Как снизить расход топлива в зимнее время. Как экономить топливо зимой? Рекомендации ЗР

Немногие знают, что зимой двигателю внутреннего сгорания работать легче, чем летом! Однако же расход топлива при этом, как известно, сильно возрастает…

Итак, почему расход топлива растет в зимний период?

Прогрев. В любом случае зимой мотор прогревается дольше, чем летом. А если прогревать его при включенной печке (холодно же!), то процесс затянется еще сильнее.

Кстати, именно поэтому часть современных автомобилей (например, Renault Duster) снабжены электрическими подогревателями салона. Само собой, что при коротких, но частых поездках нужны, соответственно, более частые прогревы, иначе мотор все время будет недогретым. А холодный мотор априори потребляет куда больше топлива, чем горячий. В частности, для быстрого разогрева каталитического нейтрализатора топливо туда льется чуть ли не ручьем. Отметим также, что при кратковременных остановках на морозе двигатель обычно не глушат.

Электрический нагреватель потребляет очень большой ток, но альтернативы пока нет.

Электричество. К упомянутому выше обогревателю салона добавляются более привычные потребители - вентилятор отопителя, обогреватели стекол, зеркал, сидений, форсунок омывателя и т.п. А всю свою энергию автомобиль в любом случае получает из топливного бака, пусть и не напрямую.

Снег. Ехать по снегу, даже неглубокому, все равно что идти по пляжу - тяжело. Пробуксовка, даже кратковременная, - это лишнее сожженное топливо. Какую-то толику, пусть и крошечную, добавляет аэродинамическое сопротивление падающего снега.

При езде по зимним дорогам часто приходится буксовать, вот расход и растет.

Шины. Сопротивление качению зимних шин выше, чем у летних.

Подшипники. Вся консистентная смазка на морозе загустевает, а вращение при этом, естественно, затрудняется.

Багажник. Бывалые водители встречают зиму хорошо подготовленными, а потому багажники их машин заметно тяжелеют. Зимняя одежда, лопата, мешочек с песком, принадлежности для разведения костра, паяльная лампа, примус - у каждого свой список на черный день.

АКБ. Батарее приходится работать на пределе возможностей: холодное масло, большие пусковые токи. Аккумулятор постоянно нужно подзаряжать - генератор нагружается сильнее.

Средняя скорость. Зимой она порой падает так, что основной удар по бюджету приносят не запредельные скорости, а наоборот, излишне низкие, да еще на пониженных передачах.

Зимой дороги скользкие - водители осторожничают. Средняя скорость движения при этом неизбежно падает.

Как экономить топливо зимой?

Оставив за скобками «самый правильный» совет типа «Езди на общественном транспорте!» подумаем, а реально ли вообще унять зимние аппетиты? Задача почти невыполнимая: по крайней мере, летних расходов достичь на морозе не получится. Но кое-что сделать все-таки возможно. В первую очередь, начать экономить на мелочах. Какие это мелочи? Перечислим основные:

При прогреве мотора не переусердствуйте: достаточно погонять его вхолостую буквально минуту-другую, а затем начать неспешное движение. Так и двигатель прогреется быстрее, и расход топлива сократится.

Не ленитесь стряхивать снег с машины-сугроба. Так и безопаснее, да и возить лишние килограммы ни к чему.

Обязательно используйте моторное масло по сезону: 10W-40 в мороз поведет себя куда хуже, чем, к примеру, 0W-40.

Уберите из машины то, что в ближайшие месяцы точно не понадобится: зачастую там месяцами валяется что-то чисто летнее, а времени вытащить не хватает. Да и багажник на крыше лучше снять и оставить в гараже, если не планируете его использовать зимой.

Если на дворе совсем уж холодно, то имеет смысл применить «автоодеяло», сохраняющее тепло в моторном отсеке. При этом ускорится прогрев двигателя, а выключенный мотор будет гораздо медленнее расставаться с накопленным теплом.

Для начала - пара строчек из теории. КПД машин, работающих по циклу Карно, растет с ростом разности температур нагревателя и холодильника. Поэтому один и тот же движок, установленный на стенде, с приходом морозов ведет себя резвее, чем в летнюю жару. Да и присутствие на огромном числе современных автомобилей такого устройства, как интеркулер, он же - охладитель наддувочного воздуха, говорит о том, что холодный воздух двигателю приятнее, чем раскаленный. Охлаждая воздух, мы повышаем его плотность, увеличивая эффективность наддува, улучшаем сгорание, а заодно и отодвигаем порог детонации.

