Понятие обгон и опережение в пдд. Чем отличается обгон от опережения. Нельзя выходить на соседнюю полосу для обгона

До установленных законом изменений, принятых в ПДД до 2010 года, водителям неизвестно было такое характерное для правил движения понятия, как опережение.

В 2019 году между такими понятиями, как обгон и опережение, установлена существенная разница .

Незнание подобного разграничение понятий в состоянии губительно сказаться не только на водителе, но также его автомобиле и на иных участниках движения.

По этой причине вопрос, с какой стороны разрешен обгон ТС, а также понятия об опережении, особенно с правой стороны авто, требуют более внимательного рассмотрения.

Автомобильный обгон, согласно обновленным правилам, это то же опережение транспортного средства с одновременным перемещением на полосу встречного движения и с последующим возвращением на свою обычную полосу.

Говоря иными словами, данное действие можно совершать с левой стороны от авто .

Что касается опережения, то по новым правилам, это перемещение авто, при котором два транспортных средства обгоняют друг друга без необходимости выезда на встречную полосу.

Существует также такое распространенное понятие, как перестроение . Это выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с полным сохранением первоначального направления в движении.

Между данными понятиями есть определенные различия. Например, опережение авто можно осуществлять в совершенно любой момент, а обгон сопровождается определенными запрещающими ограничениями.

Обгон справа по ПДД 2019 года является строго регламентированным. Делать это нельзя только на пешеходных переходах, на перекрестках, на ж/д переездах, а также на тоннелях и эстакадах.

Различать данные понятия нужно каждому водителю, вне зависимости от опыта вождения . Это особенно важно для тех, кто не привык пользоваться обычными многополосными дорогами, так как неправильное понимание и постоянная путаница между данными понятиями в состоянии привести к созданию большого количества происшествий, вызванных попыткой совершить обгон.

Видео: Обгон, опережение, встречный разъезд простыми словами

Каждый современный водитель понимает, что обгон справа на формальном уровне запрещен в актуальных на данный момент ПДД. Это правило принимается во внимание по умолчанию, несмотря на то, что в ПДД не сказано об этом.

По этой причине многие водители считают, что раз прямого запрета нет, он является разрешенным. Существует определенная норма по опережению транспортного средства с правой стороны.

Опережение такого плана напрямую связано с перемещением на встречную полосу. По той причине, что в нашей стране установлено левостороннее движение, это означает о том, что по факту в ПДД полностью отсутствует понятие обгона с правой стороны.

На деле это является свидетельством того, что российскими правилами не предусмотрены разрешенные и запрещенные ситуации справа.

На данный момент различается два основных вида опережения авто, каждое из которых разрешено правилами дорожного движения:

  1. Опережение автомобиля без изменения полосы движения . В этом случае транспортное средство опережает иное за счет большей скорости движения.
  2. Существует также опережения с выездом на иную полосу движения . Если перемещение совершается с левой стороны, опережение, которое предусматривает обгон, будет осуществляться с выездом на встречное движение. Если движение осуществляется по средней полосе, обгон допустимо производить по левой полосе.

В действующих правилах движения существует некоторое количество иных косвенных требований, не предоставляющих возможности совершать обгон справа . Исключением здесь составляют повороты и развязки налево, на основании чего приходится осуществлять движение слева едущего авто.

Если движение осуществляется с правой стороны, если есть желание обогнать транспортное средство с правой стороны, водителю потребуется предварительно выехать на обочину, что категорически запрещено ПДД.

Если движение осуществляется по средней полосе и, если хочется обогнать автомобиль с правой стороны, он сможет двигаться по правой полосе со скоростью, которая не превышает скорость движения авто, едущего по средней полосе.

На основании этого можно сделать вывод, что при данной манипуляции будет нарушен иной пункт ПДД, потому законодатель не предусмотрел отдельные пункты ответственности за совершения обгона справа.

Несмотря на отсутствие конкретных правил по обгону с правой стороны, делать это категорически запрещено . Это самые опасные маневры на дороге, которые могут привести к аварийным ситуациям!

