винты, длина которых превышает 135,5 мм, также подлежат замене новыми.

Распределительный вал — чугунный, литой, пятиопорный. Приводится в действие при помощи зубчатого ремня от коленчатого вала. На зубчатых шкивах имеются метки для правильной установки валов. Метка на шкиве распределительного вала должна совпадать с меткой на корпусе масляного насоса (метка на моховике находится против среднего деления шкалы на картере сцепления), тогда метка на шкиве распределительного вала должна совпадать с отогнутым усиком на задней крышке привода газораспределительного механизма.

Направляющие втулки и седла клапанов запрессованы в головку блока цилиндров. Обработку отверстий во втулках производят после запрессовки. На внутренней поверхности втулок нарезаны канавки для смазки. У втулок впускных клапанов – на всю длину, у выпускных — до половины длины отверстия. Сверху на втулках расположены маслоотражательные колпачки (сальники клапанов).

Клапаны двигателя стальные. Выпускные клапаны с головками из жаропрочной стали с наплавленными фасками. Располагаются они в ряд, наклонно к плоскости, которая проходит через оси цилиндров. Впускной клапан имеет тарелку шире, чем выпускной. Зазор в приводе клапана регулируемый. Регулировка осуществляется подбором толщины специальной регулировочной шайбы, которая устанавливается в гнездо толкателя (маркировкой вниз). Для запасных частей поставляются шайбы толщиной от 3,00 до 4,50 мм с шагом 0,05 мм. Шайбы изготовлены из стали 20Х. Чтобы повысить износостойкость шайб, их поверхность нитроцементирована.

Двигатель

Двигатель ВАЗ-2111

Бензиновый, четырехтактный, четырехцилиндровый, рядный с поперечным расположением, восьмиклапанный, с верхним расположением распределительного вала. Порядок работы цилиндров: 1-3-4-2, отсчет – от шкива коленчатого вала. Система питания – распределенный впрыск. Управление двигателем – контроллер (Bosch, "Январь" или GM). Большинство двигателей оснащается нейтрализатором отработавших газов. Часть двигателей для выполнения требований по максимальной мощности (58,3 кВт по DIN) комплектуются ресивером с укороченными каналами и распределительным валом 2110. На части двигателей установлена система фазированного впрыска. В этом случае на распределительном вале имеется штифт для датчика фазы (индекс распредвала – 2111).

Двигатель с коробкой передач и сцеплением образуют силовой агрегат – единый блок, закрепленный в моторном отсеке на трех эластичных резинометаллических опорах. Правая опора крепится к кронштейну двигателя, а левая и задняя – к кронштейнам картера коробки передач. Правая и левая опоры аналогичны по конструкции.

Справа на двигателе (по ходу автомобиля) расположены: приводы распределительного вала и насоса охлаждающей жидкости (зубчатым ремнем) и генератора (поликлиновым ремнем). Слева расположены: термостат, датчики температуры охлаждающей жидкости, стартер (на картере сцепления). Спереди: свечи и провода высокого напряжения, датчик детонации, масляный щуп, шланг вентиляции картера, генератор (внизу справа). Сзади: ресивер, топливная рампа, форсунки, впускной и выпускной коллекторы, масляный фильтр, датчик давления масла.

Блок цилиндров отлит из чугуна и не отличается от блока двигателей 21083 и 2110. Цилиндры расточены непосредственно в блоке. Номинальный диаметр – 82 мм, при ремонте он может быть увеличен на 0,4 или 0,8 мм. Класс цилиндра маркируется латинскими буквами на нижней плоскости блока в соответствии с диаметром цилиндра в мм: А – 82,00-82,01, В – 82,01-82,02, С – 82,02-82,03, D – 82,03-82,04, Е – 82,04-82,05. Максимально допустимый износ цилиндра – 0,15 мм на диаметр.

