Клуб СaravanUA - вне политики. Туризм без границ. Жизнь на колесах

Зак Бос (Zach Both), так зовут парня, счастливо жил и работал арт-директором в компании 3Д-печати в Бостоне, пока не заскучал за рабочим столом. С детства он мечтал стать кинорежиссером и вот решил, что пора.

Под руку попалось видео Алекса Хоннолда (Alex Honnold), известного альпиниста, которые лазает по скалам без снаряжения и страховки. Алекс ездит на старом фургоне от одной горы до другой.

Этот пример вдохновил Зака. За 4000 долларов он купил подержанный Chevrolet Express 2003 года. Теперь это его дом, в котором он и живет, и путешествует по США, стараясь воплотить детскую мечту. Зак рассказал о трудностях, с которыми столкнулся, и своей новой жизни на четырех колесах:

4000 долларов стоил только сам фургон. Еще 3000 - новые шины. На материалы для обивки и рабочие инструменты ушло еще 5000. Итого: 12000. Холодильник и солнечные батареи я одолжил. С ними было бы 15. Куча денег! Намного больше, чем я планировал потратить. Но я смотрю на фургон, как на дизайн-проект и возможность научиться новому: плотницкого опыта у меня не было, мне помогал отец.

Когда я купил фургон, он был похож на грязную клетку. Деревянные панели, которыми отделан интерьер, я раздобыл бесплатно через объявления. Построил раздвижной диван-кровать, установил газовую плиту (такие же используют на яхтах) и холодильник, который работает от солнечных батарей. Самое крутое во всем этом то, что у меня был полный контроль: я мог придумать все, что угодно и постараться воплотить в жизнь.

Друзья, которые одного со мной возраста, говорили: «Твой фургон лучше квартиры, в которой я живу.

Я не путешествую просто так. А еду туда, где есть работа или интересная история, на основе которой можно снять фильм.

В ночь накануне Рождества я подвез молодую женщину: она ехала к родителям на праздник, а ее машина случайно скатилась с обрыва. Родители так растрогались, что пригласили меня провести с ними Рождество… и я согласился! Провел день на кухне. Пока мы готовили, делился историями с этой прекрасной большой семьей.

Но большую часть времени ты предоставлен сам себе. Жизнь кочевника не для всех. Я соглашаюсь на приглашения куда-то пойти и с кем-то пообщаться. Обычно это приводит к интересным знакомствам с интересными людьми.

Живя в фургоне, ты как бы являешься незнакомцем среди тех людей, которые тебя окружают. Это выматывает и не всегда приносит радость. Это первый урок, который я выучил. Сейчас это кажется логичным, но в начале я был наивным.

Не знаю, куда приведет меня дорога, но меня хватит как минимум еще на год такой жизни. Бросить работу и запрыгнуть в фургон кажется простым. Я советую попробовать пожить так пару недель прежде, чем уезжать в долгое путешествие, чтобы проверить, что вам это по силам. Такой образ жизни - это не только вдохновляющие красивые фотографии в инстаграме.

Путешествие в автодомах чрезвычайно популярно на Западе. В нашей стране этот вид туризма пока находится в зачаточном состоянии, но, учитывая уникальные возможности для создания мест «мобильного» отдыха на просторах нашей родины, в ближайшее десятилетие это направление автотуризма обречено на успех.

В Европе основные покупатели домов на колесах — пенсионеры: на их долю приходится почти две трети продаж в данном сегменте рынка, притом что средняя стоимость нового автодома составляет 60—70 тыс. евро. В нашей стране позволить себе такую «игрушку» могут немногие, но даже среди этих немногих отваживаются на покупку автодома, как правило, только самые закоренелые автопутешественники. Таких людей не испугаешь тем, что в России нет абсолютно никаких условий для комфортной эксплуатации подобной техники.

Национальные особенности

Отсутствие развитой сети кемпингов, без которой жизнь в автодоме превращается в настоящий экстрим, — это наименьшая из проблем, и при определенном опыте она решается. Так, например, запитать автодом электричеством на стоянке можно от переносного бензогенератора, а если есть опасность, что его украдут, — генератор можно разместить в санузле, сделав отвод для выхлопных газов в форточку. Пополнить запасы воды можно на АЗС — там, где автомобилисты доливают воду в бочок омывателя, либо на общественных колонках в сельской местности (только нужно запастись подходящим шлангом). А опорожнить бак с грязной водой можно у любой придорожной канавы — цивилизованным европейцам такое и не снилось: на Западе за это светит солидный штраф.

