Признаки поломки сцепления. Особенности диагностики неисправностей механизма сцепления

Сцепление - весьма ответственный узел в конструкции любого автомобиля. Он включает в себя Признаки неисправности элемента, его назначение - далее в нашей статье.

Для чего служит

(2110-го ВАЗа в том числе) обеспечивает связь между производя их отсоединение и присоединение на определенный временной промежуток. Управляется он путем нажатия на педаль. Принцип действия данного элемента очень простой и заключается в следующем. Когда водитель нажимает на педаль сцепления, задействуется вилка, воздействующая на рабочий цилиндр. Он, в свою очередь, производит усилие, направленное на отсоединение нажимного и ведомого диска. Чтобы оба элемента снова соприкоснулись, задействуется выжимной подшипник сцепления. Признаки неисправности (ВАЗ-2114 в том числе) данного элемента случаются из-за высоких нагрузок, возлагаемых на деталь. Данный элемент постоянно находится в зацеплении с другими узлами, такими как маховик и диск сцепления.

Где используется

Автопроизводители используют этот элемент на системах с двумя дисками - ведомым и ведущим. Первый элемент получает крутящий момент от второго и передает его на трансмиссию. Дальше по карданной передаче усилие передается на редуктор, а затем - на колеса. Ведущий диск плотно закреплен на коленчатом валу. Чтобы перейти водителю с одной передачи на другую (неважно, повышенная это или пониженная), необходимо разъединить эти два элемента. Данная операция производится именно благодаря подшипнику. Усилие контролируется нажатием на педаль сцепления. Когда оно выжато «в пол», передача крутящего момента прекращается - подшипник вращается с такой же скоростью, как и маховик. По мере отпускания происходит соединение двух дисков между собой. В это время наблюдаются высокие нагрузки, возлагаемые на выжимной подшипник сцепления. Неисправности данных элементов возникают именно из-за больших нагрузок.

Стоит отметить, что во время движения, когда автомобиль едет «на передаче», данный элемент перебывает в спокойном состоянии. Но как только нужно переключиться на следующую или предыдущую скорость, он тут же подключается в работу. Несмотря на маленькие размеры, этот элемент выполняет ответственную функцию. При любой неисправности дальнейшая эксплуатация автомобиля будет невозможна или затруднена. Поэтому при первых симптомах следует обратить на него внимание. Какие имеет выжимной подшипник сцепления признаки неисправности («Калина» в том числе), рассмотрим далее.

Как определить его износ?

В первую очередь элемент начнет издавать характерные шумы и звуки. Причем что самое интересное, во время движения на передаче их невозможно заметить. Но как только вы нажали на педаль сцепления, возникает страшный гул, а иногда и стук. Особенно он усиливается в зимнее время. Стоит отметить высокую надежность конструкции такой детали, как выжимной подшипник сцепления. Признаки неисправности данного узла на первых этапах заметить очень сложно. Иногда будет слышен легкий шелест, который вовсе не усиливается со временем. Однако этого признака вполне достаточно, чтобы продиагностировать элемент на неисправность. Также возникают трудности при включении передач, особенно задней. Включение скорости может сопровождаться характерным хрустом. Также этот симптом может говорить о неисправности синхронизаторов или нажимного и ведомого диска. Но в любом случае при появлении шумов нужно произвести диагностику всех компонентов узла.

Стоит отметить, что подшипник изготовлен из прочной стали с малым коэффициентом расширения. Однако сам стакан весьма чувствителен к температурным перепадам. Его деформация может спровоцировать стук при нажатии педали. В таком случае необходимо срочно заменить выжимной подшипник сцепления.

Признаки неисправности могут сопровождаться невозможностью выключения передачи. Оба диска будут находится в постоянном зацеплении. Похожий симптом возникает вследствие пробоя и утечки жидкости на сцепление. Педаль становится неэффективной. Эксплуатация автомобиля с такой поломкой влечет за собой повышенный износ синхронизаторов и шестерен трансмиссии.

Как продлить ресурс?

Как мы уже сказали ранее, задача данного подшипника - в разъединении двух дисков.

Так как он практически не задействован при движении на передаче, основная нагрузка возлагается при нажатии педали. Если ее долго держать, подшипник сильно изнашивается.

Но как же быть?

