Шрек, огр из Украины: анатомия броневика КрАЗ. «Спартан»: канадский броневик для армии Украины

На своей странице в www.facebook.com любопытный обзор выявленных в ходе эксплуатации недостатков бронеавтомобиля Streit Spartan, используемого украинскими силовыми структурами как "КрАЗ - Спартан". Делается вывод, что "автомобили с таким объемом недостатков и недоделок не могут быть приняты на вооружение ВСУ".

Со стороны bmpd заметим, что описанные недостатки бронеавтомобиля Streit Spartan выглядят вполне закономерными, поскольку компания Streit Group, занимавшаяся до недавнего времени главным образом изготовлением коммерческих защищенных автомобилей, совершенно не имеет опыта в разработке полноценной военной бронетехники. Разработанная и выдвинутая на рынок Streit Group в последнее время серия "полноценных" бронированных машин, по всей видимости, не проходила полноценных испытаний по военным требованиям и отработок, а также и не имеет серьезного опыта боевого применения. Закупка разработанных Streit Group бронеавтомобилей Spartan и Cougar украинскими властями в 2014 году (с фиктивной якобы "сборкой" на ПАО "АвтоКрАЗ") также проходила в спешке, и, как можно судить, без каких-либо серьезных испытаний. В результате ВСУ получили сомнительные машины откровенно второсортного и не имеющего серьезного опыта разработчика.

Бронеавтомобиль "КрАЗ - Спартан" (Streit Spartan) вооруженных сил Украины в Орловке (Донецкая область), январь 2015 года (с) ВКонтакте

Десантники провели ходовые и полигонные испытания Спартана.

Учитывая, что со времени моего короткого знакомства с Барсом во дворе президентской администрации и тот факт, что несмотря на обещания ПАПы мне никто так и не перезвонил - опубликую здесь замечания по Спартану.

Не надеясь на то, что если эти замечания попадут на завод и в АП - что то изменится. К лучшему.

P.S. Вчера на обратной дороге из-под Мариуполя на подъезде к Киеву в районе Березани увидели катящийся навстречу (в сторону Полтавы-Харькова) Спартан. Охренели, с какого перепугу броневик, в котором есть огромная потребность у подразделений на передовой, катается в Киев и обратно в АТО - неужели для этого нет автомобилей попроще? Кто был в качестве пассажира? На каком основании снял с фронта бронированый автомобиль для поездки в Киев? Всё у нас по прежнему через жопу.

И думают - ей, и делают - руками, растущими именно оттуда.

К моему огромному сожалению. И разочарованию.

Загальні недоліки автомобіля КрАЗ-Spartan-APC:

1. Ходова частина не витримує навантажень автомобіля, а саме обриває кронштейни амортизаторів поперечної стійкості (5 автомобілів з 15).

2. Підтікає мастило з амортизаторів (У всіх).

3. Для того щоб увімкнути передній міст, водію необхідно вийти з автомобіля та увімкнути його (У всіх).

4. Не передбачене місце для запасного колеса (У всіх).

5. Для заправки автомобіля необхідне пальне, яке відповідає технічним характеристикам двигуна нового покоління, як наслідок на 60% автомобілів загоряється сигналізатор несправності двигуна.

6. Не можливе самостійне обслуговування автомобіля, це можна зробити тільки на спеціалізованих СТО, так як необхідна комп’ютерна діагностика та спецiструмент.

7. Під час руху автомобіля по пересічній місцевості або наїзду на вибоїни в рульову колонку відчувається сильний удар (У всіх).

8. Лебідка автомобіля не витримує навантаження, під час застосування виходить з ладу (1 автомобіль з 15).

9. Броня автомобіля спереду заслабка, що при першому попаданні кулі чи осколків снарядів виведе автомобіль з ладу(У всіх).

10. Броньоване скло не витримує другого пострілу.

11. Захисні решітки не на усіх вікнах (1 автомобіль з 15).

12. Під час стрільби з кулемета гільзи потрапляють під капот автомобіля, що може привести до поломки двигуна (У всіх).

13. Під час стрільби в русі не можливе попадання в ціль, із-за розхитування автомобіля (як варіант необхідне кріплення шестеренного типу для більшої стійкості кулемета) (У всіх).

