Расследование гибели принцессы дианы. Принцессу Диану могли спасти? Загадка смерти Леди Ди. Машину Дианы сбил с курса белый «фиат»

Сегодня исполняется 15 лет со дня гибели принцессы Уэльской Дианы. Урожденная Диана Френсис Спенсер погибла в возрасте 36 лет, через год после развода со своим первым и единственным законным супругом принцем Чарльзом. Принцесса Диана была одной из самых популярных женщин мира. Ее называли "Леди Ди", "народной принцессой", "королевой сердец". В ночь на 31 августа 1997 года в автомобильной аварии, произошедшей в подземном тоннеле под площадью Альма в Париже, "народная принцесса" погибла. Было ли это убийство или случайность? До сих пор ответ на этот вопрос будоражит сердца и умы многих людей.

Папарацци

Первая версия гибели принцессы Дианы, которая была высказана следствием: в аварии виноваты несколько репортеров, которые передвигались на мотороллерах. Они преследовали черный "Мерседес" Дианы, и один из них, возможно, помешал автомобилю принцессы. Водитель "Мерседеса", пытаясь уйти от столкновения, врезался в бетонную опору моста.

Но в тоннель, согласно показаниям очевидцев, они въехали спустя несколько секунд после "Мерседеса" Дианы, а значит, не могли спровоцировать аварию.

По словам адвоката Виржини Барде, на самом деле нет никаких доказательств виновности фотографов.

Таинственный автомобиль

Следствие выдвигало и другую версию: причина аварии - автомобиль, к тому времени уже находившийся в тоннеле. В непосредственной близости от разбившегося "Мерседеса" сыскная полиция обнаружила осколки "Фиата Уно".

При опросе очевидцев полицейские якобы выяснили, что "Фиат Уно" белого цвета через несколько секунд после произошедшей аварии зигзагами выехал из тоннеля. Причем водитель смотрел не на дорогу, а в зеркало заднего вида, как будто увидел что-то, например, разбившийся автомобиль.

Сыскной полицией также были определены точные характеристики машины, ее цвет и год выпуска. Но, даже располагая сведениями об автомобиле и описанием внешности водителя, следствию так и не удалось отыскать ни машину, ни шофера.

Френсис Жиллери, автор собственного независимого расследования гибели Леди Ди как-то писала: "Были проверены все автомобили этой марки в стране, но ни один из них не имел следов похожего столкновения. Белый "Фиат Уно" как сквозь землю провалился! А очевидцы аварии, видевшие его, начали путаться в показаниях, из которых так и не стало ясно, был ли белый "Фиат" в злополучный момент на месте трагедии".

Интересно и то, что версия о белом "Фиате", ставшем якобы причиной аварии, была обнародована не сразу, а только спустя две недели после произошедшего.

Британские спецслужбы

Уже позже стали известны другие подробности аварии и выдвигались все новые и новые версии гибели принцессы Дианы.

Например, как писали многие СМИ, когда в тоннель въехал черный "Мерседес", внезапно полумрак разрезала яркая вспышка света, настолько сильная, что все, кто ее наблюдал, на несколько секунд ослепли. А еще через мгновение ночную тишину взрывают визг тормозов и звук страшного удара.

По словам СМИ, версия получила распространение с подачи одного бывшего агента британских спецслужб, который рассказал, что обстоятельства гибели принцессы Дианы напоминают ему план покушения на Слободана Милошевича, разработанный британскими спецслужбами. Югославского президента собирались ослепить в тоннеле мощной вспышкой.

Спустя несколько месяцев британские и французские газеты напечатали сенсационное заявление бывшего агента британских спецслужб Ричарда Томплисона о том, что в тоннеле Альма, возможно, было использовано новейшее лазерное оружие, которое находится на вооружении спецслужб.

После этого заявления СМИ предположили, что осколки "Фиата" подбросили те, кто готовил эту аварию заранее и хотел замаскировать ее под обычное ДТП. Пресса настаивала долгое время на том, что это британские спецслужбы.

"Удачливый" фотограф

Существует еще одна версия, связанная с таинственным "Фиатом". Версия СМИ - осколки "Фиата" подбросили те, кто готовил эту аварию заранее и хотел замаскировать ее под обычное ДТП.

В прессе ходили слухи, что спецслужбы знали, что белый "Фиат" обязательно будет этой ночью рядом с машиной принцессы Дианы. Именно на белом "Фиате" передвигался один из самых известных и удачливых папарацци Парижа Джеймс Андансон.

СМИ высказали предположение, что доказать причастность фотографа и его машины к аварии службы просто не смогли, хоть и очень надеялись. Андансон действительно был в ту ночь в тоннеле. Правда, по словам некоторых его коллег, находившихся вечером 30 августа 1997 года у отеля "Ритц", это был редкий случай, когда фотограф прибыл на работу без машины. Андансон неоднократно попадал в поле зрения службы безопасности семьи аль-Файеда, и для них, конечно, не было секретом, что Андансон является не только удачливым фотографом. Доказательства того, что фотограф - агент британской спецслужбы, якобы удалось раздобыть службе безопасности аль-Файеда. Но отец Доди по каким-то причинам сейчас не считает нужным предъявлять их следствию. Джеймс Андансон был не случайной фигурой в этой трагедии.

Принцесса Диана и Доди аль-Файед

Андансона видели в тоннеле, причем там он действительно оказался одним из первых. Видели на месте трагедии и машину, очень похожую на его автомобиль, правда, с другими номерами, возможно, фальшивыми.

После аварии Андансон, даже не дождавшись развязки, когда в тоннеле только стала собираться толпа, внезапно исчезает. Буквально среди ночи - в 4 часа утра - улетает из Парижа ближайшим рейсом на Корсику.

Спустя некоторое время во Французских Пиренеях его труп найдут в сгоревшем автомобиле. В то время когда полицейские устанавливают личность погибшего, в офисе его парижского фотоагентства неизвестные похищают все бумаги, снимки и компьютерные диски, связанные с гибелью принцессы Дианы.

СМИ предполагали, что если это не роковое совпадение, то Андансон был устранен либо как нежелательный свидетель, либо как исполнитель убийства.

Пьяный водитель

5 июля 1999 года, спустя почти два года, газеты всех стран мира печатают сенсационное заявление следствия: главная вина за случившееся в тоннеле Альма лежит на водителе "Мерседеса" Анри Поле. Он был шефом службы безопасности отеля "Ритц" и также погиб в этой катастрофе. Следователи его обвинили в том, что он сел за руль пьяным.

Заявление о том, что водитель был пьян, прозвучало как гром среди ясного неба. Данные экспертизы, указывающие на состояние сильного опьянения, были готовы уже через 24 часа после вскрытия. Но официально об этом было заявлено лишь спустя два года. 24 месяца следствие отрабатывало заведомо более слабую версию виновности папарацци или присутствия "Фиата Уно".

Жак Мюлес, который первым из представителей следственных органов прибыл на место трагедии, заявил, что анализ крови показал истинное положение дел, а значит, Анри Поль действительно был сильно пьян. По его словам, перед отъездом из "Ритца" принцесса Диана и Доди аль-Файед нервничали. Но главное, что указывало на несчастный случай, это наличие алкоголя - 1,78 промилле в крови шофера господина Анри Поля и вдобавок то, что он принимал антидепрессанты.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Диана, принцесса Уэльская, урожденная леди Диана Френсис Спенсер родилась 1 июля 1961 г. в городе Сандрингем, графство Норфолк. Она происходила из известного, родовитого семейства. 1975 год — родители Дианы разошлись, девочка получила образование в Швейцарии и вернувшись в Англию работала воспитательницей в привилегированном детском саду.

Она обратила на себя внимание королевской семьи, и ее начавшаяся дружба с принцем Чарлзом сразу вызвала интерес прессы. Их свадьба состоялась 29 июля 1981 г. в соборе Св.Павла и была невероятно широко разрекламирована. Став женой наследника престола, Диана получила титул принцессы Уэльской.

Жизнь молодой четы находился под пристальным вниманием СМИ, потому трудности, появившиеся в отношениях с принцем Чарлзом, сразу становились достоянием общественности. За годы супружества у Диана родилось двое детей. Но сохранить брак оказалось невозможным, спустя 15 лет он распался.

