Парад трамваев 15 апреля. Маршруты общественного транспорта изменятся на время парада трамваев

Такое можно увидеть только раз в году!

Занимательное познавательное мероприятие пройдёт в субботу 21 апреля на Чистопрудном бульваре. В этот день будут представлены образцы трамвайных вагонов, которые начинали свою работу 119 лет назад. От раритетного дизайна до современных технологий.

Посетителей перед каждым вагоном будут встречать артисты в костюмах соответствующего периода времени. Каждый вагон находился в эксплуатации в определённый период в городе, и каждый несёт в себе свою историю. Гости выставки будут знакомиться с экспонатами под песни музыкальных коллективов на специально установленной сцене.

Скучать не придётся

Мероприятие начнётся с пробега колонны вагонов по центральным улицам Москвы, а затем состоится основная часть – выставка уникальных трамваев, которые можно увидеть только на этом торжестве! Познакомиться с такими экспонатами можно с любой стороны, при этом разрешается фотографировать вагоны, а также посетить их. На площадке представят 17 эксклюзивных вагонов разных эпох.

Выставка понравится всем: и детям, и взрослым. Для каждого найдётся занятие! Юным гостям экспозиции можно будет изготовить и раскрасить модель трамвая из картона, для взрослых будут организованы конкурсы и викторины. Скучать в выходной не придётся!

«Трамвай является старейшим и вместе с тем одним из самых быстро развивающихся видов общественного транспорта. Поэтому сегодня как никогда важно сохранить многолетнюю любовь москвичей к его истории и привить к нему уважение юных жителей столицы. Решить эту ответственную задачу поможет городской Парад трамваев, который вновь объединит на своей площадке представителей разных поколений», – заявил генеральный директор ГУП «Мосгортранс» Евгений Михайлов.

Узнавайте об истории Москвы больше! Рассмотреть все вагоны Москвы более, чем за век работы трамваев, можно 20 апреля. Приходите с друзьями и близкими, будет интересно!

От ТГК «Измайлово» («Гамма», «Дельта») можно добраться до места проведения «Парада трамваев» за 15 минут на метро.

Следующая новость

Парад трамваев прошел в Москве 15 апреля. Ровно в 11:00 ретро-трамваи начали движение от депо имени Апакова. От Калужской площади, через центр столицы, поехали в сторону Чистопрудного бульвара. Там колонну встречали москвичи и туристы. Вагоны сделали почетный круг, остановились и открыли двери, чтобы все могли зайти, посидеть и сфотографироваться.

В параде участвовали 16 трамваев. Здесь и знаменитый «Коломенский моторный», звезда фильмов «Покровские ворота», «Место встречи изменить нельзя» и «Холодное лето 53», несколько моделей «Татры», самый распространенный в дореволюционной столице состав — с фонарем на крыше.

Возглавил колонну уникальный конный вагон с рельсовым ходом образца XIX века. Интерьеры и застекленного салона и второго этажа полностью соответствуют оригиналу. «Конка» вмещала 40 пассажиров. Причем, подниматься наверх могли только мужчины. Для женщин был открыт только первый этаж трамвая. Сидеть наверху дамы не могли: считалось, что забраться туда в пышном платье или юбке, не нарушив правил этикета, просто невозможно.

Некоторые улицы столицы для ретротранспорта перекрыли второй раз за неделю. Сначала — ночью, для репетиции маршрута.

Впервые по Москве трамвай поехал 118 лет назад. Именно к этому событию и приурочен парад.

В конце колонны оказались трамваи, которые не только перевозили пассажиров, но и выполняли другие функции. Вагон-снегоочиститель с щеткой для расчистки путей, вагон-рельсотранспортер и вагон-вышка. Такой использовали для осмотра и ремонта контактных сетей.

Рядом со своими предшественниками стоял новейший «Витязь-М» — низкопольный, оборудованный системой климат-контроля и видеонаблюдением. В течение ближайших трех лет «Мосгортранс» получит 300 таких вагонов.

