Оприходовать металлолом после списания основных. Учет металлолома – от поступления до реализации. Как отражается в учете продажа металлолома

Успешная хозяйственная деятельность экономического субъекта не возможна без участия в ней основных и оборотных средств. Если сырье и материалы используются в производственном процессе только единожды, то основные фонды изнашиваются и приходят в негодность постепенно. В результате эксплуатация таких средств становится экономически нецелесообразной для предприятия, и их нужно списать. После чего остаются отходы в виде металлолома, запасных частей, что следует обязательно отразить в бухгалтерском учете и не забыть посчитать сумму дохода, подлежащего налогообложению при реализации металлолома. В данной статье мы рассмотрим как осуществляется списание основных средств на металлолом.

Последовательность действий для списания ОС на металлолом

Если использование имущества стало экономически невыгодным для предприятия, то необходимо произвести определенные действия по его списанию, последовательность которых состоит в:

  • создании ликвидационной комиссии с целью формирования ее заключения о состоянии имущества;
  • принятии руководителем предприятия окончательного решения о ликвидации основных фондов и списании их в учете по результатам деятельности комиссии. Это оформляется приказом;
  • формировании акта списания основных средств;
  • внесении сведений об объекте, который списывают, в документы (о физическом и моральном износе либо о другой причине выбытия).

Как оформить списание основных фондов?

Списание основных фондов, вне зависимости от причины, как и любая другая хозяйственная операция, требует обязательного документального оформления. Чтобы такая операция была проведена с соблюдением законодательства, требуется обязательное наличие двух документов:

  • приказа руководителя предприятия о ликвидации основного средства;
  • акта на списание основного средства (или группы объектов).

Определенная стандартная форма приказа на сегодняшний день не установлена, а акт на списание должен быть унифицированным. В настоящее время используются такие разновидности этого документа:

  • (кроме автотранспорта);
  • (для автотранспорта);
  • форма ОС – 4б (за исключением автотранспорта на группы имущества).

Акт списания заполняют в двух экземплярах, один из них отдают в бухгалтерию, а другой забирает материально-ответственное лицо. На основании этого документа, который скрепляется подписями всех членов ликвидационной комиссии, и утверждается руководителем, металлолом, полученный от ликвидации объекта, сдают на склад. Если списывают автотранспортное средство, к акту на списание прилагают документ, который подтверждает снятие его с учета в ГИБДД.

В документе в обязательном порядке следует указать первоначальную либо восстановительную стоимость, сумму износа за весь период эксплуатации, величину затрат, связанных со списанием имущества, данные о ценностях, полученных после его демонтажа.

Бухгалтерский учет списанных основных средств

Учет списания основных средств на металлолом основан на пп. 29-31 раздела 5 ПБУ 6/1 и Методических указаниях по бухгалтерскому учету основных средств (п.84).

Чтобы учитывать такие операции открывают отдельный субсчет по счету 01. В дебет его переносится первоначальная стоимость объектов, которые необходимо списать, а в кредит – начисленная амортизация по ним за период эксплуатации. После выбытия остаточная стоимость списывается с кредита этого субсчета на прибыли и убытки как операционные расходы. Туда же относятся расходы, возникающие в связи с процедурой ликвидации. По кредиту счета «Прибыли и убытки» отражаются доходы, связанные со списанием основного средства. К ним можно отнести стоимость металлолома, полученного от ликвидации объекта.

Расходы, образовавшиеся в результате демонтажа основных фондов возможно учитывать как:

  • внереализационные (если списание обосновано моральным или физическим износом);
  • чрезвычайные (если списание вызвано какой-либо чрезвычайной ситуацией).

Порядок корреспонденций счетов по списанию имущества в бухучете отличается и зависит от того, по какой причине они выбыли и некоторых других факторов.

Корреспонденция счетов

Дебет
01 первоначальная (восстановительная) стоимость имущества, которое ликвидируется
02 01 (субсчет «Выбытие основных средств» Списывается накопленный износ
91/2, 99 Списывается остаточная стоимость
91/2, 99 23, 25, 70, 69 Списываются расходы по ликвидации
Оприходование металлолома, который получен после демонтажа

Бухгалтерский учет ОС, когда срок полезного использования истек

Это наиболее распространенная причина списания. После его окончания объект возможно эксплуатировать далее. При этом износ перестают начислять, как только его величина уравнивается с первоначальной стоимостью. Порядок документального оформления и составления проводок не зависит от того, сколько они использовались по назначению после списания.

