Таганско-краснопресненская линия

Таганско-Краснопресненская линия Московского метрополитена является самой загруженной. В рабочие дни ей пользуются за сутки почти 1,2 миллиона человек. Для сравнения, Кольцевая линия за сутки перевозит около 700 тысяч человек, что почти в половину меньше. В связи с этим было принято решение обновить парк подвижного состава раньше графика. Уже с декабря 2015 года в депо Выхино было введено в эксплуатацию 8 новых поездов 760 серии. Так же было передано два тематических состава с Серпуховско-Тимирязевской линии со сквозным проходом. Это «80 лет московскому метрополитену» и «70 лет Победы».

Поезда выпускает российский производитель ОАО «Метровагонмаш». Закупаются новые поезда по принципу контракта жизненного цикла. Это значит что завод берет на себя обязательства по обслуживанию вагонов в течении 30 лет, что безусловно отразится на качестве продукции. Так же это сократит расходы Московского метрополитена на обслуживание подвижного состава. Контракт подписан на поставку 768 вагонов.
На Таганско-Краснопресненской линии (ТКЛ) парк подвижного состава будет полностью заменен в период с 2016 по 2020 год. В 2016 году будет поставлено в депо «Выхино» 27 новых составов. За этот же период будут полностью выведены из эксплуатации вагоны серии Еж-3/Ем-508Т которые остались только на ТКЛ. С 2017 года будет поставлен принципиально новый подвижной состав серии 765 со сквозным проходом.
Поезда 760 серии оснащены более широкими дверями, системой кондиционирования воздуха в салонах вагона, улучшенной звукоизоляцей, что делает поездку на этом составе более комфортной для пассажиров. Мощность тяговых двигателей почти в два раза превосходит поезда серии Еж-3.
Для машиниста эти вагоны оснащены более удобным управлением, позволяющим не делать лишних манипуляций, система видеонаблюдения, компьютер показывающий порядок действия в нештатных ситуациях. Так же в кабине имеется климат-контроль, регулируемое освещение, установлено удобное кресло.

2. Представил новый подвижной состав в депо «Выхино» первый заместитель начальника Службы подвижного состава московского метро Иван Киселёв.

3. Небольшая прогулка по депо «Выхино». Вагоны серии Еж-3/Ем-508Т.

4.

5. Вагоны серии Еж-3/Ем-508Т и 81.817/81.714.

6. Поезда 760 серии.

7.

8.

9. Рассмотрим подробнее поезд «80 лет московскому метро» со сквозным проходом. Вид кабины. Пульт машиниста.

10.

11. Сам проход и вид практически по всей длине поезда, информационное табло.

12. Пройдемся по вагонам.

13.

14. В оформлении вагонов много материалов по истории метрополитена, с момента открытия по настоящее время, фотографии станций, а так же карты метрополитена в разные годы. Покажем лишь небольшую часть из них. Это своеобразный музей метро на колесах. Главное увлекшись историей не проехать свою станцию.

15.

16.

17.

18. Есть информация по 760 серии.

19.

20. Пассажиры и надувные игрушки явно позитивно относятся к новым вагонам.

February 26th, 2016


На Таганско-Краснопресненской (фиолетовой) линии сейчас ходят самые старые в Москве вагоны типа Еж3/Eм508т . Некоторое время назад был проведён их капитальный ремонт, что конечно продлило срок эксплуатации, но, тем не менее, эксплуатационные характеристики этих вагонов по большей части остались прежними.

Дальше - сквозной проход между вагонами. Опыт работы уже существующих составов, в том числе запущенного именного поезда «70 лет Великой Победе» , показал, что пассажирам сквозной проход скорее нравится. Во многом он действительно удобнее: это и распределение пассажиров по составу, и лучшая вентиляция.

Новый состав получил самые широкие на сегодняшний день в московском метро дверные проёмы - 1400 мм и улучшенную цветовую индикацию открытия и закрытия дверей - по всему периметру дверного проёма.

Впрочем, внутри изменения ещё более заметны. Во-первых, это новая конфигурация поручней. Появились горизонтальные поручни над площадками между дверями. Производитель обещает также, что на поручни в зоне контакта с руками будет нанесено специальное «теплое» покрытие. Пока не знаю, как это будет на ощупь, но звучит многообещающе.

Во-вторых, в вагонах будет новое освещение: светодиодное с настраиваемой цветовой температурой свечения, причём пластиковые рассеиватели теперь заменены на стеклянные, оклеенные специальной плёнкой, которая препятствует рассыпанию осколков, если вдруг плафон разобьётся.

