Строение четырехтактного двигателя мотоцикла. Как устроен и как работает мотоцикл

В общих чертах можно сказать, что устройство мотоцикла – это сборка его основных частей.

В мотоцикле это:

1. Экипажная (ходовая) часть.

  • — Рама – основной силовой элемент, на котором размещены все узлы мотоцикла.
  • — Передняя вилка. Она создает возможность управления мотоциклом, поглощает толчки и удары по переднему колесу от неровностей на дороге (амортизирует). Сама вилка крепится шарнирно к раме, а уже в ней переднее колесо.
  • — Задняя подвеска. Обеспечивает амортизацию заднего колеса. На ней закреплено заднее колесо.
  • — Колеса переднее и заднее. Разумеется, служат для перемещения всей машины.
  • Тормозная система. Назначение – сброс (уменьшение) скорости, останов мотоцикла.
  • Назначение экипажной части – для крепления основных устройств и груза, для размещения экипажа, и последующего перемещения всего.

2. Двигатель – основной источник энергии, которая необходима для передвижения пассажиров и груза.

3. Силовая передача (трансмиссия).

  • — Сцепление. Обеспечивает плавное соединение (разъединение) двигателя и силовой части в начале движения, а также при переключении передач. Дополнительно служит ограничителем предельной нагрузки между двигателем и трансмиссией в прямом и обратном направлении.
  • — Коробка передач. Обеспечивает плавное изменение передаточного числа в силовой передаче при изменении режимов движения. Такое изменение позволяет заднему колесу при постоянных оборотах коленчатого вала менять скорость своего вращения. Это в свою очередь меняет тяговое усилие – с уменьшением оборотов увеличивается тяга.
  • — Главная передача. Передает энергию от коробки передач на заднее колесо, и в зависимости от диаметра колеса, нагрузки и условий эксплуатации подбирает оптимальное передаточное отношение.

4. Оборудование.

  • — Управление мотоциклом. Это управление:
  1. · пассажирской частью
  2. · двигателем и силовой частью – замок зажигания, руль, рычаг и педаль тормозов, рычаг сцепления и ручка газа
  3. · элементами сигнализации и контроля – фара и габаритные огни, указатели поворота, торможения, спидометр, лампа зарядки аккумулятора.
  • — Удобства экипажу.
  1. · устройств размещения водителя, пассажиров и грузов – сиденья, подножки, багажник, ящики для инструмента.
  2. · элементов защиты — ветровые щитки (защита лица и груди), щитки колес, щитки и предохранительные дуги, защищающие ноги.
  • — Коляска (боковой прицеп). Сегодня она является отдельной составляющей частью мотоцикла, прикрепляемой к основному агрегату.

Вот в основном и все устройство мотоцикла, если не вдаваться в подробности и музыка .


Уральская вилка спереди считается очень далекой от совершенства. Виной этому жесткие амортизаторы, и постоянно протекающее гидравлическое масло. Многие специалисты в этой сфере считают, что требуется не так уж много физических сил и времени для того, чтобы данный узел начал работать мягко и безупречно. Как и весь мотоцикл урал тюнинг в […]


Наверняка вы задавались вопросом, как продлить жизнь двигателю, лили в него дорогие масла и присадки. В частности поршень больше всего страдает от трения, по этому поводу придумали сухую смазку для поршня molykote D10. Эта смазка обладает антифрикционным покрытием, она долго держит свою плёнку поршнях бензиновых и дизельных двигателей. Смазка molykote […]


Прежде чем рассматривать конкретный карбюратор, вспомним, что это – устройство для смешивания бензина и воздуха, образования и регулировки расхода горючей смеси в системах питания двигателей внутреннего сгорания (карбюраторных). В карбюратор бензин поступает из бака топливного. Карбюратор Jikov обычно устанавливают на мотоцикл Ява 350 и на известный российский Иж Юпитер 5. […]


Дорогие друзья, хочу рассказать о преимуществах и недостатках покупки мотоцикла в кредит. Я долго ходил по своему городу, чтобы найти банк, который выдаёт кредиты на мотоциклы. Мне пришлось облазить целую кучу банков, прежде чем я нашел нормальный банк, который бы меня устраивал в процентных ставках. Менеджеры и кредитные агенты агенты меня […]


Хотелось бы сегодня поговорить о том, сколько лет вы ездите за рулем мотоцикла. Лично я первый раз сел за руль своего первого мотоцикла в 13 лет, первый мотоцикл был Тула. Хочу сразу отметить, что до этого у меня не было никакого мопеда, только велосипед. Просто многие начинают всё постепенно, с […]



Существует несколько классификаций мототехники в зависимости от массы, расхода топлива, типа двигателя, способа управления, других факторов. В последнее время при покупке-продаже мотоциклов пользуются классификацией по назначению и компоновке, стилю мототехники. Подразделение на виды мотоциклов тут условно, но вполне удобно, позволяет рассмотреть плюсы и минусы моделей в зависимости от желаний покупателя. Давайте попробуем разобраться в огромном мире мототехники, рассмотрев деление на классы в зависимости от комплектации и назначения.

Классические мотоциклы

Классикой или стандартными называют мотоциклы, сохранившие простоту стиля, базового оформления. Хорошая модель и для опытного мотоциклиста, и для новичка. Прекрасный вариант для ежедневных поездок по городу.