Но, помимо бытовых вопросов, владельцу автодома в нашей стране приходится сталкиваться и с куда более сложными вопросами, главный из которых — это вопрос сервисного обслуживания. На СТО официальных дистрибьюторов домов на колесах ценники на ремонт зашкаливают. Так, за разбитый фонарь (это самая распространенная статья расходов новичков) с вас могут попросить 200 евро, в то время как, к примеру, в Финляндии за такой же фонарь вы заплатите в десять раз меньше. Ну а в ремонте таких специфических узлов, как работающий на газу (!) холодильник, вам вообще могут отказать, сославшись на отсутствие специалистов, либо заломят такую цену, что проще будет купить новый агрегат. При этом нужно быть готовым к тому, что любая деталь будет поставляться втридорога и под заказ, ждать выполнения которого можно по несколько месяцев. Неудивительно, что многие российские владельцы автодомов предпочитают ремонтироваться в той же Финляндии — здесь все сделают быстрее, дешевле и качественнее.

Дорогой дом на колесах — предмет зависти в глазах российского «пролетариата», а посему автодом необходимо застраховать. Но и тут появляются проблемы: из-за того, что у нас еще не сформировался рынок подобной техники, страховщики не могут дать точную оценку, как автодом будет терять в цене с годами и каковы риски его повреждения или угона. Из-за этого стоимость страховки может оказаться чрезмерно высокой или включать такие немыслимые при «кочевом» образе жизни требования, как ночная парковка на охраняемой стоянке. Из вышесказанного может сложиться впечатление, что на голову владельца дома на колесах проблемы сыпятся как из рога изобилия, но это не так. Мы лишь рассмотрели возможные «подводные камни», стоящие на пути того, кто захочет купить автодом. Ну а уж если русский человек чего-то очень сильно захочет, ему плевать на любые трудности.

Заграница нам поможет

Если вы задались целью купить автодом для того, чтобы путешествовать по Европе, лучше всего осуществить свою мечту в одной из стран ЕС, например у нашего северного соседа — в Финляндии. В Суоми имеются десятки дилеров, предлагающих широкий спектр моделей и модификаций автодомов — как новых, так и подержанных. Цены — значительно ниже, чем в России. Конечно, если такой дом на колесах ввезти в нашу страну и растаможить, то его стоимость уже не будет столь привлекательной. Однако смысл приобретения автодома «за бугром» как раз и заключается в том, чтобы не ввозить его в Россию! Зарегистрировав свою покупку на месте (в этом вам поможет сам продавец, а обойдется регистрация примерно в 700 евро), вы экономите солидную сумму на таможенных платежах, при этом получаете машину с европейским номером и с европейской страховкой, которые дают вам возможность путешествовать по Старому Свету, не привлекая лишнего внимания полиции триколором на номерном знаке. Одновременно решается вопрос с обслуживанием и хранением автодома — и то и другое можно осуществлять по месту покупки, и за весьма умеренную, по российским меркам, плату. Например, охраняемая стоянка на полгода обойдется в 300—400 евро, причем в эту сумму уже включена услуга по хранению и подзарядке аккумуляторов. Так что в любое время года в вашем распоряжении будет готовый «к бою» автомобиль, на котором, кстати, можно беспрепятственно путешествовать и по России, оформив его временный ввоз. Вопрос с последующей продажей автодома также решается «на месте». Дилер возьмет его на комиссию или предложит поменять на другую модель по схеме trade-in.

Эх, прокачу!

Если вы материально не созрели до покупки автодома, пусть даже б/у, получить представление о «мобильном» туризме можно, воспользовавшись услугами проката. В сутки стоимость аренды автодома в Европе зависит от модели автомобиля и «аппетитов» дилера и варьируется от 100 до 150 евро. По нашим меркам — просто даром: в России стоимость аналогичных услуг вдове выше. Если вы решитесь отдыхать с компанией, то, путешествуя в арендуемом автодоме, сможете сэкономить немало средств на гостинице и еде.

