История автомобиля Horch. История марки Horch

В 1907-м компания Horch выпустила автомобиль с 6-цилиндровым мотором рабочим объемом 7800 см3 мощностью 65 л.с., но он не имел ожидаемого успеха.

    Прежде чем Август Хорьх основал собственное предприятие в Кёльне-Эренфельде, он в 1896-1899 годах работал конструктором у Карла Бенца. Его первый автомобиль имел 2-цилиндровый двигатель мощностью 5 л.с. и карданный привод ведущих колес. За ним последовала вторая модель, тоже с 2-цилиндровым мотором, но мощностью в 10 л.с.
    В 1902 году производство перевели в Райхенбах. Там через год изготовили первый автомобиль с 4-цилиндровым мотором и карданной передачей. В 1904 году Хорьх перебрался в Цвиккау, Саксония, где началась сборка модели "18/22PS". С этим автомобилем связано первое спортивное достижение "Хорьха" — победа в пробеге на приз Херкомера в 1906 году. С 1905 года выпускалась более мощная машина "35/40PS" с двигателем рабочим объемом 5800 см3 и самосмазывающимися карданными шарнирами.
    Постепенно автомобили Хорьха приобрели известность благодаря одной мелочи: нижнюю часть шасси защищал от камней, грязи и водяных брызг стальной лист.
    В 1907-м компания Horch выпустила автомобиль с 6-цилиндровым мотором рабочим объемом 7800 см3 мощностью 65 л.с., но он не имел ожидаемого успеха. Акционеры ополчились на Хорьха и заставили его покинуть собственную фирму. В результате Хорьху пришлось основать там же в Цвиккау другую фирму "Хорьх", вскоре переименованную в Audi. Среди многочисленных моделей, которые продолжали выпускать на "Хорьхе", надо отметить разработанное его бывшим владельцем семейство из семи машин с 4-цилиндровыми моторами рабочим объемом 1588; 2080; 2608; 3175; 4700; 6395 и 8440 см3 с типичной для "хорьхов" конструкцией с нижними выпускными и верхними впускными клапанами, перекочевавшей и на все первые "Ауди". Позднее были проведены испытания бесклапанного двигателя с золотниковым распределением "Найт" (Knight), но от него отказались из-за сложной конструкции. После ухода Хорьха руководство фирмой взял на себя Георг Паульманн.
    После войны программа "Хорьх" оставалась весьма обширной. В 1921 году на автомобильной выставке в Берлине демонстрировались модели "8/24", "10/30", "15/45", "18/55", "25/60" и "33/80PS". В 1923-м на фирму пришел знаменитый Пауль Даймлер. Его руководство привело к появлению эффективного 4-ци-линдрового верхнеклапанного мотора рабочим объемом 2630 см3. В 1926 году Даймлер создал автомобиль "Хорьх-303" с 8-цилиндровым 60-сильным двигателем рабочим объемом 3132 см3 с двумя верхними распределительными валами, ставший основой новой гаммы. Затем его объем увеличили до 3378 и 3950 см3.
    В конце 20-х годов П. Даймлер покинул "Хорьх". Его пост занял Фриц Фидлер, под чьим руководством был разработан новый ряд 8-цилиндровых двигателей объемом 3-5 л с верхним распределительным валом, которые устанавливались на автомобилях серии "400". В начале 30-х началось производство престижных машин серии "600" с 6-литровым двигателем V12 мощностью 120 л.с. Автомобили "Хорьх" к тому времени обеспечили себе прочное место на рынке роскошных моделей, привлекая внимание клиентов особой прочностью, солидностью и низкими ценами. В 1933 году появилась знаменитая серия "830" с двигателями V8 рабочим объемом в 3004; 3249; 3517 и 3823 см3 и мощностью 70-92 л.с., выпускавшаяся до 1939 года. В эту программу входила также модель "853" с рядным 8-цилиндровым двигателем в 4946 см3 и мощностью 100 л.с., а улучшенная версия "951" развивала 120 л.с. при 3400 об/мин. В 1933-1939 годах на заводе "Хорьха" выпускался один из самых совершенных гоночных автомобилей своего времени Auto Union.
    После второй мировой войны городок Цвиккау, в котором располагался "Хорьх" остался в советской зоне оккупации. Завод был национализирован, и на роскошных лимузинах поставили крест. Но в середине 50-х там выпустили небольшую партию моделей среднего класса марки "Заксенринг" с 6-цилиндровым мотором, после чего предприятие перевели на массовое производство неказистого пластмассового "Трабанта".

