Хорьх история. Автомобиль "Хорьх": история известной марки. Один из четырёх

Полное название: Horch
Другие названия: Horch AG
Существование: 1904 - 1932 гг.
Расположение: Германия: Цвиккау
Ключевые фигуры: Аугуст Хорьк - основатель
Продукция: легковые автомобили и автомобили премиум-класса
Модельный ряд:

Название автомобильной фирмы «Horch» происходит от фамилии её основателя – талантливого инженера и успешного предпринимателя Аугуста Хорьха. Автомобили, выпускавшиеся немецкой фирмой, имели то же название. Предприятие собирало разноплановые легковые авто. Были среди них и эксклюзивные экземпляры, по праву отнесённые к категории «премиум-класса».

Квалификацию инженера Хорьх получил после завершения обучения в техническом университете города Миттвайд в Саксонии. Молодой специалист приобрёл немалый опыт в автомобилестроительной отрасли, работая на предприятии Карла Бенца. Ему посчастливилось трудиться в отделе машиностроения в г. Мангейме.

Соответствующее образование, полученный опыт, природный талант и желание творить позволили Аугусту Хорьху открыть собственную компанию. Компания прошла регистрацию в Кёльне 14.11.1899. Спустя несколько лет (10.05.1904) фирма перегистрировалась в Цвиккау. С это дня она стала именоваться иначе: «August Horch Automobilwerke GmbH». Из компании собственного имени Хорьху пришлось уйти в связи с неразрешимыми разногласиями между ним и акционерами. Новую компанию Аугуст назвал «Audi».

По сути, обе его компании назывались одинаково. Для немцев слово «Horch!» означало призыв: «Послушай!». В переводе с латыни «Audi» звучало точно так же.

Один из четырёх

Компания Хорьха стала одной из тех четырёх, которые объединились в 1932-м в концерн Auto Union.

Кроме компании Хорьха, специализирующейся на автомобилях «высшего класса», членами концерна стали: «Audi», «Wanderer» и «DKW».

Две первые фирмы занимались выпуском машин «среднего класса», последняя -«DKW» - недорогих транспортных средств с двухтактными моторами.

Таким образом концерн захватил абсолютно весь авто рынок. Логотипом объединившихся фирм стала композиция из четырёх переплетающихся колец, по одному на каждую «материнскую» компанию.

«Horch» - это вовсе не «Audi»

Неосведомлённые жители Советского Союза ошибочно полагали, что «Horch» и «Audi» - одна и та же фирма. Просто раньше она носила одно название, а позже переименовалась.

Аналогичная информация поступала из специализированных СМИ. Подобное заблуждение распространяли журналисты в публикациях на протяжении нескольких десятков лет.

Каждый член «Автомобильного союза» («Auto Union») устанавливал на своих изделиях эмблему единства – 4 кольца, поверх которых значилась надпись концерна - «Auto Union».

В послевоенные годы четвёрка распалась и постепенно три компании прекратили существование. «Выжила» лишь «Ауди». Оставшись в одиночестве, она не стала менять эмблему, разумно полагая, что её собственная в виде единички, давно забыта, а «кольца» узнаваемы и почитаемы. Так «Ауди» получила в наследство раскрученный бренд, с которого осталось убрать лишь верхнюю часть – название «Auto Union», что ею и было сделано.

Компания «Horch» в послевоенные годы

Немало легковых автомобилей Хорьха досталось победителям. Трофейные машины появились и с Советском Союзе. Известно, что обладателем нескольких «Horch» был сам Георгий Жуков.

Заводы «Horch» оказались на землях, подконтрольных Советскому Союзу. На восстановленных производственных мощностях приступили к разработке авто представительского класса. Опытный образец Horch 930S оборудовали понтонным кузовом.

После национализации фирму стали именовать Народным предприятием. «Хорьх Цвиккау» вошло в состав ИФА – автопроизводителей Восточной Германии.

Перед предприятием стояла задача по выпуску грузовых машин. За основу был взят A1500. Этот грузовик выпускал «Auto Union» до войны. Из прототипа следовало разработать трёхтонный грузовичок. Задание было выполнено: завод стал массово выпускать машины марки «Horch H3» с 1947 года.