В минувшую субботу, 15 апреля, в Москве состоялся традиционный Парад трамваев. Московскому трамваю, ничего пока не грозит - так, что -

Я, наученный тем опытом, что соваться на площадку, где будет производиться мероприятие, не стОит от слова совершенно - ибо всё там будет запружено народом - решил ловить трамвайчики на их маршруте от депо имени Апакова на Шаболовке к месту проведения мероприятия на Чистых прудах. Поэтому занял диспозицию на площади Яузских ворот, в самом начале Яузского бульвара. И не прогадал: место оказалось замечательным - хотя задний план слегка портило задрапированное здание строящегося Выставочно-делового центра частных коллекций (так оно называется):

За ДПС-ной Бэхой - классическая двадцать первая Волга. Как она чётко по трамвайной колее идёт! ;):

А вот и трамваи. Первым номером на самой экспозиции выступала конка - но устроители решили лошадок не мучить, и конка стартовала с кольца на Чистопрудном бульваре. А тут первым номером шёл трамвай Ф ("Фонарный") с прицепным вагоном Н ("Нюрнбергский"):

Оказывается, очень многие знают, что Ф означает "фонарный", - но очень немногие знают, что за фонарь имеется в виду. Посмотрите на крышу этого трамвая. Видите там остеклённую надстройку? Вот это и есть фонарь - конструкция, позволяющая дополнительно осветить салон вагона естественным освещением. Сам вагон №164 построен в Мытищах в 1908 году - в следующем году ему стукнет сто десять лет. А он вполне себе ездит:

Параллельно едет машина, из которой ведётся видеосъёмка:

Следующим идёт трамвай БФ (безфонарный. Да-да - всё просто: у него нет на крыше фонаря-надстройки):

Вагон 1927 года постройки:

Следующим едет кинозвезда - вагон КМ (Коломенский моторный) №2170 с прицепом КП (Коломенский прицепной). Именно в этом самом трамвае Жеглов с Шараповым ловили Кирпича:

Ну, и не только. Этот трамвай, 1930 года постройки, снялся в куче отечественных кинофильмов:

А вот и МТВ-82 1948 года постройки - настоящий москвич, ибо построен на Тушинском авиастроительном заводе:

Настоящий московский трамвай, с типичной, для тех лет, московской схемой окраса - с ниспадающей к корме поясной линией:

Производство трамваев МТВ было, в своё время, передано в Ригу - где и появилась его дальнейшая реинкарнация РВЗ-6:

РВЗ-6 №222 был построен в 1965 году... и в Москве никогда не эксплуатировался. А ездил в подмосковной Коломне. Я на таких катался в Ногинске, и в Минске. Да и вообще РВЗ-6 в Москве не прижились:

А вот и Татра Т-2. Год рождения этого вагона - 1960:

Говорят, что чехословаки, строя этот трамвай, скопировали его с северо-американского PCC. Если это и так - то скопировали они только его внешность - полностью проигнорировав саму концепцию PCC, очень и очень грамотную: разделение пассажиров в транспортном средстве на "ближних" и "дальних", с выделением каждым из них отдельных зон. До этого такую же ошибку сделали наши... и делали её ещё очень долго. Но об этой концепции - разговор отдельный:

Татра Т-3, вагон №1897 1972 года постройки:

Та же ошибка, то же игнорирование концепции PCC...

Татра Т-6 Б5:

Было их в Москве всего две штуки, а это первый из них:

Тоже следует в колонне! ;)

Татра Т-7В5, выпускалась с 1988 по 1993 годы:

А было их в Москве всего шесть единиц:

А вот этот - один-единственный. В мире, вообще:

Питерский ЛМ-2000, из-за своей оригинальной передней светотехники прозванный "Циклопом". Создан в 2001 году для замены старых Татр-Т3, которые отъездили своё - а новые отечественные трамвайные вагоны не могли их заменить из-за своих габаритов, ибо просто не влезали в старые здания депо:

Но он так, одним-единственным, и остался. У нас научились делать зауженными усть-катавские вагоны. А вот - относительная московская трамвайная новинка:

Тверской 71-931М «Витязь-М»:

Вагон Службы контактной сети:

Следующим за ним шёл вагон-рельсотранспортер РТ-3:

Поначалу бодро шёл:

За рельсотранспортёром катился снегоочиститель ГС-4:

А за ним - новенький вагон-снегоочиститель "РОСТ":

ГС-4 вдруг взял, и резко остановился:

Остановив и всё дальнейшее движение остальной колонны:

Оказалось, на подъёме внезапно "заглох" вагон-рельсотранспортёр. Просто заглох - и всё. И покатился, поначалу, назад - прямо на затормозивший прямо за ним снегоочиститель ГС-4, который начал отчаянно звенеть сигнальным звонком. Рельсотранспортёр затормозил, и наглухо встал. Но надо отдать должное организаторам - тут же подлетел тягач-эвакуатор, следовавший сзади в колонне.

В эту субботу в Москве прошел очередной парад трамваев. Весна порадовала в эту субботу погодой, солнечно, хотя и холодно, но не как в прошлом году, когда было промозгло и дождливо. Конечно солнышко способствовало хорошему настроению и тому, что на праздник московского трамвая в этом году пришло аж 200 тысяч человек. Кроме парада трамваев в Москве устраивают еще и парады автобусов и троллейбусов, но трамвай все же держит первое место по интересу у горожан. Для сравнения, парад троллейбусов в прошлом году собрал всего 40 тысяч зрителей, столько же собрал и парад автобусов. Причин может быть несколько. Ну во-первых, трамвай это очень красиво. Про трамвай даже пишут песни. Это очень такой романтичный городской вид транспорта. Есть и еще одна причина. В Москве есть замечательный московского транспорта, где можно посмотреть на ретро автобусы, троллейбусы, но там нету трамваев. Трамваи, все вот эти музейные раритеты, выкатывают и показывают публике только раз в году во время парада, потому к ним такой бешеный интерес, который год от года все растет. Состав ретро техники за пару лет почти не поменялся, в этом году на параде участвовал только один новичок, остальное мы уже видели годом раньше. Но давайте посмотрим все подробнее...
1. Так как техника на параде в этом году в основном виденная ранее, я решил, что будет интересно поснимать ее не в конечном пункте ее назначения, на Чистых прудах, а по дороге к месту проведения парада. В прошлом году я ловил участников на улице, в этот раз приехал к начальной точке. Трамвайное депо им. Апакова.

2. Само по себе депо очень колоритное. Сюда бы водить экскурсии, думаю желающие бы нашлись.

3. Памятник архитектуры не иначе.

4. Из новенького только трамвай Витязь-М. В такой раскраске его даже не сразу узнал. У нас, на 17-м маршруте ходят такие же но синие.

5. Отражение старого в новом.

6. Здорово, что участвует в параде и спец техника, эти трамвайчики не менее колоритные, чем обычные пассажирские.

7. Красота. Глубокое жесткое ретро!

8. Рельсовоз в веселой раскраске.

9. Механизм погрузки.

10. Красивейший снегоуборщик в ярко красно-желтой раскраске.

11. А этот новый. Участвует в параде впервые. Он по брендучному синий. Интересно собраны облицовочные панели у него на боку, разного размера, как будто из остатков собирали.

12. Всяческое оборудование для очистки рельс.

13. Неказистый, зато современный.

14. Пассажирские вагоны перед началом парада выстроились вдоль Шаболовки.

15. Вот этот питерский трамвай мне очень симпатичен, он один такой, как циклоп с одной фарой.

16.

17. Tatra T6B5

18. Трамвай из 80-х.

19. Квадратный такой.

20. А дальше пошли красавцы из 50-х, 60-х.

