Когда нужна зимняя резина в беларуси обязательна. ГАИ напоминает о необходимости сезонной смены шин. Гаи беларусь зимняя резина

летние шины на зимние" data-essbishovercontainer=""> Фото: politdozor.ru

Требования к зимним шинам в странах европейского региона зависят от климатических условий каждого отдельного государства. Зачастую правила обязывают водителей устанавливать зимнюю авторезину при наступлении определённых обстоятельств (например, при сильном снегопаде) или движении по горным дорогам. Вместе с тем встречаются и специфические нормы. Рассмотрим некоторые примеры:

  • Бельгия. Климат королевства не отличается суровыми заморозками и снегом, поэтому зимние покрышки не обязательны. Однако частые дожди и небольшой минус на термометре могут покрыть дорогу льдом. В связи с этим разрешено использовать цепи противоскольжения, но только с условием, что они не повредят асфальт.
  • Словакия. Транспортные средства оборудуют зимними или всесезонными шинами с 15 ноября по 31 марта при неблагоприятной погоде. Цепи противоскольжения используют при прямом указании дорожного знака. Только машины служб спасения могут устанавливать шипованную авторезину.
  • Швейцария. Центральноевропейская конфедерация не обязывает монтировать зимние шины. Однако автовладельцы, затрудняющие движение из-за летнего комплекта покрышек, несут ответственность.

Если говорить о соседях Беларуси, то наиболее близкие требования предъявляют в Литве, где зимние шины обязательны с 1 ноября по 1 апреля. При этом допускаются всесезонные и шипованные шины с минимальной глубиной протектора не меньше 3 мм.

Согласно правилам дорожного движения Беларуси, автовладельцы обязаны ездить на зимних покрышках с 1 декабря по 1 марта. К зимней относится та авторезина, на боковине которой нанесена отметка М+S либо имеется маркировка снежинки на фоне трёх горных вершин (3PMSF). Остаточная высота протектора должна превышать 4 мм.

Нарушение правил влечёт наложение штрафа в размере 0,5 базовой величины за езду на летних покрышках, а также штраф до 1 базовой величины за движение с изношенным протектором. При повторном нарушении в течение года размер штрафа может быть увеличен.

Однако не сам запрет и его наказание должны стимулировать автовладельцев. Водителям стоит задуматься о собственном здоровье и безопасности других участников дорожного движения. Уже при 7 °С летняя авторезина начинает терять сцепные свойства, в результате чего ухудшается контроль над управлением и увеличивается тормозной путь. Всесезонные модели шин устойчивы к небольшим заморозкам, однако для полной защищённости рекомендуется эксплуатировать специализированный зимний комплект шин.

Интернет-магазин шин aset.by реализует свыше 2 500 наименований летних, всесезонных и зимних шин. Интернет-магазин предлагает большой выбор автомобильных шин известных мировых производителей: Michelin, Nokian, Good Year, Pirelli, и других.

Гомельская ГАИ напоминает о необходимости оборудования транспорта зимними шинами с 1 декабря, в ином случае водителям грозят штрафы вплоть до 12,25 рубля.

Гомельский “паровозик”

Также с 11 ноября 2018 года вступили в силу изменения в Техническом регламенте Таможенного союза, согласно которому в странах-участницах запрещается эксплуатация легковых и грузовых автомобилей массой до 3,5 т, не укомплектованных зимними шинами в период с декабря по февраль.

Госавтоинспекция Гомельской области напоминает, что согласно пункта 207 1 ПДД с 1 декабря по 1 марта автомобили с технически допустимой общей массой до 3,5 тонны включительно, легковые и грузопассажирские автомобили с технически допустимой общей массой свыше 3,5 тонны, а также автобусы с технически допустимой общей массой до 5 тонн должны быть оборудованы зимними шинами. Зимние шины устанавливаются на всех колесах транспортного средства и должны соответствовать требованиям части второй пункта 25 приложения 4 ПДД.

Это стало так привычно и обыденно. Добродушный или строгий взгляд инспектора (зависит от обстоятельств) не оставляет поводов для сомнений. Ведь перед нами профессионал, компетентный и беспристрастный правоприменитель, постоянно совершенствующийся, развивающийся как личность и как специалист. У нас нет оснований не доверять человеку в погонах. Но мы при всем уважении к нему имеем право, как гласит народная мудрость, доверять, но проверять.

Давайте сегодня перепроверим, каков же минимальный штраф в Беларуси за нарушение ПДД.

