Может ли гроза ударить в человека. Что делать, если в человека ударила молния. Может ли молния убить человека

Самолеты называют самым безопасным видом транспорта, однако во многих они вселяют непреодолимое чувство страха. Не способствуют борьбе с фобией и периодически появляющиеся в СМИ сообщения о том, что в какой-то лайнер ударила молния. «Лента.ру» разбиралась, насколько часто это происходит и чем это опасно для самолета.

В начале июня молния три самолета, находящихся на стоянке аэропорта Шереметьево. Разряд спровоцировал их обесточивание, отключение авионики и других систем. В марте из-за молнии вынужденную посадку в Нью-Йорке лайнер Embraer E170 с 55 пассажирами на борту. В начале января у самолета авиакомпании «Аврора», летевшего из Харбина в Хабаровск, молния законцовку правого полукрыла, а месяцем ранее разряд в полете Airbus A330, летевший из Москвы в Сеул.

Список инцидентов, связанных с ударом молнии в воздушное судно, в авиации не редкость. Обычно разряд не повреждает самолет, однако по завершении рейса его на некоторое время отстраняют от полетов.

«Как правило, молния бьет в кончик крыла или в нос самолета, проходит по корпусу и выходит из другой точки, например, через хвост», - объясняет пилот Патрик Смит, автор книги Cockpit Confidential.

По его словам, молния попадает в реактивный самолет примерно раз в два года. Смит говорит, что в результате ударов повреждения обычно получает лишь обшивка лайнера. Изредка из-за разряда страдают электрические системы самолетов, однако, как правило, повреждения незначительны. Вообще же все приборы на самолетах экранированы. Кроме того, некоторые отклонения могут наблюдаться в работе электроники, которой пользуются пассажиры.

«Молнии в самолет попадают очень и очень часто, но при этом ничего не происходит», - рассказал «Ленте.ру» Алексей Кочемасов, командир воздушного судна авиакомпании «Победа», более известный в интернете под псевдонимом Летчик Леха.

Алексей рассказал, что иногда на корпусе выгорает пара-тройка заклепок. «Но это ни на что не влияет, - уточняет пилот. - После обнаружения подобного ставят новую заклепку и все. Времени занимает примерно минут пять».

Профессор Ману Хадда, который руководит лабораторией Моргана Ботти по изучению молний в университете Кардиффа (Великобритания), уточняет, что современные самолеты, такие как Boeing 767 или Airbus A 350, имеют конструкцию, которая работает примерно по тому же принципу, что клетка Фарадея . Их корпус сделан из легкого углеродного композита, покрытого тонким слоем меди. Поэтому, попадая в самолет, молния проходит по его поверхности, но не проникает внутрь.

Хадда добавляет, что разряд даже теоретически не может достигнуть топливных баков, которые расположены в крыльях.

«Сила тока при ударе молнии достигает 200 тысяч ампер - пассажиры могут услышать шум или увидеть вспышку света в иллюминаторе, но они ничего не почувствуют», - заверяет Хадда.

Он уточняет, что авиапромышленность довольно консервативная отрасль и здесь постоянно проводятся различные испытания техники, в том числе, и на работу в экстремальных условиях. Так что пассажиры ничем не рискуют.

Эксперты считают, что наибольший риск молния представляет для экипажа самолета и его пассажиров: вид бьющего в корпус разряда может вызвать панику, что в случае неадекватной реакции представляет угрозу безопасности полета.

По статистике, молнии чаще всего бьют в самолеты, летящие в дождевых кучевых облаках, на высоте 2-5,5 километра. Пролетающие самолеты иногда сами вызывают разряды в наэлектризованных облаках. Считается, что легкомоторные самолеты менее подвержены ударам молнии из-за своих размеров.

