Описание двигателя д 30 3 серии. Характеристика силовой установки

Производство: Конструктор: ОКБ П. А. Соловьёва Год создания: 1963 Производитель: Пермский моторный завод

Конструкция

Напишите отзыв о статье "Д-30 (двигатель)"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Д-30 (двигатель)

– Ах, желала бы я быть мужчиной, я бы непременно осталась с вами. Ах, как это хорошо! – сказала Наташа. – Мама, позвольте, я останусь. – Пьер рассеянно посмотрел на Наташу и что то хотел сказать, но графиня перебила его:
– Вы были на сражении, мы слышали?
– Да, я был, – отвечал Пьер. – Завтра будет опять сражение… – начал было он, но Наташа перебила его:
– Да что же с вами, граф? Вы на себя не похожи…
– Ах, не спрашивайте, не спрашивайте меня, я ничего сам не знаю. Завтра… Да нет! Прощайте, прощайте, – проговорил он, – ужасное время! – И, отстав от кареты, он отошел на тротуар.
Наташа долго еще высовывалась из окна, сияя на него ласковой и немного насмешливой, радостной улыбкой.

Пьер, со времени исчезновения своего из дома, ужа второй день жил на пустой квартире покойного Баздеева. Вот как это случилось.
Проснувшись на другой день после своего возвращения в Москву и свидания с графом Растопчиным, Пьер долго не мог понять того, где он находился и чего от него хотели. Когда ему, между именами прочих лиц, дожидавшихся его в приемной, доложили, что его дожидается еще француз, привезший письмо от графини Елены Васильевны, на него нашло вдруг то чувство спутанности и безнадежности, которому он способен был поддаваться. Ему вдруг представилось, что все теперь кончено, все смешалось, все разрушилось, что нет ни правого, ни виноватого, что впереди ничего не будет и что выхода из этого положения нет никакого. Он, неестественно улыбаясь и что то бормоча, то садился на диван в беспомощной позе, то вставал, подходил к двери и заглядывал в щелку в приемную, то, махая руками, возвращался назад я брался за книгу. Дворецкий в другой раз пришел доложить Пьеру, что француз, привезший от графини письмо, очень желает видеть его хоть на минутку и что приходили от вдовы И. А. Баздеева просить принять книги, так как сама г жа Баздеева уехала в деревню.
– Ах, да, сейчас, подожди… Или нет… да нет, поди скажи, что сейчас приду, – сказал Пьер дворецкому.
Но как только вышел дворецкий, Пьер взял шляпу, лежавшую на столе, и вышел в заднюю дверь из кабинета. В коридоре никого не было. Пьер прошел во всю длину коридора до лестницы и, морщась и растирая лоб обеими руками, спустился до первой площадки. Швейцар стоял у парадной двери. С площадки, на которую спустился Пьер, другая лестница вела к заднему ходу. Пьер пошел по ней и вышел во двор. Никто не видал его. Но на улице, как только он вышел в ворота, кучера, стоявшие с экипажами, и дворник увидали барина и сняли перед ним шапки. Почувствовав на себя устремленные взгляды, Пьер поступил как страус, который прячет голову в куст, с тем чтобы его не видали; он опустил голову и, прибавив шагу, пошел по улице.
Из всех дел, предстоявших Пьеру в это утро, дело разборки книг и бумаг Иосифа Алексеевича показалось ему самым нужным.
Он взял первого попавшегося ему извозчика и велел ему ехать на Патриаршие пруды, где был дом вдовы Баздеева.
Беспрестанно оглядываясь на со всех сторон двигавшиеся обозы выезжавших из Москвы и оправляясь своим тучным телом, чтобы не соскользнуть с дребезжащих старых дрожек, Пьер, испытывая радостное чувство, подобное тому, которое испытывает мальчик, убежавший из школы, разговорился с извозчиком.
Извозчик рассказал ему, что нынешний день разбирают в Кремле оружие, и что на завтрашний народ выгоняют весь за Трехгорную заставу, и что там будет большое сражение.
Приехав на Патриаршие пруды, Пьер отыскал дом Баздеева, в котором он давно не бывал. Он подошел к калитке. Герасим, тот самый желтый безбородый старичок, которого Пьер видел пять лет тому назад в Торжке с Иосифом Алексеевичем, вышел на его стук.
– Дома? – спросил Пьер.
– По обстоятельствам нынешним, Софья Даниловна с детьми уехали в торжковскую деревню, ваше сиятельство.
– Я все таки войду, мне надо книги разобрать, – сказал Пьер.
– Пожалуйте, милости просим, братец покойника, – царство небесное! – Макар Алексеевич остались, да, как изволите знать, они в слабости, – сказал старый слуга.
Макар Алексеевич был, как знал Пьер, полусумасшедший, пивший запоем брат Иосифа Алексеевича.
– Да, да, знаю. Пойдем, пойдем… – сказал Пьер и вошел в дом. Высокий плешивый старый человек в халате, с красным носом, в калошах на босу ногу, стоял в передней; увидав Пьера, он сердито пробормотал что то и ушел в коридор.
– Большого ума были, а теперь, как изволите видеть, ослабели, – сказал Герасим. – В кабинет угодно? – Пьер кивнул головой. – Кабинет как был запечатан, так и остался. Софья Даниловна приказывали, ежели от вас придут, то отпустить книги.
Пьер вошел в тот самый мрачный кабинет, в который он еще при жизни благодетеля входил с таким трепетом. Кабинет этот, теперь запыленный и нетронутый со времени кончины Иосифа Алексеевича, был еще мрачнее.
Герасим открыл один ставень и на цыпочках вышел из комнаты. Пьер обошел кабинет, подошел к шкафу, в котором лежали рукописи, и достал одну из важнейших когда то святынь ордена. Это были подлинные шотландские акты с примечаниями и объяснениями благодетеля. Он сел за письменный запыленный стол и положил перед собой рукописи, раскрывал, закрывал их и, наконец, отодвинув их от себя, облокотившись головой на руки, задумался.
Несколько раз Герасим осторожно заглядывал в кабинет и видел, что Пьер сидел в том же положении. Прошло более двух часов. Герасим позволил себе пошуметь в дверях, чтоб обратить на себя внимание Пьера. Пьер не слышал его.
– Извозчика отпустить прикажете?
– Ах, да, – очнувшись, сказал Пьер, поспешно вставая. – Послушай, – сказал он, взяв Герасима за пуговицу сюртука и сверху вниз блестящими, влажными восторженными глазами глядя на старичка. – Послушай, ты знаешь, что завтра будет сражение?..
– Сказывали, – отвечал Герасим.
– Я прошу тебя никому не говорить, кто я. И сделай, что я скажу…
– Слушаюсь, – сказал Герасим. – Кушать прикажете?
– Нет, но мне другое нужно. Мне нужно крестьянское платье и пистолет, – сказал Пьер, неожиданно покраснев.
– Слушаю с, – подумав, сказал Герасим.
Весь остаток этого дня Пьер провел один в кабинете благодетеля, беспокойно шагая из одного угла в другой, как слышал Герасим, и что то сам с собой разговаривая, и ночевал на приготовленной ему тут же постели.
Герасим с привычкой слуги, видавшего много странных вещей на своем веку, принял переселение Пьера без удивления и, казалось, был доволен тем, что ему было кому услуживать. Он в тот же вечер, не спрашивая даже и самого себя, для чего это было нужно, достал Пьеру кафтан и шапку и обещал на другой день приобрести требуемый пистолет. Макар Алексеевич в этот вечер два раза, шлепая своими калошами, подходил к двери и останавливался, заискивающе глядя на Пьера. Но как только Пьер оборачивался к нему, он стыдливо и сердито запахивал свой халат и поспешно удалялся. В то время как Пьер в кучерском кафтане, приобретенном и выпаренном для него Герасимом, ходил с ним покупать пистолет у Сухаревой башни, он встретил Ростовых.