Традиционно начнем обзор законодательства с общих норм права. Ознакомимся со ст.4.2 КоАП «Принципы административной ответственности», в частности, нас интересуют пункты 7 и 8.

Статья 4.2. Принципы административной ответственности

7. Административная ответственность должна быть справедливой и гуманной, то есть административное взыскание должно назначаться с учетом характера и вредных последствий совершенного административного правонарушения, обстоятельств его совершения, личности физического лица, совершившего административное правонарушение.

8. Физическому лицу, совершившему административное правонарушение, должно быть назначено административное взыскание, необходимое и достаточное для его воспитания. Административное взыскание не имеет своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий.

Вспомним ч.1 ст.2.10 ПИКоАП «Всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела».

Статья 2.10. Всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела

1. Суд, орган, ведущий административный процесс, обязаны принять все предусмотренные законом меры по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств административного правонарушения, устанавливая как уличающие, так и оправдывающие, как смягчающие, так и отягчающие ответственность обстоятельства, а также другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, защиты прав и законных интересов лиц, участвующих в административном процессе.

Заострим внимание на ч.1 и ч.2 ст.7.2 КоАП «Обстоятельства, смягчающие административную ответственность». Особенно отметим пункты 1 и 4 в ч.1 этой статьи, ведь это самые распространенные обстоятельства. Естественно, каждый из нас чистосердечно раскаивается в содеянном или в том, что попался (статья не конкретизирует, в чём именно). И уж у половины точно есть на иждивении малолетние дети. Закон оными называет отроков/отроковиц до 12 лет.

Статья 7.2. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность

1. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

1) чистосердечное раскаяние физического лица, совершившего административное правонарушение;

2) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения;

3) добровольное возмещение или устранение причиненного вреда либо исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание;

4) наличие на иждивении у физического лица, совершившего административное правонарушение, малолетнего ребенка;

5) совершение административного правонарушения физическим лицом вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств;

6) совершение административного правонарушения физическим лицом под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

7) совершение административного правонарушения несовершеннолетним или лицом, достигшим семидесяти лет;

8) совершение административного правонарушения беременной женщиной.

2. Суд, орган, ведущий административный процесс, могут признать смягчающими административную ответственность и иные обстоятельства, не указанные в настоящей статье.

Заранее прочтем ч.3 ст.10.3 ПИКоАП, чтобы понимать посыл следующей рассматриваемой нами статьи.

Статья 10.3. Случаи, когда протокол об административном правонарушении не составляется

3. В случае, когда физическое лицо признало себя виновным в совершении административного правонарушения и выразило согласие на применение к нему административного взыскания без составления протокола об административном правонарушении и возмещение вреда в случае его причинения, протокол об административном правонарушении не составляется. Лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, выносится постановление о наложении административного взыскания, которое вступает в законную силу с момента его вынесения. Данное положение не применяется при наличии обстоятельств, указанных в части 7 статьи 6.5 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Обратите внимание на три ключевых словосочетания «ПРИЗНАЛ ВИНУ», «ВЫРАЗИЛ СОГЛАСИЕ» и «БЕЗ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОТОКОЛА». Признал, то есть согласился, что виноват, это понятно. Выразил согласие на применение “ВЗЫСКАНИЯ” – не путать со штрафом, взысканием может стать и предупреждение. БЕЗ ПРОТОКОЛА, то есть постановление на месте (квитанция по ст.15.5 ПИКоАП) либо постановление по ч.2 ст.15.3 ПИКоАП. При наличии этого комплекта мы имеем право претендовать на послабление согласно п.6 ст 6.5 КоАП.

Статья 6.5. Штраф

6. При наложении штрафа на физическое лицо в порядке, установленном частью 3 статьи 10.3 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, применяется нижний предел штрафа, предусмотренный за совершенное правонарушение, а в случае его неустановления в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса – не более пяти десятых базовой величины .

Я давно заметил, что память инспекторов худо-бедно фиксирует цифры, но почему-то напрочь не впитывает слова в статьях кодексов. Отсюда, наверное, их искреннее удивление, когда им показывают слово «НЕ БОЛЕЕ пяти десятых базовой величины».

Тут и лингвистом не надо быть, чтобы понять, что допускается размер штрафа менее указанной цифры. А чтобы узнать предел, до которого можем «катиться вниз», нужно прочитать п.2 ст.6.5 КоАП.

Статья 6.5. Штраф

2. Минимальный размер штрафа, исчисляемого в базовых величинах и налагаемого на физическое лицо, не может быть менее одной десятой базовой величины.