Все очень просто. Например, вы подъехали к перекрестку, где красный сигнал светофора. Если в течение 5-10 секунд не загорится зеленый, смело включайте «нейтралку», а машину держите (если это уклон) на ручнике или педали тормоза. Благо на многих светофорах есть таймер, поэтому можно заранее предугадать ситуацию. Но этим правилом нужно пользоваться не только на перекрестках, но и в любой другой дорожной обстановке (например, стоя в пробке). Не стоит «играть» сцеплением, крадясь за встречным автомобилем с целью соблюсти минимальную дистанцию.

Чем меньше времени вы держите педаль выжатой, тем лучше для подшипника. Не поленитесь лишний раз перевести селектор КПП в «нейтраль» - так вы сможете избежать пусть и не дорогостоящего, но довольно затратного по времени ремонта. Так как замена подшипника предполагает снятие трансмиссии и корзины сцепления. А если это то еще и карданного вала.

Заключение

Итак, мы выяснили, какие имеет выжимной подшипник сцепления признаки неисправности. Как видите, основной симптом - это посторонние звуки в районе коробки и сцепления, а также сложности при переключении передач. Кстати, проверяется этот элемент просто - достаточно взяться одной рукой за его основание, а второй вращать его по оси. Если вы производите замену диска или корзины, не поленитесь сделать такую диагностику. Ведь возможно, через пару сотен километров вам заново придется снимать все навесное либо ехать в сервис, где с вас запросят немалую сумму.

Эксплуатация автомобиля, какой бы она не была, в конечном итоге приведет к одной из распространенных неисправностей — проблемы со сцеплением. В идеальном случае автовладелец должен обратить внимание на возникающие неполадки и посторонние шумы и обратиться на СТО , но в реальной жизни так бывает далеко не всегда. Автоинструкторы расскажут о возможных причинах неисправности сцепления и что делать, если сцепление отказало неожиданно.

Причины неисправностей

Среди наиболее распространенных неисправностей сцепления присутствуют: износ, замасливание, деформация или повреждение накладок ведомого диска. В некоторых случаях отказ сцепления может быть вызван поломкой или износом пружин (диафрагменной или демпферной) нажимного диска, подшипника и маховика.

Основной причиной всех неисправностей специалисты считают неправильную эксплуатацию машины.

Если отказало сцепление

Если сцепление все-таки полностью отказало, необходимо добраться до ближайшей СТО , соблюдая все меры предосторожности, попеременно переключая передачи с повышенных на пониженные.

Если сцепление отказало при включенной передачи, чтобы его выключить следует сбросить газ и переключить рычаг КПП в нейтральное положение.

Если рычаг запал, то необходимо легко надавить на педаль газа, чтобы высвободить его.

Есть действенный способ, позволяющий доехать до автосервиса со сломанным сцеплением. Для этого нужно выключить мотор и включить первую передачу. После этого запустить стартер и завести двигатель. Машина начнет рывками трогаться с места, но этого не следует пугаться, так как это вызвано несовпадением частоты вращения двигателя с выбранной передачей. Когда они выровняются, автомобиль поедет плавно.

Обратите внимание на то, что если двигатель холодный, для начала его необходимо как следует прогреть, и только потом выполнять описанные действия.

Если дорога до СТО ровная и прямая можно ехать на второй передаче. Для движения на второй передаче, нужно тронуться на первой, а потом постепенно увеличивать обороты. После этого педаль газа отпускается, а рычаг КПП переводится в нейтральное положение. Затем газ отпускается полностью и включается вторая передача.

Переключение с первой на вторую передачу должно производится только на низкой скорости.

Также существует третий способ, позволяющий тронуться с неработающим сцеплением. При выключенном зажигании включается первая передача. После этого необходимо надавить на газ и запустить двигатель. Машина должна дернуться и начать движение.

Только не забудьте при этом отпустить зажигание.

Если необходимо переключить передачу, возьмите небольшой разгон и прижмите рукой рычаг КПП , словно хотите выключить передачу. Сбрасывайте газ и рычаг сам встанет в нейтральную позицию. Затем аналогичным образом подожмите его к нужной передаче. После того как шестерни уровняются, рычаг сам встанет в выбранную позицию.

При понижении передачи используйте метод перегазовки.

Вообще-то, для того чтобы сцепление служило долго и верно достаточно соблюдать простые правила, которые приведены ниже:

  • Эксплуатируйте машину предельно аккуратно и переодически проходите техобслуживание у специалистов.
  • Правильная эксплуатация предусматривает полную замену сцепления после 50-70 и 100-120 тысяч километров пробега у отечественных и импортных автомобилей соответственно.
  • Часто и резко включать сцепление нельзя. Это может привести к его неожиданной поломке.
  • Постоянно проверяйте уровень тормозной жидкости и при необходимости доливайте.
  • В идеальных условиях все перечисленные операции должен выполнять квалифицированный специалист.