Визуализация подвижного состава, «Метровагонмаш»

В-третьих, это дальнейшее развитие системы информирования пассажиров. Вполне вероятно, что в новых вагонах вообще не будет схем в виде наклеек на стенах. Вместо них устанавливаются информационные сенсорные мониторы, которые будут не просто показывать схему метро, но и смогут помочь найти нужную станцию, проложат оптимальный маршрут и, возможно, даже будут оперативно показывать временные закрытия участков линий. Функции, думаю, будут очень востребованы, с учётом того, насколько сильно усложнится топология Московского метрополитена в ближайшие годы.

В-четвёртых, часть сидений в вагонах будут складываться, что очень актуально именно на самой загруженной в Москве линии. Также в головных вагонах будут специально оборудованные площадки для инвалидных колясок: повышение доступности метро для маломобильных пассажиров хоть и не так быстро, как хотелось бы, но всё же идёт.

Визуализация подвижного состава, «Метровагонмаш»

Это всё то, что пассажиры увидят. Не менее важно, что пассажиры услышат. А услышать они должны более тихий ход. Конечно, в вагонах будет принудительная вентиляция и кондиционеры, что существенно снижает уровень шума внутри. Но помимо этого производитель обещает применить и другие способы снижения шума, например, сами колёса новых вагонов будут с шумопоглощением.

Когда же появится вся эта красота? По планам, первые вагоны должны выйти на линию уже через год, в феврале 2017-го. Причём, новый подвижной состав в Москве закупается по так называемым контрактам жизненного цикла (КЖЦ), когда производитель не просто поставляет вагоны, но и сам их обслуживает в течение всего срока эксплуатации. Это означает, что производителю теперь жизненно важно сделать надёжный подвижной состав, которые не придётся постоянно ремонтировать - ведь требования со стороны метрополитена очень жёсткие, а весь ремонт будет только за счёт самого производителя.

Что ж, ждать осталось совсем недолго и скоро Таганско-Краснопресненская линия будет линией не с самым старым, а с самым новым подвижным составом в Московском метрополитене.

Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы. Евгений Самарин

Новые составы со сквозным проходом тише и экономичнее своих предшественников, оснащены современными системами вентиляции и видеонаблюдения, зарядками для гаджетов и интерактивными картами.

Дал старт началу эксплуатации вагонов нового поколения «Москва», которые будут курсировать по Таганско-Краснопресненской линии метро.

«Сегодня большое событие в московском метро и российском транспортном машиностроении: сегодня на линию выходит самый лучший в мире метропоезд, лучший по целому ряду совокупных характеристик — и технологических, и обеспечивающих комфорт пассажирам. Я уже не говорю о стоимости. Он в полтора раза дешевле международных аналогов», — отметил он.

По словам Мэра Москвы, город давно готовился к этому событию. В подготовке технических требований принимали участие ведущие российские организации в области машиностроения, а также представители крупнейших производителей подвижного состава.

«Задача была архисложная — спроектировать самый лучший в мире поезд, конкурентный по стоимости и эксплуатации. Такой поезд “Трансмашхолдингом” был создан и сегодня действительно является примером хорошей работы российского машиностроения, его конкурентности не только на российских площадках, но и в мире», — добавил Сергей Собянин.

В рамках программы обновления подвижного состава метрополитена с 2010 по 2016 год было закуплено свыше 1600 новых вагонов — больше, чем для метрополитенов Лондона и Нью-Йорка. С 2017 года парк Московского метрополитена пополняется вагонами нового поколения типа 81-765/766/767 «Москва».

Как отметил Сергей Собянин, эти поезда более комфортные, тихие и вместительные. Они имеют плавный ход и экономят энергию, а сквозной проход между вагонами позволяет, опять же, существенно экономить время пассажиров.

«Приняли решение, что первые поезда придут на Таганско-Краснопресненскую ветку — самую загруженную в Москве. Каждый день ей пользуются более миллиона человек. Это самая сложная, пожалуй, линия метро. В течение нескольких лет подвижной состав на ней будет полностью обновлен, причем обновлен вот такими удивительными, красивыми поездами», — добавил Мэр Москвы.

Наименование «Москва» было дано вагонам по итогам голосования в проекте «Активный гражданин», в котором приняли участие более 220 тысяч человек.

Контракт жизненного цикла на поставку вагонов нового поколения был заключен с ОАО «Метровагонмаш» (входит в состав ЗАО «Трансмашхолдинг») в 2014 году.

Производитель обязуется не только поставить, но и своими силами обслуживать вагоны на протяжении 30 лет их эксплуатации. При этом цена поезда нового поколения не изменилась по сравнению с предыдущей моделью, и она в полтора раза ниже стоимости мировых аналогов. А расходы Московского метрополитена на сервисное обслуживание поездов сократятся на 15 процентов.

Сергей Собянин поблагодарил сотрудников «Трансмашхолдинга» за активное участие в создании нового поезда, а также работников метро, которые содействовали его разработке и подготовке к эксплуатации. На Таганско-Краснопресненской ветке было заменено огромное количество шпал и рельсов, а также освещение и все техническое состояние этого радиуса метро.