Видео с бьющими в самолеты молниями набирают в интернете тысячи просмотров

Серьезные происшествия, связанные с ударами молнии, в истории мировой авиации можно пересчитать по пальцам. Последний произошел в январе 2014 года: на востоке Индонезии разбился легкомоторный самолет компании Intan Angkasa Air, он попал в грозу и был поражен молнией. В результате крушения погибли четыре человека.

Самая серьезная катастрофа из-за удара молнии произошла в 1963 году. Тогда разряд привел к взрыву в воздухе лайнера Boeing 707 авиакомпании Pan American.

По итогам расследования Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) постановила оснастить все гражданские самолеты специальными разрядниками, снимающими статическое электричество. Их стали устанавливать на концах крыльев, а свободное пространство в баках по мере выработки горючего стали ради безопасности заполнять инертным газом, препятствующим воспламенению паров топлива.

«В 1993 году я был командиром экипажа на 37-местном самолете, в нос которого ударила молния от крошечного грозового облака. Что мы почувствовали и услышали? Еле заметную вспышку и едва различимый толчок, - вспоминает Патрик Смит, - Аварийные огни не зажигались, генераторы не отключались. Со вторым пилотом у нас состоялся такой диалог: "Что это было?" - "Не знаю". - "Молния?" - "Может быть"».

Впоследствии механики обнаружили черное пятнышко в передней части фюзеляжа.

*информация размещена в ознакомительных целях, чтобы поблагодарить нас, поделитесь ссылкой на страницу с друзьями. Вы можете прислать интересный нашим читателям материал. Мы будем рады ответить на все ваши вопросы и предложения, а также услышать критику и пожелания по адресу [email protected]

Гроза - завораживающее явление природы. Она притягивает и одновременно отпугивает своей мощью. После неё воздух чист и свеж, насыщен ионами. Но молнии, образующиеся во время этого сложного природного процесса, представляют большую опасность. Обратите внимание, много действительно полезной информации о молниезащите Вы можете найти на сайте http://www.amnis.ru/.

Чем опасна молния?

Молния - огромный электрический разряд в атмосфере между положительно и отрицательно заряженными частями облаков или между грозовым облаком и землёй. Разряд проходит по пути наименьшего сопротивления. Объектами разряда становятся наиболее высокие сооружения с наибольшей электропроводимостью.

Причина пожаров и разрушений во время поражения молнией - выделение тепловой энергии в момент, когда она проходит через источник разряда. Чем выше сопротивление материала источника разряда, тем больше тепла выделится. Соприкосновение молнии с горючими материалами мгновенно их воспламеняет.

Вторичные воздействия

Опасны и вторичные воздействия молнии. При её разряде в металлических элементах, которые находятся внутри здания (трубопроводах, электрических кабелях), может возникнуть большое напряжение. Его величина зависит от параметров тока электроприборов, размеров и расположения контура молнии. Под действием этого напряжения может появиться искра, способствующая возгоранию. Или же произойдет значительный нагрев кабелей, который выведет из строя дорогостоящую электроаппаратуру.

Какие строения подвержены риску?

Наибольшему риску стать для молнии разрядом подвержены деревянные одиноко стоящие дома. В древесине под действием большого напряжения атмосферы скапливаются заряды, которые притягивают молнию и способствуют поражению, а электрический ток образует усиленное выделение тепла. Поэтому разряд молнии в деревянный или щитовой дом обязательно спровоцирует мгновенный пожар.

Кирпичные сооружения менее подвержены ударам молнии. Они плохие проводники и не скапливают зарядов. Сооружения из бетона более устойчивы к ударам благодаря металлической арматуре, которая снижает сопротивление электрическому току всего строения.

На вероятность поражения строения также оказывает значение уровень грунтовых вод - чем ближе они залегают к поверхности, тем значительнее опасность, что молния ударит именно в это место.

Как защитить строение от разряда?

Загородный дом, садовый домик необходимо защитить от опасного природного явления. Защита сооружения должна стать комплексом средств, который убережёт строение и от прямых ударов молнии и будет препятствием её вторичным воздействиям.

