Домой Механическая коробка передач Почему руль слева? Для всех и обо всем

Почему руль слева? Для всех и обо всем

Отечественный автомобиль с правым рулем? При всей кажущейся нелепости этой фразы, не будем спешить с выводами. Обратимся к истории.

На начальном этапе автомобилизации требований, - с какой стороны должен располагаться водитель, и, соответственно, органы управления - не было. Строгое деление проезжей части на левую и правую возникло постепенно, а на улицах с не слишком оживленным движением долго ездили «как придется». В Европе Англия, Мальта и Кипр до сих пор придерживаются левой стороны. Из крупных автомобильных держав «зеркально» ездят Япония и Австралия. Швеция перестроилась «слева направо» позже всех - в 1967 году, Австрия, Венгрия, Чехословакия - в начале тридцатых. В тридцатых годах в Милане, например, ездили по левой стороне, хотя на всей остальной территории Италии - по правой.

Классическая «баранка» в качестве органа управления появилась только в конце 19 века, до того на машинах ставили изогнутый «поводок» (Curved-Dash) , называемый водителями «коровьим хвостом». Прообразом этого органа управления стало, скорее всего, дышло конной упряжки, соответственно, располагался «хвост» по центру экипажа. В отличие от «поводка», возникшие впоследствии рулевую колонку и «баранку» было неудобно располагать посередине, они должны были находиться непосредственно перед сиденьем водителя. Тут европейские конструкторы (а именно в Европе развитие автомобилестроения шло наиболее интенсивно) проявили редкое единодушие: руль - только справа! Рассуждали следующим образом: пешеходов и повозок больше всего справа, у тротуара - им-то и должен уделять основное внимание водитель.

Единодушие нарушил Генри Форд, первым в 1907 году выпустивший массовый автомобиль «с левым управлением». Форд рассуждал, что пассажиру должно быть удобно садиться в автомобиль со стороны тротуара. Акция вызвала массу протестов и осуждение, тем не менее, уже через десять лет все американские автомобили были оснащены «левым управлением», а еще через десять лет это стало стандартом практически для всей Европы.

В 60-х годах экспортируемые советские автомобили имели версии с правым рулем

Что же в России? Здесь следовали общим тенденциям. Практически все отечественные дореволюционные производители автомобилей располагали органы управления справа. Первый отечественный автомобиль конструкции Яковлева и Фрезе (построенный по типу конструкции немецкого Benz-Velo) управлялся вертикальным рулевым рычагом, расположенным… правильно, справа. Справа же располагался сначала рычаг, а впоследствии - рулевое колесо у автомобилей других дореволюционных отечественных заводов - компаний Дюкс-Аксай (по образцу американского Oldsmobile Curved-Dash), завода П. А. Фрезе (по документации французского De Dion-Bouton), Лесснер (по лицензии Daimler) и других (Брейтигам, Победа, Эмпеде). Причина была проста - большая часть этих автомобилей либо производилась с использованием документации, либо с использованием непосредственно шасси европейских производителей (в том числе Opel, Panhard-Levassor, Delaunay-Belleville, Clement). Автомобили собственных разработок (например, Б. Г. Луцкого) также были праворульными. Самым известным массовым производителем был, конечно же, Руссо-Балтийский завод. Именно на нем автомобили практически полностью собирались из российских комплектующих. Модели этого завода, включая грузовые, имели руль, расположенный только справа.

После революции ситуация поначалу не изменилась. В. И. Ленин, как известно, предпочитал зарубежные автомобили, в основном передвигался в качестве пассажира на дорогущих Rolls-Royce - опять же, праворульных; один такой автомобиль был переделан рабочими Путиловского завода на полугусеничный ход. Что ж, вряд ли кто-то посмел бы запретить вождю передвигаться на автомобиле с «неправильным рулем». На праворульном «Роллс-Ройсе» разъезжал и товарищ Джугашвили-Сталин, однако впоследствии предпочтение его осталось за автомобилями марки Paccard (по образцу которого на заводе имени самого Иосифа Виссарионовича выпускали ЗИС-110 ).

