Стойки стабилизации. Делаем диагностику и замену стоек стабилизатора. Видео, демонстрирующее замену стоек стабилизатора

2721 Просмотров

Стойки стабилизатора обеспечивают связь между стабилизатором и центральным элементом подвески – рычагом хода. Выполняя задачу рычага, тяги ходят симметрично друг другу. Мало кто знает об этой системе, и как она устроена, но для того, чтобы узнать, можно прочитать эту небольшую статью. Для того, чтобы ездить на исправном автомобиле, все элементы нужно вовремя обслуживать. Сколько проедет та или иная тяга, невозможно рассчитать специально для своего автомобиля.

Устройство

Ни для кого не секрет, что машина при езде в повороте накреняется в противоположную сторону поворота, и для того, чтобы этот крен был не так ощутим на управляемости автомобиля, был разработан стабилизатор. Во время интенсивного вращения руля на большой скорости, можно опрокинуть автомобиль. Для того, чтобы этого не произошло, инженеры придумали систему активной стабилизации.

Стабилизатор представляет собой балку, которая соединяется с рычагами, чаще всего передними, а также с кузовом, через специальные втулки. Чаще всего, такая система установлена на независимой подвеске.

Принцип работы стойки основан на том, чтобы переложить необходимое количество нагрузки с одной стороны на другую.

Происходит это так. Когда на внутреннее колесо приложена нагрузка автомобиля (крен), стойки стабилизатора распределяют нужное количество нагрузки на оба колеса, благодаря чему можно сохранить управляемость в повороте на высокой скорости и удержать автомобиль. Эта система необходима в затяжных поворотах на трассе, где скорость потока высока. На вопрос, сколько ходят данные детали, никто не даст ответа.

Как и у всех других систем, стойки стабилизатора тоже имеют свои недостатки.

Главным из минусов стойки считается то, что, если ездить, эта система оказывает давление на колеса, которые в любой момент могут потерять сцепление с дорогой. Но это касается только внедорожников. Поэтому на внедорожники устанавливают систему, с помощью которой можно отключить стабилизацию автомобиля и ездить столько, сколько это необходимо.

Это происходит, потому что для каждого автомобиля предусмотрен собственный стабилизатор, который имеет определенную толщину и форму. Если диаметр стабилизатора будет превышен, то независимая подвеска станет зависимой. Из-за этого во время езды то, что будет чувствоваться одним колесом, будет также ощущаться и вторым, а это означает полное отсутствие комфорта и устойчивости.

Практически во всех случаях, стойки стабилизатора устанавливаются на передние оси колес, потому что задний мост чаще всего зависимый и самостоятельно справляется с функцией стабилизатора. Если на установить мощный стабилизатор, то подвеска теряет все качества независимой и становится мостом.

Для того, чтобы понять принцип работы этой системы требуется более подробно рассмотреть схему. Для того, чтобы найти схему, нужно ввести в поисковую строку соответствующий запрос. Весь процесс выполняет скоба, которая крепится к кузову или подрамнику автомобиля специальными болтами. Данная скоба прижимает втулки, вместе с телом стабилизатора и не дает им свободно вращаться.

Здесь стойки стабилизатора являются важной частью всей системы. Амортизатор колеса является точкой опоры для всей системы. Принцип работы основан на том, что амортизатор сжимается, когда машина накренена в одну сторону, и дает движение на стойку стабилизатора, та в свою очередь опускается и передает силовую нагрузку на другую сторону через стабилизатор.

Бывали такие случаи, когда стоика стабилизатора обламывалась прямо на ходу, и водитель не чувствовал разницы в управлении. Некоторые автомобили вообще не оборудованы стабилизатором поперечной устойчивости. Как правило, это городские автомобили.

Разновидности

Существует множество тяг стабилизатора. В основном они различаются по марке автомобиля. Для каждой машины существует свой вид тяги.

  • Существуют вид тяг, которые полностью симметричные, их можно устанавливать на любую сторону автомобиля.
  • Также бывают различные тяги, которые можно устанавливать независимо от стороны.
  • Есть и такие, что полностью различаются друг от друга, такие предназначены специально для одной стороны. Такие тяги чаще всего устанавливаются на автомобили, на которых в той области установленные другие устройства и агрегаты, что случается крайне редко.