Защитить строение от природного бедствия во время грозы поможет молниеотвод. Составные части громоотвода (молниеотвода):

  • Молниеприёмник - конструкция, крепящаяся на крыше здания;
  • Заземление;
  • Токоотвод (проводник, соединяющий молниеприёмник и заземление).

Если крыша строения покрыта листовым металлом толщиной более 1 мм, то достаточно лишь тщательно провести её заземление в нескольких местах. Для сооружений, имеющих стреловидную форму, лучшим громоотводом будет металлический трос, который натянут строго над коньком крыши на высоте 0,5-1,5 метра. Плоскую крышу накрывают сеткой из металлических тросов с ячейкой 100-200 см или устанавливают в центре крыши металлический стержень длиной 3-4 метра.

На кирпичные трубы также необходимо установить молниеотводы. Эти трубы часто бывают влажными, они пропитаны смолами, которые снижают изоляционные свойства керамики. Металлические трубы достаточно заземлить. Нуждаются в заземлении телевизионные антенны, установленные даже на стене сооружения. Ведь они притягивают молниевый разряд, так как связаны с устройствами, подключенными к электросети.

Заземление

Заземление обустраивается вдали от колодцев, скважин и фундамента дома. Для него используется лист металла, металлическая труба. Лист площадью 1 кв. м зарывают в землю на глубину, где почва всегда находится во влажном состоянии. На такой же уровень забивают в землю двухметровую трубу диаметром 10 см, предварительно выкопав яму для грунтовых вод.

Оптимальные материалы для заземляющих устройств - медь и нержавеющая сталь толщиной 2-3 мм. При использовании простого железа оно должно быть достаточной толщины, чтобы не успело сгнить. К заземляющему устройству при помощи болтов с шайбами или сварки крепится токопроводник.

Токопроводник

В этой роли хорошо зарекомендовали себя стальная проволока и трос. Сечение проводника должно быть не менее 100 мм, чему соответствует диаметр троса 11 мм и металлическая полоса примерно 4х2,5 см. Проводник можно укладывать по стене здания не используя специальную изоляцию.

Для установки громоотводной системы можно пригласить квалифицированных специалистов, которые помогут обезопасить строение от поражения ударом молнии.

Погибших от грозовых разрядов. Ученые исследует причины и условия их возникновения, разрабатывают тактику поведения во время грозы. Однако статистика молний по-прежнему фиксирует высокую степень травматизма и смертность от электрических разрядов.

Как образуется разряд

Молния – это мощный разряд электричества, который обычно образовывается во время грозы, сопровождается громом и проявляется яркой вспышкой. Сила молнии достигает от 10 до 500 тыс. ампер, а напряжение – от 10 млн. до 1 млрд. вольт. Такой разряд причиняет серьезный вред вплоть до гибели пострадавшего. Статистика молний информирует о 2000 грозовых явлений происходящих ежедневно по всему миру.

Природа молнии – облачный пар из воды, охлаждается и застывает в виде кристаллов изо льда. Воздушные потоки поднимают маленькие льдинки вверх и сталкивают их с более крупными образованиями, которые стремятся осесть внизу. Процесс столкновения сопровождается выделением электрических разрядов – от мелких элементов «+», а от крупных льдинок «-». При большом скоплении образуется участок с повышенным уровнем концентрации ионов.


Когда разность между заряженными частицами становится большой, то в облаке происходит удар молнии. Повышенная концентрация ионов возникает в дождевых тучах кучевого или слоистого типа, при извержении , торнадо ) и пустынных бурях.

