Социалистические иномарки. Микроавтобусы и легкие грузовики. Ушедшая в историю страна: советские автобусы

От автора: «Можно по-разному относится к творчеству Гайдая, но “Пленницу” я люблю. И за легендарную актерский состав, и за шутки, разошедшиеся в фольклор, и не в последнюю очередь за машины, которые мелькают в кадре.»
Очень неплоха самопальная скорая, напоминающая медицинский ГАЗ-55 “Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса”, совершенно шикарен очаровательный кабриолет Adler Trumpf гомерической троицы Бывалый, Балбес и Трус, но круче всех футуристичный микроавтобус, на котором в конце ленты от неудачника Шурика навсегда уезжает красотка Нина.

Машинка настолько симпатичная, а главное нетипичная для советского периода, что в детстве мы до хрипоты спорили, что за автомобиль собственно? Одни уверяли – иномарка, другие настаивали на самодельном происхождении бусика, я же как школьник, знакомый с книжками Юрия Долматовского, склонял одноклассников к иной версии. Долдонил всем, мол, Наталья Варлей уезжает на экспериментальном однообъемнике “Белка”, созданном специалистами НАМИ и собственно самим Долматовским.
Все в итоге оказались неправы. Загадочный микроавтобус на самом деле назывался “Старт”, разработкой и выпуском которого занималось предприятие САРБ (Северодонецкая Авторемонтная база).
Сегодня вообще сложно понять каким чудесным образом “какая-то там автобаза” вдруг взяла и разработала цельный автомобиль. Тем не менее, во второй половине 50-х годов в период хрущевской оттепели многие советские предприятия получили экономическую самостоятельность, пусть и с известными оговорками. Про совнархозы слышали?
Вот-вот…
Когда новым руководителем главного автотранспортного управления Луганского совнархоза, в сфере влияния которого находилась и САРБ, стал А. С. Антонов началось самое интересное. Новый начальник слыл человеком весьма деятельным и активным. Для начала товарищ Антонов решил в качестве эксперимента построить автомобильный прицеп для туристов – по сути дачу на колесах. Среди подконтрольных Луганскому совнархозу предприятий было немало химических заводов, поэтому в качестве основного материала для передвижной дачи приняли ультрамодный в ту пору стеклопластик. Эксперимент еще не успели признать удачным, а деятельный Антонов уже носился с новой идеей – созданием автомобиля! Со стеклопластиковым кузовом!

Скромненькая заметка о "Старте" в журнале За Рулем. Пишут о планах автоматизировать производство стеклопластиковых кузовов и указывают массу машины в 320 кг. Явная опечатка, конечно. Единичка куда-то запропастилась…
Конечно, шеф Луганского совнархоза понимал – это уже совсем другой уровень сложности. Это не ремонт двигателей и даже не разработка прицепа. Автомобиль – целая история. Поэтому к проекту привлекли специалистов Харьковского Автодорожного института, работавших в том числе над серией рекордных автомобилей ХАДИ, а главное талантливого инженера-художника Юрия Андроса.
В качестве творческого объекта был выбран микроавтобус – дико востребованный в то время форм-фактор. Ведь таких машин советская автопромышленность выпускать почему-то еще не сподобилась.
В основу конструкции будущего буса легло шасси от “Волги” ГАЗ-21 (70-сильный 2,4-литровый мотор ЗМЗ-21А, 3-ступенчатая механика, независимая пружинная передняя и зависимая рессорная задняя подвеска) на который установили стеклопластиковый кузов, усиленный закладными деталями.

Юрий Андрос (крайний слева) за работой над масштабной (1:10) моделью Старта. Спасибо вам, маэстро, за красивый автомобиль!

