Легендарный лимузин ЗИМ и «инвалидка» из «Операции Ы». Коллекционер из Толочина собирает ретроавтомобили. Советские и иностранные машины в комедиях леонида гайдая

Статья о 10 наиболее интересных автомобилей советского кино - их характеристики, а также интересные факты. В конце статьи - видео погони из фильма «Кавказская пленница».

Содержание статьи:

Автомобили – неотъемлемая часть нашей жизни. И, конечно же, в фильмах от них тоже никуда не деться. Будь-то мелодрама или комедия, в кадре появляется то простенькая малолитражка, то огромный автомобиль. И это уже не простая железяка на колесах, а практически актер второго плана, со своим характером, живущий по определенным правилам.

Если вспомнить старую советскую классику, то и у Юрия Деточкина, и у Шурика, и у нестареющего Штрилица, и у других известных персонажей на съемочной площадке были свои автопомощники, без которых бы сам фильм смотрелся совершенно по-другому. Вот о них мы сейчас и расскажем.


Открывает наш рейтинг классика украинской автопромышленности – грузовик КрАЗ из «Мимино». Стоит отметить, что эту ленту показывают по отечественному телевидению так же часто, как «Иронию Судьбы». Но если последнюю крутят только в новогодние праздники, то «Мимино» могут показывать круглый год.

Кому не знаком простой и смешной сюжет этого фильма? Его знают даже школьники. Рубик Хачикян – обычный армянский водитель, приехавший в Москву за новым самосвалом. Безусловно, было бы логичным, если бы он получил в столице ЗиЛ-130, однако сценаристы и режиссёры фильма решили посадить Хачикяна на более солидный грузовик КраАЗ, который собирался в украинском Кременчуге.

В кабине этого грузовика главные герои спят, потом долго колесят по центру Москвы. Затем они долго прощаются у двери самосвала, однако вместо расставания достают из кабины «москвичевские» покрышки и отправляются искать покупателя.

Первую партию КрАЗ-256 выпустили в конце 1961 года. На нем был установлен четырёхтактный восьмицилиндровый дизельный мотор ЯМЗ-238 рабочим объемом 14,87 л. Мощность составляла 235 «лошадей».

9. «ЗИЛ-130» и «Москвич-412» из «Невероятных приключений итальянцев в России»


В этом совместном фильме Эльдара Рязанова и итальянского режиссера Франко Проспери очень много довольно зрелищных погонь. Следует отметить, что в советских кинолентах редко делали подобные трюки. Однако в этой ленте они смотрелись впечатляюще.


В главной сцене погони друг с другом противостояли два советских автогиганта - «Москвич-412» и «ЗИЛ-130». Кстати, в Италии эта картина называлась «Одна безумная, безумная, безумная гонка по России».


Эту веселую комедию также видели практически все. Съемки проходили недалеко от поселка Новый Свет в Крыму. В картине две молодые девушки катаются на небольшом «Запорожце». Герой Андрея Миронова, который приехал на отдых на «Волге», вначале обзывал ЗАЗ-965 «консервной банкой», но потом он жалел машинку и говорил о ее беззащитности, так как влюбился в одну из героинь.

Эта машина была оснащена четырехцилиндровым мотором объемом всего 0,746 л. мощностью 23 «лошадки». Этот автомобиль мог разогнаться до 90 км/ч. Это последняя советская машина, оснащенная тумблерным переключателем поворотов и дверьми, которые открывались против движения автомобиля.

Существует интересная легенда о формировании стоимости этого автомобиля. На момент появления он стоил 1 800 рублей, что было равно стоимости тысячи бутылок водки (1,80 руб.). Если сравнить цену автомобиля со средней зарплатой, то работающий человек мог приобрести ЗАЗ-965 за 20 своих зарплат.

В народе это авто получило много прозвищ: «Запор», «ЗАЗик», «Жужик», «Малыш». Несмотря на насмешки, эта машина пользовалась огромной популярностью. Мало того, даже сейчас есть ценители этой модели.


Эти автомобили на то время считались элитными. На них передвигались Франклин Рузвельт, короли Норвегии и Югославии, генерал из Китая Чжан Цзолин, император Японии и Иосиф Сталин.

Съемочная группа утверждала, что этот автомобиль им предоставила областная филармония, но это не так. Ведь филармония не могла обладать таким шикарным авто. Для съемок Никита Михалков позаимствовал представительскую машину у одного коллекционера из Москвы.

Автомобили марки Packard начали выпускать с 1898 года. С этим связана одна интересная легенда. Джеймс Уорден Паккард захотел купить авто и отправился за ним в Кливленд. Там он приобрел машину марки Vinton. Но, по слухам, домой он так и не добрался, поскольку у автомобиля перегрелся мотор, соскочили шины, порвалась цепь привода. Паккард вернулся в Кливленд и начал предъявлять претензии, на что ему ответили: «Если вы такой умный, возьмите и сделайте автомобиль сами!» Паккард подумал и ответил, что сделает. И он сдержал свое слово.

Через год он представил авто собственного производства. Со временем его компания стала крупнейшим производителем престижных автомобилей. Даже кризис 30-х годов Паккард пережил без проблем благодаря производству Packard 120. Этот автомобиль и увозит товарища Котова в самом конце фильма. Кстати, эти автомобили активно завозили в СССР специально для НКВД.


