Когда падает лифт. Почему падают лифты

В этом году лифты в России ломаться и падать будут все чаще. Мрачный прогноз? Безусловно. А причина проста: на сегодняшний день число выработавших свой эксплуатационный срок лифтов составляет по стране порядка 30%, при этом темпы их замены не успевают за темпами старения.

Значит ли это, что самый массовый вертикальный вид транспорта в стране стал еще и самым опасным? А ужасная гибель сначала 10-месячного младенца, а меньше чем через месяц 36-летней женщины в лифтах жилых домов в Москве далеко не последние?
Осторожно, «лифтопад»
Сразу две страшные смерти в московских лифтах за последний месяц - 19 декабря погиб 10-месячный младенец в доме на Островитянова, 14 января - дочь известного телеведущего Евгения Кочергина в жилом комплексе премиум-класса. Что это: роковое совпадение или результат системного халатного отношения к работе обслуживающих компаний? В обоих случаях больше всего поражает сама нелепость гибели людей. Напомним, на Островитянова лифтовая кабина двинулась вниз с еще открытыми дверями в тот момент, когда муж с женой завозили в нее коляску. Почему это не случилось секундой раньше или позже? А лифт в ЖК «Алые паруса» перекосило с пассажиром во время движения, да так, что у монументальной конструкции оторвалось дно, и женщина улетела в шахту. Как такое вообще возможно?
Самая распространенная версия подобных ЧП - оборвался трос, который опускает и поднимает лифты на этажи. На самом деле, как говорят специалисты, обрыв каната - это самое последнее, что в принципе может произойти с лифтовым оборудованием. Лифт держится на трех-четырех стальных канатах. У каждого запас прочности 12-кратный. Это значит, что разрывное усилие должно в 12 раз превосходить его расчетное натяжение. Поэтому эту версию и в том и в другом случае эксперты отметают.
Установить причины произошедшего и виновных еще предстоит правоохранительным органам. Специалисты же по лифтам пока называют возможные причины такого «лифтопада» и дают прогнозы на будущее.
У семи нянек дитя без глазу
Вот уже два года как здания с лифтами в нашей стране исключены из категории опасных производственных объектов. Поэтому вопрос, как нужно правильно их эксплуатировать, мало кого волнует.
- Порядок использования и эксплуатации лифтов является одним из важнейших документов, который необходимо принять в ближайшее время, - говорит вице-президент Национального лифтового союза Алексей Захаров. - В нем должно быть четко прописано, что нужно делать владельцам лифтов, чтобы они были безопасными для пассажиров. Сейчас между организациями, которые монтируют лифт и эксплуатируют, как правило, стоит управляющая компания, сотрудники которой профессионалами в лифтовом хозяйстве не являются. Вот и получается, что принять лифт управдом может по незнанию уже с нарушениями, а затем отдать на обслуживание какой-нибудь фирме-одногодке, которая по конкурсу запросит самую минимальную цену на сервис.
В результате нередко лифты в наших домах обслуживают такие компании-подрядчики, что впору самим надевать рабочую робу и идти на курсы лифтеров и электромехаников.
- По правилам хотя бы один раз в месяц механик должен провести обслуживание - осмотр, смазку и регулировку всех механизмов лифта, и дополнительно выйти на проверку по заявкам жильцов. Еще одну проверку работы лифта он должен провести раз в три месяца, а затем раз в шесть месяцев. Один раз в год проводится полная подготовка лифта к техническому освидетельствованию, - рассказывает Захаров.
В реальности все, конечно, зачастую обстоит иначе.
По словам специалиста, сейчас новоиспеченные обслуживающие компании, выигравшие электронные торги, нередко даже не выясняют причин остановки того или иного лифта. Придут, перезапустят, и на этом все заканчивается. Заранее никакие механизмы не меняются - только когда что-то сломается. В большинстве таких подрядных компаний нет квалифицированного персонала, опытных специалистов катастрофически не хватает, из-за чего на работу часто берут совершенно неподготовленных людей.
По данным гендиректора Карачаровского завода Сергея Заики, в Москве на одного электромеханика может приходиться до 150–200 лифтов, и эта цифра никак не регулируется.
Кроме того, никто не может даже подсчитать точное количество лифтов.
- Лифты, введенные в эксплуатацию с 2011 года, можно посчитать по зарегистрированным декларациям, но в целом учет лифтов как технических устройств отсутствует, - пояснил Захаров.
Еще одна проблема, которая волнует в настоящее время в большей степени даже самих производителей лифтов, - это контроль за своим детищем. В настоящее время заводы-производители никак не отслеживают дальнейшую судьбу продукции: произвел, продал и забыл.
- Во всем мире производители не просто имеют право, они обязаны осуществлять полный жизненный цикл своей продукции: они производят и затем обслуживают свои лифты, - рассказывает Заика. - У нас же существуют отдельно сотни компаний, которые монтируют лифты в домах, и еще сотни, которые потом обслуживают. В результате, как говорится, у семи нянек дитя без глазу.
Если законодательно на федеральном уровне за производителями закрепить право хотя бы опосредованно, выборочно контролировать эксплуатацию своего же оборудования, будет только лучше. Лифты станут безопаснее, а государство получит еще одно ответственное лицо, заинтересованное в качестве выпускаемой продукции.
Между тем, по мнению лифтовиков, лифты должны обслуживаться только специализированными организациями, благодаря чему будет максимально обеспечиваться безопасность подъемников. Требуется немного: установить профессиональные требования к таким организациям и перечню обязательных работ, а также наделить Ростехнадзор и Государственную жилищную инспекцию полномочиями по проверке выполнения работ.


