Почему ваз 2109 называют зубилом

Автомобиль ВАЗ - 2108, который является, по сути, трехдверным хэтчбеком, выпускался на Волжском автозаводе с 1984 года, в народе называют самыми разными именами. Так, например, данную модель автомобиля принято называть «зубило». Для обычного обывателя может показаться странным такое прозвище транспортного средства, но на самом деле все достаточно просто объясняется. «Зубило» - это столярный инструмент, который используется при проведении определенных плотнических работ.

Аналогия, проводимая с автомобилем, заключается в следующих утверждениях:

1. Зубило, как столярный инструмент, является недорогим инструментом.

2. Зубило - режет металл.

3. Зубило - надежный инструмент, который при этом недорог в обслуживании.

Соответственно, автомобиль ВАЗ - 2108 также является недорогим в обслуживании, очень надежным транспортным средством, который «режет воздух», как металл. Вообще «зубилом» называют не только одну конкретную модель ВАЗ, но целое семейство автомобилей, которое в свое время выпускалось на автомобильном заводе. Это следующие модели - ВАЗ - 2108, 2109, 21099, 2113, 2114, 2115. Также аналогия со столярным инструментом проводится и по причине внешнего вида транспортного средства, многие говорят о том, что автомобиль напоминает своим внешним видом зубило.

Зубило

Зубило, тюнинг авто - вещи, которые не могут существовать отдельно. Дело все в том, что тюнинг авто для зубило просто необходим из-за многих недоработок, которые были допущены сотрудниками завода - изготовителя. Начинать можно непосредственно с салона авто, а вот продолжать можно практически бесконечно. Огромное количество недостатков данного автомобиля, впрочем, не мешают его хорошему передвижению и надежной эксплуатации, но чисто с эстетической точки зрения - это не самый лучший вариант исполнения транспортных средств. Именно поэтому данная модель очень часто подвергается различным доработкам и переделкам. Так, например, практически любому автомобилисту захочется сразу же сменить обшивку салона и поменять обмотку руля, потому что тот вариант, который предоставлен для пользования заводом - изготовителем, не является в достаточной мере приятным исполнением и не приносит достаточного и, что особенно немаловажно, необходимого уровня комфортного пребывания в салоне автомобиля. Также стоит сказать и о том, что жесткость у кузова автомобиля также недостаточно хороша, необходима установка специальных распорок. Кроме того, шумоизоляция салона транспортного средства также оставляет желать лучшего, соответственно требуется установка специальной шумоизоляции.

Так что зубило, как авто - достаточно сложная технически устроенная модель транспортного средства, которая требует определенной доработки, которая может производиться как в условиях гаража, так и в условиях специализированных салонов.

Пожалуй, в первую очередь, если вы собираетесь заняться тюнингом вашего автомобиля, следует начать с установки качественной аудиосистемы. На современном рынке подобных товаров можно встретить огромное количество самых разнообразных моделей, основная часть из которых оснащена хорошими радиоприемниками. Отличаться данные устройства могут друг от друга только в том, какого типа носители могут быть использованы для проигрывания в нем, а также качеством воспроизводимого звука. Кроме того, к таким устройствам могут быть подключены различные дополнительные устройства, которые могут обеспечить совершенно другой уровень звучания в салоне автомобиля. Но все-таки, перед тем, как начинать установку новой аудиосистемы, необходимо усовершенствовать уровень звукоизоляции и шумоизоляции в салоне автомобиля, поскольку шумоизоляция недостаточного уровня может послужить причиной нарушения восприятия качества звучания звуковой установки, так как могут быть абсолютно нарушены все особенные качества, которые гарантируются производителем аудиосистемы.

Если вы приняли решение сделать авто тюнинг сами, то вам необходимо помнить о следующих правилах. Во-первых, убедитесь в том, что уровень ваших знаний и навыков соответствует тому, который необходимы для проведения работ подобного класса.

Если вы понимаете, что вы не сможете самостоятельно справиться с такой установкой, то лучше в таком случае и не пытаться начинать подобные работы, потому как устранение неисправностей, которые могут возникнуть в случае неправильной или неадекватной установки аудиосистемы, будут стоить гораздо больших денег, чем просто проведение таких же работ, но в специализированном сервисном центре.