Разновидность природных стихий


Статистика молний описывает несколько разных разрядов, которые отличают по тому, как они бьют и в какое место. Известные виды молний:

  1. Линейная . Раскат на небе выглядит как перевернутое дерево с главным каналом и короткими отхождениями. Длина разряда не менее 20 км. Силы удара около 20 тыс. ампер. Скорость разряда достигает 148–150 км/час.
  2. Жемчужная . Она является продолжением линейного разряда. Однако такая молния в небе выглядит как драгоценные бусы, находящиеся на определенном расстоянии друг от друга. Подобные проявления встречаются крайне редко. Статистика смертей от разрядов подобного типа не ведется.
  3. Молния внутри облака . Разряды сопровождаются изменением магнитного и электрического поля и радиоволнового излучения. Может ли попасть такая молния в самолет? Да, если он наэлектризован. При попадании разряда в борт может произойти . Подобные разряды обычно встречаются ближе к экватору.
  4. Молния на земле. Разряд образуется в несколько этапов. Статистика молний показывает, что основная причина их образования заключается в быстрой ионизации воздуха. Частицы набирают скорость из-за действия электрического поля и сталкиваются с воздушными потоками, создавая стримеры – лавины электронов. Они образовывают термоизолированный разряд, который достигает поверхность, обходя различные преграды со скоростью 50 тыс. км/сек. После полного прохождения пути свет разряда тускнеет. Второй этап заключается в повторном прохождении траектории. Окончательный разряд будет самым ярким и сильным. Канал электрического образования имеет температуру – 25 тыс. градусов. Последствия после удара молнии очень разрушительны из-за ее продолжительности.
  5. Шаровая молния. Она опасна своей непредсказуемостью. Как выглядит шаровая молния? Одни утверждают, что она белая или желтая, вплоть до яркого зеленого цвета, другие говорят о черном оттенке. Она появляется из-за большого скопления энергии в облаке и может быть продолжением первоначального электрического разряда. Статистика смертей от шаровой молнии в России не ведется.
  6. Молния-спрайт . Она была открыта в конце 80 годов. Отличается высотой от 50 до 128 км и диаметром до 100 км. Вспышка электрического разряда выглядит как столб света расположенный вертикально. Часто проявляется в группе и имеет красный цвет.

Если цвет электрических разрядов различается, то запах молнии одинаков. В воздухе ощущается серный и озоновый аромат.

Почему молния сверкает? Из-за высокого напряжения между ионами происходит мини взрыв. Как следствие, разряд подсвечивается изнутри.

Какая статистика попадания молний в человека? Ежегодно поступают данные о травмировании 240 тыс. человек.

Способы проявления

Образование разряда всегда сопровождается звуковым эффектом. Молния без грома физически не может существовать. Иногда в природе можно наблюдать зарницу – когда грозовое облако находится на большом расстоянии от земли и звук просто не доходит.

Статистика ударов молнии сообщает о том, что возможность поражения человека составляет – 1: 600 тыс.

Степень поражения

Существует четыре степени тяжести:

  1. Средняя . Проявляется краткосрочными судорогами, с дыхательным и сердечным нарушением, но без потери сознания. Если молния ударила в человека, то на его теле остаются глубокие ожоги и мышечные разрывы.
  2. Тяжелая . Проявляется сильными судорожными сокращениями, потерей сознания, нарушением сердечной и дыхательной функции.
  3. Очень тяжелая . Проявляется потерей сознания, требует проведения сердечно-легочной реанимации.
  4. Мгновенная смерть .

Статистика смертей от ударов молнии неутешительна. По данным Национальной метеорологической службы мужчины погибали в 80% случаев. Большинство случаев связано с пребыванием людей на воде, когда бушевала гроза.

Может ли молния ударить в человека, который спрятался под деревом? Да, деревья притягивают электрический разряд.

Действия в экстренной ситуации

Что делать, если в человека ударила молния? Необходимо вызвать скорую и провести сердечно-легочную реанимацию. Позже медики проведут комплекс мероприятий по спасению. При необходимости интубируют трахеи, предоставят кислородную маску, введут седативные средства внутривенно (диазепам, морфин или кетамин), наложат повязку на ожоги.