В большинстве случаев обгон с правой стороны осуществляется по обочине или по тротуарам . Запрет на данные манипуляции обозначен в пункте 9.9.

Водитель в этом случае при попадании во внимание сотрудников ГИБДД, будет наказан штрафами одновременно за два нарушения – осуществление самого запрещенного маневра, а также за проезд по обочине и по тротуару.

Есть определенные послабления в данном случае, но относятся они к не к водителям транспортных средств, но к управляющим мопедами и велосипедами .

Им разрешено водить средства передвижения по обочине, если не предусмотрено специально для этой цели отведенных дорожек. Также разрешение на вождение транспортных средств распространяется на водителей, возраст которых достиг 14 лет.

Нет нужды перечислять и рассматривать случаи, касающиеся велосипедистов, более подробно стоит изучить ситуации, когда обгон осуществляются транспортные средства, которые оборудованы более мощными автомобильными двигателями.

Как только в современных ПДД появились определенные правки, возникли многочисленные споры относительно того, что нужно считать обгоном справа, а также насколько подобный маневр правомерен при разнообразных обстоятельствах.

Согласно классической формуле, обгон с левой стороны является одним из самых опасных, осуществляемых в процессе езды на авто маневров, он требует специальной подготовки.

Водители с большим опытом вождения в подобных ситуациях действуют автоматически. Действия при подобном маневре желательно осуществлять следующие :

Подобные манипуляции позволят избежать возможной опасности в виде автомобиля, который стоит или медленно едет по обочине. Кроме того, подобные маневры могут быть опасны в случае, если заканчивается подъем или отмечаются неблагоприятные погодные условия.

При совершении обгона с правой стороны подобные манипуляции выполнить будет достаточно сложно. При данной форме опережения, водителю обгоняющему и тому, кто обгоняет, будет очень сложно безопасно совершить процесс обгона авто с правой стороны.

Есть еще одна небольшая деталь, при обгоне справа. В черте города в данном случае с правой стороны находятся пути для передвижения трамвая .

Согласно правилам ПДД, рельсовые пути по своему статусу могут быть отнесены к сплошным полосам разделения.

Многие задаются вопросом, в каких случаях разрешен обгон справа. Здесь можно отметить, что совершать обгон с правой стороны, следуя по путям, можно только в двух исключительных случаях:

  1. С целью разгрузки дороги, если полосы сильно переполнены.
  2. Объезд или обгон.

Иные причины к описываемой теме не могут быть отнесены, соответственно, они не заслуживают внимания. Возможный заезд на пути встречного движения рельсового транспорта очень строго карается . Здесь обгон справа запрещен еще более строго.

Как такового, нарушения «обгон справа», не существует . Соответственно здесь не актуальны обычные наказания.

Многие водители при этом постоянно подают жалобы, что практика подобных обгонов является достаточно популярной.

Если водителя ловят на подобном процессе, штраф вменяется за такое нарушение, как перемещение на автомобиле по обочине.

Езда по тротуарам или по обочине дороги является нарушением административного правила. Водителю в этом случае назначается штраф, сумма которого составляет 1500 рублей.

Если в процессе разбирательства сотрудники ДПС установят не просто перемещение по обочине, но неправомерное опережение, штраф за обгон справа будет составлять 5000 рублей.

Если водитель в процесс обгона транспортных средств совершает проезд по трамвайным путям, за такое нарушение может быть назначен штраф в сумме 5000 рублей или лишения прав на срок до 6 месяцев.

Штрафы за перемещение по обочине не назначаются в случаях, если данная форма перемещения является вынужденной.

Причиной для этого могут послужить такие факторы, как повреждения на дорожном полотне, аварийные ситуации, перекрывающие и блокирующие нормальный проезд.

На основании всего сказанного выше можно сделать вывод, что при возникновении необходимости совершить объезд какого-либо препятствия или едущего автомобиля с правой стороны, не запрещается современными правилами движения.