1 го сентября в ночь отдан приказ Кутузова об отступлении русских войск через Москву на Рязанскую дорогу.
Первые войска двинулись в ночь. Войска, шедшие ночью, не торопились и двигались медленно и степенно; но на рассвете двигавшиеся войска, подходя к Дорогомиловскому мосту, увидали впереди себя, на другой стороне, теснящиеся, спешащие по мосту и на той стороне поднимающиеся и запружающие улицы и переулки, и позади себя – напирающие, бесконечные массы войск. И беспричинная поспешность и тревога овладели войсками. Все бросилось вперед к мосту, на мост, в броды и в лодки. Кутузов велел обвезти себя задними улицами на ту сторону Москвы.
К десяти часам утра 2 го сентября в Дорогомиловском предместье оставались на просторе одни войска ариергарда. Армия была уже на той стороне Москвы и за Москвою.
В это же время, в десять часов утра 2 го сентября, Наполеон стоял между своими войсками на Поклонной горе и смотрел на открывавшееся перед ним зрелище. Начиная с 26 го августа и по 2 е сентября, от Бородинского сражения и до вступления неприятеля в Москву, во все дни этой тревожной, этой памятной недели стояла та необычайная, всегда удивляющая людей осенняя погода, когда низкое солнце греет жарче, чем весной, когда все блестит в редком, чистом воздухе так, что глаза режет, когда грудь крепнет и свежеет, вдыхая осенний пахучий воздух, когда ночи даже бывают теплые и когда в темных теплых ночах этих с неба беспрестанно, пугая и радуя, сыплются золотые звезды.
2 го сентября в десять часов утра была такая погода. Блеск утра был волшебный. Москва с Поклонной горы расстилалась просторно с своей рекой, своими садами и церквами и, казалось, жила своей жизнью, трепеща, как звезды, своими куполами в лучах солнца.

Военно-транспортный самолёт Ил-76

Характеристика силовой установки

1. История и модификация двигателя.