В этом фильме главная героиня ездит на ВАЗ-2103 с неисправным карданным валом, но у Катерины не было времени отогнать авто в мастерскую. Но зрителям больше запомнился другой четырехколесный персонаж – «Москвич-400».

Антонина с подругами на нем едет на дачу для знакомства с родителями жениха. Потом тот же «Москвич» забирает Катю с ребенком из роддома. В фильме есть сцена, в которой хозяин ремонтирует постаревший «Москвич» и говорит, что на нем будут еще его внуки ездить, мол, при нормальном уходе машина может проработать хоть сто лет.

Особую любовь к снимавшемуся в фильме «Москвичу» испытывал Алексей Баталов, сыгравший слесаря Гошу. У него был такой же автомобиль, который он приобрел на деньги Анны Ахматовой (друга семьи) после демобилизации. Правда, поэтесса давала молодому Алексею деньги на одежду, но тот потратил их на «Москвич».


Стоит отметить, что «Москвич-400» является точной копией немецкого «Опеля Кадетт К 38» 1938 года, который был взят как трофей в Германии. Кстати, на ранних моделях «Москвича» можно встретить комплектующие со свастикой.

У «Москвича-400» сзади только один габаритный огонь и нет указателей поворотов. Поэтому 400-е «Москвичи» очень популярны у работников ГИБДД. Однако заработать на этом у них не выходит, поскольку повороты не предусмотрены заводом-изготовителем. Еще никто не запрещал водителю показывать повороты рукой.


Еще один «Москвич», который действительно стал культовым благодаря веселому фильму о контрабандистах. После выхода этой комедии многие советские граждане мечтали приобрести этот автомобиль. А как иначе, если по сюжету ленты на нем ездили настоящие бандиты (мафиози того времени). Чего стоит только фраза самого главного контрабандиста страны («Шефа»): «По совету друзей я решил приобрести автомобиль последней марки «Москвич»».

Но мало кто знает, что эта фраза стала достаточно большим проколом. Дело в том, что на момент съемок фильма последней моделью был «Москвич-408», участвующий в кино. Однако перед самым выходом картины в прокат московский автозавод АЗЛК представил обновленную модель «Москвич-412», которая отличалась от своего предшественника более мощным мотором. Наверняка такой прокол смогли заметить только опытные автомобилисты. Другие же зрители просто наслаждались интересным сюжетом и превосходной игрой актеров.

Кстати, по сюжету некоторые действия происходят в Стамбуле. Однако на самом деле съемки проходили в Баку. Чтобы придать городу необходимую атмосферу, нужно было найти много иномарок. И с этой задачей Леонид Гайдай (режиссер фильма) успешно справился. Для этой ленты он привез в Баку практически все иномарки СССР. Поэтому зрители не заметили подмены.


После этого фильма двухместное четырёхколёсное авто-мотоколяска получило прозвище «моргуновка», поскольку им управлял герой Евгения Моргунова. Все ключевые действия с этой инвалидкой снимались в Москве. Причем все трюки (разворот авто руками, запрыгивание в него на ходу) выполнялись Никулиным, Вициным и Моргуновым без привлечения дублеров.

Всего было изготовлено чуть больше 203 тысяч таких автомобилей. По большому счету, это даже не автомобиль, а моторизованная инвалидная коляска, которая не была предназначена для длительных поездок.


Однако на то время перебирать особо не приходилось, поэтому ездили и на этом. СМЗ С3А была довольно дорогой в изготовлении, поскольку в ней использовался цельнометаллический кузов из хромансилевых труб. Скорость была низкой, если сравнивать с автомобилями (до 60 км/ ч), так как использовался слабый двигатель. Единственным плюсом можно было считать простоту и ремонтопригодность этой мотоколяски.


Все помнят красное авто, на котором разъезжали Трус, Балбес и Бывалый. Однако мало кто знает, что это Adler Trumpf - личная машина Никулина, которую он предоставил для съемок.

Это немецкий автомобиль, который переводится как «козырь». Причем снималась машина под родным регистрационным номером. После съемок Никулин купил новый автомобиль, а «Трумпф» остался ржаветь в цирковом гараже. Когда Никулин умер, скульптор Александр Рукавишников решил поставить великому актеру памятник. Рукавишников сделал точную копию Adler Trumpf в натуральную величину, а рядом поставил скульптурное изображение Никулина. С 2000 года этот памятник стоит возле цирка на Цветном бульваре в Москве.

Но вернемся к автомобилю. Он был оборудован рядным четырехцилиндровым карбюраторным мотором объемом 1645 куб. см. Мощность мотора составляла 48 «лошадок». Автомобиль мог разгоняться до 115 км/ч. Причем цена авто составляла всего 4 тысячи рейхсмарок, что было вполне доступной суммой.


Стоит отметить, что съемочная группа не смогла в точности придерживаться сюжета книги. В ней Штирлиц ездил на «Хорьхе-853». Однако сценаристы не нашли подобного автомобиля, поэтому усадили штандартенфюрера в Mercedes-Benz 230 1938 года. За рулем этого автомобиля Вячеслав Тихонов, который играл Штирлица, провел много съемочных часов. Правда, иногда этот автомобиль заменяли на «дублеров», поскольку съемки проводились в разных местах, а перевозить автомобиль было накладно.