Если вы все-таки решили обратиться в специализированный сервисный центр, то постарайтесь выяснить, насколько качественно проводятся там такие работы, механики какого класса и с каким уровнем знаний там работают, насколько техническое оснащение салона соответствует уровню ремонтных работ, которые они могут оказывать и т. д.

Проделать такую «разведку» достаточно просто, достаточно обратиться к людям, которые являются постоянными клиентами данного салона, пообщаться с администратором салона, который даст вам наиболее адекватную информацию, связанную с ценовой политикой сервиса. Кроме того, нелишним будет обратиться к интернет - ресурсам (если у данного автосервиса таковые имеются) и ознакомиться с содержанием гостевой книги или форума (или другого подобного ресурса, который может быть предусмотрен сайтами такого класса). Опираясь на полученную информацию, вы сможете сформировать свое мнение о том сервисе, в который вы собираетесь обращаться и решить, стоит ли вообще иметь дело с тем или иным сервисным центром.

Кроме того, стоит обратить внимание на качество предоставляемых деталей для замены, на то, каким образом проводятся ремонтные работы. Конечно, в любом случае, лучше доверить подобные работы профессионалам, которые наверняка не станут вредить вашему автомобилю. С другой стороны, если вы и сами являетесь профессионалом в данной области, то в таком случае можно провести все необходимые изменения самостоятельно.

