Нормы списания топлива. Расход топлива, подсчитываемый самостоятельно. Нормативы расхода топлива от Минтранс РФ

Чтобы упростить порядок списания ГСМ Минтранс РФ традиционно установил нормы расхода топлива на 2018 г. Также последняя редакция действующего в РФ распоряжения № АМ-23-р, регулирующего данный вопрос, получила ряд дополнений, уточнений для легковых, грузовых автомобилей об этом свидетельствует сводная таблица документа.

Нормы расхода топлива на 2018 год — последняя редакция закона

Основным российским юридическим актом, регулирующим почти все нормы расхода топлива на 2018 год, является распоряжение № АМ-23-р, его издал Минтранс в 2008 г. Чтобы нормы соответствовали для легковых, грузовых автомобилей или для любого трактора реальным значениям Минтранс постоянно уточняет показатели расхода, также ежегодно вносятся новые модели авто. Например, с 2017 г. таблица дополнена такими моделями, как Lada Granta 219020 1,6, Honda Accord IX 2,4, Toyota RAV4 2,0 2W.

Нормы расхода топлива на 2018 год — Минтранс РФ в последней редакции

Российский Минтранс хотя регулярно пересматривает содержимое распоряжения о том, как расходуется горюче-смазочный материал на автомобильном транспорте, указывает, что все указанные нормы расхода топлива, которые содержит последняя редакция (ее сводная ) документа не являются обязательным к применению, об этом свидетельствует и официальный сайт министерства. То есть любая организация вправе устанавливать свои нормы, для этого нужен только внутренний приказ по предприятию. В любом из случаев для учета топлива в расходах нужны будут документы, подтверждающие покупку, ними могут быть:

  • отчет эмитента карты;
  • имеющиеся чеки ККТ;
  • корешки талонов.

Подойдет любая другая профильная отчетная документация, действующая в РФ. Также понадобится документ подтверждающий, что автомобильный транспорт использовался в нуждах организации. Им может быть:

  • путевые листы — их форма может быть любой (типовой, разработанной самостоятельно);
  • отчеты из систем расхода топлива и контроля пробега, они должны быть распечатаны, подписаны;

Расходование топлива может подтвердить соответствующая бухгалтерская справка.

Как провести расчет нормы расхода топлива

Все нормы топлива, которые содержит являются только базовыми и составляются на основании мощности двигателя, количества поршней. Также Минтранс указал, что базовый показатель может дополняться рядом значений, адаптирующих расход для конкретных условий, то есть делающих его реальными. Например, согласно распоряжения, выполняя расчет расходования зимой нужно добавлять 5-20% к показателю, который содержит таблица. Последняя редакция профильного документа указывает почему данный коэффициент различный — на юге автомобиль зимой из-за более мягких климатических условий потребляет всего на 5% больше ГСМ, чем летом, а на севере (к примеру, в Республике Саха) на 20%. Это касается легковых и грузовых автомобилей.

Расчет используемого ГСМ зависит и от размера населенного пункта. Например, когда в городе живет до 100 тыс. чел., то в организации могут использовать еще один повышательный коэффициент — 5%, в более крупных населенных пунктах он больше. Так с 2017 г. таблица для легковых, грузовых автомобилей указывает, что в городах, чье население превышает 5 млн чел, следует использовать коэффициент в 35%.

Последняя редакция распоряжения свидетельствует, что возраст, который имеет машина важный аспект для расходования бензина, дизеля. Поэтому, когда выполняется расчет для легковых, грузовых автомобилей, то при его возрасте в 5 и более лет используется повышательный коэффициент в 5%, если машина имеет от 8 лет, то коэффициент будет в 10%.

Нормы расхода топлива на 2018 год для транспортных средств в таблице

Поскольку в РФ используются более 800 марок авто, то достаточно обширная и позволяет выполнять расчет во многих случаях. Но все же, случаи, когда используемая марка отсутствует, в данной ситуации выйти из положения просто — можно использовать значения, указанные заводом изготовителем, также позволено утверждать свои нормативы.

Нормы расхода топлива на легковые автомобили

  • для вазовской четверки — 8,5 л;
  • 7,7 л использует ВАЗ-21099.

Таблица содержит и ряд наименований иномарок, так популярная Ауди А6 должна использовать 13 л.

Нормы расхода топлива в таблице для грузовых автомобилей на 2018 год

Учет ГСМ по путевым листам – 2018-2019 (далее - ПЛ) должен быть правильно организован в любой организации. Он позволит навести порядок и контролировать расход материальных ресурсов. Наиболее актуально использование ПЛ для учета бензина и дизельного топлива. Рассмотрим алгоритм бухгалтерского и налогового учета ГСМ по путевым листам более детально.

Понятие ГСМ

К ГСМ относят топливо (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ), смазочные материалы (моторные, трансмиссионные и специальные масла, пластичные смазки) и специальные жидкости (тормозные и охлаждающие).

Что такое путевой лист

Путевой лист — первичный документ, в котором фиксируется пробег автомобиля. На основании этого документа можно определить расход бензина.

Организации, для которых использование транспортных средств является основным видом деятельности, должны применять форму ПЛ с реквизитами, которые указаны в разделе II приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152.