Известны ли случаи выживания людей? Статистика ударов молнии в человека зафиксировала американского рейнджера, который выжил после семи прямых попаданий.

Никто до сих пор не знает, почему молния ударяет в человека. Если разряд попал в голову, то человек умирает сразу. После поражения других участков тела обычно остаются шрамы причудливой формы.

От молнии в России фиксировала мгновенную гибель людей, которые пользовались мобильными во время грозы. По неофициальным данным в России ежегодно погибает около 550 человек.

В одно место два раза не бьет

Красивое природное явление может быть опасным не только на открытом пространстве, но и в жилом доме. Когда за окном гром и молния, самое время задуматься о собственной безопасности.

Может ли молния ударить через окно? Если оно закрыто, то не может. Попадание в дом происходит через электрические коммуникации и вентиляционные отверстия. Иногда достаточно небольшого сквозняка, чтобы шаровая молния влетела в дом. Как она поведет себя – предсказать невозможно.

Что делать при молнии? К ней нельзя приближаться и поворачиваться спиной. При возможности нужно уйти в сторону с траектории полета. Запрещено также кидать в нее какие-либо предметы.

Может ли ударить молния в машину? Если двигается, то не исключено прямое попадание.

Статистика молний показывает, что чаще всего грозы происходят в сельской местности, где большое количество высоких деревьев и домов. от молнии обычно возникает во время прямого попадания.

Лучшая защита от молнии – укрытие на месте с небольшим контактом с землей. Желательно использовать изоляционные материалы типа камня, палатки или рюкзака. Нужно уйти от деревьев, высоких конструкций из металла. На дом следует установить громоотвод и не пользоваться бытовыми приборами во время грозы.

Один из пилотов гражданского самолета в свой первый рейс очень беспокоился о том, какие последствия будут его ожидать в случае попадания молнии в борт самолета. Причиной волнений стала плохая погода. Летчик беспокоился, но напарник его всячески успокаивал. Эксперты утверждают, что при попадании молнии в самолет ничего страшного не произойдет, но в некоторых случаях самолеты все же проводили экстренную посадку.

Разновидности грозы

В метеорологии образование гроз происходит по общим принципам, но с точки зрения простого человека, они могут быть настолько непредсказуемыми, что их образование не укладывается в голове. Как говорят специалисты, грозы бывают 2 типов:

  • Фронтальные;
  • Отдельные.

Первый вид гроз образуется на теплых и холодных фронтах. Однако есть некоторые особенности. Грозы, образующиеся в холодных фронтах, максимально развиваются в дневное время, в сильную жару. Что же касается гроз теплого фронта, то их сила максимально замечается в раннее утро, когда земля еще холодная. Чем выше показатель разницы температур до и за фронтом, тем сильнее будет фронтальная гроза.

Отметим, что сильная разница температур может вызвать не только сильнейшую грозу, но и ураган. Метеорологи говорят о том, что все происходит согласно законам физики. Воздух при охлаждении насыщается влагой и становится облаком.

Летчики отмечают, что подобные облака могут находится на высоте более 16 км, но это только в районах экватора. Когда в облаке происходит трение частиц, то образуются электроразряды. Также бывают случаи, когда фронтальные грозы стоят стеной на протяжение до 400 км, что полностью перекрывает движение самолета в пункт назначения. Отдельные наоборот – происходят на больших расстояниях друг от друга.

Как пилоты, находясь в самолете, определяют грозовой фронт

Ни для кого не будет секретом, что град, гроза и мощнейшая турбулентность означает то, что пассажирскому самолету там опасно. Для определения таких мест в самолетах предусмотрены метеолокаторы. Принцип простой – локатор посылает сигнал вперед самолета, тот отражается и возвращается назад к самолету. Изменения, которые пришли в ответ и означают опасность впереди. Попросту говоря, локатор способен определить содержание воды в облаке. Чем ее там больше – тем опаснее туда лететь.