Отсюда, казалось бы, следует, что зимой расход топлива должен падать. Но это звучит несерьезно: ведь даже бухгалтерия на предприятиях спокойно переваривает информацию о том, что в холодное время года аппетиты подотчетных машин резко возрастают. И г-н Карно в этом точно не виноват. А кто же виноват?

Почему расход топлива растет в зимний период?

Кто виноват в повышенном расходе топлива? Ну, давайте загибать пальцы:

Прогрев. В любом случае зимой мотор прогревается дольше, чем летом. А если прогревать его при включенной печке (холодно же!), то процесс затянется еще сильнее. Кстати, именно поэтому часть современных автомобилей (например, Renault Duster) снабжены электрическими подогревателями салона. Само собой, что при коротких, но частых поездках нужны, соответственно, более частые прогревы, иначе мотор все время будет недогретым. А холодный мотор априори потребляет куда больше топлива, чем горячий. В частности, для быстрого разогрева каталитического нейтрализатора топливо туда льется чуть ли не ручьем. Отметим также, что при кратковременных остановках на морозе двигатель обычно не глушат.

Электричество. К упомянутому выше обогревателю салона добавляются более привычные потребители - вентилятор отопителя, обогреватели стекол, зеркал, сидений, форсунок омывателя и т.п. А всю свою энергию автомобиль в любом случае получает из топливного бака, пусть и не напрямую.

Снег. Ехать по снегу, даже неглубокому, все равно что идти по пляжу - тяжело. Пробуксовка, даже кратковременная, - это лишнее сожженное топливо. Какую-то толику, пусть и крошечную, добавляет аэродинамическое сопротивление падающего снега.

Шины. Сопротивление качению зимних шин выше, чем у летних.

Подшипники. Вся консистентная смазка на морозе загустевает, а вращение при этом, естественно, затрудняется.

Багажник. Бывалые водители встречают зиму хорошо подготовленными, а потому багажники их машин заметно тяжелеют. Зимняя одежда, лопата, мешочек с песком, принадлежности для разведения костра, паяльная лампа, примус - у каждого свой список на черный день.

АКБ. Батарее приходится работать на пределе возможностей: холодное масло, большие пусковые токи. Аккумулятор постоянно нужно подзаряжать - генератор нагружается сильнее.

Средняя скорость. Зимой она порой падает так, что основной удар по бюджету приносят не запредельные скорости, а наоборот, излишне низкие, да еще на пониженных передачах.

Как снизить расход топлива зимой?

Оставив за скобками «самый правильный» совет типа «Езди на трамвае!» подумаем, а реально ли вообще унять зимние аппетиты? Задача почти невыполнимая: по крайней мере, летних расходов достичь на морозе не получится. Но кое-что сделать все-таки возможно. В первую очередь, начать экономить на мелочах. Какие это мелочи? Перечислим основные:
  • При прогреве мотора не переусердствуйте: достаточно погонять его вхолостую буквально минуту-другую, а затем начать неспешное движение. Так и двигатель прогреется быстрее, и расход топлива сократится.
  • Не ленитесь стряхивать снег с машины-сугроба. Так и безопаснее, да и возить лишние килограммы ни к чему.
  • Обязательно используйте моторное масло по сезону: 10W-40 в мороз поведет себя куда хуже, чем, к примеру, 0W-40.
  • Уберите из машины то, что в ближайшие месяцы точно не понадобится: зачастую там месяцами валяется что-то чисто летнее, а времени вытащить не хватает. Да и багажник на крыше лучше снять и оставить в гараже, если не планируете его использовать зимой.
  • Если на дворе совсем уж холодно, то имеет смысл применить «автоодеяло», сохраняющее тепло в моторном отсеке. При этом ускорится прогрев двигателя, а выключенный мотор будет гораздо медленнее расставаться с накопленным теплом.

Вопреки распространенному мнению, двигатель внутреннего сгорания на морозе работает легче, чем в летнюю жару. Это объясняется физическими особенностями процесса сгорания топлива. Оказывается, охлажденный воздух обладает большей плотностью, а также обеспечивает сдвиг порога детонации. В результате КПД и тягово-динамические характеристики мотора повышаются, что, по идее, должно приводить к падению расхода топлива. Но практика показывает прямо противоположный эффект – всем хорошо известно, что зимой «прожорливость» машины серьезно возрастает. Почему же это происходит? Существует несколько причин:

    Прогрев двигателя. В холодное время года мотор прогревают дольше, чем летом. А так как большинство автолюбителей параллельно включают печку салона, то процесс еще больше затягивается. Если водитель совершает частые, но короткие поездки, то двигатель может вообще не успевать как следует прогреваться. А холодный мотор потребляет заметно больше топлива, чем горячий.