Август Хорьх основатель Horch

    АвгустХорьх открыл в 1899 году, после стажировки у Карла Бенца, собственную фирму. Она называлась "Ноrche". Через неcколько лет он разругался с акционерами и в том же городе Цвиккау основал еще одно автомобильное производство опять же имени себя самого. Две компании "Хорьх" на соседних улицах - это нонсенс, проблему пришлось решать в суде. Конфликт разрешился: немецкий глагол "horche" и латинский "audi" суть одно и то же - в переводе оба означают "слушай". Хорьх решил назвать новую компанию по латыне. Так родилась на свет фирма "Audi".
    Август Хорьх родился 12 октября 1868 года в Виннингене, на Мозеле, в семье кузнеца. Семья жила небогато, и уже в тринадцать лет мальчик был вынужден бросить школу, чтобы помогать отцу. В шестнадцать он устроился на вагоностроительный завод в Гейдельберге, где занимался более чем прозаическим делом - ударами кувалды напрессовывал стальные бандажи на колеса. Потом сменил еще несколько мест работы.
    В двадцать лет он получил возможность серьезно учиться. Осенью 1888 года поступил в Саксонское инженерное училище в Миттвайде.
    После окончания училища Хорьх работал на литейном заводе в Ростоке, а затем - в конструкторском бюро лейпцигской судостроительной фирмы, где занимался двигателями торпедных катеров. Здесь, в Лейпциге, Хорьх в 1896 году впервые увидел, автомобиль - Benz Velo. Это произвело на него впечатление, и он обратился с письмом к Карлу Бенцу с просьбой принять его на работу. В ответ его пригласили в Мангейм. Хорьх получил у Бенца должность руководителя производства и занимал ее три года.
    Хорьх заручился финансовой поддержкой одного богатого промышленника и основал в Эрендфельде, под Кельном, фирму A. Horch & Со. Штат компании первоначально составлял одиннадцать человек. В 1900 году из ворот предприятия вышел первый автомобиль Хорьха. Его двухцилиндровый мотор мощностью 4-5 л.с. отличался тихой и ровной работой. Двигатель располагался спереди, привод на задние колеса осуществлялся кожаным ремнем. Коробка передач была сблокирована с главной передачей.
    В 1903 году фирма переехала в Цвиккау. Хорьх нашел дополнительные средства, и уставный капитал акционерного общества достиг 140 тыс. марок. Завод выпустил Horch Model 4 с четырехцилиндровым мотором рабочим объемом 2600 см3 и мощностью 14-17 л.с. Автомобиль полностью отвечал требованиям начала века - двойное зажигание от магнето и аккумулятора, трехступенчатая коробка передач, пневматические шины.
    В 1906 году автомобили из Цвиккау экспонировались в Берлинском и Парижском автосалонах, а годом позже был представлен первый шестицилиндровый Horch с двигателем рабочим объемом 8 л мощностью 60 л.с.
    Хорьх был одним из тех, кто прекрасно понимал рекламное значение автогонок. На соревнованиях за руль автомобиля садились известный немецкий автомобилист доктор Штёсс и сам конструктор. Когда в 1906 году появилась модель ZD с четырехцилиндровым (5800 см3) двигателем мощностью 40 л.с., на ее шасси построили спортивный кузов торпедо.
    В 1911 году фирма представила ряд новых моделей. Одна из них - В10/28 с 28-сильным двигателем участвовала во второй Австрийской альпийской гонке. Водителями были сам Хорьх, Граумюллер и Ланге. Комадна закончила дистанцию без штрафных очков. В том же году увидел свет С14/35 - самый прославленный автомобиль фирмы. "Четверка" рабочим объемом 3500 см3 мощностью 35 л.с. позволяла ему легко разгоняться до 100 км/ч. На этом Audi-С в 1912 году был выигран переходящий альпийский приз, и машина получила имя "Alpensieger" - покоритель Альп. Модель С выпускали до 1925 года - всего изготовили 1116 экземпляров.
    На последнем предвоенном Audi-G8/22 стоял мотор рабочим объемом 2071 см3 мощностью 22 л.с. Сравнительно недорогая модель понравилась покупателям - до 1926 года построили 1122 таких машин. В 1914 году на автомобилях фирмы был выигран командный приз альпийских гонок.
    До 1914 года Хорьх активно занимался конструированием. Но отношения с акционерами складывались не слишком хорошо. В начале войны хорошо известный тогда инженер смог занять административные посты в государственных и окологосударственных структурах. Он стал членом наблюдательного совета "Feldkraftwagen" - фирмы, имеющей монопольное право на продажу подержанных армейских автомобилей, членом наблюдательного совета Общества по закупке горючего, занял место в правлении Союза немецких производителей автомобилей и в комиссии по стандартизации. А в конце 1916-го Хорьх, вместе с профессором Хоффманном, доктором фон Опелем и Й. Фольмером, вошел в комиссию по подготовке производства немецких танков.
    В 1922 году Брауншвейгский технологический институт присвоил Хорьху звание почетного доктора инженерных наук. В 20-х годах Хорьх исполнял обязанности наблюдателя Ассоциации автомобильных производителей Германии, где, в частности, отвечал за связи со спортивными обществами.
    Кризис начала 30-х подтолкнул ряд немецких фирм к созданию концерна Auto-Union. Наряду с DKW и Wanderer сюда вошли также Horch и Audi.
    В третьем рейхе Хорьх оказался вполне ко двору. К нему, как одному из патриархов немецкого автомобилестроения, благосклонно относилась нацистская элита. Он по-прежнему заседал в Совете министерства. В 1942 году семидесятичетырехлетнего Хорьха избрали вице-президентом наблюдательного совета Auto-Union, но концерну, как и рейху, к тому времени оставалось жить уже недолго.
    При том, что Хорьх в гитлеровской Германии был на виду, занимал важные должности, он не вступил в национал-социалистскую партию, и, видимо, это спасло его после войны от преследований. Тихо уйдя в отставку, Хорьх до последних дней отличался сварливым, неуживчивым характером. Окончил он свой путь 3 февраля 1951 года в Мюнберге, в Баварии.

