Открытый урок физика и пдд. Безопасность движения. Все лекции. Роль силы трения покоя в движении автомобиля

Физика и безопасность дорожного движения

Знание ПДД - это знание законов физики

Добрый день, ребята! ЗАПОМНИТЕ! Пешеходу следует помнить о том, что при переходе дороги могут возникнуть помехи его движению: он может поскользнуться, споткнуться, столкнуться со встречным пешеходом и т.п., следовательно, в этой ситуации безопаснее пропустить автомобиль. Скажите, о чем говорил Антон Павлович Чехов в этом высказывании?

Каждый из нас является участником дорожного движения. Законы движения надо знать и помнить всем: и водителям, и пешеходам. Сегодня объектом нашего исследования будет дорога и все участники движения. Мы постараемся рассмотреть правила дорожного движения с позиции законов физики.


  1. Везде и всюду правила,
    Их надо знать всегда.
    Без них не выйдут в плаванье
    Из гавани суда.
    Выходят в рейс по правилам
    Полярник и пилот.
    Свои имеют правила
    Шофер и пешеход.

2. По городу, по улице
Не ходят просто так.
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.
Все время будь внимательным
И помни наперед:
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.

Помогать нам будут: автоинспектор дорожно-патрульной службы дядя Стёпа …

Он главный на дороге.
Он важный, как директор.
И смотрит взглядом строгим
На всех автоинспектор.

Чтоб правила движения
Шоферы соблюдали,
Стоит он днем и ночью
У края магистрали.

Машины непослушные
Он в ровный ряд построит,
И знают нарушители,
Что спорить с ним не стоит.
Следит он за порядком
Обгона, поворота.
Сигналы светофора
Не пропустил ли кто-то?
Он лихача накажет,
Чтоб ездил тот потише,
Не подвергал опасности
Девчонок и мальчишек.


Второй наш помощник высокоинтеллектуальный человечек Знайка из сказки Носова «Незнайка с нашего двора»

Песня «Гимн Знайки и его друзей»



Чтоб не лить напрасных слез и не ведать бед,
Надо на любой вопрос точный знать ответ.

Припев:
Над тайнами природы
Откроем мы завесу
Посредством приобщения
К научному прогрессу.

Чтобы в случае чего в панику не впасть,
Надо всем до одного заниматься всласть,
Чтобы воды бурных рек повернули вспять,
Надо в наш научный век все на свете знать.

Припев:
Над тайнами природы
Откроем мы завесу
Посредством приобщения
К научному прогрессу.

Что такое тормозной путь? (Тормозной путь автомобиля – расстояние, которое проходит автомобиль с момента начала торможения до полной остановки.)

Почему нельзя переходить дорогу перед близко идущим транспортом? (Физическое явление – инерция не даёт транспортному средству сразу остановиться)

Тормозной путь зависит от времени срабатывания тормозной системы (0,5 - 1,5 с), от начальной скорости движения, от максимального замедления, которое может развивать автомобиль (от состояния шин, качества дороги)

Зависимость тормозного пути от погодных условий.

Зависимость тормозного пути от скорости движения автомобиля.
Наиболее распространенные нарушения участниками дорожного движения.
Выписка из п.13.1 правил дорожного движения
Ребята, скажите, какие средства пассивной безопасности современного автомобиля вы знаете?
Самым распространенным средством пассивной безопасности современного автомобиля являются ремни безопасности. Во время движения пассажиры и водитель должны быть пристегнуты ремнями безопасности! Почему существует данное правило?
Ремни безопасности предназначены для предотвращения перемещения и удержания человека на месте в автомобиле при аварии.Принцип действия ремней безопасности основан на блокировании. При столкновении автомобиля с препятствием тело человека по инерции продолжает двигаться вперед. В этот момент ремень безопасности блокируется, фиксируя человека в сидении.

Ремни безопасности должны использоваться всегда - даже во время езды на транспортных средствах оборудованных подушками безопасности. Подушки безопасности автомобиля (airbag) предназначены для смягчения удара пассажиров в случае автомобильной аварии (столкновения, наезда на препятствие, жесткого приземления после прыжка, падения). Подушка безопасности представляет собой эластичную оболочку, наполняемую газом. Активация подушек безопасности происходит при ударе. В зависимости от направления удара активируются только определённые подушки безопасности.

Правила для пешеходов.

Стихотворение

Правил дорожных на свете немало,
Все бы их выучить вам не мешало.
И основное из правил движенья
Знать как таблицу должны умноженья!

Если хочешь живым и здоровым остаться, –
На мостовой не играть, не кататься!

Футбол – хорошая игра
На стадионе, детвора.
Хоккей – игра на льду зимой.
Но не играй на мостовой!

Цеплять крючком машины борт –
Опасный и ненужный спорт.
Щади здоровье, жизнь щади
И за движением следи.

И проспекты, и бульвары,
Всюду улицы шумны.
Проходи по тротуару
Только с правой стороны.
Тут шалить, мешать народу
Запрещается!
Быть примерным пешеходом
Разрешается!

Юные граждане Тани и Пети,
Твердо запомните правила эти.
Где улицу надо тебе перейти,
О правиле помни простом:
С вниманьем налево сперва посмотри,
Направо взгляни потом.
Запрещающие знаки необходимо знать и пешеходам, и водителям. Почему запрещающие знаки отмечены красным цветом? (Лучи света в зависимости от его цвета по - разному распространяются в атмосфере. Лучи красного цвета имеют наибольшую длину волны, наибольшую скорость распространения и расходятся с наименьшими потерями. Следовательно, именно на красный свет наш глаз отреагирует быстрее всего. В темное время суток и даже в туман они видны на значительном расстоянии.)

Хотя в нашем поселке их нет, но мы обязаны поговорить и о нем – светофоре.
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горит и день и ночь,
Зеленый, желтый, красный.

Наш домик светофор -
Мы три родные брата,
Мы светим с давних пор
В дороге всем ребятам.

Мы три чудесных цвета,
Ты часто видишь нас,
Но нашего совета
Не слушаешь подчас.

Самый строгий - красный свет.
Если он горит: Стой!
Дороги дальше нет,
Путь для всех закрыт.

Чтоб спокойно перешел ты,
Слушай наш совет: Жди!
Увидишь скоро желтый
В середине свет.

А за ним зеленый свет
Вспыхнет впереди,
Скажет он:
- Препятствий нет,
Смело в путь иди.

Коль выполнишь без спора
Сигналы светофора,
Домой и в школу попадешь,
Конечно, очень скоро.
Объясните, почему именно эти три цвета используют в работе светофора?

(Именно эти три цвета наиболее хорошо воспринимаются глазом человека по своим физическим параметрам (длине волны) Глаза человека на свет различной длины волны реагируют с большей или меньшей чувствительностью. Выбор разрешающего зеленого света обусловлен максимальной приближенностью этого цвета к уровню наиболее ясно воспринимаемой части спектра. Он виден в отличие других цветов светофора с максимально большого расстояния)

Для чего промежуточный желтый цвет?

(Желтый свет светофора недаром называют предупреждающим. Он нужен для того, чтобы водитель заблаговременно до начала красного сигнала начал тормозить, при этом учитывается такое физическое явление, как инерция.)

Сила трения

Для чего осенью на трамвайный линиях вывешивается знак «Осторожно, листопад»

(Влажные листья, вода, создавая смазку, уменьшают силу трения, что значительно увеличивает тормозной путь.)
Сила трения

Что означает данный знак? (Шипованная резина)

Для чего в транспортных средствах, имеющих шипованные шины, устанавливают такой знак? (Этот знак означает для сзади идущих машин - Держи дистанцию. Укороченный тормозной путь.
Транспортные средства, у которых установлены шины с шипами, на обледенелом покрытии имеют более высокую эффективность торможения и укороченный тормозной путь, который примерно в 2 раза меньше, чем тормозной путь транспортных средств без шипов.)

