Сказка на ночь «Приключения трёх трамвайчиков». Читать и слушать. Примерный рассказ об автобусе

В одном очень большом гараже жило много машин. Машины были разные: и служебные, и грузовые, новые и старые, совсем разные. Жил там старый трактор – трудяга, с утра он уезжал на работу и весь день чистил улицы от снега, если стояла зима, или от грязи, если было другое время года.

А ещё там жила мусорная машина. Она тоже трудилась, не покладая колёс. И хотя от неё всегда сильно пахло мусором, её в гараже очень уважали. Кроме этого, в гараже жил и экскаватор, и грузовик, и даже машина-поливалка, которая летом работала на улицах города, а зимой поливала каток. Все машины возвращались с работы усталые и грязные, кроме одной. Это был большой автобус.

Он был новый, красивый, чистый, с мягкими креслами. Он никогда не знал пыльной работы. Он возил людей в красивые места по разным экскурсиям. В глубине души он даже удивлялся, почему он стоит вместе с такими некрасивыми и грязными машинами. Правда, он никогда не высказывал эти мысли вслух. Он хотел, чтобы про него все думали хорошо и, несмотря на то, что не уважал своих соседей, постоянно пытался показать им, какой он хороший. Он пересказывал им все новости, которые услышал в течение дня от своих пассажиров, рассказывал про те места, в которых ему доводилось бывать, пытаясь произвести впечатление на другие машины. Все внимательно слушали его, не перебивая. Мусорка, улыбаясь, благодарила автобус за то, что он не даёт им скучать:

– У меня ведь один и тот же маршрут, друзья, каждый день. Мне и рассказать вам нечего. Как здорово, что среди нас есть тот, у кого много интересных историй!

Старый трактор добавлял:

– Спасибо тебе, автобус, развлёк старика!

И другие машины наивно слушали, полагая, что автобус действительно хочет сделать им приятно.

Время шло. Автобус старел. Он начал болеть. Всё чаще механик приходил в гараж с инструментами и долго что-то ремонтировал внутри него. Другие машины, конечно, состарились ещё больше. Но они были очень неприхотливые и поэтому также продолжали трудиться. И вскоре автобус перевели на служебные рейсы. Ему уже не доверяли его прежней работы. У него появился один и тот же маршрут изо дня в день.

Автобус очень сильно переживал. Он замкнулся в себе. Свою жизнь он считал конченной. «И чего они так радуются», – злился он, смотря вечером на другие машины. А однажды он совсем захандрил. Да так сильно, что не смог даже на работу с утра выйти. Да он и не хотел больше работать.

Вечером в гараж возвратились другие машины. Экскаватор рассказал автобусу, что он весь день работал рядом с автобусной остановкой, мимо которой каждый день ездил наш автобус.

«Люди так ждали тебя. Они очень волновались, и переживали, и всё думали, почему же тебя нет. А потом, когда, наконец, вместо тебя приехал другой автобус, многие очень были расстроены и говорили о том, как им полюбился старый автобус».

Жил-был в одном Городе большой Сумасшедший Автобус. Сумасшедшим его называли потому, что он любил ночью очень быстро гонять по улицам, мигать фарами, гудеть и всех пугать.
Еще в этом Городе, в зоопарке, жил Сумасшедший Слон. Сумасшедшим его называли потому, что он очень любил толкаться и бодаться.
Жители Города не любили Автобус, а звери в зоопарке не любили Слона потому, что никому не нравится, когда пугают и дерутся.

И вот однажды ночью Слон, как всегда начал громко трубить, брызгать водой, толкать забор за которым он жил. Вдруг забор взял и сломался! Слон обрадовался и выскочил прямо на дорогу.
А в это время Сумасшедший Автобус мчался по Городу, сверкал фарами, гудел, никого не хотел везти и только всех разгонял.
И ОНИ СТОЛКНУЛИСЬ! БАМ! ПРЯМО ЛБАМИ!
- Добегался! – подумал Автобус.
- Добегался! – подумал Слон.
Вот так они стояли и смотрели друг на друга. У Автобуса треснуло лобовое стекло, а у Слона прямо над хоботом выросла здоровая шишка.

Мимо пролетала старая Мудрая Сова. Села она повыше, посмотрела на этих чудиков и сказала:
- Эй вы, большие и бестолковые! Чем ерундой заниматься, лучше в лес отправляйтесь.
- Зачем? – спросил Слон.
- Зачем? – спросил Автобус.
Но Сова лишь вздохнула, покрутила головой и улетела.
Посмотрели Слон и Автобус друг на друга и помчались из Города.