Очень важно определить высоту грозового фронта. Если командир самолета принял решение перелететь через него, это может быть невозможным. К сожалению пассажирским самолетам недоступны большие высоты.

Последствия от попадания грозы в самолет

Бывают случаи, когда пилоты не успели скорректировать курс и попали в грозовой фронт. Многие пассажиры боятся таких погодных условий и думают, что самолет обязательно упадет при попадании грозы в корпус самолета. Однако здесь все не так страшно. Эксперты уверяют, что все продумано и пассажирам ничего не грозит.

В авиалайнерах предусмотрены громоотводы. Разряды молнии собираются в пучок энергии, которая по специальным кабелям, абсолютно безопасно выводится за пределы самолета. Бывали конечно редкие случаи, когда на некоторое время выходили из строя приборы самолета. В таких случаях, все решение принимает капитан. Если есть опасность для жизни пассажиров, то будет произведена экстренная посадка. В большинстве же случаев, попадание грозы в самолет можно было заметить только при внешнем предполетном осмотре авиасудна.

Главная опасность во время грозы - молнии. Это мощные электрические разряды, которые обладают высоким напряжением, силой тока в сотни тысяч ампер и очень высокой температурой, до 25 тысяч градусов.

По виду молнии разделяются на линейные, жемчужные и шаровые. Мгновенный удар молнии может вызвать паралич, глубокую потерю сознания, остановку дыхания и сердца. Чтобы не стать жертвой этого опасного природного явления, необходимо придерживаться определённых правил поведения во время грозы.

Основные правила и требования безопасности при грозе

Чаще всего молния ударяет на открытых местах или в одиноко стоящее дерево, несколько реже в помещение и еще реже в лесу, поэтому при приближении грозового фронта нужно заранее остановиться и подыскать безопасное место.

В квартире, доме, здании

Если во время грозы вы находитесь дома, не подходите близко к электропроводке, антеннам, закройте окна, выключите телевизор, радио и другие электробытовые приборы и не касайтесь металлических предметов. В частном доме особую опасность при грозе представляет топящаяся печь, поскольку выходящий из трубы дым обладает высокой электропроводностью и может притянуть к себе электрический разряд. В доме ликвидируйте сквозняки, плотно закройте окна, дымоходы, отсоедините электроприборы от источников питания, отключите наружную антенну, не располагайтесь у окна, печи, камина, массивных металлических предметов, на крыше и на чердаке.

В лесу

В лесу укройтесь среди невысоких деревьев с густыми кронами. Опасно при грозе находиться на опушках больших полянах, в местах, где течет вода. Не ищите защиты под кронами высоких или отдельно стоящих деревьев, не прислоняйтесь к их стволам, поскольку прямое попадание молнии в дерево может разбить его в щепки и травмировать рядом стоящих людей. Не располагайтесь у костра: столб горячего воздуха является хорошим проводником электричества. Не влезайте на высокие деревья. В лесу наиболее безопасным местом будет низина с массивом из невысоких деревьев.

На открытом месте

На открытой местности следует укрыться от грозы в сухих ямах, канавах, оврагах. Но если они начнут заполняться водой, лучше их покинуть. Следите за тем, чтобы вы не оказались самой высокой точкой в окрестности, именно в нее чаще всего попадает молния. Не располагайтесь у металлических заборов, опор линий электропередачи и под проводами, не ходите босиком, не прячьтесь в необитаемых одиночных бараках или сараях. Прекратите спортивные игры и движение, уйдите в укрытие.

У воды

Во время грозы не купайтесь, не располагайтесь в непосредственной близости от водоема, не плавайте на лодке. Если вы находитесь на водоеме и видите приближение грозы - немедленно отойдите от берега. Ни в коем случае не пытайтесь спрятаться в прибрежных кустах.