После окончания ликвидации остаток по счету 01 по этому объекту, следует обнулить. Расходы, возникшие при демонтаже, учитывают по дебету счета 91, а металлолом, полученный от демонтажа, учитывают по дебету счета 10 на субсчете «прочие материалы».

Стоимость металлолома, полученного в ходе ликвидации основных фондов, определяют по рыночным ценам, а запчастей и других материалов корректируют с учетом их изношенности.

Пример #1 . После ликвидации полностью самортизировавшего станка, первоначальная стоимость которого составила 45000 рублей, получен металлолом, оцененный комиссией в 3000 рублей. Затраты на демонтаж составили 10000 рублей (зарплата рабочих 7000 руб., ЕСН – 3000 руб.).

Операции по ликвидации оборудования нужно отразить следующим образом:

Дт 01/субсчет «Выбытие ОС» Кт 01 = 45000

Дт 02 Кт 01/субсчет «Выбытие ОС» = 45000

Дт 10 Кт 91 «Прочие доходы» =3000

Дт91 «Прочие расходы» Кт 70 = 7000

Дт 91 «Прочие расходы» Кт 69 =37000

или Дт 23 Кт 70, а затем Дт 91 Кт 23 – на сумму зарплаты и ЕСН.

Бухгалтерский учет ОС, когда срок полезного использования не истек

Предприятию не всегда экономически выгодно использовать основные фонды, даже если они еще не полностью самортизировали. Это относится, прежде всего, к морально устаревшим объектам. Основные фонды могут списываться предприятием, если было принято решение изменить вид деятельности, а реализация таких объектов нерентабельна по разным причинам.

В этом случае его первоначальная стоимость будет больше, чем суммарный износ по нему. Это означает наличие сальдо по дебету счета 01, который следует списать на счет 91. При этом стоимость металлолома, которая получена после демонтажа, учитывается в том порядке, который изложен ранее.

Корреспонденция счетов Содержание хозяйственной операции
Дебет Кредит
01 (субсчет «Выбытие основных средств» 01 первоначальная (восстановительная) стоимость имущества, которое необходимо демонтировать
02 01 (субсчет «Выбытие основных средств» Списание начисленного износа
91 О1 (субсчет «Выбытие основных средств» Списание остаточной стоимости
91

Оприходование металлолома, который получен от ликвидации

Ликвидировать основные фонды можно полностью и по частям. Например, когда объект большой, и демонтирована его часть, впоследствии она не заменена и функции остались неизменными, то можно говорить о частичной ликвидации. В результате уменьшается не только стоимость имущества, но и норма износа.

Пример #2 . Хозяйствующим субъектом принято решение ликвидировать устаревшее неисправное оборудование первоначальной стоимостью 20000 рублей. На его демонтаж было израсходовано материалов на 3000 рублей. Накопленный износ составил 15000 рублей. В результате демонтажа получено металлолома на 3000 рублей.

Операции по демонтажу оборудования нужно отразить следующим образом:

Дебет 01/субсчет «Выбытие ОС» Кредит 01 = 20000

Дебет 02 Кредит 01/субсчет «Выбытие ОС» = 15000

Дебет 91 Кредит 01/субсчет «Выбытие ОС» = 5000 (недоамортизированная часть стоимости)

Дебет 10 Кредит 91 =3000(стоимость металлолома)

Дебет 91 Кредит 10 = 3000 (затраты на демонтаж)

или Дебет 23 Кредит 10, а затем Дебет 91 Кредит 23

Как поставить на приход металлолом, полученный от демонтажа?

Чтобы поставить на баланс металлолом, полученный от демонтажа основных фондов, необходимо составить акт об оприходовании МЦ, если демонтировано здание, и накладную в прочих случаях. В нем обязательно надо указать рыночную стоимость металлолома, которая в дальнейшем определит величину прочих доходов предприятия по таким операции. При определении стоимости отходов следует учесть дату их принятия к учету и рыночную оценку, то есть ту цену, которую возможно получить при реализации металлолома. Рыночная оценка может устанавливаться по-разному. Например, опираясь на официальные данные бирж, органов статистики, ценообразования, оценочной экспертизы, средств массовой информации, то есть на сведения любого официального источника.

Ответы на актуальные вопросы

Вопрос №1 . Возможно ли, что главный председателем ликвидационной комиссии назначен главный бухгалтер предприятия?