Законы оптики

(Такие наклейки в темноте начинают светиться и становятся очень заметными. На самом деле в наклейке нет ни лампочек, и она ни как не подсвечивается; свечение происходит за счет отражения света материалом, из которого и изготовлена светоотражающая наклейка.)
А теперь отгадайте загадки:

Тем прибором выявляют
Тех, кто скорость превышает.
Говорит локатор строгий:
- Нарушитель на дороге! Радар
Все водителю расскажет,
Скорость верную укажет.
У дороги, как маяк,
Добрый друг - … Дорожный знак
Красный круг, а в нем мой друг,
Быстрый друг - велосипед.
Знак гласит: здесь и вокруг
На велосипеде проезда нет. Езда на велосипедах запрещена
Примостился над дорогой
И моргает очень много,
Изменяя каждый раз
Цвет своих округлых глаз. Светофор
Бежит, иногда гудит.
В два глаза зорко глядит.
Только красный свет настанет –
Он в момент на месте встанет. Автомобиль
Слог мой первый спать велит,
Средний - в музыке звучит,
А последний меру знает;
Целым скорость измеряют. Спидометр
Подведение итогов:

В жизни много опасностей и одна из них - дорога, чтобы уберечь свою жизнь, мы должны знать Правила дорожного движения и выполнять их, ведь жизнь самое ценное, что есть у человека.
Законы физики неумолимы. Их действие нельзя отменить по вашему желанию. Они действуют всегда и везде. Мы должны их знать и правильно использовать. Физика - это не просто сухие законы и четкие формулы. Физика помогает нам ориентироваться в окружающем мире, физика должна сделать нашу жизнь безопасной.

Каких только движений нет в мире: от повторяющихся тысячелетиями движений звезд до прихотливого, почти непредсказуемого падения листочка березы в порыве осеннего ветра; от суеты пылинок, поблескивающих в солнечном луче, до определенных разумом и волей человека движений рукотворных тел: поездов, автомобилей, роботов. Работа многих людей связана с движением: шоферы, машинисты поездов, пилоты, диспетчеры и др. Правила дорожного движения описывают одновременно движения нескольких тел: автомобилей, велосипедистов, пешеходов.


Первые известные попытки упорядочить городское движение были предприняты ещё в Древнем Риме Гаем Юлием Цезарем. По его указу в 50-х годах до н. э. на некоторых улицах города было введено одностороннее движение. С восхода солнца и до конца «рабочего дня» (примерно за два часа до его захода) был запрещён проезд частных повозок, колесниц и экипажей. Приезжие были обязаны оставлять свой транспорт за чертой города и передвигаться по Риму пешком, либо наняв паланкин. Тогда же была учреждена специальная служба надзора за соблюдением этих правил, в неё набирали в основном бывших пожарных, из числа вольноотпущенников. Основные обязанности таких регулировщиков заключались в предотвращении конфликтов и драк между владельцами транспортных средств. Многие перекрёстки оставались нерегулируемыми. Знатные вельможи могли обеспечить себе беспрепятственный проезд по городу они высылали впереди своих экипажей скороходов, которые расчищали улицы для проезда хозяина.


История современных правил дорожного движения берёт своё начало в Лондоне. 10 декабря 1868 года на площади перед Парламентом был установлен механический железнодорожный семафор с цветным диском. Его изобретатель Джон П. Найт (John Peake Knigh) был специалистом по железнодорожным семафорам. Устройство управлялось вручную и имело два семафорных крыла. Крылья могли занимать разные положения: горизонтальное сигнал «стоп»; опущенные под углом 45 градусов можно двигаться с осторожностью. С наступлением темноты включали вращающийся газовый фонарь, который подавал сигналы красным и зелёным светом. К семафору был приставлен слуга, в обязанности которого входило поднимать и опускать стрелу и поворачивать фонарь. Однако скрежет цепи подъёмного механизма был настолько сильным, что проезжавшие лошади шарахались и вставали на дыбы. Не проработав и месяца, семафор взорвался, находившийся при нём полицейский был ранен.


Каждый из нас является участником дорожного движения, регулярно пользуется транспортом. Любое транспортное средство движется и придерживается определенной траектории под влиянием многих физических сил. Все эти силы делятся на два противоположных вида: одни содействуют движению автомобиля, другие сопротивляются этому движению.


Сила тяжести главная физическая сила, воздействующая на автомобиль. Сила тяжести всегда устремлена вертикально вниз, при этом она равномерно рассредоточивается по всем осям и колесам транспортного средства. Вес машины давит на поверхность проезжей части, и с увеличением этого веса пропорционально увеличивается сила сцепления колес с дорожным покрытием.


Эта сила особенно заметно действует, когда машина трогается с места. При движении по наклонной дороге сила тяжести распадается на две составляющие. Одна давит на машину и прижимает ее к поверхности проезжей части, а вторая стремится опрокинуть ее по направлению движения или в поперечном направлении дороги (это зависит от направления уклона). Чем выше центр тяжести и чем больше угол наклона автомобиля, тем больше опрокидывающая сила, следовательно, выше вероятность опрокидывания.


Помимо силы тяжести и силы опрокидывания на любое транспортное средство оказывает влияние ряд других физических сил, среди которых можно отметить следующие: сила сопротивления качению возникает при трении шины о дорогу; сила сопротивления подъему определяется массой автомобиля и углом подъема; сила инерции покоя, когда автомобиль трогается с места и разгоняется, направлена против движения; сила инерции движения направлена по ходу движения; центробежная сила направлена по радиусу от центра кривой поворота и стремится снести автомобиль с дороги; подъемная сила возникает при движении с большой скоростью от давления потока воздуха, попадающего под передок автомобиля, стремится оторвать колеса от дороги, ухудшая сцепление колес с дорогой и управляемость; сила сцепления зависит от нагрузки на ведущие колеса, состояния и качества дорожного покрытия, скорости; сила торможения возникает при торможении автомобиля.


Интересно! При качении колесу всегда приходится преодолевать бугорок перед ним. Чем дорога тверже, тем бугорок ниже и сопротивление качению меньше. Поэтому автомобильные заезды на скоростные рекорды проводят обычно по дну высохших соляных озер, которые обладают очень твердой поверхностью.


Транспортное средство будет двигаться только при условии, что сила тяги превышает силу инерции покоя, но при этом уступает силе сцепления ведущих колес с дорогой. Инерция движения позволяет транспортному средству ехать на большой скорости с незначительной подачей топлива (поэтому движение с постоянной скоростью 80– 90 км/ч считается самым экономичным) Силе торможения оказывают содействие силы сопротивления качению, подъему, воздуха и центробежная сила. Препятствует процессу торможения сила инерции движения. Чтобы сдвинуть с места и разогнать автобус, требуется большая сила, чем для автомобиля, потому что из-за большей массы его инерция выше.


Величина центробежной силы определяется скоростью и весом транспортного средства, а также радиусом поворота. Следовательно, влияние этой силы можно уменьшить, зная, чем она вызвана. Для этого необходимо заблаговременно, до входа в поворот, уменьшить скорость движения до безопасной, а поворот проходить по более пологой кривой, уменьшив угол поворота управляемых колес. Не только вы управляете автомобилем - законы физики и механики исправно работают при движении автомобиля, и следует представлять себе действие различных сил, чтобы использовать их для управления или препятствовать их нарастанию.




Законы движения надо знать и помнить всем: и водителям, и пешеходам. Ведь для остановки движущихся тел нужны время и пространство. Автомобиль резко трогается с места. Куда вы отклонитесь? (назад) Автобус поворачивает налево. (вправо) Теперь направо. (налево) Автобус резко останавливается. (вперёд) Речь идет об инерции. Это явление необходимо учитывать, особенно на дороге, так как из-за инерции транспорт мгновенно остановить нельзя.