Авиационный двигатель Д-30КП

Турбореактивный двухконтурный двигатель Д-30 разработан в ОКБ П.А. Соловьёва в 1963 году для пассажирского самолёта. Серийное производство организовано на Пермском и Рыбинском моторостроительных заводах в 1972 году. Д-30 построен по двухвальной схеме со смешением потока газа наружных и внутренних контуров.

Двигатель состоит из компрессора, разделительного корпуса с коробками приводов агрегатов, камеры сгорания, турбины и выходного устройства. Модификации Д-30КП и Д-30КУ оснащены реверсивным устройством. Запуск двигателя автоматический, осуществляется от воздушного стартера. Система зажигания электронная, включает агрегат зажигания и 2 свечи поверхностного заряда. Масляная система автономная, нормально замкнутая, циркуляционная. Все агрегаты масляной системы расположены на двигателе. Двигатель работает на авиационном керосине марок Т-1, ТС-1, РТ.

Всего изготовлено около 8000 двигателей семейства Д-30. В процессе производства конструкция постоянно дорабатывалась. Двигатели семейства Д-30 считаются одними из самых надёжных в мире. Капитальный ремонт осуществляется на АО "Пермские моторы", а также на авиаремонтных заводах №123 (Старая Русса), №570 (Ейск).

Модификации двигателя:

· Д-30 (ПС-30) - базовый. Выпускается в Перми.

· Д-30В - турбовальный для вертолёта В-12М (проект).

· Д-30КП - двигатель для Ил-76 . Отличается реверсивным устройством. Выпускается с 1972 года в Рыбинске. Устанавливается также на А-50 , Ил-78 .

· Д-30КП-3 "Бурлак" - форсированный до 14000 кгс. Разработан в 2003-2005 годах в НПО "Сатурн". Отличается новым вентилятором, увеличенной степенью двухконтурности.

· Д-30КПВ - двигатель для А-40 .

· Д-30КУ - двигатель с тягой 11500 кгс. Устанавливался на Ил-62М . Выпускается в Рыбинске.

· Д-30КУ-154 - двигатель для Ту-154М . Увеличен ресурс за счёт снижения тяги до 11000 кгс. В 2003 году разработана малоэмиссионная камера сгорания, позволяющая снизить уровень шума. Выпускается в Рыбинске.

Двигатель Д-30КП 1 серии Турбореактивный, двухконтурный, двухвальный, со смешением потоков наружного и внутреннего контуров, с реверсом. Устанавливается на варианты популярного массового дальнемагистрального самолета Ил-76 для перевозок крупногабаритной техники и грузов Ил-76Т, Ил-76ТД, Ил-76МД. Серийная эксплуатация с июля 1972 года.

Двигатель Д-30КП 2 серии представляет собой серийный двигатель Д-30КП 1 серии с мероприятиями, обеспечивающими сохранение взлетной тяги 12000 кгс, при атмосферном давлении 760 мм рт. ст., до температуры окружающего воздуха плюс 23 °С. Серийная эксплуатация с 1982 года.

2. Общие сведения.

Силовая установка большинства основных модификаций Ил-76 состоит из четырех турбореактивных двигателей Д-30КП-2. Конструктивно двигатель выполнен двухвальным, двухконтурным со смешением потоков наружного и внутреннего контуров в камере смешения. Все двигатели оборудованы системой реверсирования тяги. Двухконтурная схема, состоящая из газогенератора и вентилятора, позволяет при одинаковом с одноконтурной схемой расходе топлива получить большую тягу и, тем самым, меньший удельный расход топлива. Кроме того, двухконтурная схема более благоприятна с точки зрения снижения создаваемого двигателем шума. Газодинамическая устойчивость двигателей Д-30КП-2 на нерасчетных режимах обеспечивается регулированием входного направляющего аппарата компрессора высокого давления и перепуском воздуха из за его пятой и шестой ступеней во внешний контур.

Управление каждым двигателем силовой установки осуществляется рычагом управления (РУД), сблокированным с рычагом управления реверсом тяги (РУР) и рычагом останова (РОД). Ниже в таблице 1.приведены технические характеристики двигателя.

Таблица 1.

Двигатель

Д-30КП 1 серии

Д-30КП 2 серии

Тяга, кгс Взлетный режим TH< +15°C , PH > 730 мм рт.ст., H=0

Тяга, кгс Взлетный режим TH< +23°C , PH > 730 мм рт.ст., H=0

Крейсерский режим Н=11 км, М=0,8

Удельный расход топлива, кг/кгс ч

Высота полета, м

Температура воздуха у земли для запуска и работы,°С

Длина двигателя, мм

Диаметр вентилятора по концам рабочих лопаток, мм

Сухая масса, кг

Масса реверса, кг

Поставочная масса, кг

3. Дроссельные характеристики

Дроссельными характеристиками называются зависимости тяги удельного расхода топлива от частоты вращения при постоянных скорости и высоте полета. На двигателе Д-30КП-2 применена программа регулирования n вд =const. Таким образом, каждому режиму работы двигателя соответствует вполне определенная частота вращения ротора высокого давления (РВД), не зависящая от полетных и атмосферных условий. Частота вращения роторов измеряется в оборотах в минуту или в процентах. 1% оборотов соответствует 109 об/мин для ротора высокого давления и 53,8 об/мин для ротора низкого давления. Контроль режима работы двигателей осуществляется по указателям положения РУД в градусах и по указателям частоты вращения ротора высокого давления ИТЭ-2Т в процентах. Принята следующая номенклатура режимов работы двигателя Д-30КП-2:

