Моторные масла для генераторов и электростанций

14.11.2014

Для сохранения эксплуатационных качеств дизельного генератора и увеличения срока службы двигателя рекомендуется своевременно проводить смену масла, а также применять качественные моторные масла.

Период смены масла, указанный в техническом паспорте генератора, необходимо строго выдерживать. Увеличение этого срока приведет к коррозии деталей, образованию нагара и износу двигателя. Производители дизельных генераторов в сопроводительной документации указывают также рекомендуемые характеристики масла.

Виды моторных масел

Все моторные масла делятся на минеральные и синтетические . Существует также их смесь, которую принято называть полусинтетикой. Для дизельных генераторов целесообразнее применять полусинтетику, смазывающие свойства которой гораздо лучше, чем у минерального масла. Однако некоторые фирмы проектируют свои генераторы под конкретный тип масла, о чем делается отметка в паспорте.

Все масла имеют маркировку, состоящую из латинских букв и цифр, например, CF-4.Литера «С» означает, что масло предназначено для дизельных двигателей. Вторая буква говорит о наличии присадок, повышающих качество масла. Чем дальше от начала алфавита буква, тем выше качество масла и тем, соответственно, оно дороже. Далее идут цифры: 2 для двухтактных и 4 для четырехтактных двигателей.

Кроме качества масло характеризуется вязкостью (сокращенно обозначается SAE), при ее выборе учитываются условия использования дизель-генератора. С повышением температуры окружающей среды вязкость масла снижается.

Специальные добавки в масло для дизельного генератора способствуют сохранению вязкости в определенных температурных диапазонах и определяют его сезонность.

Различные виды масла имеют разную вязкость основы, а также интенсивность действия загустителя.

Сезонные масла:

  • летние, SAE20, SAE30 и SAE40;
  • зимние, SAE0W;
  • всесезонные, SAE 10W30, SAE 15W40, SAE 20W50.

Для зимы с умеренным климатом подходит масло с вязкостью SAE 15W40. Для климата с суровыми зимами, где температура не поднимается выше -5°С– SAE 10W-30.Но необходимо помнить, что регулярное применение масел низкой вязкости сокращает ресурс двигателя.

Для дизель-генераторов, установленных под открытым небом, в зимний период рекомендуется использовать именно зимнее масло, оно значительно эффективнее всесезонного.

Ещё одной характеристикой моторных масел является сульфатная зольность . С целью обеспечения экономичного расхода масла и исключения образования нагара на клапанах и поршнях необходимо выбирать масло с массовой долей сульфатной зольности в пределах 1% – 1,85%. Масла с более высокой зольностью способны привести к повреждению клапанов и поршней, а также стать причиной потери мощности дизельного генератора.

Если Вам необходим компактный источник электропитания, работающий автономно и способный осуществлять бесперебойную подачу электричества в круглосуточном режиме, компания «Дизель-машинери» рекомендует приобрести дизельный генератор на 100 кВт. Это отличный вариант основного источника питания на строительных площадках и резервного на объектах, требующих высокой надежности электроснабжения. Возможна также аренда дизельного генератора на определенный срок по приемлемой цене. В наличии модели различной мощности (от 8,4 кВт до 440 кВт) и сфер применения.

Реально это около 3-4 лет работы. Естественно, что никакое масло с волшебными присадками не в состоянии служить бесконечно, плюс протечки, плюс сгорание части масла в цилиндрах работающего дизеля, короче масло убывает, а свойства его в процессе эксплуатации под влиянием высоких температур изменяются и не в лучшую сторону. В конце концов, масло для дизельного генератора придется докупать, доливать и просто заменять. Всему свое время. Этот процесс технического обслуживания относится ко всем дизельным генераторам, независимо от мощности и фирмы-производителя.

Производители дизельных приводов генераторов, в обязательном порядке, указывают в паспорте дизеля характеристики масла. Использование рекомендованных масел способствует увеличению сроков эксплуатации дизельного генератора. Все масла можно разделить на минеральные и синтетические. Смесь их называют полусинтетикой. Некоторые фирмы проектируют свои дизели под конкретные масла, например синтетику, о чем делается отметка в паспорте. Поэтому при выборе масла кроме вязкости и сезонности необходимо учесть рекомендации завода-изготовителя.