Первая компания Horch

    Первую автомобильную компанию Аугуст основал в Кельне в 1901 году. Назвал её «Horch», по своей фамилии. Через два месяца сложились неблагоприятные обстоятельства, не хватило денег на развитие проекта. Из-за чего он был вынужден через год переехать в Рейхенбах. Затем, по той же причине, через 2 года компания переехала в Цвиккау. Все причины этих переездов были финансовые.
    В 1901 году Хорьх создал прототип своего первого четырёхцилиндрового автомобиля. Уже через два года, в 1903-м, он запустил его в серийное производство. А в 1907-м году увидела свет первая серийная модель с шестицилиндровым двигателем.
    Автомобили Хорьха оказались более технологически продуманными по сравнению с лидерами серийного автомобилестроения того времени — автомобилями марок Benz и Mercedes.
    Но финансовые проблемы вынудили Аугуста преобразовать свою компанию в закрытое акционерное общество. Целью было привлечение дополнительного финансирования для развития производства.

Вторая компания Horch

    Созданную компанию он назвал "Horch Automobil-Werke GmbH " ("Производство автомобилей Хорьха"). Логотип компании выглядел как "HoRcH". Но она стала прямым конкурентом покинутой им компании. Они затеяли судебные разбирательства о правомерности использования его фамилии в названии марки, но ранее зарегистрированной.
    После судебного разбирательства, инициированного со стороны первой компании, суд обязал Аугуста изменить название своей новой компании и постановил, что "Horch" является зарегистрированной торговой маркой, которая принадлежит предыдущим партнёрам, в следствии чего Аугуст Хорьх более не имеет право использовать "Horch" в названии своей компании.

Упадок популярности компании Horch

Интересно что Хорьх 853 по каталогам выпускался с 1936 года... Это предсерийная модель 1935 года. По разным данным Хорьх-853 было сделано около 600-1200 штук.

    Концерн Auto Union AG имел эмблему в виде четырех соединенных вместе кругов. Это символизировало объединение всех типов автомобилей - автомобиль Horch класса люкс, большой и представительный Audi, автомобили «Wanderer» среднего размера и совсем небольшой «DKW».
    Имя Хорх перестало быть известным в 1957 году. В этом году предприятие, которое еще в 1947 году было национализировано, получило название Sachsenring Kaft Pahrzeug und Motorenwerk Zwickau /Sa.
    Выпуск автомашины Horch P2M был прекращен в 1958 году. Это был первый немецкий многоцелевой автомобиль, который приняла на вооружение народная армия ГДР. В 50-х годах в ГДР несколько увеличился воинский контингент Советского Союза. Это привело к тому, что увеличилась потребность в автомобилях. В рамках СЭВ в ГДР поставлялись автомобили советского производства.
    Но у вооруженных сил ГДР потребность в автомобилях постоянно увеличивалась. Кроме того, те автомобили, которые поставлялись из СССР, стали устаревать. Национальная промышленность Германии постепенно возрождалась, потенциал ее повышался. ГДР была уже в состоянии самостоятельно удовлетворить потребность своих вооруженных сил в автомобилях.
    Все это привело к тому, что разработчики вспомнили о чертежах предыдущих автомобилей фирмы Хорх и обратились к ним. В результате работы с этой документацией появился на свет автомобиль, называвшийся «Р3» с колесной формулой 4х4. Изначально этот автомобиль предназначался для пограничных войск ГДР и народной армии. Основная часть автомобилей, выходивших с заводов, отправлялась именно туда. Кроме того, автомобили использовались в лесном хозяйстве страны, пожарной охраной и народной милицией.
    Большинство заводов ГДР были переведены на производство советских военных внедорожников. В 1966 году производство Р3 было прекращено. За все время было выпущено около 3000 автомобилей.

Автомобильная компания Horch и Audi

Хорьх этот известен как настоящий Суперстар Советского и Российского кино - снялся более чем 25 фильмах: "Здравствуйте! Я Ваша тётя!", "Бархатный сезон", "Операция кооперация", "Вариант Омега".

