Как выжить в автокатастрофе. Как выжить в автомобильной аварии

Одним из самых печальных фактов, полученных благодаря статистике, будет то, что 80% смертей по неосторожности происходит из-за аварий. Нет, я не намерена вас пугать, ведь далеко не каждая авария заканчивается печальным летальным исходом. Как превратить дорогостоящий ремонт машины в самую большую травму, полученную в аварии, и сократить риски? Коротко об этом важном вопросе.

Сразу говорю, воду лить не буду. Постаралась собрать четкие советы, в том числе более неожиданные.

Что делать регулярно?

Пристегните ремень безопасности

Думаю, тут без комментариев. Не пренебрегайте этим правилом. Ведь переломанная шея грозит вам либо смертью, либо лежачим состоянием до конца жизни.

Подголовники

Несут не только эстетическую функцию. И не чтобы «поспать удобнее». Они разработаны инженерами по безопасности, так что настройте их правильно. Он должен быть настроен так, чтобы нельзя было запрокинуть голову назад. Идеально, если его верхняя точка и макушка будут на одном уровне.

Аккуратнее с вещами

Любая мелочь, стоящая перед вами может стать снарядом, летящим к вам по инерции на приличной скорости. Просто уберите такие вещи в бардачок или на заднее сиденье.

Водителю: не опирайтесь на приборную панель

Если есть вероятность высокоскоростной аварии, подушки безопасности системы автомобиля надуются. Они спасут вам жизнь, но они раскрываются с такой силой, что, если вы, прислонитесь к приборной панели, когда они раздуются, вы будете отброшены назад и можете получить ранение. Если автомобиль имеет боковые подушки безопасности, то опасно опираться на стороны автомобиля.

Кроме всего, убедитесь, что ваша машина входит в реестр официально признанных безопасными автомобилями. Автомобили до 1980 года выпуска не смогут защитить вас ничем, кроме ремня безопасности и хорошей акустики для прочтения молитвы.

Что делать и не делать во время аварии?

Не наклоняйтесь или накройте голову

В случае переворота, любая сила достаточно значительна, чтобы деформировать крышу и согнуть или сломать стойки, что может нанести травму голове и, возможно вы будете без сознания. Маловероятно, что будет причинен такой же ущерб, если вы не будете наклонять голову перед подушками безопасности. Лучше пригните ее между рук, как бы кланяясь. Подбородок прижмите к груди.

Напрягите мышцы

Напрягите мышцы, оперитесь ногами о пол, а водителю стоит упереться руками об руль.

Хотите успевать больше? Быть более продуктивными? Больше развиваться?

Оставьте свой Email, чтобы мы отправили на него наш список инструментов и ресурсов 👇

Список придет вам на почту через минуту

Не покидайте машину во время аварии

Во время аварии на небольшой скорости такое желание иногда возникает. Обычно, шансы выжить при катапультировании уменьшаются в 10 раз. Так что оставим эффектные прыжки актерам в боевиках.

Выключите двигатель!

Не курите

Да-да, нервишки, руки так лезут в карман. Сейчас вам это может показаться очевидным, но в стрессовой ситуации курильщик даже может не понять, что закуривает.

Выбирайтесь

Думаю, такое желание возникнет и у вас. Если двери не открываются с первых попыток, глупо настаивать: скорее всего, их заклинило. Так что быстро разбивайте окно тем самым тяжелым, что упрятали в бардачке. Теперь потенциальный снаряд будет вам полезен. Из машины под водой стоит выбираться только через окно!

Первая помощь

Если кто-то из пострадавших находится в машине, и в ней нет легковоспламеняющихся грузов, то взрыв после полной остановки работы машины крайне маловероятен и не стоит вытягивать самостоятельно пассажиров из машины. Это может усугубить травму позвоночника. Лучше дождитесь помощи. Окажите первую помощь в машине, если это необходимо.

После, конечно, понятно, что нужно вызвать ГАИ, при необходимости — скорую. Советуется сфотографировать место происшествия и не распространяться по поводу ситуации до самих разборок. Не извиняйтесь: это может навлечь на вас лишнюю вину. Надеюсь, что мои советы вам никогда не понадобятся, но в любом случае помните — главное сохранять спокойствие и твердый рассудок.