Виной всему человеческий фактор?
В московских домах сегодня можно увидеть лифты самого разного внешнего вида: в некоторых «сталинках» найдутся еще кабины с дополнительной решеткой на двери, которую нужно закрыть вручную, прежде чем лифт тронется. Во многих старых лифтах стены кабин обиты пластиком «под дерево», и двери там, как правило, прилегают неплотно, защитный реверс не всегда срабатывает, и люди могут пытаться поставить туда ногу или руку, чтобы придержать лифт. В современных домах лифтовые кабины выглядят уже более массивно - со всех сторон они отделаны металлом (для защиты от возгорания), кнопки там также антивандальные - их невозможно поджечь. Где-то производители уже устанавливают в кабинах зеркала и информационные панели. Все это, по словам специалистов, является дополнительной защитой от вандалов, которые вместо того, чтобы рисовать на стенах, начинают смотреться в зеркало или читать новости на экране.
Однако, как показывает практика, внешний вид лифта вовсе не означает его безопасность. И не так важно, какого цвета там кнопки и стены. Все дело в начинке, в механизмах, которые запускают его работу.
Что могло стать причиной трагедии на улице Островитянова? Как предполагают специалисты, в данном случае на дверях шахты и лифта не сработали так называемые контакты безопасности. Вполне возможно, что какой-то из них вышел из строя за давностью лет. Ведь данный лифт был произведен и смонтирован еще в начале 70-х годов прошлого века (это учитывая, что срок службы любого лифта составляет 25 лет). И только в начале 2000-х годов на нем была проведена модернизация - все механизмы производителя - Карачаровского механического завода - заменили на модель лифта компании «Мос Отис». А потому сказать точно, как он работал последние 15 лет, производитель не может.
Вместе с тем, если говорить о защите дверей, стоит отметить, что механизмы и узлы безопасности на более новых лифтах все же существенно отличаются от тех, что устанавливались еще несколько десятилетий назад.
- Раньше лифты были с распашной одностворчатой дверью или двухстворчатыми раздвижными дверями, как на Островитянова, - поясняет Захаров. - Теперь же дверные проемы стали шире, есть много моделей с телескопической створкой, где повышена плавность хода и чувствительность усилия закрывания. Есть двери с фотоэлементом, когда световые датчики установлены только в одной точке, а также со «шторкой», когда датчики установлены по всему проему. Это самый высокий уровень безопасности.
Что касается лифта на Островитянова, то там над каждой дверью шахты должно быть установлено по три выключателя безопасности. Они контролируют закрывание створок. Когда обе створки закроются, выключатели должны замкнуться. - Возможно, в доме могли быть выведены из действия выключатели, контролирующие закрытие дверей шахты и двери лифта, - предполагает бывший инспектор по лифтам московского отдела Госгортехнадзора Сергей Иванов (ему уже 81 год, поэтому он знает о лифтах практически все). - Выйти из строя все сразу они не могли физически. Сломаться мог какой-то один, питание на контакты подаваться перестало, и лифт встал. Пришли электромеханики и провели ремонтные работы. Возможно, именно во время ремонта кто-то из них принудительно отключил все остальные выключатели, чтобы исправить поломку, а потом по халатности или в спешке не проверил их работоспособность. В результате лифтовая кабина начала двигаться с открытыми дверями.
Почему в лифте в ЖК «Алые паруса» оторвалось дно? Этот лифт в отличие от предыдущего достаточно новый. Такие кабины устанавливали сразу в нескольких корпусах комплекса в начале 2000-х годов. Производитель - компания «Мос Отис».
По последним данным, лифт перекосило на 7-м этаже из-за того, что были плохо закреплены рельсы, по которым движется кабина. Произошел обрыв противовеса, который удерживает трос с кабиной и представляет собой несколько «гирь» - железобетонных блоков по 50 кг. Блоки ударили по кабине, в результате чего и произошло обрушение дна лифта.
Как пояснил Алексей Захаров, действительно, противовес мог развалиться, а вот трос, скорее всего, не обрывался, иначе лифт бы просто полетел вниз. Перекосить кабину могло также по нескольким причинам. Проблемы с рельсами - одна из них. Но есть и другие. Например, обслуживающая компания разместила в шахте какое-то постороннее оборудование, которое упало. Нельзя исключать пока и того, что «поплыло» само здание.
Самое обидное, что все наши так называемые управляющие компании ЖКХ, которые отвечают за безопасность жилых домов, в случае ЧП всегда ищут виновных среди самих жильцов. Упала на голову сосулька? Нечего ходить рядом со зданиями. Поскользнулся на не очищенной ото льда лестнице? Крепче держись за перила. После трагедии на Островитянова глава управляющей компании Александр Лысаков, например, посоветовал жильцам подробнее изучить правила пользования лифтом, согласно которым ввозить и вывозить коляску из лифта нужно пустую, а ребенка при этом держать на руках. Что ж, мы в ответ можем только посоветовать ему самому провернуть такой эксперимент. Особенно если мама одна, коляска весит килограммов 15, а карапуз только-только уснул. Увы, чиновники наши страшно далеки от народа. И от лифтов, как выяснилось, тоже - до тех пор, пока многотонная махина не станет невольным орудием убийства.
Очень бы хотелось, чтобы хотя бы эти трагедии заставили чиновников действовать - усилить контроль за обслуживающими компаниями, ввести какие-то профстандарты для рабочих и внести наконец лифты в список опасных объектов, требующих особого внимания.