Вес обычно в пределах 150-250 кг. Достаточно мощный двигатель, конечно, меньше, чем в спортивных байках. Многие модели конструируются с жёсткой коробкой передач. Удобны при небольших расстояниях. Руль прямой, обеспечивает минимальную нагрузку на руки и спину водителя. Мягкое сиденье для продолжительных поездок. Можно поставить ветровое стекло. Типичный представитель этого стиля — Honda CB 400. Оптимальное сочетание веса и манёвренности для городских условий.

Мото, стилизованное под прошедшие года, например, ретро, воспроизводит стиль 50-70-х годов.

Минибайками, а также покет байками и минимото, называют миниатюрные мотоциклеты с 2-тактным мотором небольшого объёма, с цепной передачей. Способен разогнаться при этом до 80-100 км/ч. На минибайках устраивают соревнования на картодромах.

Скрэмблер

Скремблер — лёгкий мотоцикл, созданный для поездок на плохих дорогах по городу. У него подвески с увеличенным ходом, поднятые высоко глушители. Появились такие модели в 50-60-х годах у английских производителей Triumph, BSA.

Кастом

Название мотоциклов произошло от английского «custom » — изготовленный на заказ. Разновидности кастомов: чопперы, диггеры, дрэгстеры. Так обозначают технику, изготовленную малым количеством экземпляров, эксклюзивную. Сюда относят, например, переделанные серийные модели, а также иначе оформленные. Большинство экземпляров — работа народных умельцев, собираемая из нескольких разных мотоциклетов. Это делается для удовлетворения потребностей и представлений владельца транспорта. Некоторые считают, что к кастомам относятся мото, полностью собранные самостоятельно владельцем. Отличаются уникальными техническими характеристиками и экстерьером.

Известные производители, как Harley-Davidson и Honda, могут включить в название какой-либо модели слово «Custom», но это не вполне соответствует понятию. Однако у этих производителей можно изменять изделия, их комплектацию, внутреннюю и внешнюю, согласно требованиям покупателя, так что при значительной модификации можно будет отнести мото к кастомам.

Есть и серийные производители кастомов, например, Bourget, American IronHorse. Завод-изготовитель предлагает вам несколько вариантов окраски, обшивки, разного объёма двигатели, выбор опций, аксессуаров. При этом даётся заводская гарантия, производится гарантийное обслуживание, поддержка. Полной индивидуальности, конечно, вы не достигнете, ваш байк не будет уникальным, но зато будут сохранены преимущества заводского изготовления.

Недостатки кастомов:

Английское chopper (от «chop» — рубить) закрепилось как название мотоциклов с передней очень длинной вилкой и удлинённой рамой. На чопперах ставят высокий руль, даже эпатажный, и высокую спинку. Вперёд выносятся подножки.

На нео-чопперах обычно устанавливают широкое заднее колесо («каток», ВШК — Великое Широкое Колесо), сухую раму без задней подвески. Бензобак у чопперов в форме капли. Обязательно внешне оформляется хромированными деталями.

Впервые чопперы появились в 50-х годах в США как переделка серийных Harley-Davidson или Indian. Образцом раннего чоппера стал мотоцикл Питера Фонда в фильме «Беспечный ездок».

В России любители чопперов производят их, переделывая «Урал», «Днепр», добавляя двигатели автомобилей «Ока», «Запорожец», даже появилось сленговое название «ЗАЗоциклы». Есть и чопперы промышленного изготовления — это модели «Урал-Волк».

Предшественники чопперов — серийные мотоциклеты, переделанные для уличных гонок, получили название от английского bob — короткая стрижка. Они отличаются от чопперов в основном тем, что у последних удаляется лишнее: заднее и переднее крылья, передний тормоз, сильнее переделана рама. Бобберы пришли с тех времён, когда для повседневного мотоциклета делали самостоятельно гоночный тюнинг, для чего убирали всё, что возможно было, и форсировали двигатель.

Дрегстеры

Дрэгстер — специальный стиль, сконструированный с мощнейшим форсированным двигателем, большими колёсами, высоким рулём. Создан для популярных гонок на короткие дистанции.

Мотоцикл с багажными кофрами и обтекателем.

Круизер (крузер)

Название этого вида мототехники образовано от английского «cruise» («cruising») — «крейсировать», «путешествовать». Это мото для неспешной езды по мегаполисам. Характеризуется вертикальной посадкой, оснащён низким сиденьем, подножки выносятся далеко вперёд. Эти изделия тяжёлые по весу и обильно оформлены хромированными деталями.

Двигатели круизеров не являются высоко мощными, на таких мото не ездят по пересечённой местности, они не для быстрой езды. Однако управляются легко, имеют хороший крутящий момент при низких оборотах, довольно грозный звук мотора. Сиденье посажено низко, руки байкера параллельны земле. Задняя подвеска очень мощная, отлично смягчает удары.

Внешне круизеры напоминают модели 50-60-х годов, но все комплектующие у них современные.

В отличие от чопперов у круизеров большие крылья, вместительный топливный бак, есть дополнительные фары, руль ниже и удобнее, меньше длина вилки, её наклон. Сходство с чопперами в том, что любители круизеров часто добавляют аксессуары и комплектующие, чтобы сделать свой байк индивидуальным.