Через два года был освоен выпуск нового грузовика марки «Н3А» и трактора модели «RS01». Армейские джипы и грузовые машины средней грузоподъёмности на заводе появились к середине пятидесятых.

О том, что предприятие имеет немалый опыт в производстве авто представительского класса «вспомнили» в 53-м. Выпуск солидных авто «Horch P240» пришёлся на 1956-й.

Марка «Horch» перестала существовать в последний весенний месяц 1958-го, при очередном переименовании предприятия. С этого времени вся продукция получила название «Заксенринг».

Август Хорьх относится к первым инженерам, чьи имена прославились конструированием автомобилей. Он родился в 1868 году и уже в двадцать семь лет работал в должности руководителя производства фирмы Веnz & Со в Мангейме, где подробно познакомился со спецификой производства автомобилей. Хорьх удивил профессионалов множеством конструктивных новинок. Он изобрел бесшумную коробку передач с постоянным зацеплением шестерен, для изготовления которых впервые была использована хромо-никелевая сталь. Между двигателем и коробкой передач он разместил убранное в кожух сцепление, а между коробкой передач и задней ведущей осью впервые появился карданный вал.

К 30-м годам прошлого века немецкая компания «Хорьх» прочно утвердилась на рынке роскошных автомобилей. Одним из главных преимуществ моделей, помимо надёжности и солидности, была низкая по сравнению с конкурентами цена. Тем не менее, марке требовалась машина, которая окончательно бы закрепила статус «Хорьха» на рынке автомобилей высшего класса. В качестве базы под тогдашнюю новинку выбрали 850-ую серию. И уже в 1935 году «Хорьх» представил спорт-кабриолет 853.
Изначально машина создавалась для элиты Третьего Рейха. В отличие от «Мерседеса» 500К, пользовавшегося популярностью у высшей администрации, военного командования и кинозвёзд, а также «Майбаха», предпочитаемого промышленниками, «Хорьх» благосклонно приняли в аристократических домах, владельцами которых были князья, графы и бароны. Что, конечно, не означало отсутствия среди заказчиков этих машин крупных коммерсантов, а также высших военных и гражданских чиновников.
И это неудивительно, ведь роскошный автомобиль был вершиной развития конструкторской и дизайнерской мысли специалистов «Хорьха». Так, например, 853-я ознаменовала переход «Хорьха» на подвеску с качающимися полуосями. Передняя была выполнена на продольных рычагах - инженеры фирмы позаимствовали конструкцию у швабских конкурентов, «Мерседеса» и «Майбаха». К сожалению, рама была недостаточно жёсткой, из-за чего шины передних колёс быстро изнашивались. К тому же рулевое управление отличалось люфтом, что затрудняло управление в целом, и в скором времени большинство «Хорьхов» вернулось на завод - для «доводки».
Инженерам пришлось изрядно попотеть над доработкой. Переднюю часть рамы усилили Х-образной поперечиной, были приняты меры для устранения люфта. Правда, в итоге несколько заказчиков не стали забирать переделанные автомобили с завода. Руководство марки не растерялось: три экземпляра были переделаны в пожарные машины. Один такой «Хорьх» дежурил на гоночной трассе Заксенринг вплоть до объединения Германии, после чего отправился на покой в «музей Хорьха Цвиккау». Второй пожарный «Хорьх» стоял на боевом посту в Чехословакии и сейчас экспонируется в одном из тамошних музеев. Несколько лет назад мелькала информация и о третьем пожарном «Хорьхе». Ему повезло меньше всех - автомобиль нашли на территории Чехии в очень плохом состоянии.
Об управляемости 853-й модели можно судить по строкам из романа Ю.Семёнова «17 мгновений весны»: «Штирлиц знал, что крутые повороты сильно изнашивают резину, но всё равно любил ездить быстро, так, чтобы она пищала и пела». К сожалению, в фильме все книжные подробности, касающиеся транспортных средств персонажей, были опущены - для съёмок использовали то, что удалось найти через двадцать лет после описываемых событий. Поэтому советский разведчик ездил на рядовом «Мерседесе» 230, а не на великолепном «Хорьхе».