21. Какая красота. Какой дизайн.

22. Круто, что даже трамваи с деревянной отделкой дожили до наших дней.

23. Старое и новое. Жалко, что теперь весь транспорт красят в синий. Московские трамваи всегда были либо красные, либо бордово- кремовой расцветки.

24. Чтобы никто не забывал, что за мероприятие. "Безфонарный".

25. "Фонарный". Наверху на крыше у него световой фонарь.

26. Возглавляла парад черная Волга.

27. В ней ответственные товарищи, как в любой черной Волге времен СССР.

28. Время пришло и трамваи начали свой неспешный путь до конечной остановки ст.м. "Чистые пруды", там их уже ждут зрители.

29. Какие все таки красавцы.

30. Интересно в плане управления сложно ли приходится нынешним сотрудникам, которые привыкли водить современные машины?

31. Tatra T2SU идет сегодня по 24 маршруту.

32. Трамвай из моего детства, юности.... да в общем то он и сейчас ходит.

33. Народу нравится.

34.

35. Циклоп поехал. Качество сборки конечно ужасное, но он такой клевый.

36. Последний из пассажирских покатил Витязь-М.

37. Какие клевые таблички раньше были.

38.

39. На случай внезапного снега сразу два снегоуборщика.

40. Интересная машинка. Это немецкий Unimog. Для каких только целей немцы их не используют. Тут видно, что он может встать и на рельсы в случае чего. За ним еще одна машинка. Я так понял, по площадке в кузове, это какая-то машинка для ремонта контактной сети, но я не уверен.

41. Очень красиво трамваи проезжали участок по мостам Комиссариатскому и Большому Устьинскому. Вообще дорога от ст.м. Октябрьская по большей части довольно живописная. Но тут очень круто видеть эти ретро машинки на фоне замечательной высотки на Котельнической набережной.

42. Красота.

43. Очень эффектно.

44. Старые трамваи в декорациях старой Москвы.

45.

46.

47. На Чистопрудном бульваре уже куча народу. Тут же выставка под открытым небом спец техники московского ГАИ. Интересно. На номерах написано "Музей ГИБДД", го, а где такой?

48. Для детей сделали свои трамвайчики.

49. Даже коллекция велосипедов советской эпохи. Все это из музея транспорта.

50. Старые, но все еще помнящие как салютовать, пионеры.

51. Вот такие вот стильные персонажи.

52. Очень было много родителей с детьми. Не знаю как они насколько спокойно себя чувствовали в такой давке. Но детишки с удовольствием фотографировались.

53. Для многих не только детей но и родителей эти трамваи диковинка, многие их не застали.

54. Реконструкторы довольно неплохо представляли эпоху, соответствующую конкретным моделям трамваев.

55.

56. Красота.

57. Что там внутри?

58. Внезапно солдатики времен Великой отечественной.

59. Народу реально было очень и очень много.

60. Еще погружение в эпоху.

61. Самый крутой экспонат, который был на параде - это конка. Тут бешеное количество людей. Оттого и реконструкторы тут такие серьезные.

62. Все смешалось, дети, кони люди.

63. Лошадок было немного жалко, все хотели их сфотографировать, а дети еще и погладить, но они были нордически спокойны.

64. Внезапно в толпе можно было увидеть даже знакомые лица.

Ждем парада автобусов. Надо будет на него все-таки хотя бы в этом году сходить.

В этом году Московскому трамваю исполнилось 118 лет и в честь этого события состоялся очередной парад трамваев разных эпох от первых с конным экипажем и до современных. По традиции праздничная колонна прошла по маршруту «А» с остановкой на Чистопрудном бульваре, где каждый желающий мог посмотреть и посетить любой трамвай (кроме Конки). На сегодняшний день в Москве действуют 47 трамвайных маршрутов. Протяженность трамвайных путей в Москве ‒ 417 км, из них 244 км отделены от проезжей части и находятся на обособленном полотне.