Да, такая ситуация возможна. Нормативно-правовые акты в области бухгалтерского учета не содержат каких-либо ограничений в этом вопросе. Таким образом, председателем комиссии по списанию основных фондов может быть любой работник предприятия, назначенный его руководителем.

Вопрос №2 . Обязательно ли оформление приказа руководителя организации, чтобы списать основное средство?

Да, такой документ необходимо оформить, поскольку на основании его заполняют акта формы ОС-4. Приказ можно составить произвольно, поскольку унифицированная форма его не установлена.

Вопрос №3 . Возможно ли списать основное средство, если при составлении акта списания присутствуют не все члены ликвидационной комиссии?

Нет, нельзя. Связано это с тем, что все члены комиссии обязаны поставить свою подпись на акте. Если подпись стоит, а работник не присутствовал, то такое действие будет признано незаконным. Поэтому, когда возникают непредвиденные обстоятельства, например, член комиссии заболел или ушел в отпуск, руководитель организации должен издать приказ, в котором назначит замену.

Вопрос №4 . Как правильно обосновать причину списания устаревшего, но не самортизировавшего в полном объеме основного средства?

Чтобы при проверке у налоговых органов не возникало вопросов, по какой причине списаны основные фонды, ее следует четко сформулировать и документально зафиксировать. Например, в акте списания надо указать на нецелесообразность последующего использования объекта из-за того, что ремонт выполнить нельзя, или потому, что он морально либо физически износился. На основании таких отметок нужно выполнить записи в инвентарных карточках или книгах учета основных средств ( , ОС-6а, ОС-6б).

Вопрос №5 . Как правильно показать в бухгалтерском учете операции, связанные с ликвидацией незавершенного строительства и оприходования полученного в результате этого металлолома?

Поскольку затраты на незавершенное строительство относят к капитальным вложениям, и пока они еще не переведены в состав основных фондов, то стоимость такого объекта при ликвидации нужно списать в прочие расходы:

Дебет 91 Кредит 08

Такая операция не требует создания ликвидационной комиссии приказом директора организации и оформления акта на списание основного средства. Но это не означает, что списание незавершенного строительства может не подтверждаться первичными документами. Необходимо составить акт в произвольной форме, поскольку законодательством не установлена унифицированная. Металлолом, оставшийся после ликвидации такого объекта, следует отразить в учете по рыночной стоимости в составе прочих доходов:

Дебет 10 Кредит 91

Вопрос №6. Как отразить на счетах бухучета реализацию металлолома?

При реализации металлолома:

Дебет 91 Кредит 10 – на списание стоимости

Дебет 62 Кредит 91 – на сумму выручки от продажи.

Фирма (ООО, УСН с НДС). Один из видов деятельности - ремонт автомобилей. Отчитываемся в ИМНС помесячно. На территории фирмы есть металлолом, который надо оприходовать. Мои проводки: Дт 10/6 Кт 91 - 977 474 (0,5 тонны). Цену взяла с прайса «Белвтормет», приходую по возможной цене реализации.

Металлолом будем сдавать на «Белвтормет» только в след. году. Когда наша фирма сдаст металлолом, с полученной выручки от сдачи металлолома я уплачу в бюджет НДС 20% и УСН 3%.

Надо ли на оприходованную сумму металлолома начислить НДС 20% и УСН 3%? Если да, то какие будут бух. проводки?

Добрый день!

Правовые основы обращения с ломом и отходами чёрных и цветных металлов определены в Законе Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (далее - Закон № 271-З). В соответствии с терминологией, приведённой в ст. 1 Закона № 271-З: «Лом и отходы чёрных и цветных металлов - пришедшие в негодность или утратившие эксплуатационную ценность оборудование, узлы и агрегаты, изделия из чёрных и цветных металлов, отходы производства изделий из чёрных и цветных металлов, а также неисправимый брак, возникающий в процессе их производства» (п. 5 Инструкции о порядке учёта, хранения, использования и реализации чёрных и цветных металлов, их лома и отходов, утверждённой Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, Министерства промышленности Республики Беларусь от 15.06.2006 № 98/12/10, далее - Инструкция № 98/12/10).

Порядок формирования в бухгалтерском учёте информации о запасах определён Инструкцией по бухгалтерскому учёту запасов, утверждённой Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133 (далее - Инструкция № 133).