    Электропотребители. Современные автомобили просто напичканы электронными системами. Например, многие модели «Ягуар», которые широко представлены на сайте https://www.avtopoisk.ru/car/jaguar, имеют в штатном или опционном оснащении обогреватели стекол, сидений, руля, зеркал, форсунок омывателя, двигателя и пр. А энергия для работы этих систем в любом случае берется из топливного бака, пусть и через посредничество генератора.

    Дорожная обстановка. Даже неглубокий снег может серьезно усложнить движение автомобиля. Негативно на экономичности машины сказывается и малейшие пробуксовки колес. Также стоит учитывать, что зимние шины обладают большим сопротивлением качению, чем летние.

    Застывшая в подшипниках консистентная смазка, которая затрудняет вращение колес.

    Увеличенный вес авто. Зимой багажники наполняются различным инвентарем – лопаты, зимняя одежда, песок и многое другое утяжеляют машину. Плюс часто добавляется вес налипшего снега.

    Падение средней скорости. Зимой очень часто приходится ехать медленно на пониженных передачах, что плохо влияет на экономичность автомобиля.

Что же делать, чтобы уменьшить аппетиты «железного коня» в холодное время года? Существует несколько простых советов:

    Не прогревайте авто слишком долго на холостых оборотах. Достаточно погонять мотор минуту-другую и начинать движение на небольших оборотах. Так и мотор прогреется быстрее, и бензина в баке останется больше.

    Полностью очищайте машину от снега. Это и автомобиль облегчит, и безопасность повысит.

    Лейте в мотор мало по сезону. В идеале вообще лучше использовать специальное зимнее масло.

    Вытащите из багажника весь лишний инструмент. Наверняка там лежит множество вещей, которые могут понадобиться только летом.

Расход горючего актуален для огромного числа автовладельцев, особенно, если учесть тот факт, что цены на топливо постоянно повышаются. В зимний период времени эта тема приобретает еще большее значение, поскольку зимой расход топлива больше чем летом. Как экономить топливо на автомобиле в холодное время года, и реально ли это в принципе?

Причины увеличения потребления горючего зимой

Прежде чем начать разбираться в вопросе: «Увеличивается ли расход топлива зимой?» - стоит вспомнить теорию.

Из описания цикла Карно следует, что КПД механизма должно увеличиваться при возрастании разницы температур холодильника и нагревателя. К тому же, на всех современных авто устанавливается охладитель, подтверждающий, что прохладный воздух для мотора предпочтительнее, чем горячий. При охлаждении увеличивается плотность воздуха, что приводит к повышению эффективности наддува и улучшению сгорания.

Учитывая все вышесказанное, расход топлива зимой должен сокращаться, но всё происходит с точностью до наоборот. Почему же в холодное время года двигатель потребляет больше горючего?

Причин может быть далеко не одна:

  1. Увеличение времени на прогрев . При отрицательной температуре воздуха мотору требуется больше времени, чтобы прогреться до рабочей температуры. Если при этом еще включить печку (оно и понятно, ведь сидеть в холодной машине некомфортно), этот процесс еще сильнее затянется. Многие производители, зная о такой проблеме, оснащают выпускаемые ими транспортные средства электрическими подогревателями салона.
  2. Использование дополнительных источников потребления электричества (обогревателей зеркал, стекол, подогрева сидений и пр.) отнюдь не способствует уменьшению расхода бензина. Энергия, необходимая для этих опций, поступает за счет топливного бака.
  3. Движение по снегу требует куда больших затрат энергии, чем по ровной асфальтированной дороге. Во время снегопада ухудшаются аэродинамические показатели автомобиля.
  4. На морозе подшипникам тяжелее вращаться из-за загустевшей смазки.
  5. Нередкой зимой в багажнике перевозится больше вещей , чем летом – дополнительный груз приводит к повышенному расходу.
  6. Аккумулятору в мороз приходится постоянно работать на пределе , что нагружает и генератор.
  7. Зимой средняя скорость транспортного потока падает . Как известно, движение на пониженных передачах с небольшой скоростью требует большего количества горючего.

На сколько увеличивается расход топлива зимой? Тут многое зависит от типа силового агрегата и стиля вождения, но, в среднем, расход возрастает как минимум на 10%.

Как уменьшить расход топлива зимой

Самый логичный и в то же время не самый идеальный вариант – пересесть на общественный транспорт. Однако не многие автовладельцы согласятся на такое, да и не всегда это бывает возможно из-за разъездного характера работы.