В отличие от 930-й серии, которая оснащалась V-образным двигателем, на 850-й, 851-й и 853-й моделях использовался рядный восьмицилиндровый мотор. Инженерам не удалось разработать для него достаточно надёжный и производительный компрессор, но 120 лошадиных сил «Хорьху» хватило, чтобы заслужить репутацию машины для автобанов. У Семёнова упоминается «усиленный» мотор - видимо, речь идёт о варианте 853А с немного форсированным двигателем и укороченной базой. Внешние отличия особенно заметны, если присмотреться к кузову между укреплённым в нише переднего крыла запасным колесом и кромкой двери. Что касается мотора - он был вполне традиционен для «Хорьха» и имел некоторые особенности, присущие фирменным разработкам. Например, распредвал приводился вертикальным валиком через конусные пары. Подобное решение использовалось на моторах «Бентли» в начале 20-х, но у «Хорьхов» привод распредвала находился в задней части мотора.
"Хорьхи" моделей 853 и 853А комплектовались кузовами заводского изготовления и имели несколько старомодный вид. Боковины длинного капота украшал ряд вентиляционных лючков, облицовке радиатора была придана форма рыцарского щита. Фирменная эмблема напоминала зубчатую крепостную башню, а накапотным украшением служил крылатый шар, известный как «Летящее Совершенство». Эта композиция была создана профессором Бёмом, стилистом «Хорьха». Выразительности облику автомобиля придавали огромные фары, в верхнюю часть которых были вставлены огранённые камешки.
Багажник у спорт-кабриолетов был небольшим, поэтому сзади имелись откидные кронштейны для установки дорожного кофра на случай дальней поездки. Крыша автомобиля в сложенном виде сильно выступала над кузовом, но основную массу клиентов это устраивало. Многие из них ездили с закрытыми окнами и опущенным верхом. Таким образом, встречный ветер не беспокоил их в пути даже осенью. Зимой от непогоды защищал двухслойный тент: его внутренняя обивка полностью скрывала механизм складывания, и в неё был вмонтирован плафон освещения.
Помимо стандартных кабриолетов, «Хорьхи» заказывали и в уникальных кузовах производства берлинской «Эрдманн унд Росси». Это были как четырёхдверные туренвагены и спорт-кабриолеты, так и приземистые родстеры с вырезами в бортах, напоминающие изготовленный в трёх экземплярах «Хорьх» 855. На подобном 853-ем ездил легендарный гонщик команды «Ауто-Унион» - Берндт Роземайер. Также в единичных экземплярах изготавливались трёхместные спорт-кабриолеты. В них водитель и оба пассажира сидели в один ряд. Такие машины предназначались для езды с шофёром, а не для самостоятельной поездки, поэтому водительское место было тесным и неудобным.
Приборная доска 853-й модели отделана ясенем. Большие циферблаты приборов имеют цвет старой слоновой кости. Минимальная отметка у них находится вверху справа, максимальная - вверху слева, а стрелка движется в нижней части циферблата. Про такие приборы в нашей стране говорили «с обратным отсчётом». Обивка сидений простёгана «батонами», в канты вложены калиброванные тропические лианы. Начинкой «батонов» служили конский волос и морская трава, под которыми были слои войлока и джута, лежащие на плоских пружинах. На тыльной стороне кресел были укреплены поручни в виде плетёных кожаных шнуров. Двери в открытом положении удерживались кожаными ремешками, а для облегчения их закрытия использовались петли из ремней.
Появившись на свет, «Хорьхи» сразу же стали олицетворением имперского стиля предвоенной Германии. В них было выражено не презрение арийцев к «низшим», а гордость за нацию, без которой не выстоять ни одному народу.
В своё время «Хорьхи» продавались в комиссионных магазинах Советского Союза, по цене приравниваясь к «Волге» или ЗиМу с учётом степени износа. После «перестройки» обрусевшие автомобили приобретались отечественными коллекционерами, а также переправлялись за рубеж. Причем цены на них отличались довольно широким разбросом - от 30 до 200 тысяч долларов. Сейчас же нереставрированный, но комплектный образец «Хорьха» 853-й модели стоит не менее ста тысяч евро, а полностью готовый - от трёхсот тысяч. Встречаются и варианты за полмиллиона евро. Цена может повышаться в зависимости от исполнения, а также от истории данного конкретного экземпляра.
Стоит развеять распространённое у нас заблуждение: упоминание о связи автомобиля с лидерами Третьего Рейха не может облегчить сделку. В Германии до сих пор действует запрет на продажу любых связанных с ними предметов. Впрочем, спрос на машины диктаторов практически нулевой...



