Потребляемый ток электродвигателя. Кое-что об электродвигателе. Определение по мощности, выдаваемой двигателем

Если техническая документация к двигателю утеряна, а надписи на корпусе стерлись или не читаемы, возникает вопрос: как определить мощность электродвигателя без бирки? Существуют несколько методов, о которых мы вам расскажем, и вам останется выбрать из них наиболее удобный в вашем случае.

Практические измерения

Самый доступный способ – проверка показаний бытового счетчика электроэнергии. Сначала следует отключить абсолютно все бытовые приборы и выключить свет во всех помещениях, поскольку даже горящая лампочка на 40Вт будет искажать показания. Проследите, чтобы счетчик не крутился или индикатор не мигал (в зависимости от его модели). Вам повезло, если у вас счетчик «Меркурий» - он показывает величину нагрузки в кВт, поэтому от вас потребуется только включить двигатель на 5 минут на полную мощность и проверить показания.

Заводская табличка двигателя обычно расположена на всех произведенных электродвигателях. Понимание информации на паспортной табличке иногда может быть затруднительным, но важно. В большинстве стран производители должны отображать всю информацию на заводской табличке двигателя, но часто это не так.

Однако, когда двигатель работает в течение длительного времени, часто невозможно определить его рабочую информацию, потому что таблички с моторами часто теряются или окрашиваются. Эти данные сообщают вам, при каком напряжении двигатель работает. Параметры, определяемые заводской табличкой для двигателя, такие как коэффициент мощности, эффективность, крутящий момент и ток, имеют номинальное напряжение и частоту. Когда двигатель используется при других напряжениях, чем напряжение, указанное на паспортной табличке, это повлияет на его работу.

Индукционные счетчики ведут учет в кВт/ч. Запишите показания до включения мотора, дайте ему поработать ровно 10 минут (лучше воспользоваться секундомером). Снимите новые показания счетчика и путем вычитания узнайте разницу. Умножьте эту цифру на 6. Полученный результат отображает мощность двигателя в кВт.

Если двигатель маломощный, вычислить параметры будет несколько сложнее. Выясните, сколько оборотов (или импульсов) равно 1кВт/ч – информацию вы найдете на счетчике. Допустим, это 1600 оборотов (или вспышек индикатора). Если при работающем двигателе счетчик делает 20 оборотов в минуту, умножьте эту цифру на 60 (количество минут в часу). Получается 1200 оборотов в час. Разделите 1600 на 1200 (1.3) – это и есть мощность двигателя. Результат тем точнее, чем дольше вы измеряете показания, но небольшая погрешность все равно присутствует.



Обычно для двигателей входная частота составляет 50 или 60 Гц. Если на паспортной табличке указано более одной частоты, тогда на паспортной табличке должны быть указаны другие параметры, которые будут отличаться на разных входных частотах.


Стандартными считаются однофазные и трехфазные.



Ток, указанный на паспортной табличке, соответствует номинальной выходной мощности вместе с напряжением и частотой. Ток может отклоняться от ампер-сигналов паспортной таблички, если фазы несимметричны или если напряжение оказывается ниже указанного.



Коэффициент мощности - это выражение отношения активной мощности к кажущейся мощности, выраженное в процентах.

Определение по таблицам

Как узнать мощность электродвигателя по диаметру вала и другим показателям? В интернете нетрудно найти технические таблицы, с помощью которых можно узнать тип мотора и, соответственно, его мощность. Вам потребуется снять следующие параметры:

  • диаметр вала;
  • частота его вращения или число полюсов;
  • крепежные размеры;
  • диаметр фланца (если двигатель фланцевый);
  • высота до центра вала;
  • длина мотора (без выступающей части вала);
  • расстояние до оси.

Вычисление по количеству оборотов в минуту

Определите визуально количество обмоток статора. Используйте тестер или миллиамперметр для того чтобы узнать число полюсов – при этом не требуется разбирать мотор. Подключите прибор к одной из обмоток и равномерно вращайте вал. Количество отклонений стрелки – это число полюсов. Учтите, что частота вращения вала при данном методе вычисления несколько ниже полученного результата.

Численно выраженный коэффициент мощности равен косинусу угла запаздывания входного тока относительно его напряжения. Паспортная табличка двигателя дает вам коэффициент мощности для двигателя при полной нагрузке.

Поэтому при оценке производительности двигателя обратите внимание на гарантированную минимальную эффективность.

Определение по габаритам

Этот параметр определяет длительность времени, в течение которого двигатель может безопасно переносить свой паспорт.


Класс изоляции представляет собой выражение стандартной классификации термического допуска обмотки двигателя. Чем дальше в алфавите, тем лучше производительность.


Максимальная температура окружающей среды, при которой двигатель может работать, иногда указывается на паспортной табличке. Двигатель может работать и оставаться в пределах допуска класса изоляции при максимальной номинальной температуре.

Определение по габаритам

Еще один способ – проведение замеров и вычислений. Многие из тех, кто интересуется, как узнать мощность трехфазного двигателя, предпочитают именно его. Вам понадобятся следующие данные:

  • Диаметр сердечника в сантиметрах (D). Он измеряется по внутренней части статора. Также необходима длина сердечника с учетом отверстий вентиляции.
  • Частота валового вращения (n) и частота сети (f).

