Свой бизнес: автопрокат. Дешевле такси: кто и как делит московский рынок каршеринга

Еще несколько лет назад граждане России и представить не могли, что можно пользоваться арендованной машиной, соответственно и подобная услуга была практически не востребована. Сегодня же прокатный бизнес активно развивается, появляются все новые и новые компании.

С чего лучше начать, как удобнее построить этот бизнес, нам рассказал директор по продажам и маркетингу компании «Delta rent-a-car» Сергей Иванов.

1. Как лучше построить свой бизнес

Вариантов существует несколько. Во-первых, можно заключить франчайзинговый договор с какой-нибудь западной прокатной компанией и стать ее представителем в Москве или любом другом городе. Во-вторых, небольшие прокатные фирмы все чаще и чаще открываются при крупных дилерских центрах. И, в-третьих, вы создаете свою, ни от кого не зависящую компанию, каковой и является «Delta rent-a-car».

Но, прежде чем выбрать ту или иную форму развития собственного бизнеса, тщательно изучите рынок - насколько он емок. И, главное, необходимо понять, будет пользоваться спросом подобная услуга или нет. Известны случаи, когда в других городах России прокатные компании открывались, а спрос был практически нулевым.

Если же вы все-таки решились, то с регистрацией фирмы особых трудностей быть не должно, так как лицензирование практически по всем видам автомобильного бизнеса отменено. Сам старт мало чем отличается от начала любого другого бизнеса: необходимо арендовать офис, нанять персонал, закупить компьютерное обеспечение, и так далее. Но тут появляются нюансы, которые, безусловно, важно учесть заранее. Во-первых, нелегко найти специалистов, сведущих в аренде автомобилей, так как бизнес относительно молод, профессионалов в этой области единицы. Во-вторых, с ростом числа фирм возникает жесткая конкуренция, в условиях которой вам просто придется бороться за свое существование. Особенных ноу-хау здесь пока еще нет. К примеру, компания «Delta rent-a-car» выбрала для себя следующую позицию: «Мы не предлагаем того, чего ни у кого нет. Мы просто делаем это качественно».

2. Определите свою будущую клиентуру

Сегодня машины берут в аренду как частные лица, так и юридические. Если говорить о частных - это, в основном, активные деловые круги среднего звена и топ-менеджмент достаточно крупных компаний. Все чаще и чаще в прокатные фирмы обращаются развивающиеся организации, открывающиеся иностранные представительства. Причина проста: возникает острая необходимость в машинах, а свой автопарк еще не создан. Более того, если говорить о юридических лицах, то многие компании в последнее время приходят к тому, что свой автопарк: его закупка, техобслуживание, продажа, содержание дополнительного штата сотрудников, и так далее - довольно большая проблема. В случае аренды автомобилей - вся эта головная боль ложится на нас, то есть на прокатную компанию. С экономической точки зрения здесь есть свои плюсы и свои минусы. Однако, если посчитать общую сумму расходов, учитывая все финансовые, человеческие и временне затраты, то аренда автомобилей может оказаться более выгодной, чем обустройство собственного автопарка.

3. Ваш автопарк может насчитывать от одной до двухсот машин

В настоящее время, по разным оценкам, московские прокатные компании обладают порядка 1500 машин. Из них несколько крупных, которые имеют сотню, а то и две сотни автомобилей, но, в основном, это представительства крупнейших западных компаний. И очень много мелких фирм, в чьих автопарках насчитывается от 5 до 10 машин. Чаще всего они организовываются при дилерских центрах или центрах технического обслуживания в качестве еще одной услуги для собственных клиентов.

Рынок меняется очень активно: спрос растет, но растет и число прокатных компаний, поэтому правильно рассчитать необходимое количество машин практически невозможно.

Все зависит от подхода и первоначального капитала. Если вы частный предприниматель - можете купить одну машину или сдавать в аренду собственную, получать небольшую прибыль и развиваться дальше. Можно закупить большой автопарк и провести мощную рекламную кампанию. Однако надо помнить: одной рекламы недостаточно, чтобы вся Москва продала свои машины и пересела на арендованные. К сожалению, российский клиент еще не совсем готов к этой услуге. Есть люди, которые годами ездят на прокатных автомобилях и считают, что лучшего быть не может, так как они всегда находятся за рулем застрахованной машины. С ней, как правило, не бывает проблем, если что-то случается - то и это не их головная боль, они имеют возможность менять авто в зависимости от ситуации, и так далее. А встречаются и такие, кто понятия не имеет, что в Москве можно взять автомобиль в аренду.

Кроме того, есть фирмы, которые закупают машины, уже бывшие в употреблении. Аренда не нового автомобиля обойдется, вероятно, значительно дешевле, но и качество оказанной услуги будет соответствующим.

Компания «Delta rent-a-car» решила для себя эту проблему следующим образом: закупили несколько десятков новых машин, это составило достаточно большой автопарк, и загрузили их под краткосрочную аренду - для частных лиц и компаний, берущих машины не на длительный срок. Кроме того, предложили оперативный лизинг компаниям, которые не хотят создавать свой автопарк, а долгое время пользуются арендованными машинами.

4. Выбор должен быть всегда, причем чем он больше, тем, в конечном счете, лучше для вас

Любому клиенту, желающему получить машину в аренду, всегда интересно, когда есть из чего выбрать. В конечном счете, все сводится к возможностям той или иной компании и ее стремлению расширить спектр услуг. В идеале прокатная компания должна предлагать автомобили от недорогих, эконом-класса, до представительских. На сегодняшний день компания «Delta rent-a-car» располагает 6 марками различных автопроизводителей (Mitsubishi, Ford, Rover, Hyundai, Opel, Renault и других), причем каждая марка представлена от 1 до 3 моделей. В этом состоит еще одно преимущество нашей компании перед другими. «Delta rent-a- car» является 100% российской компанией, свободной от франчайзинговых договоров и договоров с официальными дилерами того или иного брэнда. Поэтому мы не ограничены выбором автомобилей одной марки и можем закупать машины разных производителей. Мы оцениваем рынок, определяем, что пользуется наибольшим спросом, - то и предлагаем нашим клиентам. Пока отказались от отечественных автомобилей: во-первых, существуют компании, специализирующиеся только на российских марках, а во-вторых, с этими машинами и проблем гораздо больше.