А вот масштабная модель. Оформление решетки радиатора слегка отличается от серийной версии
Но главное – это дизайн! Слушайте, ну это с большой буквы Д!
Термина дизайнер в советское время официально не существовало, но Андроса хочется назвать большим мастером. Просто потому, что в начале 60-х он создал, пожалуй, самый футуристичный микроавтобус планеты Земля.
Конечно, в облике “Старта” – для своего первого автомобиля Северодонецкая Автобаза выбрала крайне незатейливое имя – прежде всего угадываются мотивы американского дизайна. А четырехфарная система освещения и бескапотная конструкция, похоже, навеяна чертами симпатичного заднемоторного (!) однообъемника Chevrolet Corvair Greenbrier, дебютировавшего в 1960-м. Вполне, возможно Юрий Андрос был знаком с работой американских коллег, но назвать “Старт” калькой с “Гринбриера” значит обидеть художника.
Начать с того, что советский микроавтобус получился не однообъемным как Corvair Greenbrier, а двухобъемным. Уникальной особенностью стеклопластикового кузова “Старта” стал багажник в задней части отделенный от пассажирского салона. Ну а потом по части футуристики американец также явно уступал советскому коллеге. Взгляните на фейерверк стилистических примочек “Старта”: огромные чуть ли не в половину габаритной длины боковые плавники, суровые брови передних фар уходящие на передние крылья, запоминающаяся и довольно злобная пасть решетки радиатора, необычная центральная стойка крыши в виде треугольника, залихватский “развал” задней оптики, двухцветная окраска наконец. Это было что-то с чем-то!
Ничего подобного в мире тогда еще не было. Посмотрите на уже упомянутый Greenbrier, его сверстника Dodge A100, немецкие VW Type 2, европейский Ford Taunus Transit, французский Renault Estafette и десятки других микроавтобусов 60-х. Каждый из них хорош по-своему, но такого цельного футуристического образа нет ни у кого. “Старт” вполне можно считать лучшей адаптацией стиля детройтского барокко на микроавтобусную тему.
Любопытно, что весь модерновый северодонецкий дизайн был что называется умозрительным. Как потом окажется весь напускной аэродинамизм микроавтобуса окажется величиной чисто декоративной. Напротив, эффектное килевое оперение только ухудшит динамику воздушных потоков.

Для сравнения вот Corvair Greenbrier…

…а вот Старт. Что-то общее есть, но, на мой взгляд, Старт круче
Но не будем слишком строги. Во-первых речь о 60-х годах, а кроме того Северодонецкая Авторемонтная база не располагала возможностями не то что западных автомобильных гигантов, но и отечественных специализированных предприятий.
По сути речь идет о полукустарном проекте, в котором тем не менее нашлось место не только для яркого дизайна.
Вспомним саму компоновочную схему - десять мест плюс отдельный багажник. Боюсь ошибиться, но такого вот по сути двухобъемного микроавтобуса в мире точно не было. Другое вопрос, что отдельно торчащий трюм, который совершенно не видно с водительского места, затруднял маневры задним ходом. Впрочем, об удобстве водителя тогда не особо заботились. Неудачно скомпонованный педальный узел, а вернее слишком придвинутое к рулю водительское сидение, еще одно тому подтверждение. Не добавлял машине практичности и доступ к двигателю, который осуществлялся… из салона.

Салон уставшего Старта. Здесь ностальгией не очень-то и пахнет

Процесс создания контрформы или матрицы для кузовных панелей был очень трудоемким и дорогим
Логично – когда на практически нетронутое шасси любимого автомобиля Юрия Деточкина надели бескапотный кузов мотор оказался внутри, по сути разделив передний ряд сидений и пассажирский салон. Проявив известную смекалку, инженеры САРБ оформили крышку капота как салонный столик. Не пропадать же добру…
Машину построили очень быстро. Поговаривали, что первый макет в масштабе 1:10 и полностью ездовой прототип разделили буквально полтора месяца!
Причем первый собранный “Старт” своим ходом отправился покорять Москву и, счастливо преодолев расстояние почти в 1000 км… мгновенно ее покорил! Вроде как на смотринах в Кремле стеклопластиковый микроавтобус произвел сильное впечатление на самого Хрущева. Главный в то время распорядитель по автомобильным делам страны Николай Иванович Строкин (в будущем министр автомобильной промышленности СССР) приказал обеспечить Северодонецкое предприятие полусотней шасси от “Волги” ГАЗ-21. На Горьковский автозавод поступил соответствующий циркуляр.