Если все же появилась необходимость осуществить опережение справа, желательно обратить внимание на такие факторы проявления осторожности . Вот самые основные из них:

Необходимо знать, как лучше повести себя в случае, если осуществляется обгон справа иным участником дорожного движения. Не стоит совершать резких движений и звуков, лучше дать нарушающему закон водителю спокойно совершить обгон с правой стороны.

Безопасность всегда должна быть в приоритете! Кроме того, водитель, который препятствует иным участникам движения совершать маневр, понесет определенную административную ответственность.

Подводя итоги

В процессе передвижения по трассе от водителя требуется предельная внимательность, четкое соблюдение правил дорожного движения.

Необходимо помнить, что все пункты ПДД созданы по большей части на основе реальных случаев тех водителей, которые попадали в сложные аварийные ситуации.

Недавно в силу вступили изменения ПДД, касающиеся всех водителей без исключения. Автоинструкторы подчеркнули, что основные поправки связаны с правилами опережения и обгона.

Что такое обгон?

Согласитесь, что с такого расстояния объективно оценить ситуацию просто невозможно, но и спорить с инспектором себе дороже.

В этом случае вам выпишут протокол. Рекомендуется записать номер ТС, в нашем случае это трактор, который вы обогнали и даже записать его контактные данные, чтобы потом вызвать в суд в качестве свидетеля. Подобная история может случиться не только на трассе, но и в городе. По одной полосе вполне проедут два авто, и тот, который едет слева, выполняет опережение, но не выезжает на встречную полосу. Оформление правонарушения здесь (хотя вы его, по сути, не совершали) происходит по точно такой же схеме, как описано выше.

Видеоматериал о том, что может случиться при опережении:

Удачи на дорогах и будьте предельно внимательны!

В статье использовано изображение с сайта avtohod.ru

Добрый день скажите пожалуйста если ширина дороги 5,6м нет знаков запрещающих обгон.Разрешено ли обгонять

Надежда-4

Здравствуйте, Александр.

Для того чтобы в описанной ситуации не нарушить правила дорожного движения и не получить лишение прав, Вам необходимо дождаться того момента, когда разметка перестанет быть видна, т.е. зимы. Летом при наличии разметки обгонять нельзя.

Удачи на дорогах!

Как-то один знакомый зимой (разметка была занесена снегом) обогнал другой автомобиль. ну, и как всегда, его тут же остановил сотрудник ДПС, который и сказал "вы пересекли сплошную". знакомый ответил "разметка занесена снегом - как я мог знать, что там сплошная?". сотрудник ДПС ответил "а вы еще и слепой?".

получается, что зимой надо бы сначала расчищать разметку, дабы глянуть какая она там, а потом уж и думать - обгонять или нет....

…получается, что зимой надо бы сначала расчищать разметку, дабы глянуть какая она там, а потом уж и думать - обгонять или нет....

правила правилами, а в жизни как-то иначе получается...

И зимой и летом необходимо знать и соблюдать ПДД (например пункт 9.2). Летом нельзя, зимой можно.

Сейчас у любого водителя есть либо видеорегистратор, либо мобильный телефон с фото (видео) камерой и множество других девайсов, с помощью которых можно зафиксировать дорожное покрытие.

Да и ИДПСов, которые умничают, не руководствуясь ПДД, становиться все меньше. Извините за выражение, но они «лохов разводят».

Нет разметки, нет нарушения! Водители становятся более грамотными. Любое заявление в прокуратуру или даже в ОСБ не остается без внимания (еще и с подтверждением фото видео съемкой).

Если задача ГАИшника сдать после смены как больше нарушений, то у ОСБ (КПО) та же задача, поймать как больше ГАИшников. У них тоже план, и должны быть показатели.

Не надо нарушать ПДД. Но если вы их не нарушили, то не бойтесь ИДПС, учтите что он, тоже боится. Тем более, что при нынешней зарплате, потерять такое место ни кто из них не хочет.

Добрый день.

Добрый день.