Что касается спроса, то, в основном, большей популярностью пользуются автомобили эконом- и среднего класса. Люди берут в аренду машины по необходимости, например, своя в ремонте, зачем же тратить большие деньги на авто представительского уровня. Часто перед тем как купить новую машину, человек берет точно такую же напрокат, чтобы попробовать ее в действии. Другое дело, когда клиенты заказывают автомобили для какого-нибудь мероприятия, будь то важная встреча или свадьба, тогда, конечно, нужен представительский класс. Но это встречается гораздо реже.

5. Приготовьтесь к большим затратам на содержание и обслуживание вашего автопарка

Этот вопрос советую рассмотреть особенно тщательно. Львиная доля затрат придется на обслуживание вашего автопарка. Безусловно, очень удобно, если компания имеет свои сервисные станции или находится на территории, на которой все уже есть. Но в целом это рационально только для крупных автопарков, требующих постоянного технического обслуживания. Например, компания «Delta rent-a-car» не заинтересована в собственных сервисных центрах - так как мы работаем с машинами иностранного производства и закупаем их только у официальных дилеров, соответственно автомобили эти находятся на гарантии и обслуживаются в фирменных сервисных центрах или непосредственно у дилеров.

Что же касается хранения машин, то в подобном бизнесе машины закупаются не для длительных стоянок в гаражах, а для сдачи их в аренду. Тем не менее, у нас есть несколько парковок и мест, где можно машину протестировать, помыть, произвести мелкий ремонт.

6. Удачное месторасположение сыграет только в плюс развитию вашего бизнеса

Выбирая место для вашей компании, обратите внимание на удобные подъезды и выезды. Старайтесь расположиться ближе к центру города, к вокзалам или аэропортам, к торговым центрам, словом, там, где вас будет легко найти и где ваши услуги действительно окажутся необходимыми клиентам.

7. Машину лучше продать, чем выбросить

Существует различная практика эксплуатации автомобиля. С точки зрения финансовой выгоды, его нужно использовать до тех пор, пока он в состоянии перемещаться, и многие компании именно так и делают. Вы можете эксплуатировать машину, пока она не развалится, а можете продать ее через три года и купить новую. Однако качество предоставляемой вами услуги резко падает, так как, когда на машине в течение пусть даже пяти лет по-разному ездят совершенно разные люди, - она просто приходит в негодность.

Я советую в этом случае брать пример с нашей компании: мы закупаем только новые автомобили, сдаем их в аренду в течение 2–3 лет, пока они находятся на гарантии дилера, а затем распродаем и докупаем новые.

8. Обязательно застрахуйте ваши машины

Все машины обязательно должны быть застрахованы на условиях АВТОКАСКО (угон + ущерб) и гражданской ответственности. Это в ваших же интересах.

Всегда обращайтесь в известные и крупные страховые компании. На этом экономить не стоит. Представьте ситуацию, что вы, частный предприниматель, закупили несколько машин, застраховали их в страховой компании, предлагающей гораздо более низкие цены, чем крупные, дали небольшую рекламу, а через несколько дней ваши машины угоняют… Процедура выплат по страховым случаям у нас еще далека от совершенства, не говоря уже о том, что мелкая страховая компания под тем или иным предлогом от таких выплат может вообще отказаться. Итог плачевный - вы потеряете все вложенные деньги, да еще останетесь должны круглую сумму.

В случае аварии с застрахованной машиной проблем также будет значительно меньше и для клиента, и для вас. Здесь все зависит только от условий заключенного с клиентом договора. Человек может взять машину без некоего лимита ответственности арендатора (франшизы) при наступлении страхового случая (тогда клиенту нужно будет только своевременно и правильно оформить то или иное происшествие) или с таким лимитом (тогда часть материальной ответственности ложится на клиента). Напрямую это отразится на стоимости аренды автомобиля.

Что же касается обязательного страхования гражданской ответственности - с этим тоже не возникнет особых проблем: есть базовая ставка (стоимость полиса обязательного страхования гражданской ответственности) и существуют различные коэффициенты, понижающие или повышающие стоимость страховки. Неограниченное число водителей - фактор, безусловно, увеличивающий стоимость страховки. Кроме того, в страховую компанию предоставляется информация о водителях, которые арендуют машину. И при наступлении страхового случая уже сама страховая компания принимает решение, что делать и как поступать.

9. Не завышайте цены!

Стоимость аренды автомобиля состоит из многих факторов. Во-первых, цены самого автомобиля, во-вторых, его страховки. Кроме того, те же прокатные компании приобретают машины по-разному: выкупают полностью, в кредит или берут в лизинг, от этого тоже будет зависеть цена аренды. Плюс - налоговые сборы. И так далее. Безусловно, аренда машины услуга не из дешевых, я бы даже сказал - дорогая. Поэтому намеренно завышать цены я бы не советовал.

10. Не стоит экономить на рекламе

Дело в том, что прокатный бизнес еще довольно молод, и многие - возможно, даже ваши потенциальные клиенты, - не знают, что в Москве можно взять в аренду автомобиль. В связи с этим не стоит экономить на рекламе. Оправдывает себя реклама в дорогих модных журналах, даже несмотря на достаточно высокую стоимость рекламного модуля.

Кстати, мощная рекламная кампания в Интернете существенно увеличит посещаемость вашего сайта, как следствие, повысит его место в рейтинге, и вас будет проще найти. Также неплохо размещать рекламу на радио. Телевидение же пока себя не оправдывает, по крайней мере, я никогда не видел по телевизору рекламу прокатных компаний.

Открыть в Москве каршеринговый сервис, как рассказал РБК Трани, он решил, вдохновившись опытом миланского аналога Enjoy. Итальянец утверждает, что московские власти и сами вынашивали такую идею и вели консультации о запуске аналогичного сервиса как с властями Милана, так и с самой Enjoy.