Существуют разновидности материалов для изготовления сайлентблоков и втулок тяги стабилизатора. Есть стандартные тяги, а есть полиуретановые стойки стабилизатора. Стандартные чаще всего изготавливаются из обычной резины, а вторые из полиуретана.

Водители утверждают, что полиуретан лучше, чем резина, основываясь на том, что он рассчитан на больший пробег. На самом деле это так и есть. Обычная резиновая втулка и сайлентблок ходят не более 10 тысяч километров езды, а в это время сайлентблоки и втулки из полиуретана даже не подают признаков износа. Несмотря на то, что этот материал хоть и дороже, он все же пользуется спросом. Происходит это потому, что лучше поменять деталь один раз в 15-20 тысяч километров, чем за этот же срок поменять 2 или 3 детали.

Сколько километров проедет именно Ваша тяга, сказать никто не сможет, все зависит от того, каким стилем ездить. Именно от того, как ездить на машине, зависит, сколько километров проходит данная деталь.

Тяги разделяются по форме наконечника и наличию пыльника наконечника. Нет, конечно же, она везде шарообразная, только приваривается к тяге под разным углом. Для того, чтобы обезопасить систему от различной грязи, которая может попасть в нее, наконечники оснащены специальными пыльниками наконечника. Хоть и загрязнение наконечника тяги стабилизатора является редким дефектом, его все равно не следует отметать. Чаще всего это происходит именно из-за поврежденного пыльника. Повредить пыльник можно не только во время эксплуатации, а также и во время установки. Стоит отметить, что при повреждении пыльника наконечника отдельно пыльник не меняется, поэтому придется либо как-то его ремонтировать, либо покупать новую тягу.

Также для того, чтобы избавиться от лишнего шума подвески, стоит вовремя менять сайлентблоки, которые напрямую влияют на шумность системы. Для того, чтобы заменить сайлентблоки, их требуется приобрести и провести ряд процедур. На самом деле процесс замены сайлентблоков нетрудоемок, и сайлентблоки не стоят дорого, поэтому проблем с этим возникнуть не должно.

Неприятный могут издавать именно втулки стабилизатора. Ведь из-за того, что изнашиваются втулки, тело стабилизатора при вращении все звуки передает на кузов.

Стоит отметить, что задние тяги никогда не различаются по форме, в отличие от передних. Дело в том, что сзади нет определенных особенностей ни у одного автомобиля. Поэтому задние тяги можно устанавливать, не задумываясь на любую сторону.

С передними будет сложнее, но ненамного. Перед установкой потребуется лишь посмотреть, какая тяга и к какой стороне относится, после чего можно заниматься установкой. Также, если деталь находится не на своем месте, это лучше определить во время установки.

Завершение

Узнав о том, как устроена система стабилизации автомобиля, и для чего она нужна, можно сделать вывод, что она помогает ездить на автомобиле в сложных ситуациях на дороге. О том, какие бывают стойки и втулки стабилизатора, и как работает вся система стабилизации автомобиля можно подробно узнать из статьи. Для более наглядного изучения можно воспользоваться схемами, которые есть на просторах Интернета. Более детально рассмотреть и понять для себя, как это работает, можно только с помощью наглядного рисунка. Для того, чтобы оценить всю серьезность этой системы, нужно изучить все комплектующие, начиная от пыльника, наконечника, заканчивая корпусом тяги.

К новейшим автомобилям уже давно установили требования на эксплуатационные характеристики. Все новые модели должны обеспечивать безопасное и комфортное движение, при этом демонстрируя легкость управления и устойчивость на низкокачественных отечественных автодорогах.

За данные параметры отвечает амортизационная система автомобиля, которая состоит из стоек стабилизатора, пружин, шаровых опор и некоторых других элементов. Из-за высоких нагрузок чаще всего из строя выходят стойки стабилизатора.

Сегодня мы рассмотрим, как производится замена стоек стабилизатора, а также основное предназначение данных деталей.

Что такое стойки стабилизатора

Стойки стабилизатора представляют собой специальные устройства, с помощью которых во время движения происходит гашение волн, поступающих от различных частей авто. Оно выполняется только при движении на неровных поверхностях, поэтому при постоянной езде по бездорожью или плохому дорожному покрытию стойки начинают выходить из строя. Производители установили средний срок их эксплуатации, поступающих в РФ автомобилей: 80 000 км пробега.