    Аугуст Хорьх закончил Саксонский технический университет в Миттвайде. Сначала он получил место в компании Карла Бенца в Мангейме, а позже возглавил отдел конструирования автомобилей. Свою собственную фирму «Horch & Cie. Motorwagen Werke» Хорьх основал 14 ноября 1899 года в городе Кёльн. 10 мая 1904 года в Цвиккау фирма была перерегистрирована под названием «August Horch & Cie. Motorwagenwerke AG».
    В 1930-1940-х годах входила, вместе с другими немецкими фирмами Wanderer, Audi и DKW, в состав концерна Auto Union
    Многие люди на территории бывшего СССР ошибочно полагают, что «Horch» — старое название фирмы «Audi». Но «Horch» — не «Audi» и не «Ауто Унион», это одна из четырёх фирм («Horch», «Wanderer», «DKW», «Audi») создавших ещё одну в 1932 году: «Auto Union» («Автомобильный союз»). Причём все четыре учредителя должны были носить знаменитые четыре кольца «Auto Union», означавшие союз этих четырёх фирм. То есть каждое кольцо означало одну компанию. В разное время после войны фирмы «Horch» , «Wanderer» и «DKW» прекратили своё существование, а фирма «Audi» отказалась от своей первоначальной эмблемы, но оставила себе разрекламированные четыре кольца концерна «Auto Union», убрав надпись Auto Union с колец.
    И «Horch» , и «Audi» основал один человек — Август Хорьх. В начале 20-го века из-за финансово-правового конфликта с акционерами компании «August Horch Automobilwerke GmbH» сам Август Хорьх был вынужден уйти из фирмы, носящей его фамилию, и основать совершенно другую компанию — «Audi».
    В названиях двух автомобилестроительных компаний, основанных одним человеком, прослеживается игра слов: императив «Horch» на простонародном немецком диалекте значит «Слушай», «Audi» — то же самое по-латыни.
    Во время Второй мировой войны компания «Horch» выпускала и военную автотехнику. В СССР автомобили «Horch» попали уже как трофеи или в качестве репарации. Многие известные люди Германии и СССР владели автомобилями фирмы Horch . Например, у маршала СССР Георгия Жукова было несколько подобных трофейных машин. Последние «Хорьхи» были выпущены в 1950-х годах на территории будущей ГДР.

Audi как альтернатива Horch

    1910 год стал годом рождения Audi, нового названия, которое сейчас знает весь мир. Хорьх переименовывал свою компанию в "Audi Automobilwerke GmbH" (Производство автомобилей Ауди). Слово "Audi" является переводом с немецкого на латинский его фамилии Horch - "Внимание".
    Некоторые думают, что AUDI это аббревиатура. Но это латинское слово, его перевод "Внимание", по-немецки "Horch" тоже "Внимание". Однокоренные слова с латинской основой - "аудитория" или "аудит".
    В августе 1928 датский инженер Йорган Расмуссен из DKW приобрёл контрольный пакет акций в Audi-Werke. В июне 1932 им были объединены производственные мощности Audi, DKW, Horch и Wanderer. Новую компанию называли Auto Union AG — Союз Автопроизводителей Германии.
    Логотип новой компании представлял из себя четыре пересекающихся кольца. Каждое кольцо символизировало каждую из четырёх входящих в союз компаний. Этот логотип, затем упрощённый до четырёх колец, и стал логотипом Audi в настоящее время.
    Закат
    В новой компании Auto Union Аугуст Хорьх стал членом наблюдательного совета директоров.
    Наследие
    Начиная с середины прошлого века и до настоящего времени Ауди известна как производитель технологически передовых "суперавтомобилей", которые высоко ценятся во всём мире. И это больше, чем Аугуст Хорьх мог бы предположить.
    Он являлся почётным гражданином Цвиккау и почетным профессором в Брауншвейгском Техническом Университете до смерти в 1951 году. В 1937 была издана его автобиография под названием "Ich Baute Autos" ("Я делал автомобили").

Закрыть

Имена в автопроме:

как Август Хорьх основал две автокомпании и потерял их

Сегодня мы помним Августа Хорьха, как одного из пионеров немецкой автомобильной промышленности, гениального конструктора, инженера-изобретателя, основавшего две автомобильные компании, одна из который процветает по сей день - это Audi. Но в свое время Хорьх славился и другим - своим сложным характером неуживчивого. человека. Инженер возносился до высот и дважды с них падал.

текст: 5 колесо / фото: wikipedia.org, petrolicious.com / 27.07.2018

Детство Августа Хорьха не было легким. Он родился в 1868 году в семье простого кузнеца и уже в 13 был вынужден бросить школу ради работы. Он помогал отцу, запресовывал ударами кувалды стальные бандажи на колеса на вагоностроительном заводе и какой только еще черновой работой не занимался. Лишь в 20 лет Хорьх смог вернуться к учебе, поступив осенью 1888 года в Саксонское инженерное училище в Миттвайде.

Август Хорьх (1868–1951)

Свой долгий и тернистый путь в автомобильной промышленности Август Хорьх начал, устроившись на работу руководителем производства к Карлу Бенцу. Но всего через три года Хорьх решает, что получил достаточно опыта и может открыть свое дело. Заручившись финансовой поддержкой он открывает компанию A. Horch & Со со штатом из 11 сотрудников и уже в 1900 году выпускает свой первый автомобиль. Дела идут в гору, штат сотрудников растет и всего через два года стены предприятия покидает второй автомобиль с двухцилиндровым 10-сильным мотором.