Сомневаетесь в правильности оприходования или списания материальных ценностей? На нашем форуме можно получить ответ на любой вопрос, вызывающий у вас сомнения. Например, в можно уточнить какая базовая норма расхода ГСМ, рекомендуемая Минтрансом в 2018 году.

О последних требованиях Минтранса к обязательным реквизитам в путевых листах читайте в материалах:

  • «Расширен перечень обязательных реквизитов путевого листа» ;
  • «С 15.12.2017 дня путевой лист оформляем по новой форме» .

Для организаций, которые используют автомобиль для производственных или управленческих нужд, возможна разработка ПЛ с учетом требований закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

С примером приказа об утверждении ПЛ можно ознакомиться .

На практике организации часто используют ПЛ, которые были утверждены еще постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78. В этом постановлении есть формы ПЛ в зависимости от вида автомобиля (например, форма 3 — для легкового автомобиля, форма 4-П — для грузового).

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов представлены .

О недавних изменениях в форме путевого листа вы можете узнать из наших обсуждений в группе «ВК» .

Путевые листы должны регистрироваться в журнале регистрации путевых листов. Учет путевых листов и ГСМ взаимосвязан. В организациях, которые по роду деятельности не являются автотранспортными, ПЛ могут составляться с такой регулярностью, которая позволяет подтвердить обоснованность расхода. Так, организация может оформлять ПЛ 1 раз в несколько дней или даже месяц. Главное — подтвердить расходы. Такие выводы содержатся, например, в письме Минфина России от 07.04.2006 № 03-03-04/1/327, постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 27.04.2009 № А38-4082/2008-17-282-17-282.

Учет расхода ГСМ в путевом листе

Если мы проанализируем формы ПЛ, содержащиеся в постановлении № 78, то увидим, что в них есть специальные графы, предназначенные для отражения оборота ГСМ. Здесь указывается, сколько горючего в баке, сколько выдано и сколько осталось. Путем несложных вычислений выясняется количество использованного горючего.

Если же обратиться к приказу Минтранса № 152, то среди обязательных реквизитов ПЛ в нем не встретится требование отражать движение горючего. При этом в документе должны быть приведены показания спидометра на начало и конец пути, что позволит определить количество пройденных транспортным средством километров.

Когда ПЛ разработан организацией самостоятельно и в нем нет информации об использовании ГСМ, а содержатся только данные о количестве километров, нормативный объем использованных ГСМ можно рассчитать, используя распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р. В нем есть нормы расхода топлива для разных марок транспортных средств и формулы для расчета расхода.

Таким образом, на основании ПЛ производится расчет либо фактического, либо нормативного списания ГСМ. Рассчитанные таким образом данные используются для отражения в бухгалтерском учете.

Однако применение ПЛ для учета расхода ГСМ в некоторых случаях невозможно. Например, когда бензином заправляются бензопилы, мотоблоки и др. аналогичная спецтехника. В этих случаях применяется акт на списание ГСМ.

Образец акта на списание ГСМ можно посмотреть на нашем сайте.

Бухгалтерский учет ГСМ

Как и все материально-производственные запасы, учет ГСМ в бухгалтерии ведется по фактической стоимости. Расходы, которые входят в фактическую стоимость, указаны в разделе II ПБУ 5/01.

Принятие к учету ГСМ может осуществляться на основании приложенных к авансовому отчету чеков АЗС (если ГСМ приобретал водитель за наличный расчет) или на основании корешков талонов (если бензин приобретался по талонам). Если же водитель приобретает бензин по топливной карте, то учет ГСМ по топливным картам ведется на основании отчета компании — эмитента карты. Списание ГСМ может производиться следующими методами (раздел III):

  • по средней себестоимости;
  • по себестоимости 1-х по времени приобретения запасов (ФИФО).

В ПБУ 5/01 есть еще один способ списания — по себестоимости каждой единицы. Но на практике для списания ГСМ он неприменим.

Самый распространенный способ списания ГСМ — по средней себестоимости, когда стоимость остатка материала складывается со стоимостью его поступления и делится на суммарное количество остатка и поступления в натуральном выражении.

Списание ГСМ по путевым листам (бухгалтерский учет)

Для учета ГСМ на предприятии используется счет 10, отдельный субсчет (в плане счетов — 10-3). По дебету этого счета осуществляется приход ГСМ, по кредиту — списание.

Как происходит списание ГСМ? По описанным выше алгоритмам производится расчет использованного количества ГСМ (фактический или нормативный). Это количество умножается на стоимость единицы, и полученная сумма списывается проводкой: Дт 20, 23, 25, 26, 44 Кт 10-3.

Списание бензина по путевым листам (налоговый учет)

Если со списанием ГСМ в бухгалтерском учете все достаточно просто, то признание этих расходов в налоговом учете вызывает вопросы.

1-й вопрос: в составе каких расходов учитывать ГСМ? Здесь возможны 2 варианта: материальные или прочие расходы. Согласно подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ ГСМ включаются в состав материальных расходов, если они используются для технологических нужд. В прочие расходы ГСМ попадают, если они используются для содержания служебного транспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

ВАЖНО! Если основная деятельность организации связана с перевозкой грузов или людей, то ГСМ — материальные затраты. Если транспортные средства используются в качестве служебных, то ГСМ — прочие расходы.