Любовный треугольник

Еще задолго до встречи с Дианой, в 1970 г., Чарлз познакомился с Камиллой Шанд, девушкой из «полуаристократической» семьи. Это была любовь с первого взгляда. Однако Камилла очень не понравилась королеве. И дело было совсем не во внешности. Поведение мисс Шанд в те времена, мягко говоря, не соответствовало образу невесты наследника престола. Елизавета Вторая хотела, чтобы невеста принца была девственница. С Камиллой этот вариант был совершенно исключен. Королева боялась, что газетчики разыщут бывших любовников мисс Шанд, раскрутят их на компрометирующие интервью, и тогда на монархию прольется поток грязи.

Пока Елизавета Вторая блюла честь королевской семьи, Чарлз и Камилла начали встречаться на стороне. После наследника престола уехал служить на флот, а девушка, обидевшись, не стала его ждать. Она вышла замуж за одного из своих поклонников - Эндрю Паркер-Боулза. Правда, и будучи замужем, она потом тайно встречалась с Чарлзом. Не помешала развитию этой любовной истории и женитьба принца на леди Диане.

А та была полная противоположность Камилле. Прекрасно образованная и романтичная девушка берегла свою честь и готова была пойти ради наследника престола на любые жертвы.

1982 год — Диана родила первого сына, Уильяма, и стала уделять ребенку много времени и сил. А пока Диана занималась ребенком, Чарлз начал похаживать к бывшей любовнице. Когда Диана была на третьем месяце беременности вторым сыном, Гарри, ее муж, вместо того чтобы окружить любящую жену заботой, стал встречаться с Камиллой чуть ли не в открытую.

Диана, видя, что их брак разваливается на глазах, очень страдала. Из-за роковой страсти супруга к Камилле она даже попыталась и в конце концов возненавидела соперницу, которую даже назвала «ротвейлером».

Между тем просто неразрывная связь принца и Камиллы имеет поистине мистическое объяснение: прабабушка Камиллы была любовницей прадедушки Чарлза - короля Эдуарда Седьмого. Может быть, эта любовь была настолько сильна, что передалась потомкам вместе с генами…

После развода «леди Ди», как ласково называли Диану в народе, постепенно осознала себя свободной женщиной, у нее начали появляться близкие друзья. Последним из них был 42-х летний египетский миллионер Доди аль-Файед.

Расследование смерти принцессы Дианы

Споры о том, что послужило причиной трагической смерти принцессы Дианы и ее друга, не утихают до сих пор.

Авария произошла в Париже, 31 августа 1997 г. в 00.27 в тоннеле, находящемся недалеко от моста Альма. Черный «Мерседес-Бенц S280» врезался в колонну, разделяющую встречные полосы движения, потом ударился о стену тоннеля, и пролетев несколько метров остановился.

Травмы, которые получили принцесса Диана, Доди аль-Файед и телохранитель, были смертельны. Правда, Диану успели довезти живой до госпиталя «Пите Сальпетриер», однако все попытки спасти ей жизнь оказались безрезультатны. Ей было только 36 лет.

Пока врачи вели борьбу за жизнь любимицы миллионов англичан, криминалисты работали над выяснением обстоятельств автомобильной аварии. Постепенно начали вырисовываться следующие версии причин ее гибели:

Версии гибели принцессы Дианы

Смерть принцессы Дианы в результате ДТП - не более чем обычная автокатастрофа, трагическая случайность;

Во всем виноват Анри Поль, водитель «мерседеса» - экспертиза показала, что за рулем он был в состоянии сильного алкогольного опьянения;

Аварию спровоцировали назойливые папарацци, которые буквально по пятам следовали за автомобилем Дианы;

К гибели леди Ди причастна британская королевская семья, так и не простившая принцессе Диане ее развода с наследником престола;

Машина потеряла управление из-за неисправной тормозной системы;

«Мерседес» на большой скорости столкнулся с другим автомобилем - белым «фиатом», после чего шофер Дианы не смог справиться с управлением;

К смерти принцессы Дианы приложили руку английские спецслужбы, которые намеревались сорвать брак матери будущего короля Англии с мусульманином.

Какая из версий наиболее правдоподобна и близка к истине? Ответ на этот вопрос должны были дать французские эксперты.

Комиссия, созданная при Институте криминальных исследований французской жандармерии, отработала все версии случившегося. В результате несколько папарацци были переданы в руки правосудия. Правда, никто не взял на себя смелость обвинить их в провоцировании гибели принцессы Дианы. Обвинения касались, как правило, нарушения журналистской этики и неоказания своевременной помощи пострадавшим. В действительности, фотографы в первую очередь стремились запечатлеть умирающую Диану и лишь после попытались предпринять что-то для ее спасения.

Не подтвердились и предположения о неисправности тормозной системы «мерседеса». Специалисты, на протяжении нескольких месяцев тщательно исследовавшие то, что осталось от машины, пришли к выводу: в момент катастрофы тормоза «мерседеса» находились в исправном состоянии.

Широко обсуждалась версия о том, что шофер вел автомобиль по тоннелю со скоростью, превышающей предельно допустимую на данном участке дороги. Но эксперты заявили, что скорость «мерседеса» была в пределах нормы.

Следственная группа тоже опровергла утверждения о том, что виной всему был пьяный водитель. Конечно, нетрезвое состояние Поля Анри сыграло свою роль в произошедшем. Но не только (и не столько) это привело к трагедии.

В ходе расследования выяснили, что перед тем как врезаться в 13-ю колонну тоннеля, автомобиль Дианы столкнулся с белым «Фиатом-Уно». По показаниям одного из свидетелей, за рулем последнего находился шатен лет сорока, скрывшийся с места преступления. После этого столкновения «мерседес» потерял управление, а дальше произошло то, что уже было описано выше. Полиция Франции буквально перетряхнула всех владельцев белых «Уно», но нужной машины так и не нашла.

2004 год — результаты расследования комиссии Института криминальных исследований французской жандармерии были переданы в «более компетентные органы», которые, как видно, и должны были решить, достаточно ли собрано фактов и проведено исследований, чтобы с полным основанием закрыть это дело.

Вместе с тем поиски мифического «фиата» продолжаются. Правоохранительные органы Франции все еще надеются, что водитель таинственной машины все же объявится и сообщит подробности столкновения, ставшего прологом трагической автокатастрофы. Но пока что на призыв полиции никто не откликнулся. Если столкновение «мерседеса» с «фиатом» в действительности имело место, и таинственный водитель существует, то вряд ли он по своей воле возьмет на себя всю ответственность за произошедшее, а также всю тяжесть гнева тех, кто до сих пор помнит Диану и искренне скорбит по ней.

Неизвестно, когда будет поставлена точка в расследовании обстоятельств гибели Принцессы Дианы. Но когда бы это ни произошло, в Англии, да и во многих других странах, еще долго будут обсуждать жизнь и смерть Дианы. При этом в независимости от того, каким будет окончательное заключение упомянутых «компетентных органов».

Вероятность убийства

Отец возлюбленного «народной принцессы», миллиардер Мохаммед аль-Файед, убежден, что к смерти принцессы Дианы и его сына причастны британские спецслужбы. Именно он настоял на государственном расследовании аварии, которое и длилось с 2002 по 2008 год.

По мнению аль-Файеда старшего, водитель Анри Поль во время роковой поездки был трезв.

«Есть записи видеокамер отеля „Риц“, где походка Анри Поля нормальная, - говорит он, - хотя, по идее, он должен был бы просто ползти. В его организме медики обнаружили дикое количество антидепрессанта. Скорей всего, этот человек был отравлен. Кроме того, у меня есть документы, что он работал на английские спецслужбы. Уже потом нашли его тайные счета в банках, на которые было переведено $200 000. Происхождение этих денег неясно».

А еще Мохаммед, вопреки официальным сообщениям о результатах исследования, утверждает, что Диана погибла, будучи беременной:

«Вначале власти отказывались делать тест, а когда под давлением пошли на это, прошло 10 лет! За это время следы элементарно могут быть утрачены. Но ведь накануне трагедии Доди и Диана посещали виллу в Париже, которую я купил для них. Они выбирали там комнату для своего ребенка, с видом на сад».

С версией о заговоре против Дианы и Доди с участием спецслужб и королевского двора согласен и Пол Баррел, бывший дворецкий Дианы, который уже заработал полмиллиона фунтов на публикациях интимных писем Дианы. Одно из ее писем, которое она написала за 10 месяцев до смерти, гласит: «Моя жизнь в опасности. Бывший супруг планирует организовать несчастный случай. В моем автомобиле откажут тормоза, случится автокатастрофа. Моему мужу надо избавиться от меня, чтобы жениться на своей любовнице». Трагедия, произошедшая в Париже, повторяет сценарий, описанный в этом послании.