Пункт «Правил дорожного движения» обязывает при движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым водителю и не перевозить людей, не пристегнутых ремнями. Большая часть аварий случается из-за несоблюдения элементарных правил дорожного движения. Очень часто аварии происходят при обгоне, из-за того, что водитель не смог правильно рассчитать тормозной путь


В процессе торможения на автомобиль действуют сила тяжести, сила реакции опоры и сила трения. При резком торможении автомобиля его колеса начинают скользить по дороге. Возникающая при этом сила трения скольжения тормозит автомобиль. Если Вы тормозите скольжением (юзом), намертво закрепляя колеса, то тормозной путь будет длиннее, чем при торможении качением (колеса заторможены, но проворачиваются), зато скорость вначале будет резко падать. Поэтому при опасности наезда на препятствие надо тормозить юзом - лучше удариться с меньшей скоростью. Во всех остальных случаях надо тормозить качением: тормозной путь короче.


От чего зависит длина тормозного пути? -От скорости автомобиля (Чем больше скорость машины, тем больше тормозной путь); -От массы машины (Чем больше масса машины, тем больше тормозной путь) -От состояния дороги, шин (Мокрая дорога тоже увеличивает тормозной путь. А зимой в гололёд машину остановить ещё трудней)


Правила дорожного движения описывают одновременно движения нескольких тел: автомобилей, велосипедистов, пешеходов. Все они должны учитывать законы физики и совершать движения с учетом этих законов. В несчастных случаях на дорогах есть доля случая, но чаще в дорожно-транспортных происшествиях виноваты невнимательные пешеходы и нерадивые водители.


Festival.1september.ruarticles/597696/ festival.1september.ruarticles/597696/ obrbratsk.ruupload/39.4.doc obrbratsk.ruupload/39.4.doc ru.wikipedia.org treniye.ru treniye.ru class-fizika.narod.ru ru-cars.net Энциклопедический словарь юного физика Большая иллюстрированная энциклопедия школьника, 2008г. Imajes.yandex.ru

Аннотация урока.

Урок решения задач "транспортной" тематики. Работа по решению подобных задач является одним из элементов здоровьесберегающих технологий. Конечно же, физика не тот предмет, где изучают комплекс физических упражнений, способствующих укреплению здоровья. Но и уроки физики могут воспитывать в ребенке сознание великой ценности здоровья, стремление его хранить и укреплять.

Необходимо убеждать детей в том, что следует знать и выполнять правила дорожного движения, на улицах и дорогах быть внимательным и дисциплинированными.

Помочь учителю в этой работе может система специально подобранных задач, решаемых на уроках физики.

По степени трудности задачи не одинаковы, это позволяет дифференцировать работу учащихся, предлагая различные задания для самостоятельной работы на уроке и дома, проведение олимпиад, викторин. Решение «транспортных» задач не должно заканчиваться получением числового ответа. Следует обсудить ответ с учениками, проанализировать полученный результат.

План - конспект урока.

ПДД и законы физики.

Цели:

1. Отработать математические понятия, применяемые в формулах движения: скорость, время, пройденный путь;

2. Совершенствовать навыки перевода единиц, применяемых в формулах на движение.

3. Научить учащихся использовать полученные знания в повседневной жизни.

4. Сформировать у учащихся знания, умения, навыки по здоровому образу жизни.

5.Повторить с учащимися элементарные «Правила дорожного движения».

Оборудование : плакаты «Дорожные знаки», правила дорожного движения, стенгазетами с соответствующей тематикой (кабинет оформляется за неделю до урока), презентация Power Point «Дорожные знаки»

Ход урока

I . Разбор задач (коллективная поисковая работа)

Задача №1. Сколько времени потребуется водителю автомобиля, движущегося со скоростью 54 км/ч, чтобы обогнать стоящий на стоянке автобус длиной 12м? Почему опасно переходить дорогу, обходя автобус спереди? Средняя скорость пешехода- 1,5м/с.

Решение:

1). 54 км/ч=54000 м/3600 с =15 м/с

2)12 м:15м/с = 0,8 с - время обгона автомобилем автобуса.

3) 15м*0,8=1,2м - путь, проделанный пешеходом.

Ответ: Люди, вышедшие из передней двери и начавшие переход спереди автобуса, могут попасть под колеса автомобиля, идущего в том же направлении.

Задача №2. При ограничении скорости 40 км/ч автомобиль двигался со скоростью 50 км/ч. На сколько процентов он превысил скорость?

Решение:

1) 50 - 40=10 км/ч

2) 10:40=1/4

З) 1/4 * 100%=25%

Ответ: Водитель превысил скорость на 25 %, это очень опасно для уличного движения.

Задача №3. На расстоянии 40 м от пешехода движется автомобиль со скоростью 36 км/ч. Как должен поступить пешеход, которому нужно пересечь дорогу шириной 6 м? Скорость пешехода 1,5м/с.

Решение:

1) 36 км/ч=10м/с.

2) 40м:10 м/с = 4с - время, которое потребуется автомобилю, чтобы поравняться с пешеходом.

3) 1,5 м/с*4с-6м – путь, который может за это время пройти пешеход.

Ответ: Анализируя, можно сделать вывод, что пешеход успевает пересечь дорогу. Но пешеходу следует помнить о том, что при переходе дороги могут возникнуть помехи его движению: он может поскользнуться, споткнуться, столкнуться со встречным пешеходом и т.п., следовательно, в этой ситуации безопаснее пропустить автомобиль.

Задача №4. Какие места в районе школы следует считать наиболее опасными для движении пешеходов? Почему?

Задача №5. Успеет ли водитель начать торможение, если на расстоянии 4 метров от него на дорогу неожиданно выбежал ученик нашей школы? Скорость машины 36 км/ч, время реакции водителя 1 секунда. (Нет, т. к. скорость машины 10 м/с).

Задача №6 . Какие Дорожные знаки есть в районе нашей школы? Объясните их предназначение. (Презентация «Дорожные знаки»)

II . Самостоятельная работа (по вариантам).

Решить две задачи и к каждой задаче написать соответствующее правило дорожного движения,

Вариант №1.

1. Ученик переходит дорогу по зеленому сигналу светофора со скоростью 1,2 м/с. Ширина дороги - 15м. С двух сторон к переходу, не снижая скорости, приближаются два автомобиля со скоростью 36км/ч. Светофор горит 10с. В момент включения светофора расстояние от автомобилей до перехода составляло 100 м. Оцените ситуацию. Как должен поступить ученик?

Решение:

1) 36 км/ч =36000м/3600с= 10 м/с

2) 100 м: 10 м/с =10 с - потребуется автомобилям, чтобы поравняться с пешеходным переходом.

3) 1,2 м/с * 10 с =12м - путь, который может пройти пешеход.

4) 15м> 12м

Ответ: Ученик не успевает пересечь дорогу, он должен переждать на осевой линии или на островке безопасности.

2. Выразите скорость 25 м/с в км/ч. Не будет ли эта скорость выше разрешенной в городе?

Решение:

1)25 м/с=25 м/с*3600/1000м=90 км/ч.

2) 90 км/ч >60 км/ч.

Ответ: Скорость будет выше разрешенной.

Вариант №2 .

1. Ширина проезжей части дороги 9 м. Скорость движения школьников 0,9 м/с. Успеют ли они все перейти пешеходный переход по зеленому сигналу светофора, если длина колонны школьников 18 м, сигнал горит 20 с? Как должны идти дети?

Решение:

1)18м+9м=27м-путь, который должен пройти последний школьник.

2) 27м:0,9 м/с = 30 с - потребуется времени, чтобы вся колонна прошла через проезжую часть дороги.

3) 30с> 20 с

Ответ: Не успеют. Дети в колонне должны идти с флажком. Транспорт обязан пропустить колонну.