Первые круизеры выпускались фирмой Harley-Davidson в 80-х годах. Сегодня большинство моделей Харлей относятся к этому типу. Также известными производителями круизеров являются Suzuki, Honda, Yamaha. Среди российских моделей сюда можно отнести Урал.

Недостатки круизеров:

Внедорожники

Этот стиль подходит для любителей уехать от городской суеты. Часто эти модели называют двухколёсными джипами. Внедорожные байки легко преодолевают песчаные и каменистые тропы. Они небольшого веса, хорошо управляемые, невысокоскоростные, подходят для новичков в мотопоездках. Отличаются высоким сиденьем, смещением центра тяжести вверх. Выделяют виды мотоциклов эндуро, кроссовые.

Кроссовые

Эти мото нельзя использовать как средство передвижения, у них нет световых приборов. Их назначение — спортивные гонки, прыжки, поездки по бездорожью. Яркий представитель кроссовых мото — Honda CRF 450. Ничего лишнего в конструкции, только необходимое для успеха в соревновании. Обычно это 2-тактный мощный двигатель, прочная рама, надёжная подвеска, заводится кик-стартером.

Эндуро

Название этого стиля произошло от латинского «indurare » — вытерпеть, выдержать. Это специальная мотоциклетная техника для спортивных соревнований, проходящих , по пересечённой местности, с заданным графиком передвижения на большие расстояния в течение нескольких дней. Мото должны справляться на протяжении соревнования с разными условиями, поэтому отличаются от дорожных.

Особенности эндуро:

  • широкий руль, дающий хороший контроль на неровных дорогах;
  • устойчивость благодаря большому переднему колесу;
  • колёса спицованные, выдерживающие деформации при сильных ударах, ремонтируемые, более лёгкие, чем литые;
  • передний грязевой щиток крепится высоко, чтобы не забивалась грязь между ним и колесом;
  • протектор шин с развитыми грунтозацепами для передвижения вне асфальтированных дорог;
  • цепная передача с отличной амортизацией для облегчения веса и смены передач;
  • комплект светотехники и зеркал;
  • навигатор;
  • государственные регистрационные знаки.

На соревнованиях указываются определённые требования к эндуро, например, минимальная масса, объём двигателя, конструкция и длина рычагов управления и другие.

Представитель стиля эндуро — Honda Africa Twin.

Мотарды

Разновидность эндуро, созданная для загруженных городских условий: езды по бордюрам, лестницам и другим препятствиям. Колёса и тормоза у мотардов как у спортбайкеров, мощный двигатель. Отличный стиль мототехники для того, чтобы порисоваться ловкой ездой. Образец моттарда — Suzuki RMZ 450.

Спидвей (Speedway)

Мотоцикл, созданный для гонок по ледовому кольцу. Его конструкция приспособлена к этому виду гонок: шипованная резина (шипы длиной до 28 мм), нет коробки передач, тормозов, обтекателей.

Детские мотоциклы

Детские мотоциклы предназначены для обучения первым навыкам внедорожной езды и участия в соревнованиях. Подразделяются на мопеды, скутеры, детские мотовездеходы.

Главные отличия супербайков — высокие скорость, аэродинамика, при этом прекрасная управляемость, манёвренность. У них низкий руль, высокофорсированный двигатель, высокоэффективные тормоза, высокие подножки. Байк хорошо ведёт себя на скорости, устойчив благодаря широким колёсам. Оснащается мощным двигателем, объёмом выше 1000 см 3 . Обычно ставится 6-ступенчатая коробка передач. Посадка лежачая, руль занижен, хорошие тормоза.

На гонках супербайков проводится деление на классы.

  • Высший класс — собственно супербайк , мотоцикл с объёмом двигателя до 1000-1200 см 3 и с широкой модификацией первоначальной основы. Оснащается гоночными шинами слик.
  • Младший класс Суперспорт . Это мото с 4-цилиндровыми двигателями объёмом 400-600 см 3 либо 2-цилиндровыми объёмом 600-750 см 3 . Переделок допускается меньше, применяются шины дорожные, с протектором «шоссейным». Обычно гонки на суперспортах становятся школой начинающим гонщикам.
  • Суперсток — класс байков в трёх категориях: 400, 600 и 1000 см 3 объём двигателя, ограниченные возможности переделки.

Недостатки супербайков:

  • очень дорогие, также высоко стоит их ремонт, обслуживание;
  • высокий расход топлива;
  • нужен опыт вождения.

Вид мотоциклов, средний между спортивными и туристическими. Мощные и управляемые байки оборудованы для комфортной езды. Вес этого класса в районе 210-280 кг. Хорошая аэродинамика, более плавный, чем у спортбайков, двигатель, несомненно, привлекательны в этой модели. Руль поднят на удобное положение. На мотоциклах можно без усталости преодолеть тысячу километров. Вместительный бак позволяет ехать без остановок длительное время. Может использоваться для дальних поездок и как спортивный.

Недостатки мотоциклов спорт-турист:

  • высокая цена на мототехнику;
  • недостаточная манёвренность в по городу из-за большого веса;
  • дорогое обслуживание, замена покрышек.