Приехал в Москву и сразу всех покорил! Ай, малаца…
Что это как не победа романтиков от автомобиля из Северодонецка?! Жаль миг славы оказался недолгим.
В 1964-м Хрущева сместил Брежнев, через год совнархозы распустили, тем самым поставив крест на творческой самостоятельности на местах. Так что новые машинокомплекты в Донецк из Горького уже не придут. 50 штук и баста!
В дальнейшем САРБ перебивался единичными заказами, в качестве заготовок шасси для которых шли как правило списанные, сильно уставшие “Волги”. Но действительно началом конца стали испытания “Старта” проведенные специалистами НАМИ осенью 1965-го.
На самом деле, это был реальный шанс для красивого детища Юрия Андроса стать действительно всесоюзным автомобилем. Микроавтобусов в стране по-прежнему не хватало. И тогда для всесторонней оценки конструкции пластикового красавчика, пару “Стартов” отправили на свежеоткрытый Дмитровский автополигон, а после устроили машинам и испытание в реальной среде обитания – на трассах маршрутных такси.
Результаты оказались не слишком впечатляющими. Красивый и футуристичный “Старт” неожиданно по всем принципиальным позициям проиграл заочный спор рижскому РАФ-977.
Автобусик из Прибалтики, также построенный на шасси “Волги”, не баловал дизайном и во всех смыслах представлял собой гораздо более традиционную конструкцию с цельнометаллическим кузовом.
Скромненький “рафик” оказался более крепким, как ни странно более экономичным (сказалась худшая аэродинамика “Старта”), а главное значительно более дешевым в производстве. Полукустарная технология проклейки стеклопластиковых кузовов, освоенная САРБом, подразумевала большой объем ручного труда. Вот почему стоимость новенького “Старта” почти вдвое превышала цену “Волги” – 9,5 тысяч рублей против 5 тысяч… Автоматизация процесса, в свою очередь, представлялась геморроем, с которым никто не захотел связываться…

Получилось, что стеклопластик, который собственно и сделал возможным футуристичный дизайн “Старта” одновременно поставил крест на амбициях массового производства.
Общий тираж “стартов” составил чуть больше сотни экземпляров. Причем, в дополнение к машинам из Северодонецка мелкие партии микроавтобусов собирали еще в Луганске и Донецке.
Несмотря на фактическую вечность кузова – что станет со стеклопластиком-то?! – до наших дней дотянули совсем немногие “старты”. Впрочем, в частных коллекциях попадаются и восстановленные экземпляры и ходовые реплики.
Мой хороший приятель, которому удалось поездить на выжившем “Старте” не скрывал разочарования: тухлая динамика, плохая устойчивость в поворотах, низкая энергоемкость подвески, ужасно организованное место водителя. Как ни крути, сыроватая получился машина у северодонецких энтузиастов…
Я же ничего этого слышать не хочу. Для меня “Старт” навсегда останется той стильной машиной из “Кавказской пленницы”, которая прекрасным летним днем легко и изящно увозит красотку Ниночку к ее самым сокровенным мечтам.

Тест на внимательность. Найдите отличия между этим Стартом…

…и вот таким. На первый взгляд все тоже самое, но приглядевшись можно заметить иной дизайн центральной стойки крыши. Все потому, что на этом снимке машина изготовленная в Луганске на заводе ЛАСЗ

Еще один усталый Старт…

Старт в работе знаменитого автомобильного художника Александра Захарова

Пластиковый кузов коррозии не боится. Хороший вариант для реставрации









Услуги транспортных компаний, в том числе и пассажирские перевозки, в наши дни давно уже стали привычной. Аренда микроавтобуса в Москве не исключение. Но всегда ли это было так? Как обстояли дела с пассажирскими перевозками в Советском Союзе?

Микроавтобусы из СССР - «Рафик» является одним из символов нашего детства - своей надежностью и удобством он обеспечил себе долгие годы жизни на дорогах нашей страны. Данная модель активно использовалась в Скорой Помощи, милиции и других государственных организациях в Москве и регионах. Вместе с тем, советский микроавтобус РАФ-977 знаком гораздо более узкому кругу лиц. Пик его популярности пришелся на 60-70е годы XX века. Данная модель - огромная редкость в наши дни.

Решение о разработке первого микроавтобуса в Советском союзе было принято из соображений экономии, ведь на тот момент их роль выполняли недешевые ЗИС-110. Назвать их комфортными можно было лишь условно даже по советским меркам. Помимо громоздкости и ужасной планировки, их минусом был высокий расход топлива.

Рижская автобусная фабрика (первоначально - РЗАК, Рижский завод автомобильных кузовов) появилась на свет в 1949 году. В 1954 году усилиями трудового коллектива предприятия свет увидела модель автобуса РАФ-251. Именно успешная реализация этого проекта послужила толчком к идее разработки инновационного микроавтобуса, а заодно привела и к смене названия завода.

В качестве прообраза первого микроавтобуса использовался Volkswagen Transporter первого поколения, производившийся в Германии и пользовавшийся огромной популярностью. Однако стать легендарной модели РАФ-10 было не суждено. Только в 1959 году, после полного пересмотра концепции, в серийное производство запустили новую модель, основанную на агрегатах советского ГАЗ-21. Автомобиль РАФ-977 получил имя «Латвия», в дальнейшем переданное по наследству РАФ-2203.