«Ее гибель оказалась блестяще организованной, - говорит Баррел, - это фирменный английский стиль. Наша разведка всегда „убирала“ людей не при помощи яда или снайпера, а так, чтобы это было похоже на несчастный случай».

Аналогичного мнения придерживаются и сами сотрудники спецслужб, к примеру, скандально известный бывший офицер британской службы контрразведки МИ-6 Ричард Томлисон. Он дважды был арестован за разглашение государственной тайны в своих книгах об английской разведке, покинул Британию и сейчас живет во Франции. Томлисон открыто заявил, что Диана была убита агентами МИ-6 по «зеркальному» плану «случайной автокатастрофы», который 15 лет назад готовился для президента Сербии Слободана Милошевича.

Единственный выживший участник автокатастрофы в Париже - телохранитель Доди и Дианы Тревор Рис-Джонс. Он, в отличие от водителя и пассажиров, остался жив, потому что пристегнулся ремнем безопасности. Раздробленные кости в его теле скреплены при помощи 150 титановых пластин, он перенес 10 хирургических операций.

Вот его мнение о ситуации перед катастрофой:

«Анри Поль не был пьян тем вечером. От него не пахло спиртным, он общался и шел нормально. За столом ничего не пил. Я не знаю, откуда после смерти в его крови оказался алкоголь. К сожалению, я не могу объяснить, почему я в автомобиле был пристегнут, а Диана и Доди - нет. У меня поврежден мозг, я страдаю от частичной потери памяти. Мои воспоминания обрываются на моменте, когда мы вышли из отеля „Риц“»…

Прощание

За телом принцессы Дианы в Париж прилетел ее бывший муж, принц Чарлз. Дворецкий Пол Баррел привез одежду и попросил, чтобы в руки принцессе вложили четки, подаренный ей матерью Терезой.

В Лондоне дубовый гроб с телом леди Ди стоял в Королевской часовне Сент-Джеймсского дворца четыре ночи. У стен дворца собрались люди со всего света. Они зажигали свечи и возлагали цветы.

На протяжении всей своей жизни принцесса активно занималась благотворительной деятельностью, лично посещала многих безнадежных больных в разных странах мира, вела кампании в защиту животных, против бесчеловечных видов оружия. СМИ неоднократно называли Диану «самой известной женщиной XX века». Ее сострадание к людям, участие и доброта всегда были искренними. Трагическая, нелепая гибель в аварии принцессы Дианы вызвала невиданный отклик не только в Великобритании, но и во многих странах. Миллионы людей переживали эту трагедию как смерть близкого человека.

После некоторых раздумий и колебаний королева все же приняла решение похоронить Диану «по королевскому разряду». У Кенсингтонского дворца гроб с телом принцессы опустили на лафет времен Первой мировой войны. За ним стоял навытяжку Первый батальон Уэльских гвардейцев. После отпевания в Вестминстерском аббатстве больше миллиона человек проследовали за похоронной процессией до поместья Альторп. Солдаты из полка принцессы по понтонному мосту несли гроб к острову посреди озера. Там была приготовлена могила.

Перед погребением брат Дианы Чарлз - тезка ее бывшего супруга - снял с гроба королевский штандарт и накрыл его флагом рода Спенсеров. Похоронили Диану как леди Ди…

2008 год, 7 апреля — закончились инициированные Мохаммедом аль-Файедом и продолжавшиеся полгода третьи слушания по делу о смерти принцессы Дианы. Лондонский Королевский суд обнародовал вердикт присяжных, по которому леди Ди и ее друг Доди аль-Файед погибли 31 августа 1997 г. в Париже как из-за небрежного вождения Анри Поля, шофера их «мерседеса», так и из-за папарацци, преследовавших автомобиль принцессы. Произошло «убийство в результате серьезной неосторожности».

Вердикт окончательный и обжалованию не подлежит.

С момента гибели Дианы, принцессы Уэльской, прошло без малого двадцать лет. Но конспирологи и преданные фанаты принцессы все еще не могут успокоиться. Они выдвинули немало версий гибели Дианы, которые кардинально отличаются от официальной. Многие из них действительно кажутся более логичными, чем выводы официального полицейского расследования. А вам как кажется?

По утверждениям сторонников этой теории, Диана Уэльская и ее возлюбленный Доди Аль-айед инсценировали свою гибель. Они понимали, что, пока они живы в глазах людей, им не дадут быть вместе, и решили исчезнуть, чтобы начать новую счастливую жизнь где-нибудь на далеких солнечных островах. Что ж, по крайней мере, это романтично.

Эту версию Мохаммед Аль-Файед, отец Доди и владелец знаменитого лондонского универмага Harrod’s отстаивал с самого начала. По его мнению, в гибели Дианы и Доди виновата королевская семья. По мнению Мохаммеда, королеву настолько шокировал роман экс-супруги наследника престола с мусульманином, что она приказала агентам британских спецслужб уничтожить скандальную пару. И, надо сказать, Мохаммед Аль-Файед — далеко не единственный сторонник этой теории.

Для тех, кто не верит, что старушка-королева способна на жестокость по отношению к бывшей жене сына исключительно ради родовых предрассудков, была выдвинута более жесткая версия предыдущей теории. Если верить ей, Диана была беременна от Доди. А уж допустить, чтобы сводные братья и сестры наследников престола были мусульманами, британская королевская семья точно не могла! Вот и пришлось агентам британской разведки МИ-6 вмешаться в роман бывшей принцессы.

Сторонники этой теории считают, что королева ни при чем, и что сотрудники британских спецслужб сами решили ликвидировать «народную принцессу». Об этом заявил бывший агент службы М-16 Ричард Томлинсон, заявивший, что, во-первых, он лично осуществлял наблюдение за Дианой по указанию руководства, а во-вторых, что сценарий гибели Дианы и Доди Аль-Файеда в точности совпадал со сценарием, который сочинили в недрах спецслужб для убийства президента Сербии в 1992 году. Правда, Томлинсон так и не предоставил доказательств своих слов, а главное, не объяснил, зачем рыцарям плаща и кинжала потребовалось устранять Диану. Но многие ему верят.

В самом деле, у принца Чарльза были причины желать смерти экс-супруге. После развода Чарльза и Дианы принц оказался в глазах публики изменником и негодяем, разрушившим брак своим романом с Камиллой Паркер-Боулз, а Диана — невинной овечкой, пострадавшей от распутного супруга. При этом де-факто после расставания все обстояло строго наоборот: Диана наслаждалась романом с любящим ее эксцентричным египтянином, а сам Чарльз не мог даже надеяться заключить брак со своей юношеской любовью — по крайней мере, пока его бывшая жена и мать его детей была на виду. Неудивительно, что конспирологи обвиняют в смерти Дианы ее экс-супруга — у принца явно были причины убрать ее со сцены!

Машину Дианы сбил с курса белый «фиат»

По официальной версии, виновником аварии в парижском туннеле стала машина папарацци, допустившая опасное сближение с «мерседесом» Дианы и Доди. Однако многие свидетели утверждают, что вина лежит на другой машине. Это был скромный маленький «фиат уно» белого цвета. По рассказам очевидцев, он достаточно долго преследовал «мерседес» принцессы и вместе с ним въехал в туннель. Однако вину водителя «фиата» почему-то так и не стали расследовать. Странно, правда?

По словам Пола Баррела, бывшего дворецкого Дианы, принцесса, еще будучи замужем, прислала ему письмо следующего содержания: «Мой муж планирует организовать «несчастный случай», сломав в моей машине тормоза, чтобы потом, объяснив, что я получила серьезную травму головы, жениться на Тигги. Камилла — всего лишь подсадная утка, он использует нас в самом худшем смысле». Дворецкий утверждал, что их с принцессой связывала искренняя дружба, и даже опубликовал мемуары о ней, включив туда снимок письма. Впрочем, большинство сходится во мнении, что Баррел всего лишь подделал почерк Дианы, чтобы придать книге скандальности. Ну, а вдруг это правда?..