Фактическая себестоимость материалов, поступивших на склад от бракованных изделий и возвратных отходов производства, от ремонта объектов основных средств, от списания и прочего выбытия основных средств, определяется по чистой стоимости реализации, если такие материалы предназначены для реализации, или по ценам возможного их использования и в бухгалтерском учёте отражается по дебету счёта 10 «Материалы» и кредиту счетов затрат на производство или финансовых результатов (п. 45 Инструкции № 133).

Отходы производства подразделяются на возвратные (используемые и не используемые в производстве) и безвозвратные (часть четвертая п. 43.3 Методических рекомендаций по прогнозированию, учёту и калькулированию себестоимости продукции (товаров, работ, услуг) в промышленных организациях Министерства промышленности Республики Беларусь, утверждённых приказом Министерства промышленности Республики Беларусь от 31.12.2010 № 881, далее - Методические рекомендации).

К возвратным отходам, не используемым в производстве, относятся отходы, которые могут быть потреблены самой организацией лишь на хозяйственные нужды или реализованы на сторону (часть пятая п. 43.3 Методических рекомендаций).

Стоимость возвратных отходов исключается из стоимости затрат на сырьё и материалы, включаемых в себестоимость продукции (часть вторая п. 43.3 Методических рекомендаций).

Списанные материалы, использование которых возможно в хозяйственных целях (материалы с пониженными качественными характеристиками) или подлежащие сдаче в виде отходов (лома, ветоши и т. п.), приходуются на склад (в кладовую) организации на основании акта на списание материалов и (или) накладной на внутреннее перемещение материалов (п. 68 Инструкции № 133). Таким образом, образующиеся в ходе производственного процесса лом и отходы подлежат исключению из себестоимости готовой продукции (работ, услуг).

Стоимость отходов определяется по чистой стоимости реализации (п. 45 Инструкции № 133). Учёт наличия и движения лома ведётся на счёте 10, субсчёт 10−6 «Прочие материалы» (часть девятая п. 16 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учёта, утверждённой Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50, далее - Инструкция № 50).

Оприходование материалов, полученных в процессе производства, отражается по дебету счёта 10-6 по чистой стоимости их реализации (п. 45 Инструкции № 133, часть девятая п. 16 Инструкции № 50).

При оприходовании лома следует учитывать, что хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учёте и отчётности в том отчётном периоде, в котором они совершены, независимо от даты проведения расчётов по ним (п. 4 ст. 3 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учёте и отчётности»).

При этом каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учётным документом, в котором должны указываться в том числе содержание и основание совершения хозяйственной операции, её оценка в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях (п. 1, абзац 4 части первой п. 2 ст. 10 названного выше Закона).

Таким образом, стоимость лома на момент его оприходования в бухгалтерском учёте следует определять, исходя из действующей в данном периоде цены на лом. Прейскурант цен на лом размещён на ОАО «Белцветмет» .

Доходы и расходы, связанные с реализацией лома ОАО «Белцветмет», включаются в состав прочих доходов и расходов по текущей деятельности, учитываемых на счёте 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчёт 90−7 «Прочие доходы по текущей деятельности» либо субсчёт 90−10 «Прочие расходы по текущей деятельности») (п. 13 Инструкции по бухгалтерскому учёту доходов и расходов, утверждённой Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102, далее - Инструкция № 102).

Выручка от реализации лома отражается записью: Д-т 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками» - К-т 90−7.

Стоимость реализованного лома, по которой он числится в бухгалтерском учёте, отражается записью: Д-т 90−10 - К-т 10−6 (пп. 2, 6, абзацы 1, 2 п. 13, п. 32 Инструкции № 102; п. 24 Инструкции № 133; часть девятая п. 16, п. 48, абзацы 8, 11 части третьей п. 70 Инструкции № 50).

Налог на добавленную стоимость, исчисленный из выручки от реализации лома, отражается: Д-т 90−8 «Налог на добавленную стоимость, исчисляемый от прочих доходов по текущей деятельности» - К-т 68 «Расчёты по налогам и сборам» (субсчёт 68−2 «Расчёты по налогам и сборам, исчисляемым из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг») (абзац 3 части второй п. 53, абзац 9 части третьей п. 70 Инструкции № 50).

Денежные средства, поступившие за реализованный металлолом, согласно пп. 40, 48 Инструкции № 50 отражаются: Д-т 51 «Расчётные счета» - К-т 62.

Расходы, связанные с пакетированием лома и его доставкой на ОАО «Белцветмет», отражаются: Д-т 90−10 - К-т 23 «Вспомогательные производства» (в случае, если пакетирование и доставка выполнена силами вспомогательных производств) или 60 «Расчёт с поставщиками и подрядчиками» (если работы по пакетированию и доставке были выполнены силами сторонней организации).