Ситуация следующая, имеется дорога шириной 14 метров со сплошной полосой посередине, знаков движения по полосам со стороны моего движения нет, с противоположной движения по 2м полосам. Я осуществлял опережение справа, а спереди идущий автомобиль начал перестраиваться вправо и зацепил левой бок (две двери). Т.е. фактически я был уже впереди него. В ГИБДД приписывают обгон справа. Как в данной ситуации поступить.

Понятия "обгон справа" не существует. Вы следовали по своей полосе, второй автомобиль начал перестроение из полосы в полосу. Он был обязан Вас пропустить. На этом и надо строить ответ. Дорога 14 метров, для Вас это 4-полосная дорога, по 2 полосы в каждом направлении.

В ГИБДД сказали что есть одна сплошная посередине..дорога двухсторонняя, но при этом на противоположной стороне стоит знак движение по полосам (одна прямо, вторая вправо). а на стороне дтп был знак, есть место крепление в бетоне, но знака нет.

Неважно, что они говорят. Вы не имеете на руках диспозиции по разметке. Её нет - п.9.1 ПДД в руки. Вы не обязаны знать, как должны быть нанесена разметка и установлены знаки (как и знаки, смотрящие в противоположную сторону), а обязаны руководствоваться ПДД.

Сделайте снимок со стороны Вашего следования, чтобы на суде показать, что разметки нет, как и знаков, показывающих движение по полосам в Вашем направлении. Дорога 14 м шириной - 4 полосы движения абсолютно спокойно (по СНиП ширина полосы обычно 3 м).

Мое видео сыграло со мной злую шутку..по нему видно что уходя от столкновения я ушел правее и чуть на обочину. В итоге отменили обгон справа и наказали за обгон по обочине.

Бывает и такое. Но это всё равно не обгон. Должны написать "движение по обочине". И всё равно всех собак не должны вешать на Вас, так как второй автомобиль выполнял манёвр и у Вас есть приоритет в движении прямо. Увидеть бы само видео, будет проще отвечать.

да, я видео подготовлю...урежу лишнее до и после..

по видео видно что я ушел на обочину чтобы избежать столкновения, и надо было резко тормозить.

Насколько я понимаю, имеется разметка 1.1 по осевой линии дороги. Это так? Тогда дорога двухполосная или трёхполосная, а не четырёхполосная.

Это населённый пункт или вне населённого пункта? Если вне, то

9.4. Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 "Автомагистраль" или 5.3 "Дорога для автомобилей" или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.

То есть возможна обоюдка.

По видео получается, что Вы выполнили опережение по обочине, затем начали смещаться влево и, подставившись, получили удар второй машиной. Похоже, такое мнение и инспекторов и сложилось.

я влево стал уходить уже после столкновения.

при опережении я уже был впереди на полмашины.

ширина дороги 14 метров, а полосы 7 метров, и разъезжается там 2 автомобиля легко.

При наличии разметки глазомер уже не нужен. И неважно, что ширина полосы 7 м, а 2 авто разъезжаются легко.

Я ему сигналил, уже поздно заметил что он приближается ко мне слева, видео регистратор имеет больший угол обзора.

И если бы я не предоставил видео на котором я сам себя же и подставил, то по схеме дтп. Удар был на расстоянии 2,3 метра от правого края.

Если место ДТП определено, то это позволяет по видео установить Ваше положение на дороге до ДТП. Вы двигались параллельно краю дороги, но не были на обочине (ширина машины, думаю, менее 2,4 м). Напирайте, что не было обгона, а было опережение, и что двигались параллельно краю дороги.

P.S. Жаль, что удалили видео.

ну я планирую обжаловать в суде, видео в разборе дтп не осталось.

Даже если неудачно надо попробовать и знать как вся система работает.

Ну я и настаивал на опережении.

Если бы он смотрел в зеркало, то он бы вряд ли смещался бы вправо.

Обогнать водителя который подал сигнал поворота налево и совершает манёвр - справа.А как ещё? В остальных случаях - обгон справа запрещён.К сожалению у нас плюют на это,разбиваются сами и калечат других!