Одноместный номер в средненьком европейском отеле обойдется минимум в 50 евро. Столько же уйдет на одного человека в день на еду, если питаться в кафе. Путешествуя в автодоме, вы платите за стоянку в кемпинге 5—15 евро с машины, получая за эти деньги не только место под солнцем, но также электричество, воду, душ, туалет и — частенько — прачечную. А закупив продукты в супермаркете, вы за те же 50 евро сможете питаться пару дней компанией из трех-четырех человек. При этом учтите, что автодом сдается в аренду «пустым», и, если вы не хотите платить лишних денег дилеру, загодя запаситесь столовыми приборами, посудой и постельным бельем.

Ребята, привет! Прошло два месяца с того момента, как мы живем в нашем доме на колесах. Конечно, срок небольшой, но даже за это время у меня появились кое-какие выводы о жизни в таком необычном жилище. О некоторых вещах я догадывалась, судя по предыдущему опыту отдыха в такого рода домиках, но о многом и не знала.

Итак, плюсы и минусы жизни в доме на колесах

Плюсы:

  1. Жизнь без ипотеки и аренды. Уверена, что для многих этот плюс может перевесить все минусы, если только вам бабушка не оставила в наследство квартиру:).
  2. Мобильность — домик можно поставить в любое место, а можно уехать путешествовать. Многие говорили мне, что это их мечта — поколесить в таком доме, но мы изначально купили его исключительно для стационарного использования. Я лично не вижу большого смысла таскать такую махину за собой, для чего нужно сначала купить мощный пикап и специальное крепление, а потом платить экстра за бензин (потому что, поверьте, чтобы тянуть такой прицеп, пикап потребует гораздо больше бензина, чем обычно). Кроме того, ехать придется гораздо медленнее и аккуратнее, уступая дорогу более быстрым (то есть всем остальным) машинам, так что, чтобы добраться куда-то вместо, например, трех часов займет 5! А потом еще нужно будет заплатить за ночевки в специальных кемпингах! Мне кажется, проще и дешевле просто поехать на машине и останавливаться в палатке. Хотя, конечно, уровень комфорта будет другой, с этим не поспоришь.
  3. Вся мебель уже была в доме при покупке. Мебель в доме на колесах не самая современная и часто стандартная и однотипная, с одной и той же фабрики, так как она должна быть легкой и миниатюрной. Если путешествовать не планируете, то можно заменить мебель на свой вкус. И, так как места в доме своем мало, то много покупать не придется. Это значит, что можно позволить себе вещи более дорогие и более высокого качества. Разве это не плюс?
  4. Маленькое пространство быстро обогревается и быстро охлаждается.
  5. Из-за ограниченного пространства приходится чаще быть на улице. Кстати, на мое удивление и сожаление дети предпочитают сидеть внутри ((. Даже с горками, качелями и велосипедами во дворе на улицу их приходится выгонять! Наверно, если бы была компания друзей, то им было бы интереснее играть на улице.
  6. Каждая вещь имеет свое место, поэтому убираться в маленьком доме быстро и легко. Помню, когда мы жили 4 месяца у свекрови в ее большом доме, то мне приходилось постоянно убираться, так как мне было очень неудобно, что мы всей семьей разводим бардак. Но так как комнат в доме было много и они были большие, да и вещей (особенно игрушек) было много, то у меня было ощущение, что я просто постоянно убираюсь! Да и планировка дома была такая, что расстояния приходилось наматывать приличные. Например, стиральная машина стояла в одном конце дома, а постиранные вещи надо было относить в комнату на другом конце дома. Так вот несколько раз приходилось сходить туда-обратно, только чтобы разнести одежду ее владельцам (мне, мужу, свекрови). В маленьком же доме все под рукой. Кроме того, мы стали придерживаться правила «3х минут» — когда все члены семьи прибираются в течение трех минут. Не нужно никого заставлять, потому что это не генеральная уборка, а всего 3 минуты. Обычно за это время мы убираем весь беспорядок!
  7. Меньше места для хранения вещей и следовательно меньше вещей. Для кого-то, возможно, это не плюс, а минус, но лично для меня это большой плюс! После жизни в путешествии, когда все, что нам было нужно, умещалось в два чемодана, я панически боюсь заполнять шкафы и кладовки барахлом. Если мы решим куда-то снова поехать, я хочу быть в состоянии снова собрать те самые два чемодана и поехать, а не избавляться от накопленных вещей или придумывать где их хранить.