Компания «Ауди» была основана в 1909 Августом Хорьхом. Ее корни уходят к несуществующей ныне, но не менее знаменитой фирме Horch («Хорьх»), блиставшей на немецком небосклоне во времена третьего Рейха. В 1899 талантливый изобретатель Август Хорьх основал в Мангейме фирму «Хорьх и Компания», которая через 4 года перебралась в Цвиккау. В 1909 он построил новый весьма неудачный 6-цилиндровый мотор, который чуть было не привел фирму на грань банкротства, что очень возмутило его компаньонов, решивших расправиться с ретивым изобретателем и изгнать его из собственной же фирмы. Но Хорьх тут же неподалеку основал другую компанию, которая, естественно, тоже носила название «Хорьх». Его бывшие компаньоны, почувствовав в молодой фирме сильного конкурента, подали на Хорьха в суд с требованием изменить название фирмы. Согласно решению суда, новое предприятие по выпуску автомобилей не могло носить название Horch, и Август Хорьх обратился к латинизированному варианту прежнего названия: слово horch, по-немецки значащее «послушай», стало audi. Так в 1909 родилась знаменитая торговая марка и не менее знаменитая компания «Ауди».

Многогранная, насыщенная событиями история известной автомобильной марки «Хорьх» уходит корнями в 19 век. 14 ноября 1899 года талантливый немецкий инженер Аугуст Хорьх основал в Кельне собственную компанию по производству транспортных средств Horch & Cie. Motorwagen Werke. Спустя год свет увидел марки «Хорьх», отличающийся конструкторскими инновациями. Впоследствии Аугуст Хорьх стал одним из первых прославившихся автомобильных конструкторов в мире.

Аугуст Хорьх

Будущий талантливый инженер и успешный предприниматель родился 12 октября 1868 года в городе Виннингене, в семье кузнеца. Семья Аугуста Хорьха не могла похвастаться достатком, а потому ему пришлось работать с 13 лет. Сменив несколько видов занятий, целеустремленный и неуживчивый Хорьх не вдохновился ни одним из них и в 1888 году решил поступать в Саксонское инженерное училище. Компенсируя недостаток знаний, настойчивый молодой человек успешно окончил учебное заведение и устроился работать сначала на литейный завод, а потом в проектный отдел судостроительной компании, где он впервые и столкнулся с двигателями внутреннего сгорания.

Его жизнь круто изменилась после того, как в 1896 году он попал на мотогонки. На то время это транспортное средство было чудом техники. Хорьх много расспрашивал механиков о мотоциклах и уже к вечеру принял решение написать письмо с подробной информацией о себе и просьбой о трудоустройстве в фирму Benz. Не ожидая быстрого ответа, Аугуст был приятно удивлен, когда в скором времени получил известие, что он принят и должен немедленно приступать к работе. 27-летний Хорьх был назначен помощником начальника в отдел двигателестроения, но уже через четыре месяца, благодаря усердию, был поставлен во главе производства автомобилей.

Основание компании

Четыре кольца - четыре бренда

Новаторский подход и постоянный поиск новых решений Аугуста Хорьха в конструировании автомобилей требовали постоянных финансовых вливаний. Это никак не радовало акционеров и приводило к постоянным разногласиям. Хорьх считал участие в автогонках лучшей рекламой для торговой марки. Автомобили компании становились постоянными участниками соревнований, причем конструктор нередко сам садился за руль.