14. Для заміни короба з набоями до кулемета, стрілку необхідно висунутись із-за укриття, що збільшує ймовірність його ураження (У всіх).

15. Слабкий захист кулеметника, захисні стінки необхідно підвищити (У всіх).

16. Не має штатної радіостанції (У всіх).

17. Електронний лічильник спідометру показує - “km\h”, але рахує пробіг в сухопутних милях (У всіх).

Делайте выводы сами, Спартан это или пис оф щит.

Пис оф бронированный щит smile emoticon

Хотели как лучше. Получилось - как всегда.

Автомобили с таким объемом недостатков и недоделок не могут быть приняты на вооружение ВСУ. Ни при каких обстоятельствах, кроме обязательного устранения недостатков и повторного придирчивого тестирования. В тех же условиях тем же составом. Возможно - и в параллельных частях.

Парни на передовой не должны стать испытателями по принципу и подобию манекенов для краш-тестов. КрАЗ в своём репертуаре...

Ответственные товарищи - такая же херня.

Перевод списка недостатков и дефектов:

1. Ходовая часть не выдерживает нагрузок автомобиля, а именно обрывает кронштейны амортизаторов поперечной устойчивости (5 автомобилей из 15).

2. Подтекает масло с амортизаторов (у всех).

3. Для того чтобы включить передний мост, водителю необходимо выйти из автомобиля и включить его (у всех).

4. Не предусмотрено место для запасного колеса (у всех).

5. Для заправки автомобиля необходимо топливо, которое отвечает техническим характеристикам двигателя нового поколения, - как следствие на 60% автомобилей загорается сигнализатор неисправности двигателя.

6. Невозможно самостоятельное обслуживание автомобиля, это можно сделать только на специализированных СТО, так как необходима компьютерная диагностика и специнструмент.

7. Во время движения автомобиля по пересеченной местности или наезде на выбоины в рулевую колонку ощущается сильный удар (у всех).

8. Лебедка автомобиля не выдерживает нагрузок, при использовании выходит из строя (1 автомобиль из 15).

9. Броня автомобиля спереди слаба, что при первом же попадании пули или осколков снарядов выводит автомобиль из строя (у всех).

10. Бронированное стекло не выдерживает второго выстрела.

11. Защитные решетки не на всех окнах (1 автомобиль из 15).

12. Во время стрельбы из пулемета гильзы попадают под капот автомобиля, что может привести к поломке двигателя (у всех).

13. Во время стрельбы в движении невозможно попадание в цель из-за тряски автомобиля (как вариант, необходимо крепление шестеренного типа для большей устойчивости пулемета) (у всех).

14. Для замены короба с патронами к пулемету стрелку необходимо высунуться из-за укрытия, что увеличивает вероятность его поражения (у всех).

15. Слабая защита пулеметчика, защитные стенки необходимо усилить (у всех).

16. Не имеется штатной радиостанции (у всех).

17. Электронный счетчик спидометра показывает "км/ч", но считает пробег в сухопутных милях (у всех).

В настоящее время украинские власти предпринимают активные попытки восполнить потери военной техники. Для оснащения вооруженных сил и Нацгвардии ведется восстановление боевых машин снятых с хранения, а также предпринимаются попытки закупки или строительства новой техники. В деле оснащения армейских подразделений Киеву приходится обходиться не только своими силами, но и просить помощи у зарубежных компаний. Ярким примером последнего являются последние события вокруг бронеавтомобиля Streit Group/КрАЗ Spartan.


Броневик Spartan («Спартанец») был разработан канадской компанией Streit Group и впервые представлен публике в 2013 году. Целью проекта было создание многоцелевого бронеавтомобиля, предназначенного для поставки третьим странам. К настоящему времени броневики канадской разработки были закуплены новыми ливийскими властями и вооруженными силами Нигерии. Сравнительно недавно компания Streit Group сделала выгодное предложение всем потенциальным заказчикам своих бронемашин: при необходимости производство броневиков Spartan может вестись на предприятиях страны-заказчика.