Через них вычислите показатель полюсного деления. D умножьте на n и на число Пи – назовем это показание А. 120 умножьте на f – это В. Разделите А на В.

Определение по мощности, выдаваемой двигателем

Здесь опять придется вооружиться калькулятором. Узнайте:

  • число оборотов вала в секунду (А);
  • показатель тяглового усилия мотора (В);
  • радиус вала (С) – это можно сделать с помощью штангенциркуля.

Определение мощности электродвигателя в Вт осуществляется по следующей формуле: Ах6.28хВхС.

Для чего необходимо знать мощность двигателя

Из всех технических характеристик электродвигателя (КПД, номинальный рабочий ток, частота вращения и т.д.) самая значимая – мощность. Зная главные данные, вы сможете:

  • Подобрать подходящие по номиналам тепловое реле и автомат.
  • Определить пропускную способность и сечение электрических кабелей для подключения агрегата.
  • Эксплуатировать двигатель согласно его параметрам, не допуская перегрузок.

Мы описали, как замерить мощность электродвигателя разными способами. Используйте тот, который в вашем случае будет оптимальным. Применяя любой из методов, вы подберете агрегат, который будет лучшим образом отвечать вашим требованиям. Но самый эффективный вариант, экономящий ваше время и избавляющий вас от необходимости искать информацию и проводить замеры и расчеты – это сохранить технический паспорт в надежном месте и следить за тем, чтобы шильдик с данными не потерялся.

Каждый двигатель снабжен техническим паспортом в виде приклепанной металлической таблички (шильдик), на которой приведены основные характеристики двигателя. В паспорте указан тип двигателя. В качестве примера на рис. 6.7 приведен внешний вид шильдика двигателя типа 4А100S2УЗ.

Рис. 6.7. Шильдик с паспортными данными асинхронного электродвигателя 4А100S2УЗ

Расшифровка обозначений на шильдике:

Тип 4А100S2У3 – электродвигатель асинхронный серии 4А закрытого исполнения с высотой оси вращения 100 мм, с короткой длиной корпуса, двухполюсный, климатического исполнения "У", категории 3;

100592 – заводской номер; дает возможность отличить электрическую машину среди однотипных;

3 ~ – двигатель трехфазного переменного тока;

50 Hz – частота переменного тока (50 Гц), при которой двигатель должен работать;

4,0 KW – номинальная полезная мощность на валу электродвигателя;

220/380V, 13,6/7, 8А – при соединении обмотки статора в треугольник она должна включаться на напряжение 220 В, а при соединении в звезду – на 380 В. При этом машина, работающая с номинальной нагрузкой, потребляет 13,6 А при включении на треугольник и 7,8 А – при включении на звезду;

S1 – двигатель предназначен для длительного режима работы;

2880 об./мин. – частота вращения электродвигателя при номинальной нагрузке и частоте сети 50 Гц. Если двигатель работает вхолостую, частота вращения ротора приближается к частоте вращения магнитного поля статора;

КПД = 86,5 % – номинальный коэффициент полезного действия двигателя, соответствующий номинальной нагрузке на его валу;

IP44 – степень защиты. Двигатель изготовлен во влагоморозостойком исполнении. Может работать в среде с повышенной влажностью и на открытом воздухе.

На шильдике также указан ГОСТ, класс изоляции обмотки (для класса В предельно допустимая температура 130 °C), вес машины и год выпуска.

Сегодня на рынке России можно купить и зарубежные электродвигатели, в частности немецкой компании Siemens, поэтому приведем расшифровку шильдика асинхронного электродвигателя этой фирмы (рис. 6.8). Код, указанный на табличке, содержит всю информацию по данному электродвигателю (http://mtd-proekt.ru/elektrodvigateli_siemens). Рабочие параметры электродвигателей Siemens не должны превышать паспортных значений.

Рис. 6.8. Шильдик и код заказа асинхронного электродвигателя Siemens

Приведем еще расшифровку паспорта оборудования под торговой маркой Moeller, которая входит в состав корпорации Eaton (США) и широко представлена на рынке России. В России интересы Eaton представляет дочернее подразделение ООО «Итон» (http://moeller.ru/). Электрические и механические номинальные характеристики асинхронного электродвигателя корпорации Eaton задокументированы на фирменной табличке с паспортными данными, иначе называемой типовой табличкой (рис. 6.9).

Рис. 6.9. Шильдик асинхронного электродвигателя корпорации Eaton

Асинхронный трехфазный двигатель корпорации Eaton, как правило, подключают посредством шести контактных болтов. При этом возможны два типа основных соединений: «звезда» и «треугольник» (рис. 6.10).

Рис. 6.10. Клеммная панель асинхронного трехфазного двигателя корпорации Eaton и варианты соединения обмоток

В заключение отметим, что в быту широко применяются, в основном, коллекторные и асинхронные двигатели. Рассмотрим далее включение в электрическую цепь универсального коллекторного и асинхронного электродвигателей.