Мэр Москвы проехал в новом поезде и пообщался с пассажирами метро.

«Хотел сказать спасибо пассажирам, которые также принимали активное участие в формировании технического задания. Я надеюсь, что метропоезд, вагоны новые, которые появятся на ветке, которые сегодня по решению “активных граждан” названы “Москвой”, понравятся всем», — добавил Сергей Собянин.

Всего, согласно контрактам, с 2017 по 2020 год будет поставлено 912 вагонов. В 2017-2018 годы — по 264 вагона в год, а в 2019-2020 годы — по 192 вагона в год. Большая часть из них поступит на обслуживание пассажиров по Таганско-Краснопресненской линии метро. Этот контракт является одним из крупнейших в истории мирового метровагоностроения.

Поставки вагонов «Москва» обеспечат рабочими местами и стабильной заработной платой свыше семи тысяч человек — сотрудников мытищинского ОАО «Метровагонмаш» и смежных предприятий по всей стране.

Поезд «Москва»: комфортный, безопасный, экономный

Технические требования к подвижному составу нового поколения были разработаны Московским метрополитеном в 2013 году. В их подготовке принимали участие ведущие российские научные организации в области транспортного машиностроения (Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта, Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены и Институт проблем естественных монополий), а также консультанты — представители крупнейших производителей подвижного состава (Siemens, Bombardier, CAF, Alstom, «Группа “Синара”», корпорация «Уралвагонзавод», ЗАО «Трансмашхолдинг»). Кроме того, разработчики консультировались с машинистами, пассажирами и гражданами из числа маломобильных групп населения. В результате в конструкцию вагонов было внесено более 200 изменений, касающихся организации внутреннего пространства салона и улучшения эргономики кабины машиниста.

Больше места для пассажиров

По сравнению с классическими составами серии Еж вместимость поезда была увеличена на 28 процентов — до 1524 человек.

Сквозной проход позволяет пассажирам равномерно занимать места и выходить через удобные для них двери. Отсутствие отдельных вагонов снижает риск падения пассажира с платформы станции между вагонами.

Удобно ехать стоя

Конструкторы позаботились и о стоячих пассажирах, оборудовав вагоны мягкими выступами на стенах, к которым можно прислониться спиной во время поездки.

Улучшен каркас поручней для удобного проезда стоя, в том числе с крупным багажом и детскими колясками. Впервые установлен вертикальный поручень в накопительной зоне у дверей. Всего же поручней стало почти на 30 больше, к тому же все они оборудованы теплым покрытием.

Удобная и быстрая посадка

Дверные проемы поезда «Москва» на 15 процентов шире, чем в предыдущих моделях, — 1,4 метра вместо 1,2 метра. Это ускорит и сделает комфортнее посадку и высадку пассажиров, прежде всего в часы пик.

Также новые двери более безопасны за счет замедления хода перед закрытием и наличия системы противозажатия. О закрытии дверей пассажиров будут информировать световые и звуковые индикаторы.

Свежий воздух и температурный комфорт

Из-за сквозного прохода системы кондиционирования и вентиляции равномерно распределяют воздух по составу, устраняя «мертвые зоны». Вагоны также оборудованы усовершенствованной системой обеззараживания воздуха при помощи ультрафиолетовых ламп, убранных в специальные короба по всей длине потолка вагонов.

Тишина в вагоне

Уровень шума в новых поездах по сравнению с предыдущими моделями снижен почти на 30 процентов и составляет не более 70 децибел.

Плавный и тихий ход поезда стал возможен благодаря использованию колесных тележек новой конструкции (в том числе впервые применены колеса с шумопоглотителями). А за счет уменьшения веса вагонов уменьшается воздействие на путь, что также снижает уровень шума.

Безопасность

Безопасность движения значительно увеличена за счет использования краш-системы и применяемой впервые жесткой сцепки вагонов, исключающей наползание вагонов друг на друга, а также систем противоюза, автоматического обнаружения и тушения пожара в салоне.

За порядком будут следить внешняя и внутренняя системы видеонаблюдения, не имеющие «мертвых зон». Будет фиксироваться не только лицо обратившегося к машинисту человека, но и обстановка вокруг него. Предусмотрена возможность передачи изображения в ситуационный центр метрополитена.

Мягкий свет

В поезде установлены светодиодные светильники с возможностью изменения цветового тона освещения салона. Белый свет будет использоваться по утрам, способствуя концентрации внимания людей. Более теплый и расслабляющий желтый цвет будет включаться по вечерам.

При этом энергопотребление снизилось на 50 процентов. Например, поезд оборудован системой автоматического выключения головного освещения при въезде на станцию, что позволяет также избежать ослепления пассажиров.