Всего через пару лет капитал акционерного общества A. Horch & Со вырос до 525 тыс. рейхсмарок. Модель за моделью выходили с конвейера предприятия, которое обосновалось в городе в Цвиккау. Рабочим на заводе Хорьха приходилось не сладко. Август ввел жесткую систему штрафов за опоздания и нарушения, а рабочая смена длилась 10,5 часов.

Август Хорьх в автомобиле Horch, 1908 г.

Со временем росли не только продажи автомобилей Horch, но и разногласия Августа Хорьха с акционерами. Они не одобряли его методы управления и порой слишком инновационные идеи. Например, изобретатель уже в те годы настаивал на создании автомобиля с несущим кузовом. В итоге, 19 июня 1909 года Хорьха не только сместили с поста президента, но и попросили покинуть компанию. В качестве компенсации основателю выплатили 25 000 рейхсмарок. Для сравнения, автомобиль Horch-ZD с четырехцилиндровым 5,8-литровым 40-сильным двигателем стоил 15 000 рейхсмарок.

Audi Type A, 1910 г.

Хорьх не сдался и всего через четыре недели открыл новую автомобильную компанию, которую нарек August Horch Automobilwerke GmbH. Но, так как в названии вновь фигурировала его фамилия, судебный иск от A. Horch & Со не заставил себя долго ждать. В результате судебных разбирательств Август потерял возможность использовать свою фамилию в названиях любых своих начинаниях. Так появилось имя Audi, что на латыни означало “слушать”, и компания Audi Automobilwerke GmbH.

Производство автомобилей Audi

Первый автомобиль его новой компании сошел с конвейера в 1910 году. Это была модель Audi-AU/22 с четырехцилиндровым мотором объемом 2612 см 3 мощностью 22 силы. Дела вновь пошли в гору. Хорьх модернизировал старые и конструировал новые модели. Его автомобили участвовали в гонках, причем, весьма удачно. Но, как и в прошлой компании, взаимоотношения с акционерами у изобретателя не складывались и после 1916 года Хорьха отстранили от управления Audi, оставив его членом наблюдательного совета.

Логотип концерна Auto-Union.

В дальнейшем Август Хорьх не возвращался к конструированию автомобилей. Он занимал административные посты в государственных и окологосударственных структурах, получил в 1922 году звание почётного доктора инженерных наук, даже стал в 1933 году директором завода компании Horch, которая, как и Audi, вошла в состав концерна Auto-Union. В 1942 году Хорьха избрали вице-президентом наблюдательного совета концерна. После Второй Мировой войны Хорьх ушел в отставку, а 3 февраля 1951 года, на 82-м году Август Хорьх ушел из жизни.

№ 156

Horch 853 Sport-Cabriolet
легендарная машина, которая во всем мире до сих пор считается вершиной автомобильного искусства. В среде коллекционеров этот раритетный экспонат имеет такое же значение, как, скажем, "Джоконда" среди искусствоведов. Это - "Хорьх 853" - кабриолет 1937 года выпуска. Эта легендарная модель в 30-е годы окончательно закрепила статус "Хорьха" на рынке автомобилей высшего класса. Газетчики той поры называли этот автомобиль "Летящим совершенством".

У этого автомобиля все осталось таким, каким он был выпущен. Оригинальная приборная доска 853-й модели отделана ясенем. Большие циферблаты приборов имеют цвет старой слоновой кости. Обивка сидений простегана "батонами", в канты вложены калиброванные тропические лианы. Начинкой сидений служит конский волос и морская трава. Облицовка радиатора выполнена в форме рыцарского щита.

Гордость немецкой автомобильной промышленности.
Редчайший коллекционный экземпляр модельного ряда V8
В конце жизни Хорьх сказал: «Я всегда делал качественные автомобили из качественных материалов».
На изготовление этого поистине роскошного кабриолета уходило до двенадцати месяцев, отделка салона производилась соответственно пожеланиям заказчика. Изготовленные по специальному заказу и очень малым количеством эти красавцы находились в пользовании у высших чинов рейха и очень состоятельных людей.

История модели:
После ухода Пауля Даймлера и отказа от экстравагантной рядной "восьмерки" с двумя верхними распредвалами компания Horch вернулась к обычному рядному 8-цилиндровому двигателю, созданному на этот раз Фрицем Фидле-ром, который позже работал на BMW, а после второй мировой войны - на Bristol ("Бристол").

В то время подобная конструкция переживала свой расцвет, а машины с такими моторами имели раму с элементами замкнутого сечения и независимую переднюю подвеску. Сами двигатели с одним верхним распредвалом получили по 10 коренных подшипников и работали с синхронизированными коробками передач.

Horch 853 был а свое время самым дорогим автомобилем концерна Auto Union. Он имел рядную "восьмерку" (5 л, 120 л.с.)