Фанат России

В июне 2013 года в Кенсингтонском дворце в Лондоне прошел торжественный прием в честь 75-летия самбо (было признано официальным видом спорта в 1938-м). Великобританию представляли видные аристократы, а из России приехала делегация бизнесменов : предправления ФСК ЕЭС Олег Бударгин, председатель совета директоров инвестиционно-строительной группы компаний «Содружество» Николай Кононов и др. Возглавлял делегацию депутат Госдумы Василий Шестаков — бывший тренер Владимира Путина , руководитель Российской и Международной федераций самбо.

Финансировал мероприятие почетный президент Итальянской федерации самбо Винченцо Трани. Как писала газета «Коммерсантъ» , юридическая компания Трани сотрудничала с Шестаковым и в части организации инвестфорумов в Италии.

Трани приехал в Россию в 2001 году, а в 2008-м открыл собственную компанию Concern General Invest. Под ее управлением в 2013 году было уже $600 млн. Трани — большой фанат России: он несколько раз , что итальянские инвесторы не уйдут из страны после введения санкций, а также в своем ателье всем чиновникам, которым запретили въезд в страны Европы и США.

Дружба с российским истеблишментом выручала Трани в бизнесе: например, как писал Forbes , начать работу в Белоруссии ему помогло знакомство с Павлом Бородиным, которому итальянец помог организовать поездку в Рим и Ватикан.

Разработку нового сервиса Трани поручил своему сотруднику, молодому юристу из МГИМО Станиславу Грошову. В 2014 году он возглавил проект, а в апреле 2015-го учредил компанию «Каршеринг Руссия». Правда, в июле того же года состав владельцев полностью поменялся, а Грошов остался только гендиректором. На вопрос, почему ему не досталось доли в бизнесе, он отвечать не стал.

На сайте правительства Москвы есть запись о том, как проходила презентация «Делимобиля». На фото видно, как молодой мужчина в светло-синем костюме демонстрирует мэру Сергею Собянину и его заму Максиму Ликсутову работу каршеринга. Как утверждают активисты движения «Синие ведерки», по фотографиям этот человек очень похож на Алексея Градова, руководителя аппарата президента Международной федерации самбо Василия Шестакова.

Мэр Москвы Сергей Собянин, заместитель мэра и руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Максим Ликсутов, руководитель компании «Делимобиль», итальянский инвестор Винченцо Трани (справа налево) на презентации сервиса каршеринга (краткосрочной аренды автомобиля), 10 сентября 2015 года ​ (Фото: Евгений Самарин/РИА Новости)

Среди акционеров «Делимобиля» действительно есть полный тезка Алексея Градова: по данным СПАРК, ему принадлежит 11% «Каршеринг Руссия». Адрес еще нескольких компаний, с которыми связан Градов, совпадает с адресом российского офиса Международной федерации самбо: Газетный переулок, 17/9.

Тезка в этой федерации есть и еще у одного совладельца «Делимобиля» — Артура Меликяна, который является советником Шестакова по правовым вопросам.

«Я слышал про этот проект, но они все сами», — заявил Шестаков в разговоре с РБК. По его словам, он не помогал Градову и Меликяну ни познакомиться с Трани, ни наладить отношения с правительством Москвы. «Это их личные контакты», — говорит Шестаков.

В федерации корреспондента РБК не смогли связать ни с Градовым, ни с Меликяном: первого не было в офисе, а второй оказался в отпуске. На письменные обращения Градов и Меликян также не ответили.

Среди совладельцев «Делимобиля» есть еще два физических лица — Андрей Сергеев (20%) и Алина Назарова (8%). По словам Трани, Сергеев является сотрудником Concern General Invest. «Он практически круглосуточно занимается «Делимобилем», намного больше меня», — говорит Трани.

Назарову активисты «Синих ведерок» называли руководителем private banking в финансовой корпорации «Открытие». Ее предшественница на этой должности сейчас работает заместителем у главы московского департамента транспорта Максима Ликсутова (он еще в 2014 году , что власти города с помощью частного инвестора запустят в Москве car sharing). Трани не стал отрицать, что Назарова работает в «Открытии», отправленное ей письмо осталось без ответа.

Трани утверждает, что всех миноритариев «Делимобиля» он очень давно знает. Как итальянец убедил их инвестировать в каршеринговый сервис? «Это моя работа — убеждать людей вкладывать деньги в разные компании», — говорит бизнесмен. Впрочем, по словам Грошова, не все инвесторы участвовали деньгами: «Это еще и помощь в IT, и многое, многое другое».

Проблема в каско

Сейчас у «Делимобиля» 500 автомобилей, до конца лета их должно стать 1 тыс., а к концу года — 1,5 тыс. Всего, по оценке Грошова, Москве нужно около 10 тыс. автомобилей. «В Милане около 3,5 тыс. каршеринговых автомобилей, а население чуть больше 1,5 млн человек», — говорит Грошов.

Весь автопарк «Делимобиля» состоит из бюджетных Hyundai Solaris: сотрудники компании подсчитали, что владение этим автомобилем обходится примерно в 320 тыс. руб. в год (два часа поездок в день по 10 км в каждую сторону), а пользованием «Делимобилем» — около 70 тыс. руб. в год. И Трани и Грошов уверяют, что их компания выйдет на окупаемость через два года.

Одна из проблем каршерингового бизнеса — дорогие полисы каско. Именно по причине подорожания полисов закрылся , например, в декабре 2015 года петербургский каршеринговый сервис StreetCar. Его развивал совладелец автоцентра Volkswagen и BMW Антон Постольников, вложивший 150 млн руб. в покупку 70 автомобилей BMW и Volkswagen, IT-систему и аренду парковок.

Как утверждает Грошов, в компании решили использовать «собственный страховой инструмент»; правда, его недостатки всплыли после недавнего скандала. По словам Грошова, аварии случались лишь в 0,1% случаях аренды. После скандала размер штрафа «Делимобиль» снизил, а для пользователей ввел максимальную ответственность в 150 тыс. руб. при тарифе 7 руб./мин. и 10 тыс. руб. при тарифе 10 руб./мин. Но у скандала есть и положительная сторона: Грошов признался, что был всплеск новых регистраций в сервисе.