«Мерседес» принцессы был поврежден

Известно, что перед последней в жизни поездкой принцессе пришлось заменить авто — «мерседес», на котором она ездила весь день, к вечеру внезапно оказался неисправен. Случайной ли была эта поломка? И действительно ли подменная машина была исправна, или над ней успели поколдовать агенты спецслужб? Сторонники этой теории считают, что в машине, на которой ехала Диана, были неисправны ремни безопасности. Именно из-за этого Диана, всегда дисциплинированно пристегивавшаяся в авто, на этот раз была не пристегнута. Единственным пассажиром «мерседеса», пристегнутым ремнем, оказался охранник принцессы из спецслужб. И это наводит на странные мысли.

Еще один свидетель, лорд Мишон, адвокат Дианы, еще в октябре 1995 года заявил, что принцесса опасалась за свою жизнь. Как заявил лорд Мишон, принцесса опасалась того же, о чем свидетельствовал ее дворецкий: что по указанию королевы и принца Чарльза ее машина будет приведена в негодность, причем, скорее всего, будут сломаны тормоза. Если она не погибнет в аварии, она все равно получит травмы, из-за которых ее объявят недееспособной. Однако почему-то это свидетельство не было принято во внимание следователями.

Сторонники этой теоррии утверждают: Диана пострадала из-за того, что решила предать гласности кое-какие факты о королевской семье. Утверждают, что она сделала целый ряд аудиозаписей, в которых рассказала буквально все темные тайны Букингемского дворца — от романа Чарльза с юным слугой до подробностей его отношений с Камиллой Паркер-Боулз. По слухам, убийство Дианы было организовано спецслужбами, чтобы записи не были преданы огласке. Но Диана все же успела передать их друзьям — так что в самое ближайшее время мы можем узнать много нового о британской королевской семье! Если, конечно, записи существуют.

У этой теории сторонников не так много — уж слишком неудачно обернулся предполагаемый заговор. По словам ее сторонников, виновником аварии стал водитель Дианы Анри Поль, которого подкупили британское спецслужбы, чтобы покончить с принцессой. Вот только одна неувязка — Анри Поль погиб вместе с принцессой. Вряд ли разумный человек согласится на такой риск за любые деньги!

Виновник — таинственный незнакомец

Множество свидетелей смертельной аварии подтвердили, что к разбитому авто тотчас сбежалась толпа людей с фотоаппаратами. И лишь одна свидетельница, Сара Калпеппер, заявила, что видела, как сразу после аварии от места трагедии неспешно уходил мужчина лет сорока в темном костюме. Он спокойно говорил по телефону и, кажется, совсем не был шокирован происшествием. Теперь конспирологи полагают, что мужчина был заказчиком убийства. Был ли он связан со спецслужбами? Или с принцем Чарльзом? Это неизвестно, поскольку найти его так и не смогли.


Несколько свидетелей сообщили, что за секунды до аварии туннель, по которому проезжал «мерседес» Дианы, озарила яркая вспышка света. По словам Ричарда Томлинсона, это традиционный трюк спецслужб, позволяющий ослепить водителя. Но, как ни удивительно, подтвердить этот факт не представляется возможным: из 17 камер, располагавшихся вдоль маршрута «мерседеса», в том числе в туннеле, в день трагедии не работала ни одна! Подозрительно, не так ли?

Водитель «мерседеса» был отравлен спецслужбами

По данным медицинской экспертизы, в крови погибшего водителя Анри Поля был зафиксирован уровень алкоголя, втрое превысивший разрешенные нормы. Это очень странно, учитывая, что Поль был дисциплинированным водителем, да и Диана с Доди вряд ли сели бы в машину, за рулем которой находится пьяный. Эти факты заставили конспирологов утверждать, что Анри Поля отравили спецслужбы, подлив ему что-то в еду или питье, в надежде, что пьяный водитель точно не сумеет справиться с управлением.

Джеймс Андансон был одним из папарацци, преследовавших принцессу Диану в день ее гибели. Считается, что именно Андансон был водителем того самого белого «фиата», столкнувшегося с «мерседесом» принцессы. Правда, сам он изо всех сил это отрицал. Однако ни он, ни его семья не смогли предоставить хоть какие-нибудь достойные доверия данные о том, где он был в вечер трагедии. Зато точно известно, что через шесть часов после катастрофы он уже сидел в самолете, летевшем на Корсику. Через некоторое время Андансон вернулся во Францию… и скоро его сгоревшее тело было обнаружено в машине во французской глубинке. Самое поразительное, что обнаружившие обгоревший труп полицейские очень быстро вынесли вердикт «самоубийство». Так преследовал ли Андансон принцессу Диану? И работал ли он на спецслужбы, как утверждают конспирологи? Теперь ответов на эти вопросы уже не получить.

Трагедия произошла 31 августа 1997 года, когда автомобиль, в котором ехала принцесса Диана, при таинственных обстоятельствах врезался в 13-ю колонну туннеля под мостом Альма. Тогда всё списали на нетрезвое состояние водителя и неудачное стечение обстоятельств. Так ли это было на самом деле? Спустя несколько лет появляется перечень фактов, способных по другому взглянуть на «несчастный случай» в тот роковой день.

Неожиданностью для многих стало письмо самой принцессы Дианы, написанное ею за 10 месяцев до собственной смерти, которое в 2003 году опубликовала английская газета «Daily Mirror». Уже тогда, в 1996 году, принцессу беспокоило то, что жизнь её находится в «самой опасной фазе» и кто-то (имя скрыла редакция газеты) хочет устранить Диану, подстроив автомобильную аварию. Такой поворот событий открыл бы бывшему её мужу принцу Чарльзу дорогу для повторной женитьбы. По словам Дианы, в течение 15 лет её «загоняла, терроризировала и мучила в моральном плане британская система». «Я плакала все это время столько, сколько не плакал никто в мире, но моя внутренняя сила не позволила мне сдаться». Принцесса чувствовала неладное, как предчувствуют многие приближение беды, но действительно ли она знала о готовящемся покушении? Имел ли место заговор против леди Ди на самом деле?

Одним из первых такое развитие событий предположил миллиардер Мохаммед Аль-Файед, отец погибшего вместе с Дианой Доди Аль-Файеда. Впрочем, французские спецслужбы, расследовавшие обстоятельства автокатастрофы, сделали вывод, что «Мерседес» принцессы с водителем Анри Полем столкнулся в туннеле с «Фиатом» одного из папарацци при попытке обгона. Желая увернуться от столкновения, Поль направил автомобиль в сторону и врезался в злополучную 13-ю колонну. С того самого момента и начали возникать вопросы, на которые до сих пор нет внятных ответов.
По мнению Мохаммеда Аль-Файеда, в аварии действительно замешан водитель Анри Поль, но не совсем так, как говорит официальная версия. Миллиардер утверждает, что наличие большого количества алкоголя в крови шофёра — махинации врачей, также замешанных в этом деле. К тому же, если верить словам Мохаммеда, Поль был информатором британской спецслужбы М6. Странным выглядит и тот факт, что папарацци Джеймс Андансон, водитель «Фиата Уно», с которым столкнулся «Мерседес» Дианы, погиб в 2000 году при весьма странных обстоятельствах: его тело нашли в лесу в сгоревшей машине. Полиция посчитала это самоубийством, однако Аль-Файед считает по-другому.

Интересным является и тот факт, что через несколько недель после гибели фотографа на агентство, где он работал, было совершено нападение. Вооружённые люди захватили работников в заложники и скрылись лишь после того, как вынесли все фотоматериалы и оборудование. Позже стало известно, что на следующий день после аварии в туннеле остался без оборудования и материалов фотограф того же агентства Лионель Черролт. Полиция всеми способами старалась прикрыть это дело, что ей, в принципе, и удалось.

Странным выглядит и то, что камеры, круглосуточно контролирующие маршрут от гостиницы «Ритц», где проживали Диана и Доди Аль-Файед, до выезда из туннеля, во время проезда «Мерседеса» оказались почему-то выключенными.

Ричард Томлинсон, офицер британской спецслужбы М6, под присягой поделился любопытной информацией касаемо этого случая. Например, о том, что непосредственно перед гибелью принцессы в Париж прибыли два спецагента М6, а в самом отеле «Ритц» М6 имела своего информатора. Томлинсон уверен, что этим информатором был не кто иной, как водитель Анри Поль. Может быть, поэтому в кармане шофёра во время аварии находилось две тысячи фунтов стерлингов наличными и сто тысяч на банковском счёте при зарплате 23 тысячи в год.