Стоит отметить, что эта машина из мосфильмовского гаража снималась во многих культовых фильмах: «Тегеран-43», «Щит и меч», «Освобождение», «Судьба человека».


Эта «Волга» заслуженно заняла первое место нашего рейтинга. Перед съемками студия Мосфильма получила совершенно новый автомобиль ГАЗ-21. Кинематографисты сразу обрадовались, однако потом поняли, какая ответственность на них лежит. Важно было не повредить социалистическое имущество.

При этом Иннокентий Смоктуновский, сыгравший Юрия Деточкина, совершенно не умел ездить. Ему срочно нужно было сдать на права.


Каскадер Александр Микулин смог быстро обучить Смоктуновского навыкам вождения. Причем Иннокентий был хорошим учеником, так как за время съемок не пострадала ни одна машина. Все трюки были тщательно продуманы. Волга действительно проскакивала под грузовиком-трубовозом, разворачивалась на 180 градусов, въезжала на трейлер, пряталась на откосе автодороги. Однако перед этим машину немного доработали: добавили дополнительный лист в рессоры и изменили жесткость амортизаторов.

Многие помнят сцену с троллейбусом, который выпрыгивает на тротуар. Все снималось вживую, в обычный день, и другие автомобили в кадре – это машины обычных москвичей.

Этот автомобиль снимался также в «Бриллиантовой руке». «Такси на Дубровку» - это перекрашенная Волга из «Берегись автомобиля».

Подведем итоги

Эти автомобили навсегда останутся в памяти зрителей, которые смотрели выше приведенные фильмы в детстве и молодости. А такое не забывается.

Погоня из фильма «Кавказская пленница» - в видео:

Сейчас, конечно, далеко не новый год, однако для прекрасных старых комедий не существует сезона, они любимы всегда. «Операция Ы», «Бриллиантовая рука» и «Кавказская пленница» – фильмы, знакомые всем с детства, и пусть они уже засмотрены до дыр, но задумывались ли вы когда-нибудь, какие машины представлены в этих фильмах? А ведь тут засветились очень интересные и оригинальные кузова своего времени.

«Операция “Ы” и другие приключения Шурика», 1965 г.

Начнем по порядку. В первой же сцене фильма появляется автобус ЛиАЗ 158-В (ЗИЛ-158В), в котором впоследствии и завязалась потасовка из-за сидячего места, которое не хотел уступать Федя (Александр Макарович Смирнов). Этот автобус выпускался с 1957 года и был основной рабочей машиной пассажирских парков Советского Союза 60-х и 70-х годов.

Почему ЗиЛ-ЛиАЗ? Все просто: дело в том, что в конце 50-х годов автобусное производство из-за сильной загрузки московского Завода имени Лихачева решили перенести в Ликино-Дулево, на ЛиАЗ – так популярный автобус сменил имя. Модификация 158-В была разработана в 1961 году, а все изменения были сугубо техническими: новое сцепление и КПП, а также другая тормозная система.

После инцидента в автобусе, в милиции Федю наказали 15-ю сутками работ на стройке, куда его привезли в милицейском ПАЗ 653. Этот автомобиль производился с 1953 по 1958 г. На самом деле, с этим фургоном такой комплектации связаны споры, которые идут и по сей день. Дело в том, что официального выпуска милицейских ПАЗ 653 никогда не было, а сам автомобиль предназначался для скорой помощи.

В следующей же сцене в кадре появляются три ГАЗ-51 различных модификаций – самосвал, тягач с дополнительной прицепной осью для длинномеров и подъемный кран. В дальнейшем эти грузовики еще неоднократно появятся на экране, развозя по строительной площадке различные стройматериалы. А также тут появился и гусеничный Бульдозер ЧТЗ С-100 (Сталинец). Этот образец появился в 1956 году, и за 8 лет его выпуска с конвейера Челябинского Тракторного Завода сошло 124 416 экземпляров.

Вторая часть фильма, где Шурик (Александр Демьяненко) встречает прекрасную девушку Лиду (Наталья Селезнева), автомобилями особо не отметилась, а из всей колесной техники, главным героям довелось проехать лишь на трамвае Татра т3 чехословацкого производства, который выпускался с 1960 аж по 1999 год.

Кроме техники, развозившей Шурика и Лиду, в картине мелькнули ЗИМ (ГАЗ-12), длиннобазный седан, выпускавшийся с 1949 по 1959 г. и РАФ-10 – микроавтобус Рижской Автобусной Фабрики, производившийся с 1957 по 1959 год. Кстати, этот автомобиль стал первым серийным микроавтобусом, произведенным в СССР.

В третьей части комедии снова появляются грузовики ГАЗ-51, а великолепная тройка Труса, Балбеса и Бывалого (Вицин, Никулин, Моргунов) разъезжает на инвалидке СМЗ С3А. Эта мотоколяска изготавливалась на Серпуховском мотоциклетном заводе с 1958 по 1970 г., а ее двигателем был ИЖ-49, выдававший всего 8 л.с.

Машинка должна была стать чем-то средним между инвалидной коляской и автомобилем, однако с обеими задачами справлялась очень посредственно и стала не «золотой серединой», а скорее «ни рыбой, ни мясом». Она была довольно тяжелой (425 кг), трудоёмкой и дорогой в изготовлении, из-за чего была совсем не дешевой для инвалидки.