По началу рижские мастера столкнулись с рядом проблем, основной из которых было отсутствие конвейера. Однако, к 1962 году она была удачно решена, а сам автомобиль претерпел ряд визуальных изменений, в числе которых и знаменитая решетка радиатора, ставшая своеобразным символом этой машины.

В течении следующих 7 лет микроавтобус пережил множество косметических доработок, в результате которых к 1969 году мы и получили такой близкий и родной нам «Рафик».

География распространения РАФ-2203 включает в себя Финляндию, Венгрию, Болгарию и множество других стран как социалистического лагеря, так и Европы. В 1970 году снятие ГАЗ-21 с производства на Горьковском заводе положило конец выпуску легендарного «Рафика».

В наше время аренда микроавтобуса не позволит еще раз прокатиться в «Рафике», но на смену ему пришли гораздо более вместительные и комфортные модели ведущих производителей России и мира. Выбрать транспортную компанию и автомобиль, который идеально удовлетворит все Ваши запросы Вы сможете на нашем сайте.

February 5th, 2017

Я очень хорошо застал микроавтобус "Рафик". Прокатится на нем в качестве маршрутки по городу да еще не переднем сиденье было большим шиком. Билет на это транспортное средство стоил дороже чем на автобус. Не каждый мог себе позволить. А ведь это был не единственный микроавтобус в СССР.

Помните, как в конце фильма "Кавказская пленница" футуристичный микроавтобус, на котором в конце ленты от неудачника Шурика навсегда уезжает красотка Нина.



Машинка настолько симпатичная, а главное не типичная для советского периода, что в детстве многие до хрипоты спорили, что за автомобиль собственно? Одни уверяли - иномарка, другие настаивали на самодельном происхождении бусика, я же как школьник, знакомый с книжками Юрия Долматовского, склонял одноклассников к иной версии. Долдонил всем, мол, Наталья Варлей уезжает на экспериментальном однообъемнике “Белка”, созданном специалистами НАМИ и собственно самим Долматовским.

Все в итоге оказались неправы. Загадочный микроавтобус на самом деле назывался “Старт”, разработкой и выпуском которого занималось предприятие САРБ (Северодонецкая Авторемонтная база).

Сегодня вообще сложно понять каким чудесным образом “какая-то там автобаза” вдруг взяла и разработала цельный автомобиль. Тем не менее, во второй половине 50-х годов в период хрущевской оттепели многие советские предприятия получили экономическую самостоятельность, пусть и с известными оговорками. Про совнархозы слышали?
Вот-вот…

Когда новым руководителем главного автотранспортного управления Луганского совнархоза, в сфере влияния которого находилась и САРБ, стал А. С. Антонов началось самое интересное. Новый начальник слыл человеком весьма деятельным и активным. Для начала товарищ Антонов решил в качестве эксперимента построить автомобильный прицеп для туристов - по сути дачу на колесах. Среди подконтрольных Луганскому совнархозу предприятий было немало химических заводов, поэтому в качестве основного материала для передвижной дачи приняли ультрамодный в ту пору стеклопластик. Эксперимент еще не успели признать удачным, а деятельный Антонов уже носился с новой идеей - созданием автомобиля! Со стеклопластиковым кузовом!

Скромненькая заметка о "Старте" в журнале За Рулем. Пишут о планах автоматизировать производство стеклопластиковых кузовов и указывают массу машины в 320 кг. Явная опечатка, конечно. Единичка куда-то запропастилась…

Конечно, шеф Луганского совнархоза понимал - это уже совсем другой уровень сложности. Это не ремонт двигателей и даже не разработка прицепа. Автомобиль - целая история. Поэтому к проекту привлекли специалистов Харьковского Автодорожного института, работавших в том числе над серией рекордных автомобилей ХАДИ, а главное талантливого инженера-художника Юрия Андроса.

В качестве творческого объекта был выбран микроавтобус - дико востребованный в то время форм-фактор. Ведь таких машин советская автопромышленность выпускать почему-то еще не сподобилась.

В основу конструкции будущего буса легло шасси от “Волги” ГАЗ-21 (70-сильный 2,4-литровый мотор ЗМЗ-21А, 3-ступенчатая механика, независимая пружинная передняя и зависимая рессорная задняя подвеска) на который установили стеклопластиковый кузов, усиленный закладными деталями.