Гораздо хуже, что люди не читают современные версии ПДД, которые плодятся как китайцы! Понятия "обгон справа", который якобы запрещен, уже пару, если не больше лет в ПДД отсутствует!

При движении вне населенного пункта - был начат маневр по обгону впереди идущего легкового а/м, разметка позволяла. При завершении данного маневра - был установлен знак 3.20 (обгон запрещен), необходимо было вернуться на свою полосу. Гаишники выписали постановление ссылаяст на ст.12.15ч4. Собираюсь обжаловать в суде.

Если Вы не успели вернуться на свою полосу до знака 3.20, то Вы автоматически виноваты. Есть судебная практика, есть разъяснения ВС и готовятся поправки в ПДД и КоАП по этому поводу. Ваш шанс 0.01%

Я бы согласился и раскаялся. Штраф 5000 руб. плюс скидка 50%. Итого 2500 р. Будете возмущаться, могут лишить от 4 до 6 месяцев.

Наталья-66

Добрый день! Подъезжая на машине к перекрестку, начал мигать желтый сигнал светофора. Перестроившись на крайнюю правую полосу, медленно подкатывала к стоп-линии. Справа меня обогнал мотоциклист, вывернул зеркало и проехал уже на красный.

При перестроении в правое зеркало смотрела - мотоциклиста не было, скорее всего со двора выехал.

Правильно я понимаю, моя вина в том, у меня была помеха справа и, тормозя у стоп-линии я не посмотрела в правое зеркало, но правильным ли был маневр мотоциклиста?

Самая объемная часть изменений в ПДД, вступающих в силу 20 ноября, связана с обгоном. Раздел ПДД буквально переписан с нуля. Давайте разберем вступающие в силу изменения.

1. Определение обгона.

Согласно новому определению "Обгон" - опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части). То есть теперь любой маневр, осуществленный без выезда на полосу встречного движения, обгоном считаться не будет. Фактически произойдет декриминализация такого деяния, как обгон (в том определении, которое действует сейчас) без выезда на встречку в нарушение знака 3.20 "Обгон запрещен". Если кого-то штрафовали за это, и срок обжалования не истек, можете смело обжаловать, т.к. с 20-го ноября ваше деяние не будет считаться правонарушением, а согласно ст. 54 Конституции РФ если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

2. Тихоходные транспортные средства.

Описание знака 3.20 "Обгон запрещен" теперь выглядит так: "Запрещается обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски." При этом, естественно, выезд на полосу встречного движения по-прежнему запрещен, если встречные потоки разделяет сплошная или двойная сплошная линия разметки. Если с повозками, мопедами и мотоциклами все понятно, то вопрос о том, что является тихоходным транспортным средством, сложнее.

В пункте 1.2 ПДД, разъясняющем термины и понятия, определения тихоходного транспортного средства, к сожалению, нет. Однако в п. 8 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации упомянуто о знаке "Тихоходное транспортное средство" в виде равностороннего треугольника с флюоресцирующим покрытием красного цвета и со световозвращающей каймой желтого или красного цвета (длина стороны треугольника от 350 до 365 мм, ширина каймы от 45 до 48 мм) - сзади транспортных средств, для которых предприятием-изготовителем установлена максимальная скорость не более 30 км/ч.

Можно ли исходя из этого считать, что тихоходными транспортными средствами являются те транспортные средства, для которых предприятием-изготовителем установлена максимальная скорость не более 30 км/ч? Полагаю, что можно, с некоторыми оговорками. Если перед вами едет каток с соответствующим знаком, то никаких проблем при обгоне не возникнет. Однако что делать, если на катке знак не установлен? По логике обгон в таком случае все равно разрешен, ведь каток как был тихоходным, так и остался, однако нужно быть готовым доказывать в суде, что вы обогнали именно тихоходное транспортное средство, т.к. инспектор ДПС может не согласиться с вашей трактовкой. Так что, обгоняя, нужно быть уверенным в том, что данный конкретный каток является именно тихоходным транспортным средством, т.к. в суде можно быть неприятно удивленным тем, что у данной модели производитель предусмотрел максимальную скорость, скажем, 31 км/ч, в результате чего можно лишиться прав за выезд на полосу встречного движения в нарушение ПДД. В общем, помните: если перед вами транспортное средство без соответствующего знака, то обгон его в зоне, где это запрещено, может обернуться неприятными последствиями. Обратите внимание, что тихоходное ТС - это не то, которое просто медленно едет, а то, которое конструктивно не может ехать быстро , многие водители об этом забывают.