НА ЧТО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ЛИФТОМ - СОВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ
∎ Если во время движения вы чувствуете странные вибрации кабины лифта, непонятные громкие звуки, нужно вызывать диспетчера и сообщить ему об этом.
∎ Если лифт обслуживает профессиональная компания, на 1-м этаже у дверей лифта она обязательно разместит свои данные - адрес, телефон, а также правила пользования лифтом.
∎ При входе в лифт, если есть сомнение в качестве его технического обслуживания, можно нажать на кнопку вызова диспетчера, чтобы проверить, на месте ли он и работает ли вообще аварийная связь. По правилам аварийная служба в случае ЧП должна приехать к вам в течение получаса, не больше.
∎ Перед входом в лифтовую кабину проверьте, подъехала ли она на этаж.
∎ Если лифт так и не починили, необходимо обратиться в вашу управляющую компанию и затребовать у нее полную информацию по данному лифту - кто его обслуживает и как. В случае если вас не удовлетворяет данная компания-подрядчик, общим собранием жильцов необходимо либо потребовать у управляющей компании сменить подрядчика, либо сменить ее саму.
∎ Дверной проем - самое травмоопасное место в лифте. Поэтому эксперты советуют не выскакивать из лифтовой кабины, если, например, дверь не закрылась, а лифт поехал. Нельзя самостоятельно и вылезать из кабины, если она застряла с открытыми дверями между этажами.
МЕЖДУ ТЕМ
По данным Комитета по аналитике и статистике (ЕЛИАС) Национального лифтового союза, в России сегодня в многоквартирных домах насчитывается порядка 440 тысяч лифтов, из них около 120 тысяч уже выработали свой нормативный срок 25 лет. Иными словами, каждый третий лифт требует замены. В этом году по стране было введено в эксплуатацию около 25 тыс. лифтов в новостройках, а заменено лишь 9518 лифтов, что составляет 2,2% от требуемого количества. В 2016 году предполагается заменить порядка 8,5 тысячи старых лифтов (1,9%), при этом каждый год дополнительно вырабатывают свой ресурс 10 тысяч лифтов. Это значит, что темпы старения оборудования, по прогнозам экспертов, будут расти.
В Брянской, Воронежской, Костромской, Тульской, Архангельской, Волгоградской областях, а также в Карелии и Карачаево-Черкесии по региональным программам фондов капитального ремонта в 2015–2016 годах не было и не будет заменено ни одного лифта.
В Москве в жилых домах установлено около 110 тысяч лифтов, из них лишь 6,5% требуют замены.
ТРАВМАТИЗМ
ДИНАМИКА СМЕРТЕЛЬНОГО ТРАВМАТИЗМА В ЛИФТАХ ЗА 5 ЛЕТ ПО РОССИИ
2010 год - погибло 8 человек
2011 год - погибло 17 человек
2012 год - погибло 12 человек
2013 год - погибло 12 человек
2014 год - погибло 12 человек
2015 год - погибло 10 человек