Режим малого газа. Это режим минимально допустимой частоты вращения, при которой двигатель способен работать устойчиво - 60±1% при V=0, Н=0. Тяга двигателя на малом газе составляет не более 9000 Н, Часовой расход топлива минимален, и составляет около 800 кг/ч, а удельный расход имеет максимальное значение;

Режим полетного малого газа. Этот режим используется, как правило, на предпосадочном снижении. Частота вращения РВД составляет 0.42 номинального;

Режим 0.6..0.9 номинального. Эксплуатация двигателя на этом режиме не ограничивается временем;

Номинальный режим. На этом режиме двигатель развивает около 80% своей максимальной тяги. Режим используется для выполнения набора высоты и горизонтального полета с максимальной скоростью. Общее время эксплуатации двигателя на номинальном ре-жиме не должно превышать 40% за весь ресурс;

Взлетный режим. Это режим, при котором двигатель развивает максимальную тягу. Общее время работы двигателя на взлетном режиме не должно превышать 5% от всего времени за ресурс. Непрерывная работа двигателя на взлетном режиме должна составлять не более 5 минут. В особых случаях допускается 15 минут. Взлетный режим используется при взлете и уходе на второй круг- режим обратной тяги. Используется для существенного сокращения длины пробега в процессе посадки или для выполнения прерванного взлета. Устройствами реверсирования тяги оснащены все двигатели силовой установки Ил-76. Время непрерывной работы двигателя в режиме реверса не должно превышать 1 минуты.

В таблице 2.приведены основные характеристики двигателя Д-30КП-2 на перечисленных режимах при скорости V=0, высоте Н=0 при параметрах атмосферы, являющихся стандартными. Зависимость тяги и удельного расхода топлива при V=0 и Н=0 для стандартной атмосферы от частоты вращения РВД представлены в таблице. Скачек параметров при частоте вращения РВД около 79% объясняется открытием (закрытием) клапанов перепуска воздуха.

Приемистость двигателя характеризуется следующими особенностями. При переводе РУД на земле с режима малого газа до взлетного за 1..2 с, двигатель устанавливает взлетные обороты за 7..10 с, а в полете с режима полетного малого газа за 4..7 с тяга двигателя до оборотов 79% будет расти медленно (в среднем на 1% увеличения оборотов рос тяги составляет около 0.1кН). При увеличении оборотов с 79% до 97,5% тяга растет значительно быстрее (в среднем на 1% оборотов происходит увеличение тяги на 0.4..0.5 кН).

Таблица 2.

Режим работы двигателя

Частота вращения

Удельный расход топлива, кг/(Нч)

РВД, об/мин

Малый газ

Не более 9

Около 0.088

0.42 номинального (полетный малый газ)

0.6 номинального

0.7 номинального

0.9 номинального

Номинальный

Взлетный

Архивное хранение документов

К организационным документам относятся: устав организации, положение, штатное расписание, структурна и штатная численность, должностная инструкция. 1. Устав организации - учредительный документ...

Боевые отравляющие вещества (зарин)

Зарин (GВ) - бесцветная или желтоватая летучая жидкость со слабым фруктовым запахом, плотность 1,09 г/смі, температура кипения 147°С, температура затвердения от -30 до -50°С. Смешивается с водой и органическими растворителями в любых отношениях...

Види та особливості підготовки сучасної оборони

Сучасна оборона має бути стійкою і активного. Під стійкістю оборони розуміють її здатність протистояти зброї масового ураження, ударам авіації та артилерії, відбивати атаки танків і піхоти противника, а також знищувати противника...

Влияние занятий армейским рукопашным боем на развитие физических качеств

1.1 Краткая история развития рукопашного боя Истоки единоборств уходят в далекое прошлое. Сама жизнь диктовала древнему человеку необходимость бороться за свое существование...

Исследование динамики ракеты при ее выходе из пусковой шахты при работающем двигателе

Определение поражающих факторов АХОВ при химической аварии

Химическая формула Cl2. Хлор - первое отравляющее вещество, применённое в первую мировую войну. Германское командование использовало хлор для газовой атаки 22.04.1915 года. Из 6000 баллонов на фронте 6 км в течение 5 мин было выпущено 120 т хлора...

Хойникская база районного потребительского общества - многоотраслевая организация, осуществляющая торговую деятельность, общественное питание, заготовку сельскохозяйственной продукции и сырья, дикорастущих и вторичного сырья...