2. Автомобиль движется так, что каждые 200 м проходит за 10 с. Нарушает ли водитель «Правила дорожного движения», если на обочине стоит знак ограничения скорости до 40 км/ч?

Решение:

1) 200: 10=20 м/с

2) 20 м/с =20 м/с*3600с/1000= 72 км/ч - скорость автомобиля

3) 72 км/ч > 40 км/ч

Ответ: Водитель нарушил правила.

(после самостоятельной работы, учащиеся говорят ответ и зачитывают выводы правила, которые они записали к каждой задаче).

III . Домашнее задание.

1. Задача: При сухой погоде тормозной путь автомобиля - 23м, а при гололеде он увеличивается до 69 м. Какую часть тормозной путь до гололеда составляет от тормозного пути во время гололеда? Во сколько раз увеличился тормозной путь? Как это можно учитывать водителю, пешеходу?

Решение:

1)23:69=23/69 =1/3 часть

2) 69:23 = 3 (раза).

Ответ: Водитель должен двигаться с меньшей скоростью, начинать торможение дальше от пешеходной дорожки, перекрестка. Пешеход должен переходить дорогу только в установленных местах и строго по разрешающему сигналу светофору

2. Нарисовать маршрут дороги от дома до школы. На нем указать расположение всех встречающихся дорожных знаков. Объяснить их предназначение.

Дополнительный материал к уроку.

Приложение 1.

А знаешь ли ты? Как родились ПДД.

Пока человек ходил по земле, все было просто и ясно. Но стоило ему оседлать коня и сесть на облучок повозки, все сразу осложнилось. Одни, следуя в экипажах, ни за что не хотели уступать дорогу другим. Доставалось и пешеходам: то их собьет с ног быстро несущийся экипаж, то лихой кучер огреет зазевавшегося прохожего. Так появились первые пострадавшие и первые нарушители порядка на дороге.

Прообразом современных ПДД стали указы царствующих особ строго соблюдать правила езды и хождения. Так, царица Анна Иоанновна пыталась навести порядок строгими мерами. В 1730 году она издала указ: «Извозчикам и прочим всяким чинов людям ездить со всяким опасением и осторожностью, смирно. А тех, кто не будет соблюдать сих правил, - бить кнутом и ссылать на каторгу».

Скоро правила дополнились новыми положениями: «Когда случится подъехать к перекрестку, тогда ехать еще тише и осматриваться во все стороны», «на мостах через реки карет не обгонять». Еще позже появились указы, позволяющие ездить только по мостовым, а не по тротуарам. А в 1812 году в Москве уже действовали самые настоящие правила, ограничивающие скорость передвижения и указывающие место остановки экипажей.

Когда на дорогах появились первые автомобили, на них поначалу ополчились все: и власти, и обыватели, и церковь, увидевшая в них победу науки над религией. Например, в Риме запрещалось ездить на автомобиле после 9 часов вечера. В Германии при встрече с лошадью надо было не только не остановиться, но и заглушить двигатель, чтобы «не пугать несчастных животных». В Англии «механическими повозками» должны были управлять, по крайней мере, 3 персоны. В городах перед механической повозкой должен был бежать человек с красным флагом, чтобы предупреждать тем самым об опасности. Сейчас и представить себе трудно, как это перед каждым движущимся автомобилем пустить пешехода, чтобы он бежал и подавал какой-либо сигнал.

Про дорогу и улицу

Слова «улица» и «дорога» - не «родственники» но, тем не менее, имеют немало общего. Значения этих слов в современном русском языке являются смежными: улица - это пространство между двумя рядами домов в населенном пункте. Дорога - это пространство для проезда или перехода. В городах улицы широкие, и дороги «исчезают» в проезжих частях (для транспорта) и тротуарах (для пешеходов). А в небольших деревнях (есть ведь и такие, где всего лишь одна улица!) улица, особенно если она узкая, может совпадать с дорогой. Поэтому эти слова нередко выступают как синонимы.

Такое их употребление мы видим в диалектах русского языка и в отдельных славянских языках. Так, слово «улица» обозначает в некоторых диалектах дорогу, а слово «дорога» - улицу. В верхнелужицком языке «groha» значит и «дорога», и «улица». В чешском языке «ulica» - это не только «улочка», «переулок», но и «проход». Французское слово «rue» - улица сходно по происхождению c латинским ruga - «дорога»; итальянское «strada» означает «дорога, улица», польское «alega» - это «аллея, улица».

Как же выглядят «метрики» наших слов?

Слово «улица» было создано с помощью суффикса -иц- на базе существительного «-ула-», родственного слову «улей». Слово «дорога» произошло от праславянского «dorga», означавшего очищенное в лесу, пустое пространство. Оно было образовано с помощью суффикса -г- и основы -дор-.

Как видим, слова «улица» и «дорога» хотя и не из одной семьи, но тем не менее близкие лексические товарищи, товарищи по одному значению и дальнейшей языковой судьбе.

По материалам книги Н.М. Шанского «В мире слов»

Кто придумал светофор

Первый уличный светофор появился в Лондоне в 1868 году. Придумал его английский инженер Найт. Прототипом, по всей видимости, послужил железнодорожный светофор, который к тому времени уже достаточно давно применялся для регулирования железнодорожных перевозок. Прежде чем ввести светофор в действие, в газетах Лондона были опубликованы подробные правила, из которых люди впервые узнали, что означает зеленый цвет, а что - красный. Установленный перед зданием английского парламента, первый светофор был механическим: цветные сигналы менялись в нем с помощью системы приводных ремней. Для этого рядом служил - дежурил специальный полицейский.

Вскоре устройство оснастили газовым фонарем, чтобы изменения цветов были видны и в темное время суток. Однако это нововведение оказалось роковым для судьбы первого уличного светофора. Фонарь однажды взорвался и смертельно ранил находившегося поблизости полисмена. С тех пор история светофора прервалась почти на полвека.

Новое рождение автоматического регулятора уличного движения состоялось в 1914 году в американском Кливленде, а чуть позднее - в Чикаго и Нью-Йорке. Светофоры были, на сей раз электрическими, но так же, как и лондонский, имели лишь два сигнала - красный и зеленый. Желтый цвет появился только в 1918 году.

В России первый светофор был установлен в 1924 году в Москве на пересечении улиц Кузнецкий мост и Петровка. С развитием техники постепенно внедрялось автоматическое управление. Так, в 1955 году в столице на Садовом кольце появилась первая «зеленая волна», состоящая из пяти светофоров: автомобиль, попадавший на первом светофоре на зеленый свет, беспрепятственно проезжал все остальные.

Автоматический регулировщик

Организация движения была проблемой задолго до появления автомобилей. Юлий Цезарь был, вероятно, первым правителем в истории, который ввел правила дорожного движения. Он, например, принял закон, по которому женщины не имели права управлять колесницами в Риме.

С возникновением автомобилей появились первые регулировщики, которые стояли на дорогах и рукой показывали направление движения. Потом им выдали сигнальные фонари. Но они не могли решить всех проблем.

В 1927 году два человека запатентовали «автоматического регулировщика». Один из светофоров, изобретенный Гарри Хау из Йельского университета, был установлен в Нью-Хейвене, штат Коннектикут, в апреле 1928 года.

Этот механизм работал так: машина, подъезжая к такому указателю, давала сигнал в сигнальную будку, и оттуда исходила команда включить для подъехавшей машины разрешающий сигнал. Этот тип светофора, но только теперь уже с применением светового сигнала, существует и в наши дни.

Чарльз Адлер в 1928 году также изобрел регулятор дорожного движения, в котором использовался микрофон для подачи сигнала в сигнальную будку. Водитель, видя красный свет, дул в рожок. Микрофон передавал звук в сигнальную будку, оттуда поступал ответный сигнал сменить цвет светофора. В наши дни существуют разные виды дорожных регуляторов, которые тоже реагируют на звук для переключения светофора.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ФИЗИКА И ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ИЛИ О ТОМ КАК ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ ЗАСТАВИЛИ ЛЮДЕЙ ПРИДУМАТЬ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.