Водителям грузовых транспортных средств также следует обратить внимание на то, что в определение знака 3.22 "Обгон грузовым автомобилям запрещен" изменения не вносились, в связи с чем грузовым транспортным средствам при наличии знака 3.22 запрещается обгон всех транспортных средств.

3. Выезд на трамвайные пути встречного направления.

Изменение ответственности за выезд на трамвайные пути встречного направления отражено не в ПДД, а в КоАП. Вступающие 21 ноября в силу изменения усиливают ответственность за данное деяние (кроме случаев объезда препятствия). Если ранее за такой выезд предусматривалась ответственность частью 3 ст. 12.15, что влекло наказание в виде штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей, то теперь ответственность будет предусмотрена частью 4 ст. 12.15 КоАП, то есть за выезд на встречные трамвайные пути будет предусмотрен уже не штраф, а лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев (либо штраф в размере 5000 рублей, в случае фото- или видеофиксации нарушения).

В случае выезда на встречные трамвайные пути при объезде препятствия ответственность наступает по-прежнему по ч. 3 ст. 12.15 в виде штрафа от 1000 до 1500 рублей.

Обгон - это важнейшая тема в ПДД. Собственно говоря, любую тему нужно выучить, так как всё, что есть в правилах, в дальнейшем пригодится в практическом вождении. Поэтому стоит рассказать о том, как осуществляется обгон, где он запрещен, а также обо всем остальном, что может касаться данной темы.

Определение

Начать хотелось бы с терминологии. Итак, обгон - это опережение транспортного средства (одного или сразу нескольких), которое напрямую связано с выездом на встречную полосу. После того, как маневр выполняется, водитель возвращается обратно.

Еще есть второй термин. И это - опережение. Многие часто путают его с обгоном. Какой же смысл вкладывается в это понятие? Тут всё максимально просто. Опережение - это процесс, при котором водитель конкретного транспортного средства двигается на скорости, являющейся более высокой, чем у остальных, попутных машин. Ели выражаться другими словами - то это просто ситуация, когда авто “обходит” своего соседа. При этом водитель не перестраивается на встречную полосу, так что данный маневр считается намного более безопасным. Потому термины путать не нужно. Обгон - это одно, а опережение - другое.

Первое, что нужно усвоить

В 11-й главе очень подробно описано всё, что связано с обгоном. И первое, чему учит книжка ПДД - прежде, чем приступить к выполнению маневра, водитель в обязательном порядке должен удостовериться в том, что та полоса движения, куда он намеревается выехать, является свободной. Он должен просчитать, хватит ли ему времени, и насколько высока вероятность того, что во время осуществления своих действий, на встречной полосе не появится машина. Это очень важно. Многие водители не соблюдают это правило, и результат, как правило, оказывается плачевным. Именно из-за этого случается большинство аварий и летальных исходов из-за ДТП. Потому что две машины, которые “шли” на высоких скоростях и столкнулись передними бамперами - это, как правило, жертвы.

Все это и рождает закон, который гласит: если при описанных выше обстоятельствах происходит ДТП, то в случившемся вина всегда ложится на человека, который инициировал обгон. Это логично и вполне объяснимо. Ведь именно водитель не просчитал все предварительно, и начал маневр, не подумав о последствиях и элементарно не подождав.