Второй вопрос: нормировать или нет расходы на списание ГСМ в рамках налогового учета? Ответ на него можно найти, связав реквизиты путевого листа и законодательные нормы:

  1. В ПЛ рассчитывается фактическое использование ГСМ. НК РФ не содержит прямых указаний на то, что расходы на ГСМ должны приниматься в налоговом учете только по фактическим нормам.
  2. ПЛ содержит информацию только о фактическом пробеге. Однако ГСМ могут рассчитываться по распоряжению № АМ-23-р, в п. 3 которого есть указание, что установленные им нормы предназначены в том числе и для расчетов по налогообложению. Минфин России в своих письмах (например, от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097) подтверждает, что распоряжение № АМ-23-р можно использовать для установления обоснованности затрат и определять расходы на ГСМ в налоговом учете по нормам, умноженным на пробег.

ВАЖНО! В налоговом учете ГСМ можно принимать как по фактическому использованию, так и по рассчитанному исходя из норм количеству.

На практике возможна ситуация, когда организация использует транспорт, нормы расхода топлива для которого в распоряжении № АМ-23-р не утверждены. Но в п. 6 этого документа есть разъяснения, что организация или ИП могут индивидуально (с помощью научных организаций) разработать и утвердить необходимые нормы.

Позиция Минфина России (см., например, письмо от 22.06.2010 № 03-03-06/4/61) такова, что до разработки норм списания ГСМ в научной организации юридическое лицо или ИП могут руководствоваться технической документацией.

В самом НК РФ разъяснений, как действовать в подобной ситуации, нет. В тех случаях, когда организация самостоятельно установила нормы списания ГСМ и, превысив их, учла в налоговом учете сумму сверхнормативного использования топлива, налоговая инспекция может не признать это расходом. Соответственно, возможно доначисление налога на прибыль. При этом суд вполне может поддержать позицию инспекции (см., например, постановление АС Северо-Кавказского округа от 25.09.2015 по делу № А53-24671/2014).

О величине штрафов за отсутствие путевого листа читайте в этой статье .

Пример списания ГСМ по путевым листам

Один из самых распространенных видов ГСМ — бензин. Рассмотрим пример закупки и списания бензина.

ООО «Первый» (находится в Московской области) в сентябре 2018 года закупило бензин в количестве 100 л по цене 38 руб. без НДС.

При этом на начало месяца у ООО был запас бензина этой же марки в количестве 50 л по средней себестоимости 44 руб.

Бензин в количестве 30 л был использован для заправки автомобиля марки ВАЗ-11183 «Калина». Организация использует автомобиль для служебных перевозок управленческого персонала.

В организации применяется оценка материалов по средней себестоимости.

Учет ГСМ при поступлении

Сумма, руб.

Операция (документ)

Оприходован бензин (ТОРГ-12)

Отражен НДС (счет-фактура)

Рассчитываем среднюю себестоимость списания за сентябрь: (50 л × 44 руб. + 100 л × 38 руб.) / (50 л + 100 л) = 40 руб.

Вариант 1. Учет ГСМ при списании по факту

В ПЛ сделаны отметки: горючее в баке на начало рейса — 10 л, выдано — 30 л, осталось после рейса — 20 л.

Рассчитываем фактическое использование: 10 + 30 - 20 = 20 л.

Сумма к списанию: 20 л × 40 руб. = 800 руб.

Вариант 2. Учет ГСМ при списании по нормам

В ПЛ сделаны отметки о пробеге: на начало рейса — 2 500 км, в конце — 2 550 км. Значит, было пройдено 50 км.

В п. 7 раздела II распоряжения № АМ-23-р есть формула для расчета расхода бензина:

Q н = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D),

где: Q н — нормативный расход топлива, л;

Hs — базовая норма расхода топлива (л/100 км);

S — пробег автомобиля, км;

D — поправочный коэффициент (его значения приведены в приложении 2 к распоряжению № АМ-23-р).

По таблице в подп. 7.1 по марке автомобиля находим Hs. Он равен 8 л.

По приложению 2 коэффициент D = 10% (для Московской области).

Считаем расход бензина: 0,01 × 8 × 50 × (1 + 0,01 × 10) = 4,4 л

Сумма к списанию: 4,4 л × 40 руб. = 176 руб.

Так как автомобиль используется в качестве служебного, расходы на учет ГСМ в налоговом учете ГСМ будут признаны прочими расходами. Величина расходов будет равна суммам, зафиксированным в бухгалтерском учете.

Итоги

ГСМ — существенная статья расходов во многих организациях. Это значит, что бухгалтерам нужно уметь вести учет ГСМ и обосновывать эти расходы. Использование путевых листов — один из способов определения количества использованных ГСМ.

С помощью ПЛ можно не только подтвердить производственную необходимость расходов, но и зафиксировать расстояние, которое было пройдено автомобилем или другим автотранспортным средством, а также определить показатели для расчета объема использованных ГСМ.

После определения фактического или нормативного объема использования сумму к списанию можно рассчитать путем умножения стоимости единицы на объем.

Учет ГСМ, списанного в результате работы спецтехники, не имеющей одометра, может производиться на основании акта списания ГСМ.