2 Каких только движений нет в мире: от повторяющихся тысячелетиями движений звезд до прихотливого, почти непредсказуемого падения листочка березы в порыве осеннего ветра; от суеты пылинок, поблескивающих в солнечном луче, до определенных разумом и волей человека движений рукотворных тел: поездов, автомобилей, роботов. Работа многих людей связана с движением: шоферы, машинисты поездов, пилоты, диспетчеры и др. Правила дорожного движения описывают одновременно движения нескольких тел: автомобилей, велосипедистов, пешеходов.

3 Первые известные попытки упорядочить городское движение были предприняты ещё в Древнем Риме Гаем Юлием Цезарем. По его указу в 50-х годах до н. э. на некоторых улицах города было введено одностороннее движение. С восхода солнца и до конца «рабочего дня» (примерно за два часа до его захода) был запрещён проезд частных повозок, колесниц и экипажей. Приезжие были обязаны оставлять свой транспорт за чертой города и передвигаться по Риму пешком, либо наняв паланкин. Тогда же была учреждена специальная служба надзора за соблюдением этих правил, в неё набирали в основном бывших пожарных, из числа вольноотпущенников. Основные обязанности таких регулировщиков заключались в предотвращении конфликтов и драк между владельцами транспортных средств. Многие перекрёстки оставались нерегулируемыми. Знатные вельможи могли обеспечить себе беспрепятственный проезд по городу они высылали впереди своих экипажей скороходов, которые расчищали улицы для проезда хозяина.

4 История современных правил дорожного движения берёт своё начало в Лондоне. 10 декабря 1868 года на площади перед Парламентом был установлен механический железнодорожный семафор с цветным диском. Его изобретатель Джон П. Найт (John Peake Knigh) был специалистом по железнодорожным семафорам. Устройство управлялось вручную и имело два семафорных крыла. Крылья могли занимать разные положения: горизонтальное сигнал «стоп»; опущенные под углом 45 градусов можно двигаться с осторожностью. С наступлением темноты включали вращающийся газовый фонарь, который подавал сигналы красным и зелёным светом. К семафору был приставлен слуга, в обязанности которого входило поднимать и опускать стрелу и поворачивать фонарь. Однако скрежет цепи подъёмного механизма был настолько сильным, что проезжавшие лошади шарахались и вставали на дыбы. Не проработав и месяца, семафор взорвался, находившийся при нём полицейский был ранен.

5 Каждый из нас является участником дорожного движения, регулярно пользуется транспортом. Любое транспортное средство движется и придерживается определенной траектории под влиянием многих физических сил. Все эти силы делятся на два противоположных вида: одни содействуют движению автомобиля, другие сопротивляются этому движению.

6 Сила тяжести главная физическая сила, воздействующая на автомобиль. Сила тяжести всегда устремлена вертикально вниз, при этом она равномерно рассредоточивается по всем осям и колесам транспортного средства. Вес машины давит на поверхность проезжей части, и с увеличением этого веса пропорционально увеличивается сила сцепления колес с дорожным покрытием.

7 Эта сила особенно заметно действует, когда машина трогается с места. При движении по наклонной дороге сила тяжести распадается на две составляющие. Одна давит на машину и прижимает ее к поверхности проезжей части, а вторая стремится опрокинуть ее по направлению движения или в поперечном направлении дороги (это зависит от направления уклона). Чем выше центр тяжести и чем больше угол наклона автомобиля, тем больше опрокидывающая сила, следовательно, выше вероятность опрокидывания.

8 Помимо силы тяжести и силы опрокидывания на любое транспортное средство оказывает влияние ряд других физических сил, среди которых можно отметить следующие: сила сопротивления качению возникает при трении шины о дорогу; сила сопротивления подъему определяется массой автомобиля и углом подъема; сила инерции покоя, когда автомобиль трогается с места и разгоняется, направлена против движения; сила инерции движения направлена по ходу движения; центробежная сила направлена по радиусу от центра кривой поворота и стремится снести автомобиль с дороги; подъемная сила возникает при движении с большой скоростью от давления потока воздуха, попадающего под передок автомобиля, стремится оторвать колеса от дороги, ухудшая сцепление колес с дорогой и управляемость; сила сцепления зависит от нагрузки на ведущие колеса, состояния и качества дорожного покрытия, скорости; сила торможения возникает при торможении автомобиля.

9 Интересно! При качении колесу всегда приходится преодолевать бугорок перед ним. Чем дорога тверже, тем бугорок ниже и сопротивление качению меньше. Поэтому автомобильные заезды на скоростные рекорды проводят обычно по дну высохших соляных озер, которые обладают очень твердой поверхностью.

10 Транспортное средство будет двигаться только при условии, что сила тяги превышает силу инерции покоя, но при этом уступает силе сцепления ведущих колес с дорогой. Инерция движения позволяет транспортному средству ехать на большой скорости с незначительной подачей топлива (поэтому движение с постоянной скоростью км/ч считается самым экономичным) Силе торможения оказывают содействие силы сопротивления качению, подъему, воздуха и центробежная сила. Препятствует процессу торможения сила инерции движения. Чтобы сдвинуть с места и разогнать автобус, требуется большая сила, чем для автомобиля, потому что из-за большей массы его инерция выше.

11 Величина центробежной силы определяется скоростью и весом транспортного средства, а также радиусом поворота. Следовательно, влияние этой силы можно уменьшить, зная, чем она вызвана. Для этого необходимо заблаговременно, до входа в поворот, уменьшить скорость движения до безопасной, а поворот проходить по более пологой кривой, уменьшив угол поворота управляемых колес. Не только вы управляете автомобилем - законы физики и механики исправно работают при движении автомобиля, и следует представлять себе действие различных сил, чтобы использовать их для управления или препятствовать их нарастанию.

12 Для того, чтобы водитель правильно смог оценить обстановку и своевременно принять правильное решение знаки дорожного движения информируют и предупреждают о приближении к опасному участку, вводят ограничения

13 Законы движения надо знать и помнить всем: и водителям, и пешеходам. Ведь для остановки движущихся тел нужны время и пространство. Автомобиль резко трогается с места. Куда вы отклонитесь? (назад) Автобус поворачивает налево. (вправо) Теперь направо. (налево) Автобус резко останавливается. (вперёд) Речь идет об инерции. Это явление необходимо учитывать, особенно на дороге, так как из-за инерции транспорт мгновенно остановить нельзя.

14 Пункт «Правил дорожного движения» обязывает при движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым водителю и не перевозить людей, не пристегнутых ремнями. Большая часть аварий случается из-за несоблюдения элементарных правил дорожного движения. Очень часто аварии происходят при обгоне, из-за того, что водитель не смог правильно рассчитать тормозной путь

15 В процессе торможения на автомобиль действуют сила тяжести, сила реакции опоры и сила трения. При резком торможении автомобиля его колеса начинают скользить по дороге. Возникающая при этом сила трения скольжения тормозит автомобиль. Если Вы тормозите скольжением (юзом), намертво закрепляя колеса, то тормозной путь будет длиннее, чем при торможении качением (колеса заторможены, но проворачиваются), зато скорость вначале будет резко падать. Поэтому при опасности наезда на препятствие надо тормозить юзом -лучше удариться с меньшей скоростью. Во всех остальных случаях надо тормозить качением: тормозной путь короче.