18 апреля в Москве начнется судебное разбирательство по громкому делу о гибели дочери телеведущего , 36-летней в результате крушения лифта в московском ЖК «Алые паруса». По версии обвинения, в трагедии, случившейся 14 января 2016 года, целиком и полностью виноват обслуживавший этот лифт электромеханик . Однако в деле есть немало моментов, указывающих на то, что произошедшее - не трагическая случайность, а закономерная ошибка, к которой привела халатность многих лиц, ответственных за безопасную работу лифтов в одном из самых престижных жилых комплексов Москвы. расследовала эту историю.

Смерть в «Алых Парусах»

Авария в лифте ЖК «Алые Паруса» (дом №79 по Авиационной улице в районе Щукино) 14 января 2016 года в 11:20. По исходной информации, у кабины отвалилось дно из-за резкой остановки. Пассажирка Ирина Володина упала в шахту с седьмого этажа и разбилась насмерть. еще об одном погибшем - мужчине, однако позже эта информация не подтвердилась.

«Дочь ценой своей жизни показала проблему лифтов в ЖК "Алые паруса"», - вскоре после аварии отец погибшей, Евгений Кочергин. По его словам, Ирина Володина входила в инициативную группу, выступавшую за замену лифтов в жилом комплексе. У нее остались двое несовершеннолетних детей. Один из них вместе с няней в момент падения лифта, в котором была его мать, находился в соседней кабине.

После аварии супруг Ирины Володиной, Алексей, дал показания следователям (они есть в обвинительном заключении, которое имеется в распоряжении «Ленты.ру»).