Посмотрим видеосюжет о сцеплении:

Удачной вам дороги без поломок!

В статье использовано изображение с сайта www.fineophiuchus.ru

Как известно, сцепление служит для передачи крутящего момента от силового агрегата машины к его трансмиссии. Этот узел ввиду его нагруженности и постоянного задействования при езде, может довольно часто выходить из строя. Хотя при нормальной эксплуатации его ресурс существенен.

Поломка же сцепления может привести к серьезным последствиям. Это как минимум небезопасно. Потому необходимо обращать внимание на сигналы, которые обычно «посылает» сцепление водителю перед полным выходом из строя. Какие же признаки неисправности сцепления существуют?

Признаки неисправности сцепления

Итак, при неработающем моторе педаль сцепления должна нажиматься плавно без каких-либо противодействий. Не должно быть и никакого скрежета и прочих посторонних шумов. Рабочий ход педали должен быть умеренным. Если же имеет место один из вышеупомянутых признаков, то, скорее всего, сцепление испытывает проблемы.

После запуска двигателя необходимо отпустить педаль сцепления. Если в таком случае появляются посторонние звуки (шум, срежет и пр.), исчезающие при нажатии на педаль, то это также свидетельствует о поломках данного узла.

Одним из признаков неисправности сцепления является характерный хруст при включении задней передачи. После запуска мотора попробуйте включить заднюю передачу. Наличие хруста или другого резкого звука, говорит о том, что вышел из строя нажимной либо ведомый диск. Естественно, отсутствие возможности включения задней передачи свидетельствует о поломке, которую нужно срочно устранять.

То же можно сказать и о переключении передач вперед. Шумы или скрежет, сопровождающие данный процесс, свидетельствуют о поломках. Также неисправное сцепление не может обеспечить легкость переключения ступеней.

Если при начале движения машина едет рывками, то это явный признак неисправности сцепления. Особенно срочно необходимо ехать в автосервис, если эти рывки не пропадают с ростом скорости.


Еще одна важная деталь
В случае если при спокойной езде на третьей передаче резко нажать на газ, а машина ускоряется вяло, при том, что обороты мотора растут, то это явный признак критического износа узла.

Также явным признаком неисправности сцепления является сильный запах гари. Он свидетельствует о сильном нагреве фрикционных накладок ведомого диска и их подгорании. Если такой запах появился единожды, это не является признаком поломки. Но при регулярном его появлении, следует задуматься об обращении на СТО.

Стоит отметить возможные неисправности сцепления, о которых свидетельствуют вышеописанные признаки:

    1. Деформация ведомого диска. Устраняется заменой последнего на новую деталь.
    2. Повреждение или критический износ накладок ведомого диска. В данном случае также требуется замена узла.
    3. Износ шлицев диска также требует замены последнего.
    4. Замасливание ведомого диска может быть временно устранено. Но все же лучше заменить деталь.
    5. Износ либо полный выход из строя подшипника выключения сцепления. Необходима замена данной детали.
    6. Поломка либо критический износ демпферных пружин влекут за собой замену диска.
    7. То же касается и ослабления либо выхода из строя диафрагменной пружины.
    8. При износе рабочей поверхности нажимного диска, его также заменяют новым.
    9. При заедании вилки включения следует его ремонт либо замена.
      В автомобилях с механическим (тросовым) приводом сцепления, нечеткая работа может быть спровоцирована удлинением, заклиниванием либо повреждением троса, а также поломкой системы рычагов. Замена троса или вышедших из строя элементов решает проблему.

У машин с гидроприводом сцепления ухудшение работы провоцируется завоздушиванием системы или ее негерметичностью. Кроме того, часто выходит из строя манжета рабочего цилиндра. Может быть причиной и засорение гидропривода.

Регулярная эксплуатация автомобиля рано или поздно приведет к тому, что у него возникнут какие-то неисправности связанные с работой двигателя, ходовой части или любого другого механизма. Неисправности сцепления также, как и любая другая поломка, неприятна для автовладельца, для того чтобы ее обнаружить необходимо регулярно производить визуальный осмотр состояния всех деталей сцепления автомобиля , прислушиваться к работе своего автомобиля. Услышав или обнаружив посторонние шумы или неполадки, следует без отлагательств обратится в сервисный центр или произвести ремонт сцепления своими руками .