В подвеске авто все существующие узлы и агрегаты одинаково важны. Поэтому вышедшие из строя стойки стабилизатора необходимо менять своевременно, иначе может пойти разрушение других элементов, а это чревато неуправляемостью авто и, как следствие, это рано или поздно приведет к ДТП. Стойки стабилизатора можно поменять самостоятельно.

Признаки неработоспособности стоек

Если во время движения наблюдаются стуки, особенно на поворотах или на неровном покрытии, то это прямой признак износа стоек стабилизатора. Поэтому нужно немедленно их заменить.

Инструмент

Процедура по замене стоек стабилизатора на всех автомобилях практически одинакова. Чтобы ее произвести, необходимо приобрести новые детали, а также обзавестись динамометрическим ключом, чтобы контролировать момент затяжки. Он для каждого автомобиля разный, узнать показатель можно из технической документации, поставляемой вместе с авто.

Работу по замене стоек лучше всего выполнять на подъемнике, однако не у всех в гараже имеется данное приспособление, поэтому для ремонта подойдет яма и домкрат. Также по возможности для замены лучше всего приобрести специальные стяжки пружин и съемник для рулевых тяг, так как с данными инструментами ремонтные работы будут значительно легче.

Все работы производятся на подвешенном автомобиле. Стойки стабилизатора устанавливаются на всех автомобилях, независимо от типа подвески, и могут отличаться между собой по креплению: шпильки или проушины.

Покупка запасных частей

Приобретать новые стойки следует только те, которые заводом изготовителем предназначены для конкретной марки автомобиля. Также при покупке запасных частей нельзя экономить, лучше взять оригинальные детали.

В некоторых случаях при проведении своевременного ТО удается установить износ не самих стоек полностью, а только втулок, замена которых существенно сэкономит средства. Но если автовладелец долгое время передвигался на ТС со стуками, то заменой одних втулок явно не обойтись, и потребуется новая стойка стабилизатора. Цена на данную запчасть вполне приемлема на сегодняшний день и колеблется в пределах от 1500 до 2500 рублей.

Замена передних стоек

После того, как была приобретена стойка стабилизатора передняя можно смело приступать к замене. Для этого необходимо ослабить гайки колеса и поддомкратить авто. В данном случае нельзя забывать о собственной безопасности. Авто должно не только стоять на ровной поверхности с противооткатными устройствами, но и под машину нужно подставить бревно или брусок, если вдруг домкрат сорвет.

Стойка стабилизатора передняя меняется следующим образом:


Данная методика была подготовлена на основе автомобиля «Вольксваген Гольф», но стоит помнить, что замена стоек стабилизатора на других авто проводится аналогично.

Замена задних стоек стабилизатора

Стойка стабилизатора задняя меняется практически так же, как и передняя. Но в этом деле есть свои нюансы. В общем, порядок работ, когда производится замена стоек стабилизатора, похож.

Если имеется возможность, лучше воспользоваться подъемником. Если нет, то для работ необходимо произвести установку автомобиля на ровный участок, подставив под колеса противооткатные элементы. Затем, поддомкратив заднюю часть машины, снять колесо. Под рычаг, куда упирается пружина, необходимо подставить брусок. Затем обработав смазкой и металлической щеткой места крепления необходимо отвернуть гайки стойки стабилизатора. Для удобства следует при подстановке бруска полностью отпустить домкрат.

Далее аккуратно вынимается старая стойка стабилизатора задняя и производится установка новой детали на автомобиль. При снятии старой детали необходимо начинать выбивать нижнюю часть, а только потом верхнее крепление. Стоит отметить, что, в отличие от работ по замене передних стоек стабилизатора, замена стоек стабилизатора сзади потребует многогранного ключа.

Сборка происходит в обратной последовательности, после затяжки всех крепежных элементов нужно будет обратно поднять заднюю часть и установить колесо.

Таким образом, процедура замены стоек стабилизатора не такая сложная. Эта процедура спокойно может выполняться любым водителем самостоятельно. Замена стоек стабилизатора своими руками позволит сэкономить не только деньги, но и подарит несомненный опыт в ремонте автомобилей.