Особое же внимание нужно уделять признанию расходов на ГСМ в рамках налогового учета.

Для списания расходов на ГСМ необходимо учитывать утвержденные нормы расхода топлива. Таблицу с нормами расхода топлива на 2017 год (последняя редакция Минтранса РФ) вы можете скачать в этой статье.

Нормы расхода топлива нужны компаниям и предпринимателям, которые экплуатируют транспортные средства. Их применяют как в статистических целях, так и в экономических. Например, для подсчета себестоимости грузовых перевозок или транспортных услуг. Помимо этого, нормы применяют для расчета налога на прибыль.

Расходы на содержание автотранспорта и приобретение ГСМ относят к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Соответственно, такие затраты уменьшают налогооблагаемую прибыль. Эти расходы не нормированы, предприятие вправе тратить на ГСМ столько, сколько этого требует производственный процесс. При этом в целях списания расходов на ГСМ удобно руководствоваться методическими рекомендациями и нормами Минтранса РФ.

Нормы расхода топлива на 2017 год в последней редакции

Нормы расхода топлива утверждены Минтрансом РФ в 2008 году – распоряжение от 14.03.2008 № АМ-23-р. Последняя редакция – от 14 июля 2015 № НА-80-р.

Нормы расхода топлива на 2017 год: распоряжение Минтранса РФ в последней редакции

Раньше расходы на топливо инспекторы требовали нормировать. Если компания соблюдала нормы Минтранса, претензий не возникало. Но потом Минфин признал, что нормировать расходы не требуется (письмо от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097, подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Зато появились претензии у налоговиков. Чтобы избежать этого, безопаснее придерживаться утвержденных показателей.

Актуальные нормы расходы топлива на 2017 год для всех видов транспортных средств можно посмотреть в распоряжении Минтранса РФ в последней редакции (ссылка выше).

Еще одна частая причина для претензий налоговиков – компенсация за использование автомобилей сотрудников. Нормы компенсации установлены постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92. Для легковых автомобилей с объемом двигателя до 2 тыс. куб. см – 1200 рублей, с объемом двигателя свыше 2 тыс. куб. см – 1500 рублей. Нормы уже включают возмещение всех затрат: амортизацию, ремонт, бензин, масло, мойку.

Иногда компании сверх норм оплачивают бензин. Ведь устаревшие нормы покрывают максимум одну заправку автомобиля. Делать так рискованно. Чиновники запрещают списывать бензин (письмо Минфина России от 04.12.2015 № 03-03-06/70852). Поэтому налоговики наверняка снимут расходы.

Чтобы обезопасить расходы, составляйте максимально подробные путевые листы. В них должен быть подробный маршрут. Если его нет, защитить расходы удается только в суде (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.02.2016 № Ф08-626/2016).

Кстати, движение автомобилей можно отслеживать с помощью gps-навигаторов или системы ГЛОНАСС. Распечатанная информация о маршрутах подтвердит расходы (письмо Минфина России от 16.06.2011 № 03-03-06/1/354).

По личным автомобилям сотрудников тоже можно списать расходы на бензин. Для этого с работником заключают договор аренды автомобиля (письмо Минфина России от 15.10.2010 № 03-03-06/1/649).

Утверждение норм расхода топлива в 2017 году

По НК РФ, расходы в целях расчета налога на прибыль должны быть оправданными. Организация может установить свои нормы расхода топлива, которые могут отличаться от тех, которые были утверждены Минтрансом. Однако, если нормы будут сильно отличаться от рекомендованных, это может привести к спорам с налоговой инспекцией. Инспекторы могут признать расходы экономически необоснованными и доначислить налог на прибыль.

При разработке и утверждении в организации приказа о нормах расхода топлива стоит придерживаться рекомендаций ведомства. Однако при этом можно повышать нормы в зависимости от различных факторов. Например, с учетом сезона эксплуатации автомобиля (летнее и зимнее время), численности населения в городе эксплуатации транспорта и возраста транспортных средств. Минтранс разрешает повышать нормы расхода по автомобилям, которые эксплуатируются более 5 лет.

Приказ можно не переутверждать каждый сезон. Проще сразу же указать в документе летние и зимние нормы расхода ГСМ с переодами их действия. Дополнять приказ нужно в таком случае только при обновлении транспортного парка и приобретении новых автомобилей.

Образцы смотрите ниже.

Образец приказа для служебного автотранспорта

Бланк приказа об утверждении норм расхода ГСМ для служебного автотранспорта

Образец приказа об утверждении норм расхода ГСМ в 2017 году

об утверждении норм расхода ГСМ

На период с 1 мая по 31 октября 2017 года приказываю утвердить норму расхода бензина АИ-92 для автомобиля ВАЗ-2109, регистрационный знак К 406 КН 97, в размере 8,2 литра на 100 километров пробега.

Основание – акт о проведении контрольного заезда автомобиля ВАЗ‑2109, согласно которому при фиксированном пробеге в 100 километров фактический расход топлива составил 8,2 литра.