«Конка» перед началом парада

Парад начался, колонну возглавляет "ретро" автомобиль ДПС

Ну а если серьёзно парад открывает ГАЗ-21

По традиции первой идёт «Конка»

Трамвай серии «Ф» (фонарный)

Годы выпуска: 1907 - 1914 гг.
Годы эксплуатации в Москве: 1908 - 1960 гг. Изготовитель: Коломенский, Сормовский, Мытищинский, Балтийский, Путиловский и Брянский машиностроительные заводы Конструкция кузова: деревянный Вместимость: 19 мест для сидения Скорость: 40 км/ час Масса: 16,4 тонны
Вагон Ф был самым распространенным типом трамвайных вагонов в дореволюционной Москве.
Вагон № 164 построен на Мытищинском заводе в 1908 году.
На нем установлено электрооборудование фирмы «Всемирная компания электричества», тормозная система фирмы Вестингауз и тележки системы Беккэра. Эксплуатировался как пассажирский трамвай до 40-х годов, а затем был перестроен в грузовой вагон. Восстановлен в первоначальном виде в конце 80-х годов.

Трамвай серии «КМ» (Коломенский моторный) и серии «КП» (Коломенский прицепной)

КМ: Годы выпуска: 1926 - 1935 гг.
Годы эксплуатации в Москве: 1926 - 1974 гг. Изготовитель: Коломенский и Сормовский машиностроительные заводы Конструкция кузова: деревянный Вместимость: 27 мест для сидения Скорость: 40 км/ час Масса: 21,2 тонны
Вагон № 2170 выпущен Коломенским заводом в 1930 году. Эксплуатировался в качестве пассажирского до 1970 года, затем до 1986 году использовался в качестве буксира путеизмерительного вагона. Восстановлен как исторический экспонат в 1987 году. Снимался во многих известных художественные фильмах, таких как: «Солнце светит всем», «Место встречи изменить нельзя», «Покровские ворота». «Холодное лето 53-го» и других.

КП: Годы выпуска: 1930 — 1935 гг.
Годы эксплуатации в Москве: 1930 — 1952 гг. Изготовитель: Коломенский и Сормовский машиностроительные заводы Конструкция кузова: деревянный Вместимость: 29 мест для сидения Масса: около 15 тонн
Прицепные вагоны КП, несмотря на свою большую вместимость, проработали в Москве сравнительно недолго и было полностью исключены из эксплуатации до 1952 года по причине неудачной конструкции ходовых тележек.
Вагон № 2556 выпущен в 1932 году на Коломенском заводе. Эксплуатировался в качестве пассажирского до 1951 года, после чего был переоборудован в путеизмерительный вагон. Восстановлен как исторический экспонат в 1988 году.

Трамвай серии «БФ» (бесфонарный)

БФ: Годы выпуска: 1925 - 1929 гг.
Годы эксплуатации в Москве: 1925 - 1970 гг Изготовитель: Коломенский машино¬строительный завод Конструкция кузова: деревянный Вместимость: 19 мест для сидения Скорость: 40 км/ час Масса: 16,5 тонн
Первый тип трамвайного вагона, выпущенный советской промышленностью.
Вагон № 932 построен в 1927 году. Эксплуатировался в качестве пассажирского до 1965 года, затем использовался как буксир на заводе СВАРЗ и трамвайно-ремонтном заводе. Восстановлен в качестве музейного экспоната в 1988 году.

Трамвай МТВ-82

Годы выпуска: 1947 - 1961 гг.
Годы эксплуатации в Москве: 1947 - 1981 гг. Изготовитель: Авиазавод № 82 (ТМЗ), Рижский вагоностроительный завод (РВЗ) Конструкция кузова: цельнометаллический с обшивкой из дюралюминия Вместимость: 39 мест для сидения Скорость: 45 км/час Масса: 19 тонн
Вагон № 1278 построен в 1948 году на авиазаводе № 82 (ныне Тушинский машиностроительный завод), эксплуатировался в Октябрьском депо, затем в депо имени Баумана и дело имени Русакова. С 1976 года работал на трамвайно-ремонтном заводе в качестве буксира.
В 1990 году восстановлен в качестве музейного экспоната.