Организация оперативно-тактических действий подразделений по чрезвычайным ситуациям Хойникского гарнизона при ликвидации ЧС на аммиачно-холодильном участке Хойникского РайПО, расположенного по ул. Колесника 61, г. Хойники

Аммиачная холодильная установка расположена на территории оптово-торговой базы по адресу: г. Хойники, ул. Колесника, 68 и находится на балансе ОСП «Коопзаготпром». Рабочих и служащих 8 человек, наибольшая работающая смена 5 человек...

Особенности организации морально-психологического обеспечения боевых действий войск в чеченском конфликте

Большую положительную роль в поддержании боевой активности личного состава, преодолении страха, нерешительности воинов сыграли следующие психологические установки: «Мужчина не должен бояться смерти». «Плен - позор»...

Проблемы осеннего призыва в Вооруженные Силы РФ 2011 года (на примере отдела военного комиссариата г. Санкт-Петербурга по Красносельскому району)

Процесс формирования местных органов военного управления Ленинградской области тесно связан с политическими, социально-экономическими и военными событиями, происходившими на территории России в начале XX века...

Развитие отечественного оборонно-промышленного комплекса

Значительные положительные изменения наметились и в оборонно-промышленном комплексе (ОПК), в который начали возвращаться специалисты, идеи и инвестиции, создаются новые военно-промышленные компании...

Соблюдение требований безопасности при эксплуатации вооружения и военной техники в авиационных воинских частях внутренних войск

Судовая энергетическая установка представляет собой комплекс механизмов, теплообменных аппаратов, устройств и трубопроводов, предназначенных для обеспечения движения судна с заданной скоростью...

Сторожевые корабли проекта "Буревестник"

Газотурбинная энергетическая установка СКР проекта 1135 включает в себя два агрегата М7К, каждый из которых состоит из одной маршевой газовой турбины ДО63 и одной форсажной ДК59. Маршевые двигатели мощностью по 6000 л. с...

Характеристика основных способов действия в специальной операции по пресечению захвата ВГО

Несение службы по охране важных государственных объектов является выполнением боевой задачи и требует от личного состава точного соблюдения Конституции Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации...

2017-07-07T22:34:05+00:00

Турбореактивный авиационный двигатель Д-30.

Разработчик: ОКБ-19 П.А.Соловьёва
Страна: СССР
Разработка: 1963 г.

Турбореактивный двухконтурный двигатель Д-30 был разработан в ОКБ-19 П.А.Соловьёва в 1963 году для пассажирского самолёта Ту-134 . Серийное производство двигателя было организовано на Пермском и Рыбинском моторостроительных заводах в 1972 году. Всего изготовлено около 8000 двигателей семейства Д-30. В процессе производства конструкция постоянно дорабатывалась. Двигатели семейства Д-30 считаются одними из самых надёжных в мире. Капитальный ремонт осуществляется на АО «Пермские моторы», а также на авиаремонтных заводах № 123 (Старая Русса), № 570 (Ейск).

Двигатель Д-30 выполнен по двухвальной схеме, и состоит из компрессора, разделительного корпуса с коробками приводов агрегатов, камеры сгорания, турбины и выходного устройства. Модификации Д-30КП и Д-30КУ оснащены реверсивным устройством. Запуск двигателя автоматический, осуществляется от воздушного стартера. Система зажигания электронная, включает агрегат зажигания и 2 полупроводниковые свечи поверхностного заряда. Масляная система автономная, нормально замкнутая, циркуляционная. Все агрегаты масляной системы расположены на двигателе. Двигатель работает на авиационном керосине марок Т-1, ТС-1, РТ.

Модификации:
Д-30 (ПС-30) — базовая модель, устанавливается на Ту-134. Выпускался в трех сериях:
-Д-30 I серии с 1967 года — Ту-134;
-Д-30 II серии с 1970 года — Ту-134А ;
-Д-30 III серии с 1982 года — Ту-134А-3 и Ту-134Б-3 .
Д-30-10В и Д-30В-12 — турбовентиляторные двигатели для высотного разведывательного самолёта М-55.
Д-30В — турбовальный для проекта вертолёта В-12М .
Д-30КП — двигатель с реверсивным устройством, для самолётов семейства Ил-76 и его модификаций А-50 и Ил-78 .
Д-30КП-3 «Бурлак» — форсированный до 14000 кгс. Разработан в 2003-2005 годах в НПО «Сатурн». Отличается новым вентилятором, увеличенной степенью двухконтурности.
Д-30КПВ — двигатель для гидросамолета А-40 .
Д-30КУ — двигатель с тягой 11500 кгс. Устанавливался на Ту-154М и Ил-62М . Выпускается в Рыбинске.
Д-30КУ-154 — двигатель для Ту-154М. Увеличен ресурс за счёт снижения тяги до 11000 кгс. В 2003 году разработана малоэмиссионная камера сгорания, позволяющая снизить уровень шума. В двигателе Д-30КУ-154 3 серии ресурс повышен на 800 часов, за счёт снижения температуры на 20°К чем у Д-30КУ-154 2 серии, гарантийный межремонтный ресурс 3000 часов (1386 циклов), назначенный ресурс 15000 часов (7000 циклов). Выпускается в Рыбинске.
Д-30Ф-6 — значительно переработанная версия с форсажной камерой для перехватчика МиГ-31 .