Первыми советскими автомобилями были официально объявлены грузовики АМО-Ф15 и легковушки БТАЗ (Первый Бронетанковоремонтный завод в Филях). Не секрет, что под литерой «Ф-15» скрывался немного измененный итальянский «Фиат-15-тер». БТАЗ построен по образцу и подобию Руссо-Балта серии С. Соответственно, обе модели были праворульными, более того, часть рычагов, как на дореволюционных моделях, находилась за стенкой кабины. Интересной послереволюционной разработкой также являлся НАМИ-1 , созданный явно с оглядкой на чехословацкую «Татру». Руль в этом автомобиле располагался справа, но дверь с каждой стороны имелась одна, причем с правой стороны она вела на задний ряд сидений - водитель, соответственно, попадал внутрь через пассажирскую дверь.

На этом история заимствований не прекращается. В конце 20-х годов руководство страны решило брать за образцы советских автомобилей американскую технику. На многие годы «правый» руль прекратил массовое существование в СССР. За образцы грузовой техники были взяты американский Autocar (автомобиль АМО-3, впоследствии ставший знаменитым ЗИС-5), Ford-АА (образец ГАЗовской полуторки ГАЗ-АА), White (ярославские грузовики Я-3). Легковые автомобили также изготовлялись по образцу «Форда»: ГАЗ-А (на основе Ford-А) и ГАЗ-М1 (на основе Ford-V8). После войны в страну пришел поток трофейных европейских и ленд-лизовских американских автомобилей, подавляющее большинство - леворульные.

Для многих левое расположение руля было действительно удобнее - с учетом возросших скоростей при ненамного возросшей маневренности водитель мог безопаснее провести маневр, связанный с перестроением в левый ряд - зеркала заднего вида долго устанавливались далеко не на каждый автомобиль.

Тем не менее, в 70-х годах возникла неоднозначная ситуация - с одной стороны, машин было больше, чем раньше, с другой, улицы стали соответствовать этому самому количеству машин. В аварийных местах все чаще запрещали левые повороты, встречные потоки стали разделять специальными полосами, зачастую с насаждениями. В таких ситуациях многие фирмы (одним из пионеров был Fiat) стали увеличивать количество автомобилей с правым рулем, тем более, что имелось немало спецмашин, для «специальности» которых скорость и возможность «лавировать» между рядами имели далеко не главное значение. В Швейцарии, к примеру, правый руль оказался очень востребованным у водителей автобусов - в горной местности водитель мог увереннее вести автомобиль вдоль края обрыва.

В городских же условиях правый руль гораздо удобнее и безопаснее для водителей, которым в силу профессиональных навыков необходимо часто покидать машину. Например, для перевозки почты в СССР производился ЗАЗ-965С , руль у которого находился справа, а сзади вместо сидений пассажиров был сооружен ящик для корреспонденции; боковые окна были закрыты специальными филенками. Аналогичное устройство имел «Москвич»-412П , изначально планировавшийся именно как экспортная модель. Кабиной справа оснащались и некоторые модели знаменитых «загребущих ручек» - снегоуборочных транспортеров на базе грузовиков ГАЗ.

В модельной линейке любого советского производителя были машины на экспорт. В период СССР налажены связи с туманным Альбионом, государствами Африки и т. д. - немало праворульных «Волг», «Москвичей», «Жигулей» , было отправлено потребителю для эксплуатации на «левой полосе». Интересно, что один из ГАЗ-22 с правым рулем, дожившая, кстати, до наших дней, попала в кадр фильма о Джеймсе Бонде «Шаровая молния». Примечательно, что многие такие машины сохранились до сих пор - например, праворульные ГАЗ-21 до сих пор исправно служат такси в Судане, многие «праворукие» «Жигули» были ввезены в Россию уже после распада СССР - качество машин, изготовляемых на экспорт, было зачастую гораздо выше, чем изделий для внутреннего рынка. ВАЗы отправлялись на экспорт под названием LADA, LADA Riva ; внутренний индекс таких машин был ВАЗ-21012, ВАЗ-21022, ВАЗ-21032 для соответствующих моделей. Переднеприводный «Спутник» с правым рулем, например, официально назывался ВАЗ-21098. В Иркутске имеются реэкспортные праворульные «Жигули» на базе ВАЗ-2104, ВАЗ-2152, ВАЗ-2142, ВАЗ-2198. По словам владельца, люди, увидевшие такой автомобиль ближе, сильно удивлялись.