Официальная же версия алкогольного опьянения водителя более чем шаткая, во многом опирающаяся на косвенные и неточные улики. К примеру, после катастрофы тело шофёра продолжительное время лежало на солнце в очень жаркую погоду вместо того, чтобы быть помещённым в холодильник. Кровь на жаре довольно быстро «забродила», после чего отличить выпитый алкоголь от выработанного в результате изменений в организме не представлялось возможным. Второе «неопровержимое свидетельство» алкоголизма водителя — то, что он принимал препарат тиаприд, который часто предписывается алкоголикам. Однако тиаприд используется и в качестве снотворного и успокоительного. Именно успокаивающего эффекта после разрыва с родными мог добиваться Анри Поль!

При вскрытии шофёра в его печени не было выявлено никаких признаков алкоголизма, а непосредственно перед катастрофой, Поль прошёл полное медицинское освидетельствование на предмет обновления своей лицензии пилота. Тем не менее, источники Мохаммеда Аль-Файеда утверждают, что перед аварией в крови Анри Поля обнаружили угарный газ, способный вывести человека из жизненного равновесия. Как он попал в организм водителя и, главное, кому это было выгодно? Наверняка что-то по этому вопросу знают французские спецслужбы, но пока не спешат делиться информацией.

Разыгравшейся трагедии мог помочь и яркий мигающий свет, описанный несколькими свидетелями. Об этом долгое время твердили Бренда Уиллс и Франсуаза Левистр, говоря о ярком стробоскопе в туннеле под мостом Альма. Слова двух женщин никто всерьёз не принял (или не захотел принять), несмотря на упоминие этих фактов в авторитетных периодических изданиях. Напротив, свидетельниц, в особенности француженку Левистр, советовали упрятать в психиатрическую лечебницу.

Упоминания мигающего света во время аварии поразило британского разведчика Ричарда Томлинсона, потому что он имел доступ к секретным документам службы М6, касающихся «дела Милошевича». В одном из таких документов излагался план покушения на югославского лидера: инсценировка несчастного случая в результате автокатастрофы с использованием яркого мигающего света. (О воздействии света при определённых условиях можно прочесть в статье «Меряченье».)

Почему в туннеле не функционировали видеокамеры наблюдения, хотя в самом отеле «Ритц» никаких неполадок замечено не было? Конечно же, это можно списать на случайность или недоразумение. Но что всё-таки произошло на самом деле? Может быть, полной картины событий мы так и не восстановим, хотя есть надежда на расследование французских спецслужб. Поделятся ли они информацией с простым народом?

Принцесса Диана. Последний день в Париже

Фильм о последних неделях жизни одной из самых известных женщин ХХ столетия - Дианы, принцессы Уэльской. Неожиданная и трагическая смерть Дианы в августе 1997 года, потрясла мир не меньше, чем убийство президента Кеннеди. Трагедия, случившаяся 31 августа 1997 года с самого начала была окружена множеством противоречивых слухов и самых невероятных предположений.

Кто убил принцессу Диану?

Десять лет назад произошла самая громкая автокатастрофа прошлого века. В парижском тоннеле погибла легендарная леди Ди, английская принцесса, женщина-символ (Смотрите фотогалерею «История жизни принцессы Дианы»). 27 и 28 августа на канале РЕН ТВ покажут документальный фильм «Чисто английское убийство». Авторы провели собственное расследование и попытались выяснить, была ли эта трагедия случайностью.

31 августа 1997 года, в 0 часов 27 минут автомобиль, в котором находились принцесса Диана, ее друг Доди аль-Файед, водитель Анри Поль и телохранитель Дианы Тревор Рис-Джонс врезается в 13-ю опору моста над туннелем Альма. Доди и водитель Анри Поль погибают на месте. Принцесса Диана умрет около 4 часов утра в госпитале.

Версия 1Папарацци-убийцы?

Первая версия, высказанная следствием: в аварии виноваты несколько репортеров, которые передвигались на мотороллерах. Они преследовали черный «Мерседес» Дианы, и один из них, возможно, помешал автомобилю принцессы. Водитель «Мерседеса», пытаясь уйти от столкновения, врезался в бетонную опору моста.

Но в тоннель, согласно показаниям очевидцев, они въехали спустя несколько секунд после «Мерседеса» Дианы, а значит, не могли спровоцировать аварию.

Адвокат Виржини Барде:

— На самом деле нет никаких доказательств в виновности фотографов. Судья сказал: «В действиях фотографов нет признаков непредумышленного преступления, которое привело к смерти Дианы, Доди аль-Файеда, Анри Поля и нетрудоспособности Тревора Рис-Джонса».

Версия 2Таинственный «Фиат Уно»

Следствие выдвигает новую версию: причина аварии — автомобиль, к тому времени уже находившийся в туннеле. В непосредственной близости от разбившегося «Мерседеса» сыскная полиция обнаружила осколки «Фиата Уно».

Жак Мюлес, начальник бригады сыскной полиции: «Обнаруженные нами осколки заднего фонаря и частицы краски позволили в течение 48 часов вычислить все характеристики «Фиата Уно».

При опросе очевидцев полицейские якобы выяснили, что «Фиат Уно» белого цвета через несколько секунд после произошедшей аварии зигзагами выехал из туннеля. Причем водитель смотрел не на дорогу, а в зеркало заднего вида, как будто увидел что-то, например, разбившийся автомобиль.

Сыскной полицией были определены точные характеристики машины, ее цвет и год выпуска. Но даже располагая сведениями об автомобиле и описанием внешности водителя, следствию так и не удалось отыскать ни машину, ни шофера.

Френсис Жиллери, автор собственного независимого расследования: «Были проверены все автомобили этой марки в стране, но ни один из них не имел следов похожего столкновения. Белый «Фиат Уно» как сквозь землю провалился! А очевидцы аварии, видевшие его, начали путаться в показаниях, из которых так и не стало ясно, был ли белый «Фиат» в злополучный момент на месте трагедии».

Интересно, что версия о белом «Фиате», ставшем якобы причиной аварии, как и информация о найденном на месте трагедии левом поворотнике, была обнародована не сразу, а только спустя две недели после произошедшего.

Версия 3Британские спецслужбы

Лишь сегодня становятся известны подробности, о которых почему-то было принято не упоминать. Как только в туннель въехал черный «Мерседес», внезапно полумрак разрезала яркая вспышка света. Она настолько сильна, что все, кто ее наблюдал, на несколько секунд ослепли. А еще через мгновение ночную тишину взрывают визг тормозов и звук страшного удара. Франсуа Лавист в это время только выезжал из туннеля и находился всего в нескольких метрах от места трагедии. Сначала следствие приняло его показания, а затем признало единственного свидетеля ненадежным.

Версия получила распространение с подачи бывшего сотрудника МИ-6 Ричарда Томплисона. Бывший агент рассказал, что обстоятельства гибели принцессы Дианы напоминают ему план покушения на Слободана Милошевича, разработанный британскими спецслужбами. Югославского президента собирались ослепить в туннеле мощной вспышкой.

Полицейские неохотно заносят упоминание о вспышке света в протоколы. Очевидцы нервничают и настаивают на правдивости своих показаний. А спустя несколько месяцев британские и французские газеты напечатали сенсационное заявление бывшего агента британских спецслужб Ричарда Томплисона о том, что в туннеле Альма, возможно, было использовано новейшее лазерное оружие, которое находится на вооружении спецслужб.

Вновь «на сцене» «Фиат Уно»

Но как могли появиться на месте происшествия осколки машины, которая так и не будет найдена? Версия СМИ — осколки «Фиата» подбросили те, кто готовил эту аварию заранее и хотел замаскировать ее под обычное ДТП. Пресса настаивает на том, что это британские спецслужбы.

Спецслужбы знали, что белый «Фиат» обязательно будет этой ночью рядом с машиной принцессы Дианы. Именно на белом «Фиате» передвигался один из самых известных и удачливых папарацци Парижа Джеймс Андансон. Он не мог пропустить такой случай заработать на снимках интересующей всех звездной пары…

СМИ высказали предположение, что доказать причастность фотографа и его машины к аварии службы просто не смогли, хоть и очень надеялись. Андансон действительно был в ту ночь в тоннеле. Правда, по словам некоторых его коллег, находившихся вечером 30 августа 1997 года у отеля «Ритц», это был редкий случай, когда фотограф прибыл на работу без машины. И, возможно, поэтому разработанная кем-то версия о виновности Андансона в аварии лишилась центрального звена еще до того, как Доди и Диана вышли из отеля. С другой стороны, Андансон действительно мог быть причастен к аварии. Он неоднократно попадал в поле зрения службы безопасности семьи аль-Файеда, и для них, конечно, не было секретом, что Андерсен является не только удачливым фотографом. Доказательства того, что фотограф — агент британской спецслужбы, якобы удалось раздобыть службе безопасности аль-Файеда. Но отец Доди по каким-то причинам сейчас не считает нужным предъявлять их следствию. Джеймс Андансон был не случайной фигурой в этой трагедии.