Мир скоростей требует постоянных вложений и роста. Так, в 1906 году компания выпускает новую модель ZD. Немецкий автомобиль "Хорьх ZD" с 5,8-литровым двигателем и легким спортивным кузовом был специально собран для участия в престижных гонках Генриха Прусского. Неудачное выступление в соревнованиях привело к обострению и без того сложных отношений с акционерами, которые были крайне недовольны продажами предыдущей модели Horch Z. Упрямый конструктор отвергал любые предложенные компромиссы, всецело отстаивая свою точку зрения. В результате летом 1909 года под давлением акционеров Хорьх покинул основанную им компанию, но уже через месяц в том же Цвиккау он регистрирует новую фирму August Horch Automobilwerke GmbH.

Две фирмы почти с идентичным названием и практически на одной улице возмутили владельцев предыдущей компании. После судебного разбирательства, которое Хорьх проиграл, встал вопрос о новом названии. Во время дисскусии по этому поводу в доме своего друга сын хозяина, изучавший латынь, просто перевел Horch с немецкого на латынь. Так появилось название Audi, а впоследствии - и компания Audi Automobilwerke GmbH.

Знакомые сегодня четыре кольца AUDI появились значительно позже. Под влиянием экономического кризиса начала 30-х годов четыре компании решили объединиться в один концерн Auto Union AG. В объединение вошли Horch, Audi, Wanderer и DKW. Эмблема в виде четырех колец символизировала объединение этих четырех компаний и должна была присутствовать на всех автомобилях концерна. Horch и Audi производили Wanderer - средний класс, DKW - бюджетные и малолитражные автомобили. Существует ошибочное мнение, что автомобиль "Хорьх" - это то же, что и Audi, просто переименованный со временем. Дело в том, что через некоторое время трое из четырех представителей концерна перестали существовать. Осталась только Audi, которая и унаследовала эмблему.

Самые популярные модели

Самыми популярными моделями "Хорьх" по праву считаются автомобили с четырехцилиндровыми двигателями среднего литража. Объемы продаж автомобилей с двигателями большего литража (спортивные, представительские) всегда были меньше по нескольким причинам. Исключением стали модели, выпущенные с 1937 по 1940 год (851/853/853A/855/951/951A). Именно эти солидные представительские машины запомнились как символ марки "Хорьх". Автомобиль (фото 1939 года, расположенное ниже, это доказывает) выглядел великолепно.

Помимо выпуска гражданских легковых Horch обладала немалым опытом по выпуску военных машин. Одним из самых знаменитых является средний многоцелевой автомобиль "Хорьх 901" повышенной проходимости. Эта машина выпускалась с 1937 по 1940 год по целевой программе вермахта для оснащения армии полноприводными автомобилями трех типов: легким, средним и тяжелым.

Послевоенный закат компании

Начиная с середины 30-х годов руководство компанией Аугустом Хорьхом носило формальный характер. Он все больше занимался общественной деятельностью, занимал целый ряд руководящих постов. После войны город Цвиккау остался на территории, подконтрольной Советскому Союзу. Предприятия были национализированы и вошли в состав ИФА, хотя некоторое время еще выпускались автомобили под маркой Horch, например, представительская модель 930S.

Автомобили Хорьх в хронологическом порядке

Модельный ряд гражданских легковых автомобилей по годам можно увидеть в таблице ниже.

Годы выпуска

Двигатель и кол-во цилиндров

Рабочий объем, л

10 M 20 (10/35 PS)

10 M 25 (10/50 PS)

Typ 303/304 (12/60 PS)

Typ 305/306 (13/65 PS)

Typ 350/375/400/405 (16/80 PS)

Typ 420/450/470/720/750/750B

Typ 480/500/500A/500B/780/780B

851/853/853A/855/951/951A

Теперь вам известна история этих удивительных машин и их талантливого создателя.

Хорьх-850. Автомобиль Вальтера Шелленберга January 27th, 2013

Шелленберг в исполнении Олега Табакова прибывает на аэродром Темпельхоф. В роли его автомобиля - настоящий автомобиль Шелленберга Хорьх-853А. На заднем плане стоит АН-2 с нанесёнными на него немецкими опознавательными знаками.