Масла для ДВС классифицированы по международным таблицам API (институт нефти США). Для дизельных двигателей первая литера маркировки «С», Для бензиновых это «S». Следующая буква означает наличие определенных присадок повышающих качество масла, они идут в порядке латинского алфавита с возрастанием качества и цены. После букв идут цифры II для двухтактных и 4 для четырехтактных дизелей. Поскольку дизеля на генераторах бытового назначения преимущественно четырехтактные то марка масла может выглядеть так, CF-4.

Помимо качества масло характеризуется вязкостью. Она выбирается в зависимости от условий использования дизельгенератора. Температура оказывает существенное влияние на вязкость. С повышением температуры она снижается. Вязкость масла классифицируется международным Обществом автомобильных инженеров и сокращенно обозначается тремя буквами SAE.

Сезонные масла:

  • летние, SAE20, SAE30 и SAE40;
  • зимние, SAE0W;
  • всесезонные, SAE 10W30, SAE 15W40, SAE 20W50.
Специальные добавки в масло для дизельного генератора способствуют сохранению вязкости в определенных температурных диапазонах.

Независимо от маркировки, масла изготавливаются на минеральной и синтетической основе. Хочется обратить внимание, что для дизельгенераторов, установленных под открытым небом или под навесом, лучше использовать в зимний период именно зимнее масло, оно эффективнее всесезонного.

Компания “ЭНЕРГОСИСТЕМЫ” предлагает индустриальные и промышленные масла и смазки, а так же масла для строительной техники, сельского хозяйства, спецтехники, дизельных и газопоршневых электростанций, промышленных компрессоров. Мы работаем в тесном сотрудничестве с компаниями-производителями такого оборудования. Сотрудники нашей компании предоставят Вам полную исчерпывающую информацию по маслу и подберут Вам необходимый тип масла.

Индустриальные и промышленные масла и смазки помогают уменьшить потери за счет сокращения количества простоев, связанных с ремонтом и профилактическим обслуживанием промышленного оборудования. В конечном счете, регулярное применение на производстве правильно подобранных смазочных материалов, увеличивает срок эксплуатации промышленного оборудования, существенно повышает его энергоэффективность, а значит, увеличивает прибыльность самого предприятия.

Современные моторные масла состоят из базовых масел и набора присадок. В качестве базовых масел выступают масляные фракции, полученные при переработке нефти, или ис­кус­ст­вен­но син­те­зи­ро­ван­ные ор­га­ни­че­ские со­еди­не­ния.

Моторные масла подразделяются на:
  • ми­не­раль­ные (mineral);
  • ча­с­тич­но син­те­ти­че­ские или по­лу­син­те­ти­че­ские (semi-synthetic, tail synthetic);
  • син­те­ти­че­ские (synthetic, full synthetic).
При выборе моторного масла следует ориентироваться на рекомендации завода-изготовителя двигателя, изложенные в инструкции по эксплуатации, а также принимать во внимание следующие моменты:
  • Следите за перечнем марок масел, допущенных к применению в вашем двигателе. Некоторые марки масел теряют допуск на применение, им на смену появляются новые, качественные масла;Учитывайте температурный диапазон применения, указанный на этикетке;
  • Чаще производите замену масла в тяжелых условиях эксплуатации двигателя в 1,5-2. Те же рекомендации применимы и к двигателям с уже большим временем наработки;
  • Быстрое потемнение масла не обязательно говорит о потери его эксплуатационных свойств. Это может быть свидетельством правильной работы его моющих присадок: масло смывает различные отложения в двигателе и накапливает в себе продукты неполного сгорания топлива;
  • Не смешивайте масла, имеющих различную базовую структуру (минеральные, синтетические, полусинтетические) из-за разной растворимости присадок в синтетической и минеральных основах. Результатом смешивания может быть выпадения присадок в нерастворимый осадок. При возникновении такого случая, масло рекомендуется незамедлительно заменить на соответствующее;
  • При замене масла, если не известно какое масло использовалось ранее, промойте систему смазки. В некоторых случаях свежее высококачественное масло может смыть большое количество отложений, что приведет к засорению масляного фильтра;
  • Не добавляйте в масло сторонние присадки, это поможет улучшить одни его качества и заметно ухудшить другие. В качественном масле пакет присадок сбалансирован и добавление других его может разбалансировать.

Для того чтобы поддерживать рабочие качества двигателя и его долговечность, необходимо:
а) применять качественные моторные масла
б) своевременно проводить смену масла и масляных фильтров.

Нужно заметить, что масла более низко качества (индекс CD/SF, CC и CD) допустимы лишь в случаях, когда невозможно приобрести высококачественное масло. Однако срок до очередной смены масла должен быть сокращен вдвое, относительно того, что указан в технической документации на дизель.