Но главное - это дизайн! Слушайте, ну это с большой буквы Д! Термина дизайнер в советское время официально не существовало, но Андроса хочется назвать большим мастером. Просто потому, что в начале 60-х он создал, пожалуй, самый футуристичный микроавтобус планеты Земля. Конечно, в облике “Старта” - для своего первого автомобиля Северодонецкая Автобаза выбрала крайне незатейливое имя - прежде всего угадываются мотивы американского дизайна.

А четырехфарная система освещения и бескапотная конструкция, похоже, навеяна чертами симпатичного заднемоторного (!) однообъемника Chevrolet Corvair Greenbrier, дебютировавшего в 1960-м. Вполне, возможно Юрий Андрос был знаком с работой американских коллег, но назвать “Старт” калькой с “Гринбриера” значит обидеть художника.

Начать с того, что советский микроавтобус получился не однообъемным как Corvair Greenbrier, а двухобъемным. Уникальной особенностью стеклопластикового кузова “Старта” стал багажник в задней части отделенный от пассажирского салона. Ну а потом по части футуристики американец также явно уступал советскому коллеге. Взгляните на фейерверк стилистических примочек “Старта”: огромные чуть ли не в половину габаритной длины боковые плавники, суровые брови передних фар уходящие на передние крылья, запоминающаяся и довольно злобная пасть решетки радиатора, необычная центральная стойка крыши в виде треугольника, залихватский “развал” задней оптики, двухцветная окраска наконец. Это было что-то с чем-то!

Ничего подобного в мире тогда еще не было. Посмотрите на уже упомянутый Greenbrier, его сверстника Dodge A100, немецкие VW Type 2, европейский Ford Taunus Transit, французский Renault Estafette и десятки других микроавтобусов 60-х. Каждый из них хорош по-своему, но такого цельного футуристического образа нет ни у кого. “Старт” вполне можно считать лучшей адаптацией стиля детройтского барокко на микроавтобусную тему.

Любопытно, что весь модерновый северодонецкий дизайн был что называется умозрительным. Как потом окажется весь напускной аэродинамизм микроавтобуса окажется величиной чисто декоративной. Напротив, эффектное килевое оперение только ухудшит динамику воздушных потоков.

Но не будем слишком строги. Во-первых речь о 60-х годах, а кроме того Северодонецкая Авторемонтная база не располагала возможностями не то что западных автомобильных гигантов, но и отечественных специализированных предприятий.

По сути речь идет о полукустарном проекте, в котором тем не менее нашлось место не только для яркого дизайна.

Вспомним саму компоновочную схему — десять мест плюс отдельный багажник. Боюсь ошибиться, но такого вот по сути двухобъемного микроавтобуса в мире точно не было. Другое вопрос, что отдельно торчащий трюм, который совершенно не видно с водительского места, затруднял маневры задним ходом. Впрочем, об удобстве водителя тогда не особо заботились. Неудачно скомпонованный педальный узел, а вернее слишком придвинутое к рулю водительское сидение, еще одно тому подтверждение. Не добавлял машине практичности и доступ к двигателю, который осуществлялся… из салона.

Логично - когда на практически нетронутое шасси любимого автомобиля Юрия Деточкина надели бескапотный кузов мотор оказался внутри, по сути разделив передний ряд сидений и пассажирский салон. Проявив известную смекалку, инженеры САРБ оформили крышку капота как салонный столик. Не пропадать же добру…
Машину построили очень быстро. Поговаривали, что первый макет в масштабе 1:10 и полностью ездовой прототип разделили буквально полтора месяца!
Причем первый собранный “Старт” своим ходом отправился покорять Москву и, счастливо преодолев расстояние почти в 1000 км… мгновенно ее покорил! Вроде как на смотринах в Кремле стеклопластиковый микроавтобус произвел сильное впечатление на самого Хрущева. Главный в то время распорядитель по автомобильным делам страны Николай Иванович Строкин (в будущем министр автомобильной промышленности СССР) приказал обеспечить Северодонецкое предприятие полусотней шасси от “Волги” ГАЗ-21. На Горьковский автозавод поступил соответствующий циркуляр.

Что это как не победа романтиков от автомобиля из Северодонецка?! Жаль миг славы оказался недолгим.
В 1964-м Хрущева сместил Брежнев, через год совнархозы распустили, тем самым поставив крест на творческой самостоятельности на местах. Так что новые машинокомплекты в Донецк из Горького уже не придут. 50 штук и баста!

В дальнейшем САРБ перебивался единичными заказами, в качестве заготовок шасси для которых шли как правило списанные, сильно уставшие “Волги”. Но действительно началом конца стали испытания “Старта” проведенные специалистами НАМИ осенью 1965-го.

