Первый парень на деревне: тюнингованная СМЗ С3А

Читайте также

Сейчас, конечно, далеко не новый год, однако для прекрасных старых комедий не существует сезона, они любимы всегда. «Операция Ы», «Бриллиантовая рука» и «Кавказская пленница» фильмы, знакомые всем с детства, и пусть они уже засмотрены до дыр, но задумывались ли вы когда-нибудь, какие машины представлены в этих фильмах? А ведь тут засветились очень интересные и оригинальные кузова своего времени…

«Операция “Ы” и другие приключения Шурика», 1965 г.

Начнем по порядку. В первой же сцене фильма появляется автобус ЛиАЗ 158-В (ЗИЛ-158В), в котором впоследствии и завязалась потасовка из-за сидячего места, которое не хотел уступать Федя (Алексей Макарович Смирнов). Этот автобус выпускался с 1957 года и был основной рабочей машиной пассажирских парков Советского Союза 60-х и 70-х годов.

Почему ЗиЛ-ЛиАЗ? Все просто: дело в том, что в конце 50-х годов автобусное производство из-за сильной загрузки московского Завода имени Лихачева решили перенести в Ликино-Дулево, на ЛиАЗ – так популярный автобус сменил имя. Модификация 158-В была разработана в 1961 году, а все изменения были сугубо техническими: новое сцепление и КПП, а также другая тормозная система.

На фото: ЛиАЗ 158-В (ЗИЛ-158В)

После инцидента в автобусе, в милиции Федю наказали 15-ю сутками работ на стройке, куда его привезли в милицейском ПАЗ 653. Этот автомобиль производился с 1953 по 1958 г. На самом деле, с этим фургоном такой комплектации связаны споры, которые идут и по сей день. Дело в том, что официального выпуска милицейских ПАЗ 653 никогда не было, а сам автомобиль предназначался для скорой помощи.



В следующей же сцене в кадре появляются три различных модификаций – самосвал, тягач с дополнительной прицепной осью для длинномеров и подъемный кран. В дальнейшем эти грузовики еще неоднократно появятся на экране, развозя по строительной площадке различные стройматериалы. А также тут появился и гусеничный Бульдозер ЧТЗ С-100 (Сталинец). Этот образец появился в 1956 году, и за 8 лет его выпуска с конвейера Челябинского Тракторного Завода сошло 124 416 экземпляров.



Вторая часть фильма, где Шурик (Александр Демьяненко) встречает прекрасную девушку Лиду (Наталья Селезнева), автомобилями особо не отметилась, а из всей колесной техники, главным героям довелось проехать лишь на трамвае Татра т3 чехословацкого производства, который выпускался с 1960 аж по 1999 год.



На фото: т рамвай Татра т3

Кроме техники, развозившей Шурика и Лиду, в картине мелькнули ЗИМ (ГАЗ-12), длиннобазный седан, выпускавшийся с 1949 по 1959 г. и РАФ-10 – микроавтобус Рижской Автобусной Фабрики, производившийся с 1957 по 1959 год. Кстати, этот автомобиль стал первым серийным микроавтобусом, произведенным в СССР.



На фото: РАФ-10, ЗИМ (ГАЗ-12)

В третьей части комедии снова появляются грузовики ГАЗ-51, а великолепная тройка Труса, Балбеса и Бывалого (Вицин, Никулин, Моргунов) разъезжает на инвалидке СМЗ С3А. Эта мотоколяска изготавливалась на Серпуховском мотоциклетном заводе с 1958 по 1970 г., а ее двигателем был ИЖ-49, выдававший всего 8 л.с.

Машинка должна была стать чем-то средним между инвалидной коляской и автомобилем, однако с обеими задачами справлялась очень посредственно и стала не «золотой серединой», а скорее «ни рыбой, ни мясом». Она была довольно тяжелой (425 кг), трудоёмкой и дорогой в изготовлении, из-за чего была совсем не дешевой для инвалидки.

В то же время она была очень медленной (максимальная скорость – 60 км/ч) и имела совершенно плохую проходимость из-за маленьких колес. Плюс к этому, автомобиль имел открытый кузов, из-за чего назвать машинку комфортной язык не поворачивается. Кстати, после выхода фильма на экраны эта коляска получила название «Моргуновка», по фамилии Евгения Александровича Моргунова, сыгравшего Бывалого, который водил эту несуразицу.



«Кавказская пленница, или новые приключения Шурика», 1966 г.

Итак, первые же кадры картины показывают нам главного героя «за рулем» ослика, бегущего по дороге, где он почти сразу встречает «санитарку» ГАЗ-55. Этот грузовик был построен на базе легендарной «полуторки» ГАЗ-ММ. Автомобиль для медиков выпускался с 1938 по 1950 год, и за 12 лет было выпущено 12 044 санитарных грузовика.



Вскоре на экране вновь появляется любимая всеми троица – Вицин, Никулин и Моргунов. Они снова в автомобиле без крыши, но на этот раз не в инвалидке С3А, а в великолепном Adler Trumpf. Это довоенный немецкий автомобиль, выпускавшийся с 1932 по 1939 г. Что примечательно, этот кабриолет стал одним из первых серийно выпускаемых переднеприводных автомобилей. Можно предположить, что это один из трофейных экземпляров, привезенных после войны в СССР.



На фото: Adler Trumpf

Конечно, в советской комедии не обошлось и без легендарного ГАЗ-21, а ездил на ней товарищ Саахов, по просьбе которого Нина и была похищена. Также в картине показали ГАЗ-22, в который бригада санитаров грузила Шурика после застолья у прокурора. А в самом конце фильма мелькнул еще один автомобиль, построенный на базе «двадцать первой Волги» – это микроавтобус «Старт», разработанный силами Харьковского автодорожного института совместно с Северодонецкой авторемонтной базой в 1964 году.

На фото: микроавтобус «Старт»

После побега Нины и погони Adler за ГАЗ 55 великолепная троица, лишившаяся своего красного кабриолета, запрыгивает в грузовик Skoda-Liaz 706 RTTN. Этот грузовик, выпускавшийся в Чехословакии с 1957 года, стал очень популярным в СССР благодаря своей надежности и выносливости. Кстати, по какой-то причине именно рефрижераторы, массово закупленные в 1964-м, стали основным типом полуприцепов, движимых этим тягачом. Так что Трус, Балбес и Бывалый попали, можно сказать, в самый классический чешский грузовик своего времени.


На фото: грузовик Skoda-Liaz 706 RTTN

«Бриллиантовая рука», 1968 г.

Начинается картина на улицах заграничного Востока, города Стамбула (на самом деле, в Баку), где появляется Opel Kapitan 1954 года выпуска. Это был европейский флагман GM Opel – седан бизнес-класса, который по популярности в родной Германии уступал лишь «Жуку» и Opel Rekord. Вслед за Опелем Гайдай опять показывает ГАЗ-21. В «Волгу» залетает зонт с нелегально перевозимыми драгоценностями, а следом садится и сам контрабандист Геша (Андрей Миронов). На этой бежевой Волге главные отрицательные герои (Миронов и Папанов), ездят практически весь фильм. Ее выпуск продлился почти 14 лет (1956-1970), и за этот период было выпущено чуть менее 640 тысяч экземпляров. Конкретно в фильме показали автомобиль 3 серии, выпускавшийся с 1962 года, который стал самым популярным и распространенным в СССР.