Удобно работать

Кабина оснащена эффективными техническими средствами контроля бдительности машиниста и системами интеллектуальной поддержки. Размещение и оптимизация органов управления, элементов на пульте проработаны с группой машинистов Московского метрополитена. Разработана система самодиагностики, предусматривающая сбор, хранение и вывод информации на монитор машиниста.

Комфортную работу в жаркую погоду обеспечит климат-контроль. При этом в кабинах теперь на 15 процентов больше места.

Больше информации о поездке

В вагонах имеются информационные сенсорные панели с интерактивной схемой метро. В пути пассажиры смогут получить справочную информацию и при необходимости проложить маршрут до нужной станции.

Wi-Fi и USB-зарядки

Для повышения комфорта пассажиров в вагонах впервые в мире установлены зарядные устройства для гаджетов. А возможность подключения к бесплатному интернету сделает поездку не только удобной, но и интересной.

Проезд инвалидов

Впервые в истории московского метро в головных вагонах оборудованы места для маломобильных пассажиров. Здесь есть спинка для коляски, ремень безопасности и отдельная кнопка связи с машинистом.

Легкий и экономный поезд

Поезд «Москва» на 22 тонны легче своего предшественника. Экономия электроэнергии составляет 35-40 процентов. Из восьми вагонов поезда два немоторных, что облегчает конструкцию и снижает износ рельсов и потребление электроэнергии. Экономию электричества также обеспечивает система рекуперации энергии торможения.

Без зацепа

Проезд зацеперов на внешней поверхности поезда «Москва» невозможен. На вагонах нет выступов, за которые можно держаться при движении или зацепиться, чтобы подняться на крышу. Благодаря этому на линии снизится количество несчастных случаев и причин для задержки движения.

Лучший в мире

Сегодня поезд «Москва», специально сконструированный для Московского метрополитена, является одним из лучших в мире по своим техническим характеристикам и лучшим по параметрам комфорта и безопасности для пассажиров.

Вагоны Московского метрополитена

Характеристики/Тип

Еж-3

«Ока» (81-760)

«Москва» (81-765)

Годы выпуска

1973-1979

2010-2016

С 2017 года

Материал кузова

Сталь

Нержавеющая сталь

Нержавеющая сталь

Тип дверей

Сдвижные

Прислонно-сдвижные

Прислонно-сдвижные

Ширина дверей, миллиметры

1208

1250

1400

Информирование пассажиров

Аналоговые динамики

Цифровой монозвук

Мультимедиа

Сквозной проход

Нет

Нет

Да

Номинальная вместимость поезда, человек

1190

1258

1524

Кондиционирование салона

Нет

Да

Да

Уровень шума в салоне вагона, децибел

85-90

Эвакуационный трап

Нет

Да

Да

Специальное место для маломобильных пассажиров

Нет

Нет

Да

Таганско-Краснопресненская линия: от самой загруженной к самой комфортной

В настоящее время Таганско-Краснопресненская линия является наиболее загруженной линией московского метро. В будние дни в среднем этой линией пользуются 1,2 миллиона пассажиров. Для сравнения — пассажиропоток Кольцевой линии составляет 722 тысячи пассажиров.

В 2013-2015 годах на линии было открыто четыре новые станции: «Спартак», «Лермонтовский проспект», «Жулебино» и «Котельники», причем три из них расположены в густонаселенных районах — Выхино-Жулебине, Котельниках и Люберцах.

Переоснащение Таганско-Краснопресненской линии новыми поездами «Москва» позволит значительно увеличить провозные мощности и улучшить комфорт пассажиров.

В 2017 году на линию будет выведено 33 поезда нового поколения (264 вагона), что обеспечит более 145 тысяч дополнительных пассажирских мест ежедневно.

Полностью подвижной состав Таганско-Краснопресненской линии будет обновлен до конца 2020 года.

Кроме того, в 2014-2016 годах для повышения комфорта пассажиров были выполнены работы по благоустройству подуличных переходов и реконструкции вестибюлей 12 станций Таганско-Краснопресненской линии: «Баррикадной», «Планерной», «Сходненской», «Тушинской», «Октябрьского Поля», «Беговой», «Кузнецкого Моста», «Китай-города», «Пролетарской», «Текстильщиков», «Кузьминок» и «Выхина».

Во время реконструкции вестибюлей отремонтированы стены, потолки, кассовые зоны, установлена новая навигация и организованы зоны торговли. Кроме того, реконструированы фасады станций «Планерная», «Баррикадная» и «Кузнецкий Мост», которым был возращен исторический облик.

В рамках второго этапа благоустройства и реконструкции запланированы ремонтные работы на станциях «Пушкинская», «Таганская» и «Рязанский проспект».