В транспорте

Если гроза застала вас в автомобиле, не покидайте его, при этом закройте окна и опустите антенну радиоприемника. Прекратите движение и переждите непогоду на обочине или на автостоянке, подальше от высоких деревьев. А вот велосипед и мотоцикл могут являться в это время потенциально опасными. Их надо уложить на землю и отойти на расстояние не менее 30 метров.

Шаровая молния

О шаровых молниях науке известно еще очень мало, но главное знать, как нужно вести при встрече с этим явлением. Увидев шаровую молнию на открытой местности, медленно удалитесь от нее, не делая резких движений. Если вы находитесь в помещении, медленно покиньте комнату. Ложитесь на пол, спрячьтесь под стол или кровать и выжидайте. Не пытайтесь прогнать ее, поскольку при столкновении с предметами шаровая молния чаще всего взрывается. После взрыва шаровой молнии может начаться пожар.

Куда спрятаться от молнии?

Если вы будете стоять один в поле или на берегу водоема, то существует опасность притянуть к себе молнию, потому что она чаще всего бьет в самую высокую точку окрестности. По этой же причине не стоит прятаться под кроной одиноко стоящего дерева. И не ложитесь на землю, подставляя электрическому току все свое тело. Если купаетесь, срочно возвращайтесь на берег, если плывете в лодке - сматывайте удочки: “небесное электричество” бьет не в воду, а в возвышающиеся над ее поверхностью предметы. Укрываться следует в здании или машине, потому что она заземляет молнию. Или сядьте на корточки обхватив голени руками.

В сельской местности во время грозы нельзя разговаривать по телефону: молния иногда попадает в натянутые между столбами провода. Если вы увидели, что человека ударила молния и он упал, пострадавшего, прежде всего, необходимо раздеть, облить ему голову холодной водой, по возможности обернуть тело мокрой холодной простыней. Если человек еще не пришел в себя, сделать искусственное дыхание “рот в рот”. И как можно быстрее . Даже если человек внешне “оклемался”, у него могут обнаружиться серьезные повреждения внутренних органов.

Ураганы, громы и молнии нагнали на нас страх. Неудивительно, ведь скорость молнии - 100 000 км/сек. (треть скорости света). Сила тока молнии - от 20 до 180 тыс. ампер, а температура в шесть раз выше, чем на поверхности Солнца. Поэтому каждый предмет, застигнутый молнией, почти всегда сгорает.

Как вести себя на открытом воздухе?

Сторонитесь деревьев, заборов и металлических ограждений. Если вы купаетесь, нужно немедленно выйти из воды. Если вы на яхте или паруснике, плывите к ближайшему берегу.

Надо ли слезать с велосипеда, завидев молнию на небе?

Нет, если вы в городе. Там дома действуют как громоотводы. Но если вы находитесь на природе, лучше слезть с велосипеда, иначе вы привлечете молнию как высокая точка на местности. Автомобиль, напротив, покидать не следует, так как во время грозы он безопасен.

Может ли молния блокировать компьютере?

Да. Ток молнии проходит через компьютер, как и через телевизор, и может его разрушить. Недостаточно, однако, выключить кнопку из компьютера, нужно выдернуть штепсель из розетки. То же самое касается и телевизора.

Опасно ли лететь в самолете через грозовые облака?

Нет, потому что металлическая обшивка самолета защищает пассажиров. Но, к сожалению, сложная электроника может пострадать от удара молнии, а пилот может потерять контроль над машиной.

Можно ли звонить по мобильному телефону, когда гремит гром?

Да, в этом нет никакой опасности. Мобильные телефоны не привлекают разряды. Будьте внимательны только с телефонным кабелем. Иногда молнии попадают в телефонные сети жилища, и ток может добраться до аппарата. Вас ударит током, если другой рукой вы дотронетесь до предмета с хорошей электропроводимостью (холодильник, стиральная машина и тп.).