Торможение двигателем. Торможение двигателем: как остановить машину в экстренных случаях

Многообразие приемов

В чем смысл торможения? Снижение скорости, вплоть до полной остановки. Замедлить движение машины может потребоваться по множеству причин — от снижения скорости перед крутым поворотом до моментальной остановки перед неожиданным препятствием на дороге. Соответственно, и торможение бывает разным — от плавного и растянутого по времени до экстренного, с максимально возможным замедлением.

В каждом конкретном случае требуются свои приемы обращения с педалью тормоза, рулем и коробкой передач. Кроме того, надо учитывать траекторию движения, состояние покрытия, начальную скорость — в общем, одним-единственным «давить в пол» тут не обойдешься.

Техническая сторона

Торможение двигателем для снижения скорости движения либо сохранения её постоянной на спуске активно используется опытными водителями в обычном дорожном движении. Принцип основан на компрессионных потерях, т.е. используется разрежение воздуха во впускной системе. Дизельный двигатель тормозит эффективнее бензинового, ведь степень сжатия топливной смеси в его цилиндрах примерно в 1,5 раза выше, чем у бензинового.

Двигатель сконструирован и отрегулирован таким образом, что он всегда стремится работать на минимальных оборотах (холостой ход). Нажимая на газ, водитель может заставить двигатель увеличить частоту вращения, но как только газ отпущен, обороты двигателя стремятся к минимуму. В результате, если автомобиль движется с включенной передачей, при отпускании газа двигатель замедляет машину. Это называется торможением двигателем.

Такой процесс очень удобен, так как часто позволяет управлять автомобилем только при помощи одной педали — педали газа. Добавляем газ — разгон, отпускаем — торможение. Интенсивность замедления на разных передачах разная. Это следствие закона передаточных чисел.

На 1-й передаче достигается минимальная скорость, но зато максимальная сила, поэтому именно на первой передаче возможны максимальное ускорение разгона и максимальное ускорение замедления (двигателю легко ускорять и замедлять автомобиль).

На 4-й передаче достигаются максимальные скорости, но минимальные ускорения (двигателю трудно воздействовать на автомобиль). Поэтому совершенно незачем ждать, пока двигатель будет с трудом замедлять автомобиль на 4-й передаче, если можно пораньше включить 3-ю, и процесс пойдет быстрее, а затем 2-ю и тогда торможение пойдет сильнее.

В результате при торможении двигателем имеет смысл ждать, когда обороты опустятся до средних значений, и включать более низкую передачу. Дожидаться уменьшения оборотов до средних значений необходимо потому, что, во-первых, теперь уже водитель не заставит двигатель работать с чрезмерной частотой вращения после включения более низкой передачи и, во-вторых, на малых оборотах усилие от двигателя заметно падает.

Ресурс не страдает

Иногда можно услышать мнение, что торможение двигателем, дескать, сокращает его ресурс и вызывает износ дисков сцепления. Это не совсем так. Строго говоря, нагрузка на двигатель при торможении передачами минимальна и практически не наносит ущерба ресурсу. Напротив, износ двигателя гораздо выше на холостых оборотах, когда давление масла в системе его смазки недостаточно. Естественно, при торможении двигателем надо соблюдать меру — если на высокой скорости ухитриться воткнуть первую передачу, то вы можете лишиться и мотора, и сцепления, и коробки переключения передач, да и колеса все-таки сорвутся в скольжение.

Торможение двигателем играет важную роль с точки зрения безопасности. К тому же оно исключает возможность блокировки колес, что особенно ценно на скользкой дороге. Торможение двигателем рекомендуется на затяжных спусках, когда длительное подтормаживание ножным тормозом может привести к перегреву тормозов и их отказу.

И последнее: навыки торможения двигателем рекомендуется развивать круглый год, тогда водителю удастся избежать ошибок при смене сезона.

Имейте в виду

Торможение двигателем не дает большого эффекта замедления в чистом виде, поэтому часто игнорируется водителями. Однако его значимость существенна при управлении автомобилем в условиях низкого коэффициента сцепления и позволяет повысить устойчивость и управляемость автомобиля, его стабильность при экстренных маневрах. Безопасное управление автомобилем требует, чтобы любой прием торможения выполнялся комбинированным способом, т.е. при включенной передаче.

Читайте свежие новости «Друг для друга» в социальных сетях:
ВКонтакте , Одноклассники , Facebook , Twitter , Instagram .

Борис МИХАЙЛОВ

Вверх — Отзывы читателей (1) — Написать отзыв — Версия для печати

а интересно, такой стиль вождения позволяет растянуть интервалы между т о, в частности замену масла, или наоборот?



Выскажите своё мнение о статье

Имя: *
E-mail:
Город:
Смайлики:

В последнее время всё больше опытных водителей решают тормозить двигателем при различных экстренных ситуациях в виде гололёда, тумана и прочих факторов, способствующих повышенной аварийности на дороге. Но стоит ли применять такой способ на своём автомобиле, и будет ли он эффективным и безопасным?