16 От чего зависит длина тормозного пути? -От скорости автомобиля (Чем больше скорость машины, тем больше тормозной путь); -От массы машины (Чем больше масса машины, тем больше тормозной путь) -От состояния дороги, шин (Мокрая дорога тоже увеличивает тормозной путь. А зимой в гололёд машину остановить ещё трудней)

17 Правила дорожного движения описывают одновременно движения нескольких тел: автомобилей, велосипедистов, пешеходов. Все они должны учитывать законы физики и совершать движения с учетом этих законов. В несчастных случаях на дорогах есть доля случая, но чаще в дорожно-транспортных происшествиях виноваты невнимательные пешеходы и нерадивые водители.

18 ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА festival.1september.ru articles/597696/ obrbratsk.ru upload/39.4.doc ru.wikipedia.org treniye.ru class-fizika.narod.ru ru-cars.net Энциклопедический словарь юного физика Большая иллюстрированная энциклопедия школьника, 2008г. Imajes.yandex.ru

19 Подготовила: воспитатель ГБ(О)С(К)ОУ С(К)О ШКОЛА ИНТЕРНАТ Т.А. Минакова Спасибо за внимание


Клятва пешехода! Клянусь, мама и папа, бабушка и дедушка! Ходить только по тротуару и не ходить по проезжей части. Переходить улицу только там, где положено, и никогда не перебегать в неположенном месте.

БИЛЕТ 11 1. Какое значение имеет термин «Перекресток»? 1. Пересечение дороги с железнодорожными путями. 2. Пересечение двух дорог. 3. Место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне,

Давайте, не будем забывать о том, что велосипед это тоже транспортное средство. А это значит, что правилами дорожного движения оговорено, что минимальный возраст для управления на общественных дорогах

Ниже представлен билет 17 для экзамена на право управления транспортными средствами категории AB. БИЛЕТ 17 Вопрос #1 Являются ли тротуары и обочины частью дороги? 1. Являются. 2. Являются только обочины.

Мероприятие по правилам дорожного движения «Дорога в школу» /5-10 классы/ Цели: Образовательная: Знакомить учащихся с правилами дорожного движения; с дорожными знаками: пешеходный переход, автобусная

БИЛЕТ 1 1. Кому из перечисленных лиц разрешается не пристегиваться ремнями безопасности при движении вне населенного пункта? 2. Какие внешние световые приборы должны быть включены на буксирующем транспортном

4 Билет 1 Вопрос 1 В каком случае водитель совершит вынужденную остановку? 1. Остановившись непосредственно перед пешеходным переходом, чтобы уступить дорогу пешеходу. 2. Остановившись на проезжей части

1. В светофорах применяются световые сигналы зеленого, желтого, красного и бело-лунного цвета. В зависимости от назначения, сигналы светофора могут быть круглые, в виде стрелки (стрелок), силуэта пешехода

Обязанности пешеходов 1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся

Вопрос 1. Какая дорога является главной на перекрестке? 1. Дорога с твердым покрытием по отношению к грунтовой дороге. 2. Дорога с тремя или более полосами движения по отношению к дороге с двумя полосами.

ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ЮНЫЕ ТЕХНИКИ И ИЗОБРЕТАТЕЛИ» В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТЕМА: ДОРОГИ РОССИИ МЕХАНИЗМ ОГРАЖДЕНИЯ ПЕШЕХОДОВ ОТ НАЕЗДА АВТОМАШИН ВЫЕЗЖАЮЩИХ

БИЛЕТ 16 1. Какое значение имеет термин «Перекресток»? 1. Пересечение дороги с железнодорожными путями. 2. Пересечение двух дорог. 3. Место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне,

Особенности безопасного поведения на дорогах в зимний период Главное правило поведения на дороге зимой удвоенное внимание и повышенная осторожность! Зимой день короче. Темнеет рано и очень быстро. В сумерках

1 часть Велосипедистам часто приходится ездить по дорогам с интенсивным движением. Поэтому совершенно необходимо знать и уметь применять на практике правила дорожного движения (ПДД). Попробуем подробно

Материалы для проведения промежуточной и итоговой аттестации по предмету «Основы управления транспортными средствами подкатегории «А1» Перечень теоретических вопросов по предмету «Основы управления транспортными

Материалы для проведения промежуточной и итоговой аттестации по предмету «Основы управления транспортными средствами категории «В» Перечень теоретических вопросов по предмету «Основы управления транспортными

Тесты по ПДД Ребята, правильно ли вы ведёте себя на дороге? 1. Можно ли ребятам кататься на роликах рядом с дорогой? Можно, только лучше одеть защиту; нет, нельзя, так как рядом дорога и на тротуаре много

1 Что обозначает зеленый мигающий сигнал светофора? 1. Разрешает движение. 2. Разрешает движение и информирует, что действие разрешающего сигнала истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал. 3.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автодело» (далее - Программа) имеет техническую направленность. Программа корректировалась в 2014, 2016 годах в связи

И дорога На улицах 1. Виды дорог и особенности их перехода. 2. Игра «Дорожные знаки». Виды дорог и особенности их перехода Пешеходы На некоторых должны улицах, ходить где по тротуару, особенно а многолюдно,

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный университет»

Транспортно-энергетический факультет Кафедра «Эксплуатация автомобильного транспорта» Задание по дисциплине ЭКСПЕРТИЗА ДТП для направления подготовки бакалавриата 23.03.01 (190700.62) «Технология транспортных

Правила дорожного движения для велосипедистов Общие положения Велосипед определяется как «Транспортное средство, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся

СИГНАЛЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ СВЕТОФОРЫ 1.Светофор с круглыми сигналами 11 12 Светофор с круглыми сигналами регулирует движение транспортных средств, а при отсутствии пешеходного светофора также

Вопросы по Правилам Дорожного Движения Дорожные знаки и дополнительные средства информации. 1. Если велосипедист нарушил Правила дорожного движения, инспектор ДПС имеет право: 1. Предупредить нарушителя.

Давайте, не будем забывать о том, что велосипед это тоже транспортное средство. Таким образом, лицо, управляющее велосипедом, должно: проверить техническое состояние транспортного средства, в особенности

Правила для велосипедистов По назначению велосипеды бывают дорожные и спортивные. В каждой из этих групп они, в свою очередь, разделяются по техническим характеристикам: высоте рамы, количеству передач,

УТВЕРЖДАЮ: Начальник Учебнопроизводственного центра ЕМУП «ТТУ» Павлова О.В. 2015г. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН предмета «Основы управления транспортными средствами» Распределение учебных часов по разделам и темам

Что обозначает сплошная желтая линия горизонтальной разметки? Разрешается ли водителю пересекать сплошную линию разметки, обозначающую границы стояночных мест транспортных средств? 1. Место, где запрещается

Были времена, когда транспорта не было и люди ходили пешком. Потом появились конные повозки. Они двигались по дорогам навстречу друг другу, поэтому иногда сталкивались. Чтобы упорядочить движение конных

Типовые схемы дорожно-транспортных происшествий и распределение участников дорожнотранспортного происшествия за причиненный ими вред при оформлении документов по дорожно-транспортным происшествиям без

БИЛЕТ 1 1. Каким правилам подчиняется человек, ведущий велосипед? 1. Правилам для водителей 2. Правилам для пешеходов 2. Что означает этот знак? 1. Такого дорожного знака не существует 2. Указывает место,

Участники дорожного движения и общие правила их поведения. Пешеход, безопасное поведение пешехода на улицах и дорогах. Участники дорожного движения это водители и пассажиры транспортных средств и пешеходы.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Раздел 1. Законодательство, регулирующее отношения в сфере дорожного движения Тема 1.1 Законодательство, определяющее правовые основы

Тип урока: повторительно обобщающий. Инерция и тормозной путь. (Математика и физика для ПДД) Цели: образовательные решение задач на нахождение тормозного пути автомобиля при экстремальном торможении при

Эти знаки разрешают движение: Какой знак предоставляет водителю примущество по отношению к встречным транспортным средствам? 1. Только налево. 2. Только прямо. 3. Только направо. 4. Прямо, направо и в