4 марта 2009 года у меня появилось чудо советской техники, а именно ВАЗ 2108 1988 года рождения с объемом двигателя 1300 см3 и четырехступенчатой коробкой передач. Итак имеем - цвет -пиранья(коричневый металлик), тросовые ЭСП, неплохая музыка, люк, тонировочка, 2 комплекта резины, лето на литье. Цена вопроса 50т.р.(не надо думать что я лошара и купил старое ведро за дорого, для моего будущего зубила цена была адекватной). Поменяли деньги на сие авто, и поехали домой, 300 км, вот, думаю как раз и покупку испытаю. Проверку старуха выдержала. После покупки сразу были заменены передние стойки, больше ничего не требовало срочной замены. Ездили мы с ней нормально, набирались опыта в автовладении, за рулем я с 14 лет, но свой автомобиль появился только в 19 лет. Как и все тазы, мой тоже ломался))) В течение года поменял:Стойки по кругу, кронштейны на крабах, стартер, ГРМ, передняя опора двигателя(почему-то на мою старушку это штука стоит 1000р, а на машины помоложе 400, типа старого и нового образца), вакуум, шаровые (2 раза), рулевые наконечники, опорники, сцепление(умерший SACHS пришлось поменять на ВИС,кризис блин, вис не плохой, но сакс мягче), 4хступка была заменена на 5ст, (потом пожалел, не нужна оказалась мне 5ая скорость), тросовые ЭСП были заменены на изделия фирмы ГРАНАТ, т.к. они без тросов, поднимают длинные восьмые стекла лучше прежних. Вроде больше ничего не отваливалось. Про ЭМК на карбе и щетки генератора говорить не буду, у меня это расходный материал=) Как и все рашн кары зубило любит @#ать мозг. В моем авто таких моментов 2. Карбюратор солекс. Вещь упрямая и интересная, любит забиваться,переливать. Все конечно мною лично регулировалось и настраивалось, но через месяц история повторялась. Я перестал этому удивляться, и раз в месяц разбираю эту смесь унитаза с пылесосом, пару раз дую насосом, собираю обратно, все опять в норме до следующего нехорошего бензина. Проводка. По зиме как-то отказал свет, да в такой неподходящий момент,ночь, до дома 100км, но русские не сдаются. Взял провод, с аккума напрямую кинул плюс на ближний свет и поехал дальше. Так как в электричестве я не шарок то пришлось ехать к автоэлектрику. После часа ковыряния в дебрях проводки мастер вычислил что на монтажный блок не доходит масса, взял провод, прикрутил на корпус а другой конец засунул под контакт "-" реле дальнего света. Все заработало. Еще приборная панель в низкой торпеде любит шалить, то там потухнет, то там. 10 минут поколдовал с паяльником у разъемов, подогнул контакты в фишке, все гуд. Моторчик не смотря на свои 1.3 едет сносно, особой динамикой конечно не отличается. Но если не жалко бензина, то можно по "жогать". Сама по себе машина простая как орех. Мотор элементарный, подвеска тоже сложностью не отличается. Дешево и сердито, средито причем по-настоящему)))) Я всего 2 раза был с ней на СТО, развал-схождение и автоэлектрик, все остальное делал сам. Менял коробку во дворе в -10, сцепление менял в - 15, коробка это конечно жесть, в мороз ее ставить одному лежа в снегу очень весело))) это при том что КПП весит больше 30кг, а я не очень больших размеров, всего 56 кг)),я прост немножко маньяк на это дело, и батя так воспитывал что я привык все сам делать. Если следить за зубилом то оно будет вас долго и исправно возить, смотря на сколько у вас хватит терпения ездить на тазе))) Я вот осенью про@#ал фишку, не стал днише обрабатывать, и после "соленой" зимы я попадая на замену задних лонжеронов и порогов. И еще, никогда не ставьте пластмассовые фальш пороги, я вот поленился снять теперь там ппц. С переди должны быть брызговики, обязательно, а под мотором броня, меня очень часто выручала, один раз даже держала мотор, когда оборвало подушку. Про ходовые качества много не скажу, так как не очень придирчив к этом. На асфальте: чем ниже, тем лучше, у меня вот высоковато, крен приличный в поворотах, но часто приходится помногу возить, так что о занижении не задумаваюсь. Зимой зубило ведет себя отлично, хорошо едет по глубокому снегу, легендарными зубильными бамперами я распихивал сугробы в гаражном комплексе, бился о стены, а им НИЧЕГО)))) вот умели раньше делать....но не все))) что-то охота расписывать про это чудовище отпала, пойду я спать, будет настроение что-нибудь еще допишу Вспомнил тут еще кое-что. Так сказать полезные моменты)) Итак начнем с подкапотного пространства. Катушку зажигания лучше переместить на чашку, прикручиваем к шпильке опорного подшибника, в том месте до нее не будет доставать вода. А на штатное место можно повесить запасную) Под мотор, как я уже говорил, обязательно ставим защиту, лучше будет та, у которой по бокам штуки такие есть, типа брызговиков, от водички хорошо спасает. У меня броня без этих ушей, пришлось из штатной жестянки колхозить брызговики,один с водительской стороны оторжавел, трамблер с бабиной стало заливать вы больших лужах, заматал пакетом)) лень железку прикрутить. На монтажный блок надеваем половину 5 литровой канистры, разрезанной вдоль. У меня он еще и полиэтиленом накрыт, на мойке залили как то раз ч/я, пока пытался завести, сел аккум) пока ждал друга чтоб прикурить успел разобрать и протереть блок, товарищ приехал и все завелось. Коммутатор лучше тоже чем нибудь накрыть. Рядом с монтажным блоком можно положить рабочие, не обязательно новые, щетки на генератор. На прошлой неделе у меня 3 штуки сгорело)) 2 перестали давать зарядку а последнюю заклинило на постоянный заряд, 16 вольт фигачило на акк постоянно, он даже кипанул слегка. Нижнюю гайку стартера можно не закручивать потому что неудобно) прекрасно держится на 2ух. Вакуум можно поменять не снимая ГТЦ, в мурзилке пишут что ГТЦ нужно снять. Подтеки масла на моторе(не явные ручьи естественно), ничего страшного, эти моторы от сопливости ничто не спасет. Что-то больше ничего не вспомнить, идем дальше. Салон что ле. Если нечего делать, то можно напокупать всяких двойных скотчей и герметиков и идти воевать с кучей пластмассы, назаваемой торпедой. Если уж сняли торпеду чтоб проклеить, то можно снять и печку. Это не трудно, главное терпение. НО НИВКОЕМ СЛУЧАЕ не разбирайте ту часть отопителя где находятся заслонки и радиатор. Я разполовинил эту штуку на свою голову. А собрать то как???? Как тремя заслонками одновременно попасть в 3 дырки??? Если кто-то может, я не против, можете разбирать. У меня на сборку сего чуда ушел час, огромная куча матов на АВТОВАЗ, на того кто это придумал, да и на всю мою страшную жизнь. Пинал, кидал по гаражу, даже прыгал по ней, однако не сломалось даже. Короче просто снимаем, если внутри все гуд, мажем шов каким нибудь герметиком, в место где печь стыкуется с кузовом, тоже лучше придумать какой нибудь уплотнитель. Так, торпеду больше трогать не буду, настроение портится. Летом обязательно снимаем сидения и вынимаем ковер и шумоизоляцию, вешаем на забор и сушим. Можно заодно и днище изнутри изучить. Внутри вроде все)) Подвеска, тормоза и прочее железо. Чтобы не попадать на развал и схождение передние стойки можно снять вместе со ступицей и торм диском(только в том случае если нужно поменять только патрон, а не всю стойку целиком). Если сняли стойку, почистите чашку из нутри и обработайте каким нибудь консервантом, типа слабое место, и труднодоступное. На старых машинах, у которых кузов "устает" не будет лишним присматривать за слабыми местами: стык лонжерона и телевизора(причем везде), чашки(и перед и зад), крепление задней балки(у меня скоро отвалится)))))), ленты, на которых висит бак, шпильки задней опоры коробки. Вроде ничего такого сверх нового не вспомнил, но решил написать, вдруг пригодится.