Чтобы обеспечить экономичный расход масла, чтобы исключить образование нагара на клапанах и поршнях, массовая доля сульфатной зольности должна быть в пределах 1% – 1,85%.

Вязкость масла

Различный опыт эксплуатирования двигателей говорит за применение всесезонных моторных масел. Ведь их можно использовать в широком температурном диапазоне. В этих сортах масел к более жидкому маслу добавляются специальные температурные загустители. При низкой температуре эта добавка ведет себя нейтрально и позволяет легко проворачивать коленвал в ответственные минуты пуска. А по мере нагрева двигателя добавка соответственно повышает вязкость масла.

Различные виды масла имеют разную вязкость основы, а также интенсивность действия загустителя. Для умеренного климата подходит масло с вязкостью SAE 15W-40. Для климата с суровыми зимами – SAE 10W-30.

Вискозиметр – прибор для определения вязкости масла

Надо помнить! Масла низкой вязкости (10W-30) применяются в районах с суровыми зимами, где температура не поднимается выше -5° по Цельсию. Но применение масел низкой вязкости на постоянной основе способно сократить ресурс двигателя.

Эксплуатация в условиях арктического холода

В случаях исключительных, например, если двигатель должен работать непрерывно, в окружающей среде с температурой минус 25°С, без дополнительного подогрева и в не отапливаемом помещении, следует применять синтетические моторные масла СС, СЕ качество по API , с необходимым диапазоном вязкости для использования при низких температурах таких, как SAE 5W-20, SAE 5W-30.

Непременно проследите за тем, чтобы используемое в двигателе масло отвечало по качеству тем характеристикам, которые указаны поставщиком в сертификате качества.

Замечание. Если вы используете синтетическое моторное масло, то это не значит, что у вас есть достаточные основания для того, чтобы увеличить срок его замены в картере двигателя. Тот срок службы масла, который рекомендуется в технической документации, следует строго выдерживать. Увеличение же этого срока ведет за собой сокращение ресурса двигателя вследствие коррозии деталей, износа и образование нагара.

Важно: зольность!

Величина сульфатной зольности моторного масла должна составлять значение не большее 1,85 процентов. Этот предел установлен для всех видов моторных масел, которые рекомендуются применять в двигателях Cummins . Масла с более высокой зольностью способны привести к повреждению клапанов, поршней и чрезмерному расходу масла.

Игнорирование этой рекомендации может привести к закоксовыванию штока клапана, что серьезно грозит зависанием его в открытом положении. А это последнее станет причиной потери мощности. Может привести к прогару клапана, к прогару седла клапана, к удару клапана о дно поршня. Даже – обречь на разрушение головки и поршня. Может привести к закоксовыванию поршневых колец, а следовательно, к дальнейшему заклиниванию их в канавках поршня, к повышенному дымлению, увеличению расхода масла и топлива. Однако всех этих и многих других неприятностей и неполадок можно избежать, если следовать данным рекомендациям.

Для двигателей, которые работают на природном газе, сульфатная зольность используемого моторного масла должна находиться в диапазоне 0,03 – 0,85 %. Следует категорически избегать применения в двигателях этого вида беззольных моторных масел.

Очень важно: избегайте смешивания дизельного топлива с бензином или спиртом, поскольку подобная смесь взрывоопасна!

Замечание. Топливо не должно содержать воду и механические примеси. Нечистое топливо значительно снижает период службы топливного оборудования, в особенности зимой, приводит к повреждению элементов фильтра и утрате им способности правильно функционировать. А это в свою очередь ведет к тому, что загрязнения вредят и другим важным деталям топливного оборудования. Прежде всего, нужно следить за чистотой заправки бака. Заправляться рекомендуется предварительно отстоянным топливом. В зимнее время рекомендуется держать бак, насколько это возможно, полным. Для чего чаще делать дозаправку бака. Что позволяет избегать высокого содержания воды в топливе, способной конденсироваться на стенках полупустого бака и постоянно стекать в дизельное топливо.

Использование топлива в разных климатических условиях

Cummins для использования в своих двигателях рекомендует следующее дизельное топливо: No.2-D, которое соответствует требованиям стандарта D-975 (США, общество по использованию материалов ASTM ). Согласно этому стандарту для дизельного топлива No.2-D минимальное цетановое число равняется 40.

Чтобы облегчить пуск двигателя в зимнее время года, а также чтобы предотвратить детонацию и снизить дымность отработанных газов при эксплуатации в условиях высокогорья рекомендуется использовать топливо с цетановыми число более сорока.