Итак, водитель совершил нарушение ПДД, ответственность за которое в санкции статьи КоАП не имеет слова «ОТ», а лишь слово «ДО». Признав вину и выразив согласие, водитель не может быть наказан штрафом более 0,5 БВ, но и менее 0,1 БВ тоже. Вот она, та самая «вилка», в которой водитель находится: 0,1-0,5 БВ. Теперь вы понимаете, что, называя 0,5 БВ минимальным штрафом, вам пытаются продать монету в 5 (пять) раз дороже ее номинала? Попросите инспектора, пусть поклянется на ПДД, что он хочет вас наказать именно МИНИМАЛЬНЫМ штрафом, а потом предложите ответить за свои слова, ссылаясь на эту простейшую арифметику.

Конечно, изредка встречаются инспекторы, которые знают о существовании статей 6.5.6 и 6.5.2 КоАП (теперь их станет больше, надеюсь). Вот этим инспекторам и напоминайте требования статей кодексов о принципах гуманности, справедливости, достаточности, об обязательном учете смягчающих и оправдывающих обстоятельств. Сообщите о своем раскаянии и нелегкой отцовской (материнской) доле. При наличии этой информации инспектор обязан проявить снисходительность. Не учел, не принял во внимание, не проявил – нарушил порядок осуществления процессуального законодательства. Можете даже жалобу отправить, если не лень.

Законодатель, конечно, в этом плане порезвился, умудрившись такое простое право так закамуфлировать, что оно стало недоступным для понимания некоторых инспекторов. Надеюсь, что сюжет поможет вам сэкономить немного денег на мороженое детям или на цветы жене, а инспекторам станет проще действовать по закону и ничего не бояться.

Удачи на дорогах!

Если собрались в Россию

С 11 ноября 2018 года вступают в силу изменения в Техническом регламенте Таможенного союза (членом которого является и Беларусь) ТР ТС 018/2011 “О безопасности колесных транспортных средств”.

Основные поправки касаются применения шин, сообщает портал Avtospravochnaya.com .

Требования к установке зимних шин

Согласно поправкам, в зимний период (декабрь, январь, февраль) запрещается эксплуатация транспортных средств категорий M1 и N1, не укомплектованных зимними шинами. Зимние шины устанавливаются на всех колесах указанных транспортных средств.

Напомним, аналогичный пункт был в Регламенте и ранее. Однако, сейчас в нем появилось упоминание категорий M1 и N1 Технического регламента, т.е. теперь речь идет только о легковых и грузовых автомобилях массой до 3,5 т.

То есть, с 11 ноября 2018 года зимние шины становятся обязательными только для автомобилей категории B. Транспортные средства других категорий (мотоциклы, грузовики тяжелее 3,5 тонн, автобусы) могут использовать зимой летнюю резину, и это не будет нарушением. Ранее требования по установке зимних шин распространялось на все без исключения транспортные средства.

Период использования зимних шин

Согласно действующей редакции документа, во всех странах Таможенного союза зимняя резина должна использоваться в декабре, январе и феврале.

Однако данный период может быть расширен по решению региональных органов государственного управления.

С 11 ноября 2018 года расширение периода использование зимних шин доступно властям любого уровня, т.к. упоминание региональности из данного пункта исключено. С этой даты период использования зимних шин может изменить как целое государство, так и любой из регионов этого государства.

Запрет на установку шин разных моделей

Согласно действующим правилам, запрещается установка на одну ось транспортного средства шин разной размерности, конструкции (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), с разными категориями скорости, индексами несущей способности, рисунками протектора, зимних и не зимних, новых и восстановленных, новых и с углубленным рисунком протектора.

С 11 ноября 2018 года в этот список требований добавлена и модель шин. То есть, даже если все параметры шин совпадают, но на них указана разное наименование модели, то применять их на одной оси автомобиля будет запрещено.

О чем прежде всего должен подумать автолюбитель, въезжая в Беларусь после 1 декабря? Конечно же, о том, какая «обувь» на его автомобиле. Уже второй год с 1 декабря по 1 марта можно ездить только на зимней резине. Такое решение принято на законодательном уровне, исходя из дорожной ситуации и опыта соседних стран.

В Беларуси уже второй год с 1 декабря по 1 марта можно ездить только на зимней резине.