Первые контакты советской индустрии с Porsche состоялись в 1930-е годы, десятилетия спустя сотрудничество продолжилось, но уже в автомобильной отрасли. Его результатом стало совместное детище компаний ВАЗ и Porsche – знаменитая «восьмерка».

Первый блин комом

В 1932 году по приглашению Сталина Москву посетил глава знаменитого германского автогиганта Фердинанд Порше. Ему продемонстрировали передовые советские технологии, появившиеся на волне недавно начавшейся индустриализации, а также предложили задержаться в СССР и возглавить разработку двигателей для автомобилей и танков. Советский лидер пообещал знаменитому конструктору полную автономию и независимость. Но Порше отказался.

В начале 1970-х годов к автоконцерну «Порше» в надежде на обновление собственных моделей обратились представители Волжского автозавода (ВАЗ), и немцы откликнулась на призыв советских автопроизводителей, хотя опыт сотрудничества с ними был негативным. Незадолго до этого «Порше» предложил модернизацию «Москвича-412», но советская сторона отдала предпочтение собственным наработкам. К сожалению и разработка специалистами «Порше» программы глубокого обновления флагмана марки «Жигули» ВАЗ-2103 тоже закончилась ничем – в производство пошла более упрощенная и дешевая версия.

Однако ВАЗ не собирался отказываться от сотрудничества с «Порше». Отечественные специалисты понимали, что для успешного выхода на мировой рынок «Жигулям» потребуется нечто большее, чем обычная модернизация Fiat-124. В мировом автопроме тогда в моду входил передний привод, над которым советские инженеры начали работать сразу после выхода «копейки» (ВАЗ-2101): без него трудно было рассчитывать на конкурентоспособность и хорошую валютную выручку.

В надежде на рестайлинг

К середине 1970-х пришло время серьезной модернизации, или как мы бы сейчас назвали, рестайлинга «Жигулей». Одной из главных целей было снижение себестоимости производства: дорогостоящий цинковый сплав и хромированные детали должны были быть заменены бюджетными аналогами. Решено было, наконец, договориться с немецким автогигантом.

В 1975 году произошла встреча министра автомобильной промышленности СССР Виктора Полякова и президента концерна «Порше» Эрнста Фурманна. Последний на встрече заметил, что Германия причинила много бед Советскому Союзу и выразил готовность загладить вину своих соотечественников помощью в разработках советского автопрома.

Результатом переговоров стало соглашение между ВАЗом и «Порше» под эгидой Госкомитета по науке и технике СССР. Сотрудничество было рассчитано на 3 года (с 1976 по 1978), с суммарным бюджетом 1,5 миллиона дойчмарок. В течение почти всего трехлетнего периода заводы «Порше» посещали группы советских инженеров, перенимая столь необходимый опыт.

В январе 1980 года стороны подписали контракт, который предусматривал разработку автомобиля ВАЗ-2108 – трехдверного хэтчбека с двигателем 1,3 л. с. Контракт в том числе содержал договоренности по новым лицензионным комплектующим – карбюратору, радиатору, стойкам передней подвески, дверным замкам, вакуумному усилителю. Любопытно, что на встрече высшего руководства двух автоконцернов с целью конспирации совместному проекту было присвоено наименование «Гамма».