Как видите, плюсов предостаточно, но мне хочется быть честной и не описывать исключительно положительные стороны, а рассказать еще и о минусах.

Минусы:

  1. Нет адреса. В США вот такое правило — если нет дома, то нет и адреса. Участок земли, а также любые строения для временного проживания домом не считаются. И здесь, также, как и в России — “без бумажки ты букашка” совершенно ничего нельзя сделать. Ведь везде, куда бы ты ни пошел, требуется домашний адрес. Телефон, банковские счета и прочие бытовые мелочи у нас уже сделаны на адрес свекрови, но такая большая вещь, как отправить ребенка в школу например, без адреса никак не получается.
  2. Нет сервиса вывоза мусора. В США в частных домах еженедельный вывоз мусора можно заказать только при наличии адреса. Без дома и без адреса свой мусор приходится выбрасывать самим. В принципе, дело это несложное и мы уже приноровились. Внутри у нас маленькое мусорное ведро с маленьким пакетом, который мы выносим на улицу примерно раз в день. Отдельно сортируем ресайкл (стекло, пластик, картон). И периодически (примерно раз в неделю) мы все это вывозим на помойку. Мусор в маленьких пакетах выбрасываем в мусорные баки везде, где придется — в парке, магазине, библиотеке:). А ресайкл отвозим в большой контейнер от какого-то офиса, который очень удобно расположен на другом конце нашей улицы.
  3. Маленькое пространство, нет возможности побыть одному. Жили бы мы с мужем одни, я, может, об этом даже и не написала бы — разошлись по разным комнатам и все, каждый занимается тем, что хочет. Но у нас есть двое детей, которые играют, шумят, ссорятся, прибегают к тебе по любой мелочи. Все, как у нормальных детей:). И от этого никуда не скрыться, ведь ты сидишь прямо у них под носом. Думаю, когда наши птенчики вылетят из гнезда, вполне возможно, что мы будем счастливы в таком маленьком доме, но пока отношу это в минус.
  4. Из-за часто открытой двери, в домике пыльно и приходится часто убираться. Конечно, можно держать дверь закрытой, но мне нравится, когда она открыта — дети могут бегать туда-сюда, больше света и свежего воздуха. Сетка на двери спасает от мух и комаров, но пыль все равно залетает.
  5. Убираться приходится чаще еще и из-за того, что даже пара вещей, оставленных не на своем месте, выглядят, как беспорядок. К моему огромному счастью, поверхностей, куда можно наложить вещей, очень мало, поэтому убраться ничего не стоит.
  6. Нет стиральной машины! Те, у кого есть дети, меня поймут. Стирать приходится часто! Пока свекровь еще не переехала, мы ездим к ней и стираемся у нее, но уже на следующей неделе лавочка прикрывается и она переезжает в новый дом в 1,5 часах езды от нас. Придется ходить в прачечную.
  7. Маленькая кухня. Особенно меня это не напрягает, но когда готовишь что-то чуть более сложное, чем салат, замечаешь, что места мало. Рабочая поверхность быстро заполняется продуктами, а раковина — грязной посудой. Естественно, посудомоечной машинки в трейлере нет:). Для меня лично большим минусом стало еще и отсутствие возможности печь. В начале года, пока мы жили у свекрови, я начала свой бизнес по выпечке хлеба и десертов, но в доме на колесах делать это нет ну никакой возможности.
  8. Маленький холодильник. Я долго думала писать ли об этом, потому что по сути это не такой уж и маленький холодильник, а по европейским меркам так даже самого обычного размера. Но вся засада от размера американских упаковок (об этом я писала )! Вот молоко, например, мы покупаем в 3,8-литровых контейнерах. Так одна такая бутыль занимает половину полки в холодильнике. Ну и все остальное также. Конечно, можно было бы покупать все в маленькой упаковке, но тогда получается экономически невыгодно, да и в магазин надо чаще ездить. Это касается исключительно продуктов, которые нужно хранить в холодильнике, потому что места в шкафах для другой еды предостаточно.
  9. Тяжело жить в экстремальных температурах (слишком холодно или слишком жарко). Во-первых, из-за плохой теплоизоляции. Когда холодно, придется постоянно гонять обогреватель, а когда жарко — кондиционер. А во-вторых, многие детали в доме на колесах не рассчитаны на такие температуры, особенно минусовые — зимой трейлер надо утеплять (утеплять шланг и трубы). Конечно, во многих частях Калифорнии это совершенно не проблема, но мы живем чуть выше в горах, и зимой ночью температура может опускаться ниже нуля.
  10. Дома на колесах построены для коротких путешествий, а не для длительного проживания. Например, те вещи, которые в обычных домах сделаны из дерева или металла, в караване сделаны из пластика. Поэтому при постоянном использовании они начинают ломаться. Обычно люди пользуются своим домом на колесах всего несколько дней в году, а при постоянном их использовании месяц идет за год! :)
  11. Для того, чтобы переехать и уместить все добро в маленький дом, нужно избавиться от многих, многих вещей. И, если от чего-то ненужного избавиться легко, то некоторые вещи (которые может на самом деле и не нужны) очень сложно оторвать от сердца из-за личной привязанности или какой-то истории, с ними связанной. У кого-то это коллекция комиксов из детства, у кого-то подарок от родителей или близких друзей. Положить эти вещи будет некуда, но и избавиться от них будет довольно травматично.
  12. Не пригласить гостей. В таком маленьком доме будет сложно устроить какую-нибудь вечеринку или даже просто пригласить гостей. И уж однозначно, в дом на колесах не возможно пригласить друзей с ночевкой! Единственное, что реально — пригласить пару человек, да и то, лучше организовать это так, чтобы больше времени провести на улице, чтобы не толкаться в маленьком пространстве.
  13. Не самый привлекательный внешний вид самого дома, хотя это дело вкуса, наверно:).