Первая "восьмерка" Фидлера была установлена в 1930 г. на модель "450". Более известными машинами с этим двигателем стали "850" и "950" конца 30-х гг. Мотор имел рабочий объем 5 л и мощность 100 или 120 л.с. Автомобили, не будучи столь тяжелыми, отличались скоростными качествами.
Самой спортивной из всех Horch была модель "853" выпуска 1936-39 гг. (всего построено 950 машин) с кузовом кабриолет.

Кабриолет Horch 853 отличался независимой передней подвеской и задним мостом de Dion
Характеристика (853 Cabriolet)
Двигатель: Р8, верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 87x104 мм
Рабочий объем: 4946 см3
Максимальная мощность: 120 л.с.
Коробка передач: 4-ступенчатая механическая
Шасси: на стальной раме
Подвеска: спереди независимая на поперечных рессорах, задняя de Dion на полуэллиптических рессорах
Тормоза: барабанные
Кузов: 4- и 6-местные различных типов
Максимальная скорость: 145 км/ч

Хорьх-850. Автомобиль Вальтера Шелленберга January 27th, 2013

Шелленберг в исполнении Олега Табакова прибывает на аэродром Темпельхоф. В роли его автомобиля - настоящий автомобиль Шелленберга Хорьх-853А. На заднем плане стоит АН-2 с нанесёнными на него немецкими опознавательными знаками.




Вальтер Шелленберг


Август Хорьх


На рубеже XIX и XX столетий создание и производство автомобилей стало престижным делом, приносящим деньги и славу. Автомобильные фирмы появлялись сотнями, но сотнями же и разорялись. Их названия, как и имена владельцев, теперь почти всеми забыты, и лишь совсем немногим удалось оставить заметный след в истории автомобиля. Одним из этих немногих был Август Хорьх .
Родился он 12 октября 1868 года в Виннингене, на Мозеле, в семье кузнеца. В шестнадцать он устроился на вагоностроительный завод в Гейдельберге, где занимался более чем прозаическим делом - ударами кувалды напрессовывал стальные бандажи на колеса. Однако уже в 1900 году он был владельцем собственной автомобильной фирмы, которая, видоизменяясь и преименовываяс, превратилась в ныне существующий бренд Audi. Но сегодня наш рассказ не о нем, а об автомобиле, названном его именем.

Венцом творчества Хорьх а принято считать автомобиль Хорьх-850 . Этот автомобиль создавался как автомобиль для Гитлера. Но Гитлер предпочел 770-й Мерседес. Однако, несмотря на это, всё остальное германское руководство - и Геринг, и Борман, и Гиммлер, и Риббентроп, пользовалось именно этим автомобилем. Более того, если вы не только смотрели фильм «Семнадцать мгновений весны», но и читали одноименную книгу Юлиана Семёновича Ляндреса, более известного под псевдонимом «Семёнов», то вы помните, что книжный Штирлиц, в отличие от киношного, ездил не на Мерседесе-230, а именно на Хорьх е. Действительно, Хорьх в те годы стоил от 13 тысяч 900 до 20 тысяч 850 рейхсмарок, в зависимости от типа кузова, а зарплата штандартенфюрера составляла от полутора до четырёх тысяч, в зависимости от места службы. Тогдашняя рейхсмарка равна нынешним 10,39 долларам. Так что Штирлиц, если бы он не был скрягой, который из скупости не заводил даже любовниц, вполне мог бы себе позволить не ширпотребный «мерин», а роскошный Хорьх , правда, скорее всего, лишь в базовой комплектации. Иначе на него стал бы косо смотреть его шеф Вальтр Фридрих Шелленберг , который сам тогда - в конце 1930-х годов - был еще не бригаде-, а штандартенфюрером. В момент же выхода в свет первого Хорьх а 25-летний Шелленберг был всего-навсего регирунгсратом, что в Германии примерно соответствовало дореволюционному русскому чину коллежского асесора. А Хорьх Шелленберг приобрел в апреле 1939 года за 18250 рейхсмарок.

Первый серийный Хорьх-850 вышел из заводских ворот Хорьх-Верке в Цвикау (том самом Цвикау, в котором потом будут делать Трабанты) 18 июня 1935 года, и первая его серия сразу же была раскуплена германскими богачами, ждавшими его появления почни полгода, ведь еще 11 февраля его предсерийный образец был представлен на Берлинском автосалоне. Кстати, потом этот предсерийный экземпляр побывал в аварии, после чего был переделан в пожарный автомобиль.
Представительский автомобиль, оснащенный кабриолетным кузовом фирмы «Глезер» со смелой линией крыльев и фарами размером с человеческую голову выглядел весьма величественно. Хорьх-850 имел в длину 5 метров 35 сантиметров, а его радштанд, как называют немцы колёсную базу, составлял 3450 мм. Ширина же автомобиля достигала 183 сантиметров, что в те времена было редкостью.
Плотный тент, мощная печка и плафон освещения салона создавали в кабриолете комфорт, вполне приемлемый даже по современным меркам. Комфот же в лимузине от кузовной фирмы «Эрдманн и Росси» вполне мог бы посоперничать с таковым в автомобилях нашего времени. Конечно, в нем не было тех наворотов, которые присутствуют сейчас, но мягкость сидений и плавность хода делали поездку приятной и неутомительной.
В комплектацию автомобиля были включены радиоприемник, бар, откидной столик, а также комплект из нескольких дорожных чемоданов и зонт с выгравированным на рукоятке фирменным логотипом из четырех колец, как у Ауди. От логотипа Ауди он отличался лишь надписью «Auto Union».
Автомобиль был оснащен рядным восьмицилиндровым двигателем рабочим объемом 4944 куб. см. Диаметр его цилиндров равнялся 87 мм. Ход поршня - 104 мм. Первоначально мощность его составляла 100 л.с., но в 1937 году ее довели до 120. Эта модификация называлась Хорьх-853А . Именно такой автомобиль и приобрел Шелленберг .