Генеральный директор ________Стеклов____________ В.В. Стеклов

Образец приказа об утверждении норм расхода ГСМ и поправочных коэффициентов (надбавок) к нормам

Бланк приказа об утверждении норм расхода ГСМ и поправочных коэффициентов (надбавок)

Образец приказа об утверждении норм расхода ГСМ и поправочных коэффициентов (надбавок)

При разработке приказа предприятие можно применять повышающие коэффициенты. Если предприятие расположено в городе с численностью населения свыше 5 млн человек, норму расхода ГСМ можно увеличить на 35%. В городах с численностью населения от 1 до 5 млн человек, норму можно увеличить на 25% и т.д.

Расход топлива также можно менять в зависимости от сезона эксплуатации. Надбавки к нормам действуют с разных месяцев в зависимости от региона. К примеру, в Москве с 1 ноября можно списывать на 10 % больше топлива, чем летом.

Минфин разрешает не нормировать расходы на бензин (письмо от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097). Компания вправе списывать топливо по факту. Кроме того, можно установить в приказе собственные ограничения. Причем повысить свои нормы компания вправе даже с октября, если погода резко испортилась.

Общество с ограниченной ответственностью «Персона»

об утверждении норм расхода ГСМ

г. Москва 27.05.2017

1. Базовую норму расхода топлива на легковые служебные автомобили согласно разделу 2 распоряжения Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р.

2. Поправочные коэффициенты (надбавки), учитывающие местные условия эксплуатации легковых служебных автомобилей (на основании раздела 1 распоряжения Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р):

– надбавку за работу в городе с населением свыше 5 млн человек – 35 процентов;

– надбавку за работу в городе с населением от 1 до 5 млн человек – 25 процентов;

– надбавку за работу в городе с населением от 250 тыс. до 1 млн человек – 15 процентов;

– надбавку за работу в городе с населением от 100 тыс. до 250 тыс. человек – 10 процентов;

– надбавку за работу в городе с населением до 100 тыс. человек (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) – 5 процентов;

– надбавку для автомобилей, находящихся в эксплуатации более пяти лет, с общим пробегом более 100 000 км – 5 процентов;

– надбавку для автомобилей, находящихся в эксплуатации более восьми лет, с общим пробегом более 150 000 км – 10 процентов;

– надбавку за использование кондиционера в автомобиле – 7 процентов.

Приказ заверяет подписью руководство предприятия и с его текста знакомят всех водителей, которые работают на предприятии.

Нормативы, установленные Минтрансом для списания горюче-смазочным материалов, носят рекомендательный характер. Тем не менее, на них имеет смысл ориентироваться, чтобы соблюдать главное требование налоговиков в отношении расходов – их экономическую обоснованность. То есть превышение норм должно быть оправдано особенностями деятельности. Представляем нормы расхода топлива на 2018 год - приказ Минтранса РФ в последней редакции.

С 1 января меняются нормы расходов ГСМ. Обновите нормы бензина, чтобы списать расходы без претензий контролеров. Для этого используйте новые нормативы Минтранса. Сверьтесь со статьей журнала "Упрощенка".

Норма расхода ГСМ на 2018

Для ведения учета ГСМ воспользуйтесь нашей программой . Она позволяет вести налоговый и бухгалтерский учет гюрючесмазочных материалов и готовит по ним первичные документы и отчетность в один клик. Возьмите пробный доступ к программе на 365 дней. Для пользователей доступна консультация по всем бухгалтерским вопросам 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

Нормативные показатели для списания топлива Минтранс отразил в своем распоряжении от 14.03.2008 № АМ-23-р. Документ регулярно обновляется, причем изменения касаются не только появления новых моделей автотранспорта, но и применения повышающих коэффициентов к нормам. Так, например, последнее изменение коснулось коэффициента для городов-миллионников. Теперь по транспорту, который эксплуатируется в городе с населением более 5 млн. человек, норма для топлива увеличивается на 35%, а если в городе эксплуатации население составляет от 1 до 5 млн. человек, то норма повышается на 25%.

Немного изменился подход к нормированию топлива при различном сроке эксплуатации автомобиля. Сейчас критерий по пробегу и возрасту можно применять (использовать повышающий коэффициент к норме) после достижения одного из признаков (раньше требовалось одновременное выполнение условия и по пробегу и по возрасту):

пробег свыше 100 тыс. км или возраст старше 5 лет – до 5%;
пробег свыше 150 тыс. км или возраст старше 8 лет – до 10%.

Последний раз изменения в нормы по ГСМ вносились в июле 2015 года распоряжением № НА-80-р. Но так как на российском авторынке регулярно появляются новые модели транспортных средств, если какая-то модель не будет обнаружена предпринимателем или ИП в перечне, то следует руководствоваться теми нормами, которые наиболее близки по техническим характеристикам к отсутствующей в распоряжении единице техники. Также можно ориентироваться на данные завода-изготовителя, описанные в руководстве по эксплуатации транспортного средства.

Подробнее о том, как учитывать стоимость ГСМ в налоговом учете при УСН в статье

Различают такие разновидности нормирования расхода ГСМ:

базовая норма (исчисляется в литрах на каждые 100 км пути, при этом учитывается средняя загрузка транспортного средства);
транспортная норма (как и базовая, исчисляется в литрах на 100 км пути при проведении транспортной работы);
автобусная (где учитывается масса транспортного средства и стандартная загрузка пассажиров);
самосвальная (где учитывается масса и нормативная загрузка);
транспортная норма в литрах и тонно-километрах (для грузовых автомобилей).