В нижней части блока цилиндров расположены пять опор коренных подшипников со съемными крышками, которые крепятся к блоку специальными болтами. Отверстия под подшипники обрабатываются в сборе с крышками, поэтому крышки невзаимозаменяемы и для отличия маркированы рисками на наружной поверхности (см. рис. в разделе Разборка и сборка двигателя). В средней опоре имеются гнезда для упорных полуколец, препятствующих осевому перемещению коленчатого вала. Сталеалюминиевое полукольцо (белого цвета) должно быть обращено к шкиву коленчатого вала, а металлокерамическое (желтое) – к маховику. При этом канавки на них должны быть обращены к поверхностям коленчатого вала. Кольца поставляются номинального и увеличенного на 0,127 мм размеров. Если осевой зазор (люфт) коленчатого вала превышает 0,35 мм, то замените одно или оба полукольца (номинальный зазор 0,06-0,26 мм).

Вкладыши коренных и шатунных подшипников – тонкостенные сталеалюминиевые. Верхние коренные вкладыши (устанавливаемые в блоке цилиндров) первой, второй, четвертой и пятой опор – с канавкой на внутренней поверхности. Нижние коренные вкладыши и верхний вкладыш третьей опоры – без канавки, так же как и шатунные вкладыши. Ремонтные вкладыши выпускаются под шейки коленчатого вала, уменьшенные на 0,25, 0,50, 0,75 и 1,00 мм.

Коленчатый вал - из высокопрочного чугуна, с пятью коренными и четырьмя шатунными шейками. Вал снабжен восемью противовесами, отлитыми заодно с ним. Для подачи масла от коренных шеек к шатунным служат каналы, выходные отверстия которых закрыты запрессованными заглушками. Одновременно каналы участвуют и в очистке масла: под действием центробежной силы твердые частицы и смолы, прошедшие через фильтр, отбрасываются к заглушкам. Поэтому при любом демонтаже вала желательно (а при балансировке вала – обязательно) очищать каналы от скопившихся отложений. Заглушки повторно использовать нельзя – их заменяют новыми.

На переднем конце (носке) коленчатого вала на сегментной шпонке установлен зубчатый шкив привода распределительного вала. К нему на штифте крепится шкив привода генератора, одновременно служащий демпфером крутильных колебаний коленчатого вала (за счет упругого элемента между центральной и наружной частями шкива). На нем имеется зубчатый венец для работы датчика положения коленчатого вала. Два зуба из 60 отсутствуют (образуя впадину) – это необходимо для определения датчиком ВМТ.

На заднем конце коленчатого вала шестью самоконтрящимися болтами через общую шайбу закреплен маховик. Он отлит из чугуна и имеет напрессованный стальной зубчатый венец, служащий для пуска двигателя стартером. Маховик устанавливают так, чтобы конусообразная лунка около его венца находилась напротив шатунной шейки 4-го цилиндра – это необходимо для определения ВМТ после сборки двигателя.

Шатуны – стальные, двутаврового сечения, обрабатываются вместе с крышками. Чтобы при сборке не перепутать крышки, на них, как и на шатунах, клеймится номер цилиндра (он должен находиться по одну сторону шатуна и крышки). В верхнюю головку шатуна запрессована сталебронзовая втулка. По ее внутреннему диаметру шатуны подразделяются на три класса с шагом 0,004 мм. Номер класса клеймится на крышке шатуна. Также шатуны подразделяются на классы по массе, которая маркируется краской или буквой на крышке шатуна. Все шатуны двигателя должны быть одного класса по массе.

Поршневой палец – стальной, трубчатого сечения, плавающего типа (свободно вращается в бобышках поршня), от выпадения зафиксирован двумя стопорными пружинными кольцами, расположенными в проточках бобышек поршня. На части двигателей поршневой палец запрессован в верхнюю головку шатуна и свободно вращается лишь в бобышках поршня (как на ВАЗ-2108). У таких двигателей другая вся шатунно-поршневая группа. По наружному диаметру различают три класса пальцев (через 0,004 мм): 1 – с синей меткой (наименьшего диаметра), 2 – зеленой, 3 – красной.
Поршень – из алюминиевого сплава. Юбка поршня имеет сложную форму: в продольном сечении – конусообразная, в поперечном – овальная. В верхней части поршня проточены три канавки под поршневые кольца. Канавка маслосъемного кольца имеет сверления, выходящие в бобышки. По этим сверлениям масло, собранное кольцом со стенок цилиндра, поступает к поршневому пальцу. Отверстие под поршневой палец смещено на 1 мм от диаметральной плоскости поршня, поэтому при его установке необходимо ориентироваться по стрелке, выбитой на днище: она должна быть направлена в сторону шкива коленчатого вала. У поршней 8-клапанных двигателей (2111 и 2110) днище имеет овальную выемку, а днище поршней двигателя 2112 – плоское, с четырьмя углублениями под клапаны (не перепутайте детали).