В результате к концу года пассажирская инфраструктура вестибюлей и подуличных переходов будет соответствовать всем современным требованиям на 19 из 23 (83 процента) станций Таганско-Краснопресненской линии.

Полностью проблему перегруженности и дискомфортного проезда на Таганско-Краснопресненской линии решит пуск ее дублера — новой Кожуховской линии метро, которая в настоящее время находится в активной фазе строительства.

Новые вагоны московского метро

Программа обновления подвижного состава Московского метрополитена реализуется с 2010 года. Всего к концу прошлого года метрополитен закупил 1651 вагон — около 40 процентов от общего количества, что ежедневно работает на линиях метрополитена (4200-4300 штук).

Новые вагоны эксплуатируются на восьми линиях: Кольцевой, Арбатско-Покровской, Серпуховско-Тимирязевской, Калининской, Филевской, Люблинской, Бутовской и Таганско-Краснопресненской.

Из общего числа новых вагонов 987 штук было закуплено по традиционной схеме поставок (в собственность с последующим обслуживанием собственными силами).

Начиная с 2014 года внедрена новая схема закупки подвижного состава — контракты жизненного цикла, по которым было поставлено 664 вагона.

С февраля 2017 года метрополитен начал получать поезда нового поколения «Москва», закупленные по КЖЦ. Всего до 2020 года предусмотрена поставка 912 вагонов.

Программа обновления подвижного состава Московского метрополитена является одной из крупнейших в мире. Для сравнения, в 2010-2015 годах для метрополитена Лондона было закуплено 1276 вагонов, Дели — 788, Парижа — 310, Гонконга — 176, Нью-Йорка — 131 вагон.

Московский метрополитен, несмотря на свой солидный возраст, устремлён в будущее и продолжает своё развитие. Одним из наглядных подтверждений этому служит обновление подвижного состава. Две линии, Калининская (8) и (9) уже полностью укомплектованы новыми вагонами типа 81-760/761, а с недавнего времени новые поезда были на Арбатско-Покровской (3) и на Таганско-Краснопресненской линии (7). На последней сам процесс замены здесь не совсем обычный и связан со множеством факторов, неизменным же является одно условие - комфортная и бесперебойная перевозка пассажиров.



1. Вагоны типа Еж3/Ем508Т работают на линии с середины 70-х годов по настоящее время, обслуживаются в электродепо Планерное и Выхино, где и состоялся пресс-тур, посвящённый замене подвижного состава.

2. Для своего времени вагоны были очень успешной моделью, но сейчас они уже, конечно, устарели

3. В 2012 году под продление до Жулебино поступили номерные вагоны с Калининской линии

4. Впоследствии ими продолжили заменять отслужившие свой срок «ёжики»

5. Однако и номерные уже уходят в прошлое, поэтому планировалось, что на линии в будущем появится новый перспективный тип вагонов 81-765

6. В этом году уже должен появиться прототип; однако промежуточным звеном стали вагоны 81-760/761. Предназначены они были для Солнцевского радиуса, первый участок которого должен был открыться в 2014-2015 годах, однако этого не произошло (не считая перегона Деловой центр - Парк Победы). Под этот участок Метровагонмаш начал выпуск вагонов, при этом завод не мог приостановить производство в соответствии с планами строительства, а потом ударными темпами клепать вагоны. Поэтому 760-е продолжали поступать в метрополитен, так было принято решение заменить ими устаревшие поезда Таганско-Краснопресненской линии

7. Данный тип впервые появился в метро на станций Достоевская и Марьина Роща, в 2010 году, когда отмечали 75-летие метрополитена. Сейчас они уже успешно работают с пассажирами

8. Новые вагоны помимо своих технических характеристик отличаются эргономичностью для машиниста. Кабина оснащена компьютером, который облегчает работу в случае внештатных ситуаций, системой климат-контроля, удобным креслом

9. 52 машиниста ТКЛ (из 250) уже прошли обучение на новых поездах, этот опыт им пригодится, когда на линию придут новые составы 81-765. Один из машинистов, блогер metroelf поделился своими первыми впечатлениями о новых вагонах

10. Мне как пассажиру новые вагоны очень нравятся, надеюсь, буду попадать на них теперь гораздо чаще

11. Благодаря сложившейся ситуации, Таганско-Краснопресненская линия, ранее отличавшаяся единообразием, теперь может привлечь любителей метропоездов своим зоопарком

12. Тут теперь классические ёжики и номерные

13. Еж3 в классическом окрасе, подготовленный специально к на 80-летие

14. Первый номерной в метрополитене, выполненный в единой стилистике Московского транспорта. Работы проводились в вагоноремонтном корпусе депо (ЗРЭПС)

15. Собственно вышеупомянутые 81-760

16. Кроме того, на линии раньше не было именных поездов, теперь появилось сразу два: поезд к 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне

17. И поезд к 80-летию Московского метро. Впрочем, он уже работал на линии в день открытия станции

18. Данные составы были переданы с Серпуховско-Тимирязевской линии ввиду наличия в них сквозного прохода, что обеспечивает большую провозную способность, что немаловажно для самой загруженной линии. Более того, перспективные составы также будут со сквозным проходом, так что опыт именных поездов будет учтён при будущей эксплуатации

Совсем скоро на Таганско-Краснопресненскую линию выйдут новые поезда. Некоторые решения в них весьма революционны для нашего любимого метро. Когда я у себя в инстаграмме опубликовал несколько фотографий еще четверг, там началось бурное обсуждение его достоинств и недостатков. Некоторые высказывания весьма своеобразны.

1. Визит в любое депо начинается в отлавливании кисика для фотосессии. В электродепо «Выхино» с кисиками все хорошо - настоящие хвостатые бандиты!

2. Сейчас штатная мойка находится на капитальной реконструкции, а составы мыть надо. Приходится выкручиваться вот так. Но, что не сделаешь для красоты и чистоты подвижного состава.

3. Обратите внимание на глубину канавы. Этот участок депо еще не прошел реконструкцию и глубина канавы осталась со времен пуска. Конечно, это очень неудобно. Хотя, может по первоначальному проекту тут и не предполагался какой-то ремонт подвагонной части. Но тем не менее, этот неф будет реконструироваться - канаву сделают нормальной глубины, а путь сделают на эстакаде (соотвественно, пол тоже будет опущен) для удобства обслуживания составов.

4. А этот участок был уже реконструирован, но без эстакадой части.

5. Знакомтесь, 81-765/766/767 «Москва» - тип электровагонов метрополитена, разработанный и выпускаемый с 2016 года заводом ОАО «Метровагонмаш» по заказу Московского метрополитена. Представляет собой дальнейшее развитие электровагонов 81-760/761/763 «Ока». Вагоны модели 81-765 - моторные головные, 81-766 - моторные промежуточные, 81-767 - прицепные промежуточные.

6. Начнем осмотр с тележек. Салон еще на линии посмотрим, а вот тележки только в депо можно. Каждый вагон имеет две двухосные тележки с двухступенчатым пружинно-пневматическим адаптивным подвешиванием и тяговой передачей 3 класса. В кузовной ступени подвешивания применяется центральное подвешивание на пневморессорах.

7. По сравнению с вагонами «Ока» конструкция тележек была несколько переработана.

8. Для поезда были разработаны новые колёса низконапряженной конструкции с шумопоглотителями, снижающими уровень шума при движении.

9. На вагонах 81-765 и 81-766 всех модификаций устанавливаются моторные тележки, на вагонах 81-767 - безмоторные тележки с электропневматическим торможением. Моторные тележки имеют два индивидуальных для каждой оси тяговых привода.

10. Пульт управления и кресло расположены в левой части кабины машиниста. По сравнению с вагонами «Ока» пульт был серьёзно переработан: вместо дугообразного пульт стал прямым с изгибом приборной панели в левой части, цвет пульта изменился с синего на светло-серый с чёрными лицевыми панелями.

11. Но главное новшество в салоне для пассажиров. Если сквозным проходом уже никого не удивить, то установка вертикального поручня (верне пучка из трех) вызвало бурное обсуждение у меня в инстаграмме. Приведу несколько цитат.

adlerus99 Видел в метро. В живую классно смотрится.

blues2maker Как он нам? Не катались пока что. Могу одно сказать, за раскраску надо ответственнтого кастрировать без наркоза.

my2coins На вид прекрасно. Посмотрим, как на линии себя покажет

no_kavis Покрасить годно, поставить оптику как на последних вагонах Оки, и будет конфетище

macconst Смотрится симпатично. Только буквы излишни, на мой взгляд.

amstelll Очень хорошо что появились поручни окололитературной дверей. Теперь попрошайки не будут ездить по вагонам .

oliegorova А как с безопасностью в таком поезде? Ведь если пожар или не дай бог терракт. ЧТО? Что будет с пассажирами? Я считаю такой поезд а метро не нужен. Лучше бы занимались ремонтом того что есть, а не фигню новую пускали

marron_chaud Каждый из этих поездов устаревает еще до выхода на рельсы. К сожалению:(Меняется только картинка, внутри все так же душно и воняет. Кто ездит каждый день, тому знакомо! Даже в Чехии составы в современнее и комфортнее, куда нам до прогрессивных японцев или южнокорейцев. В Париже давно есть скоростной подземный транспорт. Где у нас??? Опять украли?

andrey257 Эти ромашки-держатели при аварии, столько снесут людей и пока лечат людей... Штыри и трубы по центру не оставят людям шанса....

piglet_the_pink А вот эти ромашки посередине видимо чтобы изгнать инвалидов-попрошаек и остальных инвалидов до кучи? Ну и мамаш с колясками. Ибо нефиг.