На самом деле, заменить передние и задние стойки стабилизатора, проще, чем Вы думаете. Вряд ли можно встретить автолюбителя, который хотя бы раз не сталкивался с необходимостью самостоятельного ремонта своего транспортного средства. Ситуации бывают разными: от поломки во время длительной поездки в отдалении от населённых пунктов до банального желания что-то сделать своими руками, не прибегая к посторонней помощи, тем более, при нынешних ценах на техобслуживание.

Стойки стабилизатора – элемент системы амортизации, которая включает также пружины и шаровые опоры. Они выполняют роль своего рода упругого элемента между рулевым кулаком (или ступкой) и стабилизатором подвески. По своей сути, данная деталь представляет из себя U-образную конструкцию, концы которой изогнуты под определённым углом. Простота конструкции, естественно, обеспечивает невысокую стоимость, но не стоит пренебрегать средствами и выбирать некачественные копеечные варианты. Встречаются и более сложные конфигурации. «Живут» они в среднем 120000 км, после чего приходят в негодность и требуют полной замены. Срок службы стоек-аналогов не от производителя авто или просто сменных комплектов обычно чуть меньше, но тоже близок к этой цифре. Не стоит забывать, что это зависит и от условий эксплуатации.

В зависимости от производителя и модели авто, стоимость стоек стабилизатора варьируется: цены могут быть незначительными (200-400₽), а могут достигать и 3000₽.

Поломка стоек стабилизатора – одна из самых распространённых поломок на отечественных дорогах, и затрагивает она не только комфорт передвижения, но и безопасность водителя и пассажиров. При первых же признаках неисправности они подлежат осмотру и, если потребуется, починке (по возможности) либо немедленной замене на новые. Никогда не следует менять только одну стойку: аналогичная поломка вскоре может настигнуть парную ей, поэтому рекомендуется проводить парную замену.

Несколько характерных для данной поломки признаков:

1) Стук, издающийся из-под капота или задней части авто

2) Сильный наклон автомобиля при повороте

3) Протаскивание автомобиля «юзом» на высокой скорости

4) Излишнее раскачивание при торможении и вхождении в поворот

Самостоятельная замена стоек стабилизатора, как правило, не представляет из себя сложности для хоть сколько-то опытного автолюбителя. Приобрести новые можно практически везде, благо невысокие цены это позволяют. В лучшем случае можно обойтись набором ключей и смотровой ямой или эстакадой, а при отсутствии оных подойдёт и обычный домкрат, дабы снять нагрузку со стабилизатора устойчивости.

Совет. Нужно крайне ответственно подходить к выбору стоек: разрушенные детали следует заменять только на те, которые предназначены для конкретно Вашей модели авто. Любые аналогичные по параметрам стойки не являются взаимозаменяемыми.

Стойки желательно менять попарно, предварительно демонтировав колёса.

Замена задних стоек

Совет: в качестве упоров вполне подойдут самые обычные кирпичи, установленные под колёса.


Спустите автомобиль и крепко зафиксируйте гайки задних стоек. Повторите это после нескольких км пробега, дабы избежать разбалтывания всей конструкции.

Замена задних стоек стабилизатора на Kia — Spectra. Видео

Замена передних стоек стабилизатора

Совет: Используйте накидной ключ при устранении данной поломки.


Совет: Значительно быстрее процесс извлечения болтов пойдёт при помощи молотка. Вынуть болты можно куда легче, аккуратно простукивая их молотком снизу. Таким нехитрым образом можно Вы сэкономите и время, и силы.

Делать сход/развал после ремонта необязательно.

Поломка стойки стабилизатора не слишком сложна в устранении, однако если долгое время её игнорировать, последствия могут быть гораздо серьёзнее. Будьте внимательны к своему авто и вовремя проводите профилактику его «болячек» — и оно ответит вам долгими годами верной и надёжной службы.

Замена передних стоек стабилизатора на Kia — Spectra. Видео

Одним из элементов подвески автомобиля является стабилизатор поперечной устойчивости, он применяется для минимизации крена при вхождении в поворот. Благодаря данному узлу подвеска и кузов автомобиля соединены в одно целое. Если представить себе, что стабилизаторы не применялись бы в устройстве автомобиля, то при вхождении, например, в правый поворот крен составлял бы 30-40 градусов, это могло привести к тому, что колеса с левой стороны могли бы просто оторваться от земли и машина перевернулась. При торможении ваше авто зарывалось бы носом в землю, а при резком старте вставало бы на дыбы.