Летом прошлого года стало известно, что свой интерес к броневикам Spartan проявляет украинская армия, нуждающаяся в большом количестве современной бронетехники. Уже 24 августа такая техника приняла участие в параде, посвященном Дню независимости Украины. При этом передача машин войскам заметно затянулась.

Броневик Spartan является легкой бронемашиной, созданной на базе коммерческого шасси. Основой для этой канадской машины послужил автомобиль Ford 550, что сказалось на ряде ее характеристик. Проект подразумевает установку оригинального бронекорпуса на заимствованное шасси, что должно упрощать и удешевлять производство подобной бронетехники.

Предлагаемая канадской компанией машина имеет классическую для такой техники компоновку бронекорпуса. В передней его части располагается моторное отделение, защищенное броней капота, а прочие объемы корпуса отданы под размещение людей и грузов. Объемы внутреннего пространства позволяют перевозить до 12 человек, включая водителя и командира.

По информации разработчика, бронекорпус машины Spartan обеспечивает защиту уровня B6 по европейскому стандарту CEN 1063 и выдерживает попадание пуль винтовочного патрона 7,62х51 мм НАТО. Кроме того, броневик имеет противоминную защиту, соответствующую уровню 2 стандарта НАТО STANAG 4569 и позволяющую спасти экипаж от взрыва мины весом до 6 кг.

Броневик Streit Group Spartan оснащается дизельным двигателем Ford V8-6.7L мощностью 300 л.с. Двигатель сопряжен с пятискоростной автоматической трансмиссией. Агрегаты силового блока заимствованы у базового шасси Ford 550. Использованная силовая установка, по заверениям авторов проекта, должна разгонять броневик до скорости 110 км/ч (на шоссе) и обеспечивать запас хода на уровне 800 км.

Броневик Spartan имеет длину чуть более 6 м, ширину 2,43 м и высоту по крыше 2,37 м. Снаряженная масса машины достигает 7,87 т. При этом бронеавтомобиль способен перевозить до 1100 кг полезной нагрузки, включая десант или какие-либо грузы.

В корпусе броневика предусмотрен набор дверей и люков для посадки и высадки или использования . Командир и водитель, располагающиеся в передней части корпуса, должны попадать на свои места через двери в бортах. Всего в бортах имеются четыре двери, две задние ведут в десантное/грузовое отделение. В кормовом листе корпуса предусмотрена еще одна дверь. В крыше имеются три люка, один в средней и два в кормовой части. Центральный люк может использоваться для установки турелей с оружием, боевых модулей и т.п. оборудования. В качестве вооружения могут использоваться пулеметы, в том числе крупнокалиберные, или автоматические гранатометы.

Летом прошлого года стало известно, что заказываемые Украиной броневики Spartan будут собираться на ее производственных площадках. Базой для выпуска этой техники был выбран Кременчугский автозавод (КрАЗ). В связи с этим новые броневики нередко фигурируют под названием КрАЗ Spartan. Следует отметить, известно, что украинские специалисты принимают минимальное участие в проекте строительства техники. На КрАЗ приходится не более 10-15% всех работ, поскольку этот завод осуществляет лишь конечную сборку изделий из готовых узлов. Нельзя исключать, что в будущем ситуация изменится, однако на данный момент Украина получает готовые сборочные комплекты и не производит комплектующие самостоятельно.

К настоящему времени кооперация канадского и украинского предприятия привела к появлению некоторого количества броневиков новой модели, которые, по имеющимся данным, уже используются в т.н. антитеррористической операции. Несколько дней назад стали известны первые подробности эксплуатации бронемашин нового типа. Как оказалось, поставленные войскам «Спартанцы», несмотря на все обещания, имеют массу недостатков, требующих скорейшего исправления.

14 января украинский активист Алексей Мочанов, поддерживающий связь с подразделениями, эксплуатирующими броневики КрАЗ Spartan, опубликовал список из 17 пунктов, описывающий имеющиеся проблемы новой техники. Некоторые недостатки присутствуют лишь у единичных броневиков, а прочие (таких подавляющее большинство) относятся ко всем 15 переданным машинам.