В случаях, когда двигатель постоянно эксплуатируется при отрицательных температурах воздуха, рекомендуется применение смеси дизельного топлива No. 1-D и дизтоплива No. 2-D, эта смесь более подходит для зимних условий работы двигателя.

Замечание: Можно использовать дизельное топливо No. 1-D. Однако следует знать, что при этом снижается экономичность.

Зимой настоятельно рекомендуется применять то топливо, температура застывания которого на десять градусов ниже прогнозируемой минимальной температуры окружающей среды. Под температурой застывания подразумевается температура, при которой в данном топливе начинается кристаллизация парафина.

Вязкость дизельного топлива не должна быть ниже значения 1,3 сантистокса, то есть: 1,3 мм/с при температуре 40 градусов Цельсия. Это на должном уровне обеспечит смазывание деталей топливной аппаратуры.

Замечание. Отечественные дизельные топлива, которые выпускаются согласно ГОСТ 305-82, вполне отвечают требованиям, которые были изложены выше. И совершенно пригодны для применения в двигателях Cummins.

Хранение топлива

Многие виды топлива от длительного, несколько месяцев и более, хранения ухудшают свои свойства. Если генератор работает в режиме резервирования, то лучше всего хранить ровно такое количество топлива, которого бы уверенно хватило на поддержание постоянной работы генератора в течение достаточного времени. Желательно, чтобы в течение полутора лет тестирование двигателя в норме проходило при полном баке.

Полезные статьи:

Чтобы обеспечить ровную работу, необходимо исключить перегрузки дизельного генератора. Кроме того, для нелинейных нагрузок должен быть достаточный запас по...


Принципы работы дизельного двигателя в дизель-генераторе Основным отличием дизеля от бензинового двигателя является то, как образуется топливовоздушная смесь. Топливо в...


К поломкам и отказам генераторов можно отнести: обрыв или короткое замыкание в обмотке статора; обрыв или замыкание в обмотке возбуждения; нарушение...

Основным видом топлива для дизелей являются продукты перегонки сырой нефти (дизельное топливо, мазуты и т. д.). Их достоинствами являются высокая теплота сгорания, отсутствие склонности к самовозгоранию, удобство хранения жидкого топлива в хранилищах - баках и его подачи (перекачки) из баков в расходные цистерны.

К недостаткам дизельных топлив следует отнести наличие в их составе легких фракций, испаряющихся при относительно низких температурах, невозможность тушения струей воды и сравнительно высокая стоимость.

Дизельные топлива должны обеспечивать:

  • легкий и надежный пуск двигателя;
  • хорошее качество распыливания топлива;
  • минимальные период задержки воспламенения и плавное нарастание давления в процессе сгорания рабочей смеси;
  • отсутствие ненормальных нагаров и отложений кокса в полости камеры сгорания и выхлопного тракта, смолистых и лаковых отложений на деталях топливной аппаратуры и цилиндропоршневой группы.

Стандартом, регламентирующим потребительские характеристики и состав топлив, предназначенных для использования на быстроходных дизелях, является ГОСТ 305 «Топливо дизельное. Технические условия». В соответствии с этим стандартом, в зависимости от условий применения, установлены три марки дизельного топлива:

  • Л (летнее), для эксплуатации при температуре окружающего воздуха 0°С и выше;
  • 3 (зимнее) выпускаемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха -20°С и выше (температура застывания топлива не выше -35°С) и -30°С и выше (температура застывания топлива не выше -45°С);
  • А (арктическое), для эксплуатации при температуре окружающего воздуха -50°С и выше.

Все перечисленные дизельные топлива по содержанию серы подразделяются на два вида:
I - массовая доля серы не более 0,2%;
II - массовая доля серы для топлива марок Л и 3 не более 0,5%, для марки А - не более 0,4%.

По физико-химическим показателям изготавливаемые по этому стандарту дизельные топлива близки к выпускаемым по Британским стандартным техническим условиям BS2869, что позволяет применять топлива по ГОСТ 305, в частности, на дизель-генераторах фирмы FG Wilson.