Для колясок, кстати место предусморено: Диваны расположены между дверными проёмами с каждой стороны вагона и состоят из шести раздельных сидячих мест каждый. Исключение составляет первый диван с правой стороны в головном вагоне: он состоит из трёх мест ближе к середине вагона, а оставшееся пространство занимает накопительная площадка. Она увеличивает вместимость вагона, а также позволяет разместить крупногабаритный багаж, инвалидные и детские коляски. Для удобства пассажиров-инвалидов площадка оборудована вертикальной синей спинкой и ремнями для фиксации инвалидных кресел.

12. Конструкция сидячих мест изменилась по сравнению с вагонами «Ока». У диванов сидушка и спинка стали полностью закрывать вандалоустойчивое пластиковое основание и сходиться друг с другом, зазоры остались только между сиденьями. В торцевых зонах вместо откидных сидений, планировавшихся изначально, установлены два полусидячих места в виде наклонных выступов оригинальной конструкции, которые позволяют взрослым пассажирам опереться на них и снизить нагрузку на ноги.

13. Установлена совершенно новая электронного информирования пассажиров. На боковых стенах вагона появились сенсорные дисплеи, с помощью которых пассажиры могут изучить схему метрополитена, найти нужную станцию, проложить маршрут, рассчитать время проезда и получить иную полезную информацию. Дисплеи установлены в торцевых зонах за спинками полусидений, а также в зоне накопительной площадки с правой стороны у головного вагона. Под сенсорными экранами впервые появились по 4 USB-розетки для подзарядки мобильных устройств (я так понял, что они только в голоных вагонах стоят), которые в неактивном режиме подсвечиваются голубым цветом, а при подключении устройства - красным.

14. Дверные створки оборудованы окнами увеличенной высоты с антивандальными стеклопакетами повышенной прочности и снаружи оснащены световыми индикаторами. Они загораются зелёным цветом при открытии дверей и посадке пассажиров, мигают красным при закрытии, а во время движения горят белым светом. Из-за увеличения ширины дверных проёмов карманы между дверью и сиденьями практически исчезли, однако длина диванов осталась прежней. Слева от двери вы видите два подпопника для стоящих пассажиров. Была переработана система индикации для пассажиров. Вместо цветных дисплеев, которые в вагонах «Ока» показывают текущую или следующую станцию, установлено электронное табло типа «бегущая строка». Аналогичные табло, расположенные в вагонах «Ока» посередине потолка, были ликвидированы. По бокам от бегущей строки установлены громкоговорители. В нижней части панели размещается цифровая схема-маршрутоуказатель нового типа: вместо красной световой линии с прямоугольными лампами, которые загорались напротив наклеек с названиями станций, табло в вагонах «Москва» изготавливаются под конкретную линию и состоят из небольших круглых светодиодов, расположенных прямо поверх обозначений станций на линейной схеме. Такая схема с одной стороны стала более наглядной, но в то же время её применение требует замены или переделки всех таких табло в случае появления на линии новых станций или передачи поезда на другую линию.

15. Межвагонный переход имеет две гармошки - внешнюю и внутреннюю. По наружной ширине и высоте переходы близки к ширине вагонов, что по сравнению с вагонами без сквозного прохода предотвращает возможность проезда снаружи между вагонами на переходных площадках, перенося их внутрь салона поезда. Внешняя гармошка имеет прямоугольную форму со скруглениями углов, внутренняя - дугообразную форму. Переходы имеют высокую степень звуковой и теплоизоляции и способствуют равномерному распределению воздуха по составу, устраняя «мёртвые» климатические зоны.

16. На парковых путях депо, при проезде стрелок и кривых с малым радиусом можно видеть очень интересный эффект.

17. Салонные поручни изготовлены из нержавеющей стали, однако в отличие от вагонов предыдущих модификаций они частично покрыты специальным пластиком синего цвета для защиты рук пассажиров от неприятного холода в случае прикосновения к металлу.

18. По центру потолка вагона проходит непрерывная линия светодиодных светильников. Она заменила две более узкие линии по бокам центральной части потолка, которые использовались в вагонах «Ока». Светильники имеют небольшие разделители, совпадающие с границами потолочных панелей. В зоне входа напротив дверей ширина светильников увеличена. В отличие от предыдущих моделей, цветовая температура ламп настраивается от холодного белого до тёплого желтоватого цвета. В Московском метрополитене планируется утром включать холодное освещение, а ближе к вечеру плавно переводить на тёплое жёлтое. По бокам и сверху дверных проёмов появились новые светодиодные светильники в виде световых линий, выполняющие также роль индикаторов открытия и закрытия дверей. В обычном режиме они горят белым светом, но при открытии дверей загоряются зелёным, а в момент готовности к закрытию и непосредственно при закрытии мигают красным. Аналогичные белые светодиодные светильники также установлены у промежуточных вагонов в потолочной части перед межвагонными переходами. Мне лично не понравилось то, что потолочный светильник не имеет бокового света. Он светит только вниз, как безтеневой свет в операционной.