«Единичными случаями» стали следующие проблемы. У 5 броневиков ходовая часть не выдержала эксплуатационных нагрузок, из-за чего произошли обрывы кронштейнов амортизаторов поперечной устойчивости. У одного автомобиля лебедка не выдержала нагрузки и поломалась. Еще один броневик, в отличие от остальных, по неким причинам не получил защитные решетки на окнах.

Остальные рекламации относятся ко всей партии из 15 поставленных броневиков. У всех машин подтекает масло из амортизаторов и отсутствует место для запасного колеса. Отмечается недостаток в виде невозможности включения переднего моста из кабины: для использования полного привода требуется покидать машину и включать его вручную. Претензии вызывает сложность эксплуатации и обслуживания. Так, возможности армейского снабжения не позволяют поставлять топливо требуемого качества, в результате чего у 60% броневиков срабатывает индикатор неисправности двигателя. Кроме того, для обслуживания машин КрАЗ Spartan требуется ряд специфического оборудования и компьютерная диагностика, что делает невозможным проведение работ за пределами специально оборудованных станций техобслуживания.

Имеются проблемы с техникой при эксплуатации. Во время езды по пересеченной местности на рулевую колонку передаются сильные удары. Электронный спидометр показывает скорость в метрической системе (км/ч), однако пробег считается в милях. Наконец, у поставленных броневиков отсутствуют радиостанции.

Наблюдаются серьезные проблемы с защитой и вооружением бронеавтомобилей. Лобовая броня признана недостаточной, из-за чего при первом же попадании осколка или пули машина может выйти из строя. Лобовое стекло не выдерживает второго выстрела из стрелкового оружия. При стрельбе из пулемета, установленного на верхнем люке, гильзы по крыше и лобовому стеклу скатываются под капот, что может привести к поломке двигателя. Конструкция турели делает невозможной прицельную стрельбу в движении. Защиту пулеметчика признали недостаточной. Кроме того, для замены короба с патронами стрелок должен значительно высовываться из-за имеющихся щитков.

Естественно, при наличии подобных недостатков конструкции новые бронеавтомобили КрАЗ Spartan не могут эффективно выполнять поставленные боевые задачи. Требуется срочно принять меры, о чем и пишет А. Мочанов. По его мнению, необходимо исправить недочеты, а затем вновь провести испытания в тех же условиях.

Что будет дальше – пока не совсем понятно. Возможно, новые серии броневиков «Спартанец» получат ряд нововведений, направленных на исправление выявленных недостатков. Тем не менее, возможны и иные варианты развития событий, в том числе и негативные для бойцов, которым придется использовать эту технику. Пока заказан 21 броневик новой модели. Вполне возможно, что этот заказ окажется последним, а недостатки придется исправлять непосредственным эксплуатантам в лице бойцов армии или Нацгвардии.

Большое количество выявленных недостатков вызывает соответствующие вопросы. Прежде всего удивляет тот факт, что в целом интересный и современный броневик, как следовало из рекламных материалов, на поверку оказался «сырым» и требующим дальнейшей доводки. Проблемы можно было бы списать на некачественную сборку, осуществленную в Кременчуге. Тем не менее, большое количество недочетов связано с ошибками, допущенными в ходе проектирования и производства сборочных комплектов.

По мнению авторов известного блога BMPD, причиной всех обнаруженных проблем является недостаточная компетенция разработчиков. Компания Streit Group ранее занималась изготовлением защищенных автомобилей для различных коммерческих структур и частных заказчиков. При этом у компании полностью отсутствовал опыт создания полноценной военной бронированной техники. Кроме того, новые броневики Spartan и Cougar, разработанные компанией в последние годы, за несколько лет так и не прошли полноценные испытания, с помощью которых проверяется современная бронетехника.

Броневики с массой «врожденных» недостатков, разработанные компанией без опыта, в спешном порядке были закуплены украинскими военными без должной проверки, доводки и других мероприятий, без которых немыслимо принятие на вооружение новой техники. Как результат – армия получила почти не пригодные для полноценной эксплуатации бронемашины. Время покажет, чем закончится эксплуатация такой техники. Однако уже сейчас можно предполагать, что «сырые» машины станут дополнительным фактором, увеличивающим потери техники и личного состава. Что касается инициаторов сомнительной сделки, то они, скорее всего, как и ранее, останутся в стороне и вряд ли понесут ответственность за свои действия.