«Страховка каршеринговых машин — это всегда сложный, нестандартный и дорогой страховой продукт. Я предполагаю, что страховка каско у «Делимобиля» все-таки была, но только от угона и полного разрушения машины, без ущерба, — говорит директор еще одной каршеринговой компании, YouDrive, Борис Голиков. — Но все равно не понимаю, почему нужно было требовать у клиента полную стоимость автомобиля».

Одним из первых услуги каршеринга в Москве стал продвигать сервис AnyTime. Его основатели Роман Ильканаев, Салим и Сабина Якубовы в 2013 году взяли в лизинг 72 автомобиля Volkswagen Polo, Chevrolet Cruze и BMW. Но машины первое время были загружены всего четыре часа в день, тогда как для окупаемости лизинговых платежей (25-30 тыс. руб. в месяц) и страховки (более 100 тыс. руб.) требовалось не меньше шести часов. По данным СПАРК, в 2014 году ООО «Энитайм» получило 20 млн руб. выручки и 12,7 млн руб. убытка. В итоге амбициозные планы по расширению не реализовались: сейчас у сервиса всего 150 автомобилей.


В 2014 году компания сменила бизнес-модель: если раньше автомобили приобретались в лизинг, то сейчас отдают их для каршеринга частные инвесторы. «У Uber нет в собственности машин, у Airbnb — квартир. Мы создаем платформу, которая позволяет масштабировать каршеринговый бизнес с минимальными инвестициями», — говорит директор по развитию AnyTime Антон Гусев. По его расчетам, в среднем автомобиль AnyTime приносит 2 тыс. руб. выручки в день, что позволяет инвесторам зарабатывать до 37% годовых.

Почему московское правительство сделало ставку именно на «Делимобиль»? «Рынок каршеринга в Москве начал развиваться несколько лет назад, но активное развитие он получил летом 2015 года, когда «Делимобиль» заявил о готовности запустить в Москве в течение полугода 500 автомобилей для оказания данной услуги. После этого департамент транспорта изучил опыт крупных городов мира, провел консультации с коллегами из администраций ряда европейских городов и принял решение о предоставлении льгот на парковку компаниям-операторам», — ответила РБК пресс-служба департамента транспорта Москвы.

«Модель не работает, когда в городе мало машин. Здесь важна массовость. Во многом этот проект направлен на то, чтобы разгрузить город от пробок», — говорит Грошов.

Льготное место

В августе прошлого года правительство Москвы выпустило постановление № 523-ПП , снизив плату за парковку для каршеринговых компаний до 60 тыс. руб. за три года. Обычным автомобилистам годовой абонемент обойдется в 250 тыс. руб.

До этого клиентам приходилось проявлять изобретательность: завершать аренду на платной парковке было запрещено. «Не сказать чтобы было очень удобно для клиентов: они оставляли машины за пределами ТТК или искали дворы с бесплатной парковкой», — вспоминает Гусев. На льготный паркинг уповали все каршеринговые сервисы, но дело не двигалось с мертвой точки до появления «Делимобиля».

«Если бы льгот не было, то это был бы уже альтруизм, этого бизнеса бы не существовало», — согласен Грошов. Но он не считает, что льготы появились именно благодаря «Делимобилю». «Мы выступали с инициативой, но мы были не единственные. Были и другие операторы, которые обращались. Видимо, просто настало время и в правительстве убедились, что есть достаточное количество игроков», — рассказывает он.

По словам Трани, вопрос о льготах для каршеринговых компаний поднимался еще во время консультаций правительства Москвы с коллегами из Милана: «Правда, согласование бумаг несколько затянулось».


Как конкуренты смотрят на появление нового игрока? «Рынок каршеринга в России на такой стадии, что конкуренции между компаниями практически нет. Есть конкуренция с такси и личными автомобилями, — говорит Голиков. — Когда появился «Делимобиль» со своим мощным ресурсом, появились парковочные лицензии, мы все были очень довольны». Сам он хочет занять премиальный сегмент: в автопарке его сервиса YouDrive сейчас около 112 миниатюрных, но вовсе не бюджетных Smart. К тому же и инвестор для YouDrive уже нашелся: 30% компании выкупил дилер Mercedes-Benz «Панавто», весь бизнес для сделки оценили в 218 млн руб.

Гусев поддерживает: с появлением «Делимобиля» клиентов и у его компании прибавилось. По его словам, мэрия стала активно пропагандировать каршеринг как новый вид общественного транспорта. Да, говорит он, как правило, в ТВ-сюжетах мелькают машины «Делимобиля», но людям, которые решили попробовать каршеринг, по большому счету все равно, как называется оператор. «Нам постоянно звонят люди — не могу, мол, открыть машину. Когда они называют госномер, то выясняется, что это автомобиль конкурентов. Мы все тут работаем на развитие рынка», — заключает Гусев.

Рынок краткосрочной аренды автомобилей в Москве набирает обороты. На днях первый оператор каршеринга пришел в инноград Сколково; сервис поиска и выбора автомобилей для краткосрочной аренды тестирует «Яндекс». Михаил Седых, сооснователь компании-разработчика софта и оборудования для интеллектуальной аренды автомобилей CARiOT (резидент космического кластера Фонда «Сколково»), размышляет об изнанке рынка каршеринга в России и за границей

Принято считать, что каршеринг зародился еще в середине прошлого столетия. Но я бы сказал, что тогда появился не каршеринг, а идея совместного использования в целях экономической выгоды. Технически каршеринг стал возможен только в начале XXI века и только вместе с должным уровнем развития систем мониторинга, ПО и сотовой связи.

Зачем и кому нужен каршеринг

Изначально у каршеринга очень правильные, социально ориентированные цели: уменьшить число автомобилей в личном владении, сохранив мобильность водителя и позволив значительно сэкономить на содержании авто. И, как следствие, улучшить экологию и разгрузить дороги.

Система налажена в Европе: владение личным автомобилем уже не считается обязательной опцией для жителей городов. В Германии число автовладельцев за последние десять лет сократилось на треть. А по данным исследования, которое провели ученые из Калифорнийского университета в Беркли, каждый электромобиль каршеринга заменяет собой до 7 личных автомобилей.

Михаил Седых. Фото: из личного альбома.