Виды торможения

На данный момент существует несколько способов снижения скорости транспортного средства. Это активное торможение, экстренное торможение, а также торможение двигателем. Первый вид являет собой плавное нажатие на педаль тормоза при движении автомобиля. Сцепление при этом нажимается только в тех случаях, когда обороты двигателя снижены до минимума (то есть близки к переключению пониженной передачи). Второй способ подразумевает под собой резкую остановку транспортного средства путём сильного нажатия педали тормоза. При этом сцепление выключается только после того, как водитель полностью нажал на вторую педаль. И последний тип - это торможение двигателем. Данный способ аналогичен активному снижению скорости, но при этом водителю не обязательно использовать педаль тормоза. Как это действует? Весь секрет заключается в том, что торможение двигателем действует на сам мотор, который в силу своих оборотов прекращает или снижает скорость движения машины. Педаль газа при этом нажимать не надо.

Насколько это эффективно, и где его можно применить?

Торможение двигателем - это довольно эффективный метод снижения скорости автомобиля, причём настолько эффективный и безопасный, что его можно смело применять в горной местности, когда машина движется по различным серпантинам. Благодаря тому, что реверс асинхронного двигателя не задействует работу колодок, вся тормозная система не перегревается, и фрикционный материал не издаёт резкого запаха во время чрезмерно частого трения о диск. Таким образом, риск слипания колодок с тормозным барабаном снижен до нуля. Поэтому данный способ снижения скорости является самым безопасным среди всех остальных. Также торможение двигателем применяется в условиях низкого коэффициента сцепления шин с дорожным полотном. Яркий тому пример - метель и гололёд. Именно в таких погодных условиях данный способ применяется чуть ли не каждым водителем. При этом в автомобиле повышается устойчивость и стойкость к заносам, риск попасть в которые существенно увеличивается зимой.

Что нужно знать новичкам?


Главная ошибка, которую делают многие начинающие водители при торможении данным способом - это автоматическое нажатие на педаль сцепления из боязни, что автомобиль заглохнет при движении. Это в корне не верно, так как переводя машину на нейтральную передачу или просто нажимая на педаль сцепления, мы снижаем обороты двигателя (в действительности они всегда должны быть на максимуме), тем самым повышая свой тормозной путь. Именно поэтому данный фактор негативно влияет на эффект торможения. Итак, мы выяснили всю результативность и безопасность данного способа снижения скорости. Удачи вам на дорогах!


Один из секретов безопасного вождения

Продолжаем знакомить с некоторыми особенностями вождения, которые помогают избежать неприятностей на зимней дороге. Этот прием распространен среди профессионалов, но, к сожалению, редко используется обычными автомобилистами... Итак, торможение двигателем. Одна из палочек-выручалочек, помогающих избежать заноса на скользкой дороге при снижении скорости.

САМОМУ простому и... одновременно самому опасному способу торможения учат во многих автошколах. Алгоритм его таков: отпускаем педаль газа, выжимаем сцепление, переводим рычаг КПП в нейтральное положение и нажимаем педаль тормоза. Работающий на оборотах холостого хода двигатель не участвует в процессе торможения, а зря. Он тоже обладает способностью замедлять автомобиль, укорачивая общий тормозной путь. Торможение двигателем особенно рекомендуется использовать зимой. Впрочем, хорошие водители не отказываются от него, даже когда под колесами сухой асфальт. Существует множество разновидностей торможения двигателем. Разберем два самых простых, применимых в ежедневной езде.

Первый. Самый простой. Нажимая на тормоз. вы оставляете включенной ту передачу, на которой перед тем ехали. "Нейтраль"включаете перед самой остановкой автомобиля, когда двигатель грозит заглохнуть от того, что его обороты упали ниже холостых.

Второй. Более эффективный. Во время торможения переключаемся на более низкие передачи: четвертая-третья-вторая... Вы как бы заставляете двигатель раскручиваться вновь, чего мотору с отпущенной педалью газа совсем "не хочется". Он сопротивляется этому всеми своими механизмами, что в итоге и приводит к более быстрой остановке автомобиля.

Приготовьтесь к тому, что второй прием несколько сложен в исполнении. Однако научиться ему можно самостоятельно. Начните с того, что, предвидя торможение (например, перед вспыхнувшим вдалеке сигналом светофора), заранее переключитесь ступенью ниже. Чтобы избежать рывка, в момент плавного отпускания сцепления сильнее придавите акселератор (на жаргоне это действие иногда называется "перегазовкой"). А затем уже наступайте на педаль тормоза и тормозите мотором по первому методу.

Следующей ступенью мастерства во втором методе станет последовательное переключение на более низкие передачи в процессе торможения. Высококлассные водители притом совершают перегазовки (носок правой ноги давит на тормоз, а педаль газа прижимается пяткой). Беда в том, что взаиморасположение педалей в большинстве автомобилей таково, что использовать такой прием физически невозможно. Это не касается только хороших спортивных моделей наподобие "BMW МЗ". Поэтому нам, подавляющему большинству водителей, в момент перехода на более низкую передачу во время торможения приходится чуть "поигрывать" сцеплением или замедлять его отпускание, чтобы избежать рывка.