Трамвай РВЗ-6

Годы выпуска: 1960 - 1975 гг.
Годы эксплуатации в Москве: 1960 - 1966 гг. Изготовитель: Рижский вагоностроительный завод (РВЗ)
Конструкция кузова: цельнометаллический с обшивкой из дюралюминия вместимость: 36 мест для сидения. Скорость 50 км/час Масса; 18,4 тонны
РВЗ-6 - первый бесшумный советский трамвай. В 1966 году все московские вагоны РВЗ-6 были переданы Ташкенту, пережившему землетрясение, в качестве братском помощи.
Вагон № 222 выпущен в 1965 году и эксплуатировался в подмосковном, городе Коломна, сначала с пассажирами, а затем в качестве учебного. В 1999 году вагон был передан в Москву и восстановлен в качестве музейного экспоната.

Трамвай Татра Т-2

Годы выпуска: 1958 - 1963 гг.
Годы эксплуатации в Москве: 1959 - 1981 гг. Изготовитель: завод «ЧКД Прага» (Чехословакия)
Конструкция кузова: цельнометаллический Вместимость: 36 мест для сидения Скорость: 65 км/час Масса: 16,8 тонны
Вагон № 378 построен в 1960 году Эксплуатировался с пассажирами в депо имени Апакова, После списания в 1975 году длительное время использовался в депо в качестве склада. Восстановлен как музейный экспонат в 1999 году.

Трамвай Татра Т-3

Годы выпуска: 1958 - 1966 гг.
Годы эксплуатации в Москве: 1963 - 1996 гг. Изготовить: завод «ЧКД Прага» (Чехословакии)
Конструкция кузова: цельнометаллический с отдельными элементами из стеклопластика Вместимость: 36 мест для сидения Скорость: 65 км/час Масса: 16 тонн
Вагон № 1897 построен в 1972 году. Эксплуатировался в Краснопресненском депо до 1987 года, затем был переоборудован в служебный вагон отдела безопасности движения. Восстановлен как музейный экспонат в 1999 году. Текущий внешний вид вагона соответствует периоду начале 8O-x годов.

Трамвай Татра Т-6 Б5

Годы выпуска: 1983 - 2007 гг.
Годы эксплуатации в Москве: 1984 - 2006 гг. Изготовитель: завод «ЧКД Прага»
(Чехословакия)
Конструкция кузова: цельнометаллический Вместимость: 40 мест для сидения Скорость: 65 км/час Масса: 18,4 тонны
Вагоны Татра 76 Б5 эксплуатировались в Краснопресненском депо в количестве двух единиц. Оборудованы тиристорно-импульсной системой управление (ТИСУ).
вагон №0001 является прототипом вагонов серии Тб Б5 (Т3M). Он передан в Музей в 2006 году.

Трамвай Татра Т-7 Б5

Годы выпуска: 1988 - 1993 гг.
Годы эксплуатации в Москве: 1990 - 2010 гг. Изготовитель: завод «ЧКД Прага» (Чехословакия)
Конструкция кузова: цельнометаллический Вместимость: 40 мест для сидения Скорость: 65 км/час Масса: 20 тонн
Вагоны Татра Т7 Б5 эксплуатировались в Краснопресненском депо в количестве шести единиц. Оборудованы тиристорно-импульсной системой управления(ТИСУ).
Вагон № 7001 эксплуатировался с пассажирами в Краснопресненском депо до 2010 года. После окончания эксплуатации был передан в музей.