По материалам сайтов:
http://autokraz.com.ua/
http://armyrecognition.com/
http://military-today.com/
http://korrespondent.net/
http://mil.gov.ua/
http://bmpd.livejournal.com/

Спартан как и его «младший братишка» — Кугуар, призван защитить солдат проходящих службу в горячих точках по всей планете. Как и , КРАЗ Спартан построен по лицензии Канадско - Эмиратской организации Streit Group. Кроме брони класса 6A, броневик Spartan оснащается тепловизором, системой ночного видения и собственной системой вооружения. Последняя может включать в себя противотанковый комплекс «Сармат» способный поражать танки противника на расстоянии до 6км. Краз Спартан закупаемый украинской армией обходится в 400 000$ за машину. В других странах бронемашина Spartan может иметь еще более высокую стоимость, ведь там ее сборка скорее всего будет не налажена.

Spartan построен на шасси Ford 550, полная масса украинской бронемашины составляет 8 970кг.
Бронированный гигант имеет длину в 6020мм, ширину в 2438мм и высоту в 2378мм. При колесной базе в 3516мм, дорожный просвет обозреваемого броневика - 510мм. По просьбе солдат модернизированный Spartan получил защиту для спины оператора турели, а также систему позволяющую дистанционно управлять пулеметом и ракетами турели. Также модифицированные машины стали оснащаться лебедками, ведь вытащить такую тяжелую машину силами одних солдат и без техники может оказаться очень сложно. Броневик KRAZ обут в не боящиеся пуль шины размером: 335/85 R20. Зрительно отличить Spartan от Cougar можно по четырем боковым дверцам более крупной машины, взгляните на фото Спартана, а теперь посмотрите на Кугуар, о котором уже писал ранее.

Технические Характеристики КРАЗ Спартан

Под капотом Spartan установлен Фордовский турбодизельный V8 объемом в 6.7л. Возможно 400л.с вам покажутся недостаточными для настолько тяжелой машины, но 1085Ньютонов крутящего момента - это просто гигантская тяга, причем она доступна уже с 1 600 оборотов. Максимальная скорость в 110км также вполне достаточна для техники подобного типа. За смену передач в Спартане отвечает шестискоростная МКП. Топливный бак вмещает 254л дизельного топлива.

Спартан на самом деле впечатляющий автомобиль, но грустно от того, что подобные машины сегодня используются на еще недавно мирной - украинской земле. Хочется верить, что вскоре боевые действия на востоке Украины прекратятся и все наши люди снова будут жить в мире, приходить на парады и автомобильные выставки, где смогут восхищаться столь грозными и воинственными автомобилями как KRAZ Spartan.

Сразу скажем, что было непросто устроить очную ставку с бронеавтомобилями КрАЗ – сложная обстановка в стране вносит свои коррективы. Тем не менее, нас пропустили на завод и дали возможность не только осмотреть новые машины «Спартан» и «Шрек», но и проехать на них. Тест-драйв прошел на заводском полигоне, оборудованном специальными препятствиями: крутыми подъемами, ямами с песком, косогорами, бетонными надолбами.

Начали мы с бронеавтомобиля поменьше – КрАЗ «Спартан». Впервые на широкой публике машина засветилась на военном параде 2014 года в Киеве, приуроченном ко Дню Независимости Украины. Она разработана совместно с канадско-эмиратской компанией Streit Group, на среднетоннажном шасси американского производства Ford F-550.

«Спартан» относится к многофункциональным бронеавтомобилям класса LAV (Light Armored Vehicle). Это не бронетранспортер, а машина для патрулирования, перевозки грузов и личного состава, миротворческих контингентов и полицейских. А потому имеет класс бронирования по STANAG 4569 уровень 2. Машину испытывали на полигоне, где она успешно выдержала обстрел из автомата Калашникова обычными пулями 5,45 и 7,62 мм. Кроме того, корпус защищает от подрыва небольших мин (до 6 кг).