На самом деле, это был реальный шанс для красивого детища Юрия Андроса стать действительно всесоюзным автомобилем. Микроавтобусов в стране по-прежнему не хватало. И тогда для всесторонней оценки конструкции пластикового красавчика, пару “Стартов” отправили на свежеоткрытый Дмитровский автополигон, а после устроили машинам и испытание в реальной среде обитания - на трассах маршрутных такси.

Результаты оказались не слишком впечатляющими. Красивый и футуристичный “Старт” неожиданно по всем принципиальным позициям проиграл заочный спор рижскому РАФ-977.
Автобусик из Прибалтики, также построенный на шасси “Волги”, не баловал дизайном и во всех смыслах представлял собой гораздо более традиционную конструкцию с цельнометаллическим кузовом.

Скромненький “рафик” оказался более крепким, как ни странно более экономичным (сказалась худшая аэродинамика “Старта”), а главное значительно более дешевым в производстве. Полукустарная технология проклейки стеклопластиковых кузовов, освоенная САРБом, подразумевала большой объем ручного труда. Вот почему стоимость новенького “Старта” почти вдвое превышала цену “Волги” - 9,5 тысяч рублей против 5 тысяч… Автоматизация процесса, в свою очередь, представлялась геморроем, с которым никто не захотел связываться…

Получилось, что стеклопластик, который собственно и сделал возможным футуристичный дизайн “Старта” одновременно поставил крест на амбициях массового производства.
Общий тираж “стартов” составил чуть больше сотни экземпляров. Причем, в дополнение к машинам из Северодонецка мелкие партии микроавтобусов собирали еще в Луганске и Донецке.

Несмотря на фактическую вечность кузова - что станет со стеклопластиком-то?! - до наших дней дотянули совсем немногие “старты”. Впрочем, в частных коллекциях попадаются и восстановленные экземпляры и ходовые реплики.

Людям, которым удалось поездить на выжившем “Старте” не скрывали разочарования: тухлая динамика, плохая устойчивость в поворотах, низкая энергоемкость подвески, ужасно организованное место водителя. Как ни крути, сыроватая получился машина у северодонецких энтузиастов…

Минивэн является универсальным транспортом идеально подходящим как для частного, так и для коммерческого использования. На нашем рынке преобладает продукция иностранного производства, слегка разбавленная продукцией горьковского автомобильного завода, но так было не всегда.

Во времена железного занавеса, автомобили такого типа производились исключительно собственными силами, а на рынке встречались достаточно интересные экземпляры, о которых и пойдёт речь в этой статье.

САРБ . Во времена Хрущёвской оттепели на территории СССР настала пора смелых технических и дизайнерских экспериментов. В этот временной период 3 предприятия одновременно трудились над созданием своего собственного микроавтобуса. МЗМА разрабатывал Москвич-А9, РАФ создавал проект РАФ-977 "Латвия", а непосредственно САРБ (Северодонецкая авторемонтная база) работала над проектом Старт.

Проект начался с прихода в автотранспортное управление Луганского совнархоза нового амбициозного начальника Антонова А.С., который предложил создать дачу на колёсах из стеклопластика. Проект получился столь удачным, что решено было сделать автомобиль.

В то время не существовало отработанных технологий создания пластиковых кузовов, поэтому каждое предприятие придумывало технологию с нуля. Поэтому после утверждения дизайна машины в обкоме, создали гипсовый макет в натуральную величину, обклеили его пластиковой контрформой (создав матрицу), а уже по ней создавали готовые кузова.

Автомобиль был уникален во всём, во-первых, необычный материал кузова, во-вторых, прорывной дизайн, в-третьих, расположение двигателя (посередине салона), а также наличие багажника словно у легкового автомобиля.

В его производстве были использованы заимствованные от других автомобилей элементы, так задние фонари были взяты от волги, передние и задние стёкла от автомобиля УАЗ-450.

В то время не существовало никаких тестов безопасности, поэтому для проверки прочности кузова его просто сбросили с 12-метровой высоты. В результате не было замечено существенных повреждений и его признали безопасным.

Первый образец был скомпонован по принципу туристического автобуса с продольными диванами по бокам и одним поперечным в задней части салона. Следующие модели комплектовались отдельными сидениями, а между водителем и пассажирами была установлена перегородка.

Опытные образцы в середине декабря 1963 года отправились в Москву и преодолев 1000 километров стали настоящей сенсацией, засветившись в программе "Время", газете "Правда" и на смотрах в Кремле и на ВДНХ.