ТТХ (Д-30КП):

Длина, мм: 6000
Диаметр, мм: —
Масса сухая, кг: 2640
Степень двухконтурности: 2,36
Расход воздуха через компрессор, кг/с: 279
Степень повышения давления в компрессоре: —
Температура газа перед турбиной, °C: 1154
Тяга, кгс
-на взлётном режиме: 12000
-на крейсерском режиме: 2750
-обратная максимальная: 3800
Удельный расход топлива, кг/кгс-ч.
-на взлётном режиме: 0,5
-на крейсерском режиме: 0,7.

Двигатель Д-30 I серии.

Двигатель Д-30 II серии.

Двигатель Д-30 III серии. Музей авиации в Дании.

Двигатель Д-30КП.

Транспортный самолет Ил-76 можно с уверенностью назвать одним из самых успешных летательных аппаратов своего класса в истории мировой авиации. Он и сейчас является одним из наиболее востребованных грузовых самолетов и составляет основу парка транспортной авиации России и ряда других стран.

В современных условиях эксплуатация Ил-76 осуществляется в двух крупных сегментах: коммерческие грузовые перевозки и транспортные операции государственных служб и ведомств. В общей сложности в России сейчас эксплуатируется 491 самолет Ил 76, более 300 - за рубежом. Большая часть из них (около 70%) находится в эксплуатации 10-15 лет, то есть приблизилась или приближается ко второй половине жизненного цикла.

Решение проблемы "малобюджетной" модернизации самолетов Ил-76, находящихся во второй половине своего жизненного цикла, призвана обеспечить реализуемая НПО "Сатурн" программа ре-моторизации Ил-76 двигателями Д-30КП "Бурлак". Основная задача, решаемая в рамках этой программы, расширение гаммы возможностей и увеличение жизненного цикла большей части парка самолетов семейства Ил-76 (транспортного Ил-76ТД, военно-транспортного Ил-76МД, самолета-топливозаправщика Ил-78, самолета дальнего радиолакационного обнаружения А-50) за счет модернизации базового двигателя семейства Ил-76 - Д-30КП, серийно производимого НПО "Сатурн".

Модернизация заключается в замене 3-х ступенчатого компрессора низкого давления на одноступенчатый вентилятор и увеличении степени двухконтурности с 2,2 в базовом двигателе до 3,65 в Д-30КП "Бурлак". Применение высокоэффективного малошумного вентилятора в сочетании с увеличением степени двухконтурности позволит снизить удельный расход топлива в двигателе примерно на 10%, увеличить ресурс и обеспечить его соответствие нормам ICAO Главы 4 по шуму и по эмиссии.

Над программой Д-30КП "Бурлак" НПО "Сатурн" работает с середины 2003 года. В настоящее время завершен первый этап стендовых испытаний, по общим результатам которых будет определена типовая конструкция двигателя для сертификационных испытаний. Сертификация двигателя намечена на I квартал 2007 года. В активной фазе находятся работы с ОАО "ИЛ" по привязке двигателя к самолету Ил-76: сформировано техническое задание, определены ЛТХ самолета, прорабатываются установка двигателей на самолет и инвестиционный проект ремоторизации парка Ил-76. На НПО "Сатурн" проведена технологическая подготовка производства, отработана технология изготовления лопаток вентилятора.

Можно с абсолютной уверенностью говорить о том, что решены основные технические задачи модернизации, в частности, улучшение эксплуатационных характеристик, увеличение ресурса двигателя и повышение его экономичности, обеспечение современных и перспективных экологических характеристик.

Техническим заданием на проектирование Д-30КП "Бурлак" ставилось целью повышение тяги двигателя с 12 000 до 13 000 кг. В результате стендовых испытаний этот показатель не только достигнут, но и превышен, достигая почти 14 000 кг. При последующей доводке именно этот показатель станет нормой. Это позволит увеличить взлетный вес самолета до 195 тонн, взлетать с более короткой взлетно-посадочной полосы, сохранять взлетную тягу при более высокой температуре окружающей среды (до +30 градусов Цельсия).

Конструктивные особенности Д-30КП "Бурлак" позволяют за счет снижения температуры перед турбиной на 40 градусов повысить срок службы горячей части двигателя и двигателя в целом, значительно увеличив межремонтный и назначенный ресурсы, календарные сроки службы.

Д-30КП "Бурлак" позволяет снизить удельный расход топлива с 0,71 до 0,64 кг/кг час, что позволяет экономить до 18 %. горючего в час. Это ведет к увеличению дальности полета или повышению коммерческой нагрузки.

Самолеты, оснащенные двигателями Д-30КП "Бурлак", будут полностью соответствовать всем современным требованиям ИКАО по эмиссии вредных веществ и уровню шума на местности, что позволит им беспрепятственно совершать авиаперевозки за пределами России и после 2006 года.