Как видите, минусов получилось в два раза больше, чем плюсов. Хотя, если присмотреться, то самый первый плюс может стоить перевесить несколько минусов;).

Дом на колесах – вещь весьма полезная для автотуриста, особенно если вздумается путешествовать вдали от цивилизационных благ. Переночевать можно, конечно, и в самой машине, но если перед сном захочется разогреть ужин или принять душ? Все эти проблемы решает дом на колесах – машина для любителей странствий. Такой вид отдыха, более распространенное название "караванинг", очень популярен в Европе (активно культивируется в Германии), а особенно в США. Все дома на колесах делятся по принципу характера движения – жилые прицепы, для транспортировки которых требуется машина-тягач, и самоходные автодома.

Жилые прицепы (можно называть "трейлер" на американский манер, или "караван", как называют его европейцы) представляют собой полностью оборудованное жилое помещение, вместимостью от 2 до 7 человек. Длина каравана варьируется от 5 до 9,5 м, высота от 2,50 м и выше, ширина от 2,20 м. Караваны бывают одно- и двухосные. Самые компактные модели караванов имеют массу 500–800 кг и рассчитаны на двух-трех путешественников. Из удобств – раскладные кровати, плита и мойка, иногда холодильник и нагреватель, а вот санузла нет. Особой категорией в этом сегменте (имеется в виду 500–800 кг) следует выделить прицеп-палатку. Благодаря малым габаритам и небольшому весу прицеп-палатка является самым маневренным из всех жилых прицепов. Принцип ее прост: прицеп и его откидная крышка разбираются в две двуспальные кровати, а сама палатка устанавливается вокруг, формируя зону отдыха. Вдобавок задняя панель прицепа оснащена плитой, раковиной и баком для воды. Следующую ступень в иерархии караванов занимают экземпляры весом 800–1000 кг. Там, как правило, есть холодильник, туалет (иногда даже душ) и обогреватель. Самые крупные караваны рассчитаны на четыре-пять человек и весят 1000–1500 кг. Это большие двухосные трейлеры, в которых предусмотрен автономный генератор и даже спутниковое телевидение.

Трейлер – непременный атрибут любителей активного отдыха. В Украине это пока сродни экзотике