Длина бронеавтомобиля – 6,02 м, ширина – 2,43 м и высота – 2,37 м. Машина предназначена для перевозки 12 человек (3 экипаж + 9 десант). Кроме того, имеется поворотная открытая башня с бронестеклами, которую можно оснастить пулеметами 7,62-мм или 12,7-мм, или 40-мм автоматическим гранатометом. Можно также поставить и боевой модуль с ПТУР.

Полная масса «Спартана» составляет почти 9 тонн. Тем не менее, автомобиль уверенно разгоняется, вплоть до максимальной скорости в 110 км/ч. В этом заслуга турбодизеля Ford V8 рабочим объемом 6,7 и мощностью 400 л.с. Руль довольно легкий. Понравилась автоматическая, 6-ступенчатая коробка передач. Она имеет и ручной режим управления. Более того, можно заранее выбрать максимально допустимую высшую передачу (6-ю, 5-ю, 4-ю и т. д.)

Привод на передние колеса отключаемый. Для его активации нужно потянуть за небольшой рычаг у правой ноги. А вот при движении на заднем приводе рекомендуется отключить ступицы передних колес для большей топливной экономичности. Правда, для этого нужно выходить из автомобиля. Кстати, средний расход топлива относительно невелик – в районе 30 л на «сотню».

Под центральной консолью расположен массивный пульт управления проблесковыми маячками и звуковой сиреной: причем для каждого вида автомобиля (скорая помощь, полицейский автомобиль, машина сопровождения и др.) имеется своя тональность сигнала.

Стояночный тормоз – типично американский: затягивается педалью, а отпускается рукояткой сверху. Жаль, что подушку сиденья водителя нельзя настроить по высоте. Педали газа и тормоза расположены довольно близко друг к другу, а посему работа ими в зимней обуви требует сноровки. Да и рычаг переднего привода порой трется о правую ногу. Двери довольно широкие. При открытии на максимальный угол они блокируются: для закрытия нужно ногой надавить на ограничитель, потянув дверь рукой сначала от себя, а потом на себя.

На ходу «Спартан» довольно комфортабельный. Это относится как к уровню шума, так и вибрациям. При этом даже на обычных, неподрессоренных «седушках»-скамейках в десантном отсеке можно сносно ехать. Хотя по заказу вместо них можно поставить индивидуальные противоминные кресла, которые крепятся исключительно к стенками, без контакта с полом. Управляемость также отличная – немалая заслуга в этом независимой, пружинной подвеске передних колес.

Второй подопытный, бронеавтомобиль – «Шрек» – также разработан совместно с компанией Streit Group. Машина намного больше модели «Спартан». Ее длина составляет 7,99 м, ширина – 2,54 м и высота 3,08 м. Полная масса достигает 16 т. Это уже настоящий кременчугский грузовик. В основе машины лежит внедорожное шасси КрАЗ-5233НЕ (4х4).

Машина относится к классу бронемашин APC (Armored Protective Cabin) и имеет класс защиты по STANAG 4569 Уровень 2 или B6+. Его корпус надежно защищает от пуль калибра 5,45 и 7,62 мм. Причем даже при обстреле с малой дистанции в 5-10 м. Стекла также выдерживают свинцовый дождь – до семи пуль подряд. Специальное днище V-образной формы отлично защищает от взрыва под ним. На испытаниях в Германии кузов «Шрека» перенес подрыв двух мин TM57 по 7 кг под одним из колес, а также одной такой мины – непосредственно под днищем.

Из-за V-образного днища кабина расположена довольно высоко и посадка в нее напоминает тепловозную. На наш взгляд, не помешала бы еще одна гибкая подножка на тросе. В кабине водителя все чисто «кразовское»: руль, приборная панель, кресла, педаль, напольный рычаг коробки передач… Двери закрываются не просто на защелку: сверху и снизу имеется по два шпингалета – для надежной их фиксации при взрыве или обстреле.