«Зубило»

К разработкам новой модели «Жигулей» было решено привлечь и третью сторону: итальянскую фирму UTS – технологическое отделение FIAT, который уже поучаствовал в создании «копейки». Троица ВАЗ – Porsche – UTS работала весьма плодотворно, мгновенно обмениваясь новой информацией. В результате встреч участников проекта «Гамма» даже родилось новое слово – «forgang», обозначавшее сообщение о результатах испытаний, изменениях в конструкции и технологии и т.п. В этих случаях всегда происходил тройной обмен документами.

Итогом плодотворной работы «треугольника» стала модель ВАЗ-2108, прозванная в народе за топорный вид «зубилом». Однако нужно отметить, что в европейском автопроме тогда угловатые формы машины были своеобразным трендом. Главное, что новая модель «Жигулей» прижилась. Официально о создании в Тольятти новой модели легкового автомобиля объявил министр автомобильной промышленности Виктор Поляков в своем выступлении на XXVI съезде КПСС в феврале 1981 года.

В «восьмерке» было много новшеств. Инженеры ВАЗа и Porsche пошли путем совершенствования двигателя за счет оптимизации конструкции по камере сгорания, повышению степени сжатия, а также улучшению характеристик систем питания и зажигания. Разработанная в Тольятти конструкция двигателя была серьезно доработана по показателям мощности, расходу топлива, токсичности, акустике и надежности. ВАЗ-2108 стал первым переднеприводным советским автомобилем. Для отечественного автомобилестроения эта машина явилась поистине революционной моделью.

В условиях бездорожья

Создание автомобиля для советского рынка перевернуло европейские стандарты. Немцы должны были учитывать особенности российского бездорожья, когда даже наиболее качественные модели после небольшого пробега выходили из строя. Новая машина должна была выдерживать повышенные нагрузки благодаря комплексу мер, в первую очередь, за счет улучшения работы подвески и усиления каркаса кузова.

Прежде чем попасть на конвейер «восьмерка» прошла множество испытаний, в том числе и на собственном полигоне АвтоВАЗа. Советский опыт убеждал, что дорожные испытания, как зимние, так и летние, необходимо всегда проводить в странах, которые будут являться основными регионами сбыта. В частности, четыре жестких пробега по булыжнику было проведено в Тольятти и Дмитрове. В общей сложности машина «набегала» 48000 километров.

В дополнение было организовано три ресурсных пробега по 8000 километров каждый на полигоне НАМИ под Москвой, три горных испытания – два на Кавказе, и одно во французском Монт Венту, а также три летних пробега – в Алжире, Туркменистане и Таджикистане. Но разработчикам и этого показалось мало. Тест-драйвы благополучно довершили два зимних испытания: первое в 1000 километрах к востоку от Москвы, второе в Магаданской области при экстремально низких температурах – около минус 40 °С.

Итоги

Немецкие специалисты обращали внимание, что советские производители были очень требовательны к ним. По сравнению с европейскими и американскими партнерами заказчики из России, по их словам, ставили завышенную планку, и потребовалось множество переговоров, чтобы удовлетворить все запросы представителей АвтоВАЗа.

Отечественные эксперты говорят, что если бы сотрудничество с немецкими разработчиками было более глубоким и продолжительным, то автомобили в СССР имели бы совершенно другое лицо и качество. Однако наш автопром пошел по иному пути.

"Зато, мы делаем ракеты
и перекрываем Енисей …"
Слова из песни.

Эти слова давно избиты и замусолены временем. Но из песни слов не выкинешь! Восьмёрку окрестили Зубилом на ее родном тольяттинском заводе сами заводчане за форму кузова и особенно его носа. Плевали они на шильдик с гордым названием Спутник или Samara (в экспортном варианте) ? Про свой завод они частенько говаривали так: - Гудит как улей родной завод, а мне то, -...ули, - тудысь он, … вот! - И знай себе, продолжают выпестовывать нечеловеческими усилиям свою продукцию. Девятка - она восьмерочная сестра. Родная. При ближайшем рассмотрении, - это просто различные модификации одной и той же машины, то есть модели.