Рассмотрим порядок отражения в бухгалтерском учёте хозяйственных операций по оприходованию лома, его пакетированию, перевозке и реализации:

  • оприходован лом - Д 10−6 К 20;
  • отгрузка лома ОАО «Белцветмет» - Д 62 К 90−7;
  • исчислен налог на добавленную стоимость - Д 90−8 К 68−2;
  • отражено списание стоимости лома - Д 90−10 К 10−6;
  • списаны затраты на пакетирование и перевозку лома - Д 90−10 К 23;
  • отражено поступление денежных средств за лом - Д 51 К 62;
  • УСН - Д 26 К 68 = 3% от выручки.

С уважением, ЧП «ЛюксБаланс»

Металлолом, полученный в результате демонтажа списанных основных средств, подлежит сдаче специализированной организации. Могут ли учреждения воспользоваться средствами от его реализации? Как в бухгалтерском учете отразить эту операцию? Является ли реализация металлолома объектом обложения НДС? Нужно ли учитывать доход, полученный от реализации металлолома, при определении налоговой базы по налогу на прибыль? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.

Общие положения

Созданной в учреждении постоянно действующей комиссией по поступлению и выбытию активов принимается решение о списании объекта основных средств в связи с физическим или моральным износом и оформляется акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003), акт о списании автотранспортных средств (ф. 0306004).

Списание движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, регулируется Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 №  834 (далее - Положение № 834).

Согласно пп. «д» , «е» п. 4 Положения №  834 федеральные казенные учреждения должны согласовывать списание недвижимого и движимого имущества с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), в ведении которых они находятся.

Федеральным бюджетным и автономным учреждениям предоставлена самостоятельность в принятии решения в отношении списания движимого имущества (за исключением особо ценного движимого имущества (далее - ОЦДИ), закрепленного за ними на праве оперативного управления или приобретенного ими за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества) (пп. «ж» п. 4 Положения №  834 ).

Кроме того, федеральные бюджетные и автономные учреждения вправе принимать самостоятельно решение о списании ОЦДИ, находящегося у них на праве оперативного управления и приобретенного за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности (пп. «к» п. 4 Положения №  834 ).

Однако списание недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и ОЦДИ, закрепленного учредителем за федеральными бюджетными и автономными учреждениями на праве оперативного управления либо приобретенного ими за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, эти учреждения обязаны согласовывать с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), осуществляющими функции и полномочия учредителя (пп. «з» , «и» п. 4 Положения №  834 ).

В рамках Положения № 834 Минкультуры издан Приказ от 03.10.2011 №  957 , которым утвержден Порядок согласования Минкультуры РФ решения о списании особо ценного движимого имущества, а также федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), закрепленного за подведомственными Минкультуры РФ организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления .

Перечень документов, необходимых для принятия решения о списании федерального имущества, в том числе недвижимого (включая объекты незавершенного строительства) и особо ценного движимого имущества, закрепленного за подведомственными Минкультуры организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, утвержден Приказом Минкультуры РФ от 03.10.2011 №  956 .

В результате оформленный комиссией акт о списании утверждается руководителем учреждения либо самостоятельно, либо после согласования с федеральным органом государственной власти (федеральным государственным органом), в ведении которого оно находится.

По завершении процедуры согласования списания объекта имущества и утверждения акта он подлежит демонтажу.

Бухгалтерский учет

По завершении демонтажных работ на основании акта о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003), акта о списании автотранспортных средств (ф. 0306004) объект списывается с регистров бухгалтерского учета.

Эта операция отражается в бухгалтерском учете следующей корреспонденцией счетов:

Металлолом, полученный в ходе разборки списываемого имущества, подлежит оприходованию. При этом его фактическая стоимость определяется исходя из его текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за его доставку (п. 106 Инструкции №  157н ).

Принятие металлолома к бухгалтерскому учету отражается следующей записью:

Полученный металлолом в дальнейшем реализуется специализированной организации.

Реализация металлолома является одним из видов приносящей доход деятельности. Причем казенные учреждения могут осуществлять такую деятельность, если такое право предусмотрено их учредительными документами (ст. 161 БК РФ ).

Бюджетные и автономные учреждения вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующие этим целям, при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах (уставах) (п. 4 ст. 9.2 Федерального закона №  7-ФЗ, п. 7 ст. 4 Федерального закона №  174-ФЗ ).