В то же время она была очень медленной (максимальная скорость – 60 км/ч) и имела совершенно плохую проходимость из-за маленьких колес. Плюс к этому, автомобиль имел открытый кузов, из-за чего назвать машинку комфортной язык не поворачивается. Кстати, после выхода фильма на экраны эта коляска получила название «Моргуновка», по фамилии Евгения Александровича Моргунова, сыгравшего Бывалого, который водил эту несуразицу.

«Кавказская пленница, или новые приключения Шурика», 1966 г.

Итак, первые же кадры картины показывают нам главного героя «за рулем» ослика, бегущего по дороге, где он почти сразу встречает «санитарку» ГАЗ-55. Этот грузовик был построен на базе легендарной «полуторки» ГАЗ-ММ. Автомобиль для медиков выпускался с 1938 по 1950 год, и за 12 лет было выпущено 12 044 санитарных грузовика.

Вскоре на экране вновь появляется любимая всеми троица – Вицин, Никулин и Моргунов. Они снова в автомобиле без крыши, но на этот раз не в инвалидке С3А, а в великолепном Adler Trumpf. Это довоенный немецкий автомобиль, выпускавшийся с 1932 по 1939 г. Что примечательно, этот кабриолет стал одним из первых серийно выпускаемых переднеприводных автомобилей. Можно предположить, что это один из трофейных экземпляров, привезенных после войны в СССР.

Конечно, в советской комедии не обошлось и без легендарного ГАЗ-21, а ездил на ней товарищ Саахов, по просьбе которого Нина и была похищена. Также в картине показали ГАЗ-22, в который бригада санитаров грузила Шурика после застолья у прокурора. А в самом конце фильма мелькнул еще один автомобиль, построенный на базе «двадцать первой Волги» – это микроавтобус «Старт», разработанный силами Харьковского автодорожного института совместно с Северодонецкой авторемонтной базой в 1964 году.

После побега Нины и погони Adler за ГАЗ 55 великолепная троица, лишившаяся своего красного кабриолета, запрыгивает в грузовик Skoda-Liaz 706 RTTN. Этот грузовик, выпускавшийся в Чехословакии с 1957 года, стал очень популярным в СССР благодаря своей надежности и выносливости. Кстати, по какой-то причине именно рефрижераторы, массово закупленные в 1964-м, стали основным типом полуприцепов, движимых этим тягачом. Так что Трус, Балбес и Бывалый попали, можно сказать, в самый классический чешский грузовик своего времени.

«Бриллиантовая рука», 1968 г.

Начинается картина на улицах заграничного Востока, города Стамбула (на самом деле, в Баку), где появляется Opel Kapitan 1954 года выпуска. Это был европейский флагман GM Opel – седан бизнес-класса, который по популярности в родной Германии уступал лишь «Жуку» и Opel Rekord. Вслед за Опелем Гайдай опять показывает ГАЗ-21. В «Волгу» залетает зонт с нелегально перевозимыми драгоценностями, а следом садится и сам контрабандист Геша (Андрей Миронов). На этой бежевой Волге главные отрицательные герои (Миронов и Папанов), ездят практически весь фильм. Ее выпуск продлился почти 14 лет (1956-1970), и за этот период было выпущено чуть менее 640 тысяч экземпляров. Конкретно в фильме показали автомобиль 3 серии, выпускавшийся с 1962 года, который стал самым популярным и распространенным в СССР.

Вообще, ГАЗ-21 – это основной автомобиль комедии, и именно на нем «наши люди не ездят в булочную». Кстати, «та самая» машина и по сей день стоит в музее «Мосфильма». Еще на пленку попал ГАЗ-22, который хоть, по сути, и являлся ГАЗ-21 в кузове универсал, но по документам проходил как отдельная модель.

Киношникам нужно было создать атмосферу заграницы, поэтому не обошлось без иномарок. Так в картине появился и американский аналог нашей «Волги» – Chevrolet Two-Ten 2103 1953 года выпуска, который так же, как Опель, проехал по улицам Баку-Стамбула. В этом же эпизоде с поддельными пейзажами крупнейшего турецкого города мелькнула Tatra 603 – чехословацкая легковушка 1956-1975 г. выпуска. Эта машина имела заднее расположение двигателя, за счет чего конструкторы смогли сделать низкую и округлую форму передка, выгодную с точки зрения аэродинамики.

На рыбалку к Белой скале (скала Киселёвка в Туапсе), Миронов и Никулин едут на мотоцикле Jawa 350 Kyvacka . Двухколесные красавцы, выпускавшиеся в Чехословакии, были очень популярны в Советском Союзе. До 1991 года на заводе в городе Тынец-над-Сазавой было выпущено более 1 миллиона мотоциклов различных модификаций, а «трехсот пятидесятку» 1965 года (именно эта модель показана в фильме) собрали в количестве почти в 60 000 экземпляров.

И наконец, в финальной погоне появляется Москвич 408И (экспортный) с четырехфарной решеткой. На мой взгляд – это самое красивое исполнение модели. Разработкой модификации занялись еще в 1959 году, а до конвейеров автомобиль добрался к 1964-му. Кстати, сцена, где Москвич летит, подцепленный вертолетом, повторяет аналогичные кадры из фильма о британском разведчике Джеймсе Бонде «Живешь только дважды» 1967 года. Также отсылкой к бондиане стала и рука главного злодея «Шефа» с сияющим перстнем на ней. Таким образом, исключительно руками, в фильмах про Бонда показывался Эрнст Ставро Блофельд – глава террористической организации СПЕКТР.