Суть модификации первого русского хэтчбека только в количестве дверей: у восьмерки их 3, а у девятки 5. Выходит, что девятка, это, по сути, то же Зубило. Для нашего анатомического исследования зубила это очень важно. Выходит, девятка и восьмерка - суть один и тот же автомобиль, открывший в нашей стране с 1983 года новую эру. Эру переднеприводников. Сегодня девятка в России популярна. Их наштамповали столько, что она с десяткой стала самым массовым отечественным автомобилем. Она и поныне ежедневно скатывается с конвейера волжского автозавода. А вот восьмерку, продержавшуюся на конвейере 20 лет, сняли с производства. Тогдашний директор завода Владимир Каданников грозился избавиться от "восьмерки" еще в 1997 году. Знаете, если обычно большие начальники и чиновники, насупившись, грозят с экранов телевизоров пальчиком, значит, что-то не так. Значат, лукавят - есть подоплека. И точно, после каждого такого заявления следовал скачок потребительского спроса на этот автомобиль. Естественно, что такие заявления продлевали ему жизнь и поднимали цену.

Что это за машина? Таким простым, но каверзным вопросом любой начинающий автолюбитель застает специалиста врасплох. Какова концепция зубила как изобретения с точки зрения полета инженерной мысли? Что есть современный массовый российский автомобиль по технике? - Нет, все понятно, а что конкретно? - как поется уже в другой песне. Инженеры советской закваски, мастерски переводя языком беломорину из левого уголка рта в правый, на эти вопросы отвечают так: специалисты волжского автозавода сконструировали конкурентоспособный современный автомобиль, соответствующий мировому уровню. Ого! А, точнее сказать, воспроизвели? Не смешите, товарищи, ясно, что содрали! Не с конкретной модели, а концепцию переднеприводного автомобиля в целом. Такая конструкция дешевле заднеприводной в производстве и освоена на Западе давным-давно. Это правда! И все же, чем именно руководствовались изобретатели Зубила в своем смелом порыве? В чем видели рациональное зерно? Изобрели что-то интересное, или нет? Разберемся в мельчайших нюансах и подробностях этого любопытного процесса.

Если сравнить Зубило со всеми отечественными заднеприводными самобеглыми повозками, то - это, пожалуй, большой шаг вперед и только немного в сторону. Известно, что советский переднеприводник возили в Германию дорабатывать в исследовательском центре Porsche. Что именно улучшали и вышел ли прок от столь дорогостоящих консультаций, история умалчивает. Как показал водитель Совтрансавто Иван Сидоров, возивший Зубило в Цуффенхаузен и забиравший его обратно в закрытой фуре, внешне это был один и тот же автомобиль. Хотя откуда простому водителю-дальнобойщику, хотя и международного масштаба, знать секреты? Он же не на персоналке начальника возил. Для своего времени, автомобиль "Спутник-Зубило-Самара" заслуживал положительной оценки. Особенно его мотор. Вывод напрашивается сам собой. Скорее всего, предметом доработки специалистов Porsche был прежде всего, зубильный движок и переключалка. Ее сделали так, чтобы вместо первой скорости включалась задняя, это фирменный знак автомобилей Порше. Так спросим гонщиков, которые с закрытыми глазами могут разобрать любой автомобиль, на котором гонялись. А кто из них не гонялся на Зубиле? Специалист по восьмеркам и девяткам Чемпион России по кольцу и треку, Александр Сотников считает, что инженеры уважаемой фирмы разработали мотор малого объема (1 100 куб. см.), видимо, для экспортных версий. Расточку того же блока цилиндров до объема в 1 500 куб.см. немцы забраковали. Сказали, что из-за большой разности в температуре блока, ничего путного не получится. Дело в том, что выхлопные трубы стоят не перед мотором, что способствовало бы лучшему охлаждению, как скажем, на Opel, Honda и других иномарках, а смотрят назад. Мотор зубила работает не благодаря, а вопреки! - объяснил Александр. Молодец! У нас в России все не благодаря! Еще Саша очень хвалил кузов, но об этом позже. Качество деталей мотора, со слов независимого эксперта, двигателиста и чемпиона России по кольцевым гонкам и СССР по картингу Михаила Ухова, было в свое время изумительным: - если цилиндр блока помечен буквой С, то значит и размер С, а не от фонаря, - не перестает удивляться он. Мотор взялся работать надежно, долго и хорошо, экономично и тяговито. То есть, прущая сила недюжая и самобеглость налицо. Это выяснилось позже. Двадцать лет назад новинку встретили в штыки. Для России это нормально. А тут еще и передний привод. У Мерседеса и БМВ задний, а нам навязывают передний. Здесь какая-то засада, решил осторожный советский автолюбитель и стал от сомнительного, как ему казалось, переднеприводника воротить нос.