Поршни по наружному диаметру (измеряется в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу, на расстоянии 51,5 мм от днища поршня), как и цилиндры, подразделяются на пять классов (маркировка – на днище). Диаметр поршня (для номинального размера, мм): А – 81,965-81,975, В – 81,975-81,985, С – 81,985-81,995, D – 81,995-82,005, Е – 82,005-82,015. В запасные части поставляются поршни классов А, С и Е (номинального и ремонтных размеров), что вполне достаточно для подбора поршня к цилиндру: расчетный зазор между ними – 0,025-0,045 мм, а максимально допустимый зазор при износе – 0,15 мм. При этом не рекомендуется устанавливать новый поршень в изношенный цилиндр без его расточки: проточка под верхнее поршневое кольцо в новом поршне может оказаться чуть выше, чем в старом, и кольцо может сломаться о "ступеньку", образующуюся в верхней части цилиндра при его износе. У поршней ремонтных размеров на днище выбивается треугольник (+ 0,4 мм) или квадрат (+ 0,8 мм).

По диаметру отверстия под поршневой палец поршни подразделяются на три класса: 1 – 21,978-21,982, 2 – 21,982-21,986, 3 – 21,986-21,990. Класс поршня также выбивается на его днище. Поршень и палец должны быть одного класса.
Для уменьшения дисбаланса кривошипно-шатунного механизма поршни одного двигателя подбирают по массе: разброс не должен превышать 5 г.
Поршневые кольца расположены в канавках поршня. Верхние два кольца – компрессионные. Они препятствуют прорыву газов в картер двигателя и способствуют отводу тепла от поршня к цилиндру. Нижнее кольцо – маслосъемное.
Головка цилиндров – из алюминиевого сплава, общая для всех четырех цилиндров. Она центрируется на блоке двумя втулками и крепится десятью винтами. Между блоком и головкой (на сухие поверхности) устанавливается безусадочная металлоармированная прокладка. Повторное ее использование не допускается. Если длина винтов превышает 135,5 мм, то их также следует заменить новыми. Порядок и момент затяжки винтов головки блока указаны в приложении.

В верхней части головки цилиндров расположены пять опор распределительного вала. Опоры выполнены разъемными, а отверстия в них обрабатываются в сборе с корпусами подшипников (передним и задним), поэтому заменять последние следует в сборе с головкой цилиндров. При сборке на поверхности головки цилиндров, сопрягающиеся с корпусами подшипников, в зоне крайних опор распределительного вала наносят герметик типа КЛТ-75М или Локтайт № 574. Порядок и момент затяжки гаек корпусов подшипников указаны в приложении.

Распределительный вал – литой, чугунный, пятиопорный. Приводится во вращение зубчатым ремнем от коленчатого вала. Для правильной установки распределительного вала относительно коленчатого, на приводных шестернях имеются метки (риски). Если метка на шкиве коленчатого вала совпадает с меткой на корпусе масляного насоса (метка на маховике находится против среднего деления шкалы на картере сцепления), то метка на шкиве распределительного вала должна совпадать с отогнутым усиком на крышке зубчатого ремня.

Седла и направляющие втулки клапанов запрессованы в головку цилиндров. Отверстия во втулках окончательно обрабатываются после запрессовки. На внутренней поверхности втулок для смазки сделаны канавки, напоминающие резьбу: у втулок впускных клапанов – на всю длину, у выпускных – до половины длины отверстия. Сверху на втулки надеты маслоотражательные колпачки из маслостойкой резины.

Клапаны – стальные, выпускной – с головкой из жаропрочной стали с наплавленной фаской. Они расположены в ряд, наклонно к плоскости, проходящей через оси цилиндров. Площадь тарелки впускного клапана больше, чем выпускного. Зазор в приводе клапана регулируется подбором толщины специальной регулировочной шайбы, устанавливаемой в гнездо толкателя (маркировкой вниз). В комплекте запасных частей поставляются шайбы толщиной от 3,00 до 4,50 мм с шагом 0,05 мм. Шайбы изготовлены из стали 20Х, для повышения износостойкости их поверхность нитроцементирована.