19. Поехали на линию! По ощущениям, это как с обычной машины сел за спорткар. Очень шустрое ускорение и торможение. Но при этом плавно и тихо.

20. Есть некоторые особенности вождения, но к пуску с пассажирами настроят. Сейчас это в большинстве своем делается прям на ходу с ноутом. А пока локомотивная бригада, представители завода и метрополитена учат поезд красиво ехать.

21. Пульт состоит из двух частей горизонтальной зоны приборов управления, расположенной перед машинистом, и наклонной зоны приборов контроля состояния, расположенной под углом и разделённой на три части. Справа - многофункциональный дисплей микропроцессорной системы управления, диагностики и безопасности движения поезда.

22. По центру зоны приборов расположены кнопки и переключатели управления системами вагона и рукоятка контроллера машиниста, а слева - радиостанция, за счёт переноса которой на приборную панель кнопки стали расположены более компактно.

23. В верхней зоне мониторинга слева расположены монитор системы видеонаблюдения (камеры установлены в салонах вагонов, в кабине машиниста и на боковинах кузова для контроля положения дверей машинистом).

24. По центру - монитор контроля состояния поезда и расположенные под ним световые индикаторы состояния систем поезда. Центральный информационный монитор стал существенно шире, на нём наряду с основными параметрами движения отображается визуальная схема всех вагонов состава с автоматической подсветкой неисправностей или не закрывшихся дверей.

25. Бортовой компьютер поезда оборудован системой автоведения, которая позволяет управлять поездом в ручном, полуавтоматическом и полностью автоматическом режиме. При движении в полуавтоматическом режиме компьютер выбирает оптимальную скорость движения с учётом ограничений для экономии энергии и автоматически тормозит поезд на станциях. В автоматическом режиме поезд может следовать по маршруту без вмешательства машиниста, однако такая эксплуатация возможна только на линиях, оборудованных под этот режим.

26. Насколько я понял, сейчас на ТКЛ это внедрят не будут, оставят на будущее. Хотя, когда-то, на ТКЛ и КЛ автоведение вполне успешно работало. Потом, когда ресурс системы был исчерпан, ее демонтировали. На калининской линии остались от нее трубки в путевом бетоне, торчащие как пеньки. На них были закреплены датчиками. Я когда первый раз шел там по тоннелям, ногами все эти пеньки посчитал, спотыкаясь.

27. Справа от пульта находится аварийная дверь со складной лестницей.

28. Вагоны 81-765/766/767 являются дальнейшим усовершенствованием вагонов 81-760/761/763 «Ока» модификаций А и Б со сквозным проходом. Их основные отличия от предшественников - новая маска кабины машиниста с крэш-системой, увеличенная ширина входных дверей и уменьшенная ширина окон, несколько уменьшенное число мест в салоне в пользу увеличения вместимости, усовершенствованная интерактивная система информирования пассажиров, более современное и компактное электрооборудование. Тяговое и вспомогательное оборудование поезда размещено более равномерно, за счёт чего восьмивагонный состав стал на 22 тонны легче и создаёт меньшую нагрузку на пути.

29. Электропоезд использует около 90 % отечественных комплектующих. Все крупные узлы за исключением дверей (IFE), межвагонных переходов (Hubner), компрессора (Knorr-Bremse) и беззазорных сцепных устройств между вагонами (Dellner), также являются отечественными. Производство дверей и межвагонных переходов планируется локализовать. В совокупности это даёт существенное снижение стоимости вагонов относительно иностранных аналогов сопоставимого уровня.

30. Уже в апреле на ТКЛ новый подвижной состав «Москва» примет первых пассажиров.

Электропоезда «Москва» будут поступать для эксплуатации на Таганско-Краснопресненскую линию в депо «Выхино», а затем - в депо «Планерное», для замены старейших в метрополитене электропоездов Еж3/Ем508T.

В марте 2016 года было решено выбрать название новой модели вагонов путём голосования горожан на портале «Активный гражданин», и 6 июля 2016 года по его результатам было выбрано имя «Москва». Встречайте! :)

Огромное спасибо пресс-службе, службе подвижного состава и электродепо «Выхино» Московского метрополитена за возможность посмотреть новый поезд.

Поездка была совершена в рамках II Международного форума по коммуникациям «ТрансКоммФорум–2017», который прошел в Москве 30 – 31 марта 2017 года.