Урок по ОБЖ (8 класс) Преподаватель ОБЖ Нюхтин М.И. План урока. Тема: «Правила дорожного движения». Класс: 8-б Учитель: Нюхтин Михаил Иванович Дата проведения: 7 октября 2012 г. Количество учащихся: 20

Перед тем, как начать работу, внимательно прочитайте эту инструкцию! 1. Укажите фамилию, имя, отчество, название образовательного учреждения. 2. Все ответы вносите в правую колонку. 3. На каждый вопрос

4 Билет 1 Вопрос 1 Какие транспортные средства в соответствии с ПДД относятся к маршрутным? 1. Все автобусы. 2. Автобусы, троллейбусы и трамваи, перевозящие людей по установленному маршруту и с обозначенными

Вопрос 1. Что означает термин «Недостаточная видимость»? 1. Видимость дороги менее 100 м вблизи опасных поворотов и переломов продольного профиля дороги. 2. Видимость дороги менее 300 м в условиях тумана,

Мониторинг уровня знаний, умений и навыков детей по освоению ПДД Приложение 2 «Обеспечение безопасности движения становится важной государственной задачей, и особое значение приобретает обучение маленьких

БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Предупреждающие знаки: Железнодорожный переезд без шлагбаума "Дорожные работы" "Прочие опасности" "Падение камней" Участок дороги, на котором имеются Участок дороги,

Тесты по теоретической механике 1: Какое или какие из нижеприведенных утверждений не справедливы? I. Система отсчета включает в себя тело отсчета и связанную с ним систему координат и выбранный способ

Вопросы для зачета по курсу «Теоретическая механика», раздел «Динамика» 1. Основные аксиомы классической механики.. Дифференциальные уравнения движения материальной точки. 3. Моменты инерции системы точек

Дорожные знаки Дорожные знаки предоставляют водителю практически всю необходимую информацию: об условиях и порядке движения, ограничениях и требованиях. Знать нужно не только как выглядит тот или иной

Вопрос 1. Нарушает ли водитель Правила, двигаясь посередине дороги? 1. Нарушает. 2. Не нарушает. 3. Не нарушает, если отсутствуют встречные транспортные средства. Комментарий: Водитель нарушает пункт 1.4

ДВИЖЕНИЕ ПО СКОЛЬЗКОЙ ДОРОГЕ У тяжелого транспортного средства (особенно у тягачей) на скользкой дороге быстрее возникают проблемы, чем у легкового транспорта. Можно упомянуть два обстоятельства, которые

Ваш ребёнок ходит в детский сад Как использовать движение родителей за руку с ребенком в детский сад для обучения его безопасности? Ребенка надо учить, прежде всего, в семье и детском саду. Дорога с ребенком

ПОВТОРИМ И ЗАКРЕПИМ Двигаясь по тротуарам, пешеходным дорожкам и переходам, держись правой стороны. Место для перехода, оборудованное светофором, называется регулируемым пешеходным переходом. Переходить

Задачи для зачета по курсу «Теоретическая механика», раздел «Динамика» для студентов специальности 08.05.01 (71101.65) «Строительство уникальных зданий и сооружений», лектор доц. О.В.Воротынова. 1. Точка

Правила дорожного движения для велосипедистов. Беларусь Новое с января 2015 Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 2.4. безопасность дорожного движения состояние дорожного движения, обеспечивающее минимальную вероятность

1. ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ ЗНАКИ ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ 111.** Железнодорожный переезд со шлагбаумом. ** Первая цифра показывает номер группы дорожных знаков, вторая - номер подгруппы, третья с последующей буквой или

ЗАПРЕЩАЮЩИЕ ЗНАКИ И ЗНАКИ ЗОНЫ ДЕЙСТВИЯ Запрещающие знаки Общие положения 1. Запрещающие знаки вводят или отменяют определенные запреты и ограничения движения. 2. Запрещающие знаки действуют только на

Задания для обучающихся Уважаемые ребята! Внимательно прочитайте правила дорожного движения и выполните задания. Живя в таком замечательном, красивом и большом городе как Москва, по улицам, проспектам

Викторина по правилам дорожного движения (5-8 кл.) Красный Жёлтый Зелёный Какие пешеходы нарушают Правила дорожного движения? 1 Какой сигнал подаёт регулировщик? а) движение пешеходам запрещено; б) пешеходам

Методика выполнения упражнений первого этапа практического обучения водителей транспортных средств категории «В» Москва 2016 Первоначальное обучение вождению Упражнения, выполняемые на закрытой площадке

Пояснительная записка Обучение детей школьного возраста ПДД и безопасному поведению на дорогах является обязательным согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения». Однако мероприятия,

Типичные ошибки в преподавании правил дорожного движения Подготовила Панфилова И. Н. Воспитатель ГБДОУ 54 1. Ошибка первая-неправильное использование терминов и понятий в преподавании ПДД. -Часто говорим

Юные инспектора движения Кол-во уроков Календарно-тематический план кружка "Юные инспектора дорожного движения" Дата Тема урока Основные понятия урока 1 Вводное занятие. Цели, задачи и содержание программы

БИЛЕТ 6 1. Что означает термин «Темное время суток»? 1. Вечернее и ночное время. 2. Время с 21.00 до 7.00. 3. Промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек. 2. На каком рисунке

ПРОВЕРЬ СЕБЯ порт. Нельзя выходить на дорогу, потому что может задеть проезжающая мимо машина. Задание i. Правильный ответ: 2. Улицу нужно переходить, когда загорается зеленый сигнал, строго по пешеходному

Экзаменационные билеты по ПДД РФ ПДД Правила Дорожного Движения Российской Федерации Экзамен ПДД онлайн 1. Общие положения (Билет 1 вопрос 1) Какие транспортные средства по Правилам относятся к маршрутным

1.2.1. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. Принцип относительности Галилея 28(С1).1. Пассажир автобуса на остановке привязал к ручке сиденья за нитку легкий воздушный шарик, заполненный

ДЕТИ И ДОРОГА: ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ Осознанное отношение ребенка к своему здоровью и жизни как самой большой ценности активно формируется в период его социализации, следовательно, роль образовательной организации,

Билет 33. Вопрос 1 Тема «Общие положения» На каком рисунке изображен обгон? 1. Только на левом. 2. Только на правом. 3. На обоих. Для того чтобы опережение считалось обгоном, необходимо сменить полосу

Вопрос 1. Проезжая часть данной дороги имеет: 1. Одну полосу для движения. 2. Две полосы для движения. 3. Три полосы для движения. Комментарий: Проезжая часть разделена сплошной линией разметки на две

УТВЕРЖДАЮ Директор НОУ «Автошкола Гарант-НН» Логинов С. М. (подпись) Рабочая программа «ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ» 014 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебной дисциплины «Основы

"Солнце не всходит два раза в день, а жизнь не дается дважды:"
А.П. Чехов.

Цели урока:

  • опираясь на знание физических законов, выработать осознанную необходимость соблюдения правил дорожного движения;
  • воспитывать законопослушность, ответственность за свою жизнь и жизни людей, живущих рядом;
  • научить учащихся использовать полученные знания в повседневной жизни
  • Ребята! Я прошу вас в течении урока подумать и ответить на вопрос: Почему для урока я выбрала именно этот эпиграф?

    Механика является той областью физики, с которой мы чаще, чем с другими, встречаемся в жизни.

    Каждый из нас является участником дорожного движения. Законы движения надо знать и помнить всем: и водителям, и пешеходам. Ведь для остановки движущихся тел нужны время и пространство.

    Сегодня объектом нашего исследования будет Проспект Мира.