В 1985 году автор ради эксперимента приобрел одно из первых, еще сырых Зубил. Эксперимент удался. В самый неподходящий момент самозаклинивали передние тормоза, тросик сцепления прорвал моторный щит, сломалось втягивающее реле стартера. Очень маленькие отверстия в жиклерах карбюратора (справленного по лицензии фирмы Solex) все время засорялись. Мало того, он еще частенько саморазвинчивался на ходу на две половинки. В разгоне руль отчаянно вырывался из рук, подвеска бухала на неровностях, кузов сильно вибрировал, а обивки салона громко спорили друг с другом, и где-то в них прятался неугомонный сверчок. Апофеозом лебединой песни того зубила стала открутившаяся опять же на ходу рулевая тяга и рассыпавшиеся по снегу шарики шруса. Кирдыкнулась эта конструкция в 100 метрах от гарантийной вазовской станции при 35 градусах мороза. Полуось оказалась на складе, но в единственном экземпляре. Извлечь ее оттуда было ой как непросто. Обычная российская история о нашей суровой действительности и детских болезнях. Как только все детские болезни, как у нас любят называть серьезные просчеты, излечились, лопнуло ветровое стекло. Самостоятельно, то есть без камня. Чтобы мало не показалось! Машина напоминала сделанную на коленке гаражную самоделку и иномарку одновременно. И, тем не менее, несмотря на вышеназванные метаморфозы, автомобиль в целом нравился! Привлекало то, что на нем можно быстро или даже очень быстро (если уметь как) ездить зимой по скользким дорогам. А засесть, то бишь, забуксовать в сугробе, так это надо специально исхитриться.

Особенно автомобиль нравился тем, кто сразу поменял коммутатор на бошевский! Автолюбитель, которому это по разным причинам не удалось, откровенно мучился, пока не доставал несколько отечественных электронных штуковин и возил их всегда с собой. Специалист-экстра класса, директор ыирмы "Иномотор" Владимир Хрулёв пояснил. Замену больших штуковин-коммутаторов заменила бы одна маленькая штуковинка-транзистор, засевшая в нем и портившая все дело. Но только при наличии клейма "военная приемка" ! А где такое взять? Еще он назвал две причины заставляющие руль вырываться из рук. Отсутствие рулевого сервоусилителя и передние полуоси разной длинны. На переднеприводных иномарках такого эффекта нет. Вот в чем фокус! Владимир начал твердить про дополнительный подвесной подшипник на той полуоси, что длиннее. Может его из экономии не поставили. Выходит что так!

Что-что? Только не таким тоном! Спутники переименовывали в LADA SAMARA и экспортировали? Кому он нужен голый за границей? Без ABS, сервоусилителя руля, подушек безопасности, нейтралитического катализатора? Абсурд какой-то! Переднеприводные Лады, действительно, в конце восьмидесятых - начале девяностых, экспортировали в Европу. В Германии, прямо с корабля, словно бедные золушки, они попадали на шестидесятичасовой бал. Ровно столько времени требовалось немецким специалистам фирмы Дейче Лада, чтобы после чудесных волшебных превращений внутренности зубила худо бедно начинали соответствовать европейскими нормам. А в Бельгии даже крышу у Зубила срезали и модный кабриолет делали!

Тот же эксперт Михаил, (что хвалил первые моторы, а сам сегодня ездит исключительно на BMW), продолжает: отделка салона дребежжащая, скрипящая свистящая, стучащая. Сделана из говна. С высокой панелью приборов неудовлетворительно работает отопление. Форма кузова - отвратительная. Она подчинена функциональности, то есть удешевлению штампов для снижения себестоимости производства угловатых панелей кузова. Россиянин покупает девятку не потому, что она ему нравится! Она наиболее доступна и он может обслужить ее в любой точке России. С восьмерочной болезнью копчика приходится мириться. Передние сидения - приспособления для пыток.