Лес был совсем недалеко. Огромный, мрачный, весь в буреломах и завалах. Что такое буреломы и завалы? Это когда везде валяются старые засохшие и сломанные деревья, кусты и разные ветки. Их так много, что очень трудно пройти, а иногда и вообще не пройдешь.
Никто не любил этот Лес потому, что он только скрипел, вздыхал и никого не пускал. Небыло в нем ни дорог, ни тропинок. Даже звери и птицы жили в другом лесу потому, что никому не охота ломать ноги-лапы-крылья!

Посмотрел Лес на гостей, кинул в них желудем дубовым и сказал:
- Ну, где вы шляетесь? Помогли бы мне лучше, знаете как надоело одному жить?!
Слон и Автобус переглянулись, кивнули друг другу, да как начали старые ветки раскидывать и мусор в кучу собирать! Один бивнями сухие стволы ворочает, хоботом паутину разрывает. Другой отвозит ветки в овраг и колесами дорогу укатывает. Так им это дело понравилось, что и не заметили, как ночь кончилась, а Лес вдруг стал чистым и светлым.
Устали Автобус и Слон здорово, да и Лесу пришлось нелегко, он ведь тоже помогал, как мог. Зато вдруг они поняли, что подружились! А потом обнаружили, что и пугать уже никого не хочется.

Вот идет Слон тихонько по новой дороге, рядом Автобус катится, шинами шуршит. Лес довольный кряхтит, зелеными ветками шелестит:
- Спасибо, уважаемые, очень мне помогли! Я теперь всех пускать буду за грибами, ягодами. А кто жить захочет – пусть приходит, никого не обижу. И вы в гости прибегайте, мы ведь теперь друзья.

Вернулись Автобус со Слоном в Город и…

Но об этом в другой раз, а сейчас спать пора. Глазки закрывай и лежи тихонечко. Тогда, если будешь лежать тихо-тихо, услышишь как Автобус везет пассажиров домой, Слон в зоопарке негромко вздыхает и засыпает, а Лес шелестит листочками и зовет всех утром в гости17

Примерный рассказ об автобусе

Автобус относится к наземному транспорту. Его части: кабина, салон, руль, мотор, фары, тормоза, колёса,

В салоне - сиденья, поручни. Автобус делан из металла, работает на бензине. За рулём сидит водитель.

Билеты пассажирам продаёт кондуктор. Каждый авто­бус идёт по определённому маршруту, по пути делает остановки, где одни пассажиры выходят, а другие входят. Люди едут на работу, в школу и т. д.

Детям входить в автобус надо впереди взрослых, а выходить после них, чтобы не попасть под проходящую машину. По той же причине обхо­дить автобус следует сзади и обязательно посмотреть налево, чтобы убе­диться в отсутствии идущей машины.

(Трамвай надо обходить спереди, при этом обязательно надо посмот­реть направо, нет ли встречного трамвая.)

Примерный словарь

Существительные: пассажир, автобус, троллейбус, маршрут, водитель, кондуктор, поручень, салон, трамвай, рельсы, вагоновожатый, такси, маршрутка, поезд, электровоз, машинист, проводник, вагон, купе, тамбур, перрон, вокзал, станция, билет, плата за проезд; самолёт, верто­лёт, аэробус, ракета, корпус, крылья, пропеллер, шасси, парашют, сопло, космодром, аэродром, космонавт, пилот, стюардесса; корабль, катер, яхта, парус, пристань, причал, лодка, вёсла, палу­ба, каюта, борт, мачта, мель, якорь, капитан, матрос; метро, эскалатор, электропоезд, касса, туннель.

Прилагательные: грузовая, легковая, моечная, железная (машины), спаса­тельный (круг), наземный, подземный, воздушный, водный (транспорт), мо­торная, парусная, вёсельная, подводная (лодки), резиновое, железное (колесо),асфальтированная (дорога).

Глаголы: отъехать - приехать, улететь - прилететь, взлететь - призем­литься, отчалить - причалить, входить - выходить, садиться - вставать, отдать - поднять (якорь), отдать - убрать (конец), стартовать, грести, пропускать (пассажиров), уступать (место), обходить.

Дидактические игры

1. «Назови транспорт». Наземный -трамвай, поезд...; водный -катер, яхта

2. «Какой транспорт?» Метро - подземный, автобус - наземный...

3. «Что двигается по...?» По рельсам - трамвай, поезд, электричка; по асфальту (земле) - трол­лейбус; по воздуху - ..., по воде - ...

4 . «Как двигается? Поезд - по рельсам; лодка -..., автобус -..., трамваи -...

5. «Что нужно транспортному средству?» Автобусу - бензин; самолёту - специальное топливо (горючее); электровозу - электрический ток...

6. «Назови части». Автобуса, поезда, самолёта...

7. «Это часть какой машины?» Пропеллер - самолёта и вертолёта, шасси - самолёта, сопло - раке­ты, палуба - корабля.

8. «Кто обслуживает пассажиров?» В автобусе - кондуктор, в самолёте - стюардесса, в поезде - проводник...