Толкатели – цилиндрические стаканчики, перемещающиеся в отверстиях головки цилиндров и опирающиеся на торцы стержней клапанов. Для повышения износостойкости поверхность толкателя, соприкасающаяся с клапаном, цементируется. При работе двигателя толкатели поворачиваются за счет смещения оси кулачка относительно оси толкателя на 1 мм, что способствует их более равномерному износу. Клапан закрывается под действием двух пружин. Нижними концами они опираются на шайбу, а верхняя тарелка удерживается двумя сухарями. Сложенные сухари снаружи имеют форму усеченного конуса, а изнутри снабжены тремя упорными буртиками, входящими в проточки на стержне клапана.

Смазка двигателя – комбинированная. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники, пары "опора - шейка распредвала". Разбрызгиванием масло подается на стенки цилиндров (далее к поршневым кольцам и пальцам), к паре "кулачок распределительного вала - толкатель" и стержням клапанов. Остальные узлы смазываются самотеком.
Масляный насос – шестеренчатый, с шестернями внутреннего зацепления, редукционным клапаном. Смонтирован на передней стенке блока цилиндров (со стороны коленчатого вала). Ведущая шестерня (меньшего диаметра) установлена на двух лысках на переднем конце коленчатого вала. Предельный диаметр гнезда под ведомую (большую) шестерню при износе не должен превышать 75,10 мм, минимальная ширина сегмента на корпусе, разделяющего ведущую и ведомую шестерни, – 3,40 мм. Осевой зазор не должен превышать 0,12 мм для ведущей шестерни и 0,15 мм – для ведомой.

Маслоприемник крепится болтами к крышке второго коренного подшипника и корпусу насоса.

Масляный фильтр – полнопоточный, неразборный, с перепускным и противодренажным клапанами.

Система вентиляции картера – закрытая, принудительная, с отсосом газов через маслоотделитель (в крышке головки цилиндров).

Двигатель ВАЗ-2111

1 – подводящая труба насоса охлаждающей жидкости
2 – блок цилиндров
3 – термостат
4 – датчик температуры охлаждающей жидкости системы управления двигателя
5 – выпускной патрубок
6 – заглушка головки блока цилиндров
7 – крышка головки блока цилиндров
8 – регулятор давления топлива
9 – крышка маслозаливной горловины
10 – трос привода дроссельной заслонки
11 – дроссельный узел
12 – регулятор холостого хода
13 – датчик положения дроссельной заслонки
14 – ресивер
15 – задняя крышка привода распределительного вала

16 – передняя крышка привода распределительного вала
17 – форсунка
18 – пробка штуцера топливной рампы
19 – топливная рампа
20 – впускной коллектор
21 – правый опорный кронштейн впускного коллектора
22 – шкив привода генератора
23 – масляный фильтр
24 – датчик положения коленчатого вала
25 – поддон картера
26 – выпускной коллектор
27 – шатун
28 – коленчатый вал
29 – левый опорный кронштейн выпускного коллектора
30 – маховик

Поперечный разрез двигателя ВАЗ-2111

1 – пробка сливного отверстия поддона картера
2 – поддон картера
3 – масляный фильтр
4 – насос охлаждающей жидкости
5 – выпускной коллектор
6 – впускной коллектор
7 – форсунка
8 – топливная рампа
9 – ресивер
10 – крышка головки блока цилиндров
11 – крышка подшипников распределительного вала
12 – распределительный вал
13 – шланг вентиляции картера
14 – регулировочная шайба клапана
15 – сухари клапана
16 – толкатель

17 – пружины клапана
18 – маслосъемный колпачок
19 – направляющая втулка клапана
20 – клапан
21 – свеча зажигания
22 – головка блока цилиндров
23 – поршень
24 – компрессионные кольца
25 – маслосъемное кольцо
26 – поршневой палец
27 – блок цилиндров
28 – шатун
29 – коленчатый вал
30 – крышка шатуна
31 – указатель уровня масла
32 – приемник масляного насоса