Вальтер Шелленберг


Август Хорьх


На рубеже XIX и XX столетий создание и производство автомобилей стало престижным делом, приносящим деньги и славу. Автомобильные фирмы появлялись сотнями, но сотнями же и разорялись. Их названия, как и имена владельцев, теперь почти всеми забыты, и лишь совсем немногим удалось оставить заметный след в истории автомобиля. Одним из этих немногих был Август Хорьх .
Родился он 12 октября 1868 года в Виннингене, на Мозеле, в семье кузнеца. В шестнадцать он устроился на вагоностроительный завод в Гейдельберге, где занимался более чем прозаическим делом - ударами кувалды напрессовывал стальные бандажи на колеса. Однако уже в 1900 году он был владельцем собственной автомобильной фирмы, которая, видоизменяясь и преименовываяс, превратилась в ныне существующий бренд Audi. Но сегодня наш рассказ не о нем, а об автомобиле, названном его именем.

Венцом творчества Хорьх а принято считать автомобиль Хорьх-850 . Этот автомобиль создавался как автомобиль для Гитлера. Но Гитлер предпочел 770-й Мерседес. Однако, несмотря на это, всё остальное германское руководство - и Геринг, и Борман, и Гиммлер, и Риббентроп, пользовалось именно этим автомобилем. Более того, если вы не только смотрели фильм «Семнадцать мгновений весны», но и читали одноименную книгу Юлиана Семёновича Ляндреса, более известного под псевдонимом «Семёнов», то вы помните, что книжный Штирлиц, в отличие от киношного, ездил не на Мерседесе-230, а именно на Хорьх е. Действительно, Хорьх в те годы стоил от 13 тысяч 900 до 20 тысяч 850 рейхсмарок, в зависимости от типа кузова, а зарплата штандартенфюрера составляла от полутора до четырёх тысяч, в зависимости от места службы. Тогдашняя рейхсмарка равна нынешним 10,39 долларам. Так что Штирлиц, если бы он не был скрягой, который из скупости не заводил даже любовниц, вполне мог бы себе позволить не ширпотребный «мерин», а роскошный Хорьх , правда, скорее всего, лишь в базовой комплектации. Иначе на него стал бы косо смотреть его шеф Вальтр Фридрих Шелленберг , который сам тогда - в конце 1930-х годов - был еще не бригаде-, а штандартенфюрером. В момент же выхода в свет первого Хорьх а 25-летний Шелленберг был всего-навсего регирунгсратом, что в Германии примерно соответствовало дореволюционному русскому чину коллежского асесора. А Хорьх Шелленберг приобрел в апреле 1939 года за 18250 рейхсмарок.

Первый серийный Хорьх-850 вышел из заводских ворот Хорьх-Верке в Цвикау (том самом Цвикау, в котором потом будут делать Трабанты) 18 июня 1935 года, и первая его серия сразу же была раскуплена германскими богачами, ждавшими его появления почни полгода, ведь еще 11 февраля его предсерийный образец был представлен на Берлинском автосалоне. Кстати, потом этот предсерийный экземпляр побывал в аварии, после чего был переделан в пожарный автомобиль.
Представительский автомобиль, оснащенный кабриолетным кузовом фирмы «Глезер» со смелой линией крыльев и фарами размером с человеческую голову выглядел весьма величественно. Хорьх-850 имел в длину 5 метров 35 сантиметров, а его радштанд, как называют немцы колёсную базу, составлял 3450 мм. Ширина же автомобиля достигала 183 сантиметров, что в те времена было редкостью.
Плотный тент, мощная печка и плафон освещения салона создавали в кабриолете комфорт, вполне приемлемый даже по современным меркам. Комфот же в лимузине от кузовной фирмы «Эрдманн и Росси» вполне мог бы посоперничать с таковым в автомобилях нашего времени. Конечно, в нем не было тех наворотов, которые присутствуют сейчас, но мягкость сидений и плавность хода делали поездку приятной и неутомительной.
В комплектацию автомобиля были включены радиоприемник, бар, откидной столик, а также комплект из нескольких дорожных чемоданов и зонт с выгравированным на рукоятке фирменным логотипом из четырех колец, как у Ауди. От логотипа Ауди он отличался лишь надписью «Auto Union».
Автомобиль был оснащен рядным восьмицилиндровым двигателем рабочим объемом 4944 куб. см. Диаметр его цилиндров равнялся 87 мм. Ход поршня - 104 мм. Первоначально мощность его составляла 100 л.с., но в 1937 году ее довели до 120. Эта модификация называлась Хорьх-853А . Именно такой автомобиль и приобрел Шелленберг .