9. «Кто управляет?» Автобусом - водитель, самолётом - лётчик, кораблём - капитан...

10. «Чем управляет?» Капитан - кораблём; лётчик - самолётом...

11. «Что общего?» У автобуса и троллейбуса - ходят по асфальту, резиновые колёса, за рулём водитель; у троллейбуса и трамвая - работают на электричестве; у самолёта и вертолёта - ...; у велосипеда и мотоцикла - ...

12. «Чем различаются?» (Те же и другие пары машин.)

13. «Для чего предназначены эти машины?» Аварийная - ...; «Скорая помощь» - ..., пожарная - ...

14. «Какая нужна машина?» Во время аварий - ...; при пожаре - ...

15. «Сложи целое из частей». Картинка с изображением машины разрезана на несколько частей, её нужно сложить.

16. «Чего не хватает?» Предлагаются картинки или игрушки: машинка без кабины, мото­цикл без руля, поезд без колёс.

17. «Земля. Вода. Воздух». Земля - трамвай, автобус...

18. «Что там?» Под землёй - метро; под водой - подводные лодки; в космосе - ракеты.

19. «„Дом" для транспорта». Грузовик - гараж, автобус - автобусный парк, трамвай - трамвайное депо, самолёт - ангар, лодка - пристань, причал.

20. «Для кого этот „домик"?» Гараж - для легковых машин, мотоциклов, грузовиков.

В одном городе, на одной улице жил – поживал веселый автобус. Каждое утро он отправлялся на любимую работу. Целый день автобус катал по городу пассажиров и пел им веселые песенки. А когда наступал вечер, и последний пассажир выходил на своей остановке, автобус закрывал двери и отправлялся домой. Дожидаться нового рабочего дня.

Однажды автобус, как всегда приехал утром на остановку, но пассажиров на ней не оказалось. «Как же так? – удивился автобус». Он подождал-подождал, но никто так и не пришел. Тогда автобус поехал дальше к следующей остановке. Но и там было пусто. Так автобус проехал по своему маршруту до самой конечной остановки. И только тогда узнал, что с этого дня, все пассажиры будут ездить на работу на подземном метро.

Очень огорчившись, автобус вернулся к себе домой. На другой день, в положенное время он снова вышел на работу и проехал от первой до последней остановки весь свой маршрут. Ему было так одиноко сидеть дома, что он решил делать свою работу, даже если это никому не будет нужно.

Автобус выходил на работу целую неделю, но никто так ни разу в него и не сел.
Без пассажиров кататься по городу было совсем не весело. Никто не слушал веселые песенки, которые пел автобус; никто не разговаривал и не смеялся в салоне; никто не смотрел на город сквозь его широкие прозрачные окошки.

В последний день недели, к великой радости автобуса, в него уселись два мальчишки. Но когда автобус повез их, он услышал, как один мальчишка сказал:
— Как медленно мы едем. Лучше бы сели на метро!

И тогда автобус понял, что он больше никому не нужен. И он решил больше никогда не выходить на работу.

А все пассажиры продолжали ездить на метро. И, конечно, теперь они добирались на работу гораздо быстрее, чем раньше. Только отчего-то, никто больше не смеялся и не переговаривался в дороге. Все были очень хмурые.

И тогда, одна старушка сказала:
— Как было хорошо ездить на нашем любимом автобусе. Сколько всего нового можно было узнать в дороге. А здесь и поговорить не с кем!

И тогда одна маленькая девочка сказала:
— Как было хорошо смотреть из окна нашего любимого автобуса на город! Сколько собак, и кошек, и птичек можно было разглядеть по дороге в детский садик!

И тогда один дядечка сказал:
— Как было хорошо петь веселые песенки вместе с нашим любимым автобусом! После этого целый день проносился весело и легко!

И тогда все пассажиры метро тоже задумались. Они вместе вышли из вагонов на ближайшей станции, поднялись по эскалатору на поверхность и пошли к дому, где жил веселый автобус.
— Автобус, вернись, — попросили они. – Ты нам очень нужен!

И автобус вернулся. И с этого дня он, как и прежде возил целыми днями по городу пассажиров и пел им веселые песенки. А когда наступал вечер, и последний пассажир выходил на своей остановке, автобус закрывал двери и отправлялся домой. Дожидаться нового рабочего дня.

Сказка, рассказанная вовремя, поможет человеку обрести уверенность в собственных силах, понять, что он нужен и важен ничуть не меньше, чем взрослый, большой человек. "И даже если сначала у тебя ничего-ничегошеньки не получается, малыш – всё впереди, ты доберёшься, научишься и осилишь". Сказка непременно поможет, особенно если вы сумеете ею задеть что-то родное и близкое, что камертоном отзовётся в детской душе. И, возможно, она сделает то, что ещё важнее: подскажет вам. Подскажет, что вашему, именно вашему ребёнку необходимо, чего не хватает и как поддержать. Об этом легко догадаться по реакции малыша на сказку, которую вы рассказываете.
Сказка из нашей книги "Как найти контакт с ребёнком? Сказочные возможности!" (2007г.)