Советские комедии 60-х и 70-х годов, способные рассмешить даже сегодняшнюю требовательную публику, как и любой фильм, были очень хорошей рекламной площадкой. Современное понятие «продакт плэйсмент» (за использование такого словосочетания тогда меня, наверно, арестовали бы), было знакомо и киношникам того времени. Хотя сложно понять, почему на 21-й Волге ездят как злодеи, так и милиция в фильме «Бриллиантовая рука».

Зато финал, как мы знаем, расставляет точки над i. В конце фильма главное олицетворение зла появляется хоть и не на иномарке, но зато на экспортном (!) 408-м Москвиче. Так что добрым людям – Волга, злым – Москвич для капстран! Либо инвалидка С3А, в крайнем случае…


Все помнят фильм Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». А все кто помнят этот фильм, не могли не запомнить тот красный автомобиль, на котором разъезжает знаменитая комическая троица в составе Никулина, Вицина и Моргунова. Но вот что это за автомобиль сказать может далеко не каждый из тех, что многократно посмотрел этот фильм и далеко не каждый из, кто проходя мимо памятника Никулину на Цветном бульваре, фотографируется на фоне этого автомобиля.

Во-первых, всех сбивает тот самый олень, который Никулин предусмотрительно снимает после окончания поездки. Такой олень крепился на 21-х «Волгах», и это заставляет зрителей думать, что на экране образец довоенной продукции ГАЗа. Между тем, сам этот олень появился вместе с «Волгой» и исчез вместе с ее исчезновением.
Во-вторых, никаких эмблем или фирменных знаков на автомобиле не имеется, а это также сильно затрудняет распознавание. Возможно, марка, модель и модификация автомобиля так бы и остались загадкой, если бы не то обстоятельство, что это был не студийный реквизитный автомобиль, а личная машина Юрия Никулина. Этот автомобиль назывался Adler Trumpf, именно через «pf», а не через «ph», как его часто ошибочно пишут. Машина эта – немецкая, а не английская, и потому название ее пишется по немецким правилам. И уж ни в коем случае его не следует переводить словом «Триумф», поскольку Trumpf это не триумф, а козырь. Путаница эта вызвана существованием мотоциклов Адлер-Триумф, которые в 1950-х годах фирма Adlerwerke делала по английской лицензии.


Снимался этот автомобиль под своим регистрационным номером 91-63 ЮАР. При этом буква «Ю», свидетельствует о том, что автомобиль был зарегистрирован в Подмосковье, буква «А» – о том, что регистрация автомобиля произведена в 1959 или 1960 году, а буква «Р» – о том, что автомобиль принадлежит частному владельцу.
После съемок фильма Никулин приобрел новый автомобиль, и Трумпф долгое время ржавел в цирковом гараже, пока до него вскоре после смерти Никулина не добрался скульптор Александр Рукавишников, решивший соорудить памятник великому артисту. Замысел Рукавишникова состоял в том, чтобы сделать точную копию автомобиля в натуральную величину и поставить ее рядом с несоразмерно большим скульптурным изображением Никулина.
Памятник этот появился рядом с цирком на Цветном бульваре 3 сентября 2000 года. На воплощение проекта ушло два года, стоимость памятника составила 350 тысяч долларов. Скульптура весит более 3,5 тонн. Машину отливали в Минске, а фигуру Никулина в Италии. Пока устанавливали памятник, его никто не охранял, и директор мастерской был вынужден ночевать прямо у скульптуры, чтобы за ночь ничего не украли.
Первоначально памятник собирались установить на проезжей части - бронзовая машина должна была быть припаркована на бульваре у цирка. Однако московское ГИБДД не разрешило занимать проезжую часть, и пришлось установить памятник на тротуаре у входа в здание цирка.



История этого автомобиля началась в начале 30-х годов. Фирма Adlerwerke из Франкфурта-на-Майне была хорошо известна в Германии своими велосипедами и пишущими машинками еще в XIX веке. Первое знакомство с автомобильной техникой произошло в самом конце XIX века, когда Карл Бенц заказал у фирмы Adler велосипедные колеса для своих безлошадных экипажей.
Увидев легкий французский автомобиль братьев Рено, владелец "Адлера", Генрих Кляйер, загорелся желанием выпускать собственные автомобили. Первым автомобилем фирмы Adler стала вуатюретка Vis-a-Vis, появившаяся в 1900 году. ней водитель и пассажир сидели друг напротив друга, а рулевое колесо на вертикальной колонке было посреди машины. Мощность 400-кубикового мотора составляла 3,5 л.с. Автомобиль разгонялся до 30 км/ч.
Но к началу 30-х годов фирма Adlerwerke выпускала такие автомобили, как Standard и Diplomat, предназначенные для богатых и очень богатых покупателей. Однако разразившийся в 1929 году экономический кризис особенно больно ударил именно по Германии, и число богатых покупателей резко убавилось. В этих условиях фирма решила делать автомобили подешевле.