Трамвай ЛМ-2000 «Циклоп»

Годы выпуска: 2001 г.
Годы эксплуатации в Москве: 2002 - 2014 гг.
ЛМ-2000 - это российский опытный четырёхосный трамвайный вагон. Построен на Петербургском трамвайно-механическом заводе в 2002 году в единственном экземпляре.
Был разработан по заказу Москвы с целью обеспечения подвижным составом депо им. Апакова и Краснопресненского депо, имевших проблемы с габаритом деповских строений (на некоторые пути не проходил ни один из современных трамвайных вагонов). Согласно пожеланиям заказчика был разработан новый кузов с габаритами как у вагона Tatra T3 и оригинальным, но довольно своеобразным дизайном. Вагон оборудован асинхронными тяговыми двигателями, и не имеет пневматического оборудования.
В январе 2002 года вагон был перевезён в Москву и стал первым за 102 года вагоном петербургского производства в городе. Вагон получил парковый номер № 0001, а затем 3001. Летом 2002 года Краснопресненское трамвайное депо было переведено на новую территорию в Строгино, и необходимость закупок вагонов с уменьшенным габаритом исчезла. Больше вагонов ЛМ-2000 не строилось. Вагон работал на маршруте № 28к, а в 2006 году переведён на маршрут № 21. Вагон часто простаивает из-за отсутствия оригинальных запчастей. Далее вагон был переведён на маршрут № 23. Передан в музей 23.10.2014 года.

И современный уродец трамвай 71-931М «Витязь-М»

Сочленённый шестиосный трамвайный вагон с полностью низким уровнем пола, созданный ООО «ПК Транспортные системы» на мощностях Тверского вагоностроительного завода. Он является чем-то средним между и .
В ноябре 2014 года первый трамвайный вагон поступил на испытания в Московское депо имени Баумана, где получил бортовой номер 0203. В марте 2015 года трамвай получил сертификат соответствия, став первым российским трамвайным вагоном, прошедшим добровольную сертификацию на автомобильном транспорте (ДС АТ). В июле 2016 года трамвай 71-931М поступил на обкатку в Волгоград на линию скоростного трамвая. В марте 2017 - в Москву.

Вагон «службы контактной сети»

Вагон-рельсотранспортер РТ-3

Годы выпуска: 1970 - 1984 гг.
Годы эксплуатации в Москве: 1970 - 2003 гг. Изготовитель: завод СВАРЗ Конструкция кузова: стальной Скорость: 40 км/час Масса: 22,5 тонны
Специализированный четырехосный трамвайный вагон, предназначенный дм механизированной погрузки и механизированной разгрузки трамвайных рельс длиной до 12,5 метров и других строительных деталей весом до 1000 кг каждая, с допустимой нагрузкой до 12 тонн.
Вагон № 3490 изготовлен в 1984 году. Эксплуатировался в депо имени Баумана. Передан в музей в 2003 гаду. Восстановлен на трамвайно-ремонтном заводе в 2016 году.

Вагон-снегоочиститель ГС-4

Годы выпуска: 1958 - 1975 гг. Годы эксплуатации в Москве: 1963 г. - по настоящее время Изготовитель: Горьковский вагоноремонтный завод (ГВРЗ) Конструкция кузова: деревянный Скорость: 30 км/час Масса: 17 тонн
Специализированный вагон-снегоочиститель, предназначенный для механизированной уборки снега с трамвайных путей с помощью щеточных барабанов.
Вагон-снегоочиститель №0112 изготовлен в 1963 году. Эксплуатируется в депо имени Апакова.

Вагон-снегоочиститель «РОСТ»

Новый спецтранспорт российского производства обладает необходимыми характеристиками для качественной очистки трамвайных путей от снега в зимнее время, а также от мусора и пыли ‒ в тёплое время года. Вагон длиной 10,5 метра оснащён двумя щётками для удаления снега и наледи с трамвайных путей, а также специальным агрегатом для очистки рельсошпальной решётки от мелкого мусора. Техническая концепция универсального снегоочистителя позволяет в перспективе рассмотреть возможность расширения его функционала для обслуживания и эксплуатации трамвайной инфраструктуры.