Андансона видели в туннеле, причем там он действительно оказался одним из первых. Видели на месте трагедии и машину, очень похожую на его автомобиль, правда, с другими номерами, возможно, фальшивыми.

А вот дальше начинаются вопросы, на которые ответа нет. Почему фотограф, который ради сенсационного снимка провел несколько часов у отеля «Ритц», вдруг не дождавшись Диану с Доди аль-Файедом, ни с того не с сего покинул свой пост и отправился прямо к туннелю. После аварии Андансон, даже не дождавшись развязки, когда в туннеле только стала собираться толпа, внезапно исчезает. Буквально среди ночи — в 4 часа утра — улетает из Парижа ближайшим рейсом на Корсику.

Спустя некоторое время во Французских Пиренеях его труп найдут в сгоревшем автомобиле. В то время когда полицейские устанавливают личность погибшего, в офисе его парижского фотоагентства неизвестные похищают все бумаги, снимки и компьютерные диски, связанные с гибелью принцессы Дианы.

Если это не роковое совпадение, то Андансон был устранен либо как нежелательный свидетель, либо как исполнитель убийства.

В сентябре 1999-го в одном из госпиталей Парижа скончался еще один репортер, бывший в ту злополучную ночь рядом с искореженным черным «Мерседесом». Репортер Джеймс Кит готовился к легкой операции на колене, но заявил друзьям: «У меня предчувствие, что я не вернусь». После выписки из больницы репортер собирался опубликовать документы о причинах аварии на мосту Альма, но уже через несколько часов после его смерти и веб-страница Интернета с подробностями расследований, и все материалы были уничтожены.

Кто выключил камеры?

Работавшие на месте происшествия полицейские решают приобщить к делу записи дорожных камер видеонаблюдения. Именно по ним можно точно установить, как произошла авария и сколько было в туннеле автомобилей в момент столкновения. Вызванные работники дорожной службы не понимают, к чему такая спешка, и только удивляются, почему пленки нельзя отсмотреть завтра с утра. Но когда они вскрывают боксы, в которые вмонтированы видеокамеры, то удивляются еще больше. Система видеонаблюдения, исправно работающая во всех остальных точках Парижа, по странному стечению обстоятельств, именно в туннеле Альма вышла из строя. Кто или что явилось тому причиной, можно только гадать.

Версия 4Пьяный водитель

5 июля 1999 года, спустя почти два года, газеты всех стран мира печатают сенсационное заявление следствия: главная вина за случившееся в туннеле Альма лежит на водителе «Мерседеса» Анри Поле. Он был шефом службы безопасности отеля «Ритц» и также погиб в этой катастрофе. Следователи его обвиняют в том, что он сел за руль пьяным.

Майкл Коуэл, официальный спикер аль-Файеда: «Официально было объявлено, что он вел машину на скорости 180 км/час. Очень быстро. Теперь же в деле приписано мелким шрифтом: «Авария произошла на скорости 60 (!) километров в час». Не 180 км/час, а 60!»

Заявление о том, что водитель был пьян, прозвучало как гром среди ясного неба. Чтобы это доказать либо опровергнуть, необходимо всего лишь взять кровь погибшего на анализ. Однако именно эта простая операция обернется самым настоящим детективом.

Жак Мюлес, который первым из представителей следственных органов прибыл на место трагедии, заявил, что анализ крови показал истинное положение дел, а значит, Анри Поль действительно был сильно пьян.

Жак Мюлес, начальника бригады сыскной полиции: «Перед отъездом из «Ритца» принцесса Диана и Доди аль-Файед нервничали. Но главное, что указывает на несчастный случай, это наличие алкоголя — 1,78 промилле в крови шофера господина Анри Поля. Вдобавок он принимал антидепрессанты, что тоже повлияло на манеру вождения».

Майкл Коуэл, официальный спикер аль-Файеда: «Съемка доказывает, что Анри Поль адекватно вел себя в отеле в тот вечер, он разговаривает с Доди вот на таком расстоянии, говорит с Дианой. Если бы обнаружились хоть малейшие признаки опьянения, Доди, а он был очень придирчивым в этом отношении, никуда бы не поехал. Он вообще бы его уволил».

Чтобы иметь в крови столько алкоголя, Анри Поль должен был выпить примерно 10 бокалов вина. Такое опьянение не могли не заметить находящиеся у отеля фотографы, но ни один из них не указал на это в своих показаниях.

Данные экспертизы, указывающие на состояние сильного опьянения, были готовы уже через 24 часа после вскрытия. Но официально об этом было заявлено лишь спустя два года. 24 месяца следствие отрабатывало заведомо более слабую версию виновности папарацци или присутствия «Фиата Уно». А спустя два года вряд ли кто из видевших в тот вечер шефа службы безопасности отеля Анри Поля с уверенностью сможет сказать, был ли он абсолютно трезв.

Спустя сутки после аварии эксперты-токсикологи Жильбер Пепен и Доминик Лекомт только что закончили анализ крови Анри Поля. Пробирки помещают сначала в бокс, а затем в холодильник. Результаты заносят в протокол. Согласно написанному, водителя можно признать не просто чуть выпившим, а просто пьяным… Но цифры, написанные в графе ниже, вызывают еще большее удивление: уровень оксида углерода равен 20,7%. Если это на самом деле так, водитель просто не смог бы стоять на ногах, не говоря уже об управлении автомобилем. Лишь человек, покончивший с собой, надышавшись газами из выхлопной трубы автомобиля, мог иметь в крови такое количество оксида углерода, которое было обнаружено в крови Поля…

Майкл Коуэл, официальный спикер аль-Файеда: «Более чем вероятно, что случайно или преднамеренно образцы крови были переставлены. Их так или иначе перепутали. В морге было много ошибок с бирками, что на сегодняшний день доказано…»

Спецслужбам Франции тоже есть что скрывать в этой истории. В связи тем, что остальные трупы все равно не найти, уже не столь важно — подменили пробирки случайно или это была специально подготовленная акция. Важно другое. Кому-то очень нужно было, чтобы следствие шло как можно дольше. Чтобы путаницы в нем было как можно больше. Пробирки с кровью Анри Поля вполне могли заменить на кровь другого человека, покончившего с собой.

В течение долгого времени органы следствия настаивали на том, что ошибки быть не может. Это действительно кровь Анри Поля. Однако съемочной группе канала РЕН ТВ в результате собственного расследования удалось доказать, что кровь, в которой обнаружили следы алкоголя и угарного газа, не принадлежит водителю принцессы Дианы.

Жак Мюлес, начальник бригады сыскной полиции, признался нашей съемочной группе, что собственными руками забирал пробирки с кровью Анри Поля и действительно перепутал номера, отдав под именем водителя принцессы Дианы пробирку с кровью совсем другого человека.

Жак Мюлес, начальник бригады сыскной полиции. «Это моя промашка. Дело в том, что я работал двое суток подряд, ночь не спал. Из-за усталости перепутал номера пробирок. Я сразу же известил об этом судью, но тот сказал, что это не существенно».

Несущественно в том случае, если ошибка тотчас была исправлена. А если нет? Если по простому недосмотру или — того хуже — преднамеренно результаты анализа так и остались сфальсифицированными? На этот вопрос ответа по-прежнему нет

Кто такой Анри Поль?

Анри Поль, глава службы безопасности отеля «Ритц», — единственный официальный виновник трагедии. В отчетах следствия он предстает законченным неврастеником и пьяницей. Эксперты-таксологи указывают на наличие в крови Анри Поля наряду с алкоголем еще и значительного количества антидепрессантов. Врач подтверждает, что выписала Полю препараты для лечения депрессии. И для снижения тяги к алкоголю, поскольку, со слов врача, пациент злоупотреблял спиртным.

Мы решили проверить, на самом ли деле глава службы безопасности элитного отеля был алкоголиком и наркоманом.