Нейкед (нэйкед)

Стиль мотоцикла, названный от английского «naked » — голый, обнажённый. Также называют стритфайтерами (Street Fighter). У нэйкедов нет пластиковой облицовки. Такие модели могут выпускаться производителями, или владелец переделывает обычный мото, сняв с него облицовку. Хороший мотоцикл для трюков и гонок по улицам. Нет обтекателей, устанавливается фара, приборная доска меньше, чем у спортбайков. Все механизмы максимально открыты.

Изначально нэйкеды создавали из спортбайков, с них снимался побитый пластик. Затем на такой «обнажённый» стиль пошла мода, и некоторые производители стали выпускать изделия сразу без пластика.

Эта модель предназначена для передвижения по городу. Кончено, лобовое сопротивление уменьшается в отсутствии обтекателей, но при передвижении по городу это не важно.

Не нужно путать с нэйкедами чопперы и эндуро, стиль которых подразумевает изначальное отсутствие обтекателей.

Турист

Модели, разработанные для комфортных дальних поездок с двигателем большого объёма. Посадка на таких марках комфортабельная, удобная приборная доска. Транспорт оснащается дополнительными приспособлениями, которые могут . Нагрузка на руки минимальна по причине прямой посадки. Вес большой, 300-400 кг, двигатель мощный, многие модели имеют карданную передачу. Вместительный бак, защита от ветра привлекают любителей мото, багажник позволяет взять необходимое в дорогу. Есть подогрев руля, сиденья. Некоторые модели производятся с задней передачей, подушками безопасности. Яркий представитель туриста — Honda Gold Wing.

Недостатки:

  • высокая стоимость самого мотоцикла, его эксплуатации;
  • большой вес;
  • уменьшенный уровень управляемости.

Мотоциклы специального назначения

Мотоциклы, оснащённые специальным оборудованием, разделяются на:

  • армейские;
  • полицейские;
  • пожарные;
  • для скорой помощи и др.

Сюда же относят технику повышенной проходимости.

Мотоциклы с колясками

Практически ко всем мотоциклам можно присоединить коляску — боковой прицеп. Но обычно выбирают модели с мощными двигателями. Устанавливается крепление для коляски, усиливается рама, конструируется вилка с увеличенным вылетом, увеличиваются передаточные числа трансмиссии. Выпускаются и изначально спроектированные с коляской мотоциклы, имеющие единый кузов.

Мотовездеходы

Мотовездеход — похожий на мотоцикл транспорт небольшого размера. У мотовездеходов имеется:

  • более двух колёс;
  • шины рассчитаны на низкое давление;
  • руль как у велосипеда;
  • посадка водителя на сиденье верхом.

Мотовездеходы могут быть одно- и двухместными. Подразделяются на:

  • квадроциклы — вездеходы на 4 колёсах, мототехника повышенной проходимости;
  • трициклы или трайки — мотовездеходы соответственно на трёх колесах;
  • специализированные вездеходы — на 5-8 колёсах или гусеничные.

Основными производителями мотовездеходов можно назвать компании Bombardier, Yamaha, Honda, Suzuki, Kawasaki.

Предназначены для передвижения по снегу, поэтому вместо колёс оборудованы гусеницами, а управление мотоциклетное.

Мотоцикл двойного назначения

Этот тип создан для передвижений и по асфальту, и по пересечённой местности, рассчитан не на спортивное, а утилитарное использование.

В 1968 году концерном Yamaha был создан впервые мотоцикл одновременно для дорожных и внедорожных перемещений — DT-1. В 1984 году Джим Пилом придумал концепцию «Dual Sport Motorcycle Rides» , создав возможность кататься в своё удовольствие по красивым местам в компании. Suzuki выпустила в 1990 году мотоцикл DR350, названный DualSport, и этот термин вошёл в употребление в мотопрессе.

Много ведётся споров по делению мототехники на виды. Некоторые байки можно одновременно отнести к разным видам. Единой классификации нет. , ищите то, что вам ближе, что поможет реализовать ваши желания и возможности.

Описание основных узлов мотоцикла, правила их эксплуатации и рекомендации по простому ремонту и обслуживанию. Данный материал будет полезен начинающим мотолюбителям.

Двигатель мотоцикла.
Двигатели у мотоциклов бывают 2х-тактные и 4х-тактные. Положительная особенность 2х-тактных двигателей - большая литровая мощность. Отрицательная сторона - повышенное требование к смазке, и как следствие низкий ресурс. Система раздельной смазки состоит из масляного бачка и насоса, совмещенного с механизмом дозирования. Это устройство подает масло в пропорции 1 к 60, 1 к 100, поэтому если не использовать специальное 2х-тактное масло, двигатель выйдет из строя. Конструкция 4х-тактных двигателей мотоциклов аналогична автомобильным но, как правило двигатель совмещен с коробкой передач и имеет единую систему смазки.
Масло и масляный фильтр рекомендуется менять через 5-10 тыс. км пробега или один раз в сезон. Применяйте специальное масло для 4х-тактных двигателей, так как сцепление у мотоцикла работает в масляной ванне, а некоторые автомобильные масла содержат присадки образующие поверхностные пленки, что может привести к преждевременному износу дисков.
Механизм газораспределения требует периодической регулировки. Наиболее распространенный способ - это винт с контргайкой на коромысле или рокере. Встречается регулировка шайбами, которые подкладываются под стакан толкателя, как на автомобиле ВАЗ 2108. Двигатели с гидравлическими компенсаторами не требуют обслуживания этого механизма.
Зазоры в клапанах обычно устанавливают: у двигателей с жидкостным охлаждением 0,08 -0,1мм на впуске и 0,1-0,15 на выпуске. У двигателей с воздушным охлаждением они чуть больше: 0,1-0,15 на впуске, 0,15-0,25 на выпуске. Это усредненные данные. Часто плохая компрессия связана с отсутствием или неправильной величиной клапанного зазора.