Внешне, если не заглядывать в салон, отличие праворульных ВАЗов - только в «зеркальных» дворниках (и то, в связи с дефицитом этих деталей на часть праворульных машин ставили обычный привод) и в расположении единственного зеркала на ранних моделях. В салоне различия также невелики - «зеркальная» панель приборов, спидометр, размеченный и в милях/час, и в км/час. Поиск запчастей несложен - относительным дефицитом является разве что рулевой редуктор, да и тот можно переделать без особых трудностей. Проблем с поведением на дороге у праворульного ВАЗа не больше, чем у их леворульных аналогов, и определяются они в первую очередь стилем вождения.

Необходимо сказать и о таком интересном решении, как центральное расположение руля. В 1947 году американский конструктор П. Такер пытался организовать массовое производство оригинальных автомобилей со «средним рулем». Увы, Такер обанкротился, а подобное расположение руля нашло относительно мало последователей, так как создавало неудобства как для водителя при доступе к сиденью, так и для соседних с водителем пассажиров. В современных концепт-карах, тем не менее, центральному расположению руля уделяется значительное внимание. В СССР самым, пожалуй, известным автомобилем с таким расположением руля был военный ЛуАЗ-ТПК-967 . Рулевая колонка мало того, что располагалась по центру, так еще и откидывалась - управлять автомобилем можно было, идя с ним рядом. Педали располагались с обеих сторон центрального тоннеля.

Экспортная «девятка» с индексом ВАЗ-21098

Почему руль левый?

На отечественных автомобилях руль раньше был правым.
Те из вас, кому довелось побывать в Москве в Политехническом музее, наверняка запомнили старинный российский Руссо-Балтъ модели К-12/20. Этот черный автомобиль, с красными кожаными сиденьями и позолоченной надписью Руссо-Балтъ на облицовке радиатора не мог бы оставить вас равнодушными. Но нельзя было не обратить внимания и на то, что руль у этой машины находится справа. А что, в Российской империи было левостороннее движение?, – спрашивали вы себя.

Нет, левостороннего движения в России никогда не существовало. Более того, указом императрицы Елизаветы Петровны от 5 февраля 1752 года всё движение в Российской империи должно было быть только правосторонним. А два года спустя за ним последовал аналогичный указ петербургского генерал-губернатора.
Но почему же руль был тогда справа? – спросите вы.

Дело в том, что правый руль и правостороннее движение сосуществовали в большинстве европейских стран аж до окончания второй мировой войны, а до 1932 года все производившиеся в России, а потом и в СССР автомобили тоже были с правым рулем. При этом рычаги коробки передач и ручного тормоза чаще всего монтировались справа от водителя. Располагались они либо снаружи автомобиля, и водитель управлял ими, высунув в окно правую руку, либо между водительским сиденьем и правой дверью. Расположение органов управления справа считалось более безопасным, так как, во-первых, при встречном столкновении больше страдает левая сторона, а, во-вторых, такое расположение органов управления избавляло водителя от необходимости выходить при остановке на проезжую часть и подвергаться риску быть сбитым едущим следом автомобилем.

Почему же тогда руль стал левым? Спросить об этом следовало бы виднейшего американского авто конструктора и организатора автомобильной промышленности Генри Форда. Пионером леворульности стала модель Форд Т, продержавшаяся на конвейере с 1907 по 1927 год. В Политехническом музее она тоже есть – прямо напротив Руссо-Балта. До нее даже в Америке все автомобили тоже были с правым рулем.