Золотое правило №2

Еще один пункт, который необходимо выучить наизусть, читая тему “Обгон”. ПДД гласят: водитель той машины, которую намереваются обогнать, не должен повышать в данный момент скорости. Рекомендуется её, напротив, снизить. Потому что в противном случае время, которое придется потратить человеку на совершение маневра, увеличивается. Соответственно, он будет дольше ехать по встречной полосе, а это, как минимум - несколько десятков метров. Не нужно уточнять, чем это чревато.

Запреты

Помимо вышеперечисленного, есть еще масса нюансов, которые также надо учитывать. Обгон запрещен, например, в тех случаях, когда движущееся впереди обгоняет кого-то другого или же пытается объехать препятствие. Еще нельзя приступать к данному маневру, если автомобиль, который шел по той же полосе, подал сигнал поворота.

Также человек, перед тем, как начать предпринимать действия для совершения действия, обязан посмотреть в заднее зеркало. Потому что вполне может возникнуть вероятность того, что машина, ехавшая за ним, тоже решила выполнить обгон. ПДД в таких случаях гласят, что нужно подождать, снизить скорость (или, как минимум, не превышать) и только потом, еще раз все перепроверив, сделать задуманное.

И, конечно же, еще один нюанс. Обгон запрещен, если водитель понимает, что после завершения маневра у него не получится вернуться на свою полосу, не создав при этом помех для остальных транспортных средств (и, в том числе, для обгоняемого). Немало автомобилистов забывают эти простые положения, из-за чего и попадают в аварии.

Вопросы скорости

Правила обгона также диктуют определенные положения, касающиеся того, как быстро нужно двигаться водителю, который намеревается сделать названный маневр. Это нюанс тоже важный.

Нельзя приступать к действию, если скорости, на которой движется машина, для этого недостаточно. Допустим, у едущего впереди транспортного средства на спидометре 85 км/ч. Если человек, желающий его обогнать, разогнался только до 80 км/ч - ни в коем случае нельзя приступать к действиям. Даже если по скорости он обошел своего соседа по полосам на несколько километров - тоже не стоит рисковать. Так, например, если ему удалось разогнаться до 90 км/ч, то в таком случае, чтобы выполнить полноценный обгон, потребуется 180 метров. И встречная полоса должна быть свободной на протяжении 360 метров. Почему именно так? Всё просто. 180 метров нужно для человека, занимающегося маневром, и еще столько же - для встречной машины. Только так получится избежать столкновения.

Правила обгона гласят - если человек догоняет впереди идущую машину чересчур медленно, то лучше отказаться от задуманного. Поскольку, завершив действие, водитель автоматически создаст помеху тому автомобилю, который только что опередил. И не исключено, что тот тоже решит пойти на обгон. В общем, в данном случае нужна высокая скорость - это нужно усвоить.

Где нельзя делать манёвр?

Обгон запрещено делать во многих местах. Во-первых - на регулируемых и (если человек движется не по той дороге, что является главной).

Во-вторых, обгон на пешеходном переходе также категорически запрещен. (и расстояние, находящееся за 100 метров до них), мосты, путепроводы, тоннели (и также под ними), конец подъема, опасные повороты, участки, где ограничена видимость - во всех перечисленных местах этого делать нельзя.

Есть определенные ситуации с перекрестком, при которых можно обгонять впереди идущее ТС. Во-первых, он должен быть не регулируемый. Во-вторых, перед перекрестком обязан находиться Дополнительных табличек быть не должно (за исключением знаков, нумерованных от 2.3.1. до 2.3.7). Это значит, что маневр совершить можно, если только главная дорога не меняет своего направления именно на этом перекрестке.

Еще стоит отметить, что раньше правила разрешали обгонять на пешеходных переходах, если он был пуст. Но теперь все поменялось, и отныне данное действие запрещено даже в том случае, если этот участок дороги пустует.

Опасные места

Более подробно стоит рассказать и о тех участках дороги, где совершение маневра не только грозит штрафом, но и жизнью. Итак, мосты, эстакады, путепроводы и тоннели, так же опасны, как и встречная полоса. Обгона, соответственно, там никакого быть не должно.