Хорьх одного из питерских коллекционеров

По иронии судьбы именно этот автомобиль сыграл в кино самого себя. Помните кадр, когда Шелленберг встречает прилетевшего из Германии СС-обергруппенфюрера Карла Фридриха Отто Вольфа? Это событие действительно имело место 16 марта 1945 года. На аэродроме Темпельхоф Вольфа одновременно ждали две машины: одна - тюремная, с бронированными дверцами и с тремя головорезами из охраны подземной тюрьмы гестапо. Роль этой машины исполнил советский УАЗ-452 . В другом же автомобиле сидел бригадефюрер СС, начальник политической разведки рейха Вальтер Шелленберг . И к трапу самолета шли трое головорезов в черном, с дегенеративными лицами и интеллигентный, красивый, одетый для этого случая в щегольскую генеральскую форму Шелленберг . К дверце приземлившегося "Дорнье" подкатили трап, и вместо наручников руки Вольфа сжали пальцы Шелленберг а. Тюремщики в этой ситуации не рискнули арестовывать Вольфа - они лишь проследили за машиной Шелленберг а. Бригадефюрер СС отвез Вольфа на квартиру генерала Фегеляйна - мужа сестры Евы Браун и личного представителя Гиммлера в ставке фюрера.

Так вот, этим самым автомобилем и был Хорьх-853А , ранее действительно принадлежавший Шелленберг у. Вскоре после вышеописанного события советские войска взяли 1 мая Берлин, а 3 мая Шелленберг прилетел в Копенгаген для ведения переговоров о мире при посредничестве главы Красного Креста герцога Вестерботтенского Густава Адольфа Бернадота. Шестого мая он вылетел в Стокгольм, имея официальные полномочия на заключение перемирия в Скандинавии. Однако английское командование отклонило посредничество шведского Красного Креста, и последняя миссия Шеленберга провалилась.

После капитуляции Германии Шеленберг некоторое время жил на вилле Бернадота в Швеции. Однако уже в июне 1945 союзное командование добилось его выдачи как военного преступника. В ходе судебного разбирательства с него были сняты все обвинения, кроме членства в преступных организациях, а также причастности к расстрелам военнопленных. 11 апреля 1949 приговорён к шести годам тюремного заключения. В декабре 1950 по состоянию здоровья досрочно освобождён. После этого Шелленберг жил в Швейцарии, а затем был вынужден переехать в Италию для проведения операции на печени. Однако накануне операции 31 марта 1952 года он внезапно умер, так и не закончив свои мемуары.
Автомобиль же надолго пережил своего хозяина: оказавшись среди трофеев советских войск. Вскоре его владельцем стал знаменитый советский ас Александр Иванович Покрышкин. Однако для Покрышкина он оказался не единственным автомобилем. В 1950 ему выделили ЗиМ, а в 1959 он пересел на Волгу ГАЗ-21. Неиспользуемый Хорьх долго стоял в гараже, пока в 1968 году Покрышкин не подарил его киностудии «Мосфильм». И вот, во время съемок «Семнадцати мгновений весны» этот автомобиль сыграл сам себя.
Производство Хорьх ов прекратили в феврале 1940 года. Всего было выпущено 768 экземпляров. До наших дней дожили единицы, и одна из этих единиц это автомобиль Шелленберга .

Август Хорх был одним из первых инженеров, который прославился конструированием автомашин. Он родился в 1868 году. Уже в 27 лет он занял в фирме Benz & Co должность руководителя производства. Именно там он узнал все о производстве автомобилей.