Именно в этот период один из наиболее талантливых немецких автомобильных конструкторов и ярый сторонник переднего привода Ганс Густав Рёр предложил свои услуги фирме Adler. Он-то и разработал автомобиль Adler Trumpf с передними ведущими колесами на независимой подвеске. Простой и дешевый автомобиль оказался весьма кстати. В серийное производство он поступил в 1932 году, на два года раньше, чем известный переднеприводной Ситроен Траксьон Аван. Так что если бв до него не появилась чешская Aero, Трумпф можно было бы считать первым в мире серийным переднеприводным автомобилем.
Длина автомобиля при 2825-миллиметровой колесной базе составляла 4 метра 15 сантиметров, ширина 160 см, а высота при поднятом верхе равнялась 158 сантиметрам.


На автомобиле стоял рядный четырехцилиндровый карбюраторный двигатель водяного охлаждения. При 74,25-миллиметровом диаметре цилиндра и 95-миллиметровом ходе поршня его рабочий объем составлял 1645 кубических сантиметров. При 3400 оборотах в минуту двигатель развивал мощность, равную 48 лошадиным силам, что для двигателя такого литража было в те времена большим достижением. Такая мощность позволяла 750-килограммовому автомобилю разгоняться за 32 секунды до 80-километровой скорости. Максимальная же его скорость достигала 115 км/ч. Правда, радиус поворота для столь небольших размеров был великоват – 5,9 метра. Вызвано это было тем, что на Трумпфе не применялись шарниры равных угловых скоростей, а это вынуждало ограничить угол поворота колес 28 градусами.
Но главным козырем Трумпфа была его цена. Продавали этот автомобиль за 4000 рейхсмарок, что в 1932 году, то есть до известной девальвации доллара января 1934 года, составляло $950. Это делало Трумпф сопоставимым по ценам с дешевыми американскими автомобилями типа Форда А. При этом, по сравнению с Фордом, Трумпф выглядел современнее и был технически совершеннее.
С 1934 года объемы производства стали расти, и этот автомобиль фактически стал предтечей Фольксвагена. Если до 1936 года было выпущено 7003 автомобиля, то с 1936 по 1938 год было изготовлено 18 600 штук.Был у Trumpf’a и уменьшенный вариант Adler Trumpf Junior, появившийся в 1934 году. Эта модель имела 995-кубиковый двигатель с диаметром цилиндра 65 и ходом поршня 75 мм. Развивая мощность в 25 л.с., и разгоняя машину до 100 км/ч, этот двигатель расходовал всего 9 литров на 100 км. Стоил он еще дешевле – 2950 марок. Во многих публикациях указывается, что именно Юниор снялся в «Кавказской пленнице». Однако размеры Юниора были намного меньше размеров Трумпфа. Длина Юниора была равна 3 метрам 86 сантиметрам, а ширина составляла всего лишь 145 см. При такой ширине даже Вицин бы чувствовал себя на сиденье рядом с Моргуновым крайне неуютно. Чтобы окончательно разрешить вопрос о том, большой это Трумпф или Юниор, я взял рулетку и пошел на Цветной бульвар. Там, сделав морду кирпичом, я самым наглым образом промерил этот автомобиль и понял, что размеры у него явно не юниоровские.
Но самое главное отличие кроется даже не в размерах – кузов у Юниора был несущим, и потому кабриолетная модификация имела дверные стойки и дужки крыши подобно тем, что имелись на кабриолетном варианте нашей «Победы». Если их срезать, существенно пострадает жесткость кузова. Снявшийся же в фильме автомобиль – чистейший кабриолет.
Изначально этот экземпляр, как и все Трумпфы, имел привод на передние колёса, но ко времени съёмок он утратил эту редкую для тех лет особенность, так как на него перекочевали двигатель, коробка и задний мост от 400-го «Москвича» – причем от «Москвича» самых первых серий, имевших напольный рычаг переключения передач.

На параде ретроавтобусов 8 августа 2015 года особый интерес у посетителей вызвал автомобиль СМЗ С3А, хорошо знакомый многим по комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».

Те, кому хотя бы раз довелось посмотреть кинокомедию «Операция «Ы», наверняка обратили внимание на необычный микроавтомобиль, на котором передвигались главные герои. Однако точно назвать марку и годы серийного производства этой машины могут далеко не все, хотя еще полвека назад подобные автомобили можно было встретить во многих городах Советского Союза.

Микроавтомобили с мотоциклетными двигателями, рассчитанными на перевозку не более двух человек, считая водителя, принято называть мотоколясками. В странах Западной Европы, особенно в Италии и ФРГ, эти маломощные машинки были очень популярны в 1950-е годы, когда во время экономического кризиса личный автомобиль для большинства населения являлся роскошью. Их производством занимались фирмы, ранее не выпускавшие автомобили: например, Messerschmitt и Zundapp. Интересно, что именно производство кабиненроллеров (так назывались мотоколяски в Германии) помогло компании BMW избежать банкротства и пережить трудные годы. Однако уже в первой половине 1960-х годов в связи с повышением уровня жизни в странах Западной Европы спрос на микроавтомобили резко упал, что привело к полному прекращению производства.