Прицеп-палатка – эконом-вариант для неприхотливых
Венчают иерархию трейлеров прицепы типа fifth-wheel (англ. – опорно-сцепное устройство тягача). Производятся и встречаются в основном в США. Самые большие достигают длины в 14 м. Эти особенные караваны могут транспортироваться только пикапами со специальными крепежами. По большему счету fifth-wheel ничем не отличается от обычных караванов, за исключением небольшой части прицепа, которая ложится на грузовую платформу пикапа. Та часть прицепа, которая крепится на пикап, образует внутри дополнительный отсек с огромной кроватью, а часто и с большим панорамным окном. Вообще же покупая прицеп имейте в виду, что мощность вашего автомобиля должна обеспечивать 1 л. с. для каждых 10 килограмм буксируемого веса. Или можно ориентироваться на такие показатели: располагая 1,6-литровым мотором, лучше ограничиться прицепом в 1000 кг, 1,8 л – 1200 кг; 2,0 л – 1500 кг. Зависимость приблизительная, а более точно допустимую массу прицепа указывают в инструкции к автомобилю. Само собой разумеется, что автомобиль-тягач должен быть оборудован шаровым тягово-сцепным устройством и специальным электроразъемом.

Цены на новые караваны стартуют от 20 тыс. евро, подержанный можно найти и за 2,5–6 тыс. у. е., но его "возраст" будет около 10–25 лет. Не беда! Рама прицепа, на которую установлен жилой отсек – это чрезвычайно надежная конструкция из алюминия, в которой практически нечему ломаться или ржаветь. Ремонт же жилой части прицепа, можно сравнить с ремонтом в доме: покрасить, отмыть… Конечно же, отдых в трейлере понравится далеко не всем, потому что сторонники хорошего сервиса вряд ли получат удовольствие от пребывания в помещении, где туалет, кухня и спальня разместились в одном месте. Поэтому для таких людей предназначен класс автокемперов. Автокемпер (слова-синонимы автодача, автокараван, автодом) имеет обыкновенную автомобильную кабину, однако в кузове находится мини-квартира. Подобные автомобили предназначены для длительных путешествий. Есть несколько крупнейших мировых производителей кемперов, однако они занимаются исключительно изготовлением самих домов, которые потом устанавливаются на шасси серийных автомобилей, любезно предоставленных для этого автопроизводителями.

В трейлере на комфорт рассчитывать не приходится, но уют обеспечен

Как правило, при стоянке к каравану пристегивают тент-палатку, чем значительно увеличивают жилую площадь

Прицеп типа fifth-wheel
Автокемперы же делятся на четыре основные категории. Кемпингбусы (Campingbus) – модели для двух-четырех человек на базе стандартных цельнометаллических фургонов или микроавтобусов, к которым зачастую приделывают подъемную или высокую крышу. Из оснащения – плита, холодильник, может быть оборудован автономным обогревателем, бойлером с горячей водой. Это наиболее мобильные автокемперы. Алковенмобили (Alkovenmobil) – это автокемперы, сделанные на базе небольших коммерческих грузовиков. Они получили свое название благодаря спальной над-стройке – "алькову" и рассчитаны на ночевку 4-6 человек. Алковенмобили оснащены всей необходимой мебелью и встраиваемой техникой. По динамике (в силу высоты кузова) такие автомобили медленные и неповоротливые, поскольку альков увеличивает высоту автомобиля примерно до 3 м.

Тейлинтегрейтеры (Teilintegrierter) – тоже проектируются на платформе малотоннажных грузовиков. Но в отличие от алковенмобилей не имеют спального отсека над крышей водительской кабины. Тейлинтегрейтеры еще называют "полуинтегрированными автодомами". Три вышеназванные категории обычно весят в снаряженном виде не более 3,5 т, а значит, для их управления достаточно прав категории "В". Цены на новые автокемперы класса Campingbus начинаются от 25 тыс. евро. Автомобили категории Alkovenmobil и Teilintegrierter стоят минимум 35 тыс. евро. Однако покупать такое чудо техники, чтобы пользоваться два-три раза в год, необязательно, выгоднее взять напрокат. Для пущей убедительности приведем такой пример. Недорогая гостиница для семьи из четырех человек обойдется примерно в 60–80 евро, а аренда каравана – 30–50 евро. Но это в Европе, у нас индустрия караванинга в зачаточном состоянии, так что о прокате и мечтать не приходится.