Конечно, добиться летних показателей расхода горючего не получится, но немного сэкономить всё равно реально.

Как снизить расход топлива зимой? Придерживаться следующих советов:

  • не стоит увлекаться длительным прогревом двигателя современным моторам достаточно буквально одной минуты работы в холостом режиме, после чего можно начинать двигаться с небольшой скоростью (в процессе неспешного движения мотор прогреется намного быстрее);
  • всякий раз, садясь в автомобиль после длительной стоянки, нужно стряхивать с крыши и стекол образовавшиеся сугробы – это не только повысит безопасность езды, но и уменьшит, пусть и ненамного, расход бензина;
  • перед зимой необходимо залить соответствующее сезону моторное масло ;
  • нередко багажное отделение машины превращается в склад ненужных вещей , до которых никак не доходят руки избавиться. Дополнительный багажник на крыше , если он не используется, тоже лучше снять ;
  • если температура за окном достигла больших минусовых значений, имеет смысл использовать утеплитель для двигателя . Его применение ускорит прогрев, при этом после выключения мотор станет медленнее отдавать тепло.

Многие автомобили зимой превращаются в ненасытных «монстров». Водитель глядит на индикатор уровня топлива, его сердце сжимается, а кошелек жалобно вибрирует. Как же можно в зимнее время уменьшить расход горючего?

Увеличение «прожорливости» автомобиля зимой

Утро, сильный мороз. Салон автомобиля холодный и совсем неуютный. Водитель включает зажигание, а двигатель отвечает сильной вибрацией. Тогда-то и приходит осознание того, что он в данный момент работает на износ. Именно при таком обстоятельстве к автомобилисту приходит понимание, что настало время установить «сигналку» с автозапуском, или какое-то другое устройство для подогрева мотора. Но если эти планы осуществить, то и расход горючего повысится.

Но прожорливость авто зимой увеличиваться и по другим причинам.

На сильном морозе масло становится более вязким. Именно поэтому двигателю нужно больше времени на то, чтобы узлы агрегата получше прогрелись и начали двигаться без лишнего трения.

Для того чтобы добиться оптимальной температуры мотору нужно 15-20 минут. Дело в том, что чем сильнее мороз, тем он будет разогреваться дольше.

Так что, перед автомобилистом встает две проблемы: что сделать, чтобы мотор быстро не остывал, и как снизить вязкость моторного масла?

Решение проблемы расхода топлива в зимний период

Самый простой и эффективный способ - содержание транспортного средства в хорошем состоянии, ибо даже малейшая неисправность способна вызвать у машины «жор».

Возьмем хотя бы в качестве примера датчики, которые сигнализируют о том, в каком положении находятся дроссельной заслонки. Ведь понимают же «мозги» машины, что что-то идет не так, как надо. А потому, на всякий случай идет большая, нежели положено, подача горючего.

Еще одно правило, которым не надо пренебрегать - использование соответствующего сезону моторного масла.

С приходом холодов масло нужно поменять. Экономить на нем не стоит. Если залить «паленое» масло, то оно может оказаться вязким и осложнит не только работу двигателя, но и увеличит расход «горючки».

Не следует оставлять без внимания и разные присадки, которые способны понизить силу трения в агрегате и трансмиссии. Более всего это важно для дизельного двигателя - ибо качество дизтоплива в нашей стране не на высоте.

Прекрасно себя проявили смазывающие присадки, хорошо справляющиеся с «керосиновым» следом, ибо этим очень часто грешат малоизвестные АЗС. Пользоваться ими желательно после каждой 3-4 заправки транспортного средства.

Для межсезонья хороши антигели, ибо в это время часто на АЗС можно «нарваться» на летнюю солярку.

Так что их лучше заливать после каждой заправки. Хуже от них не будет, а вот шансов запустить мотор морозным утром прибавится.

Некоторые автомобилисты делают чип-тюнинг. С его помощью они стараются двигателю «внушить», что для полноценной работы ему вполне хватит «воды с запахом».

Выложить за такую процедуру придется порядка трех-четырех тысяч. Но это зависит от возраста автомобиля и его модели. Если ездить аккуратно, то прошивка позволит сэкономить 10-15% горючего, т.е. достичь этого можно и без проведения чип-тюнинга. Для любителей погонять такую процедуру делать бесполезно.

Можно зимой двигатель укрыть автоодеялом. Но оно сохраняет тепло не более 5-6 часов. Если же машина оставлена не на долго, то греть мотор не надо.