Кафе-ресторан «Ле гран Кольбер». Сюда Анри Поль на протяжении многих лет ходил ужинать.

Джоэль Флеури хозяина ресторана: «Я купил ресторан в 1992 году. Анри Поль был здесь уже завсегдатаем… Он бывал здесь каждую неделю. Нет, он не был алкоголиком. Выяснилось, что мы занимаемся в одном летном клубе — он летает на легких самолетах, я — на легких вертолетах».

Накануне трагедии Анри Поль, для того чтобы продлить летную лицензию, проходит строгий медицинский осмотр. Врач осматривает его и берет кровь на анализы за сутки до катастрофы.

Врачи не нашли у Анри ни следов скрытого алкоголизма, ни следов каких-либо медикаментов.

После смерти Анри Поля на его счету обнаружились очень большие суммы денег, которые, по идее, он не мог заработать. В общей сложности у него было 1,2 млн. франков.

Борис Громов, историк спецслужб: «Анри Поль, по утверждению некоторых британских разведчиков, являлся штатным агентом МИ-6. Его фамилия часто упоминалась в досье этой службы. Понятно, что здесь ничего нет случайного, и понятна его роль. Потому что в отеле «Ритц» часто останавливаются высокопоставленные государственные деятели различных стран… И служить там руководителем службы безопасности чрезвычайно выгодно для любой разведки…»

За 40 минут до трагедии принцесса Диана еще не знает, что за рулем их машины окажется не личный телохранитель Доди Кен Уингфилд, а начальник службы безопасности отеля Анри Поль.

По версии, которой располагало следствие изначально, его машина оказалась неисправной. И потому пара отправилась на автомобиле Анри Поля. Однако через восемь лет Уингфилд заявил, что его автомобиль был исправен. Просто Анри Поль, как руководитель службы безопасности отеля, приказал Уингфилду остаться и самостоятельно повез Диану и Доди на своей машине и по другому маршруту. Почему Уингфилд столько лет молчал? Чего он боялся?

Охранник Дианы Тревор Рис-Джонс, выезжая из отеля «Ритц», сел на свое обычное место — на сиденье рядом с шофером, которое называют «местом покойника». Из-за того, что во время аварии оно наиболее уязвимо. Но Рис-Джонс уцелел. А находящиеся на заднем сиденье Диана и Доди аль-Файед погибли. Сегодня единственный из выживших не может сказать ничего о том, что произошло в туннеле. Он потерял память и не помнит ничего, что пролило бы свет на события той ночи. Остается только надеяться, что со временем Рис-Джонс вылечится. Но вот успеет ли сказать все, что вспомнит, неизвестно…

Охранник Доди аль-Файеда уже давно был на операционном столе. И несмотря на более тяжелое ранение, врачи уже не сомневались: пациент будет жить. Принцессу Диану в это же время почему-то пытаются спасать в карете скорой помощи.

Машина стоит. В движении процедуры делать невозможно.

По сути, как утверждают специалисты, принцесса умерла потому, что кто-то решил, что в госпиталь ехать нет необходимости. Что это, ошибка? Нервы врачей? Ведь они тоже люди.

А может быть, кому-то было нужно, чтобы Диана обязательно умерла?

Когда все было кончено, принимается решение тело принцессы отправить специальным рейсом в Лондон.

Самолет от Парижа до Лондона летит не более часа. Казалось бы, нет никаких причин задерживаться в Париже, однако, когда тело принцессы Дианы было доставлено в британскую клинику, выяснилась невероятная вещь. Оказывается, не успел труп Дианы остыть, как его в нарушение всех правил спешно бальзамируют. И готовят к погребению. Все это происходит в Париже. Пока специальный самолет, не выключая двигателя, ждет свой печальный груз.

Майкл Коуэл, официальный спикер аль-Файеда: «В нарушение французского законодательства это было выполнено по поручению британского посольства, которое, в свою очередь, признается, что получало поручения от некоего лица».

Имя человека, который отдал распоряжение провести бальзамирование, установить так и не удалось. Препараты, которые используют при бальзамировании, впоследствии не позволяют проводить повторные экспертизы трупа. Если британские врачи и захотели бы повторно выяснить, в каком состоянии было, скажем, самочувствие принцессы за несколько секунд до катастрофы, они не смогли бы этого сделать.

Именно поэтому существуют версии о том, что, возможно, в машине был распылен какой-то газ, который заставил Анри Поля потерять ориентацию. Сегодня ни подтвердить, ни опровергнуть эту версию невозможно.

Между тем аль-Файед-старший убежден в том, что тело Дианы было забальзамировано для того, чтобы скрыть сенсационный факт. По его мнению, английская принцесса была беременна от его сына.

Виржини Барде, адвокат фотографов: «Мы никогда не узнаем, была ли Диана беременна. Все документы засекречены, обнародована только причина смерти: внутренние кровотечение».

ЭПИЛОГ

Собранных улик хватает для многочисленных романов, но недостаточно для королевской прокуратуры. Неработающие камеры дорожного видеонаблюдения на месте трагедии, погибающие один за другим свидетели аварии, так и не найденный белый «Фиат Уно», непонятно откуда взявшийся в крови водителя углекислый газ, баснословные суммы на счетах водителя, преступная медлительность французских медиков и слишком явная поспешность забальзамировавших тело патологоанатомов… Версия заказного убийства никем не опровергнута. Но и не доказана.

Жак Мюлес, начальник бригады сыскной полиции: «Случилась банальная авария. Все проверялось и перепроверялось тысячу раз. А поиски заговора, высосанные из пальца подробности… Шпионские страсти — обычные плоды фантазии. В глазах Великобритании и даже всего Запада принцесса Диана была символом прекрасной мечты. Мечта не может погибнуть столь заурядным образом».

КСТАТИ

31 августа, в день смерти леди Ди Первый канал покажет новый фильм «Принцесса Диана. Последний день в Париже» (21.25). А сразу по его окончании в 23.10 — оскароносный фильм «Королева» с Хелен Мирен в главной роли. О реакции на трагедию королевской семьи.

— Мы не собирались ворошить грязное белье королевской семьи. Но после убийства Джона Кеннеди гибель принцессы Дианы, пожалуй, самая громкая история. На примере расследования гибели принцессы Дианы мы хотели понять, как на Западе расследуются такие дела. Вмешивается ли власть? Оказывает ли влияние политика на такие расследования?

Нам многое удалось узнать. И я бы настоятельно рекомендовал органам обратить внимание на роль американских спецслужб в этой истории. Ведь известно, что Диана была объектом слежки и контроля с их стороны, особенно в последние месяцы. Если бы они открыли свои материалы по Диане, я уверен, мы узнали бы очень много интересного. А может, даже узнали бы имя убийцы.

История Дианы необычна. Прояви она чуть-чуть лицемерия, а если говорить проще, простой житейской мудрости, и все у нее было бы в шоколаде! Но она престолу предпочла право любить, кого она хочет.

История же принца Чарльза, на мой взгляд, еще ждет своей оценки. Ведь смотрите, наперекор всему — воле матери, государственным интересам, общественному мнению — он любит свою Камиллу вот уже много лет.

Все остальное по сравнению с этим — мелочи…

No related links found



Диана Френсис Спенсер, Её Высочество принцесса Уэльская, родилась 1 июля 1961 года в графстве Норфолк в английской аристократической семье. Её отец Джон Спенсер, носитель титула Виконта Элторпа, происходил из древнего рода Спенсер-Черчилей, носителей королевской крови, происходившей от Карла Второго, прославившегося как «весёлый король». У Карла было 14 признанных внебрачных сыновей, получивших титул, большое количество непризнанных детей и ни одного наследника, рождённого в официальном браке. Однако, благодаря этому королю, список аристократических семейств Англии заметно пополнился.

Династия, к которой принадлежала принцесса Диана, может гордиться такими именитыми сыновьями как сэр и герцог Мальборо. Родовым владением семьи Спенсеров является Спенсер-Хауз, расположенный в квартале Вестминстер в центре Лондона. Мать Дианы Фрэнсис Шанд Кайдд тоже происходит из аристократического рода. Бабушка Дианы по материнской линии была фрейлиной королевы Елизаветы Боуз-Лайон.