Последняя редакция приказа Минтранса о нормах ГСМ

Базовая норма устанавливает объем топлива, который расходует транспортное средство на сотню км пробега. Вычисление базовой нормы опирается на данные о конструкции транспортной единицы, ее назначении, массе в снаряженном состоянии, виде топлива и на другие данные.

Базовая норма обязательно корректируется с учетом таким факторов:

сезонность (зимой расход повышается);
высота над уровнем моря, где используется транспортное средство (норма для дорог высокогорья, например, на 20% выше);
качество дорог (учитывается множество факторов вплоть до количества поворотов);
возраст автотранспорта (чем старше, тем расход больше);
другое.

Норма расхода топлива по маркам автомобилей

В законодательном акте нормы сгруппированы по видам транспортных средств:

легковые машины;
автобусы;
грузовики;
тягачи;
самосвалы;
фургоны;
медтранспорт;
эвакуаторы;
спецтранспорт.

Каждая из этих групп делится на транспорт нашего и зарубежного производства.

Как на предприятии сформировать приказ по требованиям Минтранса на нормы расхода топлива на 2018 год?

Независимо от того, отличается или нет тот расход топлива, по которому списывается в затраты стоимость ГСМ, от нормируемого Минтрансом, предприятие или ИП должно отразить основные принципы списания топлива в приказе или в учетной политике.

При этом отклонения от норм Минтранса следует обосновать, чтобы налоговики не смогли предъявить претензии в экономической необоснованности расхода.

Нормативный расход топлива в распоряжении Минтранса указывается только для транспортных средств «в движении». Расход для хозяйственных нужд, не связанных с основным техпроцессом (например, технические или гаражные нужды), устанавливается отдельно. Рекомендуемые показатели частично приведены в приложении 4 к распоряжению Минтранса. Этот момент также следует отразить в учетной политике или приказе, утверждающем нормы списания.

Увеличивает нормативы и использование дополнительного оборудования. Конкретные данные по расходу топлива в этом случае определяются при помощи специализированных научных организаций или данных завода-изготовителя. При этом норма устанавливается в л/час.

Фактически же списывать в расходы стоимость ГСМ требуется на основании путевых листов, заказ-нарядов или иных документов, подтверждающих работу транспортного средства.

Таблицу с нормативными показателями расхода ГСМ вы обнаружите в распоряжении Минтранса, которое вы можете скачать у нас на сайте.

Скачать приказ Минтранса о ГСМ в последней редакции

Также на нашем сайте в разделе "Документы" опубликован приказ о нормах ГСМ . База обновляется каждый день. По ней можно проверить, когда были последние обновления в приказе Минтранса.

Порядок расчета нормы расхода ГСМ в 2018 году

Отметим, если организация не является автотранспортной, то нормировать расходы на ГСМ она не обязана, и имеет возможность списывать расходы на топливо в фактическом размере.

В приказе Минтранса есть порядок расчета и все необходимые формулы для всех типов автомобилей.

Приведем порядок расчета расходов на примере легковых машин. Согласно п. 7 раздела II Распоряжения Минтранса РФ от 14.03.2008 г. № АМ-23-р, для легковых автомобилей нормативное значение расхода топлив рассчитывается по формуле:

где Qн - нормативный расход топлив, л;

Hs - базовая норма расхода топлив на пробег автомобиля, л/100 км;

S - пробег автомобиля, км;

D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, в %.

Пример расчета расходов на ГСМ

Организация в своей деятельности эксплуатирует легковой автомобиль Chevrolet Lacetti в населенном пункте с населением 200 тыс. чел. Легковой автомобиль в зимнее время года совершил пробег в 200 км. Нормы расхода организация определяет на основании Методических рекомендаций Минтранса РФ. Согласно им, базовая норма расхода топлива (Hs) на указанный легковой автомобиль составляет 7,6 л. на 100 км; Надбавка (D) за работу в городе с указанной численностью – 10%; а за работу в зимнее время – 15%.

Qн = 0,01 × 7,6 × 200 × (1+0,01 ×(10+15)) = 19,0 л.

Учитывая информацию, изложенную в п. 2, п.5 и п. 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01) Приобретенные работником ГСМ являются материально-производственными запасами и принимаются к учету по фактической себестоимости, которой в данном случае является сумма, уплаченная продавцу этих ГСМ.

В п. 5 ПБУ 10/99 указано, что стоимость ГСМ, которые были использованы в процессе эксплуатации служебного автомобиля, может быть списана на расходы по обычным видам деятельности. При этом должны быть соблюдены условия п. 16 ПБУ 10/99 в рамках признания соответствующих расходов. В указанном случае необходимо обеспечит наличие таких документов, подтверждающих расходы на ГСМ, как: путевой лист, авансовый отчет, а также документы, подтверждающие использование автомобиля в служебных целях и расходование ГСМ. В целом, согласно Письму Минфина РФ от 16.06.2011 N 03-03-06/1/354, перечень соответствующих документов зависит от наличия на транспортном средстве электронной системы контроля.

Записи в бухгалтерском учете, при отражении операций по приобретению и списанию ГСМ, представим ниже в таблице.