Но благодаря стабилизатору поперечной устойчивости все эти проблемы незнакомы современным водителям. Если посмотреть на эту деталь, то мы увидим, что в самых простых вариантах она представляет из себя упругую поперечную распорку П-образной формы, которая крепится к кузову или подрамнику с помощью штанг, а упругое соединение с поворотными кулаками или со ступицей обеспечивают стойки стабилизатора.

Как понять, что пора менять стойки?

На стойки стабилизатора приходится очень большая нагрузка, особенно если за рулем сидит новичок, который ездит не очень аккуратно. Со временем начинают проявляться последствия такой езды:

  • кузов автомобиля начинает очень сильно раскачиваться при старте, торможении, хотя амортизаторы и их стойки находятся в нормальном состоянии;
  • постоянно раздается стук при езде по неровной дороге, при наезде на лежачие полицейские;
  • на поворотах автомобиль начинает заносить;
  • при движении в колее автомобиль «плавает» из стороны в сторону, приходится постоянно подруливать, ловить колею;
  • увеличивается крен на поворотах.

Диагностика проблемы

Как определить, что причина всех этих метаморфоз кроется именно в изношенных стойках стабилизатора? Есть несколько способов.

Самый простой способ диагностики — просто вывернуть колеса максимально влево и вправо, нащупать стойку и попробовать ее дернуть. Если чувствуется хоть какой-нибудь люфт, стук, скрип или смещение, значит проблема со стойкой.

Во время движения возникают нагрузки намного большие, чем те, которые человек сможет произвести своей мускульной силой, то есть если особо не напрягаясь вам удается пошевелить стойку, то представьте себе, что происходит на поворотах и крутых виражах.

Если есть смотровая яма и помощник, то выявить проблему еще легче. Попросите помощника залезть в яму, а сами раскачивайте автомобиль из стороны в сторону. Если приложить палец к шарниру, то можно будет ощутить колебания. Такая проверка необходима в том случае, если нужно определить какая из стоек сломалась.

Также бывает достаточно и визуального осмотра. Например, со временем могут трескаться пыльники и манжеты шаровой обоймы, через эти трещины может вытекать густое масло, предназначенное для уменьшения трения между шарнирным пальцем и обоймой. В таких случаях бывает достаточно просто купить ремкомплект, состоящий из пыльника, манжет и пальца.

Ну и еще один способ проверки — это попытаться открутить стойку и раскачивать ее, если она раскачивается свободно, в шарнирах не создается никакого сопротивления, то это будет ясно говорить о необходимости замены.

Замена стойки стабилизатора

Стойка стабилизатора относится к расходным материалам, поэтому ее замена не должна представлять из себя особых сложностей. В целом этот процесс можно разделить на два этапа:

  • демонтаж старой стойки;
  • установка новой.

Чтобы снять стойку, ставим наше авто на ручной тормоз, под задние колеса подкладываем упорные башмаки. Снимаем переднее колесо с гаек, «поддомкрачиваем» автомобиль, полностью снимаем колесо. Смотрим, как прикручена стойка — к поворотному кулаку снизу и к кронштейну стабилизатора сверху. Обычно гайки «прикипают», поэтому нужно обработать их «WD» — «вэдэшкой», чтобы удалить ржавчину.

Через некоторое время откручиваем нижнюю гайку, потом верхнюю. Затем необходимо выбить шаровые болты из кронштейнов с помощью молотка.

Делать это нужно аккуратно, но с силой, старайтесь не повредить планки проводов датчика ABS, да и сами кронштейны, потому что придется потом их переваривать.

После того, как достали отслужившее свое стойку, действуем в обратном порядке: устанавливаем новую стойку в крепления, затягиваем гайки, устанавливаем назад колесо — замена стойки стабилизатора завершена.

Как видим, операция не слишком сложная, однако требует осторожности. Также необходимо правильно выбрать сами стойки, поскольку на рынке есть большой процент неоригинальных запчастей. Отдать предпочтение нужно либо «родным» стойкам, которые идут с конвейера, но и стоить они будут довольно дорого, либо оригинальным рекомендованным производителем деталям, например от компании «DELPHI». Также на разных моделях авто могут быть разные системы стабилизаторов, тут уже нужно ориентироваться по инструкции.