Система охлаждения мотоциклов.
В системе водяного охлаждения 2х-тактных и 4х-тактных двигателей обычно предусмотрен вентилятор принудительного обдува радиатора. Он включается при повышении температуры выше 85 - 90 градусов. Если температура поднимается выше 100-105 градусов (красная зона на датчике), а вентилятор не включается - проверьте предохранитель. Если он цел, необходимо проверить датчик включения вентилятора, который обычно находится в нижней части радиатора. Для проверки включения достаточно соединить между собой клеммы снятые с датчика, а если провод подходит один, подсоединить его на массу. При этом вентилятор должен заработать. Если он включился, а при перегреве мотоцикла он не вращается, то необходимо заменить датчик. Вентилятор также может не включаться из-за плохой циркуляции охлаждающей жидкости или ее малого уровня.

Для систем воздушного охлаждения непременным условием нормальной работы двигателя и его долголетия является состояние воздушного фильтра. Грязный фильтр не позволяет двигателю развивать необходимые обороты, мощность падает, расход топлива повышается. Такой фильтр следует менять. Фильтр сделанный из поролона нужно периодически стирать. После сушки фильтр следует обязательно пропитать специальным маслом для фильтра. Если этого не сделать, он потеряет свои фильтрующие свойства.

Одна из причин неисправности двигателя - падение. Когда при падении двигатель продолжает работать в режиме близком к максимальному, то оголившийся маслоприемник не позволяет поступать маслу к вкладышам коленчатого вала и распределительному механизму, что приводит к их аварийному износу.

Свечи зажигания.
Наиболее капризная деталь в двигателе мотоцикла - свечи. Стоит несколько раз подряд завести двигатель и не прогреть его, как они тут же покрываются конденсатом, и дальнейший запуск затрудняется. Обычно достаточно прогреть двигатель до рабочей температуры и проблема исчезает - свечи достигают температуры самоочистки. Используйте только оригинальные свечи, указанные в каталоге для установки на Ваш мотоцикл.
При пуске после продолжительной стоянки, например зимней, возможна нехватка бензина в топливной смеси, несмотря на включенный обогатитель. Исправить положение можно перекрыв впускное отверстие воздушного фильтра рукой или тряпкой. При пуске холодного двигателя также не рекомендуется крутить ручку “газа” при вытянутом “подсосе”.

Карбюратор мотоцикла.
“Или нечего или нечем” - так говорят механики когда двигатель мотоцикла не заводится. При наличии искры и достаточной компрессии (9-12 кг/см2) необходимо проверить карбюратор. Случайно попавшую в карбюратор воду, можно удалить без снятия его с мотоцикла. Для этого у большинства моделей есть специальный винт в нижней крышке. Достаточно отверткой или шестигранником ослабить коническую иглу клапана и слить отстой. Этим же винтом можно пользоваться для проверки запорного клапана.
Освобожденный от тросиков и извлеченный из недр мотоцикла карбюратор таит в себе несколько подводных камней:

  • рейку из 2-4 карбюраторов, разбирать не рекомендуется. Как правило, все основные системы доступны и так, но при люфте поворотной заслонки, без разборки всей рейки Вам не обойтись. Важно запомнить расположение пружинок, которые прижимают одну тягу к другой. Регулировочные подпружиненные винты при разборе трогать не следует;
  • под крышкой поплавковой камеры находятся: поплавки, игольчатый клапан и жиклеры. Обычно, после длительного бездействия, в карбюраторе образуется большой слой налета, который может заполнить всю поплавковую камеру. Удалять его приходится механическим способом. Делать это нужно тщательно и осторожно. Ни в коем случае не пользуйтесь стальной проволокой для чистки жиклеров, лучше возьмите жилку медной проводки. Налет и мусор нужно удалить не только из жиклёров, но и из каналов корпуса карбюратора. На некоторых моделях жиклер пускового обогатителя встроен в крышку поплавковой камеры, часто его не замечают. Если седло игольчатого клапана съемное, проверьте чистоту сеточки под ним;
  • дроссельная заслонка в современных карбюраторах постоянного разряжения поднимается с помощью резиновой мембраны. С ней нужно быть предельно осторожным. Если мембрану порвать, то заклеить ее невозможно, покупка новой будет стоить не дешево. Поджимает дроссель мягкая пружина, которая должна быть по упругости аналогична пружинам соседних карбюраторов. Отсюда вывод - не менять ее и не растягивать;
  • регулировка качества смеси производится на заводе, и в процессе эксплуатации изменять ее не нужно, так как для этого необходимы специальные приборы. Если при чистке карбюраторов необходимо вывернуть регулировочные винты, сначала проверьте на сколько оборотов они были откручены После чистки верните всё на место.