Форд впервые позаботился не о водителе, а о пассажире. В Европе какой-нибудь граф или барон всегда сидел сзади, а сесть рядом с шофером было для него несовместимо с понятием чести. Никто всерьез не думал о том, попадет ли под машину сидящий рядом с шофером дворецкий, выбежавший за сигарами для хозяина. В Америке же ни лордов, ни графов, ни баронов отродясь не водилось, а Форд Т, стоил 998 долларов. Правда, надо отметить, что это были доллары образца 1873 года, каждый из которых в то время был приравнен к 1,50463 граммам чистого золота. Но все равно купить Форд Т, мог человек среднего достатка. А человек среднего достатка не возил барина, а ехал с приятелем или с подругой. Пассажир сидел рядом и вел с водителем непринужденную беседу, пытаясь перекричать трескотню мотора. Время от времени он мог выходить, чтобы купить Нью-Йорк Таймс или Вашингтон Пост
Именно в расчете на часто выходящего пассажира и расположил Форд руль с левой стороны Форда Т,. А чтобы водителю не переключать передачи левой рукой, Форд расположил рычаг переключения передач не снаружи машины, а на рулевой колонке. Такая система переключения передач существовала и на многих советских машинах. Например, на ГАЗ-21. На Москвичах эта система продержалась до 408-й модели и была похоронена только с переходом на 412-ю.

Почему же левый руль появился в СССР? Первым советским автомобилем, получившим левый руль, стал Я-3. Однако все остальные отечественные автомобили продолжали выпускаться с правым рулём. Лишь после того, как в 1932 году в городе Горьком был пущен Горьковский автозавод, где первоначально выпускалась легковушка ГАЗ-А, и грузовик ГАЗ-АА, в народе прозванный полуторкой, Совет Народных Комиссаров решил внедрить левый руль также и на московском ЗиСе, и на ярославском ЯАЗе, чтобы не было разнобоя.
О преимуществах левого руля при обзоре дороги заговорили лишь в 1936 году, когда проблемы уже не существовало. А в марте 1937 года вышел приказ наркома внутренних дел Ежова о запрете эксплуатации праворульных автомобилей в городах. Приказ был направлен против последних частных автовладельцев, у которых сохранились автомобили, купленные до революции или во время НЭПа. С тех пор правый руль в СССР остался только на тракторах.
В Европе же продолжали делать машины с правым рулем. Их выпускали помимо левосторонней Англии и правосторонняя Франция, и правосторонняя Италия, и правосторонняя Чехословакия. И только одна Германия, оценив новшество Форда, стала ставить руль слева. Но на большинстве немецких машин рычаг переключения передач был не на рулевой колонке, а между водительским и пассажирским местом. Хотя были и модели с переключением передач по-американски. Франция же переходила на левый руль постепенно, и на одном заводе могла одновременно выпускаться и старая праворулька, и новая леворулька.

Конец правому рулю пришел в Европе вместе с концом второй мировой. Вся Европа была наводнена американскими автомобилями, и быстро оправившиеся от послевоенной разрухи итальянцы тоже перешли на левый руль. Чехи же перешли на него еще во время немецкой оккупации. Послевоенная Англия, в которой тоже было много машин с левым рулем – как импортных американских, так и трофейных немецких – тем не менее, не отказалась от правого руля ввиду сохранения левостороннего движения. Автомобили с левым рулем бегали по ее дорогам до полной выработки моторесурса и через полтора десятилетия оказались на либо на свалках, либо в коллекциях. В дальнейшем экспотртёры делали специально для англичан и жителей стран Британского содружества праворульные варианты своих моделей. Многим знакомы реэкспортные праворульные Жигули. А были и праворульная Волга, и праворульный Москвич.

Последний, правда, экспортировался главным образом в африканские страны, а один из них я лично повстречал в Индии. Однако несколько тысяч праворульных Побед поездили по дорогам самой Англии еще в 50-х годах. Единственной страной с правосторонним движением, продолжающей впускать для внутреннего рынка автомобили с правым расположением органов управления, до 1962 года оставалась незатронутая войной Швеция. Просто, количество леворульных иномарок в этой стране превысило к этому времени количество родных Вольво и Саабов, и шведы решили не диссонировать со всей Европой.
С тех пор правый руль остался лишь в странах с левосторонним движением – в Великобритании и ее бывших колониях, таких, как например, Индия и Австралия. Из тех стран, которые никогда не были английскими колониями, левостороннее движение сохраняется в Японии, Таиланде и Суринаме. Некоторые английские колонии также отказались от левостороннего движения. В качестве такого примера можно привести Канаду.