Замена стоек стабилизатора на Рено Логан

Форд Фокус

Стабилизатор поперечной устойчивости – один из обязательных элементов подвески в современных автомобилях. Неприметная на первый взгляд деталь уменьшает крен кузова при поворотах и препятствует опрокидыванию автомобиля. Именно от этого компонента зависит устойчивость, управляемость и маневренность автомобиля, а также безопасность водителя и пассажиров.

Принцип работы

Основное назначение стабилизатора поперечной устойчивости – перераспределять нагрузку между упругими элементами подвески. Как известно, в поворотах автомобиль кренится, и именно в этот момент включается в работу стабилизатор поперечной устойчивости: стойки смещаются в противоположные стороны (одна стойка поднимается, а другая — опускается), при этом средняя часть (стержень) начинает закручиваться.

Принцип работы стабилизатора поперечной устойчивости

В результате на той стороне, где автомобиль «завалился» на бок, стабилизатор приподнимает кузов, а на противоположной – опускает. Чем больше машина наклоняется, тем сильнее сопротивление этого элемента подвески. В итоге автомобиль выравнивается по отношению к плоскости дорожного полотна, снижается крен и улучшается сцепление с дорогой.

Элементы стабилизатора поперечной устойчивости


Компоненты стабилизатора поперечной устойчивости

Стабилизатор поперечной устойчивости состоит из трех компонентов:

  • стальной трубы (стержня) П-образной формы;
  • двух стоек (тяг);
  • креплений (хомуты, резиновые втулки).

Рассмотрим данные элементы подробнее.

Стержень

Стержень – это упругая поперечная распорка, изготовленная из пружинной стали. Располагается поперек кузова автомобиля. Стержень – основной элемент стабилизатора поперечной устойчивости. В большинстве случаев стальной прут имеет сложную форму, так как под днищем кузова машины имеется много других деталей, расположение которых нужно учитывать.

Стойки стабилизатора


Общий вид стоек стабилизатора поперечной устойчивости

Стойка стабилизатора поперечной устойчивости (тяга) – это элемент, соединяющий концы стального стержня с рычагом или амортизаторной стойкой подвески. Внешне стойка стабилизатора представляет собой шток, длина которого варьируется от 5 до 20 сантиметров. На обоих ее концах расположены шарнирные соединения, защищенные пыльниками, с помощью которых она крепится к другим компонентам подвески. Шарниры обеспечивают подвижность соединения.

В процессе движения на тяги приходится существенная нагрузка, из-за которой шарнирные соединения разрушаются. В результате, тяги очень часто выходят из строя, и менять их приходится раз в 20-30 тысяч километров.

Крепления

Крепления стабилизатора поперечной устойчивости представляют собой резиновые втулки и хомуты. Обычно он крепится к кузову автомобиля в двух местах. Главная задача хомутов – надежно закрепить стержень. Резиновые втулки нужны для того, чтобы балка могла вращаться.

Виды стабилизаторов

В зависимости от места установки различают передний и задний стабилизаторы поперечной устойчивости. В некоторых легковых машинах задняя поперечная стальная распорка не устанавливается. Передний же стабилизатор на современных автомобилях устанавливается всегда.


Активный стабилизатор поперечной устойчивости

Различают также активный стабилизатор поперечной устойчивости. Данный элемент подвески является управляемым, так как он изменяет свою жесткость в зависимости от типа дорожного покрытия и характера движения. Максимальная жесткость обеспечивается в крутых поворотах, средняя – на грунтовой дороге. В условиях бездорожья эта часть подвески обычно отключается.

Жесткость стабилизатора изменяется несколькими способами:

  • применение гидроцилиндров вместо стоек;
  • использование активного привода;
  • применение гидроцилиндров вместо втулок.

В гидравлической системе за жесткость стабилизатора отвечает гидравлический привод. Конструкция привода может различаться в зависимости от установленной на автомобиль гидравлической системы.

Недостатки стабилизатора

Основные минусы стабилизатора – это уменьшение хода подвески и ухудшение проходимости внедорожников. При поездках по бездорожью есть риск «вывешивания» колеса и потери контакта с опорной поверхностью.

Автопроизводители предлагают решить эту проблему двумя способами: отказаться от стабилизатора в пользу , либо использовать активный стабилизатор поперечной устойчивости, изменяющий жесткость в зависимости от типа дорожного покрытия.