Передняя вилка мотоцикла.
Если у мотоцикла подтекает передняя вилка амортизаторов, а следов появления точечных очагов коррозии или царапин на рабочей поверхности нет, можно обойтись просто заменой сальников. Когда рабочая поверхность имеет точечные очаги коррозии, необходимо их заполировать, а лучше запаять раковины оловом. Только в этом случае замена сальников даст желаемый результат.
Причиной стуков в передней подвеске может быть зазор в подшипниках рулевой колонки или износ подшипников переднего колеса. Этот ремонт лучше доверить специалисту.

Задняя подвеска мотоцикла.
Стуки в ней появятся при повышенных зазорах прогрессивной подвески с моноамортизатором. Причиной стуков может быть также износ подшипников заднего колеса. Амортизаторы задней подвески сложно поддаются ремонту, поэтому если они вышли из строя - обратитесь к специалисту или приобретите новые. Если у Вас эндуро, который эксплуатируется в условиях бездорожья, рекомендуем раз в год разбирать и смазывать систему рычагов задней подвески.

Цепь мотоцикла.
Современная цепь имеет резиновые сальники в каждом звене и служит сравнительно долго (20-50 т.км.). Для увеличения срока службы лучше периодически ее смазывать (500-2000 км). не забудьте сделать это после катания под дождем или по грязной дороге. Лучше всего использовать специальную смазку в аэрозольных баллончиках. Обслуживание цепи лучше производить после поездки, т.к. для полимеризации смазки необходимо время. Следите за правильным натяжением цепи - провисание нижней ветви должно быть в пределах от трех до пяти сантиметров.

Электрооборудование мотоцикла.

Если Вы случайно перепутали полярность подключения аккумулятора сильно не расстраивайтесь, обычно сгорает установленный на этот случай предохранитель. Если неисправность электрооборудования сложнее, чем перегоревшая лампочка, обратитесь к специалисту. Основной причиной выхода из строя электронных систем мотоцикла является перенапряжение в бортовой сети, причиной которого часто бывает просто плохой контакт клемм аккумулятора.


Неискушенный покупатель чаще всего смотрит на единственный параметр мотоцикла, активно тиражируемый маркетологами – максимальную мощность. Следовательно, крутизна движка определяется исключительно поголовьем «лошадей». Отсюда рождаются мифы о том, что имеющий менее 100 л.с. мотор «не едет» и прочие глупости.

Мы ни в коем случае не пытаемся отговорить тебя от покупки первого в жизни Yamaha R1, но перед походом в салон все же прочитай эту статью. И определись, чего ты хочешь от мотоцикла, какие задачи он будет выполнять и в каких условиях.

Итак, какие двигатели ставят на мотоциклы? Наибольшее распространение получили, конечно же, бензиновые двигатели внутреннего сгорания . Они бывают 2-тактными и 4-тактными .

В двухтактном двигателе рабочий процесс в каждом из цилиндров совершается за один оборот коленчатого вала, то есть за два хода поршня. Такты сжатия и рабочего хода в двухтактном двигателе происходят так же, как и в четырехтактном, но процессы очистки и наполнения цилиндра совмещены и осуществляются не в рамках отдельных тактов, а за короткое время, когда поршень находится вблизи нижней мертвой точки.

Двухтактники до сих пор используются в производстве малокубатурной техники. Благодаря простоте конструкции и отличному соотношению вес/мощность они заслуженно пользуются любовью в кругах скутеристов, любителей оффроуда и шоссейно-кольцевых гонок. Гражданские 2-тактные мотоциклы практически не выпускаются, за исключением некоторых 50- и 125-кубовых моделей. В целом, это неплохой выбор как для первого мотоцикла. Отличительная черта 2-тактного двигателя – огромный резонатор. В отсутствие клапанов отвод отработанных газов полностью возложен на плечи выхлопной системы, которая должна работать предельно эффективно.



4-тактные двигатели технически более современны, у них сложнее конструкция, меньше вредных выбросов и ниже уровень потребления топлива. Их проще обслуживать, чем двухтактники. Первый четырёхтактный двигатель разработал немецкий инженер Николаус Отто в 1876 году. Принцип работы мотора называется «цикл Отто» или четырёхтактный цикл. С уверенность можно сказать, что на данный момент четырёхтактные ДВС имеют самое широкое применение. Ими оснащаются почти все автомобили, грузовики и мотоциклы. Современному 4-тактному мотору достаточно регулярной замены масла – и он будет безотказно служить тебе многие тысячи километров. Такими ДВС оснащаются 99% современных мотоциклов.

В отличие от автомобильного мира, в мотопроме существует намного большее количество вариантов компоновки моторов. Большинство авто оснащают 3- или 4-цилиндровым рядником, реже – 4-цилиндровым оппозитом. Все остальные вариации находятся за гранью финансовых возможностей большинства автолюбителей. С мотоциклами все интереснее.

Мощность против крутящего момента.

Крутящий момент – это произведение силы на длину плеча ее действия (измеряется в ньютон-метрах). Мощность – это произведение момента на его угловую скорость, то есть количество работы, произведенное на определенных оборотах (измеряется в лошадиных силах). Крутящий момент, создаваемый движком, зависит от площади поршня, радиуса кривошипа коленвала, давления внутри цилиндра и других параметров. Мощность – прежде всего от оборотов движка.