Помните, что использовать второй метод при экстремальном торможении нежелательно. В такие моменты машина требует очень точного руления, а для перехода на понижающие передачи вам придется снимать руку с баранки. Это опасно...

А теперь многие зададут резонный вопрос. Зачем нужны все эти ухищрения? Ответ прост. Чтобы свести к минимуму возможность блокировки колес при торможении на скользком или заснеженном покрытии. Когда вы тормозите на "нейтрали", без участия двигателя, машина превращается в таящую опасность тележку со свободно крутящимися колесами. Если торможение происходит с участием двигателя, автомобиль остается автомобилем, у которого двигатель продолжает вращать колеса. Пусть даже с замедлением.

Зачастую торможение с помощью резкого нажатия на педаль тормоза становится не только малоэффективным, но и довольно-таки опасным. Это особенно актуально при появлении на дороге гололеда. При торможении в подобных условиях блокируют колеса, и машина продолжает скользить. В данной ситуации очень просто потерять управление автомобилем, поэтому лучшим решением для снижения скорости будет торможение двигателем.

Что же собой представляет данный процесс, и какие узлы автомобиля задействуются? Обычно при спокойной езде двигатель держит приблизительно одинаковое число оборотов. В начале поездки обороты быстро увеличиваются, а по мере возрастания скорости двигателю становится все сложнее их набирать. Ему приходится противодействовать различным силам, которые стремятся повысить обороты, при этом можно говорить, что наступает торможение двигателем.

Научившись выполнять торможение двигателем, можно сделать движение более безопасным - как в гололед, так и на крутых горных спусках.

У автомобиля есть два основных способа торможения – рабочим тормозом и двигателем (есть, конечно, еще контактное торможение, но это уже экстренный случай). При этом если с торможением рабочим тормозом все вроде бы понятно, торможение двигателем вызывает у автомобилистов много споров. Одни считают такой способ торможения более надежным и щадящим для автомобиля, а другие, напротив, считают, что торможение двигателем повышает нагрузку на основные узлы и агрегаты машины.

Что такое торможение двигателем и как его правильно выполнять?

Торможение двигателем – это отпускание педали газа с целью замедления автомобиля, выполняется при включенной передаче. В процессе торможения двигателем мотор не получает горючую смесь, но продолжает получать крутящий момент от трансмиссии, таким образом он из источника энергии превращается в ее потребителя, замедляя трансмиссию, а потом и колеса.Если требуется незначительное или кратковременное торможение двигателем, его можно выполнять на той же передаче, на которой двигался автомобиль. Если же речь идет о длительном торможении двигателем, то в процессе можно понижать передачи по мере снижения оборотов, а потом при необходимости завершить торможение рабочим тормозом.

Когда применяется торможение двигателем?

На дороге может быть много случаев, когда гораздо удобнее или безопаснее тормозить двигателем, а не рабочим тормозом.К примеру, если вы приближаетесь к светофору, на котором в этот момент горит красный свет. В таком случае не обязательно жать на тормоз, достаточно всего лишь отпустить педаль газа и спокойно подкатиться к светофору. Если необходимо, окончательное торможение можно выполнить уже педалью тормоза.Кроме того, кратковременное торможение двигателем допустимо, если в потоке перед вами перестраивается автомобиль: чтобы обеспечить безопасную дистанцию, достаточно всего лишь прекратить ускорение. После того как автомобиль встанет в ряд, вы сможете снова ускориться.При затяжном спуске торможение двигателем гораздо эффективнее, чем использование рабочего тормоза. Дело в том, что при длительном торможении тормоза могут перегреться, а значит, выйти из строя, а при торможении двигателем такого не произойдет.Торможение двигателем применяется и при отказе рабочей тормозной системы. В некоторых ситуациях торможение двигателем – это единственный возможный способ остановить автомобиль.

Плюсы и минусы торможения двигателем

Основной плюс торможения двигателем в том, что при таком способе торможения тормозные усилия распределяются более равномерно, чем при нажатии на педаль тормоза. Соответственно, машина сохраняет управляемость, поэтому на мокрой дороге вероятность уйти в занос минимальна.Однако есть у торможения двигателем и целый ряд минусов. Во-первых, при торможении двигателем , а это значит, что следующий сзади водитель может не успеть среагировать на ваш маневр. Во-вторых, эффективность и результат торможения двигателем можно предсказать не всегда, так как они зависят от множества факторов. Кроме того, при торможении двигателем нужно правильно подбирать момент переключения передач: нельзя сразу переключиться с третьей-четвертой на первую передачу, так как в противном случае машина может просто уйти в занос или вылететь на встречу. К тому же, такие маневры могут нанести непоправимый урон трансмиссии и обернуться дорогостоящим ремонтом.

Торможение двигателем или накат?

В отличие от торможения двигателем накат выполняется на нейтральной передаче. Многие водители уверены, что такое движение позволяет экономить топливо. Однако многие автоинструкторы не советуют двигаться накатом, так как на нейтральной передаче машина становится менее управляемой, а в сложных условиях это может закончиться заносом и аварией.