Статистика утверждает, что на мокром шоссе вероятность ДТП возрастает в 1,6 раза, на снежном покрытии - в 3,8 раза, а при гололеде - в 10 раз! В таких условиях только специальные шины способны обеспечить автомобилю управляемость. Это достигается благодаря специальному рисунку протектора и химическому составу резины, не «дубеющей» на морозе. Можно установить на такие шины еще и шипы из износостойкого металла - машина в такой обувке значительно увереннее ведет себя на обледенелой дороге. Ну а в экстремальной ситуации допускается использовать стальные цепи противоскольжения - если это, конечно, позволяет конструкция автомобиля.

Насколько затратно и хлопотно в Беларуси «переобуться»? Расскажу на примере собственного авто с колесами 15 дюймов. В первую очередь нужно учесть стоимость шин. Поскольку езжу зимой немного, то остановился на недорогих изделиях отечественного производства стоимостью немногим более 500 тысяч белорусских рублей за штуку (около 1888 российских рублей). Товар западного или японского бренда может стоить в 2–3 раза дороже.

Вторая составляющая - смена покрышки. В Беларуси с этим нет проблем. Я воспользовался услугами фирменной сети и заплатил за смену четырех колес с балансировкой 450 тысяч рублей (1699 российских рублей). Примерно столько же стоит хранение в течение полугода летних колес. Впрочем, многие в последнее время предпочитают содержать второй комплект шин на дисках. Так экономятся средства на шиномонтаже, да и, говорят, увеличивается срок службы колес.

Можно круглый год ездить на всесезонных шинах. Правда, летом такая резина сильно шумит, а на морозе, по утверждению знатоков, она становится чересчур твердой. К тому же нужно помнить, что высота протектора и в этом случае, как на любой зимней резине, не должна быть менее 4 миллиметров на любом участке покрышки.

За нарушение этих требований на первый раз сотрудник ГАИ может ограничиться предупреждением или наложением штрафа до 0,5 базовой величины. Это сейчас 90 тысяч белорусских рублей (340 российских рублей). Однако не стоит надеяться, что так можно будет путешествовать от проверки к проверке. Инспекторы хорошо оснащены и могут онлайн узнать, были ли вы уже оштрафованы по данной статье. И тогда штраф может возрасти до 5 базовых величин - это уже 900 тысяч белорусских рублей (около 3000 российских рублей). Примерно вдвое дороже затраты на шиномонтаж. В случае же ДТП езда на не соответствующих сезону шинах будет рассматриваться как отягчающее обстоятельство, что может быть чревато еще большими материальными потерями. А главное, стоит ли рисковать, отправляясь в путешествие, не подготовившись к коварным сюрпризам зимней дороги?

Досье «СОЮЗа»

Переход на зимние шины в Беларуси обязателен для автомобилей с технически допустимой общей массой до 3,5 тонны включительно, легковых и грузопассажирских автомобилей с технически допустимой общей массой свыше 3,5 тонны, а также автобусов с технически допустимой общей массой до 5 тонн. Разрешенные к эксплуатации зимой шины должны иметь соответствующую маркировку в виде горной вершины с тремя пиками и со снежинкой внутри нее либо знаков «M+S», «M&S», «M.S», «M S» или «All seasons». Высота рисунка протектора зимних шин должна быть не менее 4 миллиметров.

А как в России?

В феврале 2013 года питерские депутаты внесли в Госдуму проект закона о введении зимней резины. Документ предусматривал также запрет на использование шипованной резины с 1 мая по 30 ноября. Нарушителям грозило наказание в размере пяти тысяч российских рублей.

Разработчики законопроекта ссылались на опыт Европы, но у него нашлось и много противников. И хотя запрет на шипованные шины действует в США, Германии, ряде других западных стран, юристы приводили в пример Финляндию, где существует обязательная смена типа резины в зависимости от времени года. Эта страна, утверждали эксперты, небольшая, на всей ее территории климат приблизительно одинаков. В России же много климатических зон. И если даже передать в регионы право на установление периодов эксплуатации зимней и летней резины, то реализовать это будет очень сложно. И что, например, делать, если в регион с ограничениями заедет автомобиль из соседнего региона, где такие ограничения отсутствуют?

Идея запрета езды на шипах предлагалась и ранее. Чаще всего звучала она из уст московских и питерских городских властей. Причин этому называлось две: якобы быстрый износ асфальта и экология. По мнению некоторых экспертов, шипы срезают мельчайшие частички асфальта, которые вместе с воздухом попадают в органы дыхания человека. К тому же, шипы винили и в образовании опасной для автолюбителей колеи на асфальте.