В Советском Союзе пошли своим путем. Первым отечественным микроавтомобилем серийного производства стал в 1952 году трехколесный С1Л с единственным передним колесом, предназначенный для инвалидов Великой Отечественной войны. Несущим элементом являлась сваренная из труб пространственная рама, на которой устанавливался цельнометаллический двухместный открытый кузов с брезентовым тентом. Микроавтомобиль получил руль мотоциклетного типа и независимую пружинную подвеску на поперечных рычагах. Любопытно, что автомобиль не имел электрического стартера: для запуска двигателя служил рычаг на панели приборов.

В задней части кузова устанавливался четырехсильный двухтактный мотоциклетный двигатель, мощности которого с трудом хватало, чтобы привести в движение машину весом 275 кг, - максимальная скорость не превышала 30 км/ч. Трехколесная компоновка позволила максимально (до 4 м) уменьшить радиус поворота, но проявила себя и отрицательно: автомобиль отличался крайней неустойчивостью. Кроме того, при движении по покрытой грязью грунтовой дороге каждое колесо было вынуждено прокладывать себе колею, что снижало проходимость. Определенные нарекания вызывали также слабое освещение (всего одна передняя фара в центральной части) и ненадежность конструкции, компенсировавшаяся, правда, легкостью ремонта. Однако при всех недостатках машина обеспечивала своему владельцу защиту от непогоды и давала возможность передвигаться без посторонней помощи.

В 1956 году Серпуховский завод освоил выпуск модернизированного микроавтомобиля С3Л с более мощным (7,5 л.с.) двигателем Иж-49. Он выпускался всего два года, после чего был заменен четырехколесным С3А с реечным рулевым механизмом. Для запуска двигателя служил электрический стартер, но на всякий случай в салоне остался рычаг, с помощью которого также можно было завести мотор. Ведущий задний мост имел приводимый цепью дифференциал с реверсом, позволявшим получать по 4 передачи как вперед, так и назад.

В задней части двухместного кузова размещался двухтактный двигатель Иж-49 в блоке с четырехступенчатой коробкой передач. От силового агрегата к главной передаче крутящий момент передавался при помощи цепи. Тормоз на С3А был только ручной, механический.

Торсионная подвеска передних колес отнимала много внутреннего пространства в и без того тесном кузове, из-за чего в багажнике едва хватало места для запасного колеса и инструмента. Поперечные трубы с заключенными в них пластинчатыми торсионами и пружинная независимая подвеска задних колес крепились к сваренной из труб раме, которая была весьма трудоемким в изготовлении узлом. Микроавтомобиль получился довольно тяжелым для своих габаритов: его снаряженная масса составляла 425 кг. Максимальная скорость автомобиля не превышала 60 км/ч, а расход топлива составлял 5 литров на 100 километров пути. Желание сделать дешевую машину, которую не жалко вручить бесплатно, привело к парадоксальному результату: из-за обилия ручного труда и 75 погонных метров труб в конструкции себестоимость СЗА была выше, чем у «Москвича-407»! Однако, несмотря на высокую трудоемкость и безнадежно устаревшую конструкцию, С3А оставалась в производстве до 1970 года, хотя уже в 1962 году конструкторы НАМИ разработали двухместный микроавтомобиль СМЗ-НАМИ-086 «Спутник» с новым силовым агрегатом и оригинальным современным закрытым кузовом с двумя взрослыми и двумя детскими местами. Однако «Спутник» так и остался опытным образцом: Министерство автомобильной промышленности отказалось выделять средства на его подготовку к серийному производству.

Правда, в 1962 году С3А подверглась некоторой модернизации (замена фрикционных амортизаторов телескопическими, обновленные резиновые шарниры полуосей и более совершенный глушитель) и получила индекс С3АМ. Кроме того, в 1960 и 1961 годах выпускалась модификация С3Б, предназначенная для управления одной рукой и одной ногой. Срок службы микроавтомобиля был определен в 10 лет, после чего владелец бесплатно менял его в органах социального обеспечения на новый, а отслуживший свой срок автомобиль отправлялся в металлолом. Именно это обстоятельство привело к тому, что до наших дней уцелело небольшое количество этих не вполне удачных, но достаточно интересных автомобилей.

В начале 1990-х годов автору этих строк часто приходилось бывать в подмосковной деревне Скрябино. Она ничем не отличалась от других деревень Подмосковья, если бы не одно обстоятельство: на берегу пруда под деревом стоял странный автомобиль без крыши и с двумя большими дверьми, навешанными на задних петлях. Долгое время я мучился в догадках, что это за автомобиль, пока не увидел его в кинокомедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Однако полностью приоткрыть завесу тайны удалось только летом 1994 года, после выхода второго тома книги Л.М. Шугурова «Автомобили России и СССР». В середине 1990-х годов поездки в Скрябино прекратились, и необычный автомобиль оказался на некоторое время забыт. Возможно, я так бы и не вспомнил о нем, если бы не его величество случай.

В середине мая 2007 года, просматривая путеводитель по Ленинграду конца 1960-х годов, на одной из фотографий я увидел С3А и вспомнил о своей давней находке в деревне Скрябино. Я тут же решил рассказать об этом своим друзьям - реставратору Музея городского транспорта ГУП «Мосгортранс» Валерию Дрокову и директору музея Владиславу Карганову: они давно хотели приобрести С3А для экспозиции. Решение созрело мгновенно: «Мы организуем транспорт, а ты покажешь дорогу». Экспедиция в Скрябино была назначена на последний день весны. Честно говоря, я опасался, что уникального микроавтомобиля не окажется на месте, ведь с момента нашей последней встречи прошло более 10 лет… Однако мои опасения оказались напрасными: автомобиль не только оказался на месте, но и был практически полностью комплектный, за исключением сидений.