Не теряя время, заводим двигатель. В нашем случае это проверенный временем ЯМЗ-238 мощностью 330 л.с. По заказу завод предлагает установить и зарубежные агрегаты: Сummins или Deutz. Последний особенно хорош, хотя и дороже «камминза» почти втрое. Коробка передач – 9-ступенчатая, китайской марки Fast Gear. Честно скажем, она требует сноровки: четкость включение не очень. По заказу, правда, можно заказать и автоматическую трансмиссию Allison. Приятно удивила обзорность. Хотя, конечно, из-за маленьких боковых окон ее не сравнить с гражданской кабиной КрАЗ.

Пересаживаемся с места водителя в десантный отсек. Вот это да. Тут установлены антиминные импортные кресла. Они не имеют жесткого каркаса и крепятся к стенкам. Такие себе мини-гамаки. Более того, сиденья оснащены 4-точечными ремнями безопасности. Сидишь как барон. Даже на ухабах особо не трясет. На небольшой перегородке под потолком, отделяющей кабину водителя, для пущего комфорта десантников – целый ряд вентиляционных дефлекторов и четыре розетки на 12 В. По краям в салоне – резиновые держатели под автоматы. Под сиденьями – стальные ящики с крышками, куда можно поместить боеприпасы и личные вещи. На ПАО «АвтоКрАЗ» возлагают большие надежды на новые бронеавтомобили «Спартан» и «Шрек» и верят, что они защитят жизни не одной сотни наших бойцов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Вот уже несколько лет, как чаша весов в извечном споре между колесной и гусеничной военной техникой склоняется в сторону колес. Собственно говоря, минусом броневиков на колесах всегда были в первую очередь проходимость и высокое давление на почву, не позволявшее нести серьезную броню. Сегодня по проходимости колеса практически сравнялись с гусеницами, а появление керамической брони позволило сделать защиту боевых машин намного более легкой, чем раньше, – легкой в смысле веса, а не уровня защиты. Конечно, еще рано списывать со счетов гусеничную технику, но во многом ее участь решает сложность доставки в зоны боевых конфликтов, во всяком случае, пока.

Примечание редактора: сайт – это автомобильный портал. Мы пишем о машинах – не о политике и не о войне. Машины не виноваты в том, что их посылают на войну, не так ли? Поэтому читайте, и да пребудет с вами здравый смысл.


На видео: КрАЗ-6Э6316

Предыстория

Кременчугский автозавод начинал работу над созданием современных бронированных машин еще в советское время. Так, в 1988 году проходил испытание КрАЗ-6Э6316 с колесной формулой 8х8. Правда, это был не броневик, а всего лишь макет: на кабину была навешана имитация брони для того, чтобы определить, как будет вести себя машина с этим дополнительным весом, и разработать систему крепления настоящей брони.

Лобовое и боковые окна планировалось оснастить пуленепробиваемыми стеклами, которые в ту пору также ударными темпами разрабатывались советской промышленностью.

Напомним, в ту пору СССР вел войну в Афганистане и постоянные нападения иррегулярных формирований на автомобильные конвои приводили к неоправданным потерям в рядах «ограниченного контингента воинов-интернационалистов». Довести эти разработки до ума украинские инженеры и конструкторы не успели: в международной политике наметилось потепление, советские войска были выведены из Афганистана, а вскоре почил в бозе и сам Советский Союз.

Но ничто не проходит бесследно, и уже в 1990-е годы в локальных «горячих точках» появились импровизированные броневики на основе КрАЗов, созданные, в общем-то, в кустарных условиях. Выбор именно этого шасси был неслучаен – машины действительно обладали высокой проходимостью, хорошей выживаемостью и грузоподъемностью. Таким образом, первыми применили на практике советские наработки мелкие частники, как это и обещали народу отцы Перестройки.

Индийский «бронеКрАЗ»

На фото: КрАЗ-5233ВЕ

И только в 2012 году «промышленный» броневик на базе автомобиля КрАЗ-5233ВЕ (4х4) создала индийская компания Shri Lakshmi Defence Solution. Боевая машина получила название КрАЗ-01-1-11/SLDSL, рулевое управление в ней располагалось, как и положено в индийской армии, справа. Двигатель индусы оставили ЯМЗ-238ДЕ2 мощностью 330 л.с. Тут в источниках имеются разночтения: сами индусы называют его украинским, ряд же российских специалистов утверждает, что это не просто российская разработка Ярославского завода, но и производился он на территории РФ.