С К А З К А
про маленький жёлтый автобус и про малыша, который ему помог

Жил на свете маленький жёлтый автобус. Был он совсем-совсем как большой: и дверцы у него были, чтобы заходить, и окошки, чтобы в них смотреть, и колёса, чтоб быстро ехать. Только не было у него пассажиров. А автобусу этому очень – очень хотелось заняться полезным делом - кого-нибудь покатать.
«Все автобусы пассажиров возят, и я могу»,- подумал маленький жёлтый автобус и поехал на остановку.
К остановке подходили большие автобусы, в них садись люди и уезжали, куда кому было нужно.
Маленький жёлтый автобус подкатил к остановке и распахнул свои двери. Он громко сказал: «Би – би! Садитесь, люди, я вас покатаю».
Подошёл к жёлтому автобусу один дядя, хотел сесть в автобус, а... не получается. Автобус маленький, дядя большой.
Подошла к автобусу тётя. И тоже не смогла войти в его дверь: уж больно дверь маленькая.
Подошёл маленький мальчик, и так попробовал, и сяк попробовал – ничего не выходит. Только ножка в дверь пролезла, а сам он никак в автобусе не помещается. А тут его мама позвала. Махнул мальчик рукой и пошёл в большой автобус садиться.

Так и остался маленький жёлтый автобус на остановке стоять, один – одинёшенек. Грустно ему стало, даже слёзы в фарах заблестели. («Фары» - так у автобусов глазки называются, которыми они освещает дорогу).
А в это время мимо проходила девочка Арина. ///рассказывая сказку, называйте имя собственного ребёнка/// Хорошенькая девочка в жёлтом комбинизончике, в сапожках с солнышками, за ручку с мамой. Увидела она маленький автобус и подошла к нему.
- Ты чего грустишь, маленький жёлтый автобус?»- спросила Арина.
А автобус ей и отвечает:
- Хотел я людей возить, как большие автобусы, а ничего у меня не получается. Никто не может в мою дверь войти, на сиденье сесть, в окошко поглядеть, уж больно я маленький. Никому я не пригожусь. - Вздохнул печально жёлтый автобус и чуть не заплакал.
- Не плачь,- сказала девочка Арина и погладила маленький автобус по жёлтой крыше. Я знаю, как тебе помочь. Пойдём-ка со мной!
Обрадовался маленький автобус, закрутил всеми колёсами, и поехал вслед за Ариной.
Вот пришли они, приехали они домой. Арина разулась, автобус вытер колёсики о половичок, и отправились они в тот уголок, где жили Аринины игрушки.
Достала Арина маленькую кошечку и спрашивает её:
- Хочешь в автобусе прокатиться?
- Мяу! – сказала игрушечная кошечка. - Очень хочу!
Открыл-распахнул маленький автобус маленькие дверцы, киска запрыгнула внутрь и села на первое сиденье.
Потом в автобус сели две куколки, Маша и Миша, потом весёлый динозаврик, потом... //называйте любимые игрушки своего малыша//
Автобус обрадовался, дал сигнал: «Би – би! Спасибо, девочка Арина», - и мотор его заработал //изобразите, как//. Закрутились его колёса. Весёлый маленький жёлтый автобус поехал катать своих пассажиров.
Фрагмент из книги
Сказочные возможности, авторы Заряна и Нина Некрасовы

Рецензии

Спасибо, попробую. Впрочем, это чисто женская манера: мамы, когда что-то рассказывают своим малышам, часто употребляют уменьшительно-ласкательные фразы. Потому мне особенно интересно ваше чисто мужское мнение.

В некоторых европейских языках (например, испанском) уменьшительные суффиксы вообще возможны только в речи женщин, если мужчина их употребляет, на него косо смотрят))) И если такой испанец слышит (зная русский язык) от нас всякие "огурчики, помидорчики, стаканчик водочки" и прочее - он в недоумении.
С одной стороны, уменьшительно-ласкательные суффиксы служат определенным целям. Одна из них - так называемая "интимизация окружающего пространства". Как раз вот эти "огурчики и стаканчики".

Но вот для детей когда мы тексты готовим... Не знаю... дилемма какая-то)) Вроде как дети, им так и хочется про "кошечку, колесики, машинку, домики" и прочее рассказывать. Ничего в этом плохого нет, но надо помнить, чтобы перебора не было. Мы же их готовим к взрослой жизни, учим.

В общем, как обычно - самое трудное это балансировка между необходимым и разумным. Чтобы не впасть в сюсюканье и не перегрузить излишней серьезностью.