Страдают в ДТП обычно как водитель, так и пассажиры. К сожалению, в нашем бурно развивающемся мире, все чаще на автомобильных дорогах случаются аварии, когда гибнут люди и в большом количестве. Нередко мы слышим по новостям, что в какой-то стране в обрыв упал автобус с российскими пассажирами или пассажирами из других стран. При плохих погодных условиях происходят столкновения на различных участках дорог, когда сталкиваются десятки и даже сотни автомобилей. Сегодняшняя статистика такова, что ДТП стали второй причиной смерти людей после сердечно-сосудистых заболеваний. И этот довольно печальный факт. Помочь себе и пострадавшим при ДТП может не только водитель, который когда-то обучался на вождение и соответственно слушал курс по оказанию помощи пострадавшим при аварии, но и тот, кто живо интересуется вопросами обеспечения безопасности, вопросами выживания в экстренных ситуациях, те кто постоянно следят за новостями в области безопасности на автомобильных дорогах и в прочих ситуациях. Если вы хотите спасти не только свою жизнь при ДТП, но и жизнь пострадавшего рядом с вами пассажира, то примите следующие меры, о которых речь пойдет ниже.

Вы должны пристегиваться не для виду перед сотрудниками ГИБДД, а для собственного выживания при потенциальной аварийной ситуации.

По статистике, примерно половина водителей вообще не пристегиваются во время вождения автомобиля. Часто и молодые мамы с ребенком на коленях совершенно не задумываются о том, чтобы обеспечить свою безопасность и безопасность ребенка, пристегнувшись. Вы наверное могли видеть и такие ситуации, когда едет компания молодежи и просто из окон высовываются молодые люди, дабы показать всем на сколько они "свободны". Вы может и не знаете об этом, но именно ремень безопасности защитит вас от потенциальных переломов, которые могут быть очень даже серьезными. Если вы собрались на машине в поездку, то обязательно пристегнитесь и также посмотрите, чтобы и другие люди, находящиеся в машине пристегнулись. Вы может даже скажете сделать это в грубоватой форме, но только подумайте, насколько вы обезопасите жизнь всем пассажирам в машине.

Если нет уверенности, лучше не идти на обгон

Если вы решились обгонять автомобиль, то обязательно проследите за тем, чтобы маневр выполнялся очень аккуратно и не было встречных близко едущих навстречу автомобилей. Запомните, самые серьезные и трагические аварии как раз случаются по причине необдуманных обгонов. При лобовом столкновении, машины сталкиваются очень сильно и шансов на выживание практически не остается. Нужно тщательным образом оценить расстояние до встречного автомобиля, совершая обгон смотрите, чтобы он был максимально быстрым и аккуратным. При этом также важно не нарушать правил дорожного движения.

Авария неизбежна

Для оценки точной аварийной ситуации хватает очень малого промежутка времени. Во время такой предаварийной ситуации чувства обостряются, человек может действовать очень быстро и достаточно эффективно, максимально повысив свои шансы выжить в ДТП . Таким образом, вовремя среагировав вы можете минимизировать повреждения от столкновения или даже и вовсе избежать столкновения. Если вы понимаете, что авария произойдет 100%, то следует в ту же секунду опереться всеми конечностями на передние предметы и элементы автомобиля. Для водителя точкой опоры может стать панель управления, пассажирам лучше опереться на передние сиденья своими плечами. Голову при этом важно втянуть в плечи, подбородок же необходимо приложить к груди.

В вас вот-вот врежутся сзади

При таких столкновениях чаще всего пассажиры вредят свои шейные отделы позвоночника. Если имеются подголовники, то можно минимизировать последствия от столкновения. Но при этом нужно, чтобы подголовники были хорошо отрегулированы. Если таких защитных элементов вовсе нет в автомобиле, то следует сползти вниз и зафиксировать свою голову, оперевшись на сидение. Если возможен удар сбоку, то следует упереться ногами в элементы пола или же панель. Голову необходимо втянуть. Пассажирам, сидящим сзади необходимо обхватить сидения руками и таким образом жестко зафиксироваться.

Автомобиль, возможно, перевернется

Если вы полагаете, что автомобиль вот-вот перевернется, то необходимо сползти максимально вниз, зафиксироваться конечностями в нижнем пространстве, голову втянуть в плечи. Пассажиру или пассажирам сзади следует принять горизонтальное положение и обхватить передние автомобильные сиденья . Как только машина перевернется, сразу же при возможности отключите всю электронику, зажигание. Понюхайте воздух в машине, так вы поймете имеет ли место быть утечка горючего. Постарайтесь как можно быстрее покинуть автомобиль, помогите нуждающимся.

Автомобиль падает в воду

Все мы ездим в машинах: за рулём, в маршрутках, с друзьями, на такси или попутках. И неважно, на чём именно мы едем: на ржавой «Газели» с дырявым днищем, на заднем сиденье S-класса, в кредитном «Солярисе», на папином внедорожнике или на грохочущем пепелаце с явными признаками того, что на нём ещё Адам возил свою Еву. Всегда есть риск попасть в аварию. Но если знать, что делать в экстренном случае, можно остаться в живых.

Что нужно сделать перед поездкой

Вне зависимости от того, на чём вы собираетесь ехать, нужно не забывать про три важные вещи.