Стоимость ремоторизации самолетов Ил-76 и его модификаций двигателями Д-30КП "Бурлак" в 3, 5 раза ниже в сравнении с ПС-90А. Стоимость ремоторизации является наиболее важным показателем экономической эффективности модернизации и рассматривается как сумма затрат постановки двигателей на самолет и дальнейшую их эксплуатацию. Низкая стоимость обусловлена высокой степенью унификации (75%) Д-30КП "Бурлак" с базовым двигателем Д-30КП-2, а проведение модификации двигателя в процессе капитального ремонта позволит дополнительно снизить стоимость ремоторизации самолета в целом. Кроме того не требуется создание новой инфраструктуры обслуживания двигателя и самолета в эксплуатации.

Основные ТТД

Р=760 мм рт. ст., Н=0 м, температура =+15°С, взлет­ный режим.

1. Тяга (тяга сохраняется до ТНВ = + 23° С) 12000 кгс.

2. Степень сжатия КВД 9,35

3. Степень сжатия КНД 2,15

4. Суммарная степень сжатия 20,5

5. Время запуска двигателя: на земле 35-80 с

в полете не более 120 с

6. Время приемистости: на земле 7-10 с

(РУД за 1-2 с) в полете 3,5-7 с

7. Время приемистости на режиме “ОБРАТ.

ТЯГА” не более 10 с

8. Время работы на режиме “ОБРАТ.ТЯГА” не более 1 мин

9. Время перекладки створок реверса с

“ОБР.ТЯГИ” на “ПРЯМУЮ” 4-6 с

10. Время перекладки створок реверса

в положение “ОБРАТНАЯ ТЯГА” 2 с

11. Часовой расход топлива (Н=7200 м,

при весе самолета 190 т, режим взлетный) 8000 кг/ч

12. Сухой вес двигателя 2985 кг

13. Диаметр двигателя (max) 1,56 м

14. Применяемое масло: МК-8, МК-8П, МС-8П и их смеси в любом процентном отно­шении.

15. Применяемое топливо: Т-1, ТС-1, РТ и их смеси в любом процентном отношении.

16. Применяемая гидросмесь: АМГ-10.

Система защиты двигателя

1. Ограничение частоты вращения КНД:

При оборотах n 1 ³ 95-96% срабатывает ЦР-1 (пре­дотвращает разрушение лопаток КНД).

2. Ограничение давления воздуха за КВД:

При Р 2 £ 19,45 кг/см 2 срабатывает ограничитель Р 2 в насосе регулятора (предотвращает разрушение корпуса КВД).

3. Ограничение температуры газов за турбиной:

Роль ограничителя выполняет ВПРТ-44 (предотвра­щает перегрев, разрушение горячей части двигателя).

4. Частота вращения отключения воздушного стартера СтВ-3т n 2 = 41-44%.

5. Защита от опасной частоты вращения воздушной тур­бины ППО:

при n т > 46000 об/мин срабатывает центробежный выключатель турбины ППО и выключает из работы воздушную турбину и генератор ГТ-60ПЧ6А.

6. Защита от опасной частоты вращения генератора ГТ-60: при n гт > 7050 об/мин - генератор выключается из работы.

Ресурс двигателя

1. Гарантийный ресурс двигателя 2000 ч

2. Ресурс двигателя до 1 КВР 2000 ч (12 лет)

Наработка двигателя не должна превышать:

На взлетном режиме 60 ч.

На номинальном режиме 600 ч

На режиме обратной тяги 2120 включений

Количество запусков 1700

Д-30КП (Н=0, Мн=0, tн=+15 0 С, Рн=760 мм.рт.ст.) Без отбора.

ПРИМЕЧАНИЕ:

1. Один процент шкалы измерителя соответствует:

2. На земле допускаются колебания оборотов роторов (на уст. РРД):

и колебания Тт ± 3 0 С.

Д-30КП (Н=11000м, Мн=0.8, САУ включено)

ПРИМЕЧАНИЕ:

1. На земле допускаются колебания оборотов роторов (на уст. РРД):

и колебания Тт ± 5 0 С.

2. Взлётный режим применяется до Н=3000 м. Выше 3000 м взлётный режим применять в ОСП.

3. Длительность непрерывной работы на взлётном режиме – не более 5 мин., на остальных режимах – не ограничена. В ОСП непрерывная работа двигателя на взлётном режиме допускается не более 15 мин.

Д-30КП-2 (Н=0, Мн=0, tн=+15 0 С, Рн=760 мм.рт.ст.) Без отбора.

ПРИМЕЧАНИЕ:

1. Параметры взлётного режима при Р=760 мм.рт.ст., tн=+23 0 С:

Р=12000 кгс ± 1%, n 2 =98 – 100 %, Тт £ 675 0 С.