В середине июня, в один из дней, когда я уже собирался идти с работы домой, у меня зазвонил телефон. Это был Валерий: «Хочу сообщить тебе новость: «инвалидки» в Скрябино больше нет!». На вопрос, что с ней произошло, он ответил, что ее только что доставили в музей. Подробности стали известны на следующий день. После смерти владельца его дети не стали сдавать мотоколяску в металлолом, а привезли ее в деревню, где переоборудовали ручное управление в стандартное. Они согласились уступить автомобиль музею за 5000 рублей. После этого передача уникального микроавтомобиля стала делом техники.

СМЗ С3А. Состояние до восстановления

Несмотря на то, что большинство узлов и агрегатов найденного автораритета были оригинальными, его восстановление растянулось на несколько лет. Сотрудникам музея пришлось заниматься реставрацией самостоятельно, в ремонтном боксе, большинство работ выполнялось вручную. Были демонтированы педали, установленные прежними владельцами; вместо металлических ушей в задней части кузова установлены оригинальные жалюзи системы охлаждения, приобретенные на «разборке». Пришлось заново изготовить рамки стекол, отсутствующие на найденном автомобиле. Завершение реставрационных работ и постановку автомобиля на ход доверили специализированному предприятию. К сожалению, здесь не обошлось без ложки дегтя: реставраторы отказались восстанавливать оригинальный тент и заменили его новым, не совсем соответствующим конструкции. Однако старый тент не стали выбрасывать, и при желании его можно поставить на автомобиль.

Возможно эта история вдохновит кого-то еще на спасение редкого автомобиля от утилизации. Для этого наши редакторы и эксперты отбирают самые интересные классические автомобили, продающиеся на электронных площадках России. Вы можете посмотреть их в разделе .

Текст: Владимир Вараксин

История этого потрясающего проекта началась в 2009 году, когда в руки Дмитрия из Казахстана по воле случая попала машина из известного нам всеми фильма «Операция Ы и другие приключения Шурика» двухместная малолитражка СеАЗ С-3А 1960 года выпуска.

«Я её не выбирал и не искал. Как то вечером сидели с друзьями в кафе и один знакомый похвастался что пригнал этот автомобиль с деревни для одного коллекционера, я его и перекупил » - рассказывает Дмитрий.

Приобретенная в плачевном состоянии машина, сразу после покупки отправилась в гараж, где простояла в разобранном виде 3 года. И только в 2012 году автомобиль начал обретать новую жизнь. Основной целью Дмитрия было не простое восстановление крохотного СеАЗ С-3А, но его преображение, чтобы машина радовала людей и вызывала их удивление.

«Я был обескуражен, когда катался на ней по городу, ведь многие люди даже не знают что это за машина, хотя фильм, я думаю, смотрели все» - рассказывает автор проекта.

Значительным переделкам знаменитая мотоколяска не подверглась. По ходовой части все было полностью отреставрировано, а вот 0,5-литровый моторчик и механическая коробка передач прошли через процесс капитального ремонта.

Однако, пройти проверку на надежность расстоянием не получилось. «Далеко на автомобиле не ездил, только в черте города, ведь он не едет больше 55 км/ч. Только возил его на фургоне в Астану за 300км на соревнования по автозвуку» - рассказывает Дмитрий.

В планах Дмитрия была установка другого двигателя. Для этого даже был приобретен квадроцикл из Китая. Но в итоге получилось так, что кроме колес от китайской техники ничего позаимствовано не было.

Что касается салона, то в нем были перешиты сиденья и обшиты дверные карты. Затем СеАЗ С-3А отправился в мастерскую по авто звуку, откуда приехал уже с установленной акустикой: сабвуфер, усилители, подиумы, колонки, магнитола Pioneer DEH-80PRS. Слабенький генератор в дальнейшем был заменен на более мощный и установлен второй аккумулятор.

К началу летнего сезона и соревнованиям по автозвуку, этот проект был закончен. Но этой зимой Дмитрий опять возьмется за переделки своего автомобиля. Его ждут доработки по музыке: дополнительные усилители и колонки.

«Каждый раз когда выезжаю в город покататься, все проезжающие сигналят и машут, некоторые достают телефоны и начинают снимать, многие спрашивают продаю ли я авто. Как-то стояли на парковке с друзьями. Подъехал мужчина с семьей на Toyota Camry и предложил меняться: ключ на ключ. Я согласившись поставил его в тупик, и он быстро передумал. И ещё меня удивил мальчик лет 13-ти. Подъехал к нам на велосипеде и спросил чья это машина. Я ответил что моя. Он пожал мне руку и сказал, что это же СМЗ С-3А и попросил сфотографироваться возле машины чтоб показать фото отцу. Это единственный человек, который назвал марку и модель авто» - рассказывает Дмитрий.

При постройке этого добродушного автомобиля сложностей у Дмитрия не возникло: маленький автомобиль с простым устройством и доступностью запчастей – мечта любого автотюнера.