Биография будущей принцессы также была вне претензий. Начальное образование будущая принцесса Диана получила в Сандрингеме, где прошло её детство. Первой учительницей леди Ди стала Гертруда Аллен, гувернантка, ранее обучавшая мать девочки. Дальнейшее образование Диана получила в частной школе Силфилд, а позднее училась в Ридлсуорт-Холл. В детстве характер будущей принцессы не был трудным, но она всегда была достаточно упряма.

По воспоминаниям учителей, девочка хорошо читала и рисовала, посвящая свои рисунки маме и папе. Родители Дианы развелись, когда ей было 8 лет, что стало сильным потрясением для ребёнка. В результате бракоразводного процесса Диана осталась с отцом, а мать уехала в Шотландию, где жила со своим новым мужем.


Следующим местом учёбы будущей принцессы Уэльской становится привилегированная школа для девочек Уэст-Хилл в графстве Кент. Здесь Диана не проявила себя в качестве усердной ученицы, а её увлечением стали музыка и танцы, и, по слухам, в молодости леди Ди не давались точные науки, и она даже несколько раз провалила экзамены.

В 1977 году в Элторпе состоялось знакомство Дианы и принца Чарльза, однако в то время будущие супруги не обратили друг на друга серьёзного внимания. В этом же году Диана на протяжении короткого времени обучается в Швейцарии, но возвращается домой из-за сильной тоски по родине. После окончания обучения Диана начала работать няней и воспитательницей в детском саду в престижном районе Лондона Найтсбридже.

Принц Чарльз и свадьба

В 1980 году Диана вновь попадает в круг общения принца Чарльза. Холостая жизнь наследника престола на тот момент являлась серьёзным поводом для беспокойства его родителей. Королеву Елизавету особенно волновала связь сына с , знатной замужней дамой, отношения с которой принц даже не пытался скрывать. В сложившейся ситуации кандидатура Дианы Спенсер на роль принцессы была с радостью одобрена королевской семьёй, Чарльзом и, по некоторым слухам, даже Камиллой Паркер-Боулз.


Принц пригласил Диану вначале на королевскую яхту, после чего поступило приглашение в замок Балморал для знакомства с королевской семьёй. Чарльз сделал предложение в замке Виндзор, но факт помолвки некоторое время держался в секрете. Официальное оглашение состоялось 24 февраля 1981 года. Символом этого события стало знаменитое кольцо принцессы Дианы - драгоценный сапфир в окружении четырнадцати бриллиантов.


Леди Ди стала первой англичанкой за последние 300 лет, которая вышла замуж за наследника престола.

Свадьба принца Чарльза и Дианы Спенсер стала самой дорогой свадебной церемонией в истории Великобритании. Торжество состоялось в Соборе Св. Павла в Лондоне 29 июля 1981 года. Церемонии венчания предшествовал парадный проезд по улицам Лондона кареты с членами королевской семьи, марш полков содружества и «Стеклянная карета», в которой прибыли Диана и её отец.

Принц Чарльз был одет в парадную форму командира флота Её Величества. На Диане было платье с 8-метровым шлейфом стоимостью 9000 фунтов, разработанное молодыми английскими дизайнерами Элизабет и Дэвидом Эмануэль. Дизайн платья хранился в строжайшей тайне от публики и прессы, платье доставили во дворец в запечатанном конверте. Голову будущей принцессы украшала семейная реликвия - тиара.


Свадьба Дианы и Чарльза была названа «сказочной свадьбой» и «свадьбой века». По подсчётам специалистов, зрительская аудитория, следившая за трансляцией торжеств в прямом эфире по главным мировым телеканалам, составила более 750 миллионов человек. После торжественного обеда в Букингемском дворце пара отправилась на королевском поезде в поместье Броадлендс, а затем вылетела в Гибралтар, откуда Чарльз и принцесса Диана начали круиз по Средиземному морю. По окончании круиза был дан ещё один приём в Шотландии, где представители прессы получили разрешение сфотографировать новобрачных.

Свадебные торжества обошлись налогоплательщикам почти в три миллиона фунтов стерлингов.

Развод

Личная жизнь венценосной семьи была не настолько сказочной и вскоре привлекла внимание общественности несколькими скандалами, в которых, как утверждает пресса, постоянно фигурировали различные любовники и любовницы. По слухам, ещё на момент предложения руки от Чарльза Диане было известно о его отношениях с Камиллой Паркер-Боулз. Впоследствии принцессе стало всё труднее сдерживать ревность и беречь репутацию семьи, так как принц Чарльз не только не прервал внебрачную связь, но и открыто признавал её. Ситуация осложнялась тем, что в лице , принявшей в этом конфликте сторону сына, принцесса Диана получила влиятельного оппонента.


В 1990 году деликатное положение уже невозможно было скрывать, и эта ситуация получила широкую огласку. В этот период принцесса Диана тоже признаётся в своих связях с тренером по верховой езде Джеймсом Хьюиттом.

В 1995 году, по слухам, Диана встретила свою настоящую любовь. Навещая друга в больнице, принцесса случайно познакомилась с кардиохирургом Хаснатом Ханом. Чувства были взаимными, но постоянное внимание общественности, от которой пара даже сбежала на родину Хана, в Пакистан, и активное осуждение родителями Хана, как его роли фактически любовника принцессы, так и свободолюбивых взглядов самой женщины, не дали роману развиваться и, возможно, лишили шанса на счастье двух действительно влюбленных людей.


По настоянию королевы Елизаветы Чарльз и Диана официально развелись в 1996 году, спустя четыре года после фактического распада их семьи. В браке с принцем Чарльзом родились двое сыновей: Уэльский и Уэльский.


После развода Диана, как утверждают журналисты, начинает отношения с кинопродюсером, сыном египетского миллиардера Доди аль-Файедом. Официально эта связь не была подтверждена никем из близких друзей принцессы, а в книге, написанной дворецким Дианы, факт их отношений прямо отрицается.

Гибель

31 августа 1997 года принцесса Диана разбилась в автомобильной катастрофе. Во время визита Дианы в Париж автомобиль, в салоне которого кроме самой принцессы находились Доди аль-Файед, телохранитель Тревор Рис Джонс и водитель Анри Поль, проезжая в тоннеле под мостом Альма, столкнулся с бетонной опорой. Водитель и Доди аль-Файед скончались мгновенно на месте происшествия. Принцесса Диана умерла спустя два часа в больнице Сальпетриер. Телохранитель принцессы выжил, но получил тяжёлые травмы головы, в результате которых ничего не помнит о моменте самой аварии.


Разбитый автомобиль принцессы Дианы

Смерть принцессы Дианы стала потрясением не только для жителей Великобритании, но и для всего мира. Во Франции в стихийный мемориал Дианы скорбящие превратили парижскую копию факела Статуи Свободы. Похороны принцессы состоялись 6 сентября. Могила леди Ди находится на уединенном острове в поместье Элторп (семейное поместье Спенсеров) в Нортгемптоншире.

Среди причин автокатастрофы называют много факторов, начиная с версии, согласно которой автомобиль принцессы пытался оторваться от преследующего их автомобиля с папарацци, и заканчивая версией относительно . До сих пор существует множество слухов и теорий о причинах смерти любимой всеми принцессы.


Опубликованный через десять лет отчёт Скотланд-Ярда подтвердил факт обнаруженного в ходе расследования двукратного превышения скорости, допустимой для движения на участке дороги под мостом Альма, а также факт наличия алкоголя в крови водителя, превышавшего допустимую норму в три раза.

Память

Принцесса Диана пользовалась искренней любовью жителей Великобритании, ласково называвшей её леди Ди. Принцесса много занималась благотворительностью, жертвуя значительные средства в различные фонды, была активисткой движения, добивавшегося запрета противопехотных мин, оказывала людям материальную и моральную помощь.

Cэр посвятил её памяти песню «Свеча на ветру», а – песню «Privacy», в которой не только высказал скорбь по принцессе, но и рассуждал о бремени постоянного внимания и сплетен, которое, возможно, косвенно виновато в смерти леди Ди.

Через 10 лет после гибели был снят фильм, посвящённый последним часам жизни принцессы. Ей посвящают песни , «Depeche mode» и «Аквариум». В её честь выпускаются почтовые марки во многих странах мира.

Согласно опросу BBC, принцесса Диана является одним из самых популярных лиц в истории Британии, опережая в этом рейтинге прочих английских монархов.

Награды

  • Королевский семейный орден королевы Елизаветы II
  • Большой крест ордена Короны
  • Орден Добродетельности специального класса