Отдельным пунктом в вышеназванной категории "трех" выделяются автодома типа pick-up. Ключевым элементом тут выступает съемный модуль, который водружается на грузовую платформу пикапа и превращает ваш пикап в автодом. Существует два основных типа жилых модулей для пикапов – со свесом с задней части автомобиля и без него. Короткий модуль (длина от 3,5 м до 3,9 м) при установке на грузовую площадку пикапа заканчивается там же, где сама площадка, не образуя свеса сзади. Модули со свесом (до 6 м), помимо большего веса и длины, имеют больший набор стандартных планировок, больше жилого пространства и места для хранения вещей. По причине дефицита места, в коротком корпусе не предусмотрен душ и туалет. Зато четыре выдвижные опоры позволяют оставить модуль где-нибудь на опушке леса или в кемпинге, а в это время на автомобиле можно отправиться по окрестностям. Цена на новый жилой модуль в США начинается от 17 тыс у. е., в Европе – от 21 тыс. евро.

Автодом альконового типа

Кемпингбус – минимум комфорта, максимум мобильности

Автодома, в отличие от трейлеров, имеют качественную и дорогую, а порой эксклюзивную, планировку и отделку
Завершают иерархию автодомов интегрированные (Integrierter) автокемперы. Такие автодома "строят" на шасси, предназначенные для грузовых автомобилей. Длина автокемпера класса Integrierter может составлять от 7 до 14 м, а вес от 7 до 20 т. По форме кузова они напоминают автобусы. Кабина водителя полностью интегрирована в жилой отсек автодома, собственно от этого и происходит название. Такие автокемперы могут обеспечить комфортный ночлег 4-8 пассажирам. Подобные автодома часто оснащены автоматическими эркерами (конструкция наподобие выдвижного балкона) за счет которых можно увеличить жилое пространство гостиной, кухни, спальни или ванной от 2 до 10 кв. м. Встречаются и модели, в которых предусмотрены даже "гаражи-багажники" для автомобилей (например, Smart), мотоциклов и катеров. Между прочим, встроенный гараж необходимость, а не показательная роскошь. Дело в том, что на подобных автодомах совсем не удобно ездить за покупками, на экскурсии и в любые другие краткосрочные поездки. Именно для этого в гараже дома стоит маленький, маневренный автомобиль.

Автодома категории люкс оснащаются выдвижными эркерами (типа балконов) и встроенными гаражами
Говорить о типичном внутреннем убранстве "люксового" автокемпера нецелесообразно, ибо причислять к базовому оснащению холодильник, обогреватель и прочие бытовые удобства, все равно что в автомобиле упоминать о наличии колес или руля в качестве базовой комплектации. Отделка же жилого отсека напоминает номер люкс в отеле. У отдельных моделей зачастую насчитывается до 160 видов разных планировок и вариантов оснащения. Цены стартуют от 85 тыс. евро. Автокемпер, построенный под заказ, может быть лишь более или менее роскошным. Начинать отсчет следует от суммы в 200 тыс. евро. Во столько обойдется строительство индивидуально спроектированного (но без особых изысков) автокемпера. Если же речь идет о полном эксклюзиве, стоимость придется удвоить или утроить. Например, у одного арабского шейха существует автодом, стоимость которого составляет более 1,6 млн долларов. Этот, с позволения сказать, автомобиль имеет длину 13 м, а внутри гранитные полы, канализацию, водопровод и два кинотеатра. Автодом абсолютно автономен и может в течение нескольких недель обеспечивать своих постояльцев всем необходимым.

Однако фору арабским шейхам, в плане эксклюзивности и дороговизны автодомов, дадут голливудские актеры. Между прочим, в США иметь автодом интегрального типа куда престижнее яхты. Например, Уилл Смит владеет настоящей виллой на колесах. Вот только некоторые ее параметры: автомобиль длиной более 20 м, весит 40 т, имеет площадь более 350 кв. м. Внутри два этажа. На нижнем – две ванные комнаты и огромная кухня, на верхнем – спальня и гостиная, рассчитанная на 30 гостей. В Украине рынок автокемперов не развит, если не сказать, что вообще отсутствует, поэтому о ценах говорить не представляется возможным. А те экземпляры, которые завозятся под заказ, имеют сугубо индивидуальную цену и не являются показательными.

В ХХI веке уже без лишнего пафоса можно утверждать - свобода стала одной из главнейших ценностей. И пусть даже не в трагическом понимании этого слова, но в философском: динамичнейший образ жизни, работа, интернет, коммуникации, перманентная вовлеченность в информационную систему планеты - все это заставляет чувствовать себя под постоянным контролем и приводит, порой, к весьма печальным последствиям для психики.