Чтобы получить одновременно мощный и моментный двигатель, нужно заставить большие поршни двигаться очень быстро, вращая длинные рычаги коленвала. К сожалению, это вещи взаимоисключающие. Намного проще раскрутить до бешеных оборотов маленькие поршни с коротким рабочим ходом. Что важнее: высокая мощность или классный крутящий? Важны не их пиковые значения, которые указывает производитель в ТТХ мотоцикла, а распределение «лошадей» и ньютон-метров в рабочем диапазоне. Именно поэтому мы стараемся давать к тест-драйвам график с результатами диностенда (устройства, с помощью которого измеряют мощность и крутящий двигателя).

Бензиновые автомобильные моторы спроектированы таким образом, чтобы демонстрировать высокий крутящий момент на низких и средних оборотах. Ближе к «верхам», которые у стандартного автомобильного движка ограничены 6000-7000 об/мин, крутящий плавно спадает, хотя мощность при этом достигает своего пика. Автомобиль – намного более массивное транспортное средство, чем мотоцикл, и чтобы сдвинуть его с места или уверенно толкать вперед на подъеме, нужно много ньютон-метров. Причем сразу. За максимальной скоростью, которой можно достичь на высоких оборотах, производители семейных седанов и универсалов не гонятся.

С мотоциклетными движками ситуация несколько иная. Она, скажем так, более разнообразна, но при этом все бензиновые двигатели для мототехники делят в общих чертах на одноцилиндровые, многоцилиндровые и двухцилиндровые.
У одноцилиндровых моторов принцип работы схож с тракторным дизельным двигателем, то есть таковой обладает значительным крутящим моментом, который отлично показывает себя уже на небольших оборотах, однако высокой мощности от такого ждать не нужно. Данные двигатели применяют на байках, которые предназначены для езды по бездорожью, где необходимо в ограниченном объеме мотора выполнять достаточно много нагрузки. Среди преимущества такого рода двигателей является их небольшой вес и малые габариты. В многоцилиндровых двигателях количество цилиндров может составлять 3, 4, 6 и выше. Такие моторы отлично и быстро набирают высокую мощность, потому соответственно и высокие скоростные показатели им по силам. Однако при всем этом данные двигатели гораздо тяжелее и объемнее в габаритах. Потому такой мотор вполне подойдет для туреров, в которых больший вес лишь выигрывает, или для спортивных мотоциклов, в которых чем больше л.с., тем лучше. Даже не пробуйте ездить по бездорожью на такого рода байке.

Но разберемся с компановкой мотора подробнее.

Моноцилиндр. Самый простой и самый популярный вариант устройства мотоциклетного движка. Чаще всего его можно увидеть на различных эндуро, мотардах и кроссачах. Преимущества одноцилиндрового мотора: компактность, простота конструкции и обслуживания, хороший крутящий момент на низких и средних оборотах. Недостатки: ограничение по объему цилиндра, вибрации, ограниченный рабочий диапазон.

Параллельный твин. Двигатель с двумя цилиндрами, установленными в ряд, можно встретить на круизерах, шоссейниках и кроссоверах. Преимущества: относительная простота обслуживания, эффективное охлаждение, хороший крутящий момент на средних оборотах. Недостатки: ограниченный рабочий диапазон, невысокая максимальная мощность.


Два диаметрально противоположных примера распределения мощности и крутящего. На первом графике изображены кривые 1584-кубовой воздушной вэшки Harley-Davidson, на втором – 4-цилиндрового жидкостного рядника Honda CBR1000RR. Большая вэшка Харли крайне неохотно крутится, достигая скромных 65 л.с. при 5000 об/мин. Зато у этого мотора очень много крутящего – целых 113 Нм! Правда, все ньютон-метры доступны в узком рабочем диапазоне, оптимальный режим работы движка – 2000-4000 об/мин. Рядник Хонды напротив очень любит, чтобы его крутили. На низких оборотах крутящего мало, мощности – еще меньше. Обе кривые растут в диапазоне от 2500 до 10000 об/мин, самый «сок» движка – отрезок от 7000 до 12000, когда он выдает максимум и «лошадей», и ньютон-метров. В любом случае, оптимальный рабочий режим мотора Хонды намного шире, чем у Харли

V-твин. «Воздушными» вэшками такого формата оснащают все Харли и прочие круизеры. Почему? Во-первых, такой движок красив. Также V-твины, правда, жидкостные, традиционно любят итальянские мотопроизводители, которые научились выжимать из них нешуточные ТТХ. Поэтому следует разделять «воздушники» и «водянки», которые очень сильно отличаются. Преимущества первых: отличный крутящий на низких оборотах, эстетичный внешний вид, простота конструкции. Недостатки: узкий рабочий диапазон, вибрации, недостаточное охлаждение заднего цилиндра. Жидкостные вэшки имеют такие плюсы: широкий рабочий диапазон, высокие мощность и крутящий, узость конструкции. Их минусы: сложность и часто дороговизна обслуживания.