Пристегнуться

Как бы банально это ни звучало, но всегда нужно . Конечно, вы можете вспомнить историю, которую слышали от дяди Васи, о том, что его троюродный племянник по маминой линии остался жив только благодаря тому, что был не пристёгнут.

Статистика говорит об обратном: ремни безопасности повышают шанс остаться в живых на 75%. При лобовом ударе ремни безопасности увеличивают ваши шансы выжить в 2,3 раза, при боковом - в 1,8 раза, при опрокидывании - в 5 раз.

Отрегулировать подголовник

На них удобно спать, но они придуманы не для этого. Они предназначены для того, чтобы спасти ваши шейные позвонки от перелома при ударе сзади или в конечной фазе лобового удара. Так что перед поездкой обязательно отрегулируйте их. Верхняя точка подголовника должна быть вровень с макушкой.

Выбрать безопасное место

То, где вы сидите, тоже имеет значение. Если речь идёт о каком-то старом автомобиле, например ВАЗ-2106 или ВАЗ-2110, то лучше всего будет расположиться за водителем. Второе по безопасности место - посередине. Самое ненадёжное место - спереди, справа от водителя. Дело в том, что водитель в момент, когда ДТП уже неизбежно, на уровне инстинктов отводит удар от себя, подставляя под удар правую часть автомобиля.

Если же говорить о современных иномарках, то самым безопасным местом в них будет переднее пассажирское. Там есть подушки безопасности и более продвинутые ремни безопасности. Сзади лучшим будет место за водителем, затем место посередине.

Однако всё это имеет значение только в том случае, если вы не забыли пристегнуться. Иначе вам предстоит встретиться лицом к лицу с подушкой безопасности, вылетающей со скоростью примерно 300 км/ч.

Что делать в момент аварии

При лобовом ударе

Упритесь руками в переднюю панель или кресло, если вы сидите сзади, а ногами в пол. Голову втяните в плечи так, чтобы подбородок был прижат к груди. Когда вас сначала кинет вперёд, голова уткнётся в грудь. Когда же вас откинет назад, подголовник смягчит удар.

Если вы за рулём, то упритесь руками в руль, а ногами в педали и пол. Левая нога должна до упора вдавить педаль сцепления или расположиться на площадке слева, а правая изо всех сил давить на тормоз. Сиденье, кстати, у вас должно быть отрегулировано правильно: когда лопатки прижаты к спинке, вытянутая рука должна лежать на руле в районе запястья.

При боковом ударе

Если боковой удар пришёлся на вашу сторону, лучше всего отпрянуть от места удара как можно дальше и зафиксироваться, схватившись за спинку сиденья или за ручку противоположной двери. Если вы сидите сзади, лягте на кресло или на колени соседа и подожмите под себя ноги, чтобы их не сломало от резкого удара.

Если вы оказались на переднем сиденье, лечь на колени к водителю, не помешав ему, не получится. Так что просто отодвиньтесь от места предполагаемого удара подальше, упритесь ногами в пол и защитите руками голову, втянув её в плечи, как при лобовом ударе.

При ударе сзади

Если вы понимаете, что удар произойдёт сзади, упритесь ногами в пол и прижмите голову к подголовнику. Если подголовника нет, сползите на сиденье пониже и уткнитесь затылком в спинку. Почти наверняка это спасёт вас от смерти, инвалидности и перелома шейных позвонков.

При перевороте

Сгруппируйтесь и зафиксируйтесь, ухватившись изо всех сил за что-то неподвижное, например за спинку сиденья или за дверную ручку. За потолочные ручки над дверями лучше не браться, они очень хилые. Ни в коем случае не отстёгивайте ремень безопасности. Он удерживает вас и не даёт хаотично перемещаться по салону.

При затоплении

Если машина провалилась под лёд или , главное - не паниковать и попытаться как можно быстрее открыть двери и окна, чтобы всплыть. Если автомобиль уже погрузился в воду, наружное давление не даст этого сделать. Ждите, пока кузов почти полностью заполнится водой. Когда останется совсем немного воздуха, нужно глубоко вдохнуть, открыть двери (давление к этому моменту выровняется) и всплывать.

Если вы чувствуете, что сейчас произойдёт столкновение, но не понимаете, с какой стороны, сгруппируйтесь: приподнимите колени к животу, втяните голову в плечи и накройте её руками. В таком положении, даже если автомобиль будет смят, вам будет проще дышать и дожидаться помощи.

Не думайте, что выпрыгнуть из машины на полном ходу - хорошая идея. Это работает только в голливудских боевиках. В реальной жизни на скорости более 60 км/ч безопаснее оставаться в машине, особенно если она современная. Программируемые зоны деформации, ремни, подголовники и подушки безопасности помогут вам выжить.