Авторы законопроекта предлагали обязательное использование зимних шин в России лишь владельцам легковых автомобилей, а грузовых - с массой не более 3,5 тонны. В этой связи многие эксперты обращали внимание депутатов на то, что в период больших снегопадов количество ДТП и заторов на дорогах росло «благодаря» буксующим большегрузным фурам. Также, утверждали они, неплохо было бы законодательно ужесточить контроль за своевременной очисткой дорог от снега.

Новый закон предлагалось ввести в действие летом 2013 года. Но он так и не был принят.

Сегодня на территории России действует техрегламент «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденный комиссией Таможенного союза 9 декабря 2011 года. В силу он вступил 1 января 2015 года и запрещает эксплуатацию автомобилей с шипами в летний период - с июня по август, и, наоборот, на летней резине зимой - с декабря по февраль.

За нарушения предусматривается штраф до пяти тысяч рублей.

В октябре Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко подписал Указ о некоторых изменениях и дополнениях в Правила дорожного движения. Согласно документу, в Беларуси вводится обязательное использование зимней резины (ранее «зиму» только рекомендовалось использовать). Эта новость стала очень обсуждаемой - в стране много автомобилей. С какого числа Указ вступает в силу, как маркируются зимние шины и в чём их преимущество - про это рассказывает заместитель начальника управления ГАИ УВД Витебского облисполкома Александр Самуль:
- Согласно Указу Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко № 483 от 13 октября 2014 года с 1 декабря по 1 марта при участии в дорожном движении автомобили с технически допустимой общей массой до 3,5 тонны включительно, легковые и грузопассажирские автомобили с технически допустимой общей массой свыше 3,5 тонн, а также автобусы с технически допустимой общей массой до 5 тонн должны быть оборудованы зимними шинами.
Зимние шины механических транспортных средств, предназначенные для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, должны быть маркированны знаком в виде горной вершины с тремя пиками и со снежинкой внутри нее либо знаками «М+S», «M&S», «M.S», «M S» или «All seasons». Зимние шины устанавливаются на всех колесах.
Многим автомобилистам может показаться, что покупка комплекта зимних шин - непозволительная роскошь. С другой стороны, из-за увеличенного тормозного пути на летних шинах можно побить и свою, и чужую машину. А это уже совсем другие деньги, да и риск для собственного здоровья.
Разница в тормозном пути объясняется тем, что летние и зимние покрышки имеют различное сцепление с дорожным покрытием. Это обусловлено составом резиновой смеси, а также рисунком протектора. Благодаря специальным добавкам и повышенному содержанию натурального каучука зимняя резина более эластична и сохраняет свои свойства даже в сильный мороз. Ее протектор имеет крупные блоки с большим числом специальных прорезей в блоках протектора. Вот почему зимние шины лучше «цепляются» за скользкое покрытие и обеспечивают укороченный тормозной путь.
При торможении на очень скользком покрытии (например, на гладком льду) не всегда помогает даже обычная зимняя резина. Добиться минимального тормозного пути можно, обув колеса в зимнюю шипованную резину. Однако водителям, выбравшим такой вариант, следует помнить, что преимущества шипов пропадают при движении по асфальтобетонному покрытию и рыхлому снегу. В последнем случае сцепные свойства значительно улучшат цепи противоскольжения. У шипованных зимних шин на мокром и сухом покрытии также значительно больший тормозной путь, чем у нешипованных.
Учитесь ездить по-зимнему! Даже самые совершенные зимние шины не могут творить чудеса. Поэтому после смены «обувки» всё же не следует забывать о законах физики. Например, зимой необходимо соблюдать большую, чем обычно, дистанцию до впереди идущего автомобиля. Неплохо бы вспомнить технику экстренного торможения (плавного, прерывистого, ступенчатого). Лучше поэкспериментировать на пустынном участке дороги и попробовать тормозить сначала на сухом покрытии, а потом на скользком. Таким образом можно определить, как поведет себя автомобиль в различных дорожных условиях, и оценить разницу в тормозном пути автомобиля на дороге с разным коэффициентом сцепления. При этом очень важно давать себе отчет относительно реальных возможностей своего автомобиля в зависимости от наличия тех или иных электронных систем и помнить об особенностях его поведения.
За неиспользование зимних шин в Беларуси начнут штрафовать с 16 января 2015 года, так как соответствующие изменения в ПДД вступят в силу именно с этой даты (спустя три месяца после опубликования Указа).
Штраф за данное нарушение составит 0,5 базовой величины. Уважаемые водители, заблаговременно позаботьтесь о своевременной подготовке своего транспортного средства к эксплуатации в зимних условиях!
Александр БАРИЛО.