В своей сегодняшней статье я хочу поговорить о том, что делать если отказало сцепление, а также о том, что послужило причиной для его выхода из строя.


Итак, к вашему вниманию возможные неисправности сцепления автомобиля.

Чаще всего, ремонт сцепления, а также регулировка сцепления производится из-за износа, деформации, серьезного повреждения или замасливания накладок ведомого диска. Кроме того, отказ сцепления может быть вызван поломкой или износом демпферной и диафрагменной пружинами, маховика, нажимного диска, а также подшипника. Заедание вилки его выключения - также может стать причиной неисправности сцепления .


Пример прилично изношенного ведомого диска

Однако, как бы там ни было, главная причина неисправности сцепления - неправильная эксплуатация автомобиля. К примеру, некоторые любители скорости и "выпендрежа" стартуют с места с пробуксовкой или имеют вредную привычку держать постоянно ногу на педали сцепления, что, как вы знаете, категорически запрещается делать. Признаками, указывающими на необходимость произвести ремонт сцепления являются также: шум, рывки и вибрация во время его работы, а также неполное включение и выключение сцепления. Детали плохого качества также могут стать причиной выхода из строя сцепления автомобиля.


Как устранить неисправности сцепления

Если отказало сцепление, одной из возможных причин тому может быть ведомый диск. Для того чтобы устранить эту неисправность и произвести ремонт сцепления , необходимо демонтировать ведомый диск сцепления и произвести его визуальный осмотр на предмет дефектов, деформаций и повреждений. Если же проблема заключается в утечке, произошедшей в гидравлической системе сцепления, проверять следует трубопроводы, а также главный и рабочий цилиндры. Причиной неисправности сцепления может стать также воздух, который попал в гидравлическую систему сцепления, если это так - необходимо удалить воздух.


Признаком отказа сцепления может быть также не полное его включение из-за недостаточного свободного хода педали, в таком случае необходима регулировка сцепления . Если же сцепление автомобиля пробуксовывает по вине износа или замасливания фрикционных накладок ведомого диска, то для устранения данной неисправности вам придется произвести промывку замасленных деталей и замену вышедших из строя деталей.

Как доехать до СТО с неисправным сцеплением?

Первый способ. В случае полного отказа сцепления необходимо, соблюдая все меры техники безопасности, попытаться добраться к ближайшей станции техобслуживания. Однако, как это сделать с неисправным сцеплением? Чтобы включить передачу, необходимо перевести рычаг переключения скоростей в нейтральное положение и сбросить газ. Если же рычаг западает, следует слегка нажать на педаль газа, для того чтобы освободить его.

Второй способ. В случае если произвести ремонт сцепления на месте невозможно и необходимо доехать до ближайшего СТО, то можно воспользоваться также еще одним, не менее действенным способом. Нужно заглушить мотор и включить первую скорость. После этого покрутите стартером, чтобы запустить двигатель. Автомобиль начнет рывками двигаться с места, не пугайтесь, так и должно быть, поскольку передача не соответствует частоте оборотов двигателя. Когда две эти величины выравняются, машина начнет ехать плавно и ровно.

Однако помните о том, что мотор автомобиля холодный, поэтому его для начала необходимо прогреть, и только после этого продолжать дальнейшие действия, в противном случае он может просто заглохнуть. Чтобы переключиться с первой передачи на вторую без сцепления нужно соблюдать некоторые правила. Трогаться необходимо с первой, после того как вы достигнете оптимальной для переключения передачи скорости, следует отпустить педаль газа и поставить рычаг переключения в нейтральное положение. Затем аккуратно, не спеша включите вторую передачу.

И в заключение...

Для того чтобы неисправности сцепления возникали как можно реже, а само сцепление автомобиля прослужило вам как можно дольше, необходимо следовать кое каким нехитрым советам, которые я привел ниже:

  1. Будьте аккуратны в обращении со своим автомобилем;
  2. Трогайтесь с места без пробуксовки, медленно и плавно;
  3. Регулярно следите за состоянием сцепления автомобиля;
  4. Ремонт сцепления и регулировка сцепления должны производиться специалистами только в случае необходимости;
  5. Используйте только качественные, оригинальные запчасти для своего автомобиля и регулярно проходите техобслуживание на специализированных СТО.

Замена сцепления автомобиля при условии, что оно правильно эксплуатируется, должно производиться после прохождения автомобилем 50-70 тыс. км., у автомобилей западного производства это значение на 30-40 тыс. больше.