В России системе каршеринга до таких показателей далеко. У нас автомобиль пока является символом социального благополучия, вещью для домашнего хозяйства штучной. Правда, в больших городах ситуация стремительно меняется, но не по велению разума, а по причине сложившихся обстоятельств: средняя скорость транспортного потока в часы пик в городах с населением более миллиона почти равна скорости велосипедиста; растет количество часов, проведенных в дорожном заторе; развязки и новые дороги строятся медленно и лишь незначительно разгружают дороги.

Каршеринг попробовали менее 2 % населения крупных городов в РФ, и лишь полпроцента пользуются им на регулярной основе. Тем не менее, популяризация этого сервиса в России не за горами

Все больше горожан понимает, что пользоваться машиной такси или каршеринга проще и выгоднее, чем содержать собственный автомобиль. Причем отношение к личному автомобилю меняется у групп населения, различных по возрасту и социальному статусу.

Студенты и молодые люди в возрасте до 27 лет начинают пользоваться каршерингом, так как не могут купить себе автомобиль, но постепенно «не могу купить» заменяется на «не хочу покупать», потому что городские сервисы такси и каршеринга всегда доступны и относительно дёшевы. Более обеспеченные слои населения, имеющие личный автомобиль, видят в каршеринге сервис мобильного передвижения по городу без головной боли и лишних затрат на парковку.

Каршеринг по-русски

На начало 2017 года в Москве около двух с половиной тысяч автомобилей, доступных для поминутной аренды. Средняя цена минуты 9 рублей, франшиза при ДТП по вине водителя до 150 тысяч, бензин, парковка и мойка включены в стоимость. Это примерно треть необходимых городу машин. Около 100 автомобилей каршеринга доступны на черноморском побережье, и 150 - в Санкт-Петербурге. Система тестируется и проходит обкатку еще в 9 городах России.

Иллюстрация: CARiOT

Из пяти компаний по краткосрочному прокату автомобилей, реализующих бизнес-модель каршеринга в Москве, ни одна не имеет в учредителях автопроизводителей или прокатных компаний с мировым именем, которые давно пришли в Россию и успешно работают на рынке долгосрочной аренды автомобилей.

Подобная ситуация совершенно немыслима для Европы и Америки. В этих странах доля участия производителей автомобилей в развитии модели каршеринга достигает 60-80%. Не отстают от них и крупнейшие автопрокатчики: Avis, Herts, Sixt, Europcar - все эти компании активно занимаются популяризацией каршеринга за границей и привлекают в каршеринг свою клиентскую базу.

Впрочем, предпосылки для изменения ситуации есть. Уже сегодня модель каршеринга адаптируется операторами под российские реалии, компании изучают точки спроса российского рынка проката, уточняется портрет клиента, прорабатываются варианты защиты от национальных рисков сервиса, к развитию каршеринга подключаются крупнейшие агрегаторы такси.

Как все начиналось

В 2014 году мы занимались удаленной диагностикой автомобилей, к нам пришли ребята из компании STREETCAR (сервис почасовой аренды авто в СПб, сейчас закрыт) с просьбой разработать русскоязычную платформу для каршеринга. На тот момент они использовали сервис Metavera, и были проблемы с его адаптацией и оперативной поддержкой на русском языке.

Тема была созвучна нашему направлению, мы взялись за расчеты. При внимательном исследовании заметили, что при должной настройке оборудование в автомобиле может не только контролировать центральный замок, но и существенно снижать другие риски автопроката. Сейчас это кажется естественным, но тогда на рынке вообще не было такого решения. Кроме того, мы посчитали, что ежемесячная абонентская плата российской разработки получилась бы в 7 (!) раз ниже (при курсе доллара 36 рублей).

Заказ мы получили, но, когда система была готова на 30%, компания- заказчик закрылась, рынок отсутствовал, и мы отложили этот проект в долгий ящик.

Вернулись мы к идее только в начале 2016 года, когда на одной из выставок к нам обратились десятки человек с вопросом о системе каршеринга. Тогда же мы собрали команду и заполнили заявку, чтобы стать резидентом Сколково. Проект оказался очень перспективным и инновационным: благодаря ему, существенно изменится облик городской аренды автомобиля, в том числе, рынок долгосрочного автопроката, который тоже активно развивается сейчас в России.

Мы понимаем, что полноценный рынок каршеринга в России - дело будущего. Сегодня каршеринг - это модное понятие в мейнстриме «Shаring economy» - наряду с сервисами по онлайн-бронированию квартир, краудфайндинговыми платформами и сайтами обмена вещами. Реально его попробовали менее 2 % населения крупных городов, и лишь полпроцента пользуются благами каршеринга на регулярной основе. Тем не менее, популяризация этого сервиса в России не за горами. От того инвесторы и продвинутые предприниматели «щупают» рынок и стремятся поскорее занять на нем свою нишу.

Про клиентов

Наши клиенты - самые-самые. В том смысле, что они самые пробивные, обладают отличной интуицией и лучше всего чувствуют потребности рынка. Настоящие бизнесмены. Рынок интеллектуального проката в России в первую очередь строится их руками и идеями.

К нам регулярно обращаются предприниматели с просьбой посодействовать в открытии каршеринга в их городе. Окрыленные внешней простотой процесса, они бывают сильно удивлены, сколько всевозможных нюансов и мелочей приходится предусмотреть и учесть для полноценной работы системы. В итоге просчитываются хорошие бизнес-модели, очень инновационные, в меру рисковые и достаточно рентабельные. Правда, есть одно но - страхование и лизинг очень неохотно идут навстречу «первопроходцам», особенно если у них нет опыта работы в смежной сфере. Сейчас как минимум 2 сервиса ждут выхода на рынок именно по этой причине.

Совсем другой подход к каршерингу показывают существующие точки автопроката. Они, прошедшие огонь и воду в этом бизнесе, очень осторожны во внедрении инновационного продукта. Понимая его перспективность, практически подпольно, внедряют и тестируют систему каршеринга среди своих работников или самых преданных клиентов. За последние 9 месяцев нашу систему протестировали около 30 прокатчиков из 12 городов России. Кто-то попросил внедрить интеллектуальную составляющую в долгосрочный прокат без каршеринга, кто-то остановился на 10 авто, кому-то показалось достаточным 2. Ездят сами, считают потенциальную (пока упущенную) прибыль, привыкают доверять автоматизированным системам учета автопарка.