А уж если человек в социальном плане состоялся - то нагрузки на него зачастую возрастают многократно! Спасают лишь редкие моменты, когда бешеная река жизни отпускает - праздники, редкие выходные, дни отпуска. И тут встает вопрос: как наиболее эффективно для себя потратить такие драгоценные моменты свободы? , некоторые предпочтут проваляться все это время на диване перед телевизором, кто-то закрутится в чреде встреч с друзьями, а кто-то вообще предпочтет утонуть в мире грез с бутылкой... Но большинство состоявшихся людей, все же, предпочтут праздному безделью активный отдых. И об одном из его видов и пойдет сегодня речь.

Пожалуй, исторические лавры понятия "дом на колесах" можно отдать США. Первыми были так называемые караваны - жилые прицепы, перевозимые с помощью автомобиля. Помните, сколько раз мы видели эти символические полувросшие в землю вагончики посреди Аризоны в американских фильмах? Затем стали развиваться и самодвижущиеся дома на колесах. Однако, оставим этот момент автоисторикам, сами же попытаемся разобраться в наиболее, наверное, интересном сегменте автокэмпинга- полноприводных шасси.

Число продаж "грузовых" автодомов составляет ничтожную долю от общего количества реализованных домов на колесах, что обуславливается, в первую очередь, высокой стоимостью первых. Однако, в них, без сомнения, есть несколько моментов, которые заслуживают отдельного внимания. Итак, по-порядку.

1) Эксклюзивность. 9 из 10 автодомов на полноприводных шасси грузовых автомобилей делаются под заказ конкретного покупателя, и это объяснимо. Выкладывая несколько сотен тысяч долларов, клиент желает получить товар "заточенный" именно под него - например, с кроватью такой-то ширины, с окнами такой-то конструкции, да чтобы еще и ножки стола были не деревянные, как в типовых проектах, а алюминиевые. Соответственно, конечная стоимость такого автомобиля может растянуться практически до бесконечности - все зависит от пристрастий и капризов покупателя, для которого цена, как правило, не является камнем преткновения.

3) Проходимость и надежность. Это одна из главных причин, по которой выбор отдается полноприводным грузовым шасси, а не в пользу, например, жилых прицепов. Типичные мобильные жилища подразумевают исключительно дорожную эксплуатацию, а большие многоместные прицепы - к тому же еще и по-большей части стационарную. Но что делать, если путешествовать с домашним комфортом хочется, а география маршрута никак не позволяет таскать за собой не проходимый и тяжелый прицеп?.. В этом случае, идеальным вариантом будет именно полноприводное грузовое шасси. Пожалуй, будет лишним доказывать, что утилитарная конструкция этого класса машин подразумевает исключительную приспособленность ко всем тяготам жизни вдали от дорог. Полный привод, межосевые и межколесные блокировки, централизованная подкачка шин, лебедка, высокий клиренс, отличная геометрическая проходимость и неприхотливость конструкции в целом- все это обуславливает высочайшую степень адаптации грузовиков 4х4 или 6х6 к внедорожным путешествиям. Здесь, как и в случае с кунгом, все зависит от конкретного шасси и конкретного плана доработок- список дополнительного технического оборудования автомобиля может занимать не один лист.

4) Автономность. Трудно представить себе искателя приключений, который не позаботился о выживании вдали от цивилизации. И здесь "полноприводные дома" тоже на высоте. Электрическая схема предполагает несколько видов бортовых напряжений- например, 12, 24 и 230 вольт; автономный дизельный отопитель не даст замерзнуть суровыми зимними ночами, кондиционер же, наоборот, обдаст уставшего путника живительной прохладой. Запас чистой питьевой воды в сотен литров позволит без опасений штурмовать самые отдаленные уголки континента, а музыкальная весь экипаж "сухопутного корабля" на пикнике, или поможет создать праздничную атмосферу. Кроме того, несколько топливных баков автомобиля без проблем позволят передвигаться многие сотни километров без заправки, а пара запасных колес укрепит уверенность в путешествии. Одним словом, конструкция подобных автомобилей максимально ориентирована на комфортное, безопасное, а главное - продолжительное существование даже в самых отдаленных местах земного шара.

Итак, подводя итог нашего небольшого анализа, можно сделать вполне однозначный вывод: мобильные дома на полноприводных грузовых шасси являются наиболее комфортными, проходимыми, надежными, и самое важное - универсальными решениями в мире автокэмпинга.