Однако распоряжаться средствами, полученными от такой деятельности, они будут по-разному:

  • казенные учреждения обязаны эти средства направить в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (ст. 161 НК РФ );
  • бюджетные и автономные учреждения вправе распоряжаться ими самостоятельно (п. 3 ст. 298 ГК РФ , п. 8 ст. 2 Федерального закона №  174-ФЗ , Письмо Минфина РФ от 16.04.2012 №  02-04-10/1305 ).
При реализации стоимость металлолома списывается на основании акта о списании материальных запасов (ф. 0504230). Эта операция отражается в бухгалтерском учете следующей записью:

В бухгалтерском учете начисление дохода от реализации металлолома следует оформить следующей корреспонденцией счетов:

Автономным учреждением производится списание пришедшего в негодность оборудования (иное движимое имущество) на основании оформленного в установленном порядке акта. Оборудование было приобретено за счет средств от приносящей доход деятельности. Стоимость оборудования 58 000 руб. амортизация начислена в размере 100%.

Полученный в результате разборки оборудования металлолом принят к учету по рыночной цене в сумме 20 000 руб. (цифры условные), который затем был реализован сторонней организации. Доход от этой операции составил 24 000 руб. Денежные средства поступили на лицевой счет учреждения, открытый в ОФК.

В бухгалтерском учете эти операции будут отражены следующей корреспонденцией счетов:

В бюджетном учете казенного учреждения при отражении операции по реализации металлолома следует учитывать некоторые особенности.

Так при перечислении специализированной организацией денежных средств на счета учета доходов бюджета порядок отражения в бюджетном учете операций по реализации металлолома будет зависеть от того, является ли казенное учреждение администратором доходов бюджета.

При этом используются следующие счета:

  • 1  303  05  000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет». Этот счет применяется, если учреждение не является администратором доходов от реализации металлолома;
  • 1  210  02  440 «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет от выбытия материальных запасов». Применять этот счет будет учреждение, являющееся администратором соответствующих доходов бюджета.
Казенное учреждение реализовало полученный от разборки оборудования металлолом. Доход от этой операции составил 18 000 руб. Рыночная стоимость металлолома составила 17 000 руб. Денежные средства были перечислены организацией в доход бюджета. Учреждение является администратором доходов, осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет.

В бюджетном учете казенного учреждения эта операция будет сопровождаться следующими записями:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Оприходован металлолом по рыночной стоимости 1 105 36 340 1 401 10 172 17 000
Начислен доход от реализации металлолома 1 205 74 560 1 401 10 172 18 000
Списана стоимость металлолома 1 401 10 172 1 105 36 440 17 000
Начислена задолженность по перечислению в бюджет денежных средств от реализации металлолома 1 304 04 440 1 303 05 730 18 000
Отражено поступление денежных средств от сдачи металлолома в доход бюджета на основании извещения (ф. 0504805) с соответствующими отметками администратора кассовых поступлений в бюджет 1 303 05 830 1 205 74 660 18 000

Воспользуемся условиями примера 2 и предположим, что учреждение является администратором доходов от реализации металлолома.

В этом случае в бюджетном учете казенного учреждения эта операция будет отражена следующим образом:

Налогообложение

НДС. Исходя из положений пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ реализация лома и отходов черных и цветных металлов освобождается от налогообложения.

При этом следует учитывать положения п. 6 ст. 149 НК РФ ,в соответствии с которым операции по реализации лома и отходов цветных металлов не подлежат обложению НДС (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ. Аналогичное мнение выразил Минфинв Письме от 17.07.2013 №  03-03-05/27903 .

Исходя из пп. 34 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 №  99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность, связанная сзаготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома черных металлов, цветных металлов, является лицензируемой.

Лицензирование деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов регулируется Постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 № 1287 .

Пунктом 1 этого документа установлено, что порядок лицензирования указанной деятельности распространяется на учреждения, осуществляющие деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, за исключением реализации лома черных и цветных металлов, образовавшегося у юридических лиц в процессе собственного производства.

Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) под понятием «лом и отходы цветных и черных металлов» следует понимать пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства:

  • изделия из цветных и черных металлов и их сплавов;
  • отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и черных металлов и их сплавов;
  • неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.
Положения Федерального закона № 89-ФЗ позволяют расширенно толковать понятие «лома, образовавшегося у юридических лиц в процессе собственного производства».