У водителей в РФ есть две национальные особенности. Наши разработчики в шутку называют их «4 НЕ»: «не могу не схитрить» и «не мое - не жалко»

Самое частое пожелание от компаний автопроката - возможность совмещать в системе долгосрочный и краткосрочный прокат. Это разные модели. Они отличаются по цене, по стоимости, по уровню износа автопарка, по прибыльности. Но наша система дает такую возможность, правда, по отзывам самих клиентов, для высокой отдачи каршерингу лучше выделить отдельный автопарк.

Про водителей

Вместе с клиентами мы регулярно изучаем портрет потенциального клиента каршеринга. В первые 1,5 -2 года становления сервиса в регионе, как правило, это «синие воротнички». Постоянный пользователь - мужчина от 23 до 35 лет, который не расстается с смартфоном, разбирается в ИТ и потому доверяет автоматизированным системам. Постепенно портрет трансформируется: увеличивается возрастная вилка, на первое место выходит шаговая доступность сервиса, все больше женщин пользуются сервисом, растет спрос среди локальных групп по интересам.

Постоянно идет поиск и расчет нишевых, узко специализированных сервисов - университетские, корпоративные. Например, совсем недавно в кооперации с ветеринарными клиниками мы просчитывали сервис для перевозки мелких и средних домашних животных.

Чтобы начинать этот бизнес в новом регионе, нужно понимать, кто и зачем им в городе будет пользоваться. Мы не берем в расчет Москву (хотя и там, по нашим расчетам, рынок развит лишь процентов на 30 %), но, помимо своих общеизвестных функций (снизить трафик, повысить мобильность, сэкономить деньги и время), в каждом конкретном городе каршеринг технически может решить еще несколько местных «наболевших» проблем. От этого, кстати, зависит и имиджевая составляющая сервиса - модельный ряд автопарка.

Самое частое пожелание от компаний автопроката - возможность совмещать в системе долгосрочный и краткосрочный прокат. Наша система дает такую возможность

А еще у русских водителей есть две национальные особенности. Наши разработчики в шутку называют их «4 НЕ»: «не могу не схитрить» и «не мое - не жалко». Так как мы занимается разработкой программного обеспечения и навигационного оборудования для операторов каршеринга, то постоянно проводим исследования рынка каршеринга в России и странах СНГ, анализируем потребительские предпочтения и техническую составляющую существующих сервисов. Наша задача - выявлять слабые стороны сервиса каршеринга и технически устранять их до того, как мошенники смогут нанести оператору серьезный ущерб. Все наши клиенты должны быть защищены от рисков и национальных особенностей развития сервиса. И это базовые параметры для работы над безопасностью в нашей системе.

Услуги каршеринга уже сейчас выгодны для тех, кто хорошо считает и мало ездит: содержание личного легкового авто в 2016 г. значительно подорожало - сказался рост стоимости автостраховки, топлива и запчастей. Цены на техобслуживание автомобиля выросли почти на 6 %, а стоимость бензина увеличилась на 5,1%, тарифы ОСАГО повысились до 40%.

Спрос уже сформирован. Как только на рынке каршеринга увеличится количество автомобилей в шаговой доступности, бизнес-модель покажет отличные результаты.

Чем дело кончится

Мы ожидаем появления новых игроков рынка не только в Москве. Система каршеринга будет адаптироваться в регионах.

Конечно, идеальный вариант - это привлечение местной администрации к развитию сервисов городской мобильности (для разных групп населения, удаленных от инфраструктуры жилых комплексов, университетских городков, гостиниц и торговых центров).

Не исключено, что в 2018 году некоторые операторы каршеринга сменят владельцев или расширят состав учредителей, что в Россию придут крупные иностранные игроки со своими правилами и моделями.

Иллюстрация: CARiOT.

Также мы ожидаем, что повышенный интерес к каршерингу проявят автопроизводители. Кстати, уже сейчас многие из них заинтересованы в этом рынке и предлагают операторам очень гибкие цены на покупку своих автомобилей.

А программное обеспечение и оборудование нашей компании позволит запустить сервис каршеринга и выйти на рынок в самые короткие сроки.

Collinson Shura and 4 others like this" data-format="people who like this" data-configuration="Format=%3Ca%20class%3D%27who-likes%27%3Epeople%20who%20like%20this%3C%2Fa%3E" >

Какие сервисы сражаются за лидерство и кто останется на рынке в ближайшие годы - обзор основателя компании Madrobots Николая Белоусова.

В закладки

Николай Белоусов

Бизнес - это плотоядная среда, как «Игра престолов». Особенно российский бизнес. Особенно в Москве. Я расскажу о другой игре, которая последние четыре года проходит в столице. Это битва за городской рынок каршеринга, и победитель тут может быть только один. Претенденты - несколько компаний, вышедшие и закрепившиеся на нём за последние годы.

Каршеринг - это модель краткосрочной аренды автомобилей с поминутной или почасовой оплатой. Она появилась в Европе в 70-е годы 20 века и была подстегнута нефтяным кризисом в 1973 году, но особенно бурно развивалась в 90-е годы благодаря GPS-навигации и RFID-карточкам. Появление смартфонов стало ещё одной вехой в росте индустрии.

Теперь большинство таких сервисов работают максимально просто: через приложение бронируется ближайший автомобиль, пользователь находит его на карте, а после завершения поездки оставляет машину в черте города или на оговоренной стоянке. Оплата осуществляется в поминутном режиме, тарифы включают цену топлива и страховку. От водителя требуются только права и опыт вождения.

Я уверен, что московскую «битву» выиграет одна из самых молодых компаний-претендентов - BelkaCar. Объясню, почему.

Основные претенденты

Anytime

Компания Anytime , стартовавшая в апреле 2013 года с 30 автомобилями, стала первым каршерингом на постсоветском пространстве. В её парке примерно 360 машин, включая седаны и хэтчбеки Kia Rio, седаны Hyundai Solaris, Skoda Octavia, а также Renault Kangoo.