Советские автомобили успешно продавались за рубежом. Причём не только в Восточном блоке, где нашу продукцию часто брали в добровольно-принудительном порядке, но и на капиталистическом Западе.

ГАЗ-М20 «Победа» (1949)

Первая легковая машина, самостоятельно разработанная советским автопромом, стала и его «первой ласточкой», нашедшей массового покупателя за границей. Просторный салон и багажник, представительная внешность, комфорт пассажиров благодаря независимой подвеске, ремонтопригодная ходовая часть (сказался опыт производства военной техники), - все эти качества более, чем кто-либо, оценили западные… таксисты.

Например, в Финляндии таксопарки в современном понимании появились именно благодаря экспортной «Победе» (ранее «машины с шашечками» в Суоми представляли собой мешанину разных марок и классов, без единого стандарта окраски кузова).

Справедливости ради, следует вспомнить, что советские авто стали продаваться за рубеж ещё до войны: впервые с нашими четырьмя колёсами широкая европейская публика познакомилась на Парижской всемирной выставке-1937. Но, в любом случае, тогда речь шла об эпизодических экспортных партиях в единицы, максимум - десятки легковых «Эмок». «Победы» же вышли на международный рынок всерьёз: только в 1950 году за кордон их уехало 5 тысяч - десятая часть от общего производства. Причём, как мы уже говорили, продажи шли в острой конкурентной борьбе с именитыми западными концернами.

ГАЗ-21 «Волга» (1956)

На Всемирной выставке в Брюсселе-1958 «Волга» была признана лучшим автомобилем на континенте, после чего её стали покупать в 75 странах. О неубиваемости «двадцать первой» слагались легенды.

Говорят, однажды московские дипломаты так лихо рассекали по набережной Каира, что их «Волга» свалилась в Нил. Бедняжку вытащили на берег, завели с полоборота - и, к восторгу собравшейся толпы, покатили дальше!

Кстати, это был наш первый автомобиль, имевший серийную модификацию с правым рулём - для продажи англичанам, называвшим «Волгу» «рабочей лошадью». А бельгийцы именовали её ещё более прямолинейно: «танк на колёсах». И - покупали!

ВАЗ-2121 «Нива» (1977)

Первая самостоятельная (без опоры на фиатовскую базу) разработка тольяттинских инженеров. Триумфальный дебют на мотор-шоу в Париже, золотая медаль на международной выставке в Брно (1978). Приводятся цифры, что в первый же год «Нива» захватила до 40% европейского рынка внедорожников, но правильнее сказать, что популярный ныне класс малых городских полноприводников - именно она и создала.

В Австрию трёхдверная машина поставлялась под брендом Lada Taiga. В Англию - Lada Cossack. Занятный факт: в конце восьмидесятых целых 45 «Нив» закупила для разъездов по стройплощадкам дирекция строительства Евротоннеля под Ла-Маншем.

Особенно нашу ласточку полюбили жители гористых и пересечённых местностей - в той же Австрии, Исландии, Греции… За четверть века на экспорт уехало почти полмиллиона внедорожников. Любопытно, что в СССР «Нива» особой популярностью не пользовалась: для настоящей грязи - «паркетная», для семейного городского авто - маловместительная.

Почему руль левый? December 15th, 2013

Те, кому довелось побывать в Москве в Политехническом музее, наверняка запомнили старинный российский Руссо-Балтъ модели К-12/20. Этот черный автомобиль, с красными кожаными сиденьями и позолоченной надписью Руссо-Балтъ на облицовке радиатора не мог бы оставить вас равнодушными. Но нельзя было не обратить внимания и на то, что руль у этой машины находится справа. А что, в Российской империи было левостороннее движение?…

Нет, левостороннего движения в России никогда не существовало. Более того, указом императрицы Елизаветы Петровны от 5 февраля 1752 года всё движение в Российской империи должно было быть только правосторонним. А два года спустя за ним последовал аналогичный указ петербургского генерал-губернатора. Но почему же руль был тогда справа? - спросите вы.