2. Один процент шкалы измерителя соответствует:

53,8 об/мин – для ротора 1-го каскада компрессора

109,0 об/мин – для ротора 2-го каскада компрессора

3. На земле допускаются колебания оборотов роторов (на уст. РРД):

± 0,5% - для ротора 1-го каскада компрессора

± 0,3% - для ротора 2-го каскада компрессора

и колебания Тт ± 3 0 С.

Д-30КП-2 (Н=11000, Мн=0.8, САУ включено)

ПРИМЕЧАНИЕ:

4. На земле допускаются колебания оборотов роторов (на уст. РРД):

± 1% - для ротора 1-го каскада компрессора

± 0,5% - для ротора 2-го каскада компрессора

и колебания Тт ± 5 0 С.

5. Взлётный режим применяется до Н=3000 м. Выше 3000 м взлётный режим применять в ОСП.

6. Длительность непрерывной работы на взлётном режиме – не более 5 мин., на остальных режимах – не ограничена. В ОСП непрерывная работа двигателя на взлётном режиме допускается не более 15 мин.

Система реверсирования тяги

Основные ТТД:

1. Скорость применения реверса не менее 50 км/ч;

2. Время перекладки створок реверса:

- “ОБРАТНАЯ ТЯГА” 2 с;

- с “ОБРАТНОЙ” на “ПРЯМУЮ” 4-6 с;

3. Время непрерывной работы на режиме

“ОБРАТНАЯ ТЯГА” не более 1 мин;

4. Приемистость двигателя на режиме

“ОБРАТНАЯ ТЯГА” не более 10 с;

1. Частота вращения двигателя:

На режиме макс. “ОБРАТ. ТЯГА” n 2 =93%;

На режиме мин. “ОБРАТ. ТЯГА” n 2 =61%;

6. Рабочее давление гидросмеси 210 кг/см 2 ;

2. Количество жидкости АМГ-10 в гидробаке:

При разряженных гидроаккумуляторах 17- 19 л;

- при заряженных гидроаккуму­ляторах 12-14 л;

Проводка “ГАЗ-РЕВЕРС”;

Реверсивное устройство;

Гидросистема реверсивного устройства;

Механизм стопорения проводки “ГАЗ-РЕВЕРС”;

4 гидроаккумулятора позволяют в случае отказа гидро­насоса реверса переложить створки в положение “ОБРАТ­НАЯ ТЯГА” и вернуть их в положение “ПРЯМАЯ ТЯГА”.

Система смазки и суфлирования

Система циркуляционная, с циркуляцией масла через маслобак, служит для смазки и охлаждения трущихся по­верхностей.

Основные ТТД:

Заправка маслобака - 24-25 л (измеряемое коли­чество) +8 л в отсеке отрицательных перегрузок;

Мин. остаток масла в баке 5±1 л;

Давление масла: режим МГ не менее 2,5 кг/см 2 ; выше МГ 3,5-4,5 кг/см 2 ;

Расход масла 0,9 кг/ч;

Тип масла МК-8, МК-8П, МС-8П;

Допустимая рабочая температура масла +80°С не более;

Макс. температура масла допускается +90°С в те­чение 10 мин;

- мин. температура масла 30°С (допускается за­пуск двигателя без подогрева).

Маслобак (при остатке 5±1 л горит табло “МИН. ОС­ТАТОК МАСЛА”);

Основной маслонасос - ОМН-30 (шестеренчатого ти­па, 2-х ступенчатый), при Рм =2,2 кг/см 2 - горит табло “МИН. ДАВЛЕНИЕ МАСЛА”;

Маслофильтр - МСФ - сетчатый;

Маслонасос откачки - МНО-1 (шестеренчатого типа, одноступенчатый);

Маслонасос откачки - МНО-3 (шестеренчатого типа, 4-х ступенчатый);

Центробежный воздухоотделитель - ЦВС-30 с сигна­лизатором наличия стружки в масле, зажигает табло “СТРУЖКА В МАСЛЕ”.

Привод постоянных оборотов

Служит для вращения генератора переменного тока ГТ-60 с постоянной скоростью, независимой от изменения режима работы двигателя, условий полета и нагрузки гене­ратора.

Основные ТТД:

Номинальная частота вращения генератора - 6000 об/мин±60;

- рабочая частота вращения воз­душной турбины - 43000-36000 об/мин;

- частота вращения аварийного отклю­чения воздушной турбины ППО - 46120 об/мин;

Частота вращения аварийного включения ГТ-60 7050 об/мин.

Состав ППО:

Генератор переменного тока ГТ 60ПЧ-6А;

Воздушная турбина (одноступенчатая с центробежным включателем, который срабатывает при частоте вращения турбины 46120 об/мин и выдает команду на закрытие ава­рийной заслонки /ППО);

Планетарно-дифференциальный редуктор;

Регулятор привода постоянных оборотов - РППО-30;

Блок дроссельных заслонок с механизмом аварийного выключения ППО;

Дифференциальный сигнализатор давления ДСД-1,2 (включает генератор в работу только после выхода двига­теля на частоту МГ при перепаде давления 1,2).