Большинство выпущенных автомобилей использовались в роли маршрутного такси, а несколько машин было выкуплено Мосфильмом, один из которых даже засветился в фильме "Кавказская пленница".

Тем не менее проект быстро свернули, по разным версиям из-за дефицита горьковских компонентов, высокой себестоимости, сырости технологии или банальной мести чиновников, в обход которых был создан данный проект.

РАФ . История микроавтобусов РАФ начинается со скромного заимствования. После того как инженеры предприятия познакомились с микроавтобусом от Volkswagen, они решили выпустить свой аналог в надежде на высокий внутренний спрос.

В результате чего был разработан микроавтобус РАФ-10 "Фестиваль" на шасси и двигателе ГАЗ-М20 "Победа", который был выпущен для обслуживания Международного фестиваля молодёжи в Москве.

Следующей моделью стал РАФ-08 "Спридитис" (в переводе с латышского мальчик с пальчик) с двигателем и задним мостом от автомобиля Москвич-407.

В результате всех этих экспериментов и был рождён РАФ-977 "Латвия" на узлах 21-й Волги. Модель была одобрена в правительстве и запущена в массовое производство.

Микроавтобус имел несущий кузов, просторный и светлый салон, а благодаря легковой трансмиссии автомобиль получился тихим, мягким и динамичным.

Автомобиль получил широкое распространение в качестве маршрутного такси, скорой помощи, передвижной лаборатории, туристического автобуса, также использовался для обслуживания гостиниц, аэропортов, детских парков.

В общей сложности и с минимальной модернизацией автомобиль продержался на конвейере 36 лет, закончив своё существование лишь после распада союза.

НАМИ-013 "Чита" . Данный автомобиль является пилотным проектом по созданию автомобиля вагонной компоновки. Работа над ним велась по двум направлениям: «проектирование экспериментального обтекаемого кузова» и «самоходная платформа для испытания перспективных агрегатов». Создать дизайн оказалось делом абсолютно не простым, ведь в нашей стране в то время не было ни одного примера подобного автомобиля, поэтому любой дизайн казался вызывающим и чересчур смелым.

В результате был объявлен конкурс между дизайнерами-конструкторами и на его основе решили делать коллективный проект. Пока дизайнеры работали над будущим обликом автомобиля, конструкторы успели построить для него платформу. Было изготовлено днище автомобиля, размещён двигатель, сиденья и органы управления, поверх всего был приварен металлический каркас, который обтянули брезентом и в таком виде отправили автомобиль на испытания. В ходе испытаний были выявлены и отбракованы слабые и бракованные агрегаты, но несмотря на это удалось сохранить множество технических новинок, в числе которых была автоматическая трансмиссия собственной разработки.

Когда был готов кузов, его установили на уже испытанное шасси и продолжили испытания, в ходе которых выяснилось, что двигатель расположенный в задней части сильно перегревался и автомобиль вновь отправили на доработку. Тем не менее автомобиль ждала печальная судьба, после всех испытаний и доработок его просто пустили на металлолом, сохранив правда всю наработанную документацию.

ЗИЛ-118 "Юность" . Данный автомобиль является первым микроавтобусом премиум-класса. Над его созданием конструкторы завода имени Лихачёва работали в свободное от работы время. После того как чертежи были полностью готовы, проекту потребовалось 2 года, чтобы превратиться в первый опытный образец. За основу был взят ЗИЛ-111, который основательно модернизировали, усилили подвеску, добавили стабилизаторы поперечной устойчивости спереди, усилили тормозную систему и рулевой механизм.

Оригинальный двигатель дефорсировали с 200 л.с. до 150 л.с., чтобы перевести микроавтобус на обыкновенное топливо. Дизайн получился невероятно футуристичным, смелым и стильным. Салон сделали не менее впечатляющим, были установлены комфортабельные сидения, индивидуальное освещение, пепельницы, а также улучшена шумоизоляция. Салон был оснащён эффективной системой отопления и кондиционирования воздуха.

За счёт большой площади остекления салона, удалось добиться лёгкости и светлости интерьера. Усилия не пропали даром и автомобиль был по достоинству оценён руководством страны в лице Никиты Сергеевича Хрущева. Помимо этого в 1967 году микроавтобус завоевал 12 наград на международной автобусной неделе.

К великому сожалению этот великолепный проект не сумел получить должного финансирования из-за действовавшей семилетки и в результате было собрано вручную лишь 20 экземпляров.