Обратите внимание, что согласно п. 16 ПБУ 5/01 стоимость топлива, которая должна быть списана на расходы, зависит от метода оценки МПЗ.

Какие нормы выбрать на зиму

Переход на зимние нормы расхода ГСМ начните с решения, какие нормы – свои или официальные – будет применять компания. При расчете налога на прибыль расходы на содержание автотранспорта, в том числе на ГСМ, не нормируются (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Но есть рекомендательные нормы, которые приведены в Методических рекомендациях (распоряжение Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р). В рекомендованных нормах предусмотрены проценты, на которые можно увеличить в зимний период стандартные летние нормативы. Нормативы на зиму зависят от региона России. Проценты можно увидеть в наглядной таблице ниже.

Значение зимних надбавок к нормам расхода топлив по регионам России

№ пп Регионы России (по федеральным округам) Количество месяцев и срок действия зимних надбавок Предельная величина зимних надбавок не более, %
1 2 3 4
I. Центральный
1 Москва 5.0
01.XI..31.III
10
2 Белгородская обл. 4.0
15.XL..15.III
7
3 Брянская обл. 5.0
01.XI..31.III
10
4 Владимирская обл. 5.0
01.XI..31.III
10
5 Воронежская обл. 5.0
01.XI...31.III
10
6 Ивановская обл. 5.0
01.XI...31.III
10
7 Калужская обл. 5.0
01.XI...31.III
10
8 Костромская обл. 5.0
01.XI...31.III
10
9 Курская обл. 5.0
01.XI...31.III
10
10 Липецкая обл. 5.0
01.XI...31.III
10
11 Московская обл. 5.0
01.XI...31.III
10
12 Орловская обл. 5.0
01.XI...31.III
10
13 Рязанская обл. 5.0
01.XI...31.III
10
14 Смоленская обл. 5.0
01.XI...31.III
10
15 Тамбовская обл. 5.0
01.XI...31.III
10
16 Тверская обл. 5.0
01.XI...31.III
10
17 Тульская обл. 5.0
01.XI...31.III
10
18 Ярославская обл. 5.0
01.XI...31.III
10
II. Северо-Западный
19 Санкт-Петербург 5.0
01.XI..31.III1
10
20 Республика Карелия 5.5
01.XI...15.IV
12
21 Республика Коми
г.Воркута с прилегающим административным районом
6.0
01.XI...30.IV
6.5
15.X…30.IV
15
22 Архангельская обл.
(без Ненецкого автономного округа)
6.0
01.XI...30.IV
15
23 Вологодская обл. 5.0
01.XI...31.III
10
24 Калининградская обл. 4.0
15.XL..15.III
7
25 Ленинградская обл. 5.0
01.XI...31.III
10
26 Мурманская обл. 6.0
01.XI...30.IV
15
27 Новгородская обл. 5.0
01.XI...31.III
10
28 Псковская обл. 5.0
01.XI...31.III
10
29 Ненецкий автономный округ 6.0
15.X...15.IV
18
III. Северо-Кавказский
30 Республика Адыгея 3.0
01.XII... 1.III
5
31 Республика Дагестан 3.0
01.XII... 1.III
5
32 Республика Ингушетия 3.0
01.XII... 1.III
5
33 Чеченская Республика 3.0
01.XII... 1.III
5
34 Кабардино-Балкарская Республика 3.0
01.XII... 1.III
5
35 Республика Калмыкия 5.0
15.X...15.III
10
36 Карачаево-Черкесская Республика 3.0
01.XII... 1.III
5
37 Республика Северная Осетия - Алания 3.0
01.XII... 1.III
5
38 Краснодарский край 3.0
01.XII... 1.III
5
39 Ставропольский край 3.5
01.XII..15.III
5
40 Астраханская обл. 5.0
15.X...15.III
10
41 Волгоградская обл. 5.0
15.X...15.III
10
42 Ростовская обл. 4.0
15.XI..15.III
7
IV. Приволжский
43 Республика Башкортостан 5.5
01.XI...15.IV
12
44 Республика Марий Эл 5.0
01.XI..31.III
10
45 Республика Мордовия 5.0
01.XI..31.III
10
46 Республика Татарстан 5.0
01.XI...31.III
10
47 Удмуртская Республика 5.0
01.XI...31.III
10
48 Чувашская Республика 5.0
01.XI...31.III
10
49 Кировская обл. 5.5
15.X...31.III
12
50 Нижегородская обл. 5.0
01.XI...31.III
10
51 Оренбургская обл. 6.0
15.X...15.IV
15
52 Пензенская обл. 5.0
01.XI...31.III
10
53 Пермская обл. (без Коми-Пермяцкого автономного округа) 5.5
01.XI...15.IV
10
54 Самарская обл. 5.0
01.XI...31.III
10
55 Саратовская обл. 5.0
01.XI...31.III
10
56 Ульяновская обл. 5.0
01.XI...31.III
10
57 Коми-Пермяцкий автономный округ 6.0
15.X...15.IV
18
V. Уральский
58 Курганская обл. 5.5
01.XI...15.IV
10
59 Свердловская обл. 5.5
01.XI...15.IV
10
60 Тюменская обл. (без Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов) 5.5
01.XI...15.IV
12
61 Челябинская обл. 5.5
01.XI...15.IV
10
62 Ханты-Мансийский автономный округ 6.5
15.X...30.IV
18
63 Ямало-Ненецкий автономный округ 6.5
15.X...30.IV
18
VI. Сибирский
64 Республика Алтай 5.5
01.XI...15.IV
15
65 Республика Бурятия 6.0
01.ХI... З0V
18
66 Республика Тува 6.0
01.ХI...30.IV
18
67 Республика Хакасия 6.0
01.ХI...30.IV
18
68 Алтайский край 5.5
01.XI...15.IV
15
69 Красноярский край (без Таймырского и Эвенкийского автономных округов) 5.5
01.XI...15.IV
15
70 Иркутская обл. (без Усть-Ордынского Бурятского автономного округа) 6.0
01.ХI...30.IV
18
71 Кемеровская обл. 6.0
01.ХI...30.IV
15
72 Новосибирская обл. 5.5
01.XI... 15.IV
12
73 Омская обл. 5.5
01.XI... 15.IV
12
74 Томская обл. 5.5
01.XI... 15.IV
12
75 Читинская обл. (без Агинского Бурятского автономного округа) 6.0
01.ХI...30.IV
18
76 Таймырский автономный округ 7.0
15.X...15.V
18
77 Усть-Ордынский Бурятский автономный округ 6.0
01.ХI...30.IV
18
78 Эвенкийский автономный округ 7.0
15.X....15.V
18
79 Агинский Бурятский автономный округ 6.0
01.ХI...30.IV
18
VII. Дальневосточный
80 Республика Саха (Якутия) (без Чукотского автономного округа) 7.0
15.X...15.V
20
81 Приморский край 5.5
01.XI...15.IV
12
82 Хабаровский край 5.5
01.XI...15.IV
12
Охотский район 6.5
15.X...30.IV
18
83 Амурская обл. 6.0
01.XI...30.IV
15
84 Камчатская обл. (без Корякского автономного округа) 6.0
01.XI...30.IV
15
85 Магаданская обл. 6.5
15.X...30.IV
18
86 Сахалинская обл.- южная часть 5.0
15.XI...15.IV
12
Сахалинская обл. - северная часть (выше 50° сев. широты) 6.0
01.XI...30.IV
15
87 Еврейская автономная обл. 5.5
01.XI...15.IV
12
88 Корякский автономный округ 6.0
01.XI...30.IV
15
89 Чукотский автономный округ 6.5
15.X...30.IV
20
90 Острова Северного Ледовитого океана и морей 7.0
01.XI...31.V
20
91 Крымский 4.0
01.ХI..01.III
5