Он продолжает: впрыск топлива с отечественной системой управления Янтарь (и ему подобные) - капризны. Волжские машины с впрыском General Motors? Абсолютно верно! - Я так и поступил, когда искал подержаную девятку для моей матушки в подарок. Уже несколько лет проблем не знаю. Все работает, и я склоняюсь к тому, чтобы машину не менять, а перебрать двигатель, - продолжал откровенничать Михаил Ухов.

Амбициозный гонщик Борис Шульмейстер (ездит на AUDI) более резок в суждениях. На вопрос: чем руководствовались изобретатели зубила? - Он отвечает - Инженерными новациями тридцатилетней давности! Хотя, когда я оседлал Зубило пятнадцать лет назад, я приятно удивился - казалось намного лучше вазовской классики. Непривычной была посадка с близко придвинутым к водителю рулем и далекими педалями. Как только я попробовал иномарку, все русские транспортные средства, включая вазовское Зубило, отошли на последнее место в моей виртуальной таблице автоэволюции. Сегодня это автораритет, приобретаемый от безысходности. Любой русский автомобиль для меня не классовый, а заклассовый враг. Это по ту сторону добра и зла. Если мне не дай Бог будет худо, то куплю за эти деньги подержанную иномарку. Можно оформить кредит и внести эту сумму как первый взнос за новую скромную иномарку.

Вспомним досаафовские экспонаты автомобильных агрегатов в разрезе. Распилим мысленно Зубило вдоль или поперек для дальнейшего выявления рациональных зерен, заложенных, или скорее засеянных в конструкцию. Разрезали. Видим внутренности обычного переднеприводного автомобиля. Сегодня это автомобиль не соответствующий мировым стандартам ни по безопасности, ни по токсичности выхлопных газов. Продолжаем искать. Есть! Найти изюминку нам помог вазовский автогонщик Николай Мезенцев. Вот что он сказал: - ВАЗ 2109 - это крепкий, прочный кузов. "Восьмеркодевятка" остра и точна в управлении. И очень прочна! Ой, ли? Успокойся, Коля, легче на поворотах! Но Коля - автогонщик, он знает, что говорит, да и в поворотах он - мастер! А вот и главная изюминка. Даешь рациональное зерно! Кузов зубила значительно прочнее многих ему подобных. Передняя подвеска живет своей жизнью. Такое страшное слово, как лонжерон теряет свое зловещее значение. - Зубило можно бить передком со страшной силой обо что угодно, - уверен Николай. Это не пустые слова. Он неоднократно бил его на зимних гонках о бетонные заборы со всего хода так, что мало не покажется! И не смог убить! - Уникальная, неубиваемая конструкция, - считает отважный Николай, и его глаза наливаются зловещим блеском. - Очень просто восстановить передок кузова, практически после любого удара. Двойное совпадение! Оказалось, не только форма, но и содержание соответствует народному названию.

Коробка передач, правда, не отличается сверхнадежностью. Виной тому маленькие межцентровые расстояния. Подвеска надежная, если не сказать железобетонная. Проблемы в самом амортизаторе, продукции завода в Скопино, вернее в устаревшем оборудовании. Передние кронштейны из силумина - слабое звено. Их надо закрывать защитой или заменять стальными. Больше там ломаться нечему. А если сломалось, то всегда найдешь решение, чтобы доехать до автосервиса. По - научному, это называется высокой ремонтопригодностью.

Итак, что мы имеем? Прочный кузов. Далеко небезопасный при лобовом столкновении для водителя и пассажиров, что выясняли эксперты газеты Авторевю во время своих жестоких креш-тестов. Надежный, долговечный мотор. Ремонтопригодная конструкция в целом. Отсутствие подушек безопасности для водителя и переднего пассажира. Ремни безопасности без пиропатронов, выбирающих их слабину при аварии. Отсутствие сервоусилителя руля. Нет ABS. Одним словом, Зубило, оно и есть зубило.