Хорьх одного из питерских коллекционеров

По иронии судьбы именно этот автомобиль сыграл в кино самого себя. Помните кадр, когда Шелленберг встречает прилетевшего из Германии СС-обергруппенфюрера Карла Фридриха Отто Вольфа? Это событие действительно имело место 16 марта 1945 года. На аэродроме Темпельхоф Вольфа одновременно ждали две машины: одна - тюремная, с бронированными дверцами и с тремя головорезами из охраны подземной тюрьмы гестапо. Роль этой машины исполнил советский УАЗ-452 . В другом же автомобиле сидел бригадефюрер СС, начальник политической разведки рейха Вальтер Шелленберг . И к трапу самолета шли трое головорезов в черном, с дегенеративными лицами и интеллигентный, красивый, одетый для этого случая в щегольскую генеральскую форму Шелленберг . К дверце приземлившегося "Дорнье" подкатили трап, и вместо наручников руки Вольфа сжали пальцы Шелленберг а. Тюремщики в этой ситуации не рискнули арестовывать Вольфа - они лишь проследили за машиной Шелленберг а. Бригадефюрер СС отвез Вольфа на квартиру генерала Фегеляйна - мужа сестры Евы Браун и личного представителя Гиммлера в ставке фюрера.

Так вот, этим самым автомобилем и был Хорьх-853А , ранее действительно принадлежавший Шелленберг у. Вскоре после вышеописанного события советские войска взяли 1 мая Берлин, а 3 мая Шелленберг прилетел в Копенгаген для ведения переговоров о мире при посредничестве главы Красного Креста герцога Вестерботтенского Густава Адольфа Бернадота. Шестого мая он вылетел в Стокгольм, имея официальные полномочия на заключение перемирия в Скандинавии. Однако английское командование отклонило посредничество шведского Красного Креста, и последняя миссия Шеленберга провалилась.

После капитуляции Германии Шеленберг некоторое время жил на вилле Бернадота в Швеции. Однако уже в июне 1945 союзное командование добилось его выдачи как военного преступника. В ходе судебного разбирательства с него были сняты все обвинения, кроме членства в преступных организациях, а также причастности к расстрелам военнопленных. 11 апреля 1949 приговорён к шести годам тюремного заключения. В декабре 1950 по состоянию здоровья досрочно освобождён. После этого Шелленберг жил в Швейцарии, а затем был вынужден переехать в Италию для проведения операции на печени. Однако накануне операции 31 марта 1952 года он внезапно умер, так и не закончив свои мемуары.
Автомобиль же надолго пережил своего хозяина: оказавшись среди трофеев советских войск. Вскоре его владельцем стал знаменитый советский ас Александр Иванович Покрышкин. Однако для Покрышкина он оказался не единственным автомобилем. В 1950 ему выделили ЗиМ, а в 1959 он пересел на Волгу ГАЗ-21. Неиспользуемый Хорьх долго стоял в гараже, пока в 1968 году Покрышкин не подарил его киностудии «Мосфильм». И вот, во время съемок «Семнадцати мгновений весны» этот автомобиль сыграл сам себя.
Производство Хорьх ов прекратили в феврале 1940 года. Всего было выпущено 768 экземпляров. До наших дней дожили единицы, и одна из этих единиц это автомобиль Шелленберга .

Специализировавшаяся на создании одноимённых автомобилей, в том числе и «премиум-класса».

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    ✪ How Audi Car is Manufactured in Company 2017 new Technology inventions

    ✪ 5 strange Audi cars !! 5 अजीब ऑडी कारों

    ✪ Фердинанд Порше, Гитлер и Лей осматривают машину История одной фотографии

    ✪ Обработка почвы культиватором HORSCH Tiger 4 МТ с одновременным внесением удобрений

    Субтитры

История

Многие люди на территории бывшего СССР ошибочно полагают, что «Horch» - старое название фирмы «Audi». Отечественные журналисты, даже специализированных изданий, несколько десятилетий тиражировали это заблуждение. «Horch» - не «Audi» и не «Ауто Унион», это одна из четырёх фирм («Horch», «Wanderer», «DKW», «Audi») создавших ещё одну в 1932 году: «Auto Union» («Автомобильный союз»). Причём все четыре учредителя имели право (и должны были) носить знаменитые четыре кольца «Auto Union», означавшие союз этих четырёх фирм. То есть каждое кольцо означало одну компанию. «Audi» - это всего лишь одно кольцо «Auto Union». В разное время после войны фирмы «Horch», «Wanderer» и «DKW» прекратили своё существование, а фирма «Audi» отказалась от своей первоначальной эмблемы (единичка - значит «Первый»), но оставила себе разрекламированные четыре кольца концерна «Auto Union», убрав надпись Auto Union с колец.

И «Horch», и «Audi» последовательно основал один человек - Август Хорьх . Дело в том, что в начале XX века из-за финансово-правового конфликта с акционерами компании «August Horch Automobilwerke GmbH» сам Август Хорьх был вынужден уйти из фирмы, носящей его фамилию, и основать совершенно другую компанию - «Audi».

В названиях двух автомобилестроительных компаний, основанных одним человеком, прослеживается игра слов: императив «Horch!» на простонародном немецком диалекте значит «Слушай!», «Audi» - то же самое по-латыни.

Во время Второй мировой войны компания «Horch» выпускала и военную автотехнику (офицерские и штабные автомобили, внедорожники, пожарные машины и др.).

В СССР автомобили «Horch» попали уже как трофеи (то есть захваченные во время войны) или в качестве репараций . Многие известные люди Германии и СССР владели автомобилями фирмы Horch. Например, у маршала СССР Георгия Жукова было несколько подобных трофейных машин.

После войны завод Horch в Цвиккау оказался в советской оккупационной зоне , а затем ГДР . В 1948 году был построен опытный образец легкового автомобиля представительского класса с понтонным кузовом Horch 930S. Предприятие было национализировано и переименовано в Народное Предприятие «Хорьх Цвиккау» (VEB Horch Zwickau) и вошло в состав объединения производителей транспортных средств в ГДР (IFA) . Основной задачей нового предприятия стало производство грузовых автомобилей. Еще в 1947 году на заводе было налажено производство трехтонного грузового автомобиля Horch H3, который был разработан на основе довоенного перспективного грузовика Auto Union A1500. В 1949 году началось производство трактора RS01 и нового грузовика H3A. К середине 50-х завод выпускал грузовики средней грузоподъемности и армейские джипы. В 1953 году на предприятии вернулись к теме представительских легковых автомобилей. В 1956 году началось производство легкового автомобиля Horch P240. В мае 1958 года предприятие было переименовано в Народное Предприятие «Заксенринг» (VEB Sachsenring Automobilwerke), а все автомобили выпускавшиеся заводом были переименованы в «Заксенринг». Так марка Horch прекратила своё существование.

  • «Horch» - автомобиль Штирлица (Максима Максимовича Исаева) в произведениях Юлиана Семёнова. Однако в многосерийном телевизионном фильме «17 мгновений весны » в съёмках был использован автомобиль Mercedes МВ-230 1938 года.

Модельный ряд (легковые автомобили)

Тип Годы выпуска Тип двигателя, к-во цилиндров Рабочий объём Мощность Макс. скорость, км/ч
4-15 PS 1900-1903 рядный, 2 2.9-3.7 kW 60
10-16 PS 1902-1904 рядный, 2 7.4-8.8 kW 62
22-30 PS 1903 рядный, 4 2,725 cc 16.2-18.4 kW
14-20 PS 1905-1910 рядный, 4 2,270 cc 10.3-12.5 kW
18/25 PS 1904-1909 рядный, 4 2,725 cc 16.2 kW
23/50 PS 1905-1910 рядный, 4 5,800 cc 29 kW 100
26/65 PS 1907-1910 рядный, 6 7,800 cc 44 kW 120
25/60 PS 1909-1914 рядный, 4 6.395 cc 40 kW 110
10/30 PS 1910-1911 рядный, 4 2,660 cc 18.4 kW
K (12/30 PS) 1910-1911 рядный, 4 3,177 cc 20.6 kW 75
15/30 PS 1910-1914 рядный, 4 2,608 cc 22 kW 80
H (17/45 PS) 1910-1919 рядный, 4 4,240 cc 33 kW
6/18 PS 1911-1920 рядный, 4 1,588 cc 13.2 kW
8/24 PS 1911-1922 рядный, 4 2,080 cc 17.6 kW 70
O (14/40 PS) 1912-1922 рядный, 4 3,560 cc 29 kW 90
Pony (5/14 PS) 1914 рядный, 4 1,300 cc 11 kW
25/60 PS 1914-1920 рядный, 4 6,395 cc 44 kW 110
18/50 PS 1914-1922 рядный, 4 4,710 cc 40 kW (55 PS) 100
S (33/80 PS) 1914-1922 рядный, 4 8,494 cc 59 kW
10 M 20 (10/35 PS) 1922-1924 рядный, 4 2,612 cc 25.7 kW 80
10 M 25 (10/50 PS) 1924-1926