На фото:Opel Kapitan, ГАЗ-21

Вообще, ГАЗ-21 – это основной автомобиль комедии, и именно на нем «наши люди не ездят в булочную». Кстати, «та самая» машина и по сей день стоит в музее «Мосфильма». Еще на пленку попал ГАЗ-22, который хоть, по сути, и являлся ГАЗ-21 в кузове универсал, но по документам проходил как отдельная модель.

Инвалидка С3А из операции Ы

20 февраля 1957 года Серпуховский мотоциклетный завод приступил к выпуску знаменитой советской инвалидки.

Ею стала знаменитая С3А (читается эс-три-а, а не эс-зэ-а). По своей конструкции она очень напоминала Citroёn 2CV. Однако если французы охотно покупали своего «гадкого утенка» и ничуть его не стыдились, то в отнюдь не избалованном автомобилями СССР эту «инвалидку» и за автомобиль-то не считали. Называли ее термином «мотоколяска», и выдавали мотоциклетные номера. У обладателей С3А не было проблем с техосмотром (эти машины ему попросту не подлежали), а для управления этими недоавтомобилями в водительских удостоверениях достаточно было иметь специальную пометку/
Концептуально машина получилась довольно прогрессивной. Впервые в истории отечественного автомобилестроения были применены ручное рулевое управление, независимая подвеска всех колес и заднее расположение силового агрегата.

Крутящий момент на ведущий мост передавался втулочно-роликовой цепью. Отсутствие мотора спереди и плоский, благодаря компактной, типично фольксвагеновской торсионной подвеске, передний мост оставляли достаточно пространства, чтобы полностью вытянуть ноги. Это было удобно для тех, у кого они не сгибались. Тормоз был только ручной, механический. На двигателе стоял электростартер, но, на всякий случай, в салоне был рычаг, с помощью которого также можно было завести мотор. Задний мост имел приводимый цепью дифференциал с реверсом, позволявшим получать по четыре передачи как вперед, так и назад.



Сзади располагался двухтактный мотоциклетный двигатель. Мотор был позаимствован у Иж-49, который при 72-миллиметровом диаметре цилиндра и 85-миллиметровом ходе поршня имел рабочий объём в 346 куб см и развивал мощность в 8 л. с. при 3200 об/мин. Степень сжатия была для тех времен довольно высокой – шесть единиц, но на 66-м бензине двигатель всё-таки работал, поскольку повышению детонационной стойкости способствовало добавление в горючее моторного масла – двигатель-то был двухтактный.

Максимальная скорость ограничивалась шестьюдесятью километрами в час, а от 0 до 40 С3А разгонялась за 18 секунд. Расход топлива составлял 4,5 литра на сто километров. Длина автомобиля составляла 2625 мм, а ширина – 1315. Маневренность автомобильчика была непревзойденной, а схема управления позволяла управлять им одной рукой. Из-за обилия ручного труда и 75 погонных метров дорогих хромонсиловых труб в конструкции себестоимость С3А была выше, чем у выпускавшегося в то время 407-го Москвича . Последующие модернизации привнесли упругие резиновые муфты на задние полуоси и телескопические амортизаторы вместо фрикционных.
Базовые инвалидки С3А выпускались в модификации, приспособленной для управления только лишь руками. Сцепление и газ были вынесены на руль, рычаг переключения передач находился на привычном для автомобилистов месте, но скорости переключались как на мотоцикле последовательно, вперед-назад, а зелёная лампочка на панели подсказывала, когда включена «нейтралка».

Однако с 1959 по 1962 (по другим данным - с 1960 по 1961) год производилась модификация С3Б . Всего было выпущено 7 819 экземпляров этой модификации для инвалидов с одной ногой и одной рукой. Всего же за годы выпуска было изготовлено 203 291 единицы всех модификаций С3А .
Мотоколяски С3А бесплатно распространялись через органы соцобеспечения среди инвалидов. Выдавались они собесами на определённое время, после которого инвалид был обязан сдать мотоколяску в собес и пoлyчить новую. В 1970 году появилась новая мотоколяска С3Д, и всех инвалидов стали пересаживать на нее. Именно поэтому мотоколясок С3А сохранилось чрезвычайно мало.

Сразу после своего появления С3Д стала героем анекдотов, а Леонид Гайдай даже снял ее в фильме «». Кстати, небольшая масса мотоколяски позволяла Моргунову в одиночку передвигать ее по съемочной площадке.

«» – знаменитый, всеми любимый фильм, состоящий из 3 частей, которые объединены общим персонажем – Шуриком, которого блистательно сыграл Александр Демьяненко. В этой статье вы узнаете больше фактов про любимую киноленту, в том числе про:
;
;
;
.

Сложно поверить, но в 2015-м году кинолента отпраздновала свой полувековой юбилей. «Операция «Ы» и другие приключения Шурика » вышла в прокат 16 августа 1965-го. Съемки происходили в Москве и Одессе.

Операция «Ы» и другие приключения Шурика: новеллы

Кинолента состоит из 3-х частей:
1. Напарник. Сюжет фильма закручивается вокруг отправленного на исправительные работы на стройплощадку хулигана Феди и его напарника Шурика. Изюминку этому дуэту добавляет тот факт, что причиной получения Федором 15 штрафных суток был именно конфликт с Шуриком. В первый же рабочий день на стройплощадке разворачивается сражение, в результате которого Шурик перевоспитывает хулигана и тунеядца.


2. Наваждение. Здесь Шурик предстает в образе готовящегося к сессии студента. В поисках конспекта он натыкается на нужный материал в трамвае у студентки Лиды. Зачитавшись и не обращая ни на что внимание, парочка добирается до дома, где продолжает чтение, даже не заметив друг друга. Сдав экзамен, Шурик встречается с Лидой вновь, но оказавшись у нее в доме, начинает смутно вспоминать знакомые звуки и детали.

3. Операция «Ы». Заведующий торговой базой, чтобы скрыть недостачу нанимает трио взломщиков (Трус, Балбес, Бывалый, уже знакомые по предыдущим фильмам Гайдая), целью которых является произвести мнимое ограбление. Но на беду сторожа-бабушку в ночь ограбления подменяет Шурик, который останавливает грабителей и рушит все планы заведующего.

Вначале сюжет состоял из двух рассказов под общим названием «Несерьезные истории», авторами которых были Морис Слободский и Яков Костюковский. До переработки сценария главный герой вначале занимался перевоспитанием мрачного типа, а затем был репетитором Илюши, который поступал в институт. Третью часть было решено добавить по ходу редактуры сценария, поскольку длины фильма было недостаточно, чтобы стать полнометражным. Финальный сюжет придумал сам Гайдай.
Первоначально фильм назывался «Смешные истории».