Но применять официальные нормативы не обязательно. Таким образом, при расчете налога на прибыль организация вправе учитывать расходы на ГСМ в полном объеме. При условии, конечно, что они экономически оправданны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Если компания решила установить свои нормы, то лимиты приказом руководителя организации. Они должны соответствовать маркам машин, учитывать их техническое состояние и особенности эксплуатации. Образец приказа о нормах ГСМ смотрите ниже.

Реквизиты приказа о зимних нормах

В приказе о зимних нормах надо сказать, с какого числа компания их применяет. В приказе надо детально расписать информацию об автомобиле, для которого компания устанавливает новую норму. Напишите марку машины, ее модификацию, государственный регистрационный знак. Тогда меньше риска запутаться и завысить расходы в налоговом учете.

Чиновники разрешают компаниям для одних автомобилей устанавливать минтрансовские нормативы, а для других - свои. Тогда в приказе надо провести четкие границы между теми и другими, чтобы на проверке не возникло путаницы с тем, какие нормы правильные.

В приказе можно установить, кто из работников будет отвечать в компании за соблюдением зимних норм. Это может быть, к примеру, руководитель АХО или начальник транспортного отдела. С новым приказом надо ознакомить этого сотрудника. Также сообщите работнику бухгалтерии, который отвечает за учет расходов на ГСМ, что компания осуществила переход на зимние нормы расхода ГСМ.

Недавние изменения по нормам ГСМ

В 2015 году Минтранс пересмотрел свои нормативы (распоряжение от 14 июля 2015 г. № НА-80-р). В частности, увеличились надбавки для крупных городов и повысились коэффициенты для технологического транспорта, включая тот, что используют внутри компании. Например, к таким машинам относятся погрузчики, тракторы, краны.

Минтранс повысил коэффициенты для городов-миллионников. Теперь максимальный размер надбавки увеличился с 25 до 35 процентов. И действует это значение для машин, которые используют в городах с населением свыше 5 млн человек. В городах с численностью от 1 до 5 млн человек можно увеличивать норму списания ГСМ на 25 процентов.

По новым правилам повышающие коэффициенты можно применять не только для городов и крупных населенных пунктов, как раньше, но и для любых других населенных пунктов (п. 5 Методических рекомендаций, утв. распоряжением № АМ-23-р). Например, небольших поселков, деревень и сел и т. д. Компании, которые используют автомобили на территории таких населенных пунктов, тоже вправе увеличить нормы расхода топлива на 5 процентов. Единственное условие для применения этой надбавки - наличие регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения.