Как привлечь грузоотправителя за перегруз. Все ТС разделяются на две группы. Что считается перегрузом

Время чтения: 4 минут

Штрафы за перегруз грузового автомобиля в 2019 году призваны преодолеть одно из основных нарушений правил перевозок. Владельцы транспорта или сами водители откровенно пренебрегают установленными нормативными требованиями к техническим возможностям автомобилей: машины стараются загрузить по полной, под самую завязку.

Что такое перегруз

Перегруз – явление нередкое. Почему-то хочется в один заход переместить груза как можно больше. И не всегда мотивы чрезмерной загруженности транспортного средства связаны с коммерческой выгодой.

Перегруз представляет собой превышение технически допустимых и безопасных параметров. В сфере автомобильного транспорта перегрузом считается излишняя тяжесть, избыточный вес расположенных на автомобильной платформе материалов.

Факт перегруза устанавливается в соответствии с определенными подъемными возможностями транспортного средства.

Масса снаряженного автомобиля передается на дорожную поверхность через колеса одной оси. Перегруз определяется специальными расчетами по соотношению общего веса автомобиля и его распределения на переднюю и заднюю оси. На заднюю ось приходятся, как правило, увеличенные нагрузки.

Определенные участки дороги оснащены запрещающим знаком 3.12, регламентирующим ограничительные показатели нагрузок на ось. Если фактическая масса на одну из осей превышает указанное значение, тогда фиксируется перегруз. Водителю следует выбрать другой маршрут, чтобы объехать участок дороги с ограничительным знаком. В противном случае законом в 2019 предусмотрен штраф за перегруз на ось.

Уже стала привычной дорожная картина, когда нормальному движению автотранспорта препятствует еле движущийся грузовик, доверху наполненный различными материалами. Поэтому установленное наказание за перегруз грузового автомобиля выглядит вполне обоснованным и необходимым.

В чем опасность

Существует неутешительная статистика, свидетельствующая, что перегруз может оборачиваться настоящими трагедиями и заканчиваться летальными исходами. Статистика утверждает, что приблизительно 20% от всех грузовых транспортных средств передвигается с весом, превышающим допустимые нормы. Перегруз приводит к:

  • ускоренному износу транспортного средства;
  • разрушению дорожного покрытия;
  • увеличенному расходу топлива и смазочных жидкостей;
  • удлинению тормозного пути;
  • усилению нагрузок на замок седла;
  • ускоренному износу ряда узлов (коробки передач, сцепления, подвески, тормозных колодок);
  • интенсивному изнашиванию покрышек;
  • снижению маневренности;
  • угрозе опрокидывания транспортных средств;
  • повышенному риску создания аварийных ситуаций.
  • Штрафы за перегруз грузового автомобиля с 1 сентября 2015 г. соотнесены с обновленными нормами на допустимую массу автомобиля.

    Как определяют перегруз

    Рассчитывается перегруз в привязке максимальной массы автомобиля к дорогам определенной категории. Для точного установления перегруза используют специальное оборудование. Зафиксированные данные соотносят с показателями по справочной литературе. В ней собраны различные типы транспортных средств, подробно расписана допустимая нагрузка на оси.

    Взвешивание грузового автомобиля производится в динамической либо статической форме. Динамический вид взвешивания осуществляется без полной остановки машины. Однако ее скорость не должна превышать 5 км/ч.

    Автомобильные весы фиксируют нагрузки на каждую из осей, а потом определяют общий вес машины. Этот вид взвешивания отличается наличием ощутимых погрешностей в диапазоне 0,5–3%.

    Статический вид взвешивания реализуется в случаях полной остановки машины. Этот способ взвешивания более точный. Его оптимально применяют при коммерческих измерениях массы автомобиля.

    Законодательными актами предусмотрены допустимые погрешности при взвешивании автомобиля на специальных платформах. Приемлемые показатели установлены на уровне 5% между допустимой и установленной массой.

    Если перегруз выходит за пределы этой цифры, инспектор ГИБДД оформит протокол на предмет административного нарушения и установит, сколько штраф за перегруз грузового автомобиля составит в денежном размере. Работники ГИБДД берут во внимание показатели массы снаряженного автомобиля, указанные в сопроводительной документации. Сверка заявленных параметров с реальными позволяет определить масштабы превышения нагрузок и соответствующие им виды взыскания.

    Меры наказания

    Отдельную категорию образуют штрафы за перегруз по осям во время весеннего закрытия дорог. Закон позволяет устанавливать вариативные размеры наказания в разных регионах страны. К примеру, одно и то же нарушение в Южном и Дальневосточном регионе может отличаться в 3 раза.

    Предусмотрены возможности для определения ущерба, наносимого перегруженными автомобилями, в связи с погодными условиями. Базовые ставки увеличиваются для летнего времени. В этот период асфальтовое покрытие дороги размягчается и под значительным весом поддается необратимой деформации.

    Кто платит

    В каждой конкретной ситуации решается вопрос, кто платит штраф за перегруз машины в 2019 году и в каком размере. Расплачиваться за перегруз придется и физическим, и должностным лицам:

    • водителям;
    • физическим лицам;
    • юридическим лицам;

    Размер штрафа

    При минимальном превышении допустимых норм (2–10%) установлены такие административные взыскания:

    • водитель, уличенный в перегрузе, уплатит 1000–1500 руб.;
    • физическое лицо оштрафуют на 10000–15000 руб.;
    • для юридических лиц штраф составит 100000–150000 руб.;
    • ИП платят штрафы по категории юридических лиц.

    С 2016 года установлены штрафы за перегруз по осям на грузоотправителя. В случае нарушения и установленной вины грузоотправителю (ООО) придется оплачивать кругленькую сумму – 250000 руб. Именно грузоотправители часто указывают заниженные данные по массе материалов и фиксируют их в товарно-транспортных накладных. Не всегда при этом о реальном перегрузе ставят в известность водителей.

    Отсутствует однозначный ответ по поводу штрафа за перегруз ГАЗели в 2019 году. На автофорумах признаются в том, что эти транспортные средства попадают только под наказания за нарушение правил перевозки грузов. Обычно взыскание составляет 500 руб.

    Здесь представлена сводная . В ней содержатся значения различных размеров взысканий в зависимости от многих деталей. По таблице достаточно легко можно определить, какой штраф за перегруз грузового автомобиля в 2019 году установлен для конкретных ситуаций.

    Если дополнительно нарушен знак

    Размер штрафа за перегруз грузового автомобиля в 2019 году значительно увеличивается для водителя, нарушившего требования дорожного знака, – нарушитель за рулем автомобиля с перегрузом без специального разрешения заплатит 5000 руб.

    Как оплатить

    Система оплаты штрафов за перегруз не отличается от общеустановленных правил. Существующие механизмы предусматривают возможность оплаты штрафа за перегруз со скидкой. Но обязательно нужно проследить, чтобы в постановлении была сделана приписка о такой возможности. Здесь процедура, как производится

Заметный рост числа автомобилей на наших дорогах привел к весьма неприятным последствиям, в частности к более быстрому разрушению дорожного полона. Чем более интенсивное движение, тем чаще дорожному полотну будет необходим плановый ремонт. Кроме того, также на состоянии дороги сказывается вес автомобилей.

В последнее время власти все чаще стали обращать внимание, на такую проблему, как перегруз машин, поскольку именно из-за него на дорожное покрытие идет большая нагрузка, в результате которой дорога быстрее выходит из строя и нуждается в ремонте. Об особенностях законодательных нормативов, касающихся ответственности за перегруз расскажем ниже.

Грузовые перевозки уже давно прочно вошли в жизнь практически каждого человека. Это быстроразвивающийся и динамичный бизнес, который обеспечивает граждан стабильным заработком. Только вот к сожалению, далеко не все предприниматели, которые открывают собственное дело в этой отрасли народнохозяйственной деятельности, готовы следовать букве закона, и зачастую идут на сознательные нарушения отечественного законодательства.

Это использование машин при транспортировке товара, которые не прошли техосмотр, недобросовестное оснащение машины, наем некомпетентных работников, превышение допустимые норм груза в транспортном средстве и т.д. Все эти нарушения в рамках одного предпринимателя глядят несущественными, однако при учете всех субъектов деятельности, они составляют значительную проблему, решение которой несмотря на тщательные работы, так и не было найдено. В некоторых случаях предпринимателям гораздо проще оплатить денежный штраф и продолжать нарушать законодательные нормы, чем изначально следовать рекомендациям закона.

Одной из самых популярных проблем в отечественной сфере транспортных перевозок считают перегруз машины. Это довольно серьезная проблема, которая несет за собой немало неприятных последствий, среди которых:

  • повышение нагрузки на замок седла;
  • быстрый износ тормозных колодок, подвески и сцепления;
  • повышенный расход топлива;
  • быстрый износ резины.

Перегруз может привести к созданию неблагоприятной обстановки на дороге, что может спровоцировать аварийную ситуацию. Да и тормозной путь у таких автомобилей будет увеличен, что также скажется на рисках возникновения аварий.

А если при этом еще и учесть общий вес машины, то в результате столкновения в любом случае образуются большие проблемы, которые будут сопряжены с серьезными штрафными санкциями.

Но самая большая проблема, с которой сталкиваются все собственники грузовых автомобилей — это усиленное давление на дорожное покрытие, в результате чего его эксплуатационные характеристики изменяются в худшую сторону, а само покрытие разрушается заметно быстрее. А это ежегодные траты из государственного бюджета, которые можно было бы пустить на общественные и социальные программы.
Зачастую перегруз грузового транспорта именуется осевой нагрузкой. Это связано с тем, что при превышении норм допустимого веса в машине, заметно увеличивается давление на осевые линии колес, что в свою очередь приводит к увеличению давления на дорожное покрытие.

В настоящее время перегруз грузовых автомобилей считается достаточно серьезной проблемой, и наше законодательство всеми силами пытается бороться с ней. Только за прошедший год было принято около 3 новых проектов, которые предусматривали ответственность за выполнение этого нарушения. Тем не менее, ситуация продолжает оставаться критической и поныне.

Учитывая тот факт, что грузовой транспорт имеется не толк о в собственности крупных перевозчиков, а и физических лиц, законодательство устанавливает для обоих категорий разные степени ответственности и меры наказания соответственно. Вполне естественно, что более серьезную ответственность закон предусматривает для юридических лиц, которые занимаются грузоперевозками в рамках предпринимательской деятельности. В то же время ответственность физических лиц, которые были признаны виновными в нарушении допустимых уровней нагрузки будет несколько ниже.

В настоящее время перегруз автомобилей является настоящей проблемой, которая провоцирует массу неприятных ситуаций. В частности, речь идет о разрушении дорожного покрытия и создании рисков возникновения аварий. Перегруженные автомобили имеют слишком большой вес, что сказывается на увеличение тормозного пути. И при возникновении чрезвычайной ситуации, водитель не сможет применить экстренное торможение.

Для того, чтобы снизить градус напряженности на дорогах, Правительство внедряет новые меры ответственности за перегруз машин. В частности, для нарушителей разработана целая система штрафных санкций, которые включают лишение прав за перегруз грузового автомобиля2015 и штрафы в денежном эквиваленте.

При этом стоит отметить, что лишение прав за перегруз грузового автомобиля в 2016 году применяется довольно редко. Куда чаще на нарушителей накладывают материальную ответственность, которая представлена денежными санкциями.

Законодательно предусмотрены следующие ситуации, при попадании в которые водитель будет наказан денежными взысканиями:

  • если максимальная нагрузка на колесные оси превышает 5% от установленной нормы, то штраф составит от 1,5 до 2 тыс. рублей;
  • если у водителя грузового автомобиля отсутствует разрешение на перевозку, то штраф составит от 2 до 2,5 тыс. рублей;
  • при отклонении от маршрута, который указан в маршрутном листе и заверен подписями должностных лиц, то размер денежного взыскания будет составлять 2-2,5 тыс. рублей;
  • если в перевозке участвует крупногабаритный груз, то при превышении его объемов на 10 см и более штрафные санкции составят 1,5-2 тыс. рублей;
  • если информация в маршрутном листе не соответствует действительности (неверные сведения о массе груза, типе перевозимого товара и маршруте следования), то штрафные санкции для водителя машины составят 10-15 тыс. рублей, а вот для юридического лица размер взысканий вырастет до 250-400 тыс. рублей.

Кроме того, существуют и другие типы ситуаций, которые будут подлежать денежному взысканию. Сумма санкций в таких ситуациях более разнообразна, и может составлять от 1 до 15 тыс. рублей.

Важно! Чтобы не попасть в ситуацию, когда перевозчик и его представитель (водитель) будут подлежать штрафным санкциям, необходимо внимательно проследить, чтобы перегруза не было.

Для этого необходимо придерживаться следующих принципов:

  • груз не должен препятствовать и ограничивать свободный обзор;
  • управление машиной не должно быть затруднено;
  • все световые приборы должны быть свободными, а груз не должен препятствовать их нормальной работе;
  • в машине должно быть по минимуму пыли и загрязнений, а шумовые эффекты, которые сопровождают авто во время работы не должно приносить дискомфорт.
  • физические лица будут наказаны на 5 тыс. рублей при превышении нагрузки на ось;
  • для индивидуальных предпринимателей сумма штрафа будет равняться 10-15 тыс. рублей;
  • юридическим лицам придется раскошелиться на 200-400 тыс. рублей.


Стоит отметить, что судебная практика, которая касается штрафных санкций за перегруз машины довольно скудна, и в абсолютном большинстве случае суд встанет на сторону обвинителя. Так что выиграть дело будет практически невозможно, даже при поддержке грамотного и высококвалифицированного правоведа. Так что необходимо сделать все необходимое, чтобы избежать возникновения этой проблемы. А для этого необходимо проявить бдительность и внимание при проверке груза машины и подписании документации.

Для того, чтобы обезопасить дорожное движение от перегруженных транспортных средств, правительство планирует существенно повысить уровень финансовых санкций уже со следующего года. Кроме того, уже сейчас нарушители могут в некоторых ситуациях лишиться своих прав.

В некоторых ситуациях в виде наказания также будет выступать лишение прав вождения. Эта мера наказания будет применена в следующих ситуациях:

  • если у водителя нет разрешения на перевозку грузов повышенной опасности (нефтепродукты, химикаты и прочее);
  • если в сопроводительной документации указывается один тип груза, а на деле машина перевозит опасный габаритный груз, который не соответствует написанному на бумаге, то водитель лишиться прав;
  • если водитель в течение определенного времени несколько раз подвергался денежным штрафам за аналогичные нарушения;
  • если в результате перегруза автомобиля была создана опасная аварийная ситуация, в которой имеются пострадавшие.

Ответственность за перегруз транспортного средства весьма солидная. И чтобы не попасть в историю, когда вы можете лишиться не только своих денег, а и водительского удостоверения, необходимо внимательно мониторить ситуацию и проверять всю документацию до начала движения по маршруту.

Видео на тему штрафов и лишения прав за перегруз грузового автомобиля

Штраф за перегруз грузового автомобиля ожидает каждого владельца транспортного средства, нарушившего установленные законодательно весовые нормы. Перегруженная машина как отрицательно влияет на покрытие дорожного полотна, так и представляет угрозу жизни людей.

Перегруз — это превышение величины предельно допустимой нагрузки на дорожное покрытие. Показатели устанавливаются Правительством РФ на местном и государственном уровне, а так же владельцами некоторых участков дорог .

Контроль ведётся как общей массы автотранспорта, так и нагрузки на его оси.

Нагрузка на ось указывает силу давления колёс на дорожное покрытие. Этот параметр показывает степень ущерба, который наносится дорожному полотну.

Нагрузка рассчитывается индивидуально для каждого автомобиля и зависит от:

  • собственной массы транспортного средства;
  • количества осей;
  • типа колёс;
  • межосевого расстояния.

Грузовой автотранспорт подлежит следующей классификации:

  1. Группы А. Разрешено использовать исключительно на дорогах 1, 2 и 3 категории;
  2. Группы В. Разрешено эксплуатировать на дорогах всех категорий.

Таблица разрешенной нагрузки на 1 ось автомобилей:

Интервал между передней и задней осью ТС Максимальная нагрузка на 1 ось для категории «А» ТС Максимальная нагрузка на 1 ось для категории «В» ТС
до 100 см. 6 тонн 4,5 тонн
100-135 см. 7 тонн 5 тонн
135-165 см. 8 тонн 5,5 тонн
165-200 см. 9 тонн 5,7 тонн
свыше 200 см. 10 тонн 6 тонн

Основной закон, контролирующий транспортировку крупных грузов по дорогам России ФЗ No 257 от 2007 года указывает, что при превышении допустимой массы грузового автотранспорта на 2,5%, для возможности его передвижения по дорогам страны, следует получить специальное разрешение на перегруз. При оформлении последнего будет согласован маршрут движения и определена сумма возмещения ущерба, нанесённого дорожному покрытию.

Транспортировка крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов должна производиться без нарушения специальных правил. Ответственность за нарушение норм определена в статьях 12.21.1 ч.2 и 12.21.2 КоАП России.

Наказание назначается, если не было оформлено специальное разрешение или были нарушены описанные в нем условия.

Кто платит штраф за перегруз

Законодательство определяет следующих ответственных лиц, которыми была превышена разрешённая нагрузка на ось:

  1. Грузоотправитель . Им может выступать частное лицо, юридическое лицо и индивидуальный предприниматель.

Ответственность грузоотправителя за перегруз автомобиля в таблице:

  1. Перевозчик . Им может выступать ИП, юридическое лицо и должностное лицо-контролер, обязанное проверить отсутствие перегруза транспортного средства.
Размер перегруза ТС Сумма штрафа
для водителя для должностных лиц, отвечающих за транспортировку груза для Юр. Лиц собственникам груза
свыше 2 тонн, но до 10% 1-1,5 тыс. руб. 10-15 тыс. руб. 100- 150 тыс. руб. 150 тыс. руб.
свыше 10 тонн, но до 20% (при наличии спецразрешения) 3-3,5 тыс. руб. 20-25 тыс. руб. 200-250 тыс. руб. 250 тыс. руб.
свыше 10 тонн, но до 20% (без наличия спецразрешения) 3-4 тыс. руб. 25-30 тыс. руб. 250-300 тыс. руб. 300 тыс. руб.
свыше 20 тонн, но до 50% (при наличии спецразрешения) 4-5 тыс. руб. 30-40 тыс. руб. 300-400 тыс. руб. 400 тыс. руб.
свыше 20 тонн, но до 50% (без наличия спецразрешения) 5-10 тыс. руб. 35-40 тыс. руб. 350-400 тыс. руб. 400 тыс. руб.
свыше 50% 7-10 тыс. руб. 45-50 тыс. руб. 400-500 тыс. руб. 500 тыс. руб.

Водитель перегруженного транспортного средства будет привлечён к ответственности за то, что проехал под соответствующий запрещающий знак.

В соответствии с примечанием к статье 12.21.1. КоАП индивидуальный предприниматель, ведущий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несёт административную ответственность наравне с юридическим лицом. Другими словами размер штрафа для ИП будет назначен не как для физического лица, а как для юридического лица.

Помимо наложения штрафных санкций инспектор ГИБДД имеет право запретить дальнейшее передвижение транспортного средства до момента, пока нарушение не будет устранено, а так же определить перегруженное ТС на штрафную стоянку.

Допустим, если груз можно разделить, автомобиль будет задержан до тех пор, пока часть его не будет перемещена в другую машину. Если груз неделим, будут приняты иные меры.

Когда нарушение будет зафиксировано не сотрудником ГИБДД, а средством автоматического контроля, на владельца автотранспорта будет наложена максимальная штрафная санкция. Допустим, если устройство видеофиксации определит перегруз транспорта в 32%, владелец должен будет уплатить штраф в сумме 400 000 рублей.

Автомобили марки “ГАЗель”:

  • разрешённая максимальная масса не превышает 3,5 тонны;
  • управлять транспортным средством может водитель обладающей категорией “B” в водительском удостоверении;
  • на него не распространяется действие знака «Движение грузовых автомобилей запрещено», если масса на знаке не указана.

Нормы ст. 12.21.1. КоАП применяются к Газелям при нарушении допустимых норм нагрузок на оси.

При расчёте штрафа за перегруз Газели учитывается:

  1. Величина превышения допустимой массы автомобиля.
  2. Расстояние между осями автотранспорта.
  3. Фактическая нагрузка на заднюю ось (она всегда нагружена больше).
  4. Процент превышения фактической нагрузки над максимально возможной.
  5. Лицо, которому будет назначена ответственность за нарушение установленных норм.

Водителя Газели могут привлечь к общей ответственности за нарушение порядка грузоперевозок по ст. 12.21. с наложением предупреждения или штрафа 500 рублей.

В отношении легкового автомобиля правила перегруза по осям не применяются.

Инспектор ГИБДД имеет право оштрафовать водителя за нарушение:

  • любых правил грузоперевозок;
  • правил перевозки людей.

В легковом автомобиле запрещено перевозить большее количество пассажиров, чем это предусмотрено в его технической документации.

Штраф за перегруз пассажиров составит :

  • 500 рублей за каждого «лишнего» пассажира;
  • 1000 за каждого не пристёгнутого пассажира .

Для неучтённых людей в технической документации ремни безопасности не предусмотрены.

Например, если в машине перегруз людей в количестве 2 человек, то штрафная санкция составит 500+1000+500+1000=2000 рублей.

Как доказать невиновность и оспорить штраф за перегруз

Отменить штраф за перегруз машины можно в судебном порядке при наличии одного из следующих условий:

  1. Протокол правонарушения был составлен некорректно с наличием ошибок.
  2. Весы, использованные в процессе проведения контроля, небыли сертифицированы.
  3. Есть документы подтверждающие отсутствие перегруза. Например, результаты контрольного взвешивания перед отправкой ТС.
  4. В период правонарушения, автомобилем например, на правах аренды, пользовалось иное лицо. В данном случае штраф буден назначен непосредственно на фактического нарушителя.

Есть доказательства, что присутствует факт нарушения при вынесении постановления. Например, весовой контроль на месте не проводился. Доказательством может служить как показания свидетелей, так и видеосъёмка.

Перегруз автомобилей – одна из проблем разрушения дорожного покрытия. Только в 2014 году приняли 3 закона, изменяющих правила проезда большегрузных автомобилей. Ниже будет рассмотрено понятие перегрузки автомобиля и ответственность за перегруз.

Перегрузка автомобиля – осевая нагрузка – нагрузка массы автомобиля, которая передаётся на дорожное полотно.

Масса автомобиля рассчитывается суммой нагрузки на заднюю ось и нагрузки на переднюю ось.

На некоторых участках трасс и почти перед каждым мостом можно увидеть знак 3.12, который устанавливает ограничение веса транспорта, проезжающего по нему. Если нагрузка на любую из осей автомобиля превышает установленное знаком ограничение, то водитель обязан проехать маршрут иным путём. За игнорирование знака статьёй 12.21.1 КоАП предусмотрена ответственность в размере 2 – 2,5 тысяч рублей.

Перегруз опасен разбиванием дорог, вероятностью возникновения аварийных ситуаций, удлинением тормозного пути, что также может привести к авариям. При этом ответственность за перегруженный автомобиль несёт всегда водитель.

Проверка массы автомобиля осуществляется на контрольных пунктах. В случае превышения максимально допустимой нагрузки на ось на водителя может быть наложен штраф от 1500 до 15000 рублей, а размер штрафа для перевозчиков — юридических лиц – от 250000 до 400000 рублей. При этом допускается перегруз грузового автомобиля не более 5%.

Для езды с крупногабаритным грузом нужно иметь спецразрешение, которое выдаётся грузоотправителем. Езда без него наказывается штрафом в размере от 2000 до 500000 рублей.

Разумеется, перевозчики зачастую сталкиваются с нечестными грузоотправителями, которые в бумагах указывают один вес, тогда как на самом деле может иметь место серьёзный перевес. В этом случае сотрудники ДПС штрафуют водителя и владельца автомобиля. Законом предусмотрены в этом случае штрафы для физ. лица – 5000 руб., а для юридического лица – от 250000 до 400000 рублей. При этом следует отметить, что за существенное превышение веса груза транспортному средству грозит отправка на штрафстоянку до уплаты штрафа.

Как показала практика, штраф за перегруз в суде оспорить почти нереально. Здесь нужен опытный юрист, который хорошо знаком со спецификой данного направления. Совет перевозчикам и водителям можно дать только один – внимательно проверять груз и его вес перед его принятием. Наложение штрафа на одну из сторон договора перевозки не устраняет ответственность другой стороны. Эту особенность следует учитывать в своей деятельности как перевозчику, так и грузоотправителю. В примечании к ст. 12.21.1 КоАП РФ говорится о том, что за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица, то есть перевозчики – индивидуальные предприниматели тоже платят повышенный размер штрафа. При этом в случае, если грузоотправитель намеренно исказил сведения о весе груза, то можно подать на него иск о возмещении убытков.

Возмещение убытков за перегруз ТС грузоотправителем.

Пунктом 3 статьи 35 УАТиГНЭТ (Устав автомобильного транспорта) устанавливается ответственность грузоотправителя за неуказание в транспортной накладной особых отметок или необходимых при перевозке груза мер предосторожности, либо за искажение сведений о свойствах груза в размере 20% от провозной платы. Уплата штрафа не освобождает грузоотправителя от возмещения ущерба, причинённого перевозчику такими нарушениями. Таким образом, в случае неверного указания грузоотправителем в транспортной накладной или заявке веса груза перевозчик вправе потребовать уплатить ему 20 – процентный штраф и возместить ущерб, к которому можно отнести:

— административный штраф на перевозчика за нарушение предельно допустимой массы транспортного средства;

— оплату пребывания транспортного средства на специальной площадке (штрафстоянке);

— оплату за причинённый автомобильной дороге вред.

Возмещение ущерба относится к мерам гражданско-правовой ответственности, поэтому её применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом. Требуя уплатить штраф и возместить ущерб, возникший по причине указания грузоотправителем неверных сведений о весе груза, перевозчик обязан доказать:

— факт искажения сведений;

— наличие и размер понесенного ущерба;

— причинную связь между правоотношением и ущербом.

Для доказывания факта искажения сведений о весе груза перевозчик обязан произвести взвешивание отдельно груза и отдельно транспортного средства с предварительным письменным уведомлением грузоотправителя и получить на руки акт взвешивания. Только таким образом будет установлено, что:

— превышение допустимой массы транспортного средства было допущено вследствие недобросовестного поведения грузоотправителя;

— в грузовом отсеке транспортного средства отсутствовали посторонние предметы, которые могли привести к превышению допустимой массы транспортного средства.

При этом наличие одного лишь акта взвешивания транспортного средства с грузом будет недостаточным для доказывания факта искажения грузоотправителем сведений о весе груза в транспортной накладной.

Качество российских дорог оставляет желать лучшего. Известное высказывание российского классика относительно двух основных бед России, к сожалению, актуально и сегодня. Помимо некачественного, можно сказать, поверхностного ремонта дорог, большое влияние на ее состояние оказывает транспортная нагрузка. Именно перегруженные фуры, по мнению специалистов, являются главной разрушающей силой. Бороться с этим решили, используя специальный штраф за перегруз на ось, который в 2016 году увеличили в два раза. Восстановление дорог требует немалых средств, и повышенное взыскание является веским аргументом в пользу того, чтобы отказаться от перегруза.

Как показывает практика, немалая доля междугородних перевозок приходится на Газели - малотоннажное авто, без дополнительных мест для пассажиров. Несмотря на то, что их разрешенная масса не превышает допустимую норму для городских дорог и магистралей, сумма взыскания была увеличена и для них. Конечно, большое значение имеет и качество дорог. Всем известно, что на этих работах местные органы самоуправления частенько любят экономить бюджетные средства, как результат - срок эксплуатации значительно уменьшается. В борьбе за достойное дорожное покрытие руководство некоторых областей страны привлекает к ответственности ремонтников и строителей в случае, если качество работ не соответствует заявленным стандартам.

Последствия перегруза автомобиля

Если на минутку оставить вопрос разрушения дорожного полотна и посмотреть на последствия перегруза с позиции автомобиля, то получим следующую картину:

  • наблюдается интенсивный расход топлива и других веществ;
  • ускоряется процесс износа коробки передач, сцепления, тормозной системы, подвески, замка седла. Страдает также и ось автомобиля;
  • ухудшается маневренность грузового авто. Это происходит из-за стирания рисунка на резине.

Если вас не смущает тот факт, что перегруз грузового автомобиля является основной причиной низкого качества российских дорог, то подумайте хотя бы о своем авто. Соблюдая правила, которые в 2016 году диктует ГИБДД, у вас есть все шансы продлить срок эксплуатации своего железного коня. Сэкономить средства на вынужденных ремонтных работах, и иметь возможность осуществить перевозку товара точно в срок, без каких-либо опозданий. Если рассматривать перегруз на ось с этой точки зрения, то получается, что нарушить закон - себе дороже. Ну, и не забываем про повышенный штраф за перегруз. Вот и получается, что дешевле и безопаснее все-таки соблюдать принятый закон.

Основные требования к дорогам

Если вы умудрились попасться на своей Газели представителям власти (в данном случае сотрудникам ГИБДД) и заработать штраф, какой бы он ни был, то мы рекомендуем не спешить его оплачивать. Возможно, у вас есть шанс обжаловать его. Как это ни странно, но закон предусматривает случаи, когда вы можете существенно снизить сумму административного взыскания. Правда, для этого вам надо будет выдвинуть встречное обращение в суд. Таков закон. Это целесообразно делать тогда, когда вам выписали большой штраф за перегруз.

Случаи, когда можно выдвигать встречную претензию за перегруз по осям:

  • если автодорога, на которой было зафиксировано инспектором ГИБДД нарушение, не соответствует всем нормативным требованиям по нагрузке;
  • имеет место грубое нарушение установленных правил при строительстве дороги;
  • дорожное полотно далеко от стандартов СНиП 2.05.02-85.

Если присутствует хотя бы один момент, у вас есть все шансы сократить сумму административного взыскания. Сколько в конечном итоге вы заплатите, будет зависеть уже от суда.

От низкого качества дорог в первую очередь страдают Газели. Причем это касается как грузового, так и легкового, который подразумевает присутствие в салоне определенного количества пассажиров. Дорога, которая соответствует всем нормам СНиП, должна без проблем выдерживать нормативную вертикальную и кратковременную нагрузку. Дорожное полотно при этом должно оставаться в целостности и сохранности.

В 2016 принято различать 5 категорий дороги:

  • 1-ая и 2-ая категория. Это капитальное асфальтобетонное покрытие. Здесь допускается нагрузка до 10 тонн на ось. Это максимальный показатель.
  • 3-я категория. Улучшенное, гравийно-асфальтовое покрытие. Так же, как и в первых двух категориях, допускается нагрузка на ось автомобиля до 10 тонн.
  • 4-ая категория. Здесь имеет место твердое гравийное покрытие. Максимально допустимая нагрузка на ось автомобиля - 6 тонн.
  • 5-ая категория. Дорога без твердого покрытия, которая проложена по грунту. Максимальная нагрузка на ось не должна превышать 6 тонн.

Как определяется штраф за перегруз по осям?


Было бы немного странно предполагать, что инспекторы ГИБДД определяют перегруз автомобиля на глаз. Определить процент перегруза Газели без пассажиров таким образом просто невозможно, даже самым опытным сотрудникам. Единственный момент, который может выдать нарушение - изогнутые рессоры, которые неизбежно деформируются под тяжестью перевозимых материалов. Если вы относите себя к опытным водителям, то должны знать, что существуют специальные пункты взвешивания ГИБДД, которые устанавливаются прямо на дорогах. При подозрении наличия перегруза автомобиля, инспектор ГИБДД имеет право попросить вас въехать на контрольные весы. Если подозрения подтвердились, тут же оформляется протокол нарушения правил дорожного движения.

Расхождения реального веса и указанного в сопроводительных документах, в 2016 году наказываются следующим образом:

  • Водитель получает штраф, размером в 5000 рублей.
  • Ответственный за оформление сопроводительных документов для автомобиля заплатит от 10000 до 15000 рублей.
  • Транспортная компания, которая, собственно, и отправила транспорт в рейс, заплатит от 250000 до 400000 рублей.

Если суммировать все указанные штрафы, то нарушение установленных норм в 2016 году может обойтись в целое состояние. Если все-таки возникла необходимость перевезти тяжеловесный груз без пассажиров на большое расстояние, то есть смысл наведаться в Автодор и попытаться получить соответствующее решение. И пусть вас не пугает бумажная волокита. В этом случае лишней она точно не будет. Автодор может полностью легализовать ваш опасный и тяжеловесный груз. Будет учтен маршрут, вес, содержимое и т.д. Потратив немного времени на оформление разрешения, вы со спокойной душой сможете смело отправляться в путь, и не думать о том, какой штраф вам придется заплатить.

Тарификация ущерба

В 2016 году КоАП определяет размер штрафа за перегруженный автомобиль исходя из состояния местной Федеральной дороги. В качестве основного показателя используют ущерб от грузового авто на участок дороги в 100 км. Просчитать ущерб от того или иного процента перегруза совсем не сложно:

  • перегруз 2 -10% - 925 рублей;
  • перегруз 10-20% - 1120 рублей;
  • перегруз 20-30% - 2000 рублей;
  • перегруз 30-40% - 3125 рублей;
  • перегруз 40-50% - 4105 рублей;
  • перегруз 50-60% - 5215 рублей.

Официальные данные гласят, что ущерб от перегруженного грузового авто в Дальневосточных и Центральных регионах значительно выше, чем в Приволжском и Южном. Исходя из этого, штрафные взыскания в первых двух регионах значительно выше. Кроме всего прочего, закон дает возможность просчитывать какой штраф будет платить водитель с перегрузкой на ось, в зависимости от погодных условий. К примеру, в Ростовской области вышло постановление, которое призвано увеличить базовые ставки ущерба, который был нанесен в летнее время, когда асфальт значительно размягчается. С октября же эти ставки не действуют.

Перегрузка грузового автомобиля при нарушении дорожного знака


Дорожный знак под номером 3.12 означает, что нагрузка на ось должна быть ограничена. Грубое нарушение этого предупреждения также чревато последствиями. Если вы знаете, что нагрузка превышена, то дальнейшее передвижение по трассе, которая имеет такой знак, означает нарушение ПДД, а это неминуемая встреча с сотрудниками дорожной полиции, штрафы и объяснения. В этом случае игнорирование знака обойдется вам от 2000 до 2500 рублей. И на этом наказание может не ограничиться. Сотрудники дорожной полиции имеют полное право забрать ваше авто на штрафплощадку до того момента, пока вы не устраните перегруз. Это время и деньги. Избежать таких последствий можно с помощью того же Автодора, вернее, официального разрешения на определенную нагрузку на ось. Есть смысл потратить немного времени на его получение.