Вообще, некоторые мосты иногда строят таким образом, что их нереально увидеть издалека. И многие водители, спеша, начинают обгон и, в результате, завершают его на мосту, где проезд затруднен. Кстати, обычно там стоят соответствующие указатели. Знак обгона нумерован, как 3.20. Узнать его просто - на нем изображено две машины, левая из которых выделена красным цветом. Все понятно, смысл объяснять не нужно.

Подробнее о знаках

А вот когда человек видит указатель 3.26, то можно расслабиться и приступать, проверив все предварительно, к маневру. Этот знак выглядит, как тот же самый 3.20, только обе машины - серые, и перечеркнуты наискось пятью линиями. Это означает отмену запрета.

Опасные повороты и вовсе не нуждаются ни в каких знаках - их видно и так. Однако по правилам их устанавливают - 1.14, 1.11.1, 1.11.2. Завидев данные указатели, нужно не только повременить с маневром, но еще и снизить скорость (за исключением крутого подъема).

И, наконец, если на каком-то участке ограничена видимость (дорога такая, или там есть какие-то сооружения, а может рельеф местности специфический), то обгон тоже запрещен. В таких ситуациях лучше вообще ехать максимально осторожно и быть как можно более внимательным. Да и, как можно было уже заметить, не так уж много знаков потребуется запоминать. Всего-то два - один указатель запрета, а второй - отмены, и они встречаются последовательно. Второй - спустя какое-то расстояние после первого.

Положения Кодекса

Напоследок стоит отметить, что отдельной статьи или наказания за неграмотно совершенный обгон не существует. Зато есть 12-я глава Кодекса об административных нарушениях. Там в четвертой части говорится, что выезд на встречную полосу или на трамвайные пути (естественно, тоже встречного направления) карается штрафом. Его размер составляет пять тысяч рублей. Штраф за обгон, как можно видеть, не маленький. Также водителя могут лишить его прав. Срок обычно составляет 4-6 месяцев. Для многих людей потерять таким образом водительское удостоверение - это худшее наказание, потому многие говорят, что лучше уж получить штраф за обгон.

Нужно отметить, что по этой статье наказывают тех водителей, которые совершили обгон в неположенном месте. То есть там, где не было разрешающих знаков.

Многих людей интересует - а можно ли “обменять” наказание? Вместо лишения оплатить штраф? Нет, здесь зависит все только от ГИБДД. Штраф? Значит так и будет. Дело передадут в суд? Скорей всего, грозит лишение прав, но там, на слушании, можно будет попытаться решить эту проблему и оправдать себя.

Места для выполнения манёвра

Многое было сказано о том, где нельзя совершать обгон. А что же касательно того, где это можно? Эти места тоже надо перечислить. Так называемый встречный разъезд позволяется проводить на двухполосных автомобильных трассах. Там осевая линия выглядит, как прерывистая разметка.

Еще это можно делать на той дороге, где полос всего три. И на них также должны быть прерывистые линии. И, конечно, под разрешающую категорию подпадают дороги, где всего две полосы, а разметка - комбинированная. Вот там обгон разрешен. Но не во всех местах стоят соответствующие знаки, потому всё это желательно запомнить. Лишним не будет.

Что не является обгоном?

В самом начале говорилось о том, что многие люди путаются в определениях “обгон” и “опережение”. Теперь следует на примерах все разъяснить.

Обгоном не считается опережение, происходящее в пределах одной полосы. Потому что, если не случается пересечения горизонтальной разметки - это и не был встречный разъезд. Еще обгоном нельзя назвать опережение, не выходящее за пределы правой половины дороги. То есть, на встречную полосу машина тоже не выезжает.

И, наконец, еще один момент - опережение автомобиля, при котором человек выехал на встречную полосу, но не вернулся на сторону попутного движения. Свернул, например.

Итак, если запомнить всё вышеописанное, то можно спокойно выполнять обгоны. Главное - помнить правила.