Дело в том, что правый руль и правостороннее движение сосуществовали в большинстве европейских стран аж до окончания второй мировой войны, а до 1932 года все производившиеся в России, а потом и в СССР автомобили тоже были с правым рулем. При этом рычаги коробки передач и ручного тормоза чаще всего монтировались справа от водителя.

Располагались они либо снаружи автомобиля, и водитель управлял ими, высунув в окно правую руку, либо между водительским сиденьем и правой дверью. Расположение органов управления справа считалось более безопасным, так как, во-первых, при встречном столкновении больше страдает левая сторона, а, во-вторых, такое расположение органов управления избавляло водителя от необходимости выходить при остановке на проезжую часть и подвергаться риску быть сбитым едущим следом автомобилем.

Почему же тогда руль стал левым? Спросить об этом следовало бы виднейшего американского авто конструктора и организатора автомобильной промышленности Генри Форда. Пионером “леворульности” стала модель Форд Т, продержавшаяся на конвейере с 1907 по 1927 год. В Политехническом музее она тоже есть - прямо напротив Руссо-Балта. До нее даже в Америке все автомобили тоже были с правым рулем.

Форд впервые позаботился не о водителе, а о пассажире. В Европе какой-нибудь граф или барон всегда сидел сзади, а сесть рядом с шофером было для него несовместимо с понятием чести. Никто всерьез не думал о том, попадет ли под машину сидящий рядом с шофером дворецкий, выбежавший за сигарами для хозяина. В Америке же ни лордов, ни графов, ни баронов отродясь не водилось, а Форд Т, стоил 998 долларов.

Правда, надо отметить, что это были доллары образца 1873 года, каждый из которых в то время был приравнен к 1,50463 граммам чистого золота. Но все равно купить Форд Т, мог человек среднего достатка. А человек среднего достатка не возил барина, а ехал с приятелем или с подругой. Пассажир сидел рядом и вел с водителем непринужденную беседу, пытаясь перекричать трескотню мотора. Время от времени он мог выходить, чтобы купить Нью-Йорк Таймс или Вашингтон Пост

Именно в расчете на часто выходящего пассажира и расположил Форд руль с левой стороны Форда Т,. А чтобы водителю не переключать передачи левой рукой, Форд расположил рычаг переключения передач не снаружи машины, а на рулевой колонке. Такая система переключения передач существовала и на многих советских машинах. Например, на ГАЗ-21. На Москвичах эта система продержалась до 408-й модели и была похоронена только с переходом на 412-ю.

Почему же левый руль появился в СССР? Первым советским автомобилем, получившим левый руль, стал Я-3. Однако все остальные отечественные автомобили продолжали выпускаться с правым рулём.

Лишь после того, как в 1932 году в городе Горьком был пущен Горьковский автозавод, где первоначально выпускалась легковушка ГАЗ-А, и грузовик ГАЗ-АА, в народе прозванный полуторкой, Совет Народных Комиссаров решил внедрить левый руль также и на московском ЗиСе, и на ярославском ЯАЗе, чтобы не было разнобоя.

О преимуществах левого руля при обзоре дороги заговорили лишь в 1936 году, когда проблемы уже не существовало. А в марте 1937 года вышел приказ наркома внутренних дел Ежова о запрете эксплуатации праворульных автомобилей в городах. Приказ был направлен против последних частных автовладельцев, у которых сохранились автомобили, купленные до революции или во время НЭПа. С тех пор правый руль в СССР остался только на тракторах.

В Европе же продолжали делать машины с правым рулем. Их выпускали помимо левосторонней Англии и правосторонняя Франция, и правосторонняя Италия, и правосторонняя Чехословакия. И только одна Германия, оценив новшество Форда, стала ставить руль слева. Но на большинстве немецких машин рычаг переключения передач был не на рулевой колонке, а между водительским и пассажирским местом. Хотя были и модели с переключением передач по-американски.

Франция же переходила на левый руль постепенно, и на одном заводе могла одновременно выпускаться и старая праворулька, и новая леворулька.