На автомобилях сервиса разрешено выезжать за 200 километров от Москвы, но оставлять машины можно в основном в пределах МКАД и в трёх столичных аэропортах. Стоит быть внимательным, так как часть машин сервиса не имеет разрешения на платный паркинг. Автомобили застрахованы по каско.

«Делимобиль»

«Делимобиль » - самый крупный проект, запущенный в сентябре 2015 года мэром Москвы Сергеем Собяниным. У компании 1500 автомобилей в Москве и Санкт-Петербурге (Hyundai Solaris и Audi TT). Пользователям сервиса разрешено ездить по всему Подмосковью, а завершать аренду - в аэропортах Домодедово и Шереметьево, в пределах МКАД или не более чем в одном километре от станции метро за пределами МКАД и в некоторых городах-спутниках.

Youdrive

YouDrive открылcя в июне 2015 года. По доступным данным, автопарк компании насчитывает 750 машин, разделенных между Москвой и Санкт-Петербургом. В основном это Smart Fortwo и Smart Forfour, но есть и пять автомобилей бизнес-класса (Mercedes Benz A-Class). «Зеленая зона» для окончания аренды у этой компании по большей части ограничена ТТК, а отъезжать от МКАД разрешено максимум на 250 километров.

Car5

Car5 - московский дискаунтер каршеринга. Автопарк сервиса насчитывает сотню машин, а это капля в море для огромного мегаполиса. Компания предлагает водителям Hyundai Solaris и Datsun Mi-Do, которые после использования можно оставить в пределах МКАД, в Митино и Бутово. Зона использования включает Москву и Московскую область, страховка - каско.

Rentmee

Rentmee позволяет арендаторам автомобилей спокойно перемещаться из Москвы в Санкт-Петербург. Однако «зеленая зона» по большей части ограничена МКАДом и центром Петербурга соответственно. Предпочитаемая марка - Hyundai Solaris. Объем автопарка сопоставим с Car5 и включает около сотни машин.

BelkaCar

BelkaCar - запущенный в октябре 2016 года стартап трех подруг: Екатерины Макаровой, Елены Мурадовой и Лорианы Сардар. 1150 машин, из них сотня Mercedes-Benz CLA, остальные - Kia Rio. Все автомобили застрахованы по каско с франшизой. Зона использования ограничена границами МКАД и включает станции метро Мякинино, Румянцево, район Бутово и инновационный центр Сколково.

EasyRide и Carenda

Осенью в столице открылись два новых каршеринга - EasyRide и Carenda. Пока известно следующее: у EasyRide большие амбиции и крайне неудачное приложение, а у Carenda планы достаточно скромные - ввести до 400 автомобилей до конца 2018 года.

Приложение или смерть

Автомобили - только половина дела в случае с современными схемами каршеринга. Без достойного приложения даже самый большой автопарк станет врастать в землю и покрываться мхом, постепенно трансформируясь в обычный автохлам. Причем классическим образом - во дворах жилых домов, где некоторые компании предлагают парковать свои автомобили.

«Делимобиль» в этом отношении проигрывает почти всем конкурентам. После запуска сервиса на нём работала только регистрация пользователей со смартфонами на Android-платформе, поддержка iOS появилась лишь спустя полтора месяца. Теперь - видимо, чтобы утешить огорченных фанатов Apple - уже перестала работать регистрация со смартфонов на Android. Приложение постоянно тормозит, выдаёт ошибки, периодически не показывает машины на карте, завершает аренду со второго раза.

Впрочем, у «Делимобиля» есть серьезный конкурент за звание самого недружелюбного к пользователю приложения - Anytime. Его разработчики зачем-то вывели на главный экран большой логотип каршеринга и среднюю стоимость поездки за час (включая время бесплатного ожидания) вместо карты. Кнопка меню находится внизу, закрытие аренды вызывает сложности, как и работа с другими функциями приложения.

Anytime - единственное приложение, на главном экране которого отсутствует карта с доступными автомобилями

В iOS есть три режима использования службы геолокации пользователя: никогда, всегда и при включенном приложении. Разработчики приложения YouDrive наверняка знали об этом, но до последнего времени в нём работало всего два режима - с выключенной и включенной геолокацией.

В первом случае машину приходилось искать по карте вручную, во втором - сильно расходовать заряд аккумулятора. Этот баг недавно исправили, но, как говорится, осадок остался. Кроме того, приложение может уведомить пользователя, что он встал у неправильного знака и рискует получить штраф, но точность «скачет» от 10 до 50 метров.

Среди приложений каршерингов в Москве удобным можно назвать только одно - и это BelkaCar. Оно работает как часы, быстро грузится, а взаимодействовать с его интерфейсом - одно удовольствие. Добавлю ложку дегтя: на сентябрь 2017 года в приложении очень долгий процесс регистрации из-за затянувшейся проверки документов у огромной очереди желающих пользоваться «Белкой». Однако служба поддержки общается со всеми недовольными и предлагает помощь в прохождении регистрации.

Что же так сильно выделяет BelkaCar

Как говорится, дьявол в деталях. Возьмём оплату заправки пользователем. Клиент «Делимобиля» приезжает на заправку, берет топливную карточку, подходит к кассе, звонит в «Делимобиль», ждет, пока спросят: «На той ли вы находитесь заправке? Тот ли у вас автомобиль?». После этого ему называют PIN-код, который в свою очередь необходимо продиктовать заправщику. Квест выполнен.

Что происходит с арендатором машины Car5? Он берет карточку, выбирает заправку на карте в приложении, подъезжает к ней и узнает, что баланс топливной карты отрицательный и контракт с этой сетью уже расторгнут.

Клиентам YouDrive раньше предлагалось самим платить за заправку, а потом фотографировать чек и отправлять его для возврата денег. Сейчас же YouDrive можно похвалить за сервис Pump, который позволяет заправить машину, вызвав заправщика через приложение. Собственные каршеринг-автомобили компания, естественно, заправляет с помощью своего сервиса, не загружая этим пользователей.

Заправляясь с BelkaCar, достаточно посмотреть код из приложения и назвать его оператору заправки.

Завершение аренды машины - ещё один интересный пример. Технически сложности с процессом объяснимы, они зависят от скорости соединения с интернетом. Тот же «Делимобиль» ощутимо долго закрывает поездку, и всё это время оплачивается пользователем. BelkaCar перестаёт брать оплату с того момента, как клиент нажал кнопку «Завершить аренду».