«Операция «Ы» и другие приключения Шурика»: актеры

Главную роль в фильме сыграл Александр Демьяненко. На роль Шурика пробовалось более 100 кандидатов и среди них Евгений Петросян, Виталий Соломин, Александр Збруев и Валерий Носик (сыгравший в эпизоде со студентом-картежником в «Наваждении»). Было предложение отправлено и Андрею Миронову. Худсовет даже утвердил кандидатуру Носика, но Гайдай случайно увидев фото Александра Демьяненко, понял, что именно он будет идеальным Шуриком.

Кстати, вначале главного героя звали Владик, но режиссеру посоветовали изменить имя. Дабы не вызывать ассоциацию с Ильичом (Владик – Владлен – Владимир Ленин).

Основными партнерами Демьяненко в киноленте были Алексей Смирнов (Федор, «Напарник»), Наталья Селезнёва (Лида, «Наваждение»), Георгий Вицин, Евгений Моргунов, Юрий Никулин (Трус, Балбес, Бывалый, «Операция “Ы”»).

Приняли участие в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» актеры с не менее известными именами:
Михаил Пуговкин, Владимир Басов, Рина Зеленая и сам Леонид Гайдай.


Интересные факты про фильм «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»

На момент выхода фильма он был самым популярным в стране. За первый год его посмотрело 69.8 миллиона человек. В общем списке самых популярных в советском кинопрокате фильмов «Операция «Ы» и другие приключения Шурика » занимает 7 место. Выше расположились и два других киноуспеха Гайдая: «Бриллиантовая рука» и «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика».
Для этой роли Александра Демьяненко покрасили в блондина. Прежде он был брюнетом.
Алексей Смирнов, помимо главной роли в «Напарнике», снялся и в заключительной части трилогии.
Михаилу Пуговкину вначале предлагали сыграть роль Феди, но он выбрал роль прораба, которым мог быть Владимир Высоцкий.
Наталья Селезнева получила роль благодаря тактическому ходу Гайдая. Он предложил девушке раздеться перед камерой, но та отказалась. Тогда режиссер сказал «вы мне, конечно, нравитесь, но, кажется, фигура у вас не очень». Это подействовало, девушка сняла платье и получила роль.

Начиная с этой ленты, во всех фильмах Гайдая звучит музыка Александра Зацепина.
Во многих городах СССР были установлены памятники на тему фильма. Чаще всего прообразом для них выбирали Шурика и Лиду.
Эта кинолента была седьмой работой Гайдая как режиссера и 4-й как сценариста.
Новелла «Наваждение» получила приз «Серебряный дракон Вавеля» краковского кинофестиваля.
Снег в новелле «Операция “Ы”» не настоящий. Его заменили ватой и нафталином.
В «Операции Ы» после смены номеров на машине Бывалого появляются дипломатические номера.

Операция «Ы» и другие приключения Шурика цитаты

В фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика » прозвучало множество ярких фраз. Некоторые стали крылатыми и применяются в обиходе и поныне:

«Надо, Федя! Надо!»
«330. Каждому.»
«Билет номер 9, приём».
«Профессор, конечно, лопух, но аппаратура при нем».
«Не подскажите, как пройти в библиотеку?».
«Разбить?
— Да.
— Вдребезги?
— Да.
— Поллитра?
— Да.
— Да я ж тебя!».

Фильм Леонида Гайдая «Операция Ы и другие приключения Шурика» - вот уже сорок лет как одна из наиболее популярных советских кинолент. Более того, «Операция Ы» стала для нас воплощением 1960-х - времени светлого, наивного и уже такого далекого от нас…

Нас заинтересовало, из каких деталей сделан этот удивительный пейзаж, какие улицы и здания, а также автомобили попали в кадр.
В Интернете на эту тему ничего найти не удалось, кроме того, что фильм снимался в 1964-65 годы в Москве, а также Ленинграде, Одессе и Ялте. Поэтому мы попытались сами сделать эту работу.
Наверное, стоит сразу отметить, что мы не читали о съемках фильма ничего, кроме пары газетных статей. Возможно, все написанное нами уже широко известно. Но даже если мы сделали лишнюю работу, то не огорчимся - «Операция Ы» того стоит…

Конечно, художественные фильмы, снимавшиеся в Советском Союзе, имели мало общего с окружающей действительностью. Но подчас только в них можно увидеть давно изменившиеся виды улиц, разрушенные ныне дома, интерьеры, автомобили, метро, трамваи, автобусы и троллейбусы прошлых лет. «Операция Ы» очень богата пейзажами, особенно хорошо сняты новостройки шестидесятых…
Как ни странно, роль главного хрущевского района в советском кино сыграли не раскрученные Черемушки или другие известные новостройки тех лет - Кузьминки и Хорошево, а гораздо более скромное Свиблово, о котором тогда не писали в путеводителях.


Свиблово. Теперь на этом месте двор детского садика

Напарник

Пейзаж первый: автобусная остановка «Трикотажная фабрика»


Итак, фильм начинается с того, что Шурик ждет автобуса под проливным дождем. Какого же автобуса можно было ожидать в 1965-ом? Разнообразия особого не было: или ЗиЛ/ЛиАЗ-158 или ЗиС-155
В первых кадрах фильма мы видим ЗиЛ-158. Надпись на маршрутной табличке вымышленная: «Автобус без кондуктора N13 Вокзал - Трикотажная - Заречье». Также в кадрах мелькают «горбатый» и «Волга» ГАЗ-21 Прототипом бутафорского автобуса № 13 мог выступить автобус №267 (ныне №818). Он идет от Киевского вокзала до совхоза Заречье. На Сколковском шоссе, почти при выезде из Москвы, у него есть остановка «Трикотажная фабрика».


«Этот эпизод снят возле дома 5/2 по Комсомольскому проспекту, на небольшом бульваре, идущем к набережной. Автобусы по нему никогда не ходили, остановка бутафорская.
На переднем плане виден дом 5/2, построенный в 1954 году с „родной“, но немного полинявшей к 1960-м вывеской. Булочная просуществовала здесь до 1990х, превратившись в обычный продуктовый. Тем не менее, слово „Булочная“ на вывеске можно увидеть и сейчас, в 2006-м.
На заднем плане видна церковь Николы в Хамовниках (1679-82), известная своей „падающей“ колокольней.

Пейзаж второй: драка в автобусе



Как мы помним, на остановке Шурик сел в ЗиЛ-158, но изнутри нам показывают совсем другой автобус. Режиссер фильма идет на небольшую подмену: сцены внутри сняты не в ЗиЛе, а в более раннем. Его легко отличить по овальным окошкам над боковыми стеклами и опускающимся вниз, как в поездах, рамам.
За окном виден любопытный пейзаж: небольшие ампирные домики первой половины XIX века, а за ними - корпуса новых многоэтажек. Я определил место уже после того, как опубликовал этот материал.
На кадрах с развалившимся на сиденье Верзилой - неопознанный пока участок улицы в пределах Камер-Коллежского вала. На кадрах с будущей матерью - Большая Ордынка, там мелькают ворота Марфо-Мариинской обители, огромное здание министерства на углу с Пыжевским переулком.