На фото: КрАЗ-5233ВЕ

У броневика был сварной несущий кузов, двойная броневая защита боковых стенок (включая двери) заполнена взрывозащитным материалом. V-образное днище имело противоминную защиту (такая форма как раз и служит для рассеивания взрывной волны) и трехслойное бронирование. Автомобиль был оборудован поворотной башней, имел восемь амбразур для ведения огня из стрелкового оружия и мог перевозить до 12 человек, включая экипаж.


Двигатель ЯМЗ-238ДЕ2

Возвращение на Украину

Разработка оказалась достаточно удачной, и на ее основе завод-производитель при участии индийской стороны и канадской компании Streit Group создал бронеавтомобиль KrAZ Shrek One (KrAZ MPV), положивший начало семейству подобных изделий. По всей видимости, название Shrek было выбрано не только в честь одноименного мультперсонажа (огромного зеленого великана-огра), но и по созвучию с индийским словом Shri – как дань уважения идеям индийских инженеров.

Высокая степень заимствования индийских разработок объясняется, по всей видимости, тем, что украинской армии срочно потребовалась современная техника – начался вооруженный конфликт на юго-востоке Украины. Новый броневик был впервые представлен на оружейной выставке KADEX-2014 в мае 2014 года в Астане (Казахстан) и в июне того же года – на Eurosatory-2014 в Париже. На тот момент стоимость машины составляла около $1 млн.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

На фото: KrAZ Shrek One (KrAZ MPV)

Анатомия Шрека

Сегодня Шрек 4х4 – это многоцелевое транспортное средство с противоминной защитой, предназначенное для оперативного и безопасного перемещения личного состава, техники и оборудования, а также их огневой поддержки. Несущей конструкцией также является собранный из бронелистов кузов, та же броня, между листами которой проложено 25 мм взрывозащитного материала, те же восемь амбразур (по четыре с каждой стороны), плюс дополнительная амбразура в корме.

Уровень защиты вертикальных стенок и пуленепробиваемых стекол сопоставим с уровнем 3А (STANAG 4569) по стандартам НАТО. А взрывозащитный материал превосходит по уровню защиты натовский стандарт (STANAG 4569) 2 уровня. Баллистическая защита брони – B6+/STANAG 4569 Level 2. Противоминная защита выдерживает взрыв двух зарядов, эквивалентных 14 кг тротила под любым колесом или 7 кг тротила непосредственно под днищем.

Двигатель – все тот же ЯМЗ-238Д, однако могут быть установлены двигатели Cummins и Deutz. Раздаточная коробка – механическая двухступенчатая, коробка передач девятиступенчатая китайского производства – Fast Gear 9JS150TA-B. Шины Michelin 445.65R22.5/16.00R20 по технологии RunFlat, да еще и с централизованной подкачкой.

Напомним, что шины, созданные по такой технологии, имеют усиленное и широкое бортовое кольцо, теплостойкий состав резины и усиленный каркас. Они позволяют проехать до 80 км на пробитом колесе без потери маневренности. Вероятно, возможность подкачивать их изнутри может увеличивать этот пробег еще сильнее. К слову, шины RunFlat сейчас широко применяются и для гражданских автомобилей.

Но вернемся к Шреку. На машине установлена аппаратура для связи и наблюдения, включая камеры заднего вида ночного видения с дальностью обзора до 500 м. Доля комплектующих украинского производства достигает 70%. А возможность установки дополнительного оборудования позволила тут же создать модификации: KrAZ Shrek One Ambulance (медицинскую машину) и KrAZ Shrek One RCV (машину для разминирования, оснащенную краном-манипулятором).


На фото: KrAZ Shrek One Ambulance

Где воюет этот броневик?

Хотя Шрек наверняка создавался Украиной под участие в военных действиях на юго-востоке, в зону АТО было передано, по сообщениям украинских СМИ, всего пять таких машин. Это при том, что завод-изготовитель способен выпускать 25 таких изделий в месяц. Так что проблема тут наверняка не в цене, которая с переходом к серийному выпуску была снижена до $300-400 тыс.