V4. Достаточно редкий и высокотехнологичный мотор, который очень любят в гонках MotoGP. Впрочем, используется не только на спортбайках, но и туристах. Преимущества: компактность, высокие мощность и крутящий, равномерная отдача ньютон-метров. Недостатки: навороченность конструкции, сложное ТО, высокая стоимость самого агрегата. 3-цилиндровый рядник. Этот движок – экзотика в наших краях. Его используют Triumph, Benelli и MV Agusta (с недавних пор и Yamaha), комплектуя им свои стриты, спортбайки и туристы.

Трехцилиндровый мотор – разумный компромисс между не очень мощным параллельным твином и мощным, но сложным 4-цилиндровым рядником. Преимущества: относительная компактность, небольшие вибрации, хорошие мощность и крутящий. Недостатки: возможные проблемы с сервисным обслуживанием.

4-цилиндровый рядник. Этот мотор устанавливают на быстрые байки. Главная особенность рядника – любовь к высоким оборотам. Такой двигатель можно и нужно крутить, только тогда он покажет все, на что способен. Преимущества: высокая мощность, минимум вибраций, эластичность, широкий выбор кубатуры – от 400 до 1450 см3. Недостатки: широта конструкции, сложное ТО, мало крутящего на низких оборотах.

Оппозит. Эта компоновка и аббревиатура BMW – близнецы-братья. По сути, тот же V-твин, но с развернутыми на 180° цилиндрами. На самом деле немцы позаимствовали такую компоновку у англичан. В свою очередь, СССР украл ее у BMW, выпустив на просторы нашей бывшей необъятной родины популярные до сих пор «Днепры» и «Уралы». Преимущества оппозита: высокий крутящий момент, эффективное охлаждение цилиндров, низкий центр тяжести. Недостатки: ширина и сложность конструкции (в частности системы ГРМ).

Отдельно нужно сказать о единственном в своем роде 6-цилиндровом оппозите , который устанавливается на Honda Gold Wing. Этот 1832-кубовый мотор жидкостного охлаждения считается идеально сбалансированным (то есть в нем почти отсутствуют вибрации), у него низкий центр тяжести и отличный крутящий момент на низких и средних оборотах. Впрочем, такой рабочий объем делает движок почти автомобильным по своим характеристикам.

Помимо мотоциклов с бензиновым двигателем в современном мире можно встретить еще несколько типов мотоциклетных двигателей, среди которых дизельный двигатель, электродвигатель и пневмодвигатель. Такие мотоциклы — большая редкость.

Как работает мотоцикл ? На самом деле примерно так же, как и автомобиль, оснащённый задним приводом. Хотя некоторые начинающие (или будущие) мотоциклисты, не имея представления о принципах управления мототранспортом, опасаются на нём ездить. На самом деле ничего страшного нет! Все же ездили в детстве на велосипеде? Наверняка. Так вот, когда вы едете на велосипеде, он же не заваливается набок, верно? Элементарная физика. Если ехать медленно, то инерция слабее, и завалиться в сторону проще, но на более высокой скорости что велосипед, что мотоцикл можно наклонять под значительным углом, не опасаясь падения.

Сердце любого мотоцикла — двигатель, и тут отличий от автомобиля ещё меньше. Типичный мотоцикл работает по тому же принципу, что и машина — двигатель внутреннего сгорания. Крутящий момент подаётся с вала двигателя на заднее колесо посредством одного из трёх типов главной передачи — кардан, ремень или цепь. Цепной привод сродни таковому на велосипеде, только цепь, разумеется, другого типа и обладает большей прочностью. Остальные два типа привода чаще всего ставятся на чопперы и круизеры, хотя споры о том что же лучше — — не утихают никогда. Большинство мотоциклов имеют цепной привод. Имеется две звёздочки — одна, маленькая, на валу, вторая, побольше — на заднем колесе. Вращаясь, вал вращает и звезду, заставляя цепь передавать момент на заднее колесо. В случае с ременным приводом всё аналогично, только вместо звёзд используются шкивы. Карданный же привод работает на мотоцикле так же, как на любом заднеприводном автомобиле.


Двигатели обычно бывают нескольких типов. Самый распространённый — рядный, с числом цилиндров от одного до четырёх, хотя попадаются и шестицилиндровые моторы — ярким примером может служить модель . Ещё есть V-образный, обычно двух- или четырёхцилиндровый. V-образная двойка — самый часто встречающийся на мотоциклах класса двигатель. Также существуют оппозитные двигатели, которые ставятся в наше время в основном на мотоциклы BMW, ну и на люкс-туристы «Хонда» серии Gold Wing, например, .

Что касается коробки передач, то на подавляющем большинстве мотоциклов она механическая. Принцип её работы не отличается от такового на автомобиле, только сцепление выжимается левой рукой, а передачи переключаются левой ногой. Впрочем, на скутеры, вроде , обычно ставят вариаторы, а есть и мотоциклы с полноценной автоматической роботизированной коробкой передач, например, Honda DN-01 или . Хотя стоит заметить, что популярностью всё-таки пользуется именно классическая «механика».

Понять, как работает мотоцикл, несложно, и научиться управлять им на базовом уровне тоже труда не составляет. Так что если у вас есть желание приобщиться к двухколёсной братии — не бойтесь. Это не сложнее, чем научиться ходить.