Сохраняйте спокойствие. Если несчастный случай неизбежен, нужно быстро, но без резких колебаний реагировать. Транспортные средства всех видов лучше реагируют на плавное руление и торможение.

Выберите ваш стиль вождения. Вы должны решить, какое сочетание рулевого управления, торможения и ускорения будет наиболее эфективным, чтобы избежать или свести к минимуму вред от аварии.

Остановите автомобиль с тормозным контролем. Тормозные практики варьируются в зависимости от того, имеет ли ваш автомобиль антиблокировочную систему тормозов.

  • Если у вашего автомобиля отсутствует антиблокировочная тормозная система, вы не должны резко нажимать на тормоз, чтобы удержать машину под контролем. Если вы ударите по тормозам, ваш автомобиль начнет скользить и вы потеряете над ним контроль. Вы не можете управлять транспортным средством, когда тормоза заблокированы. Нажмите твердо, затем отпустите. Если вы чувствуете, что колеса начинают скользить, отпустите тормоза.
  • Антиблокировочная система тормозов. Не прокачивайте антиблокировочную систему тормозов. ABS компьютер вашего автомобиля отреагирует гораздо быстрее, чем вы (вы будете чувствовать, что педаль вибрирует немного, когда это происходит). Просто держите тормоза твердо.
  • Управляйте плавно. Очень резкие движения рулевого колеса, особенно в большегрузных транспортных средствах или с легкими задними частями (например, пикапы), скорее всего, приведут к заносу.

    Ускорьтесь при необходимости. Хотя это кажется нелогичным, иногда лучший способ, чтобы избежать аварии, это ускориться и съехать с дороги.

  • Примите меры к стабилизации положения, если вы начнете скользить или терять контроль. Если ваш автомобиль начнет скользить или если шина лопнула, выполните следующие действия, чтобы управлять автомобилем.

    • Не ударяйте по тормозам. От этого будет только хуже.
    • Держите крепко руль.
    • Управляйте в сторону заноса. Если задняя панель автомобиля скользит к левой части автомобиля, поверните руль влево.
    • Дождитесь реакции шин, чтобы восстановить сцепление перед торможением или нажатием на педаль газа.
  • Если авария неизбежна, старайтесь свести к минимуму ущерб.

    • Избегайте лобовых столкновений с другими транспортными средствами или фронтальные столкновения в недвижимые объекты, такие как крупные деревья или бетонные барьеры.
    • Контролируйте скорость вашего автомобиля. Чем быстрее воздействие, тем больше вреда оно вызовет.
    • Избегайте побочных воздействий. Серьезные травмы можно получить, если другой автомобиль поражает сторону другого автомобиля, которая ближе к водителю.
  • Итог ”случайной” встречи с курицей на скорости 150 км/ч.

    Факты — упрямая вещь. Благодаря современным математическим методам удается просчитать очень многое, в том числе — и наши шансы выжить в разных дорожных коллизиях. Что на это влияет? Оказывается, очень многое.

    Размер машины

    Специалисты Британского министерства транспорта, изучив последствия более 1000 аварий на дорогах и сотни полицейских отчетов, пришли к таким выводам:

      для водителей машин малого и компактного классов при сильном лобовом столкновении шанс погибнуть составляет 1 к 200;

      в случае ДТП у водителя и пассажиров автомобиля малого класса вероятность погибнуть увеличивается в 50 (!) раз по сравнению с теми, кто находится во внедорожнике;

      для водителя джипа или ”паркетника” вероятность гибели при сильном лобовом столкновении составляет 1 к 10 000.

    Разговоры по телефону

    Администрация безопасности дорожного движения США (в Латвии такой статистики, увы, пока не ведут) опубликовала такие данные:

      водители, которые разговаривают по телефону за рулем, в 4 раза чаще попадают в аварии;

      чем моложе водитель, тем он больше болтает по телефону за рулем и тем чаще попадает в опасные ситуации на дороге.

    В десяти штатах США уже запретили молодым и начинающим автолюбителям пользоваться мобильниками за рулем даже при наличии наушников: hands free освобождает руки, но зато мешает слышимости — человек может не разобрать предупреждающих сигналов.

    Лишние 5 км/час

    Исследования ученых австралийского университета Аделаиды показали, что если водитель при скорости 60 км/час прибавит газу на лишние 5 км/час (то есть станет ехать 65 км/час), то увеличит шансы попадания в аварию в два раза. А при скорости 70 км/час риск увеличивается в четыре раза!

    Все дело в том, поясняют ученые, что на таких скоростях водителю остается совсем мало времени, чтобы среагировать на опасную ситуацию. Увеличивается и тормозной путь: у автомобилиста, который едет на скорости 60 км/час, он будет составлять 13,9 м. А при показаниях на спидометре 65 км/час — 16,3 м.