    Слайд № 4

    Это одна из основных магистралей, которая обслуживает северный сектор города. Длина данного дорожного коридора составляет 9 км. На Проспекте Мира постоянно наблюдается большой поток транспорта и интенсивный поток пешеходов. Бывают аварии. Часто приходится слышать определение "не справился с управлением". Это означает, что человек, управляющий автомобилем, полностью или частично потерял над ним контроль, то есть превысил допустимые пределы безопасного движения в определенных дорожных условиях. Можно и так сказать: он плохо знает законы физики.

    Сегодня мы затронем наиболее часто случающие аварийные ситуации на дорогах.

    Несоблюдение дистанции - главная причина аварий. Если впереди идущее транспортное средство резко останавливается, то у вас нет времени, чтобы затормозить и остановиться благополучно (при несоблюдении дистанции). Столкновение неизбежно. Вы будете ответственными за аварию.

    Есть два понятия: 1) тормозной путь и 2) остановочный путь.

    Можете ли вы сказать, чем отличаются эти понятия?

    Тормозной путь - это расстояние, которое проходит автомобиль с момента нажатия на педаль тормоза до полной остановки.

    Остановочный путь - это длина участка, который пройдет автомобиль с момента обнаружения водителем препятствия до полной остановки.

    Время реакции водителя - психологическое качество водителя принимать решение и реагировать на изменение дорожно-транспортной ситуации.

    Другими словами, водитель, увидев какое-либо препятствие, должен

    • осознать опасность,
    • принять решение об остановке или замедлении скорости,
    • перенести ногу с педали газа на педаль тормоза и нажать ее.

    На это уходит от 0,3 до 1,7 с! Первое число - это показатель спортсменов, второе - неопытного водителя, в некоторых ситуациях оно может быть еще больше - например, водитель испугался, запутался в педалях и т. д.

    Что длинее, тормозной путь или остановочный?

    Остановочный путь состоит из расстояния пройденного автомобилем за время реакции водителя и собственно тормозного пути.

    Даже у одного человека время реакции может изменяться. Пагубное действие оказывает алкоголь: небольшие его дозы увеличивают время реакции в 2-4 раза. Как подтверждают многочисленные исследования, в случае появления неожиданного препятствия время реакции увеличивается более чем в 2 раза.

    Слайд № 5,6

    Проспект Мира. 7 сентября. Столкнулись "Форд Мондео" и "Фольксваген Транспортёр". Пострадавших нет. Оба автомобиля двигались по проспекту Мира в направлении Крестовского путепровода. В районе дома №77 двигавшийся во втором ряду "Фольксваген", резко сбросил скорость. Водитель следовавшего за ним "Форда" не успел вовремя среагировать - машины столкнулись. По предварительным данным, ДТП произошло из-за невнимательности и несоблюдения дистанции водителем "Форда Мондео".

    Итак! Задача №1 . Расстояние между водителями 5 м. Они едут с соблюдением скоростного режима. По городу это 60 км/ч. Автомобиль "Фольксваген" резко затормозил. Успеет ли "Форд" остановиться? Время реакции водителя 1 с.

    54 км/ч = 15 м/с т.е. за время реакции водителя автомобиль проедет путь 15 м. "Форд" остановиться не успеет и произойдет столкновение.

    Посмотрим на таблицу зависимости тормозного пути от скорости движения.

    От чего зависит тормозной путь?

    • от времени срабатывания тормозной системы (0,5 - 1,5 с)
    • от начальной скорости движения
    • от максимального замедления, которое может развивать автомобиль (а это зависит от состояния шин, качества дороги и.т.д.)

    Мнения насчет того, каким должно быть расстояние между движущимися автомобилями, разделились. Одни специалисты утверждают, что дистанция должна быть равна половине численного значения скорости, с которой они двигаются (скажем, при скорости 60 км/ч дистанция безопасности должна составлять 30 м), другие же считают, что дистанция должна быть равна скорости транспортного средства. Например, при движении автомобиля со скоростью 50 км/ч дистанция должна быть 50 м, при скорости 70 км/ч - 70 м и т. д.

    В п.13.1 ПДД записано, что водитель в зависимости от скорости движения, дорожной обстановки, особенностей перевозимого груза и состояния транспортного средства должен соблюдать безопасную дистанцию.

    Слайд № 8 (видеофрагмент)

    На Крестовском путепроводе произошла авария. Ночью "Тайота", проезжавшая по эстакаде на большой скорости в сторону центра по неизвестным причинам потеряла управление и врезалась в бордюрный камень. От сильного удара машина перевернулась и влетела в припаркованный у обочины "Форд".

    Не все представляют последствия столкновения автомобиля, движущегося на большой скорости с неподвижным препятствием. Для наглядности сравним наезд на неподвижное препятствие с падением с определенной высоты. Это можно сделать, использовав законы сохранения (mgh = mV 2 /2, потенциальная энергия в конце падения полностью переходит в кинетическую), и с помощью законов кинематики.

    Задача №2 . Известна скорость в момент удара о землю. Нам необходимо определить с какой высоты должно упасть тело, чтобы приобрести такую скорость.

    v = gt => t = v\ g H=v 2 \2g

    H = 100 м 2 \c 2 \2 10 м\c 2 = 5м

    Аналогично посчитаем высоту и для скорости 54 км\ч, 90 км\ч и 126 км\ч.

    Резкий удар о препятствие на скорости 36 км/ч эквивалентен падению с высоты 5 метров,

    на скорости 54 км/ч (15 м/с) - 11 метров

    90 км/ч (25 м/с) - 31 метр,

    126 км/ч (30 м/с) - 61 метр.

    11 метров - это высота 3-4 этажа. То есть резкий удар на скорости 54 км/ч эквивалентен падению с 4 этажа. Неприятно, но есть очень хороший шанс выжить, особенно если принять во внимание подушки безопасности и т.д...

    31 метров - это уже больше высоты девятиэтажки. Думаю, не надо объяснять, что шансы выжить при таком столкновении очень малы... Тут даже подушки безопасности вряд ли помогут (вы бы прыгнули с крыши девятиэтажки, подложив под себя две надувные подушки?). Не говоря уже про падение с 60-метровой высоты (тут, как говорится, без шансов).

    Цена вопроса - жизнь...

    Задача №3. На участке дороги, где установлен дорожный знак "ограничение скорости 30км/ч" (см.рис.), водитель применил аварийное торможение. Инспектор ГАИ обнаружил по следу колес, что тормозной путь равен 12 м. Нарушил ли водитель правила движения, если коэффициент трения (резина по сухому асфальту) равен 0,6?

    Слайд № 9

    Тормозной путь автомобиля, едущего со скоростью 30 км/ч должен быть примерно 6 м. Водитель нарушил правила движения.

    А можете ли вы используя данные этой задачи, определить с какой скоростью ехал водитель?

    Около половины всех аварий в Москве происходят с участием пешеходов. Всего с начала года в Москве зафиксировано 3490 аварий сообщает агентство "Интерфакс " со ссылкой на УГИБДД Москвы.

    Наиболее распространенные нарушения:

    1) Переход перед близко идущим транспортом;

    2) Внезапный выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта;

    3) Переход дороги вне пешеходного перехода;

    4) Нарушение правил езды на велосипеде;

    5) Игра на дороге.

    Слайд № 10,11,12,13

    4. Успеет ли водитель начать торможение, если на расстоянии 4 метров от него на дорогу неожиданно выбежал пешеход? Скорость машины 36 км/ч, время реакции водителя 1 секунда. (Нет, т.к. скорость машины 10 м/с).

    У вас в справочных материалах есть правила для пешеходов. Прочтите их, пожалуйста, и скажите, всегда ли вы соблюдаете эти правила?

    Правила для пешеходов:

    Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам.

    При движении по краю проезжей части или обочине пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств.

    Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

    Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным.

    При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

    В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии - транспортного светофора.

    На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.

    Прочитайте текст и ответьте на вопросы.