«Примерно с 2012 года появилась проблема с закрыванием дверей лифта при сильном ветре, который двигался со стороны гаража и подъезда. (...) Более того, при движении лифтов, в том числе лифта, потерпевшего крушение 14.01.2016, примерно на 6-8 этажах лифт начинало болтать, издавая громкие звуки скрежета и соударения, что вызывало серьезные опасения жителей. По данным фактам жители комплекса писали многочисленные жалобы, на которые управляющая компания - ООО "ДС Эксплуатация" реагировала формально и в недостаточном объеме. По сути, они абстрагировались от решения данной проблемы, перекладывая ответственность на фирму, обслуживавшую лифты», - отмечалось в показаниях .

По предварительным данным Следственного комитета России (СКР), катастрофа случилась из-за «технической неисправности и разлома кабины» подъемника. Было уголовное дело по статье 238 УК РФ («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»).

В поисках виновных

Утром 15 января 2016 года в столичном управлении (СКР) о задержании электромеханика Алексея Белоусова - сотрудника компании ООО «Лифтгарант», отвечающей за техническое обслуживание лифтов в ЖК «Алые паруса».

Как следует из обвинительного заключения, 13 января 2016 года, в день накануне аварии, Белоусов произвел осмотр рокового лифта по заявке диспетчера, который сообщил о неполадках в работе подъемника. Однако электромеханик «не установил причины неисправности лифта и возвратил его в режим «нормальная работа» - основной эксплуатационный режим для перевозки грузов и пассажиров».


Warning : Creating default object from empty value in /var/www/сайт/wp-content/themes/yaomire-02/functions.php on line 2240

Современные лифты совершенно безопасны, однако у любого иногда появляется мысль, что будет, если лифт упадет и что делать, чтобы спастись при падении лифта.

Если лифт падает, у вас будет всего несколько секунд, чтобы решить, как действовать.

«Когда лифт падает, если подпрыгнуть в последний момент, можно спастись»

Есть утверждение, что если подпрыгнуть перед самым падением лифта, можно спастись, снизив скорость падения. Это не так. Во-первых, никогда не удастся рассчитать, когда именно лифт столкнется с землей. Во-вторых, даже если бы удалось подпрыгнуть в этот миг, это привело бы лишь к незначительному снижению скорости падения на 3 – 6 км/ч. Скорее всего такая тактика спасения приведет к тому, что человек ударится головой о потолок и неудачно приземлится, что только усугубит травмы.

«При падении лифта нужно сгруппироваться, как парашютист при приземлении»

Есть мнение, что при падении лифта нужно сгруппироваться, как это делает парашютист при приземлении: немного согнуть ноги в коленях. Теоретически, ноги начнут сгибаться, когда и вы и лифт столкнетесь с землей, что увеличит скорость торможения вашего тела. Сила удара прямо пропорциональна скорости и массе и обратно пропорциональна времени и пути торможения, т.е. чем больше время торможения, тем слабее удар. Насколько такая тактика будет эффективна при высоких скоростях падении – неизвестно. При низких скоростях это увеличит шансы травмировать колени и ноги. Так же, при таком положении все тело располагается параллельно силовым линиям, что повышает риск перелома костей, поскольку тело рухнет на пол лифта под большой нагрузкой.

С учетом вышеописанных опасностей, чтобы спастись при падении лифта лучше всего лечь на спину и прикрыть голову и лицо, чтобы защитить их от мусора. При столкновении с землей, такое положения приведет к распределению силы удара по всей поверхности тела и ориентирует позвоночник и длинные кости перпендикулярно вектору удара, что защитит их от разрушения. Тонкие кости, например ребра, все еще будут в опасности, однако, здесь нужно выбирать меньшее зло.

Но также при такой стратегии выживания в падающем лифте, есть несколько проблем.

1. Поскольку вся поверхность вашего тела расположена на полу лифта, мягкие ткани, включая мозг и внутренние органы, принимают на себя всю силу удара при столкновении лифта с землей. Учитывая, что даже простое падение на землю часто вызывает сотрясение мозга, можно легко представить к каким невероятным травмам чему приведет падение на скорости 80 км/ч.

2. Удар лифта о поверхность или же мусор на дне шахты лифта, может привести к разрушению пола лифта и может оказаться, что человек в таком положении получит дополнительные травмы.