  • Л - 0,2 - 40, высший сорт ГОСТ 305
  • Л - 0,2 - 40, первый сорт ГОСТ 305
  • Л - 0,2 - 62, высший сорт ГОСТ 305
  • Л - 0,2 - 62, первый сорт ГОСТ 305
  • 3 - 0,2 минус 35, высший сорт ГОСТ 305
  • 3 - 0,2 минус 35, первый сорт ГОСТ 305
  • 3 - 0,2 минус 45, высший сорт ГОСТ 305
  • 3 - 0,2 минус 45, первый сорт ГОСТ 305
  • А - 0,2, высший сорт ГОСТ 305
  • А - 0,2, первый сорт ГОСТ 305

Основные физико-химические показатели и нормы топлив по ГОСТ 305 и BS 2869 приведены в таблице. Нежелательно применение на дизель-генераторах FG Wilson следующих сортов дизельных топлив:

  • Л - 0,5 - 40, ГОСТ 305
  • Л - 0,5 - 62, ГОСТ 305
  • 3 - 0,5 минус 35, ГОСТ
  • 305 3 - 0,5 минус 45, ГОСТ 305
  • А - 0,4, ГОСТ 305

Возможно, хотя и нежелательно, использование топлив ДТ высший сорт и ДТ первый сорт, ГОСТ 1667 «Топливо моторное для среднеоборотных и малооборотных дизелей. Технические условия».

Хранение и транспортирование дизельного топлива должны выполняться в соответствии с Г0СТ1510 «Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортировка и хранение».

Основные требования к дизельному топливу по ГОСТ 305 и BS 2869

Наименование показателя

Норма для марки по ГОСТ 305

Класс топлива no BS 2869

Примечание

А1 (высококачественное)

А2 (ос­новное)

1. Цетановое число, не менее

2. Фракционный состав:

50% перегоняется при температуре, °С, не выше

96% перегоняется при температуре (конец перегонки) °С, не выше

Перегонка 85% при температуре °С, не менее

3. Кинематическая вязкость при 20°С, сСт

4. Температура застыва­ния, °С, не выше для климатической зоны:

умеренной

2) летом (март - сентябрь)

холодной

» зимой (октябрь - февраль)

5. Температура вспышки, определяемая в закры­том тигле, °С не ниже

» для тепловоз­ных и судовых дизелей
»для дизелей об­щего назначения

6. Массовая доля серы, %, не более в топливе вида I

в топливе вида II

отсутствие

8. Зольность, %, не более

9. Коксуемость 10%-ного остатка, %, не более

Основным условием обеспечения заявленного моторесурса дизеля является применение моторных масел, рекомендуемых его изготовителем. Последнее вызвано необходимостью обеспечения оптимальной для конкретного дизеля вязкости масла и состава присадок, добавляемых к современным маслам. Качество смазочных моторных масел и область их применения обычно определяют по международной классификации API, разработанной Американским институтом нефти.

По API область применения масла определяется первой буквой классификации - S или С, где S относиться к бензиновым двигателям внутреннего сгорания, а С - к дизельным. Каждая следующая буква английского алфавита (за буквой «С») отражает улучшение потребительских свойств моторного масла, вызванное усовершенствованием номенклатуры и количеством добавляемых присадок.

Поэтому масла классификации СА, СВ и СС являются самыми низкокачественными и их применение не рекомендуется. Цифра «11» после буквы CD означает, что масло предназначено для двухтактных дизелей, а цифра 4 после буквы CF - для четырехтактных.

Учитывая, что все дизели Perkins, применяемые на дизель-генераторах фирмы FG Wilson, являются четырехтактными, рекомендуемыми моторными маслами для них по классификации API являются CD, СЕ, CF-4. В случаях, когда одно и тоже масло может применяться как на бензиновых, так и дизельных двигателях внутреннего сгорания, это отражается в его обозначении, например, API SG\CD.

При отсутствии в моторном масле специальных присадок и изменении температуры его вязкость изменяется в широких пределах. Последнее приводит к необходимости разделения масел на зимние и летние и своевременной их замене в эксплуатации. В противном случае зимой будет затруднен пуск дизеля из-за высокой вязкости масла и, как следствие, пониженной скорости раскрутки вала, а летом, в жаркую погоду, ухудшается качество смазки из-за его малой вязкости.

Путем внесения специальных присадок удается сохранить необходимую вязкость моторного масла при изменении температуры окружающего воздуха в сравнительно широких пределах. Последнее в ряде случаев позволяет использовать всесезонные масла.

Диапазоны применимости масел по SAE при различных температурах окружающего воздуха.

Международной классификацией моторных масел по вязкости является классификация SAE (общества автомобильных инженеров). Диапазоны применимости масел по SAE при различных температурах окружающего воздуха приведены на рис. 62 (буква W означает, что моторное масло является зимним).

Компания «Дизель Маркет – Эримекс» осуществляет ремонт и