Конец правому рулю пришел в Европе вместе с концом второй мировой. Вся Европа была наводнена американскими автомобилями, и быстро оправившиеся от послевоенной разрухи итальянцы тоже перешли на левый руль. Чехи же перешли на него еще во время немецкой оккупации.

Послевоенная Англия, в которой тоже было много машин с левым рулем - как импортных американских, так и трофейных немецких - тем не менее, не отказалась от правого руля ввиду сохранения левостороннего движения. Автомобили с левым рулем бегали по ее дорогам до полной выработки моторесурса и через полтора десятилетия оказались на либо на свалках, либо в коллекциях.

В дальнейшем экспортёры делали специально для англичан и жителей стран Британского содружества праворульные варианты своих моделей. Многим знакомы реэкспортные праворульные Жигули. А были и праворульная Волга, и праворульный Москвич.

Последний, правда, экспортировался главным образом в африканские страны. Однако несколько тысяч праворульных Побед поездили по дорогам самой Англии еще в 50-х годах.

Единственной страной с правосторонним движением, продолжающей впускать для внутреннего рынка автомобили с правым расположением органов управления, до 1962 года оставалась незатронутая войной Швеция. Просто, количество леворульных иномарок в этой стране превысило к этому времени количество родных Вольво и Саабов, и шведы решили не диссонировать со всей Европой.

С тех пор правый руль остался лишь в странах с левосторонним движением - в Великобритании и ее бывших колониях, таких, как например, Индия и Австралия. Из тех стран, которые никогда не были английскими колониями, левостороннее движение сохраняется в Японии, Таиланде и Суринаме. Некоторые английские колонии также отказались от левостороннего движения. В качестве такого примера можно привести Канаду.

На отечественных автомобилях руль раньше был правым


Те из вас, кому довелось побывать в Москве в Политехническом музее, наверняка запомнили старинный российский Руссо-Балт модели К-12/20. Этот черный автомобиль, с красными кожаными сиденьями и позолоченной надписью Руссо-Балтъ на облицовке радиатора не мог бы оставить вас равнодушными. Но нельзя было не обратить внимания и на то, что руль у этой машины находится справа. А что, в Российской империи было левостороннее движение?, – спрашивали вы себя.
Нет, левостороннего движения в России никогда не существовало . Более того, указом императрицы Елизаветы Петровны от 5 февраля 1752 года всё движение в Российской империи должно было быть только правосторонним. А два года спустя за ним последовал аналогичный указ петербургского генерал-губернатора.
Но почему же руль был тогда справа? – спросите вы.
Дело в том, что правый руль и правостороннее движение сосуществовали в большинстве европейских стран аж до окончания второй мировой войны, а до 1932 года все производившиеся в России, а потом и в СССР автомобили тоже были с правым рулем. При этом рычаги коробки передач и ручного тормоза чаще всего монтировались справа от водителя. Располагались они либо снаружи автомобиля, и водитель управлял ими, высунув в окно правую руку, либо между водительским сиденьем и правой дверью. Расположение органов управления справа считалось более безопасным, так как, во-первых, при встречном столкновении больше страдает левая сторона, а, во-вторых, такое расположение органов управления избавляло водителя от необходимости выходить при остановке на проезжую часть и подвергаться риску быть сбитым едущим следом автомобилем.
Почему же тогда руль стал левым? Спросить об этом следовало бы виднейшего американского автоконструктора и организатора автомобильной промышленности Генри Форда. Пионером леворульности стала модель Форд Т , продержавшаяся на конвейере с 1907 по 1927 год. В Политехническом музее она тоже есть – прямо напротив Руссо-Балта . До нее даже в Америке все автомобили тоже были с правым рулем.