3. При свободном падении лифта – наступает невесомость. Поскольку сила тяготения отсутствует, чтобы лечь на пол, нужно будет очень постараться и придумать, как вы будете удерживать себя в положении лежа.

Однако, учитывая все минусы, в положении лежа на спине, человек имеет статистически наибольшие шансы выжить в падающем лифте с минимальным ущербом для себя.

Все тряслось с такой силой, что казалось, падает потолок…


В детстве, я жутко боялся лифтов. Т.к. не знал, что делать, когда он начнет падать. Жили мы в частном доме, поэтому лифты для были в диковинку. Лифты 6-ти этажек посещал несколько раз, но лифт 12-ти этажки это уже было за гранью. Когда отключился свет и он остановился, состояние мое трудно описать. "Ну все" - подумал я.

Что предпринять, когда лифт стремительно падает вместе с вами вниз? При приземлении подпрыгнуть, согнуть ноги или лежать на полу?

В соответствии со статистикой, пользоваться лифтом безопасно, если соблюдать все требования безопасности, среди которых исключение любых попыток выбраться из кабины.

Основными потерпевшими становятся механики во время осуществления ремонта лифта и люди, упавшие случайно, преднамеренно либо зажатые дверьми лифта.

Сегодня для безопасности людей в лифтах установлены всевозможные устройства.

Гидравлические лифтоподъемники

Подъемник движется в результате работы жидко-управляемого поршня. Как правило, механизм не обладает функциями настройки безопасности. Настраиваться могут лифты, построенные на заказ и имеющие дополнительные тормоза.

Их механизмы практически не отказывают, но падение способно привести к настоящей катастрофе. К слову сказать, гидравлическими лифтами оборудуются здания максимальной высотой в 6 этажей. Но даже падение с 20-30 м при конечной скорости около 75 км/ч опасно для жизни.

Грузовые и пассажирские лифты

В состав этих механизмов входят стальные кабеля, шкивы, противовесы и регуляторы скорости. В случае очень быстрого спуска кабины происходит немедленная реакция регулирующего клапана для активации тормозного механизма направляющих рельс.

Шахты таких лифтов оборудованы переключателями для фиксации любого увеличения скоростного режима безопасного движения и его остановки на нужном этаже или в случае необходимости. К тому же, каждый трос в отдельности может сам удерживать кабину с пассажирами.

В фильмах, созданных голливудскими режиссерами, для снижения ускорения своего тела пассажир совершает прыжок перед тем, как кабина ударяется о землю.

Даже при наличии мгновенной реакции и олимпийских медалей прыгуна в высоту, максимальное снижение скорости падения составит 3-5 км/ч. Скорее человек после прыжка столкнется головой с потолком кабины, а потом из-за неудачного приземления получить серьезные травмы.

Другая не очень действенная методика - это согнуть колени, как будто приземляешься с парашютом. На самом деле, основной удар придется на ноги с коленями, из-за чего возможны переломы костей.

По результатам исследований, чтобы максимально повысить шансы остаться целым в падающей кабине, нужно лечь спиной на пол и закрыть лицо руками от разлетающихся обломков.

Тогда происходит распределение ударной нагрузки по телу человека, а параллельно направленные позвоночник с крупными костями и удар минимизируют риск их перелома. Он остается высокая вероятность серьезного травмирования ребер.

Минусы такого способа:

1.​ При столкновении с землей со скоростью 75 км/ч неминуемы серьезные ушибы мягких тканей, особенно, мозга.
2.​ Существует большой риск раскола кабины от сильного удара, от которого пол расколется на многочисленные острые осколки.

Примером может служить Betty Lou Oliver, которая в 1945 г. находилась в падающем с 80 этажа лифтоподъемнике внутри известного 103-этажного Empire State Building. Девушка выжила. Если бы женщина воспользовалась нашим советом, то была бы смертельно поражена остриями обломков кабины. Спасением стал смотанный на полу лифтовой шахты кабель, который смягчил падение. А вот приняв положение «лежа», скорее всего она могла погибнуть. Этот случай является одним из рекордов Гиннеса.