А когда пользователь только приступает к аренде, приложение BelkaCar, напротив, выделяет ему семь минут на ознакомление с состоянием машины. «Делимобиль» дает три минуты, а у Anytime счетчик начинает «капать» сразу же. Учитывая, что перед поездкой нужно нажать кнопку «с состоянием машины ознакомлен, всё в порядке», это небезопасный подход.

У водителя машины BelkaCar есть шанс вовремя заметить неполадки и проблемы. Остальным за осмотр приходится либо платить, либо проверять транспортное средство в спешке. К сожалению, пропускать этот шаг не рекомендуется, поскольку иначе компания потребует оплатить ремонт транспортного средства. Кстати, штрафы за нарушение ПДД оплачивает клиент.

Еще один малоприятный момент, связанный со спешкой, - время, за которое нужно успеть добраться до арендованного авто. Все игроки дают 20 минут на то, чтобы клиент дошёл до машины. Естественно, когда у каршеринга большой парк, равномерно распределённый по всему городу, то пользователь наверняка сможет найти и забронировать машину неподалеку.

В случае с небольшим количеством доступных автомобилей предстоит бежать или даже ехать на общественном транспорте ради машины в непонятном состоянии, припаркованной у чёрта на куличках.

Зима близко

Что ждет эти компании, их автомобили и приложения в 2018 году? Весной для всех существующих игроков из-за растущей конкуренции увеличится стоимость маркетинга и рекламы. Anytime и YouDrive принципиально отказываются от продвижения.

Performance-маркетингом занимается исключительно BelkaCar: покупает установки в Facebook и во «ВКонтакте», таргетирует корпоративных клиентов и много вкладывает в видеоформаты (YouTube, Instagram, блогеры).

«Делимобиль» в интернете ведет себя, как слон в посудной лавке - чего только стоит в мае 2016 года из-за полумиллионного штрафа клиенту. Компания по старинке делает упор на офлайн-рекламу. Москвичи могут помнить акцию «ДелиФеррари», когда каршеринг выставил для аренды настоящий спорткар Ferrari F430. К слову, пользователей для проката Ferrari «Делимобиль» выбирает случайным образом, поэтому медийного эффекта эта акция не приносит.

На днях «Делимобиль» анонсировал запуск на линию тюнингованного Hyundai Solaris, который должен стать приятным бонусом для пользователей сервиса. При этом качество тюнинга уже подверглось насмешкам интернет-пользователей за некачественно проделанную работу.

Кривые диски затюнингованного Solaris нуждаются в мощной балансировке

Кроме Ferrari у компании были совместные мероприятия с Red Bull и концерты итальянских певцов, а также много офлайн-рекламы (например, в вестибюлях станций метро и в интервью Ликсутова). Показной и кричащий подход, крайне высокая стоимость конверсии.

Классическая акция от «Делимобиль»: сделай массу бесполезных действий, чтобы получить десять минут бесплатной аренды

Главным инвестором BelkaCar во время запуска стал основатель «Вымпелком», ученый и благотворитель Дмитрий Зимин, а в конце декабря 2016 года в компанию вложился европейский фонд Bryanston Group. 40% бизнеса YouDrive принадлежит «Панавто», официальному дилеру Mercedes в России. Небольшие Anytime, Rentmee и Car5 у инвесторов и фондов пока интереса не вызвали.

До зимы в Москве появятся три новых каршеринга. Таким образом, количество игроков рынка вырастет до 11. Последние новички выйдут на рынок весной 2018 года, тогда же закроется окно для новых игроков. По оценке Дептранса, емкость Москвы в плане каршеринга составляет 15 тысяч автомобилей.

Пробиться на первый экран в App Store и Google Play по ключевым запросам в 2018 году будет ещё сложнее. Данные из Appfollow на 17 октября 2017 года

Для того чтобы модель была безубыточной, количество бронирований на одну машину должно составлять семь-восемь в день. У крупнейших каршерингов этот показатель равен шести-семи бронированиям. Его значение зависит от маркетинга, работоспособности приложения и количества выставленных машин.

Каждой новоприбывшей компании будет сложнее конкурировать на этом рынке. Можно ожидать, что все компании с автопарком из менее чем 500 автомобилей разорятся.

«Делимобиль» выживет за счет финансовой подушки, активного увеличения размера автопарка. Но тренд на хаотические рекламные акции, плохую работу приложения и отсутствие должного маркетинга не позволит ему претендовать на звание лидера рынка.

Между тем каршеринг BelkaCar уверенно движется к устойчивому лидерству и операционной рентабельности: быстрорастущий автопарк с выраженным сегментом премиум-автомобилей, удобное приложение, отзывчивая служба поддержки и грамотно организованное продвижение - в компании всё делают правильно. Только невероятное стечение обстоятельств сможет поставить крест на её планах.

Belkacar идет на всё для выполнения плана по вводу автомобилей - даже на закупки автомобилей другой марки (Ford Fiesta), несмотря на наличие эксклюзивного контракта на поставку автомобилей с Kia Motors.

На этом месте стоит вспомнить ещё одного игрока рынка поминутной аренды - «Яндекс». Российский ИТ-гигант выпустил собственное приложение-агрегатор «Яндекс.Каршеринг ». Вспоминая опыт с «Яндекс.Такси», не вызывает сомнений, что он будет стремиться стать единственным оператором и на этом рынке.

Небольшие компании, которые не выйдут в операционный плюс, могут попробовать стать поставщиками машин для «Яндекса». Впрочем, у последнего уже есть партнеры, которые могут обеспечить доступ сразу к тысячам машин - игроки рынка такси.

По слухам , «Яндекс» уже тестирует оборудование для каршеринга на партнерских таксопарках и планирует выпустить на линию до пяти тысяч автомобилей. Те каршеринги, которые до сих пор не собрали автопарк в тысячу машин, в новой схеме не найдут себе места. Они нужны исключительно для сбора данных клиентов, и этот процесс близится к завершению. Всё, что остаётся сделать «Яндексу», - захлопнуть мышеловку.