Поэтому можно сделать вывод, что реализация отходов и лома черного и цветного металла, образовавшихся в процессе собственного производства, не является лицензируемым видом деятельности в соответствии с законодательством РФ и освобождается от обложения НДС независимо от наличия у налогоплательщика лицензии на ведение деятельности по заготовке, переработке и реализации металлолома.

В подтверждение этого вывода можно привести решение ФАС ЦО, представленное в Постановлении от 22.10.2010 № А08-764/2009-16-20 . В нем указано, что наличие лицензии для применения льготного налогообложения является обязательным условием в случаях, когда вид деятельности подлежит обязательному лицензированию в соответствии с действующим законодательством. Судьи пришли к выводу, что отсутствие лицензии не препятствует налогоплательщику воспользоваться правом на освобождение от налогообложения операций по реализации товаров (работ, услуг) в соответствии с нормами ст. 149 НК РФ , если для осуществления данных операций не требуется наличия лицензии.

Налог на прибыль. В статье 251 НК РФ перечислены доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Однако операций, связанных с реализацией металлолома, в данном перечне нет.

Поэтому доход, полученный от реализации металлолома, учреждения должны учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Кроме того, стоимость материалов (в том числе металлолома), полученных при разборке списываемых основных средств, учитывается во внереализационных доходах (п. 13 ст. 250 НК РФ ). В то же время согласно пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ доход, полученный от реализации металлолома, учреждение вправе уменьшить на его стоимость, учтенную во внереализационных доходах.

Таким образом, выручка от реализации металлолома может быть уменьшена на его рыночную стоимость, ранее учтенную в составе внереализационных доходов при списании оборудования.

В Письме Казначейства РФ от 28.12.2012 №  42-7.4-05/8.0-748 разъясняется порядок исполнения казенными учреждениями обязанности по уплате налога на прибыль. В нем указано, что исполнение бюджетных обязательств по уплате налога на прибыль осуществляется в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. При этом бюджетными обязательствами являются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. В письме также приведена следующая корреспонденция счетов, которой следует сопровождать в бюджетном учете начисление налога на прибыль и его перечисление в соответствующий бюджет:

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Списание основных средств на предприятии процедура достаточно сложная. Каждый раз появляются вопросы, связанные с этапом проведения и правильностью учета в бухгалтерской отчетности. Любой бухгалтер знает, что утилизация основных средств — это основная часть процедуры списания. Бухгалтер оформляет документы, комиссия устанавливает обоснованность списания, и после этого производится демонтаж ОС с последующей передачей их на утилизацию.

Порядок списания основных средств

Предприятие списать оборудование может только при наличии особых причин. Операция предполагает оформление соответствующих документов, подтверждающих обоснованность действий. Экспертиза для списания основных средств проводится по решению комиссии, утвержденной приказом учреждения, в некоторых случаях с привлечением сторонних организаций. Рассмотрим подробнее этапы списания и утилизации объектов ОС.

Причины списания ОС

Списание объектов основных фондов производится по двум основным причинам:

  1. Физический износ ОС;

Моральный износ ОС.Физический износ ОС характеризуется снижением или полной потерей физических и материальных свойств объекта. Это потеря работоспособности в связи с длительной эксплуатацией. Также можно отнести влияние внешних факторов, способствующих разрушению объекта.

Моральный износ – это невозможность использования объекта ОС по причине невозможности приобрести запчасти для ремонта, либо дополнительные модули. Невозможность ремонта по причине отсутствия специалистов, занимающихся ремонтом и эксплуатацией данного морально устаревшего оборудования.

Комиссия по установлению непригодности ОС

Как уже отмечалось выше, заключение для списания объектов дает утвержденная комиссия предприятия, куда входят:

  • Председатель комиссии (директор или заместитель);
  • Главный бухгалтер;
  • Бухгалтер по учету материальных ценностей;
  • Заведующий хозяйственной деятельностью;
  • Материально-ответственные лица, на чьей ответственности находятся объекты.

Комиссия проводит техосмотр оборудования, подлежащего ликвидации для установления технического состояния или определения степени износа. При выявлении несоответствий определяет возможность или невозможность использования объекта по назначению. По итогам проверки составляется заключение комиссии по списанию основных средств.

Наглядный пример заключения комиссии по списанию основных средств представлен ниже:

Заключение о непригодности и утилизации ОС

Помимо заключения, составленного собственной комиссией предприятия, объект ОС должен осмотреть специалист сторонней организации, занимающейся ремонтом и эксплуатацией списываемого оборудования. При невозможности проведения ремонтных работ этой организацией составляется собственное заключение, где описываются:

  • Технические характеристики объекта;
  • Основания невозможности дальнейшего использования объекта.