Через три года Хорх уволился из фирмы и начал изготавливать в бывшей конюшне собственный автомобиль. Через год он смог поставить свой первый автомобиль на колеса. К 1903 году Хорх сумел сколотить капитал в 30 000 марок. Это дало ему возможность организовать фирму. Она была названа August Horh & Co, Motorwagenwerke. Представительство фирмы расположилось в Цвиккау. Первым автомобилем, который был изготовлен этой фирмой, стал автомобиль типа 18/22 PS. На него был установле четырехцилиндровый двигатель.

Horch 18/22 PS

Все профессионалы были удивлены огромным количеством конструктивных новинок, которые предложил Хорх. Именно ему удалось разработать коробку передач с постоянным зацеплением шестерен, которая работала абсолютно бесшумно. Изготавливалась она из хромоникелевой стали. Сцепление он убрал в кожух и разместил между коробкой передач и двигателем. Карданный вал был впервые установлен между задней ведущей осью и коробкой передач.

В 1906 году на Херкимеровых гонках доктор Стоссе одержал победу на автомобиле типа 18/22 PS. Это принесло фирме не только вполне заслуженную спортивную славу, но и огромное количество заказов. Но третьи по счету гонки оказались куда менее успешными. Это привело к разногласиям между Хорхом и остальными акционерами. В начале июня 1909 года Хорх ушел с предприятия. После этого он организовал в Цвиккау новый завод. Этот завод был назван Audi Бывшая фирма Хорх, после того, как ее основатель ушел, стала специализироваться на дорогих автомобилях под заказ.

Horch 600, 1932

Среди продукции новой фирмы Хорха наиболее удачной моделью стал автомобиль типа 600 выпуска 1932 года. На нем был установлен V-образный двигатель с двенадцатью цилиндрами, который при 3000 оборотах в минуту достигал мощности 120 лошадиных сил. Эта модель отличалась тем, что в ней имелась возможность гидравлической регулировки зазоров клапанов за счет давления масла возможность регулировки смазки при старте.

В этом же году появился концерн Auto Union AG. Он имел эмблему в виде четырех соединенных вместе кругов. Это символизировало объединение всех типов автомобилей – автомобиль Horch класса люкс, большой и представительный Audi, автомобили «Wanderer» среднего размера и совсем небольшой «DKW».

Имя Хорх перестало быть известным в 1957 году. Именно в этом году предприятие, которое еще в 1947 году было национализировано, получило название Sachsenring Kaft Pahrzeug und Motorenwerk Zwickau /Sa.

Horch P2M

Выпуск автомашины Horch P2M был прекращен в 1958 году. Это был первый немецкий многоцелевой автомобиль, который приняла на вооружение народная армия ГДР. В 50-х годах в ГДР несколько увеличился воинский контингент Советского Союза. Это привело к тому, что увеличилась потребность в автомобилях. В рамках СЭВ в ГДР поставлялись автомобили советского производства. Этого было вполне достаточно, тем более что автомобили были достаточно высокого технологического уровня.

Но у вооруженных сил ГДР потребность в автомобилях постоянно увеличивалась. Кроме того, те автомобили, которые поставлялись из СССР, стали постепенно устаревать.

Национальная промышленность Германии постепенно возрождалась, потенциал ее повышался. ГДР была уже в состоянии самостоятельно удовлетворить потребность своих вооруженных сил в автомобилях.

Все это привело к тому, что разработчики вспомнили о чертежах предыдущих автомобилей фирмы Хорх и обратились к ним. В результате работы с этой документацией появился на свет автомобиль, называвшийся «Р3» с колесной формулой 4х4. Изначально этот автомобиль предназначался для пограничных войск ГДР и народной армии. Основная часть автомобилей, выходивших с заводов, отправлялась именно туда. Кроме того, автомобили использовались в лесном хозяйстве страны, пожарной охраной и народной милицией. Ели автомобиль списывался, он зачастую попадал в частные руки. Несмотря на то, что постоянно появлялись новые, достаточно современные внедорожники, пограничники ГДР использовали его вплоть до 1990 года.

Но все-таки большинство заводов ГДР были переведены на производство советских военных внедорожников. В 1966 году производство Р3 было прекращено. За все время было выпущено около 3000 автомобилей.