Форд впервые позаботился не о водителе, а о пассажире. В Европе какой-нибудь граф или барон всегда сидел сзади, а сесть рядом с шофером было для него несовместимо с понятием чести. Никто всерьез не думал о том, попадет ли под машину сидящий рядом с шофером дворецкий, выбежавший за сигарами для хозяина. В Америке же ни лордов, ни графов, ни баронов отродясь не водилось, а Форд Т , стоил 998 долларов. Правда, надо отметить, что это были доллары образца 1873 года, каждый из которых в то время был приравнен к 1,50463 граммам чистого золота. Но все равно купить Форд Т , мог человек среднего достатка. А человек среднего достатка не возил барина, а ехал с приятелем или с подругой. Пассажир сидел рядом и вел с водителем непринужденную беседу, пытаясь перекричать трескотню мотора. Время от времени он мог выходить, чтобы купить Нью-Йорк Таймс или Вашингтон Пост .
Именно в расчете на часто выходящего пассажира и расположил Форд руль с левой стороны Форда Т ,. А чтобы водителю не переключать передачи левой рукой, Форд расположил рычаг переключения передач не снаружи машины, а на рулевой колонке. Такая система переключения передач существовала и на многих советских машинах. Например, на ГАЗ-21. На Москвичах эта система продержалась до 408-й модели и была похоронена только с переходом на 412-ю.
Почему же левый руль появился в СССР? Первым советским автомобилем, получившим левый руль, сталЯ-3 . Однако все остальные отечественные автомобили продолжали выпускаться с правым рулём. Лишь после того, как в 1932 году в городе Горьком был пущен Горьковский автозавод, где первоначально выпускалась легковушка ГАЗ-А , и грузовик ГАЗ-АА , в народе прозванный полуторкой , Совет Народных Комиссаров решил внедрить левый руль также и на московском ЗиСе, и на ярославском ЯАЗе, чтобы не было разнобоя.

О преимуществах левого руля при обзоре дороги заговорили лишь в 1936 году, когда проблемы уже не существовало. А в марте 1937 года вышел приказ наркома внутренних дел Ежова о запрете эксплуатации праворульных автомобилей в городах. Приказ был направлен против последних частных автовладельцев, у которых сохранились автомобили, купленные до революции или во время НЭПа. С тех пор правый руль в СССР остался только на тракторах.
В Европе же продолжали делать машины с правым рулем. Их выпускали помимо левосторонней Англии и правосторонняя Франция, и правосторонняя Италия, и правосторонняя Чехословакия. И только одна Германия, оценив новшество Форда, стала ставить руль слева. Но на большинстве немецких машин рычаг переключения передач был не на рулевой колонке, а между водительским и пассажирским местом. Хотя были и модели с переключением передач по-американски. Франция же переходила на левый руль постепенно, и на одном заводе могла одновременно выпускаться и старая праворулька, и новая леворулька.

Конец правому рулю пришел в Европе вместе с концом второй мировой. Вся Европа была наводнена американскими автомобилями, и быстро оправившиеся от послевоенной разрухи итальянцы тоже перешли на левый руль. Чехи же перешли на него еще во время немецкой оккупации. Послевоенная Англия, в которой тоже было много машин с левым рулем – как импортных американских, так и трофейных немецких – тем не менее, не отказалась от правого руля ввиду сохранения левостороннего движения. Автомобили с левым рулем бегали по ее дорогам до полной выработки моторесурса и через полтора десятилетия оказались на либо на свалках, либо в коллекциях. В дальнейшем экспотртёры делали специально для англичан и жителей стран Британского содружества праворульные варианты своих моделей. Многим знакомы реэкспортные праворульные Жигули . А были и праворульная Волга , и праворульный Москвич .

Последний, правда, экспортировался главным образом в африканские страны, а один из них я лично повстречал в Индии. Однако несколько тысяч праворульных Побед поездили по дорогам самой Англии еще в 50-х годах. Единственной страной с правосторонним движением, продолжающей впускать для внутреннего рынка автомобили с правым расположением органов управления, до 1962 года оставалась незатронутая войной Швеция. Просто, количество леворульных иномарок в этой стране превысило к этому времени количество родных Вольво и Саабов , и шведы решили не диссонировать со всей Европой.
С тех пор правый руль остался лишь в странах с левосторонним движением – в Великобритании и ее бывших колониях, таких, как например, Индия и Австралия. Из тех стран, которые никогда не были английскими колониями, левостороннее движение сохраняется в Японии, Таиланде и Суринаме. Некоторые английские колонии также отказались от левостороннего движения. В качестве такого примера можно привести Канаду.

Сергей Шумаков