После составляется акт на списание по форме ОС-4. Проводится полная утилизация основных средств после списания и подписания акта всеми членами комиссии.

Важно, в соответствии с положением № 157н действия по демонтажу и разборке осуществляются после выданного заключения о невозможности использования и согласованности с собственником списываемого имущества.

Демонтаж и разборка непригодных объектов ОС

Если основные фонды выступают как металлические конструкции или содержат большую часть металла, их ставят на учет как металлолом в подотчет ответственного лица. Оприходование металлолома от списания основных средств отражается в акте формы ОС-4. Списывается по факту сдачи металлолома. О том, как оприходовать металлолом от списания основных средств, реализовать его, при этом правильно отразить бухгалтерские проводки подскажет табличка ниже:

Очень часто оборудование содержит драгметаллы, которые должны учитываться в бухгалтерии. Узнать о количестве их содержания непросто, они не всегда указываются в паспортах на эти объекты. Предоставить информацию могут компании, занимающиеся переработкой. На основании их заключения данные заносятся в оборотную ведомость. При несоответствии указанного в учете количества, записи исправляются на те, что указаны в документах компании, извлекших драгметаллы.

Совет. Организация, списывающая непригодные активы может самостоятельно без привлечения сторонних организаций произвести демонтаж. При этом используется Методика работ по комплексной утилизации, где подробно описаны работы по разборке техники.

Ликвидационная стоимость ОС

Ликвидационная стоимость основных фондов – это реальная сумма, которая может быть получена предприятием от утилизации непригодных основных активов. Объект ОС, который по решению комиссии является изношенным на 100 процентов, подлежит утилизации. Но даже если он не пригоден к дальнейшей эксплуатации, объект имеет свою ценность.

Перед его утилизацией комиссия определяет количество металлолома, наличие пригодных запчастей, драгметаллы которые могут быть реализованы, отражает записью в акте на списание. Выручка от продажи отражается в балансе как ликвидационная стоимость основных средств.

Акт списания ОС

В акте на списание ОС по форме ОС-4 отражается следующая информация:

  • Наименование объекта ОС;
  • Краткое описание технических характеристик;
  • Год производства оборудования;
  • Дату закупки объекта;
  • Дату ввода в эксплуатацию;
  • Первоначальную (балансовую) стоимость;
  • Сумму износа;
  • Стоимость и количество капитальных ремонтов;
  • Причину ликвидации;
  • Возможность использования отдельных частей и узлов объекта ОС.

Ликвидация основных средств проводится на основании подписанного всеми членами комиссии акта списания. Может проводиться как самостоятельно, так и привлеченной компанией, занимающейся утилизацией.

При самостоятельном списании и утилизации оборудования достаточно оформить заключение комиссии и акт списания по форме ОС-4. Если утилизацию проводит сторонняя организация, необходим акт приема-передачи объекта и акта о выполненных работах по его ликвидации.


Частичная ликвидация ОС

Иногда в сложных конструкциях, относящихся в бухгалтерском учете к одному объекту основного средства, выбывает из работы один из механизмов. Появляется необходимость его ликвидации, однако, сама конструкция полноценно выполняет свою функцию. В таком случае существует понятие как частичная ликвидация основных средств. Часто такая операция относится к объектам недвижимости, когда принимается решение о сносе части здания или его пристройки, дальнейшее использование которых нецелесообразно.

Данному понятию нет точного определения в законодательстве. В инструкции «Учет основных средств» дается лишь упоминание об изменении первоначальной стоимости ОС в случае частичной ликвидации. Поэтому учет списания отдельных деталей или узлов объекта основан на правилах списания ОС.

Процедура списания проходит в таком же порядке, как и полная утилизация ОС. Создается комиссия по определению непригодности и нецелесообразности дальнейшей эксплуатации, которая выдает заключение. В заключении указываются:

  • Отдельные части объекта ОС, подлежащие утилизации;
  • Причины невозможности восстановительного ремонта и дальнейшей эксплуатации.

Создается акт о частичной ликвидации ОС, который подписывается всеми членами комиссии. Только после оформления акта производится утилизация отдельных узлов или деталей объекта. В отражается запись о ликвидации. Балансовая стоимость объекта ОС уменьшается на сумму частичной ликвидации, указанной в акте.