Любой крупный автомобильный бренд имеет несколько линеек продукции. Одной из них являются или модели этой линейки имеют разную грузоподъемность, количество посадочных мест, длину кузова и тип применения, но всех объединяет одно — это маленькие автобусы, автомашины для перевозки людей.

Марки и модели

Марки написано не случайно — взять, например, бренд видели все. Но у одной этой марки есть несколько типов.

В то же время у самого бренда есть несколько марок, имеющих отношение к линейке микроавтобусов.

На картинках выше показан Если же говорить про западные микроавтобусы, все марки, цены на них складываются зачастую из цены на немецком рынке и цены за перегон сюда. Если же владелец сам сможет перегнать машину — цена не нее будет много ниже, чем цена в России. Это потребует затрат, но сумма затрат + цена автобуса того стоят. Речь, конечно же, не о новых, а о бывших в употреблении, но в употреблении там — на западных дорогах.

Советские автоконцерны микроавтобусами, как таковыми, не занимались. ВАЗ, ГАЗ и другие производители выпускали только легковые или грузовые, авто. Был только один завод, точнее, даже не завод — фабрика, создающая корпуса на газовском шасси. Ее автомобили видели все. Кто-то ездил на работу на таком, кто-то на учебу, кто-то работал. Думаю, что одно слово «фабрика» уже дало толчок воспоминаниям. Добавим сюда слово «авто», затем сократим до одной первой буквы... И получим имя фабрики, которая выпускала исключительно микроавтобусы. Все марки или модели (особенно ранние) этой фабрики имели на капоте логотип Latvia, а впоследствии РАФ — Рижская автомобильная фабрика.

Что самое интересное, в Риге не было ни одного корпуса, но все массовое советское производство функционировало на территории ныне суверенной державы.

Фабрика работала многие годы и, кроме обычных маршруток, выпускала многие специальные модели.

Часть продукции уходила на экспорт, в Венгрию, Чехию, Болгарию, но практически все маршрутки были РАФиками и, соответственно, в свое время выехали из ворот одного из цехов этой фабрики. Имея большую часть узлов от разнообразных машины имели хорошую управляемость, ремонтопригодность и прочие, присущие Волгам, возможности, вплоть до колпаков на колесах от Волги Газ 21. Не обошлось и без накладок. Так, среди прочих характеристик, унаследованных от ГАЗа, можно назвать прожорливость топлива, которая отличает все РАФовские микроавтобусы. Все марки отличаются повышенным потреблением топлива, но некоторые РАФовские специальные разработки потребляли гораздо больше своих коллег. Однако, если вспомнить, что все машины такого класса числились на балансе государственных предприятий, то этот недостаток существенным назвать нельзя.

В настоящее время Рафики успешно заменены ГАЗелями, Соболями, или другими иностранными брендами. ГАЗель изначально разрабатывалась, как малый грузовичок, но разработка оказалась настолько удачной, что после обычного бортового автомобиля пошли другие модификации, имеющие обычную начинку ГАЗели, но при этом другой кузов. Одним из таких решений стали современные маршрутки-микроавтобусы.

Современная ситуация

Новые микроавтобусы в России пользуются не меньшим спросом, чем в свое время РАФики. Многие перевозчики используют только иностранные решения, но ГАЗели, а особенно разработки с высоким потолком, также успешно используются. К слову сказать, если в прежние времена маршрутное такси, впрочем, как и обычное, использовалось не чаще автобусов или другого общественного транспорта, то по современной статистике в России есть города, где больше 80% пассажирского потока перевозят именно микроавтобусы.

Все марки, цены

Новые модели по-прежнему имеют популярность, и допустим, в Москве, цена на "Мерседес"-микроавтобус составит от 2 млн. Если есть желание и возможности — автобус можно взять и в других областных городах, а потом вернуть в Москву (если последнее необходимо). Так цена может быть и дешевле. Цена на Wv, также в Москве, может начаться от 4 млн. В то же время российские авто — типовые газели будут стоить, естественно, дешевле.

ГАЗ, как и другой производитель, заинтересован, чтобы покупали именно его продукцию, поэтому устанавливает невысокие цены на свои микроавтобусы. Все марки, цены и возможности можно посмотреть в следующей таблице.

Конечно, это не все модели, но речь идет про микроавтобусы (цены, новые модели).

Заключение

Рассмотреть в короткой статье все не представляется возможным. Но мы описали советские, а потом российские бренды, выпускающие микроавтобусы. Все марки рассматривать ни к чему — если модель удачная, ее просто перерабатывают, дорабатывают и делают новое авто. Но может, это и правильно. Заново изобретать велосипед скучно….