Еще один интересный эпизод: автобус мотает по улице от происходящей в нем драки. Снаружи снова показывают ЗиЛ-158 с номером 63-31 ММА. На общем плане заметны, помимо городского, еще два небольших автобуса.
Здесь необходимо сделать отступление. Автобусов в 50-60-е годы в стране не хватало, поэтому многие непрофильные предприятия в союзных республиках освоили выпуск простых по конструкции автобусов небольшой вместимости на шасси грузовиков ГАЗ. Прообразом для них служил, как правило,. Именно такой автобус едет на встречу автобусу с Шуриком и Верзилой.
Этот автобус московского происхождения: предположительно, его выпустил завод „Аремкуз“. За ним же едет автобус более продвинутой конструкции: вагонной компоновки - марки „Таджикистан“ можно посмотреть его фото из собрания Н. Новикова) с милицейским номером МОМ 42-39, сделанный в соответствующей союзной республике.
Также в кадре мелькают „Волги“ ГАЗ-21 второй модификации (двухцветная и обычные) и черный „ЗиМ“ ГАЗ-12
Этот эпизод снят в Новолужнецком проезде. В кадре хорошо виден ныне разобранный и возведенный заново Краснолужский мост окружной дороги и Бережковская набережная в районе Сетуньских проездов. Совсем вдали видны сталинские дома Кутузовского проспекта.
Сейчас на месте, где это снималось, построен мост Третьего кольца. Обратите внимание, какие там были фонари.


Комбинированные съемки сделаны на Комсомольском проспекте, в районе нынешнего Дворца молодежи. Из автобуса выпадает книжка „Проблемы кибернетики“.
Еще в кадре виден грузовик ЗИЛ-ММЗ-164 на базе ЗиЛа-164.

Пейзаж третий (и еще финальный): отделение милиции



Эпизод в отделении милиции снят на Мосфильме. В кадре хорошо виден ряд монументальных послевоенных корпусов, а также типичный для 1960-х козырек над входом в более новый павильон.
Возле высокого деревянного забора стоит белый фонарь 1950-х годов с приделанным к нему громкоговорителем. В толпе арестантов выделяются стиляга в розовом платке-галстуке и модных темных очках, подгулявший на свадьбе помятый юноша в бабочке и с фингалом, пролетарий-хулиган в драной майке и с татуировкой „Хочу на Луну“ на модную тогда космическую тематику…


У отделения милиции стоит один из знаковых автомобилей, который фигурирует в этой новелле - ПАЗ-653. Это милицейский фургон, на котором в другом эпизоде „суровый милиционер“ привозит обед Верзиле. Милицейский спецфургон ПАЗ-653 базировался на шасси грузовика ГАЗ-51 и выпускался с начала 1950-х годов на Павловском автобусном заводе.

Пейзаж четвертый: стройка



Эпизоды на стройке снимались, как минимум, сразу в трех местах: в московском районе Свиблово(улица Седова и 2-й Ботанический проезд); в строящемся павильоне Мосфильма; в одесском районе Черемушки, а может, и в соседнем с ней Ильичевске- он как раз интенсивно застраивался в те годы.
В данном случае в кадре пятиэтажки 7/2 и 9/2 по улице Седова и ныне снесенная двухэтажка, стоявшая во 2-м Ботаническом проезде.


Пока прораб захватывающе рассказывает Верзиле о свершениях „нашего СМУ“, мимо проезжают два грузовика на шасси ЗиЛ-164: седельный тягач ЗИЛ-ММЗ-164АН (1961-1965гг.), его более ранняя модификация ЗИЛ-ММЗ-164Н (1957-1961гг.) с прицепом-панелевозом и автокран ЛАЗ-690 (выпускался Львовским автобусным заводом с 1955 до середины 1960-х годов на шасси ЗиЛа-164).

Пейзаж пятый: панорама Свиблово



Это один из моих любимейших пейзажей в этом фильме. В кадре видны краснобокие пятиэтажки, две новеньких пятиэтажных школы, строящиеся дома и прячущиеся в зелени сталинские двухэтажки.
Мы долго гадали над этим пейзажам, пока не поняли, что перед нами Свиблово. Проверка по интернету показала справедливость этой догадки.


На месте длинных краснобоких пятиэтажек N2-10, еще недавно стоявших на улице Седова, уже возведены красные многоэтажки серии П-44Т. Нечетная сторона улицы пока сохранила старую застройку, но сколько это будет длиться - неизвестно…


Съемка велась с крыши восьмиэтажного дома N3 по улице Седова (он попадает в кадр и в других эпизодах фильма). На одном из кадров и перед нами открывается панорама западной части Свиблово.
В левой части экрана виден строящийся дом N5/2, который чаще всего фигурирует в эпизодах на стройке. Перпендикулярно ему идет строящийся первый этаж дома N7/1, в котором сейчас помещается почта. Стоящей сейчас перед ним двенадцатиэтажной башни N5/1 еще нет и в помине.
На дальнем плане в левой части экрана видна строящаяся серая пятиэтажка N9/2 и уже построенная N15/1. Из-за соседства с двухэтажками она кажется немного выше, чем есть на самом деле.
Между ними хорошо видна единственная сохранившаяся до нашего времени двухэтажка - 2-й Ботанический пер., 8. Сейчас она обшита сайдингом и выглядит совсем иначе. Хорошо заметный трехэтажный сталинский дом (9/1) в центре кадра также сохранился, причем ничуть не изменившись (если не считать потемневших стен).
В правой части экрана видны стоящие рядом школьные здания (Седова, N12-14). За ними видны поля за Яузой, позднее отданные под промзону.
В центре экрана на совсем дальнем плане видна усадьба Свиблово - белое пятно еще не сгоревшего усадебного дома и темное - еще не восстановленного Троицкого храма (прямо под бетонной плитой, которую тащит кран).

Пейзаж шестой: внутри строящегося дома



Сцена знакомства Верзилы и Шурика в основном снята в строящемся павильоне „Мосфильма“. Пока Шурик сидит в бочке, а Верзила растягивает батарею, в окно хорошо видно одно из сталинских зданий киностудии. Сцены с замурованным Шуриком, полукруглой лестницей и, вероятно, „разъяснительной работой“, также сняты на Мосфильме.

Пейзаж седьмой: носилки



В эпизоде с носилками, цемент привозит самосвал ЗиЛ-ММЗ-585 - изделие Мытищинского машиностроительного завода. А пока герои разбираются, кому идти первым, мимо них еще раз проезжает автокран на шасси ЗиЛ-164 (предположительно, ЛАЗ-690).