3.​ Человек какие-то мгновения оказывается в невесомости из-за относительности свободного ускорения вниз внутри шахты и кабины. В невесомом состоянии пассажиру, особенно нетренированному, не просто улечься на полу и каким-то образом удерживаться в данном положении.

Однако и с учетом всего вышеперечисленного, больше шансов выжить и значительно снизить опасность травмирований у того, кто сможет принять положение «лежа на спине».

Думаю и хочу надеяться, что вы не станете участниками подобных случаев, когда нужно будет применить такие советы. Все равно снова повторяем - ложитесь на спину и закройте лицо руками.

Одна из самых распространенных фобий - это клаустрофобия. Чаще всего люди боятся совсем замкнутых помещений, например лифтов. Но почувствовать себя клаустрофобом в лифте поможет звук рвущегося троса.

То, что будет больно, - обидная, но очевидная истина. Но можно ли как-то смягчить удар? Ведь у тебя под ногами есть пол, и, если подпрыгнуть, удар станет слабее. Получается, что твоя скорость полета вверх вычтется из скорости движения лифта вниз и в момент соприкосновения лифта с землей ты будешь падать медленнее. Или нет?

Несмотря на то что это задачка по физике для 8-го класса общеобразовательной школы, отвечают на вопрос серьезные дядьки-физики с профессорскими степенями.

А правильный ответ получился не таким однозначным: все зависит от того, с какой высоты лифт летит вниз. Предположим, что наш несчастный в лифте может подпрыгнуть вверх на 70 сантиметров.

Если лифт падает с высоты одного этажа (3 метра) и субъект вовремя подпрыгивает, то компенсированная высота его падения составит всего 80 см. При этом ему нужно будет среагировать в промежутке 0,8 секунды. С такой высоты можно прыгать хоть каждый день - ничего страшного не случится.

Если лифт падает с высоты трех этажей (9 метров), в случае своевременного прыжка высота компенсированного падения составит 4,7 метра. Ученые радуют нас формулировкой: человек может погибнуть, но, скорее всего, сломает обе ноги и выживет. Вот чего точно делать не стоит, так это ложиться на пол лифта для более равномерного распределения удара. Идея, может, и неплохая, но для летальной травмы мозга достаточно и прыжка с 80 см рыбкой. Лучше уж сломать все конечности, но голову оставить в порядке.

Падение с пяти этажей (15 метров) при своевременном прыжке скомпенсируется до 9 метров. В этом случае вероятность остаться в живых такая же, как встретить динозавтра на улице: либо встретишь, либо не встретишь. То есть 50/50. На своевременную реакцию у субъекта есть 1,7 секунды.

Падение с 7 этажей (21 метр) превращается в 14 метров, и, если ты решишь подпрыгнуть прямо перед падением (на это у тебя есть 2 секунды), то сделай это красиво - сильно повеселишь спасателей и судмедэкспертов. Остаться в живых тут без шанса.

Однако описанные выше сценарии - это идеальные физические модели, учитывающие среднего человека и среднюю массу лифта. На практике эксперимент попытались провести Mythbusters и пришли к выводу, что самое сложное - это поймать точный момент для прыжка.

Вторая проблема - это сила, которую нужно приложить, чтобы прыгнуть в падающем вниз лифте. Лучшим способом ее компенсировать - взяться за поручни и, прижимая себя к полу, попробовать прыгнуть. Очевидно, что без тренировки это не получится, а специальных тренажеров нет даже на AliExpress.

Теперь хорошие новости: лифт, оказавшись в свободном падении, вероятно будет тормозить стенами (а на некоторых лифтах есть даже специальные тормоза, которые автоматически расправляются при высоком вертикальном ускорении), но помимо этого очень сильно замедлит движение лифта воздушная подушка в шахте. Если, конечно, никто не решит открыть двери на первом этаже, чтобы посмотреть, кто это там так орет в лифте сверху.