Этот эпизод снят на углу домов N3 и N5/2 на свибловской улице Седова. В кадре прекрасно видна коричневая с красными полосками кирпичная пятиэтажка N5/2 и серая блочная пятиэтажка N7/2.

Пейзаж восьмой: доставка еды

Милицейский фургон ПАЗ-653 с сиреной мчится по улицам, торопясь доставить обед на стройку в Свиблово. В кадре мелькают два места: живописный холмистый перекресток с большим количеством двухэтажек и спускающаяся вниз улица с полупромышленной застройкой. Здесь с определением места пришлось изрядно повозиться.


Живописный перекресток удалось приблизительно локализовать благодаря тому, что в кадр попала афиша кинотеатра „Стрела“ (Смоленская-Сенная, д. 23/25, угол Ружейного переулка) с рекламой фильма „Коротко лето в горах“. Значит, съемки велись с где-то в окрестностях Смоленской.
Проблема усугублялась тем, что в этом районе с 1960-х годов велись постоянные сносы и от старых кварталов остались лишь отдельные пятна - шансов застать этот перекресток в сколько-нибудь сохранившемся виде практически не было…


Расположение пейзажа с наклонной улицей удалось вычислить с помощью безотказного метода дедукции.
Характер застройки - монументальное промышленное здание, красивая ограда, двухэтажный дореволюционный особняк и конструктивистские дома на дальнем плане - подсказывал мне, что это место находится не в центре Москвы, а, скорее всего, между Садовым кольцом и Камер-Коллежским валом.


Мест с подобными склонами в Москве не так уж и много и все они расположены возле рек - Москвы-реки, Яузы или Неглинки. Перебирая разные варианты, я сузил возможный район поисков до трех районов - Сокольников и Преображенки у Яузы, окрестностей МИИТа у Сущевского вала, и района Хамовников и Смоленки.


Последний район был наиболее предпочтителен - я уже знал, что ряд эпизодов снимался именно там.
Подобрать подходящий переулок по карте было уже делом техники. Придя во 2-й Труженников переулок, я сразу же узнал место, где стояла камера оператора. Хотя дореволюционный двухэтажный дом надстроили третьим этажом, а посреди переулка возвели многоэтажный дом, переулок все равно остался узнаваем.


Сразу же после того, как я нашел второе место съемок, я наткнулся и на первое - это был стык 1-го и 2-го Вражских переулков с 7-м Ростовским.
От уютного уголка Москвы времен Шурика и Верзилы здесь остались только четырехэтажный дом на пригорке забор (без афиши) и заметно выросшие тополя. Все старые двухэтажки были снесены.

Пейзаж девятый: обед



Обедать героям приходится уже не в Москве, а в Одессе. Хорошо заметны простоватого вида пятиэтажки, не облицованные „столичной“ керамической плиткой, переходящий в степь пустырь, на котором ведется стройка.

Пейзаж десятый: погоня

Наконец начинается знаменитая гайдаевская погоня с использованием попавшегося под руку строительного инвентаря.


Одесса. Перед началом погони


Свиблово. Подъемник на доме 3 по улице Седова


Одесса. Балконы


Свиблово. Балконы


Мосфильм. Лестница


Свиблово. Прыжок в битум


Одесса. В битуме


Свиблово. На углу домов 7/1 и 5/2 по улице Седова


Свиблово. На углу домов 5/2 и 3 по улице Седова


Свиблово. Подъемник на доме 5/2 по улице Седова


Одесса. Труба


В „погоне“ задействован бульдозер Д-686 на базе трактора С-100 Челябинского тракторного завода.


Кадры с бульдозером сняты еще на какой-то стройке - это видно по панельным, а не блочным, пятиэтажкам.


Эпизод с душевой и „туземцем“ снят на обширном поле, которое было в 1964 году на месте нынешнего детского садика на Седова, 9/1. В кадре прекрасно видна блочная пятиэтажка N7/2.


Свиблово. Полосатая пятиэтажка N5/2.


Свиблово. Полосатая пятиэтажка N5/2, блочная пятиэтажка N7/2 и трехэтажка 9/1 на дальнем плане.


Свиблово. Полосатая пятиэтажка N5/2

Наваждение

Пейзаж первый: „Политехнический институт“

Этот пейзаж кинематографисты „слепили“ из нескольких, снятых в совершенно разных местах.


“Политехнический институт", как мне рассказали люди, хорошо помнящие Москву 1960-х - это Институт элементоорганических соединений РАН им. А.Н.Несмеянова (ИНЕОС) на улице Вавилова, 28 (здание построено в 1962 году).
В этой сцене стоит обратить также внимание на стильные автоматы газированной воды «Харьков» - красные, с хромированными деталями.


Во дворе ИНЕОС мало что изменилось с 1964 года. А вот когда камера смотрит наружу из двора института, то вид открывается не на улицу Вавилова (там была и есть стильная, но для фильма скучноватая автобаза «Академавтотранс»), а на какой-то почти что курортный пейзаж.


«Курортная» дорожка возле института снималась на Мосфильме. Этот простой вывод я сделал после многократного просмотра эпизода: на одном из кадров удалось разглядеть на дальнем плане небольшой пруд и ограду за ним. Пришлось долго вспоминать, где в Москве может быть такое место, пока не понял, что видел такой пруд прямо возле киностудии.


Не выходя из дома, я смог окончательно подтвердить эту версию, проверив план местности и датировку домов. Более ранний по виду дом напротив пруда - это Мосфильмовская, 6 (1957 г.)


Характерный для конца 1950-х дом с лозунгом на крыше - это Мосфильмовская, 2, построенный в 1958 году.


А вот удобное для изучения конспектов развесистое дерево снято, судя по всему, в Ялте.


Еще одно отчетливо узнаваемое место - это скульптура студента с книгой у главного здания МГУ, у которого Шурик пытается подсмотреть ответы к экзамену. Когда показывают статую, на заднем плане виден автобус ЗИЛ/ЛИАЗ-158. Увы, хорошего скриншота с ним не получилось.

Пейзаж второй: трамвай



«Наваждение» - романтическая новелла. А раз она романтическая, то в ней самый романтический вид транспорта - изящный трамвай Татра-3.
Снимавшийся в фильме вагон Татра-3 под N530 был приписан к Бауманскому депо, расположенному на Сельскохозяйственной улице, недалеко от ВДНХ. Именно там - в 1-м Сельскохозяйственном проезде, рядом с местом, где в конце 1990х находился ныне разрушенный Музей городского транспорта - и снимался этот эпизод.
Татра N530 была из первых партий чешских трамваев, поступивших в Москву: с узкими форточками, двумя дверями, широким маршрутоуказателем.
В Москве двухдверных Татр уже не осталось, но в некоторых российских городах они еще ходят: Табличка маршрута N5, укрепленная на вагоне - бутафорская. На ней написан тот же незамысловатый маршрут «Вокзал - Заречье», что и на автобусе из «Напарников».


Обратите внимание, как живописно дымит труба за Сельскохозяйственной улицей - вероятно, топят углем. Садятся в трамвай Шурик и Лида в районе дома 5 по в 1-му Сельскохозяйственному проезду, а выходят практически за углом - у дома N2 по улице Сергея Эйзенштейна (на заднем плане виден дом N 129 по Проспекту Мира).


В следующем кадре они уже идут по площади Борьбы, что неподалеку от метро «Новослободская». На заднем плане хорошо виден дом N11 по Перуновскому переулку.
Это место за сорок лет изменилось не очень сильно - разве что в сквере поставили памятник героям повести Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки».


По площади едет трамвай МТВ-82А - самый распространенный московский трамвай тех лет. Обратите внимание на его раскраску. Это - классическая родная раскраска этих вагонов. Впоследствии стандарт был изменен, и их перекрасили. Последние трамваи МТВ ушли с улиц Москвы в начале 80-х.
В этом же эпизоде в кадр попадает фургон. Скорее всего, изготовлен он в АРЗ Мосавтотранса и носит индекс У-122. Раскраска этого «газончика» типична для шестидесятых: белая с голубым.

Пейзаж третий: люки



Этот коротенький эпизод следует описать отдельно. Хотя место нам точно не известно, есть очень сильное подозрение, что снят он в Ялте. Обратите внимание на дореволюционный дом с двойными балконами на кадре Лидой, увидевшей, как упал в люк Шурик: таких нет ни в Москве, ни в Питере.

Пейзаж четвертый: пешеходный переход



В эпизоде, где Шурик и Лида «вслепую» переходят улицу, увлеченно читая конспект, мы видим «Волги» первого и второго выпусков, а также РАФ-977В. Чуть позже к «Волгам» добавляется красавец ЗИМ с белыми ободками шин.
Когда Шурик и Лида вторично идут по этому переходу, машин там становится уже гораздо больше. В основном, это все те же «Волги», но РАФ уже другого цвета, а ЗИМ с обычными шинами и с шашечками такси на боку.


На кадре с пешеходным переходом и старым светофором - неизвестное нам место. Возможно, это университетский парк на Ленинских горах. Другое предположение - съемка вообще велась не в Москве, а в Одессе или Ялте.
Переход через улицу - Москва, бульвары между МГУ и смотровой площадкой Ленинских гор.

Пейзаж пятый: толпа с книгами



Сцена с книгами снята на Комсомольском проспекте у дома 48/22 на углу с Фрунзенским валом - совсем недалеко от тех мест, где Шурик дрался в автобусе с Верзилой.
Очевидно, эту сцену также снимали в два приема: первые кадры сделаны в пасмурный день на Комсомольском проспекте, затем на экране уже солнечный день, а ларек с книгами стоит уже на Фрунзенском валу.
На заднем плане видна раннехрущевская панельная многоэтажка (N47) и кусочек сталинской «полувысотки» N45.


Еще в одном из кадров виден троллейбус МТБ-82, выпускавшийся с 1940-х. В шестидесятые годы их было все еще очень много, а последние ушли с улиц Москвы в середине 70-х годов.

Пейзаж шестой: дом Лиды



Этот эпизод снят в Одессе, судя по найденной информации - на Пролетарском проспекте, 22. Красивая стеклянная дверь и цветастый козырек подъезда (единственный на дом), очевидно, установлены специально для киносъемок. Другие подъезды этого и соседних домов выглядят иначе - козырьков на них нет, а угрюмо-коричневые двери носят явные черты позднесталинского стиля. Только не на Пролетарском проспекте, а на Пролетарском бульваре. Он же Французский.
Сейчас этот двор стал значительно темнее - деревьев много и высокие. Вот этого просвета, где виден дом с круглым окном, уже нет: там построено одноэтажное строение - бывший магазин, он сейчас заброшен. А вообще вокруг там построено много новых 10-этажных т.н. элитных домов.
На первом этаже со стороны двора скорее всего квартиры, а вот со стороны Французского бульвара - детская библиотека и бильярдная. Раньше был какой-то клуб или что-то типа того. Насколько я понимаю, этот дом выбрали по очень простой причине - самый ближний к Одесской киностудии. Есть один еще ближе, но там двор поменьше.


Эпизоды внутри дома снимали на Мосфильме. В окно у Лиды виден красно-желтый отчетливо довоенных форм «дом» с круглыми чердачными окнами-иллюминаторами, высоким карнизом с балюстрадой и сплошным остеклением лестничных клеток.


Скорее всего, дом с «иллюминаторами» - или сильно увеличенная и отретушированная фотография какого-то реального дома, или просто старая декорация, использовавшаяся еще в фильмах 1930-50-х.

Операция «Ы»



Эта новелла стала самой сложной в топографическом плане - она почти целиком снята в Ленинграде, который мы знаем далеко не так хорошо, как Москву. А потому, вопросов здесь гораздо больше, чем ответов. Главное, что я попытался сделать - показать потенциально опознаваемые участки застройки и отдельные здания. Так что теперь вся надежда на знатоков-петербуржцев.
Главный автомобиль этой новеллы - «инвалидка» С-3А производства Серпуховского механического завода. С ней связаны две замечательных шутки:


1) Внушительных размеров Бывалый (Моргунов) разворачивает инвалидку на месте. Снять столь эффектный эпизод позволили небольшая масса машинки и скользкая поверхность под ней - лед, присыпанный снегом.


2) А вторая шутка за давностью лет большинству зрителей уже не понятна. Связана она с автомобильным номером, который вешают на инвалидку в целях конспирации.
Это совсем старая желтая серия номеров (ГОСТ 1946 года, выдавались с 1947-го), действовавшая до введения в действие в 1959-м более привычных номеров с белыми буквами на черном фоне. Номер, который повесили на «инвалидку» - дипломатический!

Пейзаж первый: рынок



Съемки происходили на Тишинском рынке.


В первой половине 1990-х Тишинский рынок был снесен. Сейчас на его месте крупный торговый центр треугольной формы. На старом рынке были деревянные павильоны советской постройки, а вокруг него - дома дореволюционной и советской постройки.


Бутафорская вывеска - «Зареченский колхозный рынок» - продолжает тему автобусно-трамвайных табличек. А вот вывески на павильонах - вполне настоящие.


В эпизоде с «инвалидкой» на рынке задействован фургон на базе ГАЗ-51. Именно его водитель произносит знаменитую фразу: «Где этот чертов инвалид?».
Фургон на рынке, похоже, хлебный. Такие изготавливались мастерскими «Мосавтотранаса» и «Мосхлебтранса».

Пейзаж второй: сарай



Большие дровяные сараи-кладовки составляли неотъемлемую часть всех дворов до 1960-х годов. Массовый их снос в крупных городах начался с массовым переходом на централизованное отопление от котельных или ТЭЦ. Хранить дрова стало незачем, и территорию освободили для других целей.
Впрочем, в большинстве российских городов подобные сараи во дворах - не такая уж редкость и поныне.

Пейзаж третий: окрестности склада



Сьемки сараев «Операции Ы» в Ленинграде проходили на Охте, во дворе домов 25/1 и 27/1 по Новочеркасскому проспекту. Мы жили в этом дворе и родители рассказывали об этом событии.
Сейчас на этом месте находится помойка и больше ничего, а раньше, действительно, стояли именно эти сараи с заборами и помещения для дворников, помню это по своему раннему детству.
Вот несколько видов, снятых как бы в окрестностях склада:


Мрачноватая дореволюционная арка с решеткой ворот. В правой части кадра, похоже, дверь дворницкой.


За спиной у Труса, похоже, двухэтажный особняк в стиле модерн. Какой именно - определить пока не сумел…


К неработающему автомату Шурик бежит мимо мрачноватого и монументального дома первой половины ХХ века.
Как подсказал нам коренной петербуржец Владимир, это особняк Покотиловой (Каменоостровский, 48), построенный в 1909 году по проекту архитектора М.С. Лялевича (вот его современное фото).
Перед нами вид на боковой фасад со стороны переулка. Сейчас это задворки строительства отеля на Карповке (лет 15 уже строят).


Деревянная двухэтажка справа выглядит немного бутафорски. Впрочем, похоже, она все-таки настоящая, в отличие от снега, который из-за оттепели пришлось заменять ватой и другими подручными средствами.


И вот перед нами снова кусочек старого Питера: деревянный забор, дореволюционная двухэтажка и громадина доходного дома.
Заключение
Несмотря на то, что фильм снимался сразу в трех городах, перед нами очень цельная и единая картина идеального советского города 1960-х.
Мы видим светлые пятиэтажные новостройки на окраинах и невысокие, уютные домики прошлого века в центре города; большой рынок с деревянными павильонами и парки с красивыми сталинскими скамейками; послевоенные двухэтажки под тополями и деревянные галереи сараев и складов; красно-желтые трамваи и темные арки подворотен…

Статья о 10 наиболее интересных автомобилей советского кино - их характеристики, а также интересные факты. В конце статьи - видео погони из фильма «Кавказская пленница».

Содержание статьи:

Автомобили – неотъемлемая часть нашей жизни. И, конечно же, в фильмах от них тоже никуда не деться. Будь-то мелодрама или комедия, в кадре появляется то простенькая малолитражка, то огромный автомобиль. И это уже не простая железяка на колесах, а практически актер второго плана, со своим характером, живущий по определенным правилам.

Если вспомнить старую советскую классику, то и у Юрия Деточкина, и у Шурика, и у нестареющего Штрилица, и у других известных персонажей на съемочной площадке были свои автопомощники, без которых бы сам фильм смотрелся совершенно по-другому. Вот о них мы сейчас и расскажем.


Открывает наш рейтинг классика украинской автопромышленности – грузовик КрАЗ из «Мимино». Стоит отметить, что эту ленту показывают по отечественному телевидению так же часто, как «Иронию Судьбы». Но если последнюю крутят только в новогодние праздники, то «Мимино» могут показывать круглый год.

Кому не знаком простой и смешной сюжет этого фильма? Его знают даже школьники. Рубик Хачикян – обычный армянский водитель, приехавший в Москву за новым самосвалом. Безусловно, было бы логичным, если бы он получил в столице ЗиЛ-130, однако сценаристы и режиссёры фильма решили посадить Хачикяна на более солидный грузовик КраАЗ, который собирался в украинском Кременчуге.

В кабине этого грузовика главные герои спят, потом долго колесят по центру Москвы. Затем они долго прощаются у двери самосвала, однако вместо расставания достают из кабины «москвичевские» покрышки и отправляются искать покупателя.

Первую партию КрАЗ-256 выпустили в конце 1961 года. На нем был установлен четырёхтактный восьмицилиндровый дизельный мотор ЯМЗ-238 рабочим объемом 14,87 л. Мощность составляла 235 «лошадей».

9. «ЗИЛ-130» и «Москвич-412» из «Невероятных приключений итальянцев в России»


В этом совместном фильме Эльдара Рязанова и итальянского режиссера Франко Проспери очень много довольно зрелищных погонь. Следует отметить, что в советских кинолентах редко делали подобные трюки. Однако в этой ленте они смотрелись впечатляюще.


В главной сцене погони друг с другом противостояли два советских автогиганта - «Москвич-412» и «ЗИЛ-130». Кстати, в Италии эта картина называлась «Одна безумная, безумная, безумная гонка по России».


Эту веселую комедию также видели практически все. Съемки проходили недалеко от поселка Новый Свет в Крыму. В картине две молодые девушки катаются на небольшом «Запорожце». Герой Андрея Миронова, который приехал на отдых на «Волге», вначале обзывал ЗАЗ-965 «консервной банкой», но потом он жалел машинку и говорил о ее беззащитности, так как влюбился в одну из героинь.

Эта машина была оснащена четырехцилиндровым мотором объемом всего 0,746 л. мощностью 23 «лошадки». Этот автомобиль мог разогнаться до 90 км/ч. Это последняя советская машина, оснащенная тумблерным переключателем поворотов и дверьми, которые открывались против движения автомобиля.

Существует интересная легенда о формировании стоимости этого автомобиля. На момент появления он стоил 1 800 рублей, что было равно стоимости тысячи бутылок водки (1,80 руб.). Если сравнить цену автомобиля со средней зарплатой, то работающий человек мог приобрести ЗАЗ-965 за 20 своих зарплат.

В народе это авто получило много прозвищ: «Запор», «ЗАЗик», «Жужик», «Малыш». Несмотря на насмешки, эта машина пользовалась огромной популярностью. Мало того, даже сейчас есть ценители этой модели.


Эти автомобили на то время считались элитными. На них передвигались Франклин Рузвельт, короли Норвегии и Югославии, генерал из Китая Чжан Цзолин, император Японии и Иосиф Сталин.

Съемочная группа утверждала, что этот автомобиль им предоставила областная филармония, но это не так. Ведь филармония не могла обладать таким шикарным авто. Для съемок Никита Михалков позаимствовал представительскую машину у одного коллекционера из Москвы.

Автомобили марки Packard начали выпускать с 1898 года. С этим связана одна интересная легенда. Джеймс Уорден Паккард захотел купить авто и отправился за ним в Кливленд. Там он приобрел машину марки Vinton. Но, по слухам, домой он так и не добрался, поскольку у автомобиля перегрелся мотор, соскочили шины, порвалась цепь привода. Паккард вернулся в Кливленд и начал предъявлять претензии, на что ему ответили: «Если вы такой умный, возьмите и сделайте автомобиль сами!» Паккард подумал и ответил, что сделает. И он сдержал свое слово.

Через год он представил авто собственного производства. Со временем его компания стала крупнейшим производителем престижных автомобилей. Даже кризис 30-х годов Паккард пережил без проблем благодаря производству Packard 120. Этот автомобиль и увозит товарища Котова в самом конце фильма. Кстати, эти автомобили активно завозили в СССР специально для НКВД.


В этом фильме главная героиня ездит на ВАЗ-2103 с неисправным карданным валом, но у Катерины не было времени отогнать авто в мастерскую. Но зрителям больше запомнился другой четырехколесный персонаж – «Москвич-400».

Антонина с подругами на нем едет на дачу для знакомства с родителями жениха. Потом тот же «Москвич» забирает Катю с ребенком из роддома. В фильме есть сцена, в которой хозяин ремонтирует постаревший «Москвич» и говорит, что на нем будут еще его внуки ездить, мол, при нормальном уходе машина может проработать хоть сто лет.

Особую любовь к снимавшемуся в фильме «Москвичу» испытывал Алексей Баталов, сыгравший слесаря Гошу. У него был такой же автомобиль, который он приобрел на деньги Анны Ахматовой (друга семьи) после демобилизации. Правда, поэтесса давала молодому Алексею деньги на одежду, но тот потратил их на «Москвич».


Стоит отметить, что «Москвич-400» является точной копией немецкого «Опеля Кадетт К 38» 1938 года, который был взят как трофей в Германии. Кстати, на ранних моделях «Москвича» можно встретить комплектующие со свастикой.

У «Москвича-400» сзади только один габаритный огонь и нет указателей поворотов. Поэтому 400-е «Москвичи» очень популярны у работников ГИБДД. Однако заработать на этом у них не выходит, поскольку повороты не предусмотрены заводом-изготовителем. Еще никто не запрещал водителю показывать повороты рукой.


Еще один «Москвич», который действительно стал культовым благодаря веселому фильму о контрабандистах. После выхода этой комедии многие советские граждане мечтали приобрести этот автомобиль. А как иначе, если по сюжету ленты на нем ездили настоящие бандиты (мафиози того времени). Чего стоит только фраза самого главного контрабандиста страны («Шефа»): «По совету друзей я решил приобрести автомобиль последней марки «Москвич»».

Но мало кто знает, что эта фраза стала достаточно большим проколом. Дело в том, что на момент съемок фильма последней моделью был «Москвич-408», участвующий в кино. Однако перед самым выходом картины в прокат московский автозавод АЗЛК представил обновленную модель «Москвич-412», которая отличалась от своего предшественника более мощным мотором. Наверняка такой прокол смогли заметить только опытные автомобилисты. Другие же зрители просто наслаждались интересным сюжетом и превосходной игрой актеров.

Кстати, по сюжету некоторые действия происходят в Стамбуле. Однако на самом деле съемки проходили в Баку. Чтобы придать городу необходимую атмосферу, нужно было найти много иномарок. И с этой задачей Леонид Гайдай (режиссер фильма) успешно справился. Для этой ленты он привез в Баку практически все иномарки СССР. Поэтому зрители не заметили подмены.


После этого фильма двухместное четырёхколёсное авто-мотоколяска получило прозвище «моргуновка», поскольку им управлял герой Евгения Моргунова. Все ключевые действия с этой инвалидкой снимались в Москве. Причем все трюки (разворот авто руками, запрыгивание в него на ходу) выполнялись Никулиным, Вициным и Моргуновым без привлечения дублеров.

Всего было изготовлено чуть больше 203 тысяч таких автомобилей. По большому счету, это даже не автомобиль, а моторизованная инвалидная коляска, которая не была предназначена для длительных поездок.


Однако на то время перебирать особо не приходилось, поэтому ездили и на этом. СМЗ С3А была довольно дорогой в изготовлении, поскольку в ней использовался цельнометаллический кузов из хромансилевых труб. Скорость была низкой, если сравнивать с автомобилями (до 60 км/ ч), так как использовался слабый двигатель. Единственным плюсом можно было считать простоту и ремонтопригодность этой мотоколяски.


Все помнят красное авто, на котором разъезжали Трус, Балбес и Бывалый. Однако мало кто знает, что это Adler Trumpf - личная машина Никулина, которую он предоставил для съемок.

Это немецкий автомобиль, который переводится как «козырь». Причем снималась машина под родным регистрационным номером. После съемок Никулин купил новый автомобиль, а «Трумпф» остался ржаветь в цирковом гараже. Когда Никулин умер, скульптор Александр Рукавишников решил поставить великому актеру памятник. Рукавишников сделал точную копию Adler Trumpf в натуральную величину, а рядом поставил скульптурное изображение Никулина. С 2000 года этот памятник стоит возле цирка на Цветном бульваре в Москве.

Но вернемся к автомобилю. Он был оборудован рядным четырехцилиндровым карбюраторным мотором объемом 1645 куб. см. Мощность мотора составляла 48 «лошадок». Автомобиль мог разгоняться до 115 км/ч. Причем цена авто составляла всего 4 тысячи рейхсмарок, что было вполне доступной суммой.


Стоит отметить, что съемочная группа не смогла в точности придерживаться сюжета книги. В ней Штирлиц ездил на «Хорьхе-853». Однако сценаристы не нашли подобного автомобиля, поэтому усадили штандартенфюрера в Mercedes-Benz 230 1938 года. За рулем этого автомобиля Вячеслав Тихонов, который играл Штирлица, провел много съемочных часов. Правда, иногда этот автомобиль заменяли на «дублеров», поскольку съемки проводились в разных местах, а перевозить автомобиль было накладно.

Стоит отметить, что эта машина из мосфильмовского гаража снималась во многих культовых фильмах: «Тегеран-43», «Щит и меч», «Освобождение», «Судьба человека».


Эта «Волга» заслуженно заняла первое место нашего рейтинга. Перед съемками студия Мосфильма получила совершенно новый автомобиль ГАЗ-21. Кинематографисты сразу обрадовались, однако потом поняли, какая ответственность на них лежит. Важно было не повредить социалистическое имущество.

При этом Иннокентий Смоктуновский, сыгравший Юрия Деточкина, совершенно не умел ездить. Ему срочно нужно было сдать на права.


Каскадер Александр Микулин смог быстро обучить Смоктуновского навыкам вождения. Причем Иннокентий был хорошим учеником, так как за время съемок не пострадала ни одна машина. Все трюки были тщательно продуманы. Волга действительно проскакивала под грузовиком-трубовозом, разворачивалась на 180 градусов, въезжала на трейлер, пряталась на откосе автодороги. Однако перед этим машину немного доработали: добавили дополнительный лист в рессоры и изменили жесткость амортизаторов.

Многие помнят сцену с троллейбусом, который выпрыгивает на тротуар. Все снималось вживую, в обычный день, и другие автомобили в кадре – это машины обычных москвичей.

Этот автомобиль снимался также в «Бриллиантовой руке». «Такси на Дубровку» - это перекрашенная Волга из «Берегись автомобиля».

Подведем итоги

Эти автомобили навсегда останутся в памяти зрителей, которые смотрели выше приведенные фильмы в детстве и молодости. А такое